Статья 1.4. Четыре аспекта Российской Тантрологии.

продолжение

2. ЧЕТЫРЕ АСПЕКТА РОССИЙСКОЙ ТАНТРОЛОГИИ.

2.1. ЧЕТЫРЕ АСПЕКТА ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ.

В 2008г. при Русской Христианской Гуманитарной Академии (РХГА) был образован Центр по изучению эзотеризма и мистицизма (СПб), который стал научно-исследовательской организацией, обозначив перед собой следующие задачи и формы деятельности:
— определение понятий «мистическое» и «эзотерическое»;
— осмысление сюжетов, символов, идей и категорий, связанных с различными аспектами и формами мистицизма и эзотеризма;
— разработка теоретических конструкций, методологических процедур, позволяющих адекватно объяснить явления мистического характера;
— изучение роли мистико-эзотерических движений в исторической ретроспективе и на современном этапе жизни общества;
— исследование влияния, оказываемого мистико-эзотерической субкультурой на художественную литературу, искусство, науку, политику, и наоборот;
— уяснение взаимных отношений между различными мистико-эзотерическими школами, традициями, центрами, между эзотерическими и не-эзотерическими системами, эзотеризмом и христианством;

Деятельность Центра осуществляется в следующих формах:
— доклады в виде лекций;
— круглые столы, семинары и дискуссионные форумы;
— конференции;
— авторские презентации;
— публикация регулярных изданий «на бумаге» и поддержка on-line-журнала, посвященного заявленной проблематике;
— экспертные заключения относительно актуальных проблем мистицизма и эзотеризма;
— полевые исследования (опросы, интервью, включенное наблюдение и т.д.).

Руководителями Центра стали д.ф.н. проф. Р.В.Светлов и к.ф.н. С.В.Пахомов. В 2009г. состоялся очередной круглый стол Центра по изучению эзотеризма и мистицизма при РХГА. Вот что сказал на нем один из ведущих, С.В.Пахомов (см. Определение мистицизма (Сознание. Событие. Смысл). Круглый стол. 23.04.2009г. Ведущие: С.В.Пахомов, М.Ю.Смирнов, Л.В.Цыпина. Центр по изучению эзотеризма и мистицизма при Русской христианской гуманитарной академии (РХГА)):

«В основе мистического комплекса лежит мистическое сознание. Это одно из состояний сознания; в каждом нормальном человеке присутствует мистик, а в каждом мистике живет нормальный человек. Состояние сознания — некая устойчивая психическая целостность, фигурирующая в определенный момент времени, причем изменения в рамках этой целостности не слишком значимы.
Нормальное сознание: прежде всего это сознание дихотомизирующее, т.е. разделяющее, сознание размышляющее, воспринимающее себя как отличное от каких-либо объектов в плане восприятия, познания. Самообоснование этой установки уходит в работу мозга, ума, который и считает нечто реальным или нереальным. То есть разум рационализирует восприятие, по своей сути он парадигматичен. Мы склонны воспринимать то, что воспринимает наш разум. Нормальное состояние, пользуясь языком Веданты — это состояние бодрствующее, в психо-когнитивном смысле слова, это сознание дробящее, целеполагающее, осмысляющее. Наука — завершение и уточнение этого здравого нормального сознания. У Авраама Абулафии, мистика-каббалиста, есть метафора «печатей» души: мы погружены в целый океан божественной мистической жизни, но, к счастью для человека, этот океан непостижим, потому что на душе есть печати; люди слишком полны собой, и это их защищает. Но в то же время они ощущают некоторую ограниченность. Для нормального сознания характерны четкие временные и пространственные ориентиры, хорошо прослеживаемые причинно-следственные связи.
Для мистического состояния характерно стирание дихотомии, между субъектом и объектом образуется необычная связь. То, что воспринимается, оказывается воспринимающим тебя. Подобное бывает во сне. Границы между вещами расплываются, рациональность, критическая установка исчезает. Ломается время, оно ускоряется или застывает. Пространство может сжаться в точку или расшириться до бесконечности. Причинно-следственные связи становятся иными. Мистическое сознание воспринимает иную форму реальности, трояким образом: либо она просто вытесняет нормальную реальность, либо присутствует каким-то фоном, либо существует параллельно. Например, великий индийский мистик Шри Ауробиндо мог выступать на митинге и одновременно находиться в глубокой медитации. Такое сознание пассивнее, пластичнее, цензурирующая функция разума действует в ином режиме, либо же не действует вообще. Вопрос в том, насколько оно адекватно. У мистического сознания есть своя логика, свое движение смыслов, адекватное для одного сознания или неадекватное для другого».

В феврале 2010г. состоялся 13-й семинар Центра по изучению эзотеризма и мистицизма при РХГА, на котором выступил к.ф.н. С.В.Пахомов с докладом «Эзотерика, мистика, парапсихология: точки пересечения». Вот что говорилось в конце обсуждения доклада:

«Вопрос: Можно ли использовать методологический подход, который вы применяли для сравнения эзотерики, парапсихологии и мистики, также и для магии, оккультизма, то есть расширяя область исследования? В чем основная проблема исследователя при определении понятий?
Ответ: Да, конечно, можно. Оккультизм здесь выступал бы фактически как синоним эзотеризма. Основная проблема — в нахождении адекватных методологических подходов и в самоопределении исследователя. Здесь необходимо найти какую-то грань, которая отделяет позицию вненаходимости ученого и самого эзотерика, чтобы не оказаться в ситуации Рене Генона, который исследовал эзотерику, сам будучи эзотериком. А ученый должен подвергать сомнению свою собственную позицию. Например, вышедший недавно учебник Назарова для искусствоведов «Введение в эзотерику» сам насквозь эзотеричен, он основан на учении Генона.
Вопрос: Какая наука должна изучать эту область?
Ответ: Должна сформироваться отдельная наука, которая может быть условно названа Эзотериологией. Она не должна сводиться ни к религиоведению, ни к философии, это должна быть отдельная научная дисциплина, со своими научными методами. На Западе эта область исследований развивается в рамках теории литературы и истории науки, а вовсе не Религиоведения, как у нас».

