Cтатья 3.2.1. Природа и сущность человека. (ч.2).

продолжение

«Очарование Тантры. Возможно, нет ничего более экзотического, волнующего и сенсационного в традиции индийской Йоги, чем практика Тантры. Ни один другой подход к Йоге не являл такого очарования для современного ума и его стремления к причудливому, увлекательному и загадочному.
Тантра предлагает и духовный, и мирской успех в высшей степени. Она объемлет не только сокровенные йогические знания, но включает в себя много важных практик исцеления тела и духа. В Тантре есть что-нибудь для каждого, в особенности для тех, кого могут отпугивать аскетические, связанные с отречением от мира подходы к духовной жизни, такие, которые, кажется, доминируют в большинстве прочих направлений традиции Йоги.
И все же за этим очарованием Тантры находятся очень глубокие учения, включая некоторые из самых живых течений и разработанных практик в традиции Йоги последнего тысячелетия или более. Тантра имеет много, чтобы предложить каждому.
Тантра и исполнение желаний. Очарование Тантры не есть нечто новое в человеческих культурах. Тантра это другая разновидность того же самого старого влечения к магии, оккультизму и ритуалу, что мы находим в некоторой степени во всех культурах, и оно имело очень важное значение повсеместно в древнем мире. Древние ведические обряды, как и современные тантрические предназначены для достижения всех целей человеческой жизни, начиная от камы или наслаждения и до победы в битве и мокши или освобождения. Такое стремление направить космические силы на исполнение наших человеческих желаний присутствует даже в монотеистических религиях. Неразвитое человеческое эго естественно сначала подходит к Богу со своими собственными нуждами более, чем с подлинными поиском знания и преданности. Тантра открывает нам один из самых разработанных путей, чтобы делать так, и признает его ценность в качестве первого шага в направлении духовного восхождения для человека. Тантра в более широком смысле — это глубокий основательный, высокодуховный или очень эстетический путь постижения наполненной сознанием вселенной, в которой мы живем.
Более широкие аспекты Тантры. Тантра — это сложная традиция со многими сторонами и гранями. Тантра переплетается с духовными учениями Индии и уходит глубоко внутрь ее древней истории. Распространенное понимание Тантры представляет только малую часть обширной системы знания. Тантра — это точная система знания, которая обеспечивает особые результаты и внутреннюю трансформацию в случае верного использования. Тантра также показывает нам, как использовать такие системы, как Астрология, Васту и Аюрведа для более глубоких уровней защиты и исцеления и для получения большего знания.
Историческое значение Тантры. Тантра — это, возможно, главное течение в индийской духовности последнего тысячелетия или более, которое помогает нам понять ее общее развитие. Мы можем также объяснить подлинную Тантру как йогический подход к науке и искусству. Тантра является основой Раса-Шастры или алхимической стороны Аюрведы и подходов Аюрведы к физиологии.
Тантра — это практическое и энергетическое применение всего йогического знания о жизни, времени, пространстве и энергии. Если вы обращаетесь к ней с правильным намерением, она может предложить вам много большее, чем исполнение ваших желаний, она может помочь вам достичь высшей цели жизни — постижения всей вселенной внутри вашего собственного сознания». 

(Дэвид Фроули. Тантра и неверные представления о ней:
очищение сущности от заблуждений. (Life Pozitive
Magazine. Delhi. Jan. 2005). Пер. А.Игнатьева)

«Тантра — это практический путь реализации, отличающийся глубокими эзотерическими знаниями о теле человека, о природе, о космосе, об устройстве Вселенной и о силах и законах, действующих в ней. Тантра не разделяет разные сферы человеческого знания – астрологию, астрономию, нумерологию, парапсихологию, анатомию и физиологию и другие, а соединяет их воедино, словно нанизывая бусины на одну нить. Возникающие при этом прекрасные четки становятся уникальным инструментом совершенствования физической, умственной и духовной жизни человека. Тантра исследует энергию самой жизни и стремится постичь закон, благодаря которому все в мире существует и взаимодействует. Тантра есть то знание, которое расширяет границы разума, тела и сознания.
Именно поэтому в Тантре так полно и тщательно разработаны и эффективно применяются такие аспекты духовной практики, как Кундалини-Йога (работа с телом), Мантра-Йога (повторение священных слогов), Янтра-Йога (концентрация на форме), мудры (изменение качества внутренней энергии), созерцание, медитация и практики поклонения различным божествам, олицетворяющим формы энергии. Во всех тантрических ритуалах основным является постижение внутреннего единства, а не внешняя ритуальная форма, которая служит лишь моментом настройки на соответствующее состояние.
Уникальным открытием Тантры является Учение о чакрах, создающее мост между материей и разумом, телом и духом, индивидуальным и универсальным: Учение о чакрах — учение о психических и энергетических центрах материального тела человека. В чакрах содержится информация о взаимосвязях человека и о его энергетической структуре. Разным чакрам соответствуют разные пласты сознания, разные уровни восприятия одним и тем же человеком окружающего мира. Поднимаясь от чакры к чакре, дремлющая энергия (кундалини) включает причинно-следственные связи, вследствие чего в жизни человека возникают возможности отработать ситуации, явившиеся причиной данного воплощения.
Тантра представляет собой целостную систему, использующую физические средства для достижения духовных целей. С помощью психофизических методов Тантра обеспечивает человека возможностью исследовать собственную внутреннюю природу и внутреннюю красоту благодаря возникновению наблюдающего сознания, которое разрушает самозабвение, раскрывает человеку тончайшие колебания ума и наделяет его способностью останавливать такие колебания, выработать привычку к сосредоточенности. Тантра предлагает методологию и инструменты для подобной работы над собой. Она учит человека выявлять различные факторы, оказывающие влияние на его мысли и чувства, и преодолевать преграды, мешающие его развитию. Это преграды, вызванные неведением, нетерпимостью, эгоизмом и привязанностью к своей животной природе. Очищая свои мысли и чувства посредством тантрических практик, человек учится создавать внутри себя покой, гармонию и упорядоченность.
Тантра открывает возможности человеку установить осмысленные взаимоотношения с собственным внутренним миром и миром вокруг него, а также направляет человека к четвертому состоянию — к расширенному сознанию, которое называют турийя. Тантра — это духовное учение, не зависящее от верований или мнений и неизменно поддающееся практической проверке, поскольку оно опирается на точную методологию психологических наблюдений и медитативных практик.
В основе тантрического взгляда на мир лежит принцип непрерывности потока энергии во времени и пространстве, понимание, что все существа находятся в одном пространстве взаимодействия в непрерывной взаимосвязи. Это накладывает на нас определенную ответственность за все наши действия, поступки и мысли». 

