Статья 2.10. Тантра как Древнее Индийское Учение. (ч.4).

«Главное в термине «тринитарность» [тернарность, троичность, триединство] является утверждение в нём всеобщей троичности Целого. Это предельный элемент системности вообще, что доказано М.Месаровичем, сербским учёным, который открыл, что любая система в общем случае всегда может быть представлена конечным набором троичных подсистем, а двоичными — не всегда. Ввиду того, что троичность есть всеобщая база Целого, для решения проблем синтеза, объединения необходима система, состоящая из трёх элементов» (см. Тринитарность как базовый постулат лингво-когнитивной безопасности. 2011г. Сайт www.refdb.ru.).
«Символы, пришедшие к нам из глубины веков несут, глубокий смысл. Наиболее значимые символы дошли до наших дней из глубины веков не случайно. Должна быть объективная причина их устойчивой сохраняемости в течение такого длительного времени. Причина эта может состоять в том, что в них зашифрованы фундаментальные принципы мироустройства. <…>. Подходя с такой меркой к раскрытию их тайны, мы нашли убедительные подтверждения их общности и в философии, и в мифологии, и в религии, и в физике, и в математике, и в биологии, и в генетике. <…>. Единение двух симметричных противоположных сущностей и образование на их основе новой третьей сущности является основным принципом, которым пользуется Природа. Подтверждение этому можно наблюдать и на полевом уровне организации материи, и на уровне элементарных частиц, и в мире минералов, и на уровне живой природы, и даже в космосе, на примере двойных звезд и двойных галактик. Этот принцип, построенный на логике троичности, охватывает все уровни организации материи от фундаментального физического поля и элементарных частиц до космических объектов Вселенной. Это не что иное как универсальный природный принцип организации… Тайна троичности пока еще недоступна для постижения средствами математической логики… В качестве логического базиса мироустройства Природа, очевидно, использовала логику троичности, весьма далекую от математической логики» (см. Косинов Н.В. Принцип Инь-Ян, Святая Троица и календарь Майя. Сайт www.kosinov314159.ru.).
««Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, может быть, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих» (Н.К.Рерих). <…>. Понятия, модели и термины, характеризующие троичность, — древнейшие элементы Основ, выдержавшие испытания веками и тысячелетиями. Существенной особенностью триединства является то, что оно является одним из главных понятий в мистико-религиозной, оккультной, философской и научно-технической традиции. В современных научно-технических, философских, религиозно-мистических, эзотерических и оккультных типах знания, опыта такие понятия как «троичность», «триединство», «триада», «тернер» весьма существенны. <…>. Модель триединства — своеобразная Высшая Живая Мера. Она включает три части (лика, аспекта) целостной сущности и ту особую часть, которую разные традиции Культуры именуют по-своему. <…>.
Во всех достаточно развитых типах знания в качестве фундаментальной единицы-меры, эталона познаваемой живой системы различается триединство… В области искусственного интеллекта вечный образ триединства осознан и развивается в качестве одного из фундаментальных операторов образной математики. <…>. Триединство — один из наиболее парадоксальных образцов, характеризующих то, что в этом Словаре понимается как «живучесть Основ Культуры». Этот образец — живая целостность, включающая такие свойства-принципы как: разрушение всего сотворенного — неисчерпаемое разнообразие проявления жизни — минимизация насилия, определяющая близость к Истине. Эти три части пронизаны спонтанно-таинственным полем. Триединство — наиболее краткий, яркий и глубокий образ всего, что создано по живучести Основ Культуры. Триединство — предельная свертка, минимальная модель и мера живого. В этом ее принципиальное отличие от всего многообразия абстрактно–мертвых, двумерных, полярных моделей» (см. Энциклопедический словарь «Живучесть основ культуры». Словарь вечных терминов (СВЕТ). Сайт www.jivuchest.agni-age.net.).

* * *

2. ЧТО ТАКОЕ ИСТИНА?

(продолжение)

2.5. ТРИЕДИНСТВО ИСТИНЫ.

«Триединство — 1. Единство трёх сущностей, явлений, черт. 2. Три ипостаси Бога [Бог I]: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Толковый словарь Ефремовой. Т.Ф.Ефремова. 2000г. Триединство — римурти, триада. (Словарь русских синонимов). Триединство — триада (книжн.) (Словарь синонимов русского языка). Практический справочник. М. Русский язык. З.Е.Александрова. 2011г.».

(Триединство. Сайт www.dic.academic.ru.)

«Христианское учение о триединстве Бога (Троица) говорит, что Бог есть в трёх Лицах. Это Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Также это учение говорит что Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, это три абсолютно отдельных и полноценных Личности и в тоже время это одна Личность. И это Личность — Бог. Изучив этот вопрос в Библии не сложно прийти только к одному выводу, что учение о триединстве является не истинным. Такой вывод также подтверждает история возникновения этого учения. Я не буду углубляться в историю Церкви (ниже предоставлена только короткая историческая справка по этому вопросу), но я хочу углубиться в Библию, чтобы разобрать и обсудить тему триединства Бога именно на основании Слова самого Бога…».

(Триединство Бога. Сайт www.truth.ucoz.net.)

«Вечера-размышления «Триединство истины». Философские трилистники. Музыка света, живопись музыки, красноречие молчания и недоговоренности, говорение сразу о двух мирах, о трех, о Бесконечности. В суете дней нам так часто не хватает времени, чтобы остановиться и задуматься о Главном. Или не хватает смелости, как говорила Зинаида Гиппиус, поразмышлять «о Человеке, Любви и Смерти». Позвольте себе на миг отринуть шелуху земных проблем и погрузитесь в мысли о поисках истины, вечности и Вселенной вместе с интеллектуальной элитой русской поэзии.
Форма трилистника, неслучайно выбранная для вечеров-размышлений, впервые была создана поэтом Иннокентием Анненским. Её универсальность и единство позволили звучать в унисон голосам гениев из разных времён и пространств. Они стали единым зовом — вашим проводником к истине, дающей ответы на вечные вселенские вопросы, объединённые силой контраста. Жизнь и смерть, счастье и разочарование, любовь и ненависть. Для того, чтобы на поле вселенной расцвели философские трилистники, объединились Саша Чёрный, Иннокентий Анненский, Игорь Северянин, Александр Блок, Владислав Ходасевич, Фёдор Тютчев, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Евгений Евтушенко, Ника Турбина, Елена Исаева. Сопоставляя имена, в трилистниках сопоставляются не степень величия их, не размеры достижений, а родство досягновения — братская близость душ в направлении их духовного взгляда, устремленного не сюда, а туда, не вовне, а внутрь. Тонкое перемещение самых элементов творчества в порядке их художественного применения. Вместе с ними вы прислушаетесь к собственной душе, к личной вселенной, к своей вечности.
Монохромность музыкального оформления оттенит философские глубины трилистников. Фортепианная музыка станет канвой для поэтических ритмов. Перед вами раскроются страницы книги, где вечность пишет трактат об Истине, Времени и Человеке, в котором чуткий зритель разглядит и пёстрое действо с множеством музыкальных оттенков, и волшебство поэтических картин.
Триединство лирики, музыки и философской мысли — это цельное представление, в котором поэтический вечер дышит в унисон с полноценным фортепианным концертом. (Место проведения: Центральный дом журналиста. 28.11.2014г.)».

(Вечера-размышления «Триединство истины». Сайт www.domjour.ru.)

