Статья 2.12. Тантрическая Традиция как Пятая Веда (ч.1).

«Сразу нужно отметить, что название «Пятая Веда» наряду с другими используется для обозначения такого индуистского учения, как Тантра. Это связано с тем, что Тантра считается ее адептами последним откровением в рамках данного космического цикла, что обусловливает ее нахождение за пределами традиционных четырех Вед» (см. Жаринов С.А. Парадоксальный гимн женственности. Метафизика женственности в «Пятой Веде». Журнал «Милый Ангел» № 2 2000г.).
«В «Камика-Агаме» тантрическим текстом называется такой, который раскрывает тонкие вопросы, связанные с таттвой и мантрой, и образует особое ответвление ведического знания. Интересно, что Тантры, как и Пураны (а до них Махабхарата), часто называются (например, в «Нируттара-Тантре») Панчама-Ведой, т.е. текстами, содержащими знание, которое дополняет первоначальное ведическое откровение» (см. Пахомов. С.В. Индуистская тантрическая литература. Ж. «Восток» № 2 март-апрель. 2005г. стр. 16- 27.).
Согласно некоторым утверждениям, Пятой Ведой считаются Тантры. Согласно другим утверждениям, Пятой Ведой считаются Агамы. Существуют утверждения, что Тантры — это Агамы, а Агамы — это Тантры. Означает ли это, что традиция Тантр, или Тантрическая Традиция — это то же самое, что традиция Агам, или Агамическая Традиция?

* * *

Считается, что самое раннее упоминание о «Пятой Веде» содержится в «Чхандогья-Упанишаде», которая является одной из одиннадцати самых древних Упанишад (канон мукхья, начало I тыс. до н.э.). Их прокомментировал Шанкара и они принимаются как Шрути всеми направлениями Индуизма. Все Упанишады канона мукхья в свою очередь являются частью более объёмного канона муктика, состоящего из 108 Упанишад. В буквальном переводе с Санскрита, мукхья означает «основной», «главный», «выдающийся». «Чхандогья-Упанишада» является частью «Чхандогья-Брахманы» (Гл 2-10) и ассоциируется с Сама-Ведой. В каноне муктика из 108 основных Упанишад стоит на девятом месте. В «Чхандогья-Упанишаде» (7.1.2) сказано:

«Я знаю Ригведу, Яджурведу, Самаведу, Атхарвану — четвертую [Веду], Итихасу [Рамаяну и Махабхарату] и Пураны — пятую Веду, Веду Вед».

«Бхагавата-Пурана» (известная как «Шримад-Бхагаватам»), также называет Рамаяну, Махабхарату и Пураны Пятой Ведой. «Бхагавата-Пурана» — одна из восемнадцати основных Пуран, часть священных писаний Индуизма категории Смрити. Согласно самой «Бхагавата-Пуране», в ней изложена основная суть всех Вед. Среди учёных существуют различные мнения относительно датировки этого текста. Религиозная традиция Индуизма относит «Бхагавата-пурану» к одному из трудов Вьясы, написанных в самом начале эпохи, которую в Индуизме называют Кали-юга, т.е. около 3100г. до н. э.. В подтверждение этой традиционной датировки «Бхагавата-Пураны», индуисты приводят тот факт, что там упоминается ведийская река Сарасвати, описываемая как великая река (санскр. маха-нади), которая полностью засохла около 2000г. до н.э. На самом деле текст уже существовал в IX в. — эта дата была принята к концу XX в. как наиболее вероятная большинством исследователей, которые посчитали одной из причин появления текста развитие традиций Бхакти в Индуизме. Некоторые учёные не согласны с этой датировкой и находят доказательства того, что текст «Бхагавата-Пураны» был известен ещё в V в. и даже ранее.

В «Бхагавата-Пуране» (1.4.20) сказано (см. Шримад-Бхагаватам. Пер. и комм. А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады):

«Четыре части изначального источника знания [Вед] были выделены в самостоятельные произведения, а описания исторических фактов и подлинных событий, содержащиеся в Пуранах, именуются Пятой Ведой».

В «Бхагавата-Пуране» (3.12.39) также сказано (см. Шримад-Бхагаватам. Книга 3. Книга Мудрецов. // Пер. Б.Ч.Бхарати Махараджа):

«Затем из уст Брахмы, которому ведомо прошлое, настоящее и будущее, вышла Пятая Веда — Пураны и Итихасы (Летописи)».

В «Нируттара-Тантре» (7.17) также сказано (см. Ольшевский А.П. Тантра-Шастра. Ж. «Садхана» №1 1998г.):

«агамах панчамо ведах» — «Агама есть Пятая Веда»

Существует и другая версия. Вот что пишет А.П.Ольшевский (см. Ольшевский А.П. Тантра-Шастра. Ж. «Садхана» № 1 1998г.):

«Тантра и Веды. Первоначальным источником всех других видов священных писаний считается Нигама. Тантрическая (школы Шакта) версия происхождения священных текстов выглядит следующим образом: «Из Нигамы возникла Агама, из Агамы — Ямала, из Ямалы возникла Веда, из Веды возникла Пурана, из Пураны рождена Смрити, из Смрити — различные шастры» («Сарволласа-Тантра 1.21-22).
Согласно «Нараяни-Тантре» и некоторым другим тантрическим текстам (традиции Шакта) четыре главные ямалы считаются первоначальным источником четырех Вед. В «Шадамнайя-Тантре» (1.29-31) говорится, что из «Брахма-ямала-Тантры» возникла Риг-Веда, состоящая из трех качеств (гуна: тамас, раджас и саттва). Ее махавакья (великое изречение) — «познание — это Брахман» (праджнянам брахма). Из «Вишну-ямала-Тантры» возникла Сама-Веда, соединенная со знанием (джняна) и познанием (виджняна). Ее махавакья — «Ты есть То (Брахман)» (тат твам аси). Атхарва-Веда, вмещающая ритуалы почитания предков и богов, объясняющая знание Шакти, возникла из «Шакти-ямала-Тантры». «Этот Атман есть Брахман» — ее махавакья (аям атма брахма). Из «Рудра-ямала-Тантры» возникла Яджур-Веда. Ее махавакья — «Я есть Брахман» (ахам брахмасми)».

Существуют разные версии, что считать Пятой Ведой. Для удобства и наглядности разделим все источники информации на следующие группы, а цитаты из источников расположим по мере увеличения их объема:
    1. словари и энциклопедии;
.     2. печатные и электронные издания;
.     3. статьи и публикации;
.     4. интернет-форумы;
    5. зарубежные источники.

 

1. ЧТО ТАКОЕ ПЯТАЯ ВЕДА?

1.1. СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ

««Пятая Веда» — Пураны. Приписывается Вьясе, автору «Махабхараты»».

(Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. / Под общ. ред.
М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. М. Республика. 1996г.)
(Д.Чаттопадхьяя. От Санкхьи до Веданты. М. Сфера. 2003г.)

