Статья 2.1. Тантризм как предмет Российской Тантрологии.

продолжение

2.3. СТАТЬИ И ПУБЛИКАЦИИ.

«Тантризм — эротическая ритуалистическая практика».

(Лысенко В.Г. Классическая индийская философия в переводах
и исследованиях российских ученых (1990-1996). Сайт www.philosophy.ru.)

«Тантризм — религиозно-философское учение, усматривавшее путь к спасению в слиянии «элементов»».

(Кхаджурахо. Сайт www.ladya-tour.ru.)

«Тантризм — мистическая система, многие из приверженцев которой являются сторонниками колдовства и некромантии».

(Аблеев С.Р. Куда зовет Калагия? 1999г. Сайт www.scorcher.ru.)

«Тантризм, или «тайное учение», именующийся также «учение о трех таинствах» мысли, слова и дела, — ответвление от древа Буддизма».

(Тантризм. Сайт www.mantrayog.ru.)

«Тантра, или Тантризм — это древнейшая индуистская эзотерическая традиция, сформировавшаяся на рубеже середины I тыс. н.э.».

(Сергей Волков. Калачакра-Тантра. 1999г. Сайт www.baikal.irkutsk.ru.)

«Религиозной идеологией и культовой практикой самураев был дзэн-буддизм, углубленный в истоках своих в Тантризм (ритуальный секс) Ваджраяны».

(Суровягин С.П. Духовное значение однополого брака.
(автор — д.ф.н. профессор кафедры религиоведения ТГНГУ.
Сибирская Православная Газета. № 1-2 2006г.)

«Тантризм. Почитание богинь-матерей восходит к древнейшему периоду (протоиндийская цивилизация). Корни его, бесспорно неарийские и относятся к глубокой архаике».

(Религии Индии. Течения. Сайт www.religion.rin.ru.)

«В Тибете — одна из самых темных и мистических ветвей Буддизма — Тантризм, помимо прочего, питается еще и тибетской до-буддистской религией Бон с элементами Шаманизма».

(Александр Романов. Путешествие в Тибет. Сайт www.bi-om.ru.)

«Тантризм (от tantra «система, пряжа, ткань») — эзотерическая традиция в Индуизме (особенно в Шиваизме и Шактизме, хотя есть и тантристы-вишнуиты), а также в Буддизме и Джайнизме».

(Словарь терминов. «Деви-Махатмья» («Сказание о величии Богини»).
/ Пер. с санскр., пред. и ком. А.А.Игнатьева. Калининград. 2003г. Сайт www.mahadevi.ru.)

«Тантризм — древний индийский религиозный культ плодородия и жизни. В средние века он активно развивался в одном из течений Индуизма — в Шиваизме, а с середины I тыс. н.э. и в некоторых буддийских школах».

(Аблеев С.Р. Историческое развитие Йоги:
основные этапы и тенденции. Научно-философский журнал
благотворительного фонда «Делфис». № 2. 2003г. Сайт www.delphis.ru.)

«Тантризм — это сердцевина и суть всех религиозных традиций и систем, она распространяет истинное Знание Реальности (Таттва-Видья) через раскрытие законов существования человека микрокосма и вселенной (макрокосма)».

(Индуистская Тантра. Сайт www.shaktism.narod.ru.)

«Тантризм в качестве влиятельного религиозного течения средневековой Индии появляется на основе древних мифологических культов плодородия и жизни, существовавших, видимо, среди аборигенов еще в доарийскую эпоху».

(Аблеев С.Р. Средневековая Йога Востока: анализ
культурно-исторических тенденций развития. 23.02.07. Сайт www.lomonosov/org.)

«Кроме Тантры как традиции есть еще Тантризм. А это уже почти религия. Необходимо отличать Тантру как изотерическую систему духовного развития и расширения сознания и Тантризм как разновидность восточной религии».

(Тетерников Л.И. Тантра. 1996г. Сайт www.teternikov.ru.)

«Индуизм — широкое религиозно-культурное течение, распадающееся на ряд относительно независимых культов. Одной из школ Индуизма является Тантризм. Философия Тантризма провозглашает творческим принципом бытия любовь».

(Индо-буддийский тип культуры. (Лекция). Кафедра Культурологи.
Кыргызско-Американский Факультет компьютерных технологий.
Сайт www.referat.yabotanik.ru.)

«Посмотрите на искусство шиваистов, ламаистов и занимающихся буддийским Тантризмом, то есть на то, что Теософия считает тайной мудростью и высшим полетом духа, и вы увидите мир чудовищ и драконов, многорукие божества, обвитые змеями».

(Архимандрит Рафаил (Карелин). В поисках истины. Беседы
о духовной жизни. Издательство Саратовской Епархии. 2004г. Сайт www.karelin-r.ru.)

«Тантризм, наряду с Вишнуизмом и Шайвизмом — одно из трех больших направлений современного Индуизма. Тантризм в Индии так же означается как «Шактизм», что и по названию, и по содержанию является производным словом от Шакти — жены бога Шива».

(Методы азиатских тайных обществ.
// Cборник материалов о магии и колдовстве. Сайт www.dreamsilver-taro.narod.ru)

«Кхаджурахо — это город в центральной Индии, являющийся частью мирового наследия и очень популярный среди туристов. Архитектура города во многом пропитана Тантризмом, религиозно-философским учением, усматривавшим путь к спасению в слиянии «элементов», а также великой книгой любви «Кама-Сутрой»».

(Кхаджурахо. 1999г. Сайт www.e-x.com.ua/india/guide/khajuraho.)

«В хорошо известной в США женской энциклопедии мифов и мистерий Барбары Волке (Barbara G. Walker. The Woman’s Encyclopedia of Myths and Secrets) читаем: «Тантризм — система верований с обожествлением женщины, поклонением женскому началу, сексуальной энергии… <…> Тантризм как религия все еще практикуется в Индии, Непале, Бутане и Тибете».

(Тетерников Л.И. «Правильный Путь» и «левая» Тантра. 2006г. Сайт www.teternikov.ru.)

«Американский историк В.Бедлоу отмечает, что Тантризм в течение нескольких тысяч лет был единственной культурной традицией, полностью принимающей секс. <…> Тантризм является единственным направлением в индийской культуре, которое культивирует эротическое искусство и музыку, пробуждающие сексуальную энергию и сексуальные чувства».

(Секс в культуре Индии. 2007г. Сайт www.knowledge.allbest.ru.)

«Тантризм — религиозно-философское течение, сочетающее в себе принципы Ведийской Йоги (аскетическая практика и отречение от мирских благ) с положениями Буддизма. Триада «мысль-слово-действие» признавалась нераздельными гранями всеобъемлющего единства Вселенной. Все основные положения в Тантризме подчинены идее теснейшей связи макро- и микрокосмоса».