(Рутель. Тантра от традиции к современности: Индуистская Тантра.)

«1. Что такое Тантра. В Индии существуют различные виды духовных писаний: Веды, Упанишады, Пураны и т.д. Во всех этих писаниях содержится одно духовное зерно, объединяющее их как писания Индуизма. Концепция единого Бога, кармы, освобождения и обретения высшего состояния — является общей как для всех индуистских писаний в целом, так и для Тантр. Тантры, однако, — это непосредственные руководства к действию, и они содержат в себе множество практических методов для реализации. Содержание Тантр охватывает весь спектр жизни человека, не отметая никаких сторон существования.
Тантрический подход к духовному пути — чисто практический. Истинная Тантра лишена каких-либо форм обывательского мышления, условностей или псевдо-морали. Тантра — это Садхана-Шастра (т.е. писание, предназначенное для практики). Поэтому в тантрах могут содержаться любые методы, иногда внешне совершенно противоположные друг другу, но все они предназначены для достижения одной цели — постижения Абсолюта.
В Упанишадах постоянно утверждается формула, единая для всей Адвайта-Веданты: «Сарвам эком брахма» — «Все (сущее) есть Абсолют», так как в действительности не существует ничего, кроме Него. Тантра, находясь в полном согласии с адвайта ведантой в философии, воплощает в полной мере этот высший принцип на практике. Нет чистого или нечистого, плохого или хорошего, единственный путь заключается в осознании Бога во всем и всего в Боге.
2. Отличительные особенности тантрического Пути. Говоря о Тантре как о самобытной и самодостаточной для цели реализации системе, необходимо выделить те характерные черты, которые отличают ее от любой другой религиозной системы.
Прежде всего, надо сказать о том, что Тантра — это наука преобразования, но не подавления или отрицания. Общий дух Тантры носит явно позитивный характер, основывающийся на положительном опыте медитации и духовных упражнений, а не на осознании «греховности всего сущего», своей собственной «греховности» или «ничтожности» и т.п. Как говорил Шри Рамакришна: «Человек, который повторяет день и ночь: «Я грешник, я грешник» — становится на самом деле грешником». «Если вас укусит змея, и вы скажете с твердостью: «Во мне нет яда» вы будете исцелены. Точно также тот, кто утверждает с сильным убеждением «я не связан, я свободен», — становится свободным».
Далее, Тантра — это практический путь реализации, отличающийся глубокими эзотерическими знаниями о теле человека, о природе, космосе и всевозможных силах, действующих в них. Поэтому, именно в Тантре наиболее тщательно и полно разработаны и эффективно применяются такие аспекты духовной практики как Кундалини-Йога, биджа-мантры, янтры (символические диаграммы), мудры, ньяса, антарьяга (внутреннее поклонение или созерцание и т.д.
Тантра отличается от внешних видов поклонения или морально-религиозных кодексов, поведения, распространенных среди широких слоев людей, своим углубленным мистицизмом. Во всех истинно тантрических упражнениях, обрядах или ритуалах, акцент падает именно на медитацию, на постижение внутреннего единства, но не на внешние ритуальные действия. Тантрическая медитация предполагает отождествление себя с объектом медитации (т.е. с Абсолютом в той или иной личной форме, или вне всяких форм). Согласно Тантрам, человек, не осознавший себя как Божественное, не может истинно поклоняться Божеству. Такое утверждение может показаться «странным» только на первый взгляд, но, поняв его в истинном смысле — приобретают ключ к тайной двери самопознания. Особенно важным является то, что путь Тантр предписан как эффективный и даже наиболее действенный в наше время, в Кали-югу — «черный» век духовной деградации, раздоров и войн, тьмы, невежества и несчастий. Об этом многократно упоминается в самих Тантрах. В «Маха-Нирвана-Тантре» Господь Шива говорит: «Истинно, истинно и еще раз истинно сказано Мною: в Шрути, Смрити, Пуранах и других писаниях, предписанных Мною раньше, сказано, что без пути Агама в Кали-югу не существует никакого пути; именно согласно правилам, указанным в Агамах следует почитать Божества и Кали-югу»». 

(Димешвар Рам Авадхута. Тантра: Постижение высшей реальности. СПб. 1991г.)