«Обычно очень многие «мыслители», создающие собственные «религии» или пытающиеся толковать православные догматы вне Священного Предания Православной Церкви, не понимают православное учение о Пресвятой Троице. Прежде чем мы перейдем к рассмотрению теософского учения о Троице, а лучше сказать, фантазий теософов о Пресвятой Троице, скажем несколько слов о православной триадологии.
Что мы знаем о Пресвятой Троице? Немного. Бог Один и Един, но троичен в Лицах. В Боге одна сущность, но Три Лица (Ипостаси). Сущность Божия непознаваема; определить Кто есть Бог и как Он есть, не может никто. Лица Пресвятой Троицы отличаются ипостасными свойствами: Отец нерожден, Сын предвечно рождается, Дух Святой исходит от Отца. Понять жизнь Пресвятой Троицы невозможно. Троица – это не три отдельных Бога и не один Бог, проявляющий Себя в разных Лицах на разных этапах творения. Это именно Один Единый Бог в Трех Лицах.
Теософы предлагают также следующий подход к пониманию учения о Пресвятой Троице: «…В Индии философы говорят о проявленном Брахмане как о Сат-Чит-Ананда, что означает Бытие, Разум и Блаженство. В популярном изложении Проявленный Бог есть Троица: Шива — Начало и Конец; Вишну — Хранитель; Брама — Создатель вселенной…». Что такое Сат-Чит-Ананда? Это атрибут Единого безличностного Божества (Брахмана), его свойство. В философии Веданты: «сат» — сущее, «чит» — сознание, «ананда» — блаженство. Сущее божество через познание самого себя достигает вершины реализации ананды. Сат-Чит-Ананда к христианской Троице никакого отношения не имеет. Что же касается Брахмы, Вишну, Шивы – это три отдельных, независимых друг от друга «божества», в то время как Троица это один Бог.
«…Троица появляется снова как три идеи, которые составляют для северных Буддистов их прибежище, это — Будда, Дхарма (Доктрина) и Сангха (Знание)… ». Троица — не три идеи, а три единосущностные Личности: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. Искать учение о Пресвятой Троице в буддизме неразумно, буддизм отвергает существование Личного Бога. Как видим из всего вышеизложенного, теософы, судя по всему, просто не понимают, что такое Пресвятая Троица, занимаясь фантазированием на эту тему и возрождением старых ересей.
Почему догмат о Пресвятой Троице так важен для Христианства? И почему его в течение всей истории Церкви еретики и сектанты упорно пытались исказить или вообще уничтожить? Иисус Христос является истинным Богом и истинным Человеком. Во Христе две природы: Божественная и человеческая, но одна Личность (Ипостась); Он — Богочеловек. Христос спас нас от греха и от смерти. Грехопадение прародителей исказило природу человека, который утратил внутреннее единство с Богом, был разобщен с Ним. Ветхозаветные пророки и праведники общались с Богом, но Он был как бы снаружи, изнутри себя пророки не могли принять Его в себя: «Ветхий Завет не знал внутреннего благодатного освящения». Лишь через Воплощение Бога-–Слова благодать сообщается человеческой природе «непреложно, делается неотъемлемой и постоянно пребывает у людей». К ветхозаветному человеку не могли бы быть обращены слова апостола Павла: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16). О новозаветном человеке можно сказать: «тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа …» (1Кор.6:19). Иисус Христос по Своей Божественной природе вечен и совершенен. В Себе Он соединил человеческую природу с Божественной, тем самым приобщив человека к бессмертию; искупил его, исцелив человеческое естество от греха и смерти. Но мог бы Он это сделать, если бы не был Богом, Сыном Божиим? Если Христос — не Бог, то Он, в лучшем случае, пророк. Тогда Христос не мог победить смерть, так как победить смерть может только Тот, Кто Сам обладает бессмертием, Тот, Кто Сам есть Жизнь в Себе. Если Бог не троичен в Лицах, если Христос — не воплотившийся Бог-Слово, то Он не мог бы приобщить человека к Божеству, ибо Сам не обладал бы Божественной природой, но тогда нет спасения, и смерть так же властвует над человечеством, как и до прихода Иисуса Христа. Таким образом, без принятия догмата о Пресвятой Троице нет веры в спасение.
Изучая труды Е.П.Блаватской, не трудно провести параллели с уже существующими религиозными системами. Доктрины Теософии далеки от Хистианства, ничего общего не имеют с подлинным содержанием Буддизма и Индуизма. Содержание Тософии фактически позаимствовано Е.П.Блаватской из Кббалы, примесь буддийских и индуистских заимствований в основном чисто терминологическая, с полным или почти полным изменением смыслового наполнения терминов».

(Питанов В.Ю. Теософия: факты против мифов. М. 2002г.)

«Итак, Триединство и Троица — центральные понятия богословско-философского учения Флоренского. Но ведь они — понятия, широко распространенные в христианской философии. В чем же здесь специфика позиции Флоренского? Триединство и троица становятся синонимами истины — при том, что Флоренский иначе, чем это принято было в европейской философии нового времени, понимает соотношение истины и существования. «Наше русское слово «истина» лингвистами сближается с глаголом «есть» (истина — естина)», — пишет Флоренский. Так что «истина», согласно русскому о ней разумению, закрепила в себе понятие абсолютной реальности: Истина — «сущее», подлинно — существующее в отличие от мнимого, не действительного, бывающего. Русский язык отмечает в слове «истина» онтологический момент этой идеи. Поэтому «истина» обозначает абсолютное самотождество и, следовательно, саморавенство, точность, подлинность. «Истый», «истинный», «истовый» — это выводок слов из одного этимологического гнезда». Очень важно рассуждение Флоренского об истине как своего рода живом существе, существе движущем, владеющем условием жизни и существования. Флоренский дает необычайно тонкое историко-лингвистическое толкование, из которого следует, что русский язык исторически донес соответствующее и русской философии глубинное, онтологизирующее понимание истины. Отец Павел сравнивает понимание истины эллинами и латинское слово veritas (истина), которые, как он считает, запечатлевают отчуждение истины от человека, некоторую человеческую форму, сводящую истину к чему-то или юридическому, или гносеологическому. Что же касается Флоренского, то для него очень важно чисто религиозно-теологическое понимание истины. Вот его слова: ««Что есть истина?», — вопрошал Пилат у Истины. Он не получил ответа, — потому не получил, что вопрос его был всуе. Живой Ответ стоял пред ним, но Пилат не видел в Истине ее истинности. Предположим, что Господь не только своим вопившим молчанием, но и тихими словами ответил бы Римскому Прокуратору: «Я есть Истина». Но и тогда, опять-таки, вопрошавший остался бы без ответа, потому что не умел признать Истину за истину, не мог убедиться в подлинности ее».
Перед нами — своего рода религиозный экзистенциализм, отождествление истины познания с истиной переживания, притом переживания христианина, видящего в самой личности Христа высшее воплощение истины.
В дальнейших рассуждениях Флоренского Истина приводится в единство с двумя другими понятиями, а именно Добра и Красоты. Эти три термина он употребляет одновременно в философском, теологическом и экзистенциальном смысле. «Истина, Добро и Красота, — пишет он, — эта метафизическая триада есть не три разных начала, а одно. Это одна и та же духовная жизнь, но под разными углами зрения рассматриваемая. Духовная жизнь, как из Я исходящая, в Я свое средоточие имеющая — есть Истина. Воспринимаемая как непосредственное действие другого — она есть Добро. Предметно же созерцаемая третьим, как во-вне лучащаяся – Красота». Затем с этими понятиями Флоренский соединяет еще и понятие Любви. «Явленная истина, — говорит он, — есть любовь. Осуществленная любовь есть красота. Сама любовь моя есть действие Бога во мне и меня в Боге; это со-действование — начало моего приобщения жизни к бытию Божественному, т.е. любви существенной, ибо безусловная истинность Бога именно в любви раскрывает себя».
Далее следует довольно пространный историко-философский очерк, смысл которого — противопоставление понимания любви в европейской философии тому толкованию любви, которое очень важно и для Флоренского, и для российской философии вообще. Истина отождествляется с переживанием личности, но с таким переживанием, которое есть переживание самого бытия. Явленность истины — это существование, «естьность» истины. Явленность истины это и истина, и бытие одновременно. В духе такого же онтологизма должна быть понята, согласно Флоренскому, и любовь. Между тем в европейской философской традиции, возьмем ли мы Лейбница, Вольфа или Мендельсона (идеи которых он разбирает), любовь берется скорее в психологическом аспекте. Это нововременное, «иллюзионистическое», по выражению Флоренского, понимание, когда речь идет просто об отношении людей. Для Флоренского же, и в этом существо его теологически-философско-космического толкования любви и истины, и акт истины, и акт любви суть акты самого бытия. Они носят совершенно идеальный и в то же время космический характер. Что касается европейской философии нового времени, то она — философия не идеальная, не духовная, а вещная. В ней и любовь превращается в чисто психологическое состояние и ее как психологическое состояние, соответствующее вещной философии, нужно, говорит Флоренский, «отличать от любви как онтологического акта, соответствующего философии личной». Вернемся, однако, к троичности.
Троичность, троицу Флоренский трактует не только как богословское понятие, но и как всеобщую структуру мира, как онтологическую сущность.
Например, время троично: оно делится на прошлое, настоящее и будущее. Троичность находит свое выражение в том, что в грамматике есть три грамматических лица, что отец Павел, в свою очередь, возводит к троичности семьи (ибо она состоит из отца, матери и ребенка). Флоренский полагает также, что троична личность, так как имеет три направления жизнедеятельности, а именно: телесное, душевное и духовное. И каждое психическое движение трояко по качеству, «так что содержит отношение к уму, воле и чувству». Иными словами, троичность — общеонтологическое устройство, и эта общезначимость должна быть доказана. Но каким образом? Соответствующий задаче метод, согласно формулировке Флоренского (во «Вступительном слове перед защитой на степень магистра»), есть диалектика. Он подчеркивает, что разумеет слово «диалектика» в его широком значении — «жизненного и живого непосредственного мышления, в противоположность мышлению школьному, т.е. рассудочному, анализирующему и классифицирующему». Это не рассуждение о процессе мысли, а сам процесс мысли в его непосредственности или, как выражается Флоренский, «трепещущая мысль». «В диалектике самое главное целостность. Тут нет отдельных определений, как нет и отдельных доказательств». А что есть? Есть уплотняющийся, все глубже внедряющийся в сущность исследуемого предмета «сгусток проникновения» — совокупность процессов мысли, взаимно друг друга укрепляющих и оправдывающих. Это — как бы луковица, в которой каждая оболочка есть живой слой»».

