Статья 2.11. Тантрическая Традиция как предмет Российской Тантрологии (ч.4).

Сегодня как в Индии и на Востоке, так и в России и на Западе, существует несколько (по крайней мере, можно выделить 16) более-менее устоявшихся словосочетаний, «названий», посредством которых обозначают, или подразумевают то, что можно было бы назвать Тантрической Традицией. Как известно, согласно эзотерической точке зрения, считается, что название предмета есть формула его существования. Вопрос интересный и непростой… Однако с древности существует такая формула: «Nomen еst Оmen» («Имя — это знамение»; «Имя есть знак», «Имя — это уже смысл», «Имя — это предзнаменование», «Имя говорит само за себя» и др.).

* * *

(продолжение)

4. НАЗВАНИЯ ТАНТРИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Согласно эзотерической точке зрения, считается, что название предмета есть формула его существования. Вопрос интересный и непростой… По данному поводу филологи постоянно обращаются к философам, и наоборот, философы часто обращаются к филологам. Многие исследователи обращали особое внимание на данную проблему, однако, до сих пор принято считать, что связь между знаком, или набором знаков, или названием, или именем и тем, что они обозначают, и тем более, тем, что происходит вокруг них, весьма условна. Однако с древности существует такая формула: «Nomen еst Оmen» («Имя — это Знамение»; «Имя есть знак», «Имя — это уже смысл», «Имя — это предзнаменование», «Имя говорит само за себя» и др.), где лат. «nomen» означает (букв.) «имя»; «наименование», «название»; «признак», «качество», «свойство», «состояние», а лат. «оmen» означает (букв.) «знамение», «знак», «утверждение»; «примета» и др. Как не вспомнить в связи с этим народную мудрость «Как корабль назовешь, так и поплывешь», или «Как корабль назовете, так он и поплывет». Конечно, данная тема заслуживает отдельного и серьезного исследования. На сегодняшний день существует достаточно много примеров для того, чтобы обратить особое внимание на «эзотерическое» утверждение о том, что название способно отражаться на судьбе того или иного предмета или явления. Более того, как известно, и как показывает опыт, название часто способно передавать основной аспект, суть того, что обозначено этим названием.
Обратим внимание на то, что сегодня как в Индии и на Востоке, так и в России и на Западе, существует несколько (по крайней мере, можно выделить 16) устоявшихся словосочетаний, «названий», посредством которых обозначают или подразумевают то, что можно было бы назвать Тантрической Традицией:
.     1. «Агамика» или «Тантрика» (Восток)
    2. «Агама-Шастра» или «Тантра-Шастра» (Восток)
.     3. «Гупта-Видья» (Восток, Запад)
.     4. «Йога Секса» или «Сексуальная Йога» (Запад)
.     5. «Кама-Шастра» (Восток)
.     6. «Каула-Дхарма» или «Каула» (Восток)
.     7. «Культ Шивы и Шакти» (Запад)
    8. «Лата-Садхана» (Восток)
.     9. «Пратьякша-Шастра» (Восток)
.     10. «Тантра» или «Тантризм» (Запад)
.     11. «Тантрическая Йога» или «Тантра-Йога» (Запад)
.     12. «Тантраяна» или «Мантраяна» (Восток)
.     13. «Учение Дхарани» (Восток)
.     14. «Учение Шамбху» (Восток, Запад)
.     15. «Шива-Шасана» (Восток)
    16. «Шри-Видья» (Восток, Запад)

 

4.1. «АГАМИКА» ИЛИ «ТАНТРИКА»

Слово «агамика» означает «агамический», т.е. происходящий от Агам или основанный на Агамах — определенного рода текстах. Вполне вероятно, что можно говорить об определенной традиции — Традиции Агам (см статью 2.12. «Тантрическая Традиция как Пятая Веда». п.2. Традиция Агам). Агамы часто называют Тантрами и наоборот, Тантры часто именуют Агамами. Также слово «агамический» часто означает «тантричаеский», и наоборот, слово «тантрический» часто выступает синонимом слова «агамический», например, в словосочетаниях тантрический (агамический) Индуизм, тантрический (агамический) Шиваизм, тантрический (агамический) текст и т.д.
Насколько обоснованно ставить знак равенства между словами «тантрический» и «агамический»? Когда речь идет о «не-ведическом» значении, возможно, такая «синонимичность» оправдана, но когда речь идет о «сущности» значений (например, «концептуальной», «доктринальной», «практической» и пр.), вопрос остается открытым. Возможно, та Традция, которая обозначается одним из этих двух слов («Тантра» или «Агама»), является более ранней формой или основой другой Традиции, которая обозначается другим словом. Вот что пишет Андре Паду (см. Андре Паду. Что мы подразумеваем под Тантризмом? Сборник «The Roots of Tantra. Albany: State University of New York Press. 2002г. / Пер. с англ. А.А.Игнатьева):

«Итак, есть обычно высокая степень эзотеричности (чем больше эзотеричности, тем больше Тантры) наряду с особым типом пантеона (не обязательно дифференцированного по половому признаку) и особый и очень разработанный ритуал. Вне этого определения может существовать варьирующееся количество и соразмерность тантрических черт, но это не Тантризм как таковой.
Подходит ли Панчаратра под подобное определение? Возможно, если речь идет о более старых Самхитах и «Лакшми-Тантре», конечно, так как на них оказал сильное влияние Шиваизм. Но мы не можем включить в эту категорию кашмирских панчаратринов, которые настаивали на том, что они составляют ведическую шакху, ни более поздних шри-вайшнавов. Но как много направлений Шиваизма мы можем включить сюда, за исключением Бхайрава-Агам? Является ли агамическая Шайва-Сиддханта действительно тантрической? Да, это так, но в основном благодаря своему ритуальному аспекту и потому что это есть саманья-шастра последователей Бхайрава-Агам. Что же касается современной «ведантизированной» Шри-Видьи в Южной Индии, чья парампара возводится к Шанкарачарье и чьи тантрические черты были обесцвечены, чтобы сделать ее более подходящей для ортодоксальных брахманских кругов, ее едва ли можно назвать тантрической».

Вот что пишет К.Э.Кришнамачарья в «Трактате о ритуалах» (1967г.) (см. Кришнамачарья К.Э. Трактат о ритуалах. 2008г. 155 стр.):

«Тантрические и агамические ритуалы. Есть два типа ритуалов, принятых индусами в сравнительно позднюю эпоху. Термин «тантра» означает мастерство, а термин «агама» — святой орден. Ритуалы этого порядка можно разделить на следующие группы:
    а) ритуалы поклонения.
.     б) ритуалы покаяния.
.     в) ритуалы исцеления.
.     г) ритуалы достижения.
    д) ритуалы искупления.
.     е) ритуалы Йоги.
Эти ритуалы включают в себя разные мантры, заклинания, призывы, огненные жертвы и виды поклонения. В каждом из типов ритуала подробно расписан весь день ритуалиста. Каждый гуру следует одной из вышеуказанных отраслей ритуала и посвящает в свой устав своих учеников, таким образом, устав поддерживается на протяжении поколений. Каждый устав обязательно содержит формулу, взывающую к высшему понятию Бога через особые черты, предписанные таким образом, чтобы они могли захватить ум ученика и подготовить его к переживанию божества Вездесущности».

