Cтатья 3.2.1. Природа и сущность человека. (ч.2).

продолжение

Сегодня хорошо известно изречение: «Что вверху, то и внизу», которое является знаменитой формулой Герметизма (Эзотерической Традиции). Согласно Энциклопедии Эзотеризма (Минск. Интерпрессервис. Книжный Дом. 2002г.): «Понятия «герметизм» и «эзотеризм» возникли в эпоху Эллинизма или чуть раньше: Геродот (484-425гг. до н.э.) рассказывает о египетских жрецах, обладающих тайным знанием и возводящих это знание к легендарному Гермесу Трисмегисту. От имени Гермеса происходит и понятие «герменевтика» — искусство толкования священных текстов, получившее в православной практике название экзегетика (толкование Священного Писания). На рубеже Древности и Эллинизма сложились и герметические науки, изучающие явления одних планов (уровней) Бытия по их проявлениям на другие согласно принципу подобия. Этот принцип, иначе называемый Доктриной Соответствия или Законом Подобия (аналогии, симпатии), был, по преданию, открыт самим Гермесом Трисмегистом и выражен в знаменитой формуле: «То, что внизу, подобно тому, что наверху»».

Греческий автор, Диоген Лаэртский, называл его «сыном Нила» и утверждал, что Гермес пришел откуда-то «из-за моря» в 7526г. до н.э. Считается, что легионеры Александра Македонского видели его могилу или, точнее, просто каменную плиту, на которой были выбиты знаменитые слова. Античный философ Ямвлих, основатель сирийской школы Неоплатонизма, утверждал, что Гермес написал 20.000 книг. Другие авторы называют цифру в 36.000 книг и даже более (из них 42 считались священными, но они «исчезли» во время пожара в Александрии). Считается, что Гермес открыл людям магию, медицину, астрологию, музыку, математику, философию, юриспруденцию… практически все! Могло ли так случиться? Мэнли Палмер Холл (1901-1990), американский исследователь, полагал, что «одиночная фигура, даже наделенная божественными прерогативами, вряд ли могла справиться с таким монументальным трудом». Написать десятки тысяч книг один человек, действительно, не мог, но он и его ученики вполне могли привезти их с собой откуда-то «из-за моря», особенно, если «они были сыновьями погибшей Атлантиды» (как утверждают некоторые специалисты), и в этом случае многое становится понятным. В том числе и ответ на вопрос: как на месте примитивной культуры ямных погребений и тростниковых хижин разом расцвела одна из величайших цивилизаций древности (Египетская), исповедовавшая сложнейшую религию и владевшая многими тайнами материального мира?

Считается, что данная формула говорит о наличии в мире скрытой, непознаваемой сущности вещей и выражает закон Аналогии. «Аналогия есть единственный возможный посредник между видимым и невидимым, между конечным и бесконечным» (Елифас Леви). «Закон Аналогии — это первородный закон мира, это высочайшая истина, до которой может воспарять человеческий дух, это высочайший синтез, конечная грань разума… стремясь выразить все почерпнутое им, адепт Высшей Науки не находит других слов, не находит более высокого выражения Истины, чем тот же Закон Аналогии» (В.Шмаков). Однако, эта формула выражает не только закон Аналогии, она еще выражает и принцип единства всего сущего, который заключается в том, что в основе Мироздания лежат несколько простых общих законов. Из них и проистекает все великое многообразие явлений. При этом каждое из них несет отпечаток своего происхождения, «память о своем источнике». Осознание единства Мира имеет первостепенное значение, как для науки, так и для мировоззрения человека. Поэтому и сказано: «Тому, кто понимает Единство, вся Природа кажется близкой и дружественной. Все кажется на своем месте, и каждая вещь выполняет отведенную ей функцию. Вся Природа оказывается дружественной, если понимать ее правильно, и человек снова приобретает то чувство, что он у себя дома, которое он утратил».

Сказано в «Изумрудной Скрижали»: «Со временем всё придёт к совершенству, не будет того, что вверху, и того, что внизу, но всё станет Единым в совершенной Бесконечности, всеобщей гармонией в Единстве Всецелого. В Бесконечности нет ни того, что вверху, ни того, что внизу. Но всегда есть и всегда будет Единство Всецелого, когда все совершенно».

В 1908г. в Чикаго был издан небольшой трактат по герметической философии — «Кибалион» («The Kybalion. A Study of the Hermetic Philosophy of ancient Egypt and Greece». The Yogi Publication Society. Chicago. 1908; Кибалион. Учение трех посвященных о герметической философии Древнего Египта и Греции. М. Золотой Век. 1993г.), подписанный псевдонимом «Три посвящённых». Однако считается, что одним из его авторов (если не единственным) был Уильям Уолкер Аткинсон, более известный под литературным псевдонимом Йоги Рамачарака, много писавший о Йоге и Эзотерической Традиции Востока, в частности Древней Индии. Вот что сказано в этом трактате: «Древний Автор, живший за несколько веков до Христа, упоминал эту Табличку, говоря, что она была при дворе фараонов в Египте и что она представляла собой драгоценный Камень, Изумруд, на котором Слова были в виде барельефа. Считали, что вещество этого Изумруда было когда-то жидким, как расплавленный металл, и что он был отлит в форму, и что этому потоку Художником была придана твердость естественного и подлинного Изумруда. На Изумрудной Скрижали была нанесена следующая надпись:

«Истинно — без всякой лжи, достоверно и в высшей степени истинно. То, что находится внизу, аналогично (соответственно) тому, что находится вверху. И то, что вверху, аналогично тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи.
(др. переводы: Правильно, верно, без лжи, и истинно то без сомнения: что то, что внизу и вовне, подобно тому, что в выси и в глуби, и то, что в глубине и вверху, подобно тому, что внизу и снаружи, — для исполнения чуда единства»; «То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что пребывает внизу, чтобы творить чудеса единой вещи»).
И аналогично тому, как все вещи произошли от Единого через посредство Единого, так как все вещи родились от этой единой сущности через приспособление.
Солнце ее отец. Луна ее мать. Ветер ее в своем чреве носил. Земля ее кормилица. Вещь эта — отец всяческого совершенства во всей Вселенной. Сила ее остается цельной, когда она превращается в землю.
Ты отделишь землю от огня, тонкое от грубого осторожно и с большим искусством. Эта вещь восходит от земли к небу и снова нисходит на землю, воспринимая силу как высших, так и низших областей мира. Таким образом, ты приобретаешь славу всего мира, и темнота уйдет от тебя.
Эта вещь есть сила всяческой силы, ибо она победит всякую самую утонченную вещь и проникнет собою всякую твердую. Так был сотворен мир. Отсюда возникнут удивительные приспособления, способ которых таков.
Поэтому я был назван Гермесом Трижды-Величайшим, ибо я владею познанием трех частей всего мира. Полно то, что я сказал о работе произведения (действия) Солнца»».

