Статья 2.1. Тантризм как предмет Российской Тантрологии.

Французский индолог Андре Паду (Andre Padoux) считает (2002г.), что «Тантризм в значительной степени является «категорией, обсуждаемой на Западе и, строго говоря, не имеющей отношения к Индии», «термин «тантризм» был создан западными индологами в конце XIX в., чье знание индийских реалий было ограничено», «ни в традиционной Индии, ни в санскритских текстах нет термина для обозначения Тантризма; нигде невозможно отыскать описание или определение подобной категории». Поэтому Андре Паду утверждает: «разве мы не сталкиваемся с морем проблем только из-за того, что мы хотим дать определение нечто тому, что существует исключительно в наших умах? Изобретя термин «тантризм», мы хотим, чтобы он обозначал нечто специфическое», «таким образом, нам бы следовало избавиться от термина «тантризм», которому весьма трудно дать определение».
Но разве нельзя сказать то же самое и о других феноменах индийской культуры, которые сегодня мы знаем как Индуизм, Ведизм, Брахманизм, Смартизм, Вишнуизм, Кришнаизм, Бхагаватизм, Шиваизм, Шактизм, Буддизм, Джайнизм и др.?
Как сказал Георг Фоерштейн, признанный специалист по Тантре и Йоге, «Тантризм, будь то буддийский, либо индуистский, представляет собой обширное, сложное и плохо изученное поле для исследования» (см. Г.Ферштайн. Энциклопедия Йоги. Гранд-Фаир. 2003г.).

* * *

1. ТАНТРИЗМ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ.

С 2009г. на Кафедре философии и культурологии Востока философского факультета СПбГУ в рамках Образовательной программы «Культура Индии» (специальность 031401 — культурология, специализация 031401.3 — культуры Востока) значится Программа учебной дисциплины «Индуистский Тантризм» Составитель программы канд. филос. наук, доцент С.В.Пахомов). Как сказано в программе:

«1.1. Цель изучения дисциплины: Целью изучения дисциплины специализации «Индуистский Тантризм» является формирование у обучающихся понимания сущности одного из важнейших религиозных комплексов Индии, функционировавшего в рамках Индуизма.
1.2. Задачи изучения дисциплины:
— понимание причин возникновения и генезиса тантрических направлений;
— раскрытие содержания понятия «тантра» и признаков Тантризма;
— определение места Тантризма в контексте Индуизма;
— прояснение тантрического мировоззрения как целостной системы;
— выявление критериев систематизации в Тантре (школы, тексты, практики).
1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника: Дисциплина специализации «Индуистский Тантризм» является важной частью профессиональной подготовки будущего специалиста по культуре Индии. Она дает теоретическую и методологическую основу для понимания процессов, происходивших в традиционном Индуизме, а также позволяет правильно анализировать состояние современных тантрических и неотантрических систем.
1.4. Требования к уровню освоения дисциплины: Студенты должны иметь представление о том, как развивался Тантризм в Индии начиная с эпохи Гуптов и вплоть до колониального периода; знать все основные направления Тантризма, отличительные особенности их теоретических положений и практик; разбираться в основных терминах, категориях, персоналиях, названиях текстов, относящихся к Тантризму…».

Среди тем занятий присутствуют и такие темы, как:
— введение в проблематику Индуистского Тантризма, или Индуистской Тантры;
— проблема понимания Тантризма;
— Тантризм как объект индологической науки;
— отношение к Тантризму в академической среде и у индийских пандитов;
— степень изученности Тантризма;
— Индуистский Тантризм в широком и узком смыслах слова;
— основные признаки Индуистского Тантризма;
— соотношения понятий «Индуизм» и «Тантризм»;
— Индуистский Тантризм как эзотерическое движение в Индуизме;
— Тантра как совокупность разрозненных идей и как система воззрений, культов и практик;
— мифы о происхождении Индуистского Тантризма;
— идея существования «прото-Тантризма»;
— различные теории генезиса Индуистского Тантризма;
— примерная хронология складывания Индуистского Тантризма вплоть до сер. I тыс. н.э.;
— региональные особенности Тантризма;
— Тантризм как религиозная мода в Индии конца I тыс. н.э.;
— индуистская и буддийская формы Тантризма: сходства и различия;
— мировоззренческая сторона Индуистского Тантризма;
— методологические принципы Индуистского Тантризма;
— теистическо-мифологический компонент Индуистского Тантризма;
нео-Тантризм и «классический» Тантризм;
— значение Индуистского Тантризма для индийских религиозных традиций;
— положение Индуистского Тантризма в наши дни;
— проблема рецепции Индуистского Тантризма в странах Запада и в России.

В 2001г. в своей диссертации (монографии) «Индуистская тантрическая философия» в 1-й Главе «Понятие Тантризма» (где производится предварительное исследование различных вопросов, связанных с Тантризмом) С.В.Пахомов писал: «Мы употребляем термины «тантра» и «тантризм» как синонимичные». Также:

«Вплоть до первых десятилетий XX в. Тантризм, как индуистский, так и буддийский, не считался в науке сферой, достойной пристального интереса. Среди основных причин этого пренебрежения — элементарное непонимание западными учеными тантрических мировоззренческих установок, во многом зависевшее от пристрастных оценок Тантризма со стороны некоторых ортодоксальных индуистов-пандитов нового времени. Однако история Индии свидетельствует, что Тантризм занял чрезвычайно важное место в ее религиозной, философской, культурной жизни. Без Тантризма, который, начиная с V-VI вв., по словам Мирча Элиаде, принял вид «паниндийской моды», и который пронизал почти все религиозные системы страны, невозможно представить и адекватно понять индийскую культуру и литературу, обычаи и воззрения населяющих Индию народов».

В карманном словаре «Индуизм: Йога, Тантризм и Кришнаизм» (см. Пахомов С.В. Индуизм: Йога, Тантризм, Кришнаизм. СПб. Амфора. 2002г. 172 стр.) С.В.Пахомов называет Тантризм (как и Йогу и Кришнаизм) индуистской традицией, индуистской религиозной традицией, направлением Индуизма и религиозно-философским направлением, которое является составной частью Индуизма. Вот что написано в аннотации и предисловии к словарю:

«Аннотация. Словарь посвящен трем индуистским религиозным традициям — Йоге, Тантризму и Кришнаизму. В статьях представлена их история, основные понятия и школы, рассказано о современных организациях, проповедующих эти религиозно-философские направления на Западе и в России.
Три индуистские традиции (предисловие к словарю). В данный словарь включены основные понятия, имеющие отношение к традициям Йоги, Тантризма и Кришнаизма. Из необъятного многообразия индуистских верований, культов и практических систем были выбраны именно эти три направления как наиболее полно выражающие его суть; через них был сделан «срез» и самого Индуизма. Поскольку они тесно переплетены друг с другом, особенно Йога и Тантризм, немало статей имеют «синтетический» характер: в них раскрываются представления, общие для всех трех традиций. Эти представления рассматриваются как относящиеся к Индуизму в целом и даже шире — к индийской духовности как таковой. Далее, в силу того, что и Йога, и Тантризм, и Кришнаизм не реликты отжившей культуры, но живая религиозная реальность, имеющая большое значение для миллионов людей не только в Индии, но и на Западе и в России, мы постарались в ряде статей подчеркнуть эту жизненную силу данных направлений и представить их состояние на сегодняшний день.
Три индуистские традиции (предисловие к словарю). …ученые до сих пор спорят, где именно он [Тантризм] появился. Наиболее вероятной его прародиной кажется Ассам (на северо-востоке Индии)… <…>. Впрочем, есть в Индии и другие регионы, помимо Ассама, которые могут претендовать на то, чтобы считаться родиной этого направления, например Бенгалия, Тамилнад, Орисса. В каждом из них, независимо друг от друга, веками складывались и развивались своеобразные спиритуальные практики и идеи, основанные на поклонении различным формам Богини-Матери. Только спустя длительное время они объединились, составив общий духовный комплекс, получивший название «Тантризм». Помогла этому индуизация местного аборигенного наследия… <…>.
Индуистский Тантризм представляет собой сложную и пеструю смесь архаических верований и практик, идей, почерпнутых из Йоги Патанджали, Санкхьи, Веданты (прежде всего в форме Адвайты) и Буддизма. Тантризм, или Тантра, — это по преимуществу практическая дисциплина, садхана. Теоретические спекуляции, за редким исключением, занимают в нем довольно скромное место…».

Прежде чем рассматривать Тантризм как предмет Российской Тантрологии, обратим внимание на информацию о Тантризме с точки зрения, что это такое. Советский философ А.Кочетов рассматривал Тантризм как «представления, возникшие, по-видимому, еще в эпоху примитивного земледелия и матриархата», а советский индолог-буддолог А.Пятигорский как исключительно сложную и детальнейше разработанную систему «натурфилософских, физиологических и психологических представлений, более или менее тесно связанных с культовой практикой». А.Пятигорский был уверен в том, что «Индуизм в специфическом смысле слова (в отличие от Индуизма в широком понимании) всегда в той или иной степени связан с Тантризмом, если не отождествлялся с ним» (см. Пятигорский А.М. Религии Индии. // История Индии в средние века. М. 1968г. С. 200). Например, С.В.Пахомов (2004г.) считает, что «Тантризм представляет собой эзотерический слой Индуизма, систему «параллельных традиций»». Например, Л.И.Тетерников, автор таких книг, как «Хатха-Йога для начинающих» (1990г.), «Йога как система практики» (1990г.), «Рациональная Йога» (1992г.), «Спонтанный тантрический танец Йоги с партнером» (1996г.), «Искусство любить. Тантра» (2000г.), «Тантра. Исцеление души и тела» (2002г.), «Здоровье души и тела. Тантра для гармонии с партнером» (2007г.) различал понятия «тантризм» и «тантра». Согласно Л.И.Тетерникову, Тантризм есть преимущественно Восточная Традиция и ограничивается территорией Индии, тогда как Тантра синонимична понятию «эзотерика», и в этом смысле она присутствует во всех религиях, например, в египетской.

Мирча Элиаде (1907-1986), знаменитый румынский исследователь, внесший огромный вклад в развитие науки религиоведения, писатель, историк религий и исследователь мифологии, профессор Чикагского Университета, автор более 30-и научных, литературных и философских трудов, переведённых на 18 языков мира, посещавший университет в Дели, изучавший Санскрит, бенгальский и тибетский, проживший 5 лет в самом настоящем ашраме у ног учителя — гуру Свами Шивананды, непосредственно изучавший секреты духовной традиции Индии, Йоги Патанджали, Тантры, Тантра-Йоги, Санкхьи, Веданты, в своей блестящей, не имеющей аналогов, книге об Индийской Традиции «Йога. Свобода и бессмертие» (Мирча Элиаде. Йога: бессмертие и свобода. / Пер. с англ. С.В.Пахомова. СПб. 2004г. 301стр.) показал, что индуистские доктрины и практики не экзотика и не экстравагантность «примитивной» культуры. Это сакральный полноценный мир, в котором все предельно разумно и обоснованно, только границы его намного шире, нежели границы современной Западной цивилизации.
Вот, например, что писал М.Элиаде впоследствии в предисловии к своему труду «Поиски истории и значение религии» (1969г.):

«К несчастью, у нас нет более точного слова для обозначения опыта сакрального, чем «религия». Но, наверное, слишком поздно искать иное слово; впрочем, термин «религия» все еще может быть полезным, при условии, что он не обязательно будет подразумевать веру в Бога, богов, духов, но, скорее, будет иметь в виду переживание сакрального и, следовательно, выражать идеи бытия, значения, истины».

Книга М.Элиаде «Йога: свобода и бессмертие» впервые вышла из печати во Франции в 1954г. Ядром книги послужила изрядно переработанная и исправленная диссертация М.Элиаде, впервые опубликованная во Франции в 1936г. под названием «Йога. Эссе о происхождении индийской мистики». В своей книге «Йога: свобода и бессмертие» М.Элиаде освещает Тантризм, этот, по словам автора, «духовный комплекс», едва ли не подробнее, чем Йогу Патанджали. Вот что он пишет:

«Дать определение Тантризма не так-то просто. Среди множества значений слова «тантра» (корень «тан» означает «расширять», «продолжать», «множить») для нас особенно важно одно — «наследование», «развертывание», «длительный процесс». Слово «тантра», таким образом, может быть переведено как «то, что увеличивает знание» (таньяте, вистарьяте, джнянам анена ити тантрам). В таком толковании этот термин и прежде находил применение в некоторых философских системах. Нам не известно, почему и при каких обстоятельствах он оказался связан с величайшим философским и религиозным течением, которое, возникнув еще в IV в. н.э., начиная с VI в. «вошло в моду» по всей Индии. Оно действительно представляло собой моду: совершенно внезапно Тантризм стал необычайно популярен, причем, не только среди философов и теологов, но и среди людей, ведших активную религиозную жизнь (аскетов, йогов и т.п.); наконец его престиж достиг самых «широких» слоев населения. В течение сравнительно короткого времени влиянию Тантризма подверглись индийские философия, мистицизм, ритуалы, этика, иконография и даже литература. Он стал общеиндийским движением, поскольку его впитали в себя все великие индийские религии и все «сектантские» школы. Говорят о буддистском и об индуистском Тантризме, причем значение обоих весьма существенно. Даже Джайнизм перенял некоторые тантрические методы; явные отголоски Тантризма можно обнаружить в Кашмирском Шиваизме, в знаменитом течении Паньчаратра (ок. 550г.), в «Бхагавата-Пуране» (ок. 600г.) и других вишнуитских течениях…
Главенство Шакти (в конечном итоге Божественной Женщины и Матери) в Тантризме и его производных ни в коем случае нельзя упускать из виду. Именно по этому руслу в Индуизм пробилось могучее «нелегальное» течение автохтонной народной духовности. С философской точки зрения, новое открытие Богини связано с чувственным состоянием Духа в Кали-юге. Авторы тантрических текстов, таким образом, подали свое учение в виде нового откровения вневременной истины, адресованного человеку этой «смутной эпохи», когда духовное глубоко скрыто под покровом чувственного».

