Статья 1.5. Что может стать девизом Российской Тантрологии? (ч.2).

продолжение

8. ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ СЛОВА И ТЕРМИНА «САМАЙЯ».

Таким образом, с учетом выше приведенной информации, можно говорить о том, что слово и термин «самайя» могут быть связаны с традицией, учением, школой, духовным путем, йогическим методом, авторитетными наставлениями и духовными обязательствами, а также могут иметь отношение к духовному состоянию, сознанию человека, и могут означать инициацию/благословение, имя Богини-Матери и такое понятие, как «высшее состояние единства», и могут выражать суть взаимоотношений, например, человека с самим собой, с миром, с Учителем, другими учениками, Садханой (практикой), Учением, Традицией, Школой и т.д., и могут иметь следующие значения и толкования:
— связь
— обет
— связи
— общий
— учение
— клятва
— вместе
— правила
— заповеди
— обычный
— сходство
— единство
— традиция
— равенство
— слово чести
— тождество
— объединение
— тесная связь
— близкая связь
— идентичность
— тайные обеты
— свод принципов
— священная связь
— общедоступный
— священный обет
— ортодоксальный
— приверженность
— неотклонение от …
— оригинальный обет
— священный договор
— внутреннее действо
— состояние единства
— тантрические обеты
— традиционный обычай
— общедоступный (путь)
— ненарушаемая связь с …
— принцип священной связи
— духовные обязательства
— обретение духовной связи
— священное обязательство
— принцип сонастроенности
— соединение Шивы и Шакти
— следование избранному пути
— тонкие духовные отношения
— пробуждение чакр сверху вниз
— вера (как религиозная традиция)
— прикосновение к Высшему Свету
— постоянная (ненарушаемая) связь
— принцип духовной, священной связи
— религия (как религиозная традиция)
— внутреннее, мысленное (поклонение)
— достижение божественного состояния
— особые священные клятвенные обещания
— соблюдение правил йогической дисциплины
— писания, содержащие правила дисциплины
— принцип искренности, открытости и доверия
— процесс, происходящий от высшего к низшему
— поддержание «чистого видения» в отношении
— обещание искренности, «чистого видения», веры
— состояние единства (самарасья) Шивы и Шакти
— достижение состояния «чистого видения» (ч.-л.)
— доктрина (как религиозно-философская традиция)
— принятие определенных правил-обетов и следование им
— сохранение веры и чистой связи с… (учителем, традицией)
— духовные обязательства ученика в вере, любви, преданности
— обещание следовать наставлениям (учителя, учения, традиции)
— достижение состояния недвойственности и изначальной мудрости
— достижение состояния осознавания ответственности (перед ч.-л. и за ч.-л.)
— заветы, которые необходимо соблюдать во время выполнения своей практики
— обеты, принимаемые во время получения тантрической инициации и наставлений
— правила, которым необходимо следовать во время выполнения конкретной практики
— обещания искренности и чистоты помыслов в отношении… (мастера, учения, традиции)
— путь следования предписаниям, исполнения внешних ритуалов и совершения благих деяний
— духовная связь (между учителем и учеником), основанная на вере, преданности, чистом видении и уважении
— всепроникновение, недвойственность, изначальная чистота и безупречность (нашей) исконной изначальной мудрости

В качестве небольшого добавления можно обратить внимание на Словарь Разговорного Санскрита (см. сайт www.spokensanskrit.de), в котором приводятся следующие значения для слова «самайя» (в латинской транслитерации — «samaya», где три звука «а» краткие):
— convention (общее согласие; соглашение; обычай)
— ordeal ((суровое) испытание)
— terms ((личные) отношения; соглашение; пределы; граница)
— indication (указание; означивание)
— covenant (обещание, завет)
— rule (правило; принцип; норма)
— appointed or proper time (определенное или собственное (естественное) время)
— treaty (договорный; договор; (процессуальная) норма)
— meeting or a place of meeting (соединение; встреча; место встречи)
— end of trouble or distress (завершение волнения или страдания)
— coming together (достижение единства)
— order (порядок; последовательность; предписание)
— agreement ((взаимное) согласие; соглашение)
— intercourse with (общение; связь с)
— declaration (заявление; объявление; объяснение в любви)
— sign (знак; признак; предзнаменование)
— boundary (предел; граница; межа)
— contract (договорный; соглашение; помолвка; обручение)
— observance (соблюдение, почтение)
— established custom (установленный обычай)
— compact (соглашение)
— practice (применение, осуществление; установленный порядок)
— arrangement (договоренность; соглашение)
— juncture (соединение; место соединения)
— demonstrated conclusion (явное завершение; исход, результат)
— solemn address (истинное назначение)
— case (обстоятельство)
— occasion (обстоятельство, основание, причина)
— engagement (обязательство)
— harangue ((речь); обращение к…)
— conventional meaning or score of a word (традиционное значение или толкование слова)
— precept (наставления; заповеди)
— stipulation (обусловливание; условие; соглашение)
— law (закон; правило)
— direction (наставление; указание)
— speech ((речь); обращение к…)
— circumstances (обстоятельства)
— opporttunity (благоприятная возможность; удобный случай)
— conditions of agreement (условия, обстоятельства (взаимного) согласия, соглашения)
— hint (совет; наставление)
— conventional rule or usage (традиционное правило, норма или обычай, употребление)
— right moment for doing anything (подходящий момент для совершения чего-либо)
— condition (условие; обстоятельство)
— limit (предел, граница)
— doctrine (учение, доктрина)
— Vedic passage which is the repetition of another one (ведический пассаж, который является рецитацией (повторением) другого)
— coming to a mutual understanding (достижение взаимопонимания; соглашение)

