Статья 3.10.4. Осознанность как сотериологическая концепция Тантры. (ч.3).

продолжение

«Глава 1. 2. Осознание, божественная мудрость, различение. 1. Ни одну нацию на земле столь глубоко, как индусов, не занимали загадки рождения и смерти, мышления и продолжения влияния мыслей, слов и дел после смерти. Решения, которые они нашли и проверили, настолько универсальны, убедительны и благодетельны как для отдельного человека, так и для целых сообществ в деле их возвышения, что веками выдерживают испытание критикой со стороны исследователей, ученых и мудрецов всех стран. Такие исследования можно только приветствовать, поскольку их важность всегда остается первостепенной. Болезнь неведения (аджняны) излечивается «таблетками» праджняны; то есть пагубные последствия невежества излечиваются высшим знанием.
2. В наши дни люди часто спрашивают: «Где находится Бог?» Непрерывно повторяя имя Бога, Прахлада выяснил, что Бог пребывает повсюду. Нелепо было бы утверждать, что «Он находится только здесь», или, что «там Его нет». Осознание этой истины приходит в результате интенсивной садханы.
3. В наше время законом поведения человека стало — «каждый за себя». Это объясняется тем, что всеобщее «единство в Боге» оказывается неизвестным и неосознанным. Оно — плод садханы; и хотя убежденность в нем растет медленно, ее все же следует обрести.
15. Если вы не располагаете знанием своей сущности, то не можете называться человеком.
16. В чем в точности заключается цель и задача всех Шастр, Бхагаваты и Пуран, этих Священных Писаний, в чем цель всех рассуждений? Попробую ответить. Они сообщают человеку правду о нем самом. Им незачем вводить вас в заблуждение. Подобного желания у мудрецов не было. Они вели летописи и отображали свой опыт. Вам известно лишь настоящее, то, что происходит у вас на глазах; вы не знаете, как Настоящее связано с Прошлым, и как оно подготавливает ход Будущего. Это напоминает титры в кино: вы читаете строки по ходу того, как они появляются на экране. Каждая новая строка, появляясь, стирает предыдущую, и так же каждое рождение стирает память о прежнем.
17. Всех оживляет один и тот же поток. Осознать это единство и раствориться в нем — такова цель жизни человека.
19. Верьте в себя, в свою способность следовать строгому распорядку садханы, в возможность достигнуть цели самореализации. Если вы не верите волне, как вы можете поверить океану? Если приложить разум и старание, можно превратить кусочки стали в превосходные часы. Так разве нельзя с помощью инструментов Мудрости — Различения (вивеки) и Непривязанности (вайрагьи) — преобразовать человека в мудреца, осознавшего Высшую Реальность? Священные книги всех религий помогают человеку достичь вечной Обители Мира. Все караван-сараи строятся только для того, чтобы помочь путнику на его пути к цели. Он остановится там на какое-то время, ему расскажут о следующем этапе путешествия и затем, отдохнувший, он двинется дальше.
Не слушайте, что говорят другие. Верьте своему опыту. Верьте в то, что дарит вам покой и радость (Атмананда). Это — реальное основание для веры. И не нужно вам бродить там и сям, выспрашивая, сладкая эта вещь или соленая. Не глупо ли ходить вокруг да около, расспрашивая людей об этом? Попробуйте на вкус своим собственным языком, и все станет на место. А сейчас вы занимаетесь тем, что отвергаете как будто бы соленое то, о чем ваш собственный опыт подсказал бы, что оно сладкое. И делаете вы это исключительно полагаясь на мнения людей, которые считают это соленым, хотя они и не пытались попробовать. Или на мнение тех, кто пребывает в лихорадке, им это показалось и вовсе горьким.
20. Интеллект должен тщательно исследовать глобальные вопросы о цели рождения, о назначении жизни, о причине происходящего, о влиянии действий человека на эту жизнь и на последующие жизни и т.д. Сознание должно глубоко погрузиться в Божественность, лежащую в его собственной основе.
24. Совершайте все дела как подношение Богу, не разделяйте их на «свою работу» и на «Его работу». Вся работа — Его; Он вдохновляет, Он помогает, Он исполняет, Он радуется. Он пожинает плоды, но и сеет — Он. Существует только Он, ибо все многообразие — это Он, отраженный в зеркале Природы! Все служит для достижения Всевышнего, и все должно использоваться для этой великой цели. Для преданных Саи есть только один верный путь в жизни. Нет никаких объектов (падартх), все — только Цель (парартха). И Цель — это осознание Реальности, осознание Атмы, Бога!
27. Свет знания должен воссиять, подобно маяку, указываующему путь. Познавайте, воспринимайте и будьте счастливы. Не так уж важно, верите вы в Меня или в Бога. Имейте веру в себя, и этого достаточно. Ибо, кто вы на самом деле? Каждый из вас — это Божественность, независимо от того, знаете вы об этом или нет.
28. Люди древности проложили Царский Путь для воспитания Духа и постижения Истины. Мы можем воспользоваться им. Зачем же блуждать в колючих зарослях или в грязных закоулках. Практикуйте садхану, повторение Имени, молитву и медитацию так, как предписано; узнайте все о них у наставников (пандитов) и опытных людей. Совершайте богослужение (пуджу) с цветами, повторяйте имя Господа с четками и т.д., но только до тех пор, пока не укрепитесь в высшем предназначении. Вы должны предложить Господу цветы, но не те цветы, что дает растение, ибо за них воздастся растению, а не вам! Господь хочет, чтобы вы поднесли Ему тот Лотос, что цветет на озере вашего сердца, чтобы поднесли плод, зреющий на древе вашего земного служения, а не тот лотос или тот плод, которые можно купить на базаре! Хорошо, тогда вы можете спросить: Где же нам найти Господа? Так вот, Он оставил Свой адрес. Загляните в 61 шлоку 18 главы «Бхагавад-Гиты». Обратитесь к ней и запишите адрес: Ишварасарва-бхутанам хриддеше, Арджуна тиштхати: «О Арджуна, Господь пребывает в сердце всех существ». Теперь, узнав это, как вы можете презирать кого-либо или ненавидеть, или высмеивать? Каждый пребывает в Божественном присутствии, каждый наделен Божественными качествами. Любовь, уважение, дружба — вот чего ожидает от вас каждый. Делитесь этим в полной мере.
