Статья 1.6. Нужна ли нам Российская Тантрология? (ч.3).

продолжение

9.3. ПОПУЛЯРНОСТЬ ТАНТРЫ В РОССИИ.

«Россияне, более чем кто-либо, природные тантрики. В России всегда был свой, особый духовный мир. Несмотря на все перевороты, революции, репрессии, перепои, перестройки и перестрелки, этот дух живет. Наши люди более открыты, непосредственны, натуральны, способны к восприятию нового и изменению старых штампов сознания. Наша внутренняя религиозность сочетается с готовностью обойти закон или правило слева, рискнуть, отбросить рациональное, привычное и что-нибудь выкинуть или сотворить необычное. Возможно, чем большее давление оказывается на человека снаружи, тем больше внутреннее стремление к свободе. Запретный плод всегда кажется слаще. Может быть, когда Йога была под запретом, она была более желанна, чем сейчас».

(Л.Тетерников. Тантра — Культ Женщины. Сайт www.teternikov.ru.)

«Тантра — это единственное парное направление Йоги. Вот и все. Совсем не то, что ты слышала, правда? Желтые газеты пестрят заголовками типа «тантрический секс». Магазины духовных книг и товаров увешаны приглашениями на тренинги по «расширению сознания с помощью тантрических практик». Более практичные педагоги предлагают «гармонизацию ваших семейных и сексуальных отношений посредством древнеиндийских учений». А подруга рассказала тебе, что однажды клюнула на какое-то из этих объявлений, пришла по указанному адресу, там оказалась сауна, где… Дальше история становится слишком интимной и излагается исключительно шепотом.
Так что же это? Средство для расширения сознания, физические упражнения, массаж, секс, программа для повышения качества оргазма или средство для раздевания молоденьких дурочек? В России — и то, и другое, и третье. Ни в одной стране мира Тантра не обросла таким количеством мифов, легенд и интерпретаций. Одиночка, пустившийся на утлой лодочке в духовное плавание, рискует в этом водовороте попросту потерять управление». 13

(Т.Хотенко. Тантра — мифы и реальность. 10 легенд о Тантре, которые
иногда оказываются правдой. Журнал Cosmopolitan. Сайт www.athaom.narod.ru.)

«ТАН — ткать, соединять, восстанавливать. ТРА — Вселенная, Бог, Создатель. ТАНТРА — восстанавливать связь с Богом, с Создателем, Вселенной.
Преимущества тантрических практик для слишком занятых людей: Хотя современные люди могут сомневаться в том, что тантрические практики в классическом стиле могут служить подходящим методом духовного саморазвития, через них можно реально быстро освободиться от многих стрессов, которым подвержен сейчас человек. Например, многие люди в своей жизни испытывают неослабевающее давление: им нужно быть пробивными и напористыми. Они должны постоянно разрабатывать новые идеи и усовершенствованные продукты, продавать их и конкурировать с другими. Иногда напряжение из-за необходимости доказывать свою состоятельность и, в конечном счёте, свою ценность, ведёт к чувству отчуждённости и изоляции. Когда спрос на свою производительность и изобретательность приводит к слишком сильному стрессу, тантрические практики могут дать: здоровье, гармонию, омоложение, и вернуть утраченные силы.
А также: Тантрические практики развивают интуицию, позволяют познать и понять себя, раскрепощают, освобождают от блоков, исцеляют Душу, дарят свободу самовыражения, развивают осознанность.
Тантра — это способность ЖИТЬ полной жизнью. Тантра учит быть целостным, любить, радоваться, прощать, доверять, наслаждаться каждым мигом, находиться в моменте «здесь и сейчас», раскрыть и по максимуму использовать свой потенциал во благо себе и другим. Тантра — это гармония взаимоотношений между мужчиной и женщиной». 

(Зачем нужна Тантра современному человеку? Сайт www.tvoy-mir.kiev.ua.)

«…Мы научили индусов летать на истребителях МиГ-21 и всяким прочим штукам, мы сделали будильники со слоном и полюбили чай с другим слоном. За это индусы научили нас эстетике индийского кино и отравили нас пародией на Индуизм. Потому как наши соотечественники начали раскидывать руки и ноги неестественным образом, называя это Йогой, а самые отважные, не удовлетворившись знанием того, что такое «лингам» и «йони», бросились в пучину тантрического секса. Случилось это, правда, много позже изобретения будильников «Дружба», на которых трубил одинокий индийский слон. Но мода на Индуизм шла впереди знания.
Самое интересное, что до сих пор, произнося всякие разные слова типа «мантра-тантра», не все понимают, что это такое они говорят. Так вот вам словарь про Йогу, про Тантризм и про Кришнаизм — про три индуистские традиции — Пахомов С.В. Индуизм. Йога, Тантризм, Кришнаизм. СПб. Амфора. 2002г. 172 стр.
Потому что Йога — сложное понятие с десятком значений и относится не только к мудреной завязке рук и ног, но и к астрономии, грамматике и земледелию. Слово «тантра» обозначало раньше «ткань», а позднее ученый трактат, а Тантризм стал хитрой смесью духовных практик, вышедших не только из Йоги, Веданты, но и Буддизма. Ну и тот Кришнаизм, который далек от большинства тех лысых лоботрясов в оранжевых балахонах поверх ватников, что продают какие-то открытки на наших улицах. Причем слово «кришнаит» западное, а сами кришнаиты называют себя вайшнавами — от имени Вишну.
Вот про всю эту премудрость и составлен словарь — вполне объемный, штук сто вполне обстоятельных статей. Картинки-иллюстрации, мантры (мистические словосочетания или слоги) и мудры (мистические жесты), сведения о том, что чаще всего прана понимается как дыхание, а так — это жизненная энергия, Веды как тексты и гопи-пастушки, что влюблены в Кришну. Джапа, многократное повторение молитв и мантр, как важная часть духовной практики. И жизненная энергия с неприличным названием Кундалини. Биографии богов и классифицированные направления Индуизма… Много всего и подробно. Правда, вряд ли словарь можно считать карманным, как это заявлено на обложке. Это скорее стандартный для «Амфоры» книжный формат. Да, забыл сказать, если кого интересует, — лингам с йони там тоже присутствуют». 

(И.Синдерюшкин. Три источника и три составные части
Индуизма в одном кармане. Сайт www.dlib.eastview.com.)

«Сегодня в России действует не менее 30-40 тантрических неоиндуистских групп, в их числе: «Академия Йоги», «Тантра-Сангха», тантрическое общество «Панчама-Веда», культ Раджниша, «Радха Свами Сатсангх», «Брахма Кумарис», «Сахаджа-йога», «Восточный дом» и многие другие. Например, «Астральное карате» — секта, созданная Валерием Аверьяновым (он называет себя «гуру Вар-Авера»), автором одноименного сочинения, популярного в советском оккультно-мистическом подполье. Аверьянов неоднократно подвергался принудительному психиатрическому лечению. Частью «астрального карате», созданного Аверьяновым на основе различных магических и мистических практик, является им же придуманная «боевая Тантра». После «перестройки» Аверьянов эмигрировал в Израиль, но спустя некоторое время вернулся в Россию.
Тантрические группы на территории России в своем подавляющем большинстве являются тоталитарными сектами. Их адепты принуждаются к разрыву внекультовых и семейных связей. Родственники адептов отмечают у них потерю интереса к жизни вне узких рамок культа, отказ от семьи, друзей, отказ от продолжения обучения в учебном заведении, работы. В среде тантристов насаждается двойная мораль и принцип «цель оправдывает средства». Секта стремится диктовать своим адептам линию поведения во всем, охватывая весь спектр жизни человека.
Первые приверженцы Тантризма в России появились в конце 80-х — начале 90-х годов. Группы тантристов есть почти в каждом крупном городе России и ряде стран СНГ. Оценка численности адептов тантризма может быть проведена лишь очень приближенно вследствие высокой закрытости тантристских групп и дает цифру порядка нескольких тысяч, максимум до 12 тыс. Адепты общины после посвящения получают санскритские имена, бракосочетаются по тантрической традиции, ведут предписанный культовыми правилами образ жизни. В жизни тантриста важную роль играют мантры. Тантрические секты используют множество самых разных практик, ритуалов, видов поклонения, методов медитации и Йоги. Обычной культовой практикой в тантрических группах являются жертвоприношения, хотя некоторые из них избегают таких обрядов. Жертвами могут быть: козел или буйвол, птицы, черепахи, рыбы, олени, тигры и т.д.
В начале 90-х в крупных городах возникли объединения последователей Ошо Раджниша, различные ньюэйджевские кружки «Йоги секса» (как пример можно привести московскую «Школу рациональной Йоги» Льва Тетерникова), а позже — секточки доморощенных «русских йогов», пытавшихся отыскать тантрические корни в язычестве древних славян. Конечно, во всех перечисленных образованиях Тантра представляет собой лишь один из лоскутков пестрого одеяла их собственных синкретических доктрин. Наиболее одиозными отечественными тантрическими или лучше всего сказать псевдотантрическими гуру можно считать таких как А.Лапин, К.Руднев, С.Лобанов».

