Статья 1.6. Нужна ли нам Российская Тантрология? (ч.2).

продолжение

7.3. ТЕОРИЯ ЗАИМСТВОВАНИЯ: «С МИРА ПО НИТКЕ».

«Тантризм. <…>. На мировоззрение индуистского тантризма оказали очень большое влияние Санкхья и Веданта, a также движение Бхакти».

(Обзор систем индийской философии. Серия «Индийские учения».
Часть 1. 11 Августа. 2011г. Сайт Бекмология. www.becmology.ru.)

«Тантризм — религиозно-философское течение, сочетающее в себе принципы Ведийской Йоги (аскетическая практика и отречение от мирских благ) с положениями Буддизма».

(Медитативные практики в Индуизме, Йоге, Тантризме. Сайт www.domdao.ru.)

«Шакта-Тантра-Шастра следует доктрине Мимансы о Шабда (Звуке) с теми изменениями, которые необходимы, чтобы совместить ее со своей доктриной о Шакти».

(Артур Авалон. Гирлянда знаков (Варнамала).
Опыт изучения тантрических мантр. М. 2006г.)

«Несмотря на то, что ведическое мировоззрение содержит в своей сердцевине идеи, относящиеся к доведическим временам, философия Тантры находится у него в необъятном долгу».

(Рамачандра Рао. Тантра. Мантра. Янтра.
Тантрические традиции Тибета. Беловодье. 2002г.)

«Слово «тантра» обозначало раньше «ткань», а позднее ученый трактат, а Тантризм стал хитрой смесью духовных практик, вышедших не только из Йоги, Веданты, но и Буддизма».

(И.Синдерюшкин. Три источника и три составные части
Индуизма в одном кармане. Сайт www.domdao.ru.)

«У Тантры есть совершенно поразительная способность воспринимать, впитывать, преобразовывать или, по крайней мере, терпеть, казалось бы, противоположные явления жизни или учения».

(Мартынов Б.В. Упанишады Йоги и Тантры. Алетейя. 1999г.)

«Как указывает Дж.Н.Тивари, философия Шактизма является монистической, и она совмещает в себе концепцию Брахмана, взятую из Упанишад, и концепцию Пракрити, происходящую из Санкхьи».

(Игнатьев А.А. Предисловие к Деви-Бхагавата-Пуране. Калининград. 2003г.)

«Индуистский Тантризм представляет собой сложную и пеструю смесь архаических верований и практик, идей, почерпнутых из Йоги Патанджали, Санкхьи, Веданты (прежде всего в форме Адвайты) и Буддизма».

(Пахомов С.В. Индуизм: Йога, Тантризм, Кришнаизм.
Карманный словарь. СПб. Амфора. 2002г. 172 стр.)

«Тантристы активно используют асаны — особые позы, положения тела — из арсенала Хатха-Йоги. Хотя, возможно, было бы правильнее сказать, что и Тантра-Йога, и Хатха-Йога подчерпнули сведения о них из одного источника».

(В.Леонтьев. Философия и история Тантры. Сайт www.athaom.narod.ru.)

«Тантризм является «духовно-технологическим» завершением практики Индуизма. Философские взгляды в Тантризме эклектичны, преобладают представления Веданты и Санкхъя-Йоги, но в целом строгое различение даршан для Тантризма маловажно. (А.Парибок)».

(Индуизм, Джайнизм, Сикхизм. Словарь. / Под общ. ред.
М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. М. Республика. 1996г. 576 стр.)

«Тантризм, как мы должны помнить, создавался как синкретическая Традиция путем заимствования, адаптации и переинтерпретации идей и практик, часто не прилагая для этого четких и сознательных усилий и не предъявляя права на авторство и оригинальность».

(Дуглас Р. Брукс. Корни шактистского Тантризма. Шри-Видья в южной Индии.
// Сборник The Roots of Tantra. Albany. State University of New York Press.
2002. / Пер. с англ. А.Игнатьева. Сайт www.wiki.shayvam.org.)

«Говорят, что индийские Тантры произошли из Вед. Если тантрические практики могут быть отнесены к временам Вед и Упанишад, то Тантры как особый вид литературы и садханы несомненно связан с ростом Шайвизма. Санкхья-Йога придала им важную философскую подоплёку».

(Джагги О.П. Йогическая и Тантрическая медицина.
/ Пер А.Агапкиной. Сайт www.yogin.spb.ru.)

«Тантризм как обособленная система магических знаний образовалась на стыке двух религий: Буддизма и Индуизма. Тантрические знания основываются на совокупности магических ритуалов и практик, собранных из этих религий. В магических традициях Востока нет школы более тайной и строгой».

(Источник неизвестен.)

«Концепция Гуру Мандалы показывает, насколько бережно Ведическая мудрость сохраняется в Тантрической Традиции. Приняв Ведическую теорию Вак, Тантра развила ее в целях практического использования всего того, что в Тантре известно как Мантра-Шастра, что провозглашается как великая Садхана-Шастра, практическая наука».

(С.Шанкаранараян. Шри-Янтра. Очерки по индуистскому
мистицизму. Сайт www.sanatanadharma.udm.net.)

«При более внимательном изучении содержания любой тантры обнаруживается, что ее собственное учение носит следы явного влияния иных религиозных и философских систем Индии, особенно Санкхьи и Веданты (Ср.: «Философские идеи, лежащие в основании Тантр, суть модификации систем Санкхьи и Веданты» [Пэйн, 1933: 76]. Ср. также: [Чакраварти, 1963: 39]». 

(Пахомов С.В. Специфика тантрической литературы. 01.09.06г.)
// Индийские исследования в странах СНГ.
Материалы научной конференции. М. ИВРАН. 2007г.)

«Мудра (мистическая печать) — система оккультных знаков, образуемых пальцами. Эти знаки имитируют древние санскритские буквы магической силы. Первоначально употреблялись в Школе Йогачарья северных буддистов, позднее были приняты индусскими тантриками, которые часто злоупотребляли ими в целях достижения определенных магических результатов». 

(«Теософский словарь» Е.П.Блаватской.)

«Праны. …Уже в древних Упанишадах различаются пять пран… Пять пран обстоятельно рассматриваются в текстах индийской медицинской науки, Аюрведы. К системе пран «подключилась» со временем и тантристская физиология, например, считалось, что, когда человек достигает «освобождения», удана (одна из 5 классических пран) ведет его душу наверх — к чакре брахмарандха». 

(Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет». Сайт www.krugosvet.ru.)

«В процессе эволюции система знаний Тантры обогащалась самыми разными методами, подходами и идеями. Она включила в себя невероятно глубокие знания о мире во всех его проявлениях. В систему Тантры вошли все эзотерические знания о Вселенной: Йога, Джьотиш, Аюрведа, Алхимия, сложные метафизические идеи и формы Шаманизма. природа звука, света, Психология и многое другое стали первыми ростками современных наук». 

(Тантризм. Традиция натха-йогинов. Сайт www.yoganathis.com.)

«На протяжении своего существования, Тантра впитывала в себя всё то, что удавалось познать человечеству о способах трансформации организма, о способах исцеления, о психофизических практиках. Вместе с тем, существуют и некоторые базовые тантрические методы, суть которых заключается во взаимодействии с Божествами, Духами, стихиями природы, а также в трансформации восприятия и структуры организма на пути устремлённости к Всевышнему Богу».

(Источник неизвестен.)

««Тирумантирам» и более поздняя Шайва-Сиддханта имеют много общего с некоторыми течениями Тантризма — в особенности с Трика-Шиваизмом и Шри-Видьей, но они представляли тантрическое движение или секту не более, чем Йога Патанджали или философия Санкхья, хотя Тантризм воспринял идеи последних. Тантризм, как мы должны помнить, создавался как синкретическая Традиция путем заимствования, адаптации и переинтерпретации идей и практик, часто не прилагая для этого четких и сознательных усилий и не предъявляя права на авторство и оригинальность».

(Дуглас Р.Брукс. Корни шактистского Тантризма Шри-Видья
в Южной Индии. // Сборник «The Roots of Tantra». Albany:

State University of New York Press. 2002.
/ Пер. с англ. А.Игнатьева. Сайт www.wiki.shayvam.org.)

«Тантризм как огромный синтезирующий фактор вобрал в себя бесчисленные культы аборигенов, процветающие до него и остававшиеся за пределами Индуизма. Многие из них принадлежали культу растительности, повсеместно распространенному в Индии и имеющему неарийскую структуру. Особенно много Тантризм взял у гималайских аборигенов. Индийская Алхимия, столь органично связанная с Тантризмом — и структурой, и историей, — почерпнула для своей практики и символики не один элемент аборигенной культуры, главным образом гималайской». 

