Статья 2.10. Тантра как Древнее Индийское Учение. (ч.5).

«Бог есть Сат-Чит-Ананда. Он проявляет Себя как бесконечное Бытие, суть которого заключается в Сознании, а существо Сознания, в свою очередь, есть Блаженство. <…>. Сат-Чит-Ананда — единство многостороннего проявленного мира, вечная гармония всех его вариаций и противоречий, бесконечное совершенство, оправдывающее существующие ограничения и цель, к которой стремятся все несовершенства. Сат-Чит-Ананда есть высшее доступное для нашего сознания позитивное выражение Реальности. Это есть существование в своей полноте — Ананда. Можем сказать, что верховое постижение Бытия — это Сознание; а верховой опыт Сознания — это Блаженство» (см. Пандит М.П. Глоссарий терминов, встречающихся в работах Шри Ауробиндо. Сайт www.integral-yoga.narod.ru.).
«Сегодня люди поклоняются Богу различными способами. Как правило, они обращаются к Богу с мольбой: «О Господь! Дай мне увидеть Тебя! Избавь меня от забот и несчастий!». Слушая подобные молитвы, невольно чувству¬ешь, что они рождаются от невежества. Похоже, что люди, обращающиеся к Богу с такими молитвами, не имеют ни¬какого понятия о природе Божества. Кто есть Бог? Святые писания, Веды, Упанишады дают ответ на этот вопрос: Бог — это Сат-Чит-Ананда. И именно эту Сат-Чит-Ананду вы должны просить у Бога, а не нечто тривиальное, связанное с мирской жизнью. <…>. Вы должны ощутить Божественное. Вы должны видеть Бога, чувствовать Бога, знать Бога. Это и есть религия. Не понимая истинного смысла религии, люди принимают за религию раз¬личные формы почитания и молитв. Постижение есть религия, то есть быть истинно религиозным — это значит постичь вечную Реальность. Человек — воплощение вечной Истины. Он — воплощение Сат-Чит-Ананды. Но он не способен понять свою подлинную сущность, ибо эгоизм, приверженность к собственности, страсть к показухе, гордыня заслоняют от него его истинную форму — Сат-Чит-Ананду. <…>. Сат-Чит-Ананда — подлинное богатство человека. Каждому нужно искать это сокровище, побеждая дракона самоуверенности, преграждающего к нему доступ. Каждый должен думать над тем, как ему найти путь к этому сокровищу» (см. Сатья-Саи-Баба. Воплощение Бога в человеческой форме. Беседа 22-10-1995г. Прашанти Нилаям. Сайт www.saibaba.narod.ru.).

* * *

2. ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?

(продолжение)

2.6. САТ-ЧИТ-АНАНДА: ИСТИНА ИСТИН?

«Где же Истина Истин? Может быть, все не так уж сложно, как кажется. Есть, например, науки физика и химия. Но есть и химическая физика, и физическая химия. Самое интересное и важное находится на рубежах наук…».

(Кораблев Г.А. (профессор, д.х.н.). Истина истин. 28.04.13г. Сайт www.korablevga.ru.)

