Статья 1.7. 12 лет Российской Тантрологии.

Годом рождения Российской Тантрологии можно считать 2001г., когда аспирант Кафедры философии и культурологии Востока философского факультета СПбГУ С.В.Пахомов при защите диссертации на соискание степени кандидата философских наук с названием «Индуистская тантрическая философия» на академическом уровне в академическом порядке озвучил предложение о введении в научный оборот термина «Тантрология» для области знания, которая занимается изучением Тантризма, Тантры, и необходимости выделения Тантрологии в отдельную дисциплину. Таким образом, в 2013г. исполняется 12 лет Российской Тантрологии, которые пришлись на удивительный период в истории России и всего человечества.

* * *

1. 2001 ГОД — ГОД РОЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ТАНТРОЛОГИИ.

В 2001г. осенью в СПбГУ состоялась защита диссертации на соискание степени кандидата философских наук с названием «Индуистская тантрическая философия», которая была выполнена на Кафедре философии и культурологии Востока философского факультета СПбГУ. Специальность: религиоведение, философская антропология и философия культуры. Научный руководитель: доктор философских наук. Е.А.Торчинов. Автор: Сергей Владимирович Пахомов (р. 1968), аспирант (1998-2001) Кафедры философии и культурологии Востока философского факультета СПбГУ, выпускник (с отличием) культурологического отделения философского факультета СПбГУ (1998) с дипломом преподавателя культурологии, заместитель (2000–2003) заведующего кафедрой философии, богословия и религиоведения Русского христианского гуманитарного института (с 2004 — академия).
диссертация СВПахомова
Среди основных вопросов, затронутых в диссертации, значились:
— этимология термина «тантра»
— понятие Тантризма
— признаки Тантризма
— время появления Тантризма
— место появления Тантризма
— универсализм Тантризма
— теология Тантризма
— онтология Тантризма
— антропология Тантризма
— сотериология Тантризма и др.

Вот что пишет С.А.Жаринов (см. Жаринов С.А. Тантрология: Наука о Тантризме в Россииwww.. 06.2012г. философский портал «Арктогея». Сайт www.arcto.ru.), соискатель кафедры философии ТюмГНГУ:

«В 2000-х годах положение заметно улучшилось. Прежде всего, это связано с тантрологическими исследованиями уже упомянутого нами С.В.Пахомова. Он в 2001г. защитил кандидатскую диссертацию в СПбГУ под названием «Индуистская тантрическая философия» (научным руководителем стал известный востоковед Е.А.Торчинов). В данной работе автор попытался эксплицировать философскую проблематику в необъятном тантрическом учении. Это делает данную работу весьма актуальной, ведь даже за рубежом нет серьезных монографий, посвященных тантрической философии, которые бы систематизировали обширный материал. Это довольно успешно осуществил С.В.Пахомов, выделив в тантрической философии четыре раздела (теология, онтология, антропология, сотериология), в рамках которых изложил и проанализировал важные философские компоненты».

Пожалуй, самым важным обстоятельством явилось то, что в диссертации (см. введение) было сказано: «Мы вводим термин «Тантрология», обозначающий область знания, в которой исследуется Тантризм, хотя осознаем, что это неологизм, поскольку он еще не устоялся в отечественной науке. В этом смысле очевидно, что умозрительные положения Тантризма являются не менее значимыми и актуальными, чем его практические аспекты…». Затрагивая степень разработанности темы исследования, автор упомянул, что: «в отечественной Индологии Тантрология только начинает развиваться…».

Таким образом, в 2001г. впервые на российском академическом уровне в академическом порядке в СПбГУ на Философском факультете было озвучено предложение о введении в научный оборот термина «Тантрология» для области знания, которая занимается изучением Тантризма, Тантры, и необходимости выделения Тантрологии в отдельную дисциплину.

Таким образом, годом рождения Российской Тантрологии можно считать 2001г., хотя подготовительная работа началась за долго до 2001г., и тантрологические исследования в России проводились и раньше, а упоминания о Тантрологии как науке можно встретить еще у А.М.Кондратова (см. Кондратов А.М. Атлантиды пяти океанов. Л. Гидрометеоиздат. 1987г., 1988г. 160 стр.).

        

«В другом океане — Индийском — морские геологи обнаружили подводную структуру, подобную Новозеландскому плато, в районе, где люди жили и пять, и десять, и сорок тысяч лет назад. Более того: именно здесь, по мнению ряда ученых, происходил процесс становления «человека разумного», длившийся несколько миллионов лет. Речь идет об «Атлантиде Индийского океана» — затонувшей земле Лемурия. В пользу гипотезы об этой земле говорят самые различные данные наук, изучающих историю нашей планеты. Это океанология, наука об океанах Земли, и антропология, наука о человеке. Это морская геология, в буквальном смысле слова черпающая со дна морей и океанов их историю, запечатленную в виде осадков, и египтология, воскресившая историю древнего народа, сумевшая расшифровать письмена людей, живших за много тысячелетий до нас. Это вулканология и сейсмология, науки, изучающие тектонические процессы, происходящие в коре Земли, — и такие, казалось бы, далекие от них науки, как индология, санскритология, буддология, тантрология, пытающиеся проникнуть в глубинные «пласты сознания»…».

        

А.М.Кондратов (1937-1993) — советский и российский лингвист, биолог, автор научно-популярных книг, журналист, поэт, прозаик, переводчик. Окончил Ленинградскую школу милиции, Институт физической культуры и спорта. Работал в Музее религии и атеизма, где заведовал отделом Буддизма. Участвовал в археологических, океанологических и подводно-археологических экспедициях. Занимался исследованием методов машинной дешифровки надписей древнего Средиземноморья. Автор нескольких десятков научно-популярных книг по таким проблемам, как изучение древних и современных языков, палеонтология, геология, поиски реликтовых животных и др. Число языков, на которые переведены книги А.М.Кондратова, превышает два десятка (японский, французский, английский, чешский, итальянский, украинский, туркменский, испанский, тамильский, словацкий, бенгали, немецкий, эстонский, арабский, грузинский и др.).

