Статья 2.1. Тантризм как предмет Российской Тантрологии.

продолжение

3. ТАНТРИЗМ КАК ПРЕДМЕТ РОССИЙСКОЙ ТАНТРОЛОГИИ.

Конечно, выше были представлены не все «определения» и «толкования» Тантризма, а лишь незначительная часть, но их вполне достаточно, чтобы на их основе составить представление о том, что такое Тантризм как феномен человеческой культуры:
— учение
— форма Йоги
— Шакта-Йога
— тайное учение
— древнее знание
— духовный путь
— йогическая наука
— религия дравидов
— ритуальный секс
— комплекс практик
— течение Индуизма
— восточная религия
— один из видов Йоги
— система верований
— самобытное явление
— культурная традиция
— мистическая система
— культ богинь-матерей
— самая древняя религия
— эзотерическая религия
— ответвление Даосизма
— мистическая идеология
— одна из школ Индуизма
— практика прежде всего
— особая форма Индуизма
— тайная наука о ритуале
— индийский способ любви
— тантрическая традиция
— многообразный феномен
— разновидность Индуизма
— тантрические искусства
— секты и школы в Индуизме
— духовное понимание жизни
— форма йогический практики
— индийская культура экстаза
— жизнеутверждающее учение
— система верований и обрядов
— система религиозных обрядов
— древнее эзотерическое учение
— основа индийской метафизики
— видение мира, мировосприятие
— особое направление в Индуизме
— высшее учение о сверхсознании
— аутентичное индийское учение
— религиозно-философское учение
— духовное и религиозное течение
— нечто большее, чем секс и магия
— учение о двуединой природе мира
— своеобразный духовный комплекс
— религиозно-философское течение
— религиозно-философская система
— ответвление от дерева Буддизма
— особый вид религиозной практики
— индуистское религиозное течение
— одна из разновидностей Индуизма
— направление в индийской культуре
— один из видов йогической практики
— направление в Буддизме и Индуизме
— ряд сект и школ с особыми обрядами
— сакральная инициатическая традиция
— эмпирико-экспериментальный метод
— тантрическая религиозная традиция
— тайная строгая магическая традиция
— экспериментально-мистическое учение
— темная и мистическая ветвь Буддизма
— самостоятельная религиозная традиция
— обособленная система магических знаний
— эротическая ритуалистическая практика
— тайная мудрость и высший полетом духа
— древняя и серьезная мистическая традиция
— революционное верование мировой истории
— венец всех практик и техник магии Востока
— философия, наука, искусство и образ жизни
— восточная система достижения совершенства
— религиозно-философское учение Древней Индии
— совокупность эзотерических практик и методов
— мистическое направление в Буддизме и Индуизме
— древнейшая индуистская эзотерическая традиция
— особая сакральная традиция эзотерического типа
— церемонии, связанные с поклонением женской силе
— секта, сохранившая сильную связь с древней магией
— древнее искусство жизни в гармонии с реальностью
— течение в Индуизме, тесно связанное с Шактизмом
— итог исторического развития «деятельной» части Вед
— синтез всех основных моментов индуистской традиции
— сердцевина и суть всех религиозных традиций и систем
— древнейшая и самая естественная религия человечества
— система определенной техники достижения результата
— не столько религия, философская система, сколько метод
— древний индийский религиозный культ плодородия и жизни
— «духовно-технологическое» завершение практики Индуизма
— религия с признанием верховным божеством женского начала
— религиозно-философское направление в Индуизме и Буддизме
— «расширение», «последнее объяснение» традиционных учений
— неортодоксальное внебрахманистское направление Индуизма
— общее название различных школ, течений Индуизма и Буддизма
— наиболее жизнеспособная и значимая ветвь индийской философии
— мистическая сердцевина всех индуистских и буддистских традиций
— эзотерическое течение в философии и культовой практике индусов
— мистико-философская, психологическая и космологическая концепция
— самый революционный и примечательный аспект индийской философии
— форма существования и текстового представления Индуизма и Буддизма
— направление религиозной мысли и практики в рамках Буддизма и Индуизма
— один из наиболее могущественных факторов в развитии индийской культуры
— выражение глубочайшего познания и опыта в области человеческой психологии
— китайско-тибетская буддийская дисциплина Йоги, основанная на древней магии
— вариант Индуизма и высшая форма Шактизма, относящиеся к эзотерическому кругу
— система эзотерических упражнений Йоги, одухотворенная теологическими спекуляциями
— религия, философская доктрина и методика достижения определенных практических целей
— система преимущественно неинтеллектуальная, целая система мировоззрения и опыта жизни
— метафизические идеи, перенесенные в область религии и воплотившиеся в верованиях и мифологических образах.

При таком количестве «определений» и «толкований» Тантризма возникает естественный вопрос: что же должна изучать Российская Тантрология и что может стать ее предметом, если Тантрология — это наука о Тантризме. Например, можно обозначить такие варианты:
— древнее знание;
— система магических знаний;
— тайное учение;
— йогическая практика;
— комплекс практик;
— совокупность эзотерических практик и методов;
— тайная наука о ритуале;
— система верований и обрядов;
— восточная религия;
— культурная традиция;
— сакральная традиция;
— особое видение мира и мировосприятие;
— мистическая идеология;
— мистико-философская, психологическая и космологическая концепция;
— мистическая система;
— целая система мировоззрения и опыта жизни;
— своеобразный духовный комплекс;
— и др.

Или, например, такие варианты:
— одна из школ, одно из течений, ответвлений, особое направление, особая форма, разновидность, один из вариантов Индуизма (и Буддизма);
— секты, школы и течения Индуизма и Буддизма;
— один из видов Йоги;
— древнейшая индуистская эзотерическая традиция;
— направление в индийской культуре;
— и др.