«Веды. Большинство индусов, в особенности последователи Вайшнавизма, кроме четырёх Вед, Брахман, Араньяк и Упанишад, также относят к ведической литературе такие писания смрити, как: Махабхарата, Рамаяна, Пураны (основные канонические 18 Маха-Пуран), Панчаратра. «Бхагавад-Гиту», которая является частью Махабхараты, в Индуизме принято считать ведическим писанием категории шрути. Её также относят к Упанишадам и называют «Гита-Упанишада» или «Йога-Упанишада». Махабхарату, Рамаяну и канонические Пураны принято считать «Панчаведа» — «Пятой Ведой». Самое раннее упоминание о «Пятой Веде» содержится в «Чхандогья-Упанишаде»».

(Википедия. Свободная энциклопедия.)

«Тантры ((санскр. — ткацкий станок, основа, правило, учение, учебник) — особый класс религиозных книг у индийских сектантов, находящийся в известной связи с Пуранами и представляющий, подобно последним, сравнительно поздний фазис развития индийской религии. Довольно сложная и обширная литература Тантр до сих пор еще мало знакома европейским ученым (наиболее подробный обзор ее дает Aufrecht, «Catalogus codicum Mss. sanscritorum post-Vedicorum quotquot in Bibliotheca Bodleiana adservantur», Оксфорд, 1859-64). Датированные образчики этого рода произведений не восходят далее VIII в. по Р.Х., хотя самое возникновение их может быть отнесено к более древней эпохе ввиду того, что самый культ кровожадных богинь, описываемый в Тантрах, восходит к более раннему времени (может быть, даже раньше III-IV вв.), а также и ввиду несомненного влияния неприличных шиваитских Тантр на непальские буддийские Тантры (между прочим, на одну из девяти канонических книг их — Tath ? gata Guhyaka), а через эти последние и на их тибетскиe переводы, большинство которых относится к эпохе более ранней, чем IХ в. Содержание Тантр большею частью состоит в описании мистических и неприличных обрядов в честь Шивы и особенно его супруги в ее различных формах, т.е. культа так называемой Шакти. Есть, впрочем, небольшое число вишнуитских Тантр. Шиваитские Тантры очень многочисленны, и некоторые из них очень обширны. Обычная их форма — диалог между Шивой и его супругой, в котором богиня расспрашивает своего мужа о способе совершения различных церемоний, о молитвах и заклинаниях, употребляемых в это время. Все они анонимны, и автором их считается сам Шива. Последователи Тантр считают их Пятой Ведой и приписывают им одинаковую с Ведами древность и большую авторитетность. Иные Тантры, по-видимому, более древни, чем Пураны, представляющие в некоторых отношениях дальнейшее развитие содержания Тантр. Божественное женское, материнское начало представляется в Тантрах воплощенным не только в богинях индийской мифологии, но и в любой женщине, могущей поэтому делаться — и при случае действительно делающейся — предметом культа. Кроме обычных жертвоприношений, гимнов, воззваний, ритуал Тантр содержит и некоторые мистические церемонии, сопровождающие их манипуляции, жесты, односложные магические слова в начале и конце обрядов и т.д. Тантры указывают различные способы сочетания этих слов, изменения их смысла с помощью особых жестов во время их произношения, определяют таинственное значение отдельных звуков, их образующих, располагают соответствующие буквы в известные диаграммы, имеющие особую силу и т.д. Целью этих обрядов и волшебных манипуляций является получение особой сверхчеловеческой силы, позволяющей повелевать духами неба, земли и ада. В Тантрах находятся также длинные литании, состоящие в повторении «тысячи имен» Шивы или Вишну. Некоторые из Тантр изданы, но большинство находится в рукописи. Некоторые Тантры носят название Упанишад, напр., «Раматопания-Упанишада» (изд. Вебер, Берлин, 1864г). Особенно жестокий и сладострастный характер приобретает тайный культ Тантр у так называемых сектантов Вамачари, т.е. «идущих налево». Культ другого толка, Дакшиначари («идущие направо»), имеющего свои собственные Тантры, более приличен и нравственен. Появление Тантризма характерно не только для периода упадка Брахманизма, но и для параллельного с ним упадка индийского Буддизма, начинающегося с VIII в. Подобно индусским Тантрам, буддийские задаются целью научить своих адептов, как сверхъестественным путем приобретать желанные материальные предметы и духовные свойства: эликсир долговечности, неуязвимость, способность делаться невидимым, алхимическое искусство, силу вызвать Будду или Бодхисатву для разрешения тех или других сомнений, возможность соединиться с каким-нибудь божеством еще в этой жизни и т.д.».

(Энциклопедический словарь. Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон. 1890г.)

 

1.2. ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ

«Часть Вторая. Религии чистого опыта (Даосизм, Индуизм, Буддизм). Глава 2. Наука психотехники: индуистская Йога. Типы и формы индуистской психотехники. 3. Бхакти-Йога. Бхакти-Йога — это Йога преданности личному Богу и безграничной любви к нему, восходящая к учению «Бхагавад-Гиты». «Бхагавад-Гита» («Божественная Песнь») — знаменитейшая философская часть Махабхараты, «Пятая Веда» Индуизма, относящаяся, правда, не к откровению (шрути), а к преданию (смрити; букв.: «запомненное»)».

(Тоpчинов Е.А. Религии Мира: опыт запредельного.
Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.
Центp «Петеpбypгское Востоковедение». 1998г.)

«Тайны Тантры. Тексты протоиндийцев, дошедшие до нас, крайне скудны. Вряд ли мы получим очень ценные указания на историю происхождения протоиндийской цивилизации, даже если нам удастся прочитать их. Но вполне возможно, что многие загадки протоиндийцев удастся решить, изучив иные письменные источники — тексты Тантры.
Слово «тантра» буквально означает «ткань», «сплетение», «основа ткани». Тантристские символы и рисунки, обнаруженные в Индии, относятся еще ко временам палеолита. Весьма вероятно, что учение Тантры было развито и систематизировано протоиндийскими жрецами. Целый ряд знаков и символов протоиндийцев идентичен тантристским. Шива и его супруга, «Великая Богиня», являются верховными божествами для последователей Тантры, так же как, по всей видимости, они почитались и протоиндийцами. Тантристские тексты считаются «древнее Вед», они, согласно Учению Тантры, вышли из «главных» уст великого Шивы, а посему есть «Пятая Веда». Жрецы арьев, брахманы, обожествляли четыре сборника Вед. «Пятая Веда» имеет не «арийское», а скорей всего протоиндийское происхождение».

(Кондратов А.М. Тайны трех океанов. Ленинград. Гидрометеоиздат. 1971г.)

«Предисловие к русскому изданию. (С.Лобанов (Шрипада Садащивачарья). М. 17.02.02г.). В Тантрах высшее Божественное обнаруживает Себя таким, каково Оно есть — учителем и учеником, процессом постижения и конечной целью, единством и множественностью, и т.д. Из сострадания ко всем своим детям — непросветленным живым существам, пребывающим в неведении и забвении своей истинной природы, Не-выразимое Самовыражается: являет Себя как диалектическое единство и гармонию двух своих проявлений — Шивы и Шакти, Отца мира и Матери мира, через диалоги-тантры которых высшая истина (таттва) просто показывается всем, кто хочет и способен ее видеть. Поэтому Тантра, или Пятая Веда, как ее еще иногда называют, является ни чем иным, как истинной сущностью (таттва-сарой) священного Знания (Веды) и, следовательно, ключом к истинному, неискаженному, естественному видению реальности такой, какова она есть в своей чистой «таковости», и путем к обретению состояния ничем не ограниченной полной свободы (парипурна-сватантръя), знания и блаженства, которое и есть то Великое Освобождение (маха-нирвана) о котором говорит эта Тантра».

