Статья 1.6. Нужна ли нам Российская Тантрология? (ч.2).

«Исследования в области индуистской Тантры, или Тантризма, начались сто лет назад; тем не менее, здесь до сих пор остается довольно много неясного. Все еще нельзя с точностью сказать, где, когда, при каких обстоятельствах, в какой среде или у какого народа впервые появилась Тантра как своеобразный духовный комплекс; затруднительно даже определить ее сущность. Тантра представляет собой довольно сложное для понимания явление индийского духа — и в силу своего эзотерического характера, и потому, что она в ходе своего развития впитывала в себя множество разноплановых элементов, постоянно перетолковывала старые идеи…» (см. Пахомов С.В. Представление о тождестве в индуистской тантрической философии. Ж. «Религиоведение» 2004г. №1. С.134-149).
«Специфика Тантры может быть рассмотрена как изнутри, т.е. с точки зрения самих носителей Традиции, так и извне. Если мы хотим понять эту специфику в максимально целостном виде, следует учитывать обе эти точки зрения. Мы хотели бы подчеркнуть важность этого методологического приема…<…>. Под внешней позицией в данном случае будет пониматься не пристрастное и подчас враждебное отношение к Тантризму иных, нетантрических, учений Индии, и не обывательски-плоское восприятие Тантры, характерное для массовой публики, а максимально отстраненное, объективно-нейтральное рассмотрение Тантры, выраженное в академических трудах…<…>. Нейтральный ученый, исследующий смысловую наполненность Тантры извне, способен углубить свое понимание предмета через общение с носителями Традиции или даже через принятие каких-либо форм посвящения. Таким образом, «внутренняя» (тантрическая) Традиция и «внешняя» (тантрологическая) Традиция способны обогащать друг друга в развитии смыслового горизонта Тантры…» (см. Пахомов С.В. Специфика тантрической литературы. (2006г.) // Индийские исследования в странах СНГ: Материалы научной конференции. М. ИВРАН. 2007г. С. 113-122).
«С моей стороны, посвящение укрепило мое уважение к Традиции, решимость обрести адекватное понимание и по достоинству оценить глубину учений Тантры как древней и утонченной религиозной Традиции, которой на протяжении многих веков следовали и которую высоко ценили множество искренних и замечательных людей» (см. Миранда Шо. Страстное просветление. Женщины в тантрическом Буддизме. Добрая книга. 2001г.).

* * *

(продолжение)

7. СИНКРЕТИЧЕСКИЙ ИЛИ ЭКЛЕКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР У ТАНТРЫ?

7.1. ЧТО ЗНАЧИТ СИНКРЕТИЧЕСКИЙ?

Некоторые авторы считают, что Традиция Тантры имеет синкретический характер. Например, вот что пишет С.В.Пахомов (см. Пахомов С.В. Тантра и Веда. // Письменные памятники Востока. №1 (6). Весна-лето. 2007г. СПб. Наука. ГРВЛ. 2007г. С. 151-165):

«В целом, Тантру можно охарактеризовать как синкретическую религиозно-философскую, инициатическую традицию, в которой подчеркивается значимость высшей силы бытия — сознания».

Или, например, вот что пишет Дуглас Р.Брукс (см. Дуглас Р.Брукс. Корни шактистского Тантризма Шри-Видья в Южной Индии. // Сборник «The Roots of Tantra». Albany: State University of New York Press. 2002. / Пер. с англ. А.А.Игнатьева. Сайт www.wiki.shayvam.org.):

«Тантризм, как мы должны помнить, создавался как синкретическая Традиция путем заимствования, адаптации и переинтерпретации идей и практик, часто не прилагая для этого четких и сознательных усилий и не предъявляя права на авторство и оригинальность».

Или, например, вот что пишет М.А.Гуща (см. Гуща М.А. Особенности тантрической традиции Ньингма тибетского Буддизма. Ж. «Полигнозис» № 3(32) 2008г.):

«3. Синкретизм и «неканоничность» (неортодоксальность) учений и практик тантрической традиции Ньингма. Рассматривая специфические условия, в которых происходил процесс распространения Буддизма и индо-буддийской Тантры в Тибете в ранний период рецепции, а также синкретическую природу тибетского Буддизма, прежде всего, «древней» традиции Ньингма, находящейся в процессе формирования в этот период, современный тибетский ученый Н.Норбу (как и большинство тибетских ученых) подчеркивает ведущую роль Падмасамбхавы в этом процессе, в связи с чем пишет следующее: «Буддийское учение утвердилось в Тибете в IX в. н.э., в первую очередь, благодаря великому учителю Падмасамбхаве, сумевшему преодолеть сопротивление последователей местной шаманской традиции Бон. (…) Однако, поскольку Падмасамбхава был свободен от любых ограничений, он не считал необходимым отвергать то, что было ценным в местных традициях Тибета, а, напротив, создал условия, при которых Буддизм смог объединиться с местной культурой, с ее глубоко разработанными системами космологии, астрономии, ритуалов и медицины… Таким образом, благодаря авторитету и активной деятельности Падмасамбхавы осуществилось то великое слияние духовных традиций Уддияны, Индии и местных бонских истоков, которое известно нам теперь как тибетская форма Буддизма» (см. Намкай Норбу, Джон Шейн. Кристалл и Путь Света. Сутра, Тантра и Дзогчен. СПб. Сангелинг. 1998. С. 56-57)».

В данном отношении представляют интерес философские воззрения Л.А.Тихомирова, (1852-1923), русского общественного деятеля, публициста (см. Посадский С.В., Посадский А.В. Духовные основы истории. СПбГУ культуры и искусств. Сайт www.pokrov-forum.ru.):