Обратим внимание на интересное утверждение знаменитого исследователя Индуизма и Тантризма, Андре Маркуса Паду (Padoux), который считает, что термин «тантризм» был создан западными индологами в конце XIX в., что «Тантризм как таковой не существует», и что «Тантризм в значительной степени является категорией, обсуждаемой на Западе и, строго говоря, не имеющей отношения к Индии», и что «в традиционной Индии, в санскритских текстах нет термина для обозначения Тантризма», и что «нам следовало бы избавиться от термина «тантризм», которому весьма трудно дать определение». (см. Андре Паду. Что мы подразумеваем под Тантризмом? // Сборник The Roots of Tantra. Albany: State University of New York Press. 2002. Пер. с англ. А.А.Игнатьева. Сайт www.wiki.shayvam.org.). А разве то же самое нельзя сказать и о других феноменах индийской культуры, которые сегодня мы знаем как Индуизм, Ведизм, Брахманизм, Смартизм, Вишнуизм, Кришнаизм, Шиваизм, Шактизм, Буддизм, Джайнизм? А ведь еще есть Даосизм, Ламаизм, Шаманизм, Эзотеризм, Оккультизм, Герметизм и т.д.

Вот что пишет в том же сборнике Томас Б. Кобурн (Tomas B. Coburn) (см. Томас Б. Кобурн. Структурное взаимодействие Тантры, Веданты и Бхакти: недуалистическое восприятие Богини. // Сборник The Roots of Tantra. Albany: State University of New York Press. 2002. Пер. с англ. А.А.Игнатьева. Сайт www.wiki.shayvam.org.):

«Нигде проблема составить представление об индийской религии не является более актуальной, чем в попытках определить статус Тантры и их отношений с нетантрическим Индуизмом. Недавно мы начали продвигаться вперед в деле разрешения давнишней терминологической проблемы, и для достижения задач, поставленных в этой статье, вполне достаточно определения, которое дал Андре Паду: «Тантризм — это тантрический путь обретения сверхъестественных сил и достижения освобождения, заключающийся в использовании сверхъестественных практик и техник на ритуальном, телесном и ментальном уровнях, связанных всегда с особой доктриной. Эти практики глубоко укоренены в доктрине, которая наделяет их целью и значением и организует их в соответствии с образцом. Элементы этой доктрины также могут быть связаны и объединены в практическое мировоззрение, которое и именуется Тантризмом (1*. Andre Padoux. “Tantrism”. The Encyclopedia of Religion. ed. Mircea Eliade (New York: Macmillan, 1986). 14:273).
Это определение предполагает, что Тантра присутствует и в Индуизме, и в Буддизме, но оно оставляет без разрешения такие вопросы как: историческая древность Тантризма, географическое место и социальные слои, в которых он возник. Мнения по этим проблемам остаются весьма разнообразными».

Вот что пишет в том же сборнике Дуглас Р. Брукс (Douglas R. Brooks) (см. Дуглас Р. Брукс. Корни Шактистского Тантризма Шри-Видья в Южной Индии. // Сборник The Roots of Tantra. Albany: State University of New York Press. 2002. Пер. с англ. А.А.Игнатьева. Сайт www.wiki.shayvam.org.):

«Андре Паду, чей труд о Кашмирском Шиваизме задал ход нынешних исследований в сфере Тантры, сказал, что написание истории Тантризма «невозможно» из-за скудности поддающихся датировке материалов и текущего состояния познаний в этой сфере (1*. Andre Padoux. “Tantrism: Hindu Tantrism”. The Encyclopedia of Religion. ed. Mircea Eliade (New York: Macmillan. 1987. 14:274-80). Тен Гудриаан, Г.Сундарамурти и другие выступали с подобным предостережением, делая акцент на разнице между фактами и спекуляциями, когда речь заходит о происхождении идеологии и практики Тантризма (2*. Teun Goudriaan and Sanjukta Gupta. Hindu Tantric and Sakta Literature. (Wiesbaden: Otto Harrosswitz. 1981); Arunopanisat (of the Srividya Tradition), trans. Dr. G.Sundaramoorthy. (Madurai: Srш?vidya Educational Society. 1990)».

Чтобы получить более менее ясное представление о том, что же все-таки такое Тантризм хотя бы как термин, имеющий окончание «-изм», рассмотрим особенности суффикса «-изм» с точки зрения терминологии и значений образуемых с его помощью терминов:

«Философ, придерживающийся определенного «-изма», бывает слеп к целому. Вообще «-изм» — знак умствующей глупости, методологической одержимости. Мудрый человек понемногу сочувствует и сомыслит всем «-измам» и не принадлежит ни одному из них».

(М.Эпштейн. От мудрости к философии и обратно. Сайт www.old.russ.ru.)

«По нашему мнению понятие «тринитаризм» тождественно словосочетаниям «тринитарная доктрина», «тринитарная парадигма», «тринитарное учение». Как известно суффикс «-изм» означает с одной стороны обобщение того, к чему он применяется (в данном случае латинского понятия trinitas), а с другой — расширение применения понятия к различным областям (например, социализм, коммунизм, прагматизм и т.д.), т.е., в конечном итоге, это — просто учение, доктрина, парадигма. Суффикс «-изм» — суффикс концептуального обобщения. Если мы формируем целостное Учение как систему Знаний, то термин более чем уместен».

(Магнитов С.Н. О казусных претензиях «неософов»
на приоритеты. Академия Тринитаризма. Сайт www.trinitas.ru.)