(Медитативные практики в Индуизме, Йоге, Тантризме. Сайт www.erudition.ru.)

««Тантризм — это секта, сохранившая сильную связь с древней магией», — сообщает Большая Советская Энциклопедия. По определению современного востоковеда Алана Мориниса, Тантризм есть «эзотерическое течение в философии и культовой практике индусов, ритуалы которых держатся в тайне, так как некоторые из процедур сомнительны с точки зрения общепринятой морали»».

(Н.Рукавишникова. Тантрик может все?
Журнал «Вокруг Света». № 1 1990г. . Сайт www.vokrugsveta.ru.)

«Само понятие «тантра» буквально означает «сцепление», в переносном смысле — «сокровенное знание». Корни Тантризма уходят в доарийскую Индию, в культ Богини-Матери, в магию, во многом связанную с сексуальными ритуалами. Тантрическое учение выросло из магических верований. За основу были взяты представления о тождестве человека и мироздания и единении двух начал — женского и мужского».

(Инга Успенская. Сцепление двух начал. Сайт www.wmnspb.ru.)

«Тантризм (от санскр. tantra, букв. — основа, сущность) — течение в Индуизме, тесно связанное с Шактизмом. Часто оба отождествляются, поскольку Тантризм берет за основу поклонение обожествленной женской энергии шакти. В более узком смысле Тантра — это система определенной техники достижения результата и имеющие ту же цель специальные тексты, представляющие собой наставительные беседы Шивы и его супруги».

(Дмитрий Ворон (Воротников Д.Н.). Тантризм:
понятие, сущность, основные термины. 2007г. Сайт www.вседуховное.рф)

«Культура Индии. VI-XII вв. … Почитание Шакти было связано с Тантризмом — течением в Индуизме, обособившимся от других, со своими священными текстами — Тантрами, и со своей системой почитания божества, преимущественно женского. В Тантризме господствовали элементы мистицизма, колдовства, заклинаний, а также обряды и поведение, запрещенные Индуизмом. В какой-то мере Тантризм иногда сравнивают с почитанием дьявола в христианских странах».

(Антонова К.А. История Индии (краткий очерк). Сайт www.gendocs.ru.)

«Тантризм — одна из разновидностей Индуизма, включающая в себя методы Йоги и систему эзотерической (скрытой от непосвященных) практики. Вероучение Тантризма основывается, прежде всего, на Тантрах — священных текстах этого религиозного течения, почитающихся как богооткровенные. <…> Тантризм как эзотерическая оккультная традиция Индуизма существовал как в виде довольно широкого течения «правой руки», так и в виде тайных сект «левой руки» уже с первых веков по Р.Х.».

(Секты. Культы Восточного направления.
Тантрические секты и российские псевдотантристы. Сайт www.raskolu.net.)

«Тантра — это сакральная иницатическая традиция, ставящая своей целью реализацию высших трансцендентных аспектов реальности и основывающаяся на строгой эзотерической дисциплине, адекватной лишь в конктексте традиционной цивилизации. <…> Тантризм — это особая сакральная традиция эзотерического типа, предназначенная для узкого, квалифицированного меньшинства, духовной элиты, причем не всякой, а имеющей особую психофизическую и интеллектуальную конституцию».

(Дугин А.Г. Имманентная революция Тантры.
Журнал «Милый Ангел» №2. 2000г. Сайт www.arcto.ru.)

«Тантризм — одна из древнейших и самых естественных религий человечества. Ее главная цель — осуществление триединой гармонии Бога, Единой Жизненной силы бытия и всех живых существ через их воссоединение в единой Божественной Семье Шивы (Бога-Отца) и Шакти (Богини-Матери). Несомненно, долгая история Тантризма как направления человеческой мысли неоднозначна, а сами границы этого комплекса идей, тесно связанного с Будизмом, Индуизмом, древней магией и шаманством, подчас трудноразличимы».

(Смердова И.И. Религии новой России. Курсовая работа.
Белг.ГУ. Кафедра культурологии и религиоведения. 2001г. Сайт www.referatik.com.ua.)

«Неизвестно в какой форме существовал Тантризм, когда он только начинал возникать в первые века н.э. <…> По мнению некоторых исследователей, Тантризм, подобно многим другим революционным верованиям мировой истории, был религиозным выражением политического бунта, протестом против сложившихся социальных отношений. <…> Не так много религий выглядят привлекательно без своих одеяний. Но, как отмечает один современный европейский ученый, Тантризм — это нечто большее, чем секс и магия».

(Тьями. Тантра — в свете исторических исследований.
2006г. Школа Йоги «Крылья Совершенства».)
(Мистические практики Тантры. Сайт www.a-u-m.ru.)

«Тантра — одна из немногих религиозно-философских систем, которая, связывая религиозное мировоззрение человека с его сексуальной жизнью, не только не вводила запретов, а напротив, открывала путь для проявления искреннего сексуального чувства, объясняла его истоки и поощряла, и просто учила быть настоящим человеком. Тантризм — одно из течений Индуизма (Шиваизма). Тантризм рассматривает Вселенную как следствие божественного слияния богов Шивы и Шакти. Согласно этому учению, человек имеет сознание, энергию и тело».

(Тантра и Тантризм. Сексуальные религии в Древней Индии. Сайт www.lilitochka.ru.)

«Последователи Тантризма считают, что в эпоху Кали-юги учения, ритуалы и практики предшествующих эпох становятся неадекватными актуальному состоянию бытия. Тантризм — это практика (садхана) прежде всего, сразу же декларируется, что практика Тантры не является мольбой или покаянием перед божеством, что садхана не интеллектуальна, не спекулятивна и не созерцательна, и является деятельностью, направленной на достижение могущества в физическом мире человека, который рассчитывает только на свои силы».

(Кшатра — оперативная сексуальная практика
в Тантризме. 2007г. Сайт www.ksatra.livejournal.com.)

«Тантризм — в своей основе есть именно Шакта-Йога. Практически полное игнорирование психоэмоциональных, иррациональных и собственно духовных составляющих Тантризма как Пути и Метода при явном предпочтении рационально-технических подходов является главной ошибкой западных интересующихся. Все остальные ошибки — уже следствие этой. Тантризм — система преимущественно неинтеллектуальная, целая система мировоззрения и опыта жизни. Тантризм в своей основе есть именно Шакта-Йога. Шакти — его Душа, Путь, Метод и Божество».

(Шрипада Садашивачарья. Типичные ошибки
в западном восприятии Тантры. Сайт www.shaktism.narod.ru.)