К сожалению, исследований на данную тему практически нет. В публикациях можно встретить разные словосочетания со словом «агамический», которое на санскрите передается словом «агамика», например:
— агамические обряды
— агамические культы
— агамические тексты
— агамические писания
— агамические практики
— агамическая традиция
— агамическая философия
— агамическая космология
— агамическая обрядность
— агамическая литература
— агамические (религиозные) течения
— агамическая (религиозная) система

* * *

«Тантрика-агамика Индуизм — это Индуизм Смрити…».

(Обсуждение: Индуизм. Википедия.)

«Так, на основе древних ведических и агамических систем сложились четыре главных направлений Индуизма».

(Шиванандана Вашикаран. Тантра. Предельная реальность.)

«Список 108 Махешвара-мурти Шивы описывает различные формы Шивы в храмовой иконографии или в храмовых изображениях и основывается на различных Вайдика, Агамика и Пураника легендах».

(108 форм Шивы.)

«XV. Восприятие. Сурешвара в своем произведении «Найшкармья-сиддхи» проводит различие между средствами познания из священного писания (агамика прамана) и обычными, светскими источниками (лаукика прамана)».

(Радхакришнан С. Индийская философия. тт. 1-2. М. 1956-1957; 1993г.)

«В общем «Агамика» — это на самом деле имеется в виду проведение ритуалов согласно Агамам, то есть протоколам храмового служения (практически все южные шиваитские храмы этим протоколам следуют, начиная где-то с династии Чола), всего их 18. Там же задокументировано, какова должна быть архитектура храма, как расположены статуи и т.д.».

(Храм Чидамбарама.)

«Определение «вайдика» или то, что у нас любят называть «ведическим», означает то, что находится в Ведах. Мантры ведические или вайдика-мантры потому, что они берутся из Самхит Вед, а в Ведах все мантры начинаются с ОМ, как выражение запредельного Брахмана. Поэтому мантры начинающиеся с ОМ, называются вайдика. Мантры не начинающиеся с ОМ, указаны в тантрика и агамика писаниях, а иногда и в Пуранах, поэтому они являются агамика-мантрами, а не вайдика». 

(Ведическое мировоззрение — что мы о нем знаем? интернет-форум.)

«Религия Шивы. В отличие от Вишнуизма, Шиваизм более монистичен, приближаясь в этом отношении к Буддизму (но, в отличие от Буддизма, не считает мир иллюзорным). Как и в древнем Ведизме, в Шиваизме центральной философией является монистический теизм. Практика Шиваизма состоит в сочетании Джняна-Йоги («Пути Знания») и Бхакти-Йоги («Пути Преданности») с йогическим аскетизмом, ведическим и агамическим (тантрическим) культом, а также с целым рядом мистических и оккультных дисциплин». 

(Шрипада Садашивачарья. Род-Рудра — великий бог индоевропейцев.)

«В современном Индуизме тантрические (иначе — агамические) течения находятся в серьезной оппозиции по отношению к Брахманистской Традиции…
На основе древних ведических и агамических систем сложились шесть главных направлений Индуизма — Смартизм (Брахманизм в его нынешнем виде), Шиваизм (Шайвизм), Шактизм (иначе — Тантризм), Вишнуизм (Вайшнавизм) и два менее влиятельных течения — сауры (солнцепоклонники) и ганапатьи (поклонники Ганеши как Верховного Божества)». 

(Горохов С.А. Тантризм и тантристы. Место Тантризма в системе Индуизма.)

«Индуизм. И древний, и современный Индуизм во всем разнообразии своих течений и культов характеризуется многоукладностью мифологических и вероучительных начал. Не только агамическая и ведическая культовая и обрядно-церемониальная практика не поддаётся точному разграничению, но каждое почитаемое место, каждый храм окружён локальной мифологией, которая является источником оригинальных этических и условно догматических воззрений». 

(Кришнаиты — кто они? Миссионерско-апологетический проект «К Истине».)

«Для начала — несколько слов собственно о понятии «тантра». Трактуется оно весьма широко и неоднозначно. Термином «тантризм», по сути, обозначается древняя религия Индии, в основе которой — Шактизм, поклонение Богине-Матери. В дальнейшем интеграция Тантризма с Ведизмом, Индуизмом, Буддизмом трансформировало Тантру в совершенно особенное религиозное течение. В целом его можно считать ветвью Индуизма, однако исследователи уверены: различий между Брахманизмом и «агамическим Индуизмом» (Тантризмом) много больше, чем сходных черт». 

(Тантрический массаж и его духовные истоки.)

«Шиваизм делится на шесть школ или направлений: Вира-Шайва, Пашупата-Шиваизм, Кашмирский Шайвизм, Шайва-Сиддханта, Сиддха-Сиддханта, Шива-Адвайта. Но это не шесть сампрадай. Это именно школы, скорее связанные с территориальной принадлежностью. Эти шесть школ в свою очередь делятся на сампрадайи — 52 или 53 (согласно Тантрам и Агамам), хотя в реальности их гораздо больше. Сами сампрадайи фактически делятся на три категории: Вайдика-Шайвизм-сампрадайи, опирающиеся в первую очередь на тексты Шрути; Агамика-Шайвизм-сампрадайи, опирающиеся в первую очередь на тесты Агам и Тантр; Вайдика-Агамика-Шайвизм-сампрадайи, опирающиеся как на Шрути, так и на Агамы и Тантры». 

(Шайва-Сампрадайя.)