На основе выше приведенной цитаты можно предположить, что А.М.Кондратов рассматривал Тантрологию как науку, которая пытается проникнуть (в том числе и) «в глубинные «пласты сознания»»… Как известно, А.М.Кондратов интересовался (глубоко изучал) и занимался индийской Йогой — «наукой о сознании» (если говорить условно). Возможно, он также интересовался и Тантрой.
Однако именно в 2001 г. в СПбГУ, на академическом уровне, было одобрено и принято серьезное тантрологическое исследование (диссертация С.В.Пахомова имеет статус монографии), которое положило «официальное», «академическое» начало формированию Тантрологии как самостоятельной науки.

 

2. 2001 ГОД — ГОД БЕЛОЙ ЗМЕИ.

«По Восточному календарю 2001г. — год Белой или Металлической Змеи. Это шестой год в 12-летнем цикле животных Восточного календаря. В принятом 60-летнем цикле Восточного календаря стихия Металла соответствует четвертой фазе, осени, периоду справедливого разделения и распределения собранного урожая, периоду исправления и улучшения, селекции и сохранения (благодаря самоограничению) собранных плодов. Поэтому можно говорить, что в «металлических» 2000 и 2001 гг. мы будем пытаться сохранить первые (точнее — вторые, но уже не скороспелые, как в 1990-91гг.) плоды тех дел, которыми мы располагали в 1990-91гг., первых годах стихии Металла в новом 60-летнем цикле. При этом мы будем сохранять верность себе, принимать свою судьбу и не отрекаться от своей истории и своих традиций, обогащать повседневность ценностями культуры и искусства и стараться внести исправления и улучшения в полученные за последнее время результаты.
По другой распространенной на Востоке схеме 5 элементов-стихий Земля или Почва находится в центре, а Дерево, Огонь, Металл и Вода соответствуют четырем сторонам света и временам года — Восток (весна), Юг (лето), Запад (осень) и Север (зима). В соответствии с этой схемой смена этих 4 стихий происходит через краткое проявление стихии Земли, которая успокаивает, уравновешивает, закрепляет действие предшествующих стихий и создает базу, основу для действия последующей. В результате за полный цикл стихия Земли становится полноправным, полновесным элементом этого цикла, как по длительности, так и по значимости.
Однако можно говорить, что и в этой схеме стихия Металла выступает в роли справедливого судьи, все взвешивающего и все учитывающего, делящего и распределяющего собранный урожай, а также разрешающего все конфликты и отношения, и в роли честного, целеустремленного и способного к самоограничению и даже жертвенности селекционера, вносящего исправления и улучшения и пытающегося сохранить имеющиеся плоды.
В Восточном календаре каждой стихии соответствуют определенные цвета: Дереву — синий или зеленый, Огню — красный, Земле — желтый, Металлу — белый, Воде — черный или серебристый. Период каждой стихии длится два года. Первый год из них относят к году-Ян, а второй — к году-Инь. Кроме того, каждая стихия сама подразделяется на Ян-Инь: Дерево — слабый Ян, Огонь — сильный Ян, Земля — равновесие Ян-Инь (центр, середина цикла), Металл — слабый Инь, Вода — сильный Инь.
Из этого краткого экскурса по структуре Восточного календаря уже можно сделать вывод и о качествах года Белой Змеи — иньский по своей природе год Змеи (в каждой стихии он всегда бывает только вторым годом-Инь) в 2001г. будет слабоиньским годом Змеи в 60-летнем цикле (Металл — слабый Инь).
Поэтому можно все-таки надеяться, что в 2001г. Змея, мудрая и справедливая, практичная и трудолюбивая, позволит нам восстановить справедливость в распределении земных плодов нашего труда последних лет и поможет восстановить и сберечь те наши богатства, которые остались нам после 12-летнего цикла перестройки и особенно после феерического года Дракона».

(В.Копылов. 2001 год — год Белой Змеи. Сайт www.deol.ru.)

«Годы Змеи: 1905, 1917, 1929, 1941, 1953, 1965, 1977, 1989, 2001, 2013. В годы Змеи происходят знаковые события, определяющие развитие мира и отдельных стран на ближайшем этапе и в дальней перспективе, нередко эти годы характеризует накал страстей в политической жизни стран. История полна драматическими событиями, которые пришлись на годы Змеи.
1905 — революция 1905г. , «Кровавое воскресенье» 9 января.
1917 — Октябрьская революция 1917г.
1929 — начало коллективизации, начало политики «ликвидации кулачества как класса»;
1941 — начало Великой Отечественной войны;
1953 — смерть Сталина в марте 1953г.;
1965 — экономическая реформа Косыгина;
1977 — принята Конституция СССР, начало «застоя»;
2001 — 11 сентября — крупнейшая террористическая атака в США». 

(Е.Зимовец. 2013 — год Змеи по восточному гороскопу.
15.12.12г. Сайт www.reiki-lotos.ucoz.ru.)

«В ХХ в. 1905, 1917, 1929, 1941, 1953, 1965, 1977, 1989 и 2001 годы проходили под знаком Змеи. Чем эти годы ознаменовались в истории России — очевидно для любого человека, обладающего базовыми историческими знаниями.
— Революция 1905г.;
— Октябрьский переворот 1917г.;
— именно в 1929г. начинает свое реальное восхождение к вершинам власти Адольф Гитлер;
— в 1941г. он нападает на СССР;
— 1953г. — кончина «отца всех народов — товарища Сталина»;
— именно на 1965г. приходится расцвет пресловутой «косыгинской» экономической реформы;
— в 1977г. в СССР была принята новая редакция Конституции, по которой страна жила вплоть до самого развала Союза;
— В 1989г. Генеральный секретарь ЦК КПСС, фактический глава государства, М.Горбачев и президент США Р.Рейган объявляют о завершении «холодной войны» между странами.
— 2001г стал переломным для всего мира: 11 сентября в США были атакованы здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Пентагона в Вашингтоне. США заявили о разворачивании масштабной войны с терроризмом во всем мире». 

(Е.Романова. Все годы Змеи в ХХ в. для истории России
были судьбоносными. 28.12.2012г. Сайт www.u-f.ru.)

