Статья 3.13.2. Этимологический анализ термина «тантра». (ч.2).

продолжение

4.4. «ТАНТРА» КАК «УЧЕНИЕ» (СУТРА, ШАСТРА, ТАНТРА).

СУТРА

«В Буддийской Традиции существует три основных метода или уровня учения, которые всегда неотрывно связаны с тремя составляющими человеческого существа: Телом, Речью и Умом, которые, образно говоря, являются тремя символическими вратами для проникновения в состояние знания. Эти пути в Буддизме и Тибетской Традиции Бон называют учениями Сутр, Тантр и Дзогчен.
Учение Сутр называют Путем Отречения. Считается, что это слова, произнесенные самим Буддой Шакьямуни. Сутры основываются на четырех Благородных Истинах Будды: о страдании, о причине страдания, о прекращении страдания и о Пути, ведущем к его прекращению. На этом пути существует разделение на благое и неблагое».

(Тантра и интегральный подход в психологии.Сайты www.terton.ru; www.SunHome.ru.)

 

ШАСТРА

«Шастра — от корня «шас» — наставлять, обучать, отсюда: шасана — дисциплина, учение…».

(Священный канон писаний Индуизма. Сайт www.sivayoga.narod.ru.)

«Глоссарий. Шастра — от глагола ShAs — наставлять, обучать, отсюда — шасана (дисциплина, учение)».

(Абхинавагупта. Гитартхасанграха. Тайный смысл Бхагавад-Гиты.
(Комментарий Абхинавагупты на «Бхагавад-Гиту»).
/ Пер. с санскр. О.Ерченкова. М. Ганга. 2009г. 384 стр.)

«Шастра — в Индуизме систематизированная совокупность знаний о мире и о жизни. Шастрами обозначаются древнеиндийские кодексы по разнообразным отраслям знания».

(Энциклопедия Эзотеризма. Сайт www.yogalib.ru.)

«Шасана и Шастра означают учение, содержащие правила дисциплины. В Индии ни Шастра, ни Шасана никогда не подразумевали простое интеллектуальное изложение определенного учения. В них, безусловно, раскрывались основные принципы бытия, но, в то же время, на основе этих принципов предписывались определенные правила и нормы поведения, создававшие основу образа жизни, которого должен был придерживаться каждый изучающий ту или иную Шастру. Таким образом, Шастра была не только образом мыслей, но и образом жизни».

(Шрипада Садашивачарья. «Шива-Сутра» и недуалистическое
учение тантрического Шиваизма. Сайт www.litresp.ru.)

«Слова «шасана» и «шастра» имеют очень большое значение. В обоих словах содержится корень «шаса», означающий дисциплину. «Шасана» и «шастра» означают учение, содержащие правила дисциплины. В Индии ни шастра, ни шасана никогда не подразумевали простое интеллектуальное изложение определенного учения. В них, безусловно, раскрывались основные принципы бытия, но, в то же время, на основе этих принципов предписывались определенные правила и нормы поведения, создававшие основу образа жизни, которого должен был придерживаться каждый изучающий ту или иную шастру. Таким образом, шастра была не только образом мыслей, но и образом жизни».

(«Шива-Сутра». / Пер. с санскр., ввод. статья, глосс. и общ.
ред. Свами Садашивачарьи. М. 1992г. Сайт www.e-libra.ru.)

«Шастра (от корня «учить; повелевать» с инструментальным суффиксом, т.е. как бы «законодательство [в сфере знаний]») — отрасли специальных теоретических знаний, соответствующие им учебные дисциплины и тексты, их трактующие. В отличие от «искусств и умений» (кала, видья) освоение Шастр требует, прежде всего, интеллектуальных усилий и памяти. Язык Шастр — крайне специализированный Санскрит. До сих пор знание Шастр в полном объеме остается достоянием традиционных ученых — пандитов. К числу важнейших Шастр, помимо даршан, принадлежат: поэтика; грамматика; наука управления (Артха-Шастра); законоуложения (Дхарма-Шастра); эротика (Кама-Шастра)».

(Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. / Под общ. ред.
М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. М. Республика. 1996г.)

 

ТАНТРА

«Тантра — это древнейшее духовное учение. В широком и первоначальном смысле Тантра — это учение и техники, помогающие индивидууму пережить расширенное состояние сознания. В более узком смысле Тантра приобрела значение как определенный подход к самореализации индивидуума, связанный с трансформацией сексуальной энергии в духовную».

(Тантра-Рэйки — путь любви, гармонии и осознанности. Сайт www.atmabodhi.ru.)

«Тантра — букв. непрерывность, связь, нить. Учение Тантра, как таковое зародилось в Индии. Своими корнями Тантра уходит в древние индуистские учения. Чтобы понять основы возникновения тантрических идей, следует хотя бы немного разбираться в истории самой Индии, которая тесно переплетается с философско-религиозными воззрениями самих индусов».

(Тантра. Индийский Путь. Школа Самосовершенствования
«Три Драгоценности». Сайт www.tridao.ru.)

«§112. Сердечное общение с Иерархией избавляет от тантр… Тантры — индуистские тексты, рассматриваемые Традицией наряду с Ведами, Упанишадами и Пуранами. В основе тантрических текстов лежит собственно Тантра (система, пряжа, прялка, традиция) — духовно-мистическое учение Востока (существует как индийская, так и тибетская Тантра), построенное на почитании женской божественной энергии и предполагающее совместное восхождение мужчины и женщины к духовному совершенству».