(М.Элиаде. Азиатская алхимия. М. Ладомир. 1998г. )

«Некоторые полагают, что все формы Тантризма возникли из Буддийской Ваджраяны в период средневековья. Действительно, Ваджраяна оказала огромное влияние на другие традиции, но было бы неправильно говорить, что Ваджраяна является источником Тантризма. Фактически Тантризм намного старше; он существовал даже до появления Будды. Тантризм настолько гибкий и либеральный, что он может заимствовать любую форму и любую терминологию или символы для своего выражения. Он может принимать как форму Буддизма, так и любые другие (формы)». 

(Камалакар Мишра. Кашмирский Шайвизм.
Центральная философия Тантризма. Сайт www.book.ariom.ru.)

«Символ ОМ, ранее применяемый в космическом параллелизме ведических жертвенных церемоний, стал одним из наиболее важных символов Йоги. После того как он был освобожден от мистицизма и магии жертвенной практики, а также от философских спекуляций раннерелигиозной мысли, ОМ превратился в одно из основных средств в практике медитации и внутреннего объединения (что и является актуальным значением термина «йога»). Таким образом, ОМ превратился из метафизического символа в разновидность психологического инструмента или «посредника» для концентрации». 

(Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно
эзотерическому учению великой мантры Ом Мани Падме Хум. СПБ. 1993г.)

«Характерной для Шактизма является идея о том, что Шива в качестве высшей реальности, Абсолюта, проявляет себя лишь через Шакти, которая в этом случае интерпретируется как Майя, творческая сила Шивы (он же Брахман), его ананда-рупа (форма блаженства) или пракрити (материальный мир). Соответственно, через Шакти он может быть познан и достигнут, для чего нужно овладеть ею, суметь подчинить ее адепту. Эта идея, возникшая в древней шиваитской секте пашупатов, была усвоена Шактизмом и в рамках поисков различных методов овладения Шакти способствовала развитию Тантризма, учения и практики, имеющих в основном аборигенные, неведийские корни». 

(Д.Ворон. Тантризм: понятие, сущность, основные термины. Челябинск. 2005г.)

«Теории эволюции, построенные по такому принципу, являются по существу мифологизированной психологией и страдают рядом внутренних противоречий, вскрытых еще Шанкарой в его критике теории эволюции «соглашательской Санкхьи», на которой основано большинство позднейших оккультных спекуляций о «космических планах», «уровнях проявления» и т.п., — в том числе теософские доктрины и работы йогических просветителей конца XIX в. Вивекананды и Рамачараки. В частности, центральный недостаток теории эволюции «от тонкого к грубому» состоит в том, что различные этапы «проявления» или «огрубления» нельзя логически вывести один из другого… В связи с этим нужно помнить, что Тантра-Шастра следует здесь за Санкхьей и устанавливает схему творения, (которую можно найти и в Пуранах)». 

(В.Данченко. №20. Принципиальные вопросы общей теории чакр.
Тантрическая концепция тела. Авт. Ред. 20.9.98г. Сайт www.psylib.org.ua.)

«Ведический эзотеризм, воплощенный в магии «Атхарваведы» и Упанишадах, соединился с местными мистико-магическими практиками, результатом чего стало появление различных форм эзотеризма более развитого типа, в свою очередь, выраженных наилучшим образом в рамках тантрических школ. <…>.
Характернейший образчик тантрического эзотеризма — система сакральных словесных формул, или мантр. Безусловно, индийская культура была знакома с мантрами задолго до появления Тантризма: уже в эпоху «Ригведы», когда мантры начинают входить в оборот, они воспринимаются в эзотерическом ключе. Тем не менее, именно в Тантризме значение мантр неимоверно возрастает: не случайно Тантризм часто называют Мантраяной, т.е. «колесницей мантры». Собственно, рост значение мантры совпадает с ее эзотеризацией».

(Пахомов С.В. Индийский эзотеризм. Путь Востока. Материалы VIII
Молодежной научной конференции. Выпуск 34. СПб. 2005г. С.155-161)

«Культурные предпосылки возникновения Традиции Тантры. Одна из причин силы и жизнеспособности Буддийской Тантры заключается в искусном сочетании ею разнообразных элементов индийской культуры. Нет такой индийской религиозной традиции, из которой Буддийская Тантра не позаимствовала бы чего-то ценного. Ведийские ритуалы и мантры, мистическая теория Упанишад, Хатха-Йога, Кундалини-Йога, шиваитская иконография и шактистские представления — всё нашло свое место в тантрическом арсенале. Хатха-Йога подарила практику физических и дыхательных упражнений для увеличения гибкости, управляемости и долговечности тела. Кундалини-Йога — ряд методов обуздания циркулирующей в теле мощной психо-физической энергии. Из всех индийских традиций, которые оказали влияние на Тантру, главные — это Шактизм (почитание богинь) и Шиваизм».

(Миранда Шо. Страстное просветление. Женщины
в тантрическом Буддизме. Добрая книга. 2001г.)

«Аморфность Тантризма выражается в нечеткости составляющих его черт. Возьмем ли мы идеологические аспекты Тантризма, практические или организационные — везде эти черты оказываются неочевидными, и их можно отнести не только к Тантризму (либо, вслед за Н.Н.Бхаттачарьей, можно сделать вывод о том, что «все известные формы индийских религий» имеют тантрические элементы (см.: Bhattacharyya N.N. History of Tantric Religion. P.9.). Этот же автор говорит о тенденции индийских религиозных систем создавать «параллельные традиции»). Например, такой характерный признак Тантризма, как мантра, распространен во всех без исключения индийских религиозных традициях. Идея высшего абсолютного начала выражена уже в ранних Упанишадах; представление о творящей силе-шакти вообще хрестоматийно для всех индуистских учений; практики Йоги также очень широко распространены в Индии; эротические ритуалы известны со времен древней земледельческой магии, и т.п.». 

(Пахомов С.В. Проблема определения и классификации
тантрических школ. 2002г. Сайт www.wiki.shayvam.org.)

«И в самой Азии, и на Западе существенную характерную особенность Тантризма издавна усматривали в том, что это учение приписывает таинственным сочетаниям букв (биджа) и слов (мантра) магическое значение, а изучение их оформляется им в особую науку, мантра-шастру, «оккультную грамматику». Уже в текстах, описывающих жертвоприношения ведического времени, так называемых Брахманах (Брахманы — тексты VIII-VII в. до н.э., относящиеся к древнеиндийской традиции Шрути (слышанного), представляющие собой комментарии ученых-брахманов к Ведам с точки зрения связи ведических гимнов и ритуалов с теми событиями в мироздании, которым они посвящаются. См.: Семенцов В.С. Проблемы интерпретации брахманической прозы. М. 1981г.), встречаются непонятные слоги вроде ом, хум, кхат, пхат, имеющие некий метафизический смысл. Тантры расширили число этих слогов до необозримых пределов, изобрели квазинаучные методы для того, как эти слоги следует комбинировать друг с другом и со словами обычного языка, чтобы как можно полнее раскрыть их силу». 

(Х. фон Глазенапп. Буддийские таинства (тайные учения и ритуалы
«алмазной колесницы»). Ж. «Вопросы философии». 1994г. №7-8. С. 208-236)

«Предисловие к русскому изданию. В рассматриваемом сочинении Артура Авалона (сэра Джона Вудроффа) «Гирлянда знаков» автор сумел донести до сознания Запада мысль о том, что Адвайта-Веданта, Шиваизм и Шактизм соединились в Тантре и породили глубочайшую философскую мысль, по мощности, как минимум, совпадающую с Ваджраяной Буддизма.
Тантра — это предельно развитая реальность личностного самосовершенствования во имя освобождения, воплотившая в практику высшие доктрины Буддизма и Брахманизма.
Считают, что буддистская Тантра содержит элементы теории Санкхъя. Действительно, обе эти системы содержат идею о мгновенности бытия и анализируют его до мельчайших элементов… Если Махаяна, как источник Тантры весьма напоминает Брахманизм, то сходство позднейшей Веданты с Махаяной просто поразительно…
Буддизм оставил неизгладимый след в индийской культуре, его влияние наблюдается всюду. Философское влияние Буддизма было настолько сильно, что им проникнута, как отмечает А.Авалон, вся позднейшая индуистская Тантра». 

(Артур Авалон. Гирлянда знаков (Варнамала).
Опыт изучения тантрических мантр. М. 2006г.)