В своем докладе С.В.Пахомов упомянул, что «в основе мистицизма как синтетического комплекса лежит мистический опыт, складывающийся, в свою очередь, из мистических переживаний. <…> Мистический опыт с огромным трудом поддается вербализации, точным формулировкам, систематизации. Часто прибегают к иносказаниям, выстраиванию неологизмов, использованию метафор».

В своем исследовании О.Н.Ерченков (см. Ерченков О.Н. Феноменологические модели и символы абсолютного сознания в религиозно-мистической литературе Кашмирского Шиваизма. Публикации Института Восточных Рукописей (ИВР РАН). СПб. 2009г. Сайт www.cdn.scipeople.com.) упомянул, что «если Л.Витгнштейн утверждал, что «мышление во многом символический процесс», то для мыслителей КШ [Кашмирского Шиваизма] не только мышление, но само бытие имеет символическую природу. (Людвиг Витгенштейн. Человек и мыслитель. Пер. с англ. и сост. В.П.Руднева. М. Прогресс. 1993г. С. 294).».

В своей книге Рамачандра Рао (см. Рамачандра Рао. Тантра. Мантра. Янтра. Тантрические традиции Тибета. / Пер. с англ. А.Иванникова. Беловодье. 2002г. 304 стр.) пишет:

«Каутилья (около III в. до н.э.) использовал это слово [Тантра] в смысле фундаментальных канонов, применяемых для объяснения и изложения системы мысли. Эта интерпретация обрела под собой почву, и слово «тантра» стало конкретно обозначать хорошо организованный корпус мысли, обладающий собственной логикой и рациональной основой. На него даже смотрели как на эквивалент «авторитетности» и «традиции». В определенном смысле, Тантра компетентно определяется как «СИМВОЛИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ, переданная непосредственно через учителя» («sanketavidya guruvaktragamya»). Ее символизм представляет собой настоящую трудность для учеников, в особенности западных. <…>.
Мы не знаем точного времени, когда эта дисциплина позволила записать себя на бумагу. Однако у нас есть большое количество тантрических руководств, систематических сборников, справочников и иллюстраций непосредственно с IV и V вв. н.э. вплоть до последнего времени. Большинство из них написаны на санскрите (иногда на искаженном санскрите). «Записанная Тантра» звучит вполне парадоксально, потому что по определению Тантра передается изустно от учителя к ученику. Существует суровое предписание, гласящее, что книги никогда не заменят учителя. Удивительно, что количество не только теоретических изложений, но и практических руководств исчисляется сотнями работ».

В своих выступлениях Шри Сатья Саи Баба говорил (см. Словарь санскритских терминов, составленный Организацией Шри Сатья Саи русскоговорящих стран. Сайт www.saiorg.ru.):

«Шанкара горячо поддерживал Тантру, и Калидаса также считал этот метод очень важным. Она расцвела благодаря поддержке, которую Шива-джи оказывал знатокам Тантры, и доминировала в духовной жизни страны многие века. Тантра означает лишь «то, что хорошо сохраняет», и поэтому нет надобности так уж ее возвеличивать. Это всего лишь средство для достижения слияния Дживы с Брахманом. Сэр Джон Вудрофф показал в своей книге, что Тантра — это систематизированная дисциплина, которая использует символизм и сублимацию (утончение и возвышение) для того, чтобы очистить инстинкты и контролировать разум. Он в значительной степени удалил все предрассудки, которые заставляли людей обходить Тантру стороной. Эта духовная наука, основанная на Шакти, (женском аспекте энергии), играет центральную роль в духовном прогрессе человека».

Исходя из всего выше сказанного, можно условно говорить о четырех исходных формах человеческого сознания с точки зрения восприятия и понимания Жизни и Мира — это:
— объективная или «академическая» (научная) форма, или «академический» аспект восприятия и понимания
— объективно-субъективная или «неакадемическая» (экзотерическая) форма, или «неакадемический» аспект восприятия и понимания
— внутренняя или «эзотерическая» (духовная) форма, или «эзотерический» аспект восприятия и понимания
— непроявленно-осознаваемая или «мистическая» (трансцендентная) форма или «мистический» аспект восприятия и понимания.

Данное условное деление можно положить в основу подхода Российской Тантрологии собственно к тантрическим исследованиям и подобным же образом именовать так называемые аспекты Российской Тантрологии — «академический», «неакадемический, «эзотерический» и «мистический», олицетворением которых могут служить лепестки четырехлепесткового лотоса в эмблеме Российской Тантрологии и четыре термина тантрической формулы «Ом Мани Падме Хум». Вот, например, как представлены эти термины в книге Анагарика Говинды «Основы тибетского мистицизма» (см. Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно эзотерическому учению великой мантры «Ом Мани Падме Хум». / Пер. с англ. Н.Н.Дудко, С.А.Сидорова. СПб. Беловодье. 2005г.), если обратить внимание на ее содержание:
.     Часть 1. Ом — путь всеобщности. 1. Магия слов и сила речи…
.     Часть 2. Мани — путь единения и внутреннего равенства. 1. «Философский камень» и «эликсир жизни»…
.     Часть 3. Падма — путь творческого видения. 1. Лотос как символ духовного раскрытия…
.     Часть 4. Хум — путь единения. 1. Ом и Хум как дополнительные ценности опыта и как метафизические символы…

 

2.2. «АКАДЕМИЧЕСКИЙ» АСПЕКТ.

