Статья 3.10.3. Что такое Пробуждение и Просветление? (ч.1).

продолжение

2. ЧТО ТАКОЕ БОДХИ?

«Бодхи (санскр., пали досл. «пробуждение», «просветление») — одно из ключевых понятий Буддизма, означающее высшее состояние сознания, духовное просветление. Достижение бодхи не есть прекращение духовного развития личности. Есть разные уровни достижения этого состояния: низший из них — состояние архата, высший — бодхисаттва и будда. Достижения бодхи — цель каждого буддиста. Для этого человеку необходимо пробиться через барьеры обыденного мышления к недвойственности, которая лежит за противопоставлением «Я» и «не-Я». (Н.Л.Жуковская, Н.А.Канаева)».

(Буддизм. Словарь. / Н.Л.Жуковская, В.И.Корнев. М. Республика. 1992г.)

«Бодхи (санскр. и пали — просветление, духовное пробуждение) — в Буддизме основная религиозная цель, достижение которой знаменует не только обретение сверхзнания, сверхъестественных способностей (таких, как ясновидение, яснослышание и т.д.), но и является предпосылкой конечного освобождения в нирване. В буддийских текстах различаются, по меньшей мере, три вида бодхи: 1) шравака-бодхи — просветление архата (монаха высшей степени святости), идеал тхеравады; 2) пратьека-бодхи — просветление будд-одиночек, нашедших собственный путь освобождения и не обучающих ему другие существа; 3) ануттара-самьяк-самбодхи — совершенное подлинное просветление будд и бодхисаттв, идеал Махаяны.
Буддисты уже в древности создали важнейшее учение о 37 навыках, способствующих просветлению (бодхи-пакшья-дхарма), а также ряд других учений о спасении, число которых росло вплоть до Средневековья. Например, обладатель Бодхи отличается внешними физическими признаками, а также владеет 10 силами, которые различны у будд и бодхисаттв. В Китае толкователи идеи просветления дополнили учение новыми положениями. <…>. В японской школе Тэндай учат о 52-х стадиях приближения к Бодхи».

(Энциклопедический словарь. 2009г. Сайт www.dic.academic.ru)

«Бодхи – в Буддизме просветление, достижение высшей истины. (Большой Энциклопедический Словарь. 2000г.).
Бодхи или Самбодхи (Санскр.) — воспринимающий ум, в противоположность Буддхи, что есть потенциальность ума. (Теософский словарь).
Бодхи (санскр. — просветление) — понятие индийской философии, одно из основных понятий Буддизма, особенно Махаяны. Наряду с «нирваной» и «праджня», бодхи – конечное идеальное состояние Буддизма. Бодхи еще более, чем праджня, предполагает слияние всех функций человека, означает не только состояние понимания, но и состояние психики вообще, в сущности почти тождественное нирване, однако с некоторым выделением собственно познавательных функций. В Махаяне существует множество классификаций ступеней достижения Бодхи — состояния Бодхисаттвы. (Религиозный словарь).
Бодхи (санскр. и пали букв. «пробуждение») — один из основных терминов буддийской мифологии, обозначающих высшие состояния сознания; духовное просветление. Достижение бодхи не является прекращением дальнейшего духовного развития личности; все направления Буддизма признают существование нескольких уровней бодхи. В произведениях Махаяны выводится разделение между «наивысшим истинным пробуждением» и пробуждением шраваков (т.е. архатов) и пратьекабудд как более низким уровнем бодхи. <…>. Все буддийские направления признают семь основных характеристик бодхи: раздумчивость, изучение дхармы, мужественность, восторженность, спокойствие, сосредоточенность и невозмутимость. (Л.Э.Мялль). (Энциклопедия «Мифы народов мира», Л.Э.Мялль. Мифологический словарь)».

(Бодхи. Сайт www.dic.academic.ru.)

«Бодхи (санскр. «пробуждаться») — в Буддизме «пробуждение», или «просветление», — опыт, пережитый монахом Гаутамой под деревом Бодхи, в результате которого он стал Буддой (букв, «пробужденным» или «просветленным»). Этот опыт, состоящий из трех фаз, обозначается как «тройственное знание» (три-видья). <…>. Эти два аспекта бодхи — «освобождающее знание» и «очищение» — неразрывно связаны. Традиционно считается, что бодхи является реализацией (в смысле «экспериментальной» верификации) четырех благородных истин. Во всех направлениях Буддизма опыт Будды Шакьямуни был признан парадигмальным для достижения «буддства». Однако в последующей литературе понятие «бодхи» подверглось рефлексии и проблематизации. Под бодхи стало пониматься и единомоментное высшее интуитивное прозрение — познание вещей, каковы они есть, и процесс, ведущий к этому событию, — Путь (марга), состоящий из разного рода духовных практик.
Но несмотря на сближение бодхи и мистического откровения, даже когда бодхи трактуется как своего рода гносис, оно не рассматривается как автономное трансцендентное знание, возникающее спонтанно, либо ниспосылаемое извне. Акцент на связи бодхи с Путем составляет его отличие не только от мистического знания, но и от нирваны как трансцендентного состояния, синонимом которой его часто считают. Бодхи как Путь разбивается на множество разных факторов (общее их число в текстах традиционного Буддизма достигает 37). Дистинкция процесс-результат, подспудно присутствовавшая в термине «бодхи», в полной мере выявилась в Махаяне в спорах о постепенном или мгновенном просветлении. Последнее опиралось на махаянскую концепцию врожденной присущности бодхи (понимаемом как опыт будд и бодхисаттв) всем живым существам. (В.Т.Лысенко)».

(Индийская философия. Энциклопедия. / Отв. ред. М.Т. Степанянц.
ИФ РАН. М. Восточная литература. Академический Проект. Гаудеамус. 2009г.)

