Статья 1.5. Что может стать девизом Российской Тантрологии? (ч.2).

продолжение

11. ФОРМУЛА «ОМ САМАЙЯ» КАК ДЕВИЗ РОССИЙСКОЙ ТАНТРОЛОГИИ.

Как было сказано в первой части статьи 1.5. «Что может стать девизом Российской Тантрологии», «девиз и герб являются такими символами, которые предоставляют возможность в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо», «это один из способов сформулировать, описать и представить другим главнейшие стержни своих мировоззренческих позиций», т.е. девизом может считаться такая мысль, или краткое, образное выражение, фраза, изречение, афоризм, или символический призыв, слоган, которые характеризуют, выражают, передают, определяют:
— жизненные принципы и цели
— руководящую идею, цель, мысль
— образ или программу деятельности
— руководящую идею поведения или деятельности
— поведение и устремления группы людей или организации
— главную цель деятельности или цель всей жизни кого-либо
— глубокую или поучительную идею, избранную в качестве жизненного кредо или основного направления деятельности отдельным лицом, учреждением, партией, городом или государством.
Таким образом, возникает вопрос, может ли формула «ОМ САМАЙЯ» характеризовать, выражать, передавать, определять такие принципы, цели, идеи, мысли, которые отражают жизненную философию, кредо, устремление, программу, основное направление деятельности, главнейший стержень мировоззренческих позиций, например, Российской Тантрологии. Представляется интересным «совместить» «значения» и «толкования» слога ОМ и термина САМАЙЯ. Например, если взять из приведенных выше «смысловых горок» некоторые «значения» и «толкования» слога ОМ и термина САМАЙЯ, можно обнаружить интересные соответствия:

ОМ САМАЙЯ
врата к Знанию
великое ключевое слово
ключ к вечной мудрости и силе
ключ к внутренней мудрости и силе
самый могущественный ключ к Реализации
традиция
слово чести
состояние единства
соединение Шивы и Шакти
прикосновение к Высшему Свету

 или

ОМ САМАЙЯ
весь этот мир
квинтэссенция Космоса
прошлое, настоящее, будущее
основа вашей жизни. мысли и разума
священная связь
состояние единства
принцип священной связи
постоянная (ненарушаемая) связь

или

ОМ САМАЙЯ
имя, символ Бога
универсальное имя Бога
Бог и средство осознания Бога
выражение Божественной силы
Самайя
Шива и Шакти
соединение Шивы и Шакти
состояние единства Шивы и Шакти

Но мы должны помнить, что «ОМ САМАЙЯ» — это не просто формула, или формула-мантра, это, в первую очередь, дхарани. Еще раз обратим внимание на возможные значения и толкования слова «дхарани»:
— опора
— основа
— заговор
— защита
— заклинание
— защищающая
— чудесная сила
— ограждающая
— хранительница
— удерживающая
— поддерживающая
— защитное заклинание
— развернутая формула
— мистическая грамматика
— «все содержащая» (т.е. содержащая все истины)
— носительница, носитель (знания, мудрости, Учения)
— набор слогов или слов, который скрывает глубочайшую истину
— сакральная формула, позволяющая вызывать и поддерживать определенное состояние сознания
— заклинание ради сохранения: 1) собственной жизни, 2) текстов Закона/Дхармы, 3) практик Закона/Дхармы, 4) действенности сокровенных речений/мантр.