В введении к «Кибалиону» (см. Кибалион. Учение трех посвященных о герметической философии Древнего Египта и Греции. М. Золотой Век. 1993г.) сказано:

«Все фундаментальные основные (исходные) учения, положенные в основу тайных учений каждой расы, исходят от Гермеса Трисмегиста. Даже наиболее древние учения Индии уходят своими корнями в первоначальное учение герметиков. Из земель Ганга многие умудренные опытом (передовые) оккультисты стремились в землю Египта и сидели у ног Мастера. От него они получили ключ, который объяснял и примирял их противоречивые взгляды. И так было создано Таинственное Учение. Из других земель также приходили ученики, все почитавшие Гермеса как Мастера из Мастеров. И его влияние было так велико, что, несмотря на многочисленные отклонения с пути, которые испытывали эти Учителя в различных странах в отдельные периоды своей жизни, можно еще найти определенное сходство и сродство, проходящее через многочисленные и часто совсем противоположные теории, которые они внедряли».

Вот что пишет К.Р.Джонсон в своем обзоре алхимии (см. Кеннет Райнер Джонсон. Феномен Фулканелли. Тайна алхимика XX века. 2008г. 368 стр.):

«Аннотация. Фулканелли — псевдоним человека, который в наше время создал Философский камень и написал два щедрых труда по алхимии — «Тайна соборов» и «Философские обители», по-новому осветивших суть готических памятников. По некоторым свидетельствам, он до сих пор жив и ему сейчас далеко за 100 лет. Фулканелли, познавший тайны материи и прозревший будущее человечества, не мог не вызвать к себе интереса со стороны самых разных сил. Он вынужден был окружить свою жизнь тайной. Подступая к ее разгадке, Кеннет Райнер Джонсон в этой книге дает подробный обзор истории алхимии и представляет все имеющиеся факты и свидетельства современников о великом алхимике XX в.».
К.Р.Джонсон. …Так алхимическое изречение, приписываемое Гермесу Трисмегисту, «Что вверху, то и внизу, а что внизу, то и вверху», — находит отражение в индийском источнике под названием «Вишвасара-Тантра» (создана до XIв. по одной версии, в XVIв. по другой версии; причисляется к 64 Тантрам Тантрического Канона): «То, что есть здесь, есть повсюду, чего нет здесь, нет нигде».
И потому внутри у человека тоже есть некая сила, подобная высшей силе мироздания (Шива-Шакти).
«Наше тело, таким образом, представляет собой огромный резервуар энергии, — пишет Артур Авалон, — Цель всех тантрических ритуалов — привести эту внутреннюю силу к наивысшему выражению. В Тантрах говорится, что в силах человека достичь всего, чего он желает, если только он сосредоточит свою волю на этой силе».
И поскольку человек, по сути своей, един с Владыкой Вселенной и Божественной Матерью, чем в большей степени он проявляет Дух, тем большей силы в состоянии достичь. Сознание безгранично, говорят тантрики. Оно лишь кажется ограниченным, ибо заключено в пределах ума и тела, точно так же как свет лампы заключен в пределах стеклянного колпака или абажура».

И вот что пишет Артур Авалон (см. Артур Авалон. Принципы тантрической космогонии. Гирлянда букв: Речь, созидающая Вселенную. (Серия: Тайны тантрического мистицизма). Пер. с англ. Д.В.Устьянцева под ред. А.Орлова. М. Шечен. Амрита-Русь. 2007г. 365 стр., Глава 10. Таттвы.):

«Герметическое правило гласит: «Как вверху — так и внизу». И точно также в «Вишвасара-Тантре» сказано: «Что здесь — то и там; чего здесь нет — нет нигде» (Yad ih?sti tadanyatra, yan neh?sti na tat kvacit).
В доктрине Шамбху говорится следущее: «То, что проявляется извне, проявляется так, поскольку существует внутри» (Vartam?n?vabh?s?n?m bh?v?n?m avabh?sanam antahsthitavat?m eva ghatate bahir?tman?)».

А также (см. Артур Авалон. Введение в «Маханирвана-Тантру». Старклайт. 2002г. 158 стр. п. Соотношение между Макрокосмом и Микрокосмом.):

«Мир состоит из Махабрахманды, или Великого Космоса, и многочисленных Брихатбрахманд, или микрокосмов, развившихся из него. Как говорится в «Нирвана-Тантре», все, что есть в первом, имеется и во втором, т.е. всех остальных. В этих последних находятся небесные тела и существа, которые представляют собой микрокосмы, отображающие в уменьшенном виде те более значительные миры, которые породили их. «Как вверху, так и внизу». Этот мистический закон Запада сформулирован в «Вишвасара-Тантре» следующим образом: «Что есть здесь, есть всюду; того, чего нет здесь, нет нигде» (Йадихасти тадапйатра йапнехасти на тат квачит)».

Вот что пишет Свами Сатьянанда Сарасвати (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г. 688 стр. Урок 13. Тема 6. Тантра. п. Магия):

«Магическая сила реальна…, столь же реальна, как все существующее. Но она лежит за пределами обычного опыта. Сила магии проистекает из утверждения «Вишвасара-Тантры», которое гласит: «Что здесь, то и везде; чего нет здесь, нет нигде». Она следует из утверждения Гермеса Трисмегиста из Древнего Египта, который говорил: «То , что внизу, есть образ того, что вверху; а то, что вверху, есть образ того, что внизу для целей магии или чуда».

Также читаем у В.Томберга (см. Валентин Томберг. Медитации на Таро. Путешествие к истокам христианского герметизма. К. София. 2000г. 560 стр.)

«Аннотация. Это — классика современной эзотерической мысли, в которой показана глубинная связь запечатленных в Библии, Упанишадах и Каббале эзотерических знаний. Цель — не только и не столько способствовать возрождению Герметической Традиции в нынешнем столетии, сколько, прежде всего, помочь читателю погрузиться в ее поток — окажется ли это погружение, по его выбору, кратковременным или безвозвратным.
В.Томберг. Было бы заблуждением трактовать в качестве мифа, например, видение Иезекииля — Меркабу. Видение небесной Колесницы является символическим откровением мира архетипов, т.е. именно типологическим символом, и это прекрасно понял один из авторов (или компилятор) книги «Зогар», который потому и избрал видение Иезекииля в качестве центрального символа космического познания — согласно правилу (точнее, закону) аналогии: «То, что вверху, подобно тому, что внизу» — поскольку был с этим правилом несомненно знаком. Ведь в книге «Зогар» оно не только подразумевается, но и получает точное выражение. Мы читаем: «Ибо как в горнем, так и в дольнем: как все божественные «дни» исполнены благостью, дарованной [небесным] Человеком, так и все дни здесь, в дольнем, исполнены благостью от деяний Человека [праведного]». В Индии также есть соответствующая версия этой герметической максимы. Так, в «Вишвасара-Тантре» сказано: «Что здесь — то и там. Чего нет здесь — нет нигде». Использование метода аналогии не является прерогативой одних лишь так называемых «проклятых наук» — магии, астрологии, алхимии; он служит незаменимым средством, например, в том же созерцательном мистицизме. Вообще говоря, метод аналогии универсален: без него не могут обойтись ни философия, ни теология, ни собственно наука. Его значение убедительно демонстрируется по крайней мере той ролью, которую играет аналогия в основе философии и науки — в логике».