«В самом общем виде Тантризм можно определить как религиозно-философскую, эзотерическую традицию, использующую в качестве своих священных текстов тантры. Эта традиция получила распространение, прежде всего, в Индуизме и Буддизме…
Тантризм — это преимущественно «школьное» движение; за пределами соответствующих школ, в которых разрабатываются те или иные эзотерические доктрины и практики, он не существует. Говорить о «народном», «популярном» Тантризме бессмысленно — это всегда традиция инициатическая, требующая серии посвящений. Не следует забывать, что Тантризм — это все-таки совокупность отдельных традиций, имеющих свою собственную историю».

(Пахомов С.В. Генезис индуистского Тантризма. (Часть Первая).
IX Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов.
Межвузовский сборник научных трудов. Пенза. ПГПУ. 2007г.)

«В Йоге существуют три основных направления: ведический, тантрический и смешанный. Ведический понимается как тропа умеренности и безбрачия. Тантрический — как тропа опыта. Смешанный — как тропа главы семьи. Слово Тантра — означает расширение, экспансия. Это расширение сознания через любовные отношения и физическую близость. Тантризм как система верований отличается от других Йог своим углубленным мистицизмом и предполагает целый комплекс различных упражнений по концентрации умственной и физической энергии, одним из этих упражнений является секс. Именно из-за него на обыденном уровне Тантризм зачастую воспринимался как вседозволенность, отрицающая авторитеты и законы, и разврат».

(Варговер. Тантра-Йога. (С использованием материалов
Рэя Тэннэхилла). 2004г. Сайт www.kamasukha.in.)

«Тантризм, будучи мистической сердцевиной всех индуистских и буддистских традиций, во многом близок тайным учениям Ближнего Востока и Запада, играющим аналогичную роль для соответствующих религий. <…> Тантра есть жизнеутверждающее учение. В отличие от упадочных доктрин аскетических традиций, Тантризм несёт благовестие любви, радости и наслаждения. <…> Тантризм, как мы его знаем, возник в районе III-V вв. н.э. И корнями он восходит к раннему Ведизму и местным дравидским культам. В любом случае, Тантризм — самобытное для Индии явление, возникшее в результате сдвига религиозной парадигмы от законничества, патриархальности и аскетизма к культу женского начала, мистическому познанию и эротизму».

(Арджуна Ананданатха. Тантризм в писаниях Кеннета Гранта. Сайт www.oto.ru.)

«Тантра — это духовное понимание жизни и древнее искусство жизни в гармонии с реальностью. Это поэтическая наука, корни которой уходят не только в Индию и Тибет, но и на Дальний Восток, Полинезию и туземные культуры мира, включая культуру американских индейцев. Тантра — это духовный путь, который говорит, что секс священен, это не грех, он не против Бога. Ошо так говорит о Тантре: «Тантра — это наука, а не философия. Понять философию легко, потому что для этого требуется только Ваш интеллект. Вы не должны меняться, от Вас не требуется преображения. В Тантре Вам потребуется изменение. Пока Вы не станете другим, Вы не сможете понять Тантру, поскольку Тантра — это не интеллектуальное суждение, а переживание». Американский историк В.Беллоу отмечает, что Тантризм в течение нескольких тысяч лет был единственной культурной традицией, полностью принимающей секс».

(Коротко о Тантре. Журнал «Инфопоток». 05.07.2007г. Сайт www.infopotok.ru.)

«2. Тантризм. Общие сведения. … Строго идентифицировать Тантру не так просто. Видный исследователь С.Б.Дасгупта считает, что вопрос о происхождении и идентификации Тантризма является более сложным и весьма неопределенным. Он пишет, что «Тантризм не является ни буддистским, ни индуистским по происхождению. Он представляется религиозным подводным течением, исходно независимым от каких бы то ни было труднодоступных для понимания метафизических рассуждений, проистекающим из неопределённого момента в религиозной истории Индии». Сложность идентификации Тантризма связана с тем, что Тантризм «всегда бытовал в виде неопределенного конгломерата многочисленных линий духовных передач от учителей к ученикам. … в нем выделяется множество различных направлений, школ, центров, которые как правило функционируют вокруг того или иного авторитетного лидера». Т.е. в Тантризме никогда не существовало строгой институциализации».

(Жаринов С.А. Просветление ниже пояса.
Нео-Тантризм как феномен «новой религиозности.
Философский портал «Арктогея». Февраль. 2009г. Сайт www.arcto.ru.)

«Все еще нельзя с точностью сказать, где, когда, при каких обстоятельствах, в какой среде или у какого народа впервые появилась Тантра как своеобразный духовный комплекс; затруднительно даже определить ее сущность. Тантра представляет собой довольно сложное для понимания явление индийского духа — и в силу своего эзотерического характера, и потому, что она в ходе своего развития впитывала в себя множество разноплановых элементов, постоянно перетолковывала старые идеи.
Индуистский Тантризм располагает собственной «литературой откровения», отличной от ведической. Именно через дистанцирование от ведического корпуса (с поправкой на частые совпадения и прямые заимствования) и можно распознавать Тантру как целостный феномен со своим собственным «лицом». Одна из самых очевидных формальных черт — наличие в Тантре своего разработанного кодекса посвящения (дикша, или абхишека).
Тантра по преимуществу является Садханой, т.е. комплексом практик, направленных как на достижение высшей религиозной цели (Освобождение), так и на обретение могущественных магических сил (сиддхи)».

(Пахомов С.В. Представление о тождестве в индуистской тантрической
философии. Журнал «Религиоведение». 2004. № 1. С.134-149.)

«К индуистским религиозным течениям, имеющим немалое число последователей и в нашей стране, относится и весьма загадочный и почти совсем не изученный Тантризм, иначе известный как «учение Тантры». Тантризм, или Учение Тантры, в его нынешнем виде неотделим от индуистской традиции. Хотя Тантризм обладает всеми признаками самостоятельной религиозной традиции — своим специфическим вероучением, своеобразной культовой и йогической практикой, собственными священными книгами-тантрами и целым рядом других черт отдельной религии, большинство ученых, а также духовные авторитеты индуизма и, что немаловажно, сами тантристы рассматривают Тантризм как особую, эзотерическую форму Индуизма. Шактизм, как еще иначе называют Тантризм, является одной из четырех основных форм современного Индуизма наряду с близкородственным Тантризму Шиваизмом, а также Вайшнавизмом и Смартизмом. Тантризм является одной из самых древнейших религий. Его истоки восходят еще ко временам матриархата, когда сформировался шактистский культ Великой Богини-Матери, следы которого прослеживаются учеными практически повсеместно».

(Сундарадевананда Грихавадхута. Место Тантры в системе Индуизма.
// Тантрический Путь. Выпуск 3. Тантра-Сангха. 1995-1996гг. С.47-57.)