«Несколько лет назад я начал готовить второе издание перевода «Гемм». Мой первый перевод, опубликованный в 1993г. [см. Смирнов А.В. Великий шейх Суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби). М. Наука (издательская фирма «Восточная литература»). 1993г. Сайт www.smirnov.iph.ras.ru.], нуждался в уточнении, а главное — в создании комментария. Работа шла, но через некоторое время я обнаружил, что, если буду продолжать в том же духе, мой комментарий по объему сравнится с классическими комментариями к «Геммам». Много раз было сказано, что одну фразу Ибн Араби можно разбирать с учениками целый год; но одно дело знать это теоретически, и совсем другое — почувствовать, как компактный текст разворачивается во все новые построения, открывая упакованные в него смыслы. Порой кажется, что возможности прочтения исчерпаны — но возвращаешься к тексту и находишь новые. <…>.
«Двойственность» Бога-и-Мира — принципиальное положение, которое Ибн Араби многократно повторяет в своих основных текстах и которое вызывает столь упорное и показательное желание переиначить его и у традиционных комментаторов, и у современных исследователей. <…>.
Без совершенного человека, говорит Ибн Араби, Мир исчезнет, поскольку не сможет вести внешнее в отношении Бога, самостное (пусть и дарованное Богом) существование. Иначе говоря, без совершенного человека развернутость заахир-баатин-отношения между Богом и Миром невозможна.
О совершенном человеке было написано немало как самими суфиями, так и исследователями Суфизма. Очень ясное, четкое и последовательное осмысление этой категории мы встречаем у Ибн Араби. Совершенный человек в его концепции играет важнейшую онтологическую роль, воплощая процессуальное единство Бога-и-Мира, являясь «стяжкой» двух сторон, обеспечивающей единство этого противоположения. (Самое время вспомнить о знаменитом термине «вахдат ал-вуджууд» — «единство бытия» и по-настоящему взглянуть на его смысл; мы сделаем это ниже).
Далее, термин «совершенный человек» фактически синонимичен в текстах Ибн Араби термину «хакиикат ал-хакаа’ик» — «Истина истин». Этот термин малоупотребителен в сравнении с другими (что совсем не соответствует его роли): в «Откровениях» мне удалось обнаружить четыре контекста его употребления; правда, об «Истине истин» подробно говорится в относительно небольшом, но очень важном трактате под названием «Иншаа ад-даваа’ир» — «Составление окружностей». Оставшаяся часть этой статьи будет посвящена данному термину; мы таким образом завершим рассмотрение базовой, нередуцируемой (и в этой смысле минимальной) конфигурации категорий Бог-и-Мир/Истина истин, составляющей основание всей концепции Ибн Араби. При несомненной важности термина «Истина истин» он употребляется в «Откровениях» как будто невзначай, между прочим, в переплетении других рассуждений.
Человек — один из четырех предметов познания, обладающих воздействием. Первый предмет познания для нас — Человек. Второй предмет познания — большой Мир, служащий формой явного [для] человеческого мира. Человек, являющийся сердцем этой формы (я имею в виду исключительно совершенного [человека], обладателя того ранга), — третий предмет познания. А четвертый предмет познания — Истина истин, обладающая определяющим воздействием и на вечность, и на возникновение. А пятого обладающего воздействием предмета познания, другого, нежели упомянутые, нет. <…>.
Впрочем, мы пока сосредоточимся на термине «Истина истин» и попробуем определить его отношение к другим категориям. Заметим, что Истина истин определяет и вечное, и временное; она как будто сильнее и того и другого. Каждая истинность в Истине истин представляет собой именно процесс. <…>.
Ибн Араби, который говорит, что Истина истин (она занимает у него то место, какое занимала божественная самость у мутазилитов) — это совокупность «знания» и всех прочих истинностей, которые предицируются Истинному (т.е.Богу) как вечные и Творению как возникшие. <…>.
У Ибн Араби «знающий» Истинный (Бог) находится в заахир-баатин-соотношении со «знающими» вещами мира, и это соотношение скреплено в процессуальное единство «знанием» как одной из «блуждающих истин» Истины истин. Истина истин соединяет Истинного и Творение, воплощает — в своем единстве! — их связанность. Повторю очевидное: не Бог и Творение едины (когда можно бы было говорить о пантеизме хотя бы в каком-то смысле), а их единство заключено в третьей вещи — Истине истин, а значит, внеположно им. Более ясное доказательство невозможности характеризовать взгляды Ибн Араби как пантеистические трудно найти. <…>.
Речь идет о четырех «предметах познания» (напомню, это исчерпывающий список того, что обладает «воздействием»), три из которых — человек в различных его аспектах, и лишь четвертый — Истина истин. Что имеет в виду Ибн Араби под первыми тремя «предметами познания»? Величайший шейх неоднократно говорит, что человек собирает в себе все истинности и в этом смысле равнозначен Миру; а поскольку Мир и Бог находятся в отношении заахир-баатин-соответствия, то человек равнозначен и Богу. Исходя из этого, я предлагаю следующую трактовку. Первым назван человек, рассматриваемый как собрание всех истинностей в их вечностной ипостаси, т.е. человек как собирающий всю божественность, как равнозначный «Истинному» (т.е. Богу). Вторым упомянуто Творение, рассматриваемое как явное для «человеческого мира», т.е. для собрания всех истинностей в божественной самости. Наконец, совершенный человек как «сердце»: мне представляется, что Ибн Араби отдает совершенному человеку то же место, которое отдано Истине истин. <…>.
Слова «сердце» и «переменчивость» в арабском языке — однокоренные: ежемгновенная изменчивость мира (концепция «новое творение») объясняется изменчивостью Бога (таково необходимое следствие заахир-баатин-соотношения между Богом и миром, устанавливающее между ними отношение зеркального соответствия), а соединяет эти две стороны, вечную и возникшую, совершенный человек — «сердце» миропорядка, играя ту же роль процессуального скрепа Бога-и-Мира, что отдана Истине истин. <…>.
Единство миропорядка у Ибн Араби — это единство заахир-баатин-перехода между божественной и мирской его сторонами. Такое единство по самому своему смыслу должно пониматься процессуально, а не субстанциально. Это процессуальное единство миропорядка следует полагать в «Третьей вещи», в Истине истин, о которой говорилось выше. Если западная философия ищет единство Бытия как субстанциальное, то в концепции Ибн Араби представлена характерная для арабской культуры процессуальная логика смысла, в соответствии с которой существующий Бог и существующий Мир находят свое единство в Истине истин, Третьей вещи, которая не является ни существующей, ни несуществующей. Таким образом, «единство бытия», взятое как голый термин, без его логико-смыслового наполнения, совершенно не является специфичным для Суфизма: это стержень западной философии начиная с греков, где данное понятие ответственно за фундаментальную, всеобщую связность Мироздания. Номинально тот же термин применительно к взглядам Ибн Араби играет совсем другую роль, указывая на активную, воздействующую роль божественной стороны миропорядка в заахир-баатин-соотнесении Бога и Мира. А всеобщая связность Мироздания, понимаемая как процессуальное единство Бога и Мира, выражена у Ибн Араби вовсе не с использованием категории «бытие» — бытие не служит здесь предельной категорией, позволяющей говорить о вещи, — а совсем другими понятиями: «Истина истин», «Третья вещь», «Совершенный человек». Каково же онтологическое наполнение этих понятий? Я говорил, что взгляды Ибн Араби на целостное устройство Мироздания означают кардинальную перестройку, а точнее, ломку парадигмы средневековой арабской философии. Выстраивая новое понимание фундаментального единства Мироздания, величайший шейх вместе с тем не предлагает нам разработанной собственной системы онтологических категорий, описывающих каждый из членов базовой конфигурации Бог-Мир/Истина истин. Это крайне интересный факт: важнейшая часть работы — выработка нового взгляда на всеобщую связность Мироздания — им, безусловно, проделана, а вот техническое оформление ее (строгая категориальная разработка, включая базовые онтологические категории) не выполнено ни им, ни тем более, насколько мне известно, никем из его комментаторов и последователей. Включая дискурсы предшествовавших философских течений в свою систему взглядов, Ибн Араби вместе с тем переиначивает смысл использовавшейся там терминологии, приноравливая его к своему пониманию. Это касается и онтологических категорий. Обратим внимание, что сама логико-смысловая конфигурация осталась неизменной, но места терминов в этой конфигурации изменились фактически полностью. Однако это — вовсе не «непоследовательность» и тем более не «путаница» в терминах, как думают некоторые исследователи Ибн Араби, отчаявшиеся заметить систему в его взглядах (которые как раз удивительно систематичны). Это — поиск новой онтологии, попытка примерить старые, средневековые онтологические термины к новому содержательному наполнению базовой логико-смысловой конфигурации. Этот поиск в самом деле не доведен до конца, и Ибн Араби оставляет нас в неведении относительно того, как мог бы быть обозначен онтологический статус Третьей вещи. Но дело лишь в названии, никак не в концептуальной проработке: последняя как раз доведена до конца величайшим шейхом, показавшим, что единство Бога и Мира, находящихся в процессе ежемгновенного взаимного перехода и связанных этим процессом, схвачено как Третья вещь — Истина истин, или Совершенный человек. (Статья опубликована в издании: Ишрак: Ежегодник исламской философии. № 3. М. Издательская фирма «Восточная литература» РАН. 2011г. стр. 62-76)».

(Смирнов А.В. Бог-и-мир и Истина истин: логико-смысловой анализ
оснований концепции Ибн Араби. Сайт www.smirnov.iph.ras.ru.)

*А.В.Смирнов (р. 1958г.) – российский ученый-философ, доктор философских наук (ИФ РАН 1998), профессор, член-корреспондент РАН (2006), директор Института философии РАН, заведующий сектором философии исламского мира ИФ РАН, заведующий отделением востоковедения философского факультета ГАУГН, ответственный редактор академической серии «Философская мысль исламского мира», главный редактор «Философского журнала». Сфера научных интересов: логико-смысловые исследования и сравнительная философия. Специалист в области истории классической арабской философии.