«Всего на Руси, если начинать считать от Рюрика, правители менялись 110 раз. В это число из множества княжений входят только великие княжения. Был период, когда Русь состояла из нескольких независимых княжеств, но традиция великого княжения при этом сохранилась. Кроме официальных правителей в это число вошли также и опекуны, осуществлявшие власть в период несовершеннолетия князя или царя. Реальных имён властителей меньше, чем 110, поскольку некоторые князья правили дважды и трижды в периоды интенсивной борьбы за власть.
Число 110 выглядит вполне корректно в историческом смысле, поскольку отмечает число официальных переходов власти от одного лица к другому (или к группе лиц).
Теперь, если мы посмотрим на годы, в которые происходили смены власти, то увидим ярко выраженное неравномерное распределение. На годы Змеи (в соответствии с китайским календарём) приходится 22 смены из 110, что равно 1/5, а при равномерном распределении мы должны были бы получить 1/12. Можно предъявить более жёсткие требования. Например, не учитывать те смены, которые происходили в течение одного года, считая, что это результат общей смуты.
Таких лет (из числа лет Змеи), когда в одном году происходило несколько смен, было три: 1605, 1917 и 1953. Кроме них было ещё три года, в которые происходило несколько смен правления: 1146, 1175, 1610.
Перечень лет, когда правление продолжалось меньше года: 1068, 1154, 1174,1175, 1740, 1761, 1184
Если мы исключим те смены, которые происходили в одном году, всё равно остаётся 18 смен, приходящихся на год Змеи, что примерно в два раза выше равномерного распределения: при равномерном распределении среднее количество смен, приходящихся на один год равно примерно 9. Для сравнения: в годы, следующие за годами Змеи произошло 9 смен, что вполне соответствует равномерному распределению; в годы предшествующие годам Змеи произошло тоже 9 смен. Из Таблицы № 1 виден отчётливый пик в год Змеи, небольшой провал после и примерно равномерное распределение по остальным годам.
То, что год Змеи является кризисным для России, отмечено давно. Особенно сильно это работало в XX в. В последовательности лет 1905, 1917, 1929, 1941, 1953, 1965, 1977, 1989 только 1965 и 1977 относительно тихие годы, все остальные — годы очень серьёзных кризисов». 

(Годы Змеи в русской истории. Астро-Академия. Сайт www.astro-academia.ru.)

«Если взглянуть на череду годов Змеи, начиная с конца XIX в.: 1881 — 1893 — 1905 — 1917 — 1929 — 1941- 1953 – 1965 — 1977 — 1989 — 2001, то можно удивиться их судьбоносной роли в истории Российской Империи — СССР — Российской Федерации. То катаклизм, то крутой политический поворот. Приближается очередной 2013г. — год Змеи, в недалекой исторической перспективе 2025г. Попробуем объяснить особую роль годов Змеи в жизни нашей страны.
I. Экскурсия по годам Змеи.
1. Белая металлическая Змея. 30 января 1881г. — 18 февраля 1882г. На земле. 1(13) марта 1881г. польский дворянин Иоахим Гриневецкий смертельно ранил императора Александра II. В зодиаке. В Тельце Сатурн подошел к Нептуну на 4? 31 августа 1881г.
2. Черная водяная Змея. 16 февраля 1893г. — 6 февраля 1894г. На земле. Финансовые реформы Витте и Вышнеградского. Взятие резкого курса на капитализацию. Начало роста численности пролетариата, сказавшего свое слово в 1905 и в 1917гг. В зодиаке. Тригон Сатурна и Нептуна (здесь и далее везде с орбисом 1?) с 25 марта 1893г. по 14 апреля 1893г. и с 12 сентября 1893г. по 29 сентября 1893г.
3. Синяя деревянная Змея. 4 февраля 1905г. — 24 января 1906г. На земле. Первая русская революция — «генеральная репетиция» 1917г. В зодиаке. Тригон Сатурна и Нептуна с 7 марта 1906г. по 24 марта 1906г. Пусть чуть позже года Змеи, но все же близко.
4. Красная огненная Змея. 23 января 1917г. — 10 февраля 1918г. На земле. Февральская революция и Октябрьский переворот. В зодиаке. Соединение Сатурна и Нептуна во Льве с 21 июля 1917г. по 13 августа 1917г. Действительно, эта Змея и красная, и огненная.
5. Желтая земляная Змея. 10 февраля 1929г. — 29 января 1930г. На земле. Ликвидация крестьянства как класса. В зодиаке. Тригон Сатурна и Нептуна с 24 февраля 1929г. по 22 марта 1929г.; с 6 мая 1929г. по 11 июня 1929г.; с 22 декабря 1929г. по 7 января 1930г.
6. Белая металлическая Змея. 27 января 1941г. — 14 февраля 1942г. На земле. 22 июня 1941г. Германия напала на СССР. В зодиаке. Тригон Сатурна и Нептуна с 27 июня 1941г. по 24 июля 1941г.; с 21 сентября 1941г. по 18 октября 1941г.
7. Черная водяная Змея. 14 февраля 1953г. — 2 февраля 1954г. На земле. 5 марта 1953 г. умер (или был убит) советский вождь Сталин, что является событием мирового значения.
В зодиаке. Соединение Сатурна и Нептуна в Весах с 24 апреля 1953г. по 13 августа 1953г.
8. Синяя деревянная Змея. 2 февраля 1965г. — 20 января 1966г. На земле. Начало власти Брежнева ознаменовало конец хрущевской «оттепели». В зодиаке. Тригон Сатурна и Нептуна с 8 июня 1965г. по 3 августа 1965г.
9. Красная огненная Змея. 18 января 1977г. — 6 февраля 1978г. На земле. Заматеревший у власти Брежнев принял новую конституцию, убрал своего соперника Подгорного, захватив его должность. Начался застой. В зодиаке. Тригон Сатурна и Нептуна с 15 июня 1977г. по 2 июля 1977г.
10. Желтая земляная Змея. 6 февраля 1989г. — 26 января 1990г. На земле. Народные революции смели марионеточные просоветские режимы в Восточной Европе. Одним из символов века стало падение Берлинской стены. В зодиаке. Соединение Сатурна и Нептуна в Козероге с 14 февраля 1989г. по 26 марта 1989г.; с 31 мая 1989г. по 16 июля 1989г.; с 27 октября 1989г. по 29 ноября 1989г.
11. Белая металлическая Змея. 24 января 2001г. — 11 февраля 2002г. На земле. Историческая закономерность: за революцией следует реставрация. Движение к неосоветской системе началось. В зодиаке. Тригон Сатурна и Нептуна с 18 июня 2001г. по 3 июля 2001г.; с 10 января 2002г. по 13 февраля 2002г.
Можно видеть, что годы Змеи синхронны с соединениями и тригонами Сатурна и Нептуна. Загадка годов Змеи в отечественной истории нашла свое астрологическое объяснение.
II. Цикл России. Через каждые 36 лет после цареубийства в 1881г. стали происходить исторические события мирового значения: в 1917г. пала монархия в России, в 1953г. умер (или был убит) Сталин, в 1989г. соцлагерь в Европе обрел свободу. На очереди 2025г.…
36 — число незаурядное: три дюжины. 36 — это три седьмых от восьмидесятичетырехлетнего Урана — планеты революций и войн. А три и семь — магические числа. Через 36 лет повторяются годы по восточному календарю и их нумерологическая характеристика: все они девятки, если складывать их цифры столько раз, сколько надо для получения однозначного числа, то получится девять. Например: 1 + 9 + 8 + 9 = 27; 2 + 7 = 9. А девятка в нумерологии означает развитие мира, пророчество, рок, судьбу, неизбежность.
А почему «великий таймер» включился в 1881г.? Этот год — палиндром, читается одинаково слева направо и справа налево. Предыдущий палиндром — Змея 1221г., когда в России еще не было царя, бушевали княжеские усобицы. Следующий палиндром — Змея 3333г.…
III. 2013г. (прогноз). Черная водяная Змея. 10 февраля 2013г. — 30 января 2014г.
В зодиаке. Тригон Сатурна и Нептуна с 24 мая 2013г. по 7 августа 2013г. На земле (прогноз). Просмотрев предыдущие годы Змеи, разумно предположить, что 2013г. аккумулирует политические тенденции 1965, 1977, 2001 годов Змеи.
Кроме того, логично посмотреть на гороскоп России постмонархического периода, составленный на момент отречения от престола Николая II — ведь это тоже было в год Змеи! Нептун (2 градуса 18 минут Льва) и Плутон (2 градуса 19,8минут Рака) образуют практически точный полусекстиль.
Транзитный Нептун будет взаимодействовать с упомянутой парой планет гороскопа с 10 февраля 2013г. по 6 марта 2013г. и с 21 сентября 2013г. по 4 января 2014г. Ранее такое было во время раскрестьянивания, перелома в ходе Второй мировой войны, хрущевской «оттепели», брежневского безвременья начала семидесятых годов, прихода к власти Горбачева, агонии и падения власти Ельцина. Видим, что рассматриваемый государственный гороскоп действует и в наше время! Значит, и 2013г. таит в себе политически интересные события и процессы». 