«Глава III. «Ритуальная интериоризация». Ритуальное проецирование» (ньяса) строф гимна на различные части тела приводит к отождествлению как со Вселенной, так и с богами (которые, как считалось, появились в результате жертвоприношений). Ньяса приобретает огромное значение в Тантризме, что является еще одной иллюстрацией того, в каком направлении шло развитие индуистского синтеза в поздний период: ведический материал подвергался переосмыслению и использовался в культах, все дальше и дальше отдалявшихся от первоначальной традиции.
«Брахма-Упанишада» (II, 9) рассказывает об интересной теории «четырех мест», в которых живет Пуруша… Эта теория о «центрах» и о соответствии между частями тела и состояниями сознания будет впоследствии детально разработана Хатха-Йогой и Тантризмом».
Глава VI. Йога и Тантризм. Некоторые соответствия. Похоже, что философия Санкхьи возрождается в Тантризме как на метафизическом, так и на мифологическом уровнях: Дух, «мужское начало», Пуруша, несмотря на Свое величие, является совершенно бессильным; одна только Пракрити действует, производит, вскармливает». 

(М.Элиаде. Йога: бессмертие и свобода. СПб. Лань. 1999г.)

«Часть 3. Драгоценный субстрат любви. Ведийские мудрецы упоминали сому — божественный поток, уносивший их в обитель небожителей. Эта концепция трансформировалась в понятие амриты, нектара бессмертия, космическим эквивалентом которого считалось «ретас», божественное семя. Так, в «Каула-джнапна-нирнайе» (14.94) амрита отождествляется с истинным состоянием каулы. Именно она является краеугольным камнем тантрической практики и самореализации. Тантра в значительной мере взяла на вооружение архаические образы, которые характерны для Аюрведы и Алхимии. Согласно терминологии первой системы, «раса» соответствует плазме как одному из компонентов (дхату) тела, наряду с кровью, плотью, жиром, костями, костным мозгом, спермой и — у женщин — с менструальной кровью. В алхимии «раса» соответствует ртути — семени Шивы. Общность Тантры, Аюрведы и Алхимии заложена в философских понятиях, наделяющих Вселенную сексуальными характеристиками, как, например, в случае творения, персонифицированного брачным союзом Шивы и Шакти. В средневековой индийской Алхимии сексуальная жидкость богини сопоставлялась со слюдой, а ее менструальная кровь — с серой. Смешанная с семенем Шивы, она образует ртуть, из которой, как считается, можно получить золото». 

(Георг Ферштайн. Тантра. Фаир-Пресс/Гранд. 2002г.)

«К середине I тыс. н.э. на Индостане сложились условия для появления такого самобытного и интересного феномена индийской духовной жизни, как индуистский Тантризм (индуистская Тантра). Развиваясь в рамках уже сложившихся к тому времени традиций (Вишнуизм, Шиваизм и особенно Шактизм), этот религиозный стиль достаточно скоро завоевал большую популярность, значительно потеснив нетантрические способы медитативного созерцания и ритуального поведения. Тем не менее, во многих отношениях Тантризм сохранил лояльность к некоторым ключевым религиозно-философским положениям, выработанным в предшествующие столетия и без особых изменений принял их в свой мировоззренческий арсенал. К таким базовым положениям, имевшим огромное значение для Тантризма, относилось и представление о духовном знании (джняна, видья). <…>. Упанишады помогли сложению и укреплению ведийской парадигмы и сформировали столь прочную смычку между знанием, бессмертием и освобождением, что та с тех пор не подвергалась никакому оспариванию. Тантра естественным образом включилась в эту парадигму, приняв ее фактически без изменений. По словам П.Ч.Чакраварти, «Тантры по сути совпадали с Упанишадами в вопросах, касающихся джняны и мукти» [Чакраварти 1937]. Ср. также мнение П.Кумара о связи между Тантризмом и учениями Упанишад: «Когда Тантра говорила, что джива, будучи освобожденным, не родится снова, она лишь провозглашала вечную истину Упанишад» [Кумар 1998]». 

(Пахомов С.В. Сотериологическое знание в индуистском Тантризме.
03.03.2015г. Вопросы философии. Сайт www.vphil.ru.)

«В первую очередь на становление тантрической мысли повлияли тексты Упанишад, начиная с самых ранних. В Упанишадах разрабатываются такие идеи, как концепция абсолютной реальности-Брахмана, тождество Брахмана и Атмана, непознаваемость высшего Бога рациональными средствами, важность мистического самопогружения, незнание как основа страдания, совпадение освобождения и знания. Известное влияние на Тантру оказали и мотивы «Бхагавад-Гиты»: концепция имманентного Абсолюта, тождественного миру, а также теория тройственного духовного пути — Карма-Йога, Джняна-Йога и Бхакти-Йога. Но более существенный толчок индуистской тантрической философии (ИТФ) дали традиционные школы индийской философии — Санкхья и Веданта. Следует оговориться, что ИТФ не брала слепо эти и другие понятия, но творчески перерабатывала их с учетом своей специфики. В целом в той или иной мере ИТФ черпала свое вдохновение почти во всех индийских религиозно-философских школах. Так, в Тантризме произошло переосмысление «майи»: из творящей множественность иллюзорной силы, как она представлена в Адвайта-Веданте, она становится реальной космической силой, одним из аспектов Шакти. Понятие ступеней бытия (таттв) ИТФ заимствовала из Санкхьи, добавив к уже известным 25 еще 11. Используя эти дополнительные ступени, Тантра доказывала постепенное происхождение-проявление эмпирического мира из абсолютного бытия с помощью деятельности Шакти. В ИТФ считается, что процесс эволюции происходит реально (паринама), а не иллюзорно (виварта)». 

(Пахомов С.В. Индуистская тантрическая философия. Диссертация. Монография. СПб. 2001г.).

«В данной статье мы попытаемся исследовать проблему ведичности или неведичности индуистской Тантры (Тантризма). Эта проблема довольно трудна и может быть решена, да и то лишь относительно, с учетом выяснения того, что подразумевается в каждом конкретном случае и под Ведой, и под Тантрой. В зависимости от этого рассмотрения Тантра может оказаться то «сверхведийской», то абсолютно неведийской, если не сказать антиведийской, дисциплиной. В целом, Тантру можно охарактеризовать как синкретическую религиозно-философскую, инициатическую традицию, в которой подчеркивается значимость высшей силы бытия-сознания (шакти) как на макрокосмическом, так и на микрокосмическом уровнях. Тантрическая Традиция содержит множество компонентов, которые сами по себе довольно сложны. Среди этих компонентов есть и такие, которые имеют отношение к ведийскому наследию… <…>.
Разумеется, Тантрическая Традиция, будучи комплексной, синкретической, не могла пройти мимо богатого ведийского наследия; тем не менее, она не сводится к какой-то единственной ведийской школе (или даже к нескольким таким школам) или тексту (текстам). Поэтому вопрос о прямой преемственности между текстами Вед и Тантрами решается, как кажется, в пользу ее отсутствия (впрочем, другие исследователи полагают, что эта связь просматривается вполне четко. См. Ферштайн Дж. Тантра. М. 2003г. С. 32)…<…>.
Тантра очень часто обращается к ведийскому материалу, черпая из него то, что согласуется с ее представлениями. Вполне можно говорить о том, что Веды (Веда) — это источник вдохновения для Тантрической Традиции. Этому есть немало примеров…<…>.
Еще более полезными для мировоззренческого комплекса Тантризма оказались классические Упанишады. Учение Упанишад вообще воздействовало чрезвычайно ощутимым образом на все системы индийской мысли, в том числе и на тантрические школы. Основной духовной целью в Тантризме признается достижение Высшей Реальности, Пара-Брахмана, который есть не что иное, как Атман, находящийся в сердцевине каждого живого существа. Тантра признает учения о карме, «океане сансары», духовном невежестве (авидья), мокше, делает акцент на освобождающем знании (джняна); все эти и другие представления она прямо или опосредованно заимствует именно из Упанишад. «Интериористическая» тенденция по отношению к ритуальной деятельности, начатая в Упанишадах, была развита в тантрических текстах…<…>.
Что касается исследователей Тантризма, то многие из них убеждены в том, что эта традиция представляет собой некое продолжение Ведизма на новом этапе; кардинально Тантризм от Веды не отличается, более того, является ее сущностью. Эзотерической частью Вед cчитал Тантризм знаменитый неоиндуистский мыслитель Шри Ауробиндо Гхош, отчасти с ним согласен и П.Ч.Багчи. А вот Бос и Хальдар, напротив, полагают, что Тантры — это ритуальная сторона Вед. Андре Паду в своей работе об энергии священной речи заявляет, что Тантризм явился следствием распространения Брахманизма в более низких социальных слоях, которые приняли эту религию только с сохранением собственных религиозных верований.
Горячим поборником ведичности Тантризма выступал Джон Вудрофф. По его мнению, Тантра основана на Веде, под которой он понимает «знание, высший духовный опыт, а именно опыт джняны». Целую главу в своей книге «Шакти и шакта» он отводит исследованию этого вопроса, причем на основании его выкладок получается, что Тантра не только не противоречит Веде, но и гармонично встроена в систему ведийского откровения, продолжая и дополняя его, и ничуть не уступая по своей значимости предыдущей традиции».