**«Мухйиддин Абу Абдуллах Мухаммад ибн Али аль-Андалуси (1165-1240гг., Дамаск) — исламский богослов, крупнейший представитель и теоретик Суфизма. Получил статус «величайший учитель» (аш-шайх ал-акбар). Ибн Араби разработал учение о единстве Бытия (вахдат ал-вуджуд), отрицающее различия Бога и Мира. Критики видели в этом учении пантеизм, сторонники — истинный монотеизм. Отстаивал концепцию совершенного человека (ал-инсан аль-камиль). В целом творческое наследие «Величайшего учителя» насчитывает около 300 сочинений. В его учении соединились традиции западного и восточного Суфизма. Во многих его положениях можно усмотреть параллели с неоплатонизмом, гностицизмом и восточнохристианскими доктринами. Непосредственным источником ему послужили суфийская теософия, мусульманская метафизика, калам, а также исмаилитские доктрины. Как мистик Ибн Араби отстаивал преимущества интуитивного, боговдохновенного знания перед рационализмом и схоластикой. Основу его метода составили аллегорическое истолкование Корана и сунны и всеобъемлющий синкретизм. Используя кораническую символику и мифологию, он детально разработал суфийскую космогонию, учение о роли «божественной милости» и теофании в творении, о человеке как о «малом мире», «образе бога» и причине творения, систематизировал и до¬полнил суфийские представления о «стоянках» и «состояниях» мистического пути, об иерархии суфийских «святых» и ее главе — «мистическом полюсе», о соотношении «пророчества» и «святости» (вилайа) и т.п. Наиболее оригинальным в учении Ибн Араби является положение о «промежуточном» мире, соединяющем две абсолютно противоположные стороны божественного Абсолюта: трансцендентную и материальную. Проникая в эту недоступную обычному разуму область, «творческое воображение» мистика постигает сокровеннейшие тайны бытия.
«Ал-инсан ал-камил» — «Совершенный Человек». Понятие, связанное с этим термином, восходит к древнейшим религиозно-философским системам Средиземноморья и Ближнего Востока. В Ислам оно проникло, вероятно, из гностических и неоплатоновских учений о «логосе» и «проточеловеке». Не исключено также влияние со стороны каббалистических представлений об Адаме Кадмоне — первой эманации Бесконечного (Эн-Соф). В мусульманском богословии этот термин впервые использовал Ибн Араби. В основе учения о «совершенном человеке» лежат представления о параллелизме в строении Вселенной и человека, с одной стороны, и о человеке как об образе Бога – с другой. Концепция «совершенного человека» занимала ведущее место в учении Ибн Араби. Он полагал, что творение — необходимый модус бытия единой трансцендентной божественной Реальности, посредством которого она познает себя как бы со стороны, как объект. Соединяя в себе все черты, присущие этим двум сторонам божественного Абсолюта, «совершенный человек» играет в этом самопознании решающую роль. Он служит зеркалом, в котором божество созерцает атрибуты, заключенные в нем в потенции. Ибн Араби называл «совершенного человека» также «перешейком», связывающим две противоположные природы Абсолюта: духовную и материальную. Этим обусловлено исключительное положение «совершенного человека» в Мироздании. Он — причина и цель творения, на него устремлен взор божества, ему подчинены небесные и земные существа, моря, горы, реки и т.д. Присутствие «совершенного человека» — залог существования вселенной, он – столп, на котором покоятся небеса. Сказанное не относится к большинству людей, которых Ибн Араби причислял к «животным людям» (инсан хайаван).
Прототипом человечества и «человечности» Ибн Араби считал «Мухаммадову сущность» (ал-хакика ал-мухаммадийа). Она — первое творение Бога, логос, божественное знание, которое последовательно реализуется в личностях пророков, посланников и «святых», отражая в каждом из них одну из своих бесчисленных «истин». Тот, в ком в данный момент воплотилась «Мухаммадова сущность», и есть «ал-инсан ал-камил». Божество посредством архетипического «Мухаммадова образа» может проявляться в людях, достигших совершенства в божественном знании. В таких людях, как в «конспекте», собраны все имена и атрибуты бога. Они созерцают единую божественную сущность за всеми предметами и явлениями действительности, а эта сущность, проявляясь в них, созерцает себя со стороны. «Совершенным людям» открываются сокровеннейшие тайны бытия, они, как представители Бога на земле, наделены сверхъестественными способностями».

(Сайт www.sufism.ru.)

* * *

«Сат-Чит-Ананда (букв. Абсолютное Существование-Знание-Блаженство) — одно из имен Брахмана, Конечной Реальности».

(Словарь индуистских терминов (по работам Рамакришны). Сайт www.Yoga-Shambhu.ru.)

«Вступление. Поскольку всепронизывающая Сат-Чит-Ананда (Бытие-Осознавание-Блаженство) пребывает во всём, то каждый человек потенциально божественен».

(Авадхута-Гита, поведанная Авадхутой Даттатреей.
/ Пер. Свами Четанананды и Свами Ашокананды. 2000г.
Сайт www.scriptures.ru.)

«Глоссарий. Сат-Чит-Ананда (Бытие-Сознание-Блаженство) — Синоним Парашакти. Божественный разум Господа Шивы и одновременно — чистый сверхсознательный ум каждой индивидуальной души».

(Свами Шивананда. Господь Шива и Его почитание. М. Золотое сечение. 1999г. 384 стр.)

«Сат-Чит-Ананда — термин, употребляемый для обозначения Абсолюта, Брахмана, или Того, и состоящий из трех слов: Абсолютное Существование, или Бытие — Абсолютная Премудрость, или Знание — Абсолютное Блаженство, или Счастье».

(Словарь Санскрита и Йоги. Сайт www.youryoga.org.)

«Глоссарий. Сат-Чит-Ананда (букв. «Бытие-Сознание-Блаженство») — термин для Божественного Состояния, поскольку в духовном смысле Знать значит Быть, и, кроме того, знать Атман или быть Атманом, истинным Собой, есть чистое Блаженство».

(Артур Осборн. Рамана Махарши и путь самопознания.
// Шри Рамана Махарши: Жизнь и Путь. СПб. Экополис и культура. 1995г.)

«Глоссарий. Сат-Чит (сат — бытие; чит — сознание ) — трансцендентальное условие универсальной потенциальности. Сат-Чит-Ананда (сат — бытие; чит — сознание; ананда — блаженство) – Абсолютная Основа с тремя атрибутами в абсолютном совершенстве».

(Я ЕСТЬ ТО. Беседы с Шри Нисаргадаттом Махараджем.
/ Пер. М.Фридмана под ред. Судхакара С. Дикшита. Сайт www.lib100.com.)

«Ананда (Блаженство) — ваша сущностная природа, поэтому вы постоянно стремитесь к счастью. Ваша истинная природа — Сат-Чит-Ананда. В этих трех основных атрибутах содержатся все атрибуты Бога. Знание об этом сделает вас бесстрашными, умиротворенными и блаженными. Вот как мыслили древние мудрецы».

(Свами Шивананда. Йога Самхита. Сайт www.yogalib.ru.)

«Одна из задач как Йоги, так и Тантры, — выход в реальный непрерывный мир, где нет ни прошлого, ни будущего, ни черного, ни белого, ни плохого, ни хорошего, ни злого, ни доброго. В реальности есть космическая гармония ИНЬ-ЯН, одномоментная вечность, и ты в ней как часть ее и как она сама одновременно. В этой реальности — радость, восторг, мир, покой и блаженство — САТ-ЧИТ-АНАНДА».

(Любовь, семья и Тантра. Сайт www.teternikov.ru.)

«Эпиграф. «Кто осознал истину Моего Божественного рождения и Моих дивных деяний, тот, разорвав кольцо перерождений, достигает Меня». («Бхагавад-Гита» IV.9). Он есть субстрат, субстанция; первооснова, сущность; часть и целое — Сат; Сатьям — Истина. Он есть осознание, активность, сознание, чувство; воля и действие — Чит; Шивам — Добро. Он — свет, сияние; гармония, мелодия, блаженство — Ананда; Сундарам – Красота».

(Н.Кастури. Сатьям-Шивам-Сундарам. СПб. Аюрведа-Пресс. 2001г. 264 стр.)

«Сат-Чит-Ананда в Индуизме — три характеристики, присущие Реальности, или Брахману — бытие (сат), знание, или сознание (чит) и неомраченное счастье, радость, или блаженство (ананда). Они рассматриваются не как три свойства, или качества, так как каждое из них тождественно с двумя другими, и Реальность обладает одной единой сущностью, хотя человеческий разум, наблюдая их сквозь покров Майи, ошибочно считает их тремя в одном».

(Степанов А.М. Большой словарь эзотерических терминов.
(Толковый словарь по оккультизму, эзотерике и парапсихологии. Сайт www.ezoezo.ru.)

«Сат-Чит-Ананда (Sat-Chit-Ananda) — три характеристики, присущие Реальности, или Брахману — бытие (сат), знание, или сознание (чит) и неомраченное счастье, радость, или блаженство (ананда). Они рассматриваются не как три свойства, или качества, так как каждое из них тождественно с двумя другими, и Реальность обладает одной единой сущностью, хотя человеческий разум, наблюдая их сквозь покров Майи, ошибочно считает их тремя в одном. См. также Саччидананда».