(Тантрические секты. Тантра-Сангха. интернет-сайт Сайт www.sektoved.ru.)
(Тантрические секты и российские псевдотантристы.
Каталог деструктивных культов и сект. Сайт www.raskolu.net.)

«Вчера во Всероссийском выставочном центре (бывшая Выставка достижений народного хозяйства) открылся посвященный всем видам и формам отношений между полами фестиваль «Мужчина и Женщина». Специалисты рассказывали о том, как бороться с терроризмом эротическими средствами.
Первое выступление, открывающее фестиваль «Мужчина и Женщина», начиналось словами: «То, что сегодня происходит в мире, это прекрасно». По мнению скульптора Г.Потоцкого, любовь во всех ее проявлениях спасет человечество от непонимания и войн. «Я не люблю слово «сексуальность», — сказал он, — нужно говорить «любовь». Занимайтесь любовью, и в мир придет гармония». С ним тут же согласился специалист в области преподавания эволюции Т.Акбашев, который сообщил, что мир никогда не был так близок к единению, как сегодня. По его словам, если бы не было второй мировой войны, не было бы и ООН и ЮНЕСКО, которые теперь выполняют священную миссию сохранения мира, значит, и нынешние террористические акты, в конце концов, приведут только к усилению вселенской любви.
А Л.И.Тетерников, организатор фестиваля и директор Школы Рациональной Йоги, неожиданно заявил, что и в христианской религии есть призыв к насилию и войне с неверными. «Я вообще не понимаю, почему нас всех учат поклоняться какому-то там Богу, — сказал он. — Не надо гордиться своей религией, надо гордиться тем, как вы смогли раскрыть свои внутренние возможности. Весь мир строится на отношениях между мужчиной и женщиной; и террористы, и власть имущие биологически такие же люди, как и мы». Что в связи с этим должны делать мужчины и женщины, чтобы победить терроризм, он не сказал.
Зато, безусловно, неожиданным прозвучало утверждение С.Ждановой, одной из организаторов фестиваля, которая считает, что недурно было бы ввести занятия Тантрой в детских садах. «Человек должен входить во взрослую жизнь подготовленным, — сказала госпожа Жданова корреспонденту Ъ. — И если с детства он научится реализовывать себя через духовную гармонию и направлять свою сексуальную энергию в нужное русло, то мир станет добрее и большинство проблем сойдет на нет». В свое время занятия в Школе Рациональной Йоги помогли ей решить все проблемы в личной жизни, и теперь она абсолютно счастлива и гармонична.
Сексологи и психологи дружно аплодировали друг другу и приглашали немедленно «начать свое духовное раскрытие» всех желающих. На первое занятие по Тантра-Йоге можно было попасть с фестивальной скидкой — всего за 500 рублей. Правда, на все последующие цены выше, и вообще, чем больше этим делом занимаешься, тем больше и платишь. Но организаторы говорят, что за свои деньги получишь удовольствие, и каждый тантрист станет другим человеком. Конечно, для полного изменения сознания потребуется несколько лет, и, следовательно, набежит порядочная сумма, но Тантра того стоит». 

(Е.Фоменко. От терроризма хорошо помогает Тантризм.
Газета «Коммерсантъ» № 191 (2321) от 18.10.2001г. Сайт www.kommersant.ru.)

«Нежно поцелуйте партнершу справа — сначала в лобик, потом в грудь, потом в коленку! А теперь сделайте то же самое с партнершей слева. Прекрасно: вот вы и познакомились! Теперь вставайте, возьмитесь за руки и пойдем дальше».
Нет, это не анекдот и не бред сумасшедшего. Так начинается семинар одной из московских школ, обучающей тантрическому сексу. Ученики — люди взрослые и очень разные: серьезные мужчины с пивными животами, худощавый интеллигент в очках, парочка девушек нетяжелого поведения, женщины бальзаковского возраста и симпатичная семейная пара. Вместо одежды на всех только белые простыни, полученные в школьной раздевалке. Нижнее белье желательно, но не обязательно…
То, что происходит на уроке, зависит от намеченной программы, а также настроения и темперамента учеников. В целом конечный исход занятий такого рода предсказуем: «школьники» занимаются сексом. А уж тантрическим или нет — как придется. По статистике, из 100 процентов гостей, пришедших в клуб, 60 процентов ищут партнера, 20 процентов приходят отдохнуть. И только 20 процентов людей серьезно интересуется Тантризмом. «Так это же настоящий свингер-клуб!» — скажет кто-то. И будет не прав. Чем школа Тантры отличается от свингер-клуба, зачем взрослые люди обматываются простынями и играют в игры, рассказывает практикующий психолог-сексолог Юлия: «В свингер-клуб приходят исключительно для того, чтобы заняться сексом. Люди могут являться туда поодиночке или парами, но все хотят только одного: найти новых партнеров и там же с ними переспать. В свингер-клубе нет никакой программы, визитеры предоставлены сами себе. В Тантра-клубе ученики, или адепты, первую половину семинара занимаются тренингами на раскрепощение. Квалифицированная ведущая следит за тем, чтобы все гости клуба участвовали в мероприятиях, раскрывались, находили для себя что-то оригинальное и постепенно выходили на качественно новый уровень чувственности. А уж если после учебы кому-то захочется уединиться, это только приветствуется! Удобные широкие кровати — один из атрибутов большинства тантрических школ».
Как правило, программы обучения в Тантра-школах разработаны психоаналитиками-сексологами. Курс занятий основан на соединении древних тантрических и современных методик, рассчитанных на освобождение личности от сексуальной зажатости. Кстати, тантрические упражнения могут выполняться как в раздетом, так и в одетом виде, поскольку они включают в себя элементы перевоплощения, актерского мастерства.
По мнению ряда сексологов, современный Тантризм, в котором главная цель — раскрепостить партнеров, отличается от исконного. Тантра, — объясняют они, — это древнеиндийская сексуальная Йога, которая дает возможность омолаживаться и приводить человека к различным сиддхам — сверхвозможностям. Подразумевается, что пара, занимающаяся Тантрой, может летать по воздуху, проходить сквозь стены. Они могут визуализировать друг друга на расстоянии, читать мысли друг друга. Как и в любой Йоге, смысл Тантры в достижении атмана — наивысшего результата. Только в Тантре атмана достигают непременно в паре, во время занятий сексом. То есть при правильном выполнении поставленных сексуально-тантрических задач у пары должен получится выход в чувственный атман во время оргазма…
На сегодняшний день толкование древних тантрических текстов зависит от концепции конкретного учителя отдельно взятой школы. Некоторые даже преподносят Тантру как бесконтактный секс. Но это неверно. В текстах Древней Индии написано, что люди, совокупляясь для своих тантрических ритуалов, использовали женщин низших каст.
Главное, в чем сходятся многие тантра-гуру, — древнеиндийские методики не совсем подходят современному человека в силу другой ментальности и отсутствия времени.
Итак, оптимальное тантрическое занятие — микс из сексологии, психологии, психоанализа и Тантры. Проблема в том, что люди зачастую привыкли выполнять некие социальные и сексуальные роли. Это и порождает заторможенность в их интимной жизни». 

(А.Владимирова. Знакомьтесь, Тантра.
Зачем заниматься любовью с незнакомцами. Сайт www.ezotera.ariom.ru.)