В интернет-публикации о Меркабе читаем:

«Учение о полях Меркабы во времена Атлантиды преподавалось атлантам на тонких планах в школах мелхиседеков. Благодаря применению меркаб на практике толтеки (3 подраса атлантов) достигли такого высочайшего уровня духовности и развития, по сравнению с которыми наша цивилизация сейчас находится на уровне папуасов в джунглях. Меркаба человека представляет собой взаимодействие между собой трех тел: физического, астрального и ментального. Физическое тело представляет собой роль статора. Астросом должен вращаться по часовой стрелке, ментосом должен вращаться против часовой стрелки. При определенной скорости вращения тонких тел, называемой критической, поле вокруг человека превращается в кристалл, который и называется активированной меркабой. Если в этом состоянии у человека активирована ДНК, и он владеет знаниями тонких планов, то с помощью своей меркабы он способен творить чудеса — перемещаться сквозь пространство, летать в воздухе, переходить в параллельные миры, летать на другие планеты в тонких телах и пр.. И тут видна ценность физического тела для человека. Физическое тело человека с его полевой оболочкой являются самым ценным инструментом землян, аналогов которому по мощности и потенциям нет во всей Вселенной. Используя тело как статор, можно перемещаться с огромной скоростью по всей Вселенной и переносить огромные объемы информации. Главная задача в понимании меркабы — это осознать ее присутствие в себе и колоссальные возможности, которая она может дать при активации. Что же касается самой техники, то если человек морально и физически будет готов к работе с меркабой, то при желании он выйдет на техники, соответствующие уровню его сознания. Метод меркабы — это механизм творения миров. Есть самое простое объяснение техники меркабы, оно сформулировано в магическом законе толтеков, имеющим название «закон аналогий», который гласит: «Как вверху, так и внизу; как внизу, так и вверху. Как внутри, так и снаружи; как снаружи, так и внутри». Внешний мир определяется внутренним миром, в свою очередь внешний мир влияет на внутренний. Если человек ориентирован на внешние меркабы, то он попадает под их влияние и становится их подобием.
Мистический Брачный Союз «противоположностей» — это принцип вселенского значения. Это не надуманный компромисс, но скорее скрещение и магия этого скрещения. Именно таким способом «Истинная Сущность» соединена с «низшей сущностью» человека, где «низшая сущность» является пересечением «Истинной Сущности», а «Истинная Сущность» — пересечением «низшей сущности». Эти два полюса человеческого существа при этом живут в присутствии друг друга, результатом чего является алхимический процесс их постепенного сближения.
Подобным образом дело обстоит и с иерархиями «левой» и «правой» стороны в мире и в истории мира. Они не могут ни соединиться, ни разделиться. Они вовлечены в тысячелетний спор, в котором аргументами являются факты, а выводами — события. «Левосторонняя иерархия» суть пересечения «правосторонней иерархии» и наоборот. В мире и в его истории нет иной надежды, кроме как на алхимический процесс трансмутации, сближения этих иерархий, «таинство покаяния» в космическом масштабе. Разделение двух этих сторон было бы непоправимой катастрофой».

Как известно, Е.П.Блаватская очень много внимания уделяла «Фундаментальному Принципу». Она говорила: «Если кто-то полагает, что из «Тайной Доктрины» он сможет почерпнуть вполне удовлетворительное представление о строении Вселенной, то в результате изучения этой книги он лишь совершенно запутается. «Тайная Доктрина» создана вовсе не для того, чтобы вынести окончательный вердикт по всем воп¬росам Бытия, а лишь для того, чтобы вести к Истине». Последнее выражение она повторяла не один раз. Е.П.Блаватская рекомендовала следующий верный подход к «Тайной Доктрине»:

«Подходите к «Тайной Доктрине» без какой-либо надежды на то, что из нее вы почерпнете окончательную Истину Бытия, и без каких-либо иных идей, кроме желания узнать самому, насколько сможет она приблизить вас к Истине. Рассматривайте ее изучение как один из способов развития разума, нетронутого другими занятиями. Соблюдайте следующие правила: независимо от того, что изучаете вы в «Тайной Доктрине», все прочитанное нужно воспринимать в свете следующих основных идей:
Основное единство всего сущего. Это единство не имеет ничего общего с привычным понятием единства, которое мы имеет в виду, когда говорим, что нация или армия едины или что две планеты объединены линиями магнетического притяжения. Теософское учение состоит не в этом. Оно гласит, что единство — это Одно Целое, а не собрание разнородных вещей, пусть даже взаимосвязанных. В основе всего лежит Единое Бытие. Бытие это имеет два аспекта: позитивный и негативный. Позитивный аспект — это сознание, а негативный — субъект сознания. Это Бытие — не что иное, как Абсолют. Это Все-Бытие. Оно недели¬мо. Таким образом, очевидно, что это основное Единое Сущее, или Абсолютное Бытие, должно присутствовать в качестве Реальности в любой из существующих форм. Атом, Человек и Бог, все вместе и каждый в отдельности, суть в конечном счете не что иное, как это Абсолютное Бытие, кото¬рое и есть Истинная Индивидуальность. Именно эта идея постоянно должна служить основой любого представления, воз¬никающего в процессе изучения «Тайной Доктрины». Стоит забыть о ней (а сделать это проще простого, заплутав в лабиринте Эзотерической Философии), как тут же возникает идея отдельности, и изучение теряет всякий смысл.
Вторая идея, о которой необходимо все время помнить: не существует мертвой материи. Даже мельчайший атом наделен жизнью. Иначе и быть не может: ведь каждый атом в основе своей есть Абсолютное Бытие. Истина состоит в том, что каждый атом материи, независимо от того, какому плану он принадлежит, сам по себе есть Жизнь.
Третья основная идея заключается в том, что Человек — это Микрокосм. А раз так, то в нем заключены все Небесные Иерархии. В действительности же не существует ни Макрокосма, ни Микрокосма, а есть лишь Единое Сущее. Великое и малое существуют лишь в ограниченном сознании.
Четвертая и последняя основная идея, о которой следует помнить, нашла свое выражение в Великой Герметической Аксиоме. Она поистине представляет собой сумму и синтез всех остальных идей. «Как внутри, так и вовне; как в большом, так и в малом; как вверху, так и внизу». Существует лишь Одна Жизнь и Один Закон; и тот, кто осуществляет его, есть Единый. Нет ни внеш¬него, ни внутреннего; нет ни большого, ни малого; нет ни высокого, ни низкого в Божественном Устройстве».

