Статья 1.6. Нужна ли нам Российская Тантрология? (ч.3).

продолжение

10. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РОССИЙСКОЙ ТАНТРОЛОГИИ.

«Традиция верит, что Тантра-Йога есть Откровение Бога Шивы, которое он сделал по просьбе своей супруги, прекрасной Богини Парвати (Шакти): «О, господин, скажи мне милостиво, какой есть Путь, по которому могут идти влюбленные с блаженством в сердцах друг друга?». «О, господин, скажи мне милостиво о средстве, с помощью которого человек может добиться долгой жизни, здоровья, силы, активности, стойкости, мужества. Чтобы он был наделен большой смелостью, чистотой помыслов, благородством, любовью, красотой и совершенством…».

(Тантра-Йога. Путь к силе, миру и долголетию. М. 1996 г. 222 стр.)

«Изначальной действующей причиной нисхождения Тантры (тантра-аватара), побуждающей Шиву обнаружить (сделать открытым) тайное знание, является Шакти. Она известна как Великая Богиня (Махадэви), вечная супруга Шивы и Мать Вселенной, бесчисленные формы которой (Дурга, Кали, Тара, Лакшми, Сарасвати и др.) почитаются во всех мирах (сарва-лока-намаскрита).
Махадэви обладает абсолютным знанием, не отличным от знания Шивы и не имеет необходимости в каких-либо других знаниях. Шива говорит Парвати: «Ты есть моя форма (мама-рупа), о Дэви; не существует различия (на бхедо сти) между тобой и мной. Всезнающая, о чем ты не знаешь? Однако ты спрашиваешь подобно незнающей» («Маханирвана-Тантра» 1.16).
Из сострадания ко всем существам Великая Богиня обращается к Шиве, побуждая его указать для них путь освобождения: «Бесконечное множество существ, находящихся в различных телах, рождаются и умирают, и для них не видно освобождения. О Дэва, они всегда мучимы страданием, и не видно никого счастливого. Каким способом, о Владыка богов, достигается освобождение, скажи мне, о Господь?» («Куларнава-Тантра» 1.4-5)».

(Ольшевский А.П. Тантра-Шастра. Ж. «Садхана». № 1. 1998г. Сайт www.nevadelta.ru.) 

Обратим внимание на предисловие к «Ади-Шанкарачарья-Тантре» (см. Шри Шанкарачарья. Ади-Шанкарачарья-Тантра. / Введ. и пер. Б.Динанатха. Старклайт. 2004г.), в котором сказано (см. Статью 3.13.4. Тайна термина «сватантра»):

«Раскрыв тайный смысл и силу величественных строк «Саундарья-Лахари», ученики и последователи Шанкары, сведущие в Тантре, составили на его основе уникальный в своем роде тантрический текст, снабив его соответствующими Янтрами, мистическими диаграммами, графически выражающими смысл каждого из стихов этого гимна, и дали прайогу (особые указания по применению). Так родилась «Ади-Шанкарачарья-Тантра». Сто стихов «Саундарья-Лахари, ставшие в этой Тантре ста мантрами, вместе с соответствующими им янтрами и садхана-прайога-видхи («практическим методом осуществления», способом реализации Шакти данной Тантры) обретают новое значение и, по сути, становятся независимыми ста Тантрами, каждая из которых, как и полагается, несёт определённые сиддхи (совершенства).
Сам Шанкара заявляет об этой Тантре следующее: «Вначале, Шива был удовлетворён, предоставив миру 64 Свои Тантры, излагающие методы духовного совершенствования; каждая из которых, наделяет определённого рода сиддхами и способствует осуществлению тех или иных мирских желаний. Но, впоследствии, благодаря особой настойчивости Деви, Он открыл миру Эту Её собственную Тантру [санскр. Сватантра — ред.], независимую от всех остальных и способную даровать человеку реализацию сразу всех четырех его устремлений». («Саундарья-Лахари». 31). Другими словами — это единственная Тантра Богини-Матери, следуя которой человек может обрести и каму, и артху, и дхарму и мокшу в течение одной жизни…».

Обратим внимание на стих 31 («Саундарья-Лахари»), где говорится, что «…благодаря особой настойчивости Деви, Он [Шива — ред.] открыл миру Эту Её собственную Тантру [санскр. Сватантра — ред.], независимую от всех остальных и способную даровать человеку реализацию сразу всех четырех его устремлений». Существует некоторое разночтение в различных вариантах перевода стиха 31, например:

«О, Мать! У тебя есть шестьдесят четыре Ткани, действующие в этом мироздании как Тантры, но Ты всегда выше и за пределами их. Ты — Сватантра, независимая от них, ибо образуешь саму их основу и присутствуешь в них всех».

(Кришнамачарья К.Э. Оккультная анатомия. Амрита-Русь. 2005г. 95 стр.)

«Шива узнал все вещи во Вселенной благодаря пониманию шестидесяти четырех Тантр. Он искусен в Сиддхи, о которых говорится во всех этих Тантрах. Под Твоим влиянием Он бросил на землю (в мир) Твои же Тантры, которые — Сватантра, и в которых собраны вместе все четыре цели человеческого существования».

(Саундарья-Лахари. / Пер. и комм. А.Ригина.)

«Шива-Пашупати удовлетворился, вскружив все головы Своими шестьдесят четыремя Тантрами, каждая из которых основана на достижении определённых сиддхи. Но, под Твоим нажимом, Богиня, Он принёс в мир ещё одну, совершенно независимую, лично Твою Тантру, в которой гармонично осуществляется вся полнота человеческой Жизни»

(Саундарья-Лахари. / Пер. и комм. Деваяни и Вишванатха.)

«Пашупати узнал, как управлять всей этой Вселенной благодаря пониманию шестидесяти четырёх Тантр, каждая из которых — часть Твоей сватантры и даёт своё собственное отдельное совершенство; затем, по Твоему наставлению, он бросил вниз, на Землю, эту твою Тантру, которая абсолютна, и одна даёт все цели человеческого существования».

(Ананда-Лахари. / Пер. и комм. В.В.Запорожцева.)

«Вначале Шива был удовлетворён, предоставив миру шестьдесят четыре Тантры, излагающие методы духовного совершенствования; каждая из которых несет определённого рода сиддхи и способствует осуществлению тех или иных мирских желаний. Но впоследствии благодаря Твоей особой настойчивости Он открыл миру Эту Твою собственную Тантру, независимую от всех остальных и способную даровать человеку реализацию сразу всех четырех его устремлений (дхарма, артха, кама и мокша)».

(«Саундарья-Лахари» — «Волны Красоты». / Пер. и комм. Б.Динанатха.)

Обратим внимание на то, благодаря кому и для кого, для чего и каким образом явлена Тантра в этот мир. Она явлена для духовного совершенствования человека, для реализации сразу всех четырех его устремлений, т.е. четырех целей человеческого существования (имеются в виду артха, дхарма, кама и мокша). Т.е. Тантра явлена для того, чтобы даровать человеку такое существование, в котором гармонично осуществляется вся полнота человеческой жизни. Более того, Тантра, или точнее, Тантрическое Знание (Тантра-Видья) явлено миру через диалоги Шивы и Шакти. А как известно, невозможно переоценить значение диалога для передачи знания и получения образования и пр.