«Предисловие издателей. Данный выпуск «Тантрического Пути» выходит как сдвоенный выпуск за 1995/1996 гг. При этом несколько изменились структура и оформление нашего ежегодника.
Во-первых, изменен символ на обложке: теперь это будет навайони-чакра, важный шактистский символ, центральная часть знаменитой Шри-Янтры. Навайони («Девять Лон») — символ Великой Богини-Матери, Покровительницы тантриков, а также символ девяти стадий (или ачар) единого Тантрического Пути, через которые проходят все души прежде чем возвратиться к своему Источнику (представленному в виде точки-бинду в центре навайони) — Изначальной Матери, неотделимой от Вечного Бога-Отца. Навайони — это и символ всеохватности Кулы (Божественной Семьи) освобожденных душ, находящихся в полной гармонии с Матерью и Отцом. Таким образом, навайони как нельзя лучше подходит для символического выражения всех основополагающих идей Учения Тантры. Именно поэтому мы решили впредь использовать этот символ. К тому же основных разделов в «Тантрическом Пути» теперь тоже девять.
Во-вторых, в «Тантрическом Пути» появился новый и достаточно важный раздел — «Тантрическая культура сексуальной жизни». В этом разделе будут публиковаться переводы фрагментов Тантр, других первоисточников Тантрической Традиции, статьи и выдержки из авторитетных книг по Тантризму, посвященные тантрической сексуальной культуре. Популяризация наследия классического Тантризма в этой области многим поможет отличить и не смешивать истинно тантрическое отношение к сексуальности с расхожими в обывательской среде Запада и России вульгарными представлениями так называемых «неотантристов». Интерес к сексуальной культуре Тантризма огромен, но хороших изданий на данную тему на русском языке по-прежнему недостаточно. Стараясь хотя бы в некоторой степени восполнить этот недостаток, наша «Тантра-Сангха» будет регулярно публиковать редкие и практически мало кому доступные материалы в упомянутом разделе «Тантрического Пути». Для начала публикуются две статьи Шрипады Садашивачарьи: «Сексуальная жизнь в Тантрической Традиции» и «Гарбхадхана-самскара»: таинство освящения зачатия».
В настоящем выпуске мы не публикуем выдержки из писем читателей, а только отвечаем на наиболее часто встречающиеся в их письмах вопросы. Так раздел «Нам пишут» хотя бы в некоторой степени сможет выполнять и катехизаторские функции. Начиная с этого выпуска, в разделе «Практическая садхана» будут регулярно публиковаться медитационные техники (дхараны) из «Виджняна-Бхайрава-Тантры», а также описания практик поклонения (пуджи) различным Божествам (для начала публикуем описание простейшего поклонения Богине Кали). Интересной для многих наверняка окажется садхана с использованием магического письма ТЬЯФ, переданная Его Святейшеством Садгуру Шивайя Субрамуниясвами и описанная в данном разделе. Немалое число людей и за рубежом, и в нашей стране разрешают свои самые различные проблемы с помощью этой простой, общедоступной и достаточно эффективной практики общения с божественными существами невидимого мира.
Правильно ориентироваться в море всевозможных индуистских писаний, издаваемых не только нашей Сангхой, но и другими духовными обществами или академическими издательствами, поможет статья Шрипады Садашивачарьи «Краткий обзор ведических и тантрических писаний». В данном выпуске рассматриваются индуистские писания, относящиеся к ведической литературе, т.е. тем священным текстам, которые являются общими для последователей брахманского индуизма и для тантриков. В следующем выпуске будет опубликовано окончание статьи, посвященное обзору чисто тантрической (агамической) литературы…
В перспективе мы планируем сделать «Тантрический Путь» хорошо иллюстрированным изданием и постепенно начать издавать его чаще, чем один раз в год. Для начала «Тантрический Путь» (возможно уже в 1997г.) будет выходить дважды в год, а затем — и четыре раза в год. По мере возможности будет увеличиваться и тираж журнала. Приглашаем к сотрудничеству всех, кто вместе с нами заинтересован в этом благом начинании. Будем рады Вашим письмам, присылаемым материалам и различным предложениям». 

(Тантрический путь. Сборник. Выпуск 3-й. М. Тантра-Сангха. 1995-1996гг.)

«Глава 6. Современная Тантра. Применяем знания древних. <…>. Говорят, в Западной Европе и в Москве тантрический секс сейчас входит в моду. Трудно представить, что такая странная с точки зрения нашей психологии вещь, требующая изменения фундаментальных привычек, может стать повальным увлечением. Однако мне известно несколько человек в Петербурге, которые уже более десяти лет занимаются Тантрой. И, надо сказать, что с годами интерес к ней не ослабевает. Я расскажу вам об их интересном опыте, и будем надеяться, что после выхода этой книги поклонников Тантры прибавится.
Большинство людей еще плохо представляет, что это такое — Тантра. Одни считают ее каким-то причудливым восточным учением, другие и слышать ни о чем таком не хотят, потому что «это уж совсем запредельные извращения и вообще разврат». Откуда берутся такие суждения? Я думаю, это отчаянно защищаются отжившие установки. Но зачем отталкивать от себя то, благодаря чему можно осуществить все свои мечты о любви, внимании и ласке, об экстазе и блаженстве? <…>.
Для тантристов секс — только средство для достижения духовного экстаза, для единения с любимым, а через него — с бесконечным океаном любви, со всей Вселенной. Об этом очень хорошо сказал мой любимый мудрец Ошо: «По сути, половой акт — это не диалог между мужчиной и женщиной. Это разговор мужчины с природой с помощью женщины, или женщины с природой через мужчину. Это диалог с природой. На мгновение вы оказываетесь в космическом потоке, в небесной гармонии, в созвучии с целым. Мужчина не целен, женщина тоже не целостна. Они являются двумя частями единого целого. Поэтому, когда они сливаются в одном половом акте, они достигают гармонии с сокровенной природой вещей, с Дао. Если вы сознательны, то этот акт может стать вашим духовным рождением. Через него можно стать «дважды рожденным»». <…>.
Тантра — это духовная практика, которая поможет вам не только продлить очарованье, но и шагнуть за границы обычного восприятия и посмотреть: а что там? Приятно, что в отличие от многих других духовных практик, Тантра не призывает отказаться от радостей жизни. Наоборот, она предлагает использовать для поисков истины все, что нас окружает, в том числе и секс. Не думайте, что тантристы на нем зациклены — это только одно из направлений их исканий. Приятно и то, что «сексуальный путь» не требует особой физической подготовки. Как и секс, он доступен всем, было бы желание. <…>.
История Тантры. Тантра, или Ваджраяна, как еще называют эту Йогу в Индии, досталась нам в наследство от предыдущей цивилизации. Когда именно она появилась, трудно сказать, но еще в IV в. до н.э. «Брихадараньяка-Упанишада» сравнивала духовное прозрение с сексуальным блаженством. Тантра-Йога была абсолютно созвучна мироощущению той эпохи и выросла из нее естественным образом. Веды — священные книги индусов — донесли до нас весьма уравновешенный взгляд на секс. Это был интересный предмет, который исследовался так же серьезно, как математика, физика, биология. К тантрическим разработкам древних индусов стоит присмотреться хотя бы потому, что в других областях они добились великолепных результатов. <…>.
Не только у индусов, но и у многих народов древности отношение к сексу было серьезное и здоровое, что немаловажно. Особенно потрудились китайцы, создав «Дао любви». Они утверждают, что благодаря выработанным ими правилам их императоры и прочие умные люди, которые этим правилам следовали, жили больше ста лет, оставаясь потрясающими любовниками! Китайцы считают, что Тантра появилась позже и перепевает их сексуальные открытия, но вряд ли это так. Ведь Тантра — всеобъемлющее учение, направленное на духовное совершенствование, а китайские практики сосредоточены на вопросах здоровья. Поэтому и техники у них более громоздкие и замысловатые, ведь они учат управлять только своим телом, а Тантра — сознанием. <…>.
Возрождение Тантры в России. Первая книжка по Тантре была издана в Петербурге в 1991г., в самом начале перестройки и сексуальной революции. Она переиздавалась несколько раз и очень скоро стала библиографической редкостью. С этой книжки-перевертыша (с одной стороны «Тантра-Йога», с другой — «Дао любви») и началось сексуальное преображение Петербурга. Описанные в ней техники с энтузиазмом изучали в различных оздоровительных группах, которых было в то время множество. <…>. В противовес многочисленным клубам сексуальных меньшинств в городе появился единственный секс-клуб для сексуального большинства, людей традиционной ориентации. В нем учили мистическому, духовному сексу, а по существу, — Тантре. Этот клуб стал пристанищем творческой интеллигенции города. Здесь говорили о театре, кинематографе, музыке. А принципы тантрического секса изображали актеры Театра танца, одетые в полупрозрачные туники. Предупреждаю вопрос: никаким сексом в клубе не занимались. А зачем? Так этот клуб и прогорел, потому что его создатель ориентировался на нормальных, здоровых людей».

(Н.Правдина. Любовь — чудесная страна. СПб. АСТ. 2006г. Сайт www.tinlib.ru.)