 

9. «ПЕЧАТЬ САМАЙЯ».

Помимо «принципа самайя» в Тантрической Традиции используются и другие словосочетания, например, «печать самайя» (санскр. самайя-мудра (мудра — тайна; символ; печать; знак; жест; замыкание; замок; мудрость; дарующая радость; примета и др.) — «печать обращения и обещания», которая выступает символом «очищенности» ума, когда достигнуто равное сочетание душевного покоя (самадхи) и естественности (випасйяна)), которое означает первое интеллектуальное понимание, открывающее доступ к непосредственному осознанию и переживанию (санскр. самайя, адхигама (достижение) от adhigam 1) учить, изучать; 2) доходить, достигать), поскольку, согласно Тантрической Традиции, познать Реальность в ее истинной сущности возможно только через ЗНАНИЕ, обретаемое, достигаемое через непосредственное осознаваемое переживание. «Печать самайя» также означает, что «тайные» наставления следует получать непосредственно от Учителя, и они закрыты печатью Традиции, т.е. разглашению не подлежат.

 

10. ЭТИМОЛОГИЯ ТЕРМИНА «САМАЙЯ».

Как известно, если формула используется как мантра, ее можно произносить по-разному, используя, например, краткие или долгие гласные, в зависимости от цели и назначения ее использования, хотя, как указывает С.Радхакришнан (см. Радхакришнан С. Индийская философия. тт. 1-2. М. 1956-1957; 1993г.), «санскритское слово «самая» не имеет выраженного ударения, все гласные краткие». Поэтому рассмотрим слоги, составляющие формулу «ОМ САМАЙЯ», и возможные варианты их использования, например: «ом-са-майя», «ом-сама-йя», «ом-са-ма-йя». Возможно, такой прием позволит лучше понять тайную суть формулы-мантры «ОМ САМАЙЯ».

 

ЗНАЧЕНИЯ СЛОГА «СА».

Санскритский слог «са» может иметь несколько значений — и; также; кроме того; таким образом; он; сей; она; женщина; та женщина, например, Свами Шивананда пишет: ««СА-АХАМ — «Я есть Она», Высшая Майя-Шакти, известная в Тантра-Шастре как Махешвари. Как Майя-Шакти Она развивается и предстаёт в форме Мира» (см. Свами Шивананда. Тантра-Йога. Сборник. Уфа. 2001г. 206 стр., Старклайт. 2002г. 208 стр.). В некоторых мантрах слог «са» выступает как знак Божества, например, ХАМСА(Х) — «Я есть Тот (Господь Шива)». Например, Свами Шиваприянанда (в примечаниях) пишет: «…«са» — мантрический символ процесса вдоха. Шакти, воспринимающая модификации жизненной материи, называется также «СА»» (см. Свами Шиваприянанда. Секретная сила тантрического дыхания. «Шива-Свародая» или Наука Шивы о дыхании. / Пер. с англ. Д.А.Заенчковского. М. Старклайт. 2001г. 136 стр.). То же самое утверждает и Свами Шивананда «СА — это форма Шакти» (см. Свами Шивананда. Господь Шива и Его почитание. М. Золотое сечение. 1999г. 384 стр.). В Симфоническом санскритско-русском толковом словаре Махабхараты, составленном Б.Л.Смирновым (Ашхабад. 1962г.), имеются следующие (буквальные) значения слога Са: он, она; этот, тот; префикс вместе; вместе с, обьединение, соединение, взаимное. Таким образом, имеются следующие значения и толкования слога СА:
    СА — Шакти
.     СА — это, этим
.     СА — соединяющихся
    СА — с; одно-, подобно-
    СА — в конечном итоге
.     СА — дарить и получать
.     СА — имя нашей Вселенной
.     СА — обьединение, соединение
    СА — он, она; этот, тот; префикс вместе
    СА — вместе с, обьединение, соединение, взаимное
.     САА — бесконечность, космос, зарождение
.     СAA — решение, намерение; предпринимающая, решившая; признанная
.     СА-дхана — то, что ведет к успеху, достижению цели, совершенству
.     СА-дхармья — общая дхарма; равенство, согласие
    СА-дху — ведущий прямо к цели, действенный; прочный; правильный, верный; благородный
.     СА-мба (са+амба(мать)) — совместно сияющий

 

ЗНАЧЕНИЯ СЛОГА «САМА».