Еще в 20-е годы XX в. в российской науке М.М.Бахтин выдвинул новую задачу — «понять другого». Он говорил, что литературоведение, а по большому счету и искусствоведение, которое занималось изучением, запоминанием текста, стало почти точной наукой. А потому возникает проблема «буквального видения» — восприятия всего таким, как мы видим, не пытаясь найти никакого другого смысла в этом явлении.
Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975) — русский философ и мыслитель, теоретик европейской культуры и искусства, исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа, автор нескольких лингвистических работ, посвящённых общетеоретическим вопросам, стилистике и теории речевых жанров.
Ключевым понятием в работах М.М.Бахтина стал «текст» — знаковая система, имеющая бесконечное количество смыслов. (М.М.Бахтин использует термин «текст» в широком смысле: текст по М.М.Бахтину включает в себя «всякий связный знаковый комплекс» (Бахтин 1959/61: 297). Кроме этого М.М.Бахтин выделяет и основные качества «текста»: 1. завершенность; 2. наличие определенной логики; 3. способность к внутреннему изменению (стоит изменить смысл одного слова — меняется смысл всего текста).
Идеальной формой поиска истины, по мнению М.М.Бахтина, является диалог. Один человек никогда не может дать истинного смысла. «Ни одно высказывание не может быть ни первым, ни последним. Оно только звено в цепи и вне этой цепи не может быть изучено» (см. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. / Сост. С.Г.Бочаров. Прим. С.С.Аверинцева и С.Г.Бочарова. М. Искусство. 1979г. 424 с.).
Поэтому появляется «мнимый третий в диалоге» — высказывая собственную мысль, каждый участник диалога пытается найти третьего (ученика, учителя, философа, родителя и т.д.), который думает также, а собеседник может быть и не так же. Главной целью в диалоге становится не доказательство чего-либо другому, а возможность обогатить себя и других чем-то. Обогащение возможно в том случае, если у участников диалога есть точка соприкосновения во взглядах, во мнениях, в мировоззрении. И тогда, посредством участия в диалоге, главная проблема человека — нехватка собственного жизненного опыта для разрешения какой-либо проблемы — находит возможность собственного разрешения.
Кроме диалога, в раскрытии смысла текста очень важен контекст — пространство, в которое вписан текст, пространство разума, смысловое поле. Если текст — это художественное произведение музыки, живописи, литературы, философии, то контекстом может быть эпоха, в которую создается текст и мировоззрение его автора. М.М.Бахтин говорит, что «великие произведения подготовляются веками, в эпоху же их создания снимаются только зрелые плоды длительного и сложного процесса созревания».

Вот эти «зрелые плоды длительного и сложного процесса созревания» и предстоит находить, собирать, исследовать, изучать Российской Тантрологии. Для подобной деятельности, в принципе, уже существуют специальные науки, например, Востоковедение, Индология, Санскритология, Религиоведение и др. Но, бесспорно, «тантрическими плодами» должна заниматься именно Тантрология, пусть даже и в рамках Востоковедения или Религиоведения или еще какого-либо «комплекса наук» или области знания.
Это можно сделать на основе серьезных исследований Тантры, Тантризма, Тантрической Традиции, всего Тантрического комплекса, всего Тантрического наследия, рассмотрев феномен Тантры через призму не только новой научной парадигмы, о которой сегодня так много говорится, но и новой духовной, эзотерической, психологической, социальной, культурной и пр. парадигм. Примером такой «универсальной» парадигмы может быть «российская» парадигма», которая становится уже реальностью. Ярким примером такой «универсальной» парадигмы и воплощением «российской» парадигмы может и должна стать Российская Тантрология.

«Индология — региональная отрасль Востоковедения, связанная с изучением языка, истории, культуры народов Южной Азии (современные Индия, Пакистан, Бангладеш, Шри Ланка, Непал)».

(Российский гуманитарный энциклопедический словарь. В 3 т. М. СПб. 2002г.)

«Индология — комплекс историко-филологических дисциплин, изучающих, прежде всего, по письменным памятникам, культурную историю народов Южной Азии. Ныне термин «индология» используется и во всеобъемлющем страноведческом смысле».

(Лингвистический энциклопедический словарь. 1990г.)

«Индология, индианистика – комплексная гуманитарная наука, изучающая историю, культуру, языки, литературу, идеологические воззрения этнических групп, проживающих на Индийском субконтиненте (то есть в Южной Азии); ветвь Востоковедения. Индология, как правило, не занимается изучением современной экономики, управления и политики Южной Азии…
Индология имеет много общего с другими областями знания, применяя их методы к своему объекту исследования. В том числе с антропологией, культурологией, сравнительно-историческим языкознанием, филологией, текстологией, литературоведением, историей, этнологией, философией, изучением религий Южной Азии, таких как Ведизм, Индуизм, в том числе Шиваизм и Вайшнавизм, джайнизм, буддизм, Сикхизм, народные и племенные религии, а также местные формы других религий, наконец, Индология может включать в себя изучение науки, искусства, сельского хозяйства, боевых искусств Южной Азии.
Учёные, которые называют себя индологами, часто придают особое значение глубокому знанию местных языков, особенно классических, таких как санскрит, пали, пракрит и др. Они считают, что знание одного или несколько из этих языков, в сочетании со знаниями методов филологии, является необходимым условием для значимого вклада в индологические исследования и вообще характерной чертой Индологии.
Таким образом, Индология является наукой, изучающей весь спектр достижений индийской мысли с акцентом на интерпретации прошлого и его результатов в настоящее время».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

В 2002г. в издательстве Алетея вышло учебное пособие (см. «Историография истории Древнего Востока: Иран, Средняя Азия, Индия, Китай. / Под ред. проф. В.И.Кузищина. СПб. Алетейя. 2002г.), которое было напечатано по постановлению редакционно-издательского совета Московского Университета. Согласно аннотации, «Пособие посвящено изучению историографии древней истории и культуры таких обширных регионов, как древний Иран, Средняя Азия, Индия и Китай, которые в древности охватывали весь Ближний, Средний и Дальний Восток. Авторы соответствующих глав — известные ученые, ведущие специалисты отечественной науки, опытные преподаватели. Для преподавателей и студентов исторических факультетов Российской Федерации, в учебных планах которых предусмотрена дисциплина «историография всеобщей истории», а также для преподавателей лицеев разного профиля, учителей гимназий и средних школ».

Обратим внимание на два интересных утверждения из этого пособия («см. Глава III. Историография истории Древней Индии. §4. Отечественная Индология в 50-90-х гг.):

«С конца 50-х — начала 60-х годов возобновляется широкий интерес к проблемам истории духовной культуры. В Россию возвратился известный буддолог и тибетолог Юрий Николаевич Рерих (1902-1960), сын художника…. (стр. 143).
Постепенно готовились кадры индологов для различных академических институтов (прежде всего Института востоковедения в Москве и Ленинграде) и университетов (кафедры индийской филологии в ЛГУ и ИСАА при МГУ, кафедра истории древнего мира истфака МГУ). К настоящему времени в отечественной науке есть серьезные публикации практически по всем аспектам индийской истории и культуры. По ведийской литературе особо следует отметить многолетний труд Т.Я.Елизаренковой по изучению Вед, их языка, поэтики, мифологии. Вышел, в частности, ее полный перевод «Ригведы» с обширными комментариями. В.С.Семенцову (1941-1986) принадлежит монография об интерпретации текстов брахманической прозы, которые он рассматривает как предназначенные для медитации. Переводы Упанишад и их монографическое исследование в 60-е годы были выполнены А.Я.Сыркиным (ныне живущим в Израиле). Следует, впрочем, отметить, что все это — труды лингвистов и литерату-роведов, редко затрагивающие собственно историческую проблематику…».