(Ключников С.Ю. Симфония Агни-Йоги. (Индекс
словарь-путеводитель). Книга 2. М. Беловодье. 1997г.)

«Известно, что Тантризм связан со средневековыми рукописями. Учение Тантр дало толчок к появлению раннесредневековых песен и поэтических строф, позже составивших содержание старейшего произведения бенгальской письменности, сборника «Чарья-пада». В нем элементы Буддизма и Индуизма переплетаются до полного неразличения, причем обе религии выступают здесь в формах, которые вряд ли удовлетворили бы ортодоксальных приверженцев и той, и другой. Произошло, как правильно отмечал видный историк тантрической литературы Дасгупта, слияние йогической практики с религиозными теориями индуистского и доиндуистского происхождения: «Рядом с обычными, известными теологическими в Индии с древних времен существовало весьма важное подводное религиозное течение, доступное лишь посвященным. Эта тайная практика, связанная с теологическими идеями шиваитов и шактистов, привела к возникновению шиваитского и шактистского Тантризма».
Учение Тантр основано на йогической практике, так как тантристы считают, что философские, религиозные и другие учения могут быть поняты только через знание истинной природы ума. Тантристекие тексты описывают различные религиозные практики, в том числе садханы и медитации, в процессе которых в сознании медитирующего происходит слияние микрокосма с макрокосмом, означающее уход от любых форм дуальности. В этом Тантра отличается от учения Сутр. В зависимости от методики, степени сложности посвящения, а следовательно, и быстроты постижения, все Тантры делятся на четыре класса (от низшего к высшему): крия-тантра, чарья-тантра, йога-тантра и аннутара-йога-тантра (или маха-йога-тантра).
Считается, что если при практике Тантр низшего класса процесс достижения просветления занимает шестнадцать человеческих жизней, то практика Тантр высшего класса, а именно: Хеваджра-Тантры, Чакра-Самвара-Тантры, Гухья-Самаджа-Тантры и Калачакра-Тантры, позволяет обрести природу будды в течение одной жизни. Их цель — «просветление здесь и сейчас», и путь достижения этого просветления самый прямой».

(О Тантре. Йога для начинающих. Сайт www.yoga.jofo.me.)

«В Буддийской Традиции существует три основных метода или уровня учения, которые всегда неотрывно связаны с тремя составляющими человеческого существа: Телом, Речью и Умом, которые, образно говоря, являются тремя символическими вратами для проникновения в состояние знания. Эти пути в Буддизме и Тибетской Традиции Бон называют учениями Сутр, Тантр и Дзогчен.
Учение Тантр называют Путем Преображения. Он основан на знании и применении энергий. Этот путь считается более быстрым и приводит к освобождению. Его могут практиковать как монахи, так и миряне. Считается, что идущий по пути Тантры ни от чего не отрекается, он не разделяет свои внутренние проявления на благие и неблагие. Напротив все проявления, такие как гнев, радость или страсть рассматриваются как мощный источник внутренней психической энергии, который не нужно подавлять, а напротив, используя различные практики трансформировать в качественно новое состояние. Понять, что такое энергия и как она действует намного сложнее, чем понять, что такое страдание. Поэтому для практики Тантры требуются более высокие способности.
Существует несколько толкований слова «тантра», но наиболее верным его значение является — «непрерывность», в том смысле, что хотя все проявления психической (энергетической) природы сознания человека в соответствии с воззрением Сутры пусты, тем не менее, они непрерывно проявляются. И если мы обратим свой взор вглубь себя, то заметим, что почти каждое мгновение своего бытия мы постоянно что-то ощущаем, чувствуем или думаем. Эта внутренняя деятельность является отражением трех аспектов нашего существа (Тела, Речи и Ума) и проявляется не только в состоянии бодрствования, но и во сне. По сути это непрерывно проявляющиеся потоки внутренней (психической) энергии. На внешнем уровне эта энергия проявляется в виде разнообразных поступков, которые согласуются или не согласуются с требованиями социума. Свободное выражение наших глубинных побуждений, а в особенности те из них, которые сопровождаются «борьбой мотивов» подчас ведут к сильному душевному конфликту. Такие внутренние побуждения в Буддизме принято называть страстями или омрачениями, которые в Сутре принято рассматривать как препятствия на пути (поэтому от них стараются отречься). В Тантре же напротив эти страсти используются как топливо для продвижения по пути, уводящему за пределы наших внутренних ограничений. Отношение в Тантре к страстям, отвергаемым на уровне Сутры, выражено в тантрическом изречении: «Чем больше дров (страстей), тем больше огонь (реализация)». Идеология Тантры в тибетском Буддизме и Традиции Бон имеет много общего с учением Тантры в Индийской культуре».

(Тантра и интегральный подход в психологии. Сайты www.terton.ru; www.SunHome.ru.)

 

5. НОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ ТЕРМИНА «ТАНТРА».

(согласно этимологическому анализу — установление как изменялось значение термина и его морфемная структура в процессе развития языка, какие исторические изменения его первичной формы и значения обусловили настоящую форму и значения термина в современном языке).

«Слово «тантра» значит путь, или метод. Это набор практик, дающих быстрое просветление».

(Тантра.Сайт www.sxnarod.com.)

«Тантра — Нить для нанизывания чего-либо. Основа. Сущность. Текст. Трактат. Заклинание. Произведение тантрической литературы».

(Энциклопедия современной эзотерики. Сайт www.ariom.ru.)

«Когда пять чувств и их объекты используются для достижения желаемого эффекта, этот процесс называется Тантрой. Вот истинное значение слова «тантра»».