«Тантризм — мистико-философская, психологическая и космологическая концепция. Целью Тантризма является слияние противоположностей на всех уровнях бытия и становления — от макрокосма до микрокосма. Тантризм охватывает астральные, психические и физические явления. Его концепция нашла выражение в многочисленных священных текстах, искусстве, алхимии, науке и ритуалах. Тантра устраняет дихотомию «физическое — духовное». Она не отвергает жизнь, а принимает человека таким, какой он есть, со всеми его желаниями, чувствами и состояниями. Цель Тантры — не открытие чего-то неведомого, а осуществление уже известного. Слово «тантра» образовано от санскритского корня тан — «расширять». Таким образом, Тантра — научно-эксперимантальный метод расширения человеческого сознания и человеческих способностей. Джон Вудрофф (Артур Авалон) пишет: «Тантра по самой своей природе является энциклопедической наукой. Это наука практическая, которая не имеет ничего общего с пустой болтовней. Тантра зажигает факел и освещает путнику дорогу». Тантризм нельзя назвать ни религией, ни мистическим учением в строгом смысле слова. Это эмпирико-экспериментальный метод, который может практиковать каждый».

(Введение в Тантру. Откровенно о сокровенном или
зримая манифестация первопричины всего сущего. Сайт www.sneglotos.ru.)

 

2.4. ИНТЕРНЕТ-ФОРУМЫ.

«Тантризм, если кто забыл, — это такая тибетская разновидность Буддизма, грубо говоря».

(Китайские особенности самосовершенствования.
Форум. Сайт www.beta.polusharie.com.)

«Тантризм как обособленная система магических знаний образовалась на стыке двух религий: Буддизма и Индуизма».

(Источник неизвестен.)

«Тантризм — индийский способ любви. Тантризм — это определенные сексуальные техники, что-то типа «Кама-Сутры»».

(Источник неизвестен.)

«Тантризм — венец всех практик и техник Магии Востока. В нем сконцентрированы все основные правила и закон мироздания, многовековой опыт и практика показали это».

(Источник неизвестен.)

«Тантризм нельзя назвать ни религией, ни мистическим учением в строгом смысле слова. Это эмпирико-экспериментальный метод, который может практиковать каждый».

(Словарь терминов. Сайт www.kornevart.forum2x2.ru.)

«Тантризм можно трактовать как одно из ответвлений Даосизма. Нетрудно заметить родственность данной системы представлений с магической и колдовской частью древнего Даосизма».

(Источник неизвестен.)

«Вообще в Индуизме присутствуют множественные виды и подвиды разнообразных религиозных культов. Культ богинь-матерей (Тантризм) — богиня, как Шакти — творческая энергии Бога в подлинной основе его могущества».

(Источник неизвестен.)

«Тантризм — один из видов йогической практики, целью которой является достижение божественного экстаза, а средства порой открыто эротичны и не всегда вмещаются в рамки разрешенного традиционным Индуизмом. Основным понятием Тантризма является шакти — женское творческое начало, божественная «потенция»».

(Мистика и религия. Тантра. Глобальный форум. Сайт www.globalforum.ru.)

«Тантризм — это особое направление в Индуизме, основанное на использовании сексуальной энергии для духовной реализации индивида. Тантризм — это не какая-то новомодная секта или течение, напротив, история подлинной Тантры уходит вглубь тысячелетий и восходит к временам, предшествующим арийскому завоеванию Индии».

(Источник неизвестен.)

«Тантризм как обособленная система магических знаний образовалась на стыке двух религий: Буддизма и Индуизма. Тантрические знания основываются на совокупности магических ритуалов и практик, собранных из этих религий. В магических традициях Востока нет школы более тайной и строгой. Тантризм имеет строгий свод законов и правил, который каждый адепт должен знать, и обязан выполнять до конца жизни».

(Источник неизвестен.)

«Тантра (санскр. нить, последовательность, правило), тантрика, тантризм в Индуизме — совокупность эзотерических практик и методов, опирающихся на тантрические тексты. Тантризм, однако, не принято рассматривать как ортодоксальную ветвь Индуизма.
В основе Тантрической Традиции лежит попытка самореализации человека через определённые религиозные ритуалы, основанные на взаимоотношениях богов Шивы и Шакти, их единение: только в единении с Шакти Шива получает мощь творить».

(Эзотерический форум «Линия Удачи». Сайт www.liniya-udachi.ru.)

 

2.5. ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ.

«Тантризм — йогическая наука древней Индии».

(Камалакар Мишра. Кашмирский Шайвизм.
Центральная философия Тантризма. Сайт www.book.ariom.ru.)

«Тантрические искусства или Тантризм так же часто ошибочно принимают за Дао Любви».

(Чжан Чжунлань. Дао любви — секс и Даосизм. Сайт www.koob.ru.)

«Древнее знание не исчезло полностью. Сейчас оно существует на планете в форме, называемой Тантризмом, особо архаично проявляющейся в школах Шивы и Шакти».

(Бхайравананда. Трикасамарасья Каула — стратегия и тактика
Тропы Узора Великой Бездны. Сайт www.universalinternetlibrary.ru.)

«Тантризм отмечают как один из самых революционных и примечательных аспектов индийской философии благодаря его способности к объединению множества разнородных элементов».

(Свами Дайананда Сарасвати. Бихарская школа Йоги. Сайт www.kuchaknig.ru.)

«Тантризм (от санскр. «тантра» — «хитросплетение», «сокровенный текст», «магия») — секты и школы (единого тантристского учения не существует) в Индуизме, не признающие ортодоксальных доктрин и обрядов».

(Мирча Элиаде. Азиатская алхимия. Сборник эссе.
/ Пер. с рум., фр., англ. М. Янус-К. 1998г. 604 стр.)

«Тантризм — вовсе не «выродившийся» Индуизм и не «испорченный» Буддизм. Традиция Тантры — выражение глубочайшего познания и опыта в области человеческой психологии. Тождество микрокосмоса и макрокосмоса, ума и вселенной, ритуала и реальности, мира материи и мира духа — это сущность Тантризма, поскольку он развивался с логической необходимостью, вытекающей из религиозной практики последователей Виджнянавады и Йогачары».

(Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма. Согласно эзотерическому учению
великой мантры Ом Мани Падме Хум. Пер. с англ. Н.Н.Дудко, С.А.Сидорова.
СПб. Андреев и сыновья. 1993г., Беловодье. 2005г. 320 стр.)

«Джозеф Нидхэм, выдающийся знаток китайской науки и культуры и хорошо знающий культуру Юго-Восточной Азии, пишет: «Естественно, что викторианские учёные говорили о Тантризме, гневно дыша, но мы можем задаться вопросом, а не были ли эти идеи, которые мы не можем судить по канонам своей цивилизации, имеющей лишь две тысячи лет христианской антисексуальности, всего-навсего ассоциациями с магическо-научным взглядом на мир?»».