И вот что говорится в введении к изданию, подготовленному В.К.Шохиным (см. Лунный свет Санкхьи. М. Ладомир. 1995г.):

«Введение. Одно из самых ярких достижений отечественной Индологии последнего десятилетия — начало работы с наследием основных направлений индийской философии. О начале приходится говорить потому, что и в этой области научного знания, как почти на всех прочих срезах нашего культурного этоса, обнаруживает свое действие одна и та же парадигма — разрушения едва ставшей накапливаться культурной информации, с тем, чтобы каждый раз все начиналось заново. Так и в рассматриваемом случае очень серьезные по своему значению штудии Ф.И.Щербатского и его школы были в 1940-х годах решительно прерваны, и только сорок с лишним лет спустя исследование индийской философии могло у нас продолжиться, но, разумеется, без главного фактора, обеспечивающего нормальное развитие любой научной дисциплины — традиции, преемственности, школы. Тем не менее, с середины 1980-х годов у нас все же появились основанные на изучении первоисточников (в предшествовавшее сорокалетие наши историки индийской философии благополучно обходились и без них) монографии по Вайшешике и Веданте, а также квалифицированно изданные переводы первой книги «Абхидхармакоши» Васубандху (с автокомментарием философа), двух текстов синтетической Ньяя-Вайшешики и «Йога-Сутры» с комментарием Вьясы».

О том, что может представлять собой Российская Тантрология, или чем она может быть, уже говорилось (см. статью 1.1. «Что такое Российская Тантрология?»); чем могла бы заниматься Российская Тантрология, или что может стать предметным полем Российской Тантрологии, об этом также уже говорилось (см. статью 2.0. «Что может стать предметом Российской Тантрологии?» и статьи Рубрики 2. Предмет Российской Тантрологии). Нужна ли России своя собственная, отечественная, Российская Тантрология, или какая-нибудь Тантрология вообще, если к Тантрологии относиться как к науке, академическим исследованиям, направлению в Востоковедении или Религиоведении и т.д.? На этот вопрос ответит время (прогнозы на будущее см. в статье 1.7. «12 лет Российской Тантрологии»).
Есть еще один аспект этой проблемы, достойный внимания. Еще раз обратим внимание на то, для кого и для чего явлена Тантра, каковы цели и задачи Тантры, значение и назначение Тантры …, более того, как сказано в самих Тантрах, Тантра подходит для КАЖДОГО человека.
Существует Особое Знание и Особые Методики (техники) в виде Тантры, назначение которых — помочь КАЖДОМУ человеку правильно понять себя и мир, правильно понять предназначение себя и мира, развить, расширить свое сознание, восприятие, раскрыть свою внутреннюю силу, потенциал, способности… Это Особое Знание и Особые Методики могут быть использованы КАЖДЫМ, т.е. любым (!) человеком в плане возраста, пола, национальной, конфессиональной принадлежности, мировоззрения, характера, уровня развития, стремлений, интересов… Но, существует определенная проблема. Предположим, что этот потенциальный КАЖДЫЙ человек хотел бы приобщиться к этому Особому Знанию, как он может приобщиться к знаниям и достижениям Академической Науки, но по каким-либо причинам, не может посетить Индию, или Тибет, или получить посвящение и стать учеником какого-либо гуру, или посетить многочисленные семинары и тренинги по Тантре, или не так хорошо владеет санскритом, или хотя бы даже английским языком, чтобы читать «источники» по этому Особому Знанию, допустим, он также не может посещать различные конференции, регулярные чтения или семинары, на которых обсуждаются аспекты этого Особого Знания и которые все еще остаются уделом востоковедов, индологов, религиоведов и др. специалистов, допустим, он также не покупает «скудную» академическую и «обширную» эзотерическую, тантрическую литературу. Таким образом, у потенциального КАЖДОГО человека остается практически единственная доступная широкая возможность приобщиться к этому Особому Знанию через Интернет, по словам Ватикана, Сокровищницу Знаний (в 1998г. Католическая церковь признала всемирную сеть Интернет сокровищницей человеческого знания).
Можно ли сегодня в сети Интернет найти это Особое Знание, Особый Опыт и Особые Методики, которые составляют основы настоящей истинной Тантры? Как показывают исследования, эти знания, этот опыт, эти методики либо преданы забвению, либо искажены, и Западный мир увидел в Тантре только лишь тантрический секс И это все, что осталось от удивительного, уникального, единственного в своем роде древнего Учения Тантры. Запад не увидел в Тантре ни Древнюю Науку, ни Древнюю Религию, ни Духовную Традицию, ни Мистическую Традицию, ни Учение Истины.
Нужна ли Российская Тантрология? Если этот вопрос рассматривать даже на таком «бытовом» уровне, обсуждение может составить не один десяток страниц. Чтобы поставить сейчас точку в этом вопросе, обратим внимание всего лишь на две цитаты.

«На страницах данной книги Ошо комментирует «Золотые стихи» Пифагора и помогает нам увидеть этого человека в совершенно новом свете. Благодаря мудрости и проницательности мастера мы можем услышать не только слова великого математика, но слова великого мистика, великого философа. И слова эти, если их действительно услышать, могут помочь нам измениться, могут открыть нам Истину. Стихи Пифагора, которые Oшo цитирует в этой книге, — все, что осталось от трудов удивительного человека. Пифагор был готов делиться с каждым своими знаниями, но часть их была уничтожена, часть — предана забвению, забыта из-за того, что мир увидел в Пифагоре только математика и не увидел поэта…».

(Ошо. Геометрия осознанности. Мистическое
учение Пифагора. СПб. Весь. 2010г. 256 стр.)

«Тысячи тантрических сочинений, написанных на санскрите, тамильском и местных языках, показывают невероятную разносторонность в теоретических и практических познаниях многих поколений подвижников Тантры. Западные исследователи этой разветвленной традиции лишь коснулись того, что лежит на поверхности этих текстов, не говоря уже о заключенной в них сложной психотехнике. Поэтому нам следует быть осторожными в своих оценках данной традиции. Как предостерегает нас буддийский ученый Герберт В. Гюнтер: «То, что изложено в Тантрах, необходимо пережить, дабы понять». А Дэвид Гордон Уайт, написавший солидную монографию по средневековому движению сиддха, характеризует Тантру как «волну гения… которую еще предстоит укротить».

(Георг Ферштайн. Энциклопедия Йоги. Гранд-Фаир. 2003г. 768 стр.)