(Артур Авалон. Введение в «Маха-Нирвана-Тантру».
Ключ к полному пониманию всей тантрической литературы.
(Пер. с англ. «Тантра-Сангха». М. 1994г.). М. Старклайт. 2002г.)

«Можно констатировать, что в середине I тыс. до н.э., когда в древнеиндийском обществе получило распространение поклонение в форме Пуджи и формировались связанные с ним мифологические представления, появились и ната-сутры, свидетельствующие о существовании и теоретическом осмыслении в эту эпоху театрального искусства, развивавшегося в контексте некой ритуальной практики. Преемственность между ната-сутрой «Шилалина» и «Натья-Шастрой», а также религиозный характер самих ната-сутр, принадлежавших к традиции Амнайя, дают возможность предположить, что эти не дошедшие до нас трактаты фактически представляли собой специальные ритуальные тексты, характеризующие сценические обряды типа Пуджи и сопровождавшие их мистериальные представления. Помимо всего прочего, это предположение позволяет искать в ритуально-мифологических свидетельствах «Натья-Шастры» наиболее ранние черты идеологии, обосновавшей распространение Пуджи в арийской среде. С этой целью обратимся вновь к «мифу о творении», нашедшему отражение в легенде о происхождении театра. Поскольку, на наш взгляд, данная легенда содержит мифологическое осмысление реальных исторических событий, приведем интересующую нас часть более подробно. Предание начинается с вопросов мудрецов-муни к Бхарате, легендарному автору «Натья-Шастры»: «Эта Натья-Веда, которая тобой надлежащим образом составлена и которая основывается на Ведах, как, о брахман, возникла и для чего?» («Натья-Шастра» 1.5). В ответ было сказано: «Прежде, о брахманы, когда закончился золотой век при Сваямбхуве и пришел серебряный век Ману Вивасвата, в связи с распространением чувственных удовольствий мир, оказавшийся подверженным страсти и алчности, пребывал в неведении, происходящем из зависти и гнева, колеблясь между счастьем и несчастьем… Тогда боги, возглавляемые великим Индрой, сказали Питамахе (Брахме): «Мы хотим развлечения, которое оказалось бы достойным быть видимым и слышимым, ведь существующий ведийский канон не подлежит слушанию среди каст шудр; поэтому создай новую, Пятую Веду, доступную всем варнам». «Да будет так, — ответил Брахма. — Я создам дхармическую, приводящую к артхе и славе, содержащую советы и свод правил и показывающую все дела будущего мира, содержащую смысл всех шастр, показывающую все ремесла, Пятую Веду под названием Натья…». Решив так, Господин, вспоминая все Веды, создал тогда Натья-Веду, объединяющую элементы четырех Вед… связанная с Ведами и дополнительными Ведами, Натья-Веда была, таким образом, создана великодушным Брахмой» («Натья-Шастра»1.14-18). Примечательной чертой приведенной легенды «Натья-Шастры» является и идея ритуальной демократичности нового вероучения, которое, в отличие от ведийского канона, становится доступным для всех варн, включая и шудр. Собственно этим аргументируется и сама необходимость создания Пятой Веды, приобщиться к которой смогут все миряне без исключения. В этом смысле сакральное знание Натья-Веды оказывается противопоставленным теологии брахманизма, опиравшегося на догмат о ритуальной исключительности ариев и избранности дваждырожденных, обладавших наследственным правом совершать обряды возлияния Сомы. В рассмотренной легенде весьма своеобразно описана эпоха появления Натья-Веды. Она предстает как неспокойное время, наступившее на рубеже золотого и серебряного веков, время забвения религиозных правил и распространения чувственных удовольствий. Более того, сама необходимость создания новой Веды определена ситуацией упадка благочестия. В легенде настойчиво проводится мысль, что творение Брахмы способно исправить положение дел и как универсальное знание, содержащее смысл всех наук и ремесел, улучшить испорченные нравы людей и восстановить утраченный порядок. В реальном историческом времени этой мифологической эпохе, осмысленной как конец золотого века, должен был бы соответствовать период около середины I тыс. до н.э., в самой историко-культурной ситуации которого, как кажется, и следует искать причины появления неарийской Пуджи среди канонических ведийских ритуалов».

(Лидова Н.Р. Драма и ритуал в древней Индии. Исследования по
фольклору и мифологии Востока. М. Наука. 1992г.)

 

1.3. СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ

«Веды — Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа и Пятая Веда (Панчама Веда), или Тантра».

(М.Зяблов. Великая тайна Аркаима.)

«Авторитет Тантр в Шактизме ставится всегда выше всех прочих индуистских писаний. Тантры — это самое последнее Божественное Откровение, поэтому их называют еще Пятой Ведой (Паньчама Ведой)».

(Основные идеи Школы Тантры.)

«Термин «пурана», который означает «древняя былина», появился уже в Ведах (например, в Атхарва-Веде 11.7.24). А термин «итихаса-пурана» упоминается в «Чхандогья-Упанишаде», «Нирукте» и «Брихадараньяка-упанишаде», где Итихасы-Пураны называются «Пятой Ведой»».

(Пураны.)

«Сразу нужно отметить, что название «Пятая Веда» наряду с другими используется для обозначения такого индуистского учения, как Тантра. Это связано с тем, что Тантра считается ее адептами последним откровением в рамках данного космического цикла, что обусловливает ее нахождение за пределами традиционных четырех Вед».

(Жаринов С.А. Парадоксальный гимн женственности. Метафизика
женственности в «Пятой Веде». Журнал «Милый Ангел» № 2 2000г.)

«Исторические факты и подлинные события, содержащиеся в Пуранах, называются Пятой Ведой. После того, как Веда была разделена на четыре части, Паила Риши стал учителем Риг-веды, Джаймини — учителем Сама-веды, а Вайшампаяна прославился Яджур-ведой. Суманте Муни Ангирасу была доверена Атхарва-веда, а Ромахаршана занялся Пуранами и историческими повествованиями».

(История Вед.)

«1.2. Тантрические писания. «Чхандогья-Упанишада» (7.1.2) объявляет, что Пураны и Итихасы представляют собой пятый раздел Ведического обучения. Пураны и Итихасы учат тому же, что и четыре Веды, но это знание иллюстрируется обширными историческими повествованиями. Пятая Веда известна как Смрити-Шастра, «писание, которое надо запомнить». Изучение Смрити-Шастры было предназначено для не-брахманов».

(Н.Харидев. Религии Индии. Вечная мудрость Вед. 2005г.)