(Пахомов С.В. Тантра и Веда. // Письменные памятники Востока.
№1 (6). Весна-лето. 2007г. СПб. Наука. ГРВЛ. 2007г. С. 151-165)

«Исследования в области индуистской Тантры, или Тантризма, начались сто лет назад; тем не менее, здесь до сих пор остается довольно много неясного. Все еще нельзя с точностью сказать, где, когда, при каких обстоятельствах, в какой среде или у какого народа впервые появилась Тантра как своеобразный духовный комплекс; затруднительно даже определить ее сущность. Тантра представляет собой довольно сложное для понимания явление индийского духа — и в силу своего эзотерического характера, и потому, что она в ходе своего развития впитывала в себя множество разноплановых элементов, постоянно перетолковывала старые идеи…
Индуистский Тантризм располагает собственной «литературой откровения», отличной от ведической. Именно через дистанцирование от ведического корпуса (с поправкой на частые совпадения и прямые заимствования) и можно распознавать Тантру как целостный феномен со своим собственным «лицом»…
Тождество Шивы и Шакти. Внутри самой Шакти можно уловить много разнообразных аспектов тождества. Один из них соединяет ее с Майей. Понятие Майи было перенесено в Тантру из Веданты и подверглось перетолкованию: Майя в Тантризме — не сила иллюзии, она вполне реальна и обладает аспектом вечности, сохраняясь даже в период пралаи. Акцент ставится скорее на ее характере ограничения (самкоча) абсолютного бытия: Майя как бы обволакивает Абсолют различными перегородками и сетями, «одурманивает» его, и в итоге порождает время как ограничение вечности, пространство как ограничение бесконечности, и т.п. Майя представляет собой модус Шакти, и эта Шакти творит мир путем ограничений. Майя — своего рода червоточина в самом порядке абсолютного устроения, необходимая, однако, для объяснения всего существующего мирового целого как «отпадшего» из сакрального первоисточника. Майя занимает свое место в процессе эманации космоса; именно в ней возникают «семена» будущего мира, являя собой не что иное, как следы воспоминаний о предыдущих существованиях. Именно с этой «червоточиной» борется садхака, тантрический адепт, на своем пути к свободе: с помощью одних модусов Шакти он пытается истребить другой. Майя — это досадная неизбежность на пути проявления мироздания и неприятная помеха на пути освобождения. Тем не менее, имея природу Шакти, она опосредованно становится тождественной самому Шиве.
Кроме того, Шакти в Тантризме также тождественна Пракрити, понятие которой Тантра заимствовала из дуализма ранней Санкхьи. Если Майя намекает на вертикальное соотнесение ценностного порядка (это тождество, которое говорит о «наслоении» одного элемента на другой), то Пракрити, скорее, указывает на «горизонтальное» тождество. От Пракрити не избавляются так, как от Майи. Если Майя творит, то Пракрити — это то, из чего творится нечто. Пракрити является материальным субстратом творения, несмотря на то, что сама она по сути своей остается непроявленной, авьякта.
Из непроявленной Пракрити через триаду гун, понятие которых также заимствовано из Санкхьи, исходит проявленное; в этом случае нет акцента на ограничение, скорее подчеркивается само порождение. Пракрити, в отличие от Майи, является пассивным началом, имеющим дополнение в лице второго элемента пары — Пуруши (одна из основных категорий философии Санкхья). Часто в тантрических текстах Пуруша тождественен Шиве, подобно тому как Пракрити идентифицируется с Шакти…
Тождество абсолютного и множественного. Эволюционная проблематика является одной из центральных в философии Тантризма. Из трех традиционно принятых в индийском умозрении мировых процессов, а именно сришти (творение), стхити (сохранение) и пралая (угасание, растворение) Тантра детально разрабатывает именно сришти. Данная система мысли, как, впрочем, и многие другие индийские даршаны, не знает идеи творения мира из пустоты…
Тождество божественного и словесного начал. Тантра предлагает довольно разработанную «философию языка», уходящую корнями в ведический символический ряд. Согласно одному гимну Ригведы (X. 125), богиня Вач — источник всех живых существ, ничто во вселенной не происходит без ее ведома, она правит всем. Эмпирическая речь тоже происходит от нее. В Тантре образ Вач стал воплощением изначальной языковой энергии, которая в процессе своего распространения порождает многообразие мира»».

(Пахомов С.В. Представление о тождестве в индуистской
тантрической философии. Ж. «Религиоведение». 2004г. №1. С.134-149)

«Вопросы: Хотелось бы узнать происхождение некоторых базовых тантрических концепций, — являются ли они разработками отдельных школ — Кашмирского Шиваизма, Кулы, Шри-Видьи и пр., — или имеются более универсальные источники этих идей — Веды, Упанишады, Агамы, Пураны? Вот некоторые интересующие меня концепции:
1. Перечень из 36 таттв, где традиционные 25 таттв Санкхьи дополняют еще 11 таттв выше Пуруши. Востоковеды считают этот перечень достоянием именно КШ, но я, например, читал одно замечательное произведение — «Трипура-Рахасья», которое к традиции КШ не относится, и там упоминались именно 36 таттв, так что, похоже, это гораздо более универсальная концепция, чем кажется востоковедам.
2. Вач как форма Шакти и все, что вытекает из этого отождествления, — уровни проявления речи, символизм звуков, букв, алфавита, наука о мантрах и пр. Эти идеи, однозначно, имеются уже в Ведах, но в совершенно другой форме, так что мой вопрос об источниках остается в силе.
3. Тонкая (праническая) анатомия человека, то есть каналы, чакры, лингамы, кундалини и пр. В Ведах и Упанишадах, насколько мне известно, описание этого уровня человеческого существа сводилось к перечислению определенного количества «дыханий» с их функциями, чаще всего 5-ти. Где-то там еще говорится, если я не ошибаюсь, о центральном канале от сердца к макушке, но таких подробных описаний, как в Тантре, там нет. Очень интересная тема.
4. Спрошу пока об этом. Если отдельные темы уже затрагивались — прошу прощения! Ответьте тогда кратко, дайте ссылку. Мне просто хочется бегло, но содержательно, пройтись по самым разным вопросам в отношении Тантры и выяснить в общих чертах откуда в ней та или иная идея. В этой связи меня особенно интересуют Агамы, я почти ничего не знаю о содержании этих священных текстов. У меня сложилось впечатление, что Агамы и Тантра — это почти одно и то же. Прав ли я?