Еще раз вспомним, что дхарани могут представлять собой не только квинтэссенцию Учения, но и тот мистический опыт, который заключен в этом Учении, который посредством дхарани может быть воссоздан. Более того, дхарани могут использоваться и обычными людьми в качестве защитного кода или талисмана, дхарани могут ограждать людей, или их окружение, и сферу их идей от возможных препятствий и козней. Но обратим внимание на одну из важнейших особенностей дхарани — эти сакральные формулы обнаруживают, проявляют, поддерживают и охраняют гармонию и единство Жизни, Бытия и Мира. Соблюдение принципа «гармонии и единства» есть необходимое условие поддержания и сохранения миропорядка. Эту идею хорошо выразил Ю.Эвола (см. Юлиус Эвола. Йога Могущества. / Пер. с итал. А.Карагодина. Сайт www.knigosite.org.):

«Тантризм отрицает тождество Миpа и чистой Иллюзии (чистой видимости или миpажа, Майи), котоpое хаpактеpно для Веданты. Миp для Тантpизма — это не Майя, а ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ МОГУЩЕСТВО. Такое паpадоксальное соединение свободы или трансцендентного измеpения внутpи и наслаждения миpом, свободного экспеpиментиpования с ним вовне, имеет самое пpямое отношение к главной фоpмуле, или сущностной задаче Тантpизма: соединению бесстpастного Шивы с огненной Шакти в собственном существе и на всех планах Реальности».

Как известно, парадоксальное и уникальное соединение «полюсов», «крайностей», «противоположностей», «дуальностей» весьма характерно для Тантрической Традиции, в которой мы обнаруживаем одно из самых глубоких и смелых истолкований Жизни, Человека, Бытия и Мира. Тантра рассматривает в единстве то, что есть, то есть Проявленный Мир, и то, что скрыто, но может стать явным, то есть Непроявленный Мир. Скрытое присутствует здесь и сейчас, конечно неизвестное нам, но существующее. Предельное и Запредельное есть всего лишь два измерения одного и того же Существования, одной Реальности. Основа этой Реальности — взаимосвязанность всего сущего как Там, так и Здесь, как во внешней Вселенной (Макрокосм), так и во внутренней Вселенной (Микрокосм). Принцип этой основы — непрерывность. Таким образом, Реальность — это непрерывность взаимосвязанности всего сущего как в пространстве, так и во времени, как «вертикально» (на всех уровнях), так и «горизонтально» (на всех планах).
Принцип непрерывности является основополагающей концепцией тантрического взгляда на Человека и Мир. Еще одной (из многих) основополагающей концепцией тантрическго взгляда на Человека и Мир является концепция Шивы и Шакти. Шива и Шакти — это не просто философская абстракция в Тантрической Традиции. Шива и Шакти — это осязаемая жизненная реальность, существующая в рамках структуры человеческого существа. Человек, как Микрокосм, обладает всеми «свойствами» Макрокосма (Мироздания). Вся Жизнь, весь Мир, вся Вселенная являет собой постоянное свидетельство этой идеи.

Вот что пишет С.Лобанов (Шрипада Садашивачарья) в предисловии к «Маха-Нирвана-Тантре» (см. Артур Авалон. Введение в «Маха-Нирвана-Тантру». Ключ к полному пониманию всей тантрической литературы. (Пер. с англ. «Тантра-Сангха». М. 1994г.). М. Старклайт. 2002г. Предисловие к русскому изданию. С.Лобанов. М. 17.02.02г.):