«Примером обработки русского языка, трансформации его в советский, может быть использование суффиксов, прежде всего суффикса «-изм». В Толковом Словаре Даля имеется всего 79 слов на «-изм». В четырехтомном Словаре Ушакова (1935-40 гг.) имелось 415 слов на «-изм»: это был словарь зрелого Сталинизма. По определению советского лингвиста, суффикс «-изм» употребляется в словах, определяющих «ложные системы, вредные политические тенденции и отрицательные явления в советской действительности». Возникает логический вопрос: а большевизм, коммунизм, социализм, ленинизм? Однако этот вопрос логичен только в несоветской системе мышления. Поскольку Слово, как вся знаковая система коммуникации, находится во власти Вождя, Высшей инстанции; слово, знак имеют только то значение, которое им дано официально. Поэтому знак — суффикс «-изм» в большинстве случаев вызывает сам по себе, своим присутствием в слове, отрицательное отношение реципиента, а в некоторых случаях этот же суффикс вызывает отношение положительное».

(Михаил Геллер. Машина и винтики. Сайт www.krotov.info.)

«Для стилистики — главным образом, для публицистического стиля релевантен прием обособления аффиксов путем субстантивации. Давно уже стало традицией употребление суффикса «-изм» как своеобразного слова со значениями: философия, идеология, направление в искусстве и пр. Элемент «-изм» употребляется преимущественно в публицистике или в жанрах, пограничных между публицистическим и научным стилями. Приведем пример из критического разбора «Словаря культуры ХХ в.» В.Руднева: «Буквально на каждой странице «Словаря» он (Руднев) обрушивает на читателя каскад весомо звучащих терминов вроде шизотизма, верификационизма, фальсификационизма, аутистизма и еще многого в этом же жанре. Потомки оценят эти старания внести посильный вклад в обогащение великого и могучего русского языка, и, может быть, им, усвоившим, что число измов есть главное мерило образованности, будет легче с беспристрастностью оценить ее качество» (Зверев А. Пуговки для сюртуков // Новый мир. 1998. № 11. С. 222). Здесь под «-измами» понимаются псевдонаучные слова, затрудняющие понимание книги и засоряющие речь автора. Но в любом значении лексема «-изм» отмечена принципиальной неполнотой, она всегда предполагает целый ряд однотипных феноменов. Трудно привести более избитый пример субстантивированного использования морфемы, чем этот «-изм», и невозможно себе представить оригинальное употребление данного сегмента».

(Флоря А.В. Русская стилистика. Курс лекций. Часть 2. Сайт www.libok.net.)

«Нелишним будет отметить то, что доктрины или течения, объединяемые суффиксом «-изм», не являются единствами того рода, что историк идей непременно желает зафиксировать. Скорее они представляют собой конгломераты, к которым и должен быть приложен его метод анализа. Идеализм, романтизм, рационализм, трансцендентализм, прагматизм — все эти чреватые недоразумениями и зачастую расплывчатые определения (так что некоторые желают вообще вычеркнуть их из словаруей и философов, и историков) являются обозначениями комплексов, а не чего-то цельного — причем комплексов в двух смыслах. Под них подводится, как правило, не одно учение, а несколько различных и часто конфликтующих доктрин, разрабатываемых отдельными лицами или группами, к чьему способу мысли ими самими или по традиции прилагается данный ярлык. В свою очередь, каждое из этих учений разложимо на ряд простых элементов, зачастую весьма причудливо сочетающихся и производных от множества несходных мотивов и исторических влияний. Понятие «христианство», например, не является простым единством того рода, поиском которого занимается историк идей. Я имею в виду не только тот известный факт, что люди, исповедующие христианство, в ходе истории называли этим именем множество различных и конфликтующих между собой представлений о вере, но и то, что каждый из этих людей и сект, как правило, обозначал этим именем очень разнородную коллекцию идей, а то, что сочетание их в конгломерат получало одно имя и должно было выражать подлинное единство, являлось обычно результатом очень сложного и любопытного исторического процесса. Понятно и естественно, что церковные историки пишут книги по истории христианства. Но в этом процессе они обращаются к фактам, каковые, взятые как целое, не имеют практически ничего общего за исключением имени; где разнится все: места, где происходят описываемые события; предпочтение, оказываемое тем или иным личностям, деяния и учения которых оцениваются столь по-разному, что единство оказывается опять-таки по преимуществу единством имени; представления об историческом прошлом, определенные причины и последствия которого, многообразно сочетаясь с иными основаниями, и сделали каждую из этих религиозных систем тем, что она есть. Обращаясь к целой серии вероучений и течений, объединяемых одним именем, как и в каждом из них по отдельности, необходимо проникнуть по ту сторону видимой цельности и тождественности, дабы за скорлупой удерживающей ее как целое, увидеть подлинное единство, рассмотреть представленные в каждом конкретном случае действительно движущие идеи.
Следовательно, эти общие тенденции и течения, обычно обозначаемые суффиксом «-изм», как правило не являются конечными объектами интереса историка идей и представляют собой скорее исходный материал».

(Лавджой А. Великая цепь бытия: История идеи. (1936г.)
/ Пер. с англ. В. Софронова-Антомони.
М. Дом интеллектуальной книги. 2001г. 376 стр.)

