Статья 2.1. Тантризм как предмет Российской Тантрологии.

продолжение

4. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ТАНТРИЗМА.

Вот что писал С.В.Пахомов в 2007г. (см. Часть 1. — IX Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов. Межвузовский сборник научных трудов. Пенза: Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского. 2007г. С. 126-141. Часть 2. — Х Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов. Межвузовский сборник научных трудов. Пенза. Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г.Белинского. 2008г. С. 257-266):

«Тантризм — это очень сложное, комплексное образование, имеющее множество признаков. На наш взгляд, сводить эти признаки к какому-то одному было бы неверно, хотя эта несводимость не означает, что их нельзя определенным образом упорядочить. Все они могут быть выстроены в своеобразную иерархию. На первое место следует поставить мировоззренческие установки («философию») тантристов, явно или неявно лежащие в основе их духовных практик, на второе — собственно сами практики и то, что к ним относится, а на третье — организационный аспект деятельности тантристов. Среди же установок наиболее важным оказывается понятие «Шакти» как высшей универсальной энергии, воплощения абсолютного начала, необходимого звена между миром абсолютной трансцендентности и эмпирической реальностью. Мы предлагаем следующий порядок признаков Тантризма:
1. Идея Шакти.
2. Микро-макрокосмический параллелизм.
3. Представление об индивидуальном теле как о «зародыше» вселенной.
4. Идея обретения прижизненного освобождения.
5. Особые посвящения неортодоксального типа.
6. Большое значение магико-оккультной сферы и развития психических сверхспособностей.
7. Особые символы и средства: янтры, мандалы, мудры, мантры и др.
8. Особые ритуальные практики.
9. Огромное практическое значение Йоги.
10. «Тонкая» физиология и ключевая роль в ней энергии Кундалини.
11. Стираемость социально обусловленных (кастовых) различий в ходе совместных ритуальных действий.
12. Высокое положение женщин, предписание уважать и почитать женщин.
13. Признание божественной сущности духовного наставника.
Здесь перечислены основные (но не единственные) признаки Тантризма. При этом первыми названы те, которые относятся к мировоззренческой стороне (1-4), затем — к практической (5-10), наконец, к организационной (11-12). На мнение о том, что на первое место следует поставить практическую сторону, а не теоретическую, мы ответим, что, хотя Тантру часто и вполне обоснованно называют садханой, т.е. духовной практикой, любая практика должна отталкиваться от каких-то мировоззренческих установок, вносящих в нее смысл и цель».

И вот что писал еще в 2003г. А.А.Игнатьев в словаре терминов к «Деви-Махатмье» (см. «Деви-Махатмья» («Сказание о величии Богини»). / Пер. с санскр., пред. и ком. А.А.Игнатьева. Калининград. 2003г. Сайт www.mahadevi.ru.):

«Основные признаки индуистского Тантризма таковы:
1. Представление об абсолютном начале мира, которое выступает в двух аспектах: статичном мужском и динамичном женском.
2. Интерес к онтологии женского начала.
3. Детальное отождествление макро- и микрокосма, так, тело человека уподобляется вселенной.
4. Не отказ от мира, а трансформация его, соединение бхукти (наслаждения) с мукти (освобождением).
5. Дживанмукти (освобождение при жизни) как высшая цель.
6. Перевес практической составляющей над теоретической; Тантризм — это, прежде всего, практика.
7. Активное использование магии, оккультизма, стремление к обретению сиддхи (психических сверхспособностей).
8. Активное использование Йоги.
9. Существенное значение энергии слова, велика роль разнообразных мантр.
10. Эзотеризм, сокрытость от непосвященных. Наличие различных ступеней посвящения».

Итак, специалисты говорят о 10 (А.А.Игнатьев), 11 (Артур Авалон), 13 (С.В.Пахомов) и 18 (Теун Гудриаан) основных признаках Тантризма, которые условно можно выстроить в определенной иерархии и разделить на следующие категории (согласно С.В.Пахомову):
1-я категория — Шакти
2-я категория — мировоззренческие установки («философия»)
3-я категория — практические аспекты
4-я категория — организационный аспект деятельности

К первой категории «Шакти» (согласно С.В.Пахомову) можно отнести следующие признаки Тантризма, сформулированные С.В.Пахомовым и А.А.Игнатьевым:
1. Идея Шакти. (С.В.Пахомов).
1. Интерес к онтологии женского начала. (А.А.Игнатьев).
2. Представление об абсолютном начале мира, которое выступает в двух аспектах: статичном мужском и динамичном женском. (А.А.Игнатьев).