* * *

Обратим внимание на то, что словом «тантрика» (санскр. taаntrika, где первый гласный звук «а» — долгий) в Индии передается значение «тантрический». Вот что пишет Андре Паду (см. Андре Паду. Что мы подразумеваем под Тантризмом? // Сборник «The Roots of Tantra». State University of New York Press. 2002. Пер. с англ. А.А.Игнатьева):

«Обычная ссылка на использование в Индии термина «тантрика» берет начало из формулы в комментарии Куллука Бхатты (XV в.) на «Манава-дхарма-шастру» (2.1), где он сопоставляет vaidika/ tAntrika как две формы откровения (zritiz ca dvidvidhA vaidikI tAntrikI ca) и, как следствие, два различных подхода к Высшей Реальности (первый основан формально на Ведах и на Брахманской Традиции и второй на других текстах). Это различие прошло красной нитью через всю индийскую мысль, но без развития особой категории «тантризм». Мы можем отметить здесь использование Куллукой термина «шрути». Даже за пределами тантрических кругов Тантрическая Традиция явственно могла рассматриваться как Шрути, то есть как откровение, ценное для своей собственной сферы.
Фактически, формула Куллуки показывает с одной стороны, что даже хотя в самой Традиции не существовало определения Тантризма, Тантризм воспринимался индийцами, стоящими вне его, как нечто отличное от традиции Вед. Очевидно, он подобным образом воспринимался и теми, пребывающими «внутри» его, которые выступали против ведических обрядов и представлений.
С другой стороны, из цитат становится ясно, что vaidika/tAntrika отношения не были четко очерченными, с тех пор как и то, и другое могло называться «Шрути». Такая двусмысленность, фактически, заходит очень далеко, потому что Ведическая и Тантрическая Традиции по прошествии времени приобрели тенденцию пронизывать друг друга в теории, в ритуальной сфере и в ссылках в текстах.
Касаясь использования в индийских текстах термина «тантрика», мы также должны принять во внимание тот факт, что слово «тантрика» часто используется вместо слова «каула», чтобы сослаться на более эзотерические тексты и практики и как способ отличить их от эзотерических текстов Каула. Таким образом, эти тексты и практики, именуемые тантрическими, в меньшей степени являются таковыми. Оказывается, что сама индийская культура не может дать нам определения Тантризма как нечто специфического, скорее, она содержит свидетельства проникновения тантрических и не-тантрических элементов в индуистскую мысль и практику».

Как известно, сегодня в Индии существует три вида Пуджи (букв. поклонение; преклонение; почитание; почтение; приветствие; молитва; честь; уважение; благоговение и др.), определенных обрядов (ритуалов) в Индуизме, — вайдика (ведическая, основанная на Ведической Традиции), пураника (пураническая, основанная на Пуранической Традиции) и тантрика (тантрическая, основанная на Тантрической Традиции).

В «У?ддхава-Ги?те» (др. назв. «Ха?мса-Ги?та», часть «Бхагавата-Пураны» или «Шримад-Бхагаватам» (XI. 6-29)), санскритском тексте, содержащем наставления Кришны своему двоюродному брату и другу Уддхаве (см. «Уддхава-Гита». Последнее послание Шри Кришны) сказано:

«Глава XXII. Методы поклонения. Благословенный Господь сказал: 6. Нет конца, о Уддхава, веренице обрядового поклонения, которое воистину безгранично. Поэтому Я приведу тебе краткое, но точное его описание по порядку. 7. Существует три пути поклонения Мне — ведический, тантрический и смешанный. Человек может поклоняться Мне любым из этих трёх способов, выбрав для себя тот, который ему больше всего по душе».

В «Деви-Гите» («Песнь Великой Богини», часть «Деви-Бхагавата-Пураны» (VII, 31-40)), санскритском тексте, время написания которого определяется приблизительно IX в. н.э., сказано:

«Глава Девять. О поклонении Богине. (1). О Богиня богов, Великая Владычица, океан сострадания, о Амбика, сообщи правильные предписания относительно поклонения самой себе надлежащим образом теперь.
(2). Шри-Деви сказала: Я возвещу предписания относительно поклонения, о царь, так чтобы (было) приятно Амбике. С безграничной верой внимай, о бык среди гор.
(3). Двух видов бывает поклонение мне: внешнее и внутреннее. Сказано, что внешнее также бывает двух видов: ведическое и тантрическое».

Вот что пишет Свами Шивананда (см. Свами Шивананда. Тантра-Йога, Нада-Йога, Крийя-Йога. Сборник. Уфа. 2001г. 206 стр., Старклайт. 2002г. 208 стр.):

«Глава 10. Правила для поклонения Пара-Шакти. Я расскажу вам о правилах поклонения Пара-Шакти, которые дадут вам мудрость и спасение… Внутреннее поклонение Деви тоже делится на две формы: одна локализована или фиксирована в какой-то части внутренней конституции, а другая не так фиксирована или локализована. Последняя является высшим способом поклонения. Божественное поклонение бывает трёх видов: Шива-Пуджа, Деви-Пуджа и поклонение Бхакти. Каждое из них подразделяется на Ведическое поклонение и Тантрическое поклонение. Ведическое поклонение делится на три типа: грубая форма, тонкая форма и абсолютная форма».

В отношении слова «тантрика» существуют еще более интересные утверждения. Например, вот что пишет Санджай Ратх (см. Санджай Ратх. Сборник статей по ведической астрологии. / Пер. Ю.Витальева. 2005-07гг.):

«Типы магического знания могут быть тантрика, янтрика и мантрика, соответственно. Тантрика — производное от слова «тан» или тело и «траи» или управлять. Янтрика — то знание, которое использует предметы и рисунки (янтра). Мантрика — то знание, которое использует только мантры, которые также есть тип оккультных знаний».

* * *

«Та?нтра, Тантрика, Тантризм — в Индуизме совокупность эзотерических практик и методов, опирающихся на тантрические тексты».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Тайная Доктрина — общее название, данное эзотерическим учениям древности. Похожие на ТАЙНАЯ ДОКТРИНА слова/понятия: Тако-Лока, Талмидай, Тамала Паттра, Танаим, Танджур, Тантрика, Таор, Тапас.
Тантрика — церемонии, связанные с поклонением Шакти. Шакти обладает двоякой природой, белой и черной, доброй и злой, потому шакты делятся на два вида, дакшиначарьи и вамачарьи, или шакты правой и левой руки, т.е. «белые» и «черные» чародеи. Поклонение последних — в высшей мере распущенное и безнравственное».

(Философский словарь.)
(Д.Мид. Теософский словарь.)

«Колдуны и их ученики. Более развитые и заслуживающие тем большего осуждения — колдуны Тибета, часто называемые европейцами «Дуг-па» или Красные Колпаки, хотя это название принадлежит, собственно, по объяснению старшего хирурга Вадделя в его сочинении «Буддизм Тибета» (Waddell «Le Bouddhisme du Thibet»), большой секте Кагью, входящей в состав буддийской церкви, наполовину реформированной Тибетом. «Дуг-па» практикуют без сомнения магию «Тантрика», но настоящая, не реформированная секта Красных Колпаков — это Нингма-па. Ещё гораздо ниже этой находится секта Бон-па, верная туземным богам и никогда не принимавшая буддийской формы». 

(Астрал. Ясновидение.)