Милость Господа нельзя заслужить робким намеком на непривязанность или крупицей различения (вивеки). Познавайте и действуйте; осознавайте и испытывайте; это тяжелый путь. Предайтесь Его воле.
29. Атма вездесуща; Она — это Бытие-Сознание-Блаженство (Сат-Чит-Ананда) в каждом существе. Нужно пройти долгий путь садханы, чтобы обрести такое видение.
30. День ото дня вы должны расти, не только физически, но и духовно. Сколько еще вы собираетесь оставаться в начальной школе, выписывая буквы алфавита? Поднимайтесь, держите экзамен, сдайте его и переходите в следующий класс!
33. Когда обретено осознание Божественности, пребывающей в каждом существе, когда благодаря знанию, эта Божественность становится непосредственно ощутимой, когда видишь, слышишь, вдыхаешь и осязаешь только Ее, тогда, без сомнения, человек становится частицей тела Господнего, пребывает в Нем и с Ним. Приняв на себя ответственность за собственный рост, вы ощутите прилив новых сил с первого же шага; вас охватит новая, чистая радость; вам будет дано предвкушение полного Блаженства; вас оживотворит новая святость.
35. Самореализация — это знание о том, что «моя истина — это я сам», или «я познал себя», или «все — есть единая Атма», или «я постиг, что индивидуальное и универсальное – неотличимы». Каждый человек должен открыть это для себя сам; аскетизм без этого — абсолютно пустая трата времени и энергии. Человек — не животное. Он несет в себе искру Божественного, и не должен позволить ей угаснуть.
36. Чтобы рассеять тьму, необходим свет; вы не можете прогнать тьму силой или молить ее, просить об уходе или даже протестовать. Пока нет света, тьма не исчезнет, что бы вы для этого ни делали. К тому же, неведение (аджняна) не исчезнет от одного только желания избавиться от него. Но как только вы поймете природу неведения, его особенности и многообразие, истина воссияет, а горе рассеется.
37. Познавший (джняни) свободен от Иллюзии (Майи); он накапливает возвышенный опыт, размышляет о реальном и нереальном и постепенно превращает себя в ищущего знание. А потом он становятся джняни и обретают спасение. Так, шаг за шагом, достигается цель. Этого не сделать за один прыжок.
38. Мудрость, которую можно обрести на опыте, следует ценить выше той, что получена в результате чтения Писаний. Однако, применяя знание на практике в своей повседневной жизни, вы можете обратить знание, полученное из Писаний, в опыт мудрости.
41. Ныне самые разные люди склонны называть себя познавшими, джняни. Однако им не ведомо, что джняни бывает отмечен особыми признаками. Разумеется, знаком его подлинности является основанное на опыте утверждение: Ваасудевасарвамидам, «Васудева — это Все». Твердое осознание этого — истинный признак джнани. Однако под Васудевой здесь подразумевается не сын Васудевы, а тот, кто осознает Господа, присутствующего во всех существах, своим Домом, своей Нивасой. Только тот, кто осознает Господа во всех существах, достоин называться джняни. Иные же, называющие себя джняни, являются таковыми только по имени. У них нет подлинного опыта Джняны. Так что же такое в точности — Джняна? Это — обладание таким знанием, благодаря которому вы знаете буквально все, и вы уже не нуждаетесь ни в каком ином знании.
43. Мудрость, основанная на реальном опыте, подобна дождевой воде в сравнении с соленой морской водой, непригодной для питья. Благодаря воздействию солнечных лучей, морская вода испаряется, и, освободившись от соли, поднимается в воздух, становится вкусной и живительной. В этом отношении садхана, которая обращает физическую жизнь в метафизическую, сравнима с действием солнца.
Пользуйтесь миром как учебной площадкой для жертвоприношения, служения, очищения чувств и расширения сердца. Ценность мира — только в этом».

(Сатья Саи Баба. Садхана. Внутренний Путь Духовной
Дисциплины. / Пер. С.М.Неапалитанского. СПб. 1998г.)

«В нашей жизни есть иная цель — поднятие уровня сознания, а не просто увеличение общего объема знаний» (Инаят Хан Хидаят). Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания. Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Так, недавно в интернете появилась гениальная, на мой взгляд, аудиокнига «Практика повышения уровня сознания» (записана по книге «Гипсосознание» автора Дарио Саласа Соммэра, псевдоним Джон Бейнс), в которой рассказывается о сущности «Я» человека, сознании и его возможных уровнях.
Обращает на себя внимание то, что хотя она была написана около сорока лет назад, ее содержание абсолютно современно, а раскрываемая тема развития сознания становится с каждым годом все более и более актуальной. По всей видимости, в этом нет ничего удивительного, поскольку несмотря на огромные достижения науки и техники, сам человек не претерпел никаких существенных изменений. Наш мозг работает в принципе точно так же, как и тысячи лет назад, а наши действия по-прежнему определяются теми же самыми ментальными проблемами, страстями и заботами.