(Кришнамачарья К.Э. Оккультная анатомия. 1996г. Амрита-Русь. 2005г.)

«Глава 14. Тантра-Йога для совместной жизни. Тантра: что это такое? Тантра — это санскритское слово, ассоциирующееся с древней индийской философией, иногда называемой «доктриной божественного секса»».

(Джон Мамфорд. Психосоматическая Йога. Сайт www.rumagic.com.)

«Значение слова «тантра». Слово «тантра» происходит из санскрита, и его можно переводить по-разному. Оно означает «путь» или «способы», а в широком смысле — «способы уйти за пределы». Оно может означать «превращение», а в широком смысле — «превращение яда в нектар».

 (Ошо, Ма Ананда Сарита. Тантрическая любовь. Сайт www.litmir.me.)

«В XIV в. наряду со словом «даршана», которое стало самым распространенным термином для обозначения философской системы, широко использовались и другие термины, такие, как «прастхана», «тарка» и «тантра»».

(Философия Индии. Сайт www.history.rin.ru.)
(К. Сатчитананда Мурти. Философские концепции
индийской культуры. Сайт www.jewish-r.narod.ru.)

«Разнообразные толкования слова «тантра» различными школами и группировками часто приводит к недоразумениям. Поскольку даже в Индии и в Тибете термином «тантра» обозначают совершенно разные понятия, от обычной магии до пути к просветлению».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Исходное понятие «тантра» происходит от санскр. «непрерывность», «связь», «нить» — система телесных и психических техник, предназначенная для развития осознанности человека и, как следствие, преодоления им барьера восприятия реальности лишь на основе интерпретации информации, поступающей в ум от органов восприятия (чувств)».

(Ефименко В.А. Шактизм и Тантра. // Древо Индуизма. М. 1999г. С. 64-95.)

«Корень «тан» означает объяснять, излагать, истолковывать, расширять, распускаться, расцветать, распространять; «тра» означает инструмент. Следовательно, «тантра» — это инструмент, расширяющий поле сознания для достижения сверхсознания. Также «тантра» означает экспериментальный, практический метод, позволяющий расширить способности человека».

(Тетерников Л.И. Тантра. Сайт www.teternikov.ru.)

«Слово «тантра» завелось в христианском миру по возвращении (понесших «свет истины» …куда крестоносцы не дошли) христианских миссионеров с известием о некой «восточной религии». В исходном контексте это слово было во множестве … тантры — священные тексты. Правильнее было бы говорить и о «христианствах», астрологиях, но социуму сподручнее единообразие: «тантра», «христианство», как говорят «все»…».

(Тантра для заблудших био-масс. Сайт www.dead-tantra.narod.ru.)

«Само слово «тантра» объясняется по-разному, неоднозначен и ответ на вопрос о происхождении термина. Термином «тантра» обозначают и систему философских взглядов, и набор определенного рода духовных практик и просто письменные источники. Термин «тантра», также как и термин «йога», имеет очень широкий спектр значений, в который одновременно укладываются вещи широко и малоизвестные, легко и трудно воспринимаемые».

(О Тантре. Йога для начинающих. Сайт www.yoga.jofo.me.)

«Санскритский термин «Тантра» связан с понятием переплетения и расширения. Он означает «расширяться, затягивать, и переплетаться». Мы вплетаем несоизмеримые берега нашей природы в единое целое, и так растем, и расширяемся в радости. Тантра может также относиться к учениям священных индусских текстов, которые представляются в форме диалога между богом Шивой и его супругой Шакти, блаженное единство которых создает и поддерживает вселенную».

(Дхармалингама. Духовность и Тантра. Сайт www.kamasukha.in.)

«Тантра как духовное учение оформилась в Индии примерно пятнадцать столетий тому назад и принадлежит духовным школам, декларирующим единство духа и материи. Само слово «тантра» также означает табличку, на которой записаны священные тексты. В более широком смысле термин применяется к священным текстам и письменным руководствам. Вообще, говорят о 64 Тантрах. Есть свидетельства о гораздо большем числе священных табличек, но большинство из них не сохранилось до наших дней».

(Тантра — это пространство быть. Сайт www.centre-osho.ru.)

«Само понятие «тантра» означает буквально «сцепление», в переносном смысле — «сокровенное знание». Тантра — это метод, или путь, достижения Просветления, помогающий практикующему обрести состояние будды в течение одной жизни, хотя и с великими усилиями. При этом стремление к достижению Просветления является скорее альтруистическим, поскольку, согласно учению Махаяны вообще и Ваджраяны в частности, чем ближе сущность к Просветлению, тем более она стремится помогать другим, идущим этим путем».

(Сцепление двух начал. Сайт www.wmnspb.ru.)

«Существует множество определений данному термину. Как правило, в понимании современного человека, слово «тантра» ассоциируется с индийскими сексуальными практиками, чем-то вроде китайской «Кама-Сутры». Это мнение глубоко ошибочно. Изначально, это была система, которая позволяла посредством работы с сексуальной энергетикой тела расширить физические и психические возможности человека с целью познания себя и окружающего мира. Для древних секс не был просто развлечением ради получения удовольствия. Это был один из способов, который приводил человека к просветлению».

(Несколько слов о Тантре. Сайт www.tantrababy.narod.ru.)