(Эрнест Вуд. Словарь Йоги. К. София. 1996г., 2009г.)
(Электронная библиотека по Йоге. Сайт www.yogalib.ru.)
(Энциклопедический словарь. Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон. СПб. 1890г.)

«Сат-Чит-Ананда или сатчитананда (сложное слово из трёх санскритских терминов, которые означают сат — «вечное бытие», чит — «знание», ананда — «блаженство». Используется в различных школах индуистской философии для описания природы безличного Брахмана или личностного аспекта Бога — Ишвары или Бхагавана. Сат-Чит-Ананда можно истолковать как трансцендентное состояние или бытие вне двойственности, как проявление изначального, естественного, духовного уровня, качественно тождественного божественному».

(Сат-Чит-Ананда. Сайт www.wiki-linki.ru.)

«Сат-Чит-Ананда — это природа дживы, и, между прочим, это также природа этого мира, мира материи, ибо это три аспекта энергии Господа, которая имеет три сферы действия, то есть проявляется как сварупа-шакти, джива-шакти и майя-шакти. Во всей полноте сат, чит и ананда проявляются только в духовном мире. Джива наделена этими качествами в микроскопических пропорциях. Подробно о том, как качества сат, чит и ананда проявляются в духовном мире, на уровне дживы и в материальном мире, рассказывает Бхактивинод Тхакур во второй главе «Кришна-Самхиты»».

(Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж. Сат-Чит-Ананда. Сайт www.goswami.ru.)

«САТ-ЧИТ-АНАНДА — Бытие-Знание-Блаженство — триада, воплощающая в индуистской философии наивысшую идею Бога. Это сущность бытия, знания и блаженства. Если Бог есть Душа всех душ и природы, то Сат-Чит-Ананда — единственное состояние Души, а все, что мы видим вокруг себя, — ее проявления. Даже смерть есть проявление «сат» — бытия, существования. Любое знание, включая невежественное, суть проявления «чит» (различие лишь в степени проявленности). Любые наслаждения — проявление высшего блаженства, «ананды». Таким образом, Сат-Чит-Ананда находится в сердце вещей. С точки зрения Веданты, каждый человек может открыть это для себя».

(Зорин В.И. Евразийская мудрость от А до Я.
Толковый словарь. Алматы. Создiк-Словарь. 2002г.)

«Глава I. Бессмертие и свобода. «Я». Дух («душа») в качестве трансцендентного и независимого принципа признается всеми направлениями индийской философии, за исключением буддистов и материалистов (локаятиков). Но для того, чтобы попытаться доказать его существование и объяснить его сущность, различные даршаны используют совершенно различные методы. Для школы Ньяя, дух-душа является сущностью, лишенной качеств, абсолютной, непознаваемой. Веданта, напротив, определяет Атман как Сат-Чит-Ананду (сат = существо; чит = сознание, ананда = блаженство) и рассматривает Дух как уникальную, универсальную и вечную Реальность, трагически запутавшуюся во временной иллюзии мироздания (Майя)».

(Мирча Элиаде. Йога: бессмертие и свобода.
/ Пер. с англ. С.В.Пахомова. СПб. 2004г. 301стр.)

«Абсолют делим (бхеда) и неделим (а-бхеда) в одно и то же время. Для человеческого разума это непостижимо. Найти разрешение этого противоречия можно лишь в сфере Трансцендентного. Сат-Чит-Ананда в Индуизме — три характеристики, присущие Реальности, или Брахману — бытие (сат), знание или сознание (чит) и неомраченное счастье, радость или блаженство (ананда). Они рассматриваются не как три свойства, или качества, т.к. кждое из них тождественно с двумя другими и Реальность обладает одной единой сущностью, хотя человеческий разум, наблюдая их сквозь покров Майи, ошибочно считает их тремя в одном. Эти три гносеологических аспекта соответствуют трем онтологическим уровням Высшей Реальности: Сат (Бытие), Чит (Знание) и Ананда (Блаженство), которые открываются ищущему в зависимости от характера его стремлений».

(Три аспекта Абсолютной Реальности. Сайт www.sivayoga.narod.ru.)

«Тремя мирами, которые представляют Абсолют (Брахман), являются Ом-Тат-Сат». Комментарий: Ом — это Истина; Тат означает тот; Сат означает «Истина относительно того, что Ом — это Истина». Ом — основной звук, выражающий себя как тройственность: Сат-Чид-Ананда. «Ом-Тат-Сат» — тройственное описание Абсолюта, говорящее о том, что Истина принимает выражение, благодаря которому мы можем признать Его и узнать о Нём. Это существование, которое является Истиной (Сат), и реализация Истины является знанием (Чит). Далее, признавая это, вы наслаждаетесь пользой от него, которая является блаженством (Ананда): Сат-Чид-Ананда. Сама основа, Существование является Отцом (Сат). Выражение Отца, Знания является Сыном (Чит). И затем через Сына вы получаете святой дух. Иногда это называют Святым Духом, который является радостью (Анандой). Всё это является ещё одним тройственным описанием Брахмана». 

(Шри Свами Сатчидананда. Живая Гита: Вся «Бхагавад-Гита».
Комментарий для современных читателей. / Пер. А.Очаповского. Сайт www.ariom.ru.)

«Бог, являющийся в таком ужасном облике, как Время, также существует и вне времени, как Божество, как Брахман, чьей сутью является Сат, Чит, Ананда — Бытие, Знание, Блаженство; внутри и за пределами измученной временем души человека существует его дух Атман, родственный или даже тождественный Брахману. «Бхагавад-Гита», как и остальные формулировки Вечной Философии, оправдывает отношение Бога к человеку утверждением — и утверждение это основано на наблюдении и непосредственном ощущении — что человек может, если только захочет, умертвить свое отдельное бренное «я» и соединиться с вечным Духом. Богу, который есть Дух, можно поклоняться только в душе и во имя его самого; но Богу, существующему во времени, как правило, поклоняются посредством жертвоприношений ради достижения бренных целей. Существующий во времени Бог — это такой же явный разрушитель, как и созидатель; и поскольку это так, то поклоняться ему с помощью методов, таких же ужасных, как и порождаемые им катастрофы, представляется вполне уместным».

(Олдос Хаксли. Вечная Философия. М. Рефл-бук., К. Ваклер. 1997г.)

«Пять ножен (коша) в Йоге связаны с тремя телами: это материальные, жизненные, ментальные, интеллектуальные и ножны радости. Согласно традиции Йоги, материальные ножны находятся внутри плотного тела; жизненные ножны покрывают плотное тело; ментальные ножны находятся внутри тонкого тела; интеллектуальные ножны покрывают тонкое тело; радостные ножны покрывают каузальное тело. Второе (эфирное), третье (астральное) и четвертое (ментальное) тела системы семи тел соответствуют вторым (жизненным) и третьим (ментальным) ножнам и тонкому телу в йоговской системе, или области разума. Пятое тело соответствует четвертым ножнам (духовным или интеллектуальным), а шестое тело пятым ножнам (чистому интеллекту). Седьмое тело это одно из названий самого сознания, которое не имеет ни имени, ни формы; его называют существованием, сознанием, блаженством (Сатчитананд). Интересно отметить, что второе тело (тонкое тело) Йоги, а также жизненные и ментальные ножны считаются функционирующими как единое целое».

(Атрейя. Прана. Секрет исцеления Йогой. Ростов-на-Дону.
Феникс. 1997г., 1998г., 2000г. 256 стр.)