«Тантры. Тантры — священные тексты (называемые также Агамами или более собирательно Пятой Ведой), рассматривающие различные вопросы науки человеческого тела и души. Они охватывают большую часть Йоги. Язык, который они, как правило, используют, в высшей степени символический, а подходящий ключ к применению знаний и практик, сообщаемых Тантрами, передается исключительно от учителя к ученику и поэтому практически недоступен непосвященным».

(Санскрит. Значение и перевод слов на санскрите.)

«В период между VII и IX вв. н.э. Агамический Шиваизм ярко расцвёл на юге Индии. Агамы (само слово означает просто «традиция») воспринимали как восстановление древней мудрости Вед, и поэтому их часто именуют «Пятой Ведой» (как Пураны и Махабхарату). Они предназначены для духовных искателей «тёмной эпохи» (Кали-юги), которым недостаёт нравственного стержня и умственной сосредоточенности, необходимых для следования по пути Освобождения с помощью более традиционных средств».

(Шестьдесят три наянмара — божественных бхакт Шивы.)

«Глава 5. Религии как части духовной культуры. Веды являются источником религиозных представлений в Брахманизме и Индуизме. В VI-V в. до н.э. в связи с началом распространения в Индии Буддизма и Джайнизма, делающих упор на освобождении человека от материальных привязанностей, а не на богослужении, Брахманизм фактически трансформировался в национальную религию Индуизм. Основой обеих религий являются Веды (санскр. — в?дение, знание), состоящие из пяти Вед: Ригведы (гимны богам), Яджурведы (жертвенные формулы), Самаведы (напевы), Атхарведы (заклинания, магия) и сокровенные Тантры».

(Ермилов Э.А. История развития цивилизации.
Введение в сокровенную философию истории.)

«Ригведа. IV-II тыс. до н.э. Древнейший литературный памятник Индии. Cодержит маленькие строфы или Мантры, и поэтому получила имя Риг. В Ригведе также приводятся важные утверждения, такие как «сатьям вада» (говорите истину), «дхармам чара» (действуйте праведно). Также Ригведа содержит описания различных ритуалов и процедур, которые предназначены для оказания помощи в поддержании целостности общества. Также существуют Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа, Панчамаведа (Тантра)». 6

(Великие книги человечества.)

«В «Маха-Нирвана-Тантре» (7.97-98) говорится: «Душа (джива), материальная природа (пракрити), пространство, время, эфир (акаша), земля, вода, огонь, воздух — всё это называется «кула». Практика с этими элементами посредством осознания в них Брахмана называется Кулачара, приносящая праведность, наслаждение, материальное процветание и освобождение». Подобно тому, как Тантра является Пятой Ведой (агамах панчамо ведах), Каула рассматривается как пятая (последняя) стадия (ашрама) духовной жизни традиционного Индуизма: каулас ту панчама-ашрамах. («Нируттара-Тантра»)».

(Ольшевский А.П. Традиция тантрического Шактизма. 1994г.)

«Тантры — это самое последнее Божественное Откровение, поэтому их называют еще «Пятой Ведой» (Паньчама Ведой). Большинство тантр предписывают практику, которая вступает в сильное формальное противоречие с привычными предписаниями Индуизма. Из-за этого индуисты-нетантрики не всегда правильно понимают Тантрическую Традицию и иногда даже относятся к ней предубежденно. Но на самом деле система Тантры не противостоит Ведической Традиции, а просто является иной, более эзотерической, формой Санатана-Дхармы в отличие от более экзотерического ведического Брахманизма, т.е. Тантра — это только иная форма изложения того же Знания, что содержится и в Ведах».

(Сундарадевананда Грихавадхута. Место Тантры в системе Индуизма.
// Тантрический Путь. Выпуск 3. Тантра-Сангха. 1995-1996гг. С.47-57.)

«Подобно тому, как Тантра является Пятой Ведой (агамах панчамо ведах), Каула рассматривается как пятая (последняя) стадия (ашрама) духовной жизни традиционного Индуизма: каулас ту панчама-ашрамах. («Нируттара-Тантра»).
Каула-ачара есть вершина духовного знания. Она есть сущность всех религий и источник вечного блаженства. Шива говорит Деви: «Наиболее сокровенная тайна, высочайшая сущность, дарующая вечное счастье, передаваемая непосредственно от учителя к ученику, Кула-Дхарма есть квинтэссенция, которая извлечена мною из океана Веды и Агамы жезлом духовного знания». («Куларнава-Тантра» 2.9-11).
«Подобно тому, как реки, прямые или извилистые, впадают в океан, все религии (дхарма) входят в Каула-дхарму. Подобно тому, как след слона покрывает следы всех других существ, все учения исчезают в Каула-Дхарме». («Куларнава-Тантра» 2.12-13)».

(Каула-ачара.)

«Одной из самых впечатляющих (и наиболее древних) дошедших до нас традиций является культурная традиция Древней Индии — Ведическая Традиция. Прежде всего, во избежание недопонимания, определим смысл, который автор вкладывает в термин «ведический». Автору близка позиция Джаянанды даса. Если в академической индологии этот термин обычно относят к Ригведе, Самаведе, Яджурведе и Атхарваведе, то Джаянанда Дас трактует термин «ведический» в более широком контексте. Его точка зрения основана на утверждениях самих священных писаний Древней Индии. В «Чхандогья-Упанишаде» (7.1.2) читаем: «Я знаю Ригведу, Яджурведу, Самаведу, Атхарвану — четвертую [Веду], Итихасу [Рамаяну и Махабхарату] и Пураны — пятую Веду». «Бхагавата-Пурана» (1.4.20) называет Пураны, Махабхарату и Рамаяну Пятой Ведой. Таким образом, по отношению к этим текстам (и к ньяя-шастрам) можно свободно использовать термин «ведический»».

(Особенности проявления универсалии «стремление к достижению
духовного совершенства» в древнеиндийской культуре.)

«Тантрическая литература. В соответствии с одной традицией считается, что Тантры — это Пятая Веда; для каждого периода Бог создал своё писание: для Сатья-юги — Веды; для Трета-юги — Смрити; для Двапара-юги — Пураны; для Кали-юги — Тантры. Тантры предназначаются человечеству Кали-юги. В них открывается не относящаяся к этому времени истина, адаптированная к сильно ослабленным способностям людей этой юги. Слово «тантра» означает что-то, расширяющее знание, «таньяте вистарьяте, джнанам анена тантрам».
Практики, близкие Тантризму очень древние. Их обнаруживают и в Ригведе, и в Атхарваведе. Некоторые считают, что они произошли ещё в до-ведические времена. Но как вид литературы с философским смыслом Тантры появились гораздо позднее. Если тантрические работы можно отнести к началу Христианской эры, если не раньше, то последние появились не позднее XVIII-XIX вв.».

(Джагги О.П. Расаяна. Йогическая и Тантрическая медицина. / Пер А.Агапкина.)