(Джагги О.П. Расаяна. Йогическая и
Тантрическая медицина. / Пер А.Агапкиной. Сайт www.yogin.spb.ru.)

«Дать определение Тантризма не так-то просто. Среди множества значений слова тантра (корень «тан» означает «расширять», «продолжать», «множить») для нас особенно важно одно — «наследование», «развертывание», «длительный процесс». Слово «тантра», таким образом, может быть переведено как «то, что увеличивает знание» (таньяте, вистарьяте, джнянам анена ити тантрам). В таком толковании этот термин и прежде находил применение в некоторых философских системах (Ньяя-Тантрешу и др.)».

(Элиаде М. Йога. Свобода и бессмертие. София. 2004г. 400 стр.)

«Тантрика (санскр.) — церемонии, связанные с поклонением женской силе, олицетворенной в Шакти (Дэви). Дэви или Дурга (Кали, супруга Шивы) есть особая энергия, связанная с половыми ритуалами и магическими силами — худшая из форм черной магии и колдовства. Шакти обладает двоякой природой, белой и черной, доброй и злой, потому шакты делятся на два вида, дакшиначарьи и вамачарьи, или шакты правой и левой руки, т.е. «белые» и «черные» чародеи. Поклонение последних — в высшей мере распущенное и безнравственное».

(Д.Мид. Теософский словарь Блаватской.
/ Пер. А.П.Хейдока. (Репринт 1988г.). Сайт www.fanread.ru.)

«Тантризм — мистико-философская, психологическая и космологическая концепция. Целью Тантризма является слияние противоположностей на всех уровнях бытия и становления — от макрокосма до микрокосма. Тантризм охватывает астральные, психические и физические явления. Его концепция нашла выражение в многочисленных священных текстах, искусстве, алхимии, науке и ритуалах. Тантризм нельзя назвать ни религией, ни мистическим учением в строгом смысле слова. Это эмпирико-экспериментальный метод, который может практиковать каждый».

(Георг Ферштайн. Тантра. Фаир-Пресс/Гранд. 2002г. 400 стр.)

«В Индии, особенно среди дравидов (единственной группы с истинно индийскими корнями), культ Шакти привел к зарождению Тантризма. Он включает определенные сексуальные практики и ритуалы и порой ведет к сексуальным излишествам, а это вызывает недовольство и подрывает доверие к Тантризму. Недоверие оправдано лишь в отношении излишеств, но во всех остальных отношениях оно ошибочно. По мнению Арно Дежардэ, в эпоху Кали-юги Тантризм предлагает самый естественный способ возвращения к космическому источнику нашего существа».

(Андрэ ван Лизбет. Пранаяма. Путь к тайнам Йоги.
/ Пер. с исп. СПб. Экслибрис. 2003г. 256 стр.)

«Шри Матаджи Нирмала Деди считает, что «оккультные практики, находящиеся в полной слепоте из-за характера используемых ими знаний, наносят вред этому центру (Муладхара-Чакра). Некоторые системы используют очень странные средства, которые они ошибочно принимают за духовность, например Тантризм, где даже секс используется в качестве инструмента. Секс нельзя использовать как инструмент, так как эволюция спонтанная. Сосредоточение внимания на сексе даёт некоторое приподнятое или иллюзорное состояние. Но это состояние не длится долго, не влияет на эволюцию»».

(Сахаджа-Йога. Сайт www.sahaja-yoga.ru.)

«Пять тысяч лет назад долину Инда населяли темнокожие люди, известные как дравиды. В книге «Кама-Кальпа» П.Томас утверждает, что есть свидетельства, указывающие на то, что раннеиндийское общество изначально было матриархальным, и главенство мужчины утвердилось позднее, под влиянием ведической культуры. Судя по всему, так и было, так как родной религией дравидов вплоть до арийского вторжения в 1000г. до Р.Х. была Тантра. Тантра (дословно «ткачество, нить, сеть, ритуал, доктрина») представляется наиболее приемлемой религией для «черного» или «железного века» — Кали-юги, так как в эту эру женщина утверждается как высшее воплощение божества. Тантризм пустил такие глубокие корни в индийскую культуру, что, несмотря на патриархальность местного общества, западные исследователи говорят о том, что принципиальным отличием Индуизма от Христианства является признание индусами женской природы верховного божества и провозглашение «Божественной Матери» главным вселенским архетипом. Тантризм — это аутентичное индийское учение, связанное с физическим проявлением сексуальности. Несмотря на множество неверных толкований, Тантра остается наиболее жизнеспособной и значимой ветвью индийской философии. Вероятно, Индуизм можно считать истоком всех религий, а Тантризм — основой индийской метафизики».

(Джон Мамфорд. Экстатический путь
Тантры. / Пер. Ю.Бондарева. 2000г. Фаир-Пресс. 2001г.)

«На протяжении всего I тыс. н.э. на всем пространстве великой индо-аpийской цивилизации, происходят глубокие трансформации: появляется и крепнет новое духовное и религиозное течение, существенно отличающееся от предыдущей эпохи. Оно сливается, с одной стороны, с различными народными культами и практической магией, а с другой — с сугубо эзотерическими и инициатическими учениями. Это новое течение можно обозначить как Тантpизм. Тантpизм можно рассматривать как своего рода синтез всех основных моментов Индуистской Традиции, хотя при этом он имеет совершенно особый колорит и соответствует определенному циклическому периоду, понимаемому в терминах метафизики истории. Понятиям «тантpа» (которое раньше означало «трактат», «экспозиция»), произошедшее из корня «тан» (расширять, распространять, продолжать, развивать), и «агама», (так обозначались другие тексты той же категории), здесь придается значение «того, что случилось, совершилось). Под этим подразумевалось, что Тантризм представляет собой «расширение» или «последнее объяснение» традиционных учений, которые, будучи первоначально даны в Ведах, впоследствии развивались в Бpахманах, Упанишадах и Пуpанах. Именно в этом смысле учение Тантpы иногда называют «Пятой Ведой», то есть последним откровением, находящимся за пределом четырех традиционных Вед. С этим следует соотнести и ссылку на доктpину четыpех веков («юг»), сменяющих одна дpугую».

(Юлиус Эвола. Йога могущества. // Конец
света. Эсхатология и традиция. М. 1998г.)