(В.Дроздов (астролог). Роковые годы Змеи. 27.12.12г. Сайт www.all-astrology.ru.)

«Знание истории предполагает, как минимум попытки выстраивания исторических параллелей. По наступившему восточному календарю Новый 2013 Год пройдет под знаком «Водяной Змеи». Конечно, восточный гороскоп 12-летнего цикла создан на основании китайских историков и астрономов, но, тем не менее, интересно отследить, какими событиями запомнились в российской истории XX в. предыдущие «змеиные годы».
Примечательно, что в начале прошлого века года, проходившие под знаком Змеи, приносили нашей страны существенные потрясения, но к середине века эта закономерность сошла на нет и стоит надеяться, что и наступивший год не принесет нам ничего экстраординарного со знаком «минус».
Первый год Змеи в XX в. пришелся на 1905-1906гг. Тогда Россия первый раз в наступившем столетии вступила в полномасштабную войну. Русско-японский вооруженный конфликт начался с шапкозакидательских настроений, однако небольшая и на тот момент технологически отсталая островная Япония смогла сконцентрировать свои усилия и в результате Российская Империя потерпела обиднейшее поражение. Усугубленный брожением умов в кругах интеллигенции, проигрыш в русско-японской войне привел к первой российской революции. Вооруженные восстания не смогли свалить 300-летнюю монархию, но в следующий исторический период Россия уже вошла со своим первым парламентом. Год деревянной змеи заложил мину под фундамент Российской Империи.
Через двенадцать лет, в 1917-1918гг., в следующий год Змеи по империи был нанесен второй удар, которого она уже не пережила. Если русско-японская война в основном ощущалась россиянами в основном из газетных репортажей, то последовавшая за ней Первая мировая вошла уже практически в каждый дом страны. За первые годы на полях сражений осталась лежать практически вся кадровая армия мирного времени, к 1917г. в бой начали бросать запасные резервные полки. Именно солдаты и офицеры этих полков, не желавшие менять уютные и теплые петроградские казармы на стылые фронтовые окопы и стали катализатором февральской революции 1917г. Кровавой соли в февральские события добавили и кронштадские матросы, которые, прямо скажем, также до этого активно не участвовали в боевых действиях. Тем не менее, воодушевленные общим демократическим порывом, они вполне успешно провели спецоперацию против собственных офицеров, подняв на штыки практически весь руководящий состав военно-морской базы. Последовавший за этим «угар демократии» по всей стране, развал армии и паралич центральной власти привел к октябрю 1917г. Год огненной Змеи полностью переформатировал государственное устройство России.
Через следующую дюжину лет, в 1929-1930гг. год земляной Змеи окончательно разрушил столетний порядок пользования российской землей. Большая индустриализация требовала все больше и больше рабочей силы, существовавшие же мелкие крестьянские хозяйства не могли удовлетворить растущие продовольственные запросы города. Руководство страны сделало ставку на большие коллективные сельскохозяйственные предприятия. «Угар НЭПа» сменился «угаром коллективизации» так, что из Кремля даже пришлось одергивать особо отличившихся начальников на местах, прописав им таблетки от «головокружения от успехов». В результате традиционная тысячелетняя крестьянская община с коллективной ответственностью и коллективным управлением была возрождена на качественно новом уровне.
Следующий год змеиного цикла — 1941-1942гг. принес нашей стране, пожалуй, самое большое испытание за все время ее существования. Второй раз на российскую землю вторглись войска объединенной Европы.
Еще через двенадцать лет в год водяной Змеи в 1953-1954гг. завершилась сложная и неоднозначная эпоха Иосифа Сталина. Он останется в истории и как человек, затмивший все рекорды репрессий против собственного народа и как человек, «получивший Россию с сохой, а оставивший ее с атомной бомбой». После смерти Сталина змеиные годы уже не стали приносить России эпохальные перемены.
В очередной год деревянной Змеи в 1965-1966гг. наша страна потеряла Сергея Королева, основоположника отечественных ракетных космических систем. После этого СССР, безоговорочно лидировавший до того времени в космической гонке стал допускать обидные промахи и просчеты, и, в результате первым на Луне стал развиваться американский флаг.
В следующем годе Змеи в 1977-1978гг. к значимым событиям с большой натяжкой можно было отнести только принятие очередной Конституции. Однако по сути ничего революционного в ней не было, она просто зафиксировала существовавший статус.
К году земляной Змеи (1989-1990) афганская война уже была окончена, но в стране уже начались необратимые процессы, которые через год разорвут некогда могучую социалистическую империю на части. Выжившее сердце империи получило название Российская Федерация.
Следующий год железной Змеи — 2001-2002гг. не принес нашей стране ровным счетом ничего особенного, что дает надежду на пресечение губительного цикла влияния на нашу страну года Змеи, из какого бы материала она ни была сделана».