«Бодхи (термин, обычно передаваемый с пали и санскрита как просветление, хотя более точным переводом являются слова «пробуждение» или «осознание». Слово «будда» означает «пробуждённый») — хотя понятие бодхи принадлежит к Буддийской Традиции, его можно встретить в различных индийских философских школах и учениях.
Бодхи — понятие, которое произошло от глагола «будх» (пробудиться, осознать, заметить, понять) в сочетании с глаголами буджхати (пали) и бодхати или будхьяти — «будить», «пробуждать» (санскрит).
В раннем Буддизме «бодхи» было понятием, близким к понятию «нирвана», они отличались только словесными описаниями. Под понятием «бодхи» подразумевалось угасание жадности (рага), ненависти (доса) и заблуждений (моха). Позднее, в традиции Буддизма Махаяны под нирваной подразумевалось угасание лишь жадности и ненависти, и только после преодоления заблуждений достигалось состояние бодхи. Следовательно, в Буддизме Махаяны, архат, достигший лишь нирваны, все ещё подвержен заблуждениям, в то время как бодхисаттва не только достиг нирваны, но и полностью освободился от всяких иллюзий. Таким образом, тот, кто достиг бодхи, становился буддой.
В Традиции Тхеравады бодхи описывается как состояние пробуждения, достигнутое Гаутамой Буддой и некоторыми его учениками; это исключительное, полностью свободное, йогическое состояние сознания. Иногда бодхи описывалось как всецелое и совершенное осознание подлинной сущности мироздания.
Обычно санскритское «бодхи» переводится словом «просветление». Термин связан с озарением и пониманием (совершенной мудростью), достигнутыми Буддой, и близок к понятию обретения святости в христианском мистицизме, что подразумевает слияние в индивидууме человеческого и божественного начал. Хотя образ света весьма распространён во многих буддийских священных текстах, этимологически термины «бодхи» и «свет» никак не связаны. Более точно «бодхи» означает «пробуждение». Бодхи — это пробуждение ото сна и осознание действительной реальности. Итак, более точно следует воспринимать «бодхи» как «духовное пробуждение», чем как «просветление».
Бодхи — это конечная цель жизни любого буддиста. Она достигается следованием Восьмеричным Путем, развитием добродетели (парамита) и проникновением в глубину мудрости природы взаимообусловленных явлений».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«В начале Сутры мы видим слово «buddha». В санскритском языке есть очень доходчивое объяснение смысла этого слова. Его корень «budh» выражает озаренность знанием и отсутствие в нем тьмы. Более того, в санскрите основным синонимом слова «buddha» является слово «avagamana», которое переводится как «полное постижение». С точки зрения санскрита, знание, из которого было устранено всё затемняющее, всё препятствующее, это основной смысл, передаваемый словом «buddha». Заметьте, что здесь не передается смысл «просыпания» или «пробуждения», о чем дополнительно будет сказано далее. Кстати говоря, сказанное ранее является плодом изучения и многих обсуждений со множеством ученых, в особенности, с учеными брахманами из Варанаси, которые в наше время являются носителями санскрита. К тому же, разъяснения и Таранатхи, и Мипхама согласны, что основной смысл слова «buddha» это знание, озарение. Согласно значению самого слова «будда» — это просветленный, а не пробужденный!
Тибетские переводчики не прибегли к буквальному переводу, а изобрели новое слово — «sangs rgyas». При создании своего слова тибетские переводчики опирались на известное описание будды в санскритской поэзии. В ней будда уподобляется лотосу, выделяя две его отличительные черты. Первое, лотос начинает и продолжает расти в грязном болоте. Второе, когда он поднимается на некоторое расстояние и тем самым очищает себя от грязи, он расцветает в прекрасный цветок со множеством благих качеств. В поэзии четко указано, что двумя отличительными чертами являются «очищение» и «расцветание во что-то полное благих качеств». Тибетцы подобрали два слова из своего языка, которые подходили под эти черты, соответственно «sangs» и «rgyas», связали их вместе и получили новое слово «sangs rgyas».
Очень важно понять, что основное значение слова «sangs» это «быть очищенным». Именно этот смысл подразумевался в оригинальной поэзии, так как омрачения ума, которые препятствуют всеведению, у будды полностью очищены. И только в тибетском языке существует второе значение, в котором «sangs» приравнивают к глаголу «sad pa» — «пробуждаться». Некоторые тибетцы, не знакомые с санскритской поэзией и её смыслом, посчитали, что верным является вторичное значение слова «sangs», и затем ошибочно стали объяснять смысл слова «buddha» как «пробужденный и расцветший». Данная ошибка усугубилась, когда западные переводчики посчитали это достаточным доказательством, что «buddha» означает «Пробужденный», и утвердили это в качестве верного перевода. В результате люди стали очень привязаны к сказанному их учителями и сопротивляются услышать, что это может быть ошибочным. По этой причине, мы, не тибетцы, должны начать с санскритского языка и его определений, благодаря чему мы поймем, что слово «будда» передает идею знания, очищенного от омрачений, а не пробуждения.
Важно отметить, что возможно сказать, что будда — пробужденный, это годная метафора! Однако, это не та метафора, которая была в ходу, когда тибетцы изобрели слово «sangs rgyas», и поэтому она не подходяща для перевода слова «будда» на другие языки. <…>.
Есть еще одна не менее важная особенность, встречаемая здесь. Санскритские слова «buddha» и «bodhi» имеют один корень «budh». Связь между эти двумя словами становится сразу же очевидна при пользовании языком, что мгновенно благоприятствует улавливанию смысла. Тибетцы утратили это громадное преимущество, когда они не перевели корень «budh» одним тибетским термином, а создали разные варианты перевода. Тибетские переводчики произвели различные слова для передачи производных от «budh», которые не имеют очевидной связи между особой. Сравните это с английским — для «budh» в английском есть отлично подходящее слово — «просветить». Таким образом, будда и бодхи становятся, соответственно, просветленным и просветлением. Это не большая, но очень важная особенность в переводе буддийского языка. (пер. с англ. «Тони Дафф. Перевод и значение слова «buddha»)».

(Просветление или пробуждение. 31.05.2015г. Сайт www.serg-hos.livejournal.com.)

 

3. ЧТО ТАКОЕ ПРОСВЕТЛЕНИЕ?

3.10.3 (1) Коэн Просветление это тайна

«Аннотация. Перед вами мистическая и одновременно сугубо практическая книга. Построена она в форме вопросов автору и его ответов по поводу тех или иных аспектов духовной жизни. Эндрю Коэн, вполне корректно пользуясь буддийским словарем, по сути, создал оригинальный и достаточно нетрадиционный текст. Ему удалось избежать философских спекуляций на тему «Просветления» и вплотную подойти к грани между тем, что поддается вербализации, и тем, что в принципе не помещается в уме. К грани, пребывая на которой можно «увидеть то, что находится за пределами воображаемой темницы, в которую ты заключен»».

(Э.Коэн. Просветление — это тайна. Учение об освобождении. К. София. 2004г.)

3.10.3 (1) Мелтон Школа древней мудрости

«Аннотация. Рамта — один из самых знаменитых и противоречивых духовных учителей нашего времени. Его книги и беседы очень востребованны, но, поскольку они передаются посредством ченнелинга, многие места в них трудны для понимания. Дж.Гордон Мелтон — христианский проповедник, исследователь современных религиозных течений, автор нескольких энциклопедий, посвященных религии и духовности. Заинтересовавшись Рамтой, Мелтон на несколько лет стал учеником в его Школе Древней Мудрости. Результатом обучения и стала эта книга».

(Дж. Гордон Мелтон. Рамта и его Школа Древней Мудрости.
Путь к просветлению. М. София. 2011г.)

3.10.3 (1) Хокинс Путь просветления

«Аннотация. Что такое просветление и как его достичь? На эти вопросы вы найдете ответы в этой книге. Удивительная по своей простоте и легкости, она содержит глубокие и вечные истины. Автор описывает «шаги» к просветлению, которые представлены в виде ежедневных размышлений, неких озарений. Эти истины освещают дальнейший путь, ведя к успеху. Перед вами сборник таких истин, опираясь на которые, смело можно идти вперед. На небеса ведет множество дверей, но тот, кто ищет, должен найти свою собственную».

(Дэвид Хокинс. Путь просветления: 365 ежедневных размышлений. М. Эксмо. 2012г.)

«Аннотация. «…Вся планета может стать просветленной. Нам нужно лишь изменить систему образования, изменить организованные религии мира, изменить политические структуры общества. И нам нужно позволять каждому ребенку идти своим путем. Независимо от того, каким было ваше детство, человек не может стать просветленным без бунтарства, потому что он должен пройти через борьбу против обусловленностей общества. Человеку придется взбунтоваться против верований общества. Ему придется взбунтоваться против собственного эго, против собственных амбиций. Несомненно, бунт — это необходимая часть. Он отрезает вас от обычного социального мира и превращает в индивидуальность. Бунт — это огонь, пройдя через который, человек обретает свободу, индивидуальность, целостность. И только после этого он может расслабиться и быть самим собой, быть простым, быть невинным. Это новое рождение. И тогда просветление совсем рядом. Препятствия устранены, а просветление всегда здесь. Оно — ваше право по рождению…». (Ошо)».

(Ошо. Духовный рост и просветление. DVD. 2010г.)

3.10.3 (1) Ошо За пределами просветления

«Аннотация. Этот сборник состоит из ответов Ошо на вопросы слушателей. О любви и преданности, о поиске истины и смысле жизни, о смерти и просветлении, о том, что ждет человека за пределами просветления, – эти, а также множество других тем поднимаются в беседах мастера с аудиторией со всего света. «Жизнь, если она является процессом постоянного изучения, исследования, – это прекрасное путешествие. Тогда каждое мгновение становится захватывающим, потому что каждое мгновение вы открываете новую дверь, каждое мгновение вы сталкиваетесь с новой тайной».

(Ошо. За пределами просветления. DVD. 2010г.)

3.10.3 (1) Ошо Просветление единственная революция

«Аннотация. Книга содержит два цикла бесед Ошо. Первая представляет собой комментарии сочинений Аштавакры, вторая — ответы на различные вопросы духовных искателей. Все беседы проведены в Индии».

(Ошо. Просветление — единственная революция.
Гусь из бутылки. Изд. Солдатов ИП. 2009г. 320 стр.)

3.10.3 (1) Ошо Просветление путешествие

«Аннотация. Вашему вниманию предлагается уникальное издание – последний цикл бесед Ошо, своеобразное духовное завещание великого мистика XX века. В этой книге Ошо говорит о дзен как о философии, учении, образе жизни. Он убежден, что современному человеку, который запутался в сетях средств массовой информации, религиозной догматики и общественных предрассудков, необходимо что-то, что окажется не просто утешением, а преобразит его изнутри, совершит в нем глубокие изменения. Ошо предлагает попробовать дзен. Подобно древним буддийским мудрецам, он помогает читателю понять это учение и принять его как образ жизни. Он рассказывает, как распрограммировать свой ум, который обусловлен религиями, воспитанием, общественной системой, и, пробудив внутренний свет, пережить новое рождение – стать чистым сознанием и узнать, что такое просветление. [i]«Этому путешествию нет конца, это бесконечное паломничество. Вы все время прибываете и прибываете, но никогда не прибудете. С каждым мгновением вы все глубже погружаетесь в блаженство, в экстаз, в истину».

(Ошо. Просветление – путешествие без начала и конца. СПб. Весь. 2013г. 368 стр.)

Согласно разным словарям синонимов, синонимами к слову «просветление» выступают следующие слова:
— мокша
— сатори
— нирвана
— самадхи
— ясность
— праджня
— озарение
— осознание
— прозрение
— реализация
— прояснение
— буддовость
— татхагата
— блаженство
— просвещение
— пробуждение
— освобождение
— самореализация
— самопросветление

«Просветление — это видение всего сущего, это знание».

(Рада. Вопросы и ответы. Эзотерический Тао-портал. www.reiki-newlife.ru.)

«Просветление – наступившая ясность мыслей, сознания. Ср. помрачение сознания».

(Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013г.)

«Просветление — 1. см. светлеть 2. Появление ясности в мыслях, сознании, чувствах».

(Толковый словарь Ожегова. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. 1949-1992гг.)

«Просветление — результат интеллектуального процесса, представляющий собой внезапно появившуюся способность понимать, правильно мыслить, ясность в сознании».

(Большой толковый словарь русских существительных. АСТ-Пресс Книга. 2009г.)

«Просветление — это усиление света души, усиление мудрости сознания. Существуют множество уровней просветления. Когда человек постепенно осознаёт божественные законы, он формирует связь с мирами Богов и его сознание становится божественным — наполняется светом божественной мудрости. Такой человек излучает свет и все люди, которые находятся рядом с этим человеком, могут получать воздаяние благодаря свету святой души! Чтобы обрести просветление, нужно иметь как минимум силу сознания. Сознание прилагает усилие к просветлению, без энергии, без усилий это осуществить невозможно.
Просветление — это определенный уровень сознания. У человека есть около 7 уровней, и когда происходят определенные обстоятельства в жизни, человек страдал или болел, или сам нашел путь к себе, через книги, людей и т.д., тогда он просветляется, то есть узнает, понимает, что он, где он, почему, зачем, и что происходит. Просветление, если кратко, это определенные знания».

(Что такое просветление — определённый вид мышления? Сайт www.otvet.mail.ru.)

«Просветление — непосредственное постижение сущности Абсолютного; как правило, сопровождается особым экстатическим состоянием сознания, когда все привычные вещи предстают перед человеком в новом, более ярком свете. Сам акт просветления может иметь разную длительность – от нескольких секунд (так называемое «озарение», или сатори) до 21 дня («махасамадхи» индийских йогов, перетекающее в коматозное состояние и смерть). Просветление можно сравнить с прозрением; часто о нем говорят как об «открытии третьего глаза» или «постижении Высшей Реальности». Истины, воспринятые в этом состоянии, нельзя адекватно выразить в словах; для их передачи более пригодны живопись или музыка. В этом заключается основное отличие просветления от откровения — акта общения с Божеством, при котором мистик получает информацию об Абсолютном в форме конкретных текстов или образов. Если откровение — это нисхождение Абсолютной Истины в материальный мир, то просветление — прямое восхождение мистика к Абсолютной Истине, которое влечет за собой полный или частичный уход из материального мира».

(Зорин В.И. Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь. Алматы. 2002г.)

«Громадное влияние на цивилизацию оказали мистические переживания, в процессе которых субъект как бы выходит за пределы бытия, времени и пространства. Для тех, кто пережил это состояние, стремление испытать его снова и снова часто становится целью жизни, некоторые «духовные учителя» утверждают, что находятся в нём постоянно и оно для них достовернее реальности.
Суть переживаний, именуемых просветлением, на самом деле предельно проста, так же как истина в нём представленная: всё сущее есть проявление Единого. Индуизм рассматривает дух как неделимую и нелокализованную субстанцию, утверждая, что всё суть — Бог. Природа (материя) либо объявляется иллюзией (майя), либо реальностью низшего уровня, которая лишь для омрачённого восприятия разделена на объект и субъект. Понятие (и принятие концепции) такого единства — Тат Твам Аси (санскр. «Ты есть То) — является высшим уровнем религиозной абстракции, оказавшим, благодаря Востоку, мощное воздействие на менталитет и культуру Запада.
«Углубление и расширение сознания через обогащение его содержанием сферы бессознательного есть «просветление». (К.Г.Юнг «Дух и Жизнь». С. 518)».

(Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации.
(2-е издание, исправленное). СПб. Светоч. 2001г. 630 стр.)

«Комментарии к третьей и четвертой главам. Мы имеем возможность получить определенное представление о том, как просветление может быть определено с точки зрения психологии. Я не хочу сказать «объяснено» — лишь «определено». Безусловно, существует архетипический опыт циркуляции или потока света, сформулированный в различное время различными культурами и получивший разнообразные названия. Сейчас мы называем его «психической энергией». Поток психической энергии во всей полноте является полным психологическим «я», или «Я». Когда частичная система «эго» освобождается, отождествляется или поглощается «Я», происходит переживание просветления. Именно это описывает Гопи Кришна. Погружение «эго» в поток света — общая тема как религиозного мистицизма, так и психических расстройств.
Перед нашим автором немедленно возникла эта проблема, и большая часть книги посвящена не самим переживаниям, а их интеграции. Дорога к переживанию просветления стала намного короче с появлением современных галлюциногенных препаратов и практики их использования. Настоящая проблема ныне заключается в том, каким образом интегрировать эти переживания, как жить с ними, как добиться того, чтобы тело и окружающая действительность не были захлестнуты ими, как привести их к осознанию и поставить на службу человечеству, как закрепить их в мире — иными словами, «возвратить», как возвратить их к человеческому состоянию».

(Гопи Кришна. Кундалини: Эволюционная энергия в человеке.
(Серия «Вся жизнь есть Йога»). Пер. с англ. А.Ригина.
К. Ника-Центр, М. Старклайт. 2004г. 216 стр.)

«Просветление — это познание своей истинной природы, которой является Тишина. Это познание всего. Свобода — это осознавание этого с каждым Вдохом. Освобождение — это Тишина, это когда ты не касаешься дуальности. Эта Тишина есть отсутствие деятеля, и все это язык Покоя. Свобода — это одиночество, Единство, не-двойственность. Если в Сознании нет объекта, наступает Тишина, и это Свобода. Пока ты считаешь, что этот мир реален, и пока остаются «я» и «ты», Свободы быть не может. Свобода — это знание того, что Я во мне — это то же Я, что и в тебе. Эти я и ты равны, между ними нет различий.
Быть присутствием — это Свобода, оставаться в прошлом — это самсара. Свобода всегда Здесь, в Сердце всех Существ. Она перед тобой, внутри, снаружи, повсюду! Что есть связанность, если Свобода всегда Здесь!
Самореализация — это познание того, что ты уже Свободен. Она всегда Здесь, она просто освобождает от рабства. Это значит бросить ведро своей индивидуальности в Колодец Бытия, но без веревки желаний, мыслей, привязанностей и намерений.
Не пытайся куда-то отправиться, просто Будь. Единственная «нужда» — это БЫТЬ, даже не видеть. Это так просто, что становится сложным. Это находится Здесь и Сейчас, в это самое Мгновение.
Просветление — что это такое? Нищий сидел на обочине дороги уже больше тридцати лет. Однажды мимо него проходил странник.
— Подайте несколько монет, — прошамкал нищий беззубым ртом, механически протянув ему старую бейсболку.
— Мне нечего тебе дать, — ответил странник. А затем спросил: — На чем это ты сидишь?
— Да так, ни на чем, — ответил нищий. — Это просто старый ящик. Я сижу на нем уже столько, сколько себя помню.
— А внутрь когда-нибудь заглядывал? — поинтересовался странник.
— Нет, — сказал нищий. — Какой смысл? Там же ничего нет.
— А ты загляни, — настаивал странник.
Нищий принялся поднимать крышку. С огромным удивлением и восторгом, не веря собственным глазам, он увидел, что ящик был полон золота».

(Шри Х.В.Л.Пунджа. Истина есть. 2002г. Сайт www.e-reading.by.)

«Тантры. Высшее просветление. (Гухьясамаджа-Тантра». Глава 7). Затем Бхагаван, направляющий Тело, Речь и Ум всех Татхагат, изложил эту главу о высшем просветлении, практику мантр великой священной истины.
Посредством вкушения удовольствия от всех желаний, которым человек предается так, как он хочет, именно такой практикой, как эта, он может быстро достичь Буддовости. Вкушением удовольствия от всех желаний, которым человек предается, как он хочет, вкупе с избранным им божеством, человек совершает служение себе, Высочайшему. Человек не достигает цели, посвящая себя суровой дисциплине и аскетизму, но, предаваясь вкушению удовольствий от всех желаний, он быстро достигает успеха.
Не двигайте вашими губами, чтобы вкусить пищи, которую вам подали, не будьте привязаны к этим приношениям. Лишь благодаря движению губ, произносящих мантры, тело становится здоровым и утверждено во вкушении удовольствий. Лишь тот достигает просветления, кто вначале достиг состояния здоровья Тела, Речи и Ума. В ином случае безвременная смерть, несомненно, принесет свои плоды в аду.
Будды и Бодхисаттвы, следующие высшей практике Мантр, достигают высшего места Дхармы, посвящая себя всем желаниям. Те, кто стремится к пяти видам знания, должны всегда предаваться пяти видам желаний. Они должны удовлетворять Бодхисаттв и радовать их солнцем просветления.
Зная, что Форма троична, необходимо поклоняться ей, отождествляя себя с поклонением, ибо это — знающий Бхагаван, Великий Будда Вайрочана.
Зная, что Звук троичен, необходимо вверять его божествам, ибо это Бхагаван, Великий Будда Ратнасамбхава.
Зная, что Запах троичен, необходимо вверять его Буддам, Бодхисаттвам и остальным, ибо это Бхагаван, Великий Будда Амитабха.
Зная, что Вкус троичен, необходимо вверять его божествам, ибо это Бхагаван, Великий Будда Амогасиддхи.
Зная, что Прикосновение троично, ученик должен вверять его своей семье Будды, ибо это несокрушимый Бхагаван, наделенный формой Акшобхьи.
Форму, и Звук, и остальные три необходимо всегда наделять Мыслью, ибо для всех этих Пяти Будд Мысль является их сокровенной сущностью».

(И.Б.Хорнер, Э.Конзе, Д.Снеллгроув, А.Вайли. Антология
к буддийским текстам. 1953г. www.pechkin.rinet.ru.)

«М.Кэплэн в своей книге цитирует массу определений так называемого «просветления», это совокупный термин для обозначения конечной цели религиозного поиска в традициях Востока. Естественно, что в каждой из религий Востока эта конечная цель имеет свое обозначение на национальном языке. Перечислим эти определения «просветления», которые содержатся в книге М.Кэплэн, предложенные известными современными гуру и исследователями, разделяющими религиозные представления тех или иных восточных традиций. Для удобства понимания мы их пронумеруем, но без указания авторов этих определений.
Итак, просветление это: 1. Гибель ментальных концепций; 2. Полнота восприятия; 3. Расслабленный ум; 4. Понимание того, что все преходяще, в том числе и само просветление; 5. Безличная энергия; 6. Сознание всеобщей взаимосвязанности; 7. Понимание того, что ты ничего не знаешь; 8. Просветление наступает, когда постигаешь собственную полную темноту; 9. Просветление бывает разных уровней; 10. Свобода от духовного пути; 11. Не переживание. Человека посещает необусловленная энергия Высшего Разума, вызывающая преображение всей его сущности.
Несмотря на то, что авторы предлагают свои развернутые объяснения этих кратких определений, тем не менее, они не более информативны, нежели представленные выше. Если объективно посмотреть на содержание определений, то со всей очевидностью мы обнаружим, что никакого сверхъестественного содержания они не содержат. Более того, смысл их достаточно приземлен и больше соотносится с повседневностью современной жизни и ее социальными проблемами.
Тем не менее, Кэплэн многозначительно резюмирует: «если бы мы знали, что такое просветление, то всеми силами избегали бы его». «Если бы они догадывались, что просветленная жизнь — это не купание в океане блаженства, а череда душевных мук, бескорыстного служения и страданий за других, то многие свернули бы с этого пути, едва вступив на него. …Они увидели действительность такой, какая она есть, а затем поняли, что иного выбора нет, и посвятили свою жизнь служению этой действительности». Именно в просветлении человека видит этот автор смысл человеческой жизни. Как следует из приведенных строк Кэплэн, просветление понимается не как психическое состояние, экстаз, но переводится в сферу этики: просветление как благодетельная жизнь».

(Климович А.Г. Религиозный мистицизм как философская проблема.
Диссертация. Тюмень. 2003г. Сайт www.km.ru.)

«Просветление (пробуждение) — религиозное понятие, означающее «целостное и полное осознание природы реальности». В буддийской религиозной практике, просветление (освобождение, пробуждение, бодхи) — состояние ясности, осознанности, понимания практик и выхода из состояния субъектно-объектной дихотомии. Так как понятие просветления в значительной мере связано с практическими аспектами Буддизма, оно трудно подлежит вербальному определению. Вот описание одного из подходов к определению просветления: Просветление — состояние полной осознанности (выход за пределы дуального ума), при котором происходит растворение эго и исчезает ощущение себя исполнителем, то есть исчезает иллюзия волеизъявления. Это приводит к состоянию единения со всем окружающим. Просветление достигается за счёт понимания ошибочности так называемого «волеизъявления», благодаря чему возникает спонтанность умственной деятельности (точнее, она теперь принимается), в результате этого происходит разотождествление сознания со своим телом и умом. Таким образом сознание освобождается от иллюзий и отождествлений и становится чистым свидетельствованием.
Просветление — термин, часто используемый в Дзэн. Ему соответствует термин сатори, пробуждение ото сна неведения, что является очень важным событием в жизни человека. Полное просветление — это состояние реализации (от англ. realization — осознание), в которой уничтожены самые тонкие следы неведения относительно природы реальности, уничтожены обе завесы; иногда называется воплощением «Трёх Кай» (трёх тел Будды). <…>.
Согласно некоторым трактовкам в западных переложениях восточных учений, просветление есть принятие реальности такой, какая она есть, то есть в прекращении всяких попыток строения концепций, либо интерпретаций, непосредственно (чувственно) переживаемой реальности. «Что есть, то есть, чего нет, того нет». В частности, следует признать машинность, автоматичность и неуправляемость своей системы «тело-ум», признавая за «собой» возможность только наблюдать и принимать эту систему, соглашаясь со всеми её решениями, потому что эти решения были ей приняты.
Согласно работам индийского философа Ошо, просветление является высшей точкой самореализации существа, происходящего с существом в результате внутреннего поиска».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Термин «Просветление» является очень ёмким и включает в себя несколько значений. Одним из них (не буддистским) является путь самопознания, когда человека охватывает внезапное озарение и приходит новое понимание каких-то вещей. Это своеобразная работа над собой, которая позволяет избавиться от любого жизненного негатива, стать эффективнее и успешнее в любой деятельности.
Познание себя настоящего, таким, какой ты есть в действительности, помогает обрести полную свободу, потому что это конечный пункт на пути самоосознания, Просветления. Но у каждого этот путь свой. У кого-то он длиннее, у кого-то короче. Но наивысшим же Просветлением является осознание Бога. Это Просветление должно произойти во всем теле, уме, сердце, душе. Осознание Бога — это сознательный, полный и совершенный союз с Богом. И если люди не научатся видеть Бога во всем, что делают, то вся повседневная жизнь будет лишь сплошным разочарованием. Просветление как раз и помогает почувствовать, чем на самом деле является Бог.
В Буддизме Просветление означает состояние ясности, осознанности и выход из состояния субъективно-объективной дихотомии.
Состояние Просветления недаром еще называют Пробуждением, потому что это можно сравнить с пробуждением человеком от сна неведения. При полном пробуждении уничтожаются самые тонкие следы этого неведения о состоянии окружающей реальности. При этом эго перестает присутствовать. Только полное отсутствие эго делает человека просветленным. Это означает, что человек перестает полностью отождествлять себя с телом. Именно эго заставляет нас считать себя «Я», мешая полному осознанию Реальности. Но, как только ощущение индивидуальной фиксированной сущности перестает существовать, когда исчезает ощущение «я», тогда и происходит полное Просветление. Мир воспринимается таким, какой он есть, без привнесения в него личностных суждений. Это пребывание в настоящем.
С реализацией пробуждения наступает абсолютное удовлетворение, так как человек достигает своей конечной цели — поиск себя, смысла жизни и Бога. И это единственное то, зачем рождается человек. <…>.
Просветление — это путь, на котором восстанавливаются природные способности духовного существа, и как результат возникает понимание, гармония, спокойствие, радость, счастье и безмятежность. На самом деле, оно есть внутри каждого живого существа, нужно всего лишь обратиться к нему».

(Что такое Просветление? Сайт www.samopoznanie.ru.)

«Просветление сознания невозможно без его расширения. Это означает то, что человек готов воспринимать новые идеи, формировать новое мировоззрение через великие перемены в своей жизни. Старое заскорузлое мышление ограничивает душу в проявлении. Из-за этого человек не может воспринимать потоки высокочастотных энергий, которые несут обновление и преображение. Ограничение мировосприятия происходит из-за устаревших принципов, что задерживает развитие тонких тел [человека]. Духовные энергии нисходят от высшего «Я», но они не могут быть усвоены сознанием, которое находится в пассивном состоянии. Если человека все в его жизни устраивает (дом, ритм жизни, семья), он не стремится к обновлению чувств, мироощущений, не желает знать об Источнике своего происхождения и жизни вообще, не мечтает о звездных путешествиях, то все это говорит об его суженном представлении о человеческом существовании. Такая пассивность приводит к деградации личности. <…>.
Осознавая свое несовершенство, но стремясь к духовному идеалу, человек находится в движении, желая через познание окружающего мира улучшить душевные качества. Работая над собой через жизненные ситуации, человек идет навстречу Духу, то есть к Богу, делая шаг за шагом по лестнице восхождения сознания. Дух отвечает ему любовью и наградой в виде тонких энергий. Чем больше устремления к высшим идеалам проявляет человек и воплощает в своей жизни, тем больше вмещает энергий Духа в своем сознании. Потенциал Света в нем растет, а минуты озарения сливаются во временном потоке в процесс Просветления. Пассивность и ничегонеделание только при наличии желания Просветления не могут стать движителем в самосовершенствовании. Желание отражает только замысел. Чтобы его воплотить в жизнь, нужно действовать, работать! <…>.
Почему же большинство людей не осознают это? В основном их работа заключается в том, чтобы питать физическое тело, поддерживать жизнь в плотном мире. Так живут и животные, и птицы, чтобы выжить, но человек существует не только для того, чтобы есть и размножаться. Его Дух рожден от духовного Солнца, поэтому есть и другие потребности и цели: это возрождение к духовной жизни.
Чтобы возродиться к духовной жизни, необходимо просветление сознания, то есть возрождение к Свету, как жизни в Духе. Необходимо бездеятельность сменить на движение в вертикальном направлении. Чтобы сделать первый шаг к духовному Солнцу, нужно подготовить внутри себя пространство для Света. Для этого необходимо произвести ревизию своей жизни, ненужный хлам выбросить, а вместо него принять божественный Свет Духа. Так шаг за шагом до конца воплощения, не жалея себя, но относясь к окружающим людям с состраданием, ведь это благодаря им мы получаем уроки Бога и находим себя в пространстве Духа. На все хватит сил, если всегда помнить о том, что мы Дети Божьи. Все дается по вере и устремлению к Свету».

(Просветление — что это? Сайт www.SunHome.ru.)

«Просветление всегда внезапно. Невозможно постепенно становиться просветленным; всё, что достигается постепенно, по частям, принадлежит уму, а просветление не от ума, оно вне пределов ума. Дорасти до Просветления нельзя, вы просто оказываетесь в этом состоянии. Просветление как пропасть: либо вы срываетесь в нее, либо нет. Нельзя стать частично или наполовину просветленным. Либо вы полностью в Просветлении, либо вне его, это не постепенный процесс. Состояние просветления целостно, тотально, всеобъемлюще. Оно охватывает всё ваше существо, и по этой причине, ум не в силах осмыслить его.
Ум в состоянии понять всё, что может быть разделено, всё, что достигается частями, ведь ум — это анализирование, фрагментирование, разделение. Ум способен понять отдельные объекты и явления, но целое всегда ускользает от него. Если вы послушны своему уму, вы никогда не достигнете Просветления.
Просветление — это осознание того, кто вы есть на самом деле. Оно не имеет никакого отношения ни к внешнему миру, ни к тому, что сказано об этом другими. Любые теории здесь неуместны. Вы просто окунаетесь в него. Зачем спрашивать у Библии, Корана, Гиты. Закройте глаза, и вы окажетесь в бесконечном сиянии. Вы в нем, и поэтому вам не нужно ни о чем спрашивать. Спрашивая, вы потеряете. Ваши вопросы означают, что вы просите карту, путеводитель. Не существует карт для путешествия в ваш внутренний мир; в них нет нужды, потому что вы двигаетесь в неизвестность.
На самом деле, вы вовсе не двигаетесь. Вы уже находитесь там. Ваша цель — вы сами. Вы не ищущий Просветления, вы — само Просветление. Просветление означает движение к началу, а начало всегда в вас. Зачем спрашивать других? Это абсурдно — спрашивать других о себе. Изучение — это поиск ответа. Но ответ — вы.
Просветление всегда происходит, как бы случайно, оно непредсказуемо, беспричинно. Его нельзя устроить, заранее подготовить. Просветление — это феномен прерывания бытия, это не продолжение прошлого, это не следствие каких-либо причин. Но всё это не означает, что вы не должны ничего делать. Если вы ничего не делаете, даже случайность не случится.
Случайности происходят лишь с теми, кто делает для этого очень много. Но знайте, случайность никогда не происходит из-за действия и из-за отсутствия действия. Будьте готовы к случаю! Все ваши действия не причина, а приглашение. Просветление нельзя сделать ритуалом. Ритуал — это повторение, а Просветление всегда индивидуально и уникально. Путь других не годится для вас. Сфера духовного сравнима с небом, в нем не остаётся следов, нельзя пройти по проторенной тропинке. Пролетевшая птица исчезает бесследно. Небо остается пустым. Оно не хранит следов. Когда Будда летит, смотрите на полет, на его красоту, блеск и сияние; наслаждайтесь им, постигайте его! Но не пытайтесь повторить полет другого, Просветление другого».

(Просветление — это пропасть. Сайт www.telenir.net.)

«Гопи Кришна. Истинная цель Йоги. Многие из чудес, приписываемых святым, такие, как полеты по воздуху, не только не были повторены никем, но и были превзойдены современной наукой. В древних трактатах, посвященных чудесным и волшебным достижениям духовных людей, нет ничего такого, что могло бы хотя бы приблизиться к тем чудесам, которые достигнуты сегодня благодаря интеллекту. Единственное чудо, которое выжило и осталось непревзойденным, несмотря на натиск времени, — это чудо просветления, чудо преображения, воспринимаемое как величайшая революция в мыслях и поведении для поколений и поколений человеческих существ. Это то, что дает утешение и силу душе, свидетельствует о преодолении горя и страдания посредством веры и дает надежду на светлое будущее в периоды самого тяжелого отчаяния. Все это служит необходимыми средствами для человеческого сознания, позволяющими поддержать доверие и мужество, несмотря на все тяготы эволюционного восхождения. Это — единственное чудо, которое наука никогда не сможет воспроизвести.
Желание разрешить загадку существования, проникнуть в темное и таинственное и заглянуть за завесу коренится в глубинном эволюционном побуждении человеческого сознания. Посредством этого побуждения природа вовлекает интеллект в исследование сверхъестественного и ноуменального, в конечном итоге ведущего к открытию сверхфизических сил, управляющих Вселенной.
Основная цель — вовлечь в душу исследование ее собственной тайны с тем, чтобы найти ответ на вопросы, возникающие в сознании почти каждого человека — вопросы о проблеме собственного существования. Завершением этого исследования является освобождение, то есть обретение душой знания себя.
«Просветление» — это трансформация сознания, открытие нового канала внутреннего восприятия, посредством которого бессмертный и безграничный универсум становится доступным видению души. <…>.
В возрасте около сорока лет Гопи Кришна пережил удивительную трансформацию сознания. С тех пор он ощущал в себе тот феномен, который известен в йогических текстах под названием Кундалини, и пытался привлечь к нему внимание науки, считая его ключом к пониманию эволюции и просветления. В своих исследованиях он показывает, что древние тексты священных традиций и культур во всем мире говорят о феномене Кундалини. Более того, личный опыт привел его к убеждению, что этот феномен имеет биологическое основание и потому является доступным для научного изучения. В сферу религии и науки Гопи Кришна привнес новое знание о возможностях трансформации человека — знание, которое по аналогии с трансперсональной психологией может быть названо трансперсональной физиологией.
Гопи Кришна сам по себе является прекрасным примером носителя многих из тех качеств, о которых он здесь говорит как о сопутствующих просветлению. Я встречался с ним по разным поводам на протяжении более чем семилетнего периода, и он всегда производил на меня впечатление приятного и даже святого человека. Кроме того, он был замечательно эрудированным человеком, тем более если принять во внимание то, что у него не было формального высшего образования. Его терпеливые, самоотверженные исследования и его литературная деятельность выдают в нем качества сознания; свойственные гению, которые в высшей степени заслуживают изучения».

(Шри Свами Рама. Жизнь среди гималайских йогов.
Духовные опыты Свами Рамы. М. 1995г. 319 стр.,
ЧП Михайлова. 2002г. 320 стр., Беловодье. 2006г. 304 стр.)

«Самотрансценденция, т.е. самоотдача за пределами усилий, является ключевым моментом в практике Лайя-Йоги. Ее также называют силой раскрытия божественности за счет самоотдачи (Ануграха). Исконная Мудрость великого «Я» уже существует. Абсолютное сияние «Я» совершенно без усилий, достижения и практики. Само усилие и мысли о связанности только усиливают кокон индивидуального «я». Но до тех пор, пока горшок «я» не будет разломан и не произойдет самотрансценденция эго, энергия пробужденности изначального «Я» не может низойти в ум и тело.
Путь самотрансценденции — это путь мгновенного Просветления. Самосуществующая изначальная пробужденность существует всегда, и мы никогда не покидаем своего естественного состояния, поэтому, кроме продолжения созерцания, нет нужды усердствовать в чем-то другом. Изначальная пробужденность уже присутствует в нас, и мы уже обладаем природой Абсолюта, поэтому нет смысла искать ее в другом месте, и даже пытаться ее достичь с помощью практик. Следует просто признать ее существование.
Наша изначальная Реальность существует всегда подобно солнцу, она естественно присутствует, непоколебимо пребывая в основе нашего сознания. Практики метода подобны попыткам воспроизвести Солнце с помощью усилий. В Лайя-Йоге считается, что эти попытки без их трансценденции заранее обречены на неудачу, хотя полезны. Они подобны попыткам человека сотворить солнце путем размыкания век, что само по себе смешно. Невозможно сотворить Солнце путем размыкания век, также как невозможно его уничтожить путем закрывания век. Невозможно сотворить Солнце, разгоняя облака. Солнце существует всегда, однако иллюзорное неведение закрывает нашу природу. В изначальном естественном состоянии Пробуждения нет никакого разделения на плод, путь и результат. Нет ни малейшего результата, которого следовало бы достигать. В исконном сиянии саморожденной Мудрости осознавания отсутствуют ступени, которые следовало бы проходить, и нет никакого метода, которым можно было бы его достигнуть. Нет никакого способа, который мог бы его достичь, поскольку он находится за пределами способов. Это означает, что ни начитывание мантр, ни визуализация мандал, практики ритуального поклонения, не могут достичь изначальной пробужденности.
«Мантры, методы Тантры, медитация и концентрация — это продолжение иллюзии и самообман. Не оскверняй концепциями Ум, который исконно чист по природе, оставайся в естественном блаженстве и избавься от страданий» (Махасиддха Сараха).
В тот момент, когда мы выходим за пределы усилий и концепций и входим в отсутствие субъекта и объекта, все это является иллюзией, а потому никакое усилие не может привести к полной недвойственности.
Понимая это, йогин успокаивает свой ум, не желая и не выполняя ничего, предоставляя уму покоиться в его естественной ясности и открытости. Находясь в полной расслабленности, он выполняет самоотдачу, без понятия выполнения. Пребывая в присутствии, он бдительно и чутко слушает свою исконную саморожденную Мудрость, все больше и больше отдаваясь ей. Он настраивается на свет изначального осознавания и пытается никогда его не терять. Но даже говорить, что он настраивается, это означает указывать на некоторое тонкое личное усилие. На самом деле, он настраивается не настраиваться. Все, что он делает — это все больше и больше отдает себя свету исконного осознавания своей нерожденной Мудрости.
В отличие от пути личного усилия, путь самоотдачи и просветляющего нисхождения подобного милости Абсолюта, путь раскрытия спонтанного совершенства мгновенного Просветления божественности (Ануграха), является глубоко запредельным, мистическим и таинственным путем. Такое впечатление, что не мы выполняем практику, а Великий Дух нашего исконного «Я» сам обрушивается на нас со всей силой своей вселенской грандиозности и размаха изначального Пробуждения. Мы можем лишь покориться, отпустить себя, пассивно воспринимать и следовать этой грандиозной силе». 

(Садгуру Свами Вишну Дэв. Просветление. 2011г. Сайт www. liveinternet.ru.)

 

«Живущие ныне люди зачастую и по разным причинам утверждают, что Просветления невозможно достичь в этой реальности дуального мира. Одни из сомневающихся людей считают, что Просветление не достигается, его нужно заслужить, или получить. Заплатить деньги за посвящение и получить шанс просветлеть. Другие считают, что Просветление просто «случается» само по себе за пределами методов и практик. Третьи заявляют, что все и так просветлены от рождения и не к чему стремиться, нечего достигать. Многие убеждены, что Просветление доступно лишь Буддам, которые приходят раз в тысячелетие, а то и реже, и простым смертным истины не видать…
Человек серьёзно подходит к понятию Просветления, однако, серьезность эта состоит из иллюзорных мыслей и эмоций. Слово «просветление» рождает в воображении человека мысль о достижении некого состояния сверхчеловека, наше эго любит преподносить это именно так. А это всего лишь наше естественное природное состояние ощущения единства с Высшим Я. Это состояние цельности, состояние бытия «одно-в-едином», а значит, состояние покоя. В единстве с жизнью, в единстве с миром. То есть, в единстве личности, со своим глубочайшим «Я». Просветление — это осознание своей истинной сути, оно доступно для тех, кто абсолютно честен, с самим собой. Принятие себя безоговорочно ведёт к концу чудовищной, рабской зависимости, и даёт невероятное освобождение через принятие совершенства жизни, вот что означает просветлеть. Отличительная черта просветлённого человека — в стремлении жить во благо единого организма, во благо ближнего.
В восточных религиях Буддизма, Индуизма «просветленными» называют людей, которым удалось достичь этого странного состояния тотального счастья — Просветления. Некоторые называют просветление «высшим духовным развитием человека» или «единением с Богом». <…>.
Счастье «просто так» и есть маленькое Просветление. Когда же это счастье «просто так» продолжается 24 часа в сутки да к тому же 7 дней в неделю — это уже Просветление большое.
Если пробовать описать Просветление в терминах современной психологии, тогда Просветлением можно назвать состояние идеального психического здоровья. В Буддизме есть даже целая классификация Просветления: маленькое просветление, просто просветление, полное просветление, оно же абсолютное просветление, или окончательное просветление. Маленькое просветление называется «сатори». <…>. Просто просветление называется «самадхи». Самадхи — непрерывная медитация (или молитва). Люди в самадхи непрерывно находятся в медитации (даже когда что-то делают), от которой получают бесконечную радость и наслаждение. И, наконец, абсолютное просветление называется «нирваной» (с санскр. «нирвана» переводится как угасание, растворение). В отличие от самадхи в нирване медитирующего уже нет, есть только Бог, во всём Бог, а человек в нирване растворяет свою личность в безграничной Божьей Любви. Это и есть абсолютное окончательное Просветление. <…>.
Апогеем Просветления ума является осознание того, что любые мысли, даже самые светлые, самые совершенные и истинные, являются иллюзией восприятия конкретного человека, ведущие его к обретению опыта, познания своей творческой силы творения. Мысль иллюзорна изначально, ибо она способна только отобразить истину. Ум не является истиной, он инструмент отображения, как луна не является источником света, она отображает солнечный свет и потому светится. Ум отображает волны энергии в виде мыслей и переводит их в форму слова и действия. Любое отображение отделено от источника, оно лишь голограмма, а значит не реально и переходящее. Просветлённый умом понимает, что истиной является только любовь, которую выражает всяк по-своему. Он понимает природу любви вселенской. Любовь стремится стать для нас тем, что избранно творцом человеком. То есть, о чём бы я не думал, энергия любви направляется туда, и жизнь образует выбранную форму и подтверждает мне мою истину. В этом истина и совершенство жизни».

(Просветление. Сайт www.melhisedek.ru.)

«Экзистенциализм предполагает некое озарение, открытие истинного «я» и постижение сущности мира в момент наивысшего напряжения и в момент глобальных утрат. Так же тантрическая Вамачара есть практика быстрого, молниеносного опыта, обретаемого в экстремальной для психики ситуации. Разница в том, что Тантра вписана в философию именно как практика, одна из возможных. В экзистенции ситуация такова, что человек не ожидает этого вот необходимого напряжения и совершенно не готов к утратам во имя постижения. В индийской тантрической Вамачаре к эксперименту готовятся заранее, да и не каждый вообще способен к таким практикам. Вамачара предполагает так же наличие гуру — то есть какую-то страховку от несчастного случая. В экзистенции все происходит куда менее отрежессировано.
Однако важно уловить, что понимание/просветление происходит все же по схожей модели. Нюанс в том, что разочарование для европейца значит освобождение от иллюзий для индийца. Разочарование — это и есть развеяние колдовских чар, преодоление Майи. Санскритский корень чар родственен русскому чар. В слове «вамачара» (путь левой руки) он тоже есть в значении «путь». Можно логически продолжить толкование раз-очарования как прекращение пути, выход из замкнутого круга сансары.
Какие чары-иллюзии утратили экзистенциалисты? Веру в доброго Бога (Христианство) и в прогресс человечества (рационализм), которые оба допустили 1-ую и 2-ую мировые войны, показав, что являются мыльными пузырями Майи. Ужас — вот ключевое переживание экзистенциалиста. Ужас переживается в момент утраты иллюзий. И тут вспомним про ужасные лики индийских гневных богов: прежде всего Бхайравы, а также оскаленных маха-видий. Экзистенциальный ужас зафиксирован в тантрической иконографии как предупреждение, а для европейца снова никто не постелил соломки. Надо отметить также, что Бхайрава и маха-видьи — это не отражение какой-то истинной природы бытия, которая вдруг открылась (иначе чем она лучше мировых войн), а символ переживаемого концентрированного опыта, который очень болезненный и страшный. Бхайрава и маха-видьи — это скальпель хирурга, он страшен, но после операции больному будет значительно легче, и поэтому Бхайрава и маха-видьи — это лишь средство, но не цель.
В момент разочарования или озарения (что одно и то же), происходит созерцание себя и мира как есть, феноменологически, в их самой сущности. То есть из-за сущего промелькивает Бытие, из-за Майи — Видья. В этот момент человек постигает, что все бывшее ранее, его представления — это только представления. Не вещь, а представления о вещи (Гуссерль). Что же такое представление? Это слово прекрасно звучит по-русски в двух значениях: 1 — представление как некое видение предмета (я представляю, что небо голубое) и 2 — представление как спектакль. Теперь вспомним у индусов лилу, игру Брахмана, божественный театр. Все то, что пережили экзистенциалисты, описано в доктрине Тантры.
Что же остается после эксперимента, добровольного или вынужденного? Тут справедливо известное высказывание: «Все что не убивает, делает сильнее». Нюанс в том, что не сильнее количественно, а скорее делает другим качественно. Другой качественно — это тот, кто после эксперимента с утратой чар выжил и остался способен жить в мире еще не прошедших через опыт раз-очарования. Качественно другому не страшны никакие раз-очарования. Против чар приобретен мощный иммунитет. Другой видит не сущее, а сущность. Сущность же заключена в том, что человечество, природа и космос представляют собой глобальное единство, и поэтому существует такая вещь как сострадание. Опыт глобального раз-очарования и ужаса ломки иллюзий-представлений приводит к ощущению Абсолюта, то есть тотального единства всего. Отто Больнов пишет: «Несмотря на огромное значение, которое угрожающее Ничто приобретает в философии экзистенции, философию эту нельзя отождествлять с нигилизмом, ибо она нашла посреди полного уничтожения некий Абсолют». Ощущение Абсолюта приводит к зрелому высокому гуманистическому постижению единства всего и всех. Абсолютность и единство с неизбежностью порождает сострадание. Страдаешь ты = страдаю я».

(Экзистенциализм, Тантра и сострадание. Сайт www.orientproject.livejournal.com.)

«Что такое Просветление и как его достичь. Просветление (Пробуждение) — это состояние сознания, которому дать точное описание очень сложно, так как оно находится вне слов и понятий. Слова могут только исказить его суть. Нужно осознавать, что слова, описывающие что-либо, — это лишь ярлыки. Они не могут передать ощущение, запах или вкус, а лишь могут заставить нашу фантазию работать и придумать искаженный вариант описываемого. Поэтому слова не могут передать точный смысл, но могут указать направление, куда нужно смотреть.
Просветление — изначальное состояние сознания. Просветление — это лишь состояние сознания в его первоначальном виде, то есть когда сознание не находится под контролем Эго. Это состояние чистого неограниченного сознания — оно было таким в раннем детстве, но поскольку у нас в детстве не было осознанности, то и остаться в этом состоянии мы не смогли. В результате мы день за днем впитывали чужие знания, постулаты, правила, мировоззрения и другие ограничения ума, со временем принимая их за свои, и тем самым заперли себя в клетку эго-ума. Любые слова, мысли, понятия, знания, представления, убеждения, постулаты, мировоззрения — это всё ограничения сознания и продукт эго-ума.
Истинная природа любого существа. Каждый из вас уже просветлен, поэтому достичь просветления не получится. Нельзя достичь того, что у вас и так уже есть. Как ни странно, но для просветления нужно лишь перестать отождествлять себя со своей личностью. Вы не личность — вы бессмертная душа. Личность — это продукт эго-ума — набор иллюзий о добре и зле, плохом и хорошем, о том каким нужно быть, а каким быть ни в коем случае нельзя, а также свои собственные представления о себе и окружающих и многое другое. Если у вас есть представление о том, как всё должно быть, вы никогда не увидите, как все обстоит на самом деле.
Лишь полная осознанность. Просветление — не является состоянием радости, всепоглощающей любви, всепрощения, блаженства и т.д. Также бытие просветленным не означает, что вы будете знать смысл жизни, соединитесь с Высшим Я, познаете тайны мироздания и тому подобное. Просветленный точно такой же человек с руками и ногами, чувствами и эмоциями. Вся разница в том, что он осознан. Он прекратил быть роботом, слепо следующим за своими автоматически проявляющимися эмоциями, перестал быть подверженным ожиданиям и как следствие живет в «здесь и сейчас».
Осознанность избавляет от контроля эго-ума, который, отождествившись с умом и телом, подменяет прямое восприятие нами реальности своим её видением, то есть вся информация как поступающая к нам, так и генерируемая нами, проходит через фильтры эго-ума. Когда эго-ум теряет контроль, эмоции и ощущения остаются и сознание их воспринимает, но перестает отождествлять себя с ними, перестает переживать их и тревожиться из-за них. Вы находитесь в состоянии «Я есть», а в «Я есть» нет никаких переживаний и тревог. «Я то-то и то-то” — это и есть переживание. «Я есть» — это существование. «Я есть» — это осознавание.
В этом состоянии нет комплексов и страхов, озабоченности и опасений, непрощения и обид, претензий и зависти, недоверия и ненависти, жалости и злости, жертвенности и вины, но не стоит полагать, что отсутствие этих состояний автоматически означает любовь ко всему. Вы будете с «трепетом» относиться к любой жизни, но это не любовь.
Восприятие вне дуальностей. Просветление — это целостное восприятие мира, то есть восприятие вне дуальностей, поскольку нет эго-ума, который делил всё на хорошее и плохое, красивое и уродливое и т.д. Вы воспринимаете вещи такими, какими они и являются. Вам же не приходит в голову давать атрибуты планете Земля? Вы воспринимаете планету, как планету, а вот Мир уже бывает злым и добрым, справедливым и не справедливым, почему так?
Полная свобода, к которой так стремятся в различных эзотерических практиках — это синоним Просветления. Это пробуждение от иллюзий и осознание себя. Это чистое присутствие, свидетельствование, наблюдение игр жизни и невовлеченность в них.
Очевидно, что не каждому нужно Просветление в данный момент и не всякий к нему готов. Любая душа должна пройти свой путь прежде, чем понять, что никакого пути не было и нет, и принять необходимость Просветления через осознание себя».

(О Просветлении. Сайт www.osoznanie.org.)

* * *

N 36. 01.11.15г.

продолжение см. в Статье 3.10.3. Что такое Пробуждение и Просветление? (ч.2, ч.3, ч.4).