«Глава III. Духовная история человечества как антитеза монотеистического и пантеистического миросозерцаний. §5. Синкретизм как версия пантеизма. Согласно Л.А.Тихомирову (см. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основы истории. М. 2000г.), в религиозно-философском существовании человека возможны два основных состояния: вера и сомнение. Состояние веры мыслитель отождествляет с состоянием жизни, вдохновения и познания бесспорной, самоочевидной для последователя того иного учения религиозно-философской истины. В этом состоянии для человека значим лишь вопрос о точной формулировке истины, существенна лишь проблема её систематизации и догматической кодификации, то есть важна кристаллизация познанной истины в монолитную, целостную религиозно-философскую доктрину. Если же в контексте познанной истины не все вопросы оказываются разрешёнными, то причину этого её приверженец усматривает не в неполноте самой истины, а в её неполном содержательном раскрытии, отсутствии всех необходимых выводов из её смыслового ядра, его недостаточной конкретизации. Состояние веры является состоянием религиозно-философского творчества, подлинным фактором плодотворного развития религиозно-философского знания, необходимым условием формирования всех содержательно богатых религиозно-философских концепций, внёсших существенный вклад в духовную сокровищницу человечества.
Состоянию веры противоположно состояние сомнения, которое, по мнению мыслителя, совсем не тождественно абстрактному, исторически нефиксируемому религиозному отчаянию, совершенному прекращению всех религиозно-философских процессов, духовной смерти человека. Состояние сомнения не предполагает отрицательного ответа на вопрос о возможности существования религиозно-философской истины, а только отрицает её локализацию в целостных, содержательно завершённых религиозно-философских доктринах, отражая разочарование во всех когерентных, внутренне согласованных религиозно-философских миросозерцаниях. Оно исходит из своеобразного алетиологического диффузионизма, то есть такого видения исторического бытия религиозно-философской истины, согласно которому последняя распространена во всех известных религиозно-философских учениях, присутствует во всём массиве уже освоенного человечеством религиозно-философского знания, но при этом нигде не достигает своего исчерпывающего, всестороннего раскрытия. Подобный подход открывает широкое пространство для алетиологического синкретизирования, ибо всюду присутствующая истина может быть воссоздана из отдельных сторон наличных религиозно-философских учений, реставрирована на основе определенных моментов известного религиозно-философского знания. В результате, состояние сомнения продуцирует эклектический, компилятивный религиозно-философский процесс, актуализирует формирование синкретических мировоззрений, глубоко отличных от мировоззрений созданных уверенным, последовательным и логичным творчеством человека в состоянии веры.
Анализируя феномен синкретизма, Л.А.Тихомиров отмечает, что ни о какой органической интеграции различных религиозно-философских позиций в синкретизме не может быть и речи, поскольку подобная интеграция возможна только как результат возвышенного творчества, когда интегрирующая различные позиции идея создана вдохновением веры, отражает непосредственное познание целостной истины. Будучи результатом сомнения, синкретизм предстает как искусственное, механическое соединение отдельных сторон наличных религиозно-философских мировоззрений, следствие исключительно компилятивной работы. Данное совсем не означает, что синкретические учения не обладают строгостью и точностью определений, соответствуют низкому уровню знаний и культуры мышления. Они, как правило, отражают чрезвычайно высокий уровень интеллектуального развития и философской культуры их создателей, характеризуются тонкостью и изощренностью. Однако процесс познания религиозно-философской истины не связан с некими кооперативными эффектами, сходными с синергетическими процессами при формировании коллективного мнения в человеческой группе, а предполагает присутствие эмерджентного трансцендентного фактора, гарантирующего приобретение качественно нового, доселе не бывшего знания, не может быть редуцирован к односторонним человеческим манипуляциям известными религиозно-философскими ресурсами. Именно поэтому синкретизм противоположен подлинным алетиологическим новациям, ибо рассматривает новое только в виде проявления потенциально заложенного в предшествующем религиозно-философском знании, интерпретирует его как воспоминание и переоткрытие старого, уже бывшего в иных формах. Синкретические доктрины не несут в себе парадокса развития, не возникают неожиданно и внезапно, а логически дедуцируются из наличного бытия религиозно-философского знания, целиком детерминированы его отдельными фрагментами. Если о содержании принципиально новой религиозно-философской концепции можно говорить лишь в момент её возникновения, то содержание синкретических учений предсказуемо, может быть эксплицировано до их становления. Именно поэтому синкретизм лишен будущего, ибо искусственная интеграция отдельных сторон религиозно-философских истин не отвечает требованию когерентности, самосогласованности, непротиворечивости религиозно-философского знания и, как следствие, не имеет подлинного онтологического референта, не соответствует реальному положению вещей.
С позиции Л.А.Тихомирова, к синкретической религиозно-философской деятельности особенно предрасполагает сочетание разочарования в наличном религиозно-философском знании с объединением людей под одной политической властью или под влиянием других факторов, содействующих усилению международных связей и обмену религиозно-философскими идеями, создающему широкие возможности для алетиологического восполнения дискредитировавших себя мировоззрений, прикрытия их внутренней содержательной неполноты. Такое сочетание внутренних и внешних условий сложилось в III-I вв. до. н. э., в эпоху предшествующую появлению Христианства и длилось до его полного торжества. Именно в этот период сформировались основные синкретические учения, ибо власть Римской империи создала беспрецедентные возможности для взаимодействия различных религиозно-философских концепций, стимулируемого разочарованием в языческом миросозерцании.
Анализируя синкретизм, мыслитель остаётся верен своей интерпретации особенностей религиозно-философских процессов, постулирует неосуществимость задачи объединения контрадикторных религиозно-философских миросозерцаний в синкретических учениях. Следуя мыслителю, в синкретизме происходит лишь одностороннее объединение различных сторон одной и той же мировоззренческой тотальности, дальнейшее раскрытие пантеистическо-монистических воззрений».

Слово «синкретический» образовано от слова «синкретизм» (от греч. synkretismos — союз, соединение, присоединение, смешивание, смешение, сочетание, объединение, слияние, слитность, нерасчлененность и др.) и может означать «вмещающий в себя различные или разнородные элементы», или «образованный от смешивания, соединения, объединения различных или разнородных элементов» и т.д.

«Синкретизм — философская система, которая произошла от соединения нескольких противоречивых теорий. В тесном смысле: система эклектической философии».

(Словарь иностранных слов, вошедших в состав
русского языка. Сост. А.Н.Чудинов. 2010г.)

«Синкретизм — термин, применяемый для обозначения смешения идей и образов различных религий, отдельных культов и ритуалов, понятий и религиозных взглядов».

(С.Сорочан, В.Зубарь, Л.Марченко. Словарь
исторических имен, названий и специальных терминов.)

«Синкретизм религиозный — смешение, неорганичное соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии».

(Большой словарь по социологии. 2009г.)

«Синкретизм — 1. Слитность, нерасчлененность, характеризующие первоначальное, неразвитое состояние чего-либо. 2. Сочетание разнородных, несовместимых воззрений как разновидность эклектизма (в философии)».

(Толковый словарь русского языка. / Под ред. Т.Ф.Ефремовой. М. 2000г.)

«Синкретизм — 1) соединение или союз различных или даже противоположных взглядов (религиозных, философских, социальных); 2) Эклектизм, лишенный логики, непоследовательный; 3) нерасчлененность первобытного искусства».

(Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. 2006г.)

«Синкретизм — 1. Книжн. Слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-л. 2. Филос. Сочетание разнородных, несовместимых, противоречивых воззрений; разновидность эклектизма».

(Большой толковый словарь русского языка. / Ред. С.А.Кузнецов. 2000г.)

«Синкретизм — соединение, смешение, неорганическое соединение разнородных элементов, например различных культов и религиозных систем. Кроме того, нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления».