(В.Сергеев (главный редактор «Военных новостей России»).
Год Змеи. 11.02.13г. Сайт www.voennovosti.ru.)

 

3. 2001-2013гг. — 12 ЛЕТ РОССИЙСКОЙ ТАНТРОЛОГИИ.

С точки зрения Астрологии, 12 лет — это так называемый полный «Круг Жизни» — магический круг, представляющий собой Круг Зодиака. Сегодня на Западе, как, в принципе, и на Востоке, большой популярностью пользуется Китайский календарь с 12-летней животной символикой, т.е. каждому году соответствует символ определенного животного. Считается, что именно шумеры стали делить небо на 12 небесных окон, которые впоследствии греки назвали Зодиак, или Зодиакальный Круг (греч. Zodiakos от Zooh — животное) т.е. Круг Животных. Согласно другой версии, идея создания календаря с 12-летней животной символикой принадлежит древним ариям (Авестийской (Зороастрийской) Традиции), в Китайской Традиции подобного календаря не было до XIV в., а когда он появился, китайцы заменили нескольких животных.
В действительности, на Востоке с древнейших времен каждому году прописывают совершенно особые свойства — в зависимости от того, каким животным и каким цветом он обозначается. Существует легенда, что сам Будда перед своим уходом созвал попрощаться всех животных, но на его зов пришли не все. В итоге пришли двенадцать животных. В том порядке, в котором животные приходили, Будда раздавал им по одному году правления. Первой явилась Крыса (Мышь), за ней Бык (Корова), потом пришли Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Конь, Овца, Обезьяна, Петух, Собака, и последней пришла Свинья (Кабан). В награду за то, что они пришли проститься с Буддой, они получили право раз в двенадцать лет владеть временем и судьбами человеческими.
Многие специалисты считают, что история подобного восточного календаря насчитывает более 4000 лет. Согласно гороскопу, составленному на основе этого восточного календаря, каждый год в пределах 12-ти годичного цикла проходит под знаком одного животного. Человек, рожденный в определенном году, получает ряд врожденных качеств, в зависимости от которых и складывается его судьба. Следует помнить, что отсчет восточного года происходит по лунному календарю, каждый месяц в котором начинается с новолуния. Начало восточного года определяется по второму новолунию после зимнего Солнцестояния, которое бывает 22 декабря.
Двенадцать животных восточного гороскопа разделены на четыре «триады». В первую триаду входят Крыса, Дракон и Обезьяна. Они энергичны и деятельны. Они могут быть очень добры или очень злы, но середины не знают. Во вторую триаду входят Бык, Змея и Петух. Они завоевывают успех нелегким трудом, постоянными и неутомимыми усилиями. Их трудолюбие достойно похвалы, а умение планировать свои действия заслуживает восхищения. Третью триаду составляют Тигр, Лошадь и Собака. Им свойственно умение ловко вести беседу, убеждать людей, легко налаживать контакты. Каждый из них имеет много знакомых, но по-настоящему нуждается лишь в одном близком человеке. Четвертая триада — Кролик (Кот), Коза и Свинья. Их отличает стремление к красивой жизни, сильно развитое чувство прекрасного и ярко выраженные творческие способности. Все они артистичны, обладают прекрасной интуицией и хорошими манерами.

Что интересного произошло в Российской Тантрологии в рамках этих 12-ти лет? Много чего произошло, возможно, об этом мы еще узнаем из будущих исследований, посвященных данной теме. О некоторых фактах, в частности, см.:
Статья 4.5. «Академическая» история Российской Тантрологии с 2000г. по 2012г.;
Статья 4.6. «Неакадемический» размах Российской Тантрологии с 2000г. по 2012г.;
Статья 4.7. «Эзотерическая» направленность Российской Тантрологии с 2000г. по 2012г.;
Статья 4.8. «Мистические» знаки в истории Российской Тантрологии с 2000г. по 2012г.
Возможно, значительно больший интерес может представлять не то, что произошло за эти 12 лет в самой Российской Тантрологии, сколько то, что произошло с сознанием людей и с Академической Наукой, которая повернулась лицом к Эзотерике и Древним Знаниям.
Что касается Российской Тантрологии, то можно обратить внимание на один из многих существенных моментов. В 2004г. в научно-теоретическом журнале «Религиоведение» была опубликована статья С.В.Пахомова «Становление Тантрологии» (см. ж. «Религиоведение» №3 2004г. С.48-57. Сайт www.indcultur.narod.ru.). Вот что пишет С.В.Пахомов в этой статье:

«Индуистская Тантра (Тантризм) систематически исследуется почти сто лет. Много это или мало? С учётом того, что гуманитарная наука в XX в. развивалась очень интенсивно — это, наверное, большой срок. Тем не менее, несмотря на то, что учёные продвинулись в изучении Тантры достаточно далеко, — как на Западе, так и в самой Индии, — до сих пор в данной области остаётся множество белых пятен. Характерно, что вплоть до 1960-х гг. изучение собственно Тантры (включая и изучение буддийской Тантры) не формировало — по крайней мере, на Западе, — отдельной научной дисциплины. («Серьёзных работ по Тантре мало, они слишком специализированы и не формируют самостоятельного жанра среди других востоковедных исследований». Bharati А. Tantric Tradition. London etc. 1992 (3rd ed.; 1st ed. в 1965 г.). P. 9)»…<…>.
Ныне в западных странах данная дисциплина носит название Tantric Studies [Тантрические Исследования]; ее можно, наверное, называть также «Тантрологией», термином, который пока что отсутствует в нашем научном обиходе за отсутствием соответствующих исследований, о чем еще будет сказано ниже… <…>.
Конечно, нельзя сказать, что в целом российская Индология находится на подъёме, однако даже на этом фоне относительно слабого развития Тантрология как отдельная дисциплина отсутствует начисто…».