«Панчататтва. … Вышеупомянутые правила управляют жизнью всех людей. Единственное исключение Тантра делает для целей садханы в случае тех, кто компетентен (адхикари) для Вирачары. В действительности же считается, что это исключение вообще не является, строго говоря, исключением из ведического учения. Ошибочно полагать, будто тантрика-рахасъя-пуджа противопоставлена Ведам. Так, запрещая употребление вина в повседневной жизни и ради обычного чувственного удовольствия, Веды в то же время предписывают религиозную яджню с вином. Такое ритуальное использование Тантра также разрешает, но при условии, что садхака является подготовленным для такой садханы, в которой употребление вина является частью ритуала и метода.
Тантра усиливает ведическое правило во всех случаях, ритуальных или иных, когда оно затрагивает тех, кто руководствуется Вайдикачарой». 

(Артур Авалон. Введение в «Маханирвана-Тантру». Старклайт. 2002г.)

«Праздник Маха Шиваратри называют еще «Великой ночью Бога Шивы», отмечается в честь бракосочетания Шивы и Парвати. Он приходится на месяц Магха (январь-февраль). На Шиваратри обычно проводится четыре пуджи, посвященных различным аспектам и проявлениям Шивы, чтобы охватить различные методы и настроения поклонения, как ведические, так и тантрические. Кроме того, такое почитание символизирует различные этапы духовного роста, переходы из одной ачары в другую на едином пути Шива-реализации.
Первая пуджа вайдика (ведическая) — имеет саттвическую направленность, в ней Шива почитается как Рудра.
Вторая пуджа пураника (пураническая) — раджасичная и пышно-экстравертная, Шива почитается как Садашива в духе Дакшиначарской Тантры (т.н. Тантры правой руки)
Третья пуджа тантрика (тантрическая) — вамачарская (условно тамасическая), почитание Шивы в образе Бхайравы». 

(Великая ночь Бога Шивы.)

«Практикующих Тантру мужчин называют садхака, женщин — садхика. Также их именуют тантрика или тантра-йогин (мужчин) и тантра-йогини (женщин). Продвинутых адептов именуют сиддха («постигший» от слова «сидх», означающего «осуществлять», «достигать») или маха-сиддха («достигший совершенства», то есть «великий адепт»). Адепта-женщину называют сиддха-ангана («женщина-адепт» от слова «анга», означающего «конечность» или «часть»). Сам путь Тантры нередко обозначают как садхана (от того же корня, что и «сиддха»); духовное постижение называют сиддхи («совершенство» или «могущественное осуществление»). Последний термин применим как к достижению духовного освобождения (просветления), так и к сверхчувственным и паранормальным способностям мастеров Тантры, обретённым в результате просветления или благодаря продвинутой практике духовной концентрации. Наставников, вне зависимости от степени их просветлённости, принято называть ачарья («проводник», от слова «ачара», означающего «жизненный путь») или гуру («авторитетный»)». 

(Тантра в Челябинске.)

«Восьмилепестковый Лотос. Разотождествившись с неодушевленным миром (вещей и обстоятельств), сфокусируем внимание на живых существах, конкретно, на человеке и духовности. Восьмилепестковый лотос, — основание философии Индуизма, — обозначение Калачакры или колеса времени, которое сформировано восемью спицами. Каждая из этих спиц — в одном из кардинальных направлений (кендра) или промежуточном (кона), — счет начинают с востока и перемещаются в направлении хода часовой стрелки.
Типы магического знания могут быть тантрика, янтрика и мантрика, соответственно. Тантрика — производное от слова «тан» или тело и «траи» или управлять. Таким образом, тантрика способен управлять телами других или влиять на них положительно или отрицательно. Янтрика — тот, кто использует предметы и рисунки (янтра). Мантрика — тот, кто использует только мантры, которые также есть тип оккультных знаний. («Джаимини-Упадеша-Сутра», шл. 2-1-83). Следует отметить, что это единственное дает некий уровень развития оккультного и духовного знания. Как это знание человек собирается использовать — следующий вопрос». 

(Санджай Ратх. Сборник статей по ведической астрологии. / Пер. Ю.Витальева. 2005-2007гг.)

«До тех пор, пока Эвола и другие западные интеллектуалы (включая «посвящённых» адептов западных систем) рассуждают о метафизике и общих гностических моментах, которые есть как в Западной, так и в Тантрической Традициях, они не говорят очевидных глупостей. Напротив, их работы показывают неплохое теоретическое знакомство с обсуждаемым предметом. Ошибки начинаются с того момента, когда эти уважаемые господа берутся обсуждать непосредственно практики…
В заключение позволю себе подчеркнуть, что при обсуждении общих теоретических вопросов Тантрика-Дхармы важно чётко различать авторитетное мнение (сиддханту, или агаманту) Учителей и частное мнение обычного человека, пусть даже и весьма образованного или практикующего. Сиддхантой является только то, что утверждается достигшими учителями (сиддхами) и согласуется с Агамами. К сожалению, на русскоязычных форумах чаще царит полный хаос разнородных мнений. На этом фоне не всегда хочется приводить лишний раз свидетельства священных Агам из опасения, что Слова Бога и Совершенных могут быть обесценены в глазах непосвящённых уравниванием их с мнениями обычных людей». 

(Ачарья Садашивананданатха Каулавадхута. Типичные ошибки в западном восприятии Тантры.)

«Мантра (ман — ум и тра — охраняющий или защищающий) — рассуждение, изречение (ман — ум, тра — прана («Хатха-Ратнавали»)), священный слог, имя или комбинация слов, обычно на Санскрите, требующая точного воспроизведения звуков. Оказывает существенное влияние на разум, эмоции и даже на внешние предметы. Считается источником божественного.
Вайдика-мантра. Мантры ведического периода (из текста Вед); как правило, эти мантры требуют долгой пурашчараны, ньясы занимают длительное время. Начинаются со звука ОМ.
Пураника-мантра. Мантры, в которых в основном используются имена Божеств (нама-мантры);
Тантрика-мантра. Мантры с использованием множества биджа-мантр, а также янтр Божеств. В Тантре для реализации сиддх мантры нужно начитать ее много раз (пурашчарана или ануштхана). В результате всего процесса садхака получает силу этой мантры, т.е. реализовывает ее. Обычно, тантрики совершают много самых разных пурашчаран и развивают различные сиддхи». 

(Мантра.)

«Исходя из принципа Виласы: все игра сознания и силы для коррекции качества жизни, необходимо исследовать две причины счастья-несчастья:
1. состояние сознания: о чем думаем, что хотим, что чувствуем;
2. состояние силы: по проявлениям в трех мирах (физическом, астральном и ментальном).
Согласно Учению о Космической Силе, которая определяет проявления сознания, вещей и явлений в двух мирах, Сила, которая движет всем сущим, обладает двойственной природой: природой расширения (жизнь) и природой ограничения (смерть). Их союз (жизни и смерти) представляет Путь Тантрика, Путь к Бессмертию в Мире Силы, обретение Вечной свободы странствия во времени и пространстве. Основных методов управления течением своей судьбы два. 1. Медитация — метод изменения внутреннего состояния человека, что отразится на космических связях, что повлечет изменение направление потока судьбы. 2. Ритуал — метод изменения внешнего состояния человека, с последующими эффектами в жизни. На основе тайного учения Виласы мощным, простым и быстрым Путем Трансформации судьбы является Митхуна-Йога (парная йогическая практика с эротическими энергиями жизни и смерти)».