В этой книге рассматривается проблема наличия у человека серьезных нарушений, связанных с его неспособностью полноценно использовать возможности своего интеллекта, и обращается пристальное внимание на то, что в современном обществе человеку присущи неудовлетворенность, тревога и дезориентация, что «люди спят на ходу» и большинство из нас живет фактически в состоянии сна, причем речь идет не о художественном преувеличении.
Основной причиной этих проблем автор книги называет катастрофично низкий уровень сознания у современных людей, обращая при этом особое внимание на состояние низкого уровня пробуждённости, т.е. неразвитую способность человека находиться в «настоящем моменте» — состоянии, позволяющем усваивать ежедневный опыт и извлекать так называемую квинтэссенцию из переживаемых событий.
Анализируя это явление, Дарио Салас дает развернутые и понятные объяснения, почему обычное состояние бодрствования человека, которое воспринимается людьми не как сон, является всего лишь «физиологическим состоянием, которое на первый взгляд характеризуется отсутствием явлений, присущих сну», т.е. кажущимся бодрствованием, и что представляет собой другое, «истинное состояние бодрствования (пробужденность), незаметное внешне и связанное с мозговой активностью». Он очень убедительно обосновывает тот факт, что мы в действительности никогда до конца не просыпаемся и делает акцент на том, что наше обычное состояние бодрствования характеризуется довольно низким уровнем сознания, а при такой ситуации правильным будет считать себя пробужденными только лишь по отношению к глубокому сну, при котором сознание практически отсутствует.
Из этого следует, что в большинстве ситуаций наше бодрствование иллюзорно. Необходимо понять, что когда, например Вы проснулись утром, открыли глаза, встали с кровати и стали делать какие-то дела, то Вы при этом пробудились скорее всего далеко не полностью и фактически продолжаете спать на ходу. А чтобы по-настоящему полностью проснуться, необходимо достичь четкого осознания себя в настоящем моменте и всего того, что с Вами в этот момент происходит. Такое состояние характеризуется высоким уровнем сознания, и именно оно и позволяет достичь настоящего самоконтроля, отсутствие которого многое объясняет в поведении и мышлении людей.
Дарио Салас пишет: «Характерной чертой современного человечества является отсутствие самоконтроля в самом широком значении этого слова. Это означает неспособность заставить свою машину под названием «человек», а особенно мозг работать должным образом, и это также означает, что люди не в состоянии в полной мере использовать имеющиеся у них умственные способности, им трудно поддерживать на должном уровне свое физическое и ментальное здоровье. Затуманенный ум стал их нормальным состоянием…».
Наблюдение точное и имеющее глубокое значение. Еще Конфуций говорил, что «мир преобразуют те, кто смог преобразовать себя, зная, что величайшее мастерство начинается с контроля ума. Когда ум становится послушным слугой человека, весь мир ляжет у его ног». Почему же тогда, не смотря на важность этой задачи, практически никем и ничего для ее выполнения не делается? Возможно потому, что никто, кроме самого человека в этом и не заинтересован, ведь несознательным человеком так легко манипулировать.
Раскрывая эту тему, Дарио Салас говорит, что «Все вокруг будто специально устроено так, чтобы не дать человеку достичь более высокого уровня сознания. Пресса, кино, телевидение, радио, назойливая реклама, витрины, политические и религиозные доктрины — все это похоже на хорошо организованный заговор, цель которого — поддерживать состояние гипнотического сна. Яркие краски, блеск металла, неоновые вывески, причудливые архитектурные формы, бесконечная вереница визуальных образов удерживают в плену разум человека. Механизм гипноза, однако, зарождается в психической сфере человека, в основном в его воображении. Поэтому интеллектуал или ученый, погруженный в сложнейшие размышления, находится в таком же или даже большем гипнотическом состоянии, что и телеманьяк. Калейдоскоп картин нашего воображения держит нас в «завораживающем» плену искусственного царства с его бесконечной чередой образов. Стимулы могут быть как внешними, так и внутренними. Поэтому, если мы захотим избавиться от гипноза, отказ от цивилизации нам не поможет, поскольку нас гипнотизируют и наши собственные мысли».
Очевидно, что в такой ситуации уровень осознанной жизни людей и их понимания происходящего достаточно низок, а в конечном итоге именно это и определяет качество жизни. Технический прогресс, безусловно, существует, современная техника во многом облегчает нам жизнь, делая ее более комфортной, но ирония в том, что именно технический прогресс, с его многообразием внешних стимулов и созданием всевозможных условий для ментальной лени, делает задачу пробуждения и развития своего сознания все сложнее и сложнее.
Учитывая драматизм ситуации, решение изменить систему образования и обучать каждого человека быть сознательным прямо с детства, вероятно, было бы очень своевременным. Но ведь чтобы обучать сознательности учителя сами должны обладать этими знаниями, их пониманием и соответствующим практическим опытом. Где же взять таких учителей? И в школах, и в институтах сегодня учат скорее просто запоминать и интеллектуально оперировать информацией, а как же быть с такими способностями, как мыслить, осознавать, постигать истинное значение и учиться принимать собственные решения, на основе глубокого анализа?