Вильям Крукс (Crooks, 1832-1919), выдающийся английский учёный, снискавший широкую известность в научном мире своими работами в области химии и физики, с 1869г. по 1918г. проводивший испытания медиумов, пытаясь с позиций физики установить научную истину о действии психических сил, характеризовал Тантризм как «самую унизительную сторону Индуизма» (см. W.Crook. Popular Religion and Folk-lore of Nothern India. Westminster. 2 vol. 1896). А Раджендралал Митра (1824-1891), известный индийский санскритолог, президент Азиатского общества в Калькутте, крепнейшего центра санскритологии в Индии, составивший краткие описания и изложения многих тысяч санскритских рукописей и произведений, санскритских грамматических рукописей Азиатского общества и рукописей библиотеки магараджи Биканира, писал, что «в Тантризме признаются идеи и осуществляется практика, которая представляет собой самое отвратительное и ужасное, что только может изобрести человеческая извращенность и в сравнении с чем язык и образы литературы Холиуэлл-стрит последнего столетия показались бы абсолютно невинными».

Прабодх Чандра Багчи (Bagchi, 1898-1956), индийский ученый, профессор, буддолог и китаевед, считал, что «Тантризм все еще остается для нас загадкой» (см. Bagchi P.Ch. Evolution of the Tantras. // Cultural History of India. Vol. IV. Calcutta. 1956). Дебипрасад Чаттопадхьяя (1918-1993), известный индийский учёный, доктор философии, профессор Калькуттского Университета также считал, что «Тантризм при всей обширности соответствующей литературы действительно все еще остается загадкой для наших ученых» (см. Чаттопадхьяя Д.Л. Локаята Даршана. История индийского материализма. / Пер. с англ. М. Издательство иностранной литературы. 1961г. 736 стр. Гл.5.п.9).

Сегодня в сети Интернет представлено огромное количество источников информации по любой теме, в том числе и о Тантризме. Это и различные библиотеки, и оцифрованные печатные издания или интернет-версии печатных изданий и глоссарии, и тематические или специализированные web-страницы, интернет-сайты, различные лекции, интервью, публикации, оцифрованные статьи (опубликованные ранее в СМИ), это и различные, изданные ранее и интернет-, on-line-словари и энциклопедии, это и тематические интернет-форумы, интернет-реклама, и т.д.
Для удобства и наглядности разделим все источники информации на следующие группы, а цитаты из источников расположим по мере увеличения их объема:
1. словари и энциклопедии;
2. печатные и электронные издания;
3. статьи и публикации;
4. интернет-форумы;
5. зарубежные источники.

2. ЧТО ТАКОЕ ТАНТРИЗМ?

2.1. СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ.

«Тантризм — см. Ваджраяна».

(Буддизм как культурно-исторический феномен. Словарь. /Под общ. ред.
Жуковской Н.Л., Игнатовича А.Н., Корнева В.И. Республика. 1992г.)

«Тантризм — направление в Буддизме и Индуизме».

(Сексологический словарь. Сайт www.dic.academic.ru.)
(Энциклопедия сексопатолога. Термины и понятия. Сайт www.sexolog-kherson.ucoz.ru.)
(Краткий словарь сексопатологических терминов Сайт www.stargossip.ru.)

«Тантризм — это секта, сохранившая сильную связь с древней магией».

(Большая Советская Энциклопедия в 30 т.
М. Советская энциклопедия. 1969-1978гг.)

«Тантризм — мистическая идеология, излагаемая в Тантрах — священных писаниях индусских и буддийских сект».

(Дм. Гайдук. Энциклопедия конопли. Сайт www.olkpeace.org.)

«Тантризм — мистическое направление в Буддизме и Индуизме, а также индийский культ экстаза. Возник в конце VI в. н.э.».

(Словарь сексуальных терминов. Сайт www.dic.academic.ru.)

«Тантризм — направление в Буддизме и Индуизме. Возникло в первые века н.э. Восприняло методы Йоги и разработало систему эзотерической практики».

(Энциклопедия современной эзотерики. Сайт www.ariom.ru.)

На слово «тантризм» энциклопедия дает ссылку на краткий словарь сексопатологических терминов (Сост. И.С.Кон): «Тантризм — направление в Буддизме и Индуизме».

(Национальная психологическая энциклопедия. Сайт www.enc-dic.com.)

«Тантризм (санскр., «тантра» — «ткань») — общее название многочисленных индусских и буддийских сект, учения которых основаны на неканонических писаниях (Тантрах)».

(Энциклопедия магических терминов. Том 1. 2000г. Сайт www.lib.co.ua.)

«Тантризм — направление в Буддизме и Индуизме, основывающееся на Тантрах, методах Йоги и проповедующее возможность совершенствования человека на основе приобщения к тайному знанию».

(Толковый словарь русского языка. / Под ред. Т.Ф.Ефремовой. М. 2000г.)

«Тантризм — учение, включающее Тантры Индуистской Традиции и Тантры Буддийской Традиции. Обе традиции возникли в Индии, но развивались самостоятельно и существенно отличаются друг от друга».

(Глоссарий основных буддийских терминов и
имен. / Сост. В.С.Дылыкова-Парфионович. Сайт www.buryatia.asia.)

«Тантризм — религиозно-философское направление в Индуизме (Шактизм, Шиваизм, Вишнуизм) и Буддизме (Ваджраяна), в основе которого лежит идея человека-микрокосма и представление о некоем половом энергетическом начале».

(Толковый словарь обществоведческих терминов.
/ Сост. Н.Е.Яценко. М. Лань. 1999г.)

«Тантризм (санскр. «тантра» — система, традиция, текст, пряжа и др.) — учение ряда направлений в Индуизме и Буддизме… Тантризм на протяжении столетий представлял паниндийский феномен и оказал влияние на все важнейшие секты».

(Религиоведение: учебное пособие и учебный
словарь-минимум по религиоведению. / Под ред.
проф. И.Н.Яблокова. М. Гардарики. 1998г., 2000г.)

«Тантризм (санскр. tantra — хитросплетение — в значении: словесный арабеск, эзотерический текст) — неортодоксальное внебрахманистское направление Индуизма. Главными священными текстами Тантризма выступают Тантры».