В 2004г. (23.03.2004г.) в газете «The Guardian» была напечатана заметка профессора теории культуры Манчестерского Университета Терри Иглтона «Почему идеи больше не имеют значения. Современные политики оперируют только фактами, а не философскими понятиями» (сайт www.inosmi.ru.), в которой, в частности, говорилось:

«Руководитель администрации президента Ричарда Никсона однажды спросил помощника, почему он в написанном для президента брифинге предпочел выделить те, а не иные моменты. «Потому что я думал, что это будет больше соответствовать философии президента», — ответил помощник. «У президента нет философии», — сказал в ответ глава администрации.
Конечно, это было сказано одобрительно, а не уничижительно. Отсутствие философии было подобно отсутствию заразных болезней, а не отсутствию сознания. Философия — это академическая наука, а слово «академический» стало означать «не существующий в действительности», как, например, во фразе «отличие между ними только академическое». Слово «философский» стало означать «стоический» (от слова стоик — тот, кто стойко и мужественно переносит жизненные испытания, невзгоды, не поддается соблазнам — прим. пер.), как, например, во фразе «она философски восприняла потерю своей коллекции предметов искусств стоимостью миллион долларов». Быть философом — значит соглашаться с тем, что вы ничего не можете сделать. Идеи не оказывают воздействия на реальность, даже если сама реальность тоже является идеей. Тот, кто предлагает какие-либо теории — нелеп, но вместе с тем представляет собой некоторую опасность. <…>
Слово «академический» вполне могло приобрести значение «потусторонний». Однако антонимами слова «академический» являются не слова «мирской» или «земной». Антонимом является слово «интеллектуальный», в понимании тех гигантов разума, от Вольтера и Тома Пейна (Tom Paine) до Эдварда Саида (Edward Said) и Сьюзен Сонтаг (Susan Sontag), которые стремились, чтобы их идеи оказывали влияние на всю культуру в целом. Тот факт, что эти интеллектуалы высмеиваются большинством академиков и не нравятся большинству политиков, позволяет предположить, что они действовали абсолютно правильно».

Если обратиться к различным словарям, то можно найти следующие толкования слова «академический»:
— отвлечённый, малодоступный, непопулярный;
— имеющий сугубо теоретическую направленность;
— относящийся к академии как научному учреждению;
— соответствующий строгим классическим образцам;
— соблюдающий установившиеся традиции (в науке, искусстве);
— чисто теоретический, не имеющий практического значения (книжн.);
— чисто теоретический, отвлеченный, не имеющий практического применения;
— слово «академический» означает, что данное знание не является произвольным и выведено с помощью академических процедур исследования;
— слово «академический» означает высоту достижений и в обучении, и в исполнении, глубокую преданность методологии и приоритет перед достижениями предыдущих поколений. С помощью системы абстракций создается специфический академический язык, позволяющий формулировать теоретические положения и осуществлять необходимые рассуждения.

Если обратиться к синонимам, то разные словари дают разное их количество:
— синонимы слова «академический» — теоретический, отвлеченный, духовный, учебный;
— трансцендентальный — это абстрактный, отвлеченный, академический, мысленный, умозрительный, умственный, теоретический;
— синонимы слова «академический»: абстрактный, бесплотный, беспредметный, бестелесный, духовный, душевный, идеальный, метафизический, моральный, небесный, невещественный, неземной, платонический, психический, психологический, религиозный, теоретический, трансцендентный, умозрительный, умственный, церковный, мысленный, отвлеченный, горний, вышний.

Частота употребления слова «академический» составляет 478 раз на ? 300 млн. слов;

«Наука — сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основании открываемых ею законов».

(Большой энциклопедический словарь. БЭС. М. 1998г.)

«Наука — сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать. Те естественнонаучные теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Наука — область культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, обществе и человеке. Современное научное знание представлено совокупностью естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Каждая из них объективирует определенный сегмент жизненного мира, говорит о нем присущими ей способами. <…>. Наука, подобно иным формам культуры, уходит своими корнями в пространство жизненного мира. Имея своим фоном целостность культуры, картина мира опирается на эмпирический и теоретический материал, питается бытующими философскими представлениями, идеалами знания. В свою очередь она способствует формированию идеалов и норм научного знания».

(Культурология. XX век. Энциклопедия. / Гл. ред. С.Я.Левит. 1991-1997гг.)

«Что такое научное мировоззрение? «Это, прежде всего, отношение к окружающему миру, не противоречащее основным принципам научного поиска, опирающимся на многократно проверенные и подтвержденные истины. Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа; наравне с интуитивным религиозным мировоззрением, искусством, общественной и личной работой, философской мыслью или созерцанием. Научное мировоззрение не является синонимом истины точно так же, как не являются ею и интуитивное мировоззрение, религиозные и философские системы. Все они представляют лишь подходы к ней, различные проявления человеческого духа» (В.И.Вернадский).
Что есть общего и в чем различие между научным и интуитивным мировоззрением? Очень кратко можно ответить так: «Интуитивное мировоззрение догадывается, а научное мировоззрение доказывает, что жизнь есть космопланетарное явление» (В.Соловьев).
Что является общим? И то и другое является результатом мышления — духовной мыслительной деятельности. В чем принципиальное отличие? «Научное мировоззрение содержит истины общеобязательные для всех (в той части, где они не зависят от времени и субъективных точек зрения — совпадают с эмпирической реальностью)» (В.И.Вернадский). Принципы искусства, религии, обыденной жизни никогда не могут быть приведены к единству. Научное мировоззрение обогащает религию, искусство, обыденное сознание, дает новые возможности глубже понять «тайники человеческого сознания и бытия». Некоторые части даже современного научного мировоззрения были достигнуты не путем научного искания или научной мысли, они вошли в науку извне: из религиозных идей, из философии, из общественной жизни, из искусства».