(Тантрика: методы улучшения качества жизни.
Пояснения принципов практик «Тантры махараджей».)

«Том I. Глава восьмая. Эпическая философия. I. Преобразование Брахманизма. В то время как мятежи один за другим волновали восточную часть страны, на западе, родине брахманов, происходили, хотя и бессознательно, большие изменения. Когда новые общины, исповедующие чуждые верования, начали вливаться в состав арийцев, старая ведийская культура должна была или подвергнуться преобразованию, чтобы стать приемлемой для новых орд, буквально наводнивших страну, или потерпеть неудачу при их арианизации. Она должна была или расшириться и преобразовать свою собственную религию, чтобы приспособиться к новым верованиям, или умереть и исчезнуть. Гордость арийца не позволяла ему открыто передать право жертвоприношений пришельцам; но они и не могли быть оставлены без внимания. Поскольку ассимиляция новых верований была одним из условий дальнейшего существования в арийской культуре, была предпринята, не без известных затруднений, гигантская попытка включения в нее новых верований и приспособления ее к моральным требованиям пришельцев. Ариазация была по существу духовным процессом. Брахман пытался иносказательно толковать мифы и символы, басни и легенды, в которых прославлялись новые племена. Он принял культ богов племени и пытался примирить их всех с ведийской культурой. Некоторые из более поздних Упанишад описывают попытки построить Ведийскую Религию на основе не-арийского символизма. Развитие доктрин Пашупата, Бхагавата и Тантрика относится к этому периоду общественного сдвига, в течение которого происходила ариазация широких масс в добуддистской Индии. Они так сформировались и развились под арийским влиянием, что сегодня трудно отрицать их происхождение от ранних Упанишад и Вед. Эпические поэмы Рамаяна и Махабхарата рассказывают нам об этом росте Ведийской Религии в течение периода арийской экспансии в Индии».

(Радхакришнан С. Индийская философия. тт. 1-2. М. 1956-1957; 1993г.)

«Существуют психотехники, позволяющие развить способность к глубокой концентрации с помощью гетеро-СК. Есть и психотехники, когда выполняется перемещение сознания из субъекта и обратно, при этом происходит перевоплощение в заданный образ с испытанием всех необходимых ощущений и «работы» в нем.
Интересна японская психотехника размышлений, через коаны и специальный образ жизни, а также метод систематического кропотливого самонаблюдения, достижения искусственной, управляемой шизофрении. Существуют психотехники, основанные на методе перемещения сознания по определенным точкам тела. Это одно из самых многочисленных направлений. Любопытны, но сложны, методы мысленного оживления объекта, например, статуи, рисунка, ритуальной схемы, воображенного образа и др. Есть психотехники, основанные на использовании сенсорного голода и возникновения управляемых галлюцинаций, а также с применением физиотерапевтических фармакологических средств.
Очень много психотехник основано на концентрации субъекта на дыхании или пульсе, на «чакрах» или «жизненных центрах», например, СК с использованием дыхательного акта и внутренней концентрации на 12 жизненных центрах на позвоночнике или центре под пупком и на средней части груди для женщин. Объектами высшей концентрации могут быть триграммы, круг и др. Имеется много психотехник с концентрацией на янтрах, мантрах, джапах, даятах. Свои психотехники в Крийя-Йоге, Лайя-Йоге, Шакти-Йоге, Раджа-Йоге, Маха-Йоге, Алмазной Йоге, Даосской Йоге, в системах «Вайдика» и «Тантрика», психотехник по «Бхагавад-Гите» и другим видам Йоги. Известны виды Йоги с психотехникой на музыке, на позе, на фразах, на процессе еды, на ходьбе, на положении тела в пространстве, на беседе, на своем поведении, на профессиональной работе, на любом увлечении и др.
Существует много видов динамического СК, например, в единоборствах или при демонстрации различных феноменов. Очень интересны дзен-техника, чань-техника, тантристская техника, суфийская психотехника, корейские виды и техника других восточных народов, психотехника древних египтян, иудеев, древних греков, христиан, буддистов, кришнаитов, мусульман, друидов, американских индейцев и др.».

(Кандыба В.М. Тайные возможности человеа. (2001г.)
Загадочные сверхвозможности человека. 2003г.)

«1. Вот частные примеры: Давным давно практикующие Тантру назывались тантриками (ед. число «тантрика», а не «тантрик»!). С лёгкой руки нью-эйджевцев они стали вдруг «тантристами». То же с практикующими Йогу. Сначала они были «йогами» при советской власти, а потом стали «йогинами», а ещё они стали «йоги»… Конечно же, надо писать тантрика (для сравнения «пандита», «дака» и т.д), а не тантрист. Слово «тантрист» вызывает ассосиации с разными левыми профанаторами. Прилагательное, кстати, тоже будет тантрийский, а не тантрический. По поводу мягких знаков и «йя» Все эти «йя» на конце — калька с английского «ya». У нас же в алфавите есть буква «я», зачем нам изгаляться. Еше Цогял, безусловно, лучше и точнее, чем Йеше Цогьял. Уж если на то пошло надо писать «йэше», а это абсурд поскольку «йэ» и есть «е». Цогял состоит из двух тибетских слов mtsho и rgyal, т.е. «цо» и «гял», а мягкий знак разделяет слово по-другому «цог» и «ял», что неточно.
Что касается аляповатостей перводов, то коллекция неисчерпаема: «мандала великого лорда или лорд Марпа», «архат с орнаментами и без орнаментов», «когнитивная вуаль», «на банках (в смысле на берегах) Найраньджаны», «пять агрегатов». Скажу без ложной скормности, что благодаря деятельности КЦ «Уддияна» мы наконец-то избавляемся от всех этих манифестаций, трансформаций, реализаций, фиксаций и прочих пустотностей с равностностями. Воистину велик и могуч русский язык, а бумага и не такое стерпит. Тщательнее надо, господа перевродчики, не спешите так осчастливить мир своими творениями.
2. Как бывший филолог, не могу согласиться, что ед.ч. «тантрика», а не «тантрик», по нормам словообразования, сложившимся в русском языке в слове «тантрик» нулевой суффикс как раз и даёт значение ед.ч., а слово «тантрика» напрочь сбивает с толку, толи в этом слове два суффикса -ик, и -а, и это жен. род, толи это один суффикс -ика, и тогда это вообще непонятно что (пример суффикса -ика: гот-ика, евген-ика, крит-ика).
«Пандита», возможно-да, но «дака» — нет, опять суффикс -а даёт ложное значение женского рода. Чем плох «дак», не понимаю (дак-дакиня, нормально, да и уже сложившаяся норма русского языка. Не исклячаю того, что слова в личном восприятии могут вызывать разные семантические ассоциации, иначе и быть не может, важно отделять где личное, а где уже сложившаяся норма. У меня лично никаких упомянутых ассоциаций слово тантрист не вызывает (возможно мало читал нью-эйдж и разных левых профанаторов). Думаю вполне нормальное слово, по всем нормам русского языка образовано (будд-ист, инду-ист, баян-ист, пофиг-ист. -ист — суффикс деятеля, всё нормально, и как синоним к нему -танрик. Да и главное норма уже сложилась, думаю тот кто пытался вводить слово «йоги», вместо «йог» и «йогин», раасуждал примерно так же как вы».