«1. Нынешняя волна интереса к неоиндуизму поднялась в России приблизительно со второй половины 70-х гг., с извест¬ным отставанием от аналогичного явления в странах Запада, где сегодня уже очевиден его спад. В России говорить о принципиальном спаде не приходится, однако ситуация ажиотажного спроса на информацию о неоиндуистском мистицизме и на его проповедников тоже отошла в прошлое. Настоящий период можно охарактеризовать как период относительно ровного и стабильного интереса.
2. Увлечение неоиндуистским мистицизмом на Западе и в России имеет много общего, и многочисленные исследования этого феномена, выполненные европейскими и американскими учеными в 60-80-е гг., вполне актуальны и для России. Вместе с тем «российский неоиндуизм» имеет и ряд своеобразных черт. При аналогичной в целом социальной базе феномена на Западе и в России (лица умственного труда и студенчество) в последней неоиндуистский мистицизм в принципиально меньшей степени увлек гуманитарную и творческую интеллигенцию. В соответст¬вующих группах, безусловно, преобладают ИТР и «естественники», в то время как гуманитарии скорее тяготеют к традиционным религиям, хотя зачастую и высказывают неудовлетворенность теми или иными их чертами. В то же время необходимо отметить рост интереса к неоиндуистским группам со стороны мелких отечественных бизнесменов.
3. Второе отличие российского неоиндуизма — наблюдаемое во многих группах стремление придать ему национальную окраску и, так или иначе, совместить с ним национально-культурное религиозное наследие. В частности, в этом ключе можно рассматривать популярность «Агни-Йоги» Е.Рерих, синтезировавшей в своем учении индийские и христианские мотивы, да и вообще весь своеобразный культ, сложившийся вокруг супругов Рерихов.
4. Третье, что следует отметить — это несомненное преобла¬дание в России «туземных» наставников и пропагандистов неоиндуизма над носителями традиции — индийцами, задавав¬шими тон во время увлечения неоиндуизмом на Западе. Причины этого вполне прозрачны: в какой-то степени языковый барьер, но, главным образом, куда меньшая коммерческая и бытовая привлекательность нынешней России по сравнению с Америкой.
5. Писавшие о неоиндуизме на Западе авторы обращали внимание на эклектичность его доктрин и на существенный от¬ход от классического индуистского мистицизма. В России, в силу уже сказанного (стремление к русификации индийского мистицизма, знакомство с ним часто не из первоисточников, языковые проблемы) эта эклектичность зачастую возведена в куб. Пожалуй, наиболее адекватным термином для способа су¬ществования неоиндуизма в массовом российском сознании бу¬дет «хаос».
6. Дать количественную оценку распространения неоиндуизма в России невозможно: для этого нужны широкомасштабные социологические исследования и соответствующее финансирование. Кустарные изыскания автора показали, что в той или иной мере 10-15% лиц умственного труда интересуется неоиндуистским мистицизмом. Диапазон такой заинтересованности весьма широк — от активного участия в соответствующей группе до чтения попадающихся под руку книг и статей и склонности порассуждать о йоге, чакрах, трансмиграции и пр. Затрудняет положение также и то, что в настоящее время в слоях, о которых идет речь, внеинституциональная, аморфная, или, по удачному выражению А.Меня, «платоническая» религиозность очевидно преобладает над традиционными формами отношения к религии. Неоиндуизм существует в России как в виде организационно оформленных групп, так и в виде никем не зарегистрированных многочисленных кружков, группирующихся вокруг неких наставников.
7. Многие из подобных групп к неоиндуистским можно отнести с большой долей условности. Основанием для такого вывода является то, что в их мировоззрении, как правило, присутствует ряд ключевых положений неоиндуизма, пусть и в своеобразной интерпретации. К таким положениям относятся: карма и трансмиграция, тождество индивидуального и космического сознания, общность всех религий, объясняемая общностью мистических состояний, множественности инкарнаций божества, широкое использование тантрических представлений о психофизической структуре человека. Как пра¬вило, подобные группы используют и мантры…
9. Причины, по которым неоиндуистский мистицизм оказывается для современных россиян привлекательней традиционных конфессий, отчасти сходны с теми, по которьм он оказался привлекателен для американцев и европейцев. Вместе с тем очевидно, что существенную роль в российской ситуации играют, как минимум, еще два фактора: состояние фрустрации, в котором оказались широкие социальные слои России — и прежде всего те самые ИТР, которые преобладают в мистических группах; отличия православного наследия от преобладающего в США протестантизма, в частности, наличие в первом богатого мистического потенциала, остающегося, правда, до настоящего времени в значительной степени закрытым для рядовых верующих. Можно предположить, что устойчивость интереса к индуистскому мистицизму в России во многом будет зависеть и от действия этих двух факторов». 

(Ткачева А.А. Неоиндуистский мистицизм в России.
// Вопросы научного атеизма, вып. 38, М, 1989г. Сайт www.lib.uni-dubna.ru.)

«2. Рассмотрение причин появления и развития Нео-Тантризма в России естественно приводит нас к обзору ситуации на Западе, откуда он к нам и пришел… В истолковании Шри Бхагвана Раджниша Тантра оказалась весьма привлекательной для западных любителей Востока. Хотя «эксперимент» Раджниша в создании «свободной» общины учеников в Раджнишпураме (штат Орегон) не вполне удался, посеянные им семена дали удачные всходы практически сразу после его отбытия в Индию. По всему западному миру начали возникать различные прораджнишевские неотантрические центры, и именно из таких центров и прибыл к нам Нео-Тантризм. После падения в СССР идеологического железного занавеса наступает эпоха мировоззренческого плюрализма. Россию и другие страны, образовавшиеся на обломках Советского Союза, начинают активно посещать западные мастера, имеющие то или иное отношение к восточным учениям и практикам, и реже — собственно восточные (индийские) учителя. В 1992г. в нашу страну по приглашению приезжает американец Свами Вирато Нострадамус, человек, вполне достойный скандальной славы своего учителя Раджниша. Проповедуя в духе своего наставника, Вирато, в частности, учил, что «Тантра — это позволение всем твоим барьерам и преградам исчезнуть» — с тем, чтобы «полнее проживать бытие». Тантра освобождает человека от всевозможных «догм, морали и страха», равно как и от внутреннего сопротивления. Среди «догм» встречается также и религия, которую Свами Вирато понимает как «нонсенс, который удерживает от чистой любви». Тантра способна преобразовывать наши страхи и печали в «универсальную силу» и любовь, она дарит жизнерадостность, оптимизм. Для сторонников Тантры в небытие отходят негативные эмоции, «ревность, зависимость и вина», истощающие нашу жизненную энергию. Тантра понимается и как «искусство духовной сексуальности», как «поэтическая наука сверхсексуальности», которая, оказывается, практиковалась в течение тысячелетий в различных регионах Земли, например, среди… американских индейцев. Подобные идеи легко находили свою целевую аудиторию. В какой-то степени Вирато сыграл в России роль, аналогичную роли Раджниша в странах Запада. После визита Вирато в странах бывшего СССР начинают множиться различные неотантрические общества, начинают действовать разные неотантрические учителя. Кроме того, элементы Нео-Тантризма все чаще появляются в группах, изначально имевших несколько иные психопрактические приоритеты, прежде всего это относится к группам Йоги. Контингент подобных организаций был довольно разношерстным. В целом он делился на три части. С одной стороны, сюда входили приверженцы всевозможных движений «личностного роста» (также прибывших к нам с Запада), пытавшиеся духовно развиваться с помощью неотантрических методик — пожалуй, это наиболее серьезные и искренние практикующие, не всегда лишенные, впрочем, некоторой доли доверчивости. С другой стороны, это «любители Востока» и оккультизма, профессионалы в области «клубнички» и острых ощущений, — эти «практикующие» стремились, как правило, к экстравагантному извлечению чувственных радостей, постижению новых нюансов «расширения сознания» и «восточных тайн». Наконец, с третьей стороны (и это, пожалуй, самая многочисленная прослойка) — люди, имевшие физические, психологические и социальные проблемы, обратившиеся к гуру-неотантристам за вполне конкретной помощью. Условно членов трех этих социальных групп, тесно связанных друг с другом, можно назвать соответственно «искренними», «любопытствующими» и «проблематичными».
4. В настоящее время в России функционируют всевозможные неотантрические объединения. Среди них выделяются, например, семинары Андрея Лапина (Москва), Школа рациональной Йоги Льва Тетерникова (Москва), Тантрический центр Юлии Варры (Москва), Тантра-Йога Петра Острикова (Новосибирск), центр Ар Лючиса Пустоты (Томск), центр Андрея Фомичева и др. Все эти наставники вместе со своими помощниками активно занимаются собственным PR’ом и используют для распространения своих идей всевозможные технологические средства. Они выпускают книги и журналы, снимают фильмы с демонстрацией своих упражнений, дают интервью и выступают по телевидению, читают лекции, размещая все эти материалы на различных носителях, включая DVD и CD, аудио- и видео-кассеты, сайты сети Интернет. Отечественные «неогуру», следуя за своими западными соратниками, являются на самом деле неплохими предпринимателями, устроившими прибыльный бизнес на рынке коммерческих «духовных» услуг. Они весьма мобильны, активно перемещаясь с лекциями и семинарами по всему пространству СНГ и далеко за его пределами. График их занятий достаточно плотный, расписанный на много месяцев вперед. Основная форма существования неотантрических групп состоит в семинарах-тренингах с «телесно-ориентированными» и психологическими техниками». 