(Суть научного мировоззрения. 2010г. Сайт www.uni-dubna.ru.)

 

2.3. «НЕАКАДЕМИЧЕСКИЙ» АСПЕКТ.

В биографии Фридриха Вильгельма Ницше (1844-1900) написано: «Известнейший немецкий мыслитель, классический филолог, создатель самобытного философского учения, носящего подчёркнутый неакадемический характер и поэтому имеет широчайшее распространение, выходящее за пределы научно-философского сообщества. Цитаты Ницше включают в себя различные критерии оценки действительности, которые ставят под сомнение базисные принципы действующих форм культуры, морали, религии…».
Сегодня можно встретить самые разные словосочетания со словом «неакадемический», например, неакадемический взгляд, неакадемический язык, неакадемический словарь, неакадемическое издание, неакадемическое учреждение, неакадемический проект, неакадемический театр, неакадемический стиль, неакадемический комментарий, неакадемическая наука и др.

Если обратиться к различным словарям, то можно найти практически одно и то же толкование слова «неакадемический»:
— неуниверситетский, неакадемичный;
— практический, практичный, неакадемичный.

Если обратиться к синонимам, то разные словари дают практически те же самые «определения»:
— практический, практичный, неакадемичный;

Частота употребления слова «неакадемический» составляет 1 раз на ? 300 млн. слов.

Чтобы лучше понять слово «неакадемический», можно взять толкования слова «академический» (см. выше) и применить к ним «отрицание», например:
— неотвлечённый, широкодоступный, популярный;
— не имеющий сугубо теоретическую направленность;
— не относящийся к академии как научному учреждению;
— не соответствующий строгим классическим образцам;
— не соблюдающий установившиеся традиции (в науке, искусстве);
— не теоретический, а практический, имеющий практическое значение;
— слово «неакадемический» означает, что данное знание может является произвольным и может быть выведено без академических процедур исследования;

Если обратить внимание на синоним слова «неакадемический» — «практический», то «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений» под редакцией Н.Абрамова (М. Русские словари. 1999г.) дает следующие его толкования (синонимы): неакадемический, неакадемичный, приземленный, реалистичный, опытный, практичный, сподручный, полезный, удобный, прагматичный, прагматический, расчетливый, предприимчивый, ловкий, деловитый, выгодный, продуктивный, способный, положительный.
В определенном отношении еще одним синонимом слова «неакадемический» может быть слово «экзотерический». Слово «экзотерический» происходит от греч. eksoterikos — букв. «внешний», «направленный вне», «общедоступный». Если обратиться к различным словарям, то можно найти следующие толкования слова «экзотерический»:
— внешний;
— общепринятый;
— открытый, явный;
— направленный вовне;
— внешний, публичный;
— несекретный, понятный;
— общедоступный (книжн.);
— предназначенный для непосвящённых
— понятный всем, не составляющий тайны
— не посвященный во все тайны (какого-нибудь учения);
— относящийся к миру вне круга избранных, доступный для непосвященных.
— доступный и понятный тем, кто не занимается данным вопросом, непосвященным, неспециалистам;
— не представляющий собой тайны, предназначенный для непосвященных (о религиозных обрядах, мистических учениях, магических формулах);

 

2.4. «ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ» АСПЕКТ.

В 1985г. вышла книга «Квантовые вопросы: мистические сочинения великих физиков мира». В ней были рассмотрены работы Гейзенберга, Шрёдингера, Эйнштейна, де Бройля, Джинса, Планка, Паули и Эддингтона, «убеждённых в том, что физика и мистицизм — в некотором роде братья-близнецы… Все эти замечательные люди, без исключения, пришли к мистическому или трансцендентальному мировоззрению, в котором мир предстаёт как феномен скорее духовный, нежели материальный» (см. Quantum Questions: Mystical Writings of the World’s Great Physicists. / Под ред. K.Wilber. Boston: Shambhala. 1985. с. 102-4, 108-11).
Как здесь не вспомнить послания великих пророков: «Ваши поиски идут не в том направлении. Решение всех ваших задач содержится внутри вас, но вы его не видите и не понимаете. Ищите духовное…». Из глубокой древности пришло к нам такое четверостишие на Санскрите: «Бог спит в минералах, просыпается в растениях, движется в животных и думает в человеке». Может быть, действительно, заветный ключ, который «открывает двери Мира», находится внутри нас?
Вот что говорилось в одной из интернет-публикаций (см. Джагдиш С.Д. Медитация: постижение внутреннего пространства. 2004г. Сайт www.ariom.ru.):

«Следует ясно понять, что означает это слово — «эзотерический», так как в современной интерпретации это понимается, как «скрытое», «тайное». Но это далеко не так. Эзотерическое не есть некая информация, которая содержится в тайне и доступна исключительно посвященному кругу людей. Общеизвестно, что любая информация, какой бы тайной она ни была, рано или поздно попадает во внешнюю среду, и, в конечном итоге, на прилавки магазинов. Но природа мудра. Многие стремятся заполучить информацию эзотерического толка, думая, что, получив эти книги, они смогут ступить на путь, пройти его и достигнуть мастерства. Но внимательно присмотревшись к ситуации в мире, мы не увидим достигших, вернее, увидим таковых лишь в редких единичных случаях. Почему же? Ведь эзотерическая информация становится все доступнее и ближе. Оказывается, здесь необходим духовный опыт, ключ, который раскрывает смысл этих посланий. Не имея же такого сверхсознательного восприятия, знакомиться с эзотерикой в лучшем случае бесполезно. Ведь этот опыт всегда индивидуален. Именно это и следует именовать эзотерическим, то, что может привести человека к трансформации, а не забивание своих и чужих мозгов новой терминологией. Такие знания доходят до нас через людей, ранее прошедших этот путь, которые могут поделиться своими ключами ради нашей самореализации. Поэтому следует понять, что эзотерический опыт — это опыт немногих».