Вот что пишет Р.Генон (см. Рене Генон. Размышления об Индуизме. / Пер. с фр. Т.Б.Любимовой. Кундалини-Йога (1933г)):

«Чтобы лучше понять, что из этого следует, важно никогда не терять из виду понятие конструктивной аналогии между Макрокосмом и Микрокосмом, в силу которого все то, что находится во Вселенной, также находится некоторым образом и в человеке, что «Вишвасара-Тантра» выражает в следующих словах: «То, что есть здесь, есть там; того, чего нет здесь, нет нигде» (Yad ihasti tad anyatra, yan nehastri na tat kwachit). Надо добавить, что ввиду существующего между всеми состояниями существования соответствия, каждое из них некоторым образом содержит в себе как бы отражение всех других, что позволяет «располагать», например, в области грубого проявления, будь то его рассмотрение в космическом масштабе или в масштабе человеческого тела, «регионы», соответствующие различным модальностям тонкого проявления и даже со всей иерархией «миров», которые представляют собой столько же различных степеней вселенского существования. Значит, легко понять, что в человеческом существе есть «центры», соответствующие каждой группе таттв, перечисленных нами, и что эти центры, хотя и принадлежащие по существу к тонкой форме, в некотором смысле могут быть «локализованы» в телесной или грубой форме, или, лучше сказать, по отношению к ее различным частям эти «локализации» в реальности есть не что иное, как способ выражения соответствий, о которых мы только что говорили, соответствий, которые к тому же вполне реально предполагают специальную связь между конкретным тонким центром и конкретной определенной частью телесного организма».

Вот что пишет В.Данченко (см. В.Данченко (№20). Тантрическая Традиция. К. Самиздат. 1980г.):

«Что есть здесь, то есть и повсюду, а чего здесь нет — того нет нигде» — это положение из «Вишвасара-Тантры» составляет основу всего Тантрического Учения. Все, что имеется в человеческом теле, имеется также и во Вселенной: человеческое тело — это микрокосм, в точности копирующий макрокосм. Поскольку же Вселенная и тело устроены по одному принципу и из одного и того же материала, и поскольку содержащиеся в них силы действуют одинаково и имеют общую природу, в теле должно быть также и то, что служит Началом, Причиной как тела, так и Вселенной».

Вот что пишет С.В.Пахомов (см. Пахомов С.В. Представление о тождестве в индуистской тантрической философии. Журнал «Религиоведение» 2004г. №1. с.134-149. п. Тождество микро- и макрокосма):

«Универсум называется Махабрахманда, «большое яйцо Брахмы», которое, в свою очередь, состоит из «космосов» меньшего размера. Все эти миры можно обнаружить и в человеческом теле. Как говорит «Вишвасара-Тантра» относительно тела: «то, что есть здесь, имеется и в другом (мире); то, чего нет здесь, нет нигде». Сакральному центру индийского Универсума, горе Меру, соответствует позвоночник, внутри которого располагается центральный энергетический канал (Сушумна). Чакры, духовные центры «тонкого» тела — это питхи, традиционные места паломничества, и в то же время — это семь миров индийской мифологии. Нади, каналы энергии, отождествляются с реками, семь дхату (элементы тела) — с семью островами и т.п. В целом подобные соответствия индийская культура знает в изобилии. Однако эта традиционная идентификация двух уровней, один из которых является ограниченным, а другой безграничным, производится в Тантре с привлечением концепта Кундалини (Шакти)».

И еще (см. Пахомов С.В. Антропология Тантры: психосоматические аспекты. // Сборник Asiatica. Труды по философии и культурам Востока. Выпуск 1. К 50-летию со дня рождения профессора Е.А.Торчинова. Отв. ред. С.В.Пахомов. СПб. СПбГУ. 2005г. С. 87-103):

«Идея тесной взаимосвязи микрокосмического (индивидуально-телесного) и макрокосмического (или трансцендентного) уровней фигурирует в индийских учениях с древнейших времен. Возможно, эта повсеместно распространенная идея есть следствие «примитивного материализма, в котором человеческое тело и природа не ощущаются разделенными» (*Gupta S., Hoens D., Goudriaan T. Hindu Tantrism. Leiden / Koln, 1979. p. 57). Индийская культура смогла не только сохранить эту архаичную идею, но и наполнить ее новым содержанием. Взаимосвязь двух уровней проглядывает в знаменитом ригведийском гимне к Пуруше, о ней говорится в Брахмaнах, Упанишадах и других типах сакральных текстов. Поэтому Тантра в разработке холистической темы опирается на достаточно устойчивую и длительную традицию.
В пределах этой самой общей микро-макрокосмической парадигмы можно выделить несколько моделей тантрического понимания телесности. Согласно первой из них, иератической, тело воспринимается как некое сакральное вместилище, или как своего рода «голографическая ячейка», в которой целиком отображаются и уровни Вселенной, и весь пантеон божеств и духов. Вторая охватывает специфические особенности физического и других, более тонких уровней тела; ее можно назвать полиморфной, потому что здесь представлено описание разных типов тел (в пределах одного и того же индивида), соединенных, тем не менее, прочными узами. Третью же модель понимания телесности мы условно именуем энергийной, потому что она описывает тонкие «энерго-структуры» и процессы тела, не видимые на физическом уровне и постигающиеся только в процессе йогической практики. По существу, каждая из моделей предлагает отдельный язык описания телесности в рамках единого микро-макрокосмического метаязыка.
Как бы обобщая подобные перечисления, «Вишвасара-Тантра» заявляет: «То, что есть здесь, [в теле], есть и там, а чего здесь нет, нет и там» (*Ханна М. Янтра. Тантрический символ мирового единства. Пер. с англ. СПб. 1994г.). Таким образом, иератичность телу придает то таинственное, не постижимое обычному уму обстоятельство, что весь этот огромный окружающий мир, со всем своим содержимым, целиком, без остатка способен поместиться в столь малую и ограниченную структуру. Данный факт сообщает устремлениям тантрических адептов интериоризованность: имея все внутри себя, они могут в меньшей степени, чем большинство индуистов, заботиться о внешних формах выражения почитания. В частности, последователи Тантры могут «осваивать» паломнические маршруты, пролегающие внутри их тел, подобно тому, как обычные индуисты делают это на внешнем географическом уровне.
В теле пребывают и самые высшие существа — Шива и Шакти, которые в общем понимаются только как символические персонификации каких-либо психофизиологических аспектов. Конкретные части тела соотносятся с определенными сферами Универсума. И, наконец, тело, как сакральное вместилище, содержит в себе и все цели человеческого бытия. По словам «Маха-Нирвана-Тантры» (VIII. 140), человеческое тело — это вместилище дхармы, артхи, камы и мокши, поэтому его нельзя продавать и покупать»».