«Словарь. Сама — род ментальной силы, направляющей ум внутрь себя и препятствующей ему заниматься внешностью».

(Yogi Ramacharaka. The Inner Teachings of Philosophies and Religions of India.
Chicago. The Yogi Publication Society. 1908)

««Сама», буквально означая «то же самое», «равное», является целью адепта Натхизма, который стремится к совершенствованию. Существительное «самата» или «саматва» означает спокойствие, четность или даже безразличие. «Сама» является ключевым понятием еще со времен «Бхагавад-Гиты», где оно используется как отдельное слово, так и в словосочетаниях, главным образом как сама-даршана («равное видение» — синоним сама-дришти). В «Бхагавад-Гите» (2.48) Йога определена как саматва (саматвам йога учьяте), и (9.29) Кришна объявляет себя тем же самым (само’хам) по отношению ко всем существам».

(Натха-Йога Даршана. Авадхута-Гита. Сайт www.ru-nathas.livejournal.com.)

«Третье приготовление: сама-дамаади гуна сампат — группа из шести достоинств –сама, дама, упарати, титикша, шраддха и самаадхаана.
Сама. Сама означает контроль над умом. Его очень трудно достичь. Ум может быть причиной неволи, но также он может даровать освобождение. Он является сочетанием раджасических и тамасических форм — страстных и вялых отношений. Ум легко загрязняется. Он получает удовольствие, скрывая настоящую природу вещей, и придаёт им угодные ему формы и значения. Поэтому деятельность ума должна контролироваться.
Ум имеет две особенности. Первая: он бежит вслед за чувствами. Но за каким бы чувством он беспомощно бы ни следовал, это приведёт к несчастью. Если хотя бы одно чувство бесконтрольно, человек будет обречён на неволю. Поэтому необходимо владеть всеми чувствами. Вторая особенность ума: его потенциал может быть стимулирован хорошими практиками, такими как дхьяна (медитация), джапа (повторение имён Бога), бхаджаны (воспевание имён Бога) и пуджа (служение Господу). С силой и способностями, улучшенными таким образом, ум может помогать этому миру или вредить ему. Поэтому ментальную силу, полученную благодаря садхане (духовной практике), нужно удерживать от неправильных действий и управлять ею посредством самы. Чувства должны направляться разумом (духовным интеллектом, буддхи), освобождаться от влияний ума. Только тогда можно достигнуть духовного продвижения.
Для собственного духовного роста человек имеет три главных инструмента: разум, ум и чувства. Когда чувства порабощают ум, человек оказывается пойманным в ловушку и связанным. Тот же самый ум, когда он контролируется разумом, позволяет человеку познать свою собственную реальность, Атму. Вот почему ум считается причиной неволи или освобождения».

(Шри Сатья Саи Баба. Сутра Вахини (Аналитические афоризмы
о Высшей Реальности). / Пер. с англ. В.Вернигоры. СПб. Саи-Веда. 1999г. )

САМА — покой, мир, тишина, прекращение, угасание, бесстрастие, отстраненность от внешних форм и явлений. (Шри Ауробиндо).
.    САМА — безмолвие разума и покорение страстей — название духовной практики, позволяющей человеку достичь состояния полной осознанности.
.     САМА — неизменный, нормальный; состояние равновесия, спокойствия, самообладания; уравновешенность духа; равновесие сознания; равное самосознание; контроль чувств; ровный, гладкий; ровно и равно распределенный; подобный; равный, одинаковый; равное участие в…; с, вместе с, соединенный с…каждый, всякий; равный, схожий, такой же самый; (с последующим словом) соразмерно, соответственно
    САМА-гра — целый, полный, целокупный, интегральный
.     САМА-джа — ассамблея, общество, ассоциация
.     САМА-кша — очевидный, лицом к лицу
.     САМА-на — равный
.     САМА-раса – единство вкусов
.     САМА-ртха — соразмерный, соответственный, целесообразный. подходящий
    САМА-са — соединение
.    САМА-та — участие, благожелательность, ровное отношение (духа), невозмутимость, равное отношение и уважение ко всем и всему
.     САМА-тва — равенство; уравновешенность.
    САМА-хита — сконцентрированный в своем собственном существе
.     САМА-шти — общность, коллектив

«Слог «Са» ассоциируется с Атмическим чувством» — Сатья Саи Баба. Сама — равный, равно распределенный; Тот, чей разум всегда спокоен и безмятежен; беспристрастное отношение; безмолвие разума и покорение страстей, чувств, эмоций, желаний. Саама — голос, несущий жизнь; гимны Вед; буквально: сходство, подобие; убеждение, убедительность».