Слово «эзотерический» происходит от греч. esoterikos — букв. «внутренний», «направленный внутрь», и часто переводится как «тайный», «скрытый», «сокровенный», т.е. посвященный в тайны какого-либо знания или учения и понятный (открытый) лишь избранным, или предназначенный только для посвященных. Сегодня слово «эзотерический» уже вышло за рамки своего первоначального исконного значения и приобрело достаточно много новых оттенков, но в мировой язык оно вошло как определение всего тайного и мистического. Слово «мистический» происходит от греч. mystikos — таинственный, и часто означает «постигаемый не через ум, разум, логику, а через интуицию, шестое чувство, иррациональное, или непосредственно «личное (прямое) общение»».
Посмотрим на определения Эзотерики — тайноведение; «внутренняя доктрина»; тайное, сокровенное учение; учение о скрытой мистической сути объектов мира и человека; знание и использование знаний о внутренней сущности вещей; учение, направленное внутрь, вглубь явлений; учение, выявляющее внутреннюю, существенную связь явлений и т.д. Считается, что Эзотерика — это сокровенная часть практически всех учений мира, которая является хранилищем мистических знаний и опыта, касающихся строения мира, природы и человека. Но можно также признать, что Эзотерика — это одна из альтернативных форм мышления, познания и мироощущения, которая предполагает конкретный воспроизводимый набор методов для расширения сознания, поскольку понимание и применение эзотерических знаний требует от человека не только иного языка, но и иной психологической (духовной) культуры.
Вот что пишет К.П.Максимов (см. Максимов К.П. Заговор конца света. Фантастика и эсхатология. (Журнал «Самиздат». 1998г.). Сайт www.lib.co.ua.): «Эзотерический подход отличается от научного тем, что вектор постижения в нем направлен не снизу вверх (от простого к сложному), а наоборот, сверху вниз. Взгляд из такой головокружительной высоты — удел немногих избранных, сумевших преодолеть ограниченное человеческое эго».
Суть классического эзотерического мироощущения можно передать при помощи трех тезисов. 1. Наш обычный мир, культура, разум — неистинны или иллюзорны. 2. Существует другой подлинный мир (др. реальность), где человек может найти свое спасение, обрести истинное существование. 3. Человек может войти в этот подлинный мир, но для этого он должен изменить свою жизнь, решительно переделать себя.
В редакционной статье Центра изучения Эзотерики (интернет-сайт), озаглавленной «Проект изучения Эзотерического Наследия и Развития Сознания» сказано:

«Эволюция сознания является базовым аспектом человеческого бытия. Это смысл и конечная цель человеческой жизни, независимо от того, осознаёт это человек или нет. Многие необычные и необъяснимые сегодня явления демонстрируют нам несовершенство современной мировоззренческой модели. Эзотерическая модель мира позволяет объяснить все известные сегодня феномены, и является мощнейшим толчком и путеводителем к духовному развитию личности. Эзотерика в переводе означает «тайные, скрытые от общего внимания знания». Знания о мире всегда соответствуют уровню развития сознания человека. Примитивные люди воспринимают мир только в доступном их органам чувств и их наблюдениям диапазоне. Всё то, что выходит за восприятие их органов чувств — отвергается и, порой, уничтожается. Наша цивилизация является не первой, живущей и развивающейся на Земле. На сегодняшний день существует огромное количество археологических, исторических, антропологических, инженерных, лингвистических и прочих артефактов, свидетельствующих о существовании на Земле древних, более развитых, чем нынешняя, цивилизаций. Древние цивилизации оставили нам не только мегалитические памятники в виде пирамид, дольменов, мегалитов и пр., но также и свои знания, результаты своих научных изысканий. Эти древние знания, сокрытые от широкой публики и недоступные пониманию (в рамках современной материалистической модели мира) и называются эзотерическими знаниями».

Если обратиться к различным словарям, то можно найти следующие толкования слова «эзотерический»:
— скрытый, тайный;
— сакральный, тайный;
— внутренний, скрытый;
— посвященный в тайны какого-нибудь учения;
— сокровенный, внутренний, скрытый, тайный;
— тайный, понятный только посвященным, скрытый;
— тайный, доступный только узкому кругу посвященных;
— имеющий отношение к «тайному», «сокровенному» знанию;
— тайный, назначенный лишь для посвященных; научный, ученый;
— предназначенный для посвящённых, сведущих в мистических, тайных учениях;
— предназначенный только для посвященных или специалистов; тайный, скрытый;
— предназначенный только для избранных, для специалистов и понятный только им;
— тайный, скрытый, сокровенный, предназначенный исключительно для посвященных;
— термин, относящийся ко всему, что понимают немногие избранные, что вверяется только им;
— тайный, сокровенный, понятный лишь избранным, предназначенный только для посвященных;
— тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных (о религиозных обрядах, мистических учениях и т.п.);
— посвященный в тайны какого-либо общества или учения, могущего быть открытым только избранным;

Частота употребления слова «эзотерический» составляет 118 раз на ? 300 млн. слов;

«Эзотеризм — учение, претендующее на тайность, скрытость содержания, предназначенное только для посвященных».

(Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб. 1999г.)

«Эзотерический (греч. esoterikos внутренний), тайный, сокровенный, понятный лишь избранным, предназначенный только для посвященных. Эзотеризм — тайное, сокровенное учение, понятное лишь избранным, предназначенное только для посвященных».