(Пахомов С.В. Нео-Тантризм в современной России.
Кафедра философии и культурологии Востока. СПбГУ. 04.07.2007г.)

«Вопрос: Какие цели ставят перед собой Тантра и Карецца и каких результатов мы можем достигнуть на этом пути?
Ответ. Классическая Тантра ориентирована на беспредельное расширение возможностей человека, вплоть до полного слияния с божеством через полное принятие мира, во всех его аспектах и проявлениях. У Нео-Тантры и, в особенности, у Кареццы цели куда скромнее — изменение восприятия окружающего мира, расширение сознания, гармонизация сексуальной жизни, повышение уровня энергетики человека. Особенно благоприятно воздействуют тантрические практики на эмоциональную сферу — практикующие Тантру люди более восприимчивы, менее резки в общении и значительно более свободны. Что же касается «просветления», полного духовного очищения и других «высоких» целей — как и в любой религии или практике, достигнуть этого могут немногие.
Вопрос: Можно ли изучать Тантру без учителя (гуру)?
Ответ. Тантрические практики — вещь настолько серьезная и даже опасная для новичка, что большинство учителей Тантры настаивают на обязательной подготовке неофитов и получении ими инициации из рук учителя. Нередко инициация включает в себя получение нового имени — как символ того, что отныне вы начинаете новую жизнь. Впрочем, сейчас все больше людей начинают изучать Тантру самостоятельно, без гуру — через книги, фильмы или даже Интернет. Результат может быть различным — но и наличие гуру, согласитесь, отнюдь не означает, что вы сможете стать настоящим тантристом. А вот практиковать Тантру можно уже и без учителя. Я даже сказал бы больше — настоящий тантрист именно этим и отличается, что способен к тантрической практике самостоятельно, а не только на устроенных его гуру ритуалах или семинарах.
Вопрос: Обязательно ли в тантрической практике взаимодействие мужчины и женщины?
Ответ. Тантра подразумевает взаимодействие двух чистых энергий: мужской, энергии Шивы, и женской, энергии Шакти. Кундалини, как скрытая, спящая форма энергии, присуща любому человеку, независимо от его сексуальной ориентации, пола, возраста и т.д.
Вопрос: Я хотел бы больше узнать о Тантре, но я не знаю, где найти учителя. Тем более, что сейчас так много подделок под Тантру.
Ответ. К сожалению, опыт и рекомендации западных тантристов для нас бесполезен. По вполне понятным причинам тантрических групп и учителей в нашей стране очень немного. В основном, правда, речь идет о Нео-Тантре. Классическая Тантра представлена в России еще слабее: на слуху осталась только община «Тантра-Сангхъя». Обмануться и вправду несложно — модный «лейбл» Тантры сегодня используют многие учителя и организации, не имеющие отношения к этому пути. Вплоть, как это ни грустно, до публичных домов. Могу сказать только одно: чем больше шумной рекламы и атмосферы тусовки вокруг той или иной структуры или личности, тем дальше она от Тантры. Хотя эта отдаленность сама по себе и не страшна.
Вопрос. В чем разница между «религиозной» Тантрой и New Age семинарами «тантрического» толка?
Ответ. Интересно, что отечественные востоковеды и религиоведы из всех тантрических объединений в стране только «Тантра-Сангху» считают собственно религиозным объединением, в то время как прочих «тантристов» (за исключением еще некоторых буддийских сект тантрического характера) рассматривают исключительно в контексте New Age. В целом это верно. Пожалуй, на данное время именно «Тантра-Сангха» обладает в полной мере всеми основными признаками классической индуистско-тантрической секты (за исключением разве что того, что действует не в Индии).
Не могу сказать, что все без исключения «New Age группы» и их лидеры являются шарлатанами и т.п., но, к сожалению, подделки под «тантру» и вообще весь «New Age бизнес» в целом далеко не всегда так безобидны, как может на первый взгляд показаться. С каждым годом становится все больше и больше людей, чье здоровье и психика (а заодно и кошелек) серьезно пострадали от «практик» в различных «духовных центрах», на «семинарах», «тренингах» и «ритритах». Какой-либо системы лицензирования или проверки квалификации ньюэйджистских инструкторов и тем более самозванных «гуру» неоориенталистских культов у государственных органов нет. Да и непонятно, по каким критериям их проверять? Как выяснить, к примеру, «достиг просветления» кто-то или нет? И в то же время есть живая необходимость помочь духовно жаждущим и всевозможным «искателям истины» уметь отличать дешевые подделки от оригиналов. Не всегда, к сожалению, это легко сделать. И обманщиков, желающих обманываться довольно много. Мне вспомнилось в связи с этим одно высказывание Гуру Садашивачарьи: «Не все золото, что блестит, не все истина, что санскрит». Сегодня так много подделок под тантру. Обмануться и вправду несложно — модный «лейбл» Тантры сегодня используют многие учителя и организации, не имеющие отношения к этому пути. Вплоть, как это ни грустно, до публичных домов. 99% книг, изданных в России под названием «Кама-Сутра», не имеют к знаменитому индийскому трактату никакого отношения. Полный, научно выверенный текст «Кама-Сутры» был издан «Наукой» только в 1995г.». 

(Вопросы и ответы по Тантре. Отвечает востоковед С.А.Горохов. Сайт www.athaom.narod.ru.)

«Получилось так, что я был ведущим и на фестивале массажа, и на фестивале тренингов, и на арт-форуме. На мой взгляд, лучший вариант для совмещения приятного и полезного — это мероприятия, преимущественно психологической, а не йогическо-тантрической направленности. Молодёжь на мероприятия психологической направленности собирается очень живая, динамичная именно в плане самопознания и самосовершенствования, причем это самопознание имеет преимущественно такой, я бы сказал, «контактный» характер — через многообразие общения, через многообразие контактов и видов партнерства: игрового, исследовательского, тусовочного, интимного… <…>. Ну и продолжая эту тему — о том, что мне не близко, скажу о том, чем народ чаще всего интересуется — о тантре…
Тантра. В первых строках ещё раз обозначу, что это исключительно моё узкое, частное мнение, не претендующее на полноту и глубину охвата данного явления. Итак, чем Тантра так тянет молодежь? Почему она летит на Тантру как мотылёк на пламя (и, кстати, зачастую имеет потом соответствующий результат)? Да потому, что Тантра цепляет за самое уязвимое у молодежи место — за секс. И ведь как красиво постулируется — через секс к духовности!
Молодежь, чье сердце ещё не совсем закрыто дружным старанием нашего постиндустриального общества, чаще взрослых чувствует, что где-то за гранью этого тесного, душного пространства, существует другое пространство — чистое, многомерное, полифоничное, исполненное удивительной глубиной смыслов, красотой образов и гармонией отношений… Такое живое… Такое чарующее… О нем мы читали в эзотерической литературе, в лучшей фэнтези, многие помнят соприкосновение с ним в детских снах, у кого-то эти соприкосновения во снах продолжаются и в юности — пока внутреннее пространство ещё не захламлено суетой внешнего мира… И мы знаем из тех же самых книжек, а кто-то и напрямую от интуиции, что грань, за которой ОНО — не где-то там за тридевять земель, а совсем рядом. Прямо говорят здесь и сейчас… Прямо говорят чуть ли не у нас в сердце — куда уж ближе… Только надо что-то сделать… Что же?
Молодёжь читает книжки, а там дядя Карлос встретил дона Хуана, дядя Ричард — Шимоду, герой Коэльо встретил какого-то алхимика, Йогананда — Шри Юктешвара, Сатпрем — Шри Ауробиндо и т.д. Каждый, кто находит тропинку ТУДА кого-то встречает, кто его чему-то учит… И тут же возникает понятие «духовная практика», приводящая ученика к просветлению, к проникновению за завесу внешнего мира…
Многочисленные йогогуру мелькают тут и там на страницах разных изданий в красивых йогических позах (куда уж простому смертному…), Но напрягаться надо: гнуться по-всякому, на голову вставать, дышать как паровоз… Порой в Йоге физическая нагрузка не слабее культуризма… <…>.
Совсем другое дело — Тантра! Тут действительно — всё и сразу. Секс в нашем больном обществе — надежнейшее основание бизнеса. И сейчас даже уже не нужно говорить, что Тантра тесно связана с сексом, и всё в ней вокруг него вертится. Сейчас эти гуру в основном говорят, что совсем даже и нет, секс тут не причем, это духовная традиция, а то, что на Западе «Тантра стала подаваться как сексуальная практика — это психоаналитический диагноз Запада» (цитирую одного из ведущих тантра-гуру по журналу ELLE за март-2005, стр.264). Ну как хорошо говорит! Как правильно! А другой гуру, так ну просто песню поёт (цитирую по тому же журналу, стр.266):
«Краеугольный камень Тантры: я сейчас, в данный момент — совершенное существо… А совершенное существо не может быть мелочным, обидчивым, слабым… И как совершенное существо ты и ответственность за происходящее берешь на себя, а не перекладываешь на окружающих».
Ну что тут сказать? Здорово! Даже не понятно, почему Тантра ещё не включена в общеобразовательную программу средней школы… Но я помню речи этих людей где-то так десятью-пятнадцатью годами ранее, когда весь этот процесс только раскручивался… Там сексуальные акценты были более определенны. А сейчас что? У этих людей тысячи последователей, которые прекрасно знают, как всё это выглядит в реальности, и именно так передают своим знакомым, когда зазывают их на Тантру. И теперь им, гурам, совсем даже не надо этот сексуальный аспект выделять… Тем более, что о духовности говорить по-любому престижнее и безопаснее. Остальное, как говорится, сделает свита… <…>.
Так кому же она, Тантра, нужна, для кого она подходит и в чем её реальная польза — если таковая есть — и реальный практический смысл? Кстати отмечу, что я говорю о Тантре совсем не с позиций какой-нибудь там «общественной морали», а с позиций смысла и сути понятия «йога» (я же как раз по образованию религиовед) — ведь именно к этой культуре относят себя тантристы…
Социумные «моральные борцы» чаще всего осуждают Тантру совершенно огульно и очень поверхностно, не зная этого пространства изнутри, а часто даже внутренне боясь его. Я же в свое время в этом пространстве был, в чем-то оно мне может быть помогло, и то, что я говорю — это не осуждение, не отрицание, а попытка как раз-таки конструктивного подхода. Ибо, со стороны самой Тантры, со стороны её апологетов и идеологов, я такого подхода, такой трезвой самооценки, на данный момент не вижу.
Начну опять с цитаты из того же журнала. Это одно из мнений человека, побывавшего на тантрическом семинаре (стр.267): «…Складывалось ощущение, что все эти люди какие-то несчастливые, ущербные: их никто не любит, вот они и ищут замену, придумывают чего-то…». Не скажу, что это мнение охватывает всё данное явление, но, на мой взгляд, этот человек довольно точно описал наиболее конструктивную, наиболее рациональную его составляющую.
Да, наша западная или российская Тантра — это именно для тех, у кого проблемы с естественной сексуальностью. <…>.
Короче говоря, наша Тантра для тех, кому за 40… Но совсем другая, уже далеко не такая оптимистичная картина наблюдается, когда в этот тантрический оборот попадает юноша или девушка с более-менее нормальной, более-менее здоровой сексуальностью. Попадает туда в надежде некоего «духовного опыта», того самого «расширения от секса к духовности»…».