«Тантра — это практический путь реализации, отличающийся глубокими эзотерическими знаниями о теле человека, о природе, о космосе, об устройстве Вселенной и о силах и законах, действующих в ней. Тантра не разделяет разные сферы человеческого знания — астрологию, астрономию, нумерологию, парапсихологию, анатомию и физиологию и другие, а соединяет их воедино, словно нанизывая бусины на одну нить.
Возникающие при этом прекрасные четки становятся уникальным инструментом совершенствования физической, умственной и духовной жизни человека. Тантра исследует энергию самой жизни и стремится постичь закон, благодаря которому все в мире существует и взаимодействует. Тантра есть то знание, которое расширяет границы разума, тела и сознания.
Тантра не отвечает на вопрос «что есть истина?», она отвечает на вопрос «как можно постичь истину?». Являясь практической системой интенсивного духовного развития, Тантра ставит своей целью полную реализацию человеком его Божественной природы. Санскритское слово «тантра» происходит от двух слов: «таноти» и «трайяти». «Таноти» означает «расширять», а «трайяти» -«освобождать». Таким образом, слово «тантра» означает «освобождение посредством расширения», а точнее — «освобождение сознания посредством его расширения». Также слово «тантра» переводят как «активность» или «действие», имея в виду активность или действие сознания.
Тантра представляет собой целостную систему, использующую физические средства для достижения духовных целей. С помощью психофизических методов Тантра обеспечивает человека возможностью исследовать собственную внутреннюю природу и внутреннюю красоту благодаря возникновению наблюдающего сознания, которое разрушает самозабвение, раскрывает человеку тончайшие колебания ума и наделяет его способностью останавливать такие колебания, выработать привычку к сосредоточенности. Тантра предлагает методологию и инструменты для подобной работы над собой.
Она учит человека выявлять различные факторы, оказывающие влияние на его мысли и чувства, и преодолевать преграды, мешающие его развитию. Это преграды, вызванные неведением, нетерпимостью, эгоизмом и привязанностью к своей животной природе. Очищая свои мысли и чувства посредством тантрических практик, человек учится создавать внутри себя покой, гармонию и упорядоченность.
Тантра — это духовное учение, не зависящее от верований или мнений и неизменно поддающееся практической проверке, поскольку оно опирается на точную методологию психологических наблюдений и медитативных практик. В основе тантрического взгляда на мир лежит принцип непрерывности потока энергии во времени и пространстве, понимание, что все существа находятся в одном пространстве взаимодействия в непрерывной взаимосвязи. Это накладывает на нас определенную ответственность за все наши действия, поступки и мысли.
Один современный мастер Тантры определил её так: «Тантра — это энергия, возникающая в сознании между появлением вопроса и нахождением ответа на него». Словом «тантра» также называют священные тантрийские тексты, например «Виджняна-Бхайрава-Тантра», «Саммохана-Тантра», «Тантра-Раджа-Тантра», «Куларнава-Тантра», «Маха-Нирвана-Тантра» и др. Некоторые тантрийские тексты не имеют слова «тантра» в своём названии, например «Шива-Сутра», «Ананда-Лахари», «Тирумандирам» и др.
Как и любая религиозная система, индуистская Тантра включает в себя сложные религиозно-философские представления о мире и человеке, а также комплекс различных религиозных ритуалов. Однако значительная часть методов, используемых в Тантре, выходит далеко за рамки обычных представлений о религиозных обрядах. Многие практики Тантры являются сложными упражнениями, направленными на полное изменение всего человека, включая его тело, энергию и сознание. (Поэтому тексты Тантры называются Садхана-Шастра, т.е. священные тексты, ориентированные на практику).
В связи с этим Тантру иногда называют Тантрийской Йогой; интересно, что почти вся индуистская Йога является ответвлением Тантры. Характерной чертой тантрийских практик является использование сексуальной энергии для её преобразования в энергию духовную. Ещё одна особенность Тантры в том, что она использует абсолютно все доступные средства и качества человека для его духовного прогресса. В Тантре нет ни одной стороны жизни, которая не была бы преобразована в духовную практику. Даже пороки и недостатки становятся мощным средством освобождения». 

(Тантра (Индуизм). Сайт «Открытая Реальность».)
(А.Лапин. Тантра.)

