Статья 3.13.3. Термин «тантра» и символика ткачества.

В «Амара-Коше» (др. назв. «Намалинганушасана»), авторитетном толковом словаре синонимов Санскрита, который содержит 10 тысяч объясняемых слов (первый и самый важный санскритский тезариус, первая часть из трех издана в 1798г. в Риме, все три части — в 1808г.), синонимом для слова «тантра» называет, прежде всего, слово «сиддханта» — букв. аксиома, теория, учение, доктрина, писание. Вторым синонимом, который дается слову «тантра» в «Амара-Коше», является слово «сутравайе» в смысле «прясть нить» или «ткать», а также «ткацкий станок»: «(3.3.731) tantraṃ pradhāne siddhānte sūtravāye paricchade». Amarakosha evam namalinganushasanam. Khanda 1. Сайт www.sanskritdocuments.org.).
«Ткачество — один из древнейших видов ремесла, породивший множество метафор и мифов, связанных с устройством мироздания и судьбой человека. Мудрецы ведийской эпохи говорили, что «всё, что над небом, что под землей, что между небом и землей,… что зовётся прошедшим, настоящим и будущим, …выткано вдоль и поперёк на пространстве», которое, в свою очередь, «выткано на Непреходящем». <…>. Само слово «ткань» (тантра) стало означать и философскую систему» (см. Выставка традиционного художественного ремесла Индии. 30.09.2009г. Сайт www.orientmuseum.ru.).
«Эти образы и размышления — продукт глубокого опыта. Каждый раз, как человек осознает свою истинную, экзистенциальную ситуацию, т.е. свой особый образ существования в Космосе, и принимает этот способ существования, он выражает эти решающие ощущения образами и мифами, которые потом займут привилегированное положение в духовной традиции человечества. Тщательный анализ приведет к вторичному открытию тех экзистенциальных ситуаций, которые возбудили индийский символизм нити и ткани» (см. Кандыба В.М. Загадочные сверхвозможности человека. К. 2000г. Сайт www.RoyalLib.com.).
«Эти образы и построения являются результатами глубоко пережитого опыта. Каждый раз, когда человек осознает свою собственную экзистенциальную ситуацию, то есть лишь ему присущий способ существования в Космосе, и старается этому способу существования подвести итог, он прибегает для выражения главных итогов этого опыта к образам и мирам, которые в дальнейшем займут особое место в духовной традиции человечества. Внимательный анализ позволит вновь открыть те экзистенциальные ситуации, которые обусловили индийскую символику нити и ткачества» (см. М.Элиаде. Мефистофель и андрогин. / Пер. с фр. Е.В.Баевской, О.В.Давтян. СПб. Алетейя. 1998г.).

* * *

1. ТЕРМИН «ТАНТРА» И ТКАЧЕСТВО.

Как показал этимологический анализ термина «тантра» (см. статью 3.13.2. Этимологический анализ термина «тантра» ч.1, ч.2), ответ на вопрос о происхождении слова и термина «тантра» не является однозначным и остается открытым. Более того, слово «тантра» имеет очень широкий спектр «буквальных» значений, возможно поэтому существует такое множество вариантов «перевода» санскритского термина «тантра», а сам термин объясняется и толкуется по-разному.
Обратим внимание на то, что некоторые исследователи утверждают, что термин «тантра» происходит от санскритского слова, обозначающего «ткань» или «гобелен», которые символизируют то, что вплетено в нашу жизнь, в наш Мир. Поэтому термин «тантра» может означать «ткачество» (в прямом и переносном смысле), ибо, согласно Тантре, наша жизнь и наш Мир есть бесконечное полотно (ткань, гобелен), где всё имеет свое место, где все переплетено и сплетено воедино.

Выпишем из статьи 3.13.2. Этимологический анализ термина «тантра» (п.8. Значения и толкования слова и термина «тантра») следующие значения и толкования, которые имеют отношение к ткачеству:
— сеть
— связь
— нить
— ткач
— ткань
— поток
— ткать
— челнок
— основа
— прядка
— прялка
— пряжа
— веревка
— тянуть
— слияние
— плетение
— единство
— сцепление
— сплетение
— сотканное
— соединение
— ткачество
— нить ткани
— растягивать
— основа ткани
— переплетение
— сцепленность
— прядка (ткань)
— нитесплетение
— строение ткани
— ткацкий станок
— процесс ткачества
— нить непрерывности
— непрерывность темы
— непрерывность энергии
— ткань, сотканная из нитей
— вечный непрерывный поток
— полотно с ткацкого станка
— сцепленность (непрерывность)
— длительность (непрерывность)
— нить для нанизывания чего-либо
— ткань, снятая с ткацкого станка
— непрерывность (ума или сознания)
— нить, на которую нечто нанизано
— непрерывность; длительность; нить
— и др.

3.13.3 Ткацкий станок 1      3.13.3 Ткацкий станок 2      3.13.3 Ткацкий станок 3

«Первый простейший ткацкий станок появился еще в VI-V тыс. до н.э. В Древнем Китае на нем ткали красивые шелковые ткани, в Египте — практичные и удобные льняные. В эпоху Древнего Рима были распространены теплые шерстяные ткани, которые позже пришли в страны Европы. На Руси же первые ткани делались из льна, конопли, стеблей дикого хмеля и крапивы. Вплоть до XVII в. ткани на Руси были домоткаными, это значит, что их ткали дома в первую очередь для собственных нужд, а уж если что-то оставалось, то и на продажу. Это были грубые неокрашенные ткани, а тонкие льняные и шелковые ввозились из-за границы.
Сукно, ткань из шерсти, было известно на Руси еще в IX-X вв. Первоначально такие ткани изготавливали только в домашних условиях, а с XI в. их стали ткать в монастырях и княжеских дворах. Появились даже суконные мастерские. Полотняные ткани появились на Руси еще раньше. Первые ткацкие станки на Руси были вертикальными, горизонтальные же появились примерно в X в. и получили широкое распространение к XIII в.
Ткацкие станки на Руси стояли почти в каждом доме. Устройство было достаточно простым: на деревянную раму равномерно натягивались нити, которые назывались нити основы, а между ними определенным образом пропускалась поперечная нить, уток.
Вся забота о выращивании растений, прядении нитей и изготовлении тканей на Руси целиком и полностью ложилась на плечи женщин. Девочек с раннего возраста учили выращивать лен, обрабатывать его и прясть. Ко времени замужества каждая девушка уже умела прясть, ткать, шить и украшать вышивкой одежду».

(Ткацкое искусство. Сайт www.rf-history.narod.ru.)

  3.13.3 Ткацкий станок 4   3.13.3 Ткацкий станок 5   3.13.3 Ткацкий станок 6

«Основа в ткачестве — нити, расположенные параллельно друг другу и идущие вдоль ткани. Ткань на ткацком станке образуется в результате последовательного переплетения двух систем нитей — основы (в ткачестве) и утка, расположенных перпендикулярно. Нити основы (в ткачестве) в процессе ткачества подвергаются значительно большим деформациям растяжения и изгиба, а также истирающим воздействиям рабочих органов станка, чем нити утка. Поэтому для основы (в ткачестве) употребляется пряжа более прочная, с большей круткой, выработанная из волокна более высокого качества. Основа (в ткачестве), как правило, перед ткачеством подвергается ещё дополнительной обработке клеевыми растворами — шлихтой…».

(Значение слова «Основа (в ткачестве)» в БСЭ. Сайт www.slovar.cc.)