«Словарь. Сат-чит-ананда. Термин, употребляемый для обозначения Абсолюта, Брахмана, или Того, и состоящий из трех слов: «Абсолютное Существование, или Бытие — Абсолютная Премудрость, или знание — Абсолютное Блаженство, или Счастье».
Для людей Запада, изучающих индийские философские и религиозные системы, является большим затруднением незнакомство со специфическими санскритскими терминами, употребляющимися в произведениях такого рода. Поэтому находим полезным приложить здесь простой, ясный, специальный Словарь, содержащий определения и краткие объяснения специфических санскритских терминов, встречаемых как в этой книге, так и в других подобных сочинениях. Этот Словарь не даст читателю «авторитетные» академические определения терминов, но предлагаемые им объяснения каждого термина изложены по возможности просто и ясно, без малейших притязаний на академическую или научную точность. Мы имеем целью лишь одно: дать читателю возможность понимать значение каждого термина. Предлагаемые определения носят скорее «вольный» характер и вовсе не претендуют на точность и изысканность слога и формы схоластических учителей санскритского языка». 

(Йог Рамачарака. Религии и тайные учения Востока.
Рига. Издательство Н.Гудкова. 1937г.)
(Йог Рамачарака. Религии и тайные учения Востока. Эксмо. 2002г. 800 стр.)

«Свобода души. Природная свобода и чистота есть в каждой душе: она ее сущность. Это не качества наши, так как качества могут быть приобретены, а следовательно и потеряны. Душа и свобода — одно; Душа и существование — одно; Душа и Знание — одно. Это Сат-Чит-Ананда — Существование, Знание и Абсолютное Блаженство — есть самая сущность природы, самое прирожденное право души, и все проявления, которые мы видим — только выражение природы души, обнаруживающееся ярко или туманно, как случится. Так, Знание, как бы оно ни проявлялось, — как невежество или как образованность, — только выражение Чит, или сущности знания. Различие этих проявлений состоит только в степенях, а не в роде. Знание самого низшего червяка, ползающего у нас под ногами, отличается от знания самого великого гения, какого только небо может послать нам, только в степени, а не в роде. И мыслитель Ведантист смело заявляет, что всякое блаженство, или наслаждение, даже самое низменное, какое может быть в этой жизни, только проявление того Божественного Блаженства, которое составляет сущность Души. Эта идея, кажется, самая важная в Веданте и, как я говорил, все религии, по-видимому, держатся того же учения: — я, по крайней мере, не знаю такой, в которой бы она не составляла основания».

(Свами Вивекананда. Джняна-Йога. Фолио. 2004г. 333 стр.)

«Источник и основа всего существующего есть Верховный Брахман, Абсолют, Ишвара, Всевышний, Господь. Это есть существование, не существо. Под этими понятиями подразумевается сознающее неотъемлемое существование, одно во всем. Единое существует в триединстве. Триединство трансцендентных качеств — вечности (существования), знания (сознания) и блаженства (восторга) — Сат-Чит-Ананда — есть метафизическое описание верховного Атмана, проявленной Вселенной.
Субстанция (первооснова) и бытие — одно и то же. В мироздании они могут быть рассмотрены как две стороны Духа. Первоначальная субстанция всего Духа есть чистое существование, ведомое в его чистом самосуществующем Сознании, или Сознании-Силе, и в чистой самосуществующей Ананде. Упанишады утверждают, что есть эфир Ананды, в котором все дышит и живет. Если бы его не было, ничто не смогло бы дышать или жить.
В Верховном Бытии три Его стороны едины. Существование есть сознание, сознание есть блаженство. Это — неразделенная Сат-Чит-Ананда. Они же образуют три наивысших плана проявления Всевышнего Источника Сат-Чит-Ананду. Всевышнее Существование, Сила Всевышнего Сознания и Блаженство Всевышнего Восторга Бытия находятся далеко за пределами обычного человеческого сознания и опыта».

(Качества Абсолюта (Сат-Чит-Ананда). Сайт www.verim.org.)

«САТ-ЧИТ-АНАНДА (санскр. saccidananda — «реальность»-«сознание»-«блаженство») — традиционное ведантистское определение высшего Брахмана. С точки зрения Адвайта-Веданты Шанкары, этот Брахман по сути своей лишен каких бы то ни было свойств или атрибутов (ниргуна Брахман), а это значит, что мы имеем дело не с тремя разными характеристиками, но с собственной природой (сварупа) Брахмана. В силу несовершенства и ограниченности вербального знания нам приходится употреблять три разных слова, тогда как все они метафорически описывают одну и ту же сущность. По словам Шанкары, «сознание — его собственная вечная природа, подобно тому как свет и жар [составляют собственную природу] огня. Ибо нет здесь разделения на качество и его носителя» (комментарий на «Брахма-Сутру» П.3.29). В позднейших вишнуитских направлениях Веданты, в частности в Вишишта-Адвайте Рамануджи, тройственное определение обозначает как раз свойства, или модусы проявления, Брахмана, иначе говоря, он рассматривается как реальный и вечно блаженный Бог-творец Ишвара, выступающий субъектом познания и действия, наделенный множеством благих качеств. Ведантистская триада Сат-Чит-Ананда может быть соотнесена с неоплатонической триадой «сущее-дух-жизнь», например, у Прокла, где каждый из трех элементов объемлет собою два других. (Н.В.Исаева)».

(Индийская философия. Энциклопедия. Отв. Ред. М.Т.Степанянц.
М. Академический Проект. Гаудеамус. 2009г.)
(Новая философская энциклопедия. В 4 т. / Под ред. В.С.Стёпина. М. Мысль. 2001г.)

«Часть Первая. Санкхья. Общие черты «правоверных» и «неправоверных» школ Индии. Учение об освобождении (Мокша-Дхарма). Из учения о сансаре логически вытекает учение об освобождении (мокша). Все индийские философские системы, признанные ортодоксальными, ставили освобождение своей конечной целью, своим идеалом, но каждая из них понимала его по своему. Понимание смысла освобождения обусловливалось пониманием смысла сансары, но только отчасти. Все эти индийские философские школы учат об Абсолюте, Запредельном проявленному, но понимают это Запредельное весьма по-разному: начиная с абсолютной пустоты — Шунья, которая и есть Абсолютная Реальность, и кончая Абсолютным Субъектом, Атманом, Сат-Чит-Ананда (Бытие-Знание-Блаженство). Понимание отношения Вселенной и Абсолюта также различно в разных школах. Так, абсолютные адвайтисты (Веданта Шанкары) и дуалистическая Санкхья Ишваракришны отрицают какую-либо связь между Абсолютом и Космосом: адвайтисты потому, что мир иллюзорен, а значит, и всякое отношение к нему иллюзорно, а санкхьяики отрицают потому, что Абсолют не может быть причастен к неабсолюту уже в силу своего определения. Школы относительного монизма Рамануджи понимают связь Абсолюта с космосом как Бхакти, причем понимание Бхакти по мере перехода от «Бхагавад-Гиты» к средневековым мистикам приобретает все более выраженный половой характер».