К сожалению, в рассматриваемый период мы не наблюдаем каких-либо соответствующих серьезных или монографических исследований, которые формировали бы Российскую Тантрологию как отдельную, самостоятельную науку. Пока в арсенале Российской Тантрологии, помимо словарных статей, авторских статей и публикаций, переводов зарубежных изданий и некоторых популярных российских изданий, значится одно монографическое исследование С.В.Пахомова — «Индуистская тантрическая философия». В январе 2012г. С.В.Пахомов поступил в докторантуру философского факультета СПбГУ, и по настоящее время работает над докторской диссертацией на тему «Сотериология индуистского Тантризма». Скорее всего, это будет еще одно монографическое исследование, поскольку до настоящего времени подобных исследований практически не было, за исключением одной диссертации, правда, посвященной вопросам сотериологии в Индийской Традиции.

В 2006г. в декабре в ФГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» состоялась защита диссертации на соискание степени кандидата культурологии с названием «Спасение и освобождение: сотериология в культуре Индии древности и средневековья», которая была выполнена на кафедре культурологии и искусствознания. Специальность: теория и история культуры. Научный руководитель: доктор культурологии, доцент Г.Н.Миненко. Автор: Ольга Николаевна Куслий, выпускница факультета иностранных языков Новосибирского государственного педагогического института по специальности «английский и немецкий языки». В 1998г. в Институте повышения квалификации при Новосибирском государственном университете прослушала курс философии культуры. С сентября 2007г. по октябрь 2012г. — доцент кафедры иностранных языков Новосибирского военного института. С 22 октября 2012г. — доцент кафедры востоковедения ГФ НГУ. Область научных интересов: культура Востока, история религий, духовная культура сакcких племён древности и средневековья. Среди публикаций (выборочно):
— Философский и религиозный пути «спасения» (Индия древности и раннего средневековья»). (Методические указания к лекционному курсу «Восточная философия»/ «Филоcофия религии»). Новосибирск. Изд-во НГУ. 1998г. 48 стр.
— Религия и язык в контексте культуры. // Материалы международной научно-практической конференции «Методология обучения иностранным языкам в вузах». Новосибирск 18-20 ноября 1999г. Новосибирск. Изд-во НГУ. 1999г. С. 82-85.
— Свет и звук в сотериологии Православия и Буддизма. // Сборник научных трудов Кемеровского государственного университета культуры и искусств «Культура как предмет комплексного исследования». Кемерово. Кузбассвузиздат. 2002г. Вып. 4. С. 156-166.
— О методе «эволюционирующей» мифологии в исследовании религиозных символов. // Сборник научных трудов Кемеровского государственного университета культуры и искусств «Культура как предмет комплексного исследования». Кемерово. Изд-во «Полиграф». 2003г. Вып. 5. С. 169-179.
— Методика наблюдения-участия в комплексном изучении индийской культуры. // Научный ежегодник Кемеровского государственного университета культуры и искусств «Культура как предмет комплексного исследования». Кемерово. КемГУКИ. 2005г. С. 296-302.