(Триединство, истина, диалектика в философии Флоренского.
// История философии: Запад-Россия-Восток (книга третья.
Философия XIX-XX вв.). 1999г. www.terme.ru.)

«Об авторе. Н.В.Косинов — канд. техн. н., член-корреспондент Академии биоэнергетических технологий, вице-президент по науке Международной академии фундаментальных основ бытия, зам. директора института проблем физического вакуума, главный редактор журнала «Физический вакуум и природа». Всего научных работ 126. Области научных интересов: концепция единства мира, новые источники энергии, проблема физического вакуума, фундаментальные физические константы, математика, космология.
Статья. Многие ученые считают, что число три играет удивительную и таинственную роль в истории человеческой культуры. Практически у всех народов мира этому числу придается особое значение. Многие мыслители, например, Платон, Чжу-Си, Гегель, указывали на то, что троичность неразрывно связана с бинарностью. При этом третье не является самостоятельным и независимым, а есть результат взаимодействия двух первичных сущностей по типу мужское — женское, ИНЬ-ЯН, электрон-позитрон, плюс-минус, электричество-магнетизм, тезис-антитезис.
Принцип единения противоположностей, как фундаментальный принцип мироустройства, проходит основной линией во многих философских школах. Учение о двух началах, лежащих в основе всего сущего, идет от Анаксимандра Милетского, Парменида и Гераклита. Пифагор также считал, что мир состоит из противоположностей. Согласно воззрениям Пифагора то, что приводит противоположности к единству и создает все в космосе, — есть гармония. У пифагорейцев гармония — есть согласие противоположностей и выступает как единство мужского и женского начал. Триада была предметом теоретического исследования у Платона. По Платону: «истина достижима посредством сведения противоречащих сторон в единое и целое». У Платона «третье есть единство обоих». Идея единства противоположностей развивалась в XV-XVI вв. Николаем Кузанским и Дж.Бруно. При этом противоположности ими рассматривались не антагонистичными, а взаимодополнительными, то есть комплементарными.
Фундаментальное философское обоснование троичного принципа мироустройства принадлежит Гегелю. Фундаментальной характеристикой сущности развития у Гегеля является связь противоположностей и единого. Всякий процесс развития Гегель связывал с триадой: тезис — антитезис — синтез. Триада Гегеля олицетворяет то, что в сложном явлении всегда присутствует тезис, антитезис и синтез. Важнейший признак триады Гегеля — ее элементарность, а значит фундаментальность.
Если от философии перейти к физике, то можно привести много примеров троичного принципа структурной организации. В физике элементарных частиц известно уникальное явление, когда две абсолютно симметричные частицы — электрон и позитрон, вопреки ожидаемой аннигиляции, образуют новую частицу (!). Речь идет об образовании позитрония — первоатома вещественного мира. На примере взаимодействия этих элементарных частиц по схеме: электрон-позитрон-позитроний видно проявление того же гегелевского принципа единения противоположностей по троичному принципу: тезис — антитезис — синтез.
Здесь я сделаю важный акцент на парадоксальные особенности природных триад. В них нельзя «считать до трех» и нельзя их сводить до двухзначной логики. К ним неприменимы правила арифметики и неприменима формальная логика. Очевидно, Природа устроена не по «арифметическим» законам — ее законы намного сложнее. Науке еще предстоит открыть эти законы. В нашем примере, когда есть электрон и позитрон, то еще нет позитрония, когда есть позитроний, то уже нет электрона и позитрона. Физикам хорошо известно, что к позитронию не подходит принцип «состоять из…». Несмотря на то, что он образован электроном и позитроном, он не содержит внутри себя этих частиц, поскольку энергия позитрония меньше суммы энергии частиц его образовавших — электрона и позитрона.
В физике триадный принцип организации материи проявляется очень часто и не ограничивается примером взаимодействия электрона и позитрона. Точно такой же триадной схемой можно представить не менее фундаментальный процесс, связанный с электромагнетизмом. Максвелл, решая задачу объединения электричества и магнетизма, открыл в 1864г. электромагнитное поле, которое тоже представляет собой единение двух противоположностей — электричества и магнетизма.
В биологической эволюции по такой же триадной схеме (тезис-антитезис-синтез) происходит слияние мужской и женской половых клеток — гамет, в результате чего образуется — зигота, способная развиваться в новый организм. В биологии, как и в физике, это не единственный пример, когда динамику развития можно представить триадной схемой, аналогичной гегелевской триаде. По аналогичной схеме происходит редупликация — процесс самовоспроизведения, самокопирования нуклеиновых кислот
Еще один пример можно привести из мира минералов. Принцип единения противоположностей можно продемонстрировать на примере процесса двойникования кристаллов, характерного для минерального мира. Структура двойниковых образований является зеркальным отражением атомной структуры материнского кристалла. Объединение зеркальных двойниковых образований, приводящее к появлению двойников, очень распространенное явление в Природе.
Вышеизложенное показывает, что единение двух симметричных противоположных сущностей и образование на их основе новой третьей сущности является основным принципом, которым пользуется Природа. Это фундаментальный троичный принцип мироустройства. Подтверждение этому наблюдаются как на полевом уровне материи — на примере электромагенетизма, так и на уровне элементарных частиц — на примере триады: электрон-позитрон-позитроний, а также в мире минералов — на примере двойникования кристаллов, на уровне живой природы — на примерах образования зиготы и редупликации ДНК и даже в космосе — на примере недавно открытых двойных звезд и двойных галактик. Этот принцип триединства, основанный на логике троичности, охватывает все уровни организации материи от фундаментального физического поля и мира элементарных частиц до космических объектов Вселенной. В этом просматривается не что иное, как универсальный троичный природный принцип организации материи.
В рассматриваемом контексте напрашивается пример из области математики, который касается теории числовых последовательностей. В математике хорошо известна целочисленная последовательность, состоящая из чисел Фибоначчи, в которой каждое число образовано суммой двух предыдущих членов последовательности (1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55…). В законе формирования чисел Фибоначчи в явном виде проявляется триадный принцип, который мы рассмотрели выше — каждое следующее число равно сумме двух предыдущих. Особый интерес вызывает то, что числовым инвариантом этой последовательности является золотая пропорция или знаменитое число Фидия (Ф=1,6180033…). С этим числом связана гармония, которая проявляется в природных явлениях и в шедеврах искусства. Если принять, что логика троичности является универсальным природным принципом, то совсем не удивительным является тот факт, что золотая пропорция так часто встречается в Природе.
Для науки наступает «золотое время», которое открывает путь постижения логики Природы и разработки на этой основе новой нематематической (в нынешнем понимании) логики — логики троичности. Очевидно, нужна новая алгебра, основанная на троичной системе счисления, свободная от недостатков двухзначной логики, правила которой учитывали бы парадоксальность троичной логики, в которой с одной стороны «нельзя считать до трех», а с другой — не сводить ее к двоичной логике. Основания для такого математического аппарата созданы. Их разработал и развил в своих трудах Н.П.Брусенцов. Его троичная система счисления и троичная диалектическая логика указывает на появление математического аппарата, адекватного Реальности».