(Исторический словарь. Сайт www.enc-dic.com/history.)

«Синкретизм — в широком смысле этого слова — нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития. Чаще всего, однако, термин этот применяется к области искусства, к фактам исторического развития музыки, танца, драмы и поэзии».

(Литературная энциклопедия. В 11 т. М. 1929-1939гг.)

«Синкретизм — 1. Недифференцированность, первоначальная слитность в каком-нибудь явлении, впоследствии расчленяющаяся в самостоятельные ряды (науч.). 2. В истории философии и религий — разновидность эклектизма, отожествляющего и соединяющего разнородные начала, игнорируя различия (филос.)».

(Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова. 1935-1940гг.)

«Синкретизм — слитность, нерасчлененность; характерная черта общественного сознания периода античности, когда искусства, наука, религия еще в достаточной мере не обособились, не выделились в самостоятельные когнитивные ветви с развитой только им присущей методологией, т.е. вся культура была синкретичной».

(П.Кикель. Краткий философский словарь. Сайт www.psyoffice.ru/slovar.)

«Синкретизм — сочетание элементов различных религий или культурных традиций. В религиозной вере и практике особо связан с определенными ситуациями, например, колониализмом, при котором главная религия вступает в контакт с местными. Однако его можно рассматривать и как общую черту преобразования религий (культур)».

(Д.Девид. Большой толковый социологический словарь. 2001г.)

«Синкретизм — 1) смешение, неорганическое соединение разнородных элементов, например, в философии сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу; 2) нерасчлененность, слитность, характеризующая первоначально неразвитое состояние какого-либо явления».

(Савченко В.Н., Смагин В.П. Начала современного естествознания.
Тезаурус. Ростов-на-Дону. 2006г.)

«Синкретизм — сочетание разнородных воззрений, взглядов, при котором игнорируется необходимость их внутреннего единства и непротиворечия друг другу. Особенно широко использовался в позднюю эпоху античности при смешении религий. В XVI в. синкретистами называли философов, которые пытались занимать промежуточное положение между учениями Платона и Аристотеля». 

(Философский словарь. Сайт www.harc.ru/slovar.)

«Синкретизм — 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (напр., искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры; нерасчлененность психических функций на ранних ступенях развития ребенка и т.п.). 2) Смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, например, различных культов и религиозных систем в поздней античности — религиозный синкретизм периода эллинизма». 

(Большой энциклопедический словарь. 2000г.)

«Синкретизм в религиозном аспекте — смешение, неорганическое слияние разнородных религиозных элементов, к примеру, различных культов и течений. Синкретические образования, как правило, проповедуют следование догматике и основам вероучения исходных течений, однако на самом деле практически всегда искажают вероучение, догматику и культ, по-своему интерпретируют основные термины и понятия, выполняют самостоятельные переводы первоисточников». 

(Религиозный словарь. Сайт www.vslovare.ru/slovo/religioznjyij-slovar.)

«Синкретизм — общекультурное явление, аналогичное эклектике в философии: это внешнее, неорганическое, искусственное соединение фрагментов или элементов разнородных учений религиозного, антропологического или космологического характера. Духовные основы подобного соединения либо не определяются ясно, либо не увязываются с содержанием привлекаемых фрагментов. Примеры синкретизма — гностические учения, Теософия и др. В публицистике этот термин нередко имеет смысл религиозной всеядности». 

(Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. М. 2000г.)

«Синкретизм — так называется сочетание различных философских начал в одну систему. Понятие синкретизма близко подходит к эклектизму; различие между ними некоторые видят в том, что эклектизм старается путем критики выделить из различных систем состоятельные принципы и органически связать их в одно целое, а синкретизм соединяет разнородные начала, не давая им истинного объединения. Синкретизм с особой яркостью проявился в александрийской философии, у Филона Иудейского и других, пытавшихся соединить греческую философию с восточными учениями. То же замечается у гностиков».

(Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. СПб. 1890г.)

«Синкретизм — 1. Вообще — соединение различающихся между собой аспектов более или менее координированным образом с тем, чтобы произвести более единообразную единую систему. Исходя из того, как используется этот термин, в нем содержится коннотация, что получаемая в результате система может испытывать недостаток связности и содержать противоречия и/ или непоследовательность. 2. В теории развития Пиаже — тип когнитивного процесса, в котором события ассимилируются в глобальные и в значительной степени неструктурированные схемы; то есть довольно неопределенные системы классификации. Это значение противопоставляется способу употребления Пиаже термина смежность. 3. В социологических исследованиях — соединение различных элементов из различных социальных систем в новую структуру. 4. В лингвистике — слияние форм из различных языков в новую форму. 5. В религии — примирение (или попытки этого) противоположных принципов или практик в новую, связную систему».

(Оксфордский толковый словарь по психологии. / Под ред. А.Ребера, 2002 г.)

«Синкретизм — в психологии особенность мышления и восприятия – нерасчлененность функций психических на ранних этапах развития ребенка (в возрасте раннем и дошкольном). Проявляется в тенденции без достаточных оснований связывать между собой разнородные явления. Ряд исследователей отмечали синкретичность детского восприятия, выражающуюся в нерасчлененности чувственного образа объекта, в отсутствии выделения и соотнесения его внутренних связей и компонент. Согласно Л.С. Выготскому, синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей. При этом синкретические обобщения выступает первой стадией в развитии значения слова, для коей характерен диффузный, ненаправленный перенос значения слова на ряд связанных на перцептивном плане, но внутренне не родственных объектов. Швейцарский психолог Ж.Пиаже относил синкретизм к основным характеристикам детского мышления, объясняя неспособность ребенка к логическому рассуждению тенденцией заменять синтез соединением рядоположенного. Принимая связь впечатлений за связь вещей, ребенок неосознанно и ненаправленно — часто в форме игры или манипулирования словами — переносит значение слова на ряд лишь внешне связанных явлений или объектов. Согласно Л.С.Выготскому, синкретизм имеет большое значение для развития детского мышления. Отбирая в ходе последующей практики синкретические связи, соответственные действительности, ребенок воссоздает для себя истинное значение слова». 

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога. 1998г.)