«На Санскрите «тантра» буквально означает — непрерывность. В символическом смысле — это учение, которое сопрягает материальное с идеальным, телесное с духовным, рациональное с иррациональным, мужское с женским, Инь с Ян, Ха и Тха. Корень ТАН означает — объяснять, излагать, толковать, расширять, распускаться, расцветать, распространять. ТРА означает инструмент. Отсюда Тантра — инструмент, расширяющий поле сознания, для достижения сверхсознания, для постижения фундаментальных основ бытия. «Тантра» также означает экспериментальный, практический метод, позволяющий расширить способности человека, выйти за рамки своих возможностей».

(Тетерников Л.И. Тантра — Культ Женщины: определение
Тантры, ее истоки и основные положения. Сайт www.teternikov.ru.)

«Само слово «Тантра» значит «то, что освобождает от невежества», и отсюда ее практика основывалась на систематическом и научном выводе человека из состояния невежества к состоянию духовного прозрения. Ее практика не ограничивалась только медитацией и Йогой, она распространялась на область искусств, музыки, литературы, медицины, танца окружающей жизни.
По своей сути Тантра имеет практическую направленность. Она определяет разрыв между желаемой целью ученика и его реальным состоянием и возможностям, затем заполняет этот разрыв научной практикой, основанной на глубинных знаниях человеческого ума и его связей с несовершенной и слабой физиологией тела».

(Обзор Тантра-Йоги Традиции Ананда-Марга. Сайт www.litbook.net.)

«Словом «Тантра» сегодня принято называть множество духовных направлений, прежде всего, Индии, обладающих общими чертами. Тантры принято рассматривать отдельно от традиции Вед. Чаще всего Татры ассоциируются с Агамами, текстами, сказанными самим Богом в той или иной форме. Тантра — очень широкое понятие, затрагивающее сегодня, по сути, всю духовную практику, ритуал и философию большинства индийских, и не только, духовных направлений. Каждое направление, духовная школа имеет свой священный текст и соответственно Тантра — это еще и большой блок священных текстов на Санскрите и других языках. Хотя далеко не все хинду знают сегодня о масштабе влияния Тантр, сведущие ученые смело заявляют, что сегодняшняя практика хинду в основном тантрическая по характеру. Столь популярная пуджа в Индии имеет начало в тантрических практиках и большинство богов и богинь тоже принадлежат к пантеону Тантр».

(Тантра. 30.12.2010г. Сайт www.olo-hum-olo.livejournal.com.)

«Что означает Тантра. Смысл слова «тантра» (тиб. rgyud) можно обозначить как «вечный непрерывный поток». Существуют три уровня такого потока: 1. Вечный поток основы, который является потоком индивидуального сознания каждого живого существа и несет в себе все факторы, или аспекты природы будды (khams de-bzhin snying-po), позволяющие достичь просветления. 2. Вечный поток пути, который является непрерывностью практик Махаяны, заключающихся в использовании медитативных образов будд (yi-dam; йидам; тантрическое божество). Эти практики могут длиться вечно, поскольку йидамы никогда не устают, не стареют и не умирают. 3. Вечный поток плода, который является бесконечной непрерывностью просветляющих тел будды. Практика вечного потока пути очищает от преходящих загрязнений вечный поток основы, так что он преобразуется в вечный поток плода. Тексты, в которых обсуждаются эти вопросы, также называют Тантрами».

(А.Берзин. Основные понятия Тантры. 1986г., 2002г. Сайты e-reading.club; beloveresk.ru.)

«Тантра — термин, возникший в результате культурного шока европейских миссионеров, давших столь примитивно-обобщающее название разнородным учениям и практикам Индуизма, Буддизма, Бон, новых религий и культов Нью-Эйдж. Исходное понятие «тантра» происходит от санскр. букв. «непрерывность», «связь», «нить». Тантра — это система телесных и психических техник, предназначенная для развития осознанности человека и, как следствие, преодоления им барьера восприятия реальности лишь на основе интерпретации информации, поступающей в ум от органов восприятия (чувств). В индийской терминологии Тантра — учение о двуединой природе мира, в котором представлены мужское и женское начала, о нераздельном союзе блаженства и пустоты как мужского так и женского начал. В тибетской и бонской терминологии «тантра» определяется как система практик для достижения высшей реализации, и является особенностью Буддизма Ваджраяны (или тантрического Буддизма), который включает в себя Тибетский Буддизм и японскую школу Сингон. Тантра является третьей и высшей колесницей учения Буддизма».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Термин «тантра» со времени своего первого появления на Западе и вплоть до настоящего времени нередко понимался неверно. Этот термин вошел в английский язык в 1799г., когда тантрические работы были обнаружены миссионерами в Индии. Эти работы не были буддистскими трудами. В то время на Западе фактически едва ли было известно о существовании такого явления, как Буддизм. Термин «тантра» был известен тогда лишь как заголовок этих работ, содержание которых совершенно отличалось от того, что люди ожидали увидеть в книгах по философии и религии. Миссионеров совершенно шокировало то, что другие люди имеют религиозные и философские идеи, так отличающиеся от их собственных. Для них слово «тантра» значило не более чем эти пространные трактаты; однако поскольку в этих трактатах предмет рассмотрения был столь необычен с их точки зрения, термин стал приобретать совершенно особое значение, значение, которое не подтверждалось надлежащим изучением этих текстов. К сожалению, в этом случае, как и во многих подобных, раз уж неправильная концепция была создана, потребовались почти сверхчеловеческие усилия для того, чтобы вырвать с корнем все ложные идеи и лишние дополнительные значения, которые выросли вокруг этого, и возвратить верные. Я намерен попытаться рассказать вам, что значит термин «тантра» в настоящее время в специальном смысле…».