(Новейший философский словарь. / Сост.
А.А.Грицанов. Минск: Изд. В.М.Скакун. 1998г.)
(Эзотеризм. Энциклопедия. Мн. Интерпрессервис. Книжный Дом. 2002г.)

«В Индуизме и Буддизме: религиозное направление, основывающееся на Тантрах, методах Йоги и проповедующее совершенствование человека на основе приобщения его к тайному знанию о половом энергетическом начале (женском или мужском)».

(Большой толковый словарь русского языка.
Сост. С.А.Кузнецов. 1-е изд. СПб. Норинт. 1998г.)

«Тантризм (от санскр. тантра — непрерывность, пряжа, нить, традиция) — в Индуизме и Буддизме: учение о двуединой природе мира, в котором представлены мужское и женское начала и связанная с этим учением система телесных и психических практик».

(Словарь-справочник «Религия». Сайт www.sr.artap.ru.)

«Тантризм — восточная система достижения совершенства функционирования и взаимодействия человеческого духа и тела в гармонии с окружающим миром, природой и другими людьми, основанная на неканонических священных писаниях (Тантрах)».

(Энциклопедия Гоа и Индии. Сайт www.mlgi.ru/encyclopedia-of-India/.)

«Тантризм (от санскр. тантра — хитросплетение, сокровенный текст, магия) — общее обозначение сект и школ Индуизма, практикующих особые, не связанные с брахманистским ритуалом обряды и считающие своими главными священными текстами тантры».

(Философская Энциклопедия. В 5-ти томах.
М. Большая Советская Энциклопедия. 1960-1970гг.)

«Тантра (санскр.) — букв. «закон или ритуал», определенные мистические и магические труды, главной особенностью которых является поклонение женской силе, олицетворенной в Шакти. Тантрика (санскр.) — церемонии, связанные с вышеупомянутым поклонением».

(Блаватская Е.П. Теософский словарь. Лондон. 1892г.)

«Тантризм (хитросплетение, сокровенный текст, магия) — общее название различных школ и направлений в Индуизме — Шактизм, Шиваизм, Вишнуизм — и в Буддизме — Ваджраяна. Индуистские секты возникли среди низких и низших каст в противовес Брахманизму».

(Исторический словарь. Сайт www.enc-dic.com.)

«Тантризм — направление в Буддизме и Индуизме. Восприняло методы Йоги и разработало практическую систему. В основе религиозно-философские концепции — идея человека-микрокосма и представление о некоем половом (женском или мужском) энергетическом начале».

(Современная энциклопедия. Сайт www.enc-dic.com.)

«Тантризм — направление в Буддизме и Индуизме. Возникло в первые века н.э. Восприняло методы Йоги и разработало систему эзотерической практики. В основе религиозно-философской концепции — идея человека-микрокосма и представление о некоем половом энергетическом начале».

(Религиозные термины. Словарь. Сайт www.enc-dic.com.)

«Тантризм (от санскр. тантра — хитросплетение, сокровенный текст, магия) — общее название различных школ и направлений в Индуизме (Шактизм, Шиваизм, Вишнуизм) и Буддизме (Ваджараяна). Индуистские секты возникли среди низких и низших каст в противовес Брахманизму».

(Атеистический словарь. / Под общ. ред. М.П.Новикова. М. Политиздат. 1986г.)
(А.Крюковских. Словарь исторических терминов. 1998г.)

«Тантризм — одна из разновидностей Индуизма, включающая в себя методы Йоги и систему эзотерической (скрытой от непосвященных) практики. Вероучение Тантризма основывается, прежде всего, на Тантрах — священных текстах этого религиозного течения, почитающихся как богооткровенные».

(Таевский Д.А., Потебня А. Синкретические религии и секты.
Словарь-справочник. Лабиринт-Пресс. 2001г.)

«Тантризм — религиозно-философское учение в Древней Индии, первоначально связанное с культом женских божеств и магическими обрядами, направленными на обеспечение плодородия. В ходе исторического процесса видоизменился. Получил распространение в Японии, Непале, Китае, особенно в Тибете».

(Большой толковый словарь по культурологии. Сост. Б.И.Кононенко. 2003г.)

«Тантризм — одна из разновидностей Индуизма, включающая в себя методы Йоги и систему эзотерической (скрытой от непосвященных) практики. Вероучение Тантризма является весьма сложным и основывается, прежде всего, на Тантрах — священных текстах этого религиозного течения, почитающихся как богооткровенные».

(Религии и секты в современной России. Справочник. 2001г.)

«Тантризм — религиозно-философское учение древней Индии, первоначально связанное с культом женских божеств и магическими обрядами, направленными на обеспечение плодородия. В ходе истории под воздействием возникших позднее религий Тантризм видоизменялся: возник буддийский, шиваистский, шактистский и вишнуистский Тантризм».

(Философский словарь. / Под ред. И.Т.Фролова. 4-е изд. М. Политиздат. 1981г.)

«Тантризм — направление в Буддизме и Индуизме. Возникло в первые века н.э., имеет тексты-тантры. Восприняло методы Йоги и разработало систему эзотерической практики. В основе религиозно-философской концепции — идея человека-микрокосма и представление о некоем половом (женском — шакти или мужском) энергетическом начале».

(Советский Энциклопедический Словарь. 1979г., 1982г., 1985г.)

«Тантризм — общее название многочисленных индусских и буддийских сект, учения которых основаны на неканонических писаниях (Тантрах)… Все тантрические учения отличаются мистической направленностью, некоторым пренебрежением к основным заповедям ортодоксального Индуизма (или Буддизма) и обилием практических техник духовного просветления».

(Степанов А.М. Большой словарь эзотерических терминов.
Толковый словарь по оккультизму, эзотерике и парапсихологии. Сайт www.ezoezo.ru.)

«Начиная с XI в. как Индуизм, так и Буддизм стали испытывать на себе воздействие Тантризма, название которого происходит от сакральных книг Тантр (руководств). Тантризм — система верований и обрядов, где используются магические заклинания, мистические слоги, диаграммы и символические жесты для достижения чувства мистического единения с реальностью».

(Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет».)

«Тантризм — мистико-философская, психологическая и космологическая концепция. Целью Тантризма является слияние противоположностей на всех уровнях бытия и становления — от макрокосма до микрокосма. Тантризм охватывает астральные, психические и физические явления. Его концепция нашла выражение в многочисленных священных текстах, искусстве, алхимии, науке и ритуалах».

(Краткий словарь Йоги. Хатха-Йога в Киеве. Сайт www.ukryoga.com.)

«Малоизвестное учение Тантры относится к индуистским религиозным течениям. Хотя Тантризм обладает всеми признаками самостоятельной религиозной традиции — вероучением, своеобразной культовой и йогической практикой, священными книгами-тантрами и целым рядом других черт отдельной религии, большинство ученых, да и сами тантристы рассматривают его как особую форму Индуизма».