В данной категории признаков Тантризма речь может идти о Тантрической концепции Шакти, в первую очередь, например:
Женское (Творящее) Начало мира (Шакти);
Великая Богиня-Мать (Шакти-Деви);
Великая Богиня (Маха-Деви) — супруга бога Шивы;
Хранительница Традиции и Высшего Опыта (Шри-Деви);
Великое Знание (Маха-Видья) и Великая Иллюзия (Маха-Майя);
Учитель Высочайшего Осознавания (Шри-Видья) и др.

и о Тантрической концепции Шива-Шакти, во вторую очередь, например:
Два Аспекта Абсолютного и Реального (Шива-Шакти);
Гармония и Единство Мужского и Женского Начал (Ардханаришвара);
Слияние и Проникновение Мужского и Женского Начал (Лингам-Йони) и др.
Мистический союз и Мистический брак Божественной Пары (Шивы и Шакти) и др..

и также о «формирующихся» на их основе других тантрических концепциях, например:
Концепция эволюции-инволюции Человека и Вселенной (Таттва-Видья);
Концепция чакр Человека и Вселенной (Чакра-Видья);
Концепция макрокосма или «запредельного пространства» (Пара-Видья)
Концепция микрокосма или «тела» («пространства») Человека (Деха-Видья)

Если мы говорим о признаках Тантризма, то речь должна идти не просто об идеях, представлениях и интересе к тому, что существует Здесь (доступное чувственному опыту и теоретическому познанию) и Там (недоступное чувственному опыту и теоретическому познанию), но о таком подходе к этой Единой Реальности, который может быть обозначен таким западным термином, как «трансцендентологический» (от лат. transcendens (transcendentis) — переступающий; превосходящий; выходящий за пределы; всё то, что выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания мира; запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом). «Трансцендентологический» подход выходит за пределы реально существующего и подразумевает не просто «реальность» Трансцендентного (выраженного в многообразии форм его символизации в разных традициях), но и признает тесную связь трансцендентности Человека с трансцендентностью Бога (Абсолютного) и возможность их воссоединения, слияния.

Поэтому также должна идти речь и о развитой системе символики, отражающей эти идеи, представления, интерес и именно такой подход к тому, что Здесь и к тому, что Там, к Абсолютному и Реальному, к Макрокосму и Микрокосму и т.д. И, возможно, в связи с этим также можно говорить о наличии почитания, восхваления, упоминания «бесчисленных» имен, аспектов и ипостасей как Богини Шакти, так и Бога Шивы, как нельзя лучше отражающих «трансцендентологический» и «символический» подходы к этой Единой Реальности. Поэтому к «трансцендентологическому» и «символическому» подходам можно добавить, используя западную терминологию, «ономалогический» подход (от др. греч. onoma — имя, наименование, название).

Таким образом, для первой категории признаков («Шакти») можно условно сформулировать четыре основных признака Тантризма:
1. Концептологический
2. Трансцендентологический
3. Символический
4. Ономалогический

Ко второй категории «Мировоззренческие установки (философия)» (согласно С.В.Пахомову) можно отнести следующие признаки Тантризма, сформулированные С.В.Пахомовым и А.А.Игнатьевым:
2. Микро-макрокосмический параллелизм. (С.В.Пахомов);
3. Представление об индивидуальном теле как о «зародыше» вселенной. (С.В.Пахомов);
4. Идея обретения прижизненного освобождения. (С.В.Пахомов);
3. Детальное отождествление макро- и микрокосма, так, тело человека уподобляется вселенной. (А.А.Игнатьев);
4. Не отказ от мира, а трансформация его, соединение бхукти (наслаждения) с мукти (освобождением). (А.А.Игнатьев);
5. Дживанмукти (освобождение при жизни) как высшая цель. (А.А.Игнатьев);

В данной категории признаков Тантризма речь может идти о Тантрической философии (тантрическом мировоззрении) и ее четырех разделах, о которых пишет С.В.Пахомов в своей диссертации (см. Пахомов С.В. Индуистская тантрическая философия. Диссертация. Монография. СПбГУ. 2001г.):