Диссертация ОНКуслий

«Общая характеристика работы. Актуальность исследования. В любой культурной системе духовная культура играет роль базового компонента, выражающего глубинное содержание социальной жизни. В свою очередь духовность в традиционных обществах неотъемлема от его религиозных представлений. Поскольку ни одна религия не оставляет человека без надежды на спасение, то сотериология выступает основанием не только так называемых монотеистических, но и политеистических религий. Что касается Индии, то сотериология служит также отправным пунктом индийской философии, в центре которой всегда находился человек. В ранние эпохи не существовало различия между теологией и философией, поэтому практически невозможно провести черту, за которой религиозное учение о спасении становится философской проблемой о смысле бытия. Как мировоззренческая концепция эта идея была сформулирована уже в древней Индии и обозначалась как утрата человеком исходного единства с природой и прародителем-богом.
Спустя три тысячелетия проблема остается актуальной: современные мыслители говорят о необходимости восстановления связи человека с космосом, о переориентации людей с мирских ценностей на ценности трансцендентные. Речь идет о принятии человечеством идеологии «нового аскетизма», в связи с чем наблюдается огромный интерес к культурному наследию страны, духовным идеалом которой традиционно считается человек, достигший благодаря подавлению всех желаний прекращения будущих рождений слияния с безличным Брахманом. Совершенно очевидно, что достижение подобного космического состояния недоступно обычному образу жизни.
Сегодня делаются многочисленные попытки представить всю Индийскую Традицию как пантеистическую. Результатом является расхожее утверждение о том, что в Индии нет места человеку, поскольку он рассматривается не иначе как временная манифестация Абсолюта. Проведенное нами исследование индийской духовной культуры в ее историческом аспекте позволяет утверждать, что подобное мнение ошибочно. В Индии как самой религиозной стране мира наряду с поиском вечности, достигающим апогея в постижении первоначального единства человека и Вселенной, всегда существовала теистическая вера в спасителя, любящего и милосердного бога, способного избавить от греха и смерти.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью осмыслить генезис двух видов индийской сотериологии, взаимодействие которых послужило основой формирования величайшей духовной культуры. Истоки «освобождения» восходят к верованиям протоиндийцев с их концепцией единства женского и мужского начал, тогда как корни «спасения» следует искать в религии индоевропейцев с их основной идеей о борьбе добра и зла. Это значимо не только для обогащения наших знаний об истории и духовном наследии Индии, но способно пролить свет на культурное прошлое других азиатских стран.
Степень изученности проблемы. Существует огромный массив литературы по индийской культуре, философии и религиям. В соответствии с цепью и задачами данной работы весь исследовательский материал, проанализированный в процессе ее выполнения, можно классифицировать следующим образом.
Классические источники нескольких периодов:
1. Ведийского (1500г. до н.э. — около 500г. до н.э.) — Самхиты, Брахманы, Упанишады, раннебуддийские писания;
2. Эпического (483г. до н.э. — около 650г.) — классические Пураны, эпосы Рамаяна и Махабхарата, труды буддийских мыслителей Васубандху и Нагарджуны;
3. Средневекового (приблизительно до XII в.) — поздние Пураны, тамильская поэзия «бхакти» и философские трактаты представителей Веданты.
Правильное толкование вышеназванных трудов было бы невозможно без обращения к комментаторской литературе. Ведийский период глубоко исследован в работах А.Макдоннела, Л.Рену, Ф.Б.Я.Кейпера, Ж.Дюмезиля, Р.Н.Дандекара, Д.Чаттопадхьяи, А.Гхоша, В.С.Семенцова, Г.М.Бонгард-Левина, Г.Ф.Ильина, С.Радхакришнана, В.Г.Эрмана, А.С.Майданова и др. Особо следует отметить автора русского перевода трехтомного издания Ригведы и избранных текстов Атхарваведы Т.Я.Елизаренкову. В нашей работе огромную помощь оказали не только собственные пояснения российского переводчика, но и приводимые ею материалы других комментаторов, включая знаменитого исследователя XIV в. Саяну. Нельзя не отметить труды первых русских индологов И.П.Минаева, В.Ф.Миллера и Д. Н.Овсянико-Куликовского.
В исследовании Буддизма особенно важны труды, дающие понятие о закономерностях возникновения и развития первой мировой религии: Будона Ринчендуба, Х.Глазенаппа, А.Говинды, Г.Понтера, Э.Конзе, О.О.Розенберга, В.К.Шохина, Т.В.Ермаковой, Е.П.Островской, Д.Т.Судзуки, Е.А.Торчинова, Г.С.Померанца, В.Г.Лысенко, Б.И.Кузнецова, В.Н.Топорова, а также работы основателей советский Индологии С.Ф.Ольденбурга и Ф.И.Щербатского.
Средневековый период, ставший не только временем расцвета индийской философии, но и периодом становления основной религии страны — Индуизма, изучался наряду с классическими источниками также по работам Л.Б.Алаева, М.Ф.Альбедиль, А.Л.Бэшема, Н.Р.Гусевой, П.А.Гринцер, С.Вивекананды, Г.Ф.Ильина, Н.В.Исаевой, В.С.Костюченко, Е.М.Медведева, М.Мюллера, С.Л.Невелевой, П.Д.Сахарова, А.М.Самозванцева, И.Д.Серебрякова, А.Я. Сыркнна, Р.С.Шармы и др.
Большой интерес представляют работы, явившиеся результатом экспедиционных исследований их создателей. Первыми попытками осмыслить религиозные верования индийцев носителями иных культур можно считать сочинение античного автора Мегасфена «О благочестии» и знаменитый труд «Индия» ученого XI в. Абу Рейхана Бируни. Живший долгое время в Индии, средневековый мыслитель утверждал, что там существует две формы понимания религии, которые, говоря словами М.Вебера, можно связать, с «виртуозами религии» и профаническим большинством. «Полевым» опытом можно назвать записки русского купца Афанасия Никитина, первого европейского путешественника, ступившего на землю страны сказок. Благодаря ему, у нас есть правдивое описание дравидийского юга средневековой Индии, входящей в объект нашего исследования. Мы не раз обращаемся к трудам другого «полевого» испытателя — Мирча Элиаде, который с глубоким уважением относился к глубинным основаниям современной индийской культуры, основанной, по его образному выражению, на таинстве земледелия. Это особенно верно в отношении Индии, где основным занятием древнейшего населения было возделывание земли. Хотя современница Египта и Месопотамии протоиндийская цивилизация до сих пор остается Золушкой древнего мира, и образцы ее письменности пока не расшифрованы, тезис о правомерности рассмотрения ее в качестве одного из истоков индийской культуры принимается сейчас большинством исследователей.
Мы склонны согласиться с теми индийскими учеными, которые рассматривают хараппские верования как «протоиндуизм», так как при более близком знакомстве с Индуизмом становится очевидным, что в нем гораздо больше неведических элементов. Для их изучения мы обратились к богатейшей мифологической традиции, представленной в антологиях древнеиндийской литературы.
Все вышеперечисленные исследования, представляющие богатейший источник знаний о культурно-историческом развитии Индии, в той или иной мере затрагивают сотериологическую тематику. Однако, ввиду отсутствия специальных работ, посвященных данному измерению человеческого бытия, сотериологический аспект проблемы человека в традиционной культуре Индии остается наименее исследованным. На данный момент отсутствует осмысление сотериологии как основополагающей функции главных культурных феноменов древности и средневековья — религии и философии. До сих пор не была поставлена проблема соотношения двух вариантов сотериологии с протоиндийским и арийским началами в индийской культуре. В связи с этим возникает необходимость культурологического исследования, где два уровня индийской сотериологии были бы проанализированы в историко-культурном и в очень важном для классической Индии — тендерном аспектах.
Объектом исследования является духовная культура Индии периода древности и средневековья.
Предмет исследования составляют базовые ценности индийской духовной культуры — имперсоналистические идеи «освобождения» и теистические идеи «спасения».
