Статья 1.4. Четыре аспекта Российской Тантрологии.

Четырехлепестковый лотос в эмблеме Российской Тантрологии — это психологический символ «Человеческого Царства», четыре лепестка которого олицетворяют четыре состояния человеческого сознания (санскр. джаграт, свапна, сушупти, турийя) и четыре аспекта Российской Тантрологии (русск. академический, неакадемический, эзотерический и мистический). Считается, что четыре лепестка лотоса олицетворяют четыре термина тантрической формулы «Ом Мани Падме Хум», а четыре аспекта Российской Тантрологии выражают скрытую идею этих четырех терминов.

* * *

1. ЧЕТЫРЕ АСПЕКТА ЧЕТЫРЕХЛЕПЕСТКОВОГО ЛОТОСА.

1.1. ЧЕТЫРЕХЛЕПЕСТКОВЫЙ ЛОТОС И ЧИСЛО 4.

В статье 1.2. «Эмблема Российской Тантрологии» было сказано, что в центре эмблемы Российской Тантрологии должен быть размещен символ, выражающий идею Единства, скрытую в тантрической формуле «Ом Мани Падме Хум», но, прежде чем это сделать, для этой «драгоценной жемчужины в центре лотоса» (букв. перевод формулы «Ом Мани Падме Хум» — «Жемчужина в священном цветке лотоса») было предложено поместить достойную оправу — 4-х лепестковый Оранжевый Лотос:

1.2 рис 27 оранж лотос  1.2 рис 30 желтый круг  1.2 рис 35 эмблема цвет

Четырехлепестковый лотос — это психологический символ Человеческого Царства, четыре лепестка которого означают четыре состояния человеческого сознания (санскр. джаграт, свапна, сушупти, турийя) и могут олицетворять четыре аспекта Российской Тантрологии (русск. академический, неакадемический, эзотерический и мистический).

Обратим внимание на то, что можно сделать еще одно предположение — четыре лепестка лотоса могут олицетворять четыре термина тантрической формулы «Ом Мани Падме Хум», а четыре аспекта Российской Тантрологии могут выражать скрытую идею этих четырех терминов.

Как известно, число 4 – это Число Равновесия. Что такое совершенство физического мира? Это равновесие. Необходимым условием существования, развития и процветания физического (материального) мира является равновесие. Чем устойчивее равновесие, тем ближе физический мир к совершенству. Таким образом, физический (материальный) мир «опирается» на число 4. Вспомним, что 1-я основная чакра – Муладхара имеет четыре лепестка, поскольку четвёрка на языке чисел символизирует ещё и материальную форму Божественного Совершенства. Число 4 связано с Землей, «земной осознанностью». Число 4 означает совершенное равновесие, устойчивость и надежность, стабильность и стойкость, это символ порядка, целостности, завершенности и формы, это символ упорядоченного пространства (как физического, так и психического).

Известен такой занимательный факт. Психолог Джордж Миллер в 1956г. обнаружил, что мы можем удерживать в кратковременной памяти 7 ± 2 элемента. С тех пор цифра 7 стала «магической» для исследователей работы памяти. В 1994г. физиолог Алан Бэддли (Alan Baddeley) поставил под сомнение это правило. Он выяснил, что работы, описывающей действительное исследование Миллера не существовало. Был только опубликован доклад Миллера на конференции) и в нем только высказывалось предположение, что существует предел для количества информации, которое человек может обрабатывать единовременно. Бэддли провел серию экспериментов, касающихся работы памяти, и показал, что на самом деле магическим числом является число 4. Мы можем удерживать в рабочей памяти только четыре элемента. Правило 4-х элементов применимо и к долговременной памяти. Джордж Мандлер (George Mandler) показал, что люди могут запоминать информацию по категориям и затем извлекать ее из памяти в неизменном виде, если в каждой категории находится от одного до четырех элементов. Если в категории более 4 элементов, то люди могут вспомнить только 80% информации. Таким образом, чтобы увеличить объем запоминаемой информации, ее нужно группировать, используя число 4.

«Эзотерическое значение четвёрки в том, что она выражает идею божественного творчества, представляя собой Первообраз, первый акт Творения. В своем божественном аспекте четвёрка выступает символом Имени Непознаваемого Бога — Тетраграмматона, известного как «Иод», «Хе», «Bay», «Хе». В.Шмаков дает следующую расшифровку каждого из священных букв Имени Бога: «Йод — это эмблема Самодовлеющего Бытия, Хе — это Внутреннее Самосознание Единого Бытия, Bay — это порождение Иода и Хе — Общий Андрогин — Самосознание Божества в Своей Божественной Природе, Хе — это Внешнее Самосознание Субстанции». В аспекте природном четвёрка олицетворяет собой число космических стихий, являющихся творящими силами Вселенной (Земли, Воды, Воздуха и Огня), четыре времени года. В аспекте человеческой природы четвёрка символизирует собой четыре низших тела человека (физическое, эфирное, астральное, ментальное), четыре типа темперамента (холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик), четыре жизненных периода (детство, юность, зрелость, старость).
Значение числа 4 и его назначение — быть статической целостностью и проявлением идеальной устойчивой структуры мироздания — предопределило её атрибуты и свойства. Мэнли Холл дает следующую характеристику четвёрке с позиции пифагорейского символизма: Тетрада, 4, рассматривалась пифагорейцами как изначальное, всему предшествующее число, корень всех вещей, источник Природы и наиболее совершенное из чисел». Тетрада связывает собой все вещи, числа, элементы, временные структуры, проявляющиеся как периодические циклы. В.Н.Топоров указывает, что четвёрка всегда присутствовала во всех мифах о сотворении вселенной.
Пифагорейцы связывали с сущностью четвёрки как живого проявления Бога такие свойства, как «стремительность», «сила», «мужество», «держатель ключа к Природе» и называли её «гармонией» и «первейшей глубиной». Емкую характеристику четвёрке дает X.Э.Керлот: «Четыре является символом земли, земного пространства, человеческой ситуации, внешних природных пределов «минимального» осознания тотальности и, в конечном счете, рациональной организации. Это число приравнивается к квадрату и кубу, а также обозначает крест, представляющий четыре сезона и четыре стороны света. По принципу четверичности смоделировано большое число материальных и духовных форм. Это число ассоциируется с материальными достижениями и со Стихиями. В мистической традиции оно обозначает тетраморфность».
Каббалистическая Традиция связывала с значением числа 4 такие свойства, как устойчивость и милосердие, которые, в свою очередь, рассматривались как производные от мудрости. Четвёрка гармонически объединяет такие противоположные понятия и полюса, как дух и материя, движение и покой и воплощает в себе принципы универсального порядка, целостности, симметрии, совершенного равновесия, соответствия внутреннего и внешнего, завершенность и прочность.
Интересную психоаналитическую интерпретацию смысла числа четыре и шире — четверичной структуры мироздания предпринял К.Г.Юнг: «Квартерность следует понимать как некий универсальный архетип. Она являет собой логическую предпосылку всякого целостного суждения. Для такого суждения необходимо наличие четырёх аспектов. К примеру, если вы хотите описать горизонт как нечто целое, вы называете четыре стороны света… Четыре элемента мы встречаем повсюду: четыре первичных свойства материи, четыре цвета, четыре касты в Индии, четыре пути духовного совершенства в Буддизме. Точно так же существуют четыре аспекта психической ориентации, и это их свойство (собственно, количество) наиболее принципиально из того, что мы можем о них сказать. Для самоопределения мы нуждаемся в функции, которая утверждает, что имеется нечто (ощущение); в другой, которая устанавливает, чем является это нечто (мышление); в третьей, которая показывает, подходит нам это нечто или нет, желаем ли мы его принять (чувство); и, наконец, в четвертой, определяющей источник этого нечто и его направление (интуиция). И это все, что мы можем об этом сказать… В идеале завершенность — это круг, сфера, а её минимальное естественное деление — четверть. Квартерность или квартерион часто имеет структуру 3+1, в которой один из элементов занимает особое положение или обладает несхожей с остальными природой (трех евангелистов символизируют животные, а четвертого — ангел). Именно «четвёртый», дополняя трех других, делает их чем-то «Единым», символизирующим Универсум. Зачастую в аналитической психологии подчиненная функция (т.е. функция, которая не находится под контролем сознания) оказывается «четвёртой», а её интеграция в сознание является одной из главных задач процесса индивидуализации». 