«Если вам не безразлична ваша судьба, судьба вашего партнёра, ваших близких и родных, эта школа для вас! Это Знание жизненно и практично. Вы узнаете истинную суть Тантры, его законы. Найдете ответы на такие вопросы как:
— как пробудить свою сексуальную энергию?
— в чем секрет вечной молодости и красоты?
— как правильно управлять пробудившейся сексуальной энергией?
— как помочь своему партнёру пробудить энергию?
— и как правильно обмениваться энергией со своим партнёром, для того, чтобы становиться более и более наполненным, здоровым, красивым и самое главное успешным!
1-я ступень — «Лотос Тантрической Любви». Когда человек осознает, что пробуждение ощущений физического тела, которое настолько важно в ступени его развития, тогда приходит понимание, что всё больше и больше человек начинает отражать извечную мудрость, которая так долго хранится в его плоти. Сам путь Тантры обозначается как «садхана», т.е. постижение всех сверхспособностей, который ведёт к достижению духовного освобождения, а также обретение сверхчувственности и паранормальных способностей.
2-я ступень — «Тантра Коджурахо». Вы никогда не задавали себе вопрос, почему самые сильные, мудрые люди испокон веков превыше всего ставят красоту, а красоту женщины — особенно? Есть много красивых женщин, но, как ни странно, не все из них привлекают внимание… своего партнёра. Все дело в «шарме», который и отличает алмаз от стекла, блестящего на солнце. Все дело во внутреннем огне — шарме — том особом впечатлении, которое создает человек, наполненный сексуальной энергией, которая излучается и подобно солнцу поит все сущее!
3-я ступень — «Радужный Лотос». Как познать суть состояния блаженства при слиянии двух половин? А секрет очень прост. На этом этапе развития, мы ознакомимся с вами с таким понятием, как обмен энергии между двумя партнёрами. Наиболее таинственной тантрической практикой является специальные упражнения для мужчины и женщины, которые в процессе этого ритуала преображаются в богов — Шиву и Шакти. Тантра — это духовная реализация через соединение мужского и женского начала посредством соединения и обмена энергии. Тантра на 3ем уровне обучения передаёт, что мужчина и женщина должны сохранять своё сознание не только, когда идёт прелюдия к любовной игре, но и когда они приближаются к экстазу наслаждения. И тогда они чувствуют в себе и в партнёре энергетическое начало. Такой этап Тантры уже является более глубоким по своему развитию.
4-я ступень — «Астеро». Жизнью можно наслаждаться, жизни можно радоваться, можно стать частью ее тайны, но понять ее, будучи сторонним наблюдателем невозможно. И для человека величайшей тайной является он сам. Можно говорить о любви, нежности, страсти, волнении, блаженстве, эйфории, но истинный экстаз вы испытаете, обнаружив, что после всего этого вы все-таки не потеряли свои ключи к счастью. На этом этапе Тантры вам будет передан самый сокровенный ключ! Ключ к той божественной энергии, которая сокрыта внутри вас! Точнее даже сказать в ваших энергетических центрах — божественных раковинах — чакрах! Любое счастье — это ваша энергия! Из всех различных аспектов Абсолютного, особое место в Тантре занимает Шакти, или Божественная Энергия, Божественная Мать. В традиции Шакти Она постигается как Изначальная Богиня, Изначальная Сила (адья-шакти), из которой произошло все сущее. Начните ощущать всё это сущее внутри себя! А в этом вам поможет одна из удивительных практик «Дхарма-Мудра». Вы становитесь для себя высшим Знанием, великой Энергией, которая столько лет хранилась в вашем теле!
5-я ступень — «Сантана». Жизнь настолько таинственна, что невозможно дотянуться до ее высот, невозможно дотянуться в глубинные тайны. Жизни ничего не прикажешь, ведь она не подчиняется логике, логика — присуща человеку.. однажды приходит момент, когда приходится отбрасывать логику и просто прислушаться к природе. Мужчина — это тайна, женщина — это тайна, все живое — это тайна. Этот курс посвятит вас в тайны пробуждения энергии в ваших чакрах и чакрах вашего партнёра.
6-я ступень — «Анатта». Каждая чакра в своём основании имеет скрутку энергии, соответствующего уровня энергетического поля. В тантрических мистериях этот канал (образуемый чакрами) называется «кундалини-нади». На этом этапе вы узнаете, как овладеть энергией этого канала вашего тела и тела вашего партнёра. Этот курс является один из главных. Пробудив энергию в своих чакрах, а также в чакрах вашего партнёра, вы уже готовы обменяться между собой этой энергией.
7-я ступень — «Горняя Радость». В действительности мужской и женский аспекты Божественного нерасторжимы. Поэтому на этом этапе вам будут переданы основы и тайны сексуальных мистерий! Итак, возможны два названия тантрических традиций: кула и каула. Вам откроются великие тайны Гейш, Гетер, Кунаити, Девадаси и Орфиков! Вам будут переданы культура взаимоотношений мужчины и женщины, Кока-Шастра (Искусство брачных покоев), танцы обольщения, искусство стриптиза и всё это нежно переходя в тантрические мистерии древних Жриц и Жрецов! Этот этап является посвящением! Вы полностью открыты и готовы к принятию Великой Энергии через тантрические мистерии.
8-я ступень — «Океан Бытия». Эта ступень преподается в специальное время в специальном месте на Алтае. Эзотерическая Астрология + Психология + Великое Искусство Тантры! Чтобы раствориться в экстазе Любви! Чтобы стать СЧАСТЛИВЫМ!!!!».

(Искусство Тантры. Тантрический тренинг.)