«В истории существуют моменты, которые определяют ее ход на тысячелетия. К таковым относится 3102г. до н.э. Внезапно на месте отсталых цивилизаций каменного века в африканском Египте, Шумере, Индии возникают новые государства, строятся храмы и пирамиды, каналы и дворцы. Во всех концах мира появляются люди-боги, вооруженные металлическим оружием, в медных доспехах. Из Руси как из утробы матери в разные концы света отправляются ватаги переселенцев.
Этапы создания на месте Арорат, который до этого представлял собой конгломерацию независимых родов, централизованного арийского государства описаны в древних книгах, сохранившихся в Индии. Именно здесь был записан арийский эпос, который принесли сюда переселенцы с севера. Эпос этот называется Махабха?рата («Великий Бхарата», по имени царя Бхараты). Это одно из крупнейших литературных произведений в мире. Махабхарата — в Индийской Традиции считается «Пятой Ведой»».

(Г.Климов. Самаргл. Глава 21. 3102 год до н.э.)

«Тантрические тексты, согласно верованиям индуистов, написаны великим богом Шивой, а ряд буддистов приписывают основные положения Тантры Будде-Шакьямуни. «Священным» писанием индуистов являются Веды, состоящие из четырех книг. Тантристы утверждают, что их писание — это «Пятая Веда». Сила четырех Вед ослабела. И тогда милостивый Шива дал людям для спасения «Пятую Веду» — тексты Тантры.
Древнейшая из книг Вед, Ригведа, датируется большинством современных ученых серединой II тыс. до н.э. Казалось бы, вопрос о времени создания писаний Тантры в какой-то степени ясен: «Пятая Веда» появилась много столетий спустя после создания древнейшей из книг Вед. Но сенсационные открытия археологов в долине Инда заставили коренным образом пересмотреть взгляд на Тантру, впрочем, также как и на происхождение всей Индийской Культуры. И — что, пожалуй, самое интересное — именно бог Шива, творец «Пятой Веды», был верховным божеством создателей протоиндийской цивилизации, и от них перешел в пантеон Индуизма; значит, Тантра древнее, чем самая древняя из ведических книг — Ригведа!».

(Секреты Тантры.)

«На какой Веде основывается знание Аюрведы? На Атхарваведе, хотя некоторые говорят, что на всех Ведах. Некоторые же утверждают, что Веды покоятся на знании Аюрведы. На руке большой палец главенствует над другими четырьмя, он совсем не похож на них и только он один расположен на ладони, так и среди Ригведы, Яджурведы, Самаведы и Атхарваведы, Аюрведа — Пятая Веда. Почему? «Как в Ведах конечное освобождение души достигается личностью, имеющей знание о Брахмане, путем Дхармы, Артхи и Камы, так и Аюрведа благодаря знаниям этиологии, качеств, признаков, фатальных симптомов и лечения болезней рождает благоприятную почву для освобождения души, идущей путем Дхармы, Артхи и Камы». («Кашйапа-Самхита» 3.2.10.)
Аюрведическое знание согласуется со всеми четырьмя Ведами и со всеми религиоз¬но-философскими системами древней Индии — Аюрведа предназначена для того, чтобы человек любой касты и любого вероисповедания мог легко и не болея выполнять свои предписанные обязанности, отдавать долги богам, предкам и членам семьи, удовлетворять потребности чувств, самосовершенствоваться и идти к Богу.
Аюрведа — внеконфессиональная наука, она произросла из трудов врачей и мудрецов разных вероисповеданий, в ней переплелась Тантра с Буддизмом, поклонение Шиве или Парвати с Вишнуизмом».

(Аюрведа в России. интернет-сайт Матхура Мандала Даса (М.А. Мезенцева).)

«Учение Тантры многие относят к индуистским религиозным течениям. Хотя Тантризм обладает всеми признаками самостоятельной традиции — вероучением, своеобразной культовой и йогической практикой, священными книгами-тантрами и целым рядом других черт отдельной религии, — большинство учёных, да и самих тантристов рассматривают его как особую форму Индуизма.
Тантристы считают своё вероучение универсальной религией всех людей, из которой развились и черпают свою духовную силу остальные религии. Согласно представлениям тантристов, некогда на Земле все люди принадлежали к одной общей религии — вечной и естественной Сатья Санатана-Дхарме («истинной вечной религии»), позволявшей всем существам пребывать в гармонии с Богом, природой-матерью и друг с другом. Благодаря практике Йоги и регулярно совершаемым жертвоприношениям… люди удовлетворяли богов и души предков и были привержены добродетели в Крита-юге. Благодаря изучению Вед, медитации, аскезе, милосердию, благим деяниям и обузданию своих чувств, люди обладали огромной силой, мужеством, мудростью и благим нравом. Они были богоподобными, приверженными истинной религии и все знали истину — так говорится об этих временах в «Маха-Нирвана-Тантре». В дальнейшем сила Ведийской Традиции ослабла, люди духовно деградировали. Лишившись истинного знания, они начали враждовать друг с другом, создали множество верований и идеологий, что способствовало лишь их разобщению. Тогда во спасение устоев Санатана-Дхармы Великий Бог-Отец Шива даровал самое сокровенное священное знание — Тантру, являющуюся ничем иным, как Ведасарой («сущностью Вед») и Панчама Ведой («Пятой Ведой»)».

(Горохов С.А. Учение Тантры. Во что и как верят тантристы.)

««Бхагавад-Гита» в контексте Индусской Традиции. Ближайшим аналогом нашего понятия «священное писание» в Индуизме можно считать понятие шрути (санскр. букв. «услышанное»). Словом шрути собирательно обозначались ведийские тексты: от гимнов Ригведы до Упанишад — то, что мы теперь называем ведийской литературой. Шрути было «услышано» древними мудрецами (риши) и затем многие века передавалось изустно, от учителей к ученикам, в различных школах (т.е. учительских традициях). Со временем тексты шрути были, впрочем, записаны, но к рукописным ипостасям этих священных текстов в Индии никогда не было такого благоговейного отношения, как, скажем, к Торе среди иудеев или к Корану среди мусульман.
Парным к понятию шрути было понятие смрити (санскр. букв. «память», «упомненное», «запомненное»). Этим словом обозначались различные чтимые и авторитетные тексты (нормативные трактаты, собрания легенд и преданий и т.д.), которые, однако, были не получены «свыше», а созданы людьми.
Среди текстов смрити особое место принадлежит Махабхарате, «[Повествованию о] великой [битве] потомков Бхараты». Махабхарата — это огромная поэма на Санскрите, длиною примерно в 100 тыс. стихотворных строф. Основной сюжет — конфликт двух родственных царских семейств, Кауравов и Пандавов, приводящий их к братоубийственной битве на поле Куру (Курукшетра — к северу от современного Дели). Но содержание поэмы отнюдь не исчерпывается ее центральным сюжетом. Махабхарата — это огромный свод различных повествований, преданий, трактатов, притч, наставлений и т.д., так или иначе присоединенных к главному сюжету. Махабхарату иногда называли «Пятой Ведой». Собственно Веды (числом четыре: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа) были предназначены только для высших каст. Махабхарата же была как бы «Ведой для масс», поскольку читать (чаще слушать) ее разрешалось и низким кастам».