(С.Е.Епишин. Число 4. Значение числа 4. Сайт www.proshkolu.ru.)

«Пифагорейская математика. «Четвёрка почиталась пифагорейцами… как число мистическое, символ совершенства души, отчего ввели её в священную формулу своей клятвы: «Клянусь тем, кто придал нашей душе (вид) четвёрки» (Амвросий Феодосий Макробий).
Тетрада рассматривалась пифагорейцами как изначальное, всему предшествующее число, корень всех вещей, источник Природы и наиболее совершенное из чисел. То, почему Пифагор представлял Бога как тетраду, объясняется священным рассуждением, приписываемым самому Пифагору, где Бог называется Числом Чисел. Это потому, что декада, или 10, состоит из 1, 2, 3 и 4. Число 4 является числом Бога, потому что оно — символ первых четырёх чисел. Более того, тетрада есть середина недели, будучи промежуточным между 1 и 7. Тетрада есть также первое геометрическое тело. Пифагор утверждал, что душа человека состоит из тетрады, при этом четыре силы души — это ум, наука, мнение и чувство. Тетрада связывает все вещи, числа, элементы и сезоны.
Ключевыми словами к тетраде являются: «стремительность», «сила», «мужество», «держатель ключа к Природе», потому что универсальная конституция не может существовать без тетрады. Она также называется гармонией и первейшей глубиной и важностью.
Четвёрка — важнейшее мистическое число, знаменующее абсолютное всемогущество, вездесущность, целостность, полноту, землю, устойчивость, власть над временем и пространством. Как символ целостности, четвёрка при обрядах посвящения рассматривается в качестве корня всех вещей. Четыре — чётное число, идеально устойчивая структура, что определило его использование в мифах о сотворении Мира и ориентации в нём. Четырёхкратное деление мира сохраняется в традициях всех посвящений, во всех религиозных культурах. Четырёхчленность пространства распространяется и на время: в истории человечества существовало четыре века (Золотой, Серебряный, Бронзовый и Железный), жизнь человека делится на четыре периода (детство, молодость, зрелость и старость). Число 4 делит время на большие и малые «четырёхгранные» шкалы. Большая включает в себя: год, месяц, неделю и день; а малая: сутки, час, минуту и секунду. Главные временные категории каждой шкалы также подвластны магии четвёрки: год дробится на четыре сезона: весну, лето, осень и зиму; сутки на: утро, день, вечер и ночь (в соответствии с солнечным циклом); а час мы делим на четверти. Это число вошло в символику всех солнечных культов, и означает также два солнцестояния и два равноденствия.
Четвёрка — число порядка: четыре стороны света (были первым средством ориентации в пространстве, на земле и на воде, известным человеку), четыре стихии, четыре фазы Луны, четыре небесных ветра, четыре священные горы, четыре моря, четыре реки Рая. Многие государства состояли из четырёх провинций, и в города, поделённые на кварталы, вели четверо ворот, ориентированных по сторонам света (так было в Китае, Мексике, Судане).
В эзотерике число четыре — божественный процесс, которым наши мысли и чувства профильтровываются в этот мир, т.е. четыре — число очищения, чистоты. Четвёрка — число организации, совершенного ритма. Это число Юпитера, живого закона, бога защиты и справедливости, организующего начала всего сущего. Число четыре также управляет психикой человека. К.Г.Юнг определяет четыре психические функции: мысль, интуицию, ощущение и чувство. Они открывают нам четыре основных аспекта вещей в четырёх уголках нашего духовного горизонта. Для Юнга четырёхчастное деление движения и форм имеет большую ценность, чем трёхчастное. В противоположность динамике нечётных чисел (таких, как три, пять и т.д.), чётные числа характеризуются свойствами стабильности, прочности и определенности. Поэтому троичная символика имеет тенденцию к выражению активности и динамизма (или чистого духа), тогда как четверичность преимущественно подразумевает материальные вещи (или просто рациональный интеллект).
Четвёрка — это Ключ к Земле и Небу, открывающий духовное и материальное совершенство. Четверка — это число посвящения; символами четырёх путешествий, которые совершил Будда, являются Четверо Врат. У суфиев при посвящении кандидат должен пройти через четыре двери, что соответствует количеству первичных стихий. В Буддизме Древо Жизни Дамба имеет четыре ветви, от его корней текут четыре священные реки рая, символизирующие четыре безграничных желания: сострадание, привязанность, любовь, беспристрастность; четыре направления сердца. В буддийском учении насчитывается четыре главные (благородные) Истины, четыре основные Заботы, четыре стадии Просветления, четыре печати, четыре Жилища Будды, связанные со сторонами света и выражающие их характеристики и качества.
Священные письмена Индуизма (Шастры) делятся на четыре класса: Шрути, исходящие из прямого божественного откровения и содержащие Пураны (мифологические эпосы и предания) на темы космогонии, теологии, астрономии и физики; Тантры (приёмы и ритуалы, используемые в божественных культах), ведущие к обретению сверхъестественной силы; четыре Веды (сборник гимнов и некоторых Упанишад, т.е. трактатов по Философии, Волшебству, Богослужению и Размышлениям). Эти последние и есть сам Брахма, Душа мира, с его четырьмя лицами и четырьмя головами, с четырьмя Словами, исходящими из четырёх Уст… Его учение разделено на четыре части, соответствующие четырём сферам Вселенной: Пространству — Миру — Свету — Чувству.
В Христианстве число 4 — это древний символ силы и мужества, духовного совершенства, целостности и универсальности Мироздания. Оно представляет собой четырёхкратную основу мира, четыре основных элемента и четыре ветра. Согласно Максиму Исповеднику четверица может составить десятицу, если постоянно слагать её с единицей. Далее он утверждал, что четвёрка является единицей, «поскольку единично объемлет собою всё добро и являет простоту и нераздельность Божественного действия». На основе таких определений четвёрка и её геометрический эквивалент — квадрат стали обозначать Бога (квадратный алтарь) и сотворённый им материальный мир. Квадрат, связанный с символикой числа «четыре» воплощает идею равновесия и упорядоченности Космоса, идею Совершенства.
Цифра 4 обладает равенством четырёх сторон квадрата, ни одна из которых не превышает по длине другие. Таким образом, это число становится символом справедливости Господа, в котором нет ничего неравного. В Апокалипсисе, приписываемом Иоанну Богослову, четвёрка символизирует универсальность божественного действия во времени и пространстве.
Четыре — это символ материального мира и материальных вещей. Это число связано с земным существованием. Число 4 также символизируют стадии развития человеческой личности, перекликающиеся с четырьмя уровнями Мистерий Пифагора.
Существует ещё одно понятие, связанное с числом 4, и с моей точки зрения — оно одно из самых важных — это Тетраграмматон — Священное имя Единого Бога. Это имя фигурирует в Библии в виде четырёх букв: ЙХВХ, и иногда сопрягается со словом Адонай (наш Господь). Под этим именем Бог упоминается в текстах Ветхого Завета, начиная с Книги Исход; на русский язык оно традиционно переводится, как Господь. Сокровенное имя Всевышнего долгое время произносилось вслух в День Очищения неслышно для окружающих один раз в году первосвященником; тайна его звучания устно передавалась по старшей линии первосвященнического рода. Для того, чтобы его произносить, средневековые толкователи Торы прибавили к нему гласные из слова Адонай («господин»). Таким образом, получилось условное имя ЙаХоВаХ, транслируемое на европейские языки, как Яхве или Иегова. Корень ЙХВХ — ХВХ означает «бытие», «жизнь» или «женщина», что на древнем Ближнем Востоке было взаимозаменяемыми концепциями. Этим буквам в латыни соответствует: E-V-E (Сочельник). Таким, образом, внутреннее значение Тетраграмматона — Сочельник, МАТЬ ВСЕГО ЖИВОГО». 

(Л.Венгерская. Число чисел — мистическая тетрада. 22.03.2012г. Сайт www.vrata11.ru.)