«Тантра является структурированным знанием/наукой. Тантра — это, прежде всего, знания. И эти знания дают человеку умения и навыки самостоятельно творить свое собственное жизненное пространство. Тантра, как и любая другая эзотерическая школа (будь то Йога, Рейки, Цигун…), ведет человека к просветлению. Тантра учит получать удовольствие от жизни — получать удовольствие от продвижения по спирали своей духовной эволюции. У жизни нет цели (каждый человек волен сам себе выбирать цель своего существования). Жизнь есть ценность. А если просветление — это глубинная природа человека, значит, человек обречен на просветление. И если однажды просветление все равно наступит, почему бы не использовать отведенное человеку время на полную катушку?! Почему бы не насладиться игрой под названием «жизнь на планете Земля»?! Тантра предлагает человеку насладиться творением Абсолюта. Тантра — это один из методов получить удовольствие от игры под названием жизнь.
Поделюсь одним секретом: просветлеть — просто. Наслаждаться жизнью и быть не просветленным — сложнее, но интереснее. Есть выбор: можно просветлеть и выйти из игры под названием жизнь и идти по воде, а можно наслаждаться игрой и в удовольствие плескаться в ласкающих волнах бытия. Тантра предлагает просто расслабиться и получить максимальное удовольствие, ведь до просветления, на которое каждый обречен, еще есть в запасе некоторое время, которое можно использовать на все сто!
Человек — микрокосм, и развиваясь по спирали своей духовной эволюции — своей космоэволюции, он растет, и его осознанность растет вместе с ним. Каждый индивид следует пути своей уникальной космоэволюции. Старый опыт уходит и на смену ему приходит новый — более глубокий, более осознанный. Поэтому, чтобы наслаждаться игрой под названием «жизнь на планете Земля», нужно обладать знанием, умением и навыком самообновления. Как змея сбрасывает старую кожу, так и человеку надо научиться самообновляться, чтобы с новыми силами вновь и вновь открываться новому жизненному опыту.
Все эзотерические школы и мастера дают человеку разнообразные пути самообновления/ космоэволюции, которые заключаются в определенных методах энергетического очищения. Как наше физическое здоровье зависит от гигиены тела, так же и наше духовное развитие/ космоэволюция зависит от гигиены наших энергетических каналов/меридианов.
Каждый индивид обладает безграничным потоком жизненной энергии. Но энергетические блоки, сформированные в меридианах психологическими травмами, комплексами и деструктивными установками, встают у нее на пути. Одни энергетические блоки являются своеобразными энергетическими вампирами. Другие — провоцируют энергетические заторы, и тогда создается внутреннее энергетическое давление, которое выражает себя в виде сексуального напряжения. В результате в одних меридианах у человека нехватка энергии, а в других — переизбыток.
Суть Тантры заключается не в сексе, а в энергетической гигиене, которая является главным условием для максимального проявления в человеке его творческого начала в игре под названием жизнь. Тантра — это метод самообновления. С помощью сексуальной энергии человек может освобождаться от старого, давно отработавшего, чтобы быть открытым для нового — более глубокого жизненного опыта. Тантра дает человеку метод духовной эволюции, метод космоэволюции. Тантра дает человеку метод углубления своей осознанности.
Тантрический секс заключается в том, что человек использует накопившуюся энергию для освобождения от энергетических блоков — от психологических травм, комплексов и деструктивных установок. Тантрический секс заключается в том, что человек использует накопившуюся энергию для самообновления, которое снова запускает его космоэволюцию.
Моногамная Тантра возникает между людьми, которые стремятся создать постоянные пары. Моногамные партнеры — это люди, которые хорошо знают друг друга, они уже изучили все тонкости взаимного самообновления, поэтому их тантрическая работа дает наивысший коэффициент полезного действия. Моногамная Тантра существует именно для супружеских пар. Природой были придуманы не просто мужчина и женщина — природой была придумана семья, в которой рождаются дети и в которой присутствуют предыдущие поколения в лице дедушек и бабушек. Моногамная Тантра создана для моногамных людей.
Энергетическая система человека состоит из дух видов энергий: внутренней и внешней. Внутренняя энергия — это вибрация просветленной души, которая исходит из хары (в области пупка) и циркулирует по меридианам. Внешняя энергия — это иньские и яньские потоки, которые также циркулируют по энергетическим каналам тела человека, но они крепко связаны с энергетическими потоками Земли и Космоса. Вибрации хары и вибрации инь-янь потоков взаимопревращаются друг в друга, как вода превращается в лед и пар.
В полигамной Тантре партнеры обмениваются между собой своими внешними инь-янь потоками, но оставляют при себе вибрацию своей просветленной души. Их хары закрыты друг от друга. При этом каждый из партнеров омывает себя изнутри вибрацией своей просветленной души, за счет чего достигается трансцендентное состояния сознания у обоих партнеров.
В моногамной Тантре партнеры обмениваются между собой и внешними инь-янь потоками, и вибрациями своих просветленных душ. Их хары открыты друг перед другом и обмениваются вибрациями своих просветленных душ, за счет чего оба партнера также достигают трансцендентного состояния сознания.
Я уверена, что со временем люди будут отличать разврат от Тантры, «Кама-Сутру» от даосских техник любви. Но на сегодняшний день мы имеем то, что имеем, и остается только развести руками и не терять надежду и стремление все-таки найти суть Тантры». 

(Моногамная Тантра — что это такое?)