(Гюнтер Г.В., Трунгпа Ч. Заря Тантры.
/ Пер. с англ. О.Донат. СПб. Реверс.1993г. 105 стр.)

«В индуистском Тантризме термин «тантра» употребляется в трех значениях:
1. Тантра, в широком, метафизическом значении этого термина, — это вечно существующая Сатья Санатана Дхарма (Истинный Вечный Закон) — универсальная сакральная Традиция без начала и конца. Тантра — это сердцевина и суть всех религиозных традиций и систем, она распространяет истинное Знание Реальности (Таттва-Видья) через раскрытие законов существования человека микрокосма и Вселенной (макрокосма). Тантризм несет своим адептам бхукти (наслаждение жизнью) и мукти (освобождение) — Полноту того и другого. Тантра раскрывает нам Реальность в ее «таковости» и этим спасает от страданий.
2. Тантра, в более узком, религиоведческом понимании, — это сакральная традиция, основанная на Тантрах (агамах и нигамах) — особом классе богооткровенных священных текстов. В индуистской Тантре культ Шакти занимает одно из центральных мест (наряду с культом Шивы). Индуистская Тантра обладает развитой философией и широким спектром ритуальных, йогических и медитативных практик. В индуистской Тантре сохраняется непрерывная традиция почитания Богини-Матери, идущая от древнейшего универсального культа Богини.
3. Тантрами называются Священные Писания, представляющие собой запись мистического диалога между Шивой и Шакти».

(Шактизм. Сайт www.shaktism.narod.ru.)

«Шанкарачарья употребляет слово «тантра» в значении, предложенном словарем «Амара-Коша», без указаний на Тантру как самостоятельную доктрину, то есть в значении слова «доктрина», «система мысли». Он говорит о направлении Санкхья как Санкхья-Тантра — доктрина Санкхьи. Бхаскара использует слово в этом же значении, говоря о Мимансе. Ни Санкхья, ни Миманса не являются тантрическими системами, хотя и повлияли на развитие Тантр. На этом основании делается вывод, что слово «тантра» для обозначения определенных учений и духовных направлений появилось достаточно поздно. Но когда именно — установить сложно.
Существуют тексты, содержащие в своем названии слово «тантра». Появление этих текстов относятся не раньше, чем к VI в. н.э. А расцветом считается XI в. Таким образом, мы можем считать, что слово «тантра» означает доктрину, теорию в самом общем смысле. Тантра используется как синоним для слов «видхи» — предписание, путь; «нияма» — правило, запрещение, указание; «шастра» — священное писание, «агама» — откровение, то, что пришло свыше, «нигама» — пояснение Вед, «шрутисакха» — сопровождающий Веды, «тикартавьята» — набор обязанностей, «прабандха» — сочинение, «шастравишеша» — особое священное писание, и «сиддханта» — доктрина.
Само понятие «тантра» означает буквально «сцепление», в переносном смысле — «сокровенное знание». Тантра — это метод, или путь, достижения Просветления, помогающий практикующему обрести состояние будды в течение одной жизни, хотя и с великими усилиями».

(Тантра. Сайт www.tantram.org.)

«Вот несколько цитат из разных книг о значении слова Тантра:
«Слово «Тантра» имеет широкое смысловое значение. Корень «тан» означает распространять, корень «тра» — спасать. Тантра распространяет великое знание и тем самым спасает. Тантра означает также «истина» или же «книга», «трактат». Есть и другие толкования этого слова» (Димешвар Рам Авадхута. «Тантра»).
«Тантра — это наука о личности. Подобно тому, как Аюрведа проповедовалась древними мудрецами Индии как действительно цельный и интегральный подход к поддержанию здоровья тела, как аштанга-йога предназначалась для оптимального раскрытия духовной природы человека, так Тантра представляет собой ментальную науку, метапсихологию, метод для исследования ума и расширения границ человеческого восприятия» (Роберт Свобода. «Агхора. По левую руку Бога»).
«Тантpизм можно рассматривать как своего рода синтез всех основных моментов индуистской традиции, хотя при этом он имеет совершенно особый колорит и соответствует определенному циклическому периоду, понимаемому в терминах метафизики истории. Понятиям «тантpа» (которое раньше означало «трактат», «экспозиция»), произошедшее из корня «тан» (расширять, распространять, продолжать, развивать), и «агама», (так обозначались другие тексты той же категории), здесь придается значение «того, что случилось, совершилось»)» (Юлиус Эвола. «Йога могущества»).
«Тантра представляет собой целостный подход к изучению Универсума с позиции Индивидуума; это исследование макрокосма посредством изучения микрокосма. Чтобы обеспечить практические средства осознания высочайших идеалов философии в повседневной жизни, Тантра пользуется всеми науками: астрономией, астрологией, нумерологией, физиогномикой, парапсихологией, математикой, геометрией и так далее. Вместо того чтобы разделять различные сферы человеческого знания и распределять их по категориям, Тантра, напротив, соединяет их воедино, словно нанизывая бусины на одну нить. Возникающие при этом прекрасные четки становятся уникальным инструментом совершенствования физической, умственной и духовной жизни человека» (Джохари Хариш. Инструменты для Тантры. Чакры: энергетические центры трансформации)»».

(Тантра. 08.10.2007г. Сайт www.liveinternet.ru.)