5. И наконец, я хотел бы задать еще один важный, как мне кажется, вопрос. Раз уж мы не будем доискиваться до источников отдельных концепций, давайте тогда поговорим об источниках ведической и, шире, индуистской мудрости вообще. Всем известно, что главным признаком принадлежности школ и учителей к ортодоксальному Индуизму служит признание ими высшего авторитета Вед, но меня удивляет и сильно беспокоит, почему тогда большинство учителей и школ так мало внимания уделяют содержанию корпуса Писаний-Шрути? Немногие из учителей по-настоящему опираются на Упанишады, а на четыре Веды, если быть честным, в философском плане давным-давно не опирается уже никто. Странная ситуация… Вот я и хотел бы спросить всех вас, особенно уважаемого Гуру, как вы смотрите на возможность реконструировать действительно Ведическое мировоззрение на основе текстов Шрути, в первую очередь, четырех Вед? Шри Ауробиндо, например, считал, что это возможно, и сам работал над такой реконструкцией. Что из этого вышло, можно прочитать в его книге «Тайна Веды». Результат, по-моему, не слишком значительный, но направление, в общем-то, верное. Оставляя в стороне все пустопорожние «реконструкции» востоковедов и историков с их ограниченными методами и неизлечимыми предубеждениями, хочу спросить, возможна ли такая реконструкция на основе знания священных текстов помноженного на опыт медитации и йоги? Можно ли проникнуть в таинственную символику Вед, или они обречены остаться великой, никем не понимаемой, но всеми почитаемой, Загадкой?
Ответ. Yogi Matsyendranatha: 1. Не только в Кашмирской Трике, «Трипура-Рахасья», как вы верно заметили, тоже содержит описание 36 таттв, а это текст Шри-Видьи. Также 36 есть и в Шайва-Сиддханте, и в Вира-Шиваизме и др. Но вообще, теория 36, насколько я понимаю, особенно концепция шуддха-таттв, архетипически встречается уже в Ведах, где Шива упомянут как пятиликий, имеющий три глаза, в которых солнце, луна и огонь. Уже позднее Шиваизм оформил эти таттвы в более структурный вид. Но эта тема требует очень широкого и беспристрастного рассмотрения, а это непросто, нужно изучать сами тексты, другие традиции и все на уровне оригинальных письменных источников и, главное, общения с самими авторитетными носителями данных традиций. 
2. Это верно, все предпосылки встречаются в Ведах, но и системы описания разных категорий речи, или звука, вышли за пределы четырех известных (от пара до вайкхари) до пяти, например, с добавлением матрики, и даже семи, как например, в Шри-Видье (и такое встречается).
3. Тема интересная, но, как я выше написал, к ней надо очень беспристрастно подходить. А это значит, как минимум, очень жестко отнестись к разрушению сформировавшихся представлений, кажущихся незыблемыми, о ныне популярной повсеместно Йоге. Нужно беспристрастно абстрагироваться от того массового коммерческого продукта, выпускаемого эзотерическими конвейерами, а тенденции постоянно и слепо за всеми повторять — перенаправить в тенденцию непрерывного, искреннего личного поиска. Но что меня радует за последнее время, что некоторое количество людей я смог настроить на такую волну, не лишенную качественного осознания. Да, много различий в описании «тонкой анатомии», и может оказаться, что их станет безгранично много. Для этих реалий мой совет всем, кто хочет что-то понять — смириться сразу, без внутренних колебаний.
4. Правы, но только дать всего одну ссылку, так, чтобы там было описание всего, думаю, не представляется возможным. Надо быть честными: тантрические тексты, и вообще санскритская литература или какая-либо индийская, где встречаются тантрические идеи, это точно, как говорит мой Гуру, океан.
5. Я думаю, что Ведизм в чистом виде, как образ жизни и практика, очень сложен. Например, в нем реализация мантр (пурашчарана) занимает более длительное время, чем в Тантризме, очень много врат. Есть ограничения в связи с кастовой принадлежностью и др. Хотя остались брахманы, которые следуют Ведизму как таковому, но их не много. Но вообще многие тантрические линии и их тексты имеют много выдержек из ведических самхит или, в качестве дополнения основных своих практик, мантры в форме ведокта. Например, в «Дурга-Сапташати» к основным 700 шлокам прилагается текст молитвы ведокта, где он рецитируется на ведическом санскрите со всеми его тонами (сварами). Или, например, есть мантры Шри-Видьи, которые считаются сущностной формой ведической Гаятри, но они состоят из бидж, тем не менее. Или есть тантрические Деваты, например, Багаламукхи, Шарабха и другие, которые упоминаются в том или ином виде в Ведах.
Абхинавагупта, многие Гуру Шри-Видьи, Кубджики использовали описание Шивы или Богини в ведических текстах, правда, каждый в своем ключе, со сылками на Веды. Нельзя сказать, что Веды совсем игнорируются, просто сама по себе Ведическая Сампрадайя явно не для всех. Разные сампрадайи дают разные трактовки, например, есть шактийские бенгальские тексты, где упоминаются понятия «дакшина», «вама», «сиддханта», «каула», но они вкладывали не тот смысл, который вкладывал Абхинавагупта. Под «вамой» он подразумевал культ Тумбуру и определенные тексты (Вама-Тантры), под «сиддхантой» — Шайва-Сиддханту и т.д. В Трика-Тантрах, например, нет таких понятий, как «пашу-бхава», «вира» и «дивья», там анава-упайя не соотносится с пашубхавой, она выше нее. И в бенгальских Тантрах, и в Кашмирской Тантре говорится про культ Кали, но это не одна и та же Кали. В Кашмире Кали-Крама была связана с 12 формами Кали и ее основной формой — Махачандайогешвари, а в бенгальском Шактизме это такие формы Кали, как Дакшина, Махакали, Адьякали и др. То же самое в Шри-Видье, там есть какие-то мантры Богинь Трика и Кали, но они не те же самые, что в Кашмирской Трике, и то же самое в Кубджика-Тантрах, там хоть и есть схожие мантры Богинь Трика, но они отличаются от Кашмирской. Все это называется словом «Тантризм», но это разные его сампрадайи. И все они где-то как-то имеют ссылки на Веды, а где-то и отрицают правила Вед. Есть и у натхов ссылки на Веды, но это явно не то же самое, что в Ведизме как таковом.
А востоковеды и индологи — это не ведические брахманы; для понимания Традиции в чистом виде в нее надо быть посвященным и следовать ей, а так, конечно, в общих чертах они могут что-то сказать и написать, но проникнуть в Традицию можно только через его настоящего носителя. Тем более, когда Традиция устроена так, что знание проявляется в практике и практика есть реализация знания, иначе происходит передергивание, тенденция трактовать по-своему, без достаточного самоизменения в соответствии с правилами конкретной традиции. А индологи не-дикшита как раз именно этим часто и страдают, хотя они намного лучше понимают тему, чем поверхностные последователи нью-эйджа, использующие бренд восточных систем. Но даже этого недостаточно для полноценного понимания учений». 

(Тантризм-Шактизм. Источники тантрических концепций.
Февраль. 2012г. Интернет-форум. Сайт www.www.forum.dharmanathi.ru.)

 

7.4. ТЕОРИЯ ЗАИМСТВОВАНИЯ: ЗАИМСТВОВАНИЯ ИЗ САНКХЬИ.

«Санкхья («пересчет», итог) — метафизика, перечисляющая и классифицирующая основные элементы психофизического континуума и представляющая собой теоретический фундамент Йоги, вишнуитских и шиваитских Тантр, Шастр и Сиддхант».

(Грицанов А.А. Всемирная энциклопедия: философия. 2001г. Сайт www.inlib.biz.)

«Тантры (Агамы) — положения Тантризма, изложенные в виде текстов. Большей частью являются не оригинальными, а заимствованными из Санкхья-Йоги сочинениями. В Тантризме считаются учебником, содержащим основные правила тантрической доктрины».

(Религиозный словарь. Сайт www.edudic.ru.)

«Концепция Бога, имеющего жену и детей, является концепцией примитивной мысли, неизбежно антропоморфичной. Теория Санкхьи о Пуруше и Пракрити являлась философским оправданием Шакти, принципа жизни и выражения. Так как Шива непознаваем, недоступен и совершенно бездеятелен, то Шакти, которая едина с ним и всегда активна, стала источником божественного милосердия». 

(Радхакришнан С. Индийская философия. тт. 1-2. М. 1956-1957гг.)

«Аннотация. Данная работа Юрия Холина и Сергея Коваля является глубоким исследованием определенных аспектов Тантрической философии и практики, изложенных в Шайва-Тантре. Подобно шести ортодоксальным системам индийской философии — Йога, Ньяя, Вайшешика, Сангхья, Миманса и Веданта — Тантры имеют свою особенную философию, которая может быть определена как модификация Санкхьи и Веданты».

(Ю.Холин, С.Коваль. Секреты Тантра-Йоги. Феникс. 2004 г.)

«Имя Богини, Шакти, происходящее от корня «шак» (= «быть способным сделать», «иметь силу для того, чтобы делать, чтобы действовать»), обозначает могущество, потенцию. На умозрительном уровне из этого следует, что концепция мира, которая видит в Шакти высший принцип, равнозначна пониманию мира как могущества, потенции. Тантpизм, и прежде всего школа Кашмиpа, связав эту концепцию с традиционными индуистскими метафизическими построениями и переформулировав на основании этого теорию космических принципов (или «таттв»), свойственную Санкхье и другим даpшанам, произвел крайне интересный метафизический синтез, и выделил из элементов, общих для всех школ, особую систему тантpических дисциплин и тантpической Йоги». 

(Юлиус Эвола. Йога могущества. // Конец света. Эсхатология и традиция. М. 1997г.)

«В качестве характерного примера подобного отрицания достаточно вспомнить ранневишнуитскую школу Панчаратру, отнесение которой к Тантризму, действительно, представляет собой определенную проблему. Однако, если мы учтем специфику понятия Шакти, которое предусматривает не только религиозное почитание высшей Богини, но может рассматриваться в качестве творческой силы Бога, без которой тот ничего не смог бы предпринять, тогда все встает на свои места, и мы можем отнести панчаратринов к тантристам — правда, с той еще оговоркой, что речь идет о тантристах раннего этапа, когда в Тантризме были сильны дуалистические тенденции, проникнутые духом Санкхьи. Более же поздние тантристы тяготели к монистическим воззрениям». 

(Пахомов С.В. Проблема идентификации в индуистском
Тантризме. Путь Востока. Материалы VII Молодежной
научной конференции. Выпуск 33. СПб. 2004г. C.50-54)

«Учение о тридцати шести таттвах — общее для метафизики Шиваизма и Шактизма. Термином «таттва» (букв. «таковость», истина, сущность) обозначается как Высшая Реальность, Парамашива, так и Его частные проявления, иерархически проявляющиеся в порядке (крама) нисхождения и вбирания. В целом, этот порядок соответствует двадцати пяти таттвам Санкхьи, с той разницей, что к известным двадцати пяти таттвам, шиваитские Агамы добавляют еще одиннадцать, целиком относящиеся к трансцендентному аспекту Реальности и переходным формам между ним и миропроявлением. Интересно отметить, что нумерологически, число 36 является суммой ряда натуральных чисел от единицы до десяти, символизируя таким образом «Полноту вещей».