(Косинов Н.В. Универсальный троичный принцип
структурной организации в Природе. Сайт www.kosinov314159.ru.)

«Триединство, пожалуй, самое сложное из всего, что нам предлагает Творец. Так как истинный смысл этого лежит за пределами нашего понимания, нашего «здравого» смысла и потому никто не в состоянии постичь его суть, и принять триединого Бога следует верой, мы в определенной мере можем обосновать эту веру, основываясь на творении и Библии.
Бог открылся людям трижды: прежде всего в своем творении (все мироздание, живая и неживая природа, животный мир и человек, космос); затем в Своем Слове (Священное Писание) и, наконец, в Своем Сыне Иешуа, нашем Господе. Каждое откровение дает достаточное представление о всемогущем Творце, и все они дополняют друг друга.
Отец, Сын и Дух Святой — это не три Бога. Каждый обладает всеми качествами Бога: каждый всемогущ, каждый первый и последний, каждый обладает верховной властью. Трое одновременно не могут быть первыми и последними, трое не могут быть всемогущими, иметь верховную власть, то есть обладать всеми божественными качествами. Все три личности равны и все три — Бог, но Бог ОДИН!
Это не три формы одной личности (как, например, вещество в трех состояниях: вода, лед и пар). Они отличны одна от другой: распят был только Иешуа, во время крещения Его Иоанном Крестителем снизошел Дух в виде голубя — другая Личность, говорил Отец — третья Личность. Это не три части одного целого, каждый — всецелый Бог. Не понятно? Мне тоже.
Что говорит о триединстве Библия? В ней нет слов «троица», «триединство», но там нередко говорится о Боге во множественном числе. Элохим — это форма множественного числа. Уже в самом начале Священного Писания читаем: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26); «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас» (Быт. 3:22), «…кто пойдет для Нас?» (Ис. 6: 8). Далее. К Аврааму приходили трое. «И явился ему Господь у дубравы Мамре… Он возвел очи свои… и вот, три мужа стоят против него» (Быт. 18:1, 2). (См. также Быт. 18:8-10). Каждый из трех — Бог.
Отец есть Бог. Это не вызывает ни у кого ни сомнений, ни возражений. Притом Он не абстрактная идея, мысль, информация, что-то бестелесное. Конечно, и все это тоже, но прежде всего Бог — это Личность, со всеми присущими ей свойствами. Это и естественно. Если Бог создал нас личностями, то Сам Он тоже Личность, притом не только, а много больше. <…>.
То, что каждая из трех личностей является Богом, понять и принять можно, хотя это не очень сообразуется с представлением о том, что Бог один, других богов нет. Но как понять, что вместе и каждый — есть целое, самодостаточное Божество? Это непостижимо. Это тайна. И это ведь вполне естественно, ибо, как сказал Августин: «Если вы способны постичь Его, то Он не Бог». Но, глядя на творение, можно видеть аналогию, не подобие (нет Ему подобного), а аналогию триединства в творении, что делает для нас более удобным восприятие триединства Бога и укрепляет основу веры в триединого Бога.
Прежде всего, сам человек. Он тоже триедин: плоть (тело), дух (сознание) и душа (жизнь, одушевляющая плоть, идентифицируется с кровью). Об этих понятиях можно много рассуждать, но это не входит в задачу настоящей статьи.
Глобальный же аналог — это вселенная, явленная нам материей в пространстве и во времени. Эти три составные части неотделимы одна от другой, не могут существовать раздельно. Материя немыслима вне пространства и вне времени так же, как пространство и время не существуют сами по себе. Пространство — это как бы место обитания материи, и это происходит в определенное время.
И каждая из этих составных частей мироздания, в свою очередь, тоже троична, триедина! Пространство трехмерно, грубо говоря: длина, ширина и высота, или три оси: лево-право, вперед-назад и вверх-вниз. Трехмерность пространства очевидна, естественна, мы к ней привыкли. Мы редко задумываемся, но одномерность даже представить невозможно. Ведь любая линия, какой бы тонкой она ни была, имеет толщину. Это только в математике существует понятие бесконечно малой величины, это понятие абстрактное, и изобразить линию можно только в двухмерном пространстве, которое существует тоже только в нашем воображении. К тому же линия бесконечна, она занимает все пространство. (До сих пор, хотя с того времени прошло более 45 лет, в моих ушах звучит голос моей учительницы математики: «Прямая мыслится неограниченной!») Также и плоскость: она неограниченна, она простирается на все пространство. И хотя плоскость, как и линию, можно представить, но за нею нет никакой реальности, ее нельзя осязать. И отдельно, самостоятельно ни одно измерение не существует. Их существование возможно лишь в единстве. И существование реальности возможно только в трехмерном пространстве. Здесь необходимо отметить, что в науке, кроме обычного, реального, пространства, нашедшего отражение в геометрии Евклида и аналитической геометрии в трех координатах (X, Y, Z), имеется и понятие «математического пространства», включающее различные виды пространств (проективное, афинное, конформное), в том числе и многомерное, которое возникло из формального обобщения обычной аналитической геометрии: с трех координат на n. В механике и теории относительности пользуются четырехмерным пространством, присоединяя к трем пространственным координатам в качестве четвертой время. Это пространство, хотя и имеет определенный смысл, все же является абстрактным. А этот определенный смысл его обусловлен тем, что пространство не существует вне времени. Нереально и многомерное фазовое пространство, широко используемое для изучения различных явлений в механике, теоретической физике и т.д., но это лишь аппарат для исследований, реальным же является исключительно трехмерное пространство.
Триединство времени в достаточной степени наглядно. Никто не оспаривает, что время представляется прошлым, настоящим и будущим. Также вполне понятно, что все когда-то (в самом начале) было будущим. Мы исходим из того, что «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть» (Ин.1:1, 3). То есть был вечный Бог, и никакого времени и вообще ничего не было. Так вот, все, чему предстояло быть, было будущим.
Затем по мере того, как все происходило, это произошедшее становилось прошлым, прошедшим. Сам же момент, время действия, проистекания процесса являлось настоящим. Будущее становится ощутимым в настоящем, очень быстро переходящим в прошлое. Человек воспринимает время в настоящем, но понимает его реальность и в прошлом, и в будущем. Картины прошлого, как и представления будущего, реализуются через восприятие их в настоящем. Время: прошлое, настоящее и будущее — нераздельно, оно постоянно перетекает из будущего в настоящее, а затем в прошлое. Оно едино. Время немыслимо вне пространства, оно не существует само по себе. Так будет до конца времен, когда перестанет быть мир, исчезнет время, не будет пространства, останется только вечность.
Попутно следует отметить, что время, как и пространство, не является чем-то неизменным. Известно, что пространство (реальное трехмерное) может при определенных условиях искривляться, а время течет по-разному, в зависимости от скорости инерциальной системы (системы координат), в которой рассматривается явление.
Триединство материи. Пространство заполнено материей, оно материально, материя не существует вне пространства, а пространство немыслимо без материи. Вакуум, то есть пустота, тоже материален, например, пронизан магнитным полем. И все это не может существовать вне времени. Сама же материя — это энергия, то есть материя существует в виде энергии, переходя из одного ее вида в другой. Энергия — это способность производить работу. Указанная способность проявляется в движении, в одной из ее форм. Энергия порождает движение, движение осуществляет работу. Формы движения разнообразны, механическое движение — простейшая из этих форм и наиболее наглядная и доступная для изучения. Результат движения представляется явлением. Мы говорим о материальных явлениях, а нематериальных явлений в материальном мире нет. Напомним, что нематериальной является идея, мысль, сознание, но носителем идеи остается материя. Таким образом, материя триедина в энергии, движении и явлении. Энергия — это источник, причина движения. Энергия проявляется в движении, которое можно изучать, измерить (и таким образом энергию тоже). Результатом движения выступает явление. То есть энергия обнаруживается в явлении. Эти три субстанции, три сущности нерасторжимо связаны и не существуют отдельно, каждая из них и есть материя, есть не часть, а целое.
Более просто, да, пожалуй, и примитивно, можно представить триединство материи как триединство вещества. Всякое вещество существует, а точнее, может быть получено в трех видах: твердом, жидком или газообразном (парообразном).
Все сказанное не есть доказательство триединства Бога. Такого доказательства нет и не может быть в принципе. Приведенная аналогия триединства материи, пространства и времени далеко не полная. Да, они не могут существовать отдельно, но каждая из них не есть триединая вселенная. Часть не есть целое, тогда как каждая составная часть триединого Бога — совершенный Бог. Приведенными аналогиями мы лишь постарались подвести какой-то фундамент под веру в триединого Бога, показать, что вера наша не слепа, она опирается на свидетельства, которые предоставил Творец созданному Им человеку. Ведь если весь мир троичен, триедин, если триедино все творение, то имеются весомые основания предположить и непостижимое триединство его Творца».