3.13.3 Ткацкий станок 7  3.13.3 Ткацкий станок 8  3.13.3 Ткацкий станок 9

«Основной принцип ткачества состоит в том, что любая ткань состоит из пересечения горизонтальных и вертикальных нитей. Пресекаются они под прямым углом в выбранной последовательности. Нити, идущие вдоль полотна (горизонтальные) — это основа. Нити, идущие поперек полотна — это уток. Разделим нити основы на четные и нечетные. Как? Охватите каждую нить кусочком красной или синей нитки. Синим — четные, красным — нечетные. Теперь соберем эти нитки в пучки по цвету и получим, таким образом, простейшие «ремизки» — которые позволят нам в дальнейшем легко отделить четные нити от нечетных, разделив основу надвое. Сам процесс ткачества состоит в поочередном оттягивании на себя четной и нечетной «ремизки» и протягивание через образовавшуюся щель (зев) — нить утки. Чтобы нить утки свободно проходила в щель и не залеплялась, используется челнок. После того, как вы закончили полотно, нужно зафиксировать верхний ряд рядом хлопчатобумажной нитью. После этого вы можете снимать ткань со станка. Сразу же свяжите попарно нити основы, в противном случае ткань может рассыпаться».

(Ручное ткачество. 07.08.2012г. Сайт www.liveinternet.ru.)

3.13.3 Ткачество Индия

«Ткачество — один из древнейших видов ремесла, породивший множество метафор и мифов, связанных с устройством мироздания и судьбой человека. Мудрецы ведийской эпохи говорили, что «всё, что над небом, что под землей, что между небом и землей,… что зовётся прошедшим, настоящим и будущим, …выткано вдоль и поперёк на пространстве», которое, в свою очередь, «выткано на Непреходящем». Древнеиндийский эпос «Махабхарата» связывает образ прядения и ткачества с годичным временным циклом. Белые и чёрные нити лучезарного станка богов являют собой дни и ночи, а семьсот двадцать спиц сверкающего колеса божественной прялки — число дней и ночей года. При закладке храма и на празднике освящения здания [в Индии] было принято одаривать строителей и священнослужителей новыми нестиранными одеждами. Само слово «ткань» (тантра) стало означать и философскую систему».

(Выставка традиционного художественного ремесла
Индии. 30.09.2009г. Сайт www.orientmuseum.ru.)

«Цивилизация и культура Хараппы. <…>. Наряду с земледельем в хозяйстве древнейших индийцев важное значение имело скотоводство. <…>. Немалую роль в хозяйственной жизни этой цивилизации играли охота и рыболовство. Весьма развито было ремесло. Кроме металлообработки интенсивно развивались ткачество и прядение. Жители долины Инда первыми в мире научились прясть и ткать хлопок, изготовлять хлопчатобумажные ткани. Наряду с этими видами ремесла развивались также гончарное и ювелирное дело».

(Всемирная история. Энциклопедия. Том 1. 1956г. Сайт www.historic.com.)

«Глава II. Возникновение цивилизации. Культура Хараппы. Крупные города были центрами ремесленного производства, ряд отраслей которого получили в то время значительное развитие, например прядение и ткачество. Пряслицы найдены почти в каждом доме, а в Мохенджо-Даро обнаружен кусочек хлопчатобумажной ткани. Отпечатки тканей сохранились и на хараппской керамике. Мастерством отменены работы горшечников, ювелиров, резчиков по кости и металлу и др. Сосуды изготовляли на гончарном круге и подвергали обжигу в специальных крупных печах. Их грунтовали обычно красной охрой, затем лощили и перед обжигом расписывали черной краской. Орнамент весьма разнообразен: кружки, треугольники, клетки, скрещивающиеся линии, штриховка, растительные, реже зооморфные мотивы — фигуры птиц и зверей. Расписывалась обычно верхняя часть сосудов, нижняя же, которая, очевидно, помещалась в углубления в земле, оставалась неорнаментированной. Хараппцам была известна и поливная посуда. В городах предметы ремесленного производства изготовляли специальные мастерские.
Имеются также упоминания о кузнецах, плотниках, гончарах, кожевниках, ювелирах, плетельщиках матов и корзин, мясниках, дубильщиках, цирюльниках, виноделах и о еще более узких специалистах — изготовителях колес, лучных тетив, вышивальщицах. Это указывает на значительную специализацию и разделение труда в ремесленном производстве. Кооперирование усилий многих мастеров требовалось, например, для того, чтобы сделать колесницу, многовесельные суда, построить каменное или деревянное жилище в два-три этажа. Данных о существовании в ту эпоху профессиональных прядильщиков, ткачей и портных не имеется. По-видимому, прядение и ткачество были преимущественно домашними промыслами, каковыми еще долго оставались и в дальнейшем.
В древности же особого «домашнего хозяйства» вообще не существовало; при низком уровне разделения труда домашнее хозяйство, например, сельских жителей включало почти все производственные процессы, кроме непосредственно полевых работ, — молотьбу, помол зерна, очистку риса, выжимку масла, уход за скотом в усадьбе, изготовление молочных продуктов, транспортировку грузов, доставку воды, что в Индии играло особо важную роль, заготовку топлива и т.д. К перечисленным работам следует добавить прядение и ткачество, которыми занимались почти в каждой деревенской семье. Мелкое хозяйство было в своей основе натуральным, и в нем производилось почти все нужное для его нормального функционирования. Даже в настоящее время эти процессы в целом по своей трудоемкости значительно превосходят полевые работы (остающиеся, конечно, самыми ответственными). Еще в большей степени это относится к рассматриваемому периоду.
Периоды Кушан [Кушанская империя, начало н.э. — III в.н.э.] и Гупт [Империя Гуптов, «золотой век Индии», IV-VI вв. н.э.] были, по-видимому, временем расцвета ткачества. По дошедшим до нас изображениям индийцев в скульптуре и живописи видно, что одежда их стала разнообразной. Именно в это время Индия выступала экспортером тканей, в первую очередь хлопчатобумажных (выращивание хлопчатника в других странах еще не получило широкого распространения). Вывозились также и шелковые ткани, как произведенные в самой Индии, так и реэкспортируемые китайские. Среди богачей и знати Средиземноморья ношение, например, шелковых и хлопчатобумажных тканей стало обычным явлением. В качестве текстильного волокна в Индии использовался также лен, а в северо-западных районах, отличающихся более суровым климатом, и шерсть. Ткани окрашивали в разные цвета и украшали затейливыми вышивками. Впрочем, это относилось главным образом к тканям, производимым профессионалами для состоятельных слоев городского общества. Крестьянские семьи употребляли в основном ткани собственного домашнего производства, простые и некрашеные».

(Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в Древности. М. Наука. 1985г. 758 стр.)

* * *

«Тантра (Агама) — санскр. букв. нить».

(Религиозный словарь. Сайт www.dic.academic.ru.)

«Тантра — санскр. букв. прядка, ткань».

(Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. / Под общ. ред.
М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. М. Республика. 1996г. )

«Тантра — досл. «ткачество, нить, сеть».

(Джон Мамфорд. Экстатический путь Тантры.
/ Пер. Ю.Бондарева. 2000г. Сайт www.ariom.ru.)

«Этимологическое значение слова «тантра» — «основа ткани».

(Коваль С.Н., Холин Ю.Е. Секреты Тантра-Йоги.
Ростов-на-Дону. Феникс. 2004г. 416 стр.)

«На Санскрите «тантра» буквально означает — ткацкий станок».

(Тетерников Л.И. Тантра: Культ женщины. Сайт www.teternikov.ru)

«Тантра — санскр. букв. «непрерывность», «связь», «нить», «основа ткани».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Слово «тантра» имеет множество значений. Буквальный перевод — «сеть» или «ткань»».

(Тантра и интегральный подход в психологии. Сайт www.SunHome.ru.)

«Одно из значений слова «тантра» на Санскрите — буквально «ткацкий станок», станок, в который подают отдельные нити, а на выходе — единая ткань!».

(Тантра-Рэйки — путь любви, гармонии и осознанности. Сайт www.atmabodhi.ru.)

«Что означает слово «тантра»? Единого мнения на этот счет до сих пор не сформировалось. Это слово буквально переводят как «нить ткани», «непрерывность», «развертывание», «нарастание»».

(С.Аблеев. Средневековая Йога Востока: анализ культурно-
исторических тенденций развития. Сайт www.lomonosov.org.)

«Тантра-Йога для высшей жизни. Глава 14. Тантра-Йога для совместной жизни. <…>. Тантра в переводе с Санскрита — «ткацкий станок», «основа», «порядок»; происходит от слова тан — «ткать», «вытягивать», «исполнять»».

(Д.Мамфорд. Психосоматическая Йога. Сайт www.libma.ru.)

«В Ригведе (X.71.9), Атхарваведе (10.7.42), «Тайттирийя-Брахмане» (11.5.5.3) слово «тантра» встречается в значении ткацкого станка. В этом же значении слово «тантра» используется в «Аштадхйяйе» («Восьмикнижие») Панини (V-IV вв. до н.э.), знаменитом тексте по грамматике Санскрита. Там же есть слово «тантрака», как производное от слова «тантра» в значении ткани, снятой с ткацкого станка. Таким образом, слово «тантра» может означать ткань. Танту значит «нить»».

(Тантра. Сайт www.olo-hum-olo.livejournal.com.)

«Из смутных глубин моей памяти выплывает такое странное воспоминание, что одним из неосновных значений слова «тантра» является «ткацкий станок» или что-то связанное с процессом … ткания (даже не знаю, как правильно сказать). Не сам результат (ткань), а именно процесс или … вот средство его осуществления (ткацкий станок)… Проясните, пожалуйста, этот момент. Мне это важно.
«Тантра» и «сутра» — это разновидности текстов. Текст — это нить повествования (ткань текста), или же некие свитки, скрепленные вместе (нитью). Вот отсюда и эти слова происходят. А разновидности учений — уже переносное значение слов.
Вот, спасибо, именно это мне и нужно было. Этимология слова «тантра»», а не аллегории и метафоры. Значит «основа ткацкого станка»…».

(Дхарма. «Ткацкий станок». Буддийский интернет-форум. Сайт www.dharma.org.ru.)

«Что же такое Тантра? Это слово в переводе может означать как различные понятия, так и процессы. У индийских мыслителей есть великолепная традиция предварять свои труды определением содержания употребляемых ими слов. Она распространяется и на понятие «тантра». Каждый автор привносил в разнообразие ее значений новые уточнения.
Слово «тантра» имеет широкое смысловое значение. В частности, некоторые исследователи утверждают, что оно происходит от санскритского слова, означающего «гобелен» или «ткань», символизируя что-то, что вплетено в нашу жизнь. В зависимости от контекста «тантра» может означать: «нить», «челнок», «ткачество», «систему», «соглашение», «закон», «теорию», «договор», «происхождение», «продолжение», «объяснение», «наставление», «вид творчества» (всего шестьдесят четыре значения)».

(Шри Вашикаран Шиванандана. Тантра.
Предельная реальность. Сайт www.e-reading.club.)

«Тантра — очень широкое понятие, затрагивающее сегодня, по сути, всю духовную практику, ритуал и философию большинства индийских, и не только, духовных направлений. Но дело в том, что слово «тантра» редко употреблялось для обозначения духовной практики определенного направления. Это более позднее понимание Тантры, принятое также исследователями Тантр, чтобы сказать о широком направлении духовных учений и практик, имеющих общие черты.
«Амара-Коша», авторитетный толковый словарь синонимов Санскрита (содержит 10 тысяч объясняемых слов. Первая часть из трех была издана в 1798г. в Риме), называет синонимами для слова «тантра», прежде всего, «сиддханта» — доктрина, теория, писание, учение, аксиома. Это весьма широкое понятие, не имеющее непосредственного отношения к какой-то конкретной доктрине или набору доктрин. Второе значение, данное в «Амара-Коше» — «сутравайе», в смысле «прясть нить» или «ткать», а также «ткацкий станок».
В Ведах слово «тантра» встречается в значении ткацкого станка. (Ригведа X.71.9, Атхарваведа 10.7.42). В том же значении слово используется в «Тайттирийя-Брахмане» (11.5.5.3). В «Аштадхьяйе», текcте по грамматике Санскрита, есть слово «тантрака», как производное от слова «тантра» в значении ткани, снятой с ткацкого станка. Таким образом, слово «тантра» может означать ткань. Танту значит «нить»».

(Тантра. Сайт www.olo-hum-olo.livejournal.com.)

«Ткань обычно состоит из перпендикулярных нитей. Нити, идущие вдоль куска ткани, называются «основа», перпендикулярные им нити называются «уток». У слова «основа» данное значение не просто одно из многих возможных, а первичное, из которого потом как переносные значения возникли все остальные — «часть предмета, служащая опорой; каркас», «главная часть, сущность чего-либо». Происхождение слов «основа» и «основать» хорошо видно, когда мы посмотрим на глагол, от которого они образованы — «сновать». Сейчас он чаще употребляется в переносном значении «двигаться туда-сюда». Но первоначально он означал «прокладывать основу ткани», а также «плести паутину» (о пауке). Происходит глагол «сновать» от индоевропейского корня sneū-/snoū- «вертеть(ся), поворачивать(ся), скручивать (нити), плести». Мы видим, насколько далеко ушло слово «основа» от своего первоначального смысла.
Не менее интересна ткацкая терминология в Санскрите. У слова «танту» (tāntu) — «нить» есть переносные значения — «непрерывность» (продолжения рода или совершения жертвоприношений), «основатель рода, прародитель», «происхождение, родословная». Есть у него однокоренные слова: «тану» (tanū) — «тело» и «танас» (tānas) — «потомство». Бога Агни называют tаnū-nаpāt «сын самого себя», то есть из самого себя возникающий. Основа ткани обозначалась словом «тантра» (tаntra), это слово также получило переносное значение — «основа», «сущность», а затем и такие значения, как «порядок», «правило», «свод правил (учения)», «государственное устройство», «заклинание». Словом «тантра» стали называть многочисленные произведения религиозного характера. Оно стало названием различных учений и практик.
Рама для ткачества, на которую натягиваются нити, в Санскрите называется «паридхи» (paridhī). Оно тоже не избежало появления переносных значений. Значения у слова «паридхи» такие — «защита», «покровительство», «океан, омывающий сушу», «ореол (вокруг Солнца, Луны)», «горизонт», «окружность», «круг», «ограда из трех зеленых веток вокруг жертвенного огня». Деревянный колышек для закрепления нити назывался «майукха» (mayūkha), это же слово имело значение «луч».
Немало и латинской ткацкой терминологии получило потом широкое распространение в качестве самых разных терминов. Слово «линия» в европейских языках происходит от латинского «linea», которое первоначально означало «льняная нить». Латинское «linea» восходит к тому же индоевропейскому корню, что и русское слово «лён». От глагола «texere» («ткать») происходит слово «textum» — «ткань», в дальнейшем «связь», «соединение», «строение». Также римляне стали употреблять это слово в значении «строение» по отношению к строению речи, стилю: например, «textum dicendi» — «стиль речи, слог». Из этого употребления возникло слово «текст», проникшее во многие языки. Абстрактные значения образовались и у других латинских слов: «filum» («нить») — форма, образ, способ; «tela» («ткань», «основа ткани», «паутина») — план, замысел.
Жизнь человека люди часто метафорически уподобляют нити. Видимо, в этом причина возникновения мифологических представлений о богинях судьбы, прядущих и обрезающих нить человеческой жизни. В Греции таких богинь звали мойрами, а имя одной из них — Клото (Κλώθω) происходит от глагола κλώθω (прясть). В одной греческой надписи упоминается богиня судьбы Ραψώ букв. «швея» (от ράπτω — сшивать, соединять). Благодаря одной римской надписи стало известным имя древнегерманской богини судьбы Vabusoa (ткущая). Древнеисландское auða (судьба) восходит к audh — «ткать», а древнегреческое νημα имело значения «нить», «пряжа», «ткань» и «судьба». Прядение судьбы известно и в мифических представлениях других народов. Подобные примеры можно найти и в других языках. В китайском языке нити основы и нити утка называются соответственно цзин и вэй. У китайских слов тоже возникло переносное значение — они стали географическими терминами и обозначают параллели и меридианы.
Подчеркивая важность ремесленной лексики в образовании культурной терминологии, этимолог О.Н.Трубачев говорил: «В качестве примера, который бы доказывал мощность влияния, казалось бы, довольно специальной по своему употреблению текстильной терминологии на формирование важнейших слов и понятий, можно предложить исключить из нашего философского, научного языка слово «основа», а, скажем из соответствующей сферы польского языка — слово wątek (сюжет) (от «уток»). Даже временное обхождение без этих терминов в порядке эксперимента настолько неудобно и неэкономно, что оно дает представление о том, какими катастрофическими перемещениями и изменениями в системе слов и понятий чревато было бы исключение этих слов на длительный период времени и в масштабах всего языка».

(М.Руссо. Ткацкое дело. 29.06.2008г. Сайт www.ezhe.ru.)

Возможно поэтому стоит обратить внимание на этот интересный и неожиданный аспект термина «тантра» и рассмотреть его не только с точки зрения профессиональной терминологии «ткачества», но и с точки зрения символики «ткачества», чтобы попытаться понять тайную связь «внутренней формы» слова «тантра» («осознаваемая говорящими на определенном языке мотивированность значения данного слова значением составляющих его частей; определенный смысл, заключенный в слове») со смыслом и значением термина «тантра», а также те смысловые связи, которыми этот термин связан с тантрической терминологией и самой Тантрической Традицией. «Мир соткан из символов не только метафорически, но и в действительности, а мы постигаем этот мир, сплетая свое понимание из этих символов…».

 

2. СИМВОЛИКА ТКАЧЕСТВА.

«НИТЬ символизирует нить жизни, человеческую судьбу, которая прядется и ткется волшебными силами; единение, последовательность, то, что связывает вселенную воедино, и из чего соткана вселенная; Солнце, от которого «зависит» все сущее и с которым нитями связано все живое. Символика соединяющей нити присуща как макрокосму, так и событиям жизни отдельного человека. Нить, проходящая сквозь сферу жемчужины или драгоценного камня, является axis mundi и вместе с округлой формой бусины символизирует цикл проявлений. Одна из наиболее употребимых форм символики нити как нити мира — это бусы, четки и гирлянды. У буддистов нить Учения или речи содержится в сутрах и тантрах и является нитью мудрости, проходящей через эти письменные памятники. У индусов нить — это Атман, Внутренний Правитель: «На мне нанизаны все вещи, подобно тому, как ряд жемчужин нанизан на нить» («Бхагавад-Гита»). Это также ветер, пневма, «нить — то же, что и ветер» (Упанишады). Нить Брамы — символ горы Меру, мировая ось и в человеческом микрокосме является срединным каналом. См. также Связь, Узы, Канат».

(Словарь символов. 2000г. Сайт www.enc-dic.com.)

«НИТЬ (символ) — символика соединяющей нити присуща как микрокосму, так и событиям жизни отдельного человека. Нить символизирует течение жизни, человеческую судьбу, которая прядется и ткется волшебными силами. В греческой мифологии это мойры — три богини судьбы, три дочери Зевса и Фемиды: Клото прядет нить жизни, Лахесис распределяет судьбы, Атропос в назначенный час обрезает жизненную нить (в римской мифологии мойрам соответствуют парки). Нить также единение, последовательность, то, что связывает вселенную воедино и из чего соткана вселенная; Солнце, от которого зависит все сущее и с которым нитями-лучами связано все живое. Нить в бусах, четках и гирляндах символизирует нить мира. Нить, проходящая сквозь сферу жемчужины или драгоценного камня, означает цикл проявлений. У индусов нить — это Атман, Внутренний Правитель: «На мне нанизаны все вещи, подобно тому, как ряд жемчужин нанизан на нить» («Бхагавад-Гита»). Это также ветер, пневма, «нить — то же, что и ветер» (Упанишады). Нить Брахмы — символ горы Меру, мировая ось, в человеческом микрокосме — срединный канал. У буддистов нить Учения (или речь) содержится в Сутрах и Тантрах и символизирует мудрость, пронизывающую эти письменные памятники древней культуры».

(Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. Сайт www.megabook.ru.)

«Наряду с сознанием и индивидуальным бессознательным, согласно концепции австрийского психолога К.Г.Юнга, в душе человеческой присутствует загадочная область, объединяющая всех людей. Коллективное бессознательное — это хранилище наследственной памяти, закрепленных тысячелетиями психической эволюции образов и символов, обращение к которым вызывает у людей одни и те же неосознаваемые ассоциации.
Многочисленные исследования психологов убедительно доказали тот факт, что ассоциации, вызываемые контактом с тем или иным архетипическим символом, едины для всех людей. Это — своего рода «общие знаменатели психики», присущие всем нам и вне зависимости от нашего произволения, живущие в душах. Следующие описания верны для представителей современной цивилизации Европы.
Ткацкий станок. Инструмент сотворения Вселенной, приспособление, на котором ткется судьба людей. Этот древний символизм ясно сформулирован в греческом мифе об Арахне, которую богиня Афина превратила в паука, ревнуя к ее божественному таланту ткача. Часто за ткацким станком изображалась легендарная Пенелопа. Коротая время, ночью она распускала то, что соткала днем, чтобы держать в отдалении женихов, дожидаясь своего отсутствующего мужа Одиссея.
Ткачество. Древний символ космического творения, представленный как непрерывный процесс, в котором преходящие события — нити, вплетенные в вечно меняющийся рисунок на неизменной основе. В японской мифологии богиня солнца Аматэрасу управляет этим процессом в небесном священном ткаческом зале. Космический символизм ткачества начинается, по крайней мере, с вавилонской богини-ткачихи Иштар. Ее двойниками были Нейт со своим спутником — священным пауком в Древнем Египте и Афина в Древней Греции. Личные судьбы вплетаются в узор до тех пор, пока нить жизни не обрезают Мойры (в Риме — Парки, в Скандинавии — Нормы) — олицетворение Судьбы. В Китае ткачество символизировало связь, постоянное взаимодействие мужской основы и женского утка. В Буддизме — это процесс создания иллюзорной Реальности».

(Энциклопедия символики и геральдики. Сайт www.symbolarium.ru.)

«НИТЬ. Артефакты, Связь, Узы, Канат, Верёвка. Символика длительности и связи присуща как макрокосму, так и жизни отдельного человека. Нить жизни, Судьба, спряденная волшебными силами, потомство, предназначение; Пуповина, спасение из лабиринта (царства не родившихся), выход из нутра матери. Бытие, существование, ткань или материя бытия (вселенной); Нить пассивная и нить рабочая, деятельная — «основа» и «уток» на ткацких кроснах — символ материального мира, роста и развития, жизни. Непрерывность во времени и пространстве, единение, последовательность; Связь личности с какими-либо основами; малого с великим; Любовь, приязнь, симпатия; Сублимация (возгонка), вознесение; Небытие; Память, интеллигентность, дорога к знанию, повествование, мечта; Небезопасность, обреченность, интриги, бегство…
Одна из наиболее употребимых форм символики нити — это бусы, четки и гирлянды. Нить, проходящая сквозь сферу жемчужины (камня) — есть axis mundi и вместе с округлой формой бусины символизирует цикл проявлений. Солнце, от которого зависит все сущее и с которым нитями связано все живое.
Буддизм. Нить Учения (речи) содержится в Сутрах и Тантрах — нить мудрости, проходящей через эти письменные памятники.
Индуизм. Атман, Внутренний Правитель: «На мне нанизаны все вещи, подобно тому, как ряд жемчужин нанизан на нить» («Бхагавад-Гита»). «Ветер, пневма, «нить — то же, что и ветер» (Упанишады). Упанишады говорят о нити (сутре), связующей материальный мир с небом (Космосом), и все живое рано или поздно уходит в него, ибо дано Земле лишь на время, как бы взаймы.
Нить Ариадны. Путь к знанию, стремление познать неведомое, развивающийся интеллект.
Ось Мира, вознесение, сублимация; одна из попыток интерпретации древнегреческого мифа о нити Ариадны. Связь Земли и Неба. Позднее нить символизировала некую Цепь, или лестницу от Земли к Небу; цепь Логоса. Бегство, освобождение, спасение. Ариадна — змея, посвященная богине Земли. Давая герою Тесею клубок ниток, она даёт ему солнечные лучи, благодаря которым он и выходит из подземного мрачного Лабиринта. Тут уже виден образ Солнца, плывущего от заката к восходу. В Восточной Традиции две переплетенные нити — общая судьба семейной пары».

(Питер Грейф. Черновые заметки. 05.03.2006г. Сайт www.simbolarium.ru.)

«НИТЬ. Символика длительности и связи присуща как макрокосму, так и жизни отдельного человека. Одна из наиболее употребительных форм символики нити — это бусы, четки и гирлянды. Нить, проходящая сквозь сферу жемчужины (камня) — есть axis mundi и вместе с округлой формой бусины символизирует цикл проявлений.
Основные значения символа:
— нить жизни, судьба, спряденная волшебными силами, потомство, предназначение;
— пуповина, спасение из лабиринта (царства не родившихся), выход из нутра матери;
— бытие, существование, ткань или материя бытия (вселенной);
— нить пассивная и нить рабочая, деятельная — «основа» и «уток» на ткацких кроснах — символ материального мира, роста и развития, жизни;
— непрерывность во времени и пространстве, единение, последовательность;
— связь личности с какими-либо основами; малого с великим;
— любовь, приязнь, симпатия;
— сублимация (возгонка), вознесение;
— небытие;
— память, интеллигентность, дорога к знанию, повествование, мечта;
— небезопасность, обреченность, интриги, бегство.
— путь к знанию, стремление познать неведомое, развивающийся интеллект.
Нить Ариадны — бегство, освобождение, спасение. Ариадна — змея, посвященная богине Земли. Давая герою Тесею клубок ниток, она даёт ему солнечные лучи, благодаря которым он и выходит из подземного мрачного Лабиринта. Тут уже виден образ Солнца, плывущего от заката к восходу.
Упанишады говорят о нити («сутре»), связующей материальный мир с небом (космосом), и все живое рано или поздно уходит в него, ибо «дано» Земле лишь на время, как бы взаймы. Ветер, пневма, «нить — то же, что и ветер».
В Буддизме нить Учения (речи) содержится в Сутрах и Тантрах — нить мудрости, проходящей через эти письменные памятники.
В Каббале согласно книге «Зогар», нить — один из древнейших символов (наряду с волосами), означающий сущностную связь между любыми из различных планов — духовным, биологическим, социальным и т.д.».

(Д.Трессидер. Словарь символов. Сайт www.gumer.info.)
(Энциклопедия символики и геральдики. Сайт www.symbolarium.ru.)

«Ткань. Выражение «нить жизни» представляет собой образное выражение символизма ткани, которое связано не только с идеей соединения двух элементов (основы и утка, пассивного и активного). Равным образом оно не только соответствует процессу созидания, но обозначает мистическое понимание мира, разновидность вуали, которая скрывает правду, но сама невидима.
Как отмечено в книге Порфирия: «Древние называли небеса «вуалью» потому что в некотором смысле они являются занавесом, отгораживающим смертных от богов». И еще одно высказывание, Платона: «Только один единственный демиург может управлять второстепенными богами». Иначе говоря, мифологические боги «символически связывают бессмертных со смертными».
Дополняя символизм ткачества, идея связывается с той, что воплощают Близнецы (обозначающие двойственность всего сущего, где одна часть является бессмертной, а другая — соотносится со смертным началом).
Плутарх замечает, что ткачество изобрела богиня Изида вместе со своей сестрой Нефертити. Вспомним и легенду о «ткачихе Пенелопе». Генон соотносит основу ткани и саму ткань с горизонтальным и вертикальным переплетением космического креста, где верхняя часть представляет различные стадии бытия и горизонтальная отражает уровень достижения тех или иных состояний.
Исследователь также упоминает, что две линии ткацкого станка можно отожествить с мужским и женским принципами, вот почему в Упанишадах высшим Брамой назначается «Тот, благодаря кому миры сплетаются как ткань». В то же самое время чередование жизни и смерти, сгущения и разложения, доминирование Янь или Инь также перемежаются, как нити в ткани.
Кроме данного основного символизма ткань имеет другие символические значения, вытекающие из семантики цвета, формы и функции (где может быть конкретно использована). Пиобб указывает, что определенные виды ткани характеризуются узорами с эзотерическим назначением (в качестве примера приводит шотландку, ткань с особым узором).
Когда орнаментальные рисунки появляются на ткани или выгравировываются на камне или изображаются на миниатюре, они наделяются тем же самым значением. Скажем, вуаль, представляющая собой элементарную форму ткачества и в качестве одежды является символом «завертывания» или материи. Семь вуалей, представленных в танце Соломона или в мифе об Иштар, соответствуют семи планетарным сферам и их соответствующим влиянием».

(Хуан Эдуардо Кирло. Словарь Символов.
М. Центрполиграф. 2007г. Сайт www.twirpx.com.)

«Цзин-Вэй. Цзин-Вэй — понятие китайской философии и культуры, выражающее идею геометрико-текстологической структурной упорядоченности. Подразумевает сеть продольно-вертикальных (цзин) и поперечно-горизонтальных (вэй) линий. Узкое значение Цзин-Вэй — «каноны и апокрифы» связано с понятием «письменности/культуры» как начала, посредством которого на человеческое общество переносится упорядочивающая общекосмическая структура.
Первый исходный смысл словосочетания Цзин-Вэй — ткацкоделательный: цзин означает нити основы ткани, на которые накладываются, пересекая ее, нити утки (вэй). Производство ткани (сети) в китайской культуре, как и во многих других, ассоциировалось с созданием письмен и текстов (ср. лат. textus — «сплетение», «ткань»); напр., Китайская Традиция возводила возникновение иероглифической письменности к тай называемому узелковому письму. В ассоциативной символике традиционной китайской философии и науки направление цзин соотносится с Небом (тянь) и с последовательностью нечетных (небесных) чисел, а вэй — с Землей и последовательностью четных (земных) чисел. Как и у пифагорейцев в античной Греции, исходным нечетным числом считалось 3, четным — 2. Ассоциация с Небом как главенствующим началом выделила из пары Цзин-Вэй первый член (цзин). Он стал обозначением главного форманта культуросозидающей деятельности — писаного «канона», а ассоциативная связь с Небом как символическим эквивалентом числа 3 обусловила представление о троичности «канона», которая в двухмерной развертке дает девятиклеточный квадрат. С помощью категории «канон» (цзин) описывалась и общекосмическая девятеричность: «Соединение и гармония Неба и Земли есть великий канон жизни… Небо имеет девять просторов, земля имеет девять областей» («Люй-ши чунь цю». III в. до н.э.).
Представление о квадратной девятиклеточной структуре пространства нашло выражение в утопической концепции «колодезных полей» (цзин тянь): «колодцем» (цзин) называлась некая идеальная административная единица, территориальной основой которой якобы была система из девяти квадратных полей. «Колодец» рассматривался как основание принципиально девятеричной многоуровневой пространственной и административной структуры. Возможно, пути семантической эволюции иероглифов цзин (основа, канон) и цзин (колодец) были параллельны: от обозначения продольно-поперечных движений в ткачестве и запашке земли к обозначению квадратной девятиклеточной структуры. Такая «колодезно-каноническая» структура лежит в основе универсальной общеметодологической классификационной схемы — системы триграмм и гексаграмм: схематической моделью триграмм является девятиклеточный квадрат.
Представление о Цзин-Вэй как упорядочивающей «сети» косвенно отразилось в теории китайской медицины. Термин «цзин» имеет там значение «меридиан», «главный канал» и относится к 12 основным парафизиологическим «руслам», по которым осуществляется суточная циркуляция «пневмы» (ци) в организме. Аналогия с Цзин-Вэй просматривается в названии системы главных и второстепенных «каналов» — «энергетического каркаса» организма: цзин ло («меридианы и коллатерали»)».

(Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2000г. Сайт www.magicdao.ru.)

«Tем, кто впервые приступает к изучению символизма, можно простить то чувство растерянности, которое овладевает ими при виде огромного объема информации, накопленного в области антропологии, истории и психологии, а также сомнение в возможности разобраться в такой массе материала. Как выйти из этого «клубка» душевных противоречий?
Клубок — изначально длинная нить, закрученная на самое себя. В европейской древнегреческой мифологии клубок нитей принадлежал Ариадне, дочери критского царя Миноса, которая полюбила Тесея, прибывшего из Афин в числе юношей и девушек, предназначенных в качестве жертв чудовищному Минотавру, обитавшему в огромном Кносском лабиринте. Тесей обещал жениться на Ариадне, если она поможет ему убить Минотавра и спастись. Перед тем, как войти в лабиринт, он получил от нее клубок нитей, с помощью которого Тесей мог найти выход. Совершив этот подвиг, Тесей бежал с Ариадной на остров Наксос. Там он покинул ее, а она впоследствии вышла замуж за Диониса
С того времени, как женщины овладели искусством прядения и ткачества, которые были чисто женским видом деятельности (подобно тому, как пахать землю должны были мужчины), нить имела много символических смыслов. Для женщин и для мужчин прясть и пахать означало участие в творческой деятельности, в силу чего эти занятия имели всемирную религиозную и ритуальную значимость.
В Упанишадах, например, нить (сутрa) cоединяла «этот мир с другим миром и всеми существами». Нить является одновременно «атманом» (самостью) и «праной» (дыханием) и соединяется с Солнцем, центральной точкой Космоса. Там записано, что «во всех вещах путь нити следует проследит от самого ее начала» (Шевалье и Гирбрант). Слово «тантра» также связано с понятиями нити и ткачества и означает взаимозависимость между всеми вещами.
Основа и уток, поступательное и обратное движение челнока в станке, представляют понятие взаимодействия времени и пространства в непрерывном космическом танце созидания, расширение и сокращение, вдох и выдох, эволюция и обратное развитие, свет и тьма, жизнь и смерть. Каждой ночью Пенелопа распускает ткань, сотканную накануне.
Символическое представление нити и лабиринта выражает понятие судьбы, прокладывающей жизненный путь, причем с особой полнотой в греческих мифах и легендах. Прялка является атрибутом Клото, младшей из трех Мойр: она готовит нить жизни, которую прядет Лахесис и отрезает Атропос. Нить и лабиринт символически сводятся воедино в образе паутины, являющейся мандалой, примиряющей противоположные понятия созидания и разрушения, когда создатель располагается в центре.
Поэтому нить может быть понята как архетипический символ жизни, простирающийся во времени, способствующий сознательной ориентации и пониманию.
Необходимо отличать вещь и ее символический смысл. Вещь есть вещь, а ее символический смысл выводится из смыслов и эмоций, которые она в нас пробуждает. Иными словами, вещь становится символом, когда к ней что-то добавляется. Это не меняет ее природу или ее практическую значимость, но придает ей повышенный смысл. Если, например, назвать лопату фаллосом, или если посев семян приравнять к половому акту (что совершается во всем мире), то из этого не следует, что такие действия по возделыванию земли, как вскапывание, пахота или посев не принимаются в расчет, это просто означает, что к ним было добавлено новое символическое осмысление».

(Зеленский В.В. Нить «Кимерийской» Ариадны. Сайт www.фройд.рф.)

««Самая ткань жизни… насыщенная творческими воздействиями, передатчица духовной традиции, не менее интересна и важна для изучения, чем отдельные великие памятники и творения культуры, выросшие на основе этой ткани, напитанные этим скрытым в ней потоком жизни…». (Н.С.Арсеньев. Из русской культурной и творческой традиции).
Едва ли кто-нибудь возьмётся всерьёз отрицать, что наша жизнь насквозь пронизана самыми разными текстами. Это — sensus communis, то есть самое общее знание, граничащее с трюизмом. Скажем больше — жизнь человека, вовлечённого в культурную деятельность, — на уровне ли самого примитивного, обывательского потребления конечных продуктов культуры, или вовлекаемого в сам процесс создания новых культурных форм или передачи её традиционных парадигм, — представляет из себя как бы один огромный метатекст.
Сравнительно молодая и модная наука, — семиотика, — исходит из такого знания как основы своих изысканий в области знаков. Однако знание это оказывается на поверку вовсе не чем-то новым (разве что новомодным), но скорее открытием хорошо забытого старого. Или даже вечного, вневременного: типологически близких парадигм, издревле лежащих в основе многих культур и их ритмов.
Само восходящее к латинскому понятию слово «текст» (textus) обозначает в своей этимологии «сплетение, ткань». Многим, даже не особо искушённым в церковнославянском красноречии, хотя бы понаслышке знакомо словосочетание «плетение словес», на которое особо горазды были культуры, обременённые древними традициями риторики. Из тех, что к нам типологически поближе, можно назвать византийскую культуру. Из других, что общеобразованному читателю менее знакомы (кроме разве восторженных почитателей диковинной восточной экзотики и сравнительно малочисленной касты высокоучёных профессионалов), следует упомянуть индийскую санскритоязычную.
Даже те, для кого Библия более не являет собой живительный родник Божественного Слова, но всего лишь значительное культурное явление, фундаментальное для современной западной цивилизации, а также и те, по мнению которых Книгу Книг давно следовало сдать в запылённый музейный запасник, снабдив ярлыком — «отжившие иудео-христианские ценности», — все эти люди помнят начало Иоаннова Благовестия: «В начале было Слово». «Слово» в своём греческом обличьи, как «логос», входит составной частью в разнообразные составные обозначения самый далёких друг от друга наук. Достаточно вспомнить филологию, биологию, теологию (или «бого-словие»), физиологию и разные другие «-логии»…
Наше повседневное общение также происходит посредством слов. Но только ли одних слов? Беседа, если она отвечает своему названию и назначению, не струится беспрерывно, водопадом щёлкающих слов. Общение дискретно; оно прерывается паузами, где носителем смысла становятся уже не слова в своей шумовой оболочке, а молчание. Иногда это жесты, телесные знаки вроде прикосновений, которые иногда могут быть выразительнее слов, неся особую смысловую нагрузку — когда слова, вырождаясь, теряют смысл.
Если слова можно уподобить нитям ткани, то паузы между словами или более продолжительные периоды безмолвного присутствия похожи на промежутки между нитями, чистое пространство, в совокупности с нитями и их искривлениями (жестами) образующие сложные узоры. Орнаменты ткани общения, когда прежде бывшее чужим, посторонним, становится общим, вплетаясь в одну и ту же ткань разными волокнами, находя там своё уникальное место.
Конечно, только что сказанное описывает с помощью метафор (тоже приём риторики!) ситуацию удачного, даже идеального общения, которое в реальной жизни едва ли случается в совершенстве. Ткань выплелась красивая по форме и цветам (кстати, санскритское слово «рупа» в индийской натурфилософии как раз может обозначать одновременно и форму, и цвет), радуя чувства тонкого эстета.
В реальности ткань скорее всего будет иметь разного рода непреднамеренные разрывы, нарушающие целостность узора. В коммуникации эти дыры могут быть отнесены к элементам непонимания. Чаще всего принято огорчаться непониманием. В подростковом возрасте непонимание – не только других, но и прежде всего самого себя, — не только жжёт, колет или свербит, вызывая подчас неимоверные страдания, но может приводить к трагедиям. Впрочем, каждому возрасту свойственен свой доминирующий тип страдания…
Так вот, непоминание обычно вызывает боль, что понятно. Однако сам его факт может парадоксальным образом явиться знаком надежды — упования на грядущее понимание. Зазор непонимания — это всегда шанс понять: такова, например, мысль Ю.М.Лотмана.
Давайте вспомним о том, что в религиозной области, помимо «горизонтального» общения членов общины единомышленников, существует другой, «вертикальный» тип общения homo religiosus: с духовником, с религиозным учителем и, наконец, с Богом. Сказанное нами об «эстетизме» межчеловеческого общения можно всецело отнести и к общению с Богом, называемому молитвой, медитацией, мистическим экстазом, созерцанием — в зависимости от специфики той или иной традиции, культурно-исторической её обусловленности.
Помешательство нашей современной секулярной (западной) культуры на однозначной ясности и экономии времени (вот уж воистину deliramentum, её тягостное безумие!) сделало из «беседы» с её изысканным культурным кодом — коммуникацию, где происходит не выплетение узорчатой ткани Слова, а всего лишь обмен битами или байтами информации. «Я о тебе всё знаю», — так угрожающе говорится в голливудских фильмах, интересных для наблюдателя как раз своей культурологической симптоматичностью, — и при этом имеется в виду, что «я знаю твой адрес, номер твоего социального страхования, номер банковского счёта и сколько у тебя на нём денег». Как будто человека можно свести к набору его пластиковых карточек или ряду привычек. Хотя… боюсь, но в некоторых случаях так оно и есть…
Нечто о ком-то знать — это почти всегда вопрос власти. Зная о человеке тайное, особенно нечто постыдное и неприглядное, легко им манипулировать, запугивая. Не зря в аскетических традициях Христианства учители и авторитетные тексты относят «страхования» к области падшей природы, особенно подверженной демоническим внушениям. Но не будем здесь углубляться в проблематику терминологии. Основной уровень её сложности заключается уже в том, что всякие религиозные метафоры (например библейские) насчитывают не одну тысячу лет. Для большинства наших современников они либо потеряли всякий смысл, звуча безнадёжным анахронизмом, либо по новоприобретённой привычке или причинам культурного энтузиазма механически воспроизводятся в обществе, в котором живая связь с узорчатой тканью традиции была утеряна или насильственно прервана.
Если воспользоваться нашей изначальной метафорой узорчатой ткани (текста традиции), то можно утверждать: из соображений дешевизны и экономии ткань была заменена пластиковой подделкой. Этот суррогат похож на подлинник так же, как яркие цветы на кладбищенском венке напоминают о своих прообразах, а вытянутые электрические лампочки в церкви словно бы укоряюще намекают на то, что некогда здесь теплились живые огоньки на душистых восковых свечах.
Прерванная живая связь с полнотой и богатством традиции, выливающаяся в спазматические поиски утерянной идентичности, компенсируется судорожным, скороспелым «возвращением к корням», вызывая к видимой жизни такое проблематичное явление, как религиозный фундаментализм. Внешние знаки принадлежности адепта к преданию заменяют его внутреннее преображение. Спасение ищется во внешнем, там же обязательно отыскиваются и враги.
Что касается письменных традиционных текстов как таковых (Библии, Корана и т.д.), то неминуемо производится их произвольное истолкование, обычно очень узкое и однонаправленное. Из (теоретически бесконечного) многообразия смысловых узоров выбирается один, очень незатейливый и прямолинейный, который объявляется единственно верным. Такое преобразование похоже на кипячение многоцветной, тонкой шерстяной ткани в растворе хлорки. Выйдет — бесцветно, облезло и страшно узко, и всё в уродливых дырах.
Имеется ли некая реальность помимо текстовой ткани, задающей смыслы, конструирующая универсум значений — вопрос этот далеко не прост. Одна из ролей традиции, помимо прочих, как раз заключается в «традируемости», то есть передаче системы смыслов, а также в моделировании реальности. Рискну утверждать, что нет «реальности как таковой», помимо её описания. Но это отдельная большая тема».

(Ткань. Субботний религиозно-философский семинар
с Эдгаром Лейтаном. 30.05.2010г. Сайт www.ezhe.ru.)

3.13.3 Генон Символика Креста

«Аннотация. В книгу вошли произведения, составляющие важную часть наследия выдающегося французского мыслителя-традиционалиста Рене Генона (1886-1951). В «Символике Креста», где исследуются основные символы «священной науки», используемые в различных цивилизационных, религиозных, мифологических системах, автор последовательно развертывает неисчерпаемое богатство смыслов этой наиболее известной и древнейшей идеограммы. «Царь Мира» раскрывает тайны иерархии духовной власти и ее священного центра. Наконец, в «Заметках об инициации» Генон подводит читателя к представлению об инициации как пережитом в опыте приобщении к истинному знанию, качественно превосходящему любое знание чисто теоретического порядка. В предисловии дается обзор жизни и творчества этого виднейшего представителя традиционализма — идейного течения, интерес к которому на Западе, а в последние годы и в России возрастает».

(Рене Генон. Символика креста. 2003г. Сайт www.fb2.traumlibrary.net.)

3.13.3 Рене Генон 1      3.13.3 Рене Генон 2      3.13.3 Рене Генон 3

«Глава XIV. Символика ткачества. Существует символика, имеющая непосредственное отношение к изложенному выше, хотя способ ее употребления, на первый взгляд, противоречит этому: в восточных учениях традиционные книги зачастую обозначаются терминами, которые в их буквальном значении относятся к ткачеству. Так, на санскрите сутра означает просто «нить» (это слово идентично латинскому «sutura»; таким образом, корень со значением «шить» существует в обоих языках. Любопытно констатировать, что арабское слово сурат, обозначающее главы Корана, состоит в точности из тех же элементов, что и санскритское сутура; это слово имеет к тому же смысл, близкий слову «ряд», «ранг»; происхождение его неизвестно): книга может быть образована совокупностью сутр, подобно тому, как ткань образуется переплетением нитей; тантра также означает «нить» и «ткань», а в более узком смысле — «челнок» или «уток» ткани (корень этого слова — тан — выражает в первую очередь идею расширения).
Подобно этому, в китайском кинг имеет значение «уток», а вэй — «основа» ткани; первое из этих двух слов обозначает в то же время фундаментальное произведение, а второе — комментарий к нему (с символикой ткачества связано также использование узелкового письма, в отдаленную эпоху заменявшего в Китае письменность; эти узелки подобны тем, которые употребляли древние перуанцы, давшие им название кипос, кипу. Хотя порой считалось, что эти последние служили лишь для счета, они явно выражали также идеи более сложные; так, из них состояли «анналы империи». Перуанцы никогда не имели другого способа письма, обладая в то же время развитым и утонченным языком; подобный род идеографии стал возможен благодаря многочисленным сочетаниям узелков, в которых важную роль играли нити различного цвета). Такое различение «утка» и «основы» во всей совокупности традиционных писаний соответствует, согласно индуистской терминологии, различию между Шрути, или плодом непосредственного озарения, и Смрити — результатом размышления над данными Шрути.
Для лучшего понимания значения этой символики отметим, прежде всего, что «основа», образованная нитями, натянутыми на ткацкий станок, репрезентирует неподвижный и основополагающий элемент, тогда как нити утка, проходящие между нитями основы в результате движения челнока, обозначают переменный и вторичный элемент, т. е. применение принципа в тех или иных частных условиях. С другой стороны, если присмотреться к вертикальной нити основы и горизонтальной нити утка, сразу же становится заметно, что их соединение образует крест. Любая точка ткани, будучи, следовательно, местом встречи двух взаимно перпендикулярных линий, образует тем самым центр такого креста. Итак, в соответствии с рассмотренной выше общей символикой креста, вертикальная линия репрезентирует то, что соединяет между собой все состояния какого-либо существа или все уровни Экзистенции, связывая их соответствующие точки; горизонтальная же линия обозначает развертывание одного из этих состояний или этих уровней. Как мы отмечали выше, горизонтальная линия может изображать, например, человеческое состояние, а вертикальная линия — то, что трансцендентно по отношению к нему; этот «не-человеческий», трансцендентный характер в сущности выражает Шрути, тогда как Смрити представляет применение последнего в условиях человеческого состояния и результат использования чисто человеческих способностей.
Добавим к этому другое замечание, еще более подчеркивающее совпадение различных форм символики, связанных между собой теснее, чем можно предположить поначалу; мы имеем в виду тот аспект креста, в котором он символизирует союз взаимодополняющих элементов. Мы видели, что в этом аспекте вертикальная линия обозначает активный или мужской принцип (Пуруша), а горизонтальная линия — пассивный или женский принцип (Пракрити), поскольку всякое проявление есть результат «не-деятельного» влияния первого на второй. С другой стороны, Шрути уподобляется прямым лучам солнечного света, а Смрити — отраженному свету в образе луны; но в то же время солнце и луна почти во всех традициях символизируют собой также мужской и женский принципы всеобщего проявления.
Символика ткачества применяется не только к традиционным писаниям; она используется также для того, чтобы репрезентировать мир, точнее, совокупность миров — т.е. состояний или уровней в их безграничном множестве, — составляющих универсальную Экзистенцию. Так, в Упанишадах Верховный Брахма именуется «Тот, на котором сотканы миры подобно утку и основе» или обозначается при помощи других подобных выражений. С другой стороны, согласно даосскому учению, все существа подвержены постоянному чередованию двух состояний — жизни и смерти (сгущению и растворению, превратностям Ян и Инь); комментаторы уподобляют это чередование «снованию челнока на космическом ткацком станке».
В действительности между двойным употреблением одной и той же символики существует тем большая взаимосвязь, что сама Вселенная в определенных традициях символизируется книгой: напомним в связи с этим Liber Mundi (Книгу Мира) братьев Розы и Креста, а также хорошо известный символ Liber Vitae (Книги Жизни) из Апокалипсиса. В этом плане нити основы, связывающие соответствующие точки во всех состояниях, обозначают прежде всего главную священную Книгу; она является прототипом (или, скорее, архетипом) всех традиционных писаний, а последние лишь выражают ее суть на человеческом языке; нити утка, обозначающие протекание событий в том или ином состоянии, символизируют собой ее комментарий в том смысле, что изображают различные способы существования в этих состояниях; все события, рассматриваемые в единовременности «вневременного», записаны, таким образом, в эту Книгу; каждое является как бы ее буквой, отождествляясь, с другой стороны, с точкой сплетения нитей ткани. Об этой символике книги говорится в учении Мухйи ад-дина ибн Араби: «Вселенная — это огромная книга; все буквы этой книги начертаны изначально одними и теми же чернилами и вписаны в вечную Скрижаль божественным пером; все они начертаны одновременно и нераздельно; вот почему сущностные божественные явления, скрытые в «тайне тайн», получили название «трансцендентных букв». И сами эти трансцендентные буквы, т.е. все творения, которые обрели виртуальное существование в божественном всеведении, силой божественного дыхания спустились на нижележащие строки и составили проявленную Вселенную».
В индуистской традиции встречается и другая форма символики ткачества: образ паука, ткущего паутину, — образ тем более точный, что паук создает эту паутину из своей собственной субстанции. Паутина, расширяясь кругообразно, являет собой, кроме того, схематический план космогонического сфероида, т. е. незамкнутой сферы, о которой мы говорили выше; основа представлена здесь нитями, радиально расходящимися от центра, а уток — нитями, расположенными по концентрическим окружностям. Чтобы вернуться отсюда к обычному образу ткани, достаточно рассматривать центр как отдаленный безгранично — до такой степени, что радиусы становятся параллельными в вертикальном направлении, тогда как концентрические окружности — прямыми, перпендикулярными этим радиусам, т.е. горизонтальными.
Резюмируя, скажем, что основа — это принципы, объединяющие между собой все миры или все состояния, поскольку каждая из ее нитей связывает соответствующие точки различных состояний; а уток — это совокупность событий, происходящих в каждом из миров, так что каждая нить утка соответствует развертыванию событий в определенном мире. С другой точки зрения можно также сказать, что проявление какого-либо существа в определенном состоянии, как и всякое событие, обусловлено пересечением нити основы с нитью утка. Тогда каждая нить основы есть существо, взятое в его сути; оно, как прямая проекция изначальной «Самости», осуществляет связь всех своих состояний, сохраняя собственное единство среди их безграничного множества. В этом случае нить утка, которую данная нить основы встречает в определенной точке, соответствует тому или иному состоянию существования, а их взаимное пересечение обусловливает отношения существа, проявленного в данном состоянии, с космической средой, в которой оно оказалось. Индивидуальная природа человеческого существа, например, есть результат пересечения обеих нитей; другими словами, в ней всегда следует различать два рода элементов, которые соотносятся друг с другом как вертикаль и горизонталь; первые выражают то, что принадлежит собственно рассматриваемому существу, тогда как вторые определяются условиями среды.
Добавим, что нити, образующие «ткань мира», в другой аналогичной символике обозначаются также как «волосы Шивы»; их можно назвать «силовыми линиями» проявленной Вселенной, выражением которых в материальной сфере служат направления пространства».

(Рене Генон. Символика Креста. 2003г. Сайт www.fb2.traumlibrary.net.)