«В отечественной Индологии Тантрология только начинает развиваться…», — пишет С.В.Пахомов в 2001г. (см. Пахомов С.В. Индуистская тантрическая философия. Диссертация. Монография. СПб. 2001г. Сайт www.textarchive.ru.).
««Тантрология» — термин, который пока что отсутствует в нашем научном обиходе за отсутствием соответствующих исследований… Конечно, нельзя сказать, что в целом российская Индология находится на подъёме, однако даже на этом фоне относительно слабого развития Тантрология как отдельная дисциплина отсутствует начисто…», — пишет С.В.Пахомов в 2004г. (см. Пахомов С.В. Становление Тантрологии. «Религиоведение» №3 2004г. С.48-57).
«Появление и первоначальное развитие науки о Тантре — Тантрологии — не совпало по времени с развитием массового интереса к Тантризму…», — пишет С.В.Пахомов в 2007г. (см. Пахомов С.В. Нео-Тантризм в современной России. Июль. 2007г. Сайт www.wiki.shayvam.org.).
«На Западе эта дисциплина получила название Tantric Studies, т.е. «тантрические исследования». Современный религиовед из Санкт-Петербурга С.В.Пахомов предложил термин «Тантрология». Чем же обусловлена необходимость Тантрологии как отдельной религиоведческой дисциплины? Почему она не может быть лишь отраслью Индологии?…» — пишет религиовед из Тюмени С.А.Жаринов в 2012г. (см. Жаринов С.А. Тантрология: Наука о Тантризме в России. Философский портал «Арктогея». Июнь. 2012г. Сайт www.arcto.ru.).
Поистине, академическая поступь Российской Тантрологии… (см. Статью 4.5. «Академическая поступь Российской Тантрологии с 2000г. по 2012г.»).

Еще в 2004г. С.В.Пахомов писал (см. Пахомов С.В. Становление Тантрологии. «Религиоведение» №3 2004г. С.48-57): «Помимо того элементарного факта, что в науке в принципе не должно быть белых пятен, а, следовательно, хотя бы по этой причине изучением Тантры не следует пренебрегать, подобное игнорирование тантрического элемента в индуистской (и шире, в индийской) культуре чревато серьезным непониманием последней. Тантра оказала огромное влияние на весь спектр духовной деятельности индийских народов, стала важным ее компонентом; если не исследовать должным образом это явление, то мало что можно будет понять и в самом Индуизме, а значит, и в Индии».

14 декабря 2010г. на 21-м Семинаре ЦИЭМ при РХГА (Центр по изучению эзотеризма и мистицизма при Русской Христианской Гуманитарной Академии) выступил заместитель руководителя ЦИЭМ, к.ф.н., доцент кафедры философии и культурологии Востока философского факультета СПбГУ С.В.Пахомов с докладом «Эзотериология как наука об эзотеризме: предметное поле, функции, методы, классификации и др.» (см. Пахомов С.В. Контуры эзотериологии: эскиз научной дисциплины об эзотеризме. // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. «Тайное и явное»: многообразие репрезентаций эзотеризма и мистицизма. Сборник материалов Четвертой международной научной конференции (2-4 декабря 2010г., Днепропетровск). / Под ред. С.В.Пахомова. СПб. РХГА. 2011г.), в котором говорилось о молодой дисциплине — Эзотериологии, ее целях, задачах, функциях, методах и т.д. Этот доклад представляет интерес и для Российской Тантрологии, поскольку обозначенные в докладе цели и задачи Эзотериологии прекрасно «переводятся» в цели и задачи Российской Тантрологии.
Да простит нас автор за такую вольность, если под словом «эзотериология», которое использует автор, мы будем подразумевать слово «тантрология», а под словами «эзотеризм» и «эзотерический» — «тантризм» и «тантрический»:

«Введение. Происходящий в последние десятилетия бум академических исследований мистико-эзотерических традиций выдвинул, среди прочего, также и задачу оформления этих исследований в автономное русло. В настоящий момент изучением эзотеризма [тантризма], или эзотерики [тантры], занимаются самые разные гуманитарные науки, такие как религиоведение, антропология, культурология, психология, социология, история науки, история философии, искусствоведение и т.д. Особенно заметно присутствие упомянутой проблематики в различных разделах религиоведения… <…> … однако следует заметить, что из-за монополизации религиоведением исследований эзотеризма [тантризма] могут быть упущены из виду следующие обстоятельства.
Во-первых, в различных эзотерических [тантрических] традициях имеется немало «зон», никак не связанных с религиозностью и имеющих отношение, например, к науке, искусству, литературе, да и просто к практическим технологиям… <…>.
Во-вторых, не меньшее право изучать эзотеризм [тантризм] имеют и другие гуманитарные дисциплины, упомянутые выше…<…>. (Подчеркнем, что речь не идет о каких-то частных аспектах, школах или традициях эзотеризма [тантризма]: в этом случае их изучение вполне может укладываться в рамки определенных наук; мы имеем в виду эзотеризм [тантризм] как некую целостность, как комплекс: на данном этапе наших познаний об этом предмете ни одна из сложившихся к настоящему времени наук не в состоянии освоить его во всей полноте).
В-третьих, в данном конкретном случае полезно прислушаться к мнению самих же «объектов» изучения, которые часто либо вообще отказываются считать себя религиями, либо включают религию в состав более широкого комплекса самоопределений… <…>.
В-четвертых, уже в течение многих десятков лет — задолго до вышеупомянутого «бума» — ведутся исследования отдельных областей эзотеризма (масонства, каббалы, теософии и т.д.) [тантризма (тантрической йоги, чакр, мантр, медитации и др.)], причем далеко не все эти исследования выдержаны в религиоведческой парадигме.
Наконец, в-пятых, разные отрасли исследований эзотеризма [тантризма индуистского, буддийского, тибетского, джайнского] значительно пересекаются друг с другом. Те, кто изучает герметизм, неизбежно должны исследовать и гностицизм; каббаловеды обращаются к неоплатонизму, неопифагорейству, магии; исследования алхимии затрагивают изучение астрологии и т.д. Поэтому подобные частные исследования уместно рассматривать как отдельные «профилизации» в рамках некоей общей дисциплины.
Дефиниции. Все вышесказанное позволяет говорить о необходимости и значимости существования особой научной гуманитарной дисциплины, изучающей эзотеризм [тантризм] — дисциплины, которая не сводилась бы ни к каким известным ныне сферам гуманитарного знания, хотя и, безусловно, учитывала бы их достижения. Саму эту дисциплину вряд ли можно назвать удачнее, чем эзотериология [тантрология]. Впрочем, мы не претендуем на основание совершенно новой области знания — хотя бы по той причине, что она уже и так существует, тем более если учесть западные аналоги; наша задача состоит лишь в том, чтобы придать этой области определенную форму, систематизировать ее, выразить то, чем имплицитно пользуются в течение многих десятилетий разные ученые, исследующие эзотеризм [тантризм]. При этом в силу глобальности задачи мы ограничились только постановкой некоторых вопросов, очерчивая «контуры» эзотериологии [тантрологии] и оставляя на будущее более детальное изложение параметров этой все еще весьма молодой дисциплины.
Объектом эзотериологии [тантрологии] является сфера, существующая независимо от исследующего ее сознания, а именно сфера эзотеризма [тантризма]; предметом же данной науки (или, лучше сказать, предметным полем) при самом общем приближении оказывается спектр доступных для изучения разноплановых феноменов, относящихся к этому объекту. Более точное понимание предмета эзотериологии [тантрологии] связано с дефиницией что это эзотеризма [тантризма] как такового, что, в свою очередь, предполагает определенный исследовательский подход. Определений эзотеризма (эзотерики) [тантризма (тантры)] существует множество; свой подход мы условно назовем системно-когнитивным, а определение предлагаем следующее. Эзотериология [тантрология] — это наука, исследующая эзотеризм [тантризм], т.е. комплекс различных учений, которые претендуют на обладание неким тайным [тантрическим] знанием и сопровождаются практиками психотелесной трансформации.
Тот факт, что уже на данном этапе развития науки существует множество определений того, что можно считать эзотеризмом [тантризмом], разумеется, не говорит о несостоятельности данной научной дисциплины. Эзотериология [тантрология], подобно другим гуманитарным дисциплинам, встроена в контекст многозначности, предполагаемой по отношению к основному предмету изучения. Подобная ситуация типична для любой гуманитарной науки. Так, религиоведы не имеют единого мнения относительно того, что понимать под «религией», культурологи дискутируют относительно «культуры», философы предлагают множество трактовок «философии», и т.д. Факт отсутствия однозначного определения эзотеризма [тантризма] говорит скорее в пользу этой дисциплины, потому что подразумевается достаточно широкий спектр возможных интерпретаций, а, следовательно, возможность разноплановых подходов и способов развития науки.
Функции. Как и каждая наука, эзотериология [тантрология] располагает своими функциями. 1) Дескриптивно-аналитическая. Эта функция состоит в тщательном описании предмета наблюдения на основе различных методов и принципов; в анализе полученной информации, выявлении причинно-следственных связей; в исследовании взаимозависимости различных эзотерических [тантрических] идей, традиций, степени их влияния друг на друга, развития в ходе исторического процесса и т.д. Подобную функцию можно назвать общенаучной: такие приемы характерны для любого вида научного знания. 2) Философско-методологическая. Речь идет о разработке методологических приемов, позволяющих адекватно, аутентично подойти к рассматриваемым явлениям. Эти приемы приводят к созданию адекватных моделей, в свою очередь подвергающихся философскому осмыслению. Модели же помогают выстраивать и корректировать гипотезы.
3) Прогностическая. Поскольку эзотеризм [тантризм ]- это не только достояние истории, но и актуальная действительность (на наших глазах действуют различные эзотерические [тантрические] организации, центры, школы и отдельные «стихийные» эзотерики [тантрики]), непосредственно затрагивающая интересы «экзотериков», большую роль играют взвешенные и обоснованные прогностические данные, касающиеся дальнейшего развития эзотеризма [тантризма].
4) Просветительско-образовательная (социальная). В силу существующих в современном обществе многочисленных стереотипов, неверных мнений, предрассудков, связанных с эзотерическими [тантрическими] феноменами, возрастает значение точных экспертных оценок эзотерических [тантрических] традиций прошлого и настоящего; среди прочего, это способствует смягчению нетолерантности и выработке вдумчивого диалога с «инаковерующими». Общество необходимо «образовывать», беспристрастно показывая ход развития эзотерических [тантрических ] традиций и их нынешнее положение.
Направления исследований. В рамках эзотериологии [тантрологии] можно выделить различные направления исследований, представляющие собой сращивание иных гуманитарных областей с формирующейся наукой об эзотеризме [тантризме]; в этом обстоятельстве можно отчетливо увидеть междисциплинарный характер эзотериологии [тантрологии].
1) Философия эзотеризма [тантризма] — осмысление природы эзотерических [тантрических] феноменов, традиций, учений и т.д. При этом философию эзотеризма [тантризма] не следует путать с эзотерической [тантрической] философией.
2) Психология эзотеризма [тантризма] — изучение так называемого «мистического опыта» эзотериков [тантриков], их переживаний, чувств и эмоций, различных состояний сознаний.
3) Семиотика эзотеризма [тантризма] — изучение эзотеризма [тантризма] как знаковой системы.
4) История эзотеризма [тантризма] — последовательное освещение развития эзотерических [тантрических] комплексов, причин их появления, перехода из одного состояния в другое, сопоставление с неэзотерическим [нетантрическим] контекстом.
5) Социология эзотеризма [тантризма] — анализ различных эзотерических [тантрических] сообществ и групп.
6) Феноменология эзотеризма [тантризма] — изучение содержаний сознания сторонников эзотерических [тантрических] традиций и групп, актуализированных в виде соответствующих произведений.
7) Герменевтика эзотеризма [тантризма] — исключительно важное направление эзотериологии [тантрологии], в силу того, что многие эзотерические [тантрические] тексты имеют достаточно темный, загадочный характер и поэтому нуждаются в истолковании. Фактически герменевтика текстов является частью любого направления эзотериологии [тантрологии], но, в принципе, она может быть выделена в особый ряд.
8) Искусство эзотеризма [тантризма] — исследование эзотерической [тантрической] символики, образного строя, художественных трактовок.
9) Литературоведение эзотеризма [тантризма] — исследование эзотерических [тантрических] идей и образов в мировой (преимущественно художественной) литературе.
Профилизация. Эзотериология [тантрология] также может быть структурирована по определенным профилям, т.е. по отдельным исследовательским предметным областям. Каждая такая область являет собой как бы эзотериологию [тантрологию] в миниатюре, в которой она может быть отражена целиком — со всеми своими функциями, направлениями, терминологией и т.д. К профилям эзотериологии [тантрологии (см. статью 3.0. Сколько разделов в российской Тантрологии?», — ред.)] можно отнести: 1) исследование тех или иных эзотерических [тантрических] традиций или учений, например, каббалы, алхимии или теософии; 2) исследование отдельных хронологических сегментов или географических зон, в пределах которых действовали эзотерические [тантрических] группы или проявлялись какие-либо эзотерические [тантрические] феномены (эзотеризм эпохи эллинизма, эзотеризм Ренессанса, эзотеризм Дальнего Востока и Индии, и т.д.); 3) исследование эзотерической [тантрической] символики, метафорики, визуального ряда, образного строя, архетипики и прочего.
Терминология. Как и в каждой науке, в эзотериологии [тантрологии] используются различные термины, которые можно по-разному специфицировать и характеризовать. Термины бывают внутренними и внешними. 1) Внутренние термины имеют хождение в самом эзотеризме [тантризме]. Это могут быть термины, применяемые в узких, отдельных эзотерических [тантрических] областях (например, понятие «аспекта» в астрологии), либо в нескольких таких областях (гнозис), либо во многих эзотерических областях, традициях и учениях (карма, магия); 2) Внешние термины — это термины, которые, как правило, не используются в самой эзотерической [тантрических] среде: эзотеризм [тантризм], эзотерические [тантрические] традиции, эзотерическое [тантрическое] сообщество и т.д.
Методология. Существуют различные группы и типы методов и целых методологий, которые можно использовать применительно к эзотеризму [тантризму]. Будучи междисциплинарной наукой, эзотериология [тантрология] заимствует у других наук их методологические приемы, в то же время стремясь к выработке собственных подходов. Можно выделить три группы таких приемов и подходов: 1) общенаучные методы — анализ и синтез, типология и классификация, моделирование, мысленный эксперимент и т.д. 2) эмпирические методы, в том числе «включенное наблюдение», опрос и интервью, лабораторные эксперименты. 3) специальные методологии, а именно: сравнительный анализ, исторический анализ, историко-философская реконструкция, герменевтика текстов, системный метод, структурализм; применительно к современным формам эзотеризма [тантризма] — методология постмодерна (например, метод деконструкции или «археологии знания»), информационная методология, синергетика и т.д.
Классификации предмета исследования. Невозможно дать какую-то единственную классификацию для данного предмета изучения, в силу его многоликости и разноплановости. Все классификации зависят от того, что именно становится предметом рассмотрения, при каких условиях, с точки зрения какой конкретной методологической установки. Поэтому классификации неизбежно окажутся различными, варьируясь в разных исследовательских кругах. Мы осмелимся предложить несколько классификаций с точки зрения изучения эзотерических [тантрических] традиций — и при этом подчеркнем, что к традициям отнюдь не сводится все многообразие феноменов эзотеризма (14) [тантризма].
(14. Мы выделяем семь типов предметов для изучения, имеющих прямое отношение к эзотеризму [тантризму]: 1) эзотерические [тантрические] традиции, 2) эзотерические [тантрические] учения, 3) эзотерические [тантрические] символы и образы, 4) эзотерические [тантрические] практики, 5) мистико-эзотерический [тантрический] опыт, 6) эзотерические [тантрические] объединения и отдельные персоналии, 7) эзотерические [тантрические] тексты. Как представляется, все прочее может быть сведено к этой семерке. Совершенно необязательно, чтобы в каждом конкретном «эзотерическом» [тантрическом] случае наличествовали все эти пункты, хотя первый из них и является наиболее общим и инклюзивным по сравнению с другими).
1) Хронологическая. Традиции классифицируются с точки зрения конкретных исторических периодов, например, древние или современные; эллинистические, средневековые или относящиеся к Новому времени, и т.д.
2) Географическая. На первое место выходит факт того, в каких именно регионах мира возникли и развивались те или иные эзотерические [тантрические] традиции. Здесь можно выделить восточные (а внутри них, более конкретно — южно-азиатские, центрально-азиатские, дальневосточные, ближневосточные и др.), западный, отечественный и т.д.
3) Характер засекреченности учения. Критерием данной классификации является отношение традиций к тайне своего учения, и, соответственно, могут выделяться различные степени открытости (и закрытости) — от наиболее герметичных (алхимия) до наиболее открытых (например, учение Рерихов).
4) Религиозная. Здесь критерием служит факт отнесенности (или самоотнесенности) эзотерической [тантрической] традиции к той или иной религиозной среде. Можно выделить различные разновидности данного вида классификации. 4.1) Отношение к проблематике теизма: традиция может быть монотеистической, политеистической, смешанного типа; 4.2) принадлежность к конкретной религиозной традиции или принципиальная «внеконфессиональность». Но очень многие традиции, особенно современные, находятся вне конфессиональных рамок — например теософия, антропософия.
5) Характер мировоззрения. Эта классификация учитывает разделение на магическое (все школы магии, «Орден Золотой Зари», астрология), мистическое (антропософия, высокий герметизм) и смешанное (теософия, рерихианство, алхимия, гностицизм) мировоззрение».