«Синкретизм — нерасчленённость различных видов чего-либо, первоначальная слитность в каком-нибудь явлении, свойственная ранним стадиям развития; это значение термина применяется к области искусства.
Синкретизм — система, которая произошла от соединения нескольких противоречивых теорий; разновидность эклектизма, отождествляющего и соединяющего разнородные начала, игнорируя различия; это значение термина применяется к философским и религиозным учениям
Синкретизм (искусство) — сочетание или слияние «несопоставимых» образов мышления и взглядов.
Синкретизм (лингвистика) — постоянное объединение в одной форме нескольких значений или компонентов значения, разделённых между разными формами.
Синкретизм (религия) — соединение разнородных вероучительных и культовых положений.
Религио?зный синкрети?зм — соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии, соединение разнородных учений религиозного, антропологического или космологического характера. Понятие религиозного синкретизма аналогично понятию эклектизма в философии. В религиоведении понятие религиозного синкретизма и границы его применения являются дискуссионным предметом: существует точка зрения, что в какой-то степени все религии являются синкретическими, поскольку в процессе возникновения и развития испытали влияние других религий. В качестве решения проводится дифференциация внутри понятия по различным признакам, учитывается уровень синкретизма.
В настоящее время понятие синкретизма может получать негативные или позитивные коннотации в зависимости от научной и религиозной традиции. По мнению православных богословов, религиозный синкретизм как внешнее, неорганическое и искусственное соединение не имеет ясного очертания духовных основ, либо не увязывается с содержанием привлекаемых фрагментов. В публицистике термин «религиозный синкретизм» иногда употребляется в смысле религиозной всеядности.
В религиоведении к религиозно-философскому синкретизму относят мистические, оккультные, спиритуалистические и прочие концепции, отличные от традиционных религиозных направлений. Для данных концепций характерно объединение элементов различных религий, наряду с вненаучными и научными знаниями. На основе синкретических религиозно-философских учений могут возникать религиозные движения: так, на основе Теософии Блаватской возникло свыше 100 эзотерических религиозных движений».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Синкретизм — древнейший принцип отношения человека к миру, к самому себе, к воспроизводственной деятельности. Характеризуется нерасчлененностью, невычлененностью модальностей, отсутствием понимания отличия мира, явлений от логических дуальных оппозиций при одновременном полном произволе (в смысле отсутствия логических запретов) в истолковании явлений, например, соотнесения их с тем или другим полюсом оппозиции на основе принципа все во всем. Этот кажущийся абсурд (действительно, как возможно произвольно делить мир, например, на сферы добра и зла, и одновременно считать, что это различие присуще реальному миру) возможен при одном условии: если любое явление мира в этой логике — оборотень, т.е. не то, что оно есть, способно предательски превратиться в нечто отличное от своей кажимости. Это возможно, если человек мыслит по логике инверсии. Попугай (в племени бороро) — это человек. В разных культурах соседка может оказаться ведьмой, живой волк — убитым человеком, медведь — братом, камень — тотемом, работник — вредителем и т.д. до бесконечности. Культура позволяет так мыслить, поскольку существует разрыв между культурой как накопленным, организованным опытом человечества, народа и непосредственным опытом личности, видимостью явлений. Это заставляет каждого человека повседневно истолковывать каждое значимое для него явления в представлениях культуры, что возможно только при условии, если любое явление поддается соотнесению, отождествлению с любым элементом культуры, а его смысл «проигрывается» через каждый из полюсов оппозиции, т.е. смысл явления постоянно перевертывается в голове, в культуре, в деятельности, происходит постоянное осмысление и переосмысление. Без этой способности нет человека, нет культуры. Синкретизм — древнейший принцип социальной и культурной жизни, основанной на стремлении слиться с существенным для человека природными и социальными ритмами. Тем самым синкретизм не знает самостоятельной, отделенной от социального целого ответственности личности. Для синкретизма характерно рассмотрение каждого различия через опасность отпадения, потери связи с космосом, с общиной, с миром, с первым лицом, с тотемом. Расчлененность выступает как фактор дискомфортного состояния, как стимул к активности, направленной на инициацию, партиципацию, приобщение к целому. Синкретизм не знает отличия всеобщего от единичного. Значимое единичное явление служит для человека лишь сигналом, вызывающим в сознании некоторые нерасчлененные общие системы представлений. Под синкретизмом в широком смысле понимается стремление вернуться к прошлому, в частности в результате страха перед отпадением от целого, стремление возвратиться к тотему, к вождю, к социальному порядку. Именно это и составляет культурную основу синкретического государства, которое несмотря на отход от синкретизма, тем не менее, пыталось на его культурной основе вернуться к обществу, где собственность, власть, жреческо-идеологические функции слиты в едином носителе Правды». 

(Ахиезер А.С. Социокультурный словарь. По книге
«Критика исторического опыта». Сайт www.libok.net.)

Таким образом, слово «синкретизм» может означать:
— первоначальная слитность
— смешение разнородных элементов
— соединение противоречивых теорий
— соединение разнородных положений
— особенность мышления и восприятия
— первоначальное, неразвитое состояние
— соединение различающихся между собой аспектов
— соединение различных элементов в новую структуру
— сочетание различных философских начал (в одной системе)
— сочетание «несопоставимых» образов мышления и взглядов
— нерасчлененность различных видов культурного творчества
— соединение (союз) различных (даже противоположных) взглядов
— сочетание элементов различных религий или культурных традиций
— примирение противоположных принципов в новую, связную систему
— сочетание разнородных, несовместимых, противоречивых воззрений
— искусственное соединение фрагментов или элементов разнородных учений
— и др.

Таким образом, если мы говорим о синкретическом характере Традиции, означает ли это, что Традиция представляет собой «смешение различных культов и религиозных систем» (что, впрочем, и представляет собой Индуизм), т.е. «элементов», главным образом, противоречивых, несовместимых, «несопоставимых» друг с другом? Согласно Толковому словарю С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (1992г.), слово «синкретический» означает «отличающийся эклектизмом, внешней соединённостью того, что внутренне не соединимо». Но этот же словарь дает и другое определение слову «синкретический»: «слитный, нерасчленённый в своём исходном, первоначальном состоянии». Но, можем ли мы тогда говорить об исходном, первоначальном, продуманном, органическом сочетании не просто разнородных элементов, а объединении лучших «духовных достижений» в одном учении изначально? Например, когда говорится о некоей синкретической форме Йоги, это может означать, что эта форма Йоги включает лучшие черты (всех) видов Йоги. Ярким примером синкретического учения может быть, например, Агни-Йога:

«Агни-Йога — в основе вероучения секты серия книг, преимущественно Е.И.Рерих, о синтезе философии, науки и религии Востока и Запада в трактовке Теософии».

(Религиозный словарь)

«Агни-Йога — это нравственно-духовное учение, синтезирующее древнюю мудрость Востока с научными и философскими достижениями Запада и включающее в себя огромное богатство конкретных методик и приемов работы человека над собой».

(Википедия. Свободная Энциклопедия)

«Агни-Йога — синтетическое учение, созданное супругами Рерих на базе индийской философской терминологии и оккультно-теософских спекуляций, выдаваемое за светскую морально-философскую доктрину, претендует на роль очередной вселенской религии».

(Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации. 2-е изд. Светочь. 2001г.)

«Живая Этика — философско-этическое и духовно-нравственное Учение, являющее собой синтез многогранного опыта человечества. Тексты Живой Этики даны людям Великими Учителями через Елену Ивановну Рерих. Агни-Йога, или Живая Этика, Учение Жизни, — учение, являющее собой «синтез Вековой Мудрости». Древняя духовная мысль Востока, наука, религия и искусство гармонично связаны в Агни-Йоге под единым девизом творческого развития и совершенствования человека на основе законов космической эволюции».

(Живая Этика. Культура — врата в будущее. Сайт www.spbtalk.ru.)

«Агни-Йога не является ни религией, ни наукой в общепринятом, привычном смысле этого слова. Она не является также ни сводом поэтических легенд, окрашенных в восточный колорит, ни сборником житейских предписаний и филантропических рекомендаций, ни безблагодатной морализаторской доктриной, ни прекраснодушной утопией. Ее не следует считать также модернизацией восточных йогических школ или некой обновленческой «живой» церковью. Она не может рассматриваться как философская система в духе европейских классических традиций и экзистенциальных построений. Агни-Йога есть синтез новых духовных истин с истинами древнего происхождения. Она синтезирует в себе такие пары противоположностей, как наука и религия, мудрость Востока и знания Запада, традиционные религии и нетрадиционные учения, искусство правильного внешнего поведения и методы преображения внутреннего мира, этический принцип добра и эстетический принцип красоты, практику углубленного сосредоточения и систему активной деятельности. Важно отметить, что многосторонний духовный синтез, присутствующий в Агни-Йоге, не есть синтез вторичный и выстроенный в рационалистическом западном плане. Это первичный изначальный синтез, мировое откровение и провозвестие, данное с того уровня высочайших духовных измерений, где все перечисленные выше противоположности растворены в нерасторжимом божественном единстве. В Агни-Йоге звучат голоса многих учений и религий мира. Буддизм, Веданта, египетский эзотеризм, Зороастризм, античные мистерии, Христианство органически присутствуют в ее духовной ткани, с одной стороны, представленные в плане своих первооснов, еще не запятнанных многочисленными позднейшими интерпретациями, а с другой стороны, обращенные в будущее. Известные прошлые традиции соседствуют в Учении с такими неизвестными Европе мистическими доктринами, как сокровенная наука Тибета — Калачакра. Синтез традиций, присутствующий в Агни-Йоге, имеет несколько измерений, которые можно уподобить кристаллу с разными гранями».

(С.Ю.Ключников. Введение в Агни-Йогу. М. РИПИ. 1992г.)

Вот что пишет С.В.Пахомов (см. Пахомов С.В. Представление о тождестве в индуистской тантрической философии. Ж. «Религиоведение» 2004г. №1. С.134-149), характеризуя «в целом, Тантру как синкретическую религиозно-философскую, инициатическую традицию» (см. Пахомов С.В. Тантра и Веда. // Письменные памятники Востока. №1 (6). Весна-лето. 2007г. СПб. Наука. ГРВЛ. 2007г. С. 151-165):

«Все еще нельзя с точностью сказать, где, когда, при каких обстоятельствах, в какой среде или у какого народа впервые появилась Тантра как своеобразный духовный комплекс; затруднительно даже определить ее сущность. Тантра представляет собой довольно сложное для понимания явление индийского духа — и в силу своего эзотерического характера, и потому, что она в ходе своего развития впитывала в себя множество разноплановых элементов, постоянно перетолковывала старые идеи…».

Означает ли это, что Традиция Тантры в ходе своего исторического развития впитывала в себя различные идеи и понятия, присоединяя к своему учению разнородные элементы из разных учений, образовав, таким образом, в итоге «своеобразный духовный комплекс» (согласно С.В.Пахомову).
Вот что пишет Мирча Элиаде (см. М.Элиаде. Азиатская алхимия. М. Ладомир. 1998г.):

«Тантризм как огромный синтезирующий фактор вобрал в себя бесчисленные культы аборигенов, процветающие до него и остававшиеся за пределами Индуизма. Многие из них принадлежали культу растительности, повсеместно распространенному в Индии и имеющему неарийскую структуру. Особенно много Тантризм взял у гималайских аборигенов».

Вот что пишет Д.Л.Чаттопадхьяя (см. Чаттопадхьяя Д.Л. Локаята Даршана. История индийского материализма. М. 1961г.):

«Глава V. Тантра. Загадочные культы и земледельческие обряды. п. 2. Что такое Вамачара? …Мы можем перейти теперь к Тантризму. Вскоре мы увидим, в какой степени можно выводить возникновение характерных для него представлений и обрядов из земледельческой магии первобытных племен…
Как уже было правильно отмечено некоторыми исследователями, отнюдь не всегда можно прийти к пониманию подлинной природы Тантризма, основываясь на сохранившихся и имеющихся в нашем распоряжении тантрических текстах. Многие из них являются поддельными. Кроме того, Тантризм в собственном смысле слова большей частью состоит из тайных обрядов, и практикующие их тантристы отнюдь не испытывали особого желания сообщать свои тайны непосвященным…
Система психофизических упражнений, или Йога-Садхана Тантризма называется обычно Сат-Чакра-Бхеда. Теоретической основой ее являются анатомические представления тантристов… Здесь не место обсуждать достоинства анатомической теории Тантризма. Для нас не представляет также интереса достижение духовного блаженства, которое, как утверждают, появляется в результате Сат-Чакра-Бхеды. Достаточно хорошо известно, что многие из таких теорий относительно Йога-Садханы, находящиеся в записанных текстах Тантризма, являются лишь позднейшими добавлениями к его первоначальному учению. Для нас важно лишь то, что все эти упражнения были не чем иным, как практическим методом, предлагавшимся для выполнения предписания почитать женское начало…».

 

 7.2. ЧТО ЗНАЧИТ ЭКЛЕКТИЧЕСКИЙ?

Согласно Толковому словарю С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (1992г.), слово «синкретический» означает «отличающийся эклектизмом, внешней соединённостью того, что внутренне не соединимо». Поскольку речь идет о том, что Тантра в процессе своего развития заимствовала различные «элементы» из различных «источников», возникает вопрос, можем ли мы говорить об эклектическом характере Традиции Тантры, или эклектическом подходе в Традиции Тантры, или об эклектичности самой Традиции Тантры? В разных источниках довольно много говорится об синкретическом характере Традиции Тантры, но очень мало говорится об эклектическом характере Традиции Тантры, или эклектическом подходе Тантры к вопросам формирования собственного учения.