«Вступительное слово Карла Ллевеллина Веске. На Западе термин «тантра» приобретает все большую известность, хотя и не всегда понимается верно. Многие из нас считают Тантру самым древним — причем, никто не знает истинного возраста учения — и единственным источником знания об энергетическом взаимодействии ума, тела, духа и души. Именно «эта Тантра» заложила основу системы знаний, впоследствии получившей название «индийской Йоги» и «Даосской Алхимии».
Как Йога, так и Алхимия — не та средневековая псевдо-алхимия, предшественница современной науки, но технология трансформации человеческого в божественное — являются утонченными методиками совершенствования тела и психики и инструментом трансформации сознания. Последующее развитие этих дисциплин распространилось на китайские и японские боевые искусства, на «и-кинь», как инструмент самопознания, и было органично воспринято великими философскими системами Будды, Конфуция и Лао-цзы. Корни их философских построений следует искать именно в Тантре.
Современный ученик Йоги, школы боевых искусств или начинающий восточный (западный) философ видят в Тантре лишь привлекательную доктрину, в то время как учение в полной мере можно назвать оккультным (т.е. тайным, несущим скрытый смысл). В качестве сравнения можно привести посещение прекрасного храма: кто-то придет в него для молитвы, кто-то будет восхищаться архитектурными достоинствами строения, а кто-то с восхищением будет наблюдать за отправлением современного религиозного действа. Но, не зная основ доктрины и первоисточников, эти люди не постигнут саму суть учения, ибо для этого требуется прямое, непосредственное общение с божественным.
Сама система тантрических взглядов возникла как отражение нужд, чаяний и культурных традиций людей в конкретный исторический период. Невзирая на то, что система эффективна и поныне, многие термины, понятия и культурные ценности могут показаться архаичными и не актуальными, подобно мечам и кинжалам, взятым на вооружение древними боевыми искусствами. Точно также Йога, тай-цзы, дзэн, оставаясь эффективными системами совершенствования ума и тела, предполагают определенный образ жизни, который не приемлем для большинства современных людей.
Парамаханса Сатьянанда Сарасвати, глава Бихарской Школы Йоги, пишет («Панорама Тантра-Йоги», Международное содружество йогов, Раджанангаон, Индия): «Тантра рассчитана на обычного человека, в то время как Йога, представляющая собой часть Тантрической Традиции, рассчитана на избранных. Тантра не признает религиозных, культурных, племенных или национальных запретов.
Так что же такое Тантра? Тантра — это духовная наука, которая, выражаясь словами выше цитируемого мудреца, использует «методы проникновения в глубины подсознания, очищая личность от глубоко укоренившихся комплексов, корректируя поведение и возрождая человека психологически и физиологически». Тантра также включает в себя Кундалини-Йогу, целью которой является «пробуждение в человеке сверхсознания для обретения видения своей божественной природы».
Тантра — это наука, составляющие дисциплины которой подразумевают использование многих техник, включая мантру, янтру, мандалу, йога-нидру, асаны, пранаяму и т.д. Как наука Тантра универсальна. Разнообразные практики Йоги, системы умственного и духовного роста, любой религиозный опыт основаны на фундаментальных знаниях, уходящих корнями в глубину тысячелетий. Нередко Тантру отождествляют с «древней религией» Востока, а многие из нас считают некоторые из ее аспектов идентичными тем, что содержат западные учения — Викка и Каббала. В отличие от западных религиозно-мистических традиций Тантру отличает последовательность и преемственность. Начиная с доисторических времен и поныне, связь веков не прервалась, чего нельзя
сказать о западных учениях, в которых знания со временем утрачивались, в начале как результат церковных запретов и преследований, а затем вследствие так называемого «научного остракизма».
Тем не менее, многие тантрические знания также были искажены, или вовсе утеряны, чтобы вновь возродиться на пороге Новой Эры — Эры Водолея (есть мнение, что она началась 1 января 1962г., когда Земля вошла в знак Водолея). Это стало своего рода подтверждением тому, что мир на планете не только возможен, но и жизненно необходим, что каждое живое существо самоценно, что жизнь распространяется везде и во всем. Именно с этого периода началось возрождение Тантризма как науки, включая исследования и активную практику Йоги, мистицизма, медитации, боевых искусств, магии, метафизики, Викки и Шаманизма. Все перечисленные техники имеют одну конечную цель, которая соотносится с изначальным призывом Тантризма: «Загляни в себя самого, найди и вырази божественность. Учись пробуждать в себе бога и богиню, учись использовать внутреннюю созидательную силу божества для трансформации тела и души, тем самым обогащая свою повседневную жизнь».
Итак, Тантра — это наука о сознании человека, но ее основные постулаты понятны и легко применимы. Вкратце доктрину Тантризма можно сформулировать так: мы созданы как потенциальные боги или, если вам больше по душе, «по образу и подобию Божьему», «мужчину и женщину сотворил». Согласно Тантризму, все люди обладают огромным умственным и психико-духовным потенциалом. Если пустить все на «самотек», процесс эволюции и, соответственно, реализации скрытых способностей и возможностей занимает миллионы лет! Тантра предлагает систему, ускоряющую трансформацию сознания с возможностью постижения новых уровней и конечного просветления.
Дословно термин «тан-тра» означает «расширение» и «освобождение». Под «освобождением» подразумевается полная реализация заложенного в человеке потенциала. Развитие следует рассматривать как обязательства, которые на нас накладывает сама жизнь. Именно развитие является необходимым условием счастливой, здоровой и успешной жизни. Способность к личному росту является ключом к жизни, наполненной смыслом». 

(Джон Мамфорд. Экстатический путь Тантры. / Пер. Ю.Бондарева. 2000г.)

