Статья 3.1.5 Тантрология: зарубежная литература. (ч.4. К).

продолжение

Kama Sutra. The Erotic Art of Love and Sex.

«Кама-Сутра». Эротическое искусство любви и секса.

   

Mallanaga Vatsyayana. Sir Richard Burton. Kama Sutra.
The Erotic Art of Love and Sex.
Publ. Createspace Independent Publishing Platform. 2009. 2010. 218 p.

«Аннотация. «Кама-Сутра» способствует культивированию у человека навыков, чтобы стать полноценной личностью со здоровыми, интимными отношениями с другими, тем самым улучшая как его существование, так и его наслаждение от такого существования. Как писал французский индолог Ален Даниелу: «Жизнь требует трех видов деятельности: обеспечение выживания, средств существования и питания; реализация в соответствии с формами деятельности, особенно связанными с сексуальностью; и, наконец, установление правил поведения, которые позволят различным индивидуумам выполнять свою роль в рамках вида. В человеческом обществе это представлено как три потребности, три цели жизни: материальные блага (артха), которые обеспечивают выживание; эротическая практика (кама), которая обеспечивает передачу жизни; и правила поведения, нравственность (дхарма), которая обеспечивает сплоченность и продолжительность вида. <…>. «Кама-Сутра» — это не порнографическая работа. Прежде всего, это картина искусства жизни цивилизованного и утонченного гражданина, наполненной в сфере любви, эротики и наслаждения жизнью.» (Полная «Кама-Сутра», переведенная Аленом Даниелу. 1994г.).
Как писал А.Эйнштейн: «Тот, кто читает газеты и лучшие книги современных авторов, по-моему, выглядит как очень близорукий человек, презирающий очки. Он полностью зависит от предрассудков и моды своего времени, поскольку никогда не видит и не слышит ничего другого. И то, что человек думает сам по себе, не обогащаясь мыслями и переживаниями других людей, даже в лучшем случае довольно ничтожно и однообразно. Можно назвать всего несколько имен просвещенных людей с ясным умом и стилем и с хорошим вкусом за этот век. То, что сохранилось от их творчества, относится к числу самых ценных достояний человечества. Мы обязаны тем немногим писателям Античности, благодаря которым люди в Средние века смогли медленно вырваться из суеверий и невежества, которые омрачали жизнь человечества на протяжении более 500 лет» (Альберт Эйнштейн, 1954г.)»

(Mallanaga Vatsyayana. Sir Richard Burton. Kama Sutra. The Erotic Art of Love
and Sex. Publ. Createspace Independent Publishing Platform. 2009. 2010. 218 p.)

 

Kandariya Mahadeva. Temple of Khajuraho.

Кандарья Махадева. Храм в Кхаджурахо.

   

K.M.Suresh. Kandariya Mahadeva. Temple of Khajuraho.
Publ. Bharatiya Kala Prakashan. 1999. 2002. 2017. 85 p.

«Аннотация. В этой книге главы I и II посвящены распространению и общей истории династии Чанделлов (950-1050гг. н.э.). Глава III посвящена общему описанию и подробному описанию архитектуры храма Кандарья Махадевы (IX в.), расположенного в деревне Кхаджурахо в индийском штате Мадхья-Прадеш. Этот храм входит в Западную группу храмов и считается одним из самых крупных и богато украшенных сооружений в ней. Именно этот храм пронизан мотивами эротики больше, чем все другие постройки в этой группе. Глава IV посвящена общим скульптурам, эротическим скульптурам и скульптурам сурасундари. Эта книга будет способствовать систематическому и подробному изучению храма и его скульптур, в частности».

(K.M.Suresh. Kandariya Mahadeva Temple of Khajuraho.
Publ. Bharatiya Kala Prakashan. 1999. 2002. 2017. 85 p.)

 

Kashmir Saivaism. (J.C.Chatterji).

Кашмирский Шайваизм.

      

J.C.Chatterji. Kashmir Saivaism.
Publ. 1914. State University of New York Press. 1986. 175 p.
Parimal Publication Pvt. Ltd. 2004. 170 p.

«Аннотация 1986г. Книга Дж.Ч.Чаттерджи представляет собой краткое введение в природу Высшей Реальности и манифестацию Вселенной в соответствии с системой Трика. В книге также кратко освещается история адвайтистской Шайва философии в Кашмире. Впервые опубликованная в 1914г в качестве первой книги в «Кашмирской Серии текстов и исследований», она представляет собой пока еще самое четкое введение в Таттвы Трики. Поскольку нижние двадцать пять из тридцати шести Таттв Трики составляют всю вселенную с точки зрения Санкхьи, в книге также представлено очень четкое изложение Таттв Санкхьи. Единственное отличие состоит в том, что, хотя Пуруша и Пракрити являются последними принципами для Санкхьи, они, не являются конечными, согласно Трике, которая продолжая анализ, признает еще одиннадцать дополнительных Таттв выше Пуруши.
«Аннотация 2004г. «Кашмирский Шиваизм» Дж.Ч.Чаттерджи [первого исследователя этой темы] — важный и уникальный труд по философии Шиваизма, который преобладал в Кашмире и все еще практикуется в различны частях Индии. Начало Кашмирского Шиваизма можно отнести к «Шива-Сутре» и комментарию к ней Кшемараджи [975-1025]. Учение и практики Кашмирского Шиваизма в литературе этой системы представлены под именами Трика-Шасана, Трика-Шастра или просто Трика, часто упоминаются как Рахасья-Сампрадайя, тогда как о Шиваизме в целом говорится как о Шива-Шасане или Шивагаме. Особенность Трики заключается в том, что, как система философии, она представляет собой идеалистический монизм (адвайта) и, таким образом, отличается от философии Шиваизма, например, того, который описан под именем Шайва-Даршана в «Сарва-Даршана-Санграхе» Мадхавачарьи. Эта книга дает представление о форме Шиваизма, сложившейся в Кашмире, начиная с самого начала его истории. Книга разделена на две части: 1) История и литература Кашмирского Шиваизма. 2) Основные доктрины Системы. Книга также послужит основой для сравнительного изучения различных форм Шиваизма.
Содержание.
Part I.
History and Literature.
Part II.
The main doctrines of the system.
The Atman.
The Process of Manifestation.
The Transcendent Parama Siva.
A. The Universal Experience.
I. Five Principles of the Universal Subject-Object.
The Siva Tattva.
The Sakti Tattva.
The Sadakhya Tattva.
The Aisvara Tattva.
The Sad-Vidya.
B. The Limited Individual Experience.
II. Maya and her progeny.
The six Kancukas.
III. Two Principles of the limited individual subject-object.
The Purusa.
The Prakrti and the Gunas.
IV. Principles of mental Operation.
Buddhi, Ahankara and Manas.
The five senses, five powers of action and five general objects of sense perception.
The Five Bhutas».

(J.C.Chatterji. Kashmir Saivaism. Publ. 1914. State University of
New York Press. 1986. 175 p. Parimal Publication Pvt. Ltd. 2004. 170 p.)

 

Kashmir Shaivism. The Secret Supreme.

Кашмирский Шиваизм. Тайное Наивысшее.

      

Swami Lakshman Jee. Kashmir Shaivism. The Secret Supreme.
Publ. Sunny Press. 1988. Sri Sat Guru Publications. 1991. 137 p.

«Аннотация. Свами Лакшман Джу — последний живой мастер устной традиции Кашмирского Шиваизма. Это изложение недвойственной философии с практическими приложением к жизни является его первой книгой на английском языке. Тантрическое Учение сокрыто через язык намеков и символов. Свамиджи предлагает мастер-ключ [skeleton key, «отмычку»] к Устной Традиции, позволяющий получить доступ к секретам Традиции. Цель состоит в том, чтобы сохранить Традицию и сделать ее доступной. Акцент делается на практической реализации Истины через опыт Кундалини-йоги. Автор противопоставляет эту реализацию концепциям освобождения, которым учат другие школы индийской философии, особенно Адвайта-Веданта. Кашмирский Шиваизм воспринимает мир как реальный и истинный – так реальный и истинный, как существование Бога. Освобождение — это непрерывное осознавание этой вселенной как собственного трансцендентального сознания. Это блаженная реализация.
Содержание.
Preface.
Introduction.
36 ElementsTattvas.
The Six Fold Path of the Universe.
The Theory of the Alphabet Matrikacakra.
The Theory of Reflection Pratibimbavadah.
The Explanation of the Means Upayas/
The Theory of Speech Vak.
The Three Impurities Malas.
The Seven States of the Seven Perceivers.
The Seven Processes of the Seven Perceivers.
The Five Great Acts of Lord Siva Pancakrityavidhih.
The Five State of the individual Subjective Body.
The Five Folds Contacts of Masters and Disciples.
The Manifestation of the Tantras.
Moksa in Kashmir Saivism and Indian Philosophy.
Kashmir Saivism and Advaita Vedanta.
Seven States of Turya.
Kundalini and its Purpose.
Variations in the Rise of Prana Kundalini.
Kashmir Saivism».