 

1.2. КОНЦЕПЦИЯ ЧЕТЫРЕХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ.

В классической психологии до настоящего времени традиционно изучались два основных состояния сознания человека: состояние бодрствования, или активное состояние, и сон, рассматриваемый как состояние отдыха. На первый взгляд, кажется, что бодрствование и сон являются противоположными состояниями сознания. Однако оба эти состояния имеют много общего. Строгой границы между бодрствованием и сном по наличию психических процессов, протекающих в этих состояниях, нет. Долгое время полагали, что сон — это просто полный отдых организма, позволяющий ему восстанавливать силы, израсходованные в период бодрствования. Однако, было обнаружено, что мозг во время сна продолжает активно функционировать. Сегодня уже доказано, что сон — это не просто восстановительный период для организма, сон представляет собой состояние первостепенной важности для сохранения нормального состояния сознания.
Как известно, важнейшим свойством сознания является его подвижность, изменчивость, динамизм. Известный американский философ и психолог Уильям Джеймс предлагал рассматривать сознание как нечто похожее на поток или на речку, а психологическую науку определять «как описание и объяснение состояний сознания». Он полагал, что сознание — это множество ручейков, потоков, текущих одновременно. Современные исследования показывают, что вместе с подвижностью, динамизмом, сознание каждого человека также обнаруживает определенную стабильность, постоянство, устойчивость, Таким образом, сознание человека представляет собой единство подвижности и устойчивости, динамизма и стабильности. Человек как «открытая система» для своего выживания постоянно нуждается во взаимодействии с внешней средой. Стремясь удовлетворить свои потребности, достигнуть поставленных целей, он постоянно сталкивается с самыми разными ситуациями и проявляет при этом разные формы своей активности. Эта активность связана с необходимостью расшифровки сигналов, поступающих из внешней среды. Качество же работы по расшифровке поступающей информации зависит от состояний сознания.
Состояния сознания человека определяются целым рядом взаимосвязанных факторов. Так, уровень активности человека зависит от естественно сменяющихся циклов бодрствования и сна. Состояния сознания могут меняться и под воздействием лекарственных средств, они зависят также и от характера сигналов, поступающих через наши органы чувств от внешнего мира. Влияют на эти состояния и сигналы, поступающие из внутреннего мира, от мысленных образов, воспоминаний, хранящихся в памяти. Причем определенный отбор сигналов определяется характером врожденных и приобретенных потребностей. Таким образом, бодрствование и сон — это состояния, при которых мы можем активно и пассивно приспосабливаться к сигналам, поступающим изнутри и извне.
В отличие от традиционной психологии, согласно Тантре, существует четыре базовых (первичных) состояния человеческого сознания — это (санскр.) джаграт, свапна, сушупти, турийя. Вот что пишет И.К.Таймни (см. Таймни И.К. Введение в психологию Йоги. / Пер. Л.Ефимовой, Д.Устьянцева. М. Центр буддологических исследований «Шечен». 2005г. Часть Вторая. Взгляд на природу сознания. Глава 10. Четыре состояния сознания (J?grat, Svapna, Sushupti и Turiya). Сайт www.ariom.ru):

«Существует большая степень неопределённости относительно значения четырёх состояний сознания, упоминающихся в литературе по Йоге. Эти состояния сознания и их смысл комментировались некоторыми авторами, но, я боюсь, что проблема осталась, и большинство изучающих философию Йоги не удовлетворены своими знаниями по этому вопросу. Давайте посмотрим, можно ли проникнуть глубже в природу этих состояний сознания, используя знания психологии Йоги.
Важным пунктом, который мы должны отметить в самом начале, является то, что эти четыре состояния есть состояния сознания, но не ума, являющегося производным от первого. Следовательно, они связаны с природой «сознавания», а не с «содержанием» этого сознавания, которое является продуктом работы ума. Сознавание, как мы уже видели в других контекстах, будучи выражением сознания, является цельным, нерасчлененным его состоянием, а ум — состоянием расчлененным. Поскольку мы являемся пленниками ментального мира, созданного нашим умом, и воспринимаем сознание только как силу, излучающую свет где-то за пределами ума и воспринимаемую нами просто как расплывчатую разновидность сознавания где-то на физическом плане, ключ к природе этих четырёх состояний сознания нужно искать в природе сознавания, если мы действительно хотим понять истинное значение этих состояний при наших ограниченных возможностях. По мере того, как в практике Высшей Йоги сознание оттягивается к своему центральному источнику, читта-вритти или ментальные состояния становятся более очищенными и утончёнными, а освещающая сила сознания осуществляется во всё более полной мере, так же как и реальность, из которой произошёл ум и в которой он функционирует. Поэтому значение четырёх состояний сознания и их взаимодействие легче увидеть на этих внутренних планах.
Даже при имеющихся у нас ограничениях можно понять истинное значение этих четырёх состояний, при условии, что мы ищем решение проблемы в правильном направлении. Фундаментальной ошибкой, которая, по моему мнению, была совершена при попытке разобраться в данной проблеме и которая заставила нас сойти с правильного пути, заключается в том, что мы считаем, будто эти четыре состояния появляются последовательно, по мере того, как наше сознание постепенно поднимается с одного плана на другой. В действительности же эти четыре состояния сознания присущи самому сознанию и, следовательно, наблюдаются при функционировании или проявлении сознания на любом плане. Если к рассмотрению данного вопроса подходить таким образом, то смысл этих четырёх состояний раскрывается достаточно легко. <…>
Важным пунктом, о котором следует упомянуть здесь, является то, что сознавание является цельным, нерасчлененным состоянием и, следовательно, все четыре состояния сознания присущи ему и остаются таковыми, даже если оно погружается на более глубокий уровень и функционирует при помощи более тонких оболочек. По этой причине, в соответствии с опытом Йоги, все эти четыре состояния можно воспринять на любом плане, продвигаясь от уровня к уровню в ходе последовательного освобождения сознания. <…>
Концепция четырёх состояний сознания более детально рассматривалась в «Мандукья-Упанишаде». Но, изучая предмет таким, как он представлен в Упанишадах, мы должны помнить, что там он рассматривается с макрокосмической точки зрения, тогда как мы в этой главе обсуждали его с точки зрения микрокосма. Это более ограниченное исследование с микрокосмической позиции подготовит почву и поможет легче понять более трудный и сложный макрокосмический аспект».

Д-р И.К.Таймни (1898-1978) был профессором химии Аллахабадского Университета в Индии, где занимался исследовательской и преподавательской деятельностью; его многочисленные статьи публиковались в специальных научных изданиях ряда стран. Кроме того, он был видным членом Теософского Общества и какое-то время входил в состав его Генерального Совета. На протяжении многих лет д-р И.К.Таймни был духовным главой Эзотерической Секции Теософского Общества со штаб-квартирой в Адьяре (Индия) и негласно путешествовал по миру, обучая множество учеников. Его перу принадлежит несколько книг, ставших ныне классическими, в числе которых «Наука Йоги», «Самовоспитание в свете оккультизма», «Человек, Бог и Вселенная». За вклад в развитие теософской литературы д-р И.К.Таймни был награжден Золотой Медалью Субба Роу.

 

1.3. ЧЕТЫРЕ АСПЕКТА ЗНАКА «ОМ».

Согласно Тантрической концепции звука (Мантра-Видья), существует так называемая биджа-мантра, изначальная мантра Вселенной, которая в Тантрической Традиции (как и во всей Древнеиндийской Традиции) изображается вот таким красивым символом и звучит как «ОМ» или (если точнее) «АУМ»:

 1.3 АУМ оранж  1.3 АУМ  1.3. АУМ (ор)

Санскритское слово «биджа» означает (букв.) семя, зерно; зародыш; корень, основа; начало, происхождение. В Тантрической Традиции «ОМ» считается «предельным словом» или «невыразимым слогом». Существует множество книг, как в Индии, так и на Западе, посвященных толкованию этого сокровенного, сакрального слога. Согласно Древнеиндийской Традиции в этом слоге заключено абсолютно все, что есть в этой Вселенной. В «Мандукъя-Упанишаде» сказано: «Ом — это весь мир… прошлое, настоящее и будущее… все есть Ом… все, что превосходит время… — это Ом».