(Ерченков О.Н. Феноменологические модели и символы абсолютного
сознания в религиозно-мистической литературе Кашмирского Шиваизма.
// Публикации Института Восточных Рукописей (ИВР РАН). СПб. 2009г.)

«Тождество Шивы и Шакти. Внутри самой Шакти можно уловить много разнообразных аспектов тождества. Один из них соединяет ее с Майей. Кроме того, Шакти в Тантризме также тождественна Пракрити, понятие которой она (индуистская тантрическая философия, — ред.) заимствовала из дуализма ранней Санкхьи. Если Майя намекает на вертикальное соотнесение ценностного порядка (это тождество, которое говорит о «наслоении» одного элемента на другой), то Пракрити, скорее, указывает на «горизонтальное» тождество. От Пракрити не избавляются так, как от Майи. Если майя творит, то Пракрити — это то, из чего творится нечто. Пракрити является материальным субстратом творения, несмотря на то, что сама она по сути своей остается непроявленной, авьякта. Из непроявленной Пракрити через триаду гун, понятие которых также заимствовано из Санкхьи, исходит проявленное; в этом случае нет акцента на ограничение, скорее подчеркивается само порождение. Тем самым Пракрити, в отличие от Майи, является пассивным началом, имеющим дополнение в лице второго элемента пары — Пуруши. Часто в тантрических текстах Пуруша тождественен Шиве, подобно тому как Пракрити идентифицируется с Шакти». 

(Пахомов С.В. Представление о тождестве в индуистской
тантрической философии. Ж. «Религиоведение». 2004г. №1. С. 134-149)

««Санкхья-Карика» — канонический текст Санкхьи, составленный в IV-V вв. Ишваракришной. Сочинение Ишваракришны пользовалось беспрецедентной популярностью: уже к X в. на него было составлено более десятка комментариев, а все оппоненты Санкхьи (буддисты, джайны, вайшешики, наяики, ведантисты) опирались в изложении ее учения на «Санкхья-Карику». Сформулированный им классический дуализм Санкхьи стал одним из важных мировоззренческих каркасов космологии Пуран и Тантризма.
В Тантризме началом миросозидания является уже не мужское божество, которое мыслится пассивным мировым сознанием, но его хтоническая опора, идентифицируемая как Шакти — деятельная супруга «статичного» Шивы. Женское божество аккумулирует все санскары действий всех живых существ и в начале каждой космической манифестации «развертывает» мир в последовательности эманаций, разработанных в космологии Санкхьи (и других школ); ее деятельность завершается созданием последнего элемента мира — земли. Периодически наступающий покой Махакундалини (Шакти) соотнесен с ее «стартовым положением» в нижней чакре человеческого организма». 

(Универсальная, научно-популярная энциклопедия «Кругосвет». Сайт www.krugosvet.ru.)

«Задолго еще до Шанкары и Гаудапады (спор между которыми дает первый, хотя и очень краткий очерк метафизической системы Шиваизма) Шиваизм усвоил в главных чертах доктрину деизма (дуализма) Санкхьи. Как только что названная философская система, так и Шиваизм отчетливо отличают душу от материи, с одной стороны, и от бога — с другой. Материя, или Пракрити, вечна; она является плодовитой, но слепой средой, в которой действует Майя и различные проявления божественной энергии, и в связи с которой душа должна нести на себе последствия своих поступков. Рядом с шиваитскими сектами, восходящими более или менее непосредственно к учению Санкхьи, имеются и другие, почерпавшие свой идеализм из школы Веданты. Эти последние утверждают единство мира, души и Бога. Самая древняя из шиваитских сект этого толка — тридандины и большинство смартов (приверженцев смрити, или правоверного предания) утверждают, что находятся в связи с Шанкарой. Нужно, впрочем, помнить, что в Индии исторически уцелевшие секты мало изобретали сами, а пользовались часто уже готовыми учениями предшествующих сект. В самом деле, задолго еще до VIII в. можно наблюдать связь шиваитских представлений с идеями, почерпнутыми совсем не из школы Санкхья. Очевидно, нельзя утверждать, как это иногда делается, что Ведантизм индийских сектантов имеет единственным источником учение Шанкары. Эта отрасль шиваитской теософии получила свою окончательную форму в Кашмире, между IX и XI вв. в трудах школы Сомананды и Абхинавагупты. Система ее — чистый идеализм. Имя этой системы: пратьябхиджня, т.е. «узнание». Кроме этой секты, известной только по ее философии, имеется еще шиваитская секта лингаятов, известная как народная религия». 

(Энциклопедический словарь. Ф.А.Брокгауз-И.А.Ефрон. 1890г.)

«Практики, близкие Тантризму, очень древние. Их обнаруживают и в Ригведе, и в Атхарваведе. Некоторые считают, что они произошли ещё в до-ведические времена. Говорят, что индийские Тантры произошли из Вед и тантрические практики могут быть отнесены к временам Вед и Упанишад, но Тантры как особый вид литературы и садханы, несомненно, связан с ростом Шайвизма. Санкхья-Йога придала им важную философскую подоплёку.
Термин «Йога» в техническом смысле впервые встречается в «Тайттирийя-Упанишаде» и в «Катха-Упанишаде». «Чхандогья-Упанишада» содержит описание таких анатомико-физиологических деталей человеческого тела, которые встречаются в трактатах по Йоге и Тантре. Около III в. до н.э. Патанджали систематизировал все йогические практики и связал их с философской доктриной школы Санкхья. Йогические концепции и техники оставались скрытыми примерно до 300г. до н.э. Патанджали собрал старинные письмена и сгруппировал их в своей «Йога-Сутре». Ни йогические техники, ни философия Йоги не являются его личным изобретением. Он всего лишь собрал и упорядочил доктрины и техники традиционной Йоги. Что касается теоретической стороны и метафизического основания, он использовал уже существующую философию Санкхья и адаптировал её. Это и является причиной того, что системы Йоги и Санкхьи так похожи. Но, упорядочив йогические техники и положив их на философскую основу Санкхьи, Патанждали превратил простую традицию в систему философии и практический путь по освобождению. Как сказал один автор: «Философия Йоги хорошо дополняет систему Санкхьи и начинается там, где Санкхья заканчивается: Санкхья ставит цель, Йога показывает, как мы можем эту цель достичь». 

(Джагги О.П. Йогическая и тантрическая медицина.
/ Пер. А.Агапкиной. Сайт yogin.spb.ru.)

 

7.5. ТЕОРИЯ ЗАИМСТВОВАНИЯ: ЗАИМСТВОВАНИЯ ИЗ ЙОГИ.

«Тантризм — йогическая наука древней Индии».

(Камалакар Мишра. Кашмирский Шайвизм.
Центральная философия Тантризма. Сайт www.book.ariom.ru.)

«Тантризм воспринял методы Йоги и разработал систему разнообразных психопрактик».

(Философский энциклопедический словарь. 2010г. Сайт www.dic.academic.ru.)

«Тантра — один из видов йогической практики, целью которой является достижение божественного экстаза, а средства порой открыто эротичны и не всегда вмещаются в рамки разрешенного традиционным Индуизмом».

(Индуизм. Тантра. интернет-форум. Сайт www.globalforum.ru.)

«Предисловие. …Тантра, впитавшая массу народных культов и суеверий, перекроила Йогу Патанджали наиболее радикально. Начиная примерно с VI в. н.э., она заняла ведущие позиции в Индуизме и тибетском Буддизме Ваджраяны, получив название «Алмазная Колесница».

(Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации.
(2-е изд., испр.). Светочь. 2001г. 630 стр.)

«1.3.4. Медитация в Тантризме. Все основные положе¬ния в Тантризме подчинены идее теснейшей связи макро- и микрокос¬ма, которая была унаследована еще от традиций Ведийской Йоги. Отсюда, как полагают, также происходят приемы магии, гипноза, враче-вания и укрепления духовных и физических сил».

(Каптен Ю.Л. Основы медитации. Вводный практический курс.
СПб. Андреев и сыновья. 1991г.; Самара. 1992г. 336 стр.)

«Очарование Тантры. Возможно, нет ничего более экзотического, волнующего и сенсационного в традиции индийской Йоги, чем практика Тантры. Ни один другой подход к Йоге не являл такого очарования для современного ума и его стремления к причудливому, увлекательному и загадочному. В Тантре есть что-нибудь для каждого, в особенности для тех, кого могут отпугивать аскетические, связанные с отречением от мира подходы к духовной жизни, такие, которые, кажется, доминируют в большинстве прочих направлений традиции Йоги. И все же за этим очарованием Тантры находятся очень глубокие учения, включая некоторые из самых живых течений и разработанных практик в традиции Йоги последнего тысячелетия или более». 