(Горохов С.А. Тантризм. // Энциклопедия для детей. Т.6, ч.1.
Религии Мира. 2-е изд. Испр. И доп. М. Аванта+. 1996г.)

«Тантризм (букв. основа, сущность) — в Индуизме течение, тесно связанное с Шактизмом. Часто оба отождествляются, поскольку Тантризм берет за основу поклонение обожествленной женской энергии Шакти. В более узком смысле Тантра — это система определенной техники достижения результата и имеющие ту же цель специальные тексты, представляющие собой наставительные беседы Шивы и его супруги (Шакти)».

(Универсальная энциклопедия. Сайт www.enc-dic.com.)

«Тантризм — направление религиозной мысли и практики, сложившееся в рамках Буддизма, Индуизма и в меньшей степени Джайнизма, предлагавшее новый путь к «освобождению» (см. мокша, нирвана), основанный на мистической интерпретации божественной творческой энергии (шакти)… Тантризм является эзотерической религией, предполагающей разные ступени посвящения и разные обряды инициации в тайную доктрину».

(Новая философская энциклопедия. В 4 т. / Институт философии РАН.
Предс. научно-редакционного совета В.С.Степин. М. Мысль. 2000-2001гг.)

«Тантра — Нить для нанизывания чего-либо. Основа. Сущность. Текст. Трактат. Заклинание. Тантризм, тантрическое учение. Произведение тантрической литературы. Тантризм восходит к глубокой древности, к ритуалам поклонения, воспроизводящему женскому началу, к представлениям о подобии микрокосмоса человека макрокосмосу вселенной. Поддержание гармонии между ними осуществляется через ритуал, символику, звуки и др.».

(Популярный словарь по Буддизму и близким к нему учениям.
/ Голуб Л.Ю., Другова О.Ю. Хроникер. 2003г.)

«Тантра (санскр. нить, последовательность, правило), тантрика, тантризм — совокупность эзотерических практик и методов, опирающихся на тантрические тексты. Тантризм, однако, не принято рассматривать как ортодоксальную ветвь Индуизма. В индийской терминологии Тантризм — учение о двуединой природе мира, в котором представлены мужское и женское начала, о нераздельном союзе блаженства и пустоты как мужского так и женского начал».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Тантризм — возникшая в I в. после Р.X. в Брахманизме и Буддизме тайная наука о ритуале, которая излагалась в текстах-тантрах (санскр. — ткань, т.е. текст) и др. книгах, объявленных его сторонниками истинными. Тантризм воспринял методы Йоги и разработал систему экзотерической практики. В основе учения тантристов лежит идея человека-микрокосма. С Тантризмом тесно связан Шактизм, который отводит особую роль в мировых и священных событиях некоему половому энергетичеескому началу, представляемому в виде богини Шакти».

(Философский энциклопедический словарь. /Ред. сост. Е.Ф.Губский и др. 2003г.)
(Философский энциклопедический словарь. М. Советская Энциклопедия. 1989г.)

«Тантризм — китайско-тибетская буддийская дисциплина Йоги, основанная на древней магии. В индуистской Тантра-Йоге энергия Кундалини используется и превращается в энергию, которая высвобождается в верхней чакре вместо нижней, во время полового акта. Для того, чтобы достичь духовных высот посредством этой практики, необходимы тщательная подготовка и посвящение в это таинство со стороны обоих партнеров. На этой ступени возникает очищение сексуальной энергии и наступает не только слияние физических тел двух людей, но и их духовное единение».

(Тайна исцеления. Альтернативная медицина. Сайт www.telenir.net.)
Словарь астрологических терминов. Сайт www.astrology-online.ru.)

«Тантризм (от санскр. tantra, букв. — основа, сущность) — в Индуизме течение, тесно связанное с Шактизмом. Часто оба отождествляются, поскольку Тантризм берет за основу поклонение обожествленной женской энергии Шакти. В более узком смысле Тантра — это система определенной техники достижения результата и имеющие ту же цель специальные тексты, представляющие собой наставительные беседы Шивы и его супруги, в которых в качестве учителя чаще выступает Шива. Темами этих бесед служат магические ритуалы, упражнения Йоги и прочие способы овладения энергией Шакти, а также теологические, космогонические, философские рассуждения».

(Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Сайт www.megabook.ru.)

«Тантризм — направление религиозной мысли и практики, сложившееся в рамках Буддизма, Индуизма и в меньшей степени Джайнизма, предлагавшее новый путь к «освобождению», основанный на мистической интерпретации божественной творческой энергии (шакти). <…>. Тантризм является эзотерической религией, предполагающей разные ступени посвящения и разные обряды инициации в тайную доктрину. В отличие от аскетических практик других религиозных традиций Тантризм основывается на необходимости максимальной активизации внутренних потенций тела, которое становится средоточием духовных сил, основной целью и инстру¬ментом «освобождения».

(Новый философский словарь. Энциклопедия
философии, ее терминов и понятий. Сайт www.enc-dic.com.)

«Тантризм (от санскр. тантра — непрерывность, пряжа, нить, традиция) — в Индуизме и Буддизме: учение о двуединой природе мира, в котором представлены мужское и женское начала и связанная с этим учением система телесных и психических практик. Термин «тантризм» также применяется для обозначения разнородных учений и практик в новых религиях и культах, в психотерапии, а также в других сферах.
В основе индуистской Тантрической Традиции лежит попытка самореализации человека через религиозные ритуалы, основанные на взаимоотношениях богов Шивы и Шакти, поскольку считается, что только в единении с Шакти Шива получает творческую силу».

(Учебный словарь-минимум по религиоведению.
/ Под ред. профессора И.Н.Яблокова. Сайт www.bibliotekar.ru.)

«Тантризм — одна из разновидностей Индуизма, включающая в себя методы Йоги и систему эзотерической (скрытой от непосвященных) практики. Вероучение Тантризма является весьма сложным и основывается, прежде всего, на тантрах — священных текстах этого религиозного течения, почитающихся как богооткровенные. <…> Происхождение Тантризма связано с культом Великой Богини-Матери. Современный Тантризм складывался под влиянием Ведической Религии, Брахманизма и Буддизма, однако черты древнего почитания Богини-Матери хорошо сохранились и поныне. <…> Тантрическая религиозная Традиция очень неоднородна и включает в себя множество всевозможных течений и сект».

(И.Куликов. Новые религиозные организации России
деструктивного и оккультного характера. Справочник.
2-е изд., переработ, и дополн. Белгород. 1997г. 459 стр.)

«Тантризм (от «тантра» — система, пряжа, прялка, традиция, текст и пр.) — форма существования и текстового представления Индуизма и Буддизма (в последнем чаще называется Ваджраяна). Индуистский Тантризм по традиционным представлениям и классификации является формой Шактизма, т.е. варианта религии с признанием верховным божеством женского начала, «потенции» (шакти) мира и прочих богов, источника всякой энергии. В индологии иногда Тантризм понимается расширительно, тогда к нему относят и формы Шиваизма, представленные в литературе агам, подобных во многом шактистским тантрам. Тантризм — закономерный итог исторического развития «деятельной» части Вед, т.е. трактующей обряды, культы и освобождение посредством их. <…> Тантризм является «духовно-технологическим» завершением практики Индуизма».

(Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. / Под общ. ред.
М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. М. Республика. 1996г. 576 стр.)

«Тантризм — общее название различных школ, течений Индуизма и Буддизма. В Индии Тантризм возник среди представителей низших каст, в противовес Брахманизму и господству высших каст. Тантристы поклоняются мужскому и женскому началу, лингаму и йони, как символам плодородия, радости жизни, половой энергии, как животворящей силе Космоса, рассматривая человека как микрокосмос, малую модель Вселенной и Бога. Есть Тантрическая Йога, тантрический секс (Кама — Сутра) и обширная философия Тантризма, наиболее полно, подробно описанная в книгах Ошо, показавшего современникам всю глубину и красоту Тантры, а не только самые пикантные ее стороны, связанные с сексом, эротикой или магией, о которых только и знает широкая публика, если речь заходит о Тантре и ее разновидностях. Не все так примитивно, как преподносят Тантризм многие недобросовестные авторы и «гуру» на семинарах по Тантризму».

(Словарь. Портал о Магии. Сайт www.magik.ru.)

«Трудно определить, когда эти метафизические идеи были перенесены в область религии и воплотились в известных верованиях и мифологических образах. Определенное верховенство женских божеств утверждается только в некоторых пуранах и Тантрах. Этому отсутствию упоминаний в более древних памятниках, впрочем, нельзя придавать слишком большого веса. Культы Шакти рано осложнились рядом обрядов бесстыдного или ужасного свойства, что должно было повести к образованию отдельной литературы более или менее оккультного характера… <…> Как бы то ни было, культ Шакти, выразившийся в известных Упанишадах, в некторых Пуранах и особенно в Тантрах, не следует смешивать с обычным почитанием разных богинь, жен тех или других богов. Этот культ образует как бы особую, самостоятельную религию… <…> Появление Тантризма характерно не только для периода упадка Брахманизма, но и для параллельного с ним упадка индийского Буддизма, начинающегося с VIII в.».

(Энциклопедический словарь. Ф.А.Брокгауз-И.А.Ефрон. 1890г.-1907гг)

«Тантризм — общее название многочисленных индусских и буддийских сект, учения которых основаны на неканонических писаниях (Тантрах). Концепция Тантризма окончательно сформировалась около V в. и достигла максимальной популярности на рубеже XII-XIII вв. <…>.
Тантризм — это Путь к просветлению, описанный в писаниях Тантр. 1) Тантризм иногда считают параллельным потоком в истории и традиции Индуизма, который сонаправлен и постепенно переплетается с Ведической, Брахманической Традицией. 2) Тантризмом называют традиции, в основном в Шиваизме и Шактизме, которые фокусируются на поднятии силы Кундалини и рассматривают человеческое тело как сосуд для Божественного и инструмент для освобождения. 3) Шакта-Тантризм считает особенно важным поклонение женской силе. В зависимости от школы, оно может быть символическим или буквальным в ритуалах, включающих сексуальное взаимодействие и т.д.».

(Словарь индийских понятий и терминов. Сайт achadidi.narod.ru.)
(Словарь. // Садгуру Шивая Субрамуниясвами.
Слияние с Шивой. Ника-Центр. 2008г. 338 стр.)

«104. НЕОТАНТРИЗМ — условное обозначение тантрических организаций и групп, самостоятельно появлявшихся в западных странах начиная с первых десятилетий XX в. на основе знакомства с индийской культурой. Особенно активно развивался Неотантризм с 60-х гг. в рамках западной «контркультуры», что совпало с началом «сексуальной революции». В России Неотантризм действует с начала 90-х гг. Благодаря деятельности Неотантризма Тантра в обыденном сознании стала ассоциироваться с сексуальным экстазом, с гедонизмом, черной магией. Как правило, Неотантризм заимствует традиционные тантрические модели весьма выборочно, отвергает ритуальную сторону Тантры, но любит щеголять знанием медитативного погружения, практик Мантра-Йоги, созерцанием мандал и т.п. Обычно последователи Неотантризма плохо знакомы с тантрическими текстами на языке оригинала. Очень редко в Неотантризме прослеживаются связи с линиями духовных учителей исконной индийской Тантры. Неотантризм — зыбкое, расплывчатое явление, он зачастую входит составной частью в рамки более широкого неоэзотерического движения «Новый век» (New Age), где соседствует и переплетается с другими религиозно-мистическими течениями, например с Йогой, Даосизмом, Суфизмом и т.д.».

(Пахомов С.В. Индуизм: Йога, Тантризм, Кришнаизм.
Карманный словарь. СПб. Амфора. 2002г. 172 стр.).

 

2.2. ПЕЧАТНЫЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ.

«Тантризм (от санскр. тантра — «сокровенное, магия») — ряд сект и школ с особыми обрядами, восходящими к древним культам плодородия».

(Е.Колесов. 13 врат эзотерики. История эзотерических учений
от Адама до наших дней. Изд. РостГУ. Росткнига. 1999г.)

«Древнее знание не исчезло полностью, сейчас оно существует на планете в форме, называемой Тантризмом, особо архаично проявляющейся в школах Шивы и Шакти».

(Бхайравананда Каулавадхута. Трикасамарасья Каула —
стратегия и тактика Тропы Узора Великой Бездны. Изд. Ильина. 2002г.)

«Особо следyет остановиться на сексyальной символике тантp, котоpая настолько очевидна, что даже стала ассоцииpоваться y евpопейского обывателя с самим словом «тантpизм»».

(Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного.
Психотехника и трансперсональные состояния.
СПб. Петеpбypгское Востоковедение. 1998г. 384 стр.)

«Тантризм (букв. «тайная доктрина») — одно из религиозно-философских течений, которое совмещает в себе принципы ведийской Йоги с положениями Буддизма. Как самостоятельное учение он оформился в V в.».

(Каптен Ю.Л. Основы медитации. Вводный
практический курс. СПб. Андреев и сыновья. 1991г. 336 стр.)

«В Индуизме сохранились магические приемы — тантры — и сложился особый вид религиозной практики — Тантризм. На основе магических приемов — тантр — в Индуизме возникли формулы (мантры), т.е. священные заклинания, которым приписывалась волшебная сила».

(Гараджа В.И. Религиоведение. Глава II. Религия
как историко-культурный феномен. Индуизм. Сайт www.gumer.info.)

«Кроме официальных культов и вероучений, а также верований простонародья, в Индии самой древней религией является Тантризм, который представляет из себя не только религию или философскую доктрину, но также и методику достижения определенных практических целей».

(Димешвар Рам Авадхута. Тантра: Постижение
высшей реальности. СПб. 1991г. 111 стр.)