«В Тантрах высшее Божественное обнаруживает Себя таким, каково Оно есть — учителем и учеником, процессом постижения и конечной целью, единством и множественностью, и т.д. Из сострадания ко всем своим детям — непросветленным живым существам, пребывающим в неведении и забвении своей истинной природы, Не-выразимое Самовыражается: являет Себя как диалектическое единство и гармонию двух своих проявлений — Шивы и Шакти, Отца Мира и Матери Мира, через диалоги-тантры которых Высшая Истина (Таттва) просто показывается всем, кто хочет и способен ее видеть…
В своей внутренней сущности Шива и Шакти — Одно. Почему же, тогда, одна половина Единого играет роль всеведущего учителя, а другая — несведущего ученика? Шакти спрашивает не потому, что «не знает», а потому, что желает поддерживать со своим Супругом божественную игру сознания (лилу), непостижимую для непросветленного обывательского ума. Слившись в любовных объятиях, Шива и Шакти наслаждаются взаимным общением, своей любовной игрой и ролью идеальных учителя и ученика, демонстрируя идеальный процесс обучения — естественного, непринужденного, абсолютно доверительного, исполненного взаимной любви и лишенного гордыни и ложного чувства двойственности. Так происходит сокровенная мистерия внутри истинной Реальности: ее Самообнаружение и Самопознание. Шива — Сам Абсолют и высшее Знание, Источник появления всех Откровений и писаний. Невозможно познавать Его как истинную Реальность и Душу своей души, не став, по Его же собственной милости, с Ним единым целым. Только Бог может знать Бога и обладать всей полнотой Знания и Силы. Чтобы познать Его, необходимо отказаться от «себя», всецело предаться Ему и полностью довериться Его Силе-Шакти. Именно такие качества идеального ученика проявляет Парвати, со смирением склоняясь к стопам Учителя Вселенной, будучи готовой принять от него любой ответ. В ходе этой восхитительной лилы Шива и Шакти как бы «играючи», без навязывания и без утаивания, обнаруживают Истину (таттву) — подлинное Видение и Знание Реальности, которое спасает (трайате) и приносит Великое Освобождение (маханирвану). Такое спасительное Знание, открывающее путь великого могущества и наделяющее необыкновенной силой, мудростью, способностью наслаждения, творческого раскрытия и конечного полного освобождения, и есть Тантра, «Учение Истины, которая спасает»…».

Каков настоящий, истинный смысл формулы-мантры (дхарани) «ОМ САМАЙЯ» и в чем ее скрытая суть, и что может означать собственный девиз — это предстоит открыть, разгадать, определить, сформулировать самой Российской Тантрологии и подтвердить этот смысл, эту скрытую суть собственными исследованиями. Но уже сегодня можно говорить о том, что формула-мантра (дхарани) «ОМ САМАЙЯ» может означать установление и поддержание истинной духовной связи с Традицией, с Богиней Шакти как с Богиней-Матерью и Учителем, которая дает благословение и посвящение в Традицию, это обещание духовной чистоты, искренности и преданности Богине Шакти как Богине-Матери и Учителю, это обещание уважения и чистого видения всего, что связано с Богиней Шакти, Традицией, Учением, это обещание осознанности и ответственности за то, что мыслится и думается, что делается, что будет сделано или должно быть сделано.

Учитывая наличие возможности четырех аспектов Российской Тантрологии, о которых шла речь в статье 1.4. «Четыре аспекта Российской Тантрологии», девиз Российской Тантрологии «ОМ САМАЙЯ» может быть представлен в четырех аспектах, в четырех конкретных, самостоятельных значениях, а именно в «академическом», «неакадемическом», «эзотерическом» и «мистическом» смыслах.

Возникает еще один вопрос — на каком языке должен быть изображен девиз Российской Тантрологии. Как правило, девизы традиционно писались на латыни. Возможно, Российской Тантрологии следует последовать этой традиции, тем более, что сегодня стало уже традиционным писать санскритские слова и выражения в латинской транслитерации. Поэтому девиз Российской Тантрологии может выглядеть следующим образом:

1.2 рис 36 эмблема кв желтый«Оm Samaya!»

Обратим внимание на одну существенную и уникальную особенность девиза Российской Тантрологии. Если формулу девиза разбить на слоги, то существует, по крайней мере, 16 вариантов написания формулы, конечно с учетом удлинения гласного звука «а»:

om-sa-ma-ya
om-sa-ma-yā
om-sa-mā-ya
om-sa-mā-yā
om-sā-ma-ya
om-sā-ma-yā
om-sā-mā-ya
om-sā-mā-yā
om-sama-ya
om-sama-yā
om-sāma-ya
om-sāma-yā
om-samā-ya
om-samā-yā
om-sa-maya
om-sā-maya