(Смирнов Б.Л. Санкхья и Йога. // Махабхарата (Философские тексты).
Вып. VII, часть 2. Изд. 2-е. Ашхабад. Ылым. 1981г. с.79-214)

««Сат-Чит-Ананда, Сатчитананда — Бытие — Сознание — Блаженство; Божественное бытие; — древняя санскритская формула — единственно возможное описание Атмана с точки зрения феноменального мира. «Схоласты описывают Бога как воплощение Сат, Чит и Ананды — бытия, сознания и блаженства. Это неверно. Он — это само Сат, само Чит, сама Ананда. Эти три составляющих не отличны и не отдельны от Бога». «Махариши, которые осознали Атмадхарму, провозгласили, что Сат, Чит и Ананда являются основными характеристиками «Я». Поэтому можно сказать, что эти великие Виджнани (самореализованные личности) достигли Брахмана, который и есть Сат-Чит-Ананда. Для освобождения достаточно ясного зрения, чтобы видеть Атму, важно именно это, а не каста или цвет. Как же обрести это ясное зрение? Ответ следующий: через практику Дхармы — Дхармы, которая обусловлена кастой и ашрамом! Дхарма дает возможность осознать Атму без всякого тумана и пелены, скрывающих ее от нашего зрения. Практика Дхармы наполняет вас опытом. Через этот опыт постигается Истина. Истина дает нам видение, а видение дарует нам освобождение. Люди, которые свободны от таких внутренних заслонов, скрывающих Атму, могут принадлежать к любой касте или ашраму. Это не имеет значения, они все равно достигают освобождения. Эта Антахкарана Шуддхи и есть то, что превозносят Шастры, когда они говорят о спасении» — Сатья Саи Баба».

(Сатья-Саи Баба говорит. Сайт www.saiorg.ru.)

«Три прекрасных слова, которые мы так часто слышим в мантрах и медитациях. Три слова, которые так сладко и приятно произносить. Три состояния, к которым мы стремимся, познавая себя, познавая мир, познавая Вселенную и Бога — Сат-Чит-Ананда.
Сат указывает на аспект вечности и бытия, не быта, а именно бытия. На этой стадии человек более не отождествляет себя с материей только физического плана и физического тела, что делает его невозмутимым и бесстрашным. Он осознаёт своё «Я», как вечную частичку и пребывает в полном равновесии и гармонии с Вселенной. Этот уровень является началом духовного самоосознания, и тот, кто достиг его, считается самореализованным человеком.
Чит указывает на аспект знания и высшего разума, не ограниченного установками и отождествлениями ума, только тот достигает этого состояния, кто постигает Бога в своём сердце в каждом мгновении своей жизни, поднимается на этот уровень. Существует много видов знания, но истинное изначальное знание заключается в понимании того, что источником всего является Бог, как личность, как любая сторона и аспект реальности. Любое другое знание является следствием этого знания.
Ананда — в переводе это слово значит «блаженство». На этот уровень человек поднимается, осознав огромную, бескорыстную, безграничную, божественную Любовь и растворяется в ней. И чувствуя ее, в ответ, направляет и излучает в окружающее пространство.
Пусть же в вашей жизни всегда будут Сат-Чит-Ананда!!!».

(Анастасия Ян. Сат-Чит-Ананда — 3 главных слова! Сайт www. blog.yoga-secrets.ru.)

«Основная цель Йоги — это Сат-Чит-Ананда. Сат — истина, Чит — сознание, Ананда — просветление. Таким образом, цель любой Йоги — просветление. К достижению этой цели ведут множество путей. Ты можешь идти в город разными путями — ехать на поезде, лететь на самолёте, можешь идти пешком… Исторически сформировалось порядка двадцати основных видов Йоги. Это разные пути к одной цели. Иными словами, существует просто Йога, белая Йога, а названия различных её стилей — это, скорее, маркетинговый ход. Раджа-Йогу называют высшей формой Йоги, но на практике, не важно, какой стиль ты практикуешь — высшая форма существования изначально присутствует в каждом человеке. Для того, чтобы быть ею, совсем не нужно что- либо делать.
Но заниматься Йогой всё же стоит, чтобы получать опыт своих качеств, совершенствовать свои качества. При этом, я не вижу никаких противоречий между Кундалини-Йогой и, скажем, Бхакти-Йогой. Йога качается всех без исключения аспектов жизни. Прекрасно, когда Йога интегрируется в жизнь. Видимо, поэтому стилей Йоги такое количество — каждый может выбрать самый подходящий для него путь.
Йога — это опыт, это пробуждение духа, состояние, которое являет собой добрый знак на пути к Сат-Чит-Ананде. Практику и опыт нельзя заменить словами. Йога — это практика и опыт. Йога — это дыхание жизни. Йога — это твоё состояние… Такое ощущение, будто мы берём океан и пытаемся уместить его в банке. Сколько бы мы не пытались, нам не удастся этого сделать — мы будем черпать и находить новые объяснения, новый смысл. Зачерпнул — увидел Аштанга-Йогу, зачерпнул — увидел Хатха-Йогу, Кундалини-Йогу… и каждый раз это тот же океан, в котором можно просто быть, который можно познавать. Я не хочу быть одним из тех, кто ограничивает истину, создавая из неё религию».

(Источник неизвестен.)

«Пpиложение. Жизнь учителя и суть его наставлений. Шри Бхагаван совсем не отрицал каких-либо других хорошо известных методов, таких, как Карма-Йога, Бхакти-Йога или Раджа-Йога, повторение мантр, церемонии почитания, посещение храмов, соблюдение ритуалов и т.п., выбранных преданными для достижения Бога. Он советовал каждому следовать тому методу, который кажется ему наилучшим или самым легким. Он уверял нас, что все паломники, идущие различными путями, достигнут одной Цели, которая, он настаивал, есть осуществление Сат-Чит-Ананды, Одно-без-второго. Все ученые диспуты об Адвайте, Двайте или Вишишта-Адвайте он считал пустыми и бесполезными, ибо погружение в Себя возможно лишь при условии, что деятельность ума в действительности сведена к нулю.
Система Махарши удачно названа Маха-Йога в сравнении с четырьмя видами Йоги, хорошо известными в Индии. В Карма-Йоге существует джива, пытающаяся освободить себя от уз рождения и смерти выполнением кармы без привязанности. В Бхакти-Йоге существует джива, чувствующая отделенность от своего Бога, который есть ее отец, мать, учитель, друг или любимый, и желающая воссоединиться с Ним осредством преданности и любви. В Раджа-Йоге джива чувствует отчуждение от своей подлинной природы и хочет восстановления единства путем различных практик, включая управление дыханием. В Джняна-Йоге джива пребывает в неведении и уничтожением всего ложного ищет достижения Знания Реальности. Следуя методу Махарши, вопрошанию «Кто же это «я»?», связанному с йогическими практиками, мы исследуем происхождение, природу и источник самой дживы. Искатель обнаруживает, что «я», которое, по общему мнению, проводит все эти практики, не существует, что оно есть видимость, и что единственно реально только Истинное Я, Одно-без-второго, чья природа есть Сат-Чит-Ананда, Бытие-Сознание-Блаженство. Так будем же все изучать и практиковать эту прямую и простую Маха-Йогу и достигать Мира и Блаженства!».