Вот что пишет Е.А.Торчинов (см. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб. Петеpбypгское Востоковедение. 1998г. 384 стр., Азбука. 2005г. 544 стр.):

«Если учесть, что, согласно Каббале, сефиротическая структура лежит в основе любого феномена, в том числе и человеческого тела, нетрудно увидеть здесь вполне законную параллель Тантрической Йоги и Каббалистического Эзотеризма. Отметим также, что сефира Тиферет (Красота), будучи центральной сефирой древа, в микрокосме тела соответствует сердцу. В Тантрическом Буддизме сердечная чакра (парафизиологический центр) тоже считается центральной и соотносится с абсолютным телом Будды (дхармакайя). В Китайской Традиции сердце (синь) как орган не только и не столько чувствования, сколько сознания и мышления также связывается с центром тела и локализуется в центральной точке грудной клетки.
Самый интересный (и самый плодотворный для компаративистики) аспект теории сефирот — идея их голографичности. Согласно Каббале, система сефирот является не только структурной парадигмой всего сущего, но и воплощением принципа «все в одном, одно во всем». Так, по мнению ряда каббалистов, каждая сефира представляет собой целостное древо сефирот, в каждой сефире которого, в свою очередь, присутствует все древо и т.д. Подобная модель, в которой часть фактически равна целому, получила в современном науковедении название голографической, предложенное известным нейрофизиологом К.Прибрамом. Принцип голографии в настоящее время рассматривается в качестве имеющего методологическую ценность в контексте трансформации современной научной парадигмы.
Голографический принцип всегда играл огромную роль в восточных учениях. Ярчайшим его примером является доктрина китайской буддийской школы Хуаянь, согласно которой каждый феномен присутствует во всех прочих и, в свою очередь, включает в себя их все и т.д. по принципу зеркального взаимоотражения. Эта доктрина восходит к индийской «Аватамсака-Сутре», в которой истинно сущее уподобляется сети ведического бога Индры из драгоценных камней, каждый из которых содержит в себе все остальные и, в свою очередь, содержится во всех них. Хуаяньская формула гласит: «Все в одном, одно во всем, одно в одном и все во всем».
Этот же холистический принцип голографии присущ и собственно китайским учениям, особенно Даосизму. Более того, он в значительной степени образует саму основу традиционного китайского миропонимания. Для иллюстрации близости этого миропонимания к каббалистическому достаточно привести две цитаты. Первая из них взята из статьи Г.Шолема о каббалистическом ритуале, вторая — из статьи А.Зейдель и М.Стрикмэна «Даосизм»: ««То, что внизу, то вверху и то, что внутри, то снаружи». Но эта формула определяет только один аспект, конечно весьма существенный, каббалистического мира. Этот символический аспект должен быть дополнен магическим аспектом, так как, согласно каббалистической точке зрения, все не только присутствует во всем прочем, но также и воздействует на все прочее» (Scholem G. Tradition and New Creation in the Ritual of the Kabbalists // Scholem G. On the Kabbalah and Its Symbolism. P. 122-123); «Понимание Вселенной, общее для всей китайской философии, не материалистическое и не анимистическое (система верований, сосредоточенных вокруг душ-субстанций); оно может быть названо магическим или даже алхимическим. Вселенная видится здесь как иерархически организованный механизм, в котором каждая его часть воспроизводит целое. Человек есть микрокосм (малый мир), строго соотносящийся с этим макрокосмом (большим миром); его тело воспроизводит план космоса. Между человеком и Вселенной существует система соответствий и соучастий, которые ритуалисты, философы, алхимики и медики описывали, но, конечно, не изобретали» (Taoism // Encyclopaedia Britannica (Macropaedia). London, 1981. р. 385). Приведенные цитаты вполне красноречивы и вряд ли нуждаются в комментариях. Г.Шолем дает также образ цепи Бытия, в которой все магически содержится во всем остальном. Понятно, что эта цепь является каббалистическим аналогом сети бога Индры из «Аватамсака-Сутры». Объясняя этот символ, Г.Шолем продолжает: «И именно в этом смысле мы должны понимать утверждение, часто делаемое поздними каббалистами (например, Кордоверо), относительно того, что восхождение человека в высшие миры и к границам Ничто не предполагает никакого движения с его стороны, ибо, «где стоишь ты, там стоят и все миры»».

 

7. ТАНТРА КАК ЗНАНИЕ О ПРИРОДЕ И СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

«Тантра рассматривает существование человека со всех углов и точек зрения. Через глубокое изучение структуры творения, его проявления, его причины и следствия по отношению к человеку тантристы обнаружили недостающее звено, которое соединяет человека и Космос».

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантра-Йога.)

«Само понятие «тантра» означает буквально «сцепление», в переносном смысле — «сокровенное знание». Тантра — это метод, или путь, достижения Просветления, помогающий практикующему обрести состояние будды в течение одной жизни, хотя и с великими усилиями. При этом стремление к достижению Просветления является скорее альтруистическим, поскольку, согласно учению Махаяны вообще и Ваджраяны, в частности, чем ближе сущность к Просветлению, тем более она стремится помогать другим, идущим этим путем». 

(Тантрическое учение.)

«Тантра до сих пор остается учением малоизученным и таинственным как для Запада, так и для Востока (в первую очередь это касается механизма действия ее практик). Это очень печально, так как именно в наше время, в эпоху Кали-юги, когда Дхарма (Мировой Порядок) стоит на одной ноге и шатается, когда учения, действенные в прошлые века, уже не имеют прежней силы, именно Тантризм, не отвергая благ материального мира, предлагает тщательно разработанные методы использования их для постижения Высшей Реальности. Тем более что развитие современной точной науки вплотную приблизилось к тантрической картине мира, которая насчитывает уже многие тысячелетия». 

(С.Завьялов, Е.Петренко. Гора Кайлас. 2001г.)

«Шестьдесят четвертая мандала. Тантра-Йога. Тантры — это не книги о колдовстве, чародействе, магических заклинаниях и мистических формулах. Это удивительные писания. Все люди, независимо от их кастовых, религиозных, национальных различий, могут почерпнуть в них вдохновение и обрести духовную силу, мудрость и вечное блаженство. Это садхана-шастры. Они указывают путь к освобождению, совершенству, свободе и вечному блаженству. Тантра — это спасительная мудрость. Это волшебная лодка, доставляющая человека целым и невредимым на другой берег бесстрашия, бессмертия, свободы и совершенства. Тантра детально объясняет знание, касающееся таттвы (истины, или Брахмана) и мантры (мистических слогов). Она спасает (траяте). Поэтому она и названа Тантрой». 

(Свами Шивананда. Йога-Самхита.)

«Аннотация. Тантра — это практический путь реализации, отличающийся глубокими эзотерическими знаниями о теле человека, о природе, о космосе, об устройстве Вселенной и о силах и законах, действующих в ней. Тантра не разделяет разные сферы человеческого знания — астрологию, астрономию, нумерологию, парапсихологию, анатомию и физиологию и другие, а соединяет их воедино, словно нанизывая бусины на одну нить. Возникающие при этом прекрасные четки становятся уникальным инструментом совершенствования физической, умственной и духовной жизни человека. Тантра исследует энергию самой жизни и стремится постичь закон, благодаря которому все в мире существует и взаимодействует. Тантра есть то знание, которое расширяет границы разума, тела и сознания. В Тантре секс воспринимается как средство духовного совершенствования. В этой аудиокниге вы узнаете об основах сексуальных техник, с помощью которых вы научитесь правильно строить отношения с близким человеком, освободиться от ревности и разочарования, невежества и подавленности». 