«ИТФ структурированна определенным образом. Мы выделяем четыре основополагающих раздела ИТФ: теология, онтология, антропология и сотериология. Теологический раздел изучает круг вопросов, связанных с природой Божества. Онтологический охватывает сферу генезиса мира. Здесь исследуется эволюционная проблематика, порядок развертывания ступеней вселенной, что можно также представить и как развертывание вербальных энергий из сверхтонкого вневербального источника. Третий раздел ИТФ, антропологический, обнимает весь комплекс проблем, связанных с описанием человека как духовного, микрокосмического существа. Сотериологический раздел посвящен проблематике способов духовного освобождения. Этика, психология, даже эстетика трактуются в ИТФ почти исключительно в свете сотериологии. Впрочем, все разделы ИТФ тесно переплетены друг с другом и образуют стройное, нерасторжимое целое.
ИТФ характеризуется таким методологическим приемом, как «критерий тождественности». В Тантре реальность трактуется как совокупность гомологических рядов, отражающихся друг в друге. Критерий тождественности охватывает четыре типа тождественности, коррелирующих с четырьмя разделами ИТФ. Так, в теологическом разделе это тождество двух аспектов абсолютного, в онтологии — тождество Абсолюта в целом и вселенной, в антропологии — тождество вселенной и человека, наконец, в сотериологии — тождество между человеком и Богом. Четверица тождеств является чем-то вроде символического комплекса узловых точек, облегчающих гомологизацию Реальности».

Таким образом, для второй категории признаков («Мировоззренческие установки (философия)») можно условно сформулировать четыре основных признака Тантризма:
5. Теологический
6. Онтологический
7. Антропологический
8. Сотериологический

К третьей категории «Практические аспекты» (согласно С.В.Пахомову) можно отнести следующие признаки Тантризма, сформулированные С.В.Пахомовым и А.А.Игнатьевым:
5. Особые посвящения неортодоксального типа. (С.В.Пахомов);
6. Большое значение магико-оккультной сферы и развития психических сверхспособностей. (С.В.Пахомов);
7. Особые символы и средства: янтры, мандалы, мудры, мантры и др. (С.В.Пахомов);
8. Особые ритуальные практики. (С.В.Пахомов);
9. Огромное практическое значение Йоги. (С.В.Пахомов);
10. «Тонкая» физиология и ключевая роль в ней энергии Кундалини. (С.В.Пахомов);
6. Перевес практической составляющей над теоретической; Тантризм — это, прежде всего, практика. (А.А.Игнатьев);
7. Активное использование магии, оккультизма, стремление к обретению сиддхи (психических сверхспособностей). (А.А.Игнатьев);
8. Активное использование Йоги. (А.А.Игнатьев);
9. Существенное значение энергии слова, велика роль разнообразных мантр. (А.А.Игнатьев).

В данной категории признаков Тантризма речь может идти не просто об особых посвящениях или просто о ступенях посвящения, а также о различных ритуалах, средствах, методах, практиках (садханах) Тантризма (духовных, йогических, магических, эзотерических, мистических и др.), но и о том, что «делает» это все «тантрическим», т.е. принадлежащим Тантризму. В первую очередь, это Тантрическая концепция звука и речи (Мантра-Видья), и, конечно же, это Тантрическая концепция сознания человека (Тантра-Видья), наряду с другими концепциями, положенные в основу тантрических посвящений, ритуалов, средств, методов и практик. И, наконец, это особая Тантрическая терминология. Все это вместе позволяет в какой-то степени отличить тантрические «практические аспекты» Тантризма от нетантрических практических аспектов любого другого «-изма» (например, Индуизма, Буддизма, Джайнизма, Кришнаизма и др.).
Вот что пишет Андре Паду (см. Андре Паду. Что мы подразумеваем под Тантризмом? / Сборник «The Roots of Tantra». State University of New York Press. 2002. Пер. с англ. А.А.Игнатьева. Сайт wiki.shayvam.org.):

«Первый аспект, который, по моему мнению, важно изучить, это особая тантрическая идеология. Я далек от тех, кто считает, что Тантризм, — это «просто ритуал и технический аспект Индуизма» (Jean Filliozat. In a review, published in Journal Asiatique 256. 1968). Эту точку зрения, однако, не следует поспешно игнорировать, так как ритуал с добавлением технического аспекта, может многое дать для характеристики Тантризма, если вы рассматриваете его как общеиндуистский феномен. В самом деле, ритуал может способствовать появлению одного из самых практичных, но естественно, минимальных, полных определений Тантризма. <…>
Подобно Индуизму, Тантризм включает множество групп, традиций и текстов, содержащих некоторые общие элементы, особенно относящиеся к сфере ритуала, и имеющие некоторые общие верования и представления; совокупность этих элементов или верований позволяет некоторым образом отличить тантрический Индуизм от нетантрического».

Таким образом, для третьей категории признаков («Практические аспекты») можно условно сформулировать четыре подхода и соответственно четыре основных признака Тантризма:

1. «Мистериологический» подход, название которого происходит от слова «мистерия», которое, согласно одной версии, произошло от сокращенного латинского слова «ministerium» и означает «служение», «обряд». Этим же термином называлась и литургическая драма. Согласно другой версии, слово «мистерия» происходит от греческого слова «mysterion» и означает «таинство», «тайна». Этим словом обозначались: 1. у древних тайный обряд языческой веры; 2. таинства и системы религиозных обрядов, совершавшихся в замкнутых религиозных кругах у античных народов и народов древнего Востока в честь тех или иных богов; 3. драматизированные религиозные ритуалы, связанные с поклонением; 4. один из жанров европейского средневекового театра, связанный с религией. Мистерии представляли собой древнейшую форму драмы с разработанным сюжетом. Особенностью мистерий являлось сочетание эзотеризма, мистицизма с «наивным» реализмом.

2. «Мантрологический» подход, название которого за неимением эквивалентного западного термина происходит от санскритского слова «mantram» (мантра). Во-первых, сама по себе мантра отражает не только «теоретический» но и «практический» аспекты Тантризма. Во-вторых, сама по себе мантра является не просто уникальным методом и средством, но и одним из важнейших элементов любого тантрического ритуала, обряда, практики. Согласно Тантризму, мантра — это «выражение» Бога (Абсолютного, Высшего, Трансцендентного) в звуке, слоге, слове, речи.
Согласно Тантризму, изначальный (непроявленный) звук (санскр. шабда) рассматривается как вибрация «пространства» (санскр. акаша, одного из пяти великих элементов). Звук (шабда) — это единство вибраций четырех других великих элементов («воздух» (санскр. вайю), «огонь» (санскр. агни), вода (санскр. апас) и «земля» (санскр. притхви). «Воздух» — это «информация», «огонь» — это «время», «вода» — это «энергия», «земля» — это «материя» — четыре составных части «пространства». В Тантризме говорится о четырех типах звука: мистический (мантра), «музыкальный» (сура, букв. звук, тон, дыхание, ангел, бог, солнце, музыка сфер), внутренний (нада), внешний (вак). Вак или Речь — это физический звук, который слышит человеческое ухо, она имеет четыре уровня «утончения» (санскр. вайкхари, мадхьяма, пашьянти, паравак), которые связаны с четыремя основными состояниями сознания человека (санскр. джаграт, свапна, сушупти, турийя), с определенными «вибрациями» и процессами в человеческой психике и другими «реалиями» практического опыта. Таким образом, Мантра имеет определенный смысл на каждом из четырех «уровней» звука, речи и сознания. Поэтому «сказанное со Знанием» имеет особый смысл на всех четырех «уровнях» нисхождения звука-речи и имеет четыре уровня восприятия и понимания. На основе этого (в том числе) и строятся все «практические аспекты» Тантризма.

3. «Феноменологический» подход, название которого происходит от греческого слова «phainomenon» — «являющееся». Феномен — это явление чего-либо, он может быть понят как минимум двояко: как то, что есть и как то, что только кажется. Ведь феномен — это и ощущение, восприятие, представление и мысль. Эта двойственность представляет собой неиссякаемый источник для философской рефлексии. Таким образом, существует как бы зазор между тем, что есть на самом деле, и тем, что воспринимается человеческим сознанием. На самом деле именно феномен есть явление определенной Реальности, ее проявление, ее самообнаружение, самораскрытие. В этом случае феномен не «скрывает» Реальность, а «обнаруживает» ее. Поэтому одной из задач практической стороны Тантризма является «минимизация зазора» между феноменом и человеческим сознанием путем практического «изменения» (как сегодня принято говорить «расширения») человеческого сознания. Конечно, речь не идет о кардинальном изменении структуры самого сознания человека. Речь идет лишь о «раскрытии» человеческого сознания, о расширении его границ, об изменении его качества, о достижении 99,9% прямого, непосредственного истинного восприятия истинной Реальности с целью расширения сознательной жизни человека через богатство сознательного познания и опыта.
Человек живет в «океане информации» (информация — это энергия, энергия — это информация). Поскольку возможности человеческого сознания ограничены, значительная часть информации, воспринимаемой человеком, уходит в подсознание. Сознание среднего человека можно охарактеризовать таким качеством как узость. По утверждению специалистов, в 1 секунду среднее сознание воспринимает лишь 16 бит информации. Один бит — это информация одного сообщения. Момент «сейчас», или соотношение внимание-время, составляет для среднего человека 10 секунд. Таким образом, получается, что объем среднего сознания — 160 бит. Именно поэтому должно пройти определенное время, прежде чем человек вспомнит что-либо. Это воспоминание всплывет из подсознательного, где, собственно, и хранится накапливаемая информация. Специалисты утверждают, что соотношение сознания и подсознания в информационных объемах оценивается (по разным оценкам) от 1:1.000.000.000 до 1:10.000.000.000. Сколько же тайн хранится внутри человека, ведь, согласно Тантризму, бессознательное и весь мир — суть одно!
Чаще всего «феноменологическим» называют чисто описательный, не претендующий на установление причинно-следственной связи метод. Именно это имеет в виду К.Г.Юнг, рассуждающий об «отнюдь не всегда понятной феноменологической точке зрения современной психологии». Феноменологический подход в науке — это подход, по которому создается теория для наблюдаемых явлений, в которой не обращают внимание на действительно происходящие процессы более «низкого» уровня (эти процессы могут быть просто неизвестны). И такая теория вполне может быть полезной, если, конечно, она дает правильное описание явлений. Изначально феноменологический подход родился в недрах философии, его создатели — Ф.Брентано и Э.Гуссерль, но настоящий расцвет феноменологический подход получил в поле практической психологии. Как утверждает Э.-М. Вольфрам, «развивая феноменологический подход, сами философы все больше и больше перемещаются на поле психологии», «каждый человек и каждая вещь имеет свойственную им природу, суть, которая раскрывается сама по себе в соответствии со своими собственными естественными закономерностями. Мы можем их постичь только благодаря опыту, который приходит из наблюдения и интуиции» (см. Вольфрам Э.-М. Феноменологическое исследование психотерапии: метод получения знания из опыта. // Психотерапия: новая наука о человеке. Москва-Екатеринбург. 1999г. С. 359-360). В практической психологии под «феноменологическим» подразумевают исследование, ориентирующееся не на объективный факт, а на его уникальное субъективное переживание конкретным человеком.

4. «Терминологический» подход, название которого происходит от латинского слова «terminus» — «предел», «граница». В формальной логике термин — это понятие, выраженное словом (филос.). Термин — это слово, сочетание слов, выражение, речение, название (вещи или приема, метода), условное выражение, принятые для обозначения чего-либо или специального понятия и его соотношения с другими понятиями в определенной области знаний, в той или иной среде, сфере деятельности, культуры и пр. Термины служат «ограничительными» обозначениями понятий, характерных для определенной сферы предметов, явлений, их свойств и отношений. Термины существуют лишь в рамках определённой терминологии. В отличие от слов общего языка, термины не связаны с контекстом и, как правило, однозначны и понятны для всех. Например, в философии, физике, математике, медицине, искусстве и т.д. нужны «слова-названия», которые бы всеми и всегда воспринимались одинаково. Эти слова называются терминами. В каждой науке существует своя система терминов, называемая терминологией. Терминология имеет разные источники своего формирования. Например, в Европе с эпохи Ренессанса возобладала тенденция к формированию терминологии на базе греческих и латинских языков. С XX в. с ростом популярности эзотерики и духовных практик начала формироваться терминология на базе Санскрита. Терминологическая система исторически изменчива, она постоянно развивается, поскольку обязана соответствовать уровню развития соответствующей отрасли науки или области человеческой деятельности.
По мере расширения знакомства Запада с Тантризмом, исследователи столкнулись с особой, специфической тантрической терминологией, которая снискала Тантризму славу таинственной и сложной для западного человека традиции. Необходимо значительное усилие, чтобы разобраться в метафизических и практических аспектах Тантризма и перевести их на язык адекватных западных понятий и образов. Поэтому серьезное изучение и адекватное понимание тантрической терминологии в будущем значительно облегчит изучение и понимание не только метафизических и практических аспектов Тантризма, но и обширной тантрической литературы и богатейшей тантрической культуры (например, тантрическая терминология и ритуализм многократно упоминаются в древнеиндийском эпосе Махабхарата).
Вот что пишет Олег Ерченков (см. О.Ерченков. Предисловие к традиционному тантрическому трактату «Кали-кавача». Журнал «Бронзовый Век». Сайт www.vekovka.h1.ru.):

«Тантризм — совершенно особый тип религиозности; мистериальный, мистический. Тексты Тантр сильно отличаются от привычных всем нам священных писаний т.н. «мировых религий». Чтение Тантр не предназначено для широких слоёв «благочестивого читателя», скорее наоборот, они в большей степени являются своеобразными «учебными пособиями» для тантрических учителей, которые из целого океана практик, ритуалов, мантр и мистерий выбирают ту, которая подходит в данное конкретное время данному конкретному ученику. Религия Тантр — религия практики, поэтому и само мировоззрение, философия и метафизика Тантр сокрыта в мистическом ритуале, который может показаться стороннему наблюдателю в лучшем случае странным и запутанным, в худшем — «безнравственным» или даже «демоническим». Отсюда особый, метафорический язык, не менее, если не более, сложный, чем трактаты западных алхимиков, целая система шифров и иносказаний, витиеватая терминология. Всё это заслуживает отдельного исследования, описания и осмысления, что не произведено пока практически ни одним индологом, как на Западе, так и в России. Более того, подобное исследование, правильная интерпретация и осмысление метафизики Тантр не возможны без погружения в саму Традицию, без переживания опыта тантрической практики садханы. К сожалению, интерес к ней, а тем паче следование считается как на Западе, так и в самой Индии «политически некорректным»».

В свете вышесказанного обратим внимание на один интересный момент: сегодня существует определенная путаница в названиях различных форм (направлений) Тантризма: Индийский Тантризм, Индуистский Тантризм, Тантрический Индуизм, Буддийский Тантризм, Буддистский Тантризм, Тантрический Буддизм и т.д. Казалось бы, какая разница? Но дело в том, что если употребляется выражение «Тантрический Буддизм», то речь может идти о концепциях, метафизических и практических аспектах именно Буддизма, «окрашенных» (дополненных) тантрической терминологий. Если же употребляется выражение «Буддистский Тантризм», значит речь может идти о концепциях, метафизических и практических аспектах именно Тантризма, «окрашенных» буддистской терминологией. Буддистский Тантризм — это Тантризм, получивший развитие в рамках Буддизма, Индуистский Тантризм — это Тантризм, получивший развитие в рамках Индуизма и окрашенный индуистской терминологией, Джайнский Тантризм — это Тантризм, получивший развитие в рамках Джайнизма и окрашенный джайнской терминологией, Тибетский Тантризм — это Тантризм, получивший развитие в рамках тибетских школ и Ламаизма и «окрашенный» их терминологией, Катайский Тантризм — это Тантризм, получивший развитие в рамках китайских школ и «окрашенный» их терминологией, Японский Тантризм — это Тантризм, получивший развитие в рамках японских школ и «окрашенный» их терминологией и т.д. Конечно, это более-менее условное, упрощенное, удобное представление. На самом деле все гораздо сложнее, интереснее и запутаннее.

Таким образом, для третьей категории признаков («Практические аспекты») можно условно сформулировать следующие четыре основных признака Тантризма:
9. Мистериологический
10. Мантрологический
11. Феноменологический
12. Терминологический

К четвертой категории «Организационный аспект деятельности» (согласно С.В.Пахомову) можно отнести следующие признаки Тантризма, сформулированные С.В.Пахомовым и А.А.Игнатьевым:
11. Стираемость социально обусловленных (кастовых) различий в ходе совместных ритуальных действий. (С.В.Пахомов);
12. Высокое положение женщин, предписание уважать и почитать женщин. (С.В.Пахомов);
13. Признание божественной сущности духовного наставника. (С.В.Пахомов);
10. Эзотеризм, сокрытость от непосвященных. Наличие различных ступеней посвящения. (А.А.Игнатьев).

В данной категории признаков Тантризма речь может идти не только об «особом» отношении к женщине, духовному наставнику, кастовому делению (существующему только в Индии), посвященным и непосвященным в традицию и пр., но и к мужчине, детям, обществу, и вообще ко всем окружающим и ко всему окружающему, но, если иметь в виду Тантризм. это, конечно, в первую очередь, отношение к Мистической Паре (Мужское Начало (Лингам) и Женское Начало (Йони), к Эзотерической Паре (Мужчина и Женщина), к Божественной Паре (Бог-Отец (Шива) и Богиня-Мать (Шакти)), к «Академической» Паре (Плюс и Минус). Все эти отношения прекрасно отражаются в таком понятии, как «духовная культура», которая в свою очередь отражается в языке, литературе, искусстве и пр. Согласно 5-ти томной Философской Энциклопедии (1960-1970гг.):

«Культура — совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, используемых обществом, составляющих культурные традиции и служащих дальнейшему прогрессу человечества…
Духовная Культура — это совокупность достигнутого обществом в области нравственной, художественной жизни, в науке и философии. Она выражена также в политических и правовых идеях, в политическом развитии людей, в их правовых отношениях…
Такие явления духовной жизни людей, как язык, речь, мышление (логика), правила поведения, а также то, что можно было бы назвать «культурой чувств», также характеризуют духовную Культуру общества».

Таким образом, для четвертой категории признаков («Организационный аспект деятельности») можно условно сформулировать четыре подхода и соответственно четыре основных признака Тантризма:

1. «Текстологический» подход, название которого происходит от латинского слова «textus» — «ткань», «связь», «сплетение», «соединение (слов)», «словесное единство». Текст — это любое словесное или знаковое произведение, бытующее в устной форме и передающееся через устную традицию, или записанное и передающееся через письменную традицию; любое произведение фольклора, письменности, литературы. Согласно Философской Энциклопедии (В.Кемеров. 1998г.), текст — ключевое понятие герменевтики, семиотики, культурологии и др., и «являет собой социальное пространство в модусе знакового общения». Согласно Краткому религиозно-философскому словарю (В.Василенко. 1996г.), текст в герменевтике рассматривается как свидетельство духовного опыта, поэтому «смысл текста — четвероякий, согласно традиционной герменевтике: буквальный (прямой), аллегорический (иногда — анагогический), нравственный и типологический. Аллегория (греч. — иносказание) — способ интерпретации священных и поэтических текстов, основанный на предположении, что помимо прямого (буквального) смысла текста есть также еще глубинный («духовный» ) смысл, непосредственно не очевидный, но выраженный иносказательно».

2. «Антологический» подход, название которого происходит от древнегреческого слова «anthologia» — букв. «выбор цветов», «собрание цветов», «цветник», «цветослов». Антология — это первоначальное название сборников избранных произведений древнегреческой поэзии. Согласно Энциклопедическому словарю Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (СПб. 1890-1907), «антология служит обыкновенно заглавием сочинения, представляющего сборник избранных статей, стихов, изречений или афоризмов. Уже в древности составлялись такие сборники, особенно маленьких, по большей части эпиграфических, стихотворений различных авторов». Сегодня словом «антология» обозначают, как правило, сборники избранных произведений, текстов, статей, изречений, афоризмов и конечно стихов разных авторов, построенные по жанровому, историческому, литературному или иному принципу, так сказать совокупность, цвет духовного творчества в определенной области человеческой деятельности, главным образом духовного опыта, мудрости и культуры.

3. «Филологический» подход, название которого происходит от греческого слова «philologia» — букв. «любовь к знанию», «любовь к слову». Сегодня филология понимается как совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Согласно 11-ти томной Литературной Энциклопедии (1929-1939), филология — «система знаний, необходимых для научной работы над письменными памятниками, преимущественно на языках древних, часто мертвых». Согласно Большой Советской Энциклопедии (1969-1978) и Энциклопедии «Культурология. XX век» (1998), филология — это «содружество гуманитарных дисциплин — лингвистической, литературоведческой, исторической и др., изучающих историю и выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов. Текст во всей совокупности своих внутренних аспектов и внешних связей — исходная реальность Филологии. Сосредоточившись на тексте, создавая к нему служебный «комментарий» (наиболее древняя форма и классический прототип филологического труда), Филология под этим углом зрения вбирает в свой кругозор всю ширину и глубину человеческого бытия, прежде всего бытия духовного. Таким образом, внутренняя структура Филологии двуполярна. На одном полюсе — скромнейшая служба «при» тексте, не допускающая отхода от его конкретности; на другом — универсальность, пределы которой невозможно очертить заранее. В идеале филолог обязан знать в самом буквальном смысле слова всё — коль скоро всё в принципе может потребоваться для прояснения того или иного текста.
Служа самопознанию культуры, Филология возникает на сравнительно зрелой стадии письменной цивилизаций, и наличие её показательно не только для их уровня, но и типа. Высокоразвитые древние культуры Ближнего Востока вовсе не знали Филологии, западно-европейское Средневековье отводило ей весьма скромное место, между тем на родине философии, в древних Индии и Греции, Филология возникает и разрабатывается как определенное соответствие впервые оформившейся здесь гносеологической рефлексии над мышлением — как рефлексия над словом и речью, как выход из непосредственного отношения к ним. Свои филологические традиции имели культуры Индии и Китая. Однако традиция европейской Филологии, не знакомая с достижениями индийцев вплоть до нового и новейшего времени, всецело восходит к греческим истокам».

Вот что пишет доктор филологических наук, профессор Московского областного педагогического университета О.В.Никитин (см. Никитин О.В. Ф.Ф.Зелинский об основах филологического знания. 02.2011г. Сайт www.portal-slovo.ru.):

«Наиболее подробную и достоверную характеристику термин «филология» получил в русской дореволюционной школе, стремившейся к синтезу философских, эстетических, литературных и лингвистических приемов при освещении научно-общественного явления, каким была филология в то время. Это нашло отражение на страницах «Энциклопедического словаря» (издатели Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон), выходившего с 1890 по 1907гг. Необходимо отметить, что впервые в истории России был создан тезаурус (от греч. th?saur?s — «сокровище», «сокровищница»), отражавший культурные срезы мировой цивилизации с древнейших времен до начала XX столетия в максимально полном, как это представлялось возможным тогда, объеме. Филологическая часть этого словаря готовилась ведущими специалистами в разных отраслях данной науки…
Ф.Ф.Зелинский. Филология: При делении наук на математические, естественные и «науки о духе» — делении, пользующемся наибольшим авторитетом в настоящее время, — ясно, что Филология должна принадлежать к последней из этих трех категорий. Науки, посвященные изучению человеческого духа, могут изучать его либо в самом себе, либо в его творениях. Первую группу составляют специально философские науки (психология, логика, теория познания); вторая распадается на две подгруппы, смотря по тому, изучаются ли творения человеческого духа в смысле, так сказать, поперечного или в смысле продольного разреза, т.е. в своей одновременности или в своей последовательности. К подгруппе поперечного разреза принадлежит множество наук, называемых «теориями» или «системами», — теория языка, теория искусства, система действующего в данное время права, догматика данной религии и т.д. Подгруппу продольного разреза составляют две науки — история и Филология. Точно определить понятие историко-филологической науки можно, следовательно, так: «наука, имеющая своим содержанием изучение творений человеческого духа в их последовательности, т.е. в их развитии».

4. «Культурологический» подход, название которого происходит от латинского слова «cultura» (от colo, colere) — «возделывание», «земледелие», позднее — воспитание, почитание, образование, развитие). Центральным понятием «культурологического подхода является культура. Культура — такое понятие, которое сегодня имеет огромное количество значений в различных областях человеческой деятельности. Сегодня под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самопознания и самовыражения, Также под культурой понимается вся совокупность выраженных в материальной и духовной формах накопленных человеком и обществом в целом разных навыков и умений. Также культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит существовать.
Например, анализ общественного развития через рассмотрение исторических типов культур называют культурологическим подходом к исследованию человеческой истории. Согласно Педагогическому словарю (2010г.), «В педагогической науке понятие «культурологический подход» определяется как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности, имеющая своим основанием аксиологию, учение о ценностях и ценностной структуре мира; видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей»

Например, в сфере образования (см. Мареев В.И., Карпова Н.К., Щипанкина Е.С. Культурологический подход в аспекте развития современного образования. Педагогический институт Южного федерального университета. 2000г. Сайт www.sworld.com.ua.):

«Актуализация культурологического подхода обусловлена возвращением образования в контекст культуры. В контексте культуры складывается личностная картина мира. Образ мира целостен и представляет собой отражение собственного «Я» личности. Моделируя картину мира, мы способствуем становлению личностного образа. Реализация культурологического подхода на всех ступенях и уровнях образования обеспечит его преемственность и непрерывность.
Процесс становления и развития человека и его «окультуривания» можно представить в виде трёх дистанций. Исходная, первая — освоение норм — образцов, становление пространства жизни — процесс социологизации человека. Вторая — развитие личности, освоение разных способов мышления и способов деятельности, проектирование новых форм социальной жизни. Третья — складывание своего образа, проживание своей личной истории, вхождение в культуру через культурные контексты, освоение её знаков, символов, типов сознания. В конечном счёте, человек должен стать фюсисом, то есть произведением, понимаемым во всём богатстве смысла, придаваемого ему древними греками».

Таким образом, для четвертой категории признаков («Организационный аспект деятельности») можно условно сформулировать следующие четыре основных признака Тантризма:
13. Текстологический
14. Антологический
15. Филологический
16. Культурологический

Итак, в общей сложности набирается 16 основных признаков Тантризма. Вспомним, что специалисты говорят о 10 (А.А.Игнатьев), 11 (Артур Авалон), 13 (С.В.Пахомов) и 18 (Теун Гудриаан) признаках. 16 основных признаков Тантризма — это 16 «методологических подходов» Тантризма к этой Единой Реальности, т.е. к тому, что существует Здесь и доступно чувственному опыту и теоретическому познанию, и к тому, что существует Там и недоступно чувственному опыту и теоретическому познанию. Эти признаки-подходы таковы:
1. Концептологический
2. Трансцендентологический
3. Символический
4. Ономалогический
5. Теологический
6. Онтологический
7. Антропологический
8. Сотериологический
9. Мистериологический
10. Мантрологический
11. Феноменологический
12. Терминологический
13. Текстологический
14. Антологический
15. Филологический
16. Культурологический

Конечно, это всего лишь условное деление, условные названия и обозначения основных признаков Тантризма. Раскрыть их, наполнить их содержанием, сформулировать их с «академической» точки зрения, «неакадемической», «эзотерической» и «мистической» (в соответствии с четыремя аспектами Российской Тантролгии, см. статью 1.4. Четыре аспекта Российской Тантрологии), чтобы обозначить, определить, что же все таки такое Тантризм, каковы его особенности, а главное оценить его значимость не только для индийской культуры, но и общей человеческой культуры, а главное указать на его ценность для будущего развития человеческой цивилизации — все это может стать одной из многих задач Российской Тантрологии.

* * *

N 36. 21.12.12г.