(А.Галкин. Варианты духовного поиска. Сайт www.ark.ru.)

««Мудрость Востока» пришла в Россию с Запада, где с 60-х годов (XX в.) начинается широкомасштабная кампания индийских гуру. Почему именно Новый Свет стал плацдармом индийской духовной экспансии? Думается, стратегия была верной. Лидер западного мира, США исторически никогда не несли «бремя белого человека» в Индии, и американскому обществу были в новинку религиозные идеи этого рода, особенно молодежи, не остывшей от протестного настроения.
Мода на восточную мистику быстро перебрасывается в Старый Свет, и потомки белых «сахибов» устремляются в Ауровиль — «город будущего», основанный француженкой Мари Ришар, подругой популярнейшего теоретика нео-Индуизма (интегральной Веданты) Ауробиндо Гхоша, поклоняются «верховному Гуру шиваитов западных стран» Шивайе Субрамуниясвами, становятся «возлюбленными Кришны» в лоне Международного общества Сознания Кришны, основанного Абхаем Чараном Де (скромно именовавшим себя «Его Божественная милость» Свами Бхактиведанта Шрила Прабхупада, что означает «господин — тот, у чьих ног [сидят все] могучие», то есть учители). Выбор все расширяется, так как гуруизм становится очень прибыльным бизнесом.
В России первые ласточки восточных культов появились еще в 70-е годы, но свободная деятельность «посвященных» миссионеров начинается с 1989г. В таком мегаполисе, как Москва, труднее проследить процесс «приливов» и «отливов» той или иной восточной «духовности». В провинции волнообразное движение индуистской (или псевдоиндуистской) экспансии бросается в глаза. Первыми на авансцене появились кришнаиты… Через какое-то время увлечение Кришнаизмом стало проходить.
Более стойкими оказались другие направления Гуруизма, где отсутствует иерархическая вертикаль; хотя зависимость от обожествляемого гуру и здесь налицо, но поскольку этот гуру находится далече, то адепты его учения составляют группу с более «демократичными» отношениями. Главное отличие от Кришнаизма в таких группах — акцент на самообожение («самореализацию») через «духовную практику», которую открыла «примитивным» европейцам древняя мудрость Востока.
Служение какому-либо божеству (культ в религиозном смысле) в таких учениях отсутствует. Все «просвещенные» учением очередного гуру заняты проблемой, как перекачать духовную энергию «Кундалини» из области копчика по «чакрам» (невидимым для анатома спецканалам) в голову. И тогда наступает просветление, или «реализация», — в зависимости от принятой терминологии; просветленный обретает сверхзнание, сверхмудрость, способность влиять на окру¬жающий мир, духовная энергия, исходящая от него, прямо-таки творит чудеса. Таковы заманчивые обещания «Сахаджи-Йоги» (учение Нирмалы Шривасты, включившее в себя элементы Гностицизма).
Слова «энергетика», «реализация», «метанаука» сбивают с толку очень многих, что и обеспечивает приток в секты восточных толков. Таковы Общество Шри Чинмоя, Трансцендентальная медитация (ТМ) Махариши, Медитация Раджнеша, или культ Радж-ниша, организация Сатьи Саи Бабы. Несколько особняком стоит Рэйки (кадуцей) — орден «эзотериков-целителей» японского происхождения, а также «Тантра-Сангха», осно¬ванная русским «гуру» Сергеем Владимировичем (р. 1968г.), который в 1989г. получил в Индии посвящение одной из парампар тантриче¬ского Шиваизма «левой руки». Это те восточные культы, что известны в Центральном Черноземном регионе. Тяготеют они преимущественно к крупным промышленным центрам: Воронеж, Липецк, Курск…
Восточные секты, несмотря на свою относительную малочисленность, оказали значительное влияние на окружающих. Во-первых, они распространили большое количество сочинений своих «божественных гуру». Спрос на «таинственные» учения, открывающие человеку «новые возможности», подогревался СМИ. Возможно, для газетчиков и тележурналистов это было только погоней за сомнительными сенсациями, но присутствовал здесь и элемент протестного поведения: если советская власть это запрещала, значит, мы станем широко информировать о не познанных наукой, но известных древним чудесных способностях йогов, прорицателей и шаманов.
Одним словом, появившиеся восточные культы если не преуспели в умножении своих последователей, то способствовали приобщению широких масс к «древней мудрости Востока». Слова «карма», «энергетика», «реинкарнация» вошли в наш обиход вместе с понятиями, которые они обозначают. Понятия приспособились к нашей действительности, и сегодня кто только не вспоминает, кем он был в прошлой жизни (преимущественно персоной значительной), «диагностика кармы» претендует на законное место в медицине, раскрытие в себе «духовной энергетики» стало массовым явлением.
В сентябре 1995г. в Институте им. Сербского прошла научно-практическая конференция, участники которой обратились с письмом к правительству. Пресса в целом проигнорировала это событие, хотя содержание письма заслуживало серьезного внимания. Психиатры, собравшиеся на конференцию, выразили озабоченность «поворотом общественного сознания к мистике, что таит опасность возникновения коллективных психозов».
О массовых психозах говорить пока преждевременно, но то, что восточные культы всколыхнули мутные воды оккультизма, магии, языческих суеверий, получивших как бы законную санкцию «древней мудрости», — неоспоримый факт. То, что мы наблюдаем, можно назвать «Нью Эйдж по-русски», где всегда бытовавшая на селе вера «в порчу» и «сглаз» сплетается с «кармой», «духовной энергией», «колдовство» — с «эзотерикой», с мифическими «велесовыми книгами» древних славян. Откровенные шарлатаны делают моду на оккультизм доходным бизнесом, а те, кто клюет на эту приманку, нередко теряют разум.
Мода на мистицизм порождает не только массовое шарлатанство, теснящее медицину, но открывает широкие возможности для изобретателей новейших религиозных гибридов. «Ноу-хау» заимствовано опять же с Запада, из США. Там появилась дианетика Рона Хаббарда и его «Церковь сайентологии», там же раскручивали «преподобного» Сан Мен Муна, основателя «Движения объединения».
Место гибридных сект занимают сегодня ориентированные на языческий натурализм отечественные движения. Изобретательность и коммерческий талант организаторов массовых мистификаций превосходят всю «древнюю мудрость Востока». Речь идет о публикации серии книг под псевдонимом Мегре (Пузаков). Первая, «Анастасия», стала буквально бестселлером. Культ Анастасии распространился во многих областях, в 2002г. в Москве прошел всероссий¬ский слет анастасиевцев. Интерес подогревался серией книг, которые Пузаков выпускал одну за другой, переходя от лирического романа Мегре с Анастасией к мистическим откровениям о таинственных силах земли и неба.
Наши отечественные «крысоловы» оказались умнее своих западных коллег, потому что лучше понимают психологию тех, кого можно заполучить в ловушку, и лучше знают, на какой дудочке сыграть, чтобы увести людей из реальности в утопию. Потому-то отечественные «мистики» обошли зарубежных изобретателей новых религий». 