(Словарь санскритских терминов Организации
Шри Сатья Саи русскоговорящих стран. Сайт www.saiorg.ru.)

««Хакаро ниргаме проктах сакарена правешанам хакарах шиварупена сакарах шактиручьяте» («Шива Свародайя»). Перевод: «движение воздуха вовне при выдохе производит «хакара» (звук «ха»), а его движение внутрь при вдохе производит «сакара» (звук «са»). Хакара представляет проявление Господа Шивы, а Сакара соответствует Шакти (Богине Парвати)».

(Рохини. Хамса-Йога или Садхана Сохам: Эликсир самореализации. Часть 2.
Мастерская самосознания «Атмавиль». 09.01.2010г. Сайт www.atmaville.org.)

«Глава 6. 1. Рич – это [земля], саман – огонь. Этот саман покоится на этом риче. Поэтому саман поется как покоящийся на риче. Эта [земля] – «са», огонь – «ама», отсюда – «саман».
2. Рич – воздушное пространство, саман – ветер. Этот саман покоится на этом риче. Поэтому саман поется как покоящийся на риче. Воздушное пространство – «са», ветер – «ама», отсюда – «саман».
3. Рич – небо, саман – солнце. Этот саман покоится на этом риче. Поэтому саман поется как покоящийся на риче. Небо – «са», солнце – «ама», отсюда – «саман».
4. Рич – звезды, саман – луна. Этот саман покоится на этом риче. Поэтому саман поется как покоящийся на риче. Звезды – «са», луна – «ама», отсюда – «саман».
5. Далее, рич – это белый свет солнца, а саман – синий, очень темный [свет солнца]. Этот саман покоится на этом риче. Поэтому саман поется как покоящийся на риче.
6. Далее, белый свет солнца – «са», а синий, очень темный [свет] – «ама». Отсюда – «саман».
Глава 7. 1. Теперь – относительно тела. Рич – речь, саман – дыхание. Этот саман покоится на этом риче. Поэтому саман поется как покоящийся на риче. Речь – «са», дыхание – «ама», отсюда – «саман».
2. Рич – ухо, саман – разум. Этот саман покоится на этом риче. Поэтому саман поется как покоящийся на риче. Глаз – «са», Атман – «ама», отсюда – «саман».
3. Рич – ухо, саман – разум. Этот саман покоится на этом риче. Поэтому саман поется как покоящийся на риче. Ухо – «са», разум – «ама», отсюда – «саман».
4. Далее, рич – это белый свет глаза, а саман – синий, очень темный [свет глаза]. Этот саман покоится на этом риче. Поэтому саман поется как покоящийся на риче. Далее, белый свет глаза – «са», синий, очень темный [свет] – «ама», отсюда – «саман».

(«Чхандогья Упанишада». / пер. А.Сыркина. Сайт www.etnograf.ru.)

 

ЗНАЧЕНИЯ СЛОГА «ЙЯ / YA».

 Й — отправленный
.     Й — приходящий, олицетворяющий
.     Й — исходящий от …, произошедший от…
.     ЙА(Я) — который, что
.     ЙА(Я) — для того, чтобы
.     ЙА(Я) — восходя на…, взойти
.     ЙА(Я) — осознавание, осознанное
.     ЙА(Я) – движение, восхождение
.     ЙА(Я) – следующий, следующая
.     ЙА(Я) — акаша (санскр. эфир, пространство)
.     ЙА(Я) — который, которая, которое, которые, за которым
.     ЙА(Я) — душа, индивидуальная душа; я (личное местоимение)
.     ЙА(Я) — пришедший, пришедшая, пришедшее, исходящим от … , преходящего
.     МА-ЙЯ — мной.

«Глава XII. Термин «Видья» получен из корня «Вид» путём добавления «Йа» (Ya). «ЙА» (YА) означает «То» — Высшее)».

(Шри Сатья Саи Баба. Видья-Вахини. Поток просветленного духовного знания.
/ Пер. В.В.Вернигора. Февраль 1999г. Сайт www.scriptures.ru.)