 1.3 АУМ 1 1.3 АУМ 2  1.3 АУМ 3  1.3 АУМ 4

Знак  1.3 АУМ оранж — это символ ОМ или АУМ. Считается, что этот знак находится за пределами понимания. Одако, всегда возникает вопрос: «Что означает АУМ? В чем его важность? Каково его значение и почему оно не записывается буквами? Почему используется эта форма знака? Конечно, этот знак требует всестороннего и глубокого изучения. Если внимательно посмотреть на этот знак, то можно увидеть, что он состоит из трех компонентов, которые олицетворяют звуки А-У-М.

 1.3 АУМ 5 1.3 АУМ 6  1.3 АУМ 7  1.3 АУМ 8

Согласно Тантре, в слоге АУМ звук «А» относится к проявленному миру, физической Вселенной, для человека звук «А» связан с его телом и обычным состоянием сознания (джаграт). Таким образом, звук «А» — это символ материальной Вселенной, индивидуального тела и сознания человека и состояния бодрствования (восприятие окружающего мира исключительно через физические органы чувств).
Звук «У» относится к проявленному миру, энергии Вселенной, для человека звук «У» связан с его внутренней энергией и сознанием в состоянии сновидения или мечтаний (свапна). Таким образом, звук «У» — это символ энергетики Вселенной, индивидуального ума, менталитета человека и состояния сна со сновидениями (восприятие окружающего мира не только через органы чувств, но и главным образом через образы и символы).
Звук «М» относится к проявленному миру, «психической» Вселенной, для человека звук «М» связан с его внутренним миром и сознанием в состоянии сна без сновидений (сушупти). Таким образом, звук «М» — это символ духовной Вселенной, индивидуального сознания и состояния глубокого сна без сновидений (восприятие окружающего мира без посредничества ума, разума, менталитета).
Таким образом, находясь в этом проявленном мире, человек пребывает в трёх базовых состояниях сознания. С их помощью человек взаимодействует с окружающим миром, воспринимает его, создавая для себя различные ощущения, образы, понятия и отношения.
Обратим внимание, что в слоге АУМ звук исходит от задней части рта (звук «A»), проходит через него (звук «У») и достигает губ (звук «M»). В конце слога губы сближаются и плотно сжимаются. Это символизирует закрывание дверей к внешнему миру и обращение к внутренним глубинам в поисках Истины. Поэтому, несмотря на видимую тройственную природу слога АУМ, в нем невидимо присутствует четвертая часть, которую нельзя обнаружить нашими ограниченными органами чувств, поскольку она не относится к сфере материального или духовного, — это четвертое состояние (турийя), особое состояние сознания, состояние недвойственности, оно «изображается» точкой (бинду), которая олицетворяет собой непроявленность. В таком контексте форма символа «OM», т.е. сам знак: 1.3 АУМ оранж

представляет собой как проявленность, так и непроявленность, феномен и ноумен (от греч. no?menon — трансцендентное; мысленное; то, что мыслится; термин, обозначающий нечто умопостигаемое в противоположность феномену, данному в опыте и постигаемому чувствами; впервые употреблен Платоном).
Вот что пишет И.К.Таймни (см. Таймни И.К. Введение в психологию Йоги. / Пер. Л.Ефимовой, Д.Устьянцева. М. Центр буддологических исследований «Шечен». 2005г. Часть Вторая. Взгляд на природу сознания. Глава 10. Четыре состояния сознания (Jаgrat, Svapna, Sushupti и Turiya). Сайт www.ariom.ru):

«Давайте теперь задержимся немного на последнем, т.е. на состоянии сознания Турийя. Санскритское слово «turiya» означает «четвёртый», «образующий четвёртую часть», и употребляется обычно для обозначения абсолютного четвёртого состояния Безличного Духа или Брахмана. В данном контексте оно используется для обозначения четвёртого или высшего состояния сознания, которое по самой своей природе должно быть отражением Абсолютной Реальности. Это состояние, как указывалось ранее, относится к трём состояниям, имевшим место ранее, и является их кульминацией в практике Самадхи. Для того, чтобы глубже понять значение Turiya-avasth?, что может быть приблизительно переведено как «Запредельное состояние», нам придётся более внимательно проанализировать происходящий в практике Самадхи процесс перехода сознания от одной оболочки к другой. <…>
… поэтому единственный путь — это идти вперёд и пройти через Центр или Точку, которая является «дверью», ведущей на другие планы Бытия, как указывалось при выяснении природы этой Точки… Сознание рано или поздно пройдёт через этот Центр и окажется на следующем, более высоком плане. <…>
… момент, когда сознание действительно проходит через Точку связи между планами, имеет особое и огромное значение. Эта Точка не является материальной (протяжённой), и процесс прохождения через неё может быть только мгновенным. Но в этот момент сознание приходит в соприкосновение со всеми уровнями Реальности, включая Абсолютную Реальность или Абсолют. Как было показано в главе о Космическом Ритме в книге «Человек, Бог и Вселенная»: Маха-Бинду (Абсолютная Точка) и Маха-Акаша (Абсолютное Пространство) — это две крайности, между которыми вечно пульсирует Космический Ритм. Поэтому Сверхцелокупное Состояние, которое мы называем Абсолютом, присутствует во всей своей полноте как в Маха-Бинду (в своём аспекте Наполненности), так и в Маха-Акаше (в своём аспекте Пустоты). По этой причине прохождение через Точку означает моментальный контакт с Абсолютной Реальностью или Пара-Брахманом и должно, по крайней мере, теоретически, давать йогину возможность увидеть хотя бы слабый проблеск этой Реальности. <…>
Состояние Турийя, о котором можно получить представление через Маха-Бинду или Великую Точку, может, с другой стороны, считаться отражающим, по крайней мере, теоретически, состояние Пустоты Абсолюта, в котором все принципы, функции, энергии, силы и противоположности присутствуют в сверхцелокупном и абсолютно гармоничном состоянии. Именно по этой причине оно уникально, запредельно, то есть находится всецело за пределами того, что мы можем понять или представить».

Вот что пишет Анагарика Говинда (см. Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно эзотерическому учению великой мантры «Ом Мани Падме Хум». / Пер. с англ. Н.Н.Дудко, С.А.Сидорова. СПб. Андреев и сыновья. 1993г., Беловодье. 2005г. 320 стр.):

«В «Мандукья-Упанишаде» значение звуков, составляющих ОМ, и их символическое толкование описаны следующим образом: «О» есть сочетание «А» и «У», поэтому весь слог содержит три элемента — А-У-М. Поскольку ОМ является выражением наивысшей способности сознания, эти три составляющих элемента объясняются как три уровня сознания: «А» — бодрствующее сознание (санскр. джаграт), «У» — сознание во сне со сновидениями (санскр. свапна) и «М — сознание в глубоком сне без сновидений (санскр. сушупти); ОМ в целом представляет всеобъемлющее космическое сознание (санскр. турийя) четвертого уровня, за пределами слов и понятий — сознание четвертого измерения.
Однако выражения «бодрствующее сознание», «сознание во сне со сновидениями» и «сознание в глубоком сне» не следует понимать буквально, но как: 1) субъективное сознание, основанное на восприятии внешнего мира, т.е. наше обычное сознание; 2) сознание нашего внутреннего мира, т.е. мира наших мыслей, чувств, желаний, устремлений, которое мы можем назвать также духовным сознанием; 3) сознание недифференцированного единства, не разделенного более на объект и субъект и полностью пребывающее в самом себе. В Буддизме оно описывается как состояние бескачественной неограниченной Пустотности (санскр. шуньята).
Тем не менее, четвертое и наивысшее состояние (турийя) различными философскими школами описывается по-разному, в соответствии с их представлением о том, что следует рассматривать как наивысшую цель или идеал».

 

1.4. ЧЕТЫРЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ.