(Большой Энциклопедический словарь. М. 1998г., 2003г.)

«В конце XIX в. религиозность на Западе упала настолько, что Ницше выразил это фразой «Бог умер». Была пройдена точка, за которой влияние традиционных конфессий на душевное состояние населения развитых стран свелось фактически к нулю. Упадку религиозности сопутствовало слабое знакомство обывателя с моделью мироустройства, полученной фундаментальной наукой. После утраты языческих обрядов, выполнявших компенсаторную функцию для проявлений бессознательного, скрытая психическая деятельность, которая и сегодня проявляется с не меньшей силой, чем это у кроманьонцев, породила новую разновидность мракобесия, именуемую эзотерикой».

(Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации. 2-е изд. Светочь. 2001г. 630 стр.)

«Эзотеризм — сокровенная часть практически всех религиозных учений мира, является хранилищем мистических знаний и опыта, касается строения природы, объясняет законы и тайные процессы, знание которых дает власть над естественными энергиями, делает обладателя этих знаний способным направить их на определенные цели. Предназначается для ограниченного числа людей — «духовной элиты». Основной принцип эзотеризма: не может быть единого религиозного учения ни для одной народности, и тем более для всего мира. В эволюции человечества, на каждой ее ступени необходимы только такие религиозные истины, которые понятны людям и поэтому могут влиять на их сознание. Остальные знания должны храниться «посвященными».

(Словарь религиозных терминов. Сайт www.nlr.ru.)

«Эзотеризм, эзотерика, эзотерический (от греч. esoterikos, «внутренний»): первоначально — тайноведение, «внутренняя доктрина» религиозного, философского или иного учения, доступная лишь прошедшим обряды высших посвящений, в отличие от экзотерической, «внешней», изучение которой не только было доступно всем новообращенным, но и вменялось им в обязанность. Ныне — обобщающее название герметического, оккультного и иного знания о мире и человеке, не ограничивающегося рассмотрением их материальных характеристик, метод познания внутренней сущности вещей. Кроме того, эзотеризм предполагает сравнительное изучение великих духовных и философских учений Востока и Запада и способствует развитию духовных способностей человека».

(Астрологический словарь. Сайт www.100pudov.com.ua.)

«Эзотеризм — в широком общефилософском смысле — вид рациональности в культуре, подвергающийся осознанной концептуализации и рефлексии. Термин зародился в начале XIX в. одновременно с началом кризиса традиционной христианской церкви; его появление было инициировано поиском новых духовных истин. По установившейся традиции, к фундаментальным тезисам эзотеризма относятся критика ценностей обыденной жизни и культуры; вера в существование иной, подлинной, эзотерической реальности; убеждение, что человек способен при жизни интегрироваться в эту реальность путем духовной работы над собой. В более узком смысле эзотеризм рассматривается как тайное, сокровенное учение, понятное лишь избранным, предназначенное только для посвященных».

(Таевский Д.А. История Религии. Сайт www.religion.babr.ru.)

«Что нужно понимать под словами «экзотеризм» (внешняя, открытая сторона какого-либо учения) и «эзотеризм» (внутренняя, скрытая и сокровенная сторона какого-либо учения). Где начинается эзотерика? Одним из ее определений может быть такое: эзотерика — это взгляд на мир, разделяющий его на два качественно различных слоя, из которых один считается тонким, высшим, горним, а второй — плотным, низшим, дольним. Высший вид эзотерики это религиозная мистика и религиозная философия. Характерным признаком эзотерического подхода является взгляд на тонкий объект как на совершенно реальный, но в то же время труднопостижимый. Его гораздо сложнее изучать самого по себе, и (как правило, с трудом) полученная информация всегда заведомо неполна, то есть не дает возможности составить о нем полное представление и ответить на все возникающие вопросы».

(C.Корнейц. Йога для Запада. Старклайт. 2003г. 144 стр.)

«Теософы постоянно говорят о том, что они являются последователями некоего эзотерического учения, что Библию надо толковать эзотерически. Попытаемся разобраться, что же такое эзотеризм? Что значит эзотерическое толкование? И что представляет собой практика эзотеризма? «Эзотерический (esфterikos греч. — сокровенный, букв. внутренний) — тайный, скрытый, сокровенный предназначенный исключительно для посвященных» (Современный словарь иностранных слов. М., Цитадель-Трейд. 2002. С. 892). Эзотерическим называется то учение, понимание и приобщение к которому возможно только в результате особых «посвящений», в результате долгой духовной работы над собой под руководством «духовного» учителя, уже «посвященного» в «тайное учение». Посвящение — это пробуждение внутренних сил, потенциальных способностей ученика, в результате которого приходит «прозрение», как бы внутреннее озарение, понимание «истины».

(Питанов В.Ю. Теософия: факты против мифов. М. 2002г.)

«Эзотеризм — тип рациональности в культуре (наряду с религиозным и научным), подвергающийся начиная с XIX в. осознанной концептуализации и рефлексии. Взаимные оценки и взаимоотношения между эзотеризмом, наукой и религией позволительно интерпретировать как вполне изоморфные. С позиций любой из этих духовных традиций, остальные являют собой ее частный случай. С точки зрения эзотеризма, науковедение и богословие суть взаимовлияющие и взаимопроникающие сферы. В контексте религиозных миропредставлений, эзотерические конструкции реальности представляют собой не более чем неадекватное понимание Бога. Соответственно, в эзотеризме — Бог — упрощенная религиозная форма понимания эзотерической реальности. Согласно постулатам науки, религиозные и эзотерические трактовки мира по природе своей — квазинаучные и неотрефлексированные представления. При этом если формулировки науки и религии являются собственностью научного сообщества и соответствующей конфессии, то тезисы эзотеризма — в принципе удел одного человека — того, кто их высказал. Научной доказательности и религиозной основательности эзотеризма предпочитает своего рода очевидность и красоту истолкования».