(Swami Lakshman Jee. Kashmir Shaivism. The Secret Supreme.
Publ. Sunny Press. 1988. Sri Sat Guru Publications. 1991. 137 p.)

 

Kashmir Saivism: The Central Philosophy of Tantrism.

Кашмирский Шиваизм: центральная философия Тантризма.

   

Kamalakar Mishra. Kashmir Saivism: The Central Philosophy of Tantrism.
Publ. Sri Satguru Publications. 1993. 1999. 473 p. Indica Books. 2009. 2011. 504 p.

«Аннотация. Кашмирский Шайвизм является кульминацией философской и метафизической мысли Индии. Хорошо развитая и глубокая философия Кашмирского Шайвизма изучается в университетах Индии, США и Европы. В данном издании автор наиболее полно описывает Тантрическую Традицию древних мастеров Кашмира. В книге освящены такие темы Традиции, как Крама, Каула и Пратьябхиджня. Автор книги — знаменитый профессор Бенаресского Университета и мастер Тантры, ныне проживающий в Бенаресе (Варанаси). Эта книга неоднократно издавалась в Индии и США и принесла автору мировую известность. Книга просто и доступно описывает сложнейшие метафизические и философские аспекты Тантризма, и по существу является учебником для начинающих и практикующих Тантру. В ней также хорошо объяснены тонкости доктрины левой руки. Являясь великим философом Индии, Камалакар Мишра в пух и прах разбивает своих философских оппонентов в стане буддистов, джайнов, ведантистов, и др. систем.
Главная цель книги заключается в том, чтобы выявить последовательность (согласованность) и аутентичность (подлинность) тантрической мысли и сделать явным поток логики, неявно присутствующий в этой системе. Эта книга претендует на полное описание Тантрической Системы, охватывая все сферы Тантрической Философии. Она содержит много тем, которые ранее не обсуждались.
Хотя вклад Тантры в индийскую философию и культуру имеет огромное значение, в этой области пока еще сделано очень мало. Более того, Тантры или Агамы заключают в себе что-то очень важное и актуальное, что необходимо для современного человечества. Благодаря своему позитивному отношению к миру и наличию разнообразных тантрических садхан (практик) для самосовершенствования человека во всех отношениях, Тантра несет обещание помочь людям в их нынешнем затруднительном положении. Это делает изложение и разъяснение Тантрической проницательности весьма актуальными.
Настоящая работа является результатом многолетних исследований, размышлений и дискуссий по данной теме. При раскрытии темы автор постарался максимально ясно изложить материал и объяснить замысловатые идеи простым языком. Стиль изложения больше напоминает стиль преподавателя, объясняющего тему в неформальной обстановке, нежели педанта, подготовившего тяжелую диссертацию.
Содержание.
Acknowledgments.
Preface to the Third (Revised and Enlarged) Edition.
Preface.
Acknowledgments.
Abbreviation.
1. Introduction.
General Significance o the Tantric Tradition.
History of the Tantric Tradition.
Amalgamation of the Cultures of Renunciation (nivrtti) and Worldly Involvement (pravrtti).
The Tantric Denominations.
The Common Features.
Significance of the Left-Handed Doctrine (Kaula-marga).
Breaking False Barriers.
Aberrations in Tantra.
Kashmir Saivism as the Culmination of Tantric Philosophy.
The Etymology of Tantra and Agama.
The Textual History.
The Special Significance of Abhinavagupta.
2. The Tantric Epistemology.
The Problem of Consciousness.
Knowledge as the Nature of Consciousness.
Knowledge as Activity.
Knowledge is Self-illumined.
Consciousness as the Means of Knowledge.
Consciousness Self-illumined.
Agamic Knowledge.
Is Agamic Knowledge Scientific?
Objections to Agama-pramana.
The Limits of Knowledge.
What is Higher Experience?
The Validity of Knowledge.
The Trika Theory of Error.
3. Absolute Consciousness (Siva-Sakti).
Part I. Siva.
Siva as the First Person.
Siva is Absolute.
Siva is Indeterminate.
Siva is the Subject-consciousness.
Self-consciousness in Siva.
Siva as the Absolute Person.
Siva is Perfection.
Part II. Sakti.
The Nature of Sakti.
Compatibility of Sakti (Kriya) with Siva (Jnana).
Possibility of Akrama (Nonsequential) Kriya.
Siva-Sakti Relationship.
Kinds of Sakti.
The Two Levels of Sakti.
Synonyms and Symbos of Sakti.
Sakti as Vak (Speech).
4. The Process of Creation.
The Theory of Causation.
The Fivefold Cosmic Functions.
General Questions Regarding Creation.
Creation as the Manifestation of Vak (Speech).
The Pure Categories.
Maya.
The Five Sheaths.
The Individual Soul (Purusa).
The Twenty-four Material Categories.
Discussion of the Categorization.
5. The Theory of Appearance (Abhasavada).
The Meaning of Abhasa.
The Epistemology of Abhasavada.
Abhasavada as an Ontological Theory.
The Sense in Which Abhasa is Called Real.
The Theory of Appearance (Abhasavada) as the Theory of Freedom (Svatantryavada).
The Theory of Illusion.
6. The Problem of Evil.
The Presence of Evil.
The Problem.
Free Will and Moral Evil.
The Meaning of «God as the Real Doer».
Ignorance as the Necessary but not the Sufficient Cause of Evil.
Suffering and the Law of Karma.
The Place of Evil in Lilavada.
7. The Concept of Pratyabhujna (Self-recognition).
Pratyabhujna is Central to Kashmir Saivism.
The Meaning of Pratyabhijna.
Intellectual Knowledge and Existential Knowledge.
Why Pratyabhujna is Called Knowledge.
The Mode and Content of Pratyabhujna.
Pratyabhujna is the Dissolution of the Ego.
Siva-Pasu Unity as the Metaphysical Ground of Pratyabhijna.
Levels of Pratyabhujna.
Pratyabhujna as the Ground of All the Updyas.
The Relevance of Bhakti in Pratyabhujna.
Pratyabhujna (Self-recognition) and Aparoksanubhui (Direct Experience).
8. Bondage and Liberation.
The Meaning of Bondage.
The Concept of Mala (Impurity).
The Meaning of Moksa.
Special Features of the Mukti of Kashmir Saivism.
Moksa as the Highest Value.
Stage of the Spiritual Evolution of the Soul.
9. The Means of Moksa.
Effort and Grace.
The Unity of the Means and the End.
Anupaya.
Sambhavopaya.
Saktopaya.
Anavopaya.
General Evaluation of the Updyas.
The Place of Negation of Tantric Sadhana.
The Relaxed Way of Life.
10. The Left-handed Doctrine (Kaula Sadhana) and Sexual Sublimation.
The Rationale behind the Kaula Sadhana.
The Necessity of Sexual Sublimation.
The Attitude of Holiness.
Cultivating Love towards the Sex-Partner.
Kaula Sadhana as the Means of Self-realization.
Stage of Kaula Sadhana.
The Kaula Sadhana: An Appraisal.
11. Kashmir Saivism and Advaita-Vedanta.
Introduction.
Kashmir Saivism Vis-à-vis Advaita Vedanta.
What the Advaitin Can contribute to Kashmir Saivism.
Svarupua-Laksana and Tatastha-Laksana.
Summing Up.
12. Conclusion (Summary).
Selected Bibliography.
About the Author».

(Kamalakar Mishra. Kashmir Saivism: The Central Philosophy of Tantrism.
Publ. Sri Satguru Publications. 1993. 1999. 473 p. Indica Books. 2009. 2011. 504 p.)

 

Kaulajnana-Nirnaya of the School of Matsyendranatha.

«Каула-Джняна-Нирнайя» Школы Матсиендранатха.

Kaulajnana-Nirnaya of the School of Matsyendranatha.
(Sanskrit Text with English Translation and Exhaustive Introduction).
Publ. Prachya Prakashan. 2007. 149 p.

«Аннотация. Наряду с тем, что эта работа имеет большое значение в определении основных элементов традиции Натха, она наглядно показывает, что традиция Натха тесно связана с основами школ традиции Каула, также связана с традицией тибетской Ваджраяны. Основной акцент в работе сделан на авторитет учителя — гуру. Авторство работы приписывают Шри Матсьендранатху, который считается Сиддхой в Натха-Сампрадайе. Представленный здесь перевод данной работы является первым на западном языке и предназначен для того, чтобы сделать один из очень важных, но до сих пор неясных текстов доступным для англоговорящего сообщества. Для перевода был использован текст, опубликованный в санскритском издании П.С.Багчи (Калькуттская санскритская серия, Т.III, 1934г)».