«Качественные изменения философской парадигмы восприятия современной научной картины мира в обозримом историческом интервале времени неотвратимо, неизбежно приводили к катастрофическим количественным результатам социальных потрясений. Процесс перехода от геометрического, плоскостного типа общественного мышления земледельца египтянина к объемному мышлению архитектора, строителя искусственного культового сооружения пирамидальной формы завершился полным угасанием древнейшей культуры с безвозвратной утерей разговорного языка и иероглифической письменности. Последующее становление общественного правоустройства на основе тетратоники и пентатоники, сейчас известного под названиями вероисповедания Христианства и Ислама, инициировало явление постоянно регулируемой из административных центров пандемии тотальных, массовых психических расстройств на религиозно-фанатической основе. Открытие неисчерпаемой делимости вещества взамен теории атомизма запустило цепной механизм необратимой общественной реакции в виде непрекращающихся мировых войн. Начало всему, греческая философия, как Колосс Родосский олимпийского спокойствия и гармонии, зиждется на незыблемом фундаменте непререкаемого совершенства пентады правильных многогранников-полиэдров, стереометрические свойства которых вот уже третье тысячелетие положены в основу индивидуального и общественного мышления.
Анимизм, тотемизм, фетишизм, пантеизм, феодализм, коллаборационизм, символизм, лаконизм, гедонизм, цинизм, фатализм, альтруизм, монизм, сенсуализм, трюизм, рационализм, капитализм, атеизм, коммунизм, идеализм, реализм, классицизм, утопизм, нигилизм, позитивизм, эллинизм, романтизм, коллективизм, анархизм, космизм, социализм, фашизм, пессимизм, царизм, примитивизм, логицизм, агностицизм, патриотизм, сакрализм, дуализм, МИСТИЦИЗМ, аристократизм, ревизионизм, волюнтаризм, пацифизм, максимализм, сибаритизм, туризм, ОККУЛЬТИЗМ, харизматизм, консерватизм, эгоизм, инфантилизм, иррационализм, универсализм, либерализм, визажизм, фанатизм, ригоризм, эскапизм, пуризм, космополитизм, гуманизм, редукционизм, дадаизм, тоталитаризм, центризм, драматизм, холизм, синергизм, конвенционализм, иератизм, бюрократизм, догматизм, механицизм, эйдетизм, автоматизм, концептуализм, оптимизм, имажизм, партикуляризм, ГЕРМЕТИЗМ, артистизм, галактизм, ЭЗОТЕРИЗМ, абстракционизм, прагматизм, симфонизм, экзистенциализм, физикализм, интернационализм, сциентизм, бандитизм, индивидуализм, милитаризм, синхронизм, фидеизм, аморализм, экономизм, сатиризм, функционализм, персонализм, схематизм, экуменизм, спиритизм, футуризм, трансцендентализм, витализм, реваншизм, фатализм, формализм, экстремизм, скептицизм, гангстеризм, культуризм, нацизм, плюрализм, детерминизм, энциклопедизм, монетаризм, абсурдизм, сепаратизм, гигантизм, конформизм, маргинализм, феминизм, конструктивизм, эмпиризм, вандализм, практицизм, авантюризм, солипсизм, сюрреализм, вождизм, авангардизм, эстетизм, супрематизм, стоицизм, атавизм, расизм, психологизм, ТАНТРИЗМ, магнетизм, релятивизм, провинциализм, урбанизм, карьеризм, модернизм, парламентаризм, популизм, терроризм, глобализм, другие общественные бедствия и катаклизмы берут свои истоки из простого нежелания разобраться в существе проективного способа мышления человека».

(Порсин М.С. От планиметрии идеологии — к стереометрии философии.
Доклад на конференции «Дни Петербургской Философии»
16-18 ноября 2006г. Сайт www.mihail-porsin.narod.ru.)

В сети Интернет можно найти следующую информацию о суффиксе «-изм»:
— для учений применяется как раз суффикс «-изм»;
— суффикс «-изм» — происходит от греческого (латынь);
— элемент исключительности выражается суффиксом «-изм»;
— существительные с суффиксом «-изм» выражают отвлеченные понятия;
— как только у теории отрастает суффикс «- изм», возникает призрак догматизма;
— в 10-30-е годы XX в. суффикс «-изм» выделился как самостоятельная форманта;
— суффикс «-изм» придает словам во многих языках значение «течение, доктрина»;
— суффикс «-изм» на протяжении последних двух веков активно зажил самостоятельной жизнью;
— латинский суффикс «изм» придает политическую окраску слову, к которому он присоединяется;
— суффикс «изм» в этих понятиях следует понимать не гносеологически, а телеологически (от телео — цель);
— растет класс существительных с суффиксами «-изм», обозначающих абстрактные имена и названия процессов;
— существует ряд суффиксов книжного происхождения и соответствующей функционально-стилевой окраски: «-изм» и др.;
— суффикс «-изм» образует слова, имеющие отношение к идеологии, обобществлению, мировоззрению, учению, вере;
— «-измы» — общие — не всегда одобрительные — названия направлений в искусстве, философии, политике, науке и т.п.;
— различаются книжные и разговорные словообразовательные варианты, например, книжный характер присущ суффиксу «-изм»;
— суффикс «-изм» определённо указывает на абстрактное существительное, обозначающее некое теоретическое направление мысли;
— давно уже стало традицией употребление суффикса «-изм» как своеобразного слова со значениями: философия, идеология, учение…;
— суффикс «-изм» указывает на определенное учение, теорию или причину; слово с таким суффиксом отражает то или иное состояние;
— суффикс «-изм» воспринимается в русском языке как обозначающий некое учение, направление, идеологию, философию, доктрину;
— суффикс «-изм» по происхождению иностранный, но укрепился и широко употребляется в современном языке для образования новых слов;
— для научной и научно-технической, а также профессиональной речи характерно образование слов с помощью суффиксов: «-изм» и др.;
— суффикс «-изм» используется для образования абстрактных существительных, обозначающих действие, его результат или состояние;
— суффикс «-изм» к названиям религий западные ученые прикрепили, имея в виду некую совокупность доктрин, текстов, верований и пр., уже в начале XIX в.;
— книжный по своему характеру суффикс «-изм» используется для обозначения различных направлений общественно-политической, научной и культурной жизни;
— суффикс «-изм» означает определенную идеологию, а всякая идеология, во-первых, создается творческим меньшинством, а во-вторых, строится на некоей универсальной ценности, а не на классовом эгоизме отдельного слоя;
— «-изм» — крайне многозначный, образующий форму существительного суффикс, употребляемый для обозначения использования, действия, практики, состояния, принципа, характеристики или доктрины. Наиболее часто встречается последнее;
— суффикс «-изм» в европейских языках означает не противопоставление тому значению, которое содержится в корне слова, а говорит о наличии учения, доктрины, выражающей то содержание, тот смысл, о котором говорит корень. «Маркс» — «марксизм», т.е. учение Маркса, «католицизм» — Католичество, т.е. учение католической церкви, и т.п.;
— как лексические единицы, слова с суффиксом «-изм» относятся к группе абстрактных существительных: социализм, империализм, фашизм, тоталитаризм, колониализм, трайбализм и т.п. На протяжении XIX-XX вв. они стали интернациональными компонентами лексики и вошли во многие языки мира, обозначая комплекс политико-экономических отношений, доктрин и теорий, политических идеологий, общественно-политических явлений и процессов;
— слова, образованные посредством суффикса «-изм»» означают: внутреннее устройство машин (механизм), систему взглядов, теорию (коммунизм), общественный строй (тоже коммунизм), общественное движение (иногда тоже коммунизм), свойство идеологического явления (интернационализм), слово определенной категории (тоже интернационализм), литературное направление (символизм), качество произведения (академизм), черту характера (эгоизм), болезнь (ревматизм) и т.д.;
— суффикс «-изм» — заимствование из греческого через латынь и, вероятно, через французский и немецкий языки. Первоначально служил для образования существительных действия от глаголов. Этими -измами под завязку забиты всё обществоведение и вся современная политология. Несомненно, этот суффикс представляет собой откровенную идеологическую диверсию против русского языка. Обычно придает тексту наукообразие, солидность и прикрывает отсутствие содержания. В комментариях талмудистов написано, что при приближении Эры Машиаха в обществе должно нарастать разочарование во всевозможных -измах. Так что все идет по плану;
— суффикс «-изм» — словообразовательная единица, образующая: 1) имена существительные мужского рода, которые представляют собою названия общественно-политических, научных или эстетических учений, направлений, систем, а также качеств, склонностей, действий или состояний, связанных с тем, что названо мотивирующим именем существительным, редко — глаголом (артистизм, байронизм, гамлетизм, героизм, дарвинизм, дилетантизм, ленинизм, марксизм, отзовизм, планеризм, реваншизм, символизм, терроризм и т.п.); 2) имена существительные, которые являются названиями элементов языка, речи, какого-нибудь произведения, характеризующихся признаком, названным мотивирующим именем прилагательным (архаизм, вульгаризм, диалектизм, латинизм, окказионализм, пушкинизм, украинизм и т.п.).