(Марк Раик. Триединство. Сайт www.rockofisrael.com.)

«Евразийский манифест. Триединство миров. (Манифест — это письменное обращение, воззвание, изложение каких-либо положений программного характера. Здесь развернутые тезисы Евразийского Союза народов и государств (ЕСНГ), новой евразийской семьи, организации, нации и цивилизации; постулаты Истины в форме лекций, заповедей, проповедей, логического слова, живого разговора).
Вас здесь учат (чему, где и как учат в конкретной аудитории). Вас здесь учат в целом и в общем достаточно квалифицированные в своем предмете преподаватели (учителя, наставники, начальники, разные деятели разного культа и оккультизма, экстрасенсы и прочие «ясновидящие», далеко не все в этом мире видящие, академики и профессора, президенты и министры, радио и телевидение, СМИ…). И каждый учит своему, по-своему и со своей в какое-нибудь одно место направленной, узко специализированной и на что-нибудь одно сориентированной колокольни. Общих истинных понятий об общей картине мира мало кто имеет, а потому мало кто кого этому и учит. Каждое учебное заведение (просветительная организация, учреждение, организация, фирма, лаборатория, секта), как крот, роет свою норку или окоп, из которого отстреливается сама или обстреливает других, убеждая себя и других, что только они дают самые полные и самые ценные знания, что только они ближе всего к Истине. Вся эта самодеятельная или государством организованная, но одинаково хаотичная добыча Знаний, Истины и Хлеба, решая одни вопросы, неизбежно порождает лавину новых проблем, в хаосе которых люди уже начинают захлебываться и тонуть. Гонка вооружений, ядерные, экологические, техногенные и чисто технические катастрофы, межнациональные, религиозные, межгосударственные конфликты и войны, массовые болезни и эпидемии людей, СПИД, наркотики, алкоголизм и терроризм, политические перетряски, перестройки и революции, прочие катаклизмы по всем направлениям и сферам жизни людей расширяют и углубляют царящий в этом мире хаос.
Поэтому все наши академики, профессора, изобретатели и прочие ученые деятели науки и техники, искусств, культуры, культа, и оккультизма, экономики, политики и общественной жизни в принципе и по большому счету мало чем отличаются от алхимиков Средневековья, т.к. ни всеобщего «эликсира» жизни, ни всеобщей формулы, матрицы Истины, простой и всем понятной истинной схемы хотя бы в основных сферах окружающего нас мира ни те, ни другие пока еще не нашли и все продолжают блудить, как дети в темном лесу (процесс блуда в лесу: потеря перспективы и ориентиров, целей и смысла в жизни; солнце, звезда, вершина, направление, путь, тропа). Конечно, в процессе этого «блуда» люди нашли много чего истинного и много кое о чем узнали верного. Но считать верным все, чему все учат, было бы большим преувеличением. Например, всего 500 лет назад всех везде учили такой глупости, что Солнце вращается вокруг Земли! И этому все верили, а сомневающихся жгли на кострах или побивали камнями. Поэтому вполне логично можно если и не утверждать, то, как минимум предположить, что многое из того, чему вас учат и сейчас, тоже если не совсем ложное, то и не абсолютно истинное. А большинство верных, истинных знаний, открытий и откровений отрывочны, разрозненны и разобщены, часто противоречивы и антагонистичны, подсознательны и интуитивны, их взаимосвязь мало кем осознана, понята, доказана. <…>.
Трехмерность пространства — важнейшее свойство материи. Триединые оси координат X,Y,Z — символ материализма, основные ориентиры элементарного триединого порядка в общем Хаосе этого Мира.
Символом, главной Ипостасью идеального мира является Бог, Его Святая Троица — Триендинство Отца, Сына и Святого Духа. Триединство всего сущего своими корнями уходит вглубь веков и тысячелетий и является главной истиной почти всех народов и религий. На памятниках в честь Митры — божества одной из языческих религий Востока еще 4 тысячи лет до новой эры изображались бык, палица и шар солнца — символы высшей жизненной силы, высшей творческой деятельности и высшей духовной истины.
Тpимуpти (Вишну, Шива, Брахма) — тpиединство в буддистской религии. Христианский догмат о триединстве Бога после долгих споров о природе и соотношении Лиц (Ипостасей) Троицы (Отца, Сына и Святого Духа) был принят на втором Вселенском соборе в 381г. и по истечении веков стал одним из главных и общепризнанных в христианском учении. Однако проблема троичности продолжала и продолжает будоражить умы и деятелей Церкви и светских мыслителей. Понимание сущности триединства — основной вопрос бытия, без осмысления которого нельзя постичь истину в важнейших сферах человеческой деятельности. Как на фундаментальных аксиомах математики или геометрии базируются эти науки, так на триединстве экономики, права и духовной сферы, других важнейших сущностях этого мира базируется вся жизнь общества.
Для осмысления триединства необходимо выделить и сформулировать его свойства. Триединство — это парадоксальное равенство 1 = 3 или 3 = 1, означающее, что и Единый Бог, и Троица — одно и то же. Единосущность: хотя Бог един, но и каждое из трех Лиц тоже является Богом, т.е. их сущность одинакова. Неслиянность: все три Ипостаси существуют одновременно и всегда, причем качественно различаются и не могут заменять одна другую или сводиться друг к другу. Каждая Ипостась Троицы как бы выполняет свою автономную «работу», не свойственную другим. Нераздельность: три Ипостаси выступают всегда вместе, абсолютно исключено, чтобы какое-то Лицо действовало отдельно от двух других. Логическая структура троичности сводится к сочетанию триединства, единосущности, неслиянности и нераздельности.
Самой логичной и материалистичной наукой является математика. Свойства всех ее объектов, выводимые из аксиом, логически не противоречивы. Но даже в математике можно найти примеры триединства. Поместим в начало ортогональной декартовой системы координат произвольный конечный вектор. Ему будут соответствовать три его составляющие (компоненты), расположенные на осях. Каковы свойства такого объекта? Очевидно, что и вектор, и совокупность его составляющих — одно и то же. Но это и есть ТРИЕДИНСТВО. Каждый компонент вектора сам является вектором, т.е. имеет ту же самую природу, сущность. Это и есть ЕДИНОСУЩНОСТЬ. Пусть вектор обозначает силу, смещающую материальную точку из начала координат. Любая из трех составляющих двигает точку только вдоль «своего» направления, а две других, перпендикулярных ей, никак не влияют на это движение. Компоненты вектора принципиально не способны заменять друг друга, что и означает их НЕСЛИЯННОСТЬ. Составляющие вектора связаны с результирующим вектором неразрывно, так как являются его проекциями на оси, а значит, столь же неразрывно связаны и друг с другом, что указывает на их НЕРАЗДЕЛЬНОСТЬ. Так что обыкновенный вектор в трехмерном пространстве и три его ортогональные компоненты — идеальный наглядный пример объекта с логической, материальной структурой триединства. Триединство материального пространства — причина и следствие Триединства Бога.
Примеров триединства в материальном мире много. Например, триединство или триада цвета. Любой художник, дизайнер и даже любой маляр знает, что есть три триединых, базовых цвета или три базовые краски: красная, синяя и желтая, из которых путем их простого смешивания в разных пропорциях и соотношениях можно получить великое множество, тысячи, миллионы других цветов и оттенков. А эти три базовые, первичные, божественные цвета из других вторичных, третичных, десятеричных и прочих цветов и оттенков получить нельзя. Синий цвет и его просветленный оттенок — голубой цвет — это цвет Бога-Отца. Красный цвет — это цвет жертвенной крови Его Сына Иисуса Христа. Желтый цвет — это цвет Святого Духа. Триединство цвета — причина и следствие триединства Бога. Или, например, триединство трех основных, опорных нот в музыке (до, ми, соль), дающее опорное трехзвучие или аккорд — качественное и приятное для слуха созвучие — консонанс. Или триединство трех основных опорных гласных звуков в любой речи и трех главных гласных букв в любом алфавите любого языка любого народа мира — это А, У, И, из которых развивались и образовались и все остальные гласные и звуки, и буквы: А+У>0, У+И>Э и т.д. (Более подробно о цветах и звуках, их значении и воздействии на людей читайте в отдельной брошюре «Евразийская нация и цивилизация» в статьях 07-07 «Евразийский алфавит», 07-17 «Евразийский гимн и флаг», 07-18 «Голубой цвет — цвет Истины и Бога»). Или триединство времени — прошлое, настоящее, будущее. А самый простой пример триединства — это треугольник — простейшая, самая рациональная и устойчивая замкнутая фигура на плоскости или пирамида в пространстве, в т.ч. и всем известные египетские пирамиды, которые обладают уникальными, божественными свойствами. Есть и три базовых, священных и триединых числа: 0, 1 и ~ (ноль, единица и бесконечность). Бесконечность математически определяет и символизирует макромир, бесконечную Вселенную и ее творца — Бога-Отца; ноль — это микромир, его бесконечно малые частицы и их Святой Дух; а единица — это наш реальный прежде всего земной мир вместе с солнечной системой и его Сын Божий, реально явившийся земному народу. Поэтому три известных человеку мира (микро, макро и реальный) тоже триедины и им присущи все свойства триединства (неслиянность, нераздельность, единосущность). Триединство миров (микро-, макро- и реального) и их чисел (0, 1 и ~) есть причина и следствие триединства Бога. Если в левую часть парадоксального равенства триединства (1=3) подставить математические значения трех триединых миров (микро = 0, макро = бесконечности и реального = 1), т.е. 0 + ~ + 1 = 3, то можно определить, чем в действительности является нуль. Нуль в триединой действительности этих триединых миров является не нулем, а минус бесконечностью, т.е. не конечным, не определенным, каким он теперь ошибочно считается всеми математиками мира, а неопределенным, плавающим, бесконечно ускользающим, бесконечно малым числом, примерно таким же, как и неопределенная и неконкретная бесконечность, но далеко не простым ее зеркалным отражением и противоположностью, а полностью самостоятельной и не только математической, но и философской, а, следовательно, и человеческой категорией. (С уважением, Леон Ива — автор Евразийского Манифеста, ваш «гуру» — первооткрыватель триединства миров, наводчик элементарного порядка в общем хаосе этого мира. О всех постулатах Истины читайте в брошюре «Евразийский Манифест»)».