«Занимаясь Йогой, мы постоянно слышим, что то, чем мы за¬нимаемся, это еще не вся Йога. Это только часть Йоги. Есть не¬кие секретные техники Йоги, о которых невозможно написать словами. Необходимо присутствие учителя, носителя этих знаний. Другие говорят, что нужны особые ключи, чтобы правильно про¬читать то, что написано.
Йога существует многие тысячелетия. К нам, на Запад, она пришла в конце прошлого века, всего 100 лет назад. Нам она была представлена как духовная дисциплина и как оздоровительная система.
Естественно, что в рациональном западном мире на¬ибольшее распространение получила Йога, несущая здоровье фи¬зическому телу. Йога стала использоваться для омоложения, оздо¬ровления и лечения различных недугов. Она нашла себе место даже в спорте, бизнесе, подводном флоте и в местах лишения свободы. Йогу стали использовать в реабилитационных целях при лечении наркомании и алкоголизма.
С использованием Йоги как духовной дисциплины, как пути саморазвития и самосовершенствования дела обстоят сложнее. Христианство, как доминирующая религия Запада, неодобритель¬но относится к Йоге. Ведь церковь является посредником между Богом и человеком, утверждая, что только она может привести к Богу. А тут какая-то Йога обещает привести человека к состоя¬нию единения с Богом напрямую, без посредников. Йога дейст¬вительно нечто большее, чем оздоровительная система. Многие учителя Йоги об этом постоянно напоминают, но всегда говорят, что это секретное знание, и оно может быть передано непосредс¬твенно от учителя к ученику. Говорят, что некоторые знания во¬обще невозможно выразить словами. Они могут быть переданы и восприняты в непосредственном опыте.
Как Йога, так и Тантра появились на полуострове Индостан у коренного дравидского населения. Пришли арии. Завоевали стра¬ну, разрушили города с водопроводом и канализацией, разрушили ирригационные сооружения, поработили коренное население, превратили их в касту шудр, касту слуг. Практически пришли вар¬вары со своей религией, со своей культурой. Вместо матриархата они принесли на эту землю патриархат. Арии адаптировали Йогу в свою культуру, даже взяли в свой пантеон богов черного местного Шиву, отца Йоги и Тантры. Но такая адаптация без потерь не бывает. Основные расхождения шли по коренным вопросам. Какому богу поклоняться и как относиться к женщине, к женскому нача¬лу, к сексуальной энергии? Тантра и Йога были ветвями одного дерева, ребенком одной матери, но с завоеванием страны ариями они оказались разобщены. Тантра вообще была вынуждена уйти в подполье, а Йога стала практиковаться в удобном для брахманов варианте. Известная нам Йога Патанджали была приведена в сис¬тему уже во времена господства Брахманизма.
Сто лет назад зерно Йоги было высажено на землю Запада, в западную культуру. Йога проросла, принялась и укоренилась. Пришла пора открыть то, что скрывалось долгие годы за симво¬ликой единства, то есть Йоги «Ха» и «Тха». На санскрите Ха и Тха означают то же самое, что и даосское Инь-Ян. А Йога озна¬чает союз, единение. Значит, Ха-Тха-Йога — это единение мужс¬кого и женского, это постижение универсального единства Все¬ленной, это сознание и переживание радости и блаженства еди¬нения мужчины и женщины.
Мудрец Патанджали не мог написать об этом. Более поздние комментаторы его «сутр», или «изречений Йоги», тоже не могли писать об этом. Они жили во времена засилья Брахманизма, жесткой религиозной идеологии спустя 5 тысяч лет после возникно¬вения Йоги. Говорят, что Йога настолько древняя, что о времени ее возникновения судят по археологическим находкам — скульптурам в позах Йоги. Что это за позы Йоги? Никто из археологов не нашел одинокие фигурки в позе «плуга», «кобры» или «кузне¬чика». Нашли фигурки богов и богинь, мужчин и женщин в позах ЕДИНЕНИЯ, в позах слияния, в позах любви.
Это в касте брахманов говорят о единении Солнца и Луны, дня и ночи, теплого и холодного, зимы и лета, мужского и женс¬кого в самом себе. Говорят, что при длительной и систематичес¬кой медитации на таком единении можно достигнуть состояния САТ-ЧИТ-АНАНДЫ — состояния сознания радости и блаженст¬ва. Может быть, какой-нибудь брахман и может получать радость таким путем. Некоторые святые даже достигают реальной гармо¬нии мужского и женского в самом себе. Но это святые чуть ли не на уровне Христа! Это исключение из правил. Для нас с вами бо¬лее знакомо это состояние через экстаз реального единения с лю¬бимым или любимой. Через реальное единение с любимым поз¬нается универсальное единство Вселенной, познается состояние осознания бесконечной радости и блаженства — САТ-ЧИТ-АНАНДА.
Известный в США учитель и профессор Аюрведы, Васанд Лад, пишет в своем учебнике «Аюрведа — наука самолечения» (см. Васант Лад. Аюрведа. Наука самоисцеления. Древнейшее знание о причинах возникновения болезней и методах их лечения. СПб. ОВК. 1992г., 1996г. 160 стр.): «В духовной эволюции человека Аюрведа является основой, или фундаментом, Йога — телом, а Тантра — головой. Аюрведа, Йога и Тантра образуют взаимозависимое триединство жизни. Ни одна из этих практик не может быть отделена от другой. Здоровье тела, интеллекта и сознания зависит от знаний и практики этой троицы в повседневной жизни. Цель каждой из этих практик — долголетие, омоложение и са¬мореализация».
Сопоставляя современную волевую Йогу и Тантру, можно ска¬зать, что Йога — это путь воина, путь силы, самообладания и труда. Тантра — путь любви, самопожертвования, самоотдачи, растворения эго. Тантра — это путь к Богу через любовь, восторг, самоотдачу, радость, самореализацию и развитие до божества сво¬ей внутренней сути. Йога — это движение к Богу через труд, уси¬лия, упражнения. Йога борется с желанием. Тантра использует энергию желания на пути самореализации и движения к Богу. Йога часто имеет дело с физическим телом, Тантра — с тонким внутренним энергетическим телом. Йога — наука. Тантра — ис¬кусство.
К сожалению, для многих на Западе в наши дни Йога ассоци¬ируется со статическими позами физического тела, а Тантра — с техниками занятия любовью. На самом деле Йога без Тантры переходит в упражнения для физического тела, а Тантра без Йоги — в секс. И то и другое хо¬рошо по-своему. Только нужно иметь в виду, что Бог Шива — отец как Йоги, так и Тантры. И если кому-то кажется, что можно отделить Йогу от Тантры или Тантру от Йоги и успешно практи¬ковать одно или другое — то это заблуждение». 

(Тетерников Л.И. Тантра и Йога.)

