Статья 3.10.4. Осознанность как сотериологическая концепция Тантры. (ч.1).

продолжение

2. ТАНТРА КАК СОТЕРИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ.

 

Выпишем все значения и толкования термина «тантра», которые приведены в Статье 3.13.2. Этимологический анализ термина «тантра» (ч.2, п.8. Значения и толкования слова и термина «тантра») и которые «характеризуют» Тантру как сотериологический «инструмент»:
— расширение
— растягивать
— освобождение
— поток сознания
— специальный метод
— расширение сознания
— обеспечение расширения
— расширение поля сознания
— действие (разворачивания)
— то, что расширяет знание
— то, что увеличивает знание
— метод расширения (сознания)
— то, что расширяет и спасает
— то, что приносит освобождение
— освобождение посредством тела
— метод расширения или прояснения
— то, что освобождает от невежества
— освобождение посредством расширения
— инструмент, расширяющий поле сознания
— расширять опыт и осознание всего сущего
— освобождение сознания посредством его расширения
— то, что освобождает человека от оков статичности
— инструмент, расширяющий поле сознания, для достижения сверхсознания
— метод расширения ума и освобождения дремлющей потенциальной энергии
— инструмент расширения поля сознания и вывода его на уровень сверхсознания

Выпишем все определения и толкования Тантры, которые приведены в Статье 2.3. Тантра как предмет Российской Тантрологии (ч.4, п.3. Определения и толкования Тантры) и которые «характеризуют» Тантру как сотериологический «инструмент»:
— путь к осознанию
— путь осознанности
— расширение сознания
— путь к просветлению
— путь истинного познания
— наука о сознании человека
— путь к интеграции сознания
— осознанная система практик
— великое учение об освобождении
— источник методов расширения ума
— методы достижения осознанности
— Йога трансформации и осознавания
— освобождение сознания и полет души
— свободный путь к освобождению ума
— путь расширения и трансформации сознания
— метод, или путь, достижения Просветления
— инструмент, расширяющий состояние сознания
— инструмент и техника на пути духовного роста
— путь к интеграции сознания через преображение
— не подавление сознания, а снисхождение к сознанию
— наука о пробуждении энергии, расширении сознания
— универсальное знание об энергии и искусстве жизни
— древнейшее учение великой алхимии трансформации
— освобождение сознания посредством его расширения
— Путь Осознанности (методы достижения осознанности)
— знание, которое расширяет границы разума, тела и сознания
— практика достижения состояния пробуждения, просветления
— расширение сознания, принятие мира целиком, во всей его полноте
— процесс освобождения и расширения горизонта ума, энергии и сознания
— процесс расширения ума и освобождения энергии и сознания от материи
— инструмент, расширяющий поле сознания для достижения сверхсознания
— практика раздвижения границ сознания простым и динамичным способом
— инструмент расширения поля сознания и вывода его на уровень сверхсознания
— наука о расширении сознания, о трансформации энергии от грубой к более тонкой
— научный вывод человека из состояния невежества к состоянию духовного прозрения
— быстрый и мощный метод достижения полной реализации гигантского потенциала
— процесс, который ведет к расширению и, в конечном счете, к освобождению человека
— пробуждение в человеке сверхсознания для обретения видения его божественной сути
— глубокий, мудрый, высоко духовный и эстетический путь к пониманию осознания вселенной
— сложная традиция со многими сторонами и гранями, лежащими за пределами восприятия
— экспериментальный, практический метод, позволяющий расширить способности человека
— совокупность практических методов, помогающих расширению способностей и сознания человека
— систематический и научный вывод человека из состояния невежества к состоянию духовного прозрения
— комплекс методов, позволяющих расширить способности человека и выйти за пределы своих возможностей
— практическая система интенсивного духовного развития и реализации человеком его Божественной природы
— ментальная наука, мета-психология, метод для исследования ума и расширения границ человеческого восприятия
— система практик, направленных на изменение тела и духа, ведущих к эволюционному совершенству и просветлению
— то, что расширяет знание за счет трансформации человеческого сознания и прямого доступа к мудрости всего человечества
— путь духовного роста человека, его преобразования, пробуждения в нём сверхсознания, сверхвозможностей и сверхспособностей
— инструмент, расширяющий поле сознания для достижения сверхсознания, для постижения фундаментальных основ бытия
— совокупность практических методов, помогающих расширению человеческих способностей, и в первую очередь человеческого сознания
— путь к Богу через любовь, восторг, самоотдачу, радость, спонтанность, самореализацию через осознание и ощущения своей божественной сущности
— Путь Трансформации, Путь постоянного сознательного преобразования «отрицательных» качеств в «положительные», Путь роста осознания
— путь расширения и трансформации сознания через любовь, самоотдачу, через сознательное использование энергии желания для оздоровления и духовного совершенствования
— сложнейший психоэнергетический комплекс внутренней трансформации самых глубинных пластов человеческого сознания и психики, направленный на духовное совершенствование человеческой личности.

* * *

«Слово «тантра» означает «освобождение посредством расширения», а точнее «освобождение сознания посредством его расширения»».

(А.Лапин. Индуистская Тантра. Сайт www.touching.ru.)

«Слово «тантра» означает что-то, расширяющее знание, «таньяте вистарьяте, джнанам анена тантрам»».

(Джагти О.П. Йогическая и Тантрическая медицина.
/ Пер А.Агапкиной. Сайт www.yogin.spb.ru.)

«В литературе встречаются различные переводы слова «тантра» — «сплетение» или «единение», «расширение сознания» и т.д.».

(Тантра — философия жизни. Сайт www.sxnarod.com.)

«Слово «тантра» буквально переводиться как расширение, освобождение сознания, спасение его от узости и закрепощения путем практического освоения знания».

(Рутель. Знакомство с Тантрой — от традиции к современности. Сайт www.a-u-m.ru.)

«Тантра — методология, специальный метод, техника или духовная практика; философский подход, ориентированный на Божественную энергию и творческую Силу».

(Рамана Махарши. Собрание произведений.
Приложения. Глоссарий. Сайт www.yogalib.ru.)

«Само слово «тантра» переводится как «прикосновение». Тантра — это способ достичь с помощью прикосновений чувственных ощущений, состояния высшего блаженства».

(Тантрический массаж. интернет-реклама.)

«Само слово «тантра» значит «то, что освобождает от невежества», и отсюда ее практика основывалась на систематическом и научном переходе человека из состояния невежества к состоянию духовного прозрения».

(Обзор Тантра-Йога-Традиции Ананда-Марги. Сайт www.bookitut.ru.)

«Само слово «тантра» значит «то, что освобождает от невежества», и отсюда практика Тантры основывалась на систематическом и научном выводе человека из состояния невежества к состоянию духовного прозрения».

(Путь Тантры. Сайт www.tantrayoga.narod.ru.)

«Как утверждает «Камика-Агама», Тантра называется так потому, что она объясняет (таноти) в мельчайших подробностях знание, имеющее отношение к Таттве (истине) и Мантре (мистическим слогам), и поскольку она спасает (транаи). Тантра есть спасительное знание, судно, которое благополучно доставляет душу в порт свободы».

(Свами Шивананда. Тантра-Йога, Нада-Йога,
Крийя-Йога. Старклайт. 2002г. Сайт www.lib100.com.)

«Слово «тантра» переводят как активность или действие, практика, посредством которой человек может обнаружить божественный свет, изначальное сияние, сотворившее Мир. Поскольку всё в мире создано Изначальным Светом, эта энергия оживотворяет существование нашего мира, наполняя его собой подобно ветру, наполняющему паруса».

(Д.Васильев. Тело Света. Сайт www.knigi1.dissers.ru.)

«Тантра — путь к интеграции сознания через преображение. Тантра — доктрина, практики, инструмент расширения сознания. <…>. Корень ТАН означает — объяснять, излагать, толковать, расширять, распускаться, расцветать, распространять. ТРА означает инструмент. Отсюда Тантра — инструмент, расширяющий поле сознания, для достижения сверхсознания, для постижения фундаментальных основ бытия. «Тантра» также означает экспериментальный, практический метод, позволяющий расширить способности человека, выйти за рамки своих возможностей».

(Тантра как инструмент расширения сознания. Интернет-форум. Сайт www.solium.ru.)
(Тантра и интегральный подход в психологии. Сайты www.SunHome.ru, www.terton.ru.)

«Вступительная статья издателя. (Карл Ллевеллин Веске). Санскритское слово «тантра» можно перевести как «ткать», «тянуть», «растягивать». В результате такого «растяжения» сознания ослабляется процесс логического осмысления происходящего, и наступает временная утрата ощущения собственного я или «низшего эго».
Дословно термин «тан-тра» означает «расширение» и «освобождение». Под «освобождением» подразумевается полная реализация заложенного в человеке потенциала. Развитие следует рассматривать как обязательства, которые на нас накладывает сама жизнь. Именно развитие является необходимым условием счастливой, здоровой и успешной жизни. Способность к личному росту является ключом к жизни, наполненной смыслом».

(Джон Мамфорд. Экстатический путь Тантры.
/ Пер. Ю.Бондарева. 2000г. Сайт www.ariom.ru.)

«У нас есть два вида энергии, пассивная и активная, этим нужно просто правильно научиться пользоваться. Ведь человек — это подобие Бога. Мы сделаны по образу и подобию, значит, внутри нас есть все качества Бога, все качества Вселенной. И мудрый человек он распознаёт себя, распознавая себя, он перестаёт отрицать что-либо во Вселенной, таким образом становиться целостным.
Эпоха, в которую мы вошли, это эпоха целостного пути, где каждый сможет выразить себя как отдельная творческая единица. Человек должен быть внутренне свободным. Каждый человек абсолютно индивидуален. А это значит у каждого человека свой ключ. Ключ, который позволяет на «прямую» общаться с Богом. Сейчас время Тантры — это нисхождение Духа в материю. Люди не разделимы с Вселенной. Создавая условия для тантрических вибраций — человек качественно начинает меняться».

(А.Нептунов. Наследие мира Тантры. Таврия. 2006г. 144 стр.)

«Путь осознанности. Другой важной составляющей Тантры, помимо работы с чакрами, известной как Кундалини-Йога (или Лайя-Йога), является учение о янтрах и мантрах. Это учение воплощается в практиках, которые удовлетворяют желания и устанавливают связь между индивидуальным и универсальным. Янтра-Йога и Мантра-Йога способны настроить человека на те упорядочивающие силы, которые сотворили природу во всем многообразии ее форм, включая человеческую душу и мыслительную способность. С помощью психофизических методов Тантра обеспечивает человека возможностью исследовать собственную внутреннюю природу и внутреннюю красоту благодаря возникновению наблюдающего сознания, которое разрушает самозабвение, раскрывает человеку тончайшие колебания разума и наделяет его способностью останавливать такие колебания и выработать привычку к сосредоточенности на одном предмете. Умение управлять этими упорядочивающими силами природы делает йогов настоящими чудотворцами. Без помощи упорядочивающих сил никакие чудеса невозможны. Как и все остальное, сиддхи, или особые способности, подчиняются законам природы.
Тантра представляет собой исследование динамичной природы человеческого существа — наших скрытых потенциальных возможностей. Она является итогом вечной устремленности человека к развитию методологии достижения совершенства.
Следующие шесть практик позволяют человеку достичь состояния полной осознанности:
1. Сама — безмолвие разума и покорение страстей.
2. Дама — самоограничение и подчинение пяти органов чувств:
ушей (слуха),
кожи (осязания),
глаз (зрения),
языка (вкуса),
носа (обоняния);
пяти органов действия:
рта (речь),
рук (хватание),
ног (передвижение),
ануса (испражнение),
половых органов (воспроизводство);
и четырех внутренних органов:
ахамкары (эго),
читты (памяти),
буддхи (интеллекта),
манаса (разума).
3. Упарати — полная остановка восприятия и способности органов чувств к ощущению.
4. Титикша — выносливость, терпеливость (умение без малейших неудобств переносить такие крайности, как жара и холод, радость и печаль, похвала и оскорбление, потери и обретения и прочие пары противоположностей).
5. Самадхана — постоянная сосредоточенность разума.
6. Шраддха — подлинная вера, убежденность и служение божественному.
Чтобы быть полностью подготовленным к изучению Тантры, ученику, наряду с шестью вышеупомянутыми ценными качествами, следует удовлетворять шести условиям:
1. Дакша: разумность.
2. Джитендрийя: контроль над органами чувств.
3. Сарвахинсавинирмукта: воздержание от любого насилия.
4. Сарвапранихитрата: забота о всеобщем благополучии.
5. Шучи: чистота.
6. Астик: вера в истину, которая есть видья (знание), Веда (свод знаний) и Бог.
Эти шесть качеств позволяют человеку управлять его животной природой и делают его йогом. Шесть практик сами и дамы вызывают согласованность верхней и нижней частей мозга во всех трех состояниях сознания — во время бодрствования, сновидения и глубокого сна без сновидений, — а также направляют человека к четвертому состоянию — к расширенному сознанию, которое называют турийя.
Глава 2. Тантра и характер человека. <…>. Величайшей ловушкой, в какой оказывается человек, является отождествление себя со своим телом и характером. Мы относимся к своей субъективной реальности как к подлинной и полностью забываем о том, что та система отсчета, в рамках которой мы постигаем мир, ограничена нашим «я», а оно отнюдь не является нашим истинным «Я». По словам Ламы Говинды, ошибочное представление о кратковременной точке зрения как о неизменном, существующем независимо от окружающего мира и автономном «я» приковывает сознание к ограниченным суждениям и становится серьезным препятствием для развития. Однако такое «я» — внутренний центр, непрерывно воссоздающий сам себя и исполняющий роль относительной точки отсчета, которая помогает установить связь между прошлым и будущим, — является важным элементом структуры сознания, так как он осознает сам себя и тот мир, в котором существует.
Тантра пытается исправить эту ошибку, помогая человеку осознать единство в многообразии и предлагая ему обряды, устраняющие вызванную существованием «я» привязанность к себе. Такое ложное представление «я и мое» сменяется истинным «ты и твое» у человека, который полностью подчиняет себя своему гуру и Богу в облике этого гуру, следует определенному учению, делает свою жизнь упорядоченной и пользуется опытом духовных переживаний. Благодаря духовным переживаниям этот человек переходит к четвертому состоянию сознания — турийя. Это состояние возникает, когда энергия проникает в Сушумну, центральный канал свернувшейся кольцами и дремлющей энергии Кундалини. <…>.
При духовном переживании организм претерпевает множество электрохимических и гормональных изменений. Эти физиологические перемены изменяют компьютерную программу разума и приводят к осознанности. Недвойственное состояние не может утвердиться без подлинных духовных переживаний. По словам Будды в «Дхаммападе», существует девять помрачений разума: недуг, неведение, сомнение, иллюзия, леность, невоздержанность, ложное представление, недостижимость какого-либо йогического состояния и неустойчивость йогического состояния. Дружелюбие к радостному, сострадание к несчастному, расположенность к праведному и равнодушие к дурному делают разум безмятежным. Будда говорит: «Любую печаль можно исцелить благим поведением, почтительной верой, рвением, хорошей памятью, сосредоточенностью и правильным знанием». Тантра-Йога предписывает шесть сокровищ (сама, дама, упарати, титикша, самадхана и шраддха); они помогают человеку преодолеть девять помрачений разума и обрести те награды, какие приносят духовные переживания».

(Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры:
энергетические центры трансформации. София. 2001г.)

«Техники Тантры предназначены только для того, чтобы сделать вас осознающими. Одна из техник на вспоминание самого себя «О лотосоокая, сладость общения, когда поешь, смотришь, пробуешь на вкус, осознай, что ты существуешь, и открой жизнь вечную».
Мы живем, но мы не осознаем, что мы есть, что мы живем. Мы никогда не вспоминаем о самих себе. Мы едим или принимаем ванну, мы гуляем: гуляя, мы не осознаем, что мы есть, что мы существуем. Есть все, только нас нет. Деревья, дома, уличное движение — все есть. Вы осознаете все вокруг вас, но вы не осознаете свое собственное существование — то, что вы есть. Вы можете осознавать весь мир, но, если вы не осознаете самого себя, ваша сознательность является ложной. Почему? Потому что ваш ум может отражать все, что угодно, но ваш ум не может отражать вас. Если вы осознаете самого себя, то вы превзойдете ум, выйдете за его пределы.
Вспоминание себя не является ментальным процессом. Это не то же самое, что сказать: «Да, я есть». Говоря: «Да, я есть», вы упускаете. Это продукт ума, это умственный процесс: «Я есть». Почувствуйте, что вы есть, а не эти слова: «Я есть». Не разглагольствуйте, просто почувствуйте, что вы есть. Не думайте, а чувствуйте. Попробуйте. Это трудно, но если вы будете настойчивы, это случится. Гуляя, помните, что вы есть, ощущайте свое существование, и ни одной мысли, ни одной идеи. Просто чувствуйте. Я прикасаюсь к вашей руке или кладу руку вам на голову: не разглагольствуйте. Просто ощутите прикосновение, и при этом ощущении почувствуйте не только прикосновение, но и того, к кому прикоснулись. Тогда ваше сознание станет двунаправленным.
«О лотосоокая, сладость общения, когда поешь, смотришь, пробуешь на вкус, осознай, что ты существуешь, и открой жизнь вечную». Когда сутра говорит: «Осознай, что ты существуешь», что вы будете делать? Сутра учит осознать, что вы есть; она просто говорит: «Вы есть». Не нужны никакие имена, не нужны никакие страны. Пусть будет просто существование: вы есть! Так что не говорите самому себе, кто вы такой. Не говорите: «Я есть это, я есть то» Пусть будет простое существование — вы есть.
Но это стало трудным, потому что мы никогда не помним о простом существовании. Мы всегда помним то, что является просто ярлыком, а не самим существованием. Всякий раз, когда вы думаете о себе, вы думаете о своем имени, о религии, о стране, вы думаете о многом, но вы никогда не думаете о простом существовании, о том, что вы есть, что вы существуете. Вы можете практиковать следующее: расслабившись в кресле или просто сидя под деревом, забудьте про все и чувствуйте это «я существую». Вы не христианин, не индус, не буддист, не индиец, не англичанин, не немец — вы просто существуете. Почувствуйте это, и тогда вам будет легко вспомнить, о чем говорит эта сутра: осознай, что ты существуешь, и открой жизнь вечную. В тот момент, когда вы осознаете, что вы существуете, вы вбрасываетесь в поток вечной жизни. Фальшь умирает, останется только реальное.
Осознай, что ты существуешь, и открой жизнь вечную. Эта техника является одной из наиболее полезных, она использовалась в течение тысячелетий многими учителями, мастерами. Ее использовал Будда, ее использовал Махавира, ее использовал Христос, а в наше время ее использовал Гурджиев. Среди всех техник эта обладает наибольшими потенциальными возможностями. Испытайте ее. Это потребует времени, возможно, несколько месяцев.
Вторая техника вспоминания самого себя: «В чем бы ты ни испытывала удовлетворение, при каком бы действии это ни происходило, сделай это фактически существующим». Вы испытываете жажду, поэтому вы пьете воду. Достигнуто тонкое удовлетворение. Забудьте про воду, забудьте про жажду. Останьтесь с этим тонким удовлетворением. Будьте наполнены им; просто чувствуйте удовлетворение. В чем бы ты ни испытывала удовлетворение, при каком бы действии это ни происходило, сделай это фактически существующим — почувствуй это, стань с ним единым целым. Не воспринимай это просто как проходящую фазу. Удовлетворение может стать проблеском великого положительного существования. Все является просто окном. Если вы отождествляете себя с болью, то вы смотрите из окна, которое является болью, страданием, которое открыто только в сторону ада. Если вы становитесь одним целым с моментом удовлетворения, с моментом блаженства, с моментом экстаза, то вы открываете другое окно. Существование одно и то же, но окна различны.
Известно, что один дзэнский монах, Бокудзю, сказал: «Мир является одним и тем же, но ничто не является одним и тем же, потому что ум меняется. Все остается тем же самым, но ничто не является тем же самым, потому что я не тот же самый». Если ваше внимание сконцентрировано на страдании, то вы живете в аду; если ваше внимание сфокусировано на счастье, то даже ад превращается в небеса. Испытайте это! Это изменит само качество вашей жизни.
Но вас интересует количество. Вас интересует, как стать более богатым – количественно, но не качественно. Вы можете иметь два дома и два автомобиля, более крупный банковский счет и много вещей. Изменяется количество: всего становится все больше и больше. Но ваше качество остается тем же самым, богатство не вытекает из количества вещей. Богатство является следствием качества вашего ума, качества вашей жизни. Даже бедный человек может быть богатым в смысле качества его жизни; даже богатый человек может быть бедным в этом смысле. Почти всегда так и бывает, потому что человек, связанный с вещами и их количеством, совершенно не осознает, что внутри него имеется другое измерение — измерение качества. И это измерение изменяется только тогда, когда ваш ум является положительным.
С завтрашнего утра в течение всего дня помните следующее-всякий раз, когда вы ощущаете нечто прекрасное, нечто, удовлетворяющее вас, нечто, дающее блаженство — в течение суток имеется много таких моментов, — осознайте это. Имеется много моментов, когда небеса очень близки к вам, но вы так увлечены адом и так привязаны к нему, что вы упускаете их. Встает солнце, раскрываются цветы, поют птицы, и легкий ветерок дует сквозь ветви деревьев. Это счастье! Маленький ребенок смотрит на вас невинными глазами, и в вас входит неуловимое ощущение блаженства; или кто-то улыбается, и вы испытываете блаженство.
Оглядитесь вокруг и постарайтесь найти элементы блаженства; наполнитесь ими. В этот момент забудьте про все другое. Будьте наполнены этим, ощущайте это на вкус, позволяйте этому случиться в вашей жизни. Станьте с ним единым целым. Его благоухание будет следовать за вами. Оно будет звучать внутри вас в течение всего дня, и это звучание, это звуковое отражение ваших чувств поможет вам стать более положительными.
Это может накапливаться. Если вы начнете с утра, то вечером вы будете более открыты звездам, луне, ночи, темноте. Проделайте это в качестве эксперимента в течение двадцати четырех часов, просто для того, чтобы почувствовать, что это такое. Если вы сможете почувствовать, что положительное ведет вас в совершенно другой мир, потому что вы сами становитесь другим, то вы уже не откажетесь от этого. Все существенное изменится с отрицательного на положительное. Тогда вы будете смотреть на мир другим, новым взглядом.
Весь мир является небесами. При таком уме в мире все в порядке. Для вашего ума в мире все не так. При отрицательном уме все вокруг плохо — и это не значит, что все действительно плохо; это плохо, потому что отрицательный ум видит только плохое. В чем бы ты ни испытывала удовлетворение, при каком бы действии это ни происходило, сделай это фактически существующим. Это очень деликатный процесс, но и очень сладостный и чем больше вы продвигаетесь в нем, тем более сладостным он становится. Вы будете наполнены новой сладостью и благоуханием. Просто ищите прекрасное; забудьте про безобразное. Тогда наступит момент, когда безобразное также станет прекрасным. Просто отслеживайте счастливые моменты, и наступит время, когда вокруг не будет ничего, что бы вы могли назвать несчастьем. Тогда не будет никаких моментов несчастья. Имейте дело с блаженством, и рано или поздно страданий не будет. Для положительного ума все является прекрасным.
Третья техника для вспоминания самого себя: «В тот момент сна, когда сон еще не пришел, а внешнее бодрствование уже исчезло, — в этот самый момент раскрывается Существование». Тантра утверждает, что ни во сне, ни во время бодрствования вы не являетесь реальными. Вы реальны только между этими двумя состояниями. Так что не связывайтесь ни с бодрствованием, ни со сном и сновидениями. Уделите внимание промежутку; осознайте промежуток между ними. Поймайте проблеск, переходя из одного состояния в другое. И раз вы узнали, когда наступает этот промежуток, вы стали его хозяином. Вы имеете ключ; в любое время вы можете открыть этот промежуток и войти в него. Открывается другое измерение существования, измерение реального.
Четвертая техника на вспоминание самого себя: «Иллюзии обманывают, цвета определяют пределы, даже делимое является неделимым». Это редкая техника, она не так много использовалась, но ее использовал один из величайших учителей Индии, Шанкара. Шанкара построил на этой технике всю свою философию».

(Ошо. Вигьяна-Бхайрава-Тантра. 2000г.)

 

3. ТАНТРА КАК ПУТЬ ОСОЗНАННОСТИ.

«Слово «тантра» означает расширение осознанности. Тантра — это метод исследования нашей энергии через осознанное отношение. Это приглашение исследовать нашу чувственность и сексуальность, одну из самых существенных и творческих сил в нашей жизни. Когда переживаем нашу энергию из глубины наших корней, мы расцветаем, и мы становимся более восприимчивыми, и начинаем понимать кто мы как тело, ум и душа». <…>. Осознанность будут поддерживать нас в исследовании природной способности нашего тела чувствовать и энергетически расширяться; принимать себя такими, какими мы есть во всех измерениях и расслабляться в нашей собственной энергии. В состоянии расслабленности и чувствительности тело становится пропуском к медитации, наша осознанность распространяется, и мы можем двигаться глубже в отношениях с самими собой, с другими людьми и с жизнью».

(Тантра, Энергия и Осознанность. Сайт www.oshogid.com.)

««Тантра» переводится с санскрита как «связь», «жизнь», «бесконечность». Тантра — это йога, религия и философия, которую практикуют буддисты. Согласно их учению, мир двуединый: он состоит из мужского и женского начал. Тантра может быть буддийской и индуистской, но они отличаются друг от друга…
Тантра-Йога — наиболее древняя из существующих систем самореализации, которая ориентирована на то, чтобы не угнетать энергию желаний, а использовать ее для здоровья тела и духовного развития. Тантра укажет путь к гармонии человека с окружающим внешним миром посредством практики тантрического секса, соединяющего мужчину и женщину. Тантрический секс выступает в роли своеобразного камертона, настраивая партнеров на взаимопонимание и понимание всего окружающего мира.
Процесс самой Тантры — не цель, а средство достижения духовного наслаждения, в котором физическое наслаждение является второстепенным фактором. В Тантре сексуальное единство — это не просто половой акт, а процесс глубокого и полного соединения с партнером. Как говорят тантристы, если вы наслаждаетесь ароматом цветов, это сексуальное явление, так как вы сливаетесь с ароматом в единое целое. Тантра обучает тому, как достигнуть единства на уровне разума, души и физического тела.
Преимущества Тантры, как практики, заключаются в том, что она активирует мощную внутреннюю энергию, развивает осознанность, усиливает чувственность и спонтанность».

(Что такое Тантра? Сайт www.AstroGuide.ru.)

3.10.4 (1) Петр Остриков 1      3.10.4 (1) Петр Остриков 2

«Тантра — это наука о развитии осознания и для развития осознания. О развитии осознания — так как нет ничего важнее, чем этот динамический, постоянно меняющийся, пребывающий в движении процесс. Осознание нестабильно фиксированная данность, это постоянно меняющийся процесс. Меняющийся по направленности, интенсивности, в зависимости от физических данных, энергетичности осознающего, времени суток, биохимии и физиологии тела на данный момент. <…>.
Работа с осознанием в Тантрической Традиции имеет несколько слоев. Они отражены в практиках, условно разделенных по правому и левому принципу (пути). <…>.
Тантра — это наука о том, как выйти за пределы человеческой ограниченности, усиливая свое осознание методом интеграции его двух модусов — погружения и принятия. Именно это приводит к трансформации адепта, его сознания, биохимии и энергетики.
Именно в этом смысл слова «тантра» — ткать, соединяя в непрерывность полотно нашего осознания, расширяясь в возможности осознавать во всех проявлениях жизни».

(П.Остриков. Что такое Тантра? 03.04.2006г. Сайт www.tantrist.ru.)

3.10.4 (1) Тантра Предельная Реальность

«Аннотация. Кроме официальных культов и вероучений, а также верований простонародья, в Индии самой древней религией является Тантризм, который представляет из себя не только религию или философскую доктрину, но также и методику достижения определенных практических целей. Так называли в древней Индии свод правил и установлений, регламентирующих поведение и повседневную жизнь, определявших историю своей страны на протяжении столетий. Чистота и ясность языка, глубина мысли, предельная искренность переживания и связь времен отличают эти высказывания.
Теория Тантры. Осознанность. Тантра — это путь к Богу через любовь, восторг, самоотдачу, радость, спонтанность, самореализацию через осознание и ощущения своей внутренней божественной сути.
Осознанность начинается с осознания человеком уровня, на котором он находится, а не на том, на каком каждый себя мнит. Очень важно быть осознанным в суете. Для этого нужно больше смотреть на себя со стороны, не отождествляясь. Когда человек читает, у него рождаются ассоциации. Например, если вам в тексте будет что-то непонятно, то попробуйте увидеть слова в виде комбинации букв, которые начертаны в виде линий. Но если у вас ничего этого не произойдет, то не отчаивайтесь, это тоже не страшно. Необходимо прийти к чистой реальности самого себя без воображения, но это всегда бывает больно для собственного эго: происходит разрушение шаблонов, стереотипов личности. Особенно это трудно для тех, кому уже немало лет, ибо каждый год мирской жизни все больше закрепляет воображение человека о себе. Многие люди могут быть осознанны, когда они приходят в храм, молятся, находятся в тишине, медитируют. Но быть осознанным в период, когда человека поглощают эмоции, оценки, реакции, сложно — и если он осознан и тогда, то пробуждение уже близко. Постоянная бдительность — лучшие качества для самосовершенствования. Но лучше всего — постоянство, а не редкие всплески истинных состояний, достигающих апогея. В «Сканда-Пуране» говорится: «Истинная сила приходит без усилий». Сознание свободно, тело — никогда. Свобода тела обусловлена космограммой, и если она фатальна и в ней много кармических аспектов, то и свободы будет немного. Даже если человек и захочет проявить свободу, его хватит ненадолго и затем он снова усядется где-нибудь. А есть люди, которые созданы для свободы и когда ее ограничивают — они умирают. Ибо для них это равносильно разрушению тела. Человек, имеющий разум, не имеет такой настройки как сентиментальность или ненависть, он закрыт от Мира зеркалом самоотражения. Те люди, которые такого зеркала не имеют, могут думать, что они сильны, оставаясь слабыми, говорить о сострадании, оставаясь мстительными и желчными, говорить, что верят в Бога, и быть настроенными на поток мещанства. Такие люди являются рабами тех потоков, на которые они настроены, ибо они порождают их сознание. Пусть даже нехорошая цель будет у человека, но эта цель кристаллизирует его. Она дает ему силы, она делает его разумным, она даже начинает его продвигать. Если же он живет без цели даже на следующий день, то он не может кристаллизоваться. Это не значит, что у него не будет целей, но это будут не его цели, а цели, навязанные кем-то: навяжут и заставят подчиняться этим совершенно ненужным ему вещам».

(Шиванандана Шри Вашикаран. Тантра. Предельная реальность. Сайт www.e-reading.club.)

3.10.4 (1) Сарита Тантрическая любовь

«Источник и есть цель. «Я праздную себя. Я божествен и внутри, и вовне. Святым становится все, к чему я прикоснусь, и что меня коснется». (Уитмен «Песня о себе»).
Одна из лучших книг, которую я прочитала на тему Тантры — это М.А.Сарита, Ошо. «Тантрическая любовь». Я ее давно рекомендую парам, когда они подходят ко мне с вопросами: «Как наладить свои отношения? Подходим мы друг другу или нет? Как улучшить взаимопонимания друг с другом?».
В этой книге наиболее доступно описаны практики, которые глубоко позволяют осознавать важные стороны жизни человека. Перечитывая ее в очередной раз очень захотелось поделиться выдержками из этой книги, описывающими для чего нужно заниматься Тантрой, медитациями и что дает Осознанность человеку. Иногда мне кажется, что просто невозможно написать лучше. Поэтому в этой статье делюсь выдержками из начала этой книги.
«Тантра не предлагает веру или философию, а просто предлагает способы медитации. Каждый человек сам вправе экспериментировать с этими способами и открывать собственную истину. Каждый способ направлен на определенную часть тела и души, он направляет вас на тот путь, которым следует пойти именно вам». Я считаю, что вот в этих словах просто и доступно объяснена суть того, куда ведут тантрические медитации.
«В настоящее время, как и в прошлом, Тантра также доступна для тех, у кого хватит смелости идти по этому пути. Она означает практику тех методов, которые дают просветленные мастера. Эти методики обманчиво просты. Они используют пять органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус и обоняние), чтобы приступить к изучению себя, которое продолжается до тех пор, пока вы не встретитесь со своим сокровенным естеством и космосом. Одни двери чувств открыть легко, тогда как другие — труднее. Начните с первых, а затем постепенно откройте все скрытые возможности каждого чувства. В итоге вы вступите в сверхсознание. Некоторые религии ошибочно полагают, что к сверхсознанию можно прийти, убивая внешние проявления чувств, но смерть чувственной сферы на любом уровне ведет к смерти человека в целом. Чем чувствительнее человек, тем больше в нем жизненной силы, активности и ума».
«Если Вы осознаете свои переживания, тогда они обратятся к вам своей божественной стороной. Осознанность — это главный ключ ко всем дверям человека. Если вы научитесь вкладывать осознанность в секс, любовь и другие, связанные с ними области, тогда вам откроется секрет алхимии: как раскрыть в каждой стороне своего существа божественные возможности».
«Для чего нужно заниматься медитацией? Некоторые из вас могут задуматься о том, какая польза от практики медитации. Она может показаться эгоистичным занятием, направленным только на личные ощущения. Кто-то может подумать, что в жизни есть более важные задачи — например, бизнес или участие в хорошем предприятии. На самом деле, все то, что происходит во внешнем мире, становится прямым следствием того, что уже произошло в вашем внутреннем мире. Внешняя реальность отражает вашу внутреннюю реальность. Тантрические мистики, понимающие этот закон жизни, особо отмечали, как важно посредством медитации привнести осознанность в свою внутреннюю реальность». <…>.
«Один из важных моментов, который дает Тантра, — это принятие всего, что есть на данный момент внутри себя, любых процессов, которые происходят, без оценки и без желания и стремления их поменять. Чтобы по-настоящему подвергнуть себя изменениям или трансформации, нужно принять и узнать себя без искажений и преломления. Наш оценщик внутри всегда разделяет все, что находит, на плохое или хорошее, и это не позволяет знать себя.
«Тантра — это наука о том, как снова настроиться на природу и расширить саму природу через осознанность. Обычные ученые изучают выбранный ими предмет объективно, иначе их выводы будут испорчены предубеждениями, и загадку так и не удастся разгадать. В Тантре созерцательные ученые должны оставаться беспристрастными и объективными в том, что касается человеческих возможностей. Ученый рассматривает все стороны жизни человека без всяких суждений, для него нет ни хорошего, ни плохого — нет ничего выше или ниже. Поэтому духовная сфера едина с земной, а секс един с Самадхи, иначе говоря, Просветлением. Удивительно то, что, если вы беспристрастно наблюдаете, тогда объект вашего исследования начинает изменяться сам, открывая вам свою природу. А изначальная природа всего сущего божественна».

(Тантра. Осознанность. Что это дает? Для чего
этим заниматься? Сайт www.v-osoznannost.com.)

3.10.4 (1) Падмасамбхава

«Через восемь лет после моей паринирваны в центре лотоса появится изумительное существо
по имени Падмасамбхава, и, открыв высочайшие учения об абсолютном состоянии истинной природы,
принесёт великое благо всем существам». (Будда).

«Внемли, о великий! Этот ум чистый и совершенный — первооснова всего и вся — истинная природа всех явлений, изначально естественное состояние как оно есть. <…>. Я, всевышний источник, есть ум чистый и совершенный… собственный ум и есть истинная природа». («Всевышний Источник». Основная Тантра Дзогчен Сэмдэ).
«Если ты познал осознавание, — корень [всего], то ты также познал и все явления, — стебель. <…>. Осознавание, Дхармакайя — превосходящее рождение и смерть, познаётся недвойственно в свободном от мыслей состоянии». (Тантра Дзогчен «Самовозникающая Осознанность»).
«Постоянство, тлен, начало и конец — сущность ума превосходит все эти крайности. Она — самоосознавание, изначальная свобода от концепций. Это — блаженство само по себе, абсолютно непостижимо. Это воистину так!». (Тантра Дзогчен «Непостижимый Секрет Чакрасамвары»).
«Если это сверкающее осознание, которое называют умом, рассматривать как сущее, то оно не существует. Если рассмотреть как источник, то сансара и нирвана, и все разнообразие блаженства и страдания возникли из него. Имен же ему столько, что и не счесть. Одни зовут природой ума, ум как таковой. Тиртики зовут Атман, Самость. Шраваки настаивают об анатмане, отсутствии Я. Читтаматрины называют его виджняна, сознание. Кто зовет Праджняпарамита, Запредельная Мудрость. Кто зовет Сугатагарбха, семя Сугаты. Кто зовет Махамудра, Великий Знак. Кто зовет одинокое тигле, уникальная сфера. Кто зовет Дхармадхату, дхармовое пространство. Кто зовет Алайя, основа всего. Кто зовет обычным осознанием. <…>.
В настоящем же осознание естественно и безыскусно, ничего не измышляя, пребывает своим чередом. Если само на себя неприкрыто взглянет, взглянув, не увидит ничего, кроме ясности. Если пристально всмотреться в обнаженную очевидность Ригпа, — нетварная чистая шунья, подлинность недвойственности ясности и пустоты <…>.
Поскольку это отчетливо ясное осознание совершенно обычно и не исключительно, то зовется обычным осознанием. Хотя ему и дают много имен, тщательно продуманных и благозвучных, но по сути – это твое сиюминутное осознание. И если кто-то хочет найти что-то иное, это как если бы дома у него был слон, а он бродил бы всюду в поисках его следов.
Твое Ригпа, природа ума — спонтанное совершенство. Природу ума, всеведущую, всезнающую, пустую и ясную, можно сравнить с небом, где ясность и пустота нераздельны. Это осознание (ясности) и есть природа ума. В природе ума всякая ясность сопровождается осознанием.
Все явленное бытие — и сансара, и нирвана — есть единственно лишь природа ума, явленная себе же и зрящая себя же. Таким образом, все есть не что иное, как ум, зрящий собственное явление. <…>.
На него не может быть одностороннего воззрения. Его нельзя рассматривать как сущее, ибо оно нигде не осуществляется. Его нельзя рассматривать как пустое, ибо оно осознается и сверкает ясностью. Его нельзя рассматривать как и то, и другое, ибо ясность и пустота нераздельны. Сиюминутное самоосознание отчетливо ясно. События происходят, но нет осознания действующего лица (совершающего их). Хотя и нет у вещей само-бытия, но они действительно воспринимаются в опыте. Если так практиковать — достигнешь освобождения. <…>.
Таким образом, естественное осознание видит очевидное в его неприкрытости…
Этот пробужденный ум осознанности не сотворен ни из какого вещества: он существует сам собой и заложен в тебе самом. Такова природа вещей, которую легко понять, потому что ее нигде не нужно искать. Такова природа ума, что не разделяется на воспринимающего и воспринимаемое, на котором необходимо сосредоточиваться. Она выше крайностей вечности и прекращения. В ней нечему пробуждаться: пробужденное состояние просветления есть твоя собственная естественно пробужденная осознанность.
Природа ума, которую нельзя точно определить, есть изначальная пробужденность, естественная и самосущая: важно заглянуть в самого себя и распознать свою природу…
Пробужденный ум — естественное осознавание — не питает ни надежды обрести Просветление, ни страха впасть в состояние живых существ… Твое собственное осознавание изначально просветлено….». (Падмасамбхава).
«Ясность сознания, не возникающая и не исчезающая, и осознанность, совершенно свободная от заблуждений. Таково состояние пробужденности, что присутствует в тебе самом, не искомое где-то, но самосущее — о, чудо!…
Когда самопознающая пробужденность стала реальной, она получает имя «будда»!…
Твой ум, который воспринимает, и, тем не менее, свободен от вещественности, и познаёт без мыслей, — всё ощущает, но неописуем. Свободный от движений рассудочного мышления, пребывай в этом бдительном и открытом состоянии. Пребывание в этой сущности и есть само состояние пробужденности!…
Пробужденный ум есть воспринимающая пустота, пустая и в то же время
полная ясности способность познавать. Пребывай в ее самосущем состоянии, не изменяя его и не исправляя. Пребывание в этом состоянии, не выходя из него, и есть сам Пробужденный». (Падмасамбхава. «Песни двадцати пяти ученикам»)».

(Дзогчен: Осознавание есть природа ума (истинная природа). Сайт www.advaitaworld.com.)

3.10.4 (1) Ошо Видение Тантры 1996

«Аннотация. Ошо, также известный как Бхагван Шри Раджниш — просветленный Мастер нашего времени. Ошо означает «подобный океану», «благословенный». В этой книге представлена серия бесед по «Царской Песне Сарахи». В этих беседах Ошо говорит о видении — видении жизни, прожитой в тотальной свободе, жизни, полной любви, жизни без каких-либо ограничений — не как об идее, а как о настоящем, присутствующем в каждое мгновение, переживании.
«В тот день, когда я узнаю себя, я узнаю самую суть существования. Посмотрите на меня! Я здесь. Она здесь! У меня нет философий, у меня есть определенный опыт. Я могу поделиться этим опытом с вами, но это не должно происходить только с моей стороны. Вы должны будете уйти от своих догм. Вы должны будете пойти со мной в неизвестное. Я могу подвести вас к этому окну, из которого вы сможете увидеть чистое, ясное существованне. Но вы должны будете держать мою руку и прийти…». (Ошо). Беседы были проведены с 1 по 10 мая 1977г. в ашраме Ошо, Пуна, Индия».

(Ошо. Видение Тантры: Беседы по Царской Песне Сарахи.
Челябинск. Книга. 1996г., М. Нирвана. 1996г.)

3.10.4 (1) Ошо Опыт Тантры 1997

«Аннотация. Ошо, также известный как Багван Шри Раджниш — просветленный Мастер нашего времени. Ошо означает «подобный океану», «благословенный». В этой книге представлена серия бесед по «Царской песне Сарахи». «Эти песни Сарахи несут в себе великую красоту. Они являются самой основой Тантры. Сначала вам нужно будет понять тантрическое отношение к жизни, тантрическое видение жизни. Основное, и самое бунтарское, радикальное, революционное в Тантре — то, что мир не делится на низшее и высшее, что мир — это единое целое». (Ошо). Беседы были проведены в ашраме Ошо, Пуна, Индия».

(Ошо. Опыт Тантры. Беседы по Царской песне Сарахи. ЧПО «Книга». 1997г. 336 стр.)

«Глава 1. Карта Тантры. Tантра — это свобода. Свобода от всех конструкций ума, всех игр ума, свобода от всех структур, свобода от другого. Тантра — это пространство, чтобы быть. Тантра — это освобождение.
Тантра — это не религия в обычном смысле. Религия есть игра ума, религия дает вам определенную модель. Христианин имеет определенную модель, так же, как и индуист, так же, как и мусульманин. Религия насаждает определенный образ жизни, определенную дисциплину. Тантра отбрасывает напрочь всю дисциплину.
Когда не существует дисциплины, когда не существует принуждающего порядка, в вас возникает совершенно другой вид порядка. Это то, что Лао Цзы называет Дао, что Будда называет Дхаммой — вот, что возникает в вас. Это не то, что вы делаете, это случается с вами. Тантра просто создает пространство, чтобы это произошло. Вы об этом даже не просили, вы не ждали этого; она просто создает пространство. И когда пространство готово, все вливается в него. <…>.
Глава 3. Срывая четыре печати. Осознанность привносит новое качество в вашу жизнь. С осознанностью все начинает меняться, серьезно меняться. И не то, чтобы вы меняли их, нет, ни в коем случае. Осознающий человек ничего не меняет, лишь неосознающий человек постоянно пытается все изменить. Но ему никогда не удается ничего изменить, а осознающий человек просто видит, что происходят огромные перемены. Именно осознанность приносит перемены, но не ваше усилие. Почему это происходит через осознанность? — потому что осознанность меняет вас. А когда вы другой, весь мир становится другим. Это не вопрос создания другого мира, это лишь вопрос создания другого в вас. Вы есть мир, поэтому если вы изменитесь, мир изменится. Если вы не меняетесь, вы можете продолжать изменять целый мир — ничего не изменится; вы будете продолжать создавать тот же мир вновь и вновь. Вы создаете ваш мир. Мир — это ваша проекция. Тантра говорит: Осознанность — это ключ, главный ключ, который открывает все двери жизни».

(Ошо. Видение Тантры: Беседы по Царской Песне Сарахи. Челябинск. Книга. 1996г.)

3.10.4 (1) Вигьяна Бхайрава Тантра 1     3.10.4 (1) Вигьяна Бхайрава Тантра 2     3.10.4 (1) Вигьяна Бхайрава Тантра 3

«Если вы наблюдательны, то рано или поздно вы осознаете. Осознайте весь этот процесс и двигайтесь вместе с ним. Не должно быть никакой спешки, потому что в спешке невозможно ничего сделать, в спешке духовный рост невозможен. Двигайтесь медленно, терпеливо. Когда я говорю, что осознанность не может быть достигнута при помощи ума, я имею в виду, что вы не можете достигнуть ее, думая о ней. Вы можете все время думать о ней, но вы будете двигаться по кругу. Когда я говорю, что она не может быть достигнута при помощи ума, я имею в виду, что она не может быть достигнута при помощи рассуждений. Вы должны практи­ковать ее, вы должны осуществлять ее. Она может быть достиг­нута только в результате действия, а не в результате размышления — это первое, так что не думайте о том, что такое осознанность, как достичь ее или что будет результатом. Не думайте о ней; начните осуществлять ее.
Когда вы идете по улице, идите, осознавая это. Это трудно, и вы все время забываете, но не боитесь. Когда бы вы ни вспомнили снова, будьте бдительны. Делайте каждый шаг с полной бдительностью, сознательно, оставаясь вместе с шагом, не позволяя уму уходить куда-то в сторону. Что бы вы ни делали, не делайте это механически — и в этом отличие. И когда я говорю, что это можно только почувствовать, то это имеет следующий смысл. Я могу, например, поднять свою руку механически, а затем я могу также поднять руку с полной бдительностью. Мой ум сознает, что моя рука поднята. Делайте это, пробуйте это — один раз механически, а затем с бдительностью. Вы почувству­ете перемену. Качество немедленно изменится.
Если, например, вы едите с осознанием, то вы не сможете съесть больше, чем нужно вашему телу. Люди приходят ко мне и говорят: «Назначьте мне диету. Мой вес постоянно увеличи­вается, тело все время разрастается. Назначьте мне диету». Я говорю им: «Не думайте о диете, думайте о сознании. При назначении диеты ничего не случится. Вы не сможете выпол­нять ее. Вы будете выполнять ее один день, а на следующий день забросите. Вы не сможете выполнять ее. Лучше ешьте осознан­но». Качество изменяется. Если вы едите с осознанием, вы будете больше жевать. При бессознательной, механической еде вы просто отправляете куски прямо в желудок. Вы совсем не жуете, вы просто набиваете желудок. Тогда нет никакого удовольствия, и поскольку нет никакого удовольствия, то вам нужно больше пищи, чтобы получить удовольствие. Нет ника­кого вкуса, поэтому вам нужно больше пищи.
Просто будьте бдительным и следите за тем, что случается. Если вы бдительны, вы будете лучше пережевывать пищу, вы в большей степени будете ощущать ее вкус, вы будете испытывать удовольствие от еды и будете тратить на это гораздо больше времени. Если вы съедаете свою пищу за полчаса, то для приема того же самого количества пищи с полной осознанностью вам потребуется полтора часа — в три раза больше. За полчаса вы можете съесть только одну треть того же количества, и вы будете испытывать большее удовлетворение; вы в большей степени будете наслаждаться процессом приема пищи. А когда тело получает удовольствие, оно говорит вам, когда остановиться. Когда тело совсем не получает никакого удовольствия, оно никогда не скажет, когда остановиться, поэтому вы будете продолжать. Тогда тело станет нечувствительным. Вы никогда не услышите, что говорит тело. Если вы осознаете свои действия, то вы не сможете пропустить приказ тела. Вы остановитесь. Так что позвольте своему телу сказать что-либо. Тело все время что-то говорит, но вы не слышите его. Будьте бдительны, и вы услышите его. С осознаванием реальное будет раскрываться, а фальшивое будет исчезать.
Это является важным. Имеется возмож­ность, имеется потенциальная возможность, но это еще не реальность. А мы все время читаем Гиту, читаем Упанишады, читаем Библию и все время чувствуем, что мы есть душа — семя думает, что оно дерево. Дерево скрыто в нем, но оно еще должно быть обнаружено. И полезно помнить, что вы можете так и остаться семенем, вы можете умереть семенем, — потому что дерево может не появиться, дерево само по себе не может вырасти. Для этого вы должны что-то сознательно делать, потому что оно растет только через сознательность. Есть два типа роста. Один из них – это бессознательный, естественный рост: рост происходит при возникновении подхо­дящей ситуации. Но душа, Атман, внутренняя ваша сущность, божественное внутри вас, представляет собой совершенно другой тип роста. Этот рост имеет место только через сознательность. Он не является естественным, он сверхъестественен. Посредством воображения вы рас­крываете реальность. Это реально. Все состоит из света. Вы свет, хотя и не осознаете этот факт; каждая частица материи является светом. Ученые утверждают, что материя состоит из электронов. Это одно и то же. Свет является источником всего. Вы также являетесь сконденсированным светом; благодаря воображению вы просто снимаете покров с реальности.
Только Тантра может создать нового человека, и этот человек, познавший безвременность, отсутствие эго и единство с существованием, будет расти. Раскроется новое измерение. Человеческое существо является частичным и фрагментар­ным. Каждый человек является лишь фрагментом того, чем он мог быть, того, чем он должен быть. Он реализует только часть своих потенциальных возможностей. Это фрагментарное челове­ческое существо создает фрагментарные общества. Общества всегда были фрагментарными. Но в настоящее время появляется возможность того, что мы осознаем всю бессмысленность броса­ний из крайности в крайность. И если эта осознанность станет интенсивной, если мы перестанем двигаться в крайности, а начнем на все смотреть в целом, если человек так направит свою свободную волю, она станет мощным средством самореализации». 

(Ошо. Вигьяна-Бхайрава-Тантра. М. Нирвана. 2005г.)

3.10.4 (1) Джохари Тантра   3.10.4 (1) Джохари Чакры 1   3.10.4 (1) Джохари Чакры 2   3.10.4 (1) Хариш Джохари

«Аннотация. «Тантра — это постижение Универсума с позиций индивидуума. Это целостное учение, которое связывает воедино все науки и использует основы каждой из них для создания действенных практических формул. Тантра не изучает какую-нибудь отдельную ветвь Древа Жизни. Она изучает все древо» (Хариш Джохари).
Об авторе. Хариш Джохари — удивительно разносторонняя личность: профессиональный художник, скульптор и композитор, практикующий йог, глубокий знаток Аюрведы, индийской астрологии и нумерологии, магии камней, мантр и янтр, ритуала и медитации и других древних тантрических наук. Его книги не предназначены для тех, кто только начинает интересоваться Йогой и индийской культурой. Они насыщены специальной информацией, которую невозможно найти ни в каких других источниках на западных языках. Джохари раскрывает принцип действия и важнейшие детали механизма Тантры, относясь, таким образом, к тем духовным учителям, которые считают, что на переломе эпох все секреты мистических традиций должны быть обнародованы для «имеющих уши, чтобы слышать.
Глава 1. Что такое Тантра? Тантра представляет собой целостный подход к изучению Универсума с позиции Индивидуума; это исследование макрокосма посредством изучения микрокосма. Чтобы обеспечить практические средства осознания высочайших идеалов философии в повседневной жизни, Тантра пользуется всеми науками: астрономией, астрологией, нумерологией, физиогномикой, парапсихологией, математикой, геометрией и так далее. Вместо того чтобы разделять различные сферы человеческого знания и распределять их по категориям, Тантра, напротив, соединяет их воедино, словно нанизывая бусины на одну нить. Возникающие при этом прекрасные четки становятся уникальным инструментом совершенствования физической, умственной и духовной жизни человека. Иными словами, Тантра исследует само дерево жизни, не ограничивая себя изучением какой-либо одной из его ветвей. Это дерево, этот макрокосм являет собой беспредельную совокупность разнообразных составляющих, соединенных в единое целое всеобщим законом (дхармой), присущим самой их природе. Тантра стремится постичь этот закон, благодаря которому мир разнообразных явлений упорядочивается и превращается в мир относительного существования (майи); кроме того, целью Тантры является использование этого закона для поощрения эволюции сознания личности. Как сказано в «Кашикавритти», Тантра есть то знание, которое расширяет границы разума, тела и сознания.
Таким образом, цель Тантры заключается в расширении осознания во всех состояниях сознания — в бодрствовании, сновидении и сне без сновидений. Для достижения этого необходимо «депрограммирование» и «перепрограммирование» человеческого компьютера. Первичное программирование обеспечивается нашим рождением в определенном месте и в определенное время, а также воздействием наследственности и окружающей среды. Если человек доволен своими достижениями и не испытывает в жизни особых затруднений, он не ощущает и потребности в переменах. Однако если его жизнь становится сложной, если человек пытается найти какой-то выход за пределы ограничивающей его «программы», ему необходим определенный метод изменения себя. Тантра предлагает методологию и инструменты для подобной работы над собой. Она учит человека выявлять различные факторы, оказывающие влияние на его мысли и чувства, и преодолевать преграды, мешающие его развитию. Это преграды, вызванные неведением, нетерпимостью, эгоизмом и привязанностью к своей животной природе. Очищая свои мысли и чувства посредством тантрических практик, человек учится создавать внутри себя покой, гармонию и упорядоченность. Итак, Тантра способствует развитию тех качеств целеустремленности и уравновешенности, которые помогают сознанию освободиться от своей ограниченности».

(Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры:
энергетические центры трансформации. София. 2001г.)

3.10.4 (1) Ошо Тантра 1    3.10.4 (1) Ошо Тантра 2    3.10.4 (1) Ошо Тантра 3    3.10.4 (1) Ошо

«Аннотация. От секса к Тантре: человек способен на великое изменение, мутацию. Секс плюс осознание… и нечто безграничное начинает меняться. … Любовь настолько прекрасна, что следует обучаться искусству любви, подобно тому, как следует учиться искусству жизни. <…>. Секс должен превратиться в великое медитативное искусство. Таков вклад Тантры в мировые достижения. Вклад Тантры неоценим, ибо она дает вам ключ к трансформации низшего в высшее. Она учит методу превращения донного ила в лотос. Это самая великая из наук. (Ошо. Книга мудрости).
Введение. Тысячелетиями человечество экспериментировало, пытаясь превратить сексуальную энергию в духовность. И, без сомнения, тысячам людей удалась такая трансформация. Похоже, рано или поздно весь мир признает Тантру в качестве науки, ибо повсеместно люди страдают от разнообразных извращений. <…>.
Все мои усилия направлены на то, чтобы вы приняли секс как естественный феномен жизни. Нет подавления — и потребность в порнографии отпадет. Если подавление отсутствует, человек перестает мечтать о сексе. Только так энергия может быть трансформирована. Существует множество доступных методов, посредством которых энергия, дающая жизнь миру, может дать новую жизнь и вам.
Запад разработал несколько важнейших методик: гештальт и энкаунтер-терапию, биоэнергетику и множество других. Восток также выработал множество методов: дзадзэн, випассану, суфийское вращение, Йогу, Тантру. Подход Запада и Востока настолько различен, что оба они являются лишь двумя половинками единого целого; следовательно, и в том, и в другом подходе чего-то не хватает.
Восточные методы способны создать медитативное пространство, однако вы настолько погружаетесь внутрь себя, что начинаете исчезать, уходить из жизни; <…>. Методы Востока учат человека тому, как пребывать в радости одиночества, но нечто существенное при этом теряется. Жизнь — это также взаимоотношения, жизнь — это еще и единение, жизнь — это также и общность. Красота блаженства пребывания в одиночестве безусловна, однако это лишь половина истории; необходимо научиться пребывать в блаженстве, когда рядом есть другой. Если вы блаженны в присутствии другого, ваше блаженство достигает более высокого уровня. Пребывая в одиночестве, вы подобны музыканту, исполняющему соло на флейте; когда же вы блаженны в единении с другими, то уподобляетесь оркестру.
Запад создал методы, толкающие человека наружу. Здесь человек получает навыки объединения, радость общения и взаимодействия. Это методы любви, но и в них отсутствует нечто важное. Человек наслаждается общением, но как только он остается один… в основном же человек одинок. <…>.
Попытки Запада потерпели крах, потому что здесь развитие получило только внешнее; Востоку повезло не больше, ибо все его методы интроверты. Человек же не принадлежит только внешнему или только внутреннему. Впервые я пытаюсь создать синтез между внешним и внутренним подходом, сделать оба метода доступными, чтобы человек с легкостью переходил от внешнего к внутреннему и наоборот, чтобы не возникала даже потребность разделять человека на такие категории. Человек может стать гибким, текучим.
Приближаются дни Тантры. Рано или поздно Тантра, впервые за историю человечества, проникнет в широкие массы, ибо время пришло… Тантра должна стать частью достояния человечества. Ее должны изучать во всех школах, колледжах, университетах, в каждом храме, каждой церкви, — Тантра должна присутствовать повсеместно! Человека необходимо учить тому, как использовать сексуальную энергию для движения к сверхсознанию. В прошлом подобный подход был весьма затруднителен, поэтому Тантра оставалась тайной наукой, доступной немногим.
Все мои усилия направлены на снятие мистического флера, которым окутали Тантру оккультисты прошлого. Тантра — это чистая наука! Постепенно увеличивается вероятность того, что к концу столетия Тантра распространится по всему миру. Впервые человечество готово воспринять ее мудрость. До сих пор лишь немногие адепты были готовы к восприятию Тантры. И Тантра придет с Запада. Она не придет с Востока, ибо Восток все еще живет в прошлом — по крайней мере в прошлом тысячелетии.
6. Осознанность. Осознанность — вот путь. Только одно извечно сохраняет свою ценность, и это одно есть осознанность. Не потакать и не отрекаться, но быть осознанным. Делайте, что делаете, но с полным осознанием происходящего. Если вас охватывает страсть, входите в нее в полной осознанности, и тогда страсть станет молитвой, полностью меняя свое качество. На Востоке мы называем такое качество Тантрой. Если вхождение в страсть осознанно, меняется само качество страсти. Это уже очень глубокое переживание жизни.
Тантрическое переживание означает, что нет ни подавления, ни потворства. Тантрическое отношение возможно только при глубоком погружении в медитацию, в противном случае это не Тантра. Только когда вы становитесь очень, очень тихим, молчаливым, осознанным, бдительным, возможно проникновение в Тантру. Иначе Тантра станет лишь оправданием для потворства своим прихотям, рядясь в новые, такие религиозные одежды. Новое название не принесет изменений, в изменениях нуждается ваше существо.
Медитация должна охватить все сферы вашей жизни. Что бы вы ни делали, делайте это медитативно. Ходите медитативно, ешьте медитативно. Если вы занимаетесь любовью, занимайтесь ею медитативно. Медитация должна стать вашей жизнью, занимать все двадцать четыре часа в сутки; только тогда возможна трансформация. Только тогда вы выйдете за пределы секса, за границы тела, за ограничения ума. Тогда вы познаете Божественное, экстаз, блаженство, истину, освобождение.
Мы все подобны, все мы есть единый Бог. Нам нужно учиться любить друг друга. Нам нужно сблизиться друг с другом, ведь это единственный способ приблизиться к Богу. Любовь — прямая дорога к Богу, осознанность — еще один путь. Восток следовал путем осознанности и стал однобоким. Запад шел дорогой любви и тоже стал односторонним. Я учу вас и тому, и другому: любящей бдительности, осознанной любви. При помощи этих методов вы станете интегрированной личностью».

(Ошо. Тантра: энергия и экстаз. Гелиос. 2001г. 112 стр.)

* * *

N 36. 01.12.15г.

продолжение см. в Статье 3.10.4. Осознанность как сотериологическая концепция Тантры. (ч.2, ч.3, ч.4).