(Глазкова Н.А. Тантра-Йога. Как экстаз секса позволяет
достигнуть в жизни успеха, здоровья, ясности ума и спокойствия
(Тантра Любви). (Аудиокнига). Издательство «Автокнига». 2007г.)

«Аннотация. Йога и Тантра — практические науки о человеке. Если Тантра содержит философские, теоретические обоснования, то Йога — методику, с помощью которой можно опытным путем воплотить эту философию в жизнь и достичь Высшего знания. Таким образом, Тантрическая Йога является живой философией, а не бесплодным умствованием, которое больше ставит вопросов, чем дает ответов. С помощью такого сплава теории с практикой мы можем осуществить свое подлинное предназначение: осознать Великое Единство и жить в нем, освободившись от всех оков добровольного рабства. Эта книга знакомит читателя с подлинными и эффективными тантрическими психотехниками и физиологическими методами, пригодными для различных людей и условий, а также с анализом возможных препятствий и способами их устранения. Кроме того, в ней содержится практическая информация о том, каким должны быть сексуальные взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как половая жизнь способна приблизить людей к духовному возрождению, а не отдалять от него. Книга предназначена для всех интересующихся культурой Востока, психофизическим самооздоровлением и нравственным самосовершенствованием». 

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Кундалини-Тантра.
/ Пер. с англ. К.Г.Стрельцова. К. Консент. Ника-Центр. 1997г.)

«Тантра — это древнейшее знание из всех существующих на земле. И важнейшее! Знаете, так странно теперь наблюдать, каким невероятным количеством информации напичкан современный человек, при том, что все эти знания не только не приносят ему счастья, но, напротив, делают все более и более несчастным! Тогда как древнейшие знания, которые действительно могут сделать его счастливым, находятся в полном забвении!
Тантра — это знание о том, как жить в гармонии с самим собой и со всем окружающим миром! Тантра — это искусство жить с сердцем, открытым для Любви ко всему миру, не сжигая при этом сердца! Тантра — это дар чувствовать счастье каждый день и каждый час своего бытия! Тантра — это способность управлять своей энергией и жить в гармонии со своими желаниями! Тантра — это способность поднять секс с уровня грубого перепиха, которым, поверьте, занимается большинство из людей, до уровня запредельного наслаждения Любви! Тантра — это дар трансформации сексуальной энергии в созидательную энергию Творчества! Тантра — это возможность открыть в себе Бога или Богиню и превратить жизнь в процесс Сотворчества со Всевышним! Разве может быть хоть что-то важнее, чем перечисленные выше цели?!». 

(Тантра.)

«Тантра — это «ткань», нити знания, вплетенные в полотно жизни. Это методы и техники работы с телом, умом и энергией, позволяющие сделать жизнь осознанной. Сущность Тантры — стать естественным, полно и объёмно проживать бытие, быть включенным в каждый момент.
Тантра не имеет отношения к пошлости и разврату, это не простой способ более изощренного сексуального удовлетворения посредством хитроумных поз и сублимации сексуальной энергии для получения более «крутого оргазма». Это выход за пределы укоренившегося понятия о сексе и сексуальности как о регулярных занятиях сексом для здоровья, либо как о купле — продаже для удовлетворения ненасытной потребности.
Тантра, как наука о человеке и его взаимодействии с миром, предлагает глубокий пересмотр смысла жизни, поиск себя и своего места в этом бесконечном потоке информации.
Тантра — это способ относиться внимательно ко всем сторонам своей жизни, а также и к важной, огромной потенциальной энергии, способной продвинуть нас по духовному пути. Это изучение всех проявлений сексуальной энергии, реальный опыт в ее познании, управлении и трансформации в другие формы». 

(Тантра о любви. Тренинг-семинар Роберта Илинскас.)

«Что такое Тантра? Тантра, вопреки расхожему мнению, имеет отношение больше к философии, нежели к сфере отношений человека с противоположным полом. Тантра переводится как «расширение, неразрывность, единство». Общеизвестны 64 Тантры. Тантры получили распространение как способ передачи знаний в начальных веках I тыс. н.э. Тантры — тексты философского содержания, в которых обсуждается сотворение и история мира, названия различных святых и божеств в индийской мифологии, виды обрядов, магия, ворожба, устройство тонкого и психического тела человека, пробуждение таинственной змеиной силы Кундалини, приемы телесного и умственного очищения, природа просветления, и как одно из знаний, передаваемых Тантрами, — священное соитие, связанное с определенным этапом в развитии человека, идущего путем Тантры. Одно из основных положений Тантры говорит о женском начале вселенной.
За понятием «тантра» закрепилась слава лишь одной из многочисленных практик, описанных тантрами. Тантра — это объединение, единство с партнером. Тантра — это, прежде всего, единение двух людей на уровне всех чакр. Парные практики предполагают что каждый партнер неповторим и уникален по своему. Почувствовать, понять партнера, настроиться на него — это дело многих лет и специальных занятий.
Философия Тантры неразрывно связана с единением космических противоположностей, с обменом женскими и мужскими энергиями. На пике это единения людям может быть открыты знания высшего порядка. Занятия Тантрой открывают новые горизонты, новое осознание себя и окружающих, и больше приятных моментов в жизни. Секс — это диалог, секс — это путь, познание себя и мира. Секс это и есть сама основа жизни. Об этом говорили многие на Востоке и на Западе. Это и есть то взаимодействие между полярностями Инь и Ян в каком-то смысле». 

(О Тантре, «Кама-Сутре» и Дао Любви. На вопросы отвечает Мастер Школы Ри Вей Ли.)

««Семья, Любовь, Тантра». Мудрецы прошлого еще 5 тысяч лет назад предсказывали, что в нашем новом, XXI в. Тантра покажет миллионам людей путь к счастью, гармонии, процветанию и духовному совершенству. Они предсказывали, что именно тантрическое знание станет основой для рождения новой, более гармоничной семьи, ведущей мужчину и женщину к раскрытию себя в любви и познанию своей божественности.
Почему это так, в чем секрет древнего пророчества? Вы сможете ответить на этот вопрос сами, соприкоснувшись с подлинным, прекрасным и вечно юным знанием Тантры, ощутив целительное воздействие тантрических энергий на свою жизнь и свои отношения.
Наш новый семинар посвящен тем аспектам танрического знания, которые помогут Вам на практике достичь того, к чему стремится каждый человек — здоровья, гармоничных отношений, материального благополучия и раскрытия своего творческого потенциала:
Тантра — путь к истинному здоровью тела и души. Гармония энергий, принятие себя и глубокая внутренняя интеграция. Целительная и животворящая сила сексуальной энергии, дарующая молодость и здоровье.
Тантрические отношения: для тех, кто ищет подлинную гармонию и взаимопонимание с партнером: Глубокие аспекты различия психологии мужчины и женщины. Путь от непонимания к глубокой душевной близости, нежности, любви и заботе.
Тантра — основа счастливой семьи будущего. Укрепление и защита семейного эгрегора. Духовные принципы воспитания детей — основа их будущей гармоничной жизни. Сексуальное воспитание детей.
Тантра — путь к изобилию. Раскрытие всего богатства энергий. Управление энергией страсти, привлекающей успех, богатство и процветание.
Тантра для пробуждения творческого начала, раскрытия талантов и духовного предназначения». 