(Вопросы терминологии. интернет-форум.)

«Глава 6. Разновидности виман. Сутра 1. Махариши Бхарадваджа: «Три типа в соответствии со сменой Юг» (Jaati tryvidhyam Yugabhedaad Vimaanaanaam).
Бодхананда Вритти: Существует три типа летательных аппаратов, отвечающих особенностям каждой юги. Рассмотрев механизмы, составляющие Виману, мы перейдем к классификации самих Виман. В сутре отмечено, что существуют различные типы летательных аппаратов, и таких типов три.
Муни, или провидцы, лелея в своем сердце Бога Махадеву в облике Дакшинамурти, создали в соответствии с Ведами дхарма-шастры, или этические кодексы, эпосы, хроники, руководства по проведению ритуалов, трактаты по искусству и наукам, кодексы обрядов и жертвоприношений, и распространили их среди людей. Говорят, что среди этих трудов древних провидцев, есть шесть трактатов, посвященных сооружению виман. В них описаны три класса виман, известные как maantrikaa, tantrikaa и kritakaa, способные летать куда угодно.
В «Вимана-чандрике» сказано: «Я скажу в общих чертах о разновидностях виман. В Трета-югу, когда люди были сведущи в мантрах и могущественных гимнах, виманы создавались посредством мантрического знания. В Двапара-югу, когда люди развили в себе значительные тантрические знания, виманы производились посредством тантрического знания. Поскольку в Кали-югу знания мантр и тантр стали недостаточными, то виманы, создававшиеся в ту пору, известны под названием kritakaa, или искусственные. Поэтому древние провидцы, учитывая перемены в дхарме, наблюдаемые на протяжении юг, рассматривали виманы трех юг как виманы трех типов».
В «Вйомаяна-Тантре» также говорится: «Благодаря действию мантр в Трета-югу, виманы того периода относились к типу мантрика. Вследствие преобладания тантр в Двапара-югу, в то время были виманы типа тантрика. А в Кали-югу, вследствие упадка как мантр, так и тантр, виманы были искусственными». Так древние провидцы упоминают в шастрах о трех классах виман.
«Янтра-кальпа» также утверждает: «В соответствии с различиями юг, специалисты подразделяют виманы на три класса. Они определяются как maantrika, taantrika и kritaka». То же самое отражено в «Кхетаяна-Прадипике», а также в «Вйомаяна-аркапракашике».
Таким образом, согласно шастрам, виманы подразделяются на три класса на основе различий в способе их производства.
Сутра 3. Махарши Бхарадваджа: «Среди виман тантрика есть Бхайрава и виманы других 56 разновидностей» (Bhyravaadi Bhedaat Tantrikaa-shshat-panchaashat).
Бодхананда Вритти: В сутре 2 упоминались названия виман типа мантрика. В этой сутре упоминаются названия виман типа тантрика, относящихся к Двапара-юге. В смысле форме, движений и скорости, между виманами мантрика и тантрика различий не было. Однако у виман тантрика была одна особенность, а именно способ подключения шакти, или энергий на стыке неба и земли.
Аалла также утверждает, что существует только одно различие между виманами тантрика и виманами мантрика: внедрение энергий неба и земли. По форме и разнообразию движений они идентичны. Виман типа тантрика насчитывается 56 разновидностей. В «Шаунака-Сутре» говорится следующее: «В Двапара-югу насчитывалось 56 виман тантрика. Вот их названия: bhyrava, nandaka, vatuka, virinchi, vynateya, bherunda, makaradwaja, shringaataka, ambareesha, sheshaasya, saimtuka, maatrika, bhraaja, paingala, tittibha, pramatha, bhoorshni, champaka, drownika, rukmapunkha, bhraamani, kakubha, kaalabhyrava, jambuka, garudaasya, gajaasya, vasudeva, shoorasena, veerabaahu, bhusunda, gandaka, shukatunda, kumuda, krownchika, ajagara, panchadala, chumbuka, dundubhi, ambaraasya, maayooraka, bheeru, nalika, kaampaala, gandarksha, paariyaatra, shakunta, ravimandana, vya-aghramukha, vishnuratha, sowarnika, mruda, dambholi, brihathkunja, mahaanata и т.д.
Согласно «Манибхадракарике», в Двапара-югу, как утверждают, было 56 виман тантрика. Мудрец Гоутама приводит их названия: bhyrava, nandaka, vatuka, virinchika, tumbara, vynateya, bherunda, makaradwaja, shringaataka, ambareesha, sheshaasya, symhika, maatrika, bhraaja, pyngala, tittibha, pramatha, bhoorshnika, champaka, drownika, rukmapunkha, bhraamanika, kakubha, kaala-bhyirava, jambuka, gireesha, garudaasya, gajaasya, vasudeva, shoorasena, veerabaahu, bhusundaka, gandaka, shukatunda, kumuda, krownchika, ajagara, panchadala, chumbaka, dundubhi, ambaraasya, maayoora, bheeru, nalika, kaampaala, gandarksha, paariyaatra, shakuntaka, ravimandana, vyaaghramukha, vishnuratha, souvarnika, mruda, dambholee, brihatkunja, mahaanata». 

(Махарши Бхараваджи. «Виманика-Шастра».)