(Серебряный С.Д. Многозначное откровение «Бхагавад-Гиты».)

«Амнайя. Изначальным источником всех тантр считается Ишвара (Бог, Владыка Вселенной), который обычно персонифицируется как Шива или Вишну. «Ишвара-ваг агамах тад эва тантрам». «Сказанное Ишварой есть Агама. Это и есть Тантра». («Парананда-Сутра» 22.46-47). Большая часть индуистских тантр сказана Шивой, Владыкой Йоги (Йогешвара) и Тантры (Тантрешвара). «Он, известный как Шива, является Владыкой всех тантр». («Тодала-Тантра» 5.31). Его образ (медитирующего йогина) олицетворяет вечное знание (Атмана), скрытое в Ведах и тантрах. Шива говорит богине Парвати: «Я есть истинная сущность знания и Божество знания». («Нарада-Панчаратра» 2.1.35). Высшей и совершенной формой знания является божественное откровение (Шрути), исходящее непосредственно от Шивы.
Через непрерывную последовательность учителей Амнайя передает священное знание, исходящее от Высшего Божества, в своем изначальном виде. Поэтому «всеми усилиями следует размышлять о своей амнайе». («Нируттара-Тантра», гл. 4). В «Куларнава-Тантре» (Урдхва-амнайя) Шива говорит Парвати: «О, Богиня, тот человек, который истинно знает амнаю, получает желаемое достижение. О Прекрасноликая, это истина, истина». (3.31). «Тот, кто знает только одну амнаю — освобожденный (мукта), в этом нет сомнения, а тем более тот, кто знает еще четыре других амнаи, ибо он есть сам Шива». (3.15). Согласно «Татпарья-Дипике» (комментарию к «Трипура-Рахасье»), «амная это Веда (амнайо ведах)». Рамешвара (известный тантрический комментатор) говорит, что «поскольку основное значение слова «амнайя» — Веда, а Тантра является сущностью Веды (веда-сара), слово «амная» означает Тантру».
Агама продолжает традицию Вед и учение Упанишад (Веданта). Поэтому (согласно «Куларнава-Тантре») она — ведартхика — выражающая смысл Вед и ведущая к достижению цели Вед. В «Рудра-ямала-Тантре»» говорится: «То, что достигается с помощью Вед, достигается также с помощью Тантр (тат тантраир апи гамьятэ)».
Тантрическая система практики следует ведическим кандам (разделам Вед, образующим самостоятельные направления практики: карма-, упасана- и джняна-канда). Ачарья Бхаскарарайя в комментарии (называемом «Сету-бандха») к «Нитьяшодашика-арнаве» (известной части «Вамакешвара-Тантры») говорит, что «кальпа-сутры (ритуальные тексты) Парашурамы и другие кальпа-сутры, а также ямалы и другие тантры принадлежат к остальной части упанишад-канды (Веданты), подобно тому, как Ашвалаяна-кальпасутры и другие (подобные им тексты), а также «Ману-Смрити» и другие смрити являются остальной частью пурва-канды (карма-канды) Веды».
«Бхавана» и другие (Кали-, Тара-, Каула-Упанишада и т.д.) тантрические Упанишады (Традиции Шакта) принадлежат к Атхарва-Веде. «Шактисангама-Тантра» (Кали-кханда 5.23) говорит, что «главное Божество Атхарва-Веды — Высшая Шри-Махакали. Без Кали и без Тары не существует предписаний Атхарва-Веды».
Тантрическая система практики является конечной стадией развития ведического ритуала и учения древних риши. Все сказанное в Ведах имеет свою аналогию и в Тантрах. Поэтому Тантру (так же как и Пурану) называют Пятой Ведой: «агамах панчамо ведах» — «Агама есть Пятая Веда». («Нируттара-Тантра» 7.17).
В Тантрической Традиции Веда рассматривается как внешняя (экзотерическая) часть Агамы, соответствующая начальным (предварительным) стадиям тантрической практики. В «Йогини-Тантре» (патала 9) говорится, что «различие между Ведой и Агамой подобно различию между Дживой и Атманом». Поэтому Тантра известна как тайная Веда, сокровенная сущность Веды и эзотерическая часть Вед».

(Ольшевский А.П. Тантра-Шастра. Журнал «Садхана» №1 1998г.)

«Веды, Пураны и Тантры. Большинство «брахманов по рождению» сохраняли вверенную им живую мудрость точно и бережно, честно выполняя свой долг. Более того, они «вливали» эти старые (пурана) знания в сосуды новых идей, и так появились группы текстов, которые впоследствии стали известны как Тантры и Пураны. И хотя составители Пуран и тантрических текстов стремились сохранить непрерывным тайный поток ведической мудрости, к одному и тому же мифологическому материалу они зачастую подходили с совершенно различных позиций. Отчасти это было обусловлено разнообразием вариантов толкования мифов. Пураны и Тантры основываются во многом на одних и тех же принципах, в числе которых — учение о Девяти Планетах. Но при этом Тантры сосредоточены на практическом применении живой мудрости (как мы видели в разделе об упайях), а Пураны — на теории.
Пураны преподносят ведическую реальность по-новому, встраивая её в новый контекст и творя новые образы, лучше передающие эту реальность в новом мире. Более того, Пураны утверждают, что и сами Веды — это Пураны, а Пураны — это Веды, что они являются частями единого потока знания, живущего в изменяющемся мире. Веды можно уподобить старшим сановникам в государстве, а Пураны и Тантры — их младшим коллегам, получившим от них санкцию на воплощение новых идей и проектов.
Создатели Пуран и Тантр стремились сохранить невредимой эту цепь преемственности и распространить на Пураны ореол святости, до тех пор присущий только Ведам. Вот почему Пураны и связанные с ними эпические поэмы Рамаяну и Махабхарату иногда называют «Пятой Ведой».
Великий риши Вьяса, по преданию разделивший некогда единую Веду на четыре части, также считается автором Пуран и «Махабхараты». Однако «Пятая Веда» отличается от четырёх своих «сестёр» своей общедоступностью. Обстановка на заре формирования ведической религии была такова, что Веды превратились в «частную собственность» лиц мужского пола, принадлежащих к высшим кастам. Пураны же открыты для всех искренних людей независимо от пола и касты. Подобным же образом тантрические ритуалы открыты и доступны всем, кто в состоянии их совершать».

(Гуру Шиваисса. Школа Шакти. 2005г.)