(Тантрические секреты семейного счастья. Семинр Школы Клеопатры.)

«В основе тренинга лежат даосские, тантрические практики, авторские телесноориентированные и энергетические практики. Работа основана на ощущении собственных внутренних вибраций и вибраций партнера, живых существ и предметов, наработке навыков различия их тонов, подстройке и изменении общего ритма вибраций взаимодействия с людьми и Миром. Автор — психолог, мастер энергетических практик цигун, мастер тантрических техник.
Тантра в буквальном переводе с Санскрита означает «ткань», «сплетение»; это нити знания, вплетенные в полотно жизни. Это древнее искусство, позволяющее обрести гармонию как внутри себя, так и в отношениях с людьми. Тантра как наука о человеке и его взаимодействии с миром, предлагает глубокий пересмотр смысла жизни, нахождение себя и своего места в мире. Тантра — это способ относиться внимательно ко всем сторонам своей жизни, а также и к важной огромной потенциальной энергии, способной продвинуть нас на пути нашего развития. Это изучение всех проявлений сексуальной энергии, реальный опыт в ее познании, управлении и трансформации в другие формы, такие как творческая и духовная энергии.
Предлагаемые техники возбуждают эмоции, ведут к достижению внутренней гармонии, дают возможность усилить духовную сторону сексуальной жизни и обрести в ней новое измерение и новый уровень взаимодействия. Они позволяют сохранить и преумножить свою сексуальную энергию и преобразовать ее в более совершенные формы, способные эффективным образом воздействовать на все сферы жизни человека. Тантрические практики позволят укрепить Ваши отношения с партнером, обрести намного превосходящие обычный пик эротического возбуждения переживания, которые могут превратить жизнь любящих людей в непрерывный ЭКСТАЗ ЕДИНЕНИЯ друг с другом и Миром в целом». 

(В.Сенников. Тантра-тренинг.)

«Необходимо обратиться к Йоге, Тантре и другим эзотерическим методам, если хотят познать весь мир сновидений. Каждый тип снов имеет свой параллельный тип реальности, если не будет познана вся майя, весь мир иллюзий, то невозможно познать реальность. Только через иллюзорное можно познать реальность.
Собравшись открыть глаза утром, не делайте это немедленно. Когда вы ощутили, что сон прошел, осознайте свое тело. Не открывайте пока глаз. Что с вами происходит? Внутри вас происходят большие изменения. Сон покидает вас и ему на смену идет бодрствование. Вы видели, как восходит солнце, но не видели, как поднимается ваше тело. Оно по-своему прекрасно. У тела есть свое утро и свой вечер. Это называется сандхья: момент трансформации, момент изменения.
Сон — это одна из важнейших эзотерических сфер. Сновидения — это одно из величайших явлений. Оно все еще скрыто, неразгадано, непознано. Это часть тайного знания. Но сейчас пришло время, когда все тайное должно стать явным. Все, что было скрыто до сих пор и не должно быть более скрытым, иначе это станет опасным.
В прошлом была необходимость в том, чтобы некоторые вещи оставались в тайне, так как знание в руках невежества может быть опасным. Это сейчас происходит с научным знанием на Западе. Ученые осознали этот кризис и хотят создать тайные науки. Ядерное оружие не следовало давать в руки политиков. Последующие открытия должны оставаться неизвестными. Нам придется ждать того времени, когда человек дорастет до того, что ему можно будет открыть знания безо всяких опасений.
Точно так же в области духовного многое было известно на Востоке. Но если бы все это попало в руки невежественных людей, могло бы случиться несчастье, поэтому ключ был спрятан. Знание было сделано тайным, эзотерическим. Оно очень осторожно передавалось от человека к человеку. Но сейчас, из-за прогресса науки, пришло время открыть его. Если духовные, эзотерические истины останутся неизвестными, наука станет опасной. Их нужно сделать явными, чтобы духовное знание шло на одном уровне с научным знанием». 

(Ошо. Психология эзотерики. 1998г.)

«Все религии мира, кажется, сосредоточены на раскрытии правды, на реализации Высшей Сущности, на достижении вечной жизни или нескончаемого счастья. Все они рассказывают о более высокой форме существования, хотя называют они ее по-разному: небом, раем, спасением, блаженством, сатори, нирваной, освобождением и т.п. Все религии произошли от желания человека выйти за пределы физического и умственного существования в так называемый мир духа. Это стремление к духовности является основополагающей чертой человеческого существа. Как сказал один служитель духа: «В живом человеке есть жажда бесконечности».
В настоящее время вопросы духовности вызывают много недоумения и разочарования. Многие люди, особенно молодое поколение, потеряли веру в православные религиозные традиции, поскольку они не оправдали их надежд. Стали возникать вопросы, действительно ли религии содержат то, чему учат их проповедники. Не забыто ли что? Не стала ли духовная практика пустым ритуалом? Не превратилась ли вера в суеверие, а жизнь религии в догму?
Новые волны религиозного и духовного возрождения поднялись на руинах устаревших религий, провозглашающих сутью своей миссии опыт и воплощение Высшей Сущности. Среди вновь пробудившихся духовных направлений все больше внимания на Западе привлекает возникшее на Востоке древнее учение Йоги и медитации, благодаря своему практическому и научному подходу.
Йога делает упор на практическую сторону духовного развития. Ей не нужен внешний блеск, ритуальные движения, какие то священные писания. Более того, человек может принадлежать любой вере (или вообще не принадлежать никакой), и в то же время он может заниматься Йогой и медитацией. Не должно быть конфликта между Йогой и религиозной верой. Постоянные занятия медитацией помогают человеку яснее представить свою веру (или неверие), так как умственный горизонт постепенно расширяется, и человек приближается к трансцендентальному состоянию понимание мира.
Для того, чтобы понять становление медитации в ее современном виде, необходимо сделать небольшой экскурс в ее историю. Медитация — это прием, который развивался свыше тысячи лет, ее самые ранние корни кроются в практике Тантры. Тантра была впервые введена в Индии около 7000 лет назад великим йогом Садашивой. Ее предназначением было служить всесторонней наукой жизни, как личной, так и социальной. Само слово «Тантра» значит «то, что освобождает от невежества», и отсюда ее практика основывалась на систематическом и научном выводе человека из состояния невежества к состоянию духовного прозрения. Ее практика не ограничивалась только медитацией и Йогой, она распространялась на область искусств, музыки, литературы, медицины, танца окружающей жизни».