Вот что пишет О.Н.Ерченков (см. Ерченков О.Н. Феноменологические модели и символы абсолютного сознания в религиозно-мистической литературе Кашмирского Шиваизма. Публикации Института Восточных Рукописей (ИВР РАН). СПб. 2009г. Сайт www.cdn.scipeople.com.):

«В «Мандукья-Упанишаде» выводится концепция «четырехчастного Атмана», пребывающего в состоянии бодрствования (джаграт), сна со сновидениями (свапна), глубокого сна (сушупти) и в «четвертом», трансцендентном состоянии (турийя), трансцендентном по отношению к трем предыдущим. Эти четыре состояния сознания рассматриваются в микрокосмическом и макрокосмическом аспекте и соотносятся с четыремя матрами, фонетическими элементами, составляющими священный слог ОМ.
В первом разделе «О священном предании» главной работы раннего ведантиста Гаудапады (ок. V в. н.э.) «Мандукья-Карики», представляющей собой развернутый комментарий к «Мандукья-Упанишаде», исследуется иерархия этих четырех состояний сознания (авастха). Ее автор анализирует их, соотнося с макрокосмическимим уровнями сознания.
(*Шанкара называет Гаудападу «учителем учителя», но обратим внимание на то, что Рамачандра Рао в своей книге «Тантра. Мантра. Янтра» (см. Рамачандра Рао. Тантра. Мантра. Янтра. Тантрические традиции Тибета. / Пер. с англ. А.Иванникова. Беловодье. 2002г. 304 стр.) утверждает, что в Тантрической Традиции Гаудапада упоминается как великий адепт Тантризма. прим. ред.).
Согласно Гаудападе, первое состояние, вайшванара (букв. «всечеловееское») соотносится с бодрствующим состоянием сознания (джаграт). Оно характеризуется направленностью на внешние объекты и ощущения, такие как вукс, цвет, запах и т.д. На макрокосмическом уровне состоянию вайшванара соответствует мир плотных осязаемых форм, наблюдаемый в повседневной жизни. Второе состояние — тейджаса, букв. «огненное», «сияющее». Оно сравнивается с огнем, благодаря своей пластичности и изменчивости, подобной языкам пламени. На языке западного оккультизма это состояние чаще всего именуется «астралом», «астральным светом». Опыт его переживания часто ошибочно смешивается с высшими состояними сознания, а иногда подменяет собой их. Наиболее ярко это состояние переживается во время т.н. «цветных снов», галлюцинаций, всевозможных измененных, трансовых и внетелесных состояний сознания, когда сознание полностью охвачено содержанием ментального инструментария: ума (манаса), интеллекта (буддхи) и эго (ахамкара), а также внутренними отражениями перцептивных восприятий органов чувств. Макрокосмическим соответствием состоянию тейджаса является промежуточный мир тонких форм (антарикша). Третьим состоянием сознания является бессознательное состояние сна без сновидений — сушупти. <…>
В ранних текстах Адвайта-Веданты тройной структуре миров соответствуют три основных модуса сознания: бодрствование (джаграт), сон со сновидениями (свапна) и глубокий сон (сушупти). На уровне макрокосмичеких соответствий три первых состояния сознания именуются вайшванара, тейджаса и праджня. Первое состояние, доступное всем, и охватывающее все объективно существующее эмпирическое бытие (отсюда его обозначение «вишва» — «все»), есть обычное состояние бодрствования, т.е. восприятие внешних объектов в результате контакта с ними органов чувств. Второе состояние — сна со сновидениями (свапна) — обозначается как «сияюшее» (тайджаса): здесь объектами восприятия являются порождения самого сознания, от которых неотделим мир грез и сновидений. Третье состояние (сна без сновидений) — собственно «сознающее» (праджня) — здесь объектным коррелятом сознания выступают уже не объекты, но только состояние блаженства (ананда). Четвертое состояние сознания (турийя) трансцендентно всем предыдущим, бодрствованию и сну, глубокому сну без сновидений и блаженству — оно принципиально неопределимо и характеризуется лишь как свидетель всего (сарвадрик)».

 

ДЖАГРАТ — это обычное состояние бодрствования, противоположное состоянию сна, т.е. это состояние, когда сознание находится в «непосредственном контакте» с внешними объектами, окружающим миром. Джаграт — это состояние, в котором человек пребывает в полном сознании, воспринимает и осознает объекты внешнего мира посредством «сознательного» ума и чувств, и способен думать и действовать в соответствии с этим осознанием, т.е. это так называемое состояние осознания присутствия, свидетельствования, состояние пробуждения (но не пробужденности), т.е. когда сознание пробуждено, когда человек способен сосредоточиться и стать сознающим вещи и феномены за пределами своего (обычного) сознания. Джаграт — это определенный план существования, когда чувства и разум направлены наружу. Это мир «объективной», физической реальности. Это то, что человек согласен считать реальностью во время своего активного, сознательного бодрствования.
Слово «джаграт» переводится как «бодрствование», «сознавание», «движущееся». Слово «джагрит» означает «бодрствующий», «сознательный», «движущийся», а слово «джагри» — быть пробужденным, внимательным, наблюдательным. Слова «вселенная», «мир» на Санскрите часто передаются словом «джаграт» — «то, что движется». В проявленном мире все находится в движении. Движение, которое представляет собой сущность проявленного мира, воспринимается человеком как звук, цвет, форма, ощущение, запах и т.д. Это результат воздействия мира на наши органы чувств и ум, которые сами находятся в постоянном движении. Поскольку любое движение сопровождается соответствующей звуковой вибрацией, то любой «объект» мира должен иметь свой звуковой аспект, а отсюда и свое «название».
Состояние бодрствования связано с «осознаваемой», «осмысляемой» деятельностью человека — это определенный диапазон активности организма человека. Вполне естественно, что для большинства людей именно это состояние приобретает некий статус «изначального пункта», «точки отправления». В физиологии это связано с активизацией деятельности мозга и центральной нервной системы. Интенсивность бодрствования отражается на процессах мышления, обучения и запоминания, обеспечивает полноту анализа и синтеза воспринимаемой информации, лучшее использование накопленного опыта, что формирует более точные и адекватные ответные реакции на внешние сигналы. В психологическом отношении это состояние находит отражение в повседневной умственной деятельности, «напряжении» духа, мышлении, речи, поведении и т.д. Тот, кто смотрит, или привык смотреть на мир только через стекло бодрствования, как правило, лишается способности к другим возможностям восприятия, и уже даже не ставит под сомнение, что состояние бодрствования дает полную и единственную картину Истинной Реальности.

 

СВАПНА — это состояние сна, состояние сна со сновидениями, состояние сновидения, противоположное состоянию бодрствования, т.е. состояние, когда сознание находится не в «прямом контакте» с внешними объектами, окружающим миром, а в контакте с ними при помощи «посредников». Свапна — это состояние субъективной объективности, это состояние, когда человек пребывает в «субъективном» сознании, т.е. воспринимает и осознает объекты внешнего мира не столько посредством «сознательного» ума и «объективных» чувств, сколько через субъективные ум, чувства, образы, стереотипы, установки и т.д., и поэтому способен думать и действовать в соответствии с этим «пониманием», т.е. это так называемое состояние «бодрствующего сна» (например, состояние гипноза). Это можно сравнить с человеком, который всю свою жизнь смотрит на окружающий мир только через окно своего дома. В этом окне может быть не очень чистое, а порой, откровенно говоря, очень грязное стекло. И, если человек не знает, как выглядит мир без стекла, в его восприятии может укорениться мнение, что именно вид через это стекло и есть объективная Реальность. Свапна — это определенный план существования, когда чувства и разум уже не направлены наружу, но еще не направлены внутрь. Слова «мечта», «сон души» на Санскрите могут передаваться словом «свапна». Но само слово «свапна» может иметь более широкое значение, а не только «мечта» или «сон». Это слово часто переводят как «транс» или «ясновидение».
Если посмотреть словари и покопаться в сети Интернет, а также обратиться к другим санскритским словам, имеющим слог «сва», например: свабхава, свадхистхана, свара, сварга, сварупа, свастика, сваха, сваямбху и др., то можно обнаружить следующие значения слога «сва»:
— сущее
— вечное
— основа
— мудрость
— небесное
— добро, благо
— небесная Сила
— благословение
— собственное «Я»
— свой, собственный
— солнечный, добрый
— истинный, внутренний
— сам, сущий, явь, навь, правь
— воплощение творческой Силы
— весь, все, вся, Всемощь, Всесила
— обозначает единство Вселенной
— означает выход из Тьмы на Свет
— представляет потенцию Господа
— придает оттенок умиротворения
— древнее слово, означающее Небеса
— Божественная Матерь всего сущего
— означает проявление Света, Истины
— указывает на того, кто знает внутреннее «я»
— свой, прирожденный, жизненная сила, душа, я
— букв. совокупное Я, т.е. Космос, Небо, верхний, горний Мир
— обозначает принадлежность к Небесам и Абсолюту (Брахману)
— означает самый высший уровень человеческого сознания на уровне души.