(Kaulajnana-Nirnaya of the School of Matsyendranatha.
(Sanskrit Text with English Translation and Exhaustive Introduction).
Publ. Prachya Prakashan. 2007. 149 p.)

 

Kena Upanishad. A Study from Sakta Perspective.

«Кена-Упанишада». Исследование с точки зрения религии Шакта.

Dr. S.A.Sarma. Kena Upanishad. A Study from Sakta Perspective.
Publ. Bharatiya Vidya Bhavan. 2001. 144 p.

«Аннотация. Существует много различных толкований термина «упанишад». Согласно некоторым из них, «упанишад» означает «сидеть у стоп кого-то, внимая его словам и таким образом получая тайное знание». Макс Мюллер даёт значение термина как «искусство сидеть около гуру и смиренно внимать ему». Но, согласно Шанкаре, слово «упанишад» образовано путём прибавления префиксов «упа» и «ни» к корню «шад» и означает: «то что разрушает невежество». Согласно традиционному толкованию «упанишад» означает «удаление невежества посредством знания о верховном духе». Другие значения: «эзотерическая доктрина» или «секретная доктрина».
Кена-Упанишада» — одна из одиннадцати Упанишад канона Мукхья [«первый, основной»], к которому принадлежат наиболее древние Упанишады. В каноне Муктика [«дающий освобождение»] из 108 основных Упанишад «Кена-Упанишада» стоит на втором месте. Название Упанишады происходит от слова «кена», означающего «кем». Поскольку «Кена-Упанишада» относится к «Талавакара-Брахмане» Самаведы, её также называют «Талавакара-Упанишадой». «Кена-Упанишада» разделена на четыре канды (раздела), первые два из которых написаны стихами, а вторые два — прозой. Шанкара написал целых два комментария к «Кена-упанишаде»: «Кенопанишад-падабхашья» и «Кенопанишад-вакьябхашья».
Упанишады традиционно делятся на три группы: «ведические», «арийские» и «общинные». «Кена-Упанишада» относится к первой группе. Наиболее древние Упанишады принято относить к одной из ведийских шакх или школ. «Кена-Упанишаду» относят к Джайминия-Шакхе. Сохранившиеся списки «аутентичных» Шакта-Упанишад сильно отличаются друг от друга, отражая предвзятость своих составителей. Попытки в прошлом составить список Шакта-Упанишад не привели нас ближе к пониманию их места в Тантрической Традиции или в ведийской литературе. Что играет ключевую роль для тантриков, так это не авторитетность Шрути, которая не оспаривается, но их правильная интерпретация. Те, кто не являются последователями Тантризма, ставят под сомнение принадлежность тантрических текстов к Упанишадам, их классификацию как Шрути и соответственно их авторитетность как «Веды».
Содержание.
Preface.
Mandala of Adya Shakti.
Introduction.
Santi Patha.
Kena Upanishad — Text and Translation.
Science of Symbols.
God of the Idols.
Brahman.
Sphota.
Shakta Psychology.
Human Constitutional Typology.
Conclusion».

(Dr. S.A.Sarma. Kena Upanishad. A Study from Sakta Perspective.
Publ. Bharatiya Vidya Bhavan. 2001. 144 p.)

 

(Homage to) Khajuraho. (M.R.Anand).

(Почтение) Кхаджурахо.

Mulk Raj Anand. C.Fabri. S.Kramrisch. (Homage to) Khajuraho.
Publ. Marg Publication. Bombay. 1960. 1962. 1965. 1968. 68 p.

«Аннотация. Хорошо иллюстрированное издание, посвященное Кхаджурахо, включает три очерка: 1. M.R.Anand. Homage to Khajuraho (Почтение Кхаджурахо); 2. S.Kamrisch. Reflections On the House and Body of Gods (Размышления о доме и теле Богов); 3. A.Cunningham. Shrines in the Landscape of the Absolute (A Brief Historical Note). (Святыни на лоне Абсолюта (краткая историческая справка)».

(Mulk Raj Anand. (Homage to) Khajuraho. Publ.
Marg Publication. 1960. 1962. 1965. 1968. 68 p.)

 

Khajuraho. (K.Deva).

Кхаджурахо.

      

Krishna Deva. Khajuraho.
Publ. Director General, Archaeological Survey of India.
Brijbasi Printers Pvt. Ltd. New Delhi. 1971. 1980. 1987. 1991. 2002. 2007. 207 p.

«Аннотация. Три из самых лучших храмов Индии — Лингараджа, Брихадишвара и Кандарья Махадева в Кхаджурахо — были построены в XI в., и стали кульминацией индийской храмовой архитектуры. Эта книга представляет собой итог исследований автора в Кхаджурахо, представленный в ясном стиле в интересах как простых читателей и туристов, так и специалистов, и призвана донести до читателей превосходную красоту формы и содержания и храмов Кхаджурахо, и их эротических скульптур, которыми они так знамениты. Это четвертый в серии путеводителей, публикуемых Археологической службой Индии для презентации объектов Всемирного культурного наследия в Индии. Он сосредоточен на храмах Кхаджурахо в центральной Индии, культурной столице династии Чанделла. Правители династии были великими покровителями искусства и архитектуры, а между X и XII вв. построили в Кхаджурахо около 85 храмов, из которых сохранились на сегодня только 25. Эти храмы по праву славятся своим скульптурным богатством. На каменных стенах храмов разыгрывается весь карнавал жизни с его многочисленными развлечениями и удовольствиями».

(Krishna Deva. Khajuraho. Publ. Director General, Archaeological Survey of India.
Brijbasi Printers Pvt. Ltd. New Delhi. 1971. 1980. 1987. 1991. 2002. 2007. 207 p.)

 

Khajuraho. (B.L.Dhama).

Кхаджурахо.

B.L.Dhama. S.C.Chandra. Khajuraho.
Publ. Manager of Publications. 1953. 36 p.
Department of Chandra S.C. Archaeology. New Delhi. 1957.

«Аннотация. В 1950-х годах было напечатано довольно много книг о знаменитом храмовом комплексе Кхаджурахо. С 1953г. по 1957г. настоящая книга выдержала 9 изданий на английском языке».

(B.L.Dhama. S.C.Chandra. Khajuraho. Publ. Manager of Publications.
1953. 36 p. Department of Chandra S.C. Archaeology. New Delhi. 1957.)

 

Khajuraho. (L.Frederic).

Кхаджурахо.

   

Louis Frederic. Khajuraho.
Publ. Time Books International. New Delhi. 1991.
Laurence King Publishing. 1992. 160 p.

«Аннотация. Небольшая деревня Кхаджурахо в центральной части Индии окружена 21 древним храмом, которые были построены между IX и XII вв., когда в Кхаджурахо был большой город. Хотя сам город пришел в упадок и в конечном итоге исчез совсем, некоторые из храмов выстояли, и в начале XX в. началась работа по их восстановлению. А после обретения Индией независимости Кхаджурахо вновь стал центром большого религиозного значения, а также главной туристической достопримечательностью.
Построенные на высоких террасах во времена династии Чанделла, храмы Кхаджурахо демонстрируют редкое совершенство строительства и архитектуры. Скульптуры из песчаника, которые заполняют все имеющиеся пространство на стенах храма, знамениты своим эротическим характером, но они также изображают сцены битв, танцев и повседневной жизни. В настоящем очерке автор исследует религиозный символизм резных скульптур храмов и рассматривает их в контексте истории как храмов, так и самой деревни Кхаджурахо».

(Louis Frederic. Khajuraho. Publ. Time Books International.
New Delhi. 1991. Laurence King Publishing. 1992. 160 p.)

 

Khajuraho. (L.A.Narayan).

Кхаджурахо.

L.A.Narayan. Khajuraho.
Publ. Roli Books International. New Delhi. 1982.

 

Khajuraho. (E.Zannas).

Кхаджурахо.

   

Eliky Zannas. Jeannine Auboyer. Khajuraho.
Publ. Mouton and Company Publication. 1960. 228 p.

«Аннотация. В своей недавней работе о династии Чанделла Немай Садхан Бозе (Nemai Sadhan Bose) привел следующие слова: «Как предложил Смит пятьдесят лет назад, остатки храмов в Кхаджурахо достойны отдельного иллюстрированного издания». Настоящее иллюстрированное издание посвящено храмам Кхаджурахо. Благодаря фотографическим работам госпожи Элики Заннас в деревне Кхаджурахо, иллюстрации, приведенные в этом издании, демонстрируют то значение и уважение, которых заслуживает внушительный архитектурный комплекс Кхаджурахо, который, без сомнения, является одним из самых ярких в средневековой Индии. Это издание, конечно, не полная монография, но лишь попытка собрать вместе иллюстрации и факты, которые в определенной мере помогут объяснить смысл и значение храмов Кхаджурахо. Для тех, кто хочет углубиться в тему, в отдельном разделе приводится информация и даны подробные детали о каждом храме, приводится библиография и глоссарий обозначений и терминов».