«Не перестает удивлять поразительная способность индийского мировоззрения находить общее под разными именами явлений и естественно соединять их. Иным это кажется странностью, другим — всеядностью и беспорядочной эклектичностью, третьим — гениальностью. Упанишады Йоги и Тантры вполне естественно и практично соединили ведийское представление о жаре тапаса и тантрийское представление о свернутой в основании тела человека энергии (кундалини)».

(Мартынов Б.В. Упанишады Йоги и Тантры. Алетейя. 1999г.)

«Глава 4. Боги и аватары. Индия между II в. до н.э. и началом н.э. Усвоив разнородные обряды, верования и суеверия, индуизм стал походить на фантастическое переплетение форм, украшающих фасады индийских храмов, где боги и демоны, люди и звери образуют единый узор — картину многоликого бытия. Эта мозаика, сложенная из элементов, заимствованных у разных племен и эпох, — главная особенность индуизма , который в силу своей эклектичности не создал ни единой теологии, ни единого культа. Однако в нем можно выделить некоторые основные черты».

(А.Мень. История религии. Том 6. На пороге Нового Завета.
В поисках пути, истины и жизни. М. Слово. 1992г.)

«Взаимодействие и взаимовлияние многих народов и культур, как автохтонных (предков современных дравидов, мунда и др.), так и пришлых, составляют характерную особенность исторического процесса в Индии. Этно-культурная множественность Индостана не знает себе равных… Одним из следствий санскритизации явилось «собирание» разнообразных ведических и неведических культов и религиозных практик в единый комплекс на основе понятийного языка Вед и брахманических учений. Племенные культы оказались включенными в сферу Индуизма, став причиной многообразия вариантов культовой практики, многочисленности культовых персонажей и неортодоксальности верований в Индуизме. В ходе этого масштабного процесса Индуизм принял свой сложный эклектичный характер, обогатился миром Пуран, Тантры, Эпоса».

(Успенская Е.Н. Санскритизация как брахманическая модель
межэтническго взаимодействия. // Радловский сборник. Научные исследования
и музейные проекты МАЭ РАН в 2009г. СПб. 2010г. С. 191-194.)

«Тантризм — закономерный итог исторического развития «деятельной» части Вед, т.е. трактующей обряды и культ, и освобождение посредством их. Весьма многочисленны Тантры, некоторые достаточно древние (восходят к первым вв. н.э.), строятся в виде диалога божественной четы Шивы и Парвати (Умы). Тексты Тантризма по содержанию крайне разнородны и призваны дать исчерпывающее изложение религиозной и духовной практики, как ритуально, так и йогически, а также представить необходимые сведения о космографии, теологии, устройстве общества, медицине и пр. Таким образом, Тантризм является «духовно-технологическим» завершением практики Индуизма. Философские взгляды в Тантризме эклектичны, преобладают представления Веданты и Санкхья-Йоги, но в целом строгое различение даршан для Тантризма маловажно». (А.Парибок)».

(Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. / Под общ. ред.
М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. М. Республика. 1996г.)
(Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации. 2-е изд. Светочь. 2001г.
Словарь терминов и справки по персоналиям.)
(М.Элиаде. Йога: бессмертие и свобода. СПб. Лань. 1999г.)

«Спецкурс «Индуистский Тантризм» 1.1. Цель изучения дисциплины: Целью изучения дисциплины специализации «Индуистский Тантризм» является формирование у обучающихся понимания сущности одного из важнейших религиозных комплексов Индии, функционировавшего в рамках Индуизма.
1.2. Задачи изучения дисциплины:
— понимание причин возникновения и генезиса тантрических направлений;
— раскрытие содержания понятия «тантра» и признаков Тантризма;
— определение места Тантризма в контексте Индуизма;
— прояснение тантрического мировоззрения как целостной системы;
— выявление критериев систематизации в Тантре (школы, тексты, практики).
3. Содержание дисциплины. 3.1. Темы занятий и их краткое содержание. Тема 1. Введение. 2 часа. Введение в проблематику индуистского Тантризма, или индуистской Тантры (далее ИТ). Общая литература по теме. Проблема понимания Тантризма. Тантризм как объект индологической науки. Отношение к Тантризму в академической среде и у индийских пандитов. Степень изученности Тантризма. Рукописное наследие ИТ.
Тема 2. Определение Тантры. 2 часа. ИТ в широком и узком смыслах слова. Основные признаки ИТ. Соотношения понятий «Индуизм» и «Тантризм». ИТ как эзотерическое движение в Индуизме. Этимология термина «тантра». Трактовки этого термина и его эволюция. Тантрические элементы в индийских учениях до складывания систематического ИТ. Тантра как совокупность разрозненных идей и как система воззрений, культов и практик.
Тема 3. Генезис ИТ. 2 часа. Общая постановка проблемы происхождения ИТ. Различные теории генезиса ИТ. Традиционные источники о генезисе ИТ. Легенды и факты. Примерная хронология складывания ИТ вплоть до середины I тыс. н.э. Географические области, в которых появлялся и развивался ИТ. Региональные особенности Тантризма. Проблема «интра-» и «экстра-» индийских истоков ИТ. Среда его формирования. «Тантризация» направлений индийской религиозности. Тантризм как религиозная мода в Индии конца I тыс. н.э. Индоарийское и неарийское в формировании ИТ. Мифы о происхождении ИТ.
Тема 4. Тантризм и другие виды индийской религиозности. 4 часа. Тантра и Веда: проблема соотнесения. Споры о «ведичности» ИТ. Отношение Тантры к Веде и попытка встраивания в контекст сакрального. «Атхарваведа» как возможный идейный источник ИТ. Тантра и Бхакти. Тантра и дхармашастры. Тантра и Пураны. Индуистская и буддийская формы Тантризма: сходства и различия. Дискуссии о влияниях и заимствованиях. Идея существования «прото-Тантризма».
Тема 5. Классификация тантрических школ и направлений. 4 часа.
Тема 6. Тантрическая литература. 4 часа. Тантра как текст откровения. Тантрическая литература и ее жанры. Классификация тантрических источников. Тантра, Агама, Самхита. Амнаи. Нигама и Агама. Компендиумы и комментарии. Специфика тантрического текста. Эзотеризация языка Тантр. Проблема количества Тантр. Санскритские Тантры: особенности стиля. Содержание основных тантрических произведений.
Тема 7. Практическая сторона Тантры. 6 часов. Тантра как садхана. Основные средства тантрической практики. Янтра, ньяса, мудра, мантра, мандала, кавача. Практики визуализации. Магическое и мистическое в ИТ. Рациональное и иррациональное в ИТ. Шаткарма. Эротические практики. Тантра и Йога. Школа Натхов и Хатха-Йога. «Тонкая физиология» ИТ. Кундалини и систематика чакр. Энергетические каналы. Тантрическая алхимия. Обретение «сверхсовершенств» (сиддхи). Тантра и обыденный мир. Ритуальный характер ИТ. Три типа ритуальной активности в ИТ. Эзотеризм ритуалов ИТ. Храмовая и домашняя служба в ИТ. Феномен ритуальной чистоты. Зависимость ритуальной активности от степени посвящения. Три типа людей (пашу, вира, дивья). Семь ачар с точки зрения школы каулов. Панчамакара.
Тема 8. Мировоззрение ИТ. 6 часов. Мировоззренческая сторона ИТ. Значение школы Трики. ЭКЛЕКТИЗМ, МОЗАИЧНОСТЬ ФИЛОСОФИИ ИТ. Идейные источники. Философия как «служанка садханы». Методологические принципы ИТ. Основные темы философии ИТ. Идея биполярного абсолюта. Шива и Шакти как мифологемы двух энергетических аспектов абсолютного. Единое чистое сознание. Статика и динамика. Пракаша и вимарша. Махакундалини. Проявленное и непроявленное. Этапы формирования мира из абсолютного. Проблемы эволюции мироздания. Фонематогенез. Феномен языка в тантрическом мировидении. Космография. Положение учителя. Значимость женского начала. Кумари. «Легкий путь» тантризма. Проблема освобождения и бессмертия. Отношение к аскезе. Мукти через бхукти. Тантрическая этика. Феномен прекрасного и Тантра.
Тема 8. Мифология ИТ. 2 часа. Теистическо-мифологический компонент ИТ. Главные божества тантрического пантеона. Дурга и Кали. Трипурасундари. Символическое истолкование мифов и образов в тантризме. Девять дург. Дашамахавидья. Йогини и дакини. Легенды о натхах и других представителях ИТ. Тантра и феномен чудесного. Тантра и «низшая» мифология. Проблема демонизации ИТ.
Тема 9. Тантра в контексте неоиндуизма. Заключение. 2 часа. Тантра в контексте неоиндуизма. «Научность» опыта тантры. Эксперименты с сознанием. Неотантризм и «классический» Тантризм. Попытки универсализации ИТ (Раджниш). ИТ и другие религиозные неиндийские традиции. Значение ИТ для индийских религиозных традиций. Положение ИТ в наши дни. Проблема рецепции ИТ в странах Запада и в России».