«В Санскрите все глаголы, обозначающие «движение», также означают «знание». «Гатих?», означающее на Санскрите «движение», означает также «авагатих?» — понимание, знание. Глагольный корень «сат» также означает «движение». Сат гатау. Поэтому «сат» означает «знание». «Сат-йа» — тот, кто является знанием, тот, кто сам по себе является полным знанием — Он сатья. Он же дающий знание – «сат джняна прада». «Сат» означает «виш?да». «С?да» — это страдание, горе. Страдание — это невежество. Тот, кто дает невежество, ввергает в незнание или в ложное знание — Он сатья. «Сат» также лежит в основе слов «узы», «путы». Тот, кто связывает, привязывает к санс?ре — Он сатья. «Сат» также означает нирдуш?та — безупречный. Состояние, в котором нет никаких изъянов. Совершенное состояние, то есть мокш?а. Состояние свободы, дж?в?тма. Состояние освобождения. Тот, кто дает мокш?у, Он называется сатья».

(Брихад-мриданга. Сайт wwwvilasatu.livejournal.com)

 

ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА «МАЙЯ».

Санскритский термин «майя» имеет множество значений, но в Тантрической Традиции Майя — это имя самой Богини Шакти. Майя — это волшебная, мистическая сила Богини Шакти. Майя — это «многообразие» Феноменального (Проявленного) Мира. Майя — это восприятие Мира как непостижимого «узора», который много говорит такого, что не может быть сказано другим способом. Узор Майи преодолевается «подлинным познанием». Когда человек понимает узор, тогда ему многое открывается, потому что Майя — это все, что можно ощутить, понять, осмыслить, постичь, измерить. Майя делает Опыт доступным для измерения (считается, что слово «майя» происходит от «ма» — «измерять»). Поэтому принцип Майи — это не только принцип сокрытия, но и принцип «посвящения». Майя — это волшебная сила Богини Шакти, которая не только скрывает, но и проявляет Ее Красоту и Могущество. Поэтому Майя — это «Великая Мать», «Подательница не поддающегося пониманию Плода, который в этом мире видится похожим на магию или сон». Обратим внимание на интересный факт — с греческого имя «Майя» означает «матушка», «кормилица», «богиня плодородия», а с хинди — «мистическая».
Слово «майя» имеет следующие буквальные значения и толкования:
— марящая
— искусница
— фокусница
— скрывающая
— ограничивающая
— обуславливающая
— мастерица обмана
— скрывающая тайну
— устраивающая марева
— устраивающая обманы
— порождающая двойственность, разделение, противоположности

а также:
— сила
— чары
— мощь
— магия
— обман
— марево
— мираж
— энергия
— вид’ение
— природа
— иллюзия
— ловушка
— полнота
— материя
— изобилие
— путаница
— смешение
— видимость
— богатство
— сила Знания
— очарование
— кажущееся
— волшебство
— основа мира
— заблуждение
— игра энергии
— то, чего нет
— нереальность
— заблуждение
— чудесная сила
— ложное знание
— энергия иллюзии
— мировая иллюзия
— волшебная сила
— принимаемое за
— иллюзорная сила
— способ познания
— иллюзорный мир
— считающееся за
— энергия творения
— магическая энергия
— космическая энергия
— мастерство обмана
— божественная иллюзия
— проявление мира форм
— магическая энергия Бога
— сверхъестественная сила
— материнская энергия Бога
— непостижимая энергия Бога
— начало/источник этого мира
— необыкновенные способности
— магическая созидательная сила
— Космическая Сила, делающая возможным феноменальное существование и его восприятие

 

ЗНАЧЕНИЯ СЛОГА «МА».

Слог МА в Симфоническом санскритско-русском толковом словаре Махабхараты, составленном Б.Л.Смирновым (Ашхабад. 1962г.) отсутствует, есть слог МАА — нет, не; да не будет; мерить, измерять; образовывать. Однако известно, что слог МАА означает «возрождение», «воскресение». 
.     МА — начало
.     МА — никогда
.     МА — основа, опора
.     МА — из материального мира
.     МА — содержащаяся там, где …
    МА — отождествляя себя с материальным
    МА — доставать, иметь место, дотягиваться до …
.     МА — Богиня Майя, олицетворяющая материальную энергию.    

«Примечание 16. … <…>. Только слог «МА», символизирующий мировую гору Меру, изображается с помощью пяти цветов, соответствующих четырем сторонам света и Центру: Запад — красный, Юг — голубой, Восток — белый, Север — желтый, Центр — зеленый».

(Рерих Ю.Н. К изучению Калачакры. Паралокасиддхи. / Пер. с англ. и комм.
Н.Н.Шабанова. Харьков. Изд-во «Основа» при ХГУ. 1990г. 120 стр.)

«В пятислоговой мантре (паньчакшаре) «Намах Шивайя», «на» — это скрывающая сила Господа, которая заставляет душу развиваться в мире, «ма» — узы, удерживающие ее в кругу смертей и рождений (колесе сансары), «ши» — символ Господа Шивы, «ва» обозначает Его милость, и «йа» — это душа. Если душа испытывает влечение к «на» и «ма», то она погрязнет в мирском. Если она ассоциирует себя с «ва», она будет двигаться к Господу Шиве».