Возможно, стоит обратить внимание на один интересный факт. Во многих источниках (см. выше), как и в большинстве словарей и энциклопедий, в частности, например:
— А.Крюковских. Словарь исторических терминов. 1998г.;
— Советский Энциклопедический Словарь. 1979г., 1982г., 1984г., 1985г.;
— Толковый словарь русского языка. / Под ред. Т.Ф.Ефремовой. М. 2000г.;
— Философский словарь. / Под ред. И.Т.Фролова. 4-е изд. М. Политиздат. 1981г.;
— Атеистический словарь. / Под общ. ред. М.П.Новикова. М. Политиздат. 1986г.;
— Толковый словарь обществоведческих терминов. / Сост. Н.Е.Яценко. М. Лань. 1999г.;
— Большой толковый словарь русского языка. Сост. С.А.Кузнецов. 1-е изд. СПб. Норинт. 1998г.;
— Религиоведение: учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. / Под ред. проф. И.Н.Яблокова. М. Гардарики. 1998г., 2000г.;
— Новая философская энциклопедия. В 4 т. / Институт философии РАН. Предс. научно-редакционного совета В.С.Степин. М. Мысль. 2000-2001гг. и др.
сказано, что «Тантризм — направление в Индуизме и Буддизме». Смотрим на некоторые определения Индуизма, где говорится о направлениях Индуизма:

«Индуизм — одна из крупнейших по числу последователей мировых религий… Существует в виде двух основных течений: Вишнуизма и Шиваизма».

(А.Крюковских. Словарь исторических терминов. 1998г.)

«1. Традиционный Индуизм: краткая характеристика. … В Индуизме выделяют три главных направления: Шиваизм, Вишнуизм и Шактизм».

(Питанов В.Ю. Идолы нео-Индуизма: Шри Рамакришна
и Свами Вивекананда. Сайт www.stavroskrest.ru.)

«Индуизм — религия, одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира… Современный Индуизм существует в виде 2 течений: Вишнуизма и Шиваизма».

(А.Акулов. Философский словарь. 1999г.)
(Большой энциклопедический словарь. М. 1998г.)

«Первое из двух главных направлений Индуизма — Вишнуизм возник еще в маурийскую эпоху… Наряду с Вишнуизмом очень большую популярность приобрели Шиваизм и Шактизм».

(К.А.Антонова, Г.М.Бонгард-Левин, Г.Г.Котовский.
История Индии. М. Мысль. 1979г.)

«Индуизм — самая распространенная в современной Индии религия… В соответствии с поклонением главным образом двум богам (Вишну и Шиве) Индуизм распадается на Шиваизм… и на Вишнуизм…»

(Атеистический словарь. / Под общ. Ред. М.П.Новикова. М. Политиздат. 1986г.)
(Новейший философский словарь. / Сост. А.А.Грицанов. Мн. Изд. В.М.Скакун. 1998г.)

«Индуизм — религиозно-философская система, сформировавшаяся в Индии в эпоху Пуран (III-IV вв.)… Основные направления Индуизма: Ведантизм (Веданта), Шиваизм (Шайваизм), Вишнуизм (Вайшнавизм), Кришнаизм и Шактизм».