«У нас есть фактическое основание полагать, что такая практика была широко распространена. Однако эта форма Йоги в особенности ассоциируется обычно с Тантрами или Агамами, потому что в этих текстах ей уделено большое внимание. Самое полное и детальное описание, методическое и практическое, можно найти в текстах по Хатха-Йоге и в Тантрах, которые являются руководствами не только по индуистским ритуалам, но и по оккультизму. Кроме того, то, что эта Йога имеет дело с низшими центрами (чакрами), тоже характерно для Тантризма, последователи которого являлись хранителями практического знания. Поэтому главные направления их книг могут найти практическое приложение. Система эта может быть названа тантрической и потому, как в ней определяется главный центр сознания. В древности по-разному определялись те части тела, в которых пребывает «душа» или «жизнь». Это могла быть кровь, дыхание или сердце. Мозг, как правило, не рассматривался как такой центр. В ведической системе главным центром сознания считается сердце.
Частые ошибочные суждения в потоке критики Тантризма вынуждают меня сделать вывод, что их авторы, образно выражаясь, пользовались вторичной информацией, не изучив подлинные тантрические тексты. Так это или нет, но в некоторых случаях создаётся впечатление, что были прочитаны лишь отдельные части некоторых тантр и зачастую и они были поняты неправильно. Тантра, фактически, содержит множество технических терминов и секретных доктрин, которые не могут быть правильно переведены с помощью немногих значений, имеющихся в словаре Санскрита. При более глубоком знакомстве некоторые обвинения в адрес Тантризма должны быть сняты».

(Артур Авалон. Змеиная сила. Т. 1. / Пер. А.Ригина. М. Грамма. 1994г. 256 стр.)

«Мы знаем, что Тантризм представляет собой некую форму йогической практики… <…>. Наше обычное представление о Тантризме нуждается в серьезном пересмотре, Тантризм в его первоисточнике и сущности не был тем, что мы обычно думали о нем. В той мере, в какой Тантризм вообще имел какую-то философскую основу, Тантризм был материалистическим, или, лучше, протоматериалистическим, то есть одним из видов примитивного материализма, окутанного архаическими фантазиями. Примером тому служит деха-вада, а равно и особая космогония Тантризма, упоминавшаяся ранее. Этот протоматериализм был, очевидно, далек от нашего современного понимания материалистической философии. Все же важно отметить, что первоначальный Тантризм представлял собою этап человеческого мышления, который, тем не менее, был знаком со спиритуалистическими ценностями. Нет сомнений в том, что мы встречаемся со всеми видами спиритуалистических идей в писаных источниках о Тантре. Однако, как это было справедливо сказано, в имеющихся в нашем распоряжении писаных источниках трудно обнаружить реальные принципы Тантризма. Причина заключается в том, что в этих трудах делался упор на приведение Тантризма в соответствие с теизмом, и в нем непрерывно наслаивались спиритуалистические идеи. Это приводило к появлению так называемых школ Тантризма — буддистского Тантризма и индуистского Тантризма, причем последний подразделялся на вайшнавистский и шактистский Тантризм. Однако Тантризм был гораздо древнее всех этих школ, фактически древнее, чем источник спиритуалистических идей вообще. <…>.
Что основные категории Санкхьи и Тантры те же самые, не вызывает сомнения. Поэтому и должна быть некоторая связь между Тантрой и Санкхьей. Однако под влиянием изменившихся идей Санкхьи, согласно которым это первоначально материалистическое мировоззрение ошибочно принималось за некую форму мистического идеализма, современные ученые в общем отрицательно отнеслись к признанию этой связи; ибо Тантризм, особенно в его ритуальном аспекте, оставался преимущественно в своей первоначальной стадии грубого примитивизма, несмотря на все духовные наслоения, которые пытались внести в него в более поздние времена. Или когда такую связь между Тантрой и Санкхьей считают вообще допустимой, то говорят, что Тантризм заимствовал свои философские основы из системы Санкхьи. Мы докажем позднее, что здесь большое недоразумение. Ибо, по всем предположениям, Санкхья, несмотря на все метафизические изменения, которые, в конце концов, были привнесены в нее, имела тот же самый простой источник, что и Тантризм. На самом деле, по своим истокам Санкхья и Тантра не отличались друг от друга, и если мы вообще склонны приписывать приоритет чему-либо, то он принадлежит Тантризму. Первоначальный комплекс архаического мировоззрения и ряд соответствующих ритуальных приемов, которыми характеризовался первоначальный Тантризм, в конце концов, растворились в параллельной двойственности, из которой возникли теоретические положения Санкхьи, с одной стороны, и практическое учение Йоги — с другой. <…>. Тантризм был первоначальным комплексом, из которого возникли Санкхья и Йога в более поздние времена. <…>.
Таким образом, один из основных вопросов, который встал перед нами, заключается в том, что же точно следует понимать под первоначальным Тантризмом. <…>.
Тантризм был, как это правильно и неоднократно отмечалось, одним из наиболее могущественных факторов в развитии индийской культуры. <…>.
Высказывались предположения, что Локаятой назывались те темные народные, верования и обряды, которые обычно принято называть Тантризмом. На Тантризм впоследствии наслоились спиритуалистические и другие трансцендентальные идеи; однако первоначальный Тантризм, как и его философские взгляды, известные под названием Санкхьи, был атеистическим и материалистическим… <…>.
Как мы установили выше, Тантризм являлся первоначально системой религиозных обрядов, принадлежавших исключительно ведению женщин. Однако это обстоятельство само по себе не может объяснить всю важность, придававшуюся такой практике. Чтобы ответить на поднятый нами вопрос, необходимо глубже исследовать значение, которое Тантризм имел при своем возникновении. Мы намерены доказать, что тантрические обряды предназначались для удовлетворения весьма конкретной материальной потребности. Они представлялись необходимыми для земледельческих работ. Но это было земледелие, находившееся на ранней стадии развития, то есть основанное на применении примитивных орудий труда. На этом этапе в качестве дополнения к действительно существующим сельскохозяйственным орудиям были необходимы иллюзорные, способ обработки земли находился в существенной зависимости от магических сил и обрядов. <…>.
По словам Багчи: «Тантризм все еще остается для нас загадкой. В этой области проведено слишком мало исследований, и чувствуется недостаток серьезных попыток объяснения данного учения. Однако нельзя отрицать того, что о нем существует довольно обширная литература, состоящая в основном из рукописей». Это совершенно справедливо. Тантризм при всей обширности соответствующей литературы действительно все еще остается загадкой для наших ученых. Причины такого положения вещей сложны, а иногда они даже носят весьма неожиданный характер. На некоторых из них мы вкратце остановимся здесь. Прежде всего, как это ни парадоксально, само обилие книг и рукописей о Тантризме препятствует его правильному пониманию. В многочисленных трактатах о нем содержится заманчивое, но лживое обещание раскрыть его подливную сущность. Даже лучшие умы нередко вводились этим в заблуждение. <…>.
Тантризм не является порождением Буддизма или Индуизма: это было, по-видимому, распространенное религиозное течение, первоначально совершенно независимое от каких-либо сложных метафизических конструкций и теряющееся где-то за пределами известной нам до сих пор религиозной истории Индии. Наряду с общеизвестными обрядами религии и умозрительными построениями теологии в Индии с незапамятных времен существовала система эзотерических упражнений Йоги, которую можно назвать своеобразной подпочвой многих позднее развившихся религиозных течений. Эта практика, одухотворенная теологическими спекуляциями шиваистов и шактистов, буддистов и последователей бенгальского направления Вишнуизма, породила соответственно шиваистский, шактистский и буддистский варианты Тантризма, а также легла в основу того содержащегося в глубочайшей тайне культа Вишну, поклонники которого известны как сахаджа-вайшнавы.
Если дело обстоит таким образом, то следует, очевидно, обратиться к изучению указанной системы эзотерических упражнений Йоги, чтобы понять подлинный смысл первоначального учения Тантр. Фактически мы именно так и поступали до сих пор, в результате чего и пришли к выводу, что истоки Тантризма лежат не в Буддизме и не в Индуизме, а в некоторых особенностях земледелия на ранних стадиях его развития. <…>.
Метафизические тонкости, привлекаемые при обсуждении Тантризма, ничего не дают для понимания его истинной сущности, — в конце концов, это всего лишь современные теории, фантастическим образом приписываемые Тантрам. Сам Тантризм был прост, даже примитивен, и лишь позднейшие интерпретации его носят хитроумный и утонченный характер. Однако с самого начала объявлять Тантризм лишенным всякого значения из-за его примитивности было бы не меньшей ошибкой. Во всяком случае, это помешало бы правильному пониманию культурной истории нашей страны. Ибо нельзя отрицать того обстоятельства, что Тантризм при всей своей примитивности оказал весьма значительное влияние на развитие индийской культуры. Его воздействие на умы древних индийцев было гораздо более глубоким, чем обычно думают. В течение огромного исторического периода, охватывающего неизвестное нам число столетий, индийцы придавали большое значение тантрическим обрядам и теориям. Сколь бы противоестественными и абсурдными ни представлялись современному уму пережитки Тантризма, это учение оценивалось совершенно иначе в далеком прошлом. Поскольку мы переросли умственный уровень наших предков, было бы бессмысленным делом пытаться найти какой-то рациональный и приемлемый для нас и ныне смысл в былой значимости Тантризма. Тем не менее, нам следует понять его, ибо такое понимание необходимо для того, чтобы уяснить себе, как мы стали теми людьми, которыми являемся в настоящее время. Сделав эти предварительные замечания, мы можем перейти теперь к рассмотрению некоторых важнейших особенностей Тантризма».