(Шри Рамана Махарши. Весть Истины и прямой путь к себе.
/ Соствление О.Могилевеpа. Перевод В.Данченко, О.Могилевеpа
и В.Семенцова. Л. Изд-во Шри Раманашрама. 1991г. )

«Ишта-Дэвата — это Избранное Божество, которому поклоняется практик, имеющее определенную форму и качества. Как раз потому и нет никакого противоречия между безличным Брахманом Адвайты и личным Богом искателя, что Ишта-Дэвата есть сат-чит-ананда сварупа, т.е. воплощение Бытия-Сознания-Блаженства в форме. Бога можно воспринять только как Сат-Чит-Ананду и никак по-другому. Нет никакой разницы, через какое личное Божество ты придешь к пониманию, что являешься частичкой единого Брахмана, а посему обладаешь всеми его качествами. Всеми тремя. Сат-Чит-Анандой.
Несмотря на тьму неведения, в которой ты беспрестанно пребываешь, Брахман постоянно подает тебе знаки, через которые ты можешь почувствовать твою с ним похожесть. Знаки всегда присутствуют вокруг тебя. Они в красоте восходящего солнца, величии гор, беззвучии снегопада, неспешном течении реки, играх животных, очаровании музыкой, в радости открытия, в любви, сострадании, благородстве. Во всем, что заставляет Дживу открыться.
Бога человек может ощутить только через «состояние». Оно называется Сат-Чит-Ананда. Как только практик получает бхаву (это состояние) путем прямой передачи или введением в природу Будды или тысячью разных названий одного и того же способа в различных традициях, он сразу начинает вспоминать: Значит то острое состояние блаженства (ананды), которое он иногда чувствует в медитации и есть «взгляд в пол-глаза» на Бога. Это именно та ниточка. Если в следующей медитации он углубится в «состояние» ананды, осмотрит его, прочувствует со всех сторон, то непременно обнаружит и Сат (бытие), когда тело почти не чувствуется, ты в своем внутреннем пространстве просто Есть. И все. И тогда же приходит понимание, что это Есть относится к Чит (сознание). Только Сознание существует и оно не имеет ни формы ни времени и естественное его состояние — блаженство (ананда). И вот переживание всего этого и есть встреча с Богом. Это и есть самаддхи».

(Дневники одного йога. Сат-чит-ананда. Сайт www.gena777.wordpress.com.)

«Блаженство самореализации. Сегодня люди поклоняются Богу различными способа¬ми. Как правило, они обращаются к Богу с мольбой: «О Господь! Дай мне увидеть Тебя! Избавь меня от забот и несчастий!». Слушая подобные молитвы, невольно чувствуешь, что они рождаются от невежества. Похоже, что люди, обращающиеся к Богу с такими молитвами, не имеют никакого понятия о природе Божества. Кто есть Бог? Святые писания, Веды, Упанишады дают ответ на этот вопрос: Бог — это Сат-Чит-Ананда. И именно эту Сат-Чит-Ананду вы должны просить у Бога, а не нечто тривиальное, связанное с мирской жизнью. В ананде, высшем блаженстве, заключено всё. Сегодня люди взывают к имени Бога, но в действительности они поклоняются дьяволу, царю мира. Все мирские желания связаны с дьяволом, а не с Богом. Чем больше желаний вы контролируете, тем благословеннее вы будете.
Каков же смысл призыва «познай самого себя»? Вы дол¬жны получить видение Бога. Вы должны ощутить Божественное. Вы должны говорить с Богом, видеть Бога, чувствовать Бога, знать Бога. Это и есть религия. Не понимая истинного смысла религии, люди принимают за религию различные формы почитания и молитв. Постижение есть религия, то есть быть истинно религиозным — это значит постичь вечную Реальность.
Человек — воплощение вечной истины. Он — воплощение Сат-Чит-Ананды (чистого бытия-высшего сознания-блаженства). Но он не способен понять свою подлинную сущность, ибо эгоизм, приверженность к собственности, страсть к показухе, гордыня заслоняют от него его истинную форму — Сат-Чит-Ананду. Тот познает свою божественную природу, кто сможет избавиться от привязанности и ненависти, эгоизма и стяжательства, свойств, которые подобны пеплу, покрывающему тлеющие угли. Если пепел сдуть, огонь разгорится.
Сат-Чит-Ананда — подлинное богатство человека. Каждому нужно искать это сокровище, побеждая дракона са¬моуверенности, преграждающего к нему доступ. Каждый дол¬жен думать над тем, как ему найти путь к этому сокровищу».

(Сатья-Саи-Баба. Воплощение Бога в человеческой форме.
Беседа 22-10-1995г. Прашанти Нилаям. Сайт www.saibaba.narod.ru.)

«Согласно ветхозаветному преданию, прародители нынешнего человечества Адам и Ева вкусили плоды древа познания добра и зла. За это они были изгнаны из рая и стали рождаться и умирать на Земле. Совершить «первородный грех» побудил Адама и Еву змей-искуситель, имя которому Сатана. Что же зашифровано в этом сказании?
Традиционно принято переводить слово «сатана» с иврита как «противник», но здесь, как это часто бывает, возникла путаница в толковании. Аспект противостояния человеку действительно существует, но относится он к другому знаменитому имени «отца зла», о котором пойдёт речь ниже.
На Санскрите «Сат» означает Вечное Бытие, Реальность Существования, Творческую Волю. «Ананда» есть Вечное Блаженство, Божья Благодать. Сат-Ананда или Сат-Ана — это два лица Святой Троицы — Божья Воля и Божья Благодать. До полноты троичности здесь не хватает только Божественной Мудрости, которая на Санскрите зовётся «Чит». Именно её и символизировал у большинства древних народов Змей или Дракон, даже Иисус говорил: «Будьте мудры, как змии и кротки, как голуби». Полностью имя Святой Троицы звучит на Санскрите как Сат-Чит-Ананда. Таким образом, Змей-Сатана — это Чит-Сат-Ана, то есть не что иное, как искажённое наименование Святой Троицы, вечной основы мироздания и человека.
Это означает, что наша собственная внутренняя природа, заложенная в человеке потенциальная божественность, побудила души к рождению на Земле в физических телах и познанию двойственности Вселенной. Нет, и не было никакого «первородного греха», унаследованного, якобы, всеми нами, а было только естественное стремление Божьих Детей к индивидуальному и совместному развитию на нашей планете! Вот в чём заключается основная движущая сила эволюционного процесса в обществе. А нас уже который век пытаются убедить в изначальной порочности человечества, совращённого зловредным змеем-искусителем. Поистине, сон разума рождает чудовищ, а сон совести рождает ад! Одни придумывают страшные сказки, чтобы помыкать простаками, которые в них поверили, а другие покорно принимают рабство, чтобы снять с себя ответственность за собственную судьбу. Ни тем, ни другим не позавидуешь».

(Книга реальности. Дар Прометея. Сайт www.drealism.com.)

«Часть 4. Глава 4.4. Атма — это Сат-Чит-Ананда. Сат-Чит-Анада — это единственное определение Атмы. В этой феноменальной Вселенной мы видим ложь, равнодушие и страдание. Атма, который отличен от Анатмы, следовательно, для более лёгкого понимания нами, предстаёт как Сат (реальный), в виде противоположности к Асату или Анрите (нереальному); как Чит (сознательность) в виде противоположности Джаде (безразличие или бессознательность); и Ананда (блаженство) как противоположность Духкхе (страданию). Следовательно, даже эти термины не определяют Атму, а лишь различают его, находящегося вне определения слов. Пытаться дать определение Брахману — это лишь отрицать Брахмана.
Сат, Чит и Ананда — это не три различные сущности. Они неразрывны друг от друга. Они сверстники и сосуществуют с Атмой. Подобно тому, как вода, Джаль, Пани обознанчают одну и ту же вещь, точно так же Сат-Чит-Ананда обозначает одного Атму. Сат есть Чит. Сат — это Ананда. Чит — это Сат. Чит — это Ананда. Ананда — это Сат. Ананда — это Чит. Вы не можете расщепить Сат-Чит-Ананду на три отдельные сущности, так же как вы не можете разделить свет, тепло и сияние из огня.
Сат, Чит и Ананда — это одно. Атма не имеет частей, он гомогенный. 3 характерные особенности: Сат, Чит и Ананда — не отличны друг от друга. Дерево может быть дифференцировано на ветви, цветы, веточки и т.д., поскольку они являются конечными вещами, ограниченными именно к этой части дерева, но Атма не имеет частей. Сат присутствует всюду, где есть Чит и Ананда. Сат не может быть ограничен другим Сат, поскольку нет второго Сат; не может он быть ограничен ни Асат, так как Асат не может существовать. Если заявить, что Чит отличен от Сат, тогда это будет Асат, подобно рогу зайца. Этот вид предположения приведёт вас к серьёзной дилемме и путанице. Все несчастья прекращаются, когда человек осознаёт (реализует) Атму. Следовательно, Атма должен быть олицетворением блаженства. Сат — это Чит. Сат — это также Ананда.
Тот, кто реализовал Сат-Чит-Ананда-Атму, является освобождённым мудрецом. Ему ничего больше не надо учить, ничего делать, нечего больше достигать. Все его желания удовлетворены. Он достиг всех миров. Он освободился от челюстей смерти. Он достиг бессмертия».