Присутствие слога «сва» может означать того, кто погружен во внутреннее «я», может также означать «я слуга …». Этот слог может относиться к трансцендентной природе и означать «полностью предаться» (например Свету Мудрости, Высшему Знанию, Единому и др.).
Возможно, своевременным будет немного отклониться в область языкознания и рассмотреть явление языка, где происходит взаимозаменяемость звуков [у] и [ва]. В случае со словами «су» и «сва», «суть» и «свят» меняется звучание, но значение остается прежним. Хотелось бы подчеркнуть абсолютную идентичность египетских, арийских и славянских слов, обозначающих свет: авестийское «су»; русское «свет»; египетское «шу»; английское «шайн». У древних славян женская ипостась Сварога — Мать-Сыра Земля, имела еще несколько имен — Мать Сва, Мать Небесная, Мать Сущая, Мать Святая — все это имена Матери Природы. Слова «сва», «суть», «свят» есть производные от древнего «су», которое на индоевропейском означает «свет». В западноевропейской мифологии (герметике) есть божество под именем Сирийской Богоматери, она также соответствует славянской Матери Сва (Сирия — Асирия — Асурия). Мать Сва или Мать-Сыра Земля. (см. Древний Египет и Русь: некоторые вопросы истории, мифологии и языкознания. 24.02.2005г. Сайт www.library.by.).

 

СУШУПТИ — это «глубокий сон без сновидений. Одно из измененных состояний сознания (авастха). В Упанишадах его связывают с полным выключением сознания. Веданта рассматривает его как слияние души индивидуальной с мировой. В Буддизме состояние сна без сновидений сопоставляют с нирваной. Человек в нем пребывает в оцепенении и блаженстве. Считают, что в сушупти сохраняются неведение (авидья) и семена (биджа) знаний (джняна)» — так сказано в словаре по Буддизму (см. Популярный словарь по Буддизму и близким к нему учениям. / Голуб Л.Ю., Другова О.Ю. Хроникер. 2003г.).
Вот что пишет И.К.Таймни (см. Таймни И.К. Введение в психологию Йоги. / Пер. Л.Ефимовой, Д.Устьянцева. М. Центр буддологических исследований «Шечен». 2005г. Часть Вторая. Взгляд на природу сознания. Глава 10. Четыре состояния сознания (J?grat, Svapna, Sushupti и Turiya). Сайт www.ariom.ru.):

«Давайте теперь рассмотрим следующее, более высокое состояние сознания, которое на Санскрите называют Сушупти. Здесь мы тоже видим, что иллюстрация этого состояния сравнением с состоянием сна без сновидений способствовала большой путанице в сознании читателей и писателей. Всё, что написано большинством авторов в попытке интерпретировать состояние Сушупти, звучит как вздор, хотя они, как правило, пользуются высокопарными словами и мистическим языком, дабы произвести впечатление на своих учеников. Позвольте нам не обращаться к этим ошибочным интерпретациям, но давайте лучше попытаемся понять внутреннее значение состояния Сушупти непосредственно. <…>
Неправильное истолкование истинной природы состояния сознания Сушупти вызвано тем фактом, что состояние сна без сновидений применялось просто для иллюстрации состояния Сушупти, хотя, в действительности, оно не представляет это состояние в полной мере. Это состояние выбрано для того, чтобы проиллюстрировать состояние Сушупти, поскольку оно имеет сходство с ним по двум аспектам. Этими аспектами являются: (1) в отличие от состояния сна со сновидениями, в состоянии сна без сновидений нет никакого ментального образа, или пратьяи; (2) в этом состоянии всё же присутствует сознавание или сознание, также как оно присутствует во сне без сновидений. Откуда мы знаем об этом? Потому, что когда мы просыпаемся после сна без сновидений, то осознаём непрерывность сознания и часто испытываем ощущение счастья, или чувство удовлетворения после периода спокойного сна. Если бы это был просто пробел, приводящий к прерывистости сознания, тогда не было бы причины для осознания этого периода, или для чувства удовлетворения после пробуждения.
Вышеприведённый аргумент часто использовался индийскими философами и писателями, занимающимися этим предметом, но я думаю, что они придают ему больше веса, чем он того заслуживает. Существенное и несомненное сходство между состоянием Сушупти и сном без сновидений состоит в отсутствии у того и другого пратьяи. Ум свободен от какого-либо ментального содержания, но сознание, тем не менее, присутствует, хотя, безусловно, логически очень трудно установить присутствие сознания во сне без сновидений. Тот аргумент, что сознавание — это выражение сознания, и что сознавание отсутствия ментальной активности во сне без сновидений демонстрирует присутствие сознания в этом состоянии, может быть неприемлем для многих людей.
Если состояние сна без сновидений используется просто как сравнение, чтобы проиллюстрировать состояние Сушупти, а не является самим этим состоянием, то слабость аргумента на самом деле не имеет значения, поскольку иллюстрация или сравнение не предполагает полного сходства с иллюстрируемым. Частичное сходство вполне может оправдать употребление иллюстрации или сравнения.
Однако необходимо особо отметить, что состояние сна без сновидений, которое большинство из нас испытывают каждый день, в действительности не является истинным состоянием Сушупти. Недавние исследования природы сна, проведённые психологами, показали, что состояние сна со сновидениями и состояние сна без сновидений у обычного спящего человека чередуются и зависят от многих факторов, таких как здоровье, состояние ума и т.д. Состояние сна без сновидений так же обычно и так же часто встречается, как и состояние сна со сновидениями, в которое мы все погружаемся во время сна.
Следовательно, считать состояние сна без сновидений состоянием Сушупти не правильно, и это демонстрирует незнание философии Йоги и незнание внутреннего значения тех слов, которые используются для описания состояний сознания. Это неизбежно происходит, когда мы теряем контакт с реальными вещами и запутываемся в словах и идеях, не связанных с их действительным значением. Настоящее состояние сна без сновидений, которое мы испытываем каждый день, как и состояние сна со сновидениями, — это очень сложное явление, и нам не нужно заниматься этим вопросом здесь. Достаточно упомянуть его поверхностное сходство с истинным состоянием Сушупти, которое и дало ему свое название.
Чем же тогда является истинное состояние сушупти? Две сущностные характеристики этого состояния уже были упомянуты, а именно: одновременное отсутствие пратьяи и наличие сознания или сознавания. Эти два условия кажутся несовместимыми, так как в нашей повседневной жизни мы не имеем такого переживания, когда они оба присутствуют одновременно. Если в уме присутствует пратьяя, там обязательно присутствует сознавание. Там же, где нет пратьяи, нет и сознавания, как в обмороке или при анестезии. Сон без сновидений более приближен к концепции истинного состояния Сушупти, но, как мы уже видели, аргумент в пользу присутствия сознания в этом состоянии не является очень убедительным, тогда как явление сна без сновидений осложнено другими факторами, которые нет надобности здесь обсуждать.
Изучающие философию Йоги помнят, что состояние «бессознательного сосредоточения» (асампраджнята) имеет две характеристики, определяющие Сушупти, и оно ближе всего подходит к нашей концепции этого состояния. Фактически само слово «асампраджнята» в своей буквальной структуре имеет две коннотации: отсутствие состояния пратьяи и наличие сознания. Суффикс «а» означает «без» и относится к отсутствию пратьяи, тогда как «сам» означает «с» и относится к сознанию. Если читатель обратится к комментарию на афоризм 1.18 «Йога-Сутры» для более детального обсуждения природы асампраджнята-самадхи, он увидит, насколько точно оно соответствует концепции состояния Сушупти».