«Кроме официальных культов и вероучений, а также верований простонародья в Индии издавна развивался Тантризм, являвшийся не столько религией или философской доктриной, сколько методикой достижения определенных практических целей. Учение Тантризма передавалось, как правило, устно и тайно посвященным людям. Важным элементом Тантризма были магические изображения — янтры и магические формулы-заклинания — мантры».

(Синельченко В.Н., Петров М.Б. В мире мифов и легенд. СПб. 1998г.)

«В основе Тантризма (название, принятое только на Западе) как варианта Индуизма и высшей формы Шактизма, относящегося к эзотерическому кругу, лежит безоглядное и обычно шокирующее европейцев обожествление женщины и признание верховным божеством женского начала, творческой потенции (шакти) мира и главного источника всякой энергии. Эта энергия пробуждается особыми практиками Йоги, в том числе Кундалини-Йоги».

(Альбедиль М.Ф. Неодолимая сила любви. // Альбедиль М.Ф.
Индуизм: Творящие ритмы. 2 изд. СПб. «Азбука-классика»;
«Петербургское Востоковедение» 2004. С. 152-161)

«Тантризм и Шактизм способствовали pазвитию в индуистской и пpежде всего тибетской сфеpе сугубо магических пpактик, подчас довольно низкого уpовня, гpаничащего с колдовством. Нередко этому способствовало возвpащение дpевних пpактик и обpядов, свойственных доиндоевpопейскому культуpному субстpату. Но даже сами эти пpактики, в особенности pитуалы оpгиастического и сексуального хаpактеpа, в pезультате пеpеведены на высший инициатический уpовень».

(А.Мень. История религии. Т. 3. У врат Молчания. В поисках
пути истины и жизни. Духовная жизнь Китая и Индии в сер.
I тыс. до н.э. Фонд имени Александра Меня. 2002г. 334 стр.)

«Тантризм (санскр. tantra — ткацкий станок, основа, правило, учение, учебник) — одно из религиозно-философских течений, которое совмещает в себе принципы ведийской Йоги с положениями Буддизма. Как самостоятельное учение он оформился в V в. Учение было запечатлено в текстах — тантрах, — содержащих наряду с философскими и космогоническими воззрениями практические указания к тайным действиям, цель которых — слияние человеческого «Я» с каким-либо божеством».

(Козлов В.В. Духовная психология:
в поисках изначального. М. 2000г. 95 стр.)

«Убеждение в необходимости посредничества жреца для достижения целей, которые могут быть реализованы лишь при содействии сверхъестественных сил, восходит к древней магии. В Индии и в Индуизме это нашло отражение в виде магических приемов-тантр, которые сыграли важную, роль в сложении особого вида религиозной практики — Тантризма, получившего распространение на северо-востоке Индии, в ее пригималайских районах со сравнительно отсталым населением из местных племен».

(Васильев Л.С. История религий Востока. Высшая школа. 1983г.)

«Наряду с общеизвестными обрядами религии и умозрительными построениями теологии в Индии с незапамятных времен существовала система эзотерических упражнений Йоги, которую можно назвать своеобразной подпочвой многих позднее развившихся религиозных течений. Эта практика, одухотворенная теологическими спекуляциями шиваистов и шактистов, буддистов и последователей бенгальского направления Вишнуизма, породила соответственно шиваистский, шактистский и буддистский варианты Тантризма».

(Владимир Данченко. Тантрическая Традиция. К. Самиздат. 1980г.)

«Одним из учений, позволяющим совершенствовать себя с помощью преобразования сексуальной энергии, является Тантра-Йога. <…> Тантризм как один из видов Йоги, приспособленный к нашему времени, в различных видоизменениях, но с одной основой, распространился за пределы Индии. <…> Тантризм является одним из древних эзотерических учений, которое секретно передавалось только посвященным и достойным. <…> Тантра — это философия, наука, искусство и образ жизни, где сознательно и творчески используется сексуальная энергия. Высшее Учение о Сверхсознании в течение нескольких тысяч лет было единственной культурной традицией, полностью принимающей секс. <…> Тантризм как древнее эзотерическое учение представляет огромную ценность и дает обильную пищу для размышлений».

(Востоков В.Ф. Искусство здоровой
сексуальной жизни. АиФ-Принт 2000г. 285 стр.)

«Тантризм (от санскр. tantra — система, пряжа, прялка, традиция, текст и пр.) — форма существования и текстового представления Индуизма и Буддизма (в последнем чаще называется Ваджраяна). Индуистский Тантризм по традиционным представлениям и классификации является формой Шактизма, т.е. варианта религии с признанием верховным божеством женского начала, «потенции» (шакти) мира и прочих богов, источника всякой энергии. В индологии иногда Тантризм понимается расширительно, тогда к нему относят и формы Шиваизма, представленные в литературе агам, подобных во многом шактистским тантрам. Тантризм — закономерный итог исторического развития «деятельной» части Вед, т.е. трактующей обряды, культ и освобождение посредством их. <…> Тантризм является «духовно-технологическим» завершением практики Индуизма».

(Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации.
2-е изд. Светочь. 2001г. 630 стр.)

«Тантризм представляет собой именно экспериментально-мистическое учение: все его, казалось бы, чисто теоретические положения, как относительно анатомии и физиологии «тонкого тела», так и относительно космогонии, представляют собой не что иное, как концептуальное оформление мистического опыта. Представляя собой особый тип видения мира и человека в нем, Тантризм не исчерпывается индуистскими и буддистскими Тантрами, в которых он обрел свое наиболее полное и систематизированное изложение, и которым он обязан самим своим именем. Элементы такого видения мира обнаруживаются в учениях китайских даосов, кельтских друидов, мексиканских индейцев и даже христианских гностиков, — например, в «Евангелии от Фомы». В истоках же своих это мировосприятие восходит к почитавшим творческое начало («Мать Мира») культам и земледельческим обрядам эпохи матриархата».

(Владимир Данченко. Принципиальные вопросы общей теории
чакр и тантрическая концепция тела. Вектор. 2007г. 224 стр.)