(Эзотеризм. Энциклопедия. Мн. Интерпрессервис. Книжный Дом. 2002г. 1040 стр.)

«Согласно философскому словарю, эзотеризм — это учение, предназначенное для посвященных; учение, направленное внутрь, вглубь явлений; учение, выявляющее внутреннюю, существенную связь явлений. Можно по-разному осмыслять и объяснять окружающий мир. Эзотеризм является одной из альтернативных форм мышления и мироощущения человека. Эзотерическая действительность — это действительность духовная и витальная. Эзотерическая истина адресована, прежде всего, самому человеку; только через него — внешнему миру. Основные характерные черты эзотерического мышления: очевидность и красота объяснения; особое (эзотерическое) отношение к миру; резкая критика всех ценностей культуры; уверенность в существовании истинного мира и реальностей и возможность отдельных людей войти в этот истинный мир. Отличительной особенностью является то, что эзотерическое учение и эзотерическое знание не существует без эзотерической практики, эзотерической жизни. Основные идеи эзотерических учений заключаются в следующем: убежденность в иллюзорности обычной жизни (то, что мы видим, — не подлинное бытие, а всего лишь Майя); соотнесенность микрокосмического плана с макрокосмическим; придание большого значения в жизни человека психическим центрам; а также в особенностях психотехнической работы человека над собой и др.».

(Эзотеризм. Рукописный журнал Общества ревнителей
русской философии «София». № 4. 2002г. Сайт www.liveinternet.ru.)

«Эзотеризм и религиозность — это во многом пересекающиеся, но не тождественные понятия. По мнению В.М.Розина, «эзотерическая культура (сознание) отличается от религиозной. Религиозное спасение предполагает соборное усилие, обращение к Богу (как бы Он не понимался), признание невозможности кардинального изменения своей души (творит и изменяет душу только Бог). Тогда как эзотерическое спасение мыслится как индивидуальное, обращенное к самому себе» (Розин В.М. Эзотеризм как форма индивидуальной и социальной жизни. // Дискурсы эзотерики (философский анализ). М. 2001г. с.116). Для этого же автора характерно довольно широкое понимание эзотерики: так, любые творческие личности (мыслители, художники) — личности эзотерические. «Эзотерик — это человек, самостоятельно, под свои идеалы, выстроивший целый мир и так себя изменивший (преобразовавший) что может в этом мире жить… Эзотеризм — это одна из форм эволюции социума, опирающаяся на личное творчество, самоактуализацию и психотехническую работу» (там же, с.130). Иной точки зрения придерживается Е.Г.Балагушкин: «Эзотерика — это концептуально-доктринальная форма общественного сознания, продуцирующая прагматические модели объяснения и деятельности» (Балагушкин Е.Г. Эзотерика в новых религиозных движениях // Дискурсы эзотерики (философский анализ). М. 2001г. с.217). На наш взгляд, и эзотерика, и религия предлагают свои картины мира, в основе которых — отношение человека к сакральному (к наиболее значимым ценностям для данного общества). Как и в эзотерике, в большинстве религий также есть представления о передаче древних «тайных знаний», особые ритуалы и духовные практики. Но эзотерика более синкретична и содержит в себе не только религиозные представления, но и философские, научные, художественные, моральные. Именно в этом (а вовсе не в ее «индивидуализме», противостоящем религиозному «коллективизму») состоит ее особенность».

(Ю.Рыжов. Новая религиозность в культуре и искусстве. М. Смысл. 2006г. 328 стр.)

 

2.5. «МИСТИЧЕСКИЙ» АСПЕКТ.

В 2007г. на интернет-сайте «Философский штурм. Совместное философское творчество» (www.philosophystorm.org.) в рамках дискуссии по диалектике была представлена статья — «О различии диалектики и спекуляции у Гегеля», в которой, в частности, говорилось:

«Относительно спекулятивного мышления мы должны еще заметить, что под этим выражением следует понимать то же самое, что раньше применительно в основном к религиозному сознанию и его содержанию называлось мистическим…. Мы должны, прежде всего, заметить, что мистическое, несомненно, есть нечто таинственное, но оно таинственно лишь для рассудка, и это просто потому, что принципом рассудка является абстрактное тождество, а принципом мистического (как синонима спекулятивного мышления) — конкретное единство тех определений, которые рассудок признает истинными лишь в их раздельности и противопоставленности… Все разумное мы, следовательно, должны вместе с тем назвать мистическим.
Слово «мистический» означает в буквальном переводе «таинственный». Обычно оно и употребляется без разбора для обозначения всего, связанного со сверхъестественностью. Примерно так трактует мистику словарь религиозных терминов, изданный в советское время (в большинстве случаев весьма точный): «Мистика — вера в непосредственное сверхчувственное общение людей со сверхъестественным». Тут же в качестве примеров упоминаются наряду с прочим и оккультизм, и антропософия. Очевидно, все-таки оккультизм на уровне расплодившихся «экстрасенсов» и «астрологов» — не то, что можно назвать «синонимом спекулятивного мышления». Интересующая нас мистика — нечто гораздо более конкретное. В ее основе лежит представление об абсолютном единстве Бога, Мира и Человека, которое может быть непосредственно почувствовано в личном опыте. Современный отечественный исследователь рассматривает мистику как особый средневековый способ познания мира…».