(Свами Шивананда. Господь Шива и Его почитание. М. Золотое сечение. 1999г.)

Как известно, титул «свами» — это, как правило, титул для мужчин, для женщин — это титул «ма».

«Ма» означает «мама» и выражает соответственно открытость и интуицию. Это обозначает, согласно Бхагвану, «предельное цветение женщины»… «Любовь доводит до того уровня, когда женщина становится матерью всего сущего. Это и означает слово «ма». Женщина в полном расцвете становится материнской энергией… матерью всей Вселенной. Она благословенна и распространяет благость по всему миру» (Ошо)».

(Грицанов А.А. Раджниш Ошо. Мн. Книжный Дом. 2011г. 384 стр.)

«Слог «МА» на Санскрите — целое слово. Первое значение — звучать, мычать, второе значение — мерить, сравнивать, иметь место. В Индии говорят: «Мать — первый Гуру», т.е. это та мера, которой мы мерим свою жизнь. Какой смысл мы придаём удвоенному «МА», кроме привлечения внимания к себе, каждый может определить сам. Словарь синонимов русского языка сообщает, что: «Мать — женщина по отношению к своим детям; женщина, у которой есть дети. Мама — употребляется обычно в качестве обращения в разговоре детей с матерью или между собой».

(Л.Борисова (консультант-родолог). Заметки о слове.
г.Нягань. 22.06.2010г. Сайт www.rodolog.ru.)

В Тантричской Традции МА есть имя Богини Шакти в аспекте Богини-Матери. Вот что пишет Роберт Свобода (см. Роберт Свобода. Агхора I. По левую руку Бога. София. Саттва. 1998г., 2004г. 352 стр.):