(Д.Фроули. Тантра и неверные представления о ней:
очищение сущности от заблуждений. Life Pozitive Magazine. Delhi. Jan 2005.
/ Пер. А.А.Игнатьева. Сайт www.indonet.ru/article/tantra.)

«Сначала немного истории. Родиной Тантризма считают, и не безосновательно, Индию, истоки его начинаются в матриархате, когда женщина считалась продолжательницей рода и просто обожествлялась. «Женщина есть пальцы природы и драгоценные камни мира. Мир Брахмы — мир радостей. Зачем ты укротил свои страсти? Если женщина неожиданно воспылает любовью к мужчине и придет к нему, мечтая о соединении с ним, мужчина, пусть он и не испытывает к ней страсти, не должен отвергать ее. Если же он отвергнет ее, то в этом мире навлечет на себя различные несчастья, а в том мире попадет в ад…». И таких высказываний в древнеиндийском эпосе предостаточно. Возможно, в некоторой степени, это и правильно. Наступивший патриархат, во многом пересмотрел ценности матриархата и женщины в обществе утратили слишком многое.
В целом Тантризм можно считать неотъемлемой частью Йоги, хотя многие считают его как самостоятельное учение и даже религию. Мы же будем рассматривать тантрическое учение как часть Йоги, которая носит название Кундалини-Йога, и то, что мы можем получить для своего развития». 

(Йога. Медитация. Тантризм. Истинные ценности,
проверенные временем. Сайт www.nimesa.narod.ru)

«Глава 5. Тантра. п. 9. Тантрические тексты. «Тантризм не является порождением Буддизма или Индуизма: это было, по-видимому, распространенное религиозное течение, первоначально совершенно независимое от каких-либо сложных метафизических конструкций и теряющееся где-то за пределами известной нам до сих пор религиозной истории Индии». И далее: «Наряду с общеизвестными обрядами религии и умозрительными построениями теологии в Индии с незапамятных времен существовала система эзотерических упражнений Йоги, которую можно назвать своеобразной подпочвой многих позднее развившихся религиозных течений. Эта практика, одухотворенная теологическими спекуляциями шиваистов и шактистов, буддистов и последователей бенгальского направления Вишнуизма, породила соответственно шиваистский, шактистский и буддистский варианты Тантризма, а также легла в основу того содержащегося в глубочайшей тайне культа Вишну, поклонники которого известны как сахаджа-вайшнавы».
Если дело обстоит таким образом, то следует, очевидно, обратиться к изучению указанной системы эзотерических упражнений Йоги, чтобы понять подлинный смысл первоначального учения Тантр. Фактически мы именно так и поступали до сих пор, в результате чего и пришли к выводу, что истоки Тантризма лежат не в Буддизме и не в Индуизме, а в некоторых особенностях земледелия на ранних стадиях его развития. Нетрудно убедиться в связи первоначальной йогической практики с земледельческими обрядами. Только исходя из наличия ее, можно объяснить тот факт, что эзотерические упражнения Йоги, о которых пишет Дасгупта, больше всего распространены среди отсталой части крестьянства. Знанием этого факта мы обязаны обстоятельным работам Шастри и Сена. Как отмечает Сен, «в Бенгале существуют сотни йогических сект, проводящих свою работу под покровом безмолвия». И хотя названия последних весьма разнообразны, все они, по мнению цитируемого нами автора, являются разновидностями сахаджистов. В основе культов, выполняемых ими, лежит нечто общее». 

(Чаттопадхьяя Д.Л. Локаята Даршана. История индийского материализма. М. 1961г.)

«Первым систематизированным руководством, дошедшим до нас, являются «Йога-Сутра», ее авторство приписывают риши (мудрецу) Патанджали. Термин «классическая Йога» обозначает технологию именно этой системы, а не её позднейшие интерпретации (например, Тантру).
Образ муни, святого мудреца-отшельника, встречается уже в Ригведе, где он, правда, слабо ещё похож на традиционный образ йогина. В более поздней «Атхарваведе» есть описания необычных способностей и эффектов, отдельных этапов пранаямы, а также «тапаса», мистического жара, который впоследствии занял видное место в психотехниках средневековья (Тантра) и сектах тибетского Буддизма.
На протяжении веков технология первоначальной Йоги была утрачена, разбившись, подобно редкостной вазе, на множество осколков, которые нашли самое разное, в том числе и случайное применение. Даже после поверхностного знакомства многие понимали, что это нечто из ряда вон выходящее и пытались собрать разрозненные фрагменты в единое целое. Из современников более или менее успешно это удалось, пожалуй, лишь Б.Л.Смирнову и Свами Сатьянанда Сарасвати. Тот факт, что труды Бихарской школы излагают Йогу в русле Тантры, не имеет значения, поскольку сохранена определяющая установка Патанджали на ментальную релаксацию…
Брахмачарья (последний компонент ямы) можно перевести как «благочестивая жизнь» или «воздержание». Уже Веды считают семя сосредоточием жизненной энергии. Тантра, будучи более поздней, нежели Йога Патанджали, системой спасения, считала, что его надлежит сохранять, поскольку секс энергозатратен и препятствует духовному развитию.
Мистическая физиология Упанишад и Тантры за последние сто с небольшим лет подверглась бесцеремонной теософской вивисекции, чакры были объявлены «энергетическими вихрями» или «воронками», традиционная символика безбожно перетолковывалась. На самом деле цель тантрической садханы (пути развития) — объединение в своем теле двух полярных принципов, это уже один из вариантов перелицовки классической Йоги, измышления же нашего времени на эту тему представляют собой полную профанацию и худший вид суеверия. Классическая Йога подверглась в Тантре дальнейшему изменению, стала более изощренной, поскольку тантрики, нащупывая соответствия между Космосом и телом, глубоко вникли в функциональное строение последнего, а также в связь между ним и психикой. Было разработано множество интереснейших психотехник и возникла новая разновидность — Крийя-Йога, непревзойденно представленная в публикациях коллектива Бихарской школы, которую до 1983г. возглавлял Свами Сатьянанда». 

(Бойко В.С. Йога. Искусство коммуникации. 2-е изд. Светочь. 2001г.)