(Свами Шивананда. Гьяна-Йога. Сайт www.yogalib.ru.)

«Глава 12. Брахманубхава-Упанишада. Шрути провозглашают: «Екам ева адвитиям Брахма — Брахман — только Один, второго нет», это значит, что нет ничего, кроме Брахмана. При всех условиях, в любые времена, всюду и везде Брахман — Один. Вначале было только чистое Бытие (Сат) и ничего более, говорит «Чхандогья-Упанишада». «Мандукья-Упанишада» называет Его Шантам-Шивам-Адвайтам». «Два» — это лишь то, что развивается и проявляет себя. Увиденное отличается одно от другого, и все увиденное отличается от увидевшего. Более того, увиденное может быть плодом приязни или неприязни увидевшего, плодом его воображения, его чувств, его порывов и стремлений. Когда подносят фонарь, «змея» исчезает и остается только веревка, которая и воспринимается как таковая. Когда мир предстает в свете Божественного Знания, исчезает иллюзорная картина двойственности, которая и привлекала и отталкивала.
Именно «два» вызывает страх. Если вы в одном лице и слушающий, и видящий, и делающий, и радующийся — откуда взяться страху? Представьте себя во время сна! Внешний мир отсутствует, вы наедине с собой, ваше состояние: «Один, без второго». Созерцание этого Одного и почитание этого Одного, ведущее к реализации Единства, ниспошлет вам этот опыт. Как и «другой», Он имманентен себе; как живое дыхание Он есть Чит, тайна сознания, активности, движения.
Сат (чистое Бытие), Чит (Сознание), Ананда (Блаженство), Парипурна (Совершенство), Нитья (Вечность) — это пять атрибутов, с помощью которых описывается Брахман. Поняв их суть, можно постичь Брахмана. Сат неподвластно времени; Чит освещает и проявляет себя, так же как и все другое; Ананда рождает состояние предельного осуществления; Парипурна не знает ни изъянов, ни сокращений, ни упадка, ни поражений. Нитья — это то, что неподвластно влиянию пространства, времени и обстоятельств.
При свете Брахмаджняны мир предстает миражом — преходящим, неистинным; он отрицается знанием. Мир — это лишь иное название для вещей, которые видны, слышны и т.д. Но Ты, джива — видящий — есть Сат-Чит-Ананда Брахмана, помни об этом! Утвердитесь в этой вере, медитируйте на звук ОМ, который является лучшим символом Брахмана. Знайте с этого момента, что вы есть Атман! Когда туман рассеется, Атман в каждом существе засияет в своем первозданном великолепии. Тогда вы поймете, что гнались за миражом в песках пустыни и принимали за реальность вещи, имеющие начало, а, следовательно, и конец.
Если человек отождествляет себя с телом, то какими бы познаниями он ни обладал, его следует признать глупцом. Напротив, человек, твердо уверовавший в то, что он — Сат-Чит-Ананда, сам станет Божеством. Не отождествляйте дживу с грубым телом из плоти и кости, ни даже с тонким и причинным телом. Атман должен отождествляться только с самим Параматманом. Лишь тогда может наступить вечное блаженство. Радость и горе, доброе и дурное относятся не к вам, а к сфере ума. Вы — не создающий и не вкушающий плоды деяний. Вы — вечно свободны».

(Бхагаван Шри Сатья Саи Баба. Упанишад Вахини —
толкование Упанишад. Сайт www.sathyasai.ru.)

«Бог в Индуизме. В индуистской философской школе Веданта существует понятие верховного космического духа, который называется Брахман. Он описывается как безграничный, вездесущий, всемогущий, бестелесный, как трансцендентная и имманентная реальность, которая выступает как божественная основа всего мироздания. Говорится, что он не поддаётся описанию. В некоторой степени его можно охарактериховать как Сат-Чит-Ананда — бесконечные истина, сознание и блаженство.
Сат-Чит-Ананда или саччидананда (сложное слово из трёх санскритских терминов, которые соответственно означают «бытие», «знание» и «блаженство») используется в различных школах индуистской философии для описания природы безличного Брахмана или личностного аспекта Бога — Ишвары или Бхагавана. Сатчитананда рассматриваются как три атрибута, каждый из которых тождествен с двумя другими, а их различение в человеческом сознании вызвано Майей и ошибочно. Различные традиции в Индуизме по-разному осознают и толкуют эту философскую концепцию. В философских школах Веданты Сат-Чит-Ананда рассматривается как синоним трёх основных атрибутов Брахмана.
С точки зрения Йоги Сат-Чит-Ананда — это состояние, в котором нади и чакры полностью раскрыты и пранические энергетические потоки в теле находятся в полном равновесии. Или же, это когда Шива и Кундалини-Шакти соединились и обосновались в теле практикующего. В Йоге Сат-Чит-Ананда может случаться спонтанно и мимолётно или в течение коротких периодов времени. Многие направления в Индуизме разделяют понимание того, что через старательную практику духовных дисциплин, эти короткие периоды будут становится продолжительней и практикующий в конце-концов сможет достичь состояния непрерывной сатчитананды. Среди основных признаков достижения стадии сатчитананды указываются следующие: ананда (духовное блаженство) или духовный экстаз, удовлетворение (сантоша), умиротворение (шанти), сатори, самадхи, сабиджа, нирвана.
В Вайшнавизме Сат-Чит-Ананда является изначальным состоянием живого существа на планетах Вайкунтхи. Вайкунтхи, согласно вайшнавскому богословию, — это вечные духовные планеты, которые находятся в духовном небе, за пределами материальных вселенных. В дуалистических философиях Двайта, три элемента Сат-Чит-Ананда соответственно соотносятся с тремя этапами осознания Бога в Его трёх ипостасях как Брахмана, Параматмы и Бхагавана.
Согласно философии Ауробиндо, в духовной эволюции души и Вселенной, несмотря на то, что душа воплощается в Майе, и ограничена пространством, материей и временем, она постоянно сохраняет вечное единство с Сат-Чит-Ананда. Этот воплощающийся объект или измерение живого существа, духовная душа, является основной сущностью, которая перевоплощается из жизни в жизнь. Эта сущность в своём качественном энергетическом состоянии является Сат-Чит-Ананда. Ауробиндо утверждает, что существует верховная сила, «сверхразум», проявляющийся из Сат-Чит-Ананды и достижимый через практику Йоги, направленной на объединение жизни, ума и материи с возвышенным уровнем сознания, радости и силы и таким образом, пробуждения нашей изначальной духовности».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

* * *