«Может быть, только староверам известно, что с 2012г. Славяне-Арийские Боги и Предки на своих вайтманах станут вновь посещать Землю.
Для перемещений в пространстве еще в древности использовались космические корабли. Наши предки называли их «вайтманы» — это корабли ближнего действия, и «вайтмары» — это огромные «маточные корабли», они несли больше ста других кораблей.
Древне мудрецы составили шесть трактатов по сооружению и управлению вайтманами. В них описаны три класса вайтман: мантрика (созданные и управляемые с помощью силы мантр), тантрика (созданные и управляемые с помощью силы тантр) и критака (механические летательные аппараты, созданные и управляемые с помощью технических приспособлений).
В одном из их трактатов — «Вйомаяна-Тантре», сказано: «Благодаря действию мантр в Трета-югу (День Сварога), виманы (вайтманы) того периода относились к типу мантрика. Вследствие преобладания тантр в Двапара-югу (Вечер Сварога) в то время преобладали виманы типа тантрика. В Кали-югу (Ночь Сварога), вследствие упадка как мантр, так и тантр, виманы стали искусственными (механическими)».
В «Виманика-Шастре» сказано, что вайтманов типа мантрика, летающих посредством силы мантр, насчитывается 25 разновидностей. Вайтманов типа тантрика, летающих посредством сылы тантр,- 56 видов и вайтманов типа критака — механических летательных аппаратов — 25 видов.
Устройство мантрических и тантрических вайтман в «Виманика-Шастре» не описывается, поскольку мало кто из людей, живущих в Кали-югу (Ночь Сварога), сможет их построить, а тем более — управлять ими. Устройство механических вайтман описано. Они изготавливаются из лёгких металлов. Некоторые — из слюды.
А теперь рассмотрим сведения, изложенные в «Виманика-шастре» более подробно. Глава 1. Часть 1. В ней даётся определение вайтманы: «Это то, что может летать из одной страны в другую, из одного мира в другой». Часть 2-я рассказывает о 32-х секретах, которые должен знать пилот, иначе ему нельзя доверить управление вайтманой.
Секрет 1-й: мантрика — зная и используя священные мантры, специальные лекарственные травы и масла, пилот должен уметь развить свои духовные и гипнотические силы. Используя их, он должен соорудить вайтману, которая не разбивается, не ломается, не сгорает и которую невозможно уничтожить.
Секрет 2-й: тантрика — зная и используя священные тантры и другие мистические силы, пилот должен наделить этими силами летательный аппарат.
Секрет 7-й: согласно «Шакти-Тантре», создавая взаимодействие энергии солнца, силы воздушного потока и водяных паров атмосферы, пилот должен уметь образовывать вокруг вайтманы облачную завесу, делающую её невидимой.
Секрет 9-й: как сказано в «Шакти-Тантре», пилот должен уметь проецировать световой луч «Рохини», с помощью которого делать видимым всё, что находится перед вайтманой.
Секрет 11-й: согласно «Акаша-Тантре», когда вайтмана находится в центральном воздушном потоке 1-го или 3-го атмосферных слоёв, пилот должен уметь, при необходимости, увеличить её размеры, в соответствии с наставлением «Валмики-ганита».
Секрет 12-й: как утверждается в «Дхума-пракаране», производя двигателем вайтманы дым 32-й разновидности, насытив его светом небесных тепловых волн, пропустив его через масляно-тепловой генератор, запущенный на 132-ю скорость, а затем, выпуская его наружу, пилот должен уметь добиться приобретения вайтманой устрашающего вида, повергающего наблюдателей в крайний испуг.
Секрет 13-й: в соответствии с «Тила-пракараной», подготовив специальные масла и нанеся их на искажающее зеркало вайтманы, а затем, выпустив на него дым 19-го типа, пилот должен уметь насытить этот дым тантрической силой так, чтобы наблюдатели воспринимали вайтману в облике льва, тигра, носорога, змеи, горы, реки и т.п., будучи введены в заблуждение.
Секрет 14-й: пилот должен уметь притягивать тринадцать видов силы «Карака», упоминаемых в «Карака-пракаране» и направлять их на специальное зеркало вайтманы. На это зеркало он должен уметь направить воздух, насыщенный снегом и специальный луч «сурагха». В этом случае он добьётся того, что перед наблюдателями вместо вайтманы предстанет Небесная Дева, украшенная цветами и драгоценностями.
Секрет 15-й: как сказано в «Амшубодхини», пилот должен знать, как выделять из солнечного спектра участки с 12-го по 16-й, концентрировать их на воздушной силе атмосферного слоя «майокха», притягивать силу эфирного свечения, смешивая её со свечением 7-го слоя воздушных масс и направлять по специальным трубам вайтманы в отсек, где расположено специальное зеркало. В результате, наблюдатели увидят не вайтману, а яркое свечение, подобное утренней заре.
Секрет 16-й: «Дарпана-пракарана» гласит, что при помощи специального зеркала пилот может уловить энергию тьмы. Пропустив её через специальный усилитель и излучая её вокруг вайтманы, он должен средь бела дня создать кромешную тьму, как в ночь новолуния.
Секрет 18-й: как сказано в «Ригхридае», пилот должен владеть способностью направлять силы «кубера» и «вимукха» в воздушный компрессор, который по специальной трубке будет выдувать из вайтманы наружу ядовитый порошок. Этим будет достигаться полная потеря всех чувств противником и впадение его в состояние комы.
Секрет 20-й: сосредоточивая силу воздуха в семи трубах вайтманы и управляя этой силой, как предписано в «Шабда-пракашике», пилот должен уметь создавать громоподобный рокот, заставляющий врага дрожать от страха и падать в обморок.
Секрет 21-й: «Вайютатва-пракарана» гласит о том, что, пересекая один воздушный поток и попадая в другой, вайтмана встречается с солнечным заревом и возгорается. Чтобы избежать этого, пилот должен владеть возможностью сосредоточения воздушной и электрической энергии вайтманы в центре её тантрической силы и, при встрече с солнечным заревом, мгновенно перебросить вайтману в безопасное место.
Секрет 22-й: пилот должен уметь привлечь воздушную силу «дандавактра» и другие 7 сил воздуха, соединить их с силой солнечных лучей и, пропустив их через тантрический центр вайтманы, добиться, чтобы она двигалась зигзагами, как змея.
Секрет 29-й: согласно «Акаша-Тантре», пилот должен уметь смешать раствор слюды со специальными отварами, нанести полученное вещество на внешнее покрытие вайтманы, состоящее из пластинок слюды и, подвергнув это покрытие действию солнечных лучей, добиться того, чтобы вайтмана слилась с цветом неба и стала неразличимой». 

(Небесная колесница.)