Сушупти — это состояние «глубокого сна», состояние «сна без сновидений», «сонное состояние» сознания, испытываемое каждым человеком, т.е. это состояние, когда нет ни объективных, ни субъективных образов, это то состояние блаженного покоя, ощущение которого человек может помнить после пробуждения, просыпания. Это состояние аналогично состоянию самадхи, когда нет ни разума, ни чувств, ни ментальных образов. Это так называемое состояние растворения, исчезновения явлений, «испытываемых» в состояниях бодрствования (джаграт) и сна со сновидениями (свапна). Джаграт — это состояние обычного видения, когда мы видим физический мир днем в состоянии бодрствования. Свапна — это состояние «образного» видения, когда мы видим, воспринимаем мир через образы. Сушупти — это состояние «внутреннего» видения, или виденье через «внутреннее» знание, восприятие мира без посредничества внешних форм и объектов, поэтому это состояние сознания можно назвать «пробужденным сном».
В этом состоянии человек не осознаёт своё тело, равно как не осознаёт звуки, запахи, формы, вкусовые ощущения и прикосновения. Вся деятельность ума приостановлена и находится внутри в непроявленном состоянии. Разум не осознаёт объективный или феноменальный мир. Это пустота в смысле отсутствия мыслей (образов) и темнота в смысле отсутствия света внутри. При этом нет никакого чувства отделённости или тождественности, частного или всеобщего, части или целого. Поэтому это состояние сознания также можно назвать как «бодрствование во тьме». Как говорят мудрые — «Когда ум молчит — это Сушупти». «Человек есть два человека: один спит при свете, другой бодрствует во тьме» — так сказал Джебран Халиль Джебран (1883-1931) — выдающийся арабский философ, писатель, художник и поэт. «Только в состоянии Сушупти, когда разум и чувства бездействуют, можно испытать аспект Божества без атрибутов и формы» — так сказал Шри Сатья Саи Баба (1926-2011) — популярный индийский гуру, известный своими сверхъестественными способностями, одна из самых заметных и противоречивых фигур в индийской духовной, социальной и политической жизни.
Для обычных людей Сушупти — это темнота, отсутствие всяких переживаний. Для тех, кто вовлечен в духовный поиск, в Сушупти исчезает лишь ложное «я», истинное «я» — активно. Сушупти — это равенство между проницательностью и молчанием ума. Осознание своего «я» в Сушупти глубоко реально. Сушупти может стать состоянием Самоосознания. Когда мы говорим, что «с вечера и до утра я спал прекрасно. Ничто не тревожило меня», эти слова отражают наш опыт в состоянии Сушупти, — в это время осознается наше истинное «я». Мы ощущаем состояние настоящего, истинного блаженства. Но если мы пытаемся это осознать, то понимаем, что мы не знаем ничего. В состоянии бодрствования (джаграт) иллюзия и эго вступают в свои права, мы говорим: «мы все знаем» Но в действительности человек ничего не знает. Лишь в состоянии «забытья» он способен осознать свое неведение. И если Сушупти становится настоящим бодрствованием, оно становится состоянием осознанного бытия, тогда человек воистину становится Человеком, а состояние чистой осознанности превращается в четвертое состояние — Турийя — высшую форму осознанности.
Все это, конечно, лишь слова. Слова и тексты имеют свой потолок, перепрыгнуть который им не дано. Лучшее, что они могут сделать — это подтолкнуть человека на путь самостоятельного духовного поиска и указать примерное направление движения. Не стоит преувеличивать значение слов. Язык — это лишь инструмент мышления, которое, в свою очередь, является инструментом сознания. Однако сознание не ограничивает себя этими инструментами в целях самопознания. Конечно, «поток энергии» не является Истиной, но это то средство, которое помогает человеку не только двигаться, но и приблизиться к цели, при условии, конечно, что человек движется в нужном направлении.

 

ТУРИЙЯ«Когда сознание наблюдает все три состояния (джаграт, свапна, сушупти), всё, что существует и не существует, тогда это состояние называется четвёртым (турийя)» — так сказано в «Сарвасара-Упанишаде». «Во время четвертой стадии, Турийя, той, что следует за глубоким сном, он (садхака) погружается в Ишварасатхану, Неизменное Существо». «Когда человек переживает опыт Чистого Божественного «Я»? В состоянии Турийя — четвертом состоянии сознания за пределами бодрствования, сновидений и глубокого сна. Это — состояние Запредельного Ума. В этом состоянии человек становится единым с Богом» — так говорил Шри Сатья Саи Баба.
Турийя — это необычное, недвойственное, трансцендентное состояние, т.е. состояние, когда сознание находится в единстве с окружающим, проявленным миром и в то же время за его пределами. Человек осознает себя единым со всем и находящимся за пределами всего. Турийя — это состояние, которое выходит за пределы бодрствования, сна со сновидениями и сна без сновидений, поэтому это состояние сознания превосходит все пределы логического разума и мышления. Это состояние немыслимое, неопределимое, неописуемое, поэтому оно называется просто турийя, то есть «четвёртое». Оно является свидетелем всех трёх состояний. Это состояние как воплощает, так и превосходит эти три состояния сознания. В нем осознаётся состояние бодрствования, в нем также осознаются состояние сновидения и состояние глубокого сна, которые по отношению к нему являются смыслообразующими и предназначены для приобретения опыта восприятия проявленного мира и переживания истинного блаженства, когда достигается единство восприятия проявленного и непроявленного мира, единой Истинной Реальности. Пределы человеческого разума могут быть преодолены посредством сознательного опыта, который позволяет человеку достичь того состояния, где он способен осознавать окружающий его Мир без окрашивания проекциями мыслей, рожденных ограниченным человеческим разумом. Четвертое состояние сознания невозможно описать в категориях земных мыслей, поэтому это состояние сознания иногда называют состоянием «безмысленного осознавания», но чаще называют «естественным состоянием просветленной души».
Турийя — это чистое трансцендентальное «я» человека. Это «изначальное» лицо человека. Турийя — это переживание Истинной Реальности за пределами всех явлений. Турийя — это приближение к Трансцендентной Истине, которую Тантрическая Традиция обозначила прекрасной формулой — «Сат-Чит-Ананда» («Бытие, Сознание, Блаженство»). (Для справки: согласно Энциклопедическому словарю Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (СПб. Брокгауз-Ефрон. 1890-1907), «трансцендентальный» и «трансцендентный» — философские термины, введенные в новейшую философию Кантом. Первый из них означает: определяющий априорные условия возможного опыта, в этом смысле выражение «Трансцендентальная философия» почти равносильно современному термину «Erkenntnisstheorie» (теория познания — наука о всеобщих и необходимых условиях возможного опыта). Второй термин — «трансцендентный» — означает переступающий границы возможного опыта (в противоположность термину имманентный); поэтому «Трансцендентная философия» все равно, что «метафизика», т.е. философская область, претендующая познать лежащее за пределами возможного опыта…».).
Именно здесь, в четвертом состоянии сознания можно прекрасно ощущать, слышать, воспринимать и понимать «беззвучный звук», выражающий верховную тайну Трансцендентной Истины, — звук «АУМ». Поэтому слог АУМ — это символ индивидуальной души человека, который объединяет в себе все четыре состояния сознания человека — бодрствование (джаграт), сон со сновидениями (свапна), сон без сновидений (сушупти) и осознанное состояние (турийя). Слог АУМ представляет собой полный феномен сознания человека, отражающий его физический (материальный), энергетический (образный), психический (сознательный) и мистический (осознанный) аспекты, которые в свою очередь делятся еще каждый на четыре, образуя, таким образом, число 16, в основе которого заложен космический порядок, когда любая энергия или информация проходит полный цикл проявления, развития и сжатия до уровня точки. Число 16 — это вершина совершенства системы. Именно число 16 проявляет духовность, демонстрируя космический порядок. Именно через число 16 человек способен понять «структурный план» Мира, получив «тайную картину» миропонимания.
Это весьма условное объяснение одного из значений священного слога АУМ. Оно используется только лишь для того, чтобы у человека была хоть какая-то определенность в понимании того, что не может быть полностью объяснено ограниченными средствами человеческой логики. Слог АУМ, как и другие мистические слоги и формулы Тантры, явлены человеку с целью научить его внимательному, тонкому познанию и истинному пониманию этого неповторимого, уникального, удивительного и необъяснимого, многообразного и единого Мира.
Согласно Тантре, турийя — одно из высших состояний сознания человека, но не самое высшее или абсолютное состоя¬ние сознания. Согласно Тантре, джаграт, свапна, сушупти и турийя — это лишь изначальные, первычные, базовые состояния сознания человека. Всего же, согласно Тантре, существует 64 основных состояния сознания человека.
Еще раз обратим внимание на то, что писал И.К.Таймни (см. выше, Таймни И.К. Введение в психологию Йоги. / Пер. Л.Ефимовой, Д.Устьянцева. М. Центр буддологических исследований «Шечен». 2005г. Часть Вторая. Взгляд на природу сознания. Глава 10. Четыре состояния сознания (J?grat, Svapna, Sushupti и Turiya). Сайт www.ariom.ru):