(Евразийский манифест. Триединство миров. Сайт www.golos-evrazii.narod.ru.)

«Все физические теории о микромире и мега-мире основаны исключительно на предположении, что законы физики инвариантны на всех просторах Вселенной (что верно) и на всех ее масштабных уровнях (что неверно). И поэтому они во многих фундаментальных вопросах совершенно не стыкуются с данными, полученными из непосредственных наблюдений за поведением систем в Микро- и Мега- мирах. Именно поэтому ХХ веке физика так и не смогла объединить в Единую теорию поля все четыре вида взаимодействия. Всего четыре силы природы! А теории их общей у науки нет. Почему? Теперь становится ясно, что физики совершенно не учитывали масштабную неинвариантность Вселенной, они не понимали и не понимают до сих пор, что во Вселенной действует троичный принцип целостности и различия, который требует совершенно иного методологического подхода для трех разных уровней Вселенной — в Микро-, Макро- и Мега- мирах.
Введение. Сформулируем в самых общих чертах принцип трех уровней: Любой объект нашего мира состоит из элементов и входит в систему более высокого порядка. Исключений из этого правила нет. Принцип трех уровней по сути дела является минимизированным вариантом принципа иерархического устройства нашего мира. Галактики состоят из звезд, звезды — из атомов, атомы из элементарных частиц. И какой бы объект на иерархической лестнице мы не взяли, внутри него мы можем найти составные части, а вокруг него среду из других объектов. Исходно очевидно, что правило трех уровней масштабно инвариантно. Какую бы полочку размеров мы не выбрали, на ней есть свои объекты (системы), которые состоят из элементов нижних размерных уровней и входят в системы (объекты) высших размерных уровней. Системы наполнены объектами, которые состоят из элементов, но для элементов эти объекты являются внешней средой, а сами они имеют внутри себя другие элементы.
Например, органические молекулы состоят простых молекул, простые молекулы — из атомов, атомы — из элементарных частиц… Государство состоят из штатов или областей, области — из районов, районы из городов и деревень, города — из своих городских районов… Организм состоит из органов и систем жизнеобеспечения, органы и системы состоят из отдельных подсистем, те — из клеток, клетки из органелл, органеллы из биомолекул… Эти примеры приводят нас к простому линейному представлению об иерархическом устройстве Вселенной. Еще философы Древней Греции размышляли об этом и приходили к удивительным выводам.
В реальном мире нет такого простого перехода с уровня на уровень. Вся Вселенная разделена на три гигантских этажа иерархии, внутри них есть свои тройки уровней, которые фрактально расщепляются на тройки подуровней. Таким образом, мы имеем самоподобную по иерархическому устройству структуру, которая восходит к трем самым большим уровням — трем этажам Вселенной: Микро-, Макро- и Мега-мирам. И каждая тройка уровней представляет собой отдельный законченный класс объектов. Таким образом, принцип трех уровней является не просто фрагментом, «вырезанным» из последовательности «состоит из…». Он имеет самодостаточную физическую природу. Любой целостный участок масштабов, который бы мы не взяли, четко делится на три отдельных уровня, даже, если этот «участок» — наша Метагалактика в известных науке пределах иерархии. И более того, между всеми этими уровнями, подуровнями и этажами существуют реальные размерные границы, переход через которые приводит нас в мир совершенно иных систем, иных законов поведения и свойств. Таким образом, наша Вселенная масштабно неинвариантная, причем неинвариантная она фрактально. А современная физика практически не учитывает эти границы между мирами разных масштабов, что приводит к парадоксам и глобальному непониманию устройства нашего мира.
Трехэтажная масштабная структура Вселенной и Биосферы была впервые подробно описана автором в ранних работах (См. Сухонос С.И. Масштабная гармония Вселенной. Издание 2-е. М. Новый центр. 2002г., Сухонос С.И. Жизнь в масштабе Вселенной // Человек в масштабе Вселенной. М. Новый центр. 2004г. с.7-138), где автор продемонстрировал, что весь масштабный интервал Вселенной делится на три различных этажа. Если подходить к этому результату с общих философских позиций, то в нем нет ничего нового. Еще древние китайцы делили мир на три уровня: земля, человек и небо, понимая под этими уровнями как раз иерархическое устройство Вселенной. Да и современная физика четко разделяет масштабные области доминирования тех или иных сил. Что же нового мы выяснили? Мы обнаружили, что границы между этими масштабными этажами (участками на М-оси Вселенной) такие же строгие и четкие, как, например, граница между Россией и Финляндией. Пересекая границу между двумя странами, мы через пограничную неширокую полосу попадаем в совершенно иной мир, в котором говорят на другом языке, действуют другие законы и ходит в обращении другая валюта.
В Биосфере также применима аналогия границы между Россией и Финляндией. И более того, это лишь слабая аналогия тех разительных изменений, которые мы имеем, переходя с этажа одноклеточных на этаж многоклеточных, а оттуда на этаж биоценозов и социумов. Парадокс состоит в том, что Человек по своим размерам занимает центральное место в масштабном диапазоне белковой жизни на Земле. Он во столько же раз больше мельчайшей частицы жизни — вируса, во сколько раз меньше верхнего предела жизни на Земле — Биосферы. Более того, человек не только занимает центральное положение в масштабной структуре белковой жизни на Земле. Он также занимает центральное положение в масштабном диапазоне некоторых видов позвоночных животных. И он занимает совершенно точно центральное положение на масштабной оси в классе млекопитающих. И здесь также работает троичный принцип включенности (иерархии). Любой человек (средний М-этаж) состоит из клеток (нижний М-этаж) и входит в социум (верхний М-этаж).
Этим положением человек подобен клетке, которая занимает центральное место в масштабном интервале всех систем Вселенной (см. рис.2). Она находится в центре трех интервалов Вселенной, а человек — в центре трех интервалов жизни на Земле. Обобщая картину трех этажей во Вселенной и Биосфере, можно предположить, что масштабно-структурная организация жизни на Земле — голографическая копия такой же организации Вселенной. Она просто сжата по М-вертикали (в 4 раза плотнее), но развернута «по горизонтали» — разнообразие живых систем выше, чем косных и они устроены внутренне гораздо сложнее. Естественно, возникает идея сопоставить три этажа Биосферы трем этажам Вселенной.
Наличие четко выделяемых трех этажей Метагалактики и Биосферы позволяет предположить, что на всех уровнях масштабной (иерархической) организации нашего мира действует один и тот же системный троичный код Вселенной.