(Голуб Л., Другова О., Голуб П. Популярный словарь по Буддизму
и близким к нему учениям. М. Хроникер. 2003г.)

«Индуизм — совокупность религиозных представлений, обычаев, культовой обрядности и социально-бытовых институтов, характерных для большинства населения Индии… Основные направления Индуизма — Вишнуизм, Шиваизм, Шактизм».

(Философский энциклопедический словарь. М.Советская энциклопедия. 1989г.
Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. 4-е изд. М. Политиздат. 1981г.)

«Индуизм — религиозная система в современной Западной Индии, получившая распространение с раннего Средневековья… В него входят совокупность культовых и религиозных направлений, почитающих главных богов Вишну и Шиву. Вишнуизм и Шиваизм включили в себя древних ведических богов, изменив их функции».

(В.Зорин. Евразийская мудрость от А до Я.
Толковый словарь. Создiк-Словарь. Алмааты. 2002г.)

«Индуизм. Направления. В Индуизме не существует общей, центральной доктрины, авторитетной для всех индуистских традиций, а многие индуисты вообще не считают, что принадлежат к какой-либо определённой традиции. Учёные, однако, выделяют в современном Индуизме четыре основных направления: Вайшнавизм, Шиваизм, Шактизм, Смартизм».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«В 1-й половине I тыс. н.э. в Индуизме выделились два основных течения — Шиваизм и Вишнуизм. Собственно Индуизм и существует в основном в форме этих двух течений, хотя внутри них или помимо них в Индуизме остаётся и постоянно возникает множество сект, имеющих локальное значение (например, Тантризм, сохраняющий сильную связь с древней магией, Шактизм внутри Шиваизма и др.)».

(Большая Советская Энциклопедия в 30 т.
М. Советская энциклопедия. 1969-1978гг.)

«Индуизм — комплекс верований, мифологических представлений и норм поведения, характерных для большинства жителей Южной Азии и составляющих духовную основу индийской цивилизации… Огромное большинство индусов поделено, за некоторыми, впрочем, немаловажными исключениями, между тремя великими религиозными традициями: культом Вишну (вишнуиты), культом Шивы (шиваиты), и тесно связанным с шиваитской религией культом Шакти».

(Пименов В.А. Индуизм. Сайт www.russidea.rchgi.spb.ru.)

«Удивительная многоликость Индуизма вынуждает некоторых исследователей утверждать, что Индуизм не религия, а сочетание отдельных, хотя и близких друг другу религий (скажем, Шиваизм, Вишнуизм и т.д.)… В Индуизме выделяется в качестве отдельного направления, получившего название Шактизм, которое сблизилось с Шиваизмом… Близок Шактизму Тантризм, разработавший особый путь достижения освобождения и блаженства с помощью специальных приемов и ритуалов…».

(Журавлева И.А. Религии Востока. / Учебное пособие для студентов
I курса Кафедры истории и культурологи. ТулГУ. Тула. 2007г.)

«Шактизм , как еще иначе называют Тантризм, является одной из четырех основных форм современного Индуизма наряду с близкородственным Тантризму Шиваизмом, а также Вайшнавизмом и Ссмартизмом. <…>.
На основе древних ведических и агамических систем сложились шесть главных направлений Индуизма — Смартизм (Брахманизм в его нынешнем виде), Шиваизм (Шайвизм), Шактизм (иначе — Тантризм), Вишнуизм (Вайшнавизм) и два менее влиятельных течения — сауры (солнцепоклонники) и ганапатьи (поклонники Ганеши как Верховного Божества). Сауров как отдельной школы в настоящее время уже нет совсем, а ганапатьи практически слились с шиваитами. Таким образом, в современном Индуизме существуют четыре основные ветви — Шиваизм, Шактизм, Вайшнавизм и Смартизм».

(Сундарадевананда Грихавадхута. Место Тантры в системе Индуизма.
// Тантрический Путь. Выпуск 3. 1995-1996г.)

Обратим внимание на то, что практически нигде не говорится о Тантризме как о направлении Индуизма, и тем более, как об одном из главных направлений Индуизма. Зато часто говорится, что Тантризм — это, «практически» Шактизм, хотя иногда можно встретить и обратное утверждение, или даже такое перечисление как Шактизм и Тантризм. Например, в Советском Энциклопедическом Словаре (1985г.), как и в Большом Энциклопедическом Словаре (1998г.) сказано:

«Шактизм (почитание шакти) получил наибольшее развитие в Тантризме и Шиваизме, где шакти персонифицируется в образе одной из ипостасей супруги Шивы».

Вот что пишет А.А.Игнатьев в словаре терминов к «Деви-Махатмье» (см. «Деви-Махатмья» («Сказание о величии Богини»). / Пер. с санскр., пред. и ком. А.А.Игнатьева. Калининград. 2003г. Сайт www.wiki.shayvam.org.):

«Тантризм (от tantra «система, пряжа, ткань») — эзотерическая традиция в Индуизме (особенно в Шиваизме и Шактизме, хотя есть и тантристы-вишнуиты), а также в Буддизме и Джайнизме».

Вот что пишет Илья Горлов в статье «Содержание тантрического метода» (по материалам статьи Ефименко В.А. «Шактизм и Тантра» // Древо Индуизма. М. Восточная литература. РАН. 1999г. с. 84-88):

«В истории индийской культуры Шактизм и Тантризм всегда были тесно связаны и дополняли друг друга. Шактизм указывает объект поклонения, а Тантра разрабатывает метод слияния с объектом — Шакти, уделяя особое внимание медитации на янтрах, чтению мантр, оргиастическим обрядам… Простое соотнесение Шактизма и Тантры, как теории и практики, а также безоговорочное сведение Шактизма и Тантризма в одну систему неправомерно».