«Слово «тантра» имеет много значений, и возможно его истинное значение потеряно в древности. Некоторые исследователи утверждают, что это слово происходит от санскритского слова, обозначающего «ткань» или «гобелен», символизируя что-то, что вплетено в нашу жизнь. Другие утверждают, что оно произошло от двух санскритских слов — «таноти» и «трайати». Таноти означает расширение сознания, трайати означает освобождение. Таким образом, можно сказать, что Тантра расширяет и освобождает сознание, делая его тканью существования.
Являясь наивысшим из возможных синтезом между любовью и медитацией, Тантра еще является связью между третим измерением и другими планами существования за пределами материального плана. Также как и религиозная философия, Тантра охватывает глубокое духовное понимание жизни и древнее искусство жизни в гармонии с реальностью. Это поэтическая наука сверхсексуальности, корни которой теряются в тысячелетиях не только в Индии и Тибете, но также на Дальнем Востоке, Полинезии и туземных культурах во всех частях мира, включая культуру американских индейцев. Она использовалась как средство для достижения состояния космического сознания и соединения с божественным.
Тантра обращается с сексуальной энергией скорее, как с любящим другом, чем с чем-то что должно быть подавлено или о чем можно говорить только шепотом и по-секрету. Она не отрицает секс и не считает секс помехой на пути к просветлению или Божественной Милости. Наоборот Тантра — это духовный путь, который говорит, что секс священен, это не грех, он не против Бога, неважно в браке вы или нет. Тантристы скорее боголюбящи, чем богобоязнены. Тантра не предлагает вам контролировать сексуальные потребности чтобы достичь Бога, она скорее говорит обратное. Она поддерживает развитие этой жизненной энергии, чтобы достичь единства с божественным. Сущность Тантры — полное проживание бытия, скорее слияние, чем избегание чего-то. Она является предельной Йогой, что на Санскрите означает единение.
Само понятие «тантра» означает буквально «сцепление», в переносном смысле — «сокровенное знание». Тантра — это метод, или путь, достижения Просветления, помогающий практикующему обрести состояние будды в течение одной жизни, хотя и с великими усилиями. При этом стремление к достижению Просветления является скорее альтруистическим, поскольку, согласно учению Махаяны вообще и Ваджраяны в частности, чем ближе сущность к Просветлению, тем более она стремится помогать другим, идущим этим путем».

(История Тантры. Что такое Тантра. 23.01.2011г. Сайт www.liveinternet.ru.)

«Понятие «тантра» вобрало в себя множество смыслов. Очередной индийский мыслитель вносил в её значение все новые и новые понятия. В разном контексте, «тантра» может означать: нить, ткань, челнок, продолжение, происхождение, представление церемоний, систему, теорию, доктрину, научное открытие, вид творчества. В конце концов, Тантра представляет из себя мистическую и магическую доктрину, которая вдохновляет любое созидание.
Существует такое мнение, что слово «тан» произошло от «тантра» и означает «выставлять», «объяснять». Тантра в этих понятиях очень часто употребляется в различной литературе, при этом никакого отношения к «тантризму» не имея.
Термин «Тантра» может также означать «ткач, ткачество». Согласно Тантре, «Вселенная воспринимается как бесконечное полотно (ткань), где всё имеет своё место и всё происходит под её кровом».
В Санскрите, слово «Тантра» возникло до XI в. Его происхождение можно описать присоединением к корню слова «тан» (в значении растягивать, распространять) суффикса -тра (принадлежность к некоторому инструменту), буквально это расширение поля для сознания, способ прикоснуться к высшему сознанию, к основе бытия. Цель для Тантры пробудить «вместилище» непознанных человеком возможностей и поиск путей их использования.
В эзотерике Тантра обозначает то, что увеличивает джняну («знание» или «мудрость»). Тантра «расширяет» горизонты Реальности используя для этого выявления глубинных слоёв мудрости. Это означает, что Тантра представляет из себя абсолютное целое, трансцендентальное и имманентное, Реальность и бытность, Бытиё и проявление, Сверхсознание и сознание, Бесконечность и конечность, Дух и материю, Вечное и мирское, или говоря иначе в санскритских терминах, нирвану и сансару или брахман и джагат. В данном контексте, слова «сансара» и «джагат» означают: «изменчивый мир», «воспринимаемый человеком чувственно».
Как духовное учение Тантра сформировалась в Индии около пятнадцати столетий назад и принадлежала духовным школам, пропагандирующим единство материи и духа. Само же слово «Тантра» может также означать табличку, с записанными на ней священными текстами. Если смотреть на термин более широко, то он применяется в отношении священных текстов и письменных руководств. Выделяют 64 Тантры. Существуют свидетельства о значительно большем количестве священных табличек, однако большая часть из них до наших дней не дожила.
У Тантры есть несколько различных направлений: индусская, буддийская, даосская. Но изначально, Тантра учение индийское. Индуисты верили, что путь к просветлению имеет четыре цели. Первая цель — это дхарма, то есть следование правилам социального поведения и общественной морали. Зависела дхарма, от принадлежности к определённой касте, а также от профессии. Вторая цель — арта, это материальное благополучие и комфорт. Третья — это кама, то есть любовь и физическое удовольствие. И четвёртая цель — это кайвалья, то есть просветление, которое достигается с помощью первых трёх. Есть письменные тексты о каждой из индуистских целей, которые называются сутрами».

(Что такое Тантра. 18.07.2009г. Сайт www.liveinternet.ru.)

