Статья 3.13.3. Термин «тантра» и символика ткачества.

продолжение

3. НА КАКОЕ «СПЛЕТЕНИЕ НИТЕЙ» УКАЗЫВАЕТ ТЕРМИН «ТАНТРА»?

Согласно информации, имеющей отношение к ткачеству:
«Ткань — это текстильное полотно, изготовленное на ткацких станках путем переплетения нитей»;
«Ткань — это текстильное полотно, произведенное с использованием ткацких станков методом переплетения нитей»;
«Ткачество — процесс образования ткани на ткацком станке за счет взаимного переплетения нитей основы и утка»;
«Что подразумевается под понятием ткань? Это гибкий слой, состоящий из сплетения двух видов перпендикулярных нитей»;
«Ткань — это текстильное изделие, изготовленное взаимным переплетением продольных (основы) и поперечных (утка) нитей в процессе ткачества. Сначала подготавливают нити основы и утка. Ткань вырабатывается на ткацком станке»;
«Пряжа, поступающая на ткацкие фабрики, делится на нити основы и утка. Основа — нити, идущие вдоль ткани (менее растяжимые и более прочные). Уток — поперечные ниты в ткани. Лицевая сторона ткани образована из уточных нитей. Место пересечения нитей называется перекрытие. Переплетения нитей в тканях бывает различным. От них зависит блеск, рельефность и рисунок лицевой поверхности ткани, а также ее механические, гигиенические и технические свойства».

3.13.3 Сплетение нитей 1  3.13.3 Сплетение нитей 2  3.13.3 Сплетение нитей 3

3.13.3 Сплетение нитей 4

     Если мы говорим о термине «тантра», возможно, нам следует различать пять уровней определения этого термина:
— буквальное значение слова «тантра»;
— значение слова «тантра», полученное из значений составляющих его корней;
— интерпретация, толкование слова «тантра» и того, что оно обозначает;
— символическая и криптологическая интерпретация термина «тантра»;
— статус и функции термина «тантра» в тантрической терминологической системе.
     Пожалуй, «первым» буквальным значением слова «тантра» является «сплетение», «ткань», «основа», «основа ткани». Как известно, «текст» (от лат. textus/textum — ткань; сплетение, соединение, сочетание, связь и пр. от texere — ткать) — это зафиксированная человеческая мысль; связная и полная последовательность знаков, символов. Например, китайское «цзин-вэй», связанное с понятиями «знаки», «письменность», «культура» и означающее (в узком смысле) «каноны и апокрифы», подразумевает сплетение продольно-вертикальных (цзин, букв. нити основы ткани) и поперечно-горизонтальных (вэй, букв. нити утка) нитей, линий. Согласно Е.А.Торчинову (см. Тоpчинов Е.А. Религии миpа: Опыт запpедельного: Психотехника и тpанспеpсональные состояния. СПб. ПВ. 1998г.): «Само слово «тантра» построено совершенно аналогично слову «сутра», которое означает основу ткани (и идеально соответствует китайскому «цзин», используемому для обозначения канонических текстов). Буквально «тантра» — нить, на которую нечто нанизано. Другими словами, это тоже базовый, фундаментальный текст, служащий основой, стержнем некоторой традиции».
     Но, что представляет собой текст в действительности? Разве это не сплетение определенного знания и определенного опыта? Например, в китайской философии ткачество символизировало постоянное взаимодействие «мужской» основы и «женского» утка, и символизм ткани был связан не только с идеей соединения двух Принципов (пассивного и активного, основы и утка), но и выражал мистическое понимание мира как определенной Вуали, скрывающей истинную Реальность. В древнеиндийской философии продольные и поперечные нити ткацкого станка также отождествлялись с мужским и женским Принципами, поэтому в Упанишадах Высшее определено Тем, благодаря Кому миры «сплетаются в ткань».

«Анугита. Глава 16. Комментарии. 16, 39. Сущность… В тексте стоит «тантра», первичное значение слова — основа (ткань), в отвлечённом смысле закономерность, как основа явлений».

(Смирнов Б.Л. Махабхарата IV. Беседа Маркандеи.
Эпизоды из книги III, XIV. Книги: XI, XVII, XVIII.
Ашхабад. Издательство АН ТССР. 1958г. 676 стр.)

«В слове «тантра» «тан» происходит от «танту», что означает нить, а «танияси» — нежный и тонкий. Последнее значит, что нить эта является физической лишь до некоторой степени».

(Кришнамачарья К.Э. Оккультная анатомия. 1996г. Амрита-Русь. 2005г.)

«1.2.8. Агамы и Тантры. Слово «тантра» означает «веревка», «плетение» и «строение ткани», т.е. Тантры как бы сплетают, собирают Знание воедино. Тантры разъясняют традиционную доктрину».

(Разделы Ведической литературы. (Из книги Према Раса Даса
и Сандипани Муни Даса «Книга самскар. Очистительные обряды
для успешной жизни»). Сайт www. Сайт www.forum.krishna.ru.)

«В тантрической концепции космос оказывается обширной тканью магических сил, и те же самые силы могут быть пробуждены или организованы в человеческом теле с помощью техник мистической психологии».

(Мирча Элиаде. Йога: бессмертие и свобода.
/ Пер. с англ. С.В.Пахомова. СПб. 2004г. 301стр.)

«Тантра в переводе с Санскрита — «ткацкий станок», «основа», «порядок, правило». В самом термине — понимание мира как единого «полотна», «ткани», нити которой сотканы, связаны и неразрывно переплетены».

(Ожидание — самый верный путь к разочарованию. Сайт www.freemyst.narod.ru.)

«Санскритское слово «tantra» означает основу ткани ткацкого станка или пряди косы, нити тесьмы. Подобно нитям основы ткани, практика Тантры служит структурой, основой для переплетения тем Сутры, чтобы соткать гобелен Просветления».

(The meaning of Tantra. Сайт www.studybuddhism.com.)

«Одно из значений слова «тантра» на Санскрите означает «ткацкий станок». В некотором смысле это как производство ткани — из переплетения нитей — Янских энергий и Иньских. Создание полотна жизни из соединения материального и духовного, мужского и женского».

(Тантрический массаж. Сайт massage-tantra.com.ru.)

«Слово «тантра» имеет много значений, и возможно его истинное значение потеряно в древности. Некоторые исследователи утверждают, что это слово происходит от санскритского слова, обозначающего ткань или гобелен, символизируя что-то, что вплетено в нашу жизнь».

(Свами Нострадамус Вирато. Тантрический секс.
Духовный путь Экстаза. Сайт www.e-reading.club.)

«Понятие «тантра» имеет множество значений. В зависимости от контекста «тантра» означает «нить», «ткань», «челнок», «продолжение», «происхождение», «вид творчества». «Тантра» означает также «ткач», «ткачество». Согласно Тантре, Вселенная воспринимается как бесконечное полотно (ткань), где всё имеет своё место и всё происходит под её кровом».

(Тантра — это пространство быть. Сайт www.centre-osho.ru.)

«На древнем Санскрите понятие «тантра» означало дословно «ткацкий станок», и это название было аллегоричным. Под «ткацким станком» подразумевалась символическая формула устройства жизни, где происходит соединение физического с духовным, логического с иррациональным, Ян с Инь. Эта гармония переплетений напоминает процесс производства ткани, когда из отдельных тончайших нитей рождается красивое ажурное полотно».

(А.Шеляков. Тантра: эволюция. 30.11.2010г. Cайт «Путь сердца». www.shelyakov.ru)

«Тантра на Санскрите означает «ткацкий станок» и, в частности, «нить основы», которая обеспечивает поддержку ткани, образующейся за счет движения челнока, или в ковре за счет отдельных узлов. Без этого ткани не будет. «Нить основы» может также означать шнур, который используется для нанизывания бисера, чтобы сделать ожерелье, четки, малу или гирлянду. Тантрический — это прилагательная форма от тантры, которая означает «непрерывный», или «непрерывность» в смысле нерушимости».

(Yogarasa — Essence of Yoga. Сайт www.yogarasa.org.)

«Само слово «тантра» не предполагает никаких идеологических характеристик. Оно построено совершенно аналогично слову «сутра», которое означает основу ткани (и идеально соответствует китайскому «цзин», используемому для обозначения канонических текстов; китайские буддисты по понятным причинам берут его же для перевода слова «сутра»), и образовано соединением корня «тан» (тянуть, растягивать) и суффикса «-тра». Буквально «тантра» — нить, на которую нечто нанизано. Другими словами, это тоже базовый, фундаментальный текст, служащий основой, стержнем некоторой традиции».

(Тоpчинов Е.А. Религии миpа: Опыт запpедельного:
Психотехника и тpанспеpсональные состояния.
СПб. ПВ. 1998г. 384 стр. Сайт www.gumer.info.)

«Понятие «тантра» вобрало в себя множество смыслов. Очередной индийский мыслитель вносил в его значение все новые и новые понятия. В разном контексте, «тантра» может означать: нить, ткань, челнок, продолжение, происхождение, представление церемоний, систему, теорию, доктрину, научное открытие, вид творчества. В конце концов, Тантра представляет из себя мистическую и магическую доктрину которая вдохновляет любое созидание. Термин «тантра» может также означать «ткач, ткачество». Согласно Тантре, «Вселенная воспринимается как бесконечное полотно (ткань), где всё имеет своё место и всё происходит под её кровом».

(Что такое Тантра. 18.07.2009г. Сайт www.liveinternet.ru.)

«Часть 1. Тантра: Принципиальные Особенности. Тантра как структура, на которой сплетается практика Сутры. Когда мы смотрим на слово «тантра», это санскритское слово, оно означает «основу ткацкого станка». Ткацкий станок — это то, на чем вы производите ткань, ее основа — продольные нити ткацкого станка, затем вы переплетаете их поперечными нитями, чтобы сделать кусок ткани. Символический образ этого состоит в том, что Тантра — это вид практики, которая обеспечивает структуру, на которой можно сплести все различные темы практики, которые были уже разработали в Сутре. Практика Сутры — это основная практика. <…>. Тантра — это очень продвинутая практика. <…>. Тантра — это продвинутая практика для того, чтобы собрать воедино все то, чему мы научились ранее. Такова этимология санскритского слова «тантра»». 

(А.Berzin. Tantra. Theory. Overview of Tantra. 2006.
(Project of Berzin Archives). Сайт www.studybuddhism.com.)

«Природа распорядилась так, что окружающая среда настоятельно требует от Сущего развития чувств. Чтобы понять значение чувств, нам бы пришлось опуститься в глубины космического времени к тому моменту, когда во Вселенной не было еще Материи, а была только Протоматерия, первоначальное состояние Плазмы, в которой существовали лишь внимание и восприятие. Они обращались друг к другу, устремляясь друг через друга, перерабатывая в себе Огонь и первоначальный жар. трансмутируя их в Мысль первого ощущения и впечатления, которые как масло, возникшее в результате пахтания, легли в Основу Материи — Ткани Природы. Таким образом, Тантры являются Основой Материи. Тантрами является то, что возникает в чувствах, то есть Огни ощущения, впечатления, представления, воображения и осознания. Без них невозможно углубление и расширение Сознания».

(А.П.Наумкин. Синергетика. Сайт www.lib100.com.)

«Образованное от санскритского корня, означающего «ткацкий станок» или «ткачество», Тантра, по существу, означает разделение откровения Учения или группы уроков от гуру, часто с мистической точки зрения. Как указывает Вебстер, «Liber AL» является прекрасным примером Тантры и предлагает простое определение, которое, на мой взгляд, может быть более понятным с точки зрения Запада: Тантры, как правило, имеют характеристики изложения теории и цели практики, средства или транспортного средства в практике, и Божественной формы, которая воплощает в себе практики и их успешное завершение» (Webster, xiii).
На Санскрите «тантра» означает «ткацкий станок» или «ткать, плести, вплетать, сплетать, соединять, соединяться, узор, переплетение нитей в ткани, выработка», но также и «трактат»».

(PBP: «T» is for Tantra. Сайт www.psychopompgroupie.com.)

«Современное представление о Тантре сформировано во многом благодаря раскрученным в социуме мифам на эту тему. Предлагаем ознакомиться с более глубоким и обоснованным ее пониманием. Для тех, кому интересно более подробное изучение данной темы, наш сайт поможет в этом. Тантра — практическая система, по своему смыслу сравнимая с Йогой, развивавшаяся в рамках Индуизма и Буддизма (разные направления). Также Тантрами называются древние трактаты, излагающие методы, которые используются в вышеупомянутой системе самосовершенствования. Один из вариантов скрытого смысла самого слова «тантра» связан с переводом значения этого термина (и его частей) как «ткацкого станка» и создаваемой из «ткани Вселенной», которая имеет продольные и поперечные нити, символизирующие проявленную и непроявленную Вселенную в их неразрывности и переходе из одного в другое. Что касается буддийской Тантры, под которой как правило понимается учение Ваджраяны (тибетский Буддизм), восприятие, что Сансара (проявленный, причинный, обусловленный мир) и Нирвана (нечто, за пределами обычного сознания, непроявленное) — одно, еще раз подтверждает этот вариант понимания слова «тантра»».

(Немного о Тантре. Сайт www.osoznanie.org.)

«Первоначально слово «тантра» несет в себе смысл плетения ткани: можно предположить, что оно происходит из профессиональной терминологии. Тантра является плетением, в котором нити «растягиваются» или «вытягиваются», а также обозначает тот образец, который получается в результате плетения.
Самым важным представляется следующий факт: слово «тантра» подразумевает под собой процесс расширения или действия в виде растягивания ткани — особые техники, методы и практические приемы. Поэтому оно стало употребляться в качестве общего обозначения мастерства любого рода или определенной компетентности в овладении различными приемами и методами.
Наиболее раннее упоминание слова «тантра» мы находим в Ригведе, хотя оно встречается там только один раз. Оно было употреблено в контексте «вульгарный» в смысле нечистой речи, на которой говорило местное население, а не ученые священнослужители, выжимающие Сому. Слово «тантра» употребляется вместе со словом «работа». Саяна в своем комментарии объясняет, что под «тантрой» здесь понимается сельскохозяйственное приспособление (плуг или ткацкий станок), которое «вытягивается», «тщательно разрабатывается» (vistarayanti) или просто «находится в работе» (kurvanti). «Атхарваведа» использует это слово в более специальном контексте, понимая под ним «ткацкий станок»; а Панини использует слово «tantraka» для обозначения куска ткани, который только что извлечен из ткацкого станка. Возможно, таковым был изначальный смысл данного слова».

(Рамачандра Рао. Тантра. Мантра. Янтра. Тантрические
традиции Тибета. / Пер. с англ. А.Иванникова. Беловодье. 2002г.)

«Текст является частью древней Тантры, хотя, насколько древней, мы сказать точно не можем. Этот текст передавался через устную традицию, что означает, что он запоминался и воспроизводился через десятки, и даже сотни поколений.
Слово «тантра» имеет интересный разброс значений. Здесь он употребляется как «учение», хотя и происходит от санскритского «тантрам», означающего «ткацкий станок». В архетипах мышления существует образ сплетенных нитей в рамке ткацкого станка — гобелена знаний. Индоевропейский корень «тан» в слове «тантрам» — «сновать, растягивать, сплетать».
«Тантра» происходит от того же корня, что и английские слова «attention (внимание)», «tender (нежный, мягкий)», «intend (намерение)», «entertain (поддерживать)», «intensity (интенсивность)» и «tendon (сухожилие)». Каждое из этих слов является жизненно важным ключом к практике. Практиковать Тантру — это «растягивать» себя, чтобы максимально расширить нашу способность к вниманию до предела. Тантра — это также «модель» взаимосвязанности, которую мы обнаруживаем, когда мы это делаем.
«Тра» в слове «тантра» означает «техника». Тот же корень используется в слове «мантра» (manas = ум, мысль + tra = навык, умение, таким образом, «инструмент мысли»). Каждый стих тантры называется сутрой (здесь снова «тра»), которая означает «нить», и родственна английскому слову «шов» (нить, которая соединяет вместе). Таким образом, нам предлагается умело сплести воедино все элементы жизни — тело, ум, эмоции, дыхание, душу, индивидуальность и бесконечность — в один изысканный гобелен».

(«Tantra-Rasa»: notes on The Radiance Sutras. Сайт www.tantrarasa.com.)

3.13.3 Тетерников Тантра

«Одно из значений слова «тантра» на Санскрите буквально означает — «ткацкий станок». В символическом смысле — это учение, которое сопрягает материальное с идеальным, телесное с духовным, рациональное с иррациональным, мужское с женским, Инь с Ян. Это сопряжение происходит как взаимопереплетение нитей «основы» и «утка» в производстве ткани. На выходе из станка получается единая и прочная ткань.
С одной стороны, Тантра — это традиция, система взглядов на мир, на человека, на любовь; с другой — это инструмент и техники для достижения понимания этой доктрины. Понятие Универсума в Тантре — это ткань, где все нити переплетены, где все пересекается, где целое зависит от части и часть зависит от целого. Я — часть целого. На уровне энергии все связано со всем. «Все во всем и все в едином!» — утверждает мастер боевых искусств, который и не знает Тантры.
Процесс творения в Тантре не ограничен во времени. Он идет постоянно, не имея начала и конца. Современные физики говорят, что Универсум — это энергия. В Тантре Космос — это сознание плюс энергия. В Тантре нет линейного времени. Есть только настоящий момент. Этот момент бесконечен. Поэтому и процесс творения бесконечен. Он происходит сейчас. Мы живем только сейчас. Люди придумали шкалу времени, идущую слева, вверх, направо, из прошлого через настоящее в будущее. Но во Вселенной нет времени в том понимании, как это у нас с вами. Это мы с вами договорились считать для удобства, что время идет слева, вверх, направо, из прошлого через настоящее в будущее. На самом деле время во Вселенной имеет значение только в том смысле, что в следующий момент Вселенная не такая, как в предыдущий. Это потому, что материя находится в постоянном движении.
С точки зрения Тантры, Мир, Универсум — это гигантская, бесконечная энергетическая ткань, где все нити, все потоки энергии взаимно пересекаются, взаимодействуют друг с другом и со всем целым. Моя жизнь, мое «Я» — это часть целого».

(Тетерников Л.И. Тантра. Искусство любить. Старклайт. 2000г. Сайт www.avatargroup.ru.)

3.13.3 Флуд Тантрическое тело

«Аннотация. Тантра (санскр. «сплетенные вместе») — индуистская религия, которая возникла 1200 лет назад, когда были построены великие эротические храмы. На Западе это сейчас наиболее известная благодаря своей экзотике Тантрическая Йога и связанные с нею ритуальные формы секса. Но является ли Тантра всего лишь формой эзотерической сексуальной практики или это нечто большее? Эта кника через живое и оригинальное обсуждение темы тела в индуистской тантрической мысли и практике в Индии будет способствовать более полному пониманию загадок Тантры.
Автор утверждает, что в Тантре тело является проводником духовности, которая имеет фундаментальное значение для жизни людей. Тантрическое тело не может быть понято вне традиций и текстов, которые придают ему определенную форму. Через практику (ритуал, йогу и «чтение») тело формируется в «эталон», определенный традицией, и практикующий тем самым формирует свою жизнь согласно традиции. Несмотря на то, что существует огромный ряд тантрических тел — от аскетов, живущих на площадках для кремации, до представителей низких каст, которые воодушевлены тантрическими божествами, до сложных высших каст брахманов, излагающих аскетическую философию Тантры, — все они предполагают определенные общие допущения и процессы.
Автор утверждает, что, хотя и существуют расхождения на различных социальных уровнях общества и на разных уровнях тантрических метафизических утверждений, эти уровни объединяются процессом, который автор называет «текстуализацией тела» (entextualisation of the body). Тело становится текстом через традицию, начертанную на нем. Это главное утверждение подтверждается конкретных ритуальными и доктринальными примерами и тантрическими традициями, связанными с самыми широкими социальными и политическими слоями общества. Книга «Тантрическое Тело» — это захватывающее исследование, которое вносит важный вклад в изучение религии в Южной Азии и будет привлекательным для студентов южно-азиатских обществ и культур, а также для сравнительной философии».

(Gavin Flood. The Tantric Body. The Secret Tradition
of Hindu Religion. Сайт www.biblioteca.narod.ru.)

«Часть I. Основные вопросы и сомнения относительно Тантры. 1. Смысл Тантры. Определение термина «тантра». Учение Будды включает в себя как Сутры, так и Тантры. Сутры задают основные темы для практики достижения освобождения… <…>. Тантры учат более продвинутым практикам, основанным на положениях Сутр.
Санскритское слово «тантра» означает «полотно с ткацкого станка», или «ткань, сотканная из нитей». Подобно канве полотна, тантрические практики служат основой для вплетения тем, характерных для Сутр, в ковер Просветления. Более того, Тантра сочетает в себе физические, вербальные и умственные аспекты каждой практики, сплетающиеся вместе в единый целостный Путь Духовного Развития <…>.
Поскольку невозможно интегрировать и практиковать одновременно все положения сутр, не овладев предварительно каждой из них в отдельности, практика Тантры является чрезвычайно сложной и продвинутой дисциплиной.
Корень слова «тантра» означает «тянуться» или «длиться без перерыва». Подчеркивая эту коннотацию, тибетские ученые перевели данный термин как «гью» (rgyud), что означает непрерывную протяженность. В данном случае подразумевается скорее непрерывность во времени — подобно последовательности кадров кинофильма, — а не в пространстве, наподобие камней брусчатой мостовой. Более того, протяженность, о которой идет речь в Тантре, напоминает вечный кинофильм: она не имеет ни начала, ни конца. Нет двух одинаковых фильмов, и даже две копии одного и того же кинофильма — это не одна и та же катушка с пленкой. Точно так же вечные длящиеся последовательности всегда сохраняют индивидуальность. К тому же кадры кинофильма следуют один за другим, и все меняется от кадра к кадру. Так же эфемерны моменты, из которых складываются вечные последовательности; в каждое мгновение мы имеем дело с единичным моментом, и нет ничего субстанционального, нитью проходящего через все эти последовательности. <…>.
Резюме. Основная тема Тантры — вечно длящиеся потоки, связанные с потоком сознания. <…>. Четыре традиции Тибетского Буддизма разъясняют, как последовательности моментов этих вечно длящихся потоков разным образом переплетаются, выступая в роли потоков Основы, Пути и Плода. Все они согласны в том, что Тантра использует Путь практики для очищения Основы, которое ведет к достижению состояния Просветления, являющегося Плодом практики. <…>. Итак, термин «тантра» относится к этой «сложнопереплетенной» тематике, а также к тем текстам, в которых она излагается».

(А.Берзин. Объяснение смысла Тантры. 2002г. Сайты
www.berzinarchives.com, www.e-reading.club, www.bookitut.ru.)

«Одиннадцатый урок. Прояснение Шактипата. Далее, как об этом было сказано, достижение непосредственного освобождения, является, как сказано (состоянием) всеохватным (тотальным) и вечным, (так же и эта чья-либо) дикша описывается, (которая (даётся) от прибегания к учению, так объясняется дикша и прочее. Ради описания (того) кто является подходящим (адхикари для дикши) исследуется Шактипат.
Некоторые говорят, из-за отсутствия знания, (что) корень незнания — есть самсара. В его исчезновении от возникновения знания и заключается Шактипат. Для них это непосредственное возникновение знания, которое так и должно быть объяснено. В произведённом кармой (действием), подобно плоду (действия) в привязанности к наслаждаемому и наслаждению в допущении Шактипата, который превосходит привязанность. (Он же) (проявляется) в беспричинной воле Ишвары по возникновению знания, взаимопроникновением и не имеющим цели. В Ишваре влечение и прочие привязанности (проистекающие) из (взаимных) противоречий, действий, из (взаимодействия) сил; во (взаимном) соединении, постоянном взаимодействии (уравновешенности) действий, если это есть, тогда происходит Шактипат. А не в последовательности, благодаря не связанности с противодействием. В противоречие же не противоречие другого от привязанности к действиям приносящему наслаждение, в разворачивании не противоречивой кармы, это же происходит от привязанности к потере тела. Карма приносящая рождение (благоприятное) и продолжительность жизни (долгую) не связывает, дающая наслаждение же связывает, если это так, откуда в истинной сути этой кармы если Шакти ниспадает, в таком случае от дарования ею наслаждения чего следует бояться.
Далее, какова сущность выросшего из (малы)? И (готового) для Шактипата? Какова его цель? Средством этого называется отречение, различение многочисленных дхарм, служение Истине, достижение Истины, почитание Бога и прочее, (так же) незапятнанность полная от дуалистов. Независимость Высшего Владыки же в философии ткачества (т.е. Тантре) достигается этим. Как и Парамешвара, (совершенное тело души) Пашу играючи выпадает из своей сущности, а не его противодействие (различию) месту, времени, обстоятельствам и внутренней сущности. Подобно этому при возвращении к утерянной сущности изменение сущности, (происходит) мгновенно или постепенно, Душа зовётся укрывшей или вмещающей Шактипат. Из шакти того Парамашивы ниспадающая сущность, измеряемая независимостью Шактипат не пристрастен, плод которого расширение своей сущности. Кто (обуян) жаждой наслаждения, то стремится к действиям, жаждущего наслаждения в мире высших форм Шактипат (ниспадает) через (по) Волю Парамеши достойному в утробе майи через Брахму, Вишну и Рудру. Подобно Мантре и прочему, поток результата различения духа и майи, духа и мастерства, духа и пракрити, духа и интеллекта связывает с наслаждением этими низшими таттвами. У жаждущего обоего, наслаждения и освобождения, в наслаждении (заключено) стремление к деятельности, в освобождении же (заключено) безразличие к этому. Итак, он (Шактипат) пристрастен и не пристрастен.
(Шактипат) также не (выразим) словами. Благодаря кому и в чьём духе прибывает Шактипат, Он ведь Парамешвара также проявляется в реальности, какое же у него может быть обозначение, Имя, Человек, внешняя деятельность, предписание».

(Тантра-Сара, сочинённая почтенным наилучшим великим
Махешварачарией Абхинавагуптой. Сайт www.abhidharma.ru.)

«Тантра (санскр. तन्त्र) — это эзотерическая традиция Индуизма и Буддизма, которая, по-видимому, была разработана примерно в середине I тыс. н.э. Термин «тантра» в индийских традициях также означает любые систематически широко применяемые «текст, теория, система, метод, инструмент, техника или практика».
В Индуизме Традиция Тантры связана с Традицией Богини, называемой Шактизм, за которым следуют Шиваизм и Вайшнавизм. В Буддизме Традиция Ваджраяны известна своими обширными идеями и практиками Тантры. Индуистские и буддийские тантрические традиции повлияли на другие религиозные традиции, такие как Джайнизм, Сикхизм, тибетская Традиция Бон, Даосизм и японская Традиция Синто. Тексты, которые описывают эти темы, называются Тантрами, Агамами или Самхитами.
Этимология. Тантра буквально означает «ткацкий станок, основа, основа ткани, сновать, ткачество». Значение слова «тантра» в смысле эзотерической практики или религиозного ритуализма — это европейское «изобретение» колониальной эпохи. Термин «тантра» основан на метафоре ткачества, утверждает Рон Барретт, где санскритский коренной «тан» означает снование нитей на ткацком станке. Это подразумевает «переплетение традиций и учения как нитей» в тексте, технике или практике.
Слово «тантра» появляется в гимнах Ригведы, например, в X.71, со значением «сновать, (ткачество)». Оно встречается во многих других текстах Ведической эпохи, например, Атхарваведе (раздел 10.7.42) и многих Брахманах. В этих и пост-ведических текстах контекстный смысл слова «тантра» заключается в том, что это «основная или существенная часть, основная точка, модель, основа, особенность». В Смрити и Эпосе Индуизма (и Джайнизма) этот термин означает «учение, правило, теория, метод, техника или глава», употребляется как в виде отдельного слова, так и в виде общего суффикса, например, Атма-Тантра, означающего «учение или теория Атмана (душа, я)».
Примерно после 500г. до н.э., в Буддизме, Индуизме и Джайнизме термин «тантра» используется как библиографическая категория, так же как и слово «сутра» (которое означает «сплетение вместе», отражая метафору «сплетения», подразумеваемую Тантрой). Одни и те же буддийские тексты иногда упоминаются как Тантра или Сутра. Различные контекстуальные значения слова «тантра» варьируются в зависимости от индийского текста и суммируются в прилагаемой таблице.
Древность и Средние века. Самые ранние определения и описания Тантры приводятся в древних текстах Панини, Патанджали и литературе сфокусированной на языке и ориентированной на ритуал Школы Мимамсы индуистской философии. Ученый V в. до н.э. Панини в сутрах 1.4.54-55 своей санскритской грамматики загадочно объясняет тантру на примере слова «сва-тантра» (санскр. स्वतन्त्र), которое, как он утверждает, означает «независимый» или того, кто есть сам себе «основа, ткань, ткач, промоутер, актер (karta)».
Патанджали в своей «Махабхашье» цитирует и принимает определение Панини, затем обсуждает и упоминает его более подробно в 18 случаях, заявляя, что его метафорическое определение как «основа (ткачества), обширная ткань» является актуальным во многих контекстах. Слово «тантра», утверждает Патанджали, означает «главный, основной». Он использует тот же пример слова «сватантра», составленного из слова «сва» (я, сам, собственный) и слова «тантра», и утверждает, что «сватантра» означает «тот, кто самостоятелен, тот, кто сам себе хозяин, основой для кого есть он сам», тем самым интерпретируя определение Тантры. Патанджали также предлагает семантическое определение Тантры, заявляя, что это структурные правила, стандартные процедуры, централизованное руководство или знание в любой области, которые применяется ко многим элементам.
Древняя школа Индуизма Мимамса широко использует термин «тантра», и ее представители предлагают различные определения. Например: когда действие или вещь, после завершения, станет полезным в ряде вопросов для одного человека, или многих людей, то это известно как Тантра.
Средневековые тексты представляют свои определения Тантры. Например, «Камика-Тантра» дает следующее объяснение термина «тантра»: «Потому что она разрабатывает (тан) обширные и глубокие вопросы, особенно касающиеся принципов реальности (таттва) и священных мантр, и потому что она обеспечивает освобождение (тра), она называется Тантрой».

(Tantra. / Пер. с англ.). Сайт www.thesevenminds.wordpress.com.)

«Значение слова Тантра. Тантра (санскр. तन्त्र — букв. «ткацкий станок», «(работать) на ткацком станке», «ткать», «плести»; «основа») — эзотерическая (с тайным и оккультно-мистическим характером) традиция Индуизма и Буддизма, которые совместно разрабатывали методы практики и ритуалы Тантры, скорее всего, приблизительно в середине I тыс. н.э. Термин «тантра» в Индийской Традиции также означает «текст», «теория», «система», «методика», «техника» и «практика», и имеет широкое систематическое применение. Термин «тантра» основан на метафоре плетения, где санскритский корень «тан» означает основу нитей на ткацком станке. Также соединение корней «тан-тра» означает «переплетение традиций и учений, как нитей» в тексте, технике и практике.
Слово «тантра» впервые появляется в гимнах Ригведы (10.71) со смыслом «ткать (ткачество)». Оно также содержится во многих других ведических текстах этой эпохи, например, в Атхарваведе (10.7.42), и других Брахманах. В этих и после-ведических текстах смысл слова «тантра» означает «основная или существенная часть», «главное», «основа», «модель», «качество».
В Смрити и Эпосе этот термин означает «учение», «правило», «теория», «метод», «методика» «глава/раздел», входит в состав сложных слов, например, Атма-Тантра, которое означает «учение или теория Атмана (души, самости)».
Около 500г. до н.э. в Буддизме, Индуизме и Джайнизме термин «тантра» используется в том же смысле, что и термин «Сутра» (букв. «сшивание вместе» по аналогии с метафорой «ткание или плетение вместе», которое подразумевает термин «тантра»). В этот период одни и те же тексты именуют как сутрами, так и тантрами, например, «Вайрочабхисамбодхи-Тантра» или Вайрочабхисамбодхи-Сутра».
Самые ранние определения и толкования термина «тантра» можно найти в работах Панини, Патанджали, школы Мимансы. В V веке до н.э. ученый Панини в своей «Аштадхьяи» («Восьмикнижие», нормативная грамматика Санскрита) кратко сформулировал 3.959 правил (сутр). В сутрах 1.4.54-55 Панини объясняет термин «тантра» на примере слова «сватантра» (स्वतन्त्र), которое означает «независимый», или тот, кто сам себе «сплетает ткань», т.е. ткач, активатор, действующее лицо (karta)».
Патанджали в своей «Махабхашья» (Mahābhāsya) напрямую обращается к сутрам Панини, дает им собственное толкование в форме дополнения или дискуссии, цитирует и принимает определение Панини, упоминает и использует термин «тантра» 18 раз, заявляя, что метафорическое определение термина «тантра» как «основа для ткани (ткачество)», «растянутая ткань» является весьма актуальным для многих контекстов. Согласно Патанджали, термин «татра» означает «главный», «основной». Патанджали использует тот же пример — слово «сватантра» (svatantra), что и Панини, как составное слово («сва» — самость, эго и «тантра»), и заявляет, что «svatantra» означает «тот, кто само-зависимый», «тот человек, кто сам себе мастер», «основа для которого — это он сам», тем самым интерпретируя определение термина «тантра». Патанджали предлагает семантическое определение термина «тантра» — «структурные правила», «стандартные процедуры», «централизованное руководство», или «основные знания в какой-либо области».
Школа Миманса использует термин «тантра» широко, и предлагают различные его определения. Например: когда действие или знание, после завершения, становится полезным по ряду вопросов для одного человека, или многих людей, то оно уже известно как Тантра.
Средневековые тексты представляют свои собственные определения термина «тантра». «Камика-Агама», например, дает следующее объяснение термина «тантра»: «Потому что она разрабатывает (тан) обширные и глубочайшие темы, особенно связанные с принципами реальности (таттва) и священными мантрами, и обеспечивает освобождение (тра), она называется Тантра».
В современном мире Тантра обрела много новых смыслов. В наши дни Тантра изучается как эзотерическая практика и ритуальная религия. Существует большой разрыв между тем, что понимается под Тантрой сегодня и тем, каким образом Тантра была представлена или воспринята первыми комментаторами Тантр. На сегодняшний день было предложено и существует множество определений Тантры, однако до сих пор нет общепризнанного и единого определения понятия Тантры.
Андре Паду (Andrе Padoux) в своем обзоре определений Тантры предлагает два собственных определения, а затем отвергает оба. Одно из определений, по мнению Паду, используется среди практиков Тантры, согласно которому, Тантра — это некая «система ритуалов», основанная на понимании человека и космоса, где есть аналогии между внутренним миром человека и макрокосмической реальностью, которые играют важную роль. Другое, более общее, определение распространено среди сторонних наблюдателей, согласно которому, Тантра является некоторым «набором «механических» ритуалов, исключающих полностью идеологическую сторону.

3.13.3 Дэвид Лоренцен

Согласно Дэвиду Лоренцену (David N. Lorenzen), существует два разных вида определения для Тантры, «узкое определение» и «широкое определение». В соответствии с узким определением, Тантризм, или «Тантрическая религия», относится только к элитным традициям, непосредственно основанным на санскритских текстах, которые называются Тантрами, Самхитами, Агамами. Широкое определение Д.Лоренцен выстраивает на узком определении, добавляя к нему широкий спектр «магических верований и практик», таких как Йога и практики Шактизма.

3.13.3 Ричард Пэйн

Ричард Пэйн (Richard Payne) утверждает, что у Тантры есть смысловая обширность, и это неправильно связывать ее только с одним лишь сексом, принимая во внимание навязчивые идеи массовой культуры, или обвинения колониально-чопорной Викторианской эпохи, обозначившей Тантру как «Йога экстаза», основанную на бестолковой ритуальной распущенности. Это далеко от разнообразного и комплексного понимания того, что «Тантра» означает для тех буддистов, индусов и джайнов, которые её практикуют.

3.13.3 Дэвид Грей

Дэвид Грей (David Gray) не согласен с более широкими обобщениями и представлениями, определяющими Тантру — это очень сложная задача, потому что: «традиции Тантры — весьма многогранны, они охватывают множество религиозных традиций и культурных слоев, поэтому они также многообразны, что делает серьезной проблемой придумать адекватное определение Тантре». Проблема определения Тантры усугубляется тем, что исторически значительная часть крупных индийских религий, включая Буддизм, Индуизм и Джайнизм, находились в пределах Южной Азии и Восточной Азии. Согласно этому, Тантра определяется как совокупность текстов, приемов, обрядов, монашеской практики, медитации, йоги, доктрин, которые свободно выбираются на основе личных предпочтений.
Согласно другим предпочтениям, под Тантрой подразумевается определенная система или методология в индийских традициях. Например, руководства и тексты (Тантра), которые указывают на определенные правила в области архитектуры, строительства, живописи, различных видов творчества и медицины.

3.13.3 Гевин Флуд

Гевин Флуд (Gavin Flood) считает, что индуистская пуджа, храмы и иконопись имеют свой тантрический характер. Эти тексты, по его мнению, содержат представления о теле в философии, ритуале и искусстве, которые связаны с «техниками тела, методами или технологиями, разработанными в рамках Тантрической Традиции и предназначенными для преобразования тела и личности человека».
Что такое Тантра? Тантра — это тайное и эзотерическое учение о духовности, о духовном пути, о достижении счастья, о самореализации посредством тонких процессов. На Западе Тантра была переосмыслена и преобразована только лишь в сексуальные техники, но на самом деле сексуальные техники — это не сама основа Тантрического Учения, а лишь дополнительные практики. Основа Тантры — это самореализация человека через его тонкие тела. Набор методов и практик Тантры весьма разнообразный и масштабный».

(Общее представление о Тантре. Сайт www.vajray.wordpress.com.)

3.13.3 Демин Тайны биосферы

«Аннотация. В книге доктора философских наук Валерия Никитича Демина всесторонне рассматривается одно из самых продуктивных философских — и одновременно естественнонаучных — учений наших дней — учение о биосфере и ноосфере. Исторические события, факты современной науки, жизнь выдающихся сынов человечества, необъяснимые феномены сознания и психики, сакральные и оккультные тайны позволяют представить многокрасочную картину Реальности, найти рациональное объяснение ряда актуальных научных проблем и иррациональных феноменов.
Глава 1. Зов Космоса. Подобно тому, как тяготение, свет, теплота и другие виды физического движения носят всеобщий характер, а Вселенная «во всей своей беспредельности» управляется одними и теми же законами, точно так же и психическая жизнь человека, а, следовательно, и его нравственность уходят своими корнями в «общие законы всего Космоса». Однако Космос сам по себе, в отрыве от Человека не дает в руки нить, позволяющей проникнуть в сокровенные тайны Мироздания.
Бекетов отталкивается от известного «золотого правила» нравственности, гласящего: «поступай со всеми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой». По мнению русского ученого, в этом случае поступки человека ведут к полному уравниванию его наслаждений с наслаждениями ближнего и естественным путем приводят к установлению принципа справедливости. Тем самым выявляется первое и главное звено в цепи, благодаря которому можно вытянуть всю цепь и увидеть остальные звенья: «Справедливость есть равенство в приложении к жизни всех и каждого. Равенство (=) — вот кратчайший символ, выражающий и высший принцип высшей человеческой нравственности. Но математическое равенство мыслимо только в отвлечении; в природе же, во Вселенной оно выражается равновесием, и именно подвижным равновесием… На равновесии зиждется Вселенная, весь необъятный Космос; в нем заключается самое общее проявление мировой силы, заправляющей как необозримыми звездными системами, так и малейшим атомом на Земле».
Равновесие в природе стремится к естественной гармонии: формы бытия меняются, но целое сохраняется во всей своей гармонии. То же и в человеческом обществе, но здесь этому универсальному принципу придается дополнительная активность, присущая всему живому. Наука же оказывается сильнее всяких церковных проповедей, так как она, открывая законы бытия Вселенной и со свойственной ей точностью выводя приложения этих законов к «духовному быту» человека, тем самым способна превратить его в действительно нравственное существо. Вся же цепочка онтологических категорий, обусловливающих нравственность, такова: Справедливость — Равенство — Равновесие — Гармония. Именно в такой последовательности проявляется их объективная необходимость как «вселенская законность»: «В душе человека, в его совести отражается космическая законность жаждою к установлению гармонии, не только в целом, но и во всех частностях бытия, и прежде всего — в человечестве».
Таким образом, выходит: моральные принципы представляют собой космический (в современном прочтении — ноосферный) императив.
Глава 3. Любовь, что движет Солнце и светила. <…>. «Деви-Махатмья». Концепция Шакти — Женского Начала Мироздания — одна из самых архаичных в мировой культуре. Ее истоки, без сомнения, восходят к эпохе Матриархата. Однако до нынешних времен дошли либо осколки древнего мировоззрения в виде неуничтожимых мифологем и образов-символов, либо же, напротив, позднейшие наслоения в виде философских или религиозных текстов, а также в форме эзотерическо-сексуальной практики Тантризма. Одними из первоначальных смыслов понятия «тантра» были «прялка», «пряжа» и другие результаты процесса прядения, что указывает на связь с древнейшей богиней Судьбы — Пряхи, прядущей нить жизни каждого человека. В современном понимании данная мифологема имеет как биосферные, так и ноосферные аспекты. По древнейшим представлениям индоевропейцев, человеческое существование не что иное, как нить жизни, что прядет богиня судьбы (у многих народов их три: мойры — у эллинов, парки — у римлян, норны — у скандинавов). А нить рождается как вытянутое спиралью льняное волокно или шерсть, скрученные при прядении. Спираль — только беспорядочную — образуют и нити в клубке. Недаром он несет столь значимую магическую нагрузку в русском фольклоре, особенно в волшебных сказках, помогая герою в преодолении самых непреодолимых препятствий.
Сохранились подробные сведения о воистину космической деятельности богинь Судьбы. По представлениям древних греков, лучи света соединяют небесный свод и Землю. Здесь висит сияющее веретено Ананки-Необходимости — первооснова всего Мироздания. Его вращают три дочери Ананки — мойры: Лахесис (Дающая жребий) воспевает прошлое, Клото (Прядущая) — настоящее, Атропос (Неотвратимая) — будущее. Они-то и распоряжаются участью людей — как при жизни, так и после смерти, вручая им заранее уготовленный жребий
Русские мифологи (И.П.Боричевский, А.Н.Афанасьев) проиллюстрировали это на примере языческих верований литовцев. По их представлениям главная Богиня Судьбы — Верпея (букв. Пряха) восседает на небесном своде и прядет нить человеческой жизни, привязав ее конец к звезде. Когда же приходит смертный час, Верпея перерезает нитку, и звезда гаснет. По убеждениям многих индоевропейских народов, у каждого из нас на небе своя звезда. Она нарождается, когда человек появляется на свет и исчезает (или падает), когда обрывается нить жизни и индивид умирает. На Русском Севере вообще полагали: на небе ровно столько звезд, сколько людей на Земле.
По народным представлениям, смерть — обрыв нити жизни. Потому-то столь трепетным было во все века у всех народов отношение к богине судьбы, прядущей нити человеческих жизней, — Вечной Пряхе, по словам Александра Блока. Ее предначертания «кажут Солнцу путь», ей подвластны сами боги, бессильные изменить уготованное Судьбой. От древнего языческого мировоззрения по сей день сохранились в русском обиходе выражения: «нить жизни», «нить судьбы», «узловой момент», «завязка», «развязка». Сюда же примыкают «повитуха», «повивальная бабка» (от слова «вить»), которая перевязывала повитью (скрученной нитью) пуповину новорожденного, соединяя его тем самым с космической нитью жизни. Прялку и веретено как приспособления для скручивания спираленитей можно смело назвать первой моделью Космоса. Вспомним: многие русские прялки изукрашены резьбой и рисунками Вселенной. Солнца. Луны, звезд, их символического движения по небосклону. Народный космизм породил впоследствии и серьезные философские обобщения. Так, в «Государстве» (произведение великого Платона) подробно описывается мироздание в виде светового веретена ноосферной богини Ананки (Необходимости). В киевском Софийском соборе сохранилось изображение Богородицы с веретеном, вне всякого сомнения, навеянное более ранними дохристианскими представлениями о Небесной Пряхе и Великой Праматери.
Но вернемся к космически запрограммированной женской сексуальной потенции — Шакти, которая, согласно древнейшему доиндоевропейскому мировоззрению, содержится в каждом атоме Вселенной, в каждой точке пространства и времени, в каждой человеческой клетке. Даже в мужской, ибо по Тантрическому Учению внутри каждого мужчины «сидит» женщина в виде внутренней женской энергии. Она располагается вдоль позвоночного столба, поднимаясь от половых органов к голове и выше, обеспечивая при этом не только мужскую сексуальность, но также мужскую силу и жизнеспособность в целом. Эта женская потенция, содержащаяся внутри всего живого и питающаяся космической энергией Мироздания, в основе которого также заложено Женское Начало, получило название Кундалини, что означает «змеиная сила». Соответственно и символом Кундалини является свернутая спиралеобразно змея с головами на обоих концах. В одном из священных текстов говорится: «Великая богиня Кундалини, первородная энергия «Я» спит в области половых органов тела. Она имеет форму весьма похожую на змею, имеющую три с половиной витка. До тех пор, пока она остается спящей, индивидуальная душа (Джива) ограничена и истинное знание не пробуждается. Но так же, как нужный ключ отпирает конкретную дверь, так Хатха-Йога отпирает дверь Кундалини, позволяя «Я» испытать Брахму и достичь Освобождения».
По Тантрической Традиции, Кундалини как «внутренняя женщина» может действовать положительно или отрицательно, творчески или разрушительно. Соответственно направляется и энергия людей. Лишь в любовном экстазе достигается полная гармония: постепенно разгораясь, как огонь в очаге, пламя любви охватывает и зажигает влюбленных, черпая энергию и непрерывно подпитываясь ей непосредственно из Космоса. Искусство и культура любви во многом зависит от того, насколько любовные партнеры умеют управлять Кундалини, точнее плыть в ее всеохватывающем потоке. Как говорят тантристы: «Нет ничего ни в этом мире, ни в следующем, что лежало бы вне власти Кундалини».
Чем же вообще отличается ноосфера от человеческого разума? Думается главное отличие в том, что в ноосфере отсутствуют абстракции как таковые, включая и математические. Абстрактное мышление присуще исключительно людям, а разного рода абстракции — продукты исключительно спекулятивного разума. Не удивительно, что нам не снятся абстрактные сны (а исключительно конкретные), ибо сновидения рождаются под воздействием био- и ноосферы, где абстракциям попросту нет места. Абстракции — инструменты индивидуального мышления, с помощью которых оно пытается постичь целостность. Для ноосферы подобная проблема просто не существует, ибо она сама и есть целостность. Естественно, женское начало действенно лишь в неразрывной гармонии с началом мужским. Космическая диалектика мужского и женского начал была особенно подробно конкретизирована в древнекитайской философии — в дуализме энергопорождающих первоэлементов инь и ян (известно, существование их одного без другого невозможно в принципе): «Желтый император обратился с вопросом к Чистой Деве: «Мое дыхание-ци стало слабым, потеряло гармонию. Нет в сердце радости. Организм постоянно страшится каких-то опасностей. Что можно поделать в этом случае?». Чистая Дева отвечала: «Такое ослабление организма наступает у всех людей, когда они нарушают основу соединения инь и ян. Ведь женщина преодолевает мужчину, как вода преодолевает огонь. <…> Если знаешь основу соединения инь и ян, то сможешь получить все пять видов удовольствия. А если не владеешь этим искусством, то жизнь твоя прервется раньше отпущенного ей срока».

(Демин В.Н. Тайны биосферы и ноосферы. Вече. 2001г. 464 стр. Сайт www.livelib.ru.)

* * *

Еще раз обратим внимание на окончание вышеприведенной цитаты: «Женское начало действенно лишь в неразрывной гармонии с началом мужским. Космическая диалектика мужского и женского начал была особенно подробно конкретизирована в древнекитайской философии — в дуализме энергопорождающих первоэлементов Инь и Ян (известно, существование их одного без другого невозможно в принципе): «Если знаешь основу соединения Инь и Ян, то сможешь получить все пять видов удовольствия. А если не владеешь этим искусством, то жизнь твоя прервется раньше отпущенного ей срока»».
Слово «тантра» также можно перевести как «сплетенные вместе», «связанные вместе», «связанные между собой», «взаимосвязанность» и т.д. Возможно, здесь содержится прямой намек на то, что невозможно понять суть и смысл термина «тантра» как и самой Тантры без всестороннего исследования уникальных концепций и глубокого символизма Тантры. Учение Тантры сокрыто от нас за семью печатями. Снять эти печати возможно только заполучив к ним ключи. И первым ключом, возможно, является сам тантрический термин «тантра», поскольку, как писал М.Элиаде (см. М.Элиаде. Мефистофель и андрогин. / Пер. с фр. Е.В.Баевской, О.В.Давтян. СПб. Алетейя. 1998г.): «Эти образы и построения являются результатами глубоко пережитого опыта. Каждый раз, когда человек осознает свою собственную экзистенциальную ситуацию, то есть лишь ему присущий способ существования в Космосе, и старается этому способу существования подвести итог, он прибегает для выражения главных итогов этого опыта к образам и мирам, которые в дальнейшем займут особое место в духовной традиции человечества. Внимательный анализ позволит вновь открыть те экзистенциальные ситуации, которые обусловили индийскую символику нити и ткачества».
Таким образом, определить термин «тантра» в рамках обыденных слов и понятий крайне недостаточно, чтобы определить и понять, что такое Тантра и Тантрическое Учение. Сегодня мы в состоянии лишь попробовать определить этот термин и этот Духовный Путь как частные формы Истины, но хватит ли нам Знания и Опыта, чтобы определить и понять саму Истину?…

* * *

N 36. 08.03.13г.