«Тантризм — система эзотерических упражнений Йоги, которую можно назвать своеобразной подпочвой многих позднее развившихся религиозных течений. Эта практика, одухотворенная теологическими спекуляциями шиваистов и шактистов, буддистов и последователей бенгальского направления Вишнуизма, породила соответственно шиваистский, шактистский и буддистский варианты Тантризма, а также легла в основу того содержащегося в глубочайшей тайне культа Вишну, поклонники которого известны как сахаджа-вайшнавы».
«Веды и Тантры. 2. Происхождение Тантризма. Особого внимания заслуживает тщательное исследование этой проблемы Дебипрасадом Чаттопадхьяя; собственно говоря, второй раздел настоящей статьи представляет собой краткое изложение его концепции (подробнее см: Д.Чаттопадхьяя. «Локаята Даршана». М. 1961г. стр. 296-394). Наряду с общеизвестными обрядами религии и умозрительными построениями теологии в Индии с незапамятных времен существовала система эзотерических упражнений Йоги, тантрическая Йогасадхана, которую можно назвать своеобразной подпочвой многих позднее развившихся религиозных течений. Эта практика, одухотворенная теологическими спекуляциями индуистов и буддистов, породила соответственно различные варианты индуистского (шиваитский, шактийский) и буддистского Тантризма.
Однако Тантризм не является, как было принято до недавнего времени считать, порождением Буддизма или Индуизма. Хотя его позднейшие (начиная с конца прошлой эры, в особенности средневековые) интерпретации носят хитроумный и весьма утонченный характер, первоначальный Тантризм был прост и даже примитивен, являясь учением, совершенно независимым от каких-либо сложных метафизических построений.
Одни природные условия способствовали тому, что мужчины, занимавшиеся охотой, «изобрели» скотоводчество, которое стало основой существования их общества. Другие природные условия способствовали тому, что пока мужчины занимались охотой, женщины «изобрели» земледелие, которое и стало для их общества основным источником существования. На ранних стадиях развития земледелия, процесса трудного, медленного и имеющего неопределенные виды на успех, требовавшего терпения, предусмотрительности и веры, мы сталкиваемся с особым ростом магических верований и обрядов.
«Магия основывается на том принципе, что, создавая иллюзию управления действительностью, мы можем действительно управлять ею. Как могла быть вызвана такая иллюзия? Путем соответствующего акта воображения. Очевидно, он не мог оказать ни малейшего влияния на действительный ход событий в природе. Но он мог оказать, и в самом деле оказывал, значительное влияние на самих людей», наделяя их необходимыми психологическими чертами: верой, терпением и т.д. (См. Д.Чаттопадхьяя. Локаята Даршана, стр. 229-300).
Из того, что земледелие было изобретением женщин, логически следует, что и земледельческая магия при своем возникновении должна была целиком входить в сферу деятельности женщин. Сущность магических верований и обрядов этого периода, позже оформившихся в различные тантрические учения, заключалась в том, что воспроизводительная деятельность природы считалась находящейся в прямой связи с воспроизводительными функциями человека, точнее говоря, женщины.
Люди, занимавшиеся земледелием в древности, не знали, как в действительности происходит рост растений. Весь процесс, проистекающий от посева жатвы, был для них в высшей степени таинственным. Первобытное мышление искало объяснения успешного проведения женщинами земледельческих работ в тех магических силах, которыми они якобы были наделены и которые, как полагали, заключались в сущности их пола, принадлежали женской природе в той же степени, как, например, способность к деторождению. Считалось, что всеми этими качествами, выгодно отличающими их от мужчин, женщины обладают благодаря присутствию в них особого, скажем современным языком, энергетического начала, отсутствующего (или спящего) в мужском теле. Предполагаемый сверхъестественный источник магических сил был связан самым тесным образом с жизненными отправлениями женщин. Магические же способности, которыми он наделял их, составляли, согласно бытовавших в те времена представлениям, такую же естественную часть женской физиологии, как и воспроизводительные функции.
Эти верования основываются не только на неразвитых представлениях о сельскохозяйственном производстве, в которых долгое время отсутствовала причинная связь между половым актом и зачатием. Для первобытного мышления естественное плодородие и человеческая способность к размножению – это таинственные явления одного и того же порядка, находящиеся в неразрывной связи: с одной стороны, плодородие земли считается находящимся в магической зависимости от воспроизводительных функций женского тела; с другой, – сами эти функции подобным же образом рассматриваются как зависящие от плодородия земли. Такие представления о взаимообусловленности процессов в природе и человеческом теле и являются тем зерном, из которого впоследствии выросло огромное дерево теории и практики позднего Тантризма.
Примечание: Сегодня, в связи с развитием «биопольных» представлений, трудно разделять вульгарно-материалистическую предубежденность Чаттопадхьяи относительно действенности магии как таковой, а не только ее «самовнушенческого» элемента, игравшего в первобытных земледельческих обрядах, несомненно, ведущую роль.
Не исключено, что эффективность примитивной земледельческой магии имеет более сложную природу. Ведь то, что семена, обработанные, как теперь говорят, «биополем» человека, прорастают скорее и дружнее, служит одним из наиболее наглядных хрестоматийных опытов по демонстрации эффекта воздействия этого «поля». А ярко выраженная сексуальная окраска обрядов земледельческой магии не может не стимулировать непроизвольный биоэнергетический выход и на «полевом» (бесконтактном) уровне у своих участников, не говоря уже о произвольном воздействии.
Кстати, для работы с «биополем» необходима способность к углубленному переживанию своего тела, переходящему в переживание его «полевой составляющей», так называемого «силового каркаса». Развитие этой способности дает возможность переживать «силовой каркас» другого объекта, а также производить воздействие на этот «каркас», и через него — на сам объект, к примеру, изменять течение его физиологических процессов. То, что естественной способностью в повышенной степени переживать свое тело обладают женщины, служит еще одним доводом в пользу идеи об «изобретении» магии женщинами. Мужчины, как правило, совсем не умеют чувствовать свое тело, их сознание постоянно поглощено какой-то внутренней или внешней целенаправленной деятельностью.
Впрочем, наверное, именно благодаря этой целенаправленности и способности всецело отдаваться какому-то конкретному ограниченному роду деятельности, с магией произошла та же история, что и с другими видами традиционно женской активности. Известно, ведь, что лучшими поварами, портными и педагогами являются, как правило, мужчины, несмотря на то, что большинство представителей сильного пола чувствуют себя в этих областях совершенно беспомощными. Благодаря тому, что мужчины не имели тех элементарных «магических» способностей, которые были даны женщинам естественно, именно ими, в основном, велись и ведутся поиски силы, скрытой в человеческом теле, поиски, которые собственно, и создали теорию и практику Тантризма». 

(В.Данченко. № 20. Тантрическая Традиция. К Самиздат. 1980г.)

 

7.6. ТЕОРИЯ ЗАИМСТВОВАНИЯ: ЗАИМСТВОВАНИЯ ИЗ ВЕДАНТЫ.

«В отечественной Индологии Тантрология только начинает развиваться. Некоторые аспекты философии Тантризма походя рассматривались А.М.Пятигорским, В.А.Ефименко. Н.В.Исаева попыталась связать философию Абхинавагупты с представлениями ранней Веданты…
Для тантрического умозрения характерны три основных формы мышления «по-индийски» — дуализм, недуализм и дуализм-недуализм воедино. Дуализм (противопоставление двух начал мироздания или абсолютного и относительного планов бытия) хронологически является более ранней стадией развития ИТФ, когда она еще имела большую зависимость от построений Санкхьи. Под влиянием Веданты возникла монистическая (недуалистическая) направленность ИТФ, отчетливее всего выраженная в субшколах Кашмирского Шиваизма. И уже как реакция на недуализм, по всей вероятности, появилась методология недуализма-дуализма, сочетающая два первых вида. Поскольку в своей развитой форме ИТФ выражена именно с позиций монизма, допустимо считать именно его методологические рамки собственно тантрическими. Однако монизм в ИТФ отличается от «чистого монизма» Адвайта-Веданты. Это скорее «умеренный» монизм, или даже монодуализм, находящийся где-то между радикальных позиций Санкхьи и Веданты Шанкары». 

(Пахомов С.В. Индуистская Тантрическая Философия (ИТР). Диссертация. Монография. СПб. 2001г.)

«Справедливо замечание С.Н.Булгакова, что «религиозная философия не знает более фундаментальной проблемы, чем смысл божественного Ничто». Формирование типов мистического опыта зависит от того, каким мы представляем себе Абсолют. Первый тип связан с представлением о трансцендентном Абсолюте, которого воспринимают надбытийным Богом-Творцом всего сущего. А второй тип полагает Абсолют тождественным, имманентным миру и человеку. Согласно классификации Е.Торчинова, первый тип относится к «религиям откровения», а второй — к «религиям чистого опыта». Последний тип подразумевает, что просветление достигается исключительно путем трансперсонального опыта как результата определенной психотехнической практики.
К данному мистическому типу относится индийский Тантризм, существующий как в индуистской, так и сильно отличающейся от нее буддийской форме. Возникновение первой формы связано с философией Веданты. Веданта породила концепцию существования высшего объективного начала, безличного духовного Абсолюта-Брахмана, а также тождественного ему по сути субъективного начала, индивидуального «я» (Атман). Он противопоставляется Брахману как высшей объективной реальности, и в то же самое время является имманентным ему, поскольку Брахман осознает себя как Атман. В этом акте самосознания и самопознания реализуется универсальность Брахмана.
Достижение состояния «просветления» в Индуизме возможно лишь путем имманентного слияния Атмана с Абсолютом. Было разработано несколько вариантов «йоги», т.е. «соединения» с Абсолютом, среди которых наиболее распространенными являются путь гностического знания (Джняна-Йога), путь психического самоконтроля (Раджа-Йога), путь преданности, любви и веры (Бхакти-Йога). Путь тела (Хатха-Йога), путь действия (Карма-Йога).
Веданта предполагает два варианта решения проблемы возникновения материального мира. Первый рассматривает эмпирический мир как Майю, иллюзию, которая исчезает при условии устранения незнания об истинной реальности Брахмана-Атмана. Второй вариант предполагает, что мир возникает в результате эманации Абсолюта, т.е. рождается из него самого. Тем самым допускается наличие в Брахмане творческой потенции производить множество объектов. В рамках направления Веданты возникает и развивается индуистский Тантризм, известный также как Шактизм (шакти — сила, энергия; творческая сила божества). В отличие от Бхакти-Йоги, преимущественно связанной с Вишнуизмом, Тантризм развивался в рамках Шиваизма. Шиваистская концепция Абсолюта ближе к философии Адвайта-Веданты, однако определенным образом отличается от нее. <…>.
Существуют два вида индуистского Тантризма. Первый, дравидийский Тамильский Шиваизм, признает определенные различия между индивидуальным «я» и Абсолютом, тогда как Кашмирский Шиваизм опирается в этом вопросе на позицию Адвайта-Веданты».

(Жиртуева Н.С. Тантризм в контексте теории мистического опыта просветления.
// Научный журнал «Культура народов Причерноморья». 2006. С. 78-81.).

* * *