(Пахомов С.В. Индуистский Тантризм. Спецкурс по
образовательной программе «Культура Индии». СПбГУ. 2009г.)

Слово «эклектический» образовано от слова «эклектизм» (от греч. eklekticos — выбирающий, избирающий, отбирающий, собирающий и др.) и может означать «собирающий все вместе», «использующий интегративный подход», «использующий всё то, что считается лучшим» и т.д.

«Глоссарий. Эклектизм — позиция, заключающаяся в том, что в каждом направлении личности есть что-то ценное для изучения и понимания поведения человека».

(Л.Хьел, Д.Зиглер. Теория личности. СПб. Питер. 2003г. 608 стр.)

«Эклектизм — соединение в одно целое разнородных теорий, концепций, положений, не составляющих логичного единства; в искусстве — формальное соединение различных стилей».

(Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. 2006г.)

«Эклектизм — принятие и использование «работающих» элементов различных теорий; готовность и способность заимствовать положения и методы из работ, относящихся к широкой сфере теоретических направлений».

(Грэйс Крайг, Дон Бокум. Психология развития. Словарь по книге. СПб. 2005г.)

«Эклектизм — отсутствие единства, целостности, последовательности в убеждениях, теориях, беспринципное сочетание разнородных, несовместимых, противоположных воззрений, например, материализма с идеализмом; в искусстве — формальное, механическое соединение различных стилей».

(Большой словарь иностранных слов. М. ИДДК. 2007г.)

«Эклектизм — механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т.п.; в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение». 

(Большой Энциклопедический Словарь. 2000г.)

«Эклектизм — соединение разнородных художественных элементов; обычно имеет место в периоды упадка искусства. Элементы эклектизма заметны, например, в позднем древнеримском искусстве, комбинировавшем формы, заимствованные из искусства Греции, Египта, Передней Азии и др. К эклектизму тяготели представители болонской школы, которые полагали, что смогут достичь совершенства, соединяя лучшие, по их мнению, стороны творчества великих мастеров Возрождения». 

(Популярная художественная энциклопедия. / Под ред. Полевого В.М. М. 1986г.)

«Эклектизм (в антич. философии) — античная философия II в. до н.э. — II в., содержащая в себе элементы разных философских систем. Многие течения и представители позднеантичной философии, обычно относимые к Эклектизму (в особенности Целлером), могут считаться таковыми лишь в незначительной мере, поскольку в них явно преобладает какая-либо одна философская система. Поэтому об античном Эклектизме следует говорить более как об исторически-плодотворной тенденции, нежели как о сложившемся самостоятельном направлении греко-римской философии». 

(Философская Энциклопедия. В 5 т. / Под ред. Ф.В.Константинова. М. СЭ.1960-1970гг.)

«Эклектизм — направление в философии, старающееся построить систему путем сочетания различных, признаваемых истинными, положений, заимствованных из разнообразных философских систем. Эклектическое направление, в том случае, когда оно приближается к синкретизму, т.е. к беспринципному и не методичному соединению противоположных систем, заслуживает осуждения. Такой эклектизм знаменует упадок философского творчества и появляется в истории, обыкновенно, после того как известный принцип теряет в сознании людей свою силу и господствующее положение». 

(Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. СПб. 1890г.)

«Эклектизм — хаотический способ изложения сведений без их отбора и систематизации. Бессистемными публикациями сведений из различных отраслей знания увлекались античные авторы, которые сами себя называли эклектиками. Сегодня это делают развлекательные издания. Самый распространенный вид эклектизма в науке — включение в описание предмета информации, не имеющей к нему отношения. Используется как сознательная уловка, когда автору нечего сказать по существу. Эклектическим также называют и исследование, не выходящее за границы предмета, детально описывающее его части, но не учитывающее тех связей между частями, которые, собственно, и образуют этот предмет. Такой эклектизм называют структурным. Он неизбежен на начальном этапе исследования предмета, но недопустим на конечном». 

(Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М. 2009г.)

«Эклектизм — 1. В философии — а) механическое соединение в одном учении разнородных взглядов, идей, принципов или теорий. Главная черта эклектизма состоит в том, что не выдвигаются новые положения, углубляющие познание мира, а произвольно выбираются из различных систем; б) закономерный момент в развитии научного познания, связанный с наличием элементов знания, не имеющих единой теоретической базы, зачастую относящихся к противоположным аспектам рассмотрения объекта и характеризующих периоды коренной ломки теорий; в) направление в античной философии II в. до н.э. — II в., характеризующееся соединением элементов разных философских систем и стиранием различий между ними. 2. В архитектуре и изобразительном искусстве — механическое соединение разнородных художественных элементов и стилей». 

(Энциклопедия социологии. 2009г.)

«Слово «эклектизм» — в общепринятом употреблении — относится к отбору самого лучшего из множества разнородных источников, а иногда еще и к попытке примирить противоречия между этими источниками. В психологии этот термин наиболее часто использовался для обозначения теоретической ориентации: эклектической называется такая позиция, которая либо вовсе игнорирует, либо сводит к минимуму различия между теориями, признавая в каждой из них то, что представляется наиболее привлекательным.
В Психологии чаще других эклектичной системой взглядов называется функционализм. Его нередко критиковали за отсутствие должного внимания к тому, чем одна теория принципиально отличается от другой, причем эта критика носила скорее содержательный, нежели методологический характер. Альтернативная интерпретация термина «эклектизм» заключается в подчеркивании метатеоретического эклектизма. Эта форма эклектизма проявляется в выборе лучших методов из различных источников». 

(Р.Корсини, А.Ауэрбах. Психологическая энциклопедия. 2006г.)

Таким образом, слово «эклектизм» может означать:
— отбор и соединение всего ценного
— отбор самого лучшего из множества разнородных источников
— заимствование элементов, относящихся к другим (направлениям)
— отсутствие единства, целостности, последовательности в чем-либо
— формальное, механическое соединение различных, разнородных элементов
— сочетание различных элементов, заимствованных из разных (источников)
— хаотический способ сочетания элементов без их отбора и систематизации
— беспринципное сочетание разнородных, несовместимых, противоположных элементов
— соединение в одно целое разнородных элементов, не составляющих логичного единства
— и др.

Таким образом, если мы говорим об эклектическом характере Традиции, означает ли это, что Традиция представляет собой «соединение в одно целое разнородных теорий, концепций, положений, не составляющих логичного единства» (что, впрочем, и представляет собой Индуизм), т.е. целостности, поскольку присутствует, главным образом, «формальное, механическое соединение различных, разнородных элементов», «беспринципное сочетание разнородных, несовместимых, противоположных воззрений» и т.д.? Но, ведь есть и другие толкования слова «эклектический», и тогда эклектический характер Традиции может означать «готовность и способность заимствовать положения и методы, относящиеся к широкой сфере теоретических направлений», а также «стремление построить систему путем сочетания различных, признаваемых истинными, положений, заимствованных из разнообразных философских систем». Означает ли это, что Традиция Тантры может представлять собой не просто «своеобразный духовный комплекс», но и определенный, системный, строго выстроенный «тантрический комплекс», представляющий собой единый, целостный, взаимосвязанный, взаимообусловленный, последовательный комплекс «элементов», где каждый «элемент» является неотъемлемой частью общей системы Традиции (как, например, в популярном увлечении — собирании изображения из пазлов). В подтверждение этой мысли обратим внимание на то, что пишет В.А.Ефименко (см. В.А.Ефименко. Индуизм и Тантра. // Индуизм и современность. Материалы научной конференции. М. 1994г.):

«Спору нет, в Тантре многое взято из культур народов Тибета, Восточной и Южной Индии. Космогонические экскурсы Тантры имеют много общего с логикой Упанишад, используют сходную терминологию и аргументацию. Тантра унаследовала Брахманическую Традицию религиозного символизма, которая придавала мистический смысл звукам речи, частям человеческого тела, элементам мироздания… Можно сказать, что пока ригведический комплекс трансформировался, ассимилируя аборигенные верования и превращаясь в Индуизм, навстречу шла иная волна, знаменующая слияние дотоле разрозненных местных культов в некую единую систему, в которую вошли и брахманические элементы. Такая система сформировалась благодаря двум главным связующим элементам — концепции Шакти и методу Тантры. Но она не стала такой же популярной как Индуизм в силу сектантского и эзотерического характера».

Ярким примером эклектичного характера, подхода может быть, например, движение New Age:

«1. Понятие «новой религиозности». Причины появления и условия распространения. В чем суть «New Age»? «New Age» — это эклектичное популярное течение, в котором, как пишет Невилл Друри, «одинаково широко пропагандируется лечение кристаллами, «сбалансированность чакр», поощряется формирование сознания успеха, «продуцируется» нескончаемый поток «духовных учителей», обучающих мудрости или стоящих во главе хорошо организованных ашрамов. Люди, занимающие определенное положение в обществе, для которых расширение сознания, по существу, означает увеличение их доходов, проявляют интерес к «Нью Эйдж» лишь потому, что оно обещает материальное богатство и конец нищете»…
Можно выделить некоторые характерные черты «новой религиозности». Оторванность от традиционных религиозных структур. Эта оторванность часто сопровождается с ироничным и даже уничижительным отношением к последним. С этой же чертой связано отсутствие традиционной духовной передачи, инициаций.
Мировоззренческий эклектизм. Она представляет собой мешанину из суеверий и мистификации, эклектичного соединения всевозможных доктрин и элементов культа; от «мистического опыта» Христа до «поднятия Кундалини», как заметил индолог С.В.Пахомов. Кроме того, имеет место смешение выводами современной науки и всевозможных психологий…
Эклектичная философия Ошо вращается вокруг его особого видения Тантры. «Тантра не верит в улучшение вашего характера… Тантра говорит — если Вы являетесь жадными, будьте жадными… Если Вы сексуальны, будьте сексуальными, не беспокойтесь об этом вообще». Его учение не отрицает или подавляет жизнь и тело, а скорее утверждает чувственность и природное. Тантре посвящено достаточное количество книг Ошо. Среди них можно упомянуть: «Тантра — Высшее понимание», «Видение Тантры», «Тантра. Энергия и экстаз», «Мастер — это зеркало: тантрический экстаз единения», «Вигняна-Бхайрава- Тантра». Но наиболее систематически изложены тантрические идеи Ошо его ученицей и медиумом Ма Ананда Саритой в книге «Тантрическая любовь». В ней даны некоторые культурологические измышления в связи с Тантрой, вопросы учения и практики».

(Жаринов С.А. Просветление ниже пояса. Неотантризм как феномен
«новой религиозности». Философский портал «Арктогея».
Февраль. 2009г. Сайт www.arcto.ru.)

Сегодня в академической и научно-популярной литературе и особенно в сети Интернет можно встретить разные утверждения о том, что Традиция Тантры где-то что-то позаимствовала, переняла, впитала, перетолковала, переработала. Подобных утверждений достаточно много, что в самую пору объединить их под общим названием «Теория заимствования».

* * *