(Чаттопадхьяя Д.Л. Локаята Даршана. История индийского материализма.
/ Пер. с англ. М. Издательство иностранной литературы. 1961г. 736 стр.)

«Тантризм является многообразным феноменом, таким сложным и неуловимым, что практически невозможно дать ему определение или, по крайней мере, согласиться с этим определением. Разве это происходит не потому, что мы видим и пытаемся дать определение явлению, которое реально не существует как таковое? Даже если мы не готовы пойти так далеко, даже если мы не согласны с мнением Г.В.Гюнтера, что Тантризм это, «вероятно одна из самых туманных идей и неверных концепций, которую развил западный ум» (Гюнтер Г.В. Жизнь и учение Наропы. 1963г.), остается фактом, что Тантризм в значительной степени является «категорией, обсуждаемой на Западе и, строго говоря, не имеющей отношения к Индии. Как категория Тантризм не является — или, во всяком случае, не являлся до наших дней — нечто реально существующим в умах тех, кто находится внутри традиции. Это категория присутствует в умах наблюдателей, взирающих на нее извне. Используя модный жаргон нынешнего дня: это etic, а не emic явление.
Термин «тантризм» был создан западными индологами в конце XIX в., чье знание индийских реалий было ограничено и которые не могли понять подлинной природы, не говоря уже о значении феномена Тантризма. Они полагали, что практики и идеи, которые они обнаружили в индуистских и буддистских текстах, именуемых тантрами (отсюда «тантризм») были чем-то очень особенным, исключительным и ограниченным, резко контрастирующим с общепризнанной сферой индийской философии и религии, особой властью, которой легко описать. Но с прогрессом в изучении этих областей стало понятно, что, будучи далеким от того, чтобы являться ограниченным феноменом, Тантризм является фактически чем-то обширным, расплывчатым, и едва ли поддающимся удовлетворительному определению. Возможно, Мирча Элиаде был первым, кто указал на это, когда он писал в книге, изданной в 1948г., что после V в. н.э. Тантризм стал распространенной «модой» в Индии (Mircea Eliade. Techniques du Yoga (Paris: Gallimard. 1948). Ни в традиционной Индии, ни в санскритских текстах нет термина для обозначения Тантризма; невозможно нигде отыскать описание или определение подобной категории. Нам также известно, что в большинстве случаев тантрические тексты не именуются тантрами. В качестве свидетельства, что Тантризм не рассматривался как особая философская система, можно привести то, что в «Сарва-даршана-санграхе» Мадхавы, тексте XIV в., Тантра не упоминается как одна из пятнадцати даршан (школ поклонения), которые описываются, хотя эта работа восходит ко времени, которое обычно считается периодом наибольшего распространения тантрических идей и практик. Кончено, в описании Мадхавы всех даршан присутствуют тантрические элементы, там, где он цитирует таких тантрических авторов, как Утпаладева или Абхинавагупта, но Тантра как таковая не упоминается. П.В.Кане объясняет это тем, что Мадхава намеренно игнорировал Тантру, потому что вокруг нее был ореол скандала. Но более вероятно то, что к тому времени она настолько распространилась повсюду, что не рассматривалась в качестве отдельной системы. Обычная ссылка на использование в Индии термина «тантрика» берет начало из формулы в комментарии Куллука Бхатты на «Манава-дхарма-шастру» (2.1), где он сопоставляет Вайдику и Тантрику как две формы откровения, и, как следствие, два различных подхода к высшей реальности (первый основан формально на Ведах и на Брахманской Традиции и второй на других текстах). Это различие прошло красной нитью через всю индийскую мысль, но без развития особой категории «Тантризм». Мы можем отметить здесь использование Куллукой термина «шрути». Даже за пределами тантрических кругов Тантрическая Традиция явственно могла рассматриваться как Шрути, то есть как откровение, ценное для своей собственной сферы. Фактически, формула Куллуки показывает с одной стороны, что даже хотя в самой традиции не существовало определения Тантризма, Тантризм воспринимался индийцами, стоящими вне его, как нечто отличное от традиции Вед. Очевидно, он подобным образом воспринимался и теми, пребывающими «внутри» его, которые выступали против ведических обрядов и представлений. С другой стороны, из цитат становится ясно, что Вайдика/Тантрика отношения не были четко очерченными, с тех пор, как и то, и другое могло называться «шрути». Такая двусмысленность, фактически, заходит очень далеко, потому что Ведическая и Тантрическая Традиции по прошествию времени приобрели тенденцию пронизывать друг друга в теории, в ритуальной сфере и в ссылках в текстах. Не только элементы из Атхарваведы имеют важное значение в некоторых местных тантрических традициях (в Ориссе, например), но и многие тантрические авторы свободно цитируют из Шрути. Ассимиляция зашла настолько далеко, что в Кашмире некоторые тантрики-вайшнавы, принадлежащие к Панчаратре, утверждали, что их писания принадлежат к Ведической Шакхе (школе), Эканайя-Шакхе.
Касаясь использования в индийских текстах термина «тантрика», мы также должны принять во внимание тот факт, что слово «тантрика» часто используется вместо слова «каула», чтобы сослаться на более эзотерические тексты и практики и как способ отличить их от эзотерических текстов Каула. Таким образом, эти тексты и практики, именуемые тантрическими, в меньшей степени являются таковыми. Оказывается, что сама индийская культура не может дать нам определения Тантризма как нечто специфического, скорее, она содержит свидетельства проникновения тантрических и не-тантрических элементов в индуистскую мысль и практику.