Как известно, сакральное значение каждого санскритского слога и даже каждой буквы Санскритского Алфавита (все 50 букв считаются биджа-мантрами) порождено и определено их звучанием. В Индии используется несколько видов письма. Наиболее распространенным является письмо деванагари (devanааgarii), которым записано большинство текстов на древнеиндийских языках. Письмо деванагари древнеиндийского языка является слоговым письмом, т.е. в нем один графический знак (графема) передает целый слог. Так, каждый графический знак деванагари передает сочетание согласной с гласной «а». Более того, для системы гласных Санскрита характерно преобладание гласных «а» и «аа».
Звук «А» в Санскрите обозначает звук большой мистической силы и магического действия. А — есть Земля; А — это начало и конец сущего; А — это «Я». А — это твордое намерение, устремление. Смысл и сакральность звука «А» заключены в первостепенности всего происходящего. Для человека звук «А» связан с его телом и обычным состоянием сознания. Звук «А» есть основа мыслительного процесса в сознании человека, и основа всех устремлений человека. Звук «А» есть цифра «1» в счете людей и в их действиях и восприятии мира, поэтому звук «А» есть Земля в понимании людей и их устремлениях, с ней связанных. Звук «А» есть самый первый и самый распространенный звук. Более того, считается, что звук «А» является связующим («цементирующим») многие корневые основы звуком (особенно в Санскрите), поэтому он передает глубокое смысловое значение. Вот почему в начале понимания, или осознания чего-либо, в конце замешательства, то есть в момент раскрытия истины человек непроизвольно, машинально, на генетическом уровне, на уровне конгвитивной, физиологически закрепленной реакции, произносит звук «Ааааааааа» (то есть «я понял…», «все понятно…»). Звук «А» — это создание из мысли словообраза, звук «А» — это основа понятия словообразования, звук «А» — это одна из важнейших связок согласных. Звук «А» — это символ Эго, символ человеческого «Я». Звук «А» означает проявление сознания, «нисхождение чистого Духа в материю». Звук «А» означает присутствие равновесия и гармонии человеческого «Я» и «Земли», которые проявляются в момент Мышления, Осознавания, Устремления человеческого «Я».
Краткий звук «А» после согласного звука в Санскрите означает факт существования, естественность и выражает наше состояние бодрствования (джаграт-авастха) и осознавание (виджняна) этой проявленной Вселенной. Долгий звук «А» после согласного звука в Санскрите означает непрерывность, бесконечность в пространстве и времени. Удлинение конечного звука «А» в санскритских словах и слогах часто означает образование женского рода.
Например, shastra — оружие, shāstra — учение; bhava — истина, сущность, суть, смысл, сущее, существующее, бытие, реальность и т.д.; bhāva — рождение, становление, пребывание, существование, жизнь, состояние явленности, состояние бытия, состояние сознания и т.д.; или sa — он, sā — она; Samaya — Шива, Samayā — Шакти…

Таким образом, Российской Тантрологии предстоит определить и сформулировать не только реальный смысл собственного девиза и четыре его аспекта, но и определиться с 16-ю девизами собственных 16-ти разделов, обратив внимание на четыре аспекта каждого из них — «академический», «неакадемический», «эзотерический» и «мистический». Более того, 16 девизов разделов Российской Тантрологии и 64 их значения, бесспорно, должны подтверждать главную мысль и четыре значения собственного девиза самой Российской Тантрологии.

В качестве заключения обратим внимание на одно интересное указание Бхайравананды Каулавадхуты (см. Бхайравананда Каулавадхута. Элементы Узора. Сборник статей. 2010г. Сайт www.koob.ru.):

«Если ты усвоил восемь, шестнадцать или шестьдесят четыре формулы Каула-Тантры, то ты в состоянии классифицировать любое жизненное явление и применить по отношению к нему соответствующую формулу. Чем более развито сознание йогина, тем лучше он может пользоваться формулами высшего порядка и тем меньше ему надо постигать узконаправленные формулы. Ты знаешь доктрины, ты усвоил шестьдесят четыре формулы, и дальше ты только углубляешь понимание их действия, да шлифуешь мастерство их использования».

* * *

N 36. 01.05.13г.