«Существует большая степень неопределённости относительно значения четырёх состояний сознания, упоминающихся в литературе по Йоге. Эти состояния сознания и их смысл комментировались некоторыми авторами, но, я боюсь, что проблема осталась, и большинство изучающих философию Йоги не удовлетворены своими знаниями по этому вопросу. <…>.
Эти четыре состояния сознания, которые мы пытаемся понять, представляют собой аспекты психологии Йоги, психологии неординарной, и они относятся к состояниям, испытываемым в практике Высшей Йоги. Извлечение их из реального контекста и попытка объяснить, пользуясь терминами обычных ментальных явлений, приводит к проблемам и привносит путаницу».

Обратим внимание на то, что все эти четыре состояния сознания определяются как авастха, что в переводе с Санскрита означает «состояние», «стадия», «степень».

«Словарь. Шабдакоша. Авастха — «обусловленное состояние» сознания. 1) Любая из ступеней развития души от сотворения до итогового погружения в Изначальную Душу. 2) Состояния сознания, которые обсуждаются в «Мандукья-Упанишаде»: джаграт или вайшванара (бодрствование), свапна или тайджаса (сон со сновидениями), сушупти (глубокий сон) и турийя — «четвертое состояние», сверхсознание. Пятое состояние, «за пределами турийи» — турьятита. См.: кевала-авастха, сакала-авастха, шуддха-авастха».

(Садгуру Шивайя Субрамуниясвами.
Слияние с Шивой. Сайт www.darklight-tantra.narod.ru.)

«Авастха — одно из трех возможных состояний сознания: джаграт — бодрствование, во время которого человек находится в теле и в той или иной мере осознает происходящее; свапна — сон со сновидениями, в котором фантазии разума смешиваются с реальностью, переживаемой в ходе неполноценного астрального путешествия; сушупти — глубокий сон тела, при котором человек не видит сновидений, но способен осуществлять астральные путешествия. Иногда упоминается четвертое состояние (турийя). Считается, что во время третьего состояния, состояния сна, личность (джива), хотя и отдыхает в причинном теле (карана-шарира), но все ещё отделена от своего подлинного «Я» собственным неведением. Однако в четвертом состоянии, турийи, это разделение преодолевается, и человек достигает чистого знания (шуддха-видья). Помимо этого существует также пятое состояние (турьятита), в котором наступает полное единение и тождество Атмы (личного «Я») и Параматмы (общего Верховного «Я»)».

(Степанов А.М. Большой словарь эзотерических терминов. Толковый
словарь по оккультизму, эзотерике и парапсихологии. Сайт www.ezoezo.ru.)

«Авастха — три состояния сознания, возможные у любого человека: 1. бодрствующее состояние (джаграт), при котором человек осознает объекты внешнего мира, думает и действует в соответствии с этим осознанием; 2. состояние сновидения (свапна), в котором существуют только умственные образы объектов, отсутствует контроль над этими образами, а также их сознательная оценка; 3. состояние глубокого сна (сушупти), в котором нет ни субъективных, ни объективных образов, есть только состояние блаженного покоя, о котором человек может вспомнить, проснувшись. Иногда упоминается четвертое состояние (турийя): считается, что во время третьего состояния личность, хотя и отдыхает в причинном теле (карана-шарира), но все еще отделена от своего подлинного Я собственным неведением. Однако в четвертом состоянии это разделение преодолевается, и человек достигает чистого знания. Существует также пятое состояние (турийя-тита), в котором наступает полное единение и тождество атмы (личного Я) и параматмы (общего Верховного Я)».

(Эрнест Вуд. Словарь Йоги. К. София. 1996г.)

«Авастха — состояние. Термин впервые встречается в Упанишадах. В Веданте он означает состояние сознания, или три состояния сознания, свойственные всем людям. Состояние бодрствования (джагара, джагарат, джагарита) называют всеобщим (вайшванара). Состояние сна со сновидениями (свапна) называют сияющим (тайджаса), так как в нем сознание не нуждается во внешнем источнике света. Глубокий сон без сновидений (сушупти, сушупта, шупта, супта) называют глыбой мудрости (праджнягхана). Йога ввела представление о пяти состояниях сознания (панчавастха), добавив четвертое (турья, турийя), которое считают космическим, т.к. в нем индивидуальная душа (атман) сливается с мировой, и пятое (турья-тита). В нем постигается творческий аспект (ишвара) Бога (Брахман), его сущность (ишвара-таттва). Описаны и другие состояния, такие как нидра (сноподобный йогический отдых), тандра (заторможенность, возникающая при переписывании священных текстов или при распевании мантр), мудха (смятение ума), нивриттимат (спутанное, алогичное сознание), кшипта (беспокойство, рассеянность, несобранность сознания). Буддийская духовная практика направлена на контролируемое изменение состояния сознания (авастха-паринама). Систему измененных состояний сознания (читтакальпа) и их содержание называют буддийским психокосмом».

(Популярный словарь по Буддизму и близким к нему
учениям. / Голуб Л.Ю., Другова О.Ю. Хроникер. 2003г.)

Недавно специалисты лаборатории нейро- и психофизиологии Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М.Бехтерева под руководством доктора биологических наук В.Б.Слезина провели интересное исследование, с целью выяснить, как меняется работа мозга человека во время совершения молитвы. Было проведено более двухсот измерений показателей активности мозга (с помощью электроэнцефалограммы) у людей, принадлежащих к разным конфессиям и имеющих разный социальный статус. Изучив полученные данные, специалисты пришли к выводу: во время глубокой молитвы кора головного мозга человека как будто отключается. Восприятие информации происходит минуя мышление. Этому явлению специалисты дали название — «молитвенное» бодрствование. Таким образом, к трем состояниям сознания, известным науке — бодрствование, быстрый сон и медленный сон, прибавилось четвертое состояние сознания — молитва. Но если первые три состояния сознания привычны для нормального человека, то это четвертое состояние сознания можно достичь только при помощи специальных духовных техник (молитва, медитация, самовнушение, самогипноз, дыхательные упражнения, произнесение мантр и т.д.)
Специалисты столкнулись еще с одним парадоксальным с точки зрения психофизиологии человека явлением — во время состояния «молитвенного» бодрствования энцефалограмма головного мозга соответствовала состоянию комы, т.е. состоянию, когда никакого сознания нет! В состоянии бодрствования в коре больших полушарий головного мозга преобладают так называемые быстрые биотоки с частотой от восьми до тридцати герц. Это бета-волны, соответствующие повышенной активности мозговой деятельности, и альфа-волны исходящие при пониженной активности мышления. В период сна мозг человека переходит на медленные тета-и дельта-волны, их частота понижается до трех герц. В состоянии «молитвенного» бодрствования частота биотоков снижается почти до нуля и соответствует той, которая наблюдается только у младенцев от рождения и до 4-х месяцев. То есть человек в состоянии «молитвенного» бодрствования в буквальном смысле слова становится как новорожденный и испытывает ощущения зашиты и счастья. Исследования также подтвердили, что состояние «молитвенного» бодрствования, когда мозг как бы находится в «младенческом» состоянии, необходимо человеку так же, как и остальные три состояния сознания человека. Если четвертого состояния сознания у человека не бывает, или бывает слишком мало, то так называемый «баланс сознания» нарушается, и появляются болезни.

* * *