Эта проблема конечно была и раньше, на это в свое время обращал внимание Фридрих Ницше, который говорил, что «Обычная форма знания — знание без сознания», Иммануил Кант утверждал, что «Не мыслям надо учить, а мыслить», но за последние десятилетия ситуация, в особенности для подрастающего поколения, серьезно ухудшилась и в своей книге Дарио Салас также акцентирует на этом внимание: «Пресса, литература, кино и телевидение пропагандируют насилие, патологическую сентиментальность, фатализм и отсутствие всяких ценностей. Псевдоидолы, такие, как деньги, секс и сила мускулов, атакуют сознание людей с самого раннего возраста, создавая у них ложную шкалу ценностей…
…Дезориентация особенно характерна для молодежи, еще не знающей мира, в котором живет, и не имеющей должной подготовки. Молодым людям приходится обучаться и накапливать знания, не научившись сначала думать и принимать решения, выносить оценки. Они вынуждены подчиняться моделям, которые общество и культура навязывают им всеми возможными средствами. Бунтарство молодых абсолютно естественно, это попытка не дать проглотить себя, не принимать навязываемые готовые нормы и идеи, а выработать собственный стиль жизни.
Хотя нервное напряжение, тревога и неуверенность в себе существовали и в прежние времена, но никогда водоворот жизни не был таким стремительным, как сегодня, и человек никогда не подвергался такому давлению со всех сторон».
В такой ситуации любому будет полезно остановиться, понаблюдать и прислушаться к себе и к тому, что происходит вокруг. Но современный человек, похоже, разучился это делать, он больше похож на запрограммированного биологического робота, в голове которого стоит гул от бесконечного потока информации, повседневных мыслей и забот. Поэтому значимость повышения уровня сознания и нахождения в настоящем моменте, как способа не плыть бездумно по течению, а противостоять дезориентации, стрессу и информационному давлению, сложно переоценить. Тем более, если принять во внимание, что высокий уровень сознания всегда является синонимом расслабления, спокойствия, ментальной ясности, самоопределения, увеличения количества энергии и обретения высшего разума.
Главное понять, что, когда Вы не находитесь в настоящем моменте, не осознаете себя, Вы и не существуете, поскольку единственная Реальность — это настоящий момент времени, а человек живет в настоящем моменте времени только тогда, когда действительно пробужден. Действительно существовать — означает реально осознавать себя как индивидуальность. Вопрос Гамлета «быть или не быть» в этом смысле несет в себе неожиданно глубокое психологическое и философское содержание, фактически он означает выбор между «Быть индивидуальностью» или «Не быть индивидуальностью»; быть зрелым человеком, живущим своим умом, или ребенком, цепляющимся за «маму-общество».
Что же делать, если хочется вырваться за рамки сна наяву? Тем, кто видит в этом практический смысл и заинтересован в реальном пробуждении, можно предложить для начала обратить внимание на несколько простых и эффективных упражнений, которые описаны в книге «Гипсосознание»».

(Азаров В.И. Повышение уровня сознания. Насколько
это важно? 18.11.2012г. Сайт www. liveinternet.ru.)

«Нет большего чуда, чем быть в настоящем. Всё с этого начинается, и ничто этим не заканчивается. Что означает термин «самовоспоминание»? Он означает, что ваше дремлющее Истинное «Я» помнит, что надо бодрствовать. Всё, кроме Истинного «Я», относительно и субъективно. Когда мы присутствуем, мы объективны; это означает, что для нас не существует никакого другого объекта, кроме нашего Истинного «Я». Истинное «Я» — у души есть много имён, в том числе: Суть, Мастер, Хозяин, Истинное «Я», Высшие центры, Высший Ментальный и Высший Эмоциональный центры, Бог, Сын Человеческий, Царство Божие, Свидетель, третий глаз, Управляющая Способность. Человек должен быть обучен тому, как распознать свою душу и затем ценить её превыше всего. Всю жизнь человек получает бесчисленные уроки без слов, цель которых — достичь души и обойти интеллектуальный центр.
Пребывать в настоящем, там, где находишься, — вот простая история нашей жизни. Каждое неприметное мгновение и есть наша жизнь. Даже просто сидеть, стараясь присутствовать. Присутствовать трудно, и тем не менее, в течение всей нашей жизни, всё, кроме настоящего, остаётся неопределённым. Мы смотрим в будущее, думая, что там больше, чем здесь. Человек упускает настоящее, стремясь к иллюзорному будущему или задерживаясь в прошлом. К чему надо стремиться — это к настоящему. Мы должны продолжать бесконечно возвращаться в настоящее — мы посвятили этому свои жизни.
Интересное «я» возникает во время концерта: «Чего ты хочешь?». И ответ такой: «Только присутствовать, больше ничего». Ничто не может сравниться с самовоспоминанием, и ничто не может существовать без него. Иногда, при самовоспоминании, всё видимое превращается в поэзию, воспевающую рай: цветы, свет, падающий на траву… Подумать только, как много оттенков зелёного существует в природе!
Быть там, где я есть, и принимать это. Если бы я не присутствовал во время путешествия, то не было бы необходимости путешествовать, поскольку, кроме настоящего, идти некуда. Во время путешествия вы становитесь объективным свидетелем человеческой субъективности. Мы получаем свою долю счастья и радости, но цель не в этом. Мы здесь для того, чтобы присутствовать, что и должно сделать нас счастливыми. Каждый момент предоставляет возможность проникнуть в настоящее. Вы должны стараться с пользой проводить своё время, помня, что оно сочтено.
Плутарх сказал: «Настоящее даётся нам лишь на секунду, а затем оно ускользает от наших чувств». Настоящее ускользает от наших чувств, так как сознание не есть функции. Дом там, где человек присутствует. Когда я вернулся из путешествия, самовоспоминание стало очень знакомым, но я знал всем своим существом, что дорожить нужно не местом, а состоянием. Простая попытка быть там, где вы есть, является самовоспоминанием. Контроль над умом, склонным к бесцельному блужданию, есть проявление вспоминания себя.
Человек становится обладателем многих сокровищ по мере того, как меняется уровень его бытия, и главное сокровище — это способность проникать в настоящее глубже и чаще. Он может иметь всё, если довольствуется настоящим, и нет ничего более увлекательного. По мере того, как проходят годы, мы живём всё больше и больше ради каждого дня, и самовоспоминание и дружба становятся нашими наивысшими достижениями. Гораций сказал: «Счастливец тот, и только тот, кто настоящее своим зовёт».
Фраза Шекспира «Быть или не быть» (to be or not to be) состоит из шести слов, пять из которых состоят только из двух букв. Такая экономия языка представляет идею, что opnasfdemhe является сущностным процессом. Наивысшее измерение бытия возникает, когда Истинное «Я» не забывает быть. Успенский сказал: «Все идеи Системы вращаются вокруг этой одной». Самовоспоминание — это ось колеса, все остальные идеи — спицы.
Иоганн Вольфганг Гёте прожил замечательную жизнь и является сознательным существом. Он завершил свою роль в первый день весны, и это символизирует, что он нашёл источник вечной молодости. В последние дни его жизни, наблюдавшим его людям казалось, что он был свободен от многих иллюзий, и жил уже не для будущего или прошлого, но для яркого настоящего.
Цель медитации — быть в настоящем, но пребывание в настоящем не может быть оставлено для особых случаев или особых условий. Оно должно иметь место, где бы человек ни находился, независимо от обстоятельств. Всё, кроме настоящего, является иллюзией. Большинство людей думает, что у них нет времени, чтобы быть в настоящем. Им кажется, что это должно происходить при особых обстоятельствах. Старайтесь быть там, где вы есть. Прошлое — не больше, чем слово, тогда как настоящее — это постоянно меняющаяся реальность. Уйти от прошлого можно только через настоящее, и через настоящее же мы работаем для будущего. Продолжайте возвращаться в настоящее. Единственная на земле идея, которую можно осуществить — это быть в настоящем. Это действительно единственно возможная вещь, и она не происходит механически. Пока вы способны дышать — время помнить себя. Это распространённое слово — «себя» — даёт неверное представление о грандиозной природе этого достижения.
Не ищите одного единственного определения самовоспоминания, поскольку в нём заключено многое. Самовоспоминание проходило под разными прекрасными именами в разные века. Вильям Шекспир сказал: «Под именем любым благоухает роза». История дала миру много других бессмертных людей, которые, однако, никогда не слышали термина «самовоспоминание».
Мы не можем понять самовоспоминание за тридцать минут, а то, что оно в себя включает, и к чему оно приводит, не может быть описано за целый день. Самовоспоминание — это великая тайна органической жизни на земле, и не следует надеяться, что эта, веками скрываемая объективная мудрость, может быть легко понята.
Самовоспоминание — это усилие продолжительностью восемнадцать часов в день. Нужно работать с каким-нибудь препятствием ежечасно, и если это будет не «властность» или «не-существование», то это будет воображение, внутреннее учитывание или отождествление. Самовоспоминанию нет замены, и эта новость и трудная, и хорошая. Интеллектуальный центр делится своим опытом, говоря о нём, поскольку язык — это единственное средство коммуникации. Поэтому и нам приходится пользоваться словами, чтобы проникнуть в божественное невыразимое словами состояние.
Данте Алигьери сказал, что из маленькой искры может разгореться огромное пламя. Метод для этого — самовоспоминание. Однако, нет ничего более трудноуловимого, чем самовоспоминание, и мы должны возвращаться к нему по мере своих скромных сил, когда только возможно. Нейтральное состояние — это не растительное существование, а состояние «не-привязанности», отпугивающее воображение; это состояние вспоминания себя. Моменты нашей жизни, которые мы ярко помним, и есть моменты самовоспоминания. Самовоспоминание, однако, имеет различные уровни; во время путешествия по чужой стране вы можете быть в настоящем и видеть сотни деревьев, не запоминая большинства из них. Там, где есть память, где есть разделённое внимание, — там ваше Истинное «Я».
Мгновения, которые мы помним, составляют нашу жизнь. Если вы сделаете обзор своей жизни, вы обнаружите, что моменты, которые вы действительно помните — это моменты, когда присутствовали ваши Высшие центры. П.Д.Успенский сказал, что о других моментах жизни нам известно лишь то, что они имели место. Парадоксально, но один из лучших способов продлить самовоспоминание — это не пытаться его удержать. Когда появляются необычные продуктивные состояния, постарайтесь вызвать в себе рабочее «я», которое скажет: «Да будет так». Вы сможете помнить себя больше, если вы не будете хотеть, чтобы этот момент был иным, чем он есть. Самовоспоминание и есть своя собственная награда. Вы должны безустанно возобновлять самовоспоминание в течение всей своей жизни; оно всегда доступно. Самовоспоминание может быть понято полностью только, когда ваше Истинное «Я» станет помнить о пребывании в настоящем. То, что вы можете обрести, столь велико, что я неустанно возвращаюсь к одному единственному слову: самовоспоминание. Единственный урожай, который может быть собран в этой жизни — это самовоспоминание.
Самовоспоминанию должно быть отведено правильное место, и оно должно быть ценимо превыше всего. Вполне возможно, что мы никогда не преуспеем ни в чём другом так, как в самовоспоминании. Считать что-либо более важным, чем самовоспоминание, было бы неправильной кристаллизацией. Самовоспоминание является одной из величайших уравновешивающих сил в Луче Творения, поскольку оно не зависит ни от чего, кроме вас самих. Это единственно реальная и единственно возможная вещь. Самовоспоминание, во всех отношениях, божий дар. П.Д.Успенский сказал: «Вы не знаете масштаба того, к чему стремитесь».