Вот что пишет С.А.Жаринов в статье «Просветление ниже пояса. Нео-Тантризм как феномен «новой религиозности» (Философский портал «Арктогея». Февраль. 2009г. Сайт www.arcto.ru.):

«2. Тантризм. Общие сведения. …Тантризм, как справедливо замечает С.В.Пахомов, нельзя отождествлять ни с одной конфессией внутри Индуизма. Тантризм пропитывает три направления в Индуизме: Вишнуизм, Шиваизм, Шактизм. Если вслед за данным автором определить основополагающим признаком Тантризма особый акцент на Шакти, то наиболее «тантричным» является Шактизм, который подразделяется на два главных направления — Шри-Кула, где богиню Шакти почитают в «негневных» ипостасях, и Кали-Кула, в которой Шакти предстает в «грозных» образах. Но, тем не менее, неверно отождествлять Тантризм полностью с Шактизмом, т.к. в «народном» неинициатическом Шактизме нет ничего собственно тантрического. В Шиваизме лишь некоторые школы можно назвать тантрическими, но не в равной степени. Вишнуитские течения еще менее «тантричны»…».

Вот что пишет А.А.Игнатьев в своей публикации «Генезис и эволюция Шактизма» (см. Игнатьев А.А. Генезис и эволюция Шактизма. Сайт www.forum.hari-katha.org):

«Шактизм — это одно из трех основных направлений в Индуизме, наряду с Вишнуизмом и Шиваизмом, стержнем которого является культ Богини-Матери, женского начала, персонифицируемого в обликах разных индуистских богинь и, прежде всего, супруги Шивы, известной под именами Деви, Кали, Дурга, Парвати и др. …
Интересным представляется вопрос о соотношении Шактизма и Тантризма. Индуистский Тантризм по традиционным представлениям есть форма Шактизма, и все шактисты так или иначе являются тантристами. Но все же не следует ограничивать Тантру только лишь рамками Шактизма. К Тантризму также относят некоторые формы Шиваизма и Вишнуизма (Индуизм, с. 412-413; Пахомов 2002, с. 18; Тантрический путь, с. 48-49). Когда речь идет о различных направлениях индуистской религии, следует знать, что они так тесно переплетены между собой, что границы между ними часто бывает достаточно трудно провести…».

Вот что пишет Шрипада Садашивачарья (см. Шрипада Садашивачарья. Гимн Шатарудрия в свете недуалистической философии Шиваизма. Лекция. Москва. 30.03.1999г. Сайт www.sivalingam.ru.):

«Сегодня мы поговорим о боге Шиве, о Шиваизме. Чем Шиваизм отличается от Шактизма, при всей общности между ними, тем более что и шиваиты и шактисты признают, что божественная Реальность двуипостасна, то есть она существует в двух гранях, двух измерениях: Шива и Шакти, сознание и энергия, дух и материя, Отец Мира и Матерь Мира — непроявленный трансцендентный и проявленный имманентный аспекты Абсолюта.
Некоторые считают, что Шактизм и Шиваизм это вообще не две отдельные традиции, а просто две ветви, две тенденции в рамках одной целостной традиции. Так или иначе, в современном Индуизме есть четыре главных деноминации, четыре главных ветви: Шактизм, Шиваизм, Вайшнавизм (Вишнуизм) и Смартизм (традиционный ортодоксальный Брахманизм). Ученые и авторитеты Индуизма сами выделяют Шактизм и Шиваизм как две самостоятельные традиции, пусть и очень близкие, очень связанные. Настолько связанные, что иногда, в некоторых школах, трудно провести четкую идентификацию — кто они больше, шактисты или шиваиты».

Вот что пишет С.В.Пахомов в 2002г. (см. Пахомов С.В. Индуизм: Йога, Тантризм, Кришнаизм. Карманный словарь. СПб. Амфора. 2002г. 172 стр.):

«Наиболее важные направления в рамках Индуизма — Вишнуизм, Шактизм и Шиваизм, каждое из которых, в свою очередь, разбито на отдельные школы и линии. Особое эзотерическое направление Индуизма — Тантризм развивался, прежде всего, в Шактизме и Шиваизме, но оказал влияние и на другие течения Индуизма».

Вот что пишет С.В.Пахомов в 2004г. (см. Пахомов С.В. Проблема идентификации в Индуистском Тантризме. Путь Востока. Культурная, этническая и религиозная идентичность. Материалы VII Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия «Symposium». Выпуск 33. СПб. Санкт-Петербургское философское общество. 2004г. C.50-54):

«Индуистский Тантризм — чрезвычайно сложное, многоплановое явление религиозной жизни Индии. Проблема идентификации применительно к нему может быть рассмотрена в нескольких ключевых аспектах.
1. Проблема идентификации самого Тантризма. Тантризм в своей целокупности отличается по своему характеру от других религиозных традиций Индии, таких как Буддизм или Джайнизм; его нельзя отождествить и с какими-то отдельными конфессиями внутри Индуизма, тем более он не совпадает с Индуизмом в целом. Это не отдельная религия, и не совокупность школ, не зависимых от «остального Индуизма». Те признаки, которыми «награждали» это специфическое направление ученые со времен Х.Вильсона (середина XIX в.), по большому счету, могут быть обнаружены в других индуистских (и шире, в индийских религиозных) учениях… Простое механическое перечисление признаков Тантризма мало что дает для понимания этого сложнейшего явления. С другой стороны, Тантризм невозможно редуцировать и к какому-то одному признаку. Возможным выходом из подобного методологического тупика стала бы иерархизация признаков Тантризма. Мы полагаем основополагающим, главным признаком Тантризма его особый акцент на Шакти, акцент, который в ряде случаев доходит до логического завершения: так, в некоторых шактистских школах именно Шакти объявлена абсолютным божеством, включающим не только собственно «женскую», но и «мужскую» ипостаси. С учетом преобладания «шактового» компонента в Тантризме выстраиваются и остальные его признаки, которые, в принципе, достаточно хорошо известны…
4. Проблема «тантричности» в рамках Тантризма. Если рассматривать крупнейшие индуистские направления (Вишнуизм, Шиваизм, Шактизм) в целом, то «удельный вес» Тантризма в них окажется неодинаков (хотя, конечно, следует постоянно учитывать региональную специфику этих направлений, равно как и их изменения со временем). По всей вероятности, именно в Шактизме Тантризм полностью обретает себя: Шактизм оказывается «тантричнее» остальных конфессий… В то же время нельзя полностью отождествлять Шактизм и Тантризм, как это в прошлом делали иные исследователи (например, М.Моньер-Вильямс, Х.Шастри, Дж.Фаркухар и др.)».