(Атипичная религиозность в постсоветской России.
«Епархиальный Вестник». Воронеж. № 3 2003г. Сайт www.vob.ru.)

«Воистину, в своих увлечениях западный человек ни своих, ни чужих не жалеет. Раньше, в позапрошлые века, западный «ориентализм» носил скорее орнаментальный характер — то модницы китайские зонтики позаимствуют, то из книги конфуцианского канона «И-цзин» Лейбниц бинарную систему почерпнет — и все же никто не брил головы, не бродил по улицам в оранжевых хламидах, не вешал на шею цветочные венки и не ел рисовые колобки палочками. Век же минувший, по каким-то неведомым причинам изверившись в классической немецкой и французской философии, обратил столь же жадные, сколь и мало подготовленные взоры в сторону духовных учений Востока. У какого именно Востока учиться — у Дальнего, у Ближнего или вовсе у Южной или Передней Азии, Западу почти все равно. Широкая популярность индийского кинематографа, с его сладкими мелодиями, равно исполняемыми мужчинами и женщинами, и пестрыми красками отчасти позволяет понять зрительную привлекательность индийских красот. Подобным же образом несравненные возможности мордобоя ногами, впервые продемонстрированные Европе Брюсом Ли, а за ним целой плеядой уже вполне широкоглазых бойцов, через полпоколения привели к введению в наш лексикон звонких, как оплеуха, дальневосточных слов «Дао», «Шаолинь» и «Дзен». Спрос рождает предложение, предложение рождает спрос, и уже никто не помнит, что с чего началось, да и не надо. Поздно отделять зерна от плевел, а плевелы от плюшек. Полезно разве что периодически кидать на алтарь доступной истины уж слишком расхожие заблуждения и представления. Вот и возьмемся, помолившись, за такое модное словосочетание, как «тантрический секс», ведь оно уже достаточно давно не дает спокойно спать любознательным поклонникам жареного Востока на Западе.
Человеку неподготовленному это словосочетание не говорит ничего, помимо того, что есть секс традиционный, есть, скажем так, девиантный, а есть тантрический. Прочитаешь вот такое: «Тантра — это религия, где секс — молитва. Отличие тантрического секса от обычного состоит в том, что когда вы им занимаетесь, вы оба думаете о Боге», и понимаешь, что подобная постановка вопроса ставит все с ног на голову. Вернее, даже на какие-то другие органы. Потому что Тантра появилась в Индуизме во времена, когда западный человек еще даже не начинал разбрасывать по своим полям каменные фаллосы для символического оплодотворения земли, и никакого секса слово «тантра» не подразумевает вовсе. Более того, когда развитие Буддизма в XIV в. привело к возникновению буддийской Тантры (Ваджраяны, или питака видьядхара), занимали это духовное учение, как можно догадываться, отнюдь не вопросы того, как правильнее размножаться, а иные, ближе лежащие к магистральным интересам Буддизма темы. Наше желание привнести в городскую клетушку в многоквартирном улье все — от стиля фэншуй до сокровенных ритуалов буддийской Тантры — столь же похвально, сколь и наивно. Пожалуй, подобное стремление можно сравнить с попыткой повторить исследования Жак-Ива Кусто не выходя из своей ванной комнаты.
Хотите полюбоваться на крайности? Зайдем на интернетный сайт, озаглавленный «Прекрасная Дагни — ваша гипнотическая и тантрическая египетская богиня». Каких только толкований слова «тантра» не встретишь! «Это слово означает освобождение и распространение, которое приводит к свободе, открывающей все возможности», сообщает нам богиня Дагни. «Тантра — это полное подчинение, отказ от всего ментального, эмоционального, от любых культурных обстоятельств. Этот отказ приводит к тому, что универсальная энергия жизни начнет перетекать через вас, подобно реке, без малейшего усилия. Когда уходит страх, остается Тантра». Такого рода толкованиями можно определить все на свете, заменив Тантру на тот же Дзен или, скажем, лечебный гипноз.
Термин «тантра», подобно большинству комплексных понятий, пришедших к нам из глубины веков, далеко не однозначен, и его значение с тех стародавних времен вполне могло затереться и засориться. Прежде чем смущенно улыбаться понимающей улыбкой, услышав «Тантра», важно осознать, что Тантры (как и Сутры) — это всего лишь разновидности религиозных канонов, причем значение этих терминов удивительно близко. Сутра означает нить, на которую что-то можно нанизать, а Тантра — растянутую нить, составляющую основу ткани; в обоих случаях подчеркивается основополагающий характер текстов. Итак, урок первый: говоря о «Тантре», не надо делать таинственное лицо и рисовать себе затемненные храмы в духе Ивана Ефремова времен «Таис Афинской». Сама по себе Тантра ничего пикантного не означает и даже не отражает особенностей Буддизма Ваджраяны. В Буддизме Тантры, наравне с Сутрами, считаются словом Будды. Есть и еще одно толкование термина «тантра», при котором он рассматривается как составное слово из двух основ — «таноти» и «траяти», где первое означает расширение, а второе — освобождение сознания, и именно о нем, вероятно, наслышана наша знакомая — «богиня Дагни»…
Тантра — это разнообразная и богатая духовная традиция Индийского субконтинента и сопредельных с ним стран, куда она попала уже в буддийской интерпретации. В последнее время на Западе Тантра практически исключительно ассоциируется с сексом, а в самой Индии — почти всегда с заклинаниями и черными деяниями, при этом и та, и другая трактовка обедняют суть учения и попросту неверны.
Впрочем, не буду мучить читателя долгими рассказами о том, чем является и чем не является Тантра, и скажу главное. Практика Тантры позволяет человеку достигнуть просветления (читай — стать буддой) на протяжении одной жизни, а не трех неизмеримых мировых циклов — кальп. Путь этот считается в Буддизме самым прямым, но и самым рискованным. Однако согласитесь, по своей привлекательности перспективы, ожидающие адепта Тантризма, сравнить практически не с чем. Одна правильная жизнь, и ты Просветлен. Да, в этом смысле Тантра являет собой революционный скачок, о котором нам так долго говорили авторы самых интересных идей достижения «неба в алмазах».
Приобщение к религиям индийского корня — дело непростое. Выхолащивать их сокровенный смысл опасно и постыдно. Ни одна другая конфессиональная традиция так глубоко не уходит без прерываний в наше общее индоевропейское прошлое, как буддийская — прямая наследница ведической мудрости ариев…
Свой творческий и вдохновенный подход к физическому слиянию полов, которым так полны ритуалы и практики буддийской Тантры, йогины-буддисты частично унаследовали из Индуизма. В индуистской Тантре вас не призывают контролировать свои сексуальные потребности, чтобы достичь Бога, наоборот, для достижения единства с божественным началом развитие этой жизненной энергии приветствуется. Сущность подобного подхода состоит в полном самовыражении человека в пределах его земного существования, а не в отторжении «слишком человеческого», если воспользоваться термином Ницше. Наиболее практически тантрический подход выражается в Йоге, что, как известно, на Санскрите обозначается единение, союз. В Тантре сексуальная энергия используется как «запал» для воспламенения энергии Кундалини — биологической и энергетической системы организма, подключающей ее и ее носителя к источнику универсальной энергии.
В Тантре секс используется как космическое слияние противоположностей для создания полярной заряженности, которая соединяется с первобытной энергией, которой пронизана вся Вселенная. Интерпретаторы индуистской Тантры полагают, что «танцуют в такт с силовыми электромагнитными полями партнера, и этот танец приводит к Божественному и Космическому единению». Базовое различие между непросветленной сексуальностью и Тантрой состоит в тантрической идее о том, что «Божье царство находится внутри вашего сердца». На Санскрите это звучит как «Pinde So Brahmande» — «физическое тело есть храм Бога, а тело есть копия или отражение всего Космоса». Так учит нас современный гуру Свами Нострадамус Вирато, а человеку с таким именем нельзя не доверять». 

