Статья 3.10.3. Что такое Пробуждение и Просветление? (ч.2).

«Если вопрос «Что же такое Просветление?» был извечным, то ответ на него можно назвать извечной мудростью. Это и есть цель духовного путешествия, радикальное понимание, которое приходит в самое сердце человеческого опыта, озаряя собою каждую его грань, устраняя всякое сомнение относительно смысла существования и природы реальности. Речь идет не столько о фактическом знании, сколько о мудрости, не о многоучености, а об уверенности. Данная книга именно об этом. В ней собрано кое-что самое лучшее из обширной литературы, посвященной Просветлению, так что вы можете получить ясное представление о мудрости прошлых веков» (см. Что такое Просветление? Исследование цели духовного пути. / Под ред. Дж.Уайта. М. Изд-во Трансперсонального Института. 1996г., АСТ 2004г., 326 стр.).
«В этой книге Раджниш говорит о Боге, как о некоторой потенции, заложенной в самом человеке, как о некотором состоянии, которое он должен реализовать, о состоянии познания ИСТИНЫ как видения МИРА в его целостности и взаимосвязи, о состоянии любви как пребывании в гармонии с МИРОМ, о состоянии знания источника жизни, из которого вышел МИР, и самого бытия этим источником — источником «чистой жизненности», через который мы связаны со всем бытием и являемся им.
Ошо: Это очень древняя проблема: является ли Просветление внезапным или постепенным? <…>. Просветление является внезапным, оно и не может быть другим. Это прыжок! <…>. Просветленность и невежество абсолютно разделены, ото­рваны друг от друга. Необходим прыжок — прыжок, в котором прошлое исчезает полностью. Старое ушло, его больше нет; появилось новое, которого никогда еще не было» (см. Ошо. Вигьяна-Бхайрава-Тантра. Книга Тайн. 1993г, Нирвана. 2005г., 2008г.).

* * *

3. ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ?

(продолжение)

«Просветление — это не то, что присуще каждому человеку. Это лишь потенциал, который может раскрыться спустя многие жизни. Просветление — это предельное цветение всех опытов человека, которые он подчерпнул и осознал в течении своего пути: из жизни в жизнь. Просветление — это путь единиц. Но для некоторых возможны первые проблески, которые называются сатори. Первые тотальные концентрации ума. Потому что сатори — это тотальное растворение в чувстве/уме. Это переживание! А реальность просветленного находится по ту сторону переживаний. Переживание — уходит. Но Просветление — остается, потому что переживание сиюминутно, а Просветление — это присутствие по ту сторону всех переживаний. Просветление — это самадхи. Но ум выбирает легкие пути и уже для многих сатори — это Просветление, понимание восточных концепций — это Просветление, любовь — это Просветление, безответственность — это Просветление и т.д.
Просветление — это высшая физика для единиц и это наука опыта. Почему многие, прочитав множество книг Ошо, начинают его ненавидеть и уходят в традиционные менее энергетически емкие «традиции» — мировые религии или в сатсанги недопросветленных от неоадвайты. Потому что Просветление — это путь единиц и это не посиделки перед псевдомастером. Это ответственность за свою жизнь перед самим собой. Это приятие тотальной свободы и приятие всех желаний даже деструктивных. Это проживание и осознание всех тотальных опытов эго. И этот импульс может идти лишь из прошлых жизней — это ваш багаж, ваша карма и ваши желания. Это путь через тотальное эго и любовь к себе — принятие всех опытов чувств, «ума» и тела.
Те, кто отказываются от эго (что невозможно), лишь подавляют его. Поэтому я переформулирую: отказ от эго возможен, когда вы сами стали эго, т.е. осознали его и трансформировали. Чтобы просветлеть (выйти из круга сансары), необходимо пройти все опыты, т.е. иметь карму, которая при отработке и поднимет Кундалини к Сахасраре. Т.е. насладиться всеми возможностями эго! Потому что нереализованные желания будут вновь притягивать вас к нереализованным энергетическим центрам.
Приятие желаний — это их реализация! А вы считаете, что реализовать свои желания — доступно каждому! Если бы это было так, то просветленными становились бы все, кто к нему стремится. Потому что большинство из тех, кто стремится и не достигает — это те, кто подавляют (не реализуют / не трансформируют) свои желания. <…>.
Начальные стадии сатори — привкус сатори — испытывали многие. Но сатори также имеет степени. И сатори Бетховена нельзя сопоставить с сатори, тех, кто его слушают.
Теперь насчет осознанности. Переживание сатори полностью (!) находится в пределах ума. Поэтому те, кто переживали сатори, вообще не знают, что такое осознанность. Сатори — это ментальное переживание целостности. Сатори — это «ум» на пределе своих возможностей. А осознанность — это состояние «не-ума», которое по уровню сознания выше, чем состояние сатори. <…>.
Все степени Просветления зависят от отработанности системы «человек», т.е. степени раскрытия третьего глаза. Когда вы полностью просветлены (нулевая карма), Кундалини выходит из Сахасрары (полное раскрытие «третьего глаза») и карта описания посредством Кундалини заканчивается. Вот на этом этапе ищущие думают (потому что прочитали), что это нирвана, потому что при выходе Кундалини из Сахасрары отождествление с телом прекращается и человек становится самой осознанностью. Но это не конец пути, и разотождествление с телом не означает, что достигший покидает тело. Это тонкий момент. <…>.
Теперь насчет того, что чаще всего понимается под просветлением в тусовке эзотериков и практиков, которые что-то достигли и прикоснулись к разотождествленным состояниям. Когда человек испытывает первые проблески не-ума, то он видит Реальность такой, какая она есть без вмешательства мыслей. Эти состояния могут длится несколько мгновений и их интенсивность постоянно меняться. Потому что вы всего лишь стоите на цыпочках и прикоснулись к вершине вашего максимального (на данный момент) состояния развития. Потом «ум» возвращается снова и «достигший» идет на форум, в Facebook, собирает группу… и начинает говорить о своем «Просветлении». И даже этот этап имеет степени и потому ЧТО и КАК говорит человек можно определить степень чистоты его состояния пробуждения».

(Просветление — путь единиц. Сайт www.laotsy.blogspot.ru.)

«Просветление — это замечательное состояние, но дать ему точное описание очень сложно, потому что оно находится вне слов и понятий. Слова только искажают его. Поэтому, не цепляясь к самим словам, посмотрите в том направлении, куда они указывают.
Помните, что слова, описывающие явление, — это всего лишь ярлыки. Ярлык и явление — не одно и то же. Поэтому слова не могут передать точный смысл явления, но могут указать направление, куда нужно смотреть. Это как дорожный указатель, говорящий о том, что вы въехали в город — но указатель и город отнюдь не одно и то же. Учитывайте этот момент во избежание лишних проблем.
Просветление — это изначальное состояние сознания. Это состояние чистого неограниченного сознания — оно было таким, пока вы не надумали о себе всякой всячины. «Неограниченного» — означает «не имеющего никаких границ, размеров, ограничений». Слова, мысли, понятия, представления, убеждения, мировоззрения — это всё ограничения.
Просветление — это истинная природа духовного существа, то есть Вас. Она неизменна, вечна и бесконечна. Меняется всё, кроме вашей изначальной природы, которую человек просто забыл. Вот почему любой может достичь Просветления. На самом деле «достижение Просветления» — это не совсем правильное выражение. Как можно достичь того, что и так есть? Более правильно было бы сказать, что нужно освободиться от иллюзий, которые мешают видеть Истину — свою изначальную духовную природу, чистое сознание.
Большинство техник, ведущих к Просветлению, убирают стереотипы мышления и поведения, умственные ограничения и ложные представления о жизни (иллюзии), страхи и беспокойства, убеждения, которые не дают жить «здесь и сейчас», присутствовать (просто быть) и воспринимать. Нельзя сказать, что Просветление — это состояние радости или блаженства, потому что это было бы ограничивающим заявлением: это бы означало, что все остальные эмоции и ощущения исчезают.
Просветление не избавляет ни от каких эмоций и ощущений тела. Человек не становится роботом или растением. Просветление избавляет от ложного эго — ложной отождествленности с телом, умом и еще кучей всего, что мы считаем своим и к чему чрезмерно привязаны. Когда ложное эго исчезает, различные эмоции и ощущения продолжают периодически проявляться, сознание их воспринимает, но отождествленность с телом отсутствует. Также правда, что количество и интенсивность неприятных эмоций резко уменьшается. Мысли, эмоции и ощущения возникают и исчезают, не оставляя следа. Они не «зависают», не имеют такой длительности существования, как раньше. Каждый новый миг приносит новые восприятия, избавляя от того, что было мгновение назад. В какой-то момент может возникнуть ощущение грусти, но уже через пару секунд вы осознаёте, что на лице сияет улыбка, а грусть исчезла бесследно. Это к примеру.
Также нет отождествленности с умом: вы не можете больше сказать «я подумал», «я решил», «я сделал вывод» — это не будет соответствовать истине. Вы, скорее всего, скажете так: «пришла мысль», «возникло решение», «вывод такой». По крайней мере, будет ощущение, что теперь это так. Вы не воспринимаете себя как ум, вы скорее — присутствующее сознание, наблюдающее ум. Хотя, конечно же, многие просветленные продолжают пользоваться привычными для людей словами типа «я», «мне», «думаю» и т.д. Для Просветления также характерно большее понимание дуального устройства ума и жизни в целом.
Насчет ума. Остается ли ум после просветления? Функциональный ум — да, остается, потому что ум и тело — это своего рода один механизм. Функциональный ум — это просто механизм, обеспечивающий выживание тела. Он просто работает, выполняя конкретные функции. Это ум тела, как у животного. Другой ум, который и есть «эго» — исчезает. Эго — это «думающий ум», вечно болтающая сущность, выносящая суждения, оценки, сравнения, постоянно о чем-то беспокоящаяся и спорящая сама с собой. Эго ощущается как «я» и считает себя чем-то вроде центра сознания, контролирующим свои мысли, слова и действия. Задайте себе вопрос «кто я?», и эго выдаст ответы. Все ответы на этот вопрос (полученные до Просветления) представляют собой отождествления.
Когда исчезает эго, остается чистое воспринимающее сознание и тело с его функциональным умом. Отождествления с умом и телом теперь видятся как иллюзия. Вы продолжаете быть с телом и умом, но понимаете, что не являетесь ни тем, ни другим. Откликаясь на имя, вы понимаете, что имя — это просто ярлык, прикрепленный к этому телу-уму, которое вы воспринимаете. Конечно же, некоторая связь с телом-умом-именем остается, поэтому вы продолжаете откликаться на имя.
Полная духовная свобода, к которой так стремятся в различных практиках — это синоним просветления. Это пробуждение от иллюзий, в которые человек был вовлечен. Это чистое присутствие, свидетельствование, наблюдение иллюзий жизни и невовлеченность в них. Это как настоящее пробуждение от ночных сновидений: во сне вы были вовлечены и неосознанны, сновидение казалось настолько реальным, что вопрос его реальности просто не возникал. Но вот вы проснулись и поняли, что это было нереально, это просто была иллюзия.
Просветление — это состояние вне дуальностей, вы не находитесь в их ловушке. Это важная часть описания Просветления. К сожалению, словами трудно описать Просветление, так как имеет место значительное искажение, поэтому существует так много заблуждений о Просветлении. С этим ничего поделать нельзя. Не думайте, что где-то существует единственно точное описание Просветления — нет. Есть просто указатели, которые направят в нужную сторону, но, чтобы полностью понять что это, нужно осознание на своем опыте».

(Описание Просветления. Сайт «Самопознание — путь к просветлению». www.Pro-svet.at.ua.)

«Просветление — истинная цель каждого на духовном пути. Просветление — это наивысшее озарение, «понимание», осознание сути жизни как таковой. Просветление устраняет неведение, иллюзии ума, расширяет сознание, и освобождает человека от психологических страданий. Более подробное описание далее рассматривается на примерах прямых и косвенных методов достижения Просветления.
Прямые методы достижения Просветления. Это — лучшие, простые, мгновенные методы. Прямые методы исключают буфер ментального понимания, размышления теоретизирования. Прямые методы Просветления никак не связаны с обучением в школах, сектах, на семинарах, у гуру, учителей, наставников и т.п. Все это — игры ума. Прямые методы — для тех, кто честен с самим собою на все сто. Далее по порядку описание прямых методов Просветления.
Осознание настоящего — подразумевает прямое осознание того, что есть здесь и сейчас. Обыватель при ознакомлении с этим методом Просветления начинает представлять то, что он делает, или только что делал. Это — отклонение от метода. Осознание настоящего подразумевает непрерывное, естественное восприятие того, что есть прямо сейчас. Это не поиск чего-либо, но, если таковой присутствует, — это осознание поиска, как одной из линий рисунка настоящего момента. В идеале объектом восприятия действительно становится сам настоящий момент между прошлым и будущим. Можно условно сказать, что быть в настоящем моменте, быть настоящим — свойство нашего Высшего «Я». Если Вы осознаете настоящее, Вы смещаете фокус отождествления на зрителя жизни. Сейчас есть само бытие, безграничное пространство сознания. Это — первичная основа всего. Это бытие и есть само осознание и жизнь как таковая. Все воспринимаемые объекты и формы происходят в нем, как нечто глубоко вторичное и равнозначное.
Приятие настоящего — по сути то же, что и осознание настоящего, но при помощи тонкой грани «впускания» в свое сознание того, что есть прямо сейчас. Человек постоянно закрывается от жизни, от разных ощущений, которые в итоге дополняют его подсознание. Приятие настоящего — это полное раскрытие всему, что есть здесь и сейчас. Собственное сознание при этом ощущается как чистый сосуд и проводник всех явлений. В идеале Вы осознаете все как одно целое, нераздельное явление, и если где-то есть сопротивление, оно растворяется. Все просто происходит. Просветление — это тотальное приятие. Даже если что-то ощущается как препятствие, на самом деле — это лишь форма очередной ступеньки на пути.
Расслабление в естественном присутствии — по сути то же, что осознание и приятие настоящего. С другой стороны, это еще одна тонкая грань постижения жизни. Неприятие настоящего — закрывает от осознания настоящего. Возникает это неприятие по причине напряжения на всех уровнях человеческой жизни. Соответственно, чтобы убрать напряжение, необходимо расслабление. Это не сон, в котором человек погружается в деятельность подсознания. Расслабление в настоящем подразумевает собой тотальное расслабление жизни в самой себе. При этом ощущения, вызванные законами тяготения тела к земле, и прочие переживания воспринимаются просто, как некое уплотнение в пустоте пространства сознания. Важно научиться расслабляться из самого источника напряжения. Приятие и расслабление — две грани одного и того же процесса просветления.
Расфокусировка сознания — также еще одна важная грань процесса просветления. Сознание человека фокусируется в напряженные сгустки энергии. Они ощущаются почти физически, как некие напряженные и беспокойные уплотнения. Самая утонченная фокусировка связана с нашей самоидентификацией, и составляет основу нашего отождествления. Это — наше малое я — наше эго. <…>. Тотальная расфокусировка тождественна полному расслаблению, приятию, растождествлению, отрешенности, самоотдаче и просветлению.
Осознание зрителя жизни — тончайшее «движение», в котором вы переносите фокус внимания с внешнего, воспринимаемого мира, на самого зрителя, воспринимающего жизнь. Бытие, осознание, наблюдение, присутствие: все это — описание его сути, его единственного свойства, выражаемого во многих аспектах на ограниченном словесном языке. Обоняние, осязание, вкус, зрение и слух — инструменты восприятия. Кто использует эти инструменты? Где стыкуются эти пять нитей восприятия жизни? Тот, кто смотрит на жизнь прямо сейчас и есть вечный зритель жизни. Он есть всегда. Меняются лишь формы. Просветление — это осознание своей истинной сути как непрерывного присутствия, свободного от всех явлений. <…>.
Самоотдача – еще одна грань просветления. Вы отдаете все, что есть, но не в материальном смысле, а в сущностном. Самоотдача происходит неактивно, без усилий и потуг, в расслаблении. Можно сказать, что этот метод просветления — грань расслабления, в которой вы отпускаете хватку за происходящее здесь и сейчас. <…>.
Осознание того, кто ты есть — метод просветления Раманы Махарши. В основе метода стоит вопрос: «кто я?». Вы задаете вопрос один раз, в ясном осознании смысла этого вопроса. Затем переносите внимание на ощущение «я есть». Если «я» есть, его можно как-то ощутить. Что такое «я»? Кто «я»? Словесный ответ — ничего не значит. Вы должны пережить, кто вы есть на самом деле. Постижение «Я» — это постижение Реальности.
По сути, все эти методы – разные грани одного и того же. В силу опыта, разным людям могут быть более или менее понятны и различимы отдельные грани, которые становятся проходом к просветлению.
Косвенные методы достижения просветления. Эти методы, как правило, связаны с переменами в энергетике, очищением ума, подготовкой тела и психики к ясному сознанию. Разделение на прямые и косвенные методы – условное. Иногда прямые методы становятся косвенными, а косвенные прямыми, в зависимости от готовности сознания. <…>.
Любовь к Богу считается лучшим методом духовного преображения и просветления. Этот метод открывается человеку, приближенному к святости. Любовь к Богу не знает неискренности и обмана. Любовь к Богу — любовь к самой жизни. В идеале на таком пути вы погружаетесь в переживание блаженного экстаза, и в конце, оставляя все разделения, отдаете себя этому переживанию без остатка».

(И.Саторин. Просветление и методы его достижения. 2009г. Сайт www.progressman.ru.)

«Не знаю, как у вас, а у меня одно время были определенные представления о том, кто такие просветленные мастера. Прямо вот я, не будучи сама просветленной, знаю точно какие они — что им свойственно, как они должны жить, что делать, о чем думать или не думать, какие у них ценности, чем должны заниматься в жизни, а чем не должны, что у них должно происходить, а чего нет…
Что там лукавить, у многих (кто интересуется саморазвитием и духовным ростом) есть определенные представления об этом, есть свои ожидания. Наслоения собственных проекций и отрывочной информации о жизни святых и о том, что такое Просветление.
Например, в моей картине мира еще несколько лет назад просветленный человек – это просто образец человеческого совершенства во всех сферах жизни. Он должен состоять только из благородных и светлых качеств: любви, принятия, доброты, милосердия, сострадания, счастья, радости, позитива, честности. Он никогда не гневается и не ругается, никогда не грустит и не скорбит. Он все знает и всегда поступает правильно. Это во всех сферах успешный и реализованный человек. Он материально благополучен, зарабатывает много денег. И все материальные блага у него должны быть в обязательном порядке и в избытке. Иначе, что это за реализация такая? <…>. В его жизни после просветления все должно быть идеально и прекрасно. Сплошная белая полоса. Никакие проблемы и неприятности жизни больше его не касаются. <…>.
Конечно, все эти представления очень наивные и поверхностные. Я бы даже сказала — плоские! Хотя иногда вполне соответствуют реальности. Однако не всё так однозначно. Жизнь и опыт внесли свои корректировки, а если точнее, то полностью разрушили все мои представления о просветленных.
Во-первых, нужно понимать, что если ты сам не просветлен, то определить точно просветлен человек или нет ты не сможешь. Это все равно как человек, который ни разу не видел и не пробовал арбуз, не сможет определить спелость арбуза не только по внешнему виду, но и на вкус. Определить Просветление может только тот, кто сам просветлен.
Представьте, что вы спите и вам снится сон, что вы проснулись. Вы встаете, видите, что ваш муж/жена уже проснулся/ась и пьет чай. Но через какое-то время вы пробуждаетесь уже на самом деле. Смотрите, а ваш супруг/супруга еще спит на своей половине кровати. Верно ли было ваше видение по отношению к реальности? Да, ваш муж/жена проснулся/ась в вашем сновидении, но в реальности вы оба спали.
Так и в случае с просветленными/пробужденными мастерами. Спящий человек не сможет понять кто перед ним. И всё, что люди могут делать — это только проецировать на просветленных свои идеи о Пробуждении и Просветлении. А то и вовсе, свои идеи об успешности и благополучии. Эго может видеть только другое эго.
Более того, у каждой традиции свои критерии просветления. И несмотря на то, что все просветленные мастера всегда и везде открывают одну и ту же Абсолютную Реальность (апогей духовной реализации), их путь может иметь отличия. Поэтому даже мастер одной традиции не берется утверждать о просветлении мастера другой традиции заочно. Только непосредственно пообщавшись или помолчав вместе, такие мастера могут узнать об этом.
Если вы замечали, то спорят о просветлении и путях только новички в духовной практике или те, кто еще даже и не встал на духовный путь, а играется в духовный материализм. <…>.
Ищущим полезно знать об уровнях и стадиях Просветления. С точки зрения Абсолютной Реальности нет ни стадий пробуждения, ни уровней, ни самого пробуждения, поскольку спящего и заблуждающегося тоже нет. Некому и незачем просветляться. Нет даже таких понятий как Абсолютная и Относительная Реальности. И это верно для высших путей (Дзогчен, Ати-Йога, Адвайта, Лайя-Йога). Но с точки зрения постепенных, двойственных путей эта информация не имеет смыла, поскольку пока не доступна пониманию. С точки зрения эго, относительной реальности, для успокоения ума и мотивации бывает полезно знать про стадии Просветления. Тем более, что самые массовые духовные пути — это постепенные пути, где присутствует двойственность, и продвижение к Богу занимает несколько лет, а то и несколько жизней.
В каждой традиции есть свои стадии пробуждения и тайные знаки. Знаки обычно передаются от гуру ученику, и с помощью этих знаков садху (практикующий, идущий к Богу, ищущий просветления, духовной реализации) может определить, на какой стадии продвижения он находится. Ну и понять, не заблудился ли он в иллюзиях своего ума. Из-за различий в методах и подходах эти знаки могут отличаться в разных традициях. Поэтому не имеет смысла сравнивать эти знаки. Тем более, что они только наметки на пути. Это как если один поднимается в гору через густой лес, а другой — по открытой местности, третий поднимается по отвесной скале, четвертый — на вертолете. В пути они встретят разные знаки. Но все они встретятся на одной и той же вершине. Так что сказать, кто на какой стадии находится, может только тот, кто уже на вершине и видит все возможные пути на эту вершину. Ну, или чтобы более-менее быть объективным — изучи хорошо все традиции и их критерии, чтобы иметь возможность авторитетно сравнивать их и выносить суждения. <…>.
Плод — это реализация на собственном опыте твоей веры, твоего воззрения. Подлинное пребывание в Истине. И если садху (идущий по духовному пути) обрел плод, то он становится джняни — человеком знания. Говорят, что он реализовал Истину.
Просветленные существа всегда прибывают в Абсолюте, в Боге, если так можно это описать. По сути, их уже нет для этой реальности, но зато теперь есть Абсолют. Их индивидуальных желаний больше не существует. Все, что теперь исходит из этих существ — это Божественная Игра Сознания. Их сознание и Сознание Абсолюта не отличны. <…>. Просветленные не стремятся ни к чему и ничего не избегают. С радостью принимая участие в том, что приходит само по себе, и изживая свои кармические тенденции. Для них все приобретает одинаковый вкус.
Отзыв о статье: Спасибо за интересную статью! Люди часто путают два состояния: Пробуждение и Просветление. Пробуждение — человек становится внутренне прозрачным, как говорил дон Хуан из описаний Карлоса Кастанеды, теряет свою форму. Эго при этом растворяется. Ищущий теряет свои границы. Осознанность постоянная. Но это ещё не Просветление. При Просветлении нематериальный Свет, или Универсальное Я, входит в человека, освещая его изнутри. Так вот, постоянное пребывание в Духе, или Свете, называется Просветлением. Просветлённый человек ощущает себя внутренне лёгким, невесомым, так как находится в Духе, словно в облаке. Но путь с обретением Просветления не заканчивается…».

(Т.Киселева. Просветленные. Мифы и реальность. Сайт www.om-a.ru.)

«Духовный поиск многих искателей начинается с прояснения основополагающих терминов. Одним из таких наиболее часто используемых терминов является «Просветление». От «правильного» толкования Просветления во многом зависит выбор Пути духовным искателем. Почему так происходит? Потому, что Просветление часто отождествляют с Плодом практики, то есть с целью, к которой будет стремиться духовный искатель. Если неверно выбрана цель достижения, то и результат практики будет соответствующим.
Через понятие Просветления одни самоутверждаются и тем самым укрепляют свое неведение, другие искренне заблуждаются, третьи укрепляются в идее независимости эго, четвертые оправдывают свои клеши и недисциплинированность. Эго всегда найдет способ выдать желаемое за действительное. Мы не подозреваем насколько оно хитро, изощрено, как тонко оно умеет маскироваться, строить защиту, мимикрировать и убеждать ум. Оно может делать обманные ходы, ставить ложные цели, и делать все ради своего самоутверждения. Но кого оно может обмануть? Только самого себя.
Часто утверждают, что Просветление подразумевает переход в состояние отсутствия эго. Только тот может называться просветлённым, у кого нет эго.
Просветление часто связывают с различными измененными состояниями сознания, которые иногда возникают в дхьянах или при созерцании. Измененные состояния даруют некоторую расширенность, спонтанность, ясность, открытость, глубину. И тогда эго начинает усиленно искать их.
Многие понимают Просветление как избавление от страданий, но это поверхностный уровень понимания. Когда мы становимся на путь духовного совершенствования — первое что с нами происходит — мы избавляемся от страданий обычного человеческого существа. Почему? Потому что мы перестаем жить категориями, понятиями этого мира.
В Дзэн Просветлению соответствует термин «Сатори», пробуждение ото сна неведения, что является очень важным событием в жизни человека. Уничтожение неведения не есть уничтожение многообразия, это уничтожение отождествления с многообразием, когда многообразие неспособно больше вводить в заблуждение.
На самом деле Просветление — это преобразование человека в сторону божественности, выход за пределы человечности. Наша человечность, мир людей почти всегда состоит из ограниченного воззрения. Просветление же связано с освобождением от прарабдха-кармы и любой кармы вообще, и тогда сознание выходит за пределы времени, пространства манушья-локи (человеческого мира), для него открываются бесконечные миры божественных существ. И душа начинает свой путь за пределы всего.
Многие понимают Просветление как самоцель. И тогда эго создает себе образ Просветления как такой желанной вещи и начинает фантазировать на эти темы. Эти фантазии складываются в умственную картину мира. Начинаются оценки, обсуждения — этот просветлен, а этот нет. Но это все ум, основа эго. На самом деле нужно его (эго) убедить в том, что Просветление — это не самоцель, это — всего лишь красивый цветок на пути, а цель садханы — вне всех понятий о Просветлении, это Абсолют, Бог.
Абсолют не нуждается в Просветлении, потому что он никогда не омрачался. Просветляется наш обусловленный ум, но Брахман не имеет к этому отношения. Истинное Просветление дается как милость, происходит, а не достигается умом и эго. И оно не цель, Просветление только некий факт узнавания того, что всегда было, узнавания Абсолюта. Истинное Просветление — это когда ты понимаешь это, то есть, когда само Просветление становится незначительным фактом по сравнению с Абсолютом. <…>.
Просветление — это не только знание — джняна, это еще и шакти — духовная сила, и просветленный — это также тот, кто обладает шакти (шактиман). Первая сила, которая появляется у просветленного, это сила мудрости (джняна-шакти), благодаря ей он может проявлять ясность, давать ответы на любые вопросы, создавать философские системы и разъяснять их, видеть суть причин и следствий.
Вторая сила — это сила самоосвобождения, сила внутренней свободы (сватантрийя-шакти), благодаря которой просветленный может освобождать свое сознание от любых энергий, связей, отношений, сохраняя его чистым, незапятнанным (нираджана). Сила внутренней свободы возникает благодаря силе мудрости и черпает свое вдохновение из брахма-ахам-бхавы — чистого пространства сознания просветленного.
Третьей силой просветленного является сила намерения (иччха-шакти), благодаря которой он может из пустоты притягивать события, материализовывать вещи, воплощать задуманное (санкальпа-сиддхи).
Четвертая сила — это сила управлять реальностью, сила божественного всемогущества, владычество просветленного (айшварья-шакти), благодаря которой он влияет на грубые и тонкие миры.
Наконец, пятая сила — это способность действовать, совершать многообразные деяния (крийя-шакти) — творить, поддерживать, разрушать, сокрывать, низводить Божественное. <…>.
Достижение Просветления не предполагает ни неадекватного поведения, ни экзальтированных состояний, ни громогласных заявлений миру (если на то нет особого благословения), ни изменения внешнего статуса или поведения, ни получения каких либо дополнительных привилегий или статусов, потому что истинная цель духовного искателя — не искать Просветления для себя, а служить Божественной воле, проводить Божественную волю, служить делу просвещения, Просветления и Освобождения всех живых существ в сансаре. <…>.
Просветление — это процесс, когда Бог постепенно становится все более и более в центр нашей жизни, вытесняя эго, клеши и омраченные состояния. Поэтому в серьезных учениях говорят о стадиях, и каждый наш опыт легко классифицируется, если эту классификацию делает опытный мастер. <…>.
Так что же такое Просветление? Просветление — это указание на то, что человек обрел Знание, и теперь он видит мир так, как он есть на самом деле. Это знак того, что он пребывает в глубокой осознанности и иллюзия сансары больше не имеет власти над ним. Просветление — это святость. А святость означает полное предание себя Богу, растворение эго в божественном источнике, полную самоотдачу (атма-ниведана), становление чистым каналом Бога, его медиумом и непрерывное исполнение Божественной воли телом речью и умом. Само Просветление это и есть нисхождение света божественного благословения (ануграха), ибо свету неоткуда больше исходить кроме как от Бога. При этом, имея в виду корень «свет» в слове Просветление, этот божественный свет как бы отражается Просветленным, изливаясь на все, что его окружает. Святые говорят: «Не ищите Просветления, сдайтесь на милость Бога, станьте проводником Божественной воли 24 часа в сутки и Просветление само придет к вам».

(Что такое Просветление. Некоторые признаки и критерии. 29.10.2010г. Сайт www.LayaYoga.ru.)

«О Просветлении можно говорить по-разному, к нему можно подходить с множества точек зрения. Многочисленные духовные школы и учителя пользуются при этом собственной терминологией, а их определения обычно согласуются с тем, как в той или иной школе объясняются прочие космологические понятия. Ниже приводятся определения и описания Просветления с различных позиций — в том виде, в каком их представляют некоторые современные учителя.
Георг Файерштайн: «Просветление — гибель ментальных концепций». Файерстайн предлагает классический взгляд Адвайта-Веданты, согласно которому Просветление представляет собой «разрушение всех мыслительных концепций бытия, включая понятия пустоты и хаоса, полноты и упорядоченности». Далее он предполагает, что «Просветление — это такое состояние тела и разума, когда они целиком и полностью синхронизированы с трансцендентальной Реальностью».
Регги Рей: «Просветление — это восприятие». По мнению Рея, в Буддизме Просветление означает полноту восприятия. «Ты откликаешься на внешний мир, а полный отклик означает, что у тебя нет никаких предварительных суждений — ты ни к чему не стремишься, ничего не ждешь. Восприятие — это умение откликаться на саму действительность, а не на свои представления о реальном».
Джоан Галифакс, Арно Дежарден: «Просветление — это расслабленный ум». «Пока ты чего-то хочешь, — говорит Галифакс, — твой ум не расслаблен. Один тибетский Ринпоче сказал мне как-то: «Просветление — это расслабленный ум». Сейчас весна. Мы сидим в саду, а вокруг расцветают тюльпаны. Разве кому-то придет в голову заставлять ростки выглядывать из земли раньше положенного срока? Они живут своей жизнью. Ваша жизнь тоже идет своим чередом. <…>.».
Рассказ Галифакс о расслабленном уме сходен со взглядами французского духовного учителя и кинорежиссера Арно Дежардена, который постоянно советует ученикам «принимать то, что есть» и «сказать жизни «да»». Предлагая смириться со всем, что есть сейчас, и принять все таким, каково оно есть, не пытаясь ничего изменить, Дежарден говорит, по существу, о расслабленном и всеохватном мышлении.
Ли Лозовик: «Просветление — это понимание того, что все преходяще, в том числе и само Просветление». «Все меняется каждый миг, — продолжает Лозовик, — и, если взять одно ощущение просветления и перенести его в будущее, не останется никаких шансов испытывать подлинное Просветление в каждое последующее мгновение».
Слова о мимолетности Просветления могут показаться эго удручающими, так как обычно этим понятием обозначают неизменное, устойчивое состояние — возникнув однажды, оно якобы тянется до бесконечности. Мысль о том, что Просветление тоже преходяще, возвращает нас к уязвимости непостоянства и неведения, ибо даже Просветление не обещает полной власти над жизнью.
Эндрю Коэн: «Просветление — это безличная энергия». Коэн, основатель и наставник Братства Безличного Просветления, описывает эту грань Просветления так: «Энергия Просветления — это энергетическое движение во Вселенной, движение самой эволюции сознания. Такое движение безлично. Его не волнуют ни ты, ни я. У него свои законы, свои неотложные дела, а наше положение и личные чувства не имеют к этому никакого отношения, так как у энергии есть своя функция, и она не сознает ни тебя как индивидуальность, ни твое психологическое либо эмоционально- кармическое состояние».
Джоан Галифакс, Кристина Гроф: «Просветление — это сознание всеобщей взаимосвязанности». Галифакс определяет просветление как «понимание того, что ты не один. Ты — это всё. Всё взаимосвязано. Всё пребывает во всем».
«Постижение того, что ты неразрывно связан с неким великим целым, вызывает особое чувство смирения», — говорит Кристина Гроф, президент Трансперсонального института Грофа. Большинство людей неосознанно полагают, будто независимы от окружающего мира, и это влечет множество примечательных следствий. Убежденность в отсутствии связей порождает враждебное отношение ко всему миру. Человек мыслит парами противоположностей: «я — и ты», «ты — и я», «я — и всё остальное, что вне меня». Когда веришь в свою отделенность от Бога или Реальности, возникает ощущение собственной неполноты, незавершенности — и для того, чтобы восполнить недостающее, нам приходится что-то у кого-то отнимать. Основой агрессивности является неспособность постичь всеобщую взаимосвязанность.
Мел Уайтзмэн: «Просветление — это понимание того, что ты ничего не знаешь». «Человек сбивается с пути, — говорит Уайтзмэн, настоятель Дзэн-центра в Беркли, — когда начинает думать, будто Просветление означает всезнание. Но на самом деле величайшее прозрение заключается в понимании того, что ты ничего не знаешь».
Чарльз Тарт: «Просветление наступает, когда постигаешь собственную полную темноту». Изучение собственного неведения — иллюзий, среди которых в той или иной степени живет подавляющее большинство людей, — может быть более практичным подходом к самопознанию, чем попытки оценить меру своей просветленности. Чарльз Тарт, именуемый «специалистом по Просветлению», излагает собственный взгляд на вопрос неведения: «Едва ли я знаю, что такое просветление, пусть меня и считают специалистом в этой области. Как человек и как профессионал, я уже шестьдесят лет изучаю неведение и потому знаю, когда погружаюсь в безумие и искажения, отрезаю себя от действительности. Конечно, не раз бывали случаи, когда я отходил от неведения и прислушивался именно к тому, что мне говорили, а не к заранее составленному мнению о чужих словах. Благодаря этому мне удается иногда оказать другим помощь, и я очень ценю подобные случаи, но это, к сожалению, лишь редкие всплески. У меня нет никаких иллюзий, я не твержу себе: «Смотри-ка, а я стал просветленным!». Я понимаю, что никем еще не стал. Я такой же сумасшедший, каким был двадцать лет назад, и я этому рад. Да, я немного умею сосредоточивать внимание, но мне по-прежнему очень далеко до того, что я считаю для себя возможным. И даже сейчас, говоря об этом, я замечаю в себе какую-то частичку, которая очень горда такой скромностью, так что мне всегда нужно быть начеку и следить за этой гранью души.
Арно Дежарден, Эндрю Коэн: «Просветление бывает разных уровней». Рассуждая о ступенях просветленности, Дежарден делится такими соображениями: «Можно ли говорить, что есть только один уровень Пробуждения, или Просветления? Можно ли утверждать, что человек либо пробужден, либо нет? Можно ли сравнивать просветленность и говорить, что кто-то «просветленнее»? Мой ответ звучит так: нельзя утверждать, что один человек обнаженнее другого, но вполне можно сравнить, на ком больше одежды. Я уверен, что идея поступательного развития намного полезнее ожидания и надежды на внезапный всплеск, дарующий полное, окончательное Пробуждение».
Коэн продолжает ту же мысль: «В целом, различия в достижениях по-настоящему просветленных личностей можно отнести к двум категориям: с одной стороны — глубина достижения (например, широта взглядов и понимания просветленного), а с другой — его чистота. Насколько чисто проявление этого достижения? Нет ли каких-то примесей, и если есть, то как много?».
Традиция Дзэн проводит четкую границу между «поверхностным» и «глубоким» Просветлением: хотя сатори действительно может столь глубоко пропитать личность, что вызовет коренные перемены во всех сторонах его жизни, но на деле первоначальная просветленность нередко «поверхностна» и требует дальнейшего укрепления.
Чарльз Тарт: «Просветление — это свобода от духовного пути». «Мы с друзьями часто шутим, что Просветление — это освобождение от духовного пути, — говорит Чарльз Тарт, но на самом деле в этой шутке есть лишь доля шутки. — Состояние становится по-настоящему глубоким, когда человек уже не испытывает нужды в Просветлении. Конечно, такая потребность отсутствует и в том случае, когда он целиком погружен в иллюзорное. В общем, вопрос этот весьма щекотливый: нужно быть честным в отношении Просветления и в то же время не запутаться в лабиринте самовлюбленности». 

(Что такое Просветление? (10 определений). 2010г. Сайт www. liveinternet.ru.)

«Приходится сталкиваться с огромным количеством ложных представлений о просветлении. Вообще, любое убеждение (представление) о Просветлении является заблуждением, так как любое объяснение недвойственности (Просветления) исходит из ума, который мыслит только в категориях двойственности. Другими словами, нельзя c помощью двойственности (ума, слов) передать недвойственность, которая является самой истиной, вашей природой.
Можно только показать или указать на ложность представлений о Просветлении, и — вот эта попытка с небольшими пояснениями к каждому заблуждению. Но не забывайте, что всё написанное или сказанное — это уже искажение, концепция, способ объяснения.
«Для обретения Просветления необходим мастер или учитель» — очень распространенное заблуждение, берущее свое начало из древних практик, где духовные знания передавалось по «цепи ученической преемственности» — от мастера к ученику. <…>. Однако Просветление и обладание духовными знаниями — это не одно и то же. Вы можете знать наизусть Священные Писания и даже следовать им в совершенстве, при этом не будучи просветленным.
Просветление может случиться независимо от того, есть ли у вас учитель, знаете ли вы какие-либо Священные Писания, и вообще, — практиковали ли что-либо вообще. Мастер или учитель может дать знания, может помочь избавиться от ложных представлений, но не может дать Просветления. Просветление – это не объект, и его нельзя передать или получить. Мастер или учитель может быть полезен на том или ином уровне духовной практики — или же наоборот, бесполезен, а иногда даже может помешать прогрессу. <…>.
«Чтобы случилось Просветление, должны быть соблюдены определенные условия» — еще одно заблуждение. Просветление, ваша истинная природа, не зависит ни от чего, и оно не может быть достигнуто благодаря взаимодействию иллюзий в виде соблюдения каких-то определенных условий, например, следованию той или иной духовной практике или традиции. Нет шаблонов, нет гарантий.
Но если Бог настолько хочет познать себя через вас, что заставляет вас интересоваться или заниматься той или иной духовной практикой, то это — лучшая и единственно стоящая гарантия, что рано или поздно самопознание произойдет. То, каким путем вы идете к Просветлению, не имеет значения; Бог знает лучше, какой путь подходит вам в тот или иной момент духовного развития, и направляет именно на него. Принятие концепции «на всё воля Бога» может помочь избавиться от лишних переживаний типа «правильно я что-то делаю или нет».
«Просветление — это состояние постоянного счастья, или блаженства». Это заблуждение. Наверное, более правильно было бы сказать, что обычно счастья становится в жизни больше, но еще правильнее — появляется больше спокойствия. Но самое главное — есть понимание истинного положения дел, и все эти всплески счастья и несчастья, удовольствия и страдания — это как волны на поверхности океана. Вода на поверхности принимает разные формы волн — волны удовольствия или неудовольствия, здоровья и болезни — но при этом вода не перестает быть водой, поэтому кого волнуют эти волны (формы, проявления), которые постоянно сменяют друг друга? Вода ничего не приобретает благодаря временным формам, и ничего не теряет. Вода не становится лучше или хуже благодаря формам, не становится правильной или неправильной.
Если вы знаете, что не являетесь преходящими формами, то какая разница, что там с ними происходит? Они живут своей жизнью, а вы остаетесь водой независимо ни от чего. Мне нравится эта аналогия, она довольно наглядна.
«Просветление — это состояние, переживание, опыт» — довольно распространенное заблуждение. Просветление не является объектом, оно не имеет характеристик (так как нет двойственности), поэтому его нельзя переживать, иметь, испытывать, в нем нельзя быть, и его нельзя правильно описать. Все попытки описать Просветление — это попытки сделать невозможное.  С помощью двойственности нельзя передать недвойственность.
Просветление — это то, что всегда есть, оно всегда предшествует любому опыту, переживанию и состоянию, и даже осознаванию. Просветление — это ваша истинная природа, без которой все перечисленные выше вещи не могли бы возникнуть. Пользуясь аналогией океана и волн, можно сказать, что любое осознавание, переживание, опыт и состояние — это волны на поверхности океана. Вода недвойственна, она не осознаёт саму себя, когда нет волн. Но когда есть волны, вода осознает, но не воду, а волны — и только через другие волны.
Для осознавания нужна двойственность. В недвойственности нет даже осознавания. Любая двойственность (волны) возникает из недвойственности (воды), и только в этом случае возможны осознавание, переживания, опыт, состояния. Всё состоит из одного и того же «материала» (пустота, сознание, Брахман, тишина и т.д.), который вне двойственности не осознаёт сам себя. Когда из этого материала возникают формы (любые переживания, состояния, опыт, восприятия), начинается осознание, но эти формы тоже состоят из того же материала.
«Просветление — это чувство единства». Это частный случай заблуждения, приведенного выше. Просветление — это не чувство, не мысль, не состояние, не положение, не опыт, не переживание. Чувство единства — это волна в океане, иногда она есть, а иногда есть другие волны, которые ярко показывают свое множество (двойственность), но при этом единство всего сущего никуда не исчезает. Единство и двойственность существуют одновременно и не противоречат друг другу. И это является частью понимания, или знания, или Просветления. <…>.
«Просветление дает новые способности или сверхспособности» — не факт, поэтому такую идею тоже следует отнести к заблуждениям. Любые способности или сверхспособности, которые проявляются через просветленных — это лишь побочный эффект. Они могут быть, а могут и не быть. Если вы ни с чем не отождествлены, то вам нет и разницы, есть какие-то способности или их нет. Вода никогда не беспокоится о каких-то необычных волнах или «сверхволнах», так как эти волны никак не влияют на природу воды. <…>.
«Просветление — это непрерывное осознавание себя, даже во время сна без сновидений» — довольно распространенное заблуждение, которое, насколько я понимаю, возникло из неправильно переведенных книг какого-то из просветленных мастеров, или из-за отсутствия толковых пояснений одной из его фраз.
Непрерывное осознавание себя — это двойственность, иначе осознавание невозможно. Об этом знают не только физики, но и студенты вузов. Бытие самим собой и осознавание самого себя — это две разные вещи. Первое непрерывно, второе не может быть непрерывным — в двойственности все меняется, нет ничего неизменного и непрерывного.
В Просветлении нет никого, кто осознавал бы себя, так как там нет двойственности. Все осознавания происходят в двойственности, и они ничего не стоят, так как это все изменчиво и поэтому ложно. Упражнения и техники на осознавание могут быть полезны только на определенном этапе самопознания и разотождествления. Но потом они отпадают или перестают работать, потому что приходит понимание, что это все еще двойственность.
«Просветление лучше (или хуже), чем не-Просветление» — это заблуждение основано на хитрости ума, желающего одного — продолжения своего существования. При наличии той или иной концепции ум продолжает свое существование, так что его устроит любое из этих заблуждений. <…>.
Воде все равно, какие формы она принимает, от этого она не перестает быть водой. Когда вы не являетесь формой и знаете об этом, какое вам дело до форм? Формы живут своей жизнью согласно законам мироздания — рождаются, изменяются и умирают, но то, из чего они состоят, не претерпевает никаких изменений. Вы не становитесь формой, когда у вас возникает переживание формы. Вы не становитесь обусловленным, когда переживаете опыт обусловленности, и не становитесь свободны, когда обусловленность исчезает. Вода всегда остается водой». 

(Заблуждения о Просветлении. 06.10.2011г. Сайт www.esoterick.ru.)

* * *