На волнах эзотерического знания мы приближаемся к сознанию, и всё же, нет никакой возможности охватить всю имеющуюся мудрость, даже приблизится к ней. Сознание — это не функции, но также и не знание, которое мы навязываем нашим центрам. Самовоспоминание — сознание — вот скрытый смысл Луча Творения, и смысл нашего существования. Самовоспоминание делает вас творением другого порядка. Самовоспоминание создает Высшие центры, которые не знают времени. Высшие центры означают любовь, волю и сознание — одного не может быть без двух других. Когда Высшие центры функционируют, время перестаёт существовать. Высшие центры наблюдают мир, как он есть, вне шаблонов мышления. Те моменты, в которые вы переживали Высшие центры, вечны и нерушимы. Попытайтесь понять величие этой идеи — это значит, что вы можете быть бессмертными, потому что для восходящей души не существует завершений.
Мы много говорим о культуре, но её наивысшее достижение — привести человека к самовоспоминанию. Это мост, один из многих мостов, ведущих к Высшим центрам. Когда мы говорим об искусстве, нужно помнить, что оно является второстепенным по отношению к самовоспоминанию, и нам следует использовать его для разделения внимания. Иоганн Вольфганг Гёте сказал о восприятии искусства: «Рано или поздно мы возвращаемся к безмолвному созерцанию». Когда я смотрю на произведение искусства, обычно я стараюсь смотреть без слов. Иногда интеллектуальный центр встаёт на пути, и начинает говорить об искусстве вместо того, чтобы воспринимать его. Это похоже на разговоры о самовоспоминании вместо самого самовоспоминания. Когда мы говорим об искусстве, постарайтесь не дать самовоспоминанию исчезнуть за темой разговора, потому что искусство выполняет свою роль в том случае, когда оно сопровождается самовоспоминанием. Тогда мы пользуемся им, а не оно пользуется нами.
Искусство не может служить заменой самовоспоминанию, но душе необходимо что-то, чем она могла бы питать свою сущность. Сократ сказал: «Все люди пребывают в состоянии духовного и физического созревания и нуждаются в обстановке красоты, способствующей их рождению». Тем не менее, без самовоспоминания, выражение себя в искусстве никуда не ведёт».

(Р.Бертон. Осознание себя (самовоспоминание). Сайт www.svitk.ru.)

«От авторов. Одно из самых глубоких устремлений человека — это устремление к самопознанию, к осознанию и реализации уникального смысла своего Бытия. В разные эпохи люди, в которых голосу этого устремления удалось пробиться сквозь многочисленные наслоения повседневных проблем, пытались обобщить и систематизировать свой опыт, найти язык для передачи невыразимых Откровений, найти способы, позволяющие идущему за ними нащупать тропинку. В результате усилий каждого, кто прошел такой путь, появились системы Знаний, которые нельзя назвать ни наукой (потому, что невозможно отделить себя от изучаемого предмета и исследовать некие «объективные» закономерности), ни религией (потому, что знания эти требовали предельной трезвости и бесконечного экспериментирования). Такую систему Знаний можно назвать просто Практикой. Отличительные особенности ее в том, что Знания эти невозможно передать ни через книги, ни даже через инструкции к упражнениям, а только через живой опыт удивительно сложного и многогранного взаимодействия между тем человеком, который такой опыт имеет и тем, кто хочет его обрести.
Существуют принципиальные трудности, не позволяющие передать словами всю полноту и цельность этого понятия — осознание, поэтому желательно все нижеследующее рассматривать как некий намек на прямой опыт переживания. Процесс восприятия в классической психологии описывается, как «целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств» (Психология. Словарь. 1990). Хочется подчеркнуть, что процесс восприятия включает в себя не простое суммирование раздражителей, а имеет несколько качественных уровней: так, какой-то набор движений, образов, звуков и ощущений может восприниматься, как перемещение с места на место; другой набор образов, звуков и ощущений будет восприниматься, как некая эмоция; третий — как событие; четвертый — как переломный момент в судьбе и т.д. Восприятие непрерывно, и невозможно выделить четкие грани между различными качественными его уровнями. Переходы из одного качества в другое очень размыты и динамичны. Во избежание путаницы в определениях, целесообразно отделить те процессы, которые далее будут называться собственно Осознанием, от процессов, которые таковыми не являются, но часто ошибочно (в бытовом языке или даже профессионалами) принимаются за Осознание. <…>.
Целью статьи является подчеркивание глубины и многомерности понятия Осознания и, в какой-то мере, защита этого понятия от слишком вольных и упрощенных трактовок, которые наполнили страницы некоторых психологических и околоэзотерических книг и бытовой язык. Исходя из вышесказанного, мы хотели бы заранее попросить прощения у читателя за некоторую отрывочность, неконкретность определений и отсутствие подробных пояснений.
Настоящее Осознание — процесс сквозной, проходящий сразу через все Пространства, через весь внутренний мир человека, связывающий во-Едино Человека и Мир и делающий их проницаемыми друг для друга. Владение определенными диапазонами накладывает на человека ответственность и если он реально осознает себя, то не будет пользоваться своим владением без нужды. Чем выше степень Осознания, тем больше эта ответственность, ощущение сопричастности ко всему в Мире, знание того, как владение чем-то отзовется на тех или иных аспектах жизни окружающих людей и Мира в целом.
Еще одно уточнение касается двойственной природы Осознания. Через всю данную статью проходит определение Осознания, как владения. В действительности, владение — это лишь один аспект Осознания, отражающий его активную (янскую) составляющую. В настоящем, сквозном Осознании постоянно присутствует и вторая (иньская) составляющая, находящаяся с первой в диалектическом единстве. Эта вторая составляющая — отдавание себя, принятие того, что есть. Без принятия, без отдавания себя Осознание превратилось бы в «сиддхи», — корыстное манипулирование собой и миром. С другой стороны, без владения, принятие было бы не полным и у человека не было бы инструмента для полного переживания мира и адекватного реагирования. Осознающий человек владеет собой и Миром, как инструмент Духа, полностью отдавшись ему и не имея иных целей, кроме Предназначения.
Глава 1. Что же такое осознание? 1. Введение. (см. ж. «Психология». Издательство Белорусского Педагогического Университета. Минск. № 1. 1997г.). До недавнего времени у большинства людей не было возможностей совершенствоваться в познании себя: сколько-нибудь серьезная работа в этом направлении велась в немногих, тщательно оберегаемых (прежде всего, от профанаций) Традициях. Сейчас появилась возможность свободно пользоваться некоторыми результатами работы таких Традиций. И вместе с этой свободой и кажущимся расширением горизонтов появился поток спекуляций, резко увеличилось число «Мастеров». При этом обычно забывается, что любое эзотерическое знание не может быть получено в результате обучения в обычном смысле этого слова (неважно трехдневного или трехгодичного), не может быть заменено прочтением книг или выполнением тех или иных упражнений, оно приобретается в процессе жизни в Традиции и непрерывной внутренней работы.
Едва ли не самым разрушительным для эзотерического знания стало, пожалуй, «затаскивание» многих ключевых понятий. Некоторые слова, изначально богатые содержанием и несущие колоссальную смысловую нагрузку, начинают восприниматься предельно поверхностно. Такие фундаментальные понятия, как Просветление, Целостность, Осознание, Принятие и другие прочно вошли в быт самой широкой публики, в язык массовой культуры, от психологов и психотерапевтов, до людей, прошедших одну — две дыхательных сессии или прочитавших томик Кастанеды. Само по себе это совсем неплохо, но, к сожалению, вместе с тем, как эти понятия вошли в язык массовой культуры, они потеряли свой сокровенный смысл и полноту. И теперь, когда настоящий Мастер рассказывает о специфике своей работы, оказывается, что то, о чем он говорит, всем уже давно «известно» и не несет «ничего нового»: «А, осознание? Как же, знаю! Недавно прошел трехдневный семинар по чувственному сознаванию, и теперь почти полностью осознаю себя…».
Существуют принципиальные трудности, не позволяющие передать словами всю полноту и цельность этого понятия, поэтому желательно все нижеследующее рассматривать как некий намек на прямой опыт переживания. Мы постараемся показать, что смыслы, вкладываемые в слово Осознание в быту и даже в психологии или психотерапии, являются очень небольшим подмножеством в множестве смыслов эзотерического знания.
2. Пространства организма человека. Процесс восприятия в классической психологии описывается, как «целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств» (Психология. Словарь. 1990г.). Хочется подчеркнуть, что процесс восприятия включает в себя не простое суммирование раздражителей, а имеет несколько качественных уровней: так, какой-то набор движений, образов, звуков и ощущений может восприниматься, как перемещение с места на место; другой набор образов, звуков и ощущений будет восприниматься, как некая эмоция; третий — как событие; четвертый — как переломный момент в судьбе и т.д.
Восприятие непрерывно, и невозможно выделить четкие грани между различными качественными его уровнями. Переходы из одного качества в другое очень размыты и динамичны. Тем не менее, можно выделить ряд уровней на каждом из которых мир воспринимается в определенном качестве. Для того чтобы проявить в организме человека структуры, отвечающие за восприятие того или иного качества мира, разложим все пространство восприятия по некоторому базису подпространств (далее будем называть их просто пространствами). Такое разложение должно удовлетворять двум требованиям: во-первых, быть полным (чтобы из него нельзя было ничего убавить или добавить — математики называют это разложением по ортогональному базису); во-вторых, такое разложение должно быть удобным не только для объяснения, но и для использования в практике.
Еще раз отметим, что разделение — просто выбор системы координат. Она может быть любой, лишь бы ей было удобно пользоваться. Ее можно повернуть, сместить, сдвинуть — сам объект при этом не изменится (изменится только его описание). Поэтому и воспринимать любые деления и классификации можно, как удобные для какого-либо приложения схемы, не отражающие всей полноты и цельности человека, которая словесно неописуема, а постижению которой и служит эзотерическая практика. <…>.
При чтении оккультных книг часто создается впечатление о «тонких телах», как о неких отдельных сущностях; при таком описании у неискушенного читателя может даже возникнуть мнение о «тонких телах», как о матрешке, все части которой живут в одном Пространстве, только их трудно «пощупать»; мы же хотим подчеркнуть, что в приведенном выше описании Пространства — это схемы восприятия, отражающие некие качественные уровни по сложности и многомерности процесса регистрации и интерпретации сигналов, выделяемых человеком из мира.
Само название Пространства представляется более удобным и позволяет избежать персонифицированного подхода, заслоняющего обилием образов и сущностей Единое, которое по сути своей неделимо. Любое деление Единого — условность. Выбор именно такого базиса, который приведен выше, продиктован соображениями удобства для конкретных практик и особенностями восприятия (в частности, деление на знаменитые числа — 3, 7, 9). <…>.
4. Уточнение основных определений. Для избежания путаницы в определениях, целесообразно отделить те процессы, которые далее будут называться собственно Осознанием, от процессов, которые таковыми не являются, но часто ошибочно (в бытовом языке или даже профессионалами) принимаются за Осознание.
1. Замечание. Имеется в виду различные процессы непроизвольного перемещения внимания, вызванные теми или иными внешними или внутренними раздражителями. Процессы перемещения фокуса внимания, проявления в сознании тех сигналов среды, сила которых существенно превышает некий пороговый уровень (больной зуб, навязчивая мысль, потрясшее событие и др.)
2. Понимание. Построение ментальных конструкций, объясняющих то или иное явление в каком-либо Пространстве организма или взаимосвязь различных Пространств. Такое объяснение не обеспечивает владения самим явлением. Конструкции из пространства Имен далее не будет считаться Осознанием, если они не имеют “власти” над явлением, которое данные конструкции объясняют.
3. Наблюдение. Этот процесс уже можно было бы назвать пред-0сознанием. Сюда относится область уже произвольного, намеренного внимания. При этом внимание хаотически блуждает, реагируя на каждый раздражитель. Наиболее явно эта ситуация отражена в известном упражнении «сейчас я осознаю — замечаю… (движение пальцев, некое чувство, мысль…)». Здесь присутствует попытка разотождествления с объектом наблюдения, однако, полное разотождествление и, соответственно, Осознание — редкий результат простого наблюдения (оно — необходимый, но не достаточный компонент Осознания), поэтому наблюдение не будет далее считаться Осознанием.
4. Осознание. Процессы 1-3 связаны с произвольным или непроизвольным вниманием: Осознание отличается от обычного внимания намеренным владением любым объектом из осознаваемого диапазона. Под владением здесь подразумеваются две вещи: а) Способность достаточно долго сохранять сосредоточение, концентрацию внимания на любом объекте осознаваемого диапазона, либо на всем диапазоне в целом; б) Способность производить изменения внутри осознаваемого диапазона, т.е. совершать намеренное действие. Введем еще два понятия: инсайт и экран.
Инсайт: замечание диапазонов сознания, ранее недоступных для внимания. Масштабы инсайта могут быть любыми — от внезапного замечания мышечного зажима, до глобальных переживаний отождествления со Вселенной. Инсайт происходит внезапно и может быть лишь косвенно катализирован наркотиком, Грофовской сессией, сеансом психотерапии, комплексом психофизических упражнений и т.п.
Экран: возможность в нужный момент воспроизводить нужное переживание в необходимом объеме. Согласно определению Осознания, как владения любым объектом из некоторого диапазона, который и считается доступной для Осознания областью, только понятие экран соответствует этому определению; инсайт может превратиться в Осознание, став экраном, а может и не превратиться. Далее, говоря об Осознании, мы будем иметь в виду именно экран.
Теперь мы имеем все, что необходимо для построения картографии Осознания: разложение организма по Пространствам, геометрия восприятия и понятие экрана.
5. Картография Осознания. Начиная этот параграф, отметим, что в наши планы не входит составление полной и подробной картографии. Целью статьи является подчеркивание глубины и многомерности понятия Осознания и, в какой-то мере, защита этого понятия от слишком вольных и упрощенных трактовок, которые наполнили страницы некоторых психологических и околоэзотерических книг и бытовой язык.
6. Что же на самом деле является Осознанием? До сих пор мы писали об Осознании, как о владении некоторым диапазоном того или иного Пространства. Это было все-таки очень упрощенное описание, необходимое на начальном этапе объяснения.
Если человек владеет какими-то диапазонами физического тела, демонстрирует чудеса саморегуляции и концентрации на уровне Пространства Сил, Отражений, Имен, способен осознавать события и т.п., но при этом имеет весьма смутное (или ложное) представление, зачем он все это делает, не осознает, из какого «места» в Пространствах Эволюции и Начала эти его действия происходят, то, на самом деле, такую ситуацию настоящим, полным Осознанием называть нельзя. Настоящее Осознание — процесс сквозной, проходящий сразу через все Пространства, через весь внутренний мир человека, связывающий во-Едино Человека и Мир и делающий их проницаемыми друг для друга.
Владение определенными диапазонами накладывает на человека ответственность и если он реально осознает себя, то не будет пользоваться своим владением без нужды. Чем выше степень Осознания, тем больше эта ответственность, ощущение сопричастности ко всему в Мире, знание того, как владение чем-то отзовется на тех или иных аспектах жизни окружающих людей и Мира в целом.
Еще одно уточнение касается двойственной природы Осознания. Через всю данную статью проходит определение Осознания, как владения. В действительности, владение — это лишь один аспект Осознания, отражающий его активную (яньскую) составляющую. В настоящем, сквозном Осознании постоянно присутствует и вторая (иньская) составляющая, находящаяся с первой в диалектическом единстве. Эта вторая составляющая — отдавание себя, принятие того, что есть. Без принятия, без отдавания себя Осознание превратилось бы в «сидху», — корыстное манипулирование собой и миром. С другой стороны, без владения, принятие было бы не полным и у человека не было бы инструмента для полного переживания мира и адекватного реагирования. Принятие без владения может представлять из себя единичный инсайт и последующее понимание, что «все совершенно» (что, к сожалению, часто упрощенно принимается за Осознание).
Для того, чтобы на самом деле принимать Мир в каком-то диапазоне, этот диапазон должен быть развит, проявлен в организме человека, что и осуществляется посредством владения, достигаемого серьезной практикой. Осознающий человек владеет собой и Миром, как инструмент Духа, полностью отдавшись ему и не имея иных целей, кроме Предназначения».

(В.Агеев, В.Лебедько. Осознание. Мастерство. Психотерапия. СПб. 1997г.)

* * *

N 36. 01.12.15г.

продолжение см. в Статье 3.10.4. Осознанность как сотериологическая концепция Тантры. (ч.4).