Каковы могут быть цели и задачи Российской Тантрологии? Об этом уже говорилось не однажды в опубликованных статьях сайта (см., например, Статью 1.0. «Новая наука — Тантрология» (Главаная страница сайта); Статью 3.0. Сколько разделов в Российской Тантрологии?» и др.), также будет сказано еще не раз и в будущих статьях сайта. Но уже сегодня можно сказать, что Российская Тантрология должна скрупулезно исследовать, изучить все представления, понятия и язык Тантры, поскольку прямое назначение Тантры — помочь людям правильно понять себя и Мир. Несомненно, это придаст определенный колорит будущим разговорам и действиям людей. Ведь Традиция Тантры хранит в себе знание, мудрость и опыт многих веков и даже тысячелетий. Тантра — это и Магия, и Наука, и Религия, и Философия, и Духовная Традиция, и Эзотерическая Традиция, и Мистическая Традиция, и еще Учение Истины. Тантра — это все вместе взятое, это «основа ткани» (санскр. тантра) бытия человека, на которой могут быть «вытканы» и воспитание и развитие человека; и самопознание и самосовершенствование человека; и его деятельность и его культура. Тантра — это основа, которая, несомненно, может придать смысл, значение, красоту и очарование не только каждому мгновению бытия, но и всему бытию, всей жизни человека.

Вот что писала Е.П.Блаватская в предисловии к «Тайной Доктрине», масштабнейшему и таинственнейшему из своих произведений:

«Цель настоящего труда может быть определена так: доказать, что Природа не есть «случайное сочетание атомов», и указать человеку его законное место в схеме Вселенной; спасти от извращения архаические истины, являющиеся основой всех религий; приоткрыть до некоторой степени основное единство, откуда все произошли; наконец, показать, что оккультная сторона природы никогда еще не была доступна науке современной цивилизации».

И вот что было написано в одной из публикаций (см. Ожидание — самый верный путь к разочарованию. Сайт info-tses.kz.):