(Кирилл Иванович. Йога. Путь Тантры.)

«Тантрическое Учение подразделяет всех людей на три основных бхавы (характера): пашу, вира и дивья. Иногда рассматриваются еще махапашу и асурья. Только пашу, вира и дивья имеют отношение к собственно людям, способным осознанно практиковать тантрическую садхану (духовную практику).
Пашу-бхава («природа животного») — первый и низший тип собственно человеческого характера. Это своего рода «человек-животное». Слово «пашу» имеет несколько значений: «животное», «живое существо», «душа», «человек», следующий пашвачаре («Пути правой руки»), «тот, кто связан узами (паша) неведения». Когда слово «пашу» используется в широком смысле, то оно обозначает вообще любое живое существо (дживу), душу — от божеств до микроорганизмов. В таком смысле его используют в некоторых школах Шиваизма, например, последователи школ Пашупата и Шайва-Сиддханта. Иногда словом «пашу» Тантры обозначают животных и существ, а также невежественных и тамасичных людей, стоящих вне любой религии.
Например, в «Куларнава-Тантре» (1.69) Шива говорит, обращаясь к Шакти: «Сон, совокупление и потребность в пище одинаково свойственны всем живущим. О, Возлюбленная, лишь обладатель знания именуется человеком, лишенный знания — животное (пашу)». В данном случае имеются в виду не только животные, но и крайне невежественные люди, иногда именуемые в Тантрах махапашу. Но чаще всего под пашу Тантры подразумевают именно низший тип людей, практикующих садхану. Причем в этом случае только посвященный (дикшита) в садхану низшего уровня (т.е. в практику нетантрических и низших тантрических школ «Пути правой руки») человек называется пашу. Совсем непосвященный (адикшита) именуется махапашу. В западных эзотерических традициях (например у гностиков и в Каббале) тантрическому понятию пашу-бхавы соответствует понятие «физического, плотского человека».
Вира («герой») — это и есть настоящий человек, «человек-человек», победивший в себе пашу-бхаву. Согласно «Камакхья-Тантре», вира бесстрашен, целеустремлен, непоколебимо движется к поставленной духовной цели, разумен, энергичен и очень деятелен. Он не питает враждебности к другим и имеет особую, не всегда объяснимую умом склонность к следованию Тантрическому Пути. Где бы вира ни жил, он интуитивно тяготеет к практикам тантрического типа, ищет настоящего тантрического гуру и, как правило, оказывается приобщенным к Пути Тантры. Только вира может быть посвящен в эзотерическую практику «Тантры левой руки» (Вамачары). А вот пашу, даже если он и питает интерес к Тантризму, может быть приобщен лишь к системе Дакшиначары («Пути правой руки»). На стадии Дакшиначары он должен почитать Богиню-Мать в духе искренней веры и преданности (бхакти), должен изучать тантрическую философию и практику, чтобы обрести знание (джняна) и понимание целей и методов подлинной Тантры. Он должен вести здоровый и высокоморальный образ жизни, чтобы служить примером для подражания для всех окружающих. Садхака-пашу регулярно посещает тантрический храм или дхармачакру (богослужебно-медитационное собрание) тантриков своего круга посвящения. Основная форма дхармачакры, в которой пашу может принимать участие, известна как Шива-чакра. Так пашу постепенно прогрессирует духовно и вскоре достигает уровня виры». 

(Шрипада Садашивачарья. Три типа характера (бхавы) практикующих
Тантру. // Тантрический путь. Выпуск 3. Тантра-Сангха. 1995-1996г. с 9-13.)

«Велением времени вызванный интерес к эзотерике в последние годы обрел всемирный масштаб. Нет человека, который не слышал бы, не знал бы чего-нибудь о чакрах, энергии, просветлении, Йоге и прочем.
Тантра, пожалуй, — одна из самых ярких жемчужин в ожерелье духовных практик, доступных нам сегодня. Вокруг Танты все еще много неоднозначных мнений и чувств, она вызывает к себе крайне полярные отношения: от полного неприятия до всепоглощающего интереса и влечения. Одно остается неоспоримым — Тантра стала частью современного мира. На «рынке духовных услуг» за последние 2-3 года стремительно появилось, просто выплеснулось (судя по объявлениям в интернете, телепередачам и рекламе и статьям в печатной продукции) огромное количество ведущих всевозможных тренингов, семинаров, групп по Тантре, тантрическому сексу, Тантрической Йоге и пр.
Что есть Тантра? Какую роль она призвана играть в современном обществе? Какие потребности она обслуживает? Мы решили собрать ведущих тантрических практик, которые работают в этом направлении не одно десятилетие и тех, кто только почувствовал в себе силы (или призвание) сделать это своей работой (образом жизни) с целью познакомиться друг с другом, поработать вместе, обменяться опытом и знаниями в поле взаимной поддержки и личного духовного поиска.
Мы приглашаем тех, кто ищет возможности для собственного духовного роста, личностного совершенствования, для увеличения в себе внутренней силы, для раскрытия в себе бесконечного источника Любви, для расширения Осознанности, для обнаружения (или сотворения) в своей жизни гармонии.
Тантра как путь Трансформации дает возможность уйти от косности и ограниченности, соприкоснувшись с целостностью и блаженством в реальной, повседневной жизни. Тантра как путь Приятия позволяет отпустить и расслабиться относительно несовершенства мира, увидев в нем связность, целостность, гармонию высшего порядка и обнаружить собственную ответственность за свое несовершенство и то, что в связи с этим возможно сделать. Тантра как путь Силы дает власть над собственной энергией и энергией творчества, позволяя преодолеть застойные явления в собственной жизни. Тантра как путь Любви приглашает практикующего в безграничное море блаженства, взаимности, неэгоистической страстности и Божественной Любви, в которой через отдавание снисходит благодать. Тантра как путь Мудрости дает человеку знание того как устроен мир, как устроен сам человек, как устроено взаимодействие между людьми (мужчиной и женщиной), человеком и природой, человеком и Миром в целом.
Тантра — это в первую очередь духовная практика, но как каждая духовная практика в современном мире она становится социальным явлением, влияя на мир, на мышление, на атмосферу в обществе, на само время.
Мы предлагаем пережить этот опыт вместе: опыт постижения, опыт практики, опыт переосмысления, опыт глубины и силы Духа, Любви, Осознанности. Мы верим, что в наше время, именно здесь и сейчас (впрочем, как и везде и всегда) можно приблизиться к Просветлению — какой бы смысл каждый из нас не вкладывал в это слово, приблизиться настолько насколько позволит … личная сила и мудрость? глубина смирения? каждодневная практика? вера? Ответ в нас, в каждом из нас». 

(Тело, Любовь, Осознанность. Международная Конференция по Тантрическим Практикам.)

* * *