«Глава 1. Ма. <…> Дровосек сказал: «Ма, все, что я хочу — это чтобы Ты никогда не спускала с меня своих прекрасных глаз». И в то же мгновение он достиг. Когда я говорю, что он достиг, я имею в виду, что он обрел сиддхи. Не кайя-сиддхи, то есть бессмертие, или майя-сиддхи, то есть контроль над миром. Если вы обладаете одним из них, то, конечно же, имеете и другое. Нет, я имею в виду сиддхи, позволяющее находиться рядом с Ма двадцать четыре часа в сутки. Ма овладела им — не его телом, ибо в этом случае он стал бы бессмертным, — Она овладела его умом; Она подключила его ко Вселенскому Компьютеру с тем, чтобы он мог получать ответы на любые вопросы, а также чтобы он мог постоянно играть с Ней. Изначальной Шакти. Она является тем, к постижению чего мы стремимся.
Глава 2. Шакти. п. Майя-Шакти. «Ма является источником всех знаний, источником как иллюзий, так и освобождения от иллюзий. Она — основа и опора этой Вселенной и всех других возможных вселенных. Она носит имя Адья, поскольку Адья означает «то, что является первым и поэтому вечным, то, что не имеет ни начала, ни конца, то, что существует всегда». Только так она может составлять основу всего Космоса. Если бы она была подвержена созданию и уничтожению, разве была бы Она основой? Нет, Она вне пределов чего бы то ни было, и вместе с тем Она — источник всего.
Хотя Она не имеет ни начала, ни конца, Она может существовать как в проявленном, так и в непроявленном состоянии. Будучи проявленной, Она действует как источник Вселенной. Это Ее кинетическое состояние. Когда же Вселенная растворяется, Она становится непроявленной. Это Ее потенциальное состояние. Энергия остается энергией и в кинетическом и в потенциальном состоянии; меняется лишь ее форма.
Ма, Майя, Шакти — эти три слова являются Ее описанием. Но каждое из них подчеркивает различное качество. Майя — это Ее иллюзорный аспект, Ее способность связывать с ограниченными формами. Шакти — Ее аспект силы и энергии. А как же насчет Ма? Ма указывает на Ее материнский аспект, материнское качество Бога.
Все испытывают страх по отношению к Майе, поскольку Ее роль состоит в том, чтобы заманивать, завлекать людей в ловушку, не давать им уйти от бесконечной цепи рождений и смерти. Если бы люди были уверены, что смогут противостоять Ее соблазнам, разве они боялись бы Ее? Но неужели Она испытывает ненависть или зависть или другие эгоистические эмоции по отношению к существам, которых порабощает? Разве Она способна на это? Она просто делает свое дело. Все эти так называемые свами, утверждающие, что Майя — это зло, абсолютно не правы. Как Она может быть злом? Она — Мать всех миров.
Люди по-прежнему спрашивают меня: «Зачем Майя завлекает нас, если Она является неотъемлемой частью материнского аспекта Бога?». Понять это не так-то сложно. Каждый мужчина и каждая женщина представляют собой часть космических Женского и Мужского Принципов. В каждом человеческом существе, в самых глубинах его сущности сокрыта память о неописуемом блаженстве Единства, о радости, которая была первопричиной всего процесса проецирования. Однако этот изначально чистый импульс радости должен пройти через каузальное, тонкое и физическое тела, которые, подобно оболочкам, обволакивают пребывающую в них Душу. При прохождении импульса к обыденному сознанию он слегка преломляется и искажается из-за нашей ограниченности. На каждом из этапов прохождения чистота импульса немного снижается, и к тому времени, когда импульс достигает сознания, он становится в той или иной степени нечистым, в зависимости от особенностей каждого индивидуума. Это и есть истинная Майя: первоначально чистый импульс, пройдя в наши ограниченные сознательные умы, побуждает нас совершать определенные кармы, которые еще больше закрепляют нашу связанность Самсарой.
Каждая индивидуальная личность, будучи переполненной радостью, создает множество мыслеволн, которые проецируются для осуществления. Этот процесс подобен космическому проецированию, но в силу отсутствия чистоты он весьма ограничен. Мыслеволны проецируются из каузального тела и являются результатом прошлых карм, поэтому они несовершенны. Большинство людей забывают, что эти мысли являются лишь временным проявлением, и пытаются цепляться за них или, напротив, избегают их, если они доставляют неудобство. Но если вы обладаете определенными знаниями относительно них, вы можете выбрать способ их уничтожения. Мой наставник учил меня, что полное удовлетворение желания является единственным путем, ведущим к освобождению от Майи. Лишь с устранением всех несовершенных проекций вы можете обрести видение реального.
У вас есть выбор: любить Майю или любить Ма, поверхностное или глубинное. Вы не можете любить и то и другое одновременно. Ма никогда не бывает жестокой, Она всегда дает вам то, чего вы желаете. Если вы желаете Майю, внешнюю оболочку Ма, вы ее получите. И Ма позаботится о том, чтобы вы обладали ею до полного насыщения.
Ма дает вам то, чего вы хотите. И Она дает это непосредственно из своей собственной сущности, ибо Она — Мать. Мать вскармливает свое дитя своей собственной сущностью в форме молока. Если вы просите Ма об удовлетворении своих мирских желаний, именно это вы и получите. Она будет удерживать вас в мире и поить молоком Майи столько времени, сколько вы будете проситься остаться здесь.
Если вы хотите продвигаться по духовному пути, вам следует забыть все, кроме лица Матери. Чтобы убедиться в том, что у вас не осталось больше никаких желаний, Она предложит вам весь Космос. Но когда вы достигнете стадии, на которой сможете отвергнуть все соблазны, когда вы достигнете успеха и Она примет вас как своего собственного ребенка, тогда вам больше никогда ни о чем не нужно будет беспокоиться.
Однажды, явившись ко мне, Ма сказала: «Я сделаю тебя правителем мира!» Я засмеялся и ответил: «Ма, благодаря Твоей милости я знаю кое-что о своих предыдущих жизнях и знаю, что уже обрел большую часть того, что может предложить мир. Я не хочу больше заниматься этим. Все, что я хочу, — это Ты». Она улыбнулась и приняла меня».

(Роберт Свобода. Агхора I. По левую руку Бога. София. Саттва. 1998г., 2004г.)

 

ЗНАЧЕНИЯ СЛОГА «ОМ».