«Тантра. Санскритское слово «тантра» имеет множество значений: основа, правило, порядок, система, зависимость, писание, трактат, ритуал, метод и др. В Индийской религиозной Традиции (бхарата-дхарма; современное название — хинду-дхарма или Индуизм), а также в Буддизме слово «тантра» используется в различных значениях и не является названием какого-либо единого учения, традиции или метода. Однако как обобщающий термин, а также из-за отсутствия более подходящего слова название «тантра» часто используется для обозначения системы практики или писаний в некоторых религиозных традициях, которые вследствие многих общих признаков определяются как тантрические (тантрика).
Согласно традиционной (тантрической) этимологии «тантра» означает шастру (священное писание) особой садханы, значение которой объясняет следующая анаграмма из «Камика-Агамы» (Пурва-камика 1.29): tanoti vipulan arthan tattva-mantra-samanvitan tranam ca kurute yasmat tantram ityabhidhiyate — «Оттого, что она распространяет (таноти) обширные знания вместе с их таттвой (элемент, сущность) и мантрой, а также оттого, что она приносит освобождение (транам), она называется тантрой».
В более конкретном значении (согласно комментарию Ачарьи Харихарананды к «Маха-Нирвана-Тантре») «Тантра есть особое писание, сказанное Шивой Амбике (Матери Вселенной, Парвати) и записанное (их сыном) Ганешей». (11.9). Поэтому Тантра известна как Шива-Шасана (указание Шивы).
Беседы Шивы и Шакти образуют обширный корпус текстов многочисленных тантрических традиций (Тантрика-Сампрадая) Шайвы (Шиваизма) и Шакты (Шактизма). В некоторых Тантрах Шива говорит богам и великим мудрецам. Существуют также Тантры, сказанные Нараяной (Вишну), Брахмой и другими божествами, махасиддхами и великими учителями (ачарья).
«Панчаратра-Агама» (свод вишнуитских тантрических писаний) разделяет Тантру на пять основных видов (в соответствии с именами их создателей: Шивы, Вишну, Брахмы, Сурьи и кумаров): «Шайва, шакта, брахма, саура и каумара — так пятикратно разделяется Тантра и провозгласившие ее». («Вишну-Самхита», 2.20).
В «Сатвата-Тантре» (9.25-30) рассказывается о происхождении и последующем распространении вишнуитских Тантр, сказанных Шивой. Шри-Шива говорит дэвариши (божественному мудрецу, сыну Брахмы) Нараде: «Став преданной Вишну вследствие общения со мной (в Вишнуизме Шива считается великим преданным Вишну), Повелительница богов (Сурешвари, эпитет Парвати) стала спрашивать меня. Бывшие там (в духовном мире Вишну) великие преданные Бхагавана, кумары (четверо вечно юных риши) и другие великие владыки, а также Кубера и другие божества, предавшиеся лотосоподобным стопам Кришны, также многократно спрашивали  меня. О высший из дважды рожденных, эти вопросы и сказанные мной ответы, в высшей степени благоприятные и очищающие всех, сосредоточенно записал мой сын Ганеша, находившийся рядом. Из этих моих бесед появились шастры, приносящие благо для всех. Мудрецы, слышавшие эти тантры, о лучший из мудрецов, будут многократно рассказывать их во всех местах на земле».
Тантрические писания, сказанные древними мудрецами, известны как упа-Тантры (вторичные, дополнительные Тантры). В «Варахи-Тантре» говорится: «Васиштха, Капила, а также Нарада и Гарга, Пуластья, Бхаргава, Яджнявалкья, Бхригу, Шукра, Брихаспати — этими и другими мудрецами были изложены многочисленные упа-тантры».
Буддийская Тантра (Ваджраяна, Мантраяна или Тантраяна) имеет собственное происхождение и тексты. Учение Тантры (Ваджраяны) сообщил сам Гаутама Будда. Каждая тантра обычно представляет наставления Будды, данные кому-либо из его учеников, бодхисаттв или идамов (тантрических божеств).
В «Гухья-Самаджа-Тантре» (патала 18) значение слова «тантра» объясняется как соединение двух начал (Праджня и Упайя). Праджня означает запредельную мудрость, имеющую женскую (пассивную) природу. Упайя («метод») является активным (мужским) принципом, обладающим силой устремленности (упайо бхава-лакшанам) и искусных средств. «Соединение (Праджни и Упайи) называется тантрой (прабандхам тантрам акхьятам)».
В Тибете слово «тантра» обычно обозначает «тантрическое писание» (rgyud) или переводится тем же словом, что и «мантра» (snags).
В Китае Тантра появилась как учение Мидзун (тайное слово или мантра). Однако в Китае она не получила такого распространения, как в Японии, где она стала известной под названием Сингон (означает то же, что и мидзун).
Количество тантрических писаний необычайно велико. Существует множество видов Тантр: агама, нигама, тантра, ямала, дамара и др., а также различные тантрические самхиты, сукты, сутры и другие шастры. Все это известно как Тантра-Шастра.
Содержание Тантр объясняют, обобщают и дополняют различные тантрические компендиумы, комментарии, поэтические произведения и другие сочинения известных тантрических учителей.
Принадлежность какой-либо шастры к классу Тантр устанавливается Традицией. В названии многих тантрических писаний («Уттара-шатка», «Пара-тримшика» и др.) принадлежность к классу Тантр не обозначена. Следует также иметь в виду, что в различных тантрических традициях Тантрами называются, прежде всего, свои тантрические тексты, но не Тантры других традиций.
Наличие слова «тантра» в названии какого-либо текста (например, ведического сочинения Кумарилы «Тантра-вартика») не означает его принадлежности к тантрической литературе. Тантрами также называются различные аюрведические медицинские тексты («Какачандишвара-Тантра» и др.) и алхимические трактаты («Расахридая-Тантра и др.), которые не считаются тантрическими (тантрика), но используются в тантрических традициях.
Общее количество Тантр неизвестно. Тантрические писания называют различное число Тантр. Шива говорит Парвати: «О Махешани (Великая Повелительница), по твоему указанию (аджня) для освобождения людей мною были сказаны 64 тантры». («Сарволласа-Тантра» 2.5). «О Парвати, мною были сказаны тантры, количеством 108». («Меру-Тантра» 2.113) «Семь коти (70,000,000) великих тантр, вышедших из моих уст, Ямала (название одной из ямал), Брахма-ямала и другие ямалы, Вишну-ямала, Шива-ямала и Мишра-ямала, сказанные мной, были тобой услышаны». («Нила-Тантра» 19.2-5). В «Сарволласа-Тантре» (2.19) говорится, что Тантры бесчисленны (асанкхьяни ча тантрани).
В Тантрах содержатся многие тайные знания, особые тантрические методы (тантрика-прайога ) и мантры, обладающие великой силой, неосторожное применение которых может разрушить все результаты садханы и даже нанести вред самому практикующему и другим. В некоторых Тантрах говорится, что при неправильном использовании тайных тантрических ритуалов разрушается даже государство (раштра), на территории которого они совершаются. Поэтому передача (ее осуществляет только гуру, принадлежащий к Тантрической Традиции) тайных тантрических методов и текстов строго регламентирована и требует тщательной проверки (парикша) качеств и способностей ученика». 

(Ольшевский А.П. Тантра-Шастра. Журнал «Садхана» №1 1998г.)

* * *