Статья 1.5. Что может стать девизом Российской Тантрологии? (ч.1).

«Девиз и герб являются такими символами, которые предоставляют возможность человеку в предельно лаконичной форме отразить жизненную философию и свое кредо. Это один из способов заставить человека задуматься сформулировать, описать и представить другим главнейшие стержни своих мировоззренческих позиций», — так было написано в разделе «Упражнения личностного роста» (в параграфе «Упражнение «личный герб и девиз», в котором участники должны обозначить свои главные девизы и символы в жизни…) на сайте «A-Я Психология» (www.azps.ru), посвященном психологии.
Одной из многих отличительных особенностей всей Тантрической Традиции является особое значение, которое придается в этой Традиции сразу трем терминам: «тантра», «мантра» и «янтра». Считается, что это «особые ключи» Тантры. Каждый термин имеет свои многочисленные буквальные и смысловые значения, но в данном случае термин «тантра» может выражать мысль, идею, концепцию, присутствующие в сознании, и применительно к Тантрической Традиции обозначать «форму (способ) поклонения», термин «мантра» может выражать определенное сочетание букв и звуков и применительно к Тантрической Традиции обозначать «формулу поклонения», термин «янтра» может выражать графическое, схематическое, символическое изображение и применительно к Тантрической Традиции обозначать «образ поклонения». Считается, что соединенные вместе, Тантра, Мантра и Янтра становятся волшебным, магическим ключом…

* * *

 

1. У КАЖДОГО СВОЙ ДЕВИЗ!?

«Всегда считал: девиз России — «Рег aspera ad astra» — «Через тернии к звездам!» — так написал на своем сайте (granicka.edusite.ru.) Николай Борисович Трофимов — учитель истории, обществознания и географии сельской школы (МОУ Гранитная СОШ Кизильского района, Челябинской области), специалист высшей квалификационной категории.
«Per aspera ad astra» (лат. «через тернии к звёздам») является древним изречением, автором которого считается Луций Анней Сенека (4г. до н.э. — 65г. н.э.), древнеримский философ, поэт и государственный деятель. Существует и другой вариант изречения — «ad astra per aspera» — «к звёздам через тернии». Первичное значение обоих вариантов — «через трудности к высокой цели».
Известно, что это изречение являлось девизом герцога Фридриха Франца II (1823-1883), также оно указывается на аверсе Ордена Вендской Короны. За всю историю это древнее изречение широко использовалось различными организациями в различных странах. Например, Ю.Гагарин был награжден золотой медалью Международной Академии Астронавтики Ф.К.Дюранта (США) с замечательным девизом «Через тернии — к звездам!». В России этой награды был удостоен еще доктор физико-математических наук Н.А.Козырев за открытие вулканизма на Луне (после того как американские ученые подтвердили это открытие советского астронома). До этого Луна считалась мертвым телом, но Н.А.Козырев доказал, что она горячая, обосновывая сходство тектоники Земли и ее верного спутника.
Данное изречение упоминается и в Учении Агни Йоги (Живая Этика). Вот что там сказано:

«Следующая ступень эволюции — сношение с Дальними Мирами. И не все ли равно, с какой стороны и как подходят к ним люди, лишь бы подходили, лишь бы приближались, лишь бы приближали сознание к ним, лишь бы мыслями о них наполняли его. Так все пути кверху эволюционны… Когда головы всех обратятся в устремлении своем кверху, в Космос, тогда двинется человечество с новою силой вперед, ввысь к звездам. «Реr аsреrа аd astrа» («Через тернии к звездам») — старый девиз получит новый смысл и значение, полезный уже практически и в приложении к жизни».

(Грани Агни-Йоги. Т.3-4. С.140.1962г. N386.)

«Когда человечество научится понимать Космическое Единство, тогда утвердится строительство космическое. Главное задание человечеству — соединить материальный мир с духовным. Разграничение сфер слишком резко происходит, потому так редко сочетание предназначенного с механическим миром, в который погружаются люди»

(Учение Живой Этики. Т.2. С.139. N360.)

«Четыре осознания преобразят земную жизнь: осознание прошлого, осознание дальних миров, осознание Тонкого Мира, и осознание Иерархии. Но можно ли человеку вместить эти четыре основания? Каждый мыслящий согласится, что эти основания не трудны. Они заложены в понятии жизни, стоит лишь собрать их, и самая обыденная жизнь превратится в прекрасную явь. Но ради приобретения таких осознаний нужно воспитать свою волю. Только свободная воля может обратить в действительность понятия, которые для многих мертвы. Обыватель скажет: какое мне дело до Иерархии, которую не вижу? Или на что мне какой-то Тонкий Мир, который не приложим в моем бытии? На что мне дальние миры, когда нет от них выгоды? И пусть умрет прошлое со всеми гробами и костями. Он не знает, что прошлое вовсе не в костях. Он не понимает, что дальние миры существуют, как равновесие Космоса. Он не может признать Тонкий Мир, ибо он не знает Голоса Тишины. И на что ему Иерархия, когда он мнит себя царем Вселенной? Не думайте, что говорю напрасно, но, к сожалению, такие тупые сознания преобладают. Они ничего не ищут и не желают признать всего (,что) за пределами дома. Они как бы мертвы, и сознание их не работает. Но без кипения сознания не может пламенеть и воля. Сознание не подсказывает им, что преобразование жизни находится в их руках. Мы ощущаем тягость этого мертвого груза планеты. Мыслитель говорил: «Кто изгоняет мысль, тот может больше не жить».

(Агни-Йога. Надземное. С.399-400. N401)

Обратим внимание на то, что среди «четырех осознаний», которые «преобразят земную жизнь» значится «осознание прошлого». Как известно, История (как наука) также имеет свой девиз:

«История (др.-греч. ??????? — расспрашивание, исследование) — гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т.д.) в прошлом; в более узком смысле — наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Девиз науки: лат. «Historia est magistra vitae» — «История — наставница жизни».
Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые — историки, которые и пытаются познать историческую действительность. Задача историка, как и любого другого ученого, — поиск истины. Процесс постижения истины необычайно сложен и труден. На этом пути ученого могут подстерегать неудачи. В силу сложности проблемы, недостатка фактов и т.п. он, желая прийти к истине, сам того не замечая, может впасть в заблуждение. Но помимо чисто познавательных трудностей, ученого подстерегают и другие опасности, источники которых находятся за пределами науки. Чтобы познать историю мало фактов, нужны сведения о них. Историческое прошлое воссоздается учёными по предметам материальной культуры, по письменным источникам или каким-то ещё основаниям».

(История как наука. Ее предмет, методы, источники изучения.
Сущность, формы, функции исторического знания. 2012г. Сайт групп СПИ
Саранского кооперативного института. Сайт www.spiruk.wordpress.com.)

Обратим внимание на то, что были свои девизы и в истории Эзотерической Традиции. Например:

«Предисловие. Эта книга — лишь эскиз панорамы величайшей мудрости, развернувшейся перед нами в вечера, которые посвятил нам Учитель. Я передала суть лекций правильно и точно, но, поневоле, пришлось очень сокращать живое устное изложение и не приводить примеров из жизни, которые так ярко и остроумно иллюстрировали высказываемые мысли и положения. Поэтому надо очень продумать книгу, чтобы самому извлечь из нее то, что в готовом виде давалось на лекциях.
Кто, изучив эту энциклопедию, применит к себе заключенные в ней указания, тот может безбоязненно приняться за специальные отрасли тех ступеней Посвящения в Оккультизм, которые можно коротко характеризовать терминами «Каббалистический, Магический и Герметический циклы». Быть может, в будущем году удастся провести в печать и содержание этих специальных посвятительных курсов, поскольку это не противоречит долгу Тайны Посвященных. Пока же появление этих сведений было бы преждевременным и даже вредным…
Лекция I. Первый Аркан. Важнейшими факторами в жизни интеллигентного человека являются — степень сознательности жизни и степень реализационной власти, дарованные этому человеку. Стремление к так называемому «посвящению» и является погонею за тем или другим элементом, а чаще всего — за обоими. Посвящение базируется на так называемых «арканах» или — тайнах. Здесь уместно будет выяснить разницу в значениях трех терминов: secretum, arcanum, mysterium.
Secretum — это то, что несколько людей по капризу или каким-либо житейским соображениям согласились скрывать от других.
Arcanum — это тайна, необходимая для познания определенной группы фактов, законов или принципов; тайна, без которой нельзя обойтись в ту пору, когда является потребность этого познания; тайна, доступная уму, достаточно пытливому в области этих познаний. В широком смысле под этот термин подойдут все научные положения, определяющие круг какой-либо практической деятельности.
Mysterium — это стройная система арканов и секретов, синтезированная определенною школою, как база ее миросозерцания и мерило ее деятельности.
Нам сегодня важен второй термин — arcanum. Аркан можно высказать, записать обыкновенным языком или, наконец, символизировать. Древние посвятительные центры избирали третий род передачи арканов — они их записывали символически. Мы различаем троякий род символизма:
1) символизм цветов, присущий, главным образом, посвящению черной расы,
2) символизм геометрических фигур и картин, составляющий достояние красной расы,
3) символизм чисел, характеризующий белую расу.
До нас дошел грандиозный памятник символизма египетских школ, в котором связаны все три типа символических представлений. Это — колода карт в 78 листов (22+56) с раскрашенными изображениями, интерпретирующими так называемыми 22 мажорных и 56 минорных арканов. С каждой картой, так или иначе, связано числовое представление. Эти изображения, как гласит предание, помещались на стенах подземной галереи, в которую неофит попадал лишь после целого ряда испытаний. Колода эта более всего известна под именем цыганского «тарота». Итак, «тарот» мы будем считать схемою метафизического миросозерцания древних посвященных. Но, возразят мне, у каждого народа есть своя схема миросозерцания, а именно — язык этого народа. Если притом народ имеет письменность, то элементы языка бывают представлены так называемым его алфавитом.
Таким образом, наш «тарот» явится как бы посвятительным алфавитом. Общая схема картин будет схемою языков этого алфавита; детали картин и цветовые оттенки в их окраске будут комментариями к этим знакам. Мы свяжем 22 мажорных аркана тарота с иероглифами того алфавита, который теперь условно именуется еврейским. Знакам этого алфавита приписываются определенные числовые значения, в порядке которых мы их будем рассматривать, памятуя девиз Белой Расы «все числом, мерой, весом».

(Г.О.Мёбес (ГОМ). Курс энциклопедии оккультизма,
читанный Г.О.М. в 1911-1912 академическом году в городе С.-Петербурге.
/ Сост. ученица N40 F.F.R.C.R. С.-Петербург 1912г. Сайт www.lib.co.ua.)

«АРКАН VII. Номер аркана: 7. Числовое значение аркана: 7. Иероглиф аркана и его идея: Стрела в прямолинейном полете (стрела пущена, и с этого момента правильным прицелом обеспечено ее победоносное движение). Название Аркана обыденное: Le Chariot (Колесница). Название Аркана эзотерическое: Curriculum Hermetis (Колесница Гермеса).
На этом аркане изображен Маг-Победитель, который едет в колеснице. Наверху виднеется лазоревый балдахин, усеянный золотыми сплошными пентаграммами. Это — высшие подпланы астрала с их обитателями — Пентаграммами, превосходящими властью Человека и подчас осеняющими его своим протекторатом. Поддерживается этот балдахин четырьмя столбами Герметических Добродетелей, вылившихся в девиз «Oser, se taire, savoir, vouloir» («Сметь, знать, молчать, желать»). Между этими столбами протекает деятельность Мага-Победителя, помещающегося под балдахином, увенчанного золотой короной с тремя пентаграммами добровольного сознательного проникновения в тайны трех планов Вселенной и одетого в панцирь Знания и Победы, охраняющий его от многих элементов, опасных, пагубных для профана.
На правом плече Победителя красуется белый серп Луны (возможность реализации эволютивного, утончающего характера, соответствующая девизу «Solve» («Разряжать»)), на левом — темный серп Луны (умение сгущать формы, реализовать в низших подпланах — девиз «Coagula» («Сгущать»)).
Панцирь носит отпечаток тех методов, которыми Победитель сумел себя оградить от напастей: на нем 3 наугольника. Три прямых угла — правильность логического мышления, облечение мысли в правильную форму, осмотрительность и безошибочность в реализациях физического плана. <…>.
Ключевые понятия Аркана VII. Ментальный план: Победа тонкого над плотным. Победа идеи над формой. Господство Духа над Формой. Астральный план: Победа в испытании двумя путями. Победа над собой, одержанная строгостью. Физический план: Признание права собственности. Архетип: Spiritus dominat Formam (Господство Духа над Формой). Человек: Victoria (Победа). 7 = 1+6 = Воля (Аркан 1) + Испытание двумя путями (Аркан 6) = Победа. Природа: Jus Proprietatis (Право собственности). 7 = 5+2 = господство пентаграмматических начал (Аркан 5: традиция, обычай, религия) над объектами, реализованными Природой (Аркан 2)».

(Г.О.Мёбес (Г.О.М.). Арканология. Часть II. Арканы 7-13.
Сайт «Душевное Возрождение». www.magic-power.ucoz.ru.)

Как известно, девиз «Oser, se taire, savoir, vouloir» («Сметь, молчать, знать, желать») был одним из девизом розенкрейцеров. Девизом первых розенкрейцеров был «In Nobis Regnat Iesus», который переводится буквально так: «В нас царит Иисус», и, как говорил Г.О.Мёбес (ГОМ, 1912, лекция VIII), «конечно, должна пониматься не в смысле кичливого обособления посвященных от профанов, а в смысле указания на долг каждого из нас отыскивать Христа в своем сердце и этим разысканием опять-таки вращать кватернер элементов в эволютивную сторону».

Розенкрейцеры или «Орден Розы и Креста», согласно Википедии, — теологическое и тайное мистическое общество, предположительно основанное в период позднего Средневековья в Германии Христианом Розенкрейцем. Содержит учение, «построенное на древних эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека, обеспечивают понимание природы, физической вселенной и духовного царства», что отчасти символизируется эмблемой братства — розой, распускающейся на кресте. Розенкрейцеры ставили перед собой задачи всестороннего улучшения Церкви и достижение прочного благоденствия государств и отдельных лиц.

Согласно утверждению Е.И.Рерих, был свой девиз и у европейских эзотериков и алхимиков. Это знаменитый девиз «Ex Oriente Lux!» — «Свет с Востока», который «отражал древнейшее знание о существовании на Востоке единого для всей планеты мирового Братства духовных Учителей — просветителей, чьи знания и духовные силы устремляли вперед эволюцию всего человечества» (Е.И.Рерих).
Сегодня девиз «Ex Oriente Lux!» является девизом восточного факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета (СПбГУ), основанного в 1855г. Этот девиз мы можем наблюдать и на логотипе (графическом знаке) Сибирского Государственного Медицинского Университета (СибМГУ), одного из старейших и наиболее авторитетных российских медицинских вузов. В 1888г. при открытии медицинского факультета Императорского Томского Университета профессор В.М.Флоринский в письме к императору Александру II ходатайствовал об изготовлении памятной медали: «сверху я бы полагал приличным поместить девиз Университета «Ex oriente lux»». Это классическое изречение, по замыслу В.М.Флоринского, должно было послужить напоминанием о том, что древняя культура была перенесена в Европу из восточных стран, «в том числе и из южных областей Западной Сибири; потому возникающий в Сибири первый рассадник высшего просвещения мог бы признать своим девизом слова, напоминающие о некогда бывшем на Востоке духовном свете».
Этот девиз также можно найти на ордене «Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий» — высшей государственной награде царства Болгария, учреждённой 18 мая 1909г. указом царя Фердинанда I. Этим орденом награждались военные, духовные и гражданские лица, достигшие высочайших мест в государственной иерархии и получившие высшие степени других болгарских орденов. Также могли награждаться зарубежные коронованные особы и князья-христиане за общечеловеческие заслуги. В настоящее время орден упразднен, но все ещё сохраняется Болгарским Царским домом в изгнании, как династическая награда.
Как известно, латинский девиз «Ex Oriente Lux!» был излюбленным девизом Валентина Федоровича Булгакова (1886-1966) — последователя и последнего секретаря Л.Н.Толстого, руководителя ряда литературных музеев, 20 лет возглавлявшего Яснополянский музей.

Вот что пишет А.М.Кондратов (см. Кондратов А.М. Атлантиды моря Тетис. Ленинград. Гидрометеоиздат. 1986г., и Кондратов А.М. Погибшие цивилизации. М. Мысль. 1968г.), советский и российский лингвист, биолог, журналист и поэт, автор нескольких десятков научно-популярных книг по таким проблемам, как изучение древних и современных языков, палеонтология, геология, поиски реликтовых животных и др.):

«В 1934г. в Риме вышла книга доктора Луиджи Уголини «Мальта, происхождение Средиземноморской цивилизации» (реквизиты), в которой доказывалось, что Европейская цивилизация имеет свои истоки не на Востоке, а в центральной части Средиземноморья. Лозунгу «Свет с Востока», провозглашенному многими востоковедами, доктор Уголини противопоставил лозунг «Свет из Центра»».

««Свет с Востока» — этот лозунг был закономерной реакцией на веками царившее заблуждение о «единственности» и «первичности» Европейской культуры. Из одной крайности ученые впали в другую: восточным культурам, и в первую очередь самой древней, Шумерской, стали приписывать едва ли не все культурные достижения человечества».

Согласно утверждению журналиста Леонида Александровского, девиз «Ex Oriente Lux!» — «Свет с Востока» первыми произнесли римляне 2000 лет назад. И вот что пишет Константин Душенко (см. К.Душенко. С Востока свет! Журнал «Читаем вместе» 2008г. №6 (июнь). Сайт www.chitaem-vmeste.ru.):

«С Востока свет!», по-латыни — «Ex oriente lux», — изречение уходит далеко в глубь веков, не так ли? Однако не всё, что сказано по-латыни, сказали латиняне. К примеру, «Divide et impera» («Разделяй и властвуй») или «Quod licet Jovi, non licet bovi» («Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку») — вовсе не римские изречения. Это творчество латинистов Нового времени. А общеизвестная — вроде бы латинская — мудрость «Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав» вообще никогда не существовала на латыни.
В 1828г. в Лондоне под покровительством короля Вильяма IV был основан «Фонд содействия переводам с восточных языков». Девизом Фонда и всех его изданий стало «Ex oriente lux». Кто предложил девиз , неизвестно; но известно, что председателем Фонда был сэр Гор Узли (1770-1844), филолог-ориенталист и кавалер ордена св. Александра Невского. Орден он получил за заслуги в подписании Гюлистанского мирного договора 1813г. между Россией и Персией, по которому в состав Российской империи вошли Грузия, Дагестан и Северный Азербайджан.
К тому времени в Англии обычным выражением было «Мудрецы пришли с Востока». Это слегка измененная цитата из английского перевода Евангелия от Матфея; в русском переводе: «Пришли (…) волхвы с востока». По Матфею, волхвы не только пришли с востока, но и «видели звезду Его (т.е. Христа) на востоке». Отсюда-то, вероятно, и возникла формула «Ex oriente lux». И отсюда же — ее двойственность: с востока пришли мудрецы-волхвы и с востока взошла звезда Христианства. Соответственно, «Свет с Востока» мог означать либо Свет Христианства, либо Свет Мудрости, идущий из Персии, Индии, Китая, Японии. В девизе «Фонда содействия переводам…», конечно, имелось в виду последнее.
Позже формула была дополнена: «Ex oriente lux, ex occidente lex» — «С Востока Свет, а Закон с Запада», то есть: основы юриспруденции заложены в римском праве. В XX в. Станислав Ежи Лец (1909-1966), польский писатель, предложил уточнение: «Ex oriente lux, ex occidente luxus» — «С Востока свет, с Запада шик».
Свой вклад в переосмысление девиза внес тов. Сталин в бытность свою наркомом по делам национальностей. 15 декабря 1918 г. в «Правде» появилась его передовица «С востока свет»: «Медленно, но неудержимо катится волна освободительного движения с Востока на Запад»; «Эстляндские рабочие первые подняли знамя восстания. (…) Рабочие Латвии также взялись за дело освобождения своего истерзанного отечества. (…) А на далеком юге, на Северном Кавказе, даже ингуши и чеченцы, осетины и кабардинцы целыми группами переходят на сторону Советской власти». «С Востока свет! Запад с его империалистическими людоедами превратился в очаг тьмы и рабства. Задача состоит в том, чтобы разбить этот очаг на радость и утешение трудящихся всех стран».
Под этим последним высказыванием охотно подписался бы вождь исламской революции аятолла Хомейни и другие вожди того же толка. И, конечно, нельзя не вспомнить о знаменитом стихотворении Владимира Соловьева «Ex oriente lux», написанном в 1890г.:
.     С Востока свет, с Востока силы!»
.     И, к вседержительству готов,
.     Ирана царь под Фермопилы
    Нагнал стада своих рабов.
«Стада рабов» бежали перед горсткой свободных граждан. Столетья спустя воссиял Свет Христианства, который «с Востоком Запад примирил». Заканчивалось стихотворение многократно цитировавшимся обращением к России:
    О Русь! в предвиденье высоком
    Ты мыслью гордой занята;
.     Каким же хочешь быть Востоком:
.     Востоком Ксеркса иль Христа?
Вопрос и поныне остается открытым».

Вот что пишет Н.Ковалева (см. Н.Ковалева. Звезда героя. 2010г. Культурно-просветительный портал «Адамант». Сайт www.lomonosov.org.):

«Мировоззрение. Звезда героя. «Свет с Востока»… Этот международный девиз искателей духовного знания издавна имел своих приверженцев и в России. Ничего удивительного в этом не было. С Востока пришло на Русь Христианство. Само географическое положение России между Европой и Азией обусловливало преемственность и общность культурных и духовных традиций славянства и восточных народов. Интерес к духовно-философскому наследию Востока был особенно свойственен интеллектуальной, творческой элите российского общества. О Востоке писали М.Волошин и В.Иванов, М.Кузмин и А.Белый, Л.Гумилев и Д.Мережковский, В.Соловьев и Н.Бердяев… Восток изучали великий русский художник Н.К.Рерих и его жена, исследовательница и философ, Е.И.Рерих. Наверное, никто не открыл русскому народу сокровенную суть духовной культуры Востока лучше, чем Рерихи. Долгие годы путешествовавшие по Востоку, прошедшие его самыми неисхоженными, трудными и опасными тропами, Рерихи познавали его культуру не из чужих книг, а благодаря собственным многолетним экспедициям, уникальной по своим масштабам и результатам исследовательской работе.
Результатом творческой деятельности семьи Рерихов стали и сотни живописных шедевров Н.К.Рериха, по праву считающиеся жемчужинами лучших музеев мира, и интереснейшее философское учение, переданное русским путешественникам духовными Учителями Индии и Тибета. Уникальные духовные знания, тысячелетиями хранившиеся на Востоке, составили идейную основу творческого наследия Рерихов, — основу, которая до сих пор служит путеводной звездой миллионам людей, стремящихся к самосовершенствованию и самопознанию.
Однако при жизни Н.К. и Е.И.Рерихов Родина не могла принять этот бесценный дар — в стране царила диктатура, и в глубочайшей духовной культуре Востока сталинская цензура видела лишь «чуждую нам немарксистскую идеологию», — не более того. Рерихи ушли из жизни, так и не осуществив свою заветную мечту — передать свое поистине бесценное творческое наследие — картины, произведения искусства, книги, архивы — Родине. Эту миссию взял на себя старший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны, ученый-востоковед с мировым именем, Юрий Николаевич Рерих. Человек уникальных, энциклопедических знаний, автор блестящих научных трудов, полиглот, знающий более тридцати сложнейших языков Востока, историк, философ, искусствовед, знаток этнопсихологии, антропологии, религий и национальных культур Востока, Юрий Николаевич получал приглашения для работы в лучших университетах США и Европы. Но, как и его родители, старший сын Рерихов хотел работать именно для Родины. С приходом к власти Н.С.Хрущева и наступлением политической «оттепели» у ученого появилась надежда на возвращение в Россию. Во время визита Хрущева в Индию, где последние годы жила вся семья Рерихов, Юрий Николаевич встретился с генсеком и получил от него разрешение вернуться на Родину. Мечтой Ю.Н.Рериха было восстановление некогда блистательной российской школы востоковедения. Решено было, что ученый возглавит один из секторов ИВ (Института Востоковедения) АН СССР.
Представителей московской интеллигенции изумил сам факт того, что в Институте Востоковедения был открыт сектор истории философии и религии Индии. Как вспоминала ученица Ю.Н.Рериха Т.Я.Елизаренкова, для тех времен это было абсолютно невероятно. Немалую роль в этом событии сыграло личное обаяние Ю.Н.Рериха, необыкновенная интеллигентность и духовная сила которого чувствовалась всеми, с кем доводилось ему общаться. О своем учителе Т.Я.Елизаренкова писала: «Это была совершенно особая личность, от которой исходила удивительная сила. Юрий Николаевич очень понравился Хрущеву. Тот был непредсказуем. Он сказал: «Что вы хотите? Сектор? Пожалуйста».
В августе 1957г. Ю.Н.Рерих прибыл в Россию. В дар русскому народу ученый привез всю принадлежавшую ему часть наследства родителей — более 400 картин Н.К.Рериха, огромную библиотеку с редчайшими древними манускриптами на различных восточных языках, часть рукописного архива Н.К. и Е.И. Рерихов, старинные русские иконы, хранившиеся в семье Рерихов, а также коллекцию произведений искусства Востока — танок, скульптур, статуэток. Чтобы получить эту коллекцию, лучшие музеи зарубежных стран заплатили бы огромные деньги, но Ю.Н.Рерих предпочел отдать все это в дар русскому народу, не получив за это даже символической платы. Единственное условие, на котором он передал коллекцию России, состояло в том, чтобы картины Н.К.Рериха не лежали в хранилищах, а находились в постоянной экспозиции, — работали, как работали всю свою жизнь сами Рерихи…
Ошеломляющий успех выставок моментально перешел в массовый интерес к творчеству Н.К.Рериха. Ю.Н.Рерих выступал с лекциями в музеях, выставочных залах, институтах, Домах культуры. Его приглашали с выступлениями на радио, по его сценарию был снят первый фильм о Н.К.Рерихе. В условиях тоталитарной идеологии и суровой цензуры все это казалось изумительным, неправдоподобным. На фоне выхолощенных, абстрактных «партийных» идеалов в российское общество влились, как глоток свежего воздуха, иные, живые, подлинно духовные идеалы и принципы. Точно луч света, они насыщали Знанием миллионы душ, задыхающихся в тисках духовного вакуума — неизменного следствия тоталитаризма.
Деятельность Ю.Н.Рериха имела революционно-просветительский характер не только в его общественной работе, но и в науке. Достаточно вспомнить, что представляли собой постсталинские времена, чтобы оценить жертву ученого, посвятившего самые плодотворные годы своей жизни советской науке и культуре. Период политической «оттепели» немного смягчил, но отнюдь не уничтожил тоталитарную идеологию, царившую в стране. Деятельность науки по-прежнему проходила по указаниям партийных органов. Если указания вдруг не выполнялись — «корректировку» осуществлял всесильный и вездесущий КГБ. Насколько же велика была разница между той свободной наукой, представителем которой был Рерих, и наукой советской, идеологизированной и подчиненной политическим интересам партийных руководителей. В те времена религиоведение как область науки совпадало с научным атеизмом, а изучение мировой философии сводилось к критике «немарксистских» идей. Нетрудно понять, что представляло собой советское востоковедение при таком «научном» подходе ко всему, что было немарксистским по своему происхождению. Легендарная Петербургская школа востоковедения, известная всему научному миру, была разгромлена в 30-е годы. Ученые с мировыми именами умерли в сталинских лагерях. Казалось, российское востоковедение навсегда утратило свое прежнее мировое значение, превратившись в теоретическое подспорье научного атеизма. Многие предметы в системе востоковедческого образования СССР вообще не преподавались, — не было специалистов. И на эту неблагодарную задачу — поднять уровень востоковедческого образования в СССР — решился Ю.Н.Рерих. Но можно ли было совместить подлинную исследовательскую работу в области востоковедения с прокрустовым ложем тогдашнего идеологического догматизма? Можно ли было изучать и преподавать языки, литературу, религию, философию Востока, не раскрывая глубоких духовно-этических принципов, лежащих в основе восточного менталитета, восточной психологии? Нет. И Ю.Н.Рерих понимал это лучше, чем кто-либо другой. Он сделал свой выбор — и в отношении научной, и в отношении гражданской своей позиции. Его выбор оказался на стороне Истины. Но в те годы Истина, как и истинная Наука, была опасной для всей государственной системы, основанной на совершенно иных принципах. И когда Ю.Н.Рерих выбрал путь истинной науки, а не следования навязанным идеологическим установкам, — по другую сторону его выбора оказалась вся машина государственной идеологии с ее гласными и негласными методами пресечения «чуждых нам явлений». И руководство Института Востоковедения, тесно связанное с «органами» и слепо служившее закосневшим идеологическим догмам — тоже. Ученики и сотрудники Ю.Н.Рериха единодушно отмечают, что главной трудностью жизни и деятельности ученого на Родине стало его свободомыслие. Ученица Ю.Н.Рериха Т.Я.Елизаренкова вспоминала, что сектор Рериха жил в Институте Востоковедения своей собственной жизнью, отличной от жизни всего института. Руководство ИВ ничего не могло с этим сделать, потому что сектор Рериху дал Н.С.Хрущев. Но и примириться с этим оно тоже не могло. Это порождало совершенно особую атмосферу и особое отношение к деятельности Ю.Н.Рериха…
Именно благодаря такой позиции Ю.Н.Рерих смог совершить то, ради чего он вернулся на Родину — поднять уровень востоковедческих исследований на качественно новую ступень, фактически, вернуть российской науке подлинное научное мировоззрение. Благодаря бесстрашно развернутой им культурно-просветительской работе Ю.Н.Рерих смог осуществить нечто, не менее важное не только для ученых, но и для всех людей России. Он вернул Родине творческое наследие своих родителей, а вместе с ним — и принципиально иные, истинные духовные ориентиры и ценности. На фоне царившего в стране в те времена духовного вакуума эти ориентиры стали маяком света, увлекшим за собой тысячи мыслящих людей…
«Пылайте сердцами и творите героев», — эти слова Н.К.Рериха можно считать его духовным завещанием потомкам. И его сыновьям — в том числе. Ю.Н.Рерих осуществил пламенный путь героизма в полной мере. Но у героев всегда была трудная судьба. Единоборство с превосходящими по численности силами зла делало их жизненный путь недолгим. Юрий Николаевич Рерих знал это. Знали это и обладавшие даром предвидения его отец и мать. Одну из чудеснейших своих картин — «Звезда героя» — Н.К.Рерих посвятил старшему сыну, зная о его будущей миссии. Биограф семьи Рерихов, П.Ф.Беликов вспоминал, что Е.И.Рерих пророчески напутствовала сына перед его возвращением на Родину. Незадолго до своей смерти она сказала сыну: «Если поедешь в Россию — то всего на три года. Но ты очень нужен там. Когда покажется новая звезда — тогда время ехать». Перед отъездом Ю.Н.Рериха из Индии на небе действительно показалась комета. В газетах появились сообщения о том, что ученые зарегистрировали появление новой кометы…
Сын выполнил волю родителей — он принес на Родину великие духовные идеи, новые пути, новое мировоззрение, новую науку. Он дал мощный творческий и нравственный импульс всем, кто искал подлинных знаний и идейных ценностей в атмосфере жесточайшего духовного голода. Его ближайшие ученики и друзья вспоминали, что незадолго до своего ухода из жизни, в начале 1960г., Ю.Н.Рерих говорил близким друзьям, что свою миссию он выполнил…».

(Н.Ковалева. Звезда героя. 2010г. Культурно-
просветительный портал «Адамант». Сайт www.lomonosov.org.)

 

 2. КАКОЙ ДЕВИЗ У ТАНТРЫ?

Обратим внимание на то, что были и есть свои девизы и у религиозных, религиозно-философских, духовных традиций.

«Для постановки проблемы взаимоотношения науки и религии существенно наметить типологическое различие между двумя видами религий — геоцентрическими и антропоцентрическими. Общей проблемой всех религий является вопрос о месте человека по отношению к Богу. Антропоцентрическая религия определяет это место с точки зрения самого человека, его потребностей или способностей. Девиз и цель антропоцентрической религии — «спасение», спасение человека, и Бог служит здесь лишь средством к достижению этой цели. Девиз геоцентрической религии — «служение», служение Богу, и цель ее можно определить первыми словами «Шулхан Аруха»: «Будь силен, как лев, чтобы вставать по утрам для служения Всевышнему». Религии, определяемой через то, что она дает человеку, противостоит религия, определяемая через то, что она требует от человека». 

(Йешаягу Лейбович. Наука и еврейская религия.
Сайт www.hayaryakanch.files.wordpress.com.)

«Все религии проповедуют поклонение Божеству и предлагают ту или иную доктрину спасения человека. Буддистская религия обещает избавление от страдания, вечный покой; Иудейская религия обещает избавление от трудностей, процветание, основанное на праведности; Греческая религия обещала избавление от дисгармонии, уродства, через осознание красоты; Христианство обещает избавление от греха, святость; Магометанство освобождает от жестких моральных норм Иудаизма и Христианства.
Религия Иисуса является спасением от «я» — избавлением от того зла, которое связано с изолированностью создания во времени и вечности. Иудеи основывали свою религию на добродетели, греки — на прекрасном; обе религии искали истину. Иисус поведал о Боге любви, а любовь охватывает всю истину, красоту и добродетель. Зороастризм основывался на нравственности, религия индусов — на метафизике, Конфуцианство — на этике. Иисус прожил религию служения.
Все эти религии важны, ибо они являются действенным приближением к религии Иисуса. Религия призвана стать реальностью духовного объединения всего добродетельного, прекрасного и истинного, что есть в человеческом опыте.
Девизом Греческой религии было «познай самого себя»; в центре учений иудеев — призыв «познать своего Бога»; христиане проповедуют Евангелие, направленное на «познание Господа Иисуса Христа»; Иисус провозгласил благую весть «познания Бога — и себя как сына Божьего». Эти различия представлений о назначении религии обусловливают позицию индивидуума в разнообразных жизненных ситуациях, предопределяют глубину его поклонения и то, как он возносит свои молитвы».

(Различие между религиями и польза для человечества
от этих религий. 16.02.12г. Сайт www.evangelie.ru.)

 Возможно, пытливым искателям удастся найти девизы и в Тантрической Традиции. Какой может быть девиз у Тантры?

«Тантрический девиз гласит: «То, что есть здесь — есть везде. То, чего здесь нет — нет нигде».

(Шиванандана Вашикаран. Тантра. Предельная реальность. Сайт www.modernlib.ru.)

«Эта статья расскажет вам о философском аспекте и энергетической составляющей тантрического секса и раскроет некоторые нюансы настроя и приготовления партнеров к Тантре… Отдавать и изучать — вот девиз Тантры».

(Тантра — философия любви. Сайт www.esoshop.ru.)

«1. Тантризм как инициация. …несмотря на то, что Тантpизм не отвергает древнюю мудрость, ему все же свойственен отказ от стеpеотипного и пустого pитуализма, стеpильного созеpцания и одностороннего, умеpщвляющего плоть аскетизма. Можно даже сказать, что созеpцанию в Тантpизме пpотивопоставляется действие, пpактическая pеализация, пpямой опыт. Пpактика — «садхана», «абхьяса» — таков лозунг Тантpы (ее pешающая pоль подчеpкивается, напpимеp, в «Шива-Самхите» II).
В Тантpе важно осуществлять свеpхчеловеческие и божественные деяния силой собственных могущественных слов потенции (мантp). И еще. Особенность Тантpы заключается в хаpактеpе ее «садханы» [ее пpактики]. Она не является пpичитанием, мольбой или покаянием пеpед божеством. Это — «садхана» единства «пуpуши» и «пpакpити», садхана, напpавленная на то, чтобы соединить мужской и матеpинский пpинципы в теле и освободить от атpибутов то, что их имеет [то есть, освободить от огpаничений то, что огpаничено ими]. Эта «садхана» выполняется, чтобы пpобудить силы в теле. Это — не пpосто философия, не обдумывание пустых фоpмул, но нечто пpактическое». 

(Юлиус Эвола. Йога могущества. // Конец света.
Эсхатология и традиция. М. 1997г. 1998г.,
Журнал «Милый Ангел». №2 2000г. Сайт www.angel.org.ru.)

«Существует разделение традиционной Тантры на правое (Докшина-Марга) и левое направление (Вама-Марга). Тантра левой руки — возвышает и чествует культ женского начала и поклонение Богине-Матери, создающей идеальную гармонию в тонком и материальном мире. Правая, мужская Тантра — это труд и самоотречение, покорность учителю и развитие самообладания, строгие законы и большое внимание к совершенствованию физического тела. В то же время, Тантра левой руки ассоциируется с нашим тонким миром, с красотой, природой и гармонией во вселенной. Познание законов женского и мужского начала позволит понять секреты нашей реальности и глубин подсознания.
Тантра, возникшая в Индии, распространилась когда-то далее на Восток и породила систему подобных йогических практик — учение Дао. Правое направление Тантры олицетворяет силу воли и самоотверженность, воинский дух и сдерживание своих желаний. Что касается Тантры левой руки — здесь возникает могучая сексуальная энергия, тесно связанная с духовными познаниями.
Современный мир давно разрушил устаревшие запреты и нормы, считая главным девизом Тантры — достижение эзотерических целей любыми возможными способами. Если Вы с партнером способны пробудить мощную и целительную энергию Кундалини с участием сексуальных наслаждений — смело идите по этому пути! Левое и правое направление Тантры имеют общие светлые цели — здоровье, совершенство разума, омоложение и долголетие». 

(А.Шеляков. Тантра левой руки — это тайны
женского начала. 28.08.11г. Сайт www.shelyakov.ru.)

«Валентин: Сам Раджниш в Йоге достиг весьма немногого, просто он «попал в жилу» с помощью своих американских менеджеров. В Индии его вообще считают жуликом. Тантра и Йога — одно и то же, если смотреть с позиции практики. Разнятся они только в теории — Йога, в основном, религиозна и требует посвящения Богу. Затем следует процесс, описанный у Давид-Неель — когда вы настолько проникнетесь любовью к Богу, что он для вас станет реальностью, вы должны осознать, что это лишь ваше же порождение сознания. Это и называется «убить в себе Бога». Тантра этого не требует. Она стоит на позиции: «Делай то, что продвигает тебя по пути. Об остальном не беспокойся». Но тут опять-таки, одна заковыка: необходимо осознать, а что продвигает? Так что от действия осознания не отвертеться. Просто объекты осознания разные. А разные потому, что рассчитаны на разные типы людей. Одному Бог подойдет, другому ходить голым, третьему книги читать, а четвертому зубами дерево перегрызть.
Ананда: Тантра и Йога одинаковые вещи, абсолютно одинаковые. Скорее просто людям Йога видится не так, как надо. В действительности Йога — это бОльшая часть Тантры (ударение на «о»), все методы как Карма-Йога, Бхакти-Йога, Хатха-Йога, Мантра-Йога, являются неотъемлемой частью Тантры.
Да, согласен с Валентином полностью насчёт девиза Тантры :), потому что так оно и есть. А вот отделять Тантру от Йоги или Йогу от Тантры может только незнающий в этом деле ни грамма, в данном случае это Ошо, которого я тоже считаю жуликом, согласен с Индией. :)». 

(Ошо и Тантра. Интернет-форум. Сайт www.yoga-forum.ru.)

«…Религиозное сообщество, в свою очередь, может рассматриваться с различных сторон. С одной стороны, оно формируется как «клуб единомышленников», предполагающий достаточно «эклектичный язык», конструируемый представителями «Тантра-Сангхи» посредством усвоения индуистских текстов и изучения тантрической обрядности. Так, лидер «Тантра-Сангхи», характеризуя собственное религиозное мировоззрение 90-х гг., отмечает: «Я воспринял уже из сочинений Раджниша идею шактипата. Мне наиболее близким из всех образов Бога оказался либо образ Божественной Матери — Шакти, либо образ Шивы Кашмирского Шиваизма. А информация об этом была чисто книжная, отрывочная. Выбирая из литературы какие-то фрагменты, я стал практиковать какой-то минимальный шиваистско-тантрический культ. Повторять мантры, посвященные Шиве и формам Деви, заказал себе четки, использовал священный пепел…». Идея клуба единомышленников предполагала, что религия — это нечто естественное, как воздух для человека: «Все люди от рождения естественные тантристы. Это то, с чем они рождаются, даже не зная об этом. А вот уже все остальные, искусственные, как я назвал их для себя на тот момент, религии, надеты на них как одежда».
Представители «Тантра-Сангхи» считают, что «…Тантра является наиболее гармоничной религиозно-мистической системой. Она содержит все плюсы и преимущества всех других систем и в то же время свободна от их ограниченности». Идеал Тантры как естественной религии рассматривается следующим образом: «Тантра для меня выглядела такой интегральной целостной системой — мироощущение, философия, образ жизни, этические подходы и постулаты, эстетика. Это целый комплекс представлений, который содержал мудрость, не только абстрактную, но мудрость еще и изложенную изящным эстетическим языком, интересными образами и символами. И очень практичную, связанную с жизнью. Сам девиз Тантры — через бхукти к мукти — через наслаждение к освобождению, — святость приятных сторон жизни, радость жизни, жизнерадостный подход, терпимый, инклюзивный. Он мне казался более привлекательным, более мудрым, чем христианское «Христос терпел и вам велел…». 

(Кардинская С.В. Организации «Тантра-Сангха» и «Общество
сознания Кришны в России»: дискурсивные практики современных неоиндуистов.
Вестник Удмуртского Университета. 2012г. Выпуск 2. Сайт www.vestnik.udsu.ru.)

«…Долгое время эта практика была окутана покровом тайны и доступна только избранным. Практикующие ее люди становятся любящими, открытыми и счастливыми. Приоткрыть секреты высшего искусства любви (именно так позиционируется Тантра) и развеять предубеждения, порожденные ее загадочностью, нам помог Свами Прем Сатьям, основатель первой школы Нео-Танры в Украине. Люди, регулярно посещающие его занятия, уверяют, что положительные изменения, которые начали происходить в их жизни, не ограничиваются сугубо сексуальной сферой.
Прем: «Лет 20 назад в одной популярной газете вышла статья под кричащим заголовком «К Богу через секс», которая произвела эффект разорвавшейся бомбы. Речь шла о первых в СНГ занятиях по Тантре. Журналист так жонглировал словами, что представлялась веселая картинка: пары на глазах друг у друга занимаются сексом… Непосвященному трудно было понять, что в процессе энергетических практик в группе физический контакт между людьми почти исключен.
Основная идея Тантры — расширение сознания (сам термин «тантра» происходит от двух слов из Санскрита: «таноти», что означает «расширять», и «трайяти» — «освобождать»). Причем это очень быстрая эволюция человека, путь напрямик, напролом. В отличие от классической Тантры, за которой стоит религиозная основа, в Нео-Тантре отброшена излишняя мистификация процесса. Традиционная Тантра в силу своей древней истории (примерно 6 тыс. лет до н.э.) имеет множество религиозных обрядов и ритуалов, неактуальных для современного человека. Сохраняя суть традиций и имея посвящение, я преподаю древние практики в новом свете Нео-Тантры («нео» значит новый, нетрадиционный). Нео-Тантра — это, прежде всего, практический инструмент принятия и раскрытия себя, своей сексуальности, возможностей своего тела и духа, творческих, энергетических способностей, сверхсознания, который работает на основе взаимодействия двух противоположностей — женской и мужской энергий. Главная задача Тантры — научиться управлять сексуальной энергией, трансформировать ее в более тонкие вибрации любви, буквально поднимая с нижних чакр в верхние. Девиз Тантры — любовь спасет мир! Тантра действительно может изменить мир к лучшему, потому как трех дней (а иногда и трех часов!) достаточно, чтобы обычному человеку, погруженному в социум, полностью осознать себя, свое место, открыться, изменить мораль общения, стать гораздо более открытым во взаимодействии с людьми. Это состояние называется состоянием безусловной любви, открытием духовного сердца. Именно этому я учу в своей школе Нео-Тантры». 

(О.Чернышева, О.Выходченко. Тантра:
секс как откровение. Журнал «Психология. Экстра».)

«Вслед за курсами быстрых знакомств украинцы массово ринулись постигать тонкости Тантра-Йоги. Школы Тантра-Йоги или тантрического секса — что это? Гуру, опрошенные «ВД», говорят, что для них это стиль жизни и никакого бизнеса. Клиенты утверждают, что это источник новых ощущений и впечатлений (далеко не всегда только сексуальных). А маркетологи и психологи в свою очередь уверяют, что это чистой воды бизнес — и ничего более. В «сухом» остатке: количество школ Тантра-Йоги в Украине за время кризиса увеличилось до 20, а спрос на услугу вырос от 20% в регионах до 50% в столице.
«В кризис оказались востребованы и эриксоновский гипноз, и НЛП, и Йога. Конечно, не остался незамеченным и такой вид Йоги, как Тантра. Призывы тантристов постигнуть премудрости вселенской любви и достичь гармонии в отношениях как со второй половинкой, так и с окружающим миром, пришлись как нельзя кстати», — объясняет причины популярности Тантра-Йоги среди украинцев Андрей Ягодзинский, владелец компании CANDYSHOP Creative Production Boutique.
«Ничего удивительного, что спрос на Тантру повысился именно во время кризиса. Люди склонны погружаться в архаику во времена стресса (причем такое поведение свойственно при изменении условий как в худшую, так и в лучшую сторону), — поясняет Сергей Самар, психолог. — И обращение происходит необязательно к религии. Вспомните, как в 2004-м после всех политических потрясений все ударились в этнос. Такие побеги от реальности в далекое прошлое — это защита от стресса».
«В городах-миллионниках школы Тантра-Йоги переживают пик популярности. Но эксперт Андрей Ягодзинский предостерегает: вслед за скачком может последовать снижение интереса. «Сколько продлится мода на Тантру, сказать сложно. Она может быть как сиюминутной, так и вечной. Тем более для любого модного течения присуще волнообразное развитие», — рассуждает эксперт.
Андрей Ягодзинский полагает, что если его предположение о цикличности развития этого направления окажется верным, то следующим шагом станет сокращение количества школ и ассоциаций. Причем эту точку зрения разделяют и сами адепты учения Тантры. Более того, первыми с дистанции сойдут как раз те школы, которые в привлечении последователей делали ставку на плотские утехи. «Основной девиз Тантра-Йоги: «бытие, осознание, блаженство». Многие строят неправильный ассоциативный ряд: блаженство-удовольствие-секс, — поясняет Бхадракали, ученица одной из школ Тантра-Йоги. — Да, в Тантре на самом деле почитают энергию секса как чистую энергию. Но на занятиях не просто учат с ней работать, но и высвобождать для раскрытия других способностей человека». 

(А.Ольшевский. Мантры, тантры, янтры. Журнал «Власть денег» 28-29 (272) 09.07.2010г.)

Таким образом, можно найти множество формул в Тантрической Традиции и множество мнений о том, что эти формулы является девизом Тантризма, Тантры или Тантрической Традиции, например:
1. «Спасение»
2. «То, что есть здесь — есть везде. То, чего здесь нет — нет нигде».
3. «Отдавать и изучать»
4. «Пpактика (садхана, абхьяса)»
5. «Достижение эзотерических целей любыми возможными способами»
6. «Делай то, что продвигает тебя по пути. Об остальном не беспокойся»
7. «Через бхукти к мукти — через наслаждение к освобождению»
8. «Любовь спасет мир!»
9. «Бытие, Осознание, Блаженство» и др.

 

3. ЧТО ТАКОЕ ДЕВИЗ?

«Девиз, помещаемый на девизной ленте, обычно представляет собой краткое изречение, раскрывающее или дополняющее основную идею герба».

(Составные части герба. Геральдическое агентство
«Ваш герб». Сайт www.heraldic-studio.com.ua.)

«Девиз — краткое изречение, надпись на гербах, орденах и пр. Девиз ордена Св. Андрея Первозванного: «За веру и верность»; девиз графов Перовских: «Не слыть, а быть»».

(Даль В.И. Толковый словарь Даля. 1863-1866гг.)

«Девиз — 1) изречение, выражающее руководящую идею поведения или деятельности; 2) краткое изречение или слово, поставленное на произведении, представленном на конкурс, вместо фамилии автора».

«Словарь иностранных слов. / Н.Г.Комлев. 2006г.)

«Девиз -1. Краткое изречение, обычно выражающее руководящую идею в поведении или деятельности. 2. Краткое изречение или слово, которое на конкурсах автор ставит на произведении вместо своего имени».

(Толковый словарь иностранных слов Л.П.Крысина. М. Русский язык. 1998г.)
(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. (онлайн версия).)

«Девиз — коротко высказанная мысль, в которой выражается главная цель деятельности или цель всей жизни кого-либо. Изречение, надпись или вместо этого какая-нибудь фигура, эмблема, помещаемая на гербах, орденах, знаменах и т.п.».

(Полный словарь иностранных слов, вошедших
в употребление в русском языке. Попов М. 1907г.)

«Девиз — 1) в геральдике — надпись или эмблема на гербе, щите; 2) изречение, выражающее руководящую идею, цель; 3) изречение или слово, которое автор ставит на произведении (проекте, сочинении и др.) вместо своего имени на закрытых конкурсах».

(Новый словарь иностранных слов. EdwART. 2009г.)

«Девиз (франц. devise, от лат. divisum, происш., от dividere — делить, различать) — 1) меткое, сжатое изречение, помещаемое на гербах, орденах, медалях, знаменах или высказанное каким-нибудь известным лицом. 2) вексель, выданный на одно из заграничных мест».

(Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. 1910г.)

«Девиз — краткое изречение, надпись на гербах, орденах и пр. (Даль); 1) в геральдике краткая надпись или изречение на гербе, ордене, 2) Краткое изречение, характеризующее образ или программу деятельности, 3) Коммерческий вексель на заграничные места (Брокгауз и Ефрон). В широком смысле девиз — изречение, выражающее руководящую идею, цель, мысль; в международных расчетах — платежные средства, подлежащие оплате за рубежом в иностранной валюте: векселя, чеки, переводы, аккредитивы, выставленные на иностранные банки». 

(Ответы на Mail.ru.)

«Девиз — слово или короткая фраза, определяющая поведение и устремления группы людей или организации. В геральдике гербовая фигура или изречение на гербе. Девиз может быть на любом языке, однако в западном мире используют в основном латинский язык. Так же девизом может быть слоган или правило, по которому кто-то живет.
В геральдике в настоящее время девизом называется короткое изречение, имеющее какое-либо отношение к гербу. Девиз помещается в гербе внизу щита, либо на ленте. Цвет ленты и букв должен быть одинаков с финифтями и металлами герба». 

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Девиз — в геральдике гербовая фигура или выразительное изречение, афоризм на гербе, имеющий прямое или аллегорическое отношение к гербовладельцу. Изначально характеризовал жизненные принципы и цели представителей рода, служивший напоминанием о славных деяниях предков или побуждая к ним.
Рыцарские девизы, обязанные своим происхождением событиям из жизни избравшего их лица, имеют множество толкований, особенно если девиз является аллегорическим или состоит всего из одной буквы. Главное достоинство таких девизов состоит в разнообразии смыслов, которые можно им придать». 

(Что такое девиз в геральдике? Сайт www.genon.ru.)

«Девиз (лат. visere — нацеливать; иметь в виду; рассматривать) — надпись, краткое изречение, афоризм, выражающие главную идею произведения искусства. В качестве девизов часто заимствуются крылатые латинские фразы и выражения классической поэзии. Девиз — составная часть герба. Среди классических девизов — надписей на памятниках — примечательны: «Pro invidia» (лат. «Для зависти»), «Ad majorem Dei gloriam» (лат. «Для преувеличения славы Божьей»), «Lux venit ab alto» (лат. «Свет нисходит сверху»), «Festina lente» (лат. «Не делай наспех»), «Semper festina tarde» (лат. «Поспешай медленно»), «Ne Desperetis» (лат. «He отчаивайтесь»), «Pellit et attrahit» (лат. «Отгоняет и притягивает»), «Veritas filia temporis» (лат. «Истина — дочь времени»), «A superbia initium sumpsit omnis perditio» (лат. «В гордыне — погибель»). 

(Словарь изобразительного искусства. 2004-2009гг.)

«Девиз — так назывались первоначально гербовые фигуры, помещавшиеся сверх других изображений в щите и служившие воспоминанием какого-либо выдающегося события. Во французской геральдике девизом назывался еще узкий геральдический пояс. Такое значение девиза сохранилось теперь лишь в английской геральдике под именем «badges». В настоящее время девизом называется короткое изречение, имеющее какое-либо отношение к гербу: так, например, «С нами Бог» — русский, «Gott mit uns» — германский государственные девизы, «Dieu prot?ge la France» — французский, «Je maintiendrai» — нидерландский, «Dieu et mon droit» — великобританский, «In pluribus unum» — Соединенных Штатов и т.д. До последнего времени девизы могли быть на иностранных языках, обыкновенно на латинском; из других иностранных языков встречаются немецкий, польский, шведский». 

(Энциклопедический словарь. Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон. СПб. 1890г.)

«Девиз — краткое изречение (иногда латинское), изначально характеризовавшее жизненные принципы и цели представителей рода и служившее воспоминанием о славных деяниях предков или побуждавшее к ним. Поэтому рыцарские девизы, обязанные своим происхождением событиям из жизни избравшего их лица, имеют множество толкований, особенно если девиз является аллегорическим или состоит всего из одной буквы. Главное достоинство таких девизов состоит в разнообразии смыслов, которые можно им придать. Девизы существовали с античных времен, а в Средние века и особенно во время крестовых походов получил развитие особый вид девизов — так называемые боевые кличи. Личные и родовые девизы получили широкое распространение в Европе как элементы герба с XIII-XIV вв., однако только с XV в. девиз стал общедоступною формой, заключающий в себе особую мудрость. Девиз является одной из основных, хотя и вовсе не обязательных деталей герба или знамени, а в строгой форме наставления или строгого правила встречается и на печатях. Он всегда располагается вне поля щита, в специальном месте — на девизной ленте или девизном щитке, представляющем собой часть этой ленты». 

(Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия. 2005г.)

«55. Девиз — одна из составных, но вовсе не обязательных частей герба или знамени. Термин «девиз» происходит от латинского слова «devidere», т.е. «разделять» и означает «отдельное», «обособленное». Этим определяется место девиза в гербах по отношению ко всем другим его элементам. Девиз всегда располагается вне поля щита, на особом месте — девизной ленте или девизном щитке, представляющем собой часть, кусочек девизной ленты. В исключительных случаях девиз может быть расположен на девизной кайме. Девизы помещают на памятниках, триумфальных арках, стеллах, обелисках, зданиях, а также на книгах и экслибрисах, где девизы носят итальянское обозначение «мотто» или греческое – «эпиграф».
Девизы делятся по своей форме на три группы. I. Фигурные девизы; II. Словесно-фигурные девизы; III. Словесные девизы — являются самой существенной группой девизов и по количеству, и по значимости, и по доступности для понимания. Словесным девизом может считаться такая мысль, которая в краткой, сжатой, лаконичной форме, в виде образного изречения, афоризма или символического призыва передает глубокую или поучительную идею, избранную в качестве жизненного кредо или основного направления деятельности тем или иным девизовладельцем: отдельным лицом, учреждением, партией, городом или государством». 

(Похлёбкин В. Словарь международной символики
и эмблематики. Сайт www.gumer.info.)

«Девиз — одна из составных, но вовсе не обязательных частей герба или знамени. Термин «девиз» происходит от латинского слова «devidere», то есть «разделять», и означает «отдельное», «обособленное». Этим определяется место девиза в гербах по отношению ко всем другим его элементам. Девиз всегда располагается вне поля щита, на особом месте — девизной ленте или девизном щитке, представляющем собой часть, кусочек девизной ленты. В исключительных случаях девиз может быть расположен на девизной кайме.
Девизы делятся на три группы по своей форме: 1) словесные девизы — самая обычная и распространенная форма; 2) фигурные девизы (бэджи, импресы) и 3) сочетание фигурного и словесного девизов, где один поясняет другой и оба неразрывно связаны смыслом, содержанием.
Словесным девизом может считаться такая мысль, которая в краткой, сжатой, лаконичной форме, в виде образного изречения, афоризма или символического призыва передает глубокую или поучительную идею, избранную в качестве жизненного кредо или основного направления деятельности тем или иным девизовладельцем: отдельным лицом, учреждением, партией, городом или государством.
Сложилось по крайней мере 12 групп девизов, каждая из которых обладает своими особыми признаками в зависимости от принадлежности девиза к определенной категории девизовладельцев. Так, различают:
1) Личные девизы.
2) Родовые девизы.
3) Государственные девизы.
4) Девизы глав государств (последние делятся на постоянные и личные).
5) Девизы церковных иерархов.
6) Девизы монашеских орденов и монастырские девизы.
7) Девизы городов.
8) Областные девизы исторических провинций и утративших самостоятельность древних государств, а также девизы национальных автономий.
9) Боевые кличи.
10) Воинские девизы частей и соединений.
11) Орденские девизы и девизы на медалях.
12) Корпоративные девизы (цехов, профессиональных союзов, обществ и т. п.).
Помимо этих 12 групп существует еще одна группа так называемых негеральдических девизов, которые всегда существуют эпизодически и бывают начертаны в исключительных случаях на каких-либо сооружениях: зданиях парламентов, университетов, триумфальных арках, дворцах, виллах, надгробных памятниках, юбилейных обелисках и т.п.
Остается еще упомянуть о редкой ныне форме — буквенных девизах и абсолютно редчайшей — загадочных или энигматических девизах, встречавшихся в прошлом (до 1815г.). (Источник: В.В.Похлебкин. Международная символика и эмблематика. М. 1989г.».

(Геральдические термины: бурелет, венок, девиз,
девизная лента. Сайт www.goldenkorona.ru.)

Итак, девизом может считаться такая мысль, или краткое, образное выражение, фраза, изречение, афоризм, или символический призыв, слоган, которые характеризуют, выражают, передают, определяют:
— жизненные принципы и цели
— руководящую идею, цель, мысль
— образ или программу деятельности
— руководящую идею поведения или деятельности
— поведение и устремления группы людей или организации
— главную цель деятельности или цель всей жизни кого-либо
— глубокую или поучительную идею, избранную в качестве жизненного кредо или основного направления деятельности отдельным лицом, учреждением, партией, городом или государством.

Обратим внимание на одно неприметное замечание в Энциклопедии «Символы, знаки, эмблемы» (авт.-сост. В.Э.Багдасарян, И.Б.Орлов, В.Л.Телицын; Под общ. ред. В.Л.Телицына. 2-е изд. М. Локид-Пресс. 2005г.) в статье о девизах, в том месте, где идет речь о рыцарских девизах: «…Главное достоинство таких девизов состоит в разнообразии смыслов, которые можно им придать». Вероятно, можно говорить о том, что, то разнообразие смыслов, которое можно придать какому-либо девизу, следует отнести к одному из главных достоинств этого девиза.

* * *