«Когда мы открываем посередине тексты Вед, мы открываем их на Яджурведе. Открывая посередине Яджурведу, мы открываем ее на «Шатарудрии». И если саму «Шатарудрию» открыть посередине, мы откроем ее именно на этой ануваке: «Поклонение Рудре вместе с Умой! Поклонение Красному и Розово-Красному! Поклонение Несущему Благо и Повелителю всех созданий! Поклонение Грозному и Мощному! Поклонение Поражающему спереди и Поражающему сзади! Поклонение Губящему и Уничтожающему! Поклонение [Ему] в деревьях, в зеленеющих и желтеющих листьях! Поклонение Спасающему [, чей священный звук — Ом]! Поклонение Подателю всего благого сейчас и впоследствии! Поклонение Творящему благо теперь и впоследствии! Поклонение Благому и Тому, Кто непревзойденно Благ!».
Здесь видно нарастание патетического возбуждения, которое испытывает риши. И апогеем является фраза: «Намах Шивайа Ча Шиватарайа Ча» — «Поклонение Шиве (Благому) и Тому, Кто непревзойденно Благ». Это апогей. Во всем перечне имен риши последним называет — «Шива». Другого нет. «Атара». За Ним ничего нет. Он — Самый Высший. Это — вершина гимна.
Эта мантра находится в самой середине Вед, это — самая сердцевина воспевания Бога. Назвав Бога именем Шива, ведический пророк не нашелся как назвать Его еще. Все остальные имена указывают на какие-то внешние проявления, скорее описывают Силы Бога, чем Его Самого. Имя Шива указывает на Его внутреннюю природу. «Благой», «Совершенный», «Милостивый» — таковы основные значения этого слова.
Итак, самая главная мантра Шиваизма встречается в самой сердцевине Вед. Поэтому справедливо утверждение «Вайю-Пураны» о том, что если кто-либо хочет познать Истину — пусть изучает Веды, если он не может изучить все Веды — пусть изучит «Шатарудрию», центральный гимн Вед, то есть гимн Всевышнему во всем многообразии Его проявлений, которого почитают сами боги. Если ему трудно изучать и даже читать «Шатарудрию» — пусть повторяет в ней центральные яджусы. Трудно повторять эти мантры — пусть повторяет только пять слогов — «Намах Шивая». Воистину, так повторяющий это, изучает все Веды, ибо в этой мантре сконцентрированы все пять разделов Ведического знания: четыре Веды и Панчамаведа, Пятая Веда — Тантра, излагающая эзотерические знания. К тому же эта мантра, как и Шивалингам, задает направление поклонения: «Шиве, Благому, Тому, выше Которого нет. Тому, Которого почитают все боги».

(Шрипада Садашивачарья. Гимн Шатарудрия в свете
недуалистической философии Шиваизма. Лекция. М. 30.03.1999г.)

«6. Традиционализм (Эвола, взгляд «слева»). У Генона и Эволы содержится подробное изложение механики циклического процесса, в котором происходит деградация земной среды (и, соответственно, человеческого сознания), десакрализация цивилизации, и как один из последних этапов деградации рассматривается сам современный «рационализм» со всеми своими логическими следствиями. Иррациональное понимается традиционалистами не как чисто отрицательная и уничижительная категория, но как гигантская область реальности, не поддающаяся исследованию чисто аналитическими, рассудочными методами.
Показательно, что сам Эвола (и в некоторой степени, Генон, хотя с определенностью о нем это утверждать трудно, так как его отношение к «левым» не было столь однозначно сформулировано, как у Эволы, открыто относившего себя к радикальным консерваторам и крайне правым) отрицал традиционный характер революционных доктрин и считал их максимальным выражением духа современности, деградации и упадка.
В своей великолепной книге о Тантре «Йога Могущества» Эвола описывает инициатическую структуру тантрических организаций (Каула) и свойственную им иерархию. Эта иерархия является вертикальной по отношению к также сакральной иерархии, свойственной индуистскому обществу. Тантра (равно как и буддистская доктрина) и участие в ее травматическом инициатическом опыте как бы отменяет всю систему обычного уклада, утверждая, что «идущий по короткому пути не нуждается во внешней поддержке». В тантрической цепи абсолютно не важно, кто — брамин (высшая каста), а кто — чандала (низшая каста неприкасаемых). Все зависит от успеха в осуществлении сложных инициатических операций и от реальности трансцендентного опыта. Это своего рода «левая сакральность», основанная на убежденности в недостаточности, дегенерации и отчужденности обычных сакральных институтов. Иными словами, «левый эзотеризм» противопоставляет себя «правому эзотеризму» не из чистого отрицания, а из особого парадоксального утверждения, настаивающего на аутентичности опыта и конкретике преображения. Безусловно, с этой реальностью «левого эзотеризма» мы имеем дело и в случае Эволы, и в случае тех мистиков, которые стояли у истоков социалистических и коммунистических идеологий. Разрушение Церквей не есть просто отрицание религии, это особая экстатическая форма религиозного духа, настаивающая на абсолютности, конкретности преображения «здесь и сейчас». Феномен староверческих самосожжений или хлыстовских радений относится к этой же категории. Сам Генон в статье «Пятая Веда», посвященной Тантризму, говорит, что в особые циклические периоды, вплотную прилегающие к концу «железного века», «Кали-юги», многие древние традиционные институты теряют жизненную силу и метафизическая реализация требует особых неортодоксальных путей и методов. Поэтому учение Тантр и называется «Пятой Ведой», хотя Вед всего четыре. Иными словами, по мере дегенерации традиционных консервативных институтов — таких, как монархия, церковь, социальная иерархия, кастовая система и т.д. — наиболее актуальными становятся особые, опасные и рискованные, инициатические практики, связанные с «Путем левой руки»».

(А.Дугин. Метафизика национал-большевизма. 1997г.)

«Глава 2. Ответы, устраняющие сомнения мудрецов. п.58. В крита /сатья-/-югу Двайнаяна и другие сжато изложили его /т.е. Знание Пуран/ в 400 тыс. шлок, которые с началом Двапара-юги были разделены на 18 отдельных Пуран.
Примечание: 18 Пуран, упоминающихся здесь, составляют канонический список из 18-ти Махапуран («великих Пуран»). Шесть из них связаны традиционно с шиваитской традицией, шесть — с вишнуизмом, а остальные шесть являются смешанными по своему характеру. В Двапара-югу вишнуитские Пураны и Агамы определяли образ жизни и характер поклонения последователей Санатана-Дхармы. В Кали-югу приоритет отдается шиваитским Пуранам и, в особенности, шиваитким и шактистским Агамам и Нигамам (т.е. Тантрам, хотя для самих вишнуитов /вайшнавов/ вишнуитские Писания продолжают оставаться авторитетными источниками вероучения и практики. Тем не менее, в Кали-югу на все существа ложится долг почитать Шиву и Шакти-Дэви согласно шиваитских Пуран и Тантр.
п. 64. Сотни других священных текстов — таких как Веды, Смрити, Пураны, Итихасы и Агамы — несравнимы даже с 16-й частью этой «Шива-Пураны».
Примечание: Веды — Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа (т.н. Четыре Веды), а также Брахманы (ритуальные дополнения Вед), Араньяки (священные тексты, описывающие правила жизни для подвижников и отшельников) и Упанишады, излагающие философскую часть Вед — Веданту.
Смрити — многочисленные дхармашастры (такие как «Законы Ману» и т.п.), являющиеся Священным Преданием Брахманизма и определяющие законы варнашрамы.
Пураны — «сектантские» поздневедические Писания, связанные с традициями отдельных ветвей Санатана-Дхармы — Шиваизма, Вишнуищма, Шактизма и Смартизма. Пураны отличаются энциклопедическим характером изложения.
Итихасы — эпические произведения поздневедической литературы: Рамаяна, Махабхарата (включающая в себя знаменитую «Бхагавад-Гиту») и др., примыкающие к Пуранам. В основном связаны с вишнуитской традицией.
Агамы — Писания, излагающие практические методы реализации истин Санатана-Дхармы (ритуалы, магию, йогу и т.п., с учетом особенностей Кали-юги). Шиваитские и шактистские Агамы и Нигамы (разновидность Агам) принято называть Тантрами. В Кали-югу авторитет Агам становится выше остальных ведических Писаний. «Шива-Пурана» в ее нынешней редакции была составлена Вьясой задолго до наступления Кали-юги, поэтому исключительное положение «Шива-Пураны» по сравнению с другими Писаниями, постулируется. Самые сокровенные из Агам (Тантр), составляющие т.н. «Пятую Веду», в то время еще не были дарованы Шивой. Перед наступлением Кали-юги Шива являет — ради спасения всех существ — самую сокровенную часть Ведийского Знания — Панчама Веду (Пятую Веду), т.е. тантрический канон. Во время написания «Шива-Пураны» Панчамаведа еще не была явлена Шивой, оставаясь скрытой (гухья) Шастрой. С обнародованием «Маха-Нирвана-Тантры» и других частей Панчама Веды значимость Вед, Пуран и других Шастр существенно снижается, т.к. все санатани (адепты Санатана-Дхармы) обязаны следовать предписаниям Тантра-Шастры, становящейся основной Шастрой для эпохи Кали-юги».