(А в Тантре секса нет, но есть покой и воля…
Статья для журнала «Penthouse» (Россия). Сайт www.yacht.a7sharp9.com.)

«Предпосылки. Сейчас одна из самых заметных тенденций в современной культуре и даже бытовой жизни провинции — это раскрепощение. Причём раскрепощение как в стиле одежды, манере поведения, разговорной речи, так и в более глобальном плане — на уровне изменения массового самосознания. То, что происходило во Франции в 20-30-х годах, а в Штатах — в середине XX в., докатилось теперь и до нашей многострадальной Родины. Конечно, со своей спецификой. Речь идёт, как вы уже догадались, о сексуальной революции. Столица уже давно поражена этим бронебойным вирусом. А вот провинция, со свойственной ей медлительностью и инерцией, ещё держится за свои прежние стереотипы жизни. Однако оборона уже дала течь, и подобную эрозию менталитета уже не остановить…
Наша продвинутая молодёжь, устремлённая на чарты и хит-парады, тусуется с MTV и пр. А это ведь — продукт той самой сексуальной раскрепощённости, которая имела место быть на Западе в прошлом веке (и не уменьшается в наши дни). Так что, прозападные тенденции в российской культуре (будь это молодёжные тусовки или тусовки художников) — это самые мощные двигатели сексуального прогресса. И, наверное, только в этом их «плюс» — ведь в остальном, культурное наследие русского народа как-то теряется на фоне блеска и лоска инородных форм…
Сущность sexual revolution. «Благодаря Фрейду на Западе произошёл великий переворот. Сексуальная революция разрушила все препятствия, запреты и подавления сексуальной энергии. Теперь секс легкодоступен, с этим нет никаких проблем. Секс стал доступен даже в большей степени, чем это нужно человеку, и это породило новую проблему. Исчезла романтика любви. Теперь на Западе не создают романтических произведений… В этом нет никакой необходимости…» (Ошо. «Тантра: энергия и экстаз».)
Я уже говорил, что первопроходцы во всех новых веяниях культуры всегда чрезмерны — а иначе на эти веяния никто и внимания не обратит. По крайней мере, пионеры sexual revolution намеренно придавались излишествам — это, в какой-то степени, было их самоутверждением, доказательством самим себе, что они имеют право так жить. Однако для них секс всё же был связан с некоей тайной, мистерией. Многие из них придавали сексу магическое значение, как многие рок-н-ролльные певцы, хиппи и прочие неошаманы (на-чиная с Алистера Кроули и заканчивая Раджнишем), для которых во главу угла были поставлены восточные философские системы — в том числе, и Тантра. Другие же, как Генри Миллер, превращали его в романтический акт, хотя и в современном духе (по сути, они брали на вооружение всё ту же Тантру, одно из её положений: для Миллера женщина — это божество, а секс неразрывно связан с любовью. Миллер, постоянно занимающийся сексом с разными партнёршами, видит в них лишь одну — Мару — свою единственную любовь. О, как же это похоже на практику Кроули и Уилсона! И одновременно, на Тантру). Не говоря уже о таких культовых фигурах, как Джим Моррисон или, к примеру, Микеланджело Антониони. Т.о. все провозвестники сексуальной революции на Западе считали секс неким священным действом, одни — сознательно прибегая к тантрическим методикам, другие — не имея о них даже малейшего представления.
Но что происходит сейчас в нашей стране — это какое-то хаотическое совмещение кусков различных парадигм, культур и эстетик. Даже те молодёжные музыкальные поп-группы, что находятся на пике славы и, причём, благодаря своей сексуальной привлекательности, уже начинают понимать всю нелепость подобной революции: эротика и даже порнография на телевидении, в литературе и театре достигла такого уровня, что для большинства мужчин женщина уже перестала быть таинственной. Романтика уходит из отношений между людьми. Создаётся такая пресыщенность эротикой, что нежность и любовь заменяются сексом и привязанностью. Секс становится агрессивен и повсеместен.
Тантра и сексуальная революция. «Загляни в себя самого, найди и вырази божественность. Учись пробуждать в себе бога и богиню, учись использовать внутреннюю созидательную силу божества для трансформации тела и души, тем самым обогащая свою повседневную жизнь» (призыв тантристов).
Один из западных исследований Тантры писал, что в Америке Тантра стала популярна после книги Омара Гэррисона «Тантра: сексуальная Йога»: «Несмотря на то, что сей труд представлял собой лишь поверхностное исследование темы, он давал … представление о сексе как религиозном ритуале. Происходило это на пороге так называемой «сексуальной революции», охватившей западное общество в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Следовательно, книга была своевременна». Далее автор говорит, что «Гэррисон «осчастливил» читателей некими пикантными подробностями, которые вполне могли повлиять на формирование мировоззрения»…
Почему же он назвал книгу Гэррисона «своевременной»? Ответ прост: Тантра — самое чистоплотное, эстетически и этически корректное учение и, кроме того, Тантра проповедует те же принципы, что и сексуальная революция, но, как это ни парадоксально, остаётся на морально-этических позициях ортодоксальных религий (за исключением, собственно, моральных табу на секс), признавая секс — достоянием духовности и инструментом для её достижения. Что же до «подробностей», которые могут «повлиять на формирование мировоззрения», то здесь автор ещё более справедлив: действительно, на стыке двух культур — патриархальной и новой, сексуальной — любое учение, затрагивающее сексуальную жизнь людей и воспринимающее её серьёзно и естественно, способно не только повлиять на мироощущение поколений, но и стать основой для дальнейшего хода сексуальной революции. Сейчас в нашей стране та же ситуация, что и тогда на Западе, а потому я считаю необходимым ознакомить вас с историей сексуальной революции и некоторыми аспектами Тантры в современном мире. Кроме того, литература по Тантре сейчас плодится так же, как лет десять назад появлялись книги толтеков (последователей и «коллег» Кастанеды) или лет пятнадцать назад — книги по восточным единоборствам и системам оздоровления. Но большинство из них, книг по Тантре, написаны седовласыми, извиняюсь, старыми пердунами, которые на старости лет решились заняться сексом. Это не то чтобы плохо, просто их книги не отражают истинных целей и методик Тантры, не говоря уже о том, что понимание её связано и с их возрастом, и с их прежним, совдеповским социальным положением и менталитетом. Потому считаю своим долгом предостеречь вас от прочтения подобных книг (как, например, «Тантра: искусство любви» москвича Льва Тетерникова) и разъяснить некоторые спорные моменты…
Что же до самой Тантры, то здесь разговор должен быть особый, потому что сексуальная революция выхватила по большей части лишь малую толику из этого учения — только то, что касается сексуальной культуры (к этому я ещё вернусь дальше). На самом же деле Тантра — это оккультная доктрина, которая ставит своей целью достижение человеком нирваны, просветления. Наряду с сексом в Тантре используются йога, мантры, янтры, мандалы…
Мало кто знает о том, что Тантра во многом испытала влияние Даосизма, который ещё за несколько столетий до её появления (по данным знаменитых исследователей Даосизма) уже имел полностью разработанную практику сексуальной Йоги. Сейчас уже трудно сказать, какие техники и принципы в этих учениях от даосской Йоги, а какие от Тантры, т.к. за долгие века совместного существования они полностью перемешались.
В древности вопросы сексуальности не вызывали негативной реакции, потому что были естественны, и, собственно, книги по сексу писались в форме учебников и практических рекомендаций (рекомендаций, как достичь просветления через секс), далее подобная литература всё более «охудоживалась», превращаясь в иносказательно-повествовательные произведения. Однако последние десятилетия всё больше появляется практических трудов (типа книг Мантэка Чиа, Эрика Юдлава, Луиса Каллинга и др.), основанных на древних традициях Тантризма и сексуальной Йоги (я не говорю о просто порнографической литературе, которой в Интернете, а теперь и «в живую» хватает с избытком — она не несёт духовности, хотя не меньше способствует развитию сексуальной культуры в рамках сексуальной революции), так что есть надежда на гармоничное прививание отростков сексуальной революции на черенке современной культуры». 

(Кинес Кизиитов. Сексуальная революция в провинции.
Тантра в современном мире. Патефон Сквер № 3. Сайт www.patefonskver.ru.)

* * *