(Eliky Zannas. Jeannine Auboyer. Khajuraho
Publ. Mouton and Company Publication. 1960. 421 p.)

 

Khajuraho. An Introduction to the Erotic Temples.

Кхаджурахо. Знакомство с эротическими храмами.

Punja Shobita. Khajuraho. An Introduction to the Erotic Temples.
Publ. The Guidebook Company Odissey. 1995. 144 p.

«Аннотация. Этот хорошо иллюстрированный путеводитель предоставляет информацию об одном из самых увлекательных и экзотических туристических направлений в Индии — Кхаджурахо. Если вы путешествуете, сидя дома, или действительно готовитесь посетить Индию, то эта книга для вас. Этот путеводитель по Кхаджурахо раскрывает все стороны Кхаджурахо, описывая каждый из двадцати храмов, выделяя лучшие примеры архитектуры и скульптуры, интерпретируя их религиозное и символическое значение. Это руководство также предоставляет полезную информацию о том, как добраться в Кхаджурахо, где остановиться и как спланировать свое путешествие».

(Punja Shobita. Khajuraho. An Introduction to the erotic temples.
Publ. The Guidebook Company Odissey. 1995. 144 p.)

 

Khajuraho. A Study in the Cultural Conditions of Chandella Society.

Исследование культурных условий жизни общества в эпоху династии Чанделла.

      

Vidya Prakash. Khajuraho.
A Study in the Cultural Conditions of Chandella Society.
D.B. Taraporevala Sons & Co. Pvt. Ltd., Bombay. 1967. 1982. 217 p.
Stosius Incorporated /Advent Books Division. 1983. 245 p.

 

Khajuraho. Erotica and Temple Architecture.

Кхаджурахо. Эротическая и храмовая архитектура.

Maqbool Ahmad. Khajuraho. Erotica and Temple Architecture.
Publ. Asian Publication Services. 1984. 1993. 80 p.

«Аннотация. Скульптуры Кхаджурахо обычно называют «Кама-Сутрой» в камне, и это не случайно. Значительное количество скульптур представляют собой лучшие образцы именно эротического искусства. При этом ни одна эротическая скульптура не расположена близко к храмовому божеству. Почему же правители династии Чанделла создали такие эротические произведения искусства на стенах своих храмов? И каково их значение? Дискуссия продолжается по сей день».

(Maqbool Ahmad. Khajuraho. Erotica and Temple Architecture.
Publ. Asian Publication Services. 1984. 1993. 80 p.)

 

Khajuraho. Indian Temples and Sensuous Sculptures.

Кхаджурахо. Индийские храмы и чувственные скульптуры.

Gilles Beguin. Khajuraho. Indian Temples and Sensuous Sculptures.
Publ. Five Continents Editions. 2017. 250 p.

«Аннотация. Храмы Кхаджурахо являются одним из великих чудес Индии. Построенные между 850г. и 1150г, они известны как элегантностью своей архитектуры, так и чувственностью своей скульптуры. Считается, что когда-то важный политический и религиозный центр Кхаджурахо насчитывал около 95 индуистских и джайнских храмов, но сегодня их осталось только 25, но и они поражают наше воображение потрясающими изображениями человеческой сексуальности. Сегодня Кхаджурахо является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО».

(Gilles Beguin. Khajuraho. Indian Temples and Sensuous
Sculptures. Publ. 5 Continents Editions. 2017. 250 p.)

 

Khajuraho in Pictures.

Кхаджурахо в фотографиях.

   

B.R.Seth. Khajuraho in Pictures.
Publ. Asia Press. New Delhi. 1970. 145 p.

«Аннотация. Кхаджурахо — одна из основных достопримечательностей Индии. Храмы Кхаджурахо — самая большая галерея эротических скульптур под открытым небом. В прежние времена, при династии Чанделла, тогда еще город Кхаджурахо был культурной столицей, было это в период с X по XII вв. Знаменитые Храмы Кхаджурахо строились в течение 200 лет, с 950г. по 1150г. Всего было построено более 80 храмов, до наших дней сохранились лишь 25 из них, все они сосредоточены на участке площадью в 21 кв.км. Весь храмовый комплекс расположен на открытой, отлично просматриваемой территории, не имеет ограждающих их стен. Храмы стоят на мощных платформах, по четырём углам которых в некоторых случаях возведены храмы меньших размеров. Все храмы имеют высокие цоколи с богатой витиеватой резьбой. Именно такими они были построены во времена расцвета Кхаджурахо».

(B.R.Seth. Khajuraho in Pictures. Publ. Asia Press. New Delhi. 1970. 145 p.)

 

Khajuraho. Monumental Legacy.

Кхаджурахо. Монументальное наследие.

      

Devangana Desai. Khajuraho. Monumental Legacy.
Publ. Oxford University Press. New Delhi. 2000. 2003. 2004. 2010. 2014. 107 p.

«Аннотация. Эта книга является частью серии «Монументальное наследие», целью которой является краткое и точное знакомство с объектами Всемирного наследия (культуры) в Индии. Серия адресована широкому читателю, но также полезна и для ученых, интересующихся историей и значимостью этих объектов. Ставя под сомнение популярные стереотипы, автор отсекает Кхаджурахо от ассоциаций, связанных с эротизмом, предлагая новую интерпретацию скульптур, которые, наполненные явной чувственностью, фактически скрывает более глубокий символизм. Эта книга знакомит с великолепным миром храмов династии Чанделпа, их историей, придворной культурой династии, религией, иконописью, а также отличительными чертами скульптуры и архитектуры. Подробно исследуя каждый из 25 храмов, эта книга также рассматривает недавно открытый храм Биджамандала и три музея на этом месте и предоставляет практические советы и информацию для посетителей.
Автор книги, Девангана Десаи, искусствовед, автор издания «Эротическая скульптура Индии – социокультурное исследование и религиозные образы Кхаджурахо». В настоящее время проводит исследования утерянных храмов Кхаджурахо, основанные на их изображениях в музеях.
Содержание.
List of Illustrations.
Preface and Acknowledgements.
Introduction.
Patrons — The Chandella Royal Family.
Religious Background.
Temple Architecture — Concept and Stylistic Features.
Main Features.
Elevation.
Interiors.
Sculpture — Themes and Meanings.
Distinctive Features.
Main Categories.
Celestial Women.
Erotic Figures.
Mythical Creatures.
Icons: Hindu Divinities.
Icons: Jain Tirthankara and Divinities.
The Monuments.
The Western Group.
Devi.
Varaha.
Lakshmana.
Kandariya Mahadeva.
Mahadeva.
Devi Jagadamba.
Chitragupta.
Chopra Tank.
Parvati.
Vishvanatha.
Statue of Bhairava.
Matangeshvara.
Chausath Yogini.
Lalguan Mahadeva.
Shivasagar Tank.
The Eastern Group.
Statue of Hanuman.
Brahma.
The Vishnu Temples.
Vamana and Javari.
Khajuraho Village.
The Jain Temples.
Parshvanatha.
Adinatha.
Shantinatha Temple Complex.
Ghantai.
The Southern Group.
Duladeva.
Chaturbhuja.
Excavated Bijamandala (Vaidyanatha) Temple.
Museums.
The Archaeological Museum, ASI.
The Jain Museum.
The State Museum of Tribal and Folk Arts.
Around Khajuraho.
Appendix 1. Chronology of the Temples.
Appendix 2. Genealogy of the Chandella Royal Family.
Practical Tips and Information.
Glossary.
Further Reading».

(Devangana Desai. Khajuraho. Monumental Legacy. Publ. Oxford
University Press. New Delhi. 2000. 2003. 2004. 2010. 2014. 107 p.)

 

Khajuraho. Orchha.

Кхаджурахо. Орчха.

   

Archana Shankar. Khajuraho. Orchha.
Publ. Luster Press Pvt. Ltd. / Roli Books Pvt. Ltd. New Delhi.
1995. 1997. 2006. 2002. 2007. 80 p.

«Аннотация. Орчха — одно из самых красивых мест Индии, оно находится в нескольких часах езды от деревни Кхаджурахо. Тысяча лет назад недалеко от деревни Кхаджурахо под покровительством царей династии Чанделла, которые правили этой областью с IX по XIV вв. было построено 85 необыкновенных храмов. Наполненные порывом творческой энергии, 22 сохранившихся храма, большинство из которых украшены эротическими скульптурами, представляют собой настоящий праздник, торжество жизни. Кхаджурахо – это место не только для путешественников, но и для ученых и художников».

(Archana Shankar. Khajuraho. Orchha. Publ. Luster Press Pvt. Ltd.
/ Roli Books Pvt. Ltd. New Delhi. 1995. 1997. 2006. 2002. 2007. 80 p.)

 

Khajuraho. Our World in Color.

Кхаджурахо. Наш мир в красках.

      

Shobita Punja. Khajuraho. Our World in Color.
Publ. Local Colour Ltd. 1997. 2000. 79 p.

«Аннотация. Тысячу лет назад в густом лесу в Мадхья-Прадеш правители династии Чанделла построили необычный храмовый комплекс. Некоторые из этих храмов были случайно обнаружены военным инженером британской армии Т.Бертом в XIX в. Позже храмовый комплекс превратился в популярный туристический объект, а храмы, прославившиеся своей эротической резьбой, стали предметом многочисленных обсуждений и дискуссий среди историков и археологов. Автор книги, известный искусствовед, Шобита Пунджа, рассматривая различные точки зрения, которые стремятся объяснить эротические скульптуры, распутывает сложную паутину символизма, просматриваемую в храмах, которые воплощают в себе Высшее через слияние духовного и чувственного. В первой части книги автор подробно описывает историческое развитие Кхаджурахо в течение первой тысячи лет. Это обеспечивает основу для авторской интерпретации. Во второй части представлено описание ритуального празднования Маха-Шиваратри как ключа к пониманию храмов и их архитектуры».

(Shobita Punja. Khajuraho. Our World in Color. Publ. Local Colour Ltd. 1997. 2000. 79 p.)

 

Khajuraho Sculptures and Their Significance.

Скульптуры Кхаджурахо и их многозначительность.

   

Urmila Agarwal. Khajuraho Sculptures and Their Significance.
Publ. S. Chand & Company. New Delhi. 1964. 1980. 224 p. 1987. 296 p.

«Аннотация. Среди миллионов чудес Индии великие архитектурные шедевры храмов Кхаджурахо являются самыми привлекательными и являются лучшим образцом среди самых красивых средневековых памятников Индии. Храмы Кхаджурахо были построены правителями династии Чанделла между 900г. и 1130г. Это был золотой период династии Чанделла. Храмовое строительство было прекрасной традицией династии и поощрялось всеми ее правителями. Здесь можно найти индуистские храмы, посвященные Шиве и Вишну, и джайнские храмы. Каждый храм в Кхаджурахо действительно потрясает своей изысканной архитектурой и богатой скульптурной резьбой. Здесь можно найти сказочные образы индуистских богов, богинь, нимф. Можно бесконечно наслаждаться потрясающим архитектурным блеском, сложной резьбой и удивительными эротическими скульптурами храмов Кхаджурахо.
Содержание.
Introduction.
Main Features of Religious Life at Khajuraho.
Khajuraho Iconography.
Minor & Miscellaneous Deities.
Social Life.
Dress.
Hair Styles & Cosmetics.
Ornaments.
Hobbies & Recreations.
Economic Life.
Scenes Relating to War & Political Life.
Khajuraho Art & Architecture.
General Conclusions».

(Urmila Agarwal. Khajuraho Sculptures and Their Significance.
Publ. S. Chand & Company. New Delhi. 1964. 1980. 224 p. 1987. 296 p.)

 

Khajuraho. Temples of Ecstasy.

Кхаджурахо. Храмы (эротического) экстаза.

   

Lala Aditya Narain. Khajuraho. Temples of Ecstasy.
Publ. Lustre. New Delhi. 1986. East India Book Co. 1988. 61 p.

«Аннотация. Книга посвящена храмам любви в Кхаджурахо. Храмы Кхаджурахо были построены во времена династии Чанделла, которая достигла своего апогея между 950г. и 1050г. Сохранилось всего около 20 храмов, они делятся на три отдельные группы и принадлежат к двум различным религиям — Индуизму и Джайнизму. Они создают идеальный баланс между архитектурой и скульптурой. Бесконечные скульптуры, украшающие стены храмов, являются одним из величайших шедевров индийского искусства. Книга богато иллюстрирована цветными фотографиями».

(Lala Aditya Narain. Khajuraho. Temples of Ecstasy.
Publ. Lustre. New Delhi. 1986. East India Book Co. 1988. 61 p.)

 

Khajuraho. The Art of Love.

Кхаджурахо. Искусство любви.

   

Surendra Sahai. Khajuraho. The Art of Love.
Publ. Prakash Books. New Delhi. 1998. 1999. 96 p.

«Аннотация. Тысячу лет назад Кхаджурахо был процветающим городом храмов и располагался в самом сердце королевства Чанделла. Сегодня многие из причин выбора Кхаджурахо в качестве места для строительства значительного количества храмов остаются неясными. Сегодня Кхаджурахо — небольшая деревня в районе Чаттарпур штата Мадхья-Прадеш, практически полностью окружена дикой природой посреди холмистого лесистого пояса. Когда династия Чанделла пришла в упадок, Кхаджурахо потерял свое значение, и его великолепные храмы были преданы забвению. Прослеживая историю Кхаджурахо, автор собрал воедино многочисленные архитектурные аспекты храмов Кхаджурахо. Книга содержит целую главу, посвященную эротическим скульптурам храмов Кхаджурахо».

(Surendra Sahai. Khajuraho. The Art of Love.
Publ. Prakash Books. New Delhi. 1998. 1999. 96 p.)

 

Khajuraho. The Exotic & The Erotic.

Кхаджурахо. Экзотика и эротика.

Anupma Chandwani (Text). Darshan Lall (Photographs). Khajuraho.
The Exotic & The Еrotic. 125 illustrations.
Publ. Khajuraho Stone Book Publishing Services. 1917. 96 p.

«Аннотация. Кхаджурахо — глухая маленькая деревня в штате Мадхья-Прадеш. Она так и осталась бы малоизвестной, если бы не группа изумительных храмов, вырезанных лучшими мастерами. Хотя эротическая скульптура храмов образует очень небольшую часть всего скульптурного комплекса, эти храмы остаются всемирно известными и знаменитыми именно благодаря этой самой теме. Эта книга дает представление о том, что такое Кхаджурахо и пытается ответить на вопрос, почему в таком святом месте, столь далеко удаленном от цивилизации, присутствует столь пышная эротика. Книга наполнена фотографиями, удачно захватывающими необычные грани и детали храмов, и дает информацию о храмовой архитектуре Кхаджурахо, отличительных деталях каждого из храмов. В основе книги лежит глубокий взгляд на религиозный и социально-исторический фон, который вдохновил правителей династии Чанделла на такую смелую и раскованную демонстрацию эротики. Стоит воочию увидеть это удивительное наследие в камне, чтобы в него поверить».

(Anupma Chandwani (Text). Darshan Lall (Photographs). Khajuraho. The Exotic &
The erotic. 125 illustrations. Publ. Khajuraho Stone Book Publishing Services. 1917. 96 p.)

 

Khajuraho. The First Thousand Years.

Кхаджурахо. Первая тысяча лет.

   

Shobita Punja. Khajuraho. The First Thousand Years.
Publ. Viking Penguin India Pvt. Ltd. New Delhi. 1991. 1999. 2010. 233 p.

«Аннотация. Тысячу лет назад в густом лесу в Мадхья-Прадеш правители династии Чанделла построили необычный храмовый комплекс. Некоторые из этих храмов были случайно обнаружены военным инженером британской армии Т.Бертом в XIX в. Позже храмовый комплекс превратился в популярный туристический объект, а храмы, прославившиеся своей эротической резьбой, стали предметом многочисленных обсуждений и дискуссий среди историков и археологов. Автор книги, известный искусствовед, Шобита Пунджа, рассматривая различные точки зрения, которые стремятся объяснить эротические скульптуры, распутывает сложную паутину символизма, просматриваемую в храмах, которые воплощают в себе Высшее через слияние духовного и чувственного. В первой части книги автор подробно описывает историческое развитие Кхаджурахо в течение первой тысячи лет. Это обеспечивает основу для авторской интерпретации. Во второй части представлено описание ритуального празднования Маха-Шиваратри как ключа к пониманию храмов и их архитектуры».

(Shobita Punja. Khajuraho. The First Thousand Years. Publ.
Viking Penguin India Pvt. Ltd. New Delhi. 1991. 1999. 2010. 233 p.)

 

Khajuraho. The Pride of Madhya Pradesh.

Кхаджурахо. Гордость Мадхья-Прадеш.

   

P.D.Agnihotri. Khajuraho. The Pride of Madhya Pradesh.
Publ. New Delhi. 1974. 96 p.

«Аннотация. Расположенный в районе Чаттарпур штата Мадхья-Прадеш, Кхаджурахо является гордостью индийского архитектурного величия. Он был построен во время династии Чандела с 950г. до 1050г. Храмовый комплекс Кхаджурахо в прежние дни насчитывал 85 храмов, сегодня только 25. Эти храмы считаются величайшим шедевром древнеиндийского искусства. Три основных группы храмов посвящены различным богам и богиням Индуизма, таким как Шива, Парвати, Кришна, Вишну и Брахма, в то время как некоторые другие храмы посвящены также Джайнизму. Храмы в западной группе в основном посвящены индуистским божествам, в то время как храмы в восточной группе в основном посвящены джайнским божествам. В некоторых храмах даже присутствует архитектурная ориентация, предполагающая смесь буддийских и индуистских верований. Хотя памятники Каджурахо посвящены двум различным религиям, все же они имеют общую типологию. Например, все башни храмов являются уникальной архитектурной особенностью храмов в стиле Нагера и символизируют космическую гору Кайлас. Общий уникальный план храмов включает в себя вход (павильон), мандалу (место для молящихся), центральный зал и святилище. Все строения Кхаджурахо довольно компактны, вытянуты вверх. Они не обнесены стенами, их заменяет открытая галерея. Все они богато украшены скульптурами. Каждое такое здание состоит из нескольких важных элементов. Несмотря на всю роскошь фасадов, внутри каждого храма абсолютно гладкие стены. И в этом есть глубокий смысл. Ибо там в темноте храма сокрыта сама суть, невидимая и неприметная».

(P.D.Agnihotri. Khajuraho. The Pride of Madhya Pradesh. Publ. New Delhi. 1974. 96 p.)

 

Khajuraho. The Temples of Love.

Кхаджурахо. Храмы Любви.

   

Promila Poddar. Khajuraho. Temples of Love.
Publ. Roli Books Pvt. Ltd. 1996. 2001. (Spanish). 96 p.

«Аннотация. Еще два десятилетия назад мало кто знал о существовании Кхаджурахо, сегодня это очень популярное место для туристов, ученых и историков искусства со всего мира. Храмы Кхаджурахо — вершина архитектурного и скульптурного мастерства, представляющая одно из самых прекрасных направлений индийского искусства. Тем не менее, до сих пор очень мало известно об их строителях, средневековых правителях династии Чандела, и еще меньше о причинах, почему храмы были использованы для демонстрации столь откровенных эротических скульптур, которые когда-либо знал мир. Составляя факты и гипотезы, исторические записи и существующие версии, эта книга пытается через слова и образы ухватить и показать дух Кхаджурахо. Книга рассчитана на читателя, который не обязательно имеет глубокие познания в индийском искусстве, мифологии или истории, но который хотел бы оценить и понять великолепные скульптуры храмов Кхаджурахо».

(Promila Poddar. Khajuraho. Temples of Love.
Publ. Roli Books Pvt Ltd. 1996. (Spanish). 2001. 96 p.)

 

Khajuraho Unknown.

Неизвестный Кхаджурахо.

Onkar Rahi. Khajuraho Unknown.
Publ. National Publishing House. New Delhi. 2006. 462 p.

«Аннотация. Эта книга посвящена храмовому комплексу Кхаджурахо, объекту всемирного наследия, который демонстрирует нам скульптуру как проявление утонченности, изысканности, воссоздающей творческий огонь внутри нас. Искусство Кхаджурахо имеет ясную структуру, где присутствуют и страстные волнения, и страстная активность, и пристрастия, и предпочтения, преимущественно необузданного природного чистого блаженства. Скульпторы не только изображали отдельные фигуры, но и превращали скульптуры в целые композиции с бесчисленными легендами, уходящими в глубь каменных стен храмов Кхаджурахо.
Автор также представил интерпретации «Кама-Сутры» и Тантры. Восточный мистицизм, смешанный с нашими мыслями и действиями, позволяет нам руководствоваться чувствами, эмоциями так же, как и верой. Автор интерпретирует обнаженную скульптуру как демонстрацию сильного внутреннего чувства, ставшего источником радости, блаженства, многообразия настроений, переживаний, действий и поступков. Книга представляет эротику Кхаджурахо, где сексо-йогические позы изображают особенности и тонкости тантрического культа, а благоговейное отношение к эротике – главный принцип Тантры — блаженство и отречение [соединение чувственного опыта и освобождения]. Религия — это стремление человека к освобождению, и Кхаджурахо — это макро- и микро-взгляд на нашу широко распространенную культурную традицию, в которой религия и эстетические идеалы превращают нас в место встречи религии и искусства, в которой мирское и Божественное объединяются и существует для единой цели, чтобы привести нас к Неизвестному, и мы должны научиться находить свою дисциплину и свободу как в одном, так и в другом в одной точке».

(Onkar Rahi. Khajuraho Unknown. Publ. National Publishing House. New Delhi. 2006. 462 p.)

 

Khajuraho Unveiled.

Кхаджурахо в истинном свете.

V.A.Smith. Khajuraho Unveiled.
Greenage Books, Australia. 2011. 320 p.

«Аннотация. Эта книга знакомит читателей с Кхаджурахо, знаменитым археологическим памятником, известным своими храмами, посвященными Шиве, Вишну и джайнским патриархам. Храмы, объединившие науку и искусство архитектуры, славятся своим эротизмом, выгравированным на его стенах в виде скульптур. В храмовой архитектуре Индии комплекс Кхаджурахо остается уникальным. Тысячу лет назад под щедрым и художественным покровительством правителей династии Чандела в удивительно короткий промежуток времени, всего за сто лет, в порыве вдохновленного всплеска творчества было построено 85 храмов, великолепных по своей форме и скульптурному обрамлению. И только 22 храма пережили разрушительное действие времени. Сегодня они являются коллективным достоянием и демонстрируют стремление человека к жизни, к радости, к творчеству, к окончательному слиянию с Творцом. Фотографии, представленные в этой книге, объясняют некоторые мистические аспекты храмов Кхаджурахо».

(V.A.Smith. Khajuraho Unveiled. Greenage Books, Australia. 2011. 320 p.)

 

Khajuraho with latest discoveries.

Кхаджурахо в свете последних открытий.

P.K.Mishra. Khajuraho with latest discoveries.
Publ.Sandeep Prakashan. 2001. 2002. 132 p.

«Аннотация. Кхаджурахо — само по себе название выступает синонимом архитектурного совершенства и захватывающего дух мастерства. Как объект всемирного наследия храмы Кхаджурахо можно рассматривать как одно из чудес Востока, как символ в камне, представляющий космическую концепцию индуистских храмов, украшенную эротическими, мирскими и божественными сценами. Ученым и специалистам придется по душе археологический материал доктора Мишры с географическими подробностями о различных аспектах раскопок, проводимых в Кхаджурахо с 1980г., и анализом сделанных открытий».

(P.K.Mishra. Khajuraho. With latest discoveries. Publ.Sandeep Prakashan. 2001. 2002. 132 p.)

 

Khajuraho. World Heritage Series.

Кхаджурахо. Серия мировое наследие.

Krishna Deva (text). Darshan Lall (photographs). Khajuraho.
World Heritage Series. 97 illustrations.
Publ. Brijbasi Art Press Ltd. 2005.
Khajuraho Book Publishing Services.
Archaeological Survey of India. 2015. 208 p.

«Аннотация. Расположенные в самом сердце Центральной Индии, храмы Кхаджурахо, построенные в XI в., занимают видное место среди архитектурных чудес нашего мира. Храмы Кхаджурахо демонстрируют скульптурное изобилие, которое количественно и качественно превосходит любой другой центр монументального искусства в Индии. В книге предпринята попытка проанализировать особенности и значение искусства Кхаджурахо в его исторической и культурной перспективе. Поскольку храмы Кхаджурахо наиболее известны своими эротическими скульптурами, автором также была исследована эротическая тема, при автор блестяще рассмотрел различные научные теории, связанные с этой темой. Выдающийся ученый, специалист по индийскому искусству, археологии и архитектуре, Дева Кришна перевел свои многолетние исследования в ясный и подробный текст, а Даршан Лал, специалист по скульптурной и археологической фотографии, запечатлел возвышенные образы Кхаджурахо».

(Deva Krishna (text). Darshan Lall (photographs). Khajuraho.
World Heritage Series. 97 illustrations. Publ. Brijbasi Art Press Ltd. 2005.
Khajuraho Book Publishing Services. Achaeological Survey of India. 2017. 208 p.)

 

Kiss of the Yogini. Tantric sex in its South Asian Contexts.

Поцелуй Йогини. Тантрический секс в южно-азиатском контексте.

David Gordon White. Kiss of the Yogini. Tantric sex in its South Asian Contexts.
Publ. University of Chicago Press. 2003. 372 p. 2006. 391 p.

«Аннотация. «Поцелуй Йогини» — работа известного современного американского тантролога Д.Г.Уайта, которая имеет большое значение для любого межкультурного понимания роли сексуальности в религии, истории и культуре. Автор приводит историческую критику многих современных, особенно «New Age», интерпретаций древних азиатских традиций Тантры, и бросает вызов более старой западной позиции по этой теме. Отбрасывая вековое недопонимание и искажение Тантры, автор обращается к первоначальным текстам, изображениям и ритуальным практикам, реконструируя историю южноазиатской Тантры от средних веков до настоящего времени. По мнению автора, Тантра была основой религиозной, социальной и политической жизни, была самой распространенной традицией, и во многих отношениях она продолжает оказывать влияние и на современный Индуизм, даже несмотря на то, что реформистское недопонимание присвоило ей маргинальный характер. Автор предлагает переоценку происхождения, истории и значения Тантры и дает ей новую парадигму. «Поцелуй Йогини» — это серьезное и богатое исследование, поскольку автор использует не только многочисленные санскритские тексты, которые он переводит сам, но и широкий спектр археологических, архитектурных, художественных, этнографических и социологических материалов. Он делает это в остроумном и привлекательном стиле, что только усиливает значение его работы. «Поцелуй Йогини» содержит множество переводов тантрических текстов, которые никогда прежде не переводились на европейские языки. Данная работа будет интересна и полезна тем, кто стремится понять Тантру и её роль в истории, культуре и религии Южной Азии.
Содержание.
List of Illustrations.
Preface.
Note on Transliteration.
Abbreviations of Titles of Sanskrit Works.
1. Tantra in Its South Asian Contexts.
2. The Origins of the Yogini: Bird, Animal and Tree Goddesses and Demonesses in South Asia.
3. The Blood of the Yogini: Vital and Sexual Fluids in South Asian Thought and Practice.
4. The Mouth of the Yogini: Sexual Transactions in Tantric Ritual.
5. The Power of the Yogini: Tantric Actors in South Asia.
6. The Consort of the Yogini: South Asian Siddha Cults and Traditions.
7. The Flight of the Yogini: Fueling the Flight of Tantric Witches.
8. The Sublimation of the Yogini: The Subordination of the Feminine in High Hindu Tantra.
9. Tantra New Millennium.
Notes.
Bibliography.
Index».

(David Gordon White. Kiss of the Yogini. Tantric sex in its South Asian
Contexts. Publ. University of Chicago Press. 2003. 372 p. 2006. 391 p.)

 

Know about Hindu Goddesses. Mother Gayatri.

Узнайте об индуистской Богине. Мать Гаятри.

M.D.Gupta and Prashant Gupta. Know about Hindu Goddesses. Mother Gayatri.
Publ. Dreamland Publications. 2004. 22 p.

«Аннотация. Индийские богини — это женские божества, обожаемые и почитаемые своими преданными. Эти богини исполняют все желания своих преданных и дают им возможность наслаждаться почитанием и почтением здесь, в этом мире, и спасением в будущем в другом мире. Эта серия из семи книг об индуистских богинях посвящена происхождению, способам поклонения и подвигам богинь. Красивые иллюстрации вместе с доступным для понимания текстом делают эти книги привлекательными как для молодых, так и боле пожилых читателей.
В «Шримад-Деви-Бхагаватам» есть строки, в которых сама изначальная Вселенская Мать говорит Брахме: «О Господь Брахма! Я и Верховный Брахма — это одно и то же. Не существует никакой разницы между мной и высшим сознанием (Парабрахман). Я такая же, какой он есть, а он такой же, какая я есть. Я есть движущая сила в каждом атоме этой вселенной в ее разнообразных проявлениях». Поэтому совершенно ясно, что все богини являются воплощением самых разнообразных сил. Все боги получают от них свою силу. Человек тоже может обрести силу своим почитанием и поклонением».

(Know about Hindu Goddesses — Mother Gayatri.
Publ. Dreamland Publications. 22 p.)

 

Konark. Monumental Legacy.

Конарак. Монументальное наследие.

Thomas Donaldson. Konark. Monumental Legacy.
Publ. Niyogi Books. 2005. 2017. 100 p.

«Аннотация. Это седьмой том в серии «Монументальное Наследие». Со своим единственным храмовым комплексом, в котором доминирует храм, посвященный Солнцу, построенный королем Нарасимхой (1238-1264), Конарак стал чрезвычайно важным историко-культурным объектом, а также популярным туристическим центром. В этой короткой книге Томас Дональдсон представляет богатую описательную информацию об уникальном воплощении оригинального орисского стиля храмовой архитектуры. Рассматривая храмовый комплекс в историческом контексте, Дональдсон обсуждает архитектурные и скульптурные детали главного храма и прилегающих к нему святынь. Подробная информация о Конараке, полезный глоссарий и множество фотографий и планов делают эту книгу чрезвычайно полезной для посетителей Конарака».

(Thomas Donaldson. Konark. Monumental Legacy. 2005. 100 p.)

 

Kucimara Tantram (For Better Sexual Life).

«Кучимара-Тантра» (для улучшения интимной жизни).

Dr. Goli Pnechala Prasad. Kucimara Tantram (For Better Sexual Life).
(Sanskrit Text with English Translation).
Publ. Chowkhamba Krishnadas Academy. 2007. 56 p.

«Аннотация. «Кучимара-Тантра» — это древний текст, в котором речь идет главным образом о защите и улучшении деятельности мужских и женских половых органов наряду с другими методами лечения, такими как вашикарана и т.д., в которые не верит большинство научного сообщества. Эта книга также содержит нескольких научных описаний, имеющих отношение к потребностям сегодняшнего дня. Этот древний текст связан с Kanya-karanam, Dravikarnam и др. и предлагает много рецептов для усиления наслаждения в сексе, поддержания анатомических и физиологических функций гениталий. Автор текста, муни Кучимара, стремится дать ответы на все фантазии молодежи. Хотя текст небольшой и содержит всего 164 строфы, в нем предложено более 200 растительных, минеральных и животных продуктов для использования в предлагаемых рецептах. Большинство препаратов легко доступны, а их эффективность подтверждена. Этот перевод на английский язык, бесспорно, привлечет внимание научного мира для дальнейших исследований и подтверждения подлинности этих рецептов.
Содержание.
Introduction.
Chapter I. Vriddhikaranam.
Chapter II. Lepam.
Chapter III. Vasikaranam.
Chapter IV. Vajikaranam.
Chapter V. a) Dravanam. b) Stambhanam.
Chapter VI. Kanyakaranam.
Chapter VII. Vandhyakaranam.
Chapter VIII. a) Lomasatanam. b) Prasavam.
Chapter IX. Parisistam».

(Kucimara Tantram (For Better Sexual Life).
(Sanskrit Text with English Translation).
Publ. Chowkhamba Krishnadas Academy. 2007. 56 p.)

 

Kulacudamani Nigama.

«Кулачудамани-Нигама».

Arthur Avalon. Kulacudamani Nigama.
Text and Introduction by A.K.Maitra.
Publ. 1915. Ganesh and Co. Madras. 2-ed. 1956. 66 p.

«Аннотация. Артур Авалон (Джон Вудрофф) перевёл довольно большое количество тантрической литературы. Все его переводы вышли в серии «Tantric Text» (книги издавались с 1912г. по 1940г.). В этой книге нет английского перевода текста, хотя Предисловие (Karra Ramamurthy) и Введение (Aksaya Kumara Maitra) дают некоторые интересные сведения о самом тексте. Артур Авалон издал этот санскритский текст, но, к сожалению, не предоставил какой-либо дополнительной информации, как он обычно делал в отношении с другими тестами. Это издание станет ценным дополнением к любой тантрической библиотеке, поскольку все еще не так много других сведений об этой Нигаме».

(Arthur Avalon. Kulacudamani Nigama. Text and Introduction by
A.K.Maitra. Publ. 1915. Ganesh and Co. Madras. 2-ed. 1956. 66 p.)

 

Kulachudamani Tantra.

«Кулачудамани-Тантра».

          

Kulachudamani Tantra.
Edited by G.C.Vedantatirtha, with an introduces by A.K.Maitra.
Publ. Sanskrit Press Depository. Calcutta. 1915. 72 p.
Otto Harrassowitz. 1986. Nabu Press. 2011. 96 p.

«Аннотация. Это IV Том в серии «Тантрические Тексты», изданный Артуром Авалоном в 1915г. Как указывается в предисловии к этому переводу, читатель может подумать, что нижеприведенное введение относится к совершенно другому тексту. На самом деле, это не так. Хотя большая его часть написана соратниками сэра Джона Вудроффа (Артура Авалона), он также внес вклад в переводы двух гимнов, которые являются частью текста. «Кулачудамани-Тантра» относится к направлению Кулачара в Тантра-Шастре и включена в список богооткровенных текстов, которые согласно «Вамакешвара-Тантре» считаются главными среди тех, которые касаются поклонения Богине Шакти. Поэтому этот текст часто упоминается как авторитетный во многих сборниках, хотя сама «Кулачудамани-Тантра» (II, 8) по всем техническим терминам ссылается на «Бхайрави-Тантру», известную сегодня, главным образом, по приводимым в других текстах цитатам. Как и все оригинальные тантрические тексты, «Кулачудамани-Тантра» составлена в форме диалога, где Деви в форме Бхайрави отвечает на вопросы, поставленные Шивой в форме Бхайравы. По этой причине текст относится к классу Нигама, в отличие от класса Агама, в котором Тантра-Шастра раскрывается самим Шивой».