Триада «элементы, объекты, системы». Что же в самых общих чертах делает подобными три этажа Вселенной и Биосферы? Легко заметить, что на каждом из этажей и там и там «живут» совершенно разные по структуре и свойствам «жильцы». На нижнем этаже «живут» элементы, на среднем — объекты, на верхнем — системы.
Элементы. Для Вселенной – это элементарные частицы, для Биосферы — клетки. Объекты. Для Вселенной это все физические тела (от пылинок до звезд), состоящие из композиции элементарных частиц в виде атомов. Для Биосферы — все многоклеточные организмы. Системы. Для Вселенной они представляют собой рассеянные скопления космических тел с очень высокой подвижностью и слабыми связями. Это все планетарные системы, звездные группы, ассоциации, звездные скопления, галактики, затем идут группы, скопления и сверхскопления галактик, нити из сверхскоплений. Для Биосферы — это группы, стада, популяции и биоценозы разных масштабов. Для человечества — все социальные системы, начиная от небольших семей и рабочих коллективов и заканчивая всемирными торговыми, экономическими, политическими и промышленными системами.
Можно сделать следующее обобщение. Элементы имеют предельную целостность. Объекты обладают целостностью и формой, но могут отделять и присоединять новые элементы без принципиальной потери своей природы. Системы вообще не имеют жесткого «тела» с оболочкой и могут изменять свои параметры в очень широких пределах, являясь своего рода свободной (в разной степени) ассоциацией объектов.
Таким образом, на трех разных этажах иерархии Метагалактики и Биосферы мы видим три разные типы форм, параметрических зависимостей типов структур и т.п. И по сути дела перед нами открывается картина целостного, но различного на трех уровнях мира. Различного не только по количественным характеристикам, но и по качественным свойствам. И тип обитателей для каждого из трех этажей одинаков и не зависит от того, что мы рассматриваем — Вселенную в целом или ее отдельную часть — Биосферу. Это еще раз подчеркивает вывод, который был сделан раньше: между уровнями внутри каждой масштабной триады пролегает жесткая граница, переход через которую приводит к попаданию в совершенно иной мир. И образ границы между Россией и Финляндией — слабое отражение качественного различия между масштабными уровнями и этажами каждого «трехэтажного здания» иерархии нашего мира.
В ранних работах автора было показано, что на каждом из этажей иерархической триады действует свой тип силы. Не в привычном физическом смысле (гравитационные или электромагнитные), а в метафизическом, системном.
Триединый целостный мир. Различие между тремя видами силовых взаимодействий на трех этажах Вселенной и разница между взаимодействиями на трех этажах Биосферы не должны заслонять от нас целостность этих взаимодействий. Наш мир целостен. А как же из этой целостности возникают столь разные по своей природе силы? Что касается физического мира, то автор пришел к убеждению, что не существует другой энергии, как кроме энергии эфира. Просто ее различные проявления трансформируются на разных масштабных срезах по-разному, что было рассмотрено в одной из лекций автора, где в заключении было сказано, что Тайцзи (китайская схема Инь-Ян) — масштабно-инвариантна и универсальна, она является силовой проекцией троичного кода Вселенной.
Мы еще раз напоминаем, что несмотря на огромные затраты и феноменальные попытки лучших физиков ХХ в., им так и не удалось создать Единую Теорию Поля. Почему? Всего четыре взаимодействия. Каждое описывается простейшими уравнениями. Каждое взаимодействие изучалось на протяжении многих десятилетий во множестве лабораторий мира. И не удалось создать единую теорию? Да, не удалось написать формулу, в которой бы все четыре взаимодействия были бы гранями одного природного закона.
Но еще больше проблем возникает в понимании природы сущности всех взаимодействий. Несмотря на то, что формулы, по которым они «работают» известны, что за ними стоит не знает ни один физик. Вот, например, откровенное признание на эту тему известного на весь мир и авторитетного американского физика Э.Роджерса: «…Физика не объясняет тяготения, она не может установить его причину, хотя может сообщить о нем кое-что полезное. Общая теория относительности дает нам возможность представить себе тяготение в новом свете, но по-прежнему не устанавливает его первопричины. Мы можем сказать, что тела падают, потому что… так устроена природа».
Но и это еще не все. Почти с начала ХХ в. стали накапливаться данные наблюдений и экспериментальные факты, которые показывали, что все хорошо проверенные в земных условиях уравнения дают все возрастающее расхождение с фактическим положением дел в мегамире и микромире. Почти такая же теоретическая катастрофа возникла и в области сильных взаимодействий. При первых расчетах баланса энергии синтеза и распад ядер атомов у физиков не сходился энергетический баланс. Нужно было либо признавать, что закон сохранения энергии не работает, либо искать другую причину. И тогда Паули придумал нейтрино. Это всех на время успокоило. Нейтрино как раз и должен был забирать избыточную энергию. Но придумать было легко, а вот подтвердить оказалось сложно. Расчеты и реальные наблюдения до сих пор дают расхождение более чем в два раза! Причем, уже никаких объяснений этому нет. И физики стараются об этой проблеме особенно не распространяться. Что касается слабых взаимодействий, то с ними пока еще столько неясностей, что говорить о какой-либо серьезной теории рано. Слабые взаимодействия действуют в области сверхмалых размеров, а там никаких надежных наблюдений пока еще не получено.
Что же остается? Остается электромагнитное взаимодействие. Здесь, казалось бы, вопросов к теоретикам нет никаких. Все изучено вдоль и поперек, электромоторы работают, лампочки светятся и все понятно. Но нет, не все. Дело в том, что построенная на электромагнитных взаимодействиях теоретическая физика плазмы в 70-е годы полностью провалилась.
Итак, сущность всех видов взаимодействий до сих пор остается тайной для науки. Физики изучают внешнее количественное проявление четырех сил, видят различие между ними, но не знают их истинного происхождения. Поэтому им и не удалось построить Единую Теорию Поля.