Цель и задачи исследования. Цель диссертации состоит в исследовании генезиса и развития восточной сотериологии как двухполюсного явления: во-первых, как главного компонента духовно-религиозных комплексов, связанных с арийским началом в культуре, и, во-вторых, как уникальную для Индии «философию отрешения», имеющую протоиндийские корни.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач;
1. Проанализировать мифологическое основание индийской культуры — основной ведийский миф, в символике которого кроются истоки двух путей индийской сотериологии, а также проследить эволюцию индоарийских и протоиндийских божеств, сопоставив фамильные мандалы Ригведы с двумя более поздними (десятой и первой), а также с Авестой, Атхарваведой, Брахманами и Пуранами.
2. Исследовать зарождение безличных форм сакрального в представлениях о единой основе бытия в суктах последних книг Ригведы н показать их развитие в Брахманах и Упанишадах, а также рассмотреть этапы брахманического жертвоприношения в сопоставлении с ритуалами ранневедийской эпохи, обращая внимание на соотношение магии и религии.
3. Выявить мистическую и теистическую тенденции в сотериологических постулатах Упанишад и сравнить их с концепциями, изложенными в средневековых трактатах «Бхагавад-Гита» и «Ану-Гита».
4. Эксплицировать сотериологическое измерение основных направлений Буддизма и воздействие на них аборигенных культов.
5. Сопоставить сотериологические концепции двух основных направлений классической индийской философии — имперсонализма и теизма, а также доктрины спасения средневекового движения Бхакти и индуистского Тантризма.
Научная новизна исследования состоит в следующем.
1. Впервые в отечественной науке помимо общепризнанной «мокши», связанной с опытом мистической элиты, выявлена и исследована религиозная сотериология, категориально представленная идеей «спасения». Истоки религиозного идеала выявляются в фамильных мандалах Ригведы, тогда как корни «философии отрешения» уходят в архаическую магию аборигенных культов, литературными свидетельствами которых в Ведийской Традиции могут служить сукты последних мандал Ригведы, заговоры Атхарваведы и Брахманы.
2. Два варианта индийской сотериологии рассмотрены сквозь призму гендерных характеристик. Подвиг главы ведийского пантеона, сразившего перворожденного змея Вритру и его мать, принято рассматривать как победу патриархальных арийских богов над богинями, царившими в доарийской Индии, Однако проведенное исследование позволяет утверждать, что подавленная стадия индийской религиозности имеет скорее ведийские корни.
3. В работе показана эволюция представлений о единой основе бытия, начиная с ведийского Пуруши через Праджапати Брахман к безличному Брахману Упанишад. Новым является сделанный вывод, что идеал «освобождения», ставший путеводной звездой для интеллектуальной элиты Индии, зародился в мистических прозрениях вратьев, которые отождествляли свое тело с макрокосмом.
4. Два вида сотериологии рассмотрены не только как культурно-исторические типы мышления — религиозное и философское, но также как два основных направления классической индийской философии — теизм и имперсонализм. При этом выявлена и проанализирована теистическая тенденция не только в философских работах классического периода, которые традиционно относят к пантеистическим, но также в учении основателя Буддизма, которое обычно считают атеистическим.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Истоки индийской сотериологии восходят к двум величайшим культурам древности — индоевропейской и протоиндийской. Теистический идеал является неотъемлемой частью первоначальной религии индоариев с ее основной идеей о существовании вселенского закона праведности и справедливости, тогда как истоки «философии отрешения» восходят к протоиндийским верованиям об изначальном родстве человека с первоосновами Вселенной. Оба варианта сотериологии, обнаруживаемые уже в ведийских источниках, восходят к двум Варунам, один из которых — владыка космического закона, главный персонаж фамильных мандал, а второй — божество плодородия, персонаж Атхарваведы и Брахман.
2. Считается общепризнанным, что патриархальные боги, которых принесли в Индию воинственные евразийские номады, оттеснили автохтонных богинь на задний план. Однако подавленная матриархальная стадия индийской религиозности имеет скорее ведийские корни. Речь идет о женском аспекте двух религиозных культур, которые персонифицируются двумя богинями — Хараппской, которая никогда не исчезала из народных культов и через тысячу лет после падения городов древнейшей цивилизации вернулась к своему былому могуществу как Дэви Индуизма, и Ведийской Богиней, которая, будучи побежденной, все же не ушла в небытие, а возродилась в благостных аспектах Великой Матери.
3. В учении основателя Буддизма явно прослеживается религиозная сотериология. Его учение, которое он называл «путем древних», близко ригведийскому мироощущению в интерпретации такого аспекта, как цепь бытия. Доктрина основателя буддизма о «пути монахов» и «пути мирян, разработанная с учетом особенностей массового религиозного опыта, также может рассматриваться как теистическое решение проблемы духовного восхождения.
4. Благодаря величайшему философу Шанкаре ведийская религиозность одержала верх над брахманическим ритуализмом на уровне теологии. В учении Шанкары очень много общего с протоиндийским наследием, которое до него уже манифестировалось в высшем учении Вед и в доктринах создателей Буддизма Махаяны. Страстный приверженец концепции недвойственного Брахмана, философ считал, тем не менее, необходимым поклонение божественному началу Ишваре, обладающему в его системе всеми атрибутами всезнающего и всемогущего бога. Он с большим почтением относился к богам ведийского пантеона, резко выступая против унижения, которому они подверглись в средневековой Индии. Трактаты Шанкары не оставляют сомнения в том, что сам философ был поклонником Шивы и Шакти, которых он вновь и вновь называет единым солнцем, главным символом протоиндийской религии.
Теоретическая значимость исследования определяется концептуальным видением проблемы человека в индийской культуре, рассмотренной в историческом, сотериологическом и тендерном аспектах. Обоснованное в диссертации понимание индийской сотериологии как двухполюсного явления, истоки которого восходят к индоевропейской и протоиндийской культурам, расширяет научное знание о духовных основах этих величайших цивилизаций древности, а также позволяет по-новому взглянуть на генезис индийской культуры и ее многосторонние связи с другими азиатскими культурами.
Результаты и выводы диссертации представляют широкую базу для исследования, в том числе сравнительного, восточных культур древности и средневековья, при возможном их соотнесении с языческой культурой древней Руси.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов диссертации для дальнейшего изучения восточной сотериологии, а также при разработке учебных и специальных курсов по культурологии, истории религий Востока, по древнеиндийской культуре и философии.
Апробация работы. Основные положения и результаты диссертации излагались на межрегиональной научно-практической конференции «Социальная доктрина Русской Православной Церкви и современное российское общество» (Кемерово, 2001), а также на научных конференциях аспирантов и соискателей Кемеровского государственного университета культуры и искусств.
Материалы диссертации были использованы в учебном пособии «Философский и религиозный пути «спасения» (Индия древности и раннего средневековья»): Методические указания к лекционному курсу «Восточная философия (Философия религии)».

(Куслий О.Н. Спасение и освобождение: сотериология в культуре
Индии древности и средневековья. Диссертация. Кемерово. 2006г. 224 стр.)

*Британский историк Арнольд Тойнби (1889-1975) предсказал, что на закате XX в. в мире все еще будет доминировать Запад, но в течение ХХI в. Индия превзойдет своих завоевателей, лишив технологию ее былого значения. Во всем мире религия будет восстановлена в прежних правах, а центр мировых событий сместится с берегов Атлантики на Восток, где зародилась когда-то цивилизация.

* * *