Авторы, пишущие о Тантризме, перечисляют набор черт, присущих ему в качестве постоянных элементов. Теун Гудриаан, например, в своей работе «Индуистский Тантризм» называет восемнадцать таких черт как составных частей Тантризма (в более широком значении этого термина). (Sanjukta Gupta, Dirk Jan Hoens, and Teun Goudriaan, Hindu Tantrism (Leiden: E.J. Brill, 1979). Проблема, однако, с такими списками заключается, прежде всего, в том, что не существует консенсуса среди ученых относительно этих элементов и, во-вторых, не существует групп или текстов, обычно считающихся тантрическими, где можно отыскать все эти элементы; кроме того, некоторые из них, если не большинство, могут быть найдены в нетантрических текстах. Это неудивительно, потому что «Тантризм в широком значении этого слова» — это туманное и тяжело поддающееся определению понятие, фактически, оно такое широкое, что может включить в себя почти весь Индуизм. Давайте, однако, исследуем некоторые из этих черт, ограничиваясь теми, которые я считаю наиболее очевидными.
Первый аспект, который, по моему мнению, важно изучить, это особая тантрическая идеология. Я далек от тех, кто считает, что Тантризм, — это «просто ритуал и технический аспект Индуизма» (Jean Filliozat. In a review, published in Journal Asiatique 256. 1968). Эту точку зрения, однако, не следует поспешно игнорировать, так как ритуал с добавлением технического аспекта, может многое дать для характеристики Тантризма, если вы рассматриваете его как общеиндуистский феномен. В самом деле, ритуал может способствовать появлению одного из самых практичных, но естественно, минимальных, полных определений Тантризма. <…>.
Подобно Индуизму, Тантризм включает множество групп, традиций и текстов, содержащих некоторые общие элементы, особенно относящиеся к сфере ритуала, и имеющие некоторые общие верования и представления; совокупность этих элементов или верований позволяет некоторым образом отличить тантрический Индуизм от нетантрического. Следовательно, мы сталкиваемся с проблемой неопределенности границ Тантризма, с его неуловимой природой, если мы изучим его исчерпывающе, его явную способность повсюду проникать. Если он всепроникающ, то не теряется ли этим его идентичность как какого-то особого явления? Следовательно, если мы хотим сохранить представление о Тантризме как о чем-то целом, мы должны принять его в качестве чего-то особого и в достаточной мере доступного различению, несмотря на неопределенность его границ. В таком случае мы можем рассматривать как тантрические только те группы или тексты, где возможно отыскать основные составляющие элементы Тантры, упомянутые выше! Это ограничит категорию Тантризма немногими группами и текстами, в основном, принадлежащими к шиваитским и шактистским течениям, имеющими в качестве основания Капалику, к некоторым натхам, сахаджия-вайшнавам и, конечно, явно тантрическим формам Буддизма Махаяны. В таком «хардкор»-Тантризме мы обнаруживаем систему предписаний (часто по сути нарушающих общепринятые нормы), которым придают значение представления о человеке и космосе, центром которых в большей или меньшей степени является концепция энергии, система, где энергией возможно манипулировать, где соответствие макро- и микрокосма играет существенную роль.
Итак, есть обычно высокая степень эзотеричности (чем больше эзотеричности, тем больше Тантры) наряду с особым типом пантеона (не обязательно дифференцированного по половому признаку) и особый и очень разработанный ритуал. Вне этого определения может существовать варьирующееся количество и соразмерность тантрических черт, но это не Тантризм как таковой. <…>.
Другой подход к Тантризму и к определению этого термина мог бы сделать акцент на его ритуальном аспекте, не упуская целиком из вида идеологической стороны, но подчиняя ее ритуалу. Следовало бы подчеркнуть особую и плодоносящую природу ритуала и его связь с теорией и практикой, касающихся энергии слова (мантрами и т.д.). Ритуал также включает манипуляцию энергией и модель, которая соединяет утверждение тождества или слияния почитателя с почитаемым объектом, с набором подношений и выражением почтения божеству, которое рассматривается в качестве высокочтимого гостя. Важно указать на то, что подобные ритуалы подразумевают усердное задействование тела, ума и речи почитателя, совершающего этот ритуал.
Главное достоинство преимущественно ритуального подхода к определению Тантризма заключается в том, что он применим в равной степени к индуистскому и к буддистскому Тантризму, и что его можно использовать не только в отношении индийского, гималайского и тибетского, но также и китайского Буддизма. Отрицательная его сторона состоит в том, что ритуал не тождественен культу. Он включает и прочие аспекты жизни тантрического адепта и религиозные практики. Более того, тантрические и нетантрические обряды часто не только совершаются одним и тем же лицом (в различных обстоятельствах), но также иногда во время одного и того же ритуала. Следовательно, мы не можем ограничиваться ритуальным подходом к Тантризму. Но разве мы не сталкиваемся с морем проблем только из-за того, что мы хотим дать определение нечто тому, что существует исключительно в наших умах? Изобретя термин «тантризм», мы хотим, чтобы он обозначал нечто специфическое. <…>.
Таким образом, нам бы следовало избавиться от термина «тантризм», которому весьма трудно дать определение. Но разве такое избавление возможно. Я не уверен. Боюсь, что мы все еще будем должны искать решение проблемы, связанной с этим термином».

(Андре Паду. Что мы подразумеваем под Тантризмом?
// Сборник. The Roots of Tantra. State University of New York Press.
2002. Пер. с англ. Андрея Игнатьева. Сайт www.wiki.shayvam.org.)

* * *