Три этажа — три разных теории. Таким образом, несмотря на целостность нашего мира, мы не должны забывать о том, что каждый из трех этажей Вселенной – это особый мир. Мир, описание которого пока еще невозможно с помощью одной теории. В начале ХХ века физика столкнулась с явлениями в микромире, которые привели к возникновению принципиально иного теоретического подхода — к квантовой физике. Ее введение было необходимо из-за возникающих при обычном подходе парадоксов. Кстати, многие ученые (Эйнштейн, например) так и не смогли принять квантовую физику. Изначально она нужна была для того, чтобы объяснить дискретности энергетических уровней орбит электронов в атомах. Но когда физика приступила к изучению мира элементарных частиц (а это уже масштабный диапазон Микромира, мира слабых взаимодействий), она окончательно ушла от классической механики и создала свои ни на что не похожие законы. О том шоке, который физики испытали, когда зашли на территорию нижнего этажа, много говорит и выбор названий: странные частицы, кварки, очарование и т.п. В конечном итоге они вынуждены были отказаться от основы любой науки — логики и здравого смысла: эксперимент 1982г. «Аспек» «забил последний гвоздь» в гроб физики, основанной на здравом смысле» (см. Девис П. Суперсила. М. Мир. 1989г. с. 53). Почему? Потому, что тот здравый научный (физический) смысл, который им был известен, сложился за века изучения объектов и их взаимодействий на Макро-этаже Вселенной. И вся физика без исключения, физика, которая была подкреплена множеством экспериментов, опиралась на закономерности именно этого среднего М-этажа. Таким образом, необходимо принять как факт то, что физические законы на среднем Макро-этаже Вселенной не переносятся на нижний М-этаж. Что на этих двух М-этажах нужны две независимые физики. Разные по сути дела науки с разными законами. Безусловно, это различие не абсолютно. Какую же теорию нужно создать? Нужен ли здесь какой-то новый аппарат? Нет, скорее всего, все уже есть. Просто необходимо четко разделить физику на три масштабных области.
Опираясь на полученные выше представления о трех разных мирах иерархии единого мира, мы можем предположить, что современная наука вся методологически сложилась лишь в пределах среднего масштабного этажа явлений.
Универсальный троичный код иерархии Вселенной. На двух предыдущих примерах мы показали, что как для Вселенной, так и для Биосферы действует одинаковый принцип — принцип трех уровней. Трех уровней сил, структур и всего остального. Следовательно во Вселенной существует универсальный троичный код образования иерархии, который реализуется множество раз на в разных слоях сложности и на разных масштабных интервалах. В дальнейшем мы покажем, что он действует внутри каждого из этажей, уровней и подуровней.
Пресвятая Троица. Неразрывное единство трех уровней: элементов, объекта и систем имеет очень много общего с христианским догматом о Пресвятой Троице. Согласно Никео-Цареградскому Символу Веры: Бог Отец является творцом всего сущего (видимого и невидимого), Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца, Бог Дух Святой предвечно исходит от Бога Отца.
Несмотря на общую природу всех Лиц Святой Троицы и Их равноценность («равночестность и сопрестольность»), акты предвечных рождения (Сына) и исхождения (Святого Духа) непостижимым образом различаются между собой. Православный богослов В.Лосский высказывается, что не абстрактная Божественная природа (вынужденно) производит в себе три Лица, а наоборот: Три сверхъестественных Лица свободно задают абсолютные свойства общему своему Божественному естеству. Все Лица Божественного существа пребывают неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно. Трёх-личного Бога недопустимо представлять ни как трёхглавого (так как одна голова не может рождать другую и изводить третью), ни как трёхчастного (преподобный Андрей Критский в своём каноне называет Троицу простой (несоставной)).
Непостижимый для плоского мышления принцип Пресвятой Троицы приобретает естественную интерпретацию в масштабном измерении. Действительно, невозможно себе представить объект без элементов и вне среды. Если мы рассматриваем любой объект, то должны признать, что здесь все едино: его элементы, он сам и его поведение в окружающем мире. Ничего отсюда нельзя изъять и при этом — три разных уровня.
Поэтому можно предположить, что реализация принципа Пресвятой Троицы в материальном мире в том, что Дух святой наполняет собой любой объект нашего мира, он исходит изнутри любого объекта Вселенной, любой объект рождается во взаимодействии Бога Отца и Духа и является отражением в материальном мире Бога Сына. Недаром же Христос говорил — ешьте хлеб — это тело мое, пейте вино — это кровь моя. И все это находится в целостном единении Бога Отца. Ибо Бог — есть любовь, а любовь — это в физическом мире символ единения, объединения, соединения, собирания вместе, гравитации и социальных сил, связывающих отдельные личности вместе.
Безусловно, что те, кто видит в Пресвятой Троице НЕПОСТИЖИМЫЙ закон мира, не примут такой упрощенной его проекции на реальный мир. Но ведь мы не пытаемся подменить здесь богословский догмат неким научным принципом. Мы лишь показываем, что они подобны. Поэтому научный принцип (который очевидно действует на всех просторах Вселенной) может быть материальной проекцией богословского принципа. Причем, Пресвятую Троицу в иконописи изображают тремя различными (с системной точки зрения) способами. Наиболее распространенным является, условно говоря, горизонтальный способ, например, знаменитая Троица А.Рублева, при котором Троица изображается на одном масштабном уровне. Но иногда иконописцы создают образы явно трехуровневого плана, в которых отражен принцип нижнего, среднего и верхнего уровня. Бывают варианты и более сложные, основанные на принципе включенности, хотя они изображены весьма символично.
Заключение. Мы рассмотрели только верхнюю часть верхушки айсберга под названием «Троичный код Вселенной». В последующих публикациях будет показана более детальная и тонкая структура троичной иерархии нашего мира. Будет рассмотрена его связь с законом иерархического развития «3+1» и двоичным кодом Вселенной. И естественно, возникает вопрос, а не заужает ли автор тему триединства мира до иерархического «измерения»? Нет ли других измерений, в которых бы троичный код Вселенной так же повсеместно проявлял себя, как в иерархическом?
Ответ на этот вопрос сложно дать без тщательного анализа проявления тройственности мира во всех его аспектах. Автор может лишь пока отослать читателя к работам Р.Г.Баранцева и к публикациям других авторов на сайте «Академии Тринитаризма».
Закон Троичности универсален в своих проявлениях. Этот закон и понятие Троицы нашли свое отражение в разных религиях и философских школах. Его можно увидеть в понятиях ЯН-ДЭН-ИНЬ, Созидание-Сохранение-Разрушение, Рождение-Жизнь-Смерть, Тело-Душа-Дух и др. Связывают этот закон и с такими понятиями, как Прошлое, Настоящее-Будущее. Но стоит отметить, что понимание триад, как иерархических структур, возникло еще в глубокой древности.

(Сухонос С.И. Троичный код Вселенной. 2011г. Сайт www.suhonos.trinitas.pro.)

* * *