«Я говорю своим людям уже около тридцати лет с перерывами, что психоанализ мертв — так же мертв, как и Зигмунд Фрейд. Но ни один психоаналитик так и не возразил мне. На самом деле психоанализ никогда не был живым, но это был отличный метод эксплуатации больных людей. Психоанализ никого и никогда не вылечивал. Есть люди, которые подвергались психоанализу десять, пятнадцать, двадцать лет, но нет ни одного человеческого существа, которое обрело какое-нибудь прозрение через психоанализ или какую-нибудь целостность, глубину, вершину. Люди прекращают психоанализ не из-за того, что добились успеха, а из-за того, что их банковский счет пришел к концу. Психоаналитики — самые высокооплачиваемые люди в мире, и получают они свои деньги ни за что. Так должно было случиться рано или поздно, поскольку никого нельзя обманывать все время. Моей точкой зрения было то, что, пока психоанализ не будет иметь души… Это копание в сновидениях, которое является абсолютно пустым, бессмысленным усилием, потому что сны находятся прямо на поверхности ума. Вы закрываете глаза, и они начинают плыть. Анализируя эти сны, вы никогда не приходите к выводу; они продолжаются и продолжаются. Психоанализ просто интересуется сновидениями и умом. Он не верит, что есть что-то за пределами ума, это будет для него самоубийством, потому что ваш истинный источник жизни — за пределами ума.
Ум — это просто компьютер. Вы можете программировать его, вы можете перепрограммировать его, вы можете убрать из него программу, вы можете делать с ним все, что угодно; это механизм. Это не ваше существо, не ваша сущность. И пока кто-то не достигнет своей сущности, он блуждает и расточает свою жизнь, он попросту ведет растительную жизнь. У него нет глубины, нет пика переживаний.
Как раз сегодня я получил подтверждение от одного из самых известных психоаналитиков Америки: доктора Брайена Вейса, выпускника Йельской медицинской школы, национально признанного эксперта в психофармакологии, химии мозга, злокачественных образований, заболевания Алзеймера и главного психиатра госпиталя Маунт-Синай, в Сан-Франциско. Годами он думал рассказать миру, что психоанализ мертв, но не набрался мужества пойти против целой профессии. Но наконец он решил объявить то, что было его опытом — опытом всей его жизни. В своей книге «Много жизней, много Учителей» Вейс написал, что психоанализ в своих предсмертных мучениях, что он больше не практичен и причина в том, что в нем нет духовности. Возможно, теперь психоанализу будет оказано внимание. Я не психоаналитик, но я стажировался по психоанали¬зу, религии, философии. Я никогда не практиковал психоа¬нализ, потому что никогда не верил, что Зигмунд Фрейд открыл новый путь к внутренней духовности человека.
Я слышал: человек продавал своего осла другому фермеру, своему соседу, и говорил, расхваливая осла, что тот был самым мудрым, самым разумным, самым трудолюбивым. Сосед, который купил его, упорно старался, но не смог сдвинуть его с места вообще. «Странно…» — сказал он. Он позвал человека, у которого покупал его. Человек взял большую палку и стукнул осла прямо по лбу. Осел двинулся. Человек, купивший его, спросил: «Вы говорили мне быть добрым и сострадательным к этому животному, оно редкой разновидности, — а сами бьете его так жестоко». Тот сказал: «Это же не битье, а просто привлечение его внимания!»
Возможно, доктор Брайен Вейс привлечет внимание, — но я хочу напомнить ему, что его подход негативен. Он обнаружил то, что психоанализ упускает кое-что, но он не знает что. Просто слово «духовность» не означает ничего. Он еще не обнаружил позитивного элемента медитации, двигаясь внутрь и оставаясь просто свидетелем. Психоанализ может быть Умирает, возможно — мертв; просто люди, которые вложили всю свою жизнь в это и заработали миллионы долларов на этом, скрывают факт его смерти. Но даже доктор Брайен Вейс… хоть он и пришел к верному выводу, его вывод все еще негативен. Он не упоминает о медитации, он не упоминает о свидетельствовании, он не упоминает ничего о не-уме — которые являются вратами духовности. Его слова о том, что психоанализ упускает духовность, неизбежно понимаются превратно. Вот почему я говорю эти слова. Люди подумают, что требование духовности означает, что нужно присоединиться к католической церкви, стать индуистом, стать буддистом — и вы стали духовным.
Это не настолько дешево. Чтобы стать духовным, вы должны двигаться в свою собственную глубину, оставляя ум далеко позади. Пускай он грезит, пускай думает, просто наблюдайте. И просто наблюдение — это величайшая алхимия для трансформации вашего существа. Чем более вы укоренились в наблюдении и свидетельствовании… мысли исчезают, грезы исчезают, ум на мили вдали, и вы остались одни в полном безмолвии, в тишине. Все напряжения, тревоги, страхи полностью тран¬сформируются в блаженство, экстаз, в благословения.
Медитация — это единственная вещь, которую можно назвать духовной, потому что она коренится в вашем истин¬ном духе. Это единственная вещь, которая не собирается умирать.
Мне хочется, чтобы доктор Брайен Вейс знал, что он пришел к верному выводу, но выводу половинному. Смерть психоанализа оставит вакуум, который будет создавать огромную тревогу у людей, потому что психоанализ — хотя это и пустое занятие — сохраняет людям надежду: «Возможно, еще год анализа, и я вернусь совершенно нормальным, здоровым и радостным». Психоанализ эксплуатирует надежду.
Кстати, должен напомнить вам, что все религии занимались тем же самым: эксплуатируя надежду, что завтра будет хорошо, нужно только потерпеть сегодня. Следующая жизнь должна быть хорошей, только потерпите в этой жизни. Никому не известно насчет завтрашнего дня. И мы знаем многие завтрашние дни, превращенные в сегодняшние: они не осуществили надежду и обещание. Тогда надежду сдвигают к другой жизни. Все эти религии делали то же самое.
Психоанализ — это современный культ; Христианство, Индуизм, Буддизм, Джайнизм — это древние культы. Никакой из них не есть религия. Религия дает вам свободу. Религия дает вам вас самих. По-моему, терапия плюс медитация равняются религии.
Я не считаю Тантру философией или теологией, но ближе к поэзии, к музыке, к живописи, к танцу, к пению. Это не отречение от жизни, это наслаждение жизнью всем своим сердцем. И как только вы глубоко вовлекаетесь в творческий стиль жизни, запредельное раскрывает свои двери. Я буду просто звать это «запредельным», потому что все другие слова, которые использовались, загрязнены старыми религиями, а «запредельное» все еще чисто; и потому что поэзия, творческий акт, который на своем пике трансформирует вас и приводит вас к дверям тайны. Все это существование есть таинство; только для слепых людей все ясно. Если у вас есть глаза, тогда все вокруг является таинственным и нет этому объяснения. Чем глубже вы идете в него, тем более таинственным оно становится. И не бывает дна у глубины, она бездонна. Вы можете продолжать, продолжать и продолжать; тайна становится более таинственной, более колоритной, более благоуханной, но вы не приходите к концу, где можете найти объяснение для нее. Пока человек не будет относиться к существованию как к таинству, ему не удастся прожить свою жизнь в экстазе». 

(Ошо. Таинство и поэзия запредельного. 2003г.)

* * *

N 36. 01.07.13г.