(Шива-Маха-Пурана. Комментарии.)

«Цель Вед и цель изучения Вед понять Верховную Личность Бхагавана Шри Кришну. Когда говорится, что человек познал Веды, это означает, что он способен разрубить привязанность к материальному миру. Только тогда можно сказать, что он действительно знает Веды. В «Шримад-Бхагаватам» (3.12.37) говорится: «риг йаджух саматхарвакхйан ве дан пурвадибхир мукхаих» — «Из уст Брахмы, начиная с лица, обращенного вперед, одна за другой вышли четыре Веды — Риг, Йаджур, Сама и Атхарва». Далее он также сотворил четыре Упа-Веды (каждая из которых относится к определенной Веде): Айур-Веду — науку о медицине (относится к Риг-Веде, а также к Атхарва-Веде); Дханур-Веду — воинское искусство (относится к Йаджур-Веде); Гандхарва-Веду — науку о музыке (относится к Сама-Веде) и Стхапатйа-Веду — науку об архитектуре (относится к Атхарва-Веде). К четвертой Упа-Веде также относятся Шилпа-шастра — наука о 64 искусствах и Астра-шастра — наука о владении любыми видами оружия. Таким образом, Веды содержат совершенное знание, которое включает в себя все виды знания, необходимые человеческому обществу. Военная наука также нужна людям для того, чтобы поддерживать в обществе надлежащий порядок, как необходимо им и музыкальное искусство. Все эти отрасли знания являются дополнениями к Ведам. Основным содержанием Вед является духовная наука, но, чтобы удовлетворить присущую людям потребность в знании, в Веды включены также сведения по многим отраслям.
Веды — это первоисточник любого знания, и нет такой науки (материальной или трансцендентной), которая не была бы освещена в изначальном тексте Вед. Просто позднее каждая из них была подробнее разработана и дала начало различным ответвлениям. У их истоков стояли великие, почитаемые и много знающие учителя, так что никто не имеет права утверждать, что есть знание, не имеющее отношения к Ведам.
«Затем из уст Брахмы, которому ведомо прошлое, настоящее и будущее, вышла Пятая Веда, Пураны и Итихасы (исторические хроники)» («Шримад-Бхагаватам» 3.12.39). Изначально составленные Брахмой Пураны и Итихасы являются частью ведических писаний и называются Пятой Ведой. Изойдя из Брахмы, четыре Веды вместе с их различными частями и Пятая Веда передавались по цепи ученической преемственности. В «Сканда-Пуране» говорится, что в Пуранах описываются сокровенные эзотерические истины, не раскрытые в четырех Ведах, и тот, кто полностью изучил четыре Веды, шесть Веданг, Упанишады, но не изучил Пураны, не обладает, в действительности, ведическим знанием. Среди всех Пуран самой главной и самой важной является «Бхагавата-Пурана» («Шримад-Бхагаватам»). Пятая Веда (Пураны и Итихасы) раскрывает внутренний смысл четырех Вед и Упанишад.
К Пятой Веде также относятся Тантры (Саттвика, Раджасика и Тамасика), из них Саттвика-Тантры такие, как Панчаратра, расширяют сокровенные положения Вед, объясняя их сакральное значение. В нынешний век Панчаратра более важна, чем «Веданта-Сутра», ибо она предназначена специально для людей Кали-юги. Панчаратра изошла непосредственно из уст Бхагавана Шри Кришны. Для того, чтобы иметь право называться ведическим, произведение должно утверждать ту же цель и сиддханту (заключительный вывод), что и сами Ведические писания (шастры). Поэтому к подлинно Ведической литературе могут относиться любые работы, основывающиеся на ведической сиддханте без искажения ее смысла. Фактически, Ведическая Традиция предполагает появление новых авторитетных работ, передающих послание Вед так, как того требует время и обстоятельства».

(Пятая Веда.)

 

1.4. ИНТЕРНЕТ-ФОРУМЫ

«К ведийскому канону (шрути), т.е. непогрешимому, исключительному, уникальному источнику сведений о Высшем первоначале и дхарме, доступному по традиции только членам высших социальных групп (признается, что как универсальное знание Веды даются всем, но не могут быть поняты всеми), примыкают тексты, составляющие своего рода «священное предание» Индуизма (смрити). Среди членов низших каст и женщин особенно популярны Пураны («старые истории»), считающиеся «Пятой Ведой». В мифопоэтической форме они дают целостное изложение индуистского мировидения во всем его разнообразии и в том виде, в каком оно сложилось к началу н.э. и во многом сохранилось до наших дней».

(Индуизм. интернет-форум).

«Самое раннее упоминание о «древних сказаниях» и прославлениях героев (нарашанси) содержится уже в Атхарваведе, где о Пуранах речь заходит после четырех Вед. В «Шатапатха-Брахмане» Пураны уже «спаяны» с Итихасами (букв. «так именно было») — повествованиями о прошлом; здесь они называются «сладостной жертвой богам». В «Чхандогья-Упанишаде» Итихасы-Пураны следуют в списке «знаний» непосредственно за четырьмя Ведами и даже названы Пятой Ведой, а в другом пассаже Итихасы-Пураны ассоциируются с атхарвангирасами, т.е. с четвертой Ведой. Предполагают, что указанные тексты должны были читаться в промежутках между этапами продолжительных ведийских жертвоприношений типа ашвамедхи, и это подтверждается свидетельством «Ашвалаяна-грихья-Сутры», по которой жрец произносит Пурану на восьмой день жертвоприношения, а Итихасу — на девятый».

(Золотой город. Форум. Монастырь-академия Йоги «Собрание тайн».)

* * *