Термины «мистицизм», «мистика», «мистический опыт», «мистические состояния сознания», «мистические переживания» долгое время принадлежали к одним из тех понятий, которые не имели однозначного и общеупотребительного значения. Однако в последнее время в исследовательской и теологической литературе перечисленные термины начинают приобретать определенный и достаточно узкий для этих понятий смысл, позволяющий более или менее точно зафиксировать границы обозначаемого ими феномена. Само слово «мистический» происходит от греч. mystikos — букв. скрытый, тайный. Если обратиться к различным словарям, то можно найти следующие толкования слова «мистический»:
— тайный;
— таинственный;
— тайный, скрытый;
— необъяснимый, непонятный;
— скрытый, таинственный, темный;
— исполненный мистики, мистицизма;
— связанный с мистицизмом, мистикой;
— преисполненный мистики, мистицизма;
— непонятный, необъяснимый, загадочный;
— соотносящийся по значению с существительным: мистика;
— свойственный мистике, мистицизму, характерный для них;
— проникнутый мистикой, исполненный мистики, мистицизма;
— загадочный, непонятный, необъяснимый с точки зрения реального опыта.

Если обратиться к синонимам, то разные словари дают разное их количество:
— неведомый, незримый, невидимый; скрытый, сокровенный;
— неразгаданный, уму непостижимый, покрытый тайной, неразъяснимый;
— тайный, таинственный, невероятный, чудесный, загадочный, необъяснимый, сверхъестественный.

Частота употребления слова «мистический» составляет 890 раз на ? 300 млн. слов.

«Мистика, мистицизм (от греч. таинственный) — религиозно-идеалистический взгляд на действительность, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы».

(Философский словарь. Под ред. И.Т.Фролова. 4-е изд. М. Политиздат. 1981г.)

«Мистици?зм (от греч. таинственный) — философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Мистицизм (от греч. таинственный) — религиозно-теологическая концепция, согласно которой высший тип познания — это интуитивное, непосредственное усмотрение скрытой, таинственной сущности мироздания, природных и социальных явлений».

(Энциклопедия мистических терминов. М. Локид-Миф. 1998г.)

«Мистицизм — умонастроения и учения, исходящие из того, что подлинная реальность недоступна разуму и постигается лишь интуитивно-экстатическим способом, каковой усматривается в мистике. Как философская доктрина — разновидность интуитивизма и иррационализма».

(Большой энциклопедический словарь. М. 1998г.)

«Природа мистического мироощущения. Анализ природы мистицизма требует, прежде всего, выяснения его истоков и социально-мировоззренческих функций. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что скрывается за понятием «мистический опыт», часто применяемым в немарксистской психологии религии и религиоведении. Это понятие считается едва ли не главным в западном религиоведении и психологии религии. Традиция истолкования «мистического опыта» идет от американского психолога и философа-идеалиста У.Джемса, который реальность сводил к «чистому опыту», к познанию и который активно участвовал в создании организации по изучению «мистического опыта». В недавно вышедшей на Западе 15-томной энциклопедии религии «мистический опыт» определяется как «тип интенсивного религиозного опыта», характеризующегося таким состоянием субъекта, когда он чувствует себя сливающимся с «космической тотальностью».
С позиций научной психологии, исходящей из диалектико-материалистического понимания «опыта» как компонента познавательной деятельности общественного человека, «мистического опыта» просто не существует. Иное дело, что так могут быть названы те эмоционально-психические состояния индивида, которые основаны на вере в непосредственную связь человека со сверхъестественным. В целом можно сказать, что специфика религиозно-мистического мироощущения человека состоит в его ориентированности на сверхъестественное, на чудо».

(Поликарпов В.С. Наука и мистицизм в XX веке.
Редакция философской литературы. М. Мысль. 1990г.)

«Мистика, мистицизм — кроме явного богослужения у греков, как и у других народов, существовали сокровенные обряды и поучения, связанные преимущественно с новыми божествами, носителями культуры — Деметрой и Дионисом. Все сюда относившееся называлось ta mustica. В переносном словоупотреблении мистицизм означает:
1) совокупность явлений и действий, особым образом связывающие человека с тайным существом и силами мира, независимо от условий пространства, времени и физической причинности; это есть мистика реальная или опытная, которая разделяется на: а) прорицательную, стремящуюся усматривать непосредственно явления и предметы, не находящиеся в данном пространственном и временном кругозоре — сюда принадлежат различные формы ясновидения, гадания, пророчества оракулов, также астрология, и b) деятельную или оперативную, которая стремится, помимо обычных средств и условий, производить различные явления, как то: действовать на расстоянии, останавливать и вызывать жизненные процессы одним властным внушением, создавать пластические формы или материализировать духовные сущности и дематериализировать телесные и т.п.; сюда относятся так называемый животный магнетизм, магия (в тесном смысле), теургия, некромания, всевозможные способы волшебства или чародейства и, наконец, вся область медиумических или спиритических явлений. С христианской точки зрения реальная мистика (в обоих своих видах) разделяется, по достоинству и значению предмета и среды мистического взаимодействия, на мистику божественную, естественную и демоническую. Относить к мистике алхимию, как это обыкновенно делается, нет достаточного основания, так как алхимики в своих операциях старались пользоваться естественными свойствами вещества и исходили из принципа единства материи, признаваемого ныне положительной наукой.
2) В другом смысле мистицизмом называется особый род религиозно-философской познавательной деятельности. Сверх обычных способов познавания истины — опыта, чистого мышления, предания и авторитета — всегда допускалась большинством религиозных и метафизических умов возможность непосредственного общения между познающим субъектом и абсолютным предметом познания — сущностью всего, или божеством».

(Энциклопедический словарь. Ф.А.Брокгауз-И.А.Ефрон. СПб. 1890г.)

* * *

N 36. 21.12.12г.