«Мы пригласили на «Прямую линию» в «Инфо-Цес» (выпуск №13 06.04.2007г.) человека, обладающего древним знанием, открытым не каждому. Пять тысяч лет тому назад Великий просветленный мастер Шива открыл индусам учение о том, как посредством взаимоотношений, в том числе и сексуальных, обрести мужчинам и женщинам духовное просветление. А в минувшую пятницу мастер Тантры Мариф Алиев объяснял это учение нашим читателям. По профессии Мариф Алиев — музыкант, у него консерваторское образование. Но еще в студенческие годы увлекся психологией, эзотерикой, прошел множество обучающих семинаров и уже много лет сам ведет обучающие тренинги по свободному и холотропному дыханию, является мастером Тантры. Имеет диплом международного центра экспериментальной парапсихологии «Храм бессмертия «Черный Лотос».
— Алло! Здравствуйте! Хотелось бы узнать, что такое Тантра. Расскажите, пожалуйста.
— Это, пожалуй, самое древнее учение в истории человечества. Оно появилось в Индии много тысячелетий назад, задолго до прихода арийских племен, заложивших основу современной религии Индии — Индуизма. Но сама Тантра — не религия и не философия. Это, скорее, религия, философия, Йога и что-то еще, вместе взятые. Соединение всех этих элементов дает в итоге нечто большее. Тантра в переводе с Санскрита — «ткацкий станок», «основа», «порядок, правило». В самом термине — понимание мира как единого «полотна», «ткани», нити которой сотканы, связаны и неразрывно переплетены. От слова «тантра» произошли два английских слова: tender («нежный, любовный») и tendon («сухожилие»). Первое из них напоминает нам о том, что основа любви — сексуальные отношения — зависят от того, насколько мы нежны, заботливы по отношению к партнеру. Второе подразумевает такие понятия, как «растяжение», «продление». Практическая ценность Тантры состоит в максимально возможном продлении фазы чувственного возбуждения и, следовательно, обеспечении особых ощущений и состояний.
Сам термин появился не ранее XI в., в то время как учению и практикам Тантры минимум 35 столетий. А корни ее уходят еще дальше вглубь веков. Первое письменное свидетельство дошло до нас в виде учения Шивы, Великого просветленного мастера, жившего 5000 лет назад.
Система практик и упражнений Тантры направлена, в первую очередь, на работу с энергетическими центрами человека — чакрами, с потоком энергии (праны) и на ее трансформацию. В нее включены самые разнообразные приемы медитаций, дыхательные упражнения, методы работы с телом через позы — асаны, растяжки мышц и сухожилий.
— Ну и ради чего нужны все эти упражнения?
— Многочисленные ритуалы и техники Тантры направлены на то, чтобы «очистить зеркало разума, призванное отражать извечную Реальность, так, чтобы природная мудрость воссияла во всем своем великолепии и без искажений». Другими словами, подлинный тантрист стремится к постижению Великой Истины — то есть к просветлению. К тому, чтобы сбросить навсегда пелену заблуждения, иллюзии и видеть, ощущать Мир таким, каким он истинно является!
— Все, что мне до сих пор приходилось слышать о Тантре, имело отношение только к сексу. При чем же здесь просветление?
— Все многообразие существующих в мире тантрических школ можно условно разделить на Индийскую и Тибетскую Тантры. Одна центрирована на сексе, то есть на жизни, другая — на смерти, на том, что ведет за пределы секса и за пределы земной иллюзорной жизни.
Индийскую Тантру принято считать более «чистым» учением, в котором философия частенько преобладает над йогическими практиками. В ее основе — ритуалы, почитание божеств, теология. Кроме того, сексуальные практики в Индуистской Тантре подаются в «завуалированном», полусимволическом виде. Тибетская линия Тантры более близка к изначальным тантрическим учениям. Она более «практическая», обладающая серьезной и продуманной системой йогических практик. На Тибетскую Тантру гораздо большее влияние оказал не Индуизм, а Буддизм. Существует «дополнительная», третья, линия Тантры — Китайская, в которой принесенные из Тибета тантрические практики тесно слились не только с Буддизмом, но и с Даосским учением и практиками.
Споры о том, какая ветвь Тантры «подлинная», — совершенно бесполезное занятие. Все направления Тантры являются, по сути, путями духовного совершенствования, основанного на работе с чувственным началом, с тем, что мы называем сексуальностью. Но надо понимать, что секс в Тантре является не целью, но лишь средством для достижения чего–то более важного — истины, просветления.
— Алло! А не кажется ли вам, что сейчас неоправданно большое внимание сексу уделяется? Скоро с ним знакомить будут уже в начальных классах… И что толку? Браков все меньше, рождаемость падает…
— Мы живем в противоречивое время, когда, с одной стороны, секс и сексуальность повсеместно пропагандируются и даже, можно сказать, насаждаются. Современная массовая культура, искусство пропитаны сексуальностью, точнее, ее внешней атрибутикой. Чего стоит одна только реклама… С другой стороны, в погоне за внешним, в попытках найти не в глубине, а «снаружи», удовлетвориться количеством — чтобы много и разного — современный человек интуитивно ощущает, что он снова теряет истину. Парадокс, но сегодня секса истинного, настоящего, секса — божественного дара, ведущего к радости, к восхищенному оргиастическому чувству единства, почти нет. Наше время — это время суррогатов, от кофе до материнства. И то, что сейчас называют сексом, — тоже суррогат, т.е. неполноценный заменитель. Отсюда живое желание людей найти то, что потеряно или еще не найдено. Отсюда интерес к Тантре.
— Алло! Скажите, Мариф, какими должны быть идеальные отношения между мужчиной и женщиной?
— Есть один рецепт. Обычно люди идут в отношения с одной главной мыслью. О чем думают в первую очередь: «Что я могу получить от этих отношений?» Между тем любые идеальные отношения начинаются с вопроса: «Что я могу дать своему партнеру в процессе отношений?» Это вопрос, который задает Любовь. Идеальные отношения — отношения истинной любви! Остается теперь только понять, что есть истинная любовь. И Тантра помогает это почувствовать и осознать.
Ожидание — самый верный путь к разочарованию. В отношения нужно идти, не имея никаких ожиданий, это спонтанный процесс, разворачивающийся по законам творчества. А это законы свободы, порождения, созидания чего-то нового, еще не существовавшего, не явленного миру. Иначе происходит попытка втиснуть жизнь в заранее начерченную схему, сделать живое мертвым и скучным. Истинная же реальность такова: каждый раз — как первый и последний раз.
— Алло! Честно говоря, я не понимаю: из чего вы проблему делаете? Зачем нужна эта ваша Тантра? Что, других проблем нет?
— Наше сознание засорено комплексами, штампами, шаблонами. В нем существует шаблон дружбы и шаблон любви, шаблон секса и шаблон правильности поступков и суждений. То, что выходит за рамки этих шаблонов, автоматически отвергается нами. Существует широкий диапазон тех ярлыков, которые мы налепляем на эти явления, — «ошибка», «заблуждение», «грех», «нелепость»… Мы потеряли естественность чувств, перестали быть сами собой. Мы живем в эпоху, когда заниматься чистыми духовными практиками берутся немногие. Однако каждый из нас может «сделать шаг» в сторону изменения отношения к миру и к самому себе, пересмотреть свой взгляд на традиционные отношения между людьми, между мужчиной и женщиной.
— Насколько я знаю, в Индии сейчас это учение закрытое… А то, что имеет место в Европе и оттуда перешло к нам, уже ничего общего не имеет с индийской философией…
— В шестидесятых годах, после оккупации Китаем Тибета, множество мастеров Тантры были вынуждены искать убежища на Западе. Они-то и принесли туда знания о древних ритуалах и философии Тантры. За десятилетие Тантра стала популярна во всем мире — в первую очередь из-за сексуальных ритуалов и практик.
Нео-Тантра, созданная «популяризаторами», действительно оторвана от религиозных и философских основ, и секс в ней занимает едва ли не центральное место, «воплощаясь» в упрощенных, доступных техниках и ритуалах, к которым добавлены приемы классической психотерапии — от НЛП до гипноза. И заниматься ею идут часто для того, чтобы усовершенствовать технику своего секса.
Тем не менее, как бы ни критиковали нео-Тантру с позиций тысячелетней священной традиции, она обладает своей ценностью и своей правдой. Потому что, пусть даже в осовремененном виде, она использует древние, весьма эффективные тантрические методики и техники, которые могут быть успешно применены для решения многих жизненных проблем, в особенности связанных с общением и сексуальностью. И пусть духовного совершенства на пути нео-Тантры достигнуть трудно, но изменить что-то в своей жизни к лучшему — можно…».

ТАНТРА — это Таинство Единства, Таинство Мистической Йоги, Таинство Блаженства Шивы и Шакти, Всего Мира. Таинство — это знак этого Мира, его многоплановости и иерархичности. Знаки и символы, образы и архетипы ТАНТРЫ — это знаки и символы, образы и архетипы Божественной Тайны, которая есть Шива-Шакти. За этими знаками, символами, образами и архетипами скрывается Высшая Реальность.
Знание природы и сущности Высшей Истины невозможно выразить человеческим языком, поэтому Учителя Учителей попытались передать это Знание будущим ученикам и потомкам через знаки, символы, образы и архетипы, при этом поступив мудро, намеренно спрятав ключи к пониманию этого Знания. Кто сумеет разгадать их замысел, тот сможет отыскать эти ключи и открыть двери навстречу Высшему Знанию и Высшей Истине. Тайны этого Знания хранятся глубоко во внутренних святилищах Древней Традиции ТАНТРЫ и могут быть поняты только при очень серьезном и очень глубоком их изучении.