«Словарь предметов и терминов. Тантризм (от tantra «система, пряжа, ткань») – эзотерическая традиция в Индуизме (особенно в Шиваизме и Шактизме, хотя есть и тантристы-вишнуиты), а также в Буддизме и Джайнизме. Основные признаки индуистского Тантризма таковы:
1). Представление об абсолютном начале мира, которое выступает в двух аспектах: статичном мужском и динамичном женском.
2). Интерес к онтологии женского начала.
3). Детальное отождествление макро- и микрокосма, так, тело человека уподобляется вселенной.
4). Не отказ от мира, а трансформация его, соединение бхукти (наслаждения) с мукти (освобождением).
5). Дживанмукти (освобождение при жизни) как высшая цель.
6). Перевес практической составляющей над теоретической, тантризм – это прежде всего практика.
7). Активное использование магии, оккультизма, стремление к обретению сиддхи (психических сверхспособностей).
8). Активное использование Йоги.
9). Существенное значение энергии слова, велика роль разнообразных мантр.
10). Эзотеризм, сокрытость от непосвященных. Наличие различных ступеней посвящения.
Существуют три главные ветви индуистского Тантризма: 1). «Тантра правой руки» (дакшиначара), не противоречащая установлениям обычного Индуизма и сводящаяся к ритуализму, 2). «Тантра левой руки» (вамачара), использующая практики, выглядящее как нечто противоречащие этим установлениям: ритуальное употребление мяса, вина, сексуальные обряды (см. панчамакара), 3). «Тантра срединного пути», отвергающая крайности и вамачары, и дакшиначары, и делающая особый акцент на здоровый образ жизни и йогические методы поднятия кундалини. Также «Тантру срединного пути» именуют Каула-Тантризмом».

(«Деви-Махатмья» («Сказание о величии Богини»).
/ Пер., пред. и комм. А.А.Игнатьева. Калининград. 2003г. Сайт www.mahadevi.ru.)

«Шива всегда рассматривался в Индии как бог — покровитель танца. И вместе с тем Шива покровитель Йоги, защитник и помощник всех тех, кто посвятил себя искусству медитации. Он и сам считается знатоком Йоги, а заодно и отцом Капилы, легендарного основателя древней философской школы Санкхьи, родственной Йоге. Аскетическим упражнениям Шива чаще всего предается в Гималаях. Но, пожалуй, с европейской точки зрения, самым поразительным в его образе является соединение в нем черт аскетизма с откровенной и натуралистической эротикой. Даже фаллос Шивы (шивалингам) стал важным религиозным символом.
Синтез Йоги и эротики в еще большей степени характерен для культа жены Шивы — богини Кали. Этот культ также, даже с еще большей очевидностью, чем культ Шивы, уходит своими корнями в глубины индийского прошлого — в традицию цивилизации Хараппы. Кали — неарийская и небрахманская богиня. Ее жрецы не являются брахманами; напротив, чаще всего они принадлежат к низшим кастам.
У этой богини, которая может выступать и как защитница женщин, и как страшная великанша, уничтожающая врагов и в восторге танцующая на их трупах, не меньше почитателей и особенно почитательниц, чем у ее супруга. Женой Шивы Кали сделалась, прибегнув к аскетической практике. Суровый характер богини дает себя знать и в семейной жизни: будучи верной супругой, она отнюдь не является покорной и безответной. Напротив, Кали строго следит за нравственностью мужа и всегда готова постоять за себя.
Непреходящий индийский мотив: всякое божество, имеющее зримый, доступный восприятию облик, в конечном итоге — только воплощение подлинной сущности мира, присутствующей во всем, но не имеющей лица и потому скрытой от непосвященных. Такое учение сложилось и среди поклонников Кали — с той лишь особенностью, что эта безличная сущность — Шакти — подобно самой богине, имеет женскую природу. Шакти содержится во всем живом; они придает силу не только самой Кали, но любому божеству и человеку. Ни один бог, в том числе Шива, без Шакти не был бы в состоянии даже пошевелиться. При этом у каждого бога есть своя Шакти, своя женская сторона. Что же касается Шивы, то в его судьбе Шакти играет особую роль: разрушив мир своей бешеной пляской, он сам спасается от гибели во время пралайи только благодаря всесильному женскому началу.
Многое роднит Шактизм с Ваджраяной — буддийским Тантризмом. Собственно, это и есть два вида Тантризма — буддийский и индуистский. Между ними существует, однако, принципиальное различие: если в Ваджраяне активную роль играет мужское начало, то для шактистов сама эта мысль была бы кощунством — только женская сущность одушевляет мир, и только приобщение к ней приводит человека к освобождению.
Собственно, пробуждение жизненной энергии — Кундалини — и составляет основную задачу… В обычном состоянии Кундалини дремлет, свернувшись в клубок, подобно змее, — ее вместилище, по мнению учителей Тантры, находится где-то на уровне бедер. Задача же состоит в том, чтобы выпрямить ее и «поднять» до высших, «духовных» центров, располагающихся у темени. И средством такого «выпрямления» становятся различные — но строго определенные и ритуализованные — сексуальные позы (асаны). Соединяясь, мужчина и женщина сбрасывают оковы сансары. «Никто, — гласит шактистская мудрость, — не достигает совершенства, только подчиняясь трудным и мучительным упражнениям, совершенство обретают, лишь удовлетворяя желания. Подняться ввысь можно только тем, посредством чего падают». Бхога — удовольствие и йога — техника освобождения — слиты в Тантризме неразрывно.
Тантристское мировоззрение основывается на том, что Кундалини, дремлющая в глубинах человеческого организма, — не что иное, как та же самая Шакти, вернее — ее малая, «микроскопическая» часть. Поэтому освобождение может произойти при одном непременном условии: «большая» и «малая» Шакти должны слиться воедино. Способом их соединения и становится асана. Плотская сексуальная энергия мужчины и женщины, преобразуясь в ходе обряда, превращается во всепобеждающую духовную силу. Поэтому о сфере секса, с точки зрения Тантризма, недопустимы никакие моральные суждения. Тело — как женское, так и мужское — не более чем инструмент, умелое применение которого позволяет человеку выйти за пределы своего индивидуального «я». Но чтобы достигнуть этой цели, необходимо пройти далекий и нелегкий путь…
Изощренная сексуальная техника составляет в Тантризме только первую ступень восхождения к Шакти. Подняться же на следующую ступень — значит представить себе свою Шакти как Шакти, управляющую миром, почувствовать в данной, конкретной женщине — безличную женскую сущность, Абсолют.
«Тантра учит Йоге Секса, Йоге Еды (даже — вкушения запретных блюд и напитков). Обычная жизнь сакрализуется, и таким образом любое явление превращается в способ, с помощью которого можно пожелать и достигнуть просветления посредством постоянного следования Истине. В этом — в следовании Истине и в осознании бессознательного, как на физиологическом уровне, так и на духовном — состоит высшая Йога» (О.Хаксли).
Постепенный, многоступенчатый процесс восхождения человеческого «я» к освобождению через экстаз представляет собой, несмотря на бесконечные эротические упражнения и символы, своеобразный вариант аскетизма. Это становится очевидно на завершающем этапе пути: пройдя все стадии слияния с Шакти, садхака, в конце концов, отказывается от секса в его «обычном» понимании. «Внешняя» женщина ему теперь не нужна: он наслаждается единством со своей собственной «женской стороной» — пробужденной Кундалини. Примечательно, однако, что освобождение означает прекращение не только сексуальной, но и обрядовой практики».

(Пименов А.В. Возвращение к дхарме. М. Наталис. 1998г. 415 стр.)

* * *