(Kulachudamani Tantra. Edited by G.C.Vedantatirtha with an introduces
by A.K.Maitra. Publ. Sanskrit Press Depository. Calcutta. 1915. 72 p.
Otto Harrassowitz. 1986. Nabu Press. 2011. 96 p.)

 

Kularnava Tantra. (Arthur Avalon).

Куларнава-Тантра.

      

Arthur Avalon. Kularnava Tantra.
Publ. Motilal Banarsidass Publishers Pvt. Ltd. 2000. 377 p.

«Аннотация. «Куларнава-Тантра», является, пожалуй, главной Тантрой школы Каула и постоянно цитируется как авторитетная в Тантрической литературе. Она заслуживает пристального изучения теми, кто хотел бы лучше понимать принципы и практику той Традиции, к которой принадлежит эта Шастра.
В своем Введении сэр Джон Вудрофф (Артур Авалон) дал краткий обзор этого текста. Шри М.П.Пандит, который является страстным исследователем Тантр и Вед, подготовил работу на английском языке в одиннадцати главах, где представил вольный перевод с комментариями, не вдаваясь в технические детали, но сохранив при этом смысл и дух подлинника, в свойственном ему ясном стиле. Полный текст приведен в Деванагари для тех, кто хотел бы изучать подлинник на Санскрите.
Предисловие. Тантра является важным событием в эволюции индийской духовной мысли, поскольку она представляет собой решительную попытку примирить существующие конфликты между различными философскими школами, которые возникли после Эпической эпохи. Тантра стремится объединить монизм Адвайты с дуализмом Санкхьи, обогатить Джняну чувством Бхакти, присоединить Природу к ее Господу в лице человеческой личности, гармонизировать требования Духа с правами Материи.
Тантра восстанавливает утраченное наследие древних Вед, в котором подчеркивается общность Человека, Природы и Бога, и равенство статусов Матери-Земли и Отца-Неба. Принцип Тантры состоит в том, чтобы ничего не отвергать, что сотворено Богом, использовать все средства, чтобы поднять человеческое сознание до Божественного. В отличие от многих старых систем Тантра очень рациональна в своем подходе; она не просит никакой веры заранее. Это самопроверяющаяся наука о развитии природных энергий в их сверхъестественных терминах, ведущих к космическому наслаждению жизнью в духовном сознании. Одним словом, это Путь Бхукти и Мукти [Наслаждения и Освобождения] в высшем смысле.
«Куларнава-Тантра» — важный текст в одной из традиций Тантры с ярко выраженным практическим наклоном мысли. Она призывает человека воспользоваться той редкой привилегией, которая дана ему, например, с рождением, и благодаря которой существо осознает себя. Она предлагает человеку выбор: выбор между застоем и быстрым развитием, приближением к своему Богу. Она предупреждает о последствиях потери себя в водоворотах преходящих волнений и удовольствий. Она дает защиту против многих псевдо-путей, которые изобилуют в этом мире.
«Куларнава-Тантра» просит человека очистить себя и рассказывает, как это сделать. В недвусмысленных выражениях она говорит, что пьющий вино отличается от пьющих экстаз; Высшее Блаженство приносит союз между восходящей Шакти и восседающим Шивой, а не союз между мужчиной и женщиной. В подобных высказываниях Тантра, кажется, предвосхитила современную тенденцию к совмещению секса с духовностью. Жаль, что такой текст не получил достаточной гласности на Западе, где энтузиасты Тантры находятся на ложном пути.
«Куларнава-Тантра» предписывает способы подготовки к большому путешествию; она опирается на этику, религию, философию, йогу, чтобы постепенно поднять человеческую жизнь до уровня благочестивой, божественной жизни. Человек постигает многомерность своей личности и обеспечивает здоровый рост своих умственных способностей, очищение своих эмоций и страстей, ориентирует свои физические способности посредством ритуала, джапы, мантры и упасаны. Кто подходит для пути Тантры? Кто компетентен руководить новичком на обоюдоостром путь бритвы? В чем ответственность Гуру перед учеником? Эти и другие актуальные вопросы поднимаются и даются ответы самым удовлетворительным образом. <…>.
Об авторе. Артур Авалон (сэр Джон Вудрофф, 1865-1936) — британский востоковед, чьи работы способствовали рождению широкого и глубокого интереса к индуистской философии и практике Йоги на Западе. Как писал Т.М.П.Махадеван в предисловии к работе Вудроффа «Гирлянда Букв» [Mahadevan T.M.P. foreword to Arthur Avalon’s “Garland of Letters”, Ganesh and Company Madras. 6th ed. 1974]: «Издавая оригинальные тексты на Cанскрите, а также публикуя очерки о различных аспектах Шактизма, он показал, что за религией и богослужением стоит глубокая философия, и что нет ничего иррационального или обскурантистского в отношении техник поклонения, которые рекомендованы в Шактизме». Артур Авалон перевел около двадцати оригинальных санскритских текстов, издавал и читал многочисленные лекции по индийской философии и широкому кругу тем по Йоге и Тантре».

(Arthur Avalon. Kularnava Tantra. Publ. Motilal
Banarsidass Publishers Pvt. Ltd. 2000. 377 p.)

 

Kularnava Tantra. Sanskrit Text with English Translation. (R.K.Rai).

Куларнава-Тантра. Санскритский текст с английским переводом.

      

Ram Kumar Rai. Kularnava Tantra.
Sanskrit Text with English Translation.
Publ. Prachya Prakashan. 1999. 2010. 277 p.

«Предисловие (от автора). «Куларнава-Тантра» — один из главных тантрических текстов школы Каула. Он обладает большой аутентичностью, авторитетом и уважением. Он обильно цитировался почти во всех поздних тантрических работах. Однако его язык, как и в случае с большинством других Тантр, передает информацию в основном в закодированной форме, поэтому эту информацию нелегко понять каждому. Целью такого приема является сохранение секретов Учения только для адептов, посвященных (инициированных) в систему Тантры. Таким образом, текст не может быть легко понят обычным читателем. Возможно, поэтому сэр Артур Авалон так и не опубликовал перевод этого текста. М.П.Пандит опубликовал весьма эрудированное исследование этого текста на английском языке, однако, его никоим образом нельзя рассматривать как дословный перевод, более того, М.П.Пандит в своем исследовании оставил многие главы (улласы) без своих комментариев.
Когда я приступил к переводу этого текста, я никогда не думал, что это будет так сложно. По мере того, как я продолжал работу, я обнаружил, что в некоторых местах информация является сильно закодированной, а в других вроде начинаешь улавливать ее смысл. Ни один словарь, ни современный, ни классической, не может помочь в интерпретации таких отрывков. Поэтому мне пришлось познакомиться с большим количеством Тантр, и, более того, провести обсуждение темы с некоторыми из ортодоксальных тантриков.
Теперь, когда работа завершена, я могу сказать, что почти вся информация была «декодирована» и переведена в соответствии с моими способностями. Мантры, различные ньясы [формы поклонения] и другие ритуалистические детали переведены и объяснены. Однако, поскольку перевод [интерпретация] некоторых мантр в ньясах и некоторых длинных мантр был бы громоздким в английском варианте, я решил представить их в Деванагари. Все остальные места были неизменно переведены. Однако я надеюсь, что адепты в соответствии с наставлениями Господа Шивы сохранят тайну мантр и других ритуалов, представленных в данном тексте.
При подготовке этого перевода я следовал за текстом, составленным сэром Артуром Авалоном, но в некоторых местах мне пришлось использовать другие варианты прочтения в качестве основных, потому что они имели более глубокий смысл. Такие изменения были сделаны во многих местах. Пользуюсь случаем, чтобы выразить свою благодарность некоторым из моих друзей-тантриков за помощь, которую они с такой готовностью предоставили мне в толковании подобных пассажей.
Я также хотел бы выразить свою благодарность г-ну М.П.Пандит, чье блестящее исследование «Куларнава-Тантры» было большим подспорьем для меня. Везде, где я находил его предложения по переводу текста, я принимал их, внося изменения только для того, чтобы довести их буквально ближе к тексту.
При всех своих недостатках и упущениях настоящий перевод теперь находится в руках читателей, и я надеюсь, что они будут достаточно любезны, чтобы сообщить мне об этих недостатках, чтобы их исправить в будущих выпусках».

(Ram Kumar Rai. Kularnava Tantra. Sanskrit Text with
English Translation. Publ. Prachya Prakashan. 1999. 2010. 277 p.)

* * *