Мирча Элиаде (1907-1986), знаменитый румынский исследователь, внесший огромный вклад в развитие науки религиоведения, писатель, историк религий и исследователь мифологии, профессор Чикагского Университета, автор более 30-и научных, литературных и философских трудов, переведённых на 18 языков мира, посещавший университет в Дели, изучавший Санскрит, бенгальский и тибетский, проживший 5 лет в самом настоящем ашраме у ног учителя — гуру Свами Шивананды, непосредственно изучавший секреты духовной традиции Индии, Йоги Патанджали, Тантры, Тантра-Йоги, Санкхьи, Веданты, в своей блестящей, не имеющей аналогов, книге об Индийской Традиции «Йога. Свобода и бессмертие» (см. Мирча Элиаде. Йога: бессмертие и свобода. / Пер. с англ. С.В.Пахомова. СПб. 2004г. 301стр.) показал, что индуистские доктрины и практики не экзотика и не экстравагантность «примитивной» культуры. Это сакральный полноценный мир, в котором все предельно разумно и обоснованно, только границы его намного шире, нежели границы современной Западной Цивилизации.
— Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. / Пер. с англ., вступит. ст. и прим. С.В. Пахомова. СПб. Лань. 1999г.;
— Мирча Элиаде. Йога: свобода и бессмертие. / Пер. с фр. В.Траск, с англ. С.Никшич. и Д.Палец. К. София. 2000г.;
— Мирча Элиаде. Йога: бессмертие и свобода. / Пер. с англ. С.В.Пахомова. 3-е изд. испр. и доп., СПб. ИД СПбГУ. 2004г.;
— М.Элиаде. Йога: Бессмертие и свобода. / Пер. с англ., вступ. ст. и прим. С.В. Пахомова. СПб. Академический проект. 2012г.).
— Мирча Элиаде. Йога. Бессмертие и свобода. Патанджали и Йога. (Авторский сборник). / Пер. А.Антипенко, Р.Черникова. Ред. Н.Канаева. Ладомир. 2013г.

Таким образом, термин «ТАНТРА», даже если он и включат в себя такие понятия, как Магия, Наука, Религия, Философия, Духовная Традиции, Эзотерическая Традиция, Мистическая Традиция, Учение Истины, Доктрина, Концепция, и даже Текст, и даже Культура, в данном случае и в данном отношении означает по максимуму — ВСЕСВЯЗАННОСТЬ и НЕПРЕРЫВНОСТЬ, поскольку принципы всеединства и непрерывности являются основополагающими в Тантрическом мировоззрении. ТАНТРА — это непрерывность во времени и в пространстве, поскольку каждый отдельный процесс взаимосвязан с неисчислимыми процессами, протекающими параллельно. Это основа Реальности: бесконечная взаимосвязанность всего сущего как в Макрокосмосе, так и в Микрокосмосе, как и самих Макрокосмоса и Микрокосмоса.
Поэтому, согласно ТАНТРЕ, человек должен непрерывно познавать и развиваться. Познание есть опыт, и другого познания не существует. Поэтому пока человек не будет двигаться в измерениях, поднимаясь по ступеням Мироздания, ответа не будет. Лишь добыв семь ключей и открыв семь дверей, поднявшись по ступеням Мироздания, «используя» тело, «применяя» энергию и «расширяя» сознание, через осознаваемое действие человек проникает в суть всего, получает опыт, обретает знание, и, достигнув самоосознания, наслаждается полным осознаванием и высшим блаженством.

«Истинно только то, что происходит с вами. Истинно только то, что цветет в вас. Только то, что растет в вас, является истинным и живым. Запомните навсегда: избегайте заимствованного знания. Заимствованное знание становится обманом ума, оно скрывает невежество, а не разрушает его, И чем больше вы окружены знанием, тем больше незнания и тьмы находится внутри вас, в глубине вашего существа. И человек, обладающий заимствованным знанием, почти полностью замкнут внутри него. К нему нельзя подступиться, невозможно обнаружить его сердце, он сам потерял всякую связь со своим сердцем. Внешнее знание, оно дает вам иллюзию познания. Вам начинает казаться, что вы познали, потому что вы наизусть читаете Веды, можете спорить, потому что обладаете логическим острым умом. Не будьте глупцом. Логика никогда никого не приводила к истине, а рациональный ум — это просто игра. Все аргументы — это просто детская игра. Жизнь существует без доказательств. Истина не требует доказательств, ей нужно только ваше сердце. Не доказательства, а ваша любовь, ваше доверие, готовность к принятию». 

(Ошо. Высшее понимание Тантры. 2000г. Сайт www.yogalib.ru.)

«Тантра — это великое озарение, очень ясное. Тантра верит в опыт; Тантра не рассудочна, она экзистенциальна. Вы должны двигаться вовнутрь. И это очень практично: сначала действие, потом познание, потом время, потом пространство. Величайшая проблема человека в том, что он ничему не учится. Человек кажется почти не способен чему-то научиться. Те, кто учится, лишь они знают. Начните учиться. Будьте немного более бдительными; позвольте каждому опыту дать вам немного знания. Станьте учениками. Учениками своей собственной жизни. Жизнь, в самом деле, это ваш мастер. А если вы не можете научиться у жизни, от кого вы еще можете научиться? Если даже такой великий мастер, как жизнь побежден вами и не может научить вас ничему, тогда кто будет способен научить вас чему-то? Эта вселенная — университет. Каждое мгновение — это урок, В то мгновение, когда вы начинаете учиться, вы подходите ближе к Богу.
Тантра говорит: Эта жизнь — не единственная жизнь. Другая жизнь скрыта за этой жизнью. Она не противоположна ей, она не где-то далеко, она в ней. Идите в нее. Это она! Идите в нее, и вы найдете другую. Бог сокрыт в Мире, это послание Тантры. Великое послание, великолепное, несравнимое. Бог сокрыт в Мире. Бог сокрыт в «Здесь и Сейчас». Если вы любите, для вас будет возможным увидеть это. Переживание — это ключ к Тантре. Тантра говорит: Жизнь — это Высшее Блаженство, это Сат-Чит-Ананда (существование, осознанность, блаженство)». 

(Ошо. Видение Тантры: Беседы по Царской Песне Сарахи. М. Нирвана. 1996г. 320 стр.)

Как говорил Ошо, «много книг написано по Тантре, все они говорят о технике. Но Тантра ничего общего не имеет с техникой. Настоящую Тантру нельзя описать, настоящую Тантру нужно впитать» (см. Бхагван Шри Раджниш. Как надо относиться к сексу? Журнал «Путь к себе». М. № 3 1992г., Ошо. Тантра. Путь принятия. СПб. АСТ. 2005г.).

Как говорит С.Колеша, «Тантра — это драгоценность в лотосе. И это ценное раскрытие дорогого в нас происходит с первыми, естественными лучами солнечной энергии любви, пробуждающей дремлющие в нашем существе силы радости, чувственного блаженства и совершенства, посредством нашей духовной самореализации. Нить Тантры — нить единства, блаженства и пустоты, непрерывная как Сутратма — нить самой жизни. Тантра — это таинство света любви, раскрывающее свои секреты посвящённым в её вневременную мудрость» (см. Сергей Колеша. Дуальность в согласованном единстве. Тантра длиною в жизнь. Сайт www.kolesha.ru.).

Общение в Любви (где слово «общение» подразумевает взаимодействие человека с Миром и любым его аспектом, а слово «любовь» подразумевает Любовь с большой буквы») — такова суть ТАНТРЫ, где есть Общение в Любви, там есть ТАНТРА. Общение в Любви — есть высшее назначение ТАНТРЫ и высшее послание ТАНТРЫ. Донести это Послание до нас, сегодня живущих и до будущих поколений — таковы должны быть цели и задачи Российской Тантрологии.

* * *

N 36. 04.09.13г.