Статья 3.10.3. Что такое Пробуждение и Просветление? (ч.1).

«Мы называем Будду пpобудившимся. Что такое пpобудившийся? Это пpобуждение пpедставляет собой на самом деле пpекpащение внутpенних сновидений. Внутpи нет сновидений. Ваши движения там есть, а сновидений нет. Это так, как будто на небе нет звезд; оно становится чистым пpостpанством. Когда нет сновидений, вы становитесь чистым пpостpанством. Эта чистота, эта невинность, это сознание без сновидений и есть то, что известно как Пpосветление — Пpобуждение. Столетиями одухотвоpенные лица во всем миpе, на Востоке и на Западе, утвеpждали, что человек спит. Иисус говоpил это, Будда говоpил это, Упанишады говоpили об этом: человек спит. Поэтому, когда вы спите ночью, вы спите в несколько большей степени; днем вы спите в меньшей степени. Hо одухотвоpенные утвеpждают, что человек спит. Это следует понять. Что это означает? Уже в нашем веке Гуpджиев утвеpждал, что человек спит» (см. Сновидение, пробуждение. (Ошо. Вигьяна Бхайрава Taнтpa. Книга Тайн. Том 1. Глава 6.). Сайт www.soznan.a7in.com.).
«Просветление, или Пробуждение, — это самое естественное качество жизни человека. В нём нет ничего экзотического или мистического. Это вы сами, ваше подлинное Я, ваша сущностная природа. И эта природа очень проста, естественна и грациозна. Вы по своей природе являетесь ничем иным как абсолютным, безграничным, бесконечным, чистым существованием, Бытием. Это не отделено от вас и не является чем-то новым, привнесённым или приобретённым. Это просто бытие тем, кем вы являетесь изначально. С реализацией пробуждения реализуется цель человеческой жизни. Наступает абсолютное удовлетворение и завершается поиск себя, смысла жизни, Бога. Начинается жизнь такой, какой она есть — естественной, полной, безграничной, абсолютной, свободной. Жизнь находит своё осуществление и конечную цель в реализации этой реальности человеческой природы. <…>. Не имеет значения, что вы ищете в жизни, к чему направлены ваши устремления, в чём вы ожидаете своё счастье — всё это находит своё осуществление только с Пробуждением, Просветлением, с полным Освобождением» (см. Что такое Пробуждение или Просветление? Сайт www.mahabon.blogspot.ru.).

* * *

1. ЧТО ТАКОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ?

3.10 (3) Тантра путь к пробуждению 1      3.10 (3) Тантра путь к пробуждение 2

«Аннотация. Эта работа была составлена под руководством Геше Джампа Тинлея по записям его бесед с верующими Тувы, Монголии и Санкт-Петербурга. Также использовались материалы из книги Геше Тинлея «Смерть. Жизнь после смерти. Пхова» и лекция «Наставления по практике Гуру-Йоги» в религиозном объединении буддистов Санкт-Петербурга «Буддийский Дом» (СПб. апрель 1995г.)».

(Геше Джампа Тинлей. Тантра. Путь к пробуждению. СПб. Ясный Свет. 1996г.)

3.10 (3) Великий путь пробуждения

«Аннотация. Первый Джамгён Конгтрул Лодрё Тхае (1813-1899) — учитель тибетского Буддизма, один из руководителей движения религиозного обновления в Восточном Тибете XIX в. «Великий путь пробуждения» представляет собой классическое руководство по лоджонгу, практике тибетского Буддизма для развития сочувствия и просветленного настроя. В настоящем сборнике автор комментирует труд «Семь пунктов тренировки ума», составленный мастером Чекавой Йеше Дордже (1102-1176) из школы Кадампа*».

(Первый Джамгён Конгтрул Лодрё Тхае. Великий путь
пробуждения. Комментарий к поучениям Махаяны о семи
пунктах тренировки ума. М. Ориенталия 2015г. 208 стр.)

*Основателями школы Кадампа были Атиша Дипанкара Шри Джняна (982-1054), великий буддийский учитель XI в, и Дромтонпа (Дромтон Гьялвей Джунгнэ, 1005-1065), выдающийся буддийский учитель, основной ученик и преемник Атиши. Эта школа, как и другие тибетские школы, включала в своё учение как Сутру, так и Тантру. Эта школа детально разработала практику очищения мышления (ло-джонг), которую стали применять все тибетские школы. Целью и Махаяны и Ваджраяны (Тантраяны) было, как известно, обретение состояния Будды — состояния полного и совершенного пробуждения.

«Тантра — это наука о сознании человека. <…>. Это пробуждение в человеке сверхсознания для обретения видения его божественной сути. Тантра — это не религия в обычном смысле, это не техника, это особое медитативное состояние. Это мистическая и магическая доктрина, вдохновляющая любое созидание. Это путь «быть и чувствовать»».

(Толковый словарь современной эзотерики. 2006г. Сайт www.astarta.ru.)

«Тантра — путь духовного пробуждения и развития, насчитывающий тысячелетия, <…> имеющий цель — пробуждение человека и развитие в Духе. Тантра как учение появилась тысячи лет назад в древней Индии и связана с культом взаимодействия двух начал мужского — Шива и женского — Шакти. В Тантре считается, что только объединение этих двух энергий способно создать в человеке силу, которая выведет его сознание на другой энергетический уровень. Тантристы считают своё вероучение основой и родоначальницей всех остальных мировых религий, которые взяли в Тантре свои основные положения, предварительно сильно исказив их».

(Тантра как путь духовного пробуждения и развития. Рейки Академия. Сайт www.ok.ru.)

«Тантра — это инструмент для преобразования человека; путь, который ведет к освобождению и имеет источник в теле человека. Тантра — путь разума в поисках полной свободы и самореализации человека во всех областях своего существования. Тантра в основе своей … учение — не догма, и не угнетение, оно держится не на вершине, не на веровании, а на обучении и приобретении опыта. Буквальный смысл слова «тантра» — ткань для расширения сознания, и значение его достаточно широко: многочисленные техники в искусстве, наука, мистика, йога, танец, система дыхания, массаж, удивительный образ жизни. Психология тантрического учения основывается на действии, чувстве и мысли, и вместе с тем на божественной сущности и высшей душе (атман). (Цитируется по книге Гильермо Феррара «Камасутра. Тантра — искусство Тантры»)».

(Гильермо Феррара. Пробуждение возможностей. Сайт om-tantra.blogspot.ru.)

«Тантра — путь к внутренней свободе. Слово «тантра» имеет множество значений, перечислить которые не представляется возможным. Если брать наиболее общие и целостные определения, то Тантра — это система самосовершенствования, строящаяся на принятии недвойственности себя и мира и высвобождении раннее подавленных энергий желания. Практики Тантры на протяжении тысячелетий приводят людей по всему свету к гармонизации с собой, миром, а, главное, к обретению абсолютной внутренней свободы и великой мудрости. В наше время мудрость и техники Тантры активно используются в интенсивных интегративных психотехнологиях.
Тантра и другие духовные учения. <…>. Итак, на чем строится механизм учения Тантры? Каждую секунду человек о чем-то думает, что-то ощущает и переживает. Это состояние не прекращается даже во сне. На эти процессы затрачивается колоссальная психическая энергия, внешнее проявление которой — поступки и действия. Высвободив и перенаправив эту энергию в нужное русло, человек способен добиться духовного просветления, творческого благополучия и подлинного счастья».

(Тантра и интегральный подход в психологии. Сайт www.terton.ru.)

«Введение. Существует одно Высшее, которое называют разными именами: Бог, Аллах, Кришна, Шива, Мать, Господь, Иегова, Брахман, Идея, Высший Разум, Высшая Реальность и т.д. — все это имена одного и того же. Парамешвара (наивысший владыка) един и не существует другого. Познавшие эту Высшую Реальность не ищут ничего иного. Тантра определяет Абсолют как единство Господа и Его энергии (т.е. Брахман=Шива+Шакти, или Пуруша+Пракрити).
В Индийской Традиции о Высшем говорят как о Саччидананда (вечность — разум — блаженство). В Тантрах это классическое определение Абсолюта раскрывается как аспекты Его Энергии, неотличной от Него самого: энергия вечности (сат-шакти), энергия разума (чит-шакти) и энергия блаженства (ананда-шакти).
Целью тантрической практики является полное единство с Абсолютом. По своей природе каждая индивидуальная душа (джива) неотлична от Абсолюта (Брахмана). <…>. Пробудившись ото сна иллюзии, душа возвращается в свое истинное состояние и достигает освобождения от всякого страдания (мокша). Это пробуждение есть путь (садхана), который возвращает к осознанию высшего Единства (Самарасья).
В Упанишадах постоянно утверждается формула, единая для всей Адвайта-Веданты: «Сарвам эком брамха» — «Все (сущее) есть Абсолют», так как в действительности не существует ничего, кроме Него. Тантра, находясь в полном согласии с Адвайта-Ведантой в философии, воплощает в полной мере этот высший принцип на практике. Единственный путь заключается в осознании Бога во всем и всего в Боге».

(Димешвар Рам Авадхута. Тантра. Постижение высшей реальности. СПб. 1991г.)

В эзотерической и духовной литературе много говорится о пробуждении, например:
— пробуждение чакр
— пробуждение духа
— пробуждение силы
— путь пробуждения
— пробуждение Любви
— пробуждение потока
— высшее пробуждение
— пробуждение каналов
— пробуждение энергии
— пробуждение сознания
— духовное пробуждение
— пробуждение осознания
— пробуждение Кундалини
— пробуждение и развитие
— осознанное пробуждение
— пробуждение к осознанию
— абсолютное пробуждение
— постепенное пробуждение
— пробуждение самосознания
— пробуждение сверхсознания
— пробуждение духовной силы
— пробуждение духовной энергии
— непосредственное пробуждение
— пробуждение божественных сил
— и др.

Считается, что слово «пробуждение» происходит от глагольного корня «бужд» («быть/будить», см. неопубликованную работу президента Российской Академии Наук, адмирала А.С.Шишкова (1754-1841) «Славянорусский корнеслов. Язык наш — древо жизни на земле и отец наречий иных» (СПб. 2002г. Сайт www.studfiles.ru.).
Считается, что «пробуждение» — это термин, который обозначает процесс действия или состояние; возрождение или обновление чего-либо; например: пробуждение природы, пробуждение самосознания, или вступление в активную фазу существования; просыпание; рождение; зарождение; порождение; оживание; возникновение; проявление, бодрствование; и др.

«Есть большое количество толковых словарей, дающих описание известных терминов, и как правило раскрывающих смысл слов, но очень часто толкование это узко, и однобоко, в силу того, что исходит из традиций употребления слова. В этой статье мы не пытаемся оспорить общепринятые толкования известных слов, а лишь, через смысло-фонетическое подобие с другими словами, расширим понимание того или иного слова, сделав более заметными его неявные смыслы. Где это возможно, покажем историю происхождения слова.
— УТРо — ВУТРо, однокоренные слова БУДОРажить, БОДРый, т.е. «пробуждение»;
— заВТРА — за ВУТРО «за пробуждением», «за утром», соответственно – послезавтра, «после за утром».

(Неизвестный смысл известных слов. Сайт www.liveinternet.ru.)

«Роберто Ассаджоли. Символы надличных переживаний. <…>. Все символы носят односторонний характер: символ способен выразить лишь какую-то сторону обозначаемой им реальности. Этой односторонности можно избежать, только воспользовавшись рядом символов, которые обозначают одно и то же. Взаимопроникновение, синтез многих точек зрения, воплощенных в разных символах, может дать более полное и глубокое представление о том, что они символизируют.
Итак, по нашему мнению, существует четырнадцать категорий или групп символов, способных обрисовать человеку раскрытые перед ним надличные перспективы:
1. Обращение внутрь (интроверсия)
2. Спуск — Нисхождение
3. Подъем — Восхождение
4. Расширение — Распространение
5. Пробуждение
6. Свет — Озарение
7. Огонь
8. Развитие
9. Усиление — Возрастание
10. Любовь
11. Путь — Странствие
12. Превращение — Преобразование
13. Возрождение — Обновление
14. Освобождение
К первой группе относятся символы интроверсии, обращения внутрь. Интроверсия крайне необходима современному человеку ввиду чрезмерной экстравертности нашей цивилизации. <…>.
Вторая группа состоит из символов, связанных с нисхождением, или спуском к основанию, «фундаменту» нашего существа. Исследование неосознаваемого символически трактуется как углубление в пропасти внутреннего мира, как исследование «дна» души. Этот символ начал широко использоваться с появлением психоанализа, однако не был открыт последним. <…>.
Третья группа символов связана с подъемом, восхождением, — освоением «внутреннего пространства» в верхнем направлении. Существует восходящий ряд внутренних миров, каждый из которых, в свою очередь, имеет более высокие и более низкие уровни. <…>.
Символы четвертой группы — это символы расширения сознания. Следует заметить, что несмотря на взаимоисключающий, казалось бы, характер некоторых символов, в действительности они предполагают и дополняют друг друга. Так, нисхождение не исключает восхождения, а упрочивает фундамент последнего, тогда как восхождение, в свою очередь, обеспечивает безопасность нисхождения. Подобным же образом для того, чтобы не потерять себя на просторах расширяющегося сознания, необходимо прежде обратиться вовнутрь и упрочиться в центре своего существа. Эти два процесса — расширение и центрирование — не исключают, но дополняют друг друга.
Теперь мы переходим к пятой группе символов, — символам Пробуждения. Состояние сознания обычного человека можно назвать состоянием сна в мире иллюзий. К их числу относится иллюзия «реальности» картины мира, рисуемой нашими чувствами, а также множество иллюзий, порождаемых воображением, эмоциями и мысленными построениями. Что касается внешнего мира, то, как показала современная физика, все его предметы, которые представляются нашим чувствам прочными, непроницаемыми и неподвижными, в действительности образуются вихрями бесконечно малых и бесконечно быстро движущихся элементов. Тем самым современная наука пришла к фундаментальной концепции Индуизма, согласно которой все «явленное» является Майей, иллюзией, кажимостью.
Кроме того, существуют эмоциональные и мысленные иллюзии, которые определяют течение нашей жизни, опять и опять вынуждая нас ошибаться в оценках, совершать ошибочные действия и страдать от этого. И здесь современная психологическая наука пришла к тем же выводам, что и древняя мудрость, показав, что человек видит каждую вещь и каждое существо сквозь густую вуаль своих эмоциональных реакций, следов прошлых психических травм, чужих мнений и т.п. Следствием этого являются мысленные иллюзии: человек полагает, что мыслит объективно, тогда как в действительности он пребывает во власти «идолов», как их называл Бэкон, — предвзятых мнений и коллективных внушений.
Все это формирует своеобразное состояние сна наяву, от которого человек может и должен пробудиться. Чтобы пробудиться, необходимо прежде всего мужественно встать лицом к лицу с реальностью и признать, что в нас отсутствует внутреннее единство, что в нас сосуществуют многие самостоятельные субличности, определяющие наши чувства, мысли и действия. Иными словами, первый шаг к пробуждению состоит в том, чтобы осознать все то, что существует в нас независимо от нас. Второй шаг состоит в том, чтобы осознать, кем мы есть в действительности, — центром самосознавания, самим собою, зрителем той трагикомедии, каковой является наша жизнь.
Доктрина, равно как и практика пробуждения уходят корнями вглубь веков. Будда особо подчеркивал в своем учении необходимость пробуждения, а самого его называют «Совершенно Пробужденным». Хорошо способствует приближению такого пробуждения упражнение, выполняемое сразу после обычного пробуждения от ночного сна; оно связано с непосредственным переходом к последующему пробуждению в мире надличного сознавания. Отношение между этими двумя состояниями может быть выражено в форме уравнения: сон относится к обычному бодрствующему состоянию так, как последнее относится к надличному пробуждению.
К шестой группе относятся символы света и озарения. Подобно тому как обычное пробуждение связано с выходом из ночной тьмы к свету солнца, пробуждение надличной сознательности связано с переходом, для обозначения которого используются слова «озарение», «просветление» и т.д. Первая стадия озарения, сопутствующая первому шагу к пробуждению, выражается в обретении способности ясно видеть все, что происходит у нас внутри. Вторая стадия озарения выражается в разрешении неразрешимых прежде проблем посредством особого инструмента внутреннего видения, интуиции. Интуитивная сознательность в конце концов заменяет интеллектуальное, логическое и рациональное сознание, — точнее, включает в себя и трансцендирует, превосходит последнее. Интуиция ведет к подлинному отождествлению с постигаемым объектом, сознаванию сущностного единства субъекта и объекта.
Существует еще одна стадия озарения: восприятие света, присутствующего как в душе человека, так и во всем творении. Тому имеются многочисленные свидетельства; многие мистики описывали свое внутреннее озарение. В Буддизме, особенно в Дзен-Буддизме, разработаны специальные методики, направленные на стимуляцию внезапного просветления».

(Психосинтез. Теория и практика. Составил и перевел В.Данченко.
Издание второе, исправленное и дополненное.
К. PSYLIB. 2002г. Сайт www.psylib.org.ua.)

Согласно разным словарям синонимов, синонимами к слову «пробуждение» выступают следующие слова:
— бодхи
— мукти
— мокша
— сатори
— нирвана
— самадхи
— праджня
— озарение
— самбодха
— прозрение
— реализация
— возрождение
— осознанность
— просветление
— освобождение
— само-реализация
— самопросветление
— высшее умиротворение

«Несмотря на то, что духовное начало заложено в каждом человеке, иногда на то, чтобы раскрыть эту сторону своей личности, люди тратят многие годы. Пробуждение — на санскрите «буддха», означает пробуждённый, осознавший свою природу — это появление осознания своей духовной природы, своей подлинной сущности, осознание того, что мы не являемся только умом и телом. Пробуждением также можно назвать, появление ранее спящих способностей или талантов, активизацию работы духовности. Обычно пробуждение происходит в процессе духовного развития, стресса. В некоторых случаях пробуждение духовного начала происходит в момент сильного эмоционального стресса или глубокого психологического кризиса. Оживление — вывести из состояния упадка физических или душевных сил. Выйти из равнодушного, апатичного состояния, стать оживлённым».

(В.Буравец. Стресс — пробуждение. Сайт www.foru.ru.)

«Для того чтобы дать определение пробуждению, мы должны обратиться к истории Божьего народа, который использовал это слово в постоянном его значении на протяжении веков. Близкое рассмотрение этого слова обнаружит и подтвердит, что пробуждение — это божественное вмешательство в обычное течение религиозной жизни. Это — Бог, открывающий Себя человеку в непостижимой святости и неудержимой силе. Пробуждение — это такое проявление Божьего действия, когда затмеваются человеческие личности и оставляются человеческие программы. Когда человек отступает на задний план и на первую позицию выходит Бог. Пробуждение — это Бог, обнажающий Свою могущественную руку, и действующий с чрезвычайной силой как в жизни грешника, так и в жизни святого. Мы много раз переживали религиозные всплески возбуждения и называли это пробуждением. <…>. Пробуждение — это Бог, прерывающий обычную религиозную деятельность, обнажающий свою руку, показывающий себя в потрясающей святости и силе, которая приносит изменение. Настоящее пробуждение направляет желание людей на горнее. <…>. Пробуждение невозможно объяснить, используя терминологию деятельности, организации, собраний, личностей или проповеди. Всё это может быть, а может и не быть частью работы, но они определённо не влияют на произведённый эффект. В основном, пробуждение — это манифестация Бога. На нём стоит печать божественности, которую быстро распознают даже невозрождённые и те, кто раньше никогда не переживал его. Пробуждение обязательно должно оказывать влияние на окружающие общество. Это одно из средств, по которому мы можем отличить его от более обычных действий Святого Духа. Присутствие Бога — вот, что такое пробуждение».

(Что такое пробуждение? Сайт www.literator.org.)

«Путь пробуждения начинается тем шагом, который Будда назвал осознавай себя. Правильное осознание и пробуждение имеет две части. Прежде всего оно обращается к нашему сердцу, с вопросом: что мы воистину ценим, о чём мы по-настоящему заботимся в этой жизни? Жизнь наша очень коротка. Наше детство проходит очень быстро, затем проходят и отрочество, и зрелый период жизни. Можно пребывать в самодовольном состоянии, позволив течению жизни исчерпаться, как во сне, но можно и прозреть, осознав себя и мир.
Начало осознания себя. Начало пути правильного понимания состоит в том, что мы обозреваем свою жизнь, видим её быстротечность и решаем для себя вопрос: что же в ней для нас имеет наибольшее значение? <…>.
Потенциал пробуждения осознанности. Вероятно, мы все можем, так или иначе, ощутить в себе глубоко сокрытый потенциал пробуждения, однако, мы должны понимать, что драгоценный цветок пробуждения сам по себе никогда не расцветёт. Существуют законы, которым мы должны следовать, чтобы реализовать этот потенциал: от того, как мы поступаем, как относимся к себе, своему телу, окружающим нас людям, своей работе, зависит главное, ибо всё это творит характер мира, в котором мы живём, творит нашу свободу или наши страдания.
Сквозь бездну времени, через разные культуры шло развитие методов и систем буддийской практики, ведущее к достижению этой цели. Но сама суть пробуждения всегда та же: прямое и ясное выделение интимной непосредственности опыта в каждый данный момент, находясь в состоянии осознанности. Этой практике систематического развития и раскрывания в себе фактора, осознанности Будда дал название «четырёх оснований мысли». Вот эти четыре основания: осознанность тела, осознанность чувств, осознанность ментальных феноменов и осознанность истин — законов опыта.
Успех в культивировании осознанности есть высшее благо, пронизывающее своим просветляющим действием все стороны нашей жизни. <…>. Мудрость достигается не построением идеалов, а приобретением способности ясно видеть вещи как они есть, наблюдать их в их собственном царстве».

(Осознание и пробуждение. Путь к просветлению. Сайт www.yogah.ru.)

«Осознанность (пробуждение сознания) — главная, ключевая практика для каждого человека, которая, проходя красной линией через всю нашу жизнь, добавляет ко всему, что мы делаем, гармонию, эффективность, ясность, аккуратность, точность и др. Если возникает ощущение, что ситуация дисгармонична, а поступки неправильные, необходимо просто пробудить осознанность. И это самый лучший выход из любого положения.
Что такое осознанность? Осознанность — это пробуждение сознания, непрерывная внимательность в каждое мгновение жизни. Когда во время выполнения каких-либо действий не происходит блуждания в мыслях, а внимание направлено на то, что совершается конкретно в данный момент.
Обыденное восприятие подобно полудремотному состоянию, в котором где-то на уровне подсознания происходит «покадровое» сканирование происходящего в текущий момент. Затем «принятая» в форме образов информация переходит к более детальной обработке уже при помощи мыслительного аппарата. Таким образом, человек теряет контакт с чистой реальностью, которую ему подменяют его обусловленные мысли. Осознанность пробуждает дремлющее сознание.
Цель практики осознанности — отвлечь внимание от мыслей о происходящем — на само происходящее в моменте сейчас. Как сказал один дзенский мастер о своей практике: «Когда я ем — я ем, когда несу воду — я несу воду». Это чрезвычайно важный, можно сказать ключевой момент (и суть) практики, пробуждающей и эволюционирующей наше сознание.
По сути, осознанность и медитация — синонимы. Медитация отличается лишь тем, что во время ее выполнения Вы практикуете осознанность в максимально комфортных, «тепличных» условиях. Однако, человек не может проводить годы, сидя с закрытыми глазами. Более того, осознанность в движении — это более продвинутая практика. Да и какой смысл в том, чтобы бездельничать всю жизнь? Даже если движения не имеют смысла, то их отсутствие также не имеет никакого смысла! Иначе жизнь не выходила бы из состояния непроявленной нирваны. Мудрость — в деятельной, созидающей ясности. <…>.
Просветление и методы его достижения. Просветление — истинная цель каждого на духовном пути. Просветление — это наивысшее озарение, «понимание», осознание сути жизни как таковой. Просветление устраняет неведение, иллюзии ума, расширяет сознание, и освобождает человека от психологических страданий. Более подробное описание далее рассматривается на примерах прямых и косвенных методов достижения просветления».

(И.Саторин. Осознанность и пробуждение сознания. 2009г. Сайт www.progressman.ru.)

«С незапамятных времен человек жаждет состояния трансцендентности и выхода за форму, в которой он находит себя замкнутым. Это состояние имеет так много разных имен — нирвана, мокша, брахман, сатори, просветление, пробуждение… Этот вопрос просветления глубоко укоренен в откровении Дизайна Человека. Терминология имеет здесь большое значение, так как Дизайн отмечает разницу между просветлением и пробуждением. Пробуждение понимается как абсолютная сонастроенность нашей изначальной природе — просто, как само собой разумеющееся. Просветление терминологически скорее более наклонено в одну сторону, с его этимологическими намеками на слово «свет». Другими словами, просветление, как слово, может ввести в глубокое заблуждение. Выбор света — выбор крайности, и многие учения просветления на протяжении веков пытались избегать более темные стороны человеческой природы.
Пробуждение — это широкий термин — вы можете быть пробужденным в свете или спящим в свете или вы можете быть спящим в темноте или пробужденным в темноте.
Просветление, во многих отношениях, обманчиво. Свет может быть настолько дезориентирующим; он так легко может увести вас оттуда, где вам действительно предназначено находится. Прежде всего, это может помешать вам принять себя таким, какой вы сейчас есть.
На протяжении веков многие учителя пытались классифицировать пути к просветлению и пробуждению. Сам Будда делил эти пути на четыре широкие категории. Как часто великие космические истины возникают непосредственно из глубин генетических истин. Существует четыре типа транспортного средства (тела), и поэтому существует четыре механических пути пробуждения (и четыре типа духовной пропаганды!). Они уходят корнями в общую тему сдачи. <…>.
Майя, в которой мы живем, содержит в себе такие замечательные парадоксы! Возможно величайший из которых в том, что не существует такой вещи, как пробуждение, не говоря уже о пути к нему. Мистики всегда считали, что мы уже пробудившиеся. И, тем не менее, мы все призваны искать более высокие истины. Коллективно человечество является проходом для расцветания движущегося сознания. Мы все пользуемся сознанием, будь то через истинное Я, или же не-Я. Перспективы чистого сознания дуальности не существует, но с нашей точки зрения в рамках Майи, каждый из нас ограничен своим дизайном. Нет никакого духовного учителя, который когда-либо существовал и не был ограниченным с точки зрения его дизайна. <…>.
Все пути к трансцендентности, описанные выше, так глубоко смешаны и запутаны, что любому чрезвычайно трудно понять, какой путь принадлежит ему. Все ищут внешний авторитет и структурированный путь. Сейчас все хотят fast food уже разжеванной духовности. Итак, одно финальное предостережение — особенно для тех, кто с неопределенным умом и неопределенным центром! Все запутанности по поводу пробуждения и просветления возникли из-за ума. Неопределенные умы ненавидят быть неуверенными, несмотря на то, что это их природа. И еще хуже неопределенный центр. 70% человечества имеет неопределенный центр! Это означает, что две трети человечества все еще пытается выяснить вопросы, которые для них не важны. Таким образом, если у вас неопределенный центр, пользуйтесь вдохновениями учений и структур, но не пытайтесь их практиковать. Пусть время ответит на все эти вопросы для вас».

(Ричард Радд. Пробуждение и просветление. Четыре пути для четырех типов.
/ Пер. М.Хандия. 01.2015г. Сайт www.humandesign-ua.blogspot.ru.)

«На пути самопознания есть два этапа: духовное пробуждение и просветление. Это не одно и то же.
Что такое духовное пробуждение. По сути, духовное пробуждение означает разотождествление с телом-умом-личностью и всеми остальными вещами, которые ты почему-то считаешь собой. «Путь к просветлению лежит через разотождествление», сказал как-то Ошо, и это важный момент на пути самопознания. Здесь пробуждение названо духовным только потому, что подразумевает отделение духа от материи — отделение чистого сознания от снящегося тела-ума. В духовных кругах есть привычка разделять духовное и материальное, и на данном этапе эта привычка полезна. При духовном пробуждении ты понимаешь, что не являешься телом, умом, личностью, именем и т.д., но у тебя, как правило, остается некоторое отождествление с душой — индивидуальным (но безличностным) сознанием, отдельным наблюдателем. Ты осознаешь свою духовную природу, но все еще остается некий безличный ты и некие безличные другие, такие же души, индивидуальные сознания. Это — духовное пробуждение. Это очень высокий уровень, но еще не совсем просветление, хотя часто его называют именно так.
Следует сказать, что духовное пробуждение не обязательно связано с религией, так как пробуждение происходит и вне религиозных практик. У людей со словом «духовность» часто ассоциируется святость, и духовными людьми обычно называют тех, кто является частью различных религиозных эгрегоров и ведет себя соответствующим образом. Но словосочетание «духовное пробуждение» в данном случае означает лишь пробуждение духа (души, Атмана, индивидуального чистого сознания) от сна ложных отождествлений, осознание своей нематериальной природы, и это далеко не всегда происходит в рамках религий.
Признаки и симптомы духовного пробуждения. На самом деле, пробуждение от сна (иллюзий жизни) не всегда приятно, потому что внутри происходят перемены, и чем резче и интенсивнее они происходят, тем больше дискомфорта это может доставлять, как на уровне тела и ума, так и на внешнем плане. Тем не менее, положительных моментов тоже немало, потому что происходит освобождение от старого и больше ненужного, освобождается место для нового, и это новое тебя однозначно порадует.
Признаки и симптомы духовного пробуждения — это довольно широкий спектр проявлений, их невозможно все перечислить, но есть нечто общее, что встречается у всех, и сейчас мы это рассмотрим. Частные же случаи очень разнообразны и есть в интернете в большом количестве. <…>.
На самом деле, процессу духовного пробуждения нужно радоваться, потому что ты избавляешься от старого ненужного груза и идёшь к освобождению. Это, можно сказать, путь эволюции души, путь к Источнику, процесс воссоединения с Богом. Иногда бывает, конечно, крайне неприятно, потому что избавление от милых сердцу иллюзий порой болезненно, но оно того стоит, потому что, теряя иллюзии, ты обретаешь Истину. <…>.
Просветление. Далее следует второй этап — просветление. Если духовное пробуждение еще как-то можно понять на уровне интеллекта, то с просветлением все гораздо сложнее, потому что просветление — это уже уровень недвойственности, осознание адвайты. При духовном пробуждении все еще есть некоторая двойственность и множественность — я, другие, другое. Просветление же подразумевает исчезновение иллюзии двойственности и множественности, а разделяющий ум этого понять не может, так как он функционирует только в рамках двойственности, которую сам же и создает.
Просветление — это исчезновение иллюзорного разделения на «я» и «не я», то есть исчезновение двойственности восприятия. Это осознание недвойственности, адвайты, глубокое озарение, что нет двоих. И тем более троих, четверых и дальнейшего множества. Это осознание приходит, когда ум перестает разделять единство на множество. Вначале исчезают отождествления с телом, умом, личностью, именем, ролями и т.д., а затем исчезает и тонкое отождествление с Атманом — индивидуальной душой, отдельным сознанием».

(В.Просвет. Просветление за полчаса. Сайт www.pro-svet.at.ua.)

3.10 (3) Тарт Пробуждение 1      3.10 (3) Тарт Пробуждение 2

«Аннотация. Книга Тарта основана на идее Гурджиева о том, что большинство людей являются спящими с духовной точки зрения — погруженными в транс автоматами, которые управляются своими механическими привычками мышления, восприятия и поведения. Тарт проделал основательный анализ препятствий, возникающих на пути духовного пробуждения. В этой книге он предлагает упражнения и духовные практики, которые могут быть весьма полезными. В особенности ценно его заботливое отношение к потенциальным опасностям, с которыми человек сталкивается при выборе духовного пути. Проблемы, которые могут возникать с духовными группами и учителями, обсуждаются уравновешенным и конструктивным образом. Книга «Пробуждение» содержит в себе информацию о мощных инструментах, позволяющих увеличить самосознание и способствующих общему расширению сознания. Развитие высшего типа сознания и есть пробуждение».
Содержание:
От автора
Введение
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Возможности
1. Состояния сознания и просветление
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Проблемы
2. Бог и реальность
3. Автоматизация
4. Эволюционирующий разум
5. Операциональное мышление
6. Жизнь в имитаторе мира
7. Эмоции
8. Обусловливание
9. Гипноз
10. Согласованный транс: сон повседневной жизни
11. Идентификация
12. Состояния тождественности
13. Механизмы защиты
14. Уравновешенность и неуравновешенность трехмозговых существ
15. Ложная личность и сущность
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Практики
16. По направлению к пробуждению
17. Самонаблюдение
18. Самовспоминание
19. Высшие уровни сознания
20. Духовная реальность, работа и молитва
21. Групповая работа и учителя
22. Проблемы с процессом групповой работы
23. Сострадание
24. Выбор духовного пути
25. Реальность и Бог
Приложение А: Рекомендуемая литература
Приложение Б: Как найти гурджиевские группы
Примечания
Ссылки
От автора. Эта книга посвящена всем тем, кто стремится найти большее понимание самих себя и других людей и кто пытается пробудиться от того суженного и искаженного состояния сна, которое называется «обычным сознанием». Особенно многим я обязан Г.И.Гурджиеву и его ученикам, чьи труды и практические методы были тем, что побудило меня написать эту книгу. <…>.
Я рад, что эта книга является частью новой серии, которую начал издавать Институт поэтических наук. Этот Институт является новаторской исследовательской и образовательной организацией, которая вносит большой вклад в расширение нашего понимания и признания потенциальных возможностей человека».

(Чарльз Тарт. Пробуждение. Преодоление препятствий к реализации
возможностей человека. М. 1997г., АСТ. 2007г. 412 стр. Сайт lib.ru.)

«Дело в том, что нас окружает некая матрица, в которой мы живем. Причем пробудиться ото сна в этой матрице можно как внутренне (то есть осознать «из чего я состою»), так и внешне (то есть осознать «из чего состоит наш мир») — это и будет пробуждением осознания, или пробуждением и осознанием, как вам больше нравится.
Теорию пробуждения первый раз я прочитал у Георгия Гурджиева. «Согласно Гурджиеву, его родной отец и его духовный отец — настоятель собора — зародили в нем жажду познания жизненного процесса на Земле, и в особенности цели человеческой жизни. Его работа была посвящена саморазвитию человека, росту его сознания и бытия в повседневной жизни. Не хочу вдаваться в подробности «Четвертого Пути» и как следствие корней этого философского учения — «Третьего Пути» (кстати, этим «путем» одно время шла и Индия). Лучше сразу перейду к ответу на вопросы, касающиеся «пробуждения и осознания».
98% людей спят. Да! Человек спит. Для меня это было настоящим откровением. Я никогда не задумывался о том, что сплю и сам этого не осознаю. Так поэтому и не осознаю, что сплю! Это лишь малая толика того, что отсутствует у большинства людей: осознание направления движения по жизни. <…>.
Пробуждение осознания — это эзотерика? Нет, нет и еще раз нет! Это не эзотерика… Хотя, смотря что понимать под словом эзотерика. Если подразумевать под этим словом что-то непонятное, загадочное, мистическое — тогда нет. Если же осознавать, что это: знание природы мироздания; осознание природы человека, через самопознание — тогда да, это эзотерика.
Задумаемся, что такое сон? Сон — это некоторое состояние сознания, когда все, что происходит вокруг, кажется реальностью, если конечно он не осознанный. <…>. Когда человек внутри сна, он не осознает себя и верит, что все, что его окружает, и есть его привычная реальность. Однако, он просыпается и осознает, что это был сон. Вот точно так же происходит в нашей жизни. Мы все спим.
Путь к пробуждению. Осознание границ привычной реальности. Для этого осознания мы уже записали практикум «Эволюция Осознания», который расширил границы реальности во много раз всем участникам. <…>.
Эфир 1: Где границы человеческого восприятия? На этом эфире можно узнать о том, что привычное восприятие окружающего мира может быть многократно расширено.
Эфир 2: Параллельные миры. Мы уже сейчас находимся в многовариантной реальности. Можем с легкостью двигаться из одной реальности в другую и менять их по своему желанию.
Эфир 3: Биоэнергетика и сверхчувствительность. На этом эфире можно осознать, что любой человек может пользовать биоэнергетикой (которая якобы подвластна только экстрасенсам). Любой человек может чувствовать! Причем делать это с новой силой и интенсивностью, о которой ранее и не думал.
Эфир 4: Развитие видения. На этом эфире можно понять, что и видеть через стены — элементарно. Этому может научиться каждый буквально через пару месяцев. И не один раз это демонстрировали ученики курса «Соблазнение Без Границ». Это не только можно, но и проделывает каждый человек много раз в своей жизни.
Эфир 5: Основа восприятия — Привычная Картина Мира «Древних» и всё, что с ней связанно. Этот эфир еще стремительнее изменяет привычное мышление. Позволит взглянуть на привычную реальность совершенно с другой позиции. Это будет следующим шагом к пробуждению. Новый виток эволюции осознания.
Эфир 6: Что мешает прохождению энергии для сверхвозможностей человека. Наше внимание — это энергия. Ваше внимание полностью контролирует вашу реальность. Соответственно, когда вы научитесь управлять своим вниманием, вы научитесь управлять своей жизнью.
Здесь «пробуждение и осознание» — это понимание энергетической структуры человека с точки зрения вашего внимания. «Там, где твоё внимание, там весь ты», — говорили восточные мудрецы.
Эфир 7: Как избежать упадка сил, что такое сила души, откуда берется сила? Как ни странно, «внутренняя сила» — это то, благодаря чему человек достигает высот, то, что дает ему заряд на весь день. Печально осознавать, что люди не умеют контролировать свои силы, свою мощь, которой они обладают».

(В.Городецкий. Пробуждение и осознание. Проект «Тайна Мира:
раскрой границы реальности». Центр Развития Человека
«Тайна Мира». 2011г. Сайт www.taynamira.ru.)

«Сновидения всегда здесь. Это непpеpывная деятельность. Если сновидения пpодолжаются, то нельзя сказать, что вы на самом деле пpоснулись. Hочью вы спите в большей степени, днем вы спите в меньшей степени. Эти отличия относительны, поскольку, если сновидения здесь, то вы не можете сказать, что вы действительно пpобудились. Сновидения создают фильм повеpх сознания. Этот фильм подобен дыму — вы окpужены им. Вы не можете pеально пpобудиться, пока имеются сновидения — независимо от того, день сейчас или ночь. Поэтому втоpое: вы сможете сказать о том, что пpобудились, только тогда, когда сновиденений не будет совсем. Мы называем Будду пpобудившимся. Что такое пpобудившийся? Это пpобуждение пpедставляет собой на самом деле пpекpащение внутpенних сновидений. Внутpи нет сновидений. Ваши движения там есть, а сновидений нет. Это так, как будто на небе нет звезд; оно становится чистым пpостpанством. Когда нет сновидений, вы становитесь чистым пpостpанством. Эта чистота, эта невинность, это сознание без сновидений и есть то, что известно как пpосветление — пpобуждение.
Столетиями одухотвоpенные лица во всем миpе, на Востоке и на Западе, утвеpждали, что человек спит. Иисус говоpил это, Будда говоpил это, Упанишады говоpили об этом: человек спит. Поэтому, когда вы спите ночью, вы спите в несколько большей степени; днем вы спите в меньшей степени. Hо одухотвоpенные утвеpждают, что человек спит. Это следует понять. Что это означает? Уже в нашем веке Гуpджиев утвеpждал, что человек спит. «Фактически, — говоpил он, — человек является некотоpым видом сна. Все является глубоким сном».
В чем смысл сказанного? Вы не можете знать, вы не можете помнить, кто вы такой. Если вы встpетите человека на улице и спpосите его, кто он такой, а он не сможет ответить, то что вы будете думать? Вы будете думать, что он или сумасшедший, или пьяный, или пpосто спит. Если он не сможет ответить на вопpос, кто он такой, что вы сможете подумать о нем? Hа путях божественного все подобны этому человеку. Вы не можете ответить, кто вы такой. Это пеpвое значение того, что говоpил Гуpджиев, или Иисус, или кто-либо дpугой о спящем человеке: вы не осознаете самого себя. Вы не знаете самого себя; вы никогда не встpечали самого себя.
Вы знаете много вещей в объективном миpе, но вы не знаете субъекта. Состояние вашего ума таково, как если бы вы смотpели фильм. Hа экpане идет фильм, а вы так поглощены им, что единственная вещь, котоpую вы знаете, это фильм, истоpия, что бы там ни появлялось на экpане. Если тогда кто-то спpосит вас, кто вы такой, вы не сможете ничего ответить. Сновидения являются всего лишь фильмом — всего лишь фильмом! Это ум, отpажающий внешний миp. Миp отpажается в зеpкале ума; вот что такое сновидения. И вы так глубоко увлечены ими, так сильно отождествляете себя с ними, что вы полностью забыли, кто вы такой. Вот что означает быть спящим: видящий сны потеpян в самих сновидениях. Вы видите все, кpоме самих себя, вы чувствуете все, кpоме самих себя, вы знаете все, кpоме самих себя. Это незнание себя и является сном. <…>.
Для тех случаев, когда пpоисходит пpекpащение сновидений, имеется путь, особенно в Дзэне, известный как путь внезапного пpосветления. Сpеди ста двенадцати методов Тантpы имеются техники, имеется много техник, котоpые могут дать вам внезапное пpобуждение. Hо это может оказаться слишком большим испытанием для вас, вы, возможно, будете не в состоянии выдеpжать это. Вы можете пpосто взоpваться. Вы можете даже умеpеть, поскольку вы так долго жили со сновидениями, что у вас в памяти нет сведений о том, кто вы такой, если нет сновидений. Если бы весь этот миp внезапно исчез, и вы остались одни, это было бы таким большим шоком, что вы бы умеpли. То же самое пpоизошло бы, если бы внезапно все сновидения исчезли из вашего сознания. Ваш миp исчезнет, потому что ваш миp был вашими сновидениями. <…>.
Постепенные методы используются не потому, что для pеализации тpебуется вpемя. Реализация не нуждается во вpемени! Для pеализации совсем не тpебуется вpемя. Реализация не есть нечто, что должно быть достигнуто в будущем, но пpи использовании постепенных методов вы достигнете ее в будущем. Так что же делают постепенные методы? Они, на самом деле, помогают вам не «pеализовать pеализацию», но помогают вам выдеpжать ее. Они делают вас способными, сильными, так, что, когда pеализация случится, вы сможете ее вынести. Имеется семь методов, пpи помощи котоpых вы можете немедленно пpеодолеть свой путь к пpосветлению. Hо вы не в состоянии будете вынести это. Вы можете ослепнуть — слишком много света. Или вы можете внезапно умеpеть — слишком много блаженства».

(Сновидение, пробуждение. (Ошо. Вигьяна Бхайрава Taнтpa.
Книга Тайн. Том 1. Глава 6.). Сайт www.soznan.a7in.com.)

«Что такое Пробуждение? Просветление, или Пробуждение, — это самое естественное качество жизни человека. В нём нет ничего экзотического или мистического. Это вы сами, ваше подлинное Я, ваша сущностная природа. И эта природа очень проста, естественна и грациозна. Вы по своей природе являетесь ничем иным как абсолютным, безграничным, бесконечным, чистым существованием, Бытием. Это не отделено от вас и не является чем-то новым, привнесённым или приобретённым. Это просто бытие тем, кем вы являетесь изначально. С реализацией пробуждения реализуется цель человеческой жизни. Наступает абсолютное удовлетворение и завершается поиск себя, смысла жизни, Бога. Начинается жизнь такой, какой она есть — естественной, полной, безграничной, абсолютной, свободной. Жизнь находит своё осуществление и конечную цель в реализации этой реальности человеческой природы. И единственная цель, с которой человек рождается на земле — это реализация этого.
Есть ли разница между Просветлением и Пробуждением? Это два термина, применяемые к одному и тому же состоянию. Слово «просветление» — это перевод английского слова «enlightenment», которое изначально в английском языке означало «образование, просвещение». Термин «enlightenment» стал использоваться на Западе в XVIII в. с подачи Теософского общества для описания неких «запредельных» состояний сознания, отличающихся от того, что люди Запада знали ранее. Столкнувшись с просветлёнными людьми в Индии, англичане начали думать, что те являются таковыми, потому что у них есть некий особый вид знания, или они получили некое особое образование от своих наставников. На русский язык слово «enlightenment» перевели как «просветление», поскольку в нём есть корень «light», означающий на английском «свет».
Пробуждение — это перевод санскритского слова «буддха», означающее «пробуждённый, осознавший свою природу». На санскрите слово, используемое для описания «просветления», — это «мокша», что дословно означает «выход за ограничивающее влияние своих собственных энергий». Под «собственными энергиями» подразумеваются органы действия, органы чувств, ум, интеллект, эго. До пробуждения или до «мокши» человек связан границами своего тела (органами действия, чувствами и т.д.), после пробуждения он абсолютно свободен от их влияния, и они являются его собственными инструментами.
Просветление — это нормальное и естественное состояние человека. Оно заложено природой абсолютно в каждого человека. Человеческая физиология именно для того и сотворена, чтобы, имея именно те границы, которыми обладает тело, реализовать безграничность. Именно обладая той хрупкостью, которой обладает человеческое тело, реализовать бессмертие. Вся задача человеческой физиологии — это обеспечить пробуждение человека. Единственное, зачем человек рождается на земле, — это для пробуждения.
Для реализации пробуждения необходимо сильное желание пробуждения. Но это не просто слова. «Сильное желание» — это единственно существующее желание: так что вся жизнь человека посвящена только этой, единственно существующей цели, потому что только тогда жизнь человека оправдана и имеет смысл. Когда это желание настолько сильное, что просто не существует каких-либо других желаний, тогда приходит Гуру. Известное выражение «Когда ученик готов, тогда приходит Гуру» абсолютно верно. Когда внутренний огонь желания абсолютного освобождения сжёг все другие желания и человек абсолютно пуст, тогда появляется Гуру. Потому что пробуждение может прийти только через Гуру. Пробуждение — это всегда Милость Гуру. Милость Бога, дающая абсолютное освобождение, всегда проявляется через Гуру. <…>.
Пробуждение — это единственно существующая цель человеческой жизни. Жизнь человека не имеет никаких других целей, смыслов, предназначений и т.п. кроме как просветления и освобождения. Именно поэтому применительно к этому часто используется слово самореализация.
Просветление — это реализация всех целей, которые только может придумать человеческий ум. Все другие «цели», которые может вам предложить общество, эзотерические, «духовные», мистические и религиозные учения являются иллюзией и не дают окончательного и абсолютного осуществления или удовлетворения. Когда с человеком случается пробуждение — он знает окончательно и однозначно, что цель его жизни осуществлена.
После пробуждения, собственно говоря, жизнь только и начинается. Вы живёте естественной полнотой и целостностью жизни. Исчезает «векторное» существование, когда вы живёте от точки А, до точки Б. В надежде, что когда вы достигните пункта Б, то наконец-то будете счастливы (не имеет значения чем вы нагрузили пункт Б — карьерой, материальными приобретениями, творческими или социальными достижениями, научными открытиями и т.п.). Никакое приобретение или достижение в мире не даёт абсолютного, окончательного и не подвластного времени удовлетворения.
Для людей религиозных просветление — это полное, абсолютное и окончательное знание о Боге, полное единение с ним. Жизнь в «царстве Бога», по Его воле, совершенно естественным образом без каких-либо страданий, мучений или отречений.
Для людей, склонных к познанию мира, — это окончательное и абсолютное знание о мироздании, его природе, всех его тайнах, о его начале, конце и существовании.
Для людей, ищущих истину, — это становление Истиной. Не вы знаете Истину и можете её провозглашать — вы сами являетесь Истиной. Для людей, ищущих себя – вы становитесь тем, кем всегда были и будете — собой.
Не имеет значения, что вы ищете в жизни, к чему направлены ваши устремления, в чём вы ожидаете своё счастье — всё это находит своё осуществление только с Пробуждением, Просветлением, с полным освобождением».

(Что такое Пробуждение или Просветление? Сайт www.mahabon.blogspot.ru.)

«Существуют тексты, в которых описывается 27 видов блаженства, сопровождающих пробуждение, и мне лично также доводилось наблюдать множество его разновидностей, начиная от блаженства, изолированного в отдельных частях тела, таких, как ноги или челюсть, или вдоль одной стороны тела, и заканчивая чувством полного расставания с телом и растворения в другой сфере или ощущением экстатической энергии, текущей вниз по плечам или вверх по позвоночнику, возникающего при деятельности, совершенно не связанной с медитацией или расслаблением (например, во время прогулки по улице). Блаженство может прийти с мощной неконтролируемой сердечной энергией, освещающей все кругом, или с ощущением слияния, когда два человека соединяют свои энергетические поля. Тело может вибрировать от него, как струна арфы, посылая в окружающий мир прекрасные волны энергии. Блаженство может вспыхивать внутри ярким фейерверком. Оно может быть высшим, неописуемым погружением в покой и понимание, может быть лишь вспышкой, а может длиться днями. Сила и качество его варьируются неимоверно, и я не думаю, что все виды блаженства порождаются одним и тем же изолированным потоком энергии, описанным Бентовым, или одним центром удовольствия в мозге, или же только понижением уровня серотонина, обнаруженным Минделлом.
Глава 5. Выражая невыразимое: литература духовного пробуждения. Понимание характеристик процесса пробуждения Кундалини наполняет работы пророков, поэтов и биографов новым смыслом, потому что становится возможным читать между строк и проникать в духовные переживания, ссылки на которые встречаются в философских, биографических, художественных произведениях и поэзии. Ясно, что такого рода переживания доводилось испытывать не только признанным мистикам и святым. Ричард Бак, выдающийся психиатр, написавший в 1901г. «Космическое сознание», научный труд на тему духовного озарения, описывал это переживание как сознание жизни и порядка Вселенной. Он считал, что осознание этого приносит с собой интеллектуальное просветление или озарение, которое уже само по себе перенесло бы человека на новый уровень существования, сделав его едва ли не представителем нового вида. К этому прибавляется состояние душевного взлета, неописуемое чувство подъема, ликования и радости, а также обострение нравственного чувства, что совершенно поразительно и более важно, как для человека, так и для всей человеческой расы, чем увеличение интеллектуальных способностей. С этим же приходит чувство, которое можно назвать чувством бессмертия, сознание вечности жизни, — не убеждение, что он ее получит, но сознание того, что он уже имеет ее. Бак предсказывал психическую революцию, которая приведет к появлению «сплава» всех религий и «революционной перестройке человеческой души», так что в мире будет господствовать совершенно новая религия. Он предрекал, что бессмертие и райское блаженство будут существовать «здесь и сейчас» и свидетельство тому будет жить в каждом сердце. Сомневаться в Боге и вечной жизни станет невозможно. Такое сознание заменит самосознание, правящее сегодня человечеством, и этот переход будет столь же велик, как переход от бессознательности к самосознательности на заре цивилизации. Несомненно, это был не обычный психиатр викторианской эпохи! Бак был выдающимся ученым и врачом, который руководил местными приютами для душевнобольных при двух самых больших больницах в Онтарио (провинция в Канаде). Позже он стал профессором по психическим и нервным заболеваниям Западного университета в Лондоне, провинция Онтарио, и президентом секции психологии Британской медицинской ассоциации, а также Американской медико-психологической ассоциации.
Бак написал книгу, в которой рассматривал пробуждение космического сознания у Будды, Иисуса, Св. Павла, Магомета, Данте, Бартоломью лас Касаса, Френсиса Бэкона, Джекоба Хехмена, Уильяма Блейка, Оноре де Бальзака, Уолта Уитмена и Эдварда Карпентера. Он предположил возможность духовного пробуждения у многих других знаменитых поэтов и философов, таких, как Сократ, Сведенборг, Водсворт, Эмерсон, Теннисон и Торо. Его описания озарения имеют общие черты с литературой, которая описывает явления, называемые на Востоке признаками пробуждения Кундалини, а также перекликаются с описаниями космической истины, оставленными великими мудрецами всех традиций. Они не описывают, однако, всего спектра явлений, которые могут быть связаны с Кундалини. Великие западные поэты, такие, как Уолт Уитмен и Т.С.Элиот, упоминают в своих загадочных двустишиях силу духовного сознания (подобно суфийским и индийским поэтам), но только индийские гуру и другие духовные учителя первыми особо выделили детали встречи человека с этой божественной энергией. Такие биографические и автобиографические материалы бесценны для изучения этого процесса. Некоторые из рассказов, которые сегодня могут прочитать жители Запада, включают работы Анандамайи Ма, Чайтаньи, Шри Ауробиндо, Йогананды, Муктананды, Кришнамурти, Миларепы, Рамакришны, Гопи Кришны и Б.С.Гоэла. Несколько представителей западной культуры, которые шли по восточному духовному пути за учителями с Востока, также писали о процессе пробуждения Кундалини. Среди них ДаФри Джон, именующий себя духовным учителем из Нью-Джерси, у которого были световые видения с раннего детства и который позже учился у Муктананды и других учителей; Мотояма, японский парапсихолог и йог; Мать, француженка, последовательница Ауробиндо, которая со временем возглавила его организацию; Кеннет Роши, женщина из Германии, ставшая буддийской монахиней и создавшая монастырь в Калифорнии; Свами Радха, тоже уроженка Германии, которая стала йогом и основала ашрамы в Калифорнии и Канаде; Ирина Твиди, жительница Европы, которая училась в Индии у йога, вводившего в свое учение некоторые элементы суфийского пути. Существуют авторы, написавшие о пробуждениях, которые произошли при незначительных или бессистемных занятиях, но которые подтолкнули их к исследованию восточного мистицизма. К ним относятся чилиец Мигель Серрано, бывший одно время послом в Индии, американские врачи Брух Джой, Габриель Казенс и Ричард Мосс и автор технических статей Томас Вольф. Целитель и медиум из Нью-Мехико Крис Гриском писала о глубоких духовных явлениях и паранормальных психических способностях, возникавших у нее с раннего детства, и Серрано также упоминает о «странном ощущении прохлады, которое перемещалось по позвоночнику и поднималось к мозгу», часто возникавшем у него ночью, когда он был ребенком. Все эти авторы предлагают нам взглянуть как на сознательный, так и на спонтанный путь к пробуждению и поднятию Кундалини и помогают понять возможности и трудности этого процесса. Я нахожу, что многое из их личного опыта перекликается с опытом тех представителей западной культуры, опрос которых послужил основой для создания этой книги».

(Бонни Гринвелл. Энергия трансформации. Путеводитель
по Кундалини. / Пер. Н.Рубин, Н.Шпет. София. 1996г. 448 стр.)

«Пробуждение — это путь к жизни.  Дурак спит, словно он уже мертв, но мастер пробужден, и он живет вечно. Он наблюдает. Он ясен. Как он счастлив! Ибо он видит, что пробуждение есть жизнь. Как он счастлив, следуя пути пробужденных! С великой настойчивостью он медитирует в поисках свободы и счастья» («Дхаммапада»).
Одна из самых важных вещей, которые нужно понять о человеке, состоит в том, что человек спит. Он не просыпа­ется, даже когда думает, что проснулся. Его пробуждение очень хрупко; его пробуждение так крошечно, что его во­обще не стоит принимать во внимание. Его бодрствова­ние — только красивое, но совершенно пустое название. Ты спишь ночью, ты спишь днем — с рождения до смерти ты продолжаешь переходить от одного образца сна к другому, но никогда на самом деле не просыпа­ешься. Не дурачь себя тем, что просыпаешься, просто открыв глаза. Пока не открылись внутренние глаза — пока ты не стал полным света, пока не научился видеть самого себя, видеть, кто ты такой, — не думай, что бодр­ствуешь. Это величайшая из иллюзий, в которых живет человек. И если ты предполагаешь, что уже проснулся, не может быть и речи о том, чтобы приложить усилия и действительно проснуться.
Вот первое, что должно глубоко просочиться в ваши сердца, — вы спите, крепко спите. День за днем вы спите и видите сны. Иногда сны снятся с открытыми глазами, иногда — с закрытыми, но вам снятся сны — ты есть сон. Ты еще не Реальность. Конечно, во сне, что бы ты ни делал, это бессмыслен­но. Что бы ты ни думал, это бесполезно, что бы ты ни проецировал, это остается ча­стью твоего сна и никогда не позволяет тебе увидеть то, что есть. Поэтому все будды на­стаивали только на одном: про­снись! Сознательно, многие века… все их учение может содержаться в одной единственной фразе: будь пробужден­ным. И они изобретали мето­ды, стратегии; они создавали контексты, пространства и энергетические поля, в кото­рых можно было бы шоковой терапией привести вас в осо­знанность.
Да, если только ты не подвергнешься шоку, не бу­дешь потрясен до самого основания, ты не проснешь­ся. Сон продолжался так долго, что достиг самых кор­ней твоего существа; ты им пропитан. Каждая клетка твоего тела и каждый фибр твоего ума наполнились сном. Это не маленькое явление. Поэтому нужно ог­ромное усилие, чтобы быть бдительным, чтобы быть вни­мательным, чтобы быть наблюдательным, чтобы стать свидетелем.
Если бы все будды мира согласились в чем-то од­ном, это было бы следующее: человек, какой он есть, — спит, а человек, каким он должен быть, — должен быть пробужденным. Пробуждение — это цель, и пробужде­ние — это вкус всех их учений. Заратустра, Лао-цзы, Иисус, Будда, Бахауддин, Кабир, Нанак — все пробуж­денные учили только одному… на разных языках, в раз­ных метафорах, но песня их остается прежней. Точно как все моря соленые на вкус, — попробуешь ли ты морскую воду на севере или на юге, вкус ее будет соле­ным, — так и пробуждение — вкус природы будды. Но если ты будешь продолжать верить, что уже про­бужден, то не приложишь никаких усилий. Тогда нет и речи о том, чтобы приложить какие-то усилия, — зачем беспокоиться?
Из своих снов вы создали религии, богов, молитвы ритуалы, — ваши боги настолько же остаются частью ваших снов, как и что угодно другое. Ваша политика — это часть ваших снов, ваши религии — это часть ваших снов, ваша поэзия, ваша живопись, ваше искусство, — что бы вы ни делали, поскольку вы спите, то и делаете все согласно своему состоянию ума. Ваши боги не могут отличаться от вас. Кто их со­здает? Кто придает им форму, цвет и облик? Их создаете вы, их ваяете вы; у них такие же глаза, что и у вас, такие же носы — и точно такие же умы! В Ветхом Завете Бог говорит: «Я очень ревнивый Бог!» Кто мог создать такого Бога, который ревнив? Бог не может быть ревнивым, а если Бог и ревнив, что тогда плохого в ревности? Если даже Бог ревнив, почему вы должны думать, что делаете что-то плохое, испытывая ревность? Ревность божественна!
В Ветхом Завете Бог говорит: «Я очень гневный Бог! Если вы не последуете моим заповедям, я вас унич­тожу. Вы будете навечно брошены в ад. И поскольку я очень ревнивый, — говорит Бог, — не поклоняйтесь ни­кому другому. Я не могу этого потерпеть». Кто создал такого Бога? Должно быть, из собственной ревности, из собственного гнева вы создали такой образ. Это ваша проекция, ваша тень. Это отражает вас и никого друго­го. И то же самое со всеми богами всех религий.
Именно из-за этого Будда никогда не говорил о Боге. Он говорил: «Какой смысл говорить о Боге с людьми, которые спят? Они будут слушать во сне. Они будут видеть сны обо всем, что им говорят, они создадут собственных бо­гов, которые будут совершенно фальшивыми, совершен­но бессильными, совершенно бессмысленными. Лучше, чтобы таких богов вообще не было». Именно поэтому Будда не заинтересован в том, что­бы говорить о богах. Он заинтересован лишь в том, чтобы вас разбудить.
Есть история о буддистском просветленном масте­ре, который сидел однажды вечером на берегу реки, на­слаждаясь звуками воды, звуком ветра в кронах деревь­ев. К нему подошел человек и спросил: — Не мог бы ты в одном слове передать мне сущ­ность своей религии?
Этот мастер остался в молчании, полном молчании, словно не слышал вопроса. Человек сказал: — Ты что, глухой?
— Я слышал твой вопрос и уже ответил на него! Ответ — молчание. Я остался в молчании — эта пауза, этот интервал и были моим ответом. В нем истина.
Тишина — это место, в ко­тором каждый пробуждается, в то время как хаос ума погружа­ет в сон. И если ум твой все еще задает вопросы, значит ты спишь. Сидя безмолвно, в тишине, когда ум исчезает, ты можешь услышать щебетание птиц, и никакой работы ума, полная тишина… это пение птиц, щебетание и никакой работы ума, внутреннее безмолвие, тогда пробуждение приходит к тебе. Оно не приходит извне, оно вырастает изнутри. В противном случае помни — ты спишь.
Ты жив лишь пропорционально тому, насколько ты осознан. Осознанность — это разница между жизнью и смертью. Ты не жив лишь потому, что дышишь, ты не жив лишь потому, что у тебя бьется сердце. Физиологи­чески в тебе можно поддерживать жизнь в больнице, без всякого сознания. Твое сердце будет продолжать биться, и ты сможешь дышать. Тебя можно поддерживать механически в таком состоянии, что ты останешь­ся живым много лет — в том смысле, что будет про­должаться твое дыхание, сердце будет продолжать бить­ся, и кровь будет продолжать циркулировать. В развитых странах мира сейчас есть много людей, ведущих овощ­ное существование в больницах, потому что развитие технологии сделало возможным откладывать смерть на неопределенный срок — многие годы в тебе можно поддерживать жизнь. Если это жизнь, тогда в тебе мож­но поддерживать жизнь. Но это совершенно не жизнь. Просто овощное существование; это не жизнь.
У будд определение другое. Их определение состоит в сознании. Они не говорят, что ты жив, потому что можешь дышать, они не говорят, что ты жив, потому что v тебя циркулирует кровь; они говорят, что ты жив, лишь если ты пробужден. Таким образом, кроме пробужден­ных никто по-настоящему не жив. Вы трупы — ходя­щие, говорящие, что-то делающие, вы роботы. Пробуждение — это путь к жизни, говорит Будда. Станьте более пробужденными, и вы станете более жи­выми. А жизнь есть Бог — никакого другого Бога нет. Поэтому Будда говорит о жизни и осознанности. Жизнь составляет цель, осознанность — методологию, технику, чтобы ее достичь». 

(Ошо. Осознанность. Ключ к жизни в равновесии. М. 2004г. 192 стр.)

* * *