«Слово «тантра» очень многозначно. М.Элиаде переводит слово «тантра» как «то, что увеличивает знание». Известный учитель Йоги XX в. Свами Сатьянанда Сарасвати определяет это слово, по сути, так же, т.е. как «расширение ума и освобождение дремлющей потенциальной энергии». Кроме того, «тантра» — это термин, который используется для обозначения базовых тантрических текстов. Таким образом, можно заключить, что Тантра — это религиозно-философское учение, в котором важное место занимает специфическая психотехника, направленная на «расширение знания» для достижения освобождения, и которое содержится в основном текстах-тантрах.
Термин «тантризм» восходит к востоковедению XIX в., представители которого ввели его для обозначения некоторых религиозных течений как в Индуизме (Шактизм, Шиваизм, Вайшнавизм), так и в Буддизме (Ваджраяна), в которых первостепенное место занимают тексты религиозно-психотехнического содержания, называемые Тантрами.
С.В.Пахомов пишет, что становление Тантризма заняло несколько веков, закончившись примерно в IV-VI вв. Распространяться он начал с VII в., а период с IX в. по XIV в. считается расцветом Тантризма. Самые ранние тантрические тексты, дошедшие до нас, относят к вишнуитской школе Панчаратра (V в.). Тем не менее, тантрические коннотации можно уже заметить в Ведах, Брахманах, буддийских сутрах и др. Происхождение Тантризма обычно связывают с возросшим влиянием религиозности автохтонного (доарийского) населения Индии. Мирча Элиаде предположил также, что возможно имело место гностическое влияние, которое могло достичь Индии через северо-западную границу с Ираном.
Несмотря на вышесказанное, строго идентифицировать Тантру не так просто. Видный исследователь С.Б.Дасгупта считает, что вопрос о происхождении и идентификации Тантризма является более сложным и весьма неопределенным. Он пишет, что «Тантризм не является ни буддистским, ни индуистским по происхождению. Он представляется религиозным подводным течением, исходно независимым от каких бы то ни было труднодоступных для понимания метафизических рассуждений, проистекающим из неопределённого момента в религиозной истории Индии». Сложность идентификации Тантризма связана с тем, что Тантризм «всегда бытовал в виде неопределенного конгломерата многочисленных линий духовных передач от учителей к ученикам. … в нем выделяется множество различных направлений, школ, центров, которые как правило функционируют вокруг того или иного авторитетного лидера».
Нечто похожее на Тантру, которая претерпела, как и многие восточные и мистические доктрины, причудливые трансформации, начало развиваться и на Западе. Первые наиболее адекватные сведения об индуистской Тантре связаны с именем Джона Вудроффа (1865-1936), которые ознаменовали начало новой науки, тантрологии. До него можно было встретить лишь «спорадические и во многом случайные описания тантрических учений и практик в трудах европейских индологов XIX в. (например, у Г.Кольбрука, Х.Х.Уилсона, М.Моньер-Вильямса)».
Но, несмотря на появления академических работ и изданий базовых тантрических текстов («Куларнава-Тантра», «Маханирвана-Тантра» и др.), нельзя утверждать, что эти сведения достигали широкого читателя, оставаясь в рамках внимания специалистов. Ситуация изменилась в 70-х годах. В это время начинается массовое увлечение Тантрой, причем без особого разделения на буддийскую и индуистскую. В русле этого общего интереса Классическая Традиция была воспринята не в ее чистом виде, а как переработанный с учетом западных запросов «новодел», поэтому можно говорить о появлении специфического культурно-социального продукта, лишь отчасти соприкасающегося со своим оригиналом.
Тантре посвящено достаточное количество книг Ошо. Среди них можно упомянуть: «Тантра — высшее понимание», «Видение Тантры», «Тантра. Энергия и экстаз», «Мастер — это зеркало: тантрический экстаз единения», «Виджняна-Бхайрава-Тантра». Но наиболее систематически изложены тантрические идеи Ошо его ученицей и медиумом Ма Ананда Саритой в книге «Тантрическая любовь». В ней даны некоторые культурологические измышления в связи с Тантрой, вопросы учения и практики.
Согласно данной книге, слово «тантра» означает «путь», «способы», «способы уйти за пределы», «превращение», «превращение яда в нектар», что является достаточно проблематичным, т.к. санскритский глагол tan переводится как «растягивать, распространять, множить». По мнению автора, первое «письменное свидетельство о Тантре мы встречаем в учении просветленного мастера Шивы, жившего около пяти тысяч лет назад в Индии. Он разработал сто двенадцать способов медитации, посредством которых можно прийти к сверхсознанию».

(С.А.Жаринов. Нео-Тантризм как феномен «новой религиозности».
Философский портал «Арктогея». Февраль. 2009г. Сайт www.arcto.ru.)