Вот что пишет С.В.Пахомов в том же 2004г. (см. Пахомов С.В. Проблема определения и классификации тантрических школ. 06.07.2004г. Сайт www.wiki.shayvam.org.):

«Исследователи Индуистского Тантризма постоянно, хотя и далеко не всегда корректно, пользуются такими понятиями, как «тантрическое направление», «тантрическая школа», «секта» и т.п. Между тем эти понятия, в настоящее время фактически принявшие характер технических терминов, выглядят столь же неопределенными и размытыми, как и понятие Тантризма в целом… <…>.
Как и в случае многих других категорий и понятий индийской культуры, понятие Тантризма служит неким объединяющим символом, который позволяет находить нечто общее между различными направлениями, причем эта общность основывается на иных принципах, чем ведические. Зыбкое понятие Тантризма относится к интуитивно постигаемому, или лучше сказать, ощущаемому единству неведических по своему характеру движений, школ, теорий и практик. Другое дело, что при подобном подходе возникает иная проблема — проблема отличия «тантрического» от «нетантрического» в рамках общего массива «неведического», но она в любом случае отталкивается от первоначального признания разницы между «тантрическим» и «ведическим»… <…>.
Аморфность Тантризма выражается в нечеткости составляющих его черт. Возьмем ли мы идеологические аспекты Тантризма, практические или организационные — везде эти черты оказываются неочевидными, и их можно отнести не только к Тантризму. (Либо, вслед за Н.Н.Бхаттачарьей, можно сделать вывод о том, что «все известные формы индийских религий» имеют тантрические элементы. См.: Bhattacharyya N.N. History of Tantric Religion. P. 9. Это же автор говорит о тенденции индийских религиозных систем создавать «параллельные традиции»). Например, такой характерный признак Тантризма, как мантра, распространен во всех без исключения индийских религиозных традициях. Пренебрежительное отношение к кастовому вопросу — особенность многих видов движения Бхакти и «неортодоксальных» религий вроде Буддизма и Джайнизма. Идея высшего абсолютного начала выражена уже в ранних Упанишадах; представление о творящей силе — шакти вообще хрестоматийно для всех индуистских учений; практики Йоги также очень широко распространены в Индии; эротические ритуалы известны со времен древней земледельческой магии, и т.п. Таким образом, простое и неупорядоченное перечисление признаков, относящихся к тантрическому комплексу, мало помогает нам в понимании сущности этого явления. Между тем многие исследователи Тантры именно так вплоть до последнего дня подходили к этому вопросу. (Теун Гудриаан в Hindu Tantrism (P. 7 ff.) перечисляет 18 признаков Тантризма, признавая, впрочем, что «эти признаки не встречаются во всей полноте в отдельном тантрическом тексте». Джон Вудрофф (Артур Авалон) в своей книге «Shakti and Shakta» (London, 1920. 2nd ed., р. 23) выделяет 11 признаков Агамы (=Тантры)). Однако, с одной стороны, немало из того, что относится к Тантризму, можно с успехом найти в нетантрических направлениях, с другой же, далеко не всегда все перечисляемые признаки могут быть характерными аспектами той или иной школы Тантризма.
Как же быть в этой ситуации? Нам кажется, что решить вопрос поможет не столько перечисление признаков (от которого, по-видимому, отказываться пока, на данном этапе исследований, затруднительно) Тантризма, сколько иерархическое их расположение. Иначе говоря, требуется понять, что для школы, которую рассматривают на предмет ее «тантричности», является главным, а что — второстепенным и вытекающим из этого главного. В таком случае именно акцент на каких-то элементах и будет существенным для выяснения «тантричности» данного направления. С этой целью нам следует вновь обратиться к понятию Шакти. Для Тантризма характерно не просто признание этой творящей силы, неотъемлемой от сущности абсолютного; она ставится во главу угла. Шакти — это центр любой концептуальной и практической схемы «тантрических школ». По мнению А.Паду, «Шакти — это основополагающий элемент тантрического представления о божестве и о мире». Понятие «Шакти» фигурирует на всех уровнях и во всех аспектах Тантризма. Оно имеет мифологическое измерение (Дурга, Кали, Лакшми и т.п.), философско-теологическое (Высшая Богиня как абсолютная основа мира), лингвистическое (отдельные фонемы предстают как отдельные «пучки» энергии), психопрактическое (в ходе своих упражнений практикующий овладевает потоками энергии) и др. Соответственно, тантрической школой мы назовем такую, для которой характерно постановка идеологемы «Шакти» в центр любого рассмотрения. Уже отталкиваясь от Шакти, и следует рассматривать и оценивать все прочие признаки Тантризма».

Возможно, поэтому Российской Тантрологии, как Науке о Тантризме, в первую очередь следовало бы обратить свое пристальное внимание на так называемые «признаки» Тантризма, которые, как было сказано выше, хорошо известны.

* * *