Слог ОМ в виде знака 1.3 АУМ оранж является, пожалуй, самым известным из всех индийских символов и считается символом Древнеиндийской Традиции. Слог Ом считается «Вечным Слогом» и является в высшей степени священным и сокровенным слогом в Древнеиндийской Традиции. Слог ОМ практически всегда предваряет всякое возвышенное изречение или священную формулу на Санскрите, практически всегда употребляется в начале молитв, мантр и религиозных церемоний, и обычно ставится в начале священных текстов и священных книг. Считается, что слог ОМ выражает торжественное обращение или благословение, и используется для того, чтобы выразить согласие, подтверждение, начинание или завершение какого-либо обрядового, ритуального действия, и часто переводится как «истинно», «да будет так». Согласно Традиции, Слог ОМ является одним из главных «возглашений», производящих Благо.
Слог ОМ как духовный символ имеет не только большое ритуальное значение, но так же и высший метафизический смысл. В «Мандукъя-Упанишаде» говорится, что «Ом — это весь мир… прошлое, настоящее и будущее… все есть Ом… все, что превосходит время… — это Ом». Поэтому слог ОМ выступает как основа чего-либо. Считается, что слог ОМ покрывает весь опыт, который человек обретает в трех состояниях сознания и является сутью опыта четвертого состояния сознания, указывая на слияние внешнего опыта и внутреннего опыта в единой Истине. Поэтому слог ОМ — это выражение глубокого духовного переживания.
В Индии, как и за ее пределами, существует большое количество книг, которые посвящены изучению и толкованию слога ОМ, ведь символика слога Ом неисчерпаема. Слог ОМ невозможно перевести ни на один язык мира. Любые другие слова любого другого языка можно, как правило, уловить, понять, потому что они обладают определенным значением, но слог ОМ находится за пределами понимания. Это означает, что постижение слога ОМ невозможно без глубокого проникновения в Древнеиндийскую Традицию.
Слог ОМ считается одной из сильнейших, магических, мистических биджа-мантр (мантр, состоящих из одного слова, слога). Считается, что аналогично тому, как в зернышке содержится потенциал могучего дерева, в каждой биджа-мантре присутствует безграничная духовная мудрость и созидательная энергия.
Существуют различные определения и толкования слога ОМ, например:
— священный звук
— врата к Знанию
— имя, символ Бога
— символ Индуизма
— это мантра «Ом»
— мистический знак
— сильнейшая мантра
— великое ключевое слово
— универсальное имя Бога
— весь мир, живой и неживой
— квинтэссенция всего Космоса
— прошлое, настоящее, будущее
— ключ к вечной мудрости и силе
— Бог и средство осознания Бога
— время, пространство, причина
— выражение божественной силы
— ключ к внутренней мудрости и силе
— основа вашей жизни, мысли и разума
— самый могущественный ключ к Реализации.

«ОМ выражает отношение между индивидуальной дживатмой (Божественным Духом в человеке) и Параматмой (Божественным Духом во Вселенной) и является мантрой Ишвары. Также как произнесением священного звука «Ом» была сотворена наша Вселенная, так и произнесением трёх махавьяхрити были сотворены три низших мира или плана существования (физический, астральный и ментальный). Произнося эти священные слова, читающий мантру, как бы мысленно соединяется с Творцом (Ом) и всем Творением (тремя мирами, в которых Душа проходит цикл воплощений) и преклоняется перед Ними».

(Загорулько Б.А. Гаятри и Саи Гаятри Мантры.
/ Ред. Н.Н.Самсонова. Херсон. Саи-Веда. 1997г.)

«Каждая буква санскритского алфавита соотносится с тем или иным типом энергии и считается его звуковой манифестацией. Так, звук «а» символизирует чит (сознание), «а» долгий — ананда (блаженство), «и» — иччха (волю), «и» долгий – ишана (владычество), «у» — унмеша (силу знания) и т. д. Гласные звуки собирательно называются «биджа» (семена) и соотносятся с Шивой, изначальным мужским принципом бытия, лежащим в основе всего проявленного: внешнего формирования, развития языка (алфавита) и раскрытия сознания, тогда как согласные именуются «йони» (лоно), и отождествляются с Шакти, или женским принципом. Так, звук «а» символизирует чит (сознание), «а» долгий — ананда (блаженство). <…>.
Пожалуй, самой известной из всех мантр является мистический слог «Ом». Согласно преданию, этот звук явился той первовибрацией, из которой произошла вся Вселенная. Он не имеет прямого лексического значения, но при этом он, как утверждается, включает в себя все мыслимые и немыслимые значения. Звук «о» не является самосущим, ибо, согласно правилу санскритской фонетики, называемому «сандхи» (сочленение), он образуется в результате слияния звуков «а» и «у». Правило сандхи гласит, что если сразу за звуком «а» следует звук «у», то в таком случае два этих звука сливаются, образуя один звук «о». Так, например фраза «раджа увача» (царь сказал) после применения к ней этого правила будет читаться как «раджовача». Таким же образом слог «Аум» превращается в «Ом», то есть, по сути, «Ом» состоит из трёх гласных звуков: «а», «у» и «м» (последний звук «м» в санскрите называется «анусвара». Он является назальным и считается гласным). Как уже говорилось выше, звук «а» является выражением сознания как энергетической субстанции, «у» — фонетической манифестацией силы знания, звук «м», или анусвара, есть проявление совершенного постижения универсума, абсолюта. Таким образом, правильное произнесение слога «Ом», или, как его ещё называют, «тара-мантры» (спасающей мантры), должно пробуждать в сознании индивидуума совершенное знание универсума, то есть Бога, и полное осознание своей нераздельности с ним. Этот пример с мантрой «Ом» ярко иллюстрирует то, насколько мистичен Санскрит. Помимо «Ом» в нём существует ещё, по меньшей мере, тысяча подобного рода слогов, не имеющих прямого лексического значения, но могущих при этом иметь множество мистических значений».

(Санскрит. Обзорный очерк. Сайт www.mahadevi.narod.ru.)

* * *