«Происхождение слова «тантра» истолковывается по-разному. Прежде всего, оно обозначает систему мысли, набор практик или собрание книг. Подобно другому родственному слову «йога», слово «тантра» тоже заключает в себе множество как обычных, так и необычных смысловых оттенков.
Первоначально слово «тантра» несет в себе смысл плетения ткани: можно предположить, что оно происходит из профессиональной терминологии. Тантра является плетением, в котором нити «растягиваются» или «вытягиваются», а также обозначает тот образец, который получается в результате плетения.
Также оно обозначает обычное «пояснение» (tattriti dhatoriha dharamarthat). В этом случае под «тантрой» подразумевается книга или глава трактата, в которых различные аргументы и пояснения к ним сведены в одну тему (например, Shashthitantra) или сборник рассказов (Pancatantra). С течением времени это слово стало обозначать любого рода литературу или религиозно-мистические трактаты.
Самым важным представляется следующий факт: слово «тантра» подразумевает под собой процесс расширения или действия в виде растягивания ткани — особые техники, методы и практические приемы. Поэтому оно стало употребляться в качестве общего обозначения мастерства любого рода или определенной компетентности в овладении различными приемами и методами.
Существует интересное определение Тантры, данное известным комментатором Катьяяной: «Тантра — это совместное появление действий». Таким образом, под Тантрой понимается такая организация бихевиоральных (поведенческих) актов, при которой осуществляется непосредственный синтез. В этом смысле оно имеет то же самое значение, что и слово «йога».
Аюрведа использует слово «тантра» для обозначения человеческого тела, а слово «янтра» для определения его механизма и структуры. Тело представляет собой соединение различных органов (angas), является организацией сил (dhatus, doshasи malas) и «паттернов» становления. Даже в расширенном смысле слово «янтра» обозначает геометрическую фигуру (паттерн), определенный синтез линий и букв или тотальное (полноценное) представление о явлении. Аналогичным образом, слово «мантра» представляет собой особую организацию системы звуков в виде букв и слов, которая обладает необычной силой и носит название магической формулы.
В техническом смысле слова под Тантрой подразумевается процесс соотношения необычных моделей или «паттернов» (янтр) с необычными словесными формулами (мантрами). В основе данных необычных моделей и формул находится убеждение, что человеческое тело является местом их функционирования. Янтры являются внешним геометрическим выражением сил, действующих внутри тела человека; мантры представляют собой конкретизацию вибраций, звучащих внутри человека. Таким образом, тантра напрямую обращается к общему полю, в котором действуют различные силы и вибрации, т.е. собственно к человеческому телу, не столько к физическому, сколько к тонкому, невидимому, обладающему сложной структурой и, несмотря на свою кажущуюся неразличимость, в высшей степени эффективному…
Эта линия развития чрезвычайно интересна, потому что она приобретает ритуальный смысл. Комментатор «Апастамбы» объясняет, что Тантра представляет собой ритуал с многочисленными деталями. Любопытно расширенное значение этого слова, разработанное в этом контексте «Сабарой», другим древним авторитетным источником: «когда то, что совершается, одновременно служит нескольким целям, подобно тому, как лампа, зажженная среди священнослужителей». Тем не менее, практический ритуальный смысл здесь более предполагаем, чем очевиден. Возможно, подразумевалось, что в случае невозможности прохождения через всю последовательность ритуалов, для получения желаемого результата будет достаточно исполнения определенной детали. Или же это относилось к некоторой детали, которую использовали в разнообразной последовательности в тождественном образе действий, но с разной пользой.
По всей видимости, как практическая дисциплина Тантра является более поздней интерпретацией. Например, философская система Санкхья именовала себя «Тантрой» и Шанкара признавал ее за таковую; «Панчаратра» была известна как «Саттвата-Тантра». Каутилья (около III в. до н.э.) использовал это слово в смысле фундаментальных канонов, применяемых для объяснения и изложения системы мысли. Эта интерпретация обрела под собой почву, и слово «тантра» стало конкретно обозначать хорошо организованный корпус мысли, обладающий собственной логикой и рациональной основой. На него даже смотрели как на на эквивалент «авторитетности» и «традиции». Несмотря на это, слово находило довольно умеренное применение в отношении к ортодоксальным системам философии».

(Рамачандра Рао. Тантра. Мантра. Янтра. Тантрические
традиции Тибета. / Пер. с англ. А.Иванникова. Беловодье. 2002г.)

«Часть I: Основные вопросы и сомнения относительно Тантры. 1. Смысл Тантры. Определение термина «тантра». Учение Будды включает в себя как сутры, так и тантры. Сутры задают основные темы для практики достижения освобождения из подневольного круговорота проблем, кроме того, достижения просветленного состояния будды, дающего способность приносить максимальную пользу другим живым существам. Эти темы включают методы развития нравственной самодисциплины, сосредоточения, любви и сострадания, а также верного понимания действительного способа существования всех предметов и явлений. Тантры учат более продвинутым практикам, основанным на положениях сутр.
Санскритское слово «тантра» означает «полотно с ткацкого станка», или «ткань, сотканная из нитей». Подобно канве полотна, тантрические практики служат основой для вплетения тем, характерных для сутр, в ковер просветления. Более того, Тантра сочетает в себе физические, вербальные и умственные аспекты каждой практики, сплетающиеся вместе в единый целостный путь духовного развития. Поскольку невозможно интегрировать и практиковать одновременно все положения сутр, не овладев предварительно каждой из них в отдельности, практика Тантры является чрезвычайно сложной и продвинутой дисциплиной.
Корень слова «тантра» означает «тянуться» или «длиться без перерыва». Подчеркивая эту коннотацию, тибетские ученые перевели данный термин как «гью» (rgyud), что означает непрерывную протяженность. В данном случае подразумевается скорее непрерывность во времени — подобно последовательности кадров кинофильма, — а не в пространстве, наподобие камней брусчатой мостовой. Более того, протяженность, о которой идет речь в Тантре, напоминает вечный кинофильм: она не имеет ни начала, ни конца.
Нет двух одинаковых фильмов, и даже две копии одного и того же кинофильма — это не одна и та же катушка с пленкой. Точно так же вечные длящиеся последовательности всегда сохраняют индивидуальность. К тому же кадры кинофильма следуют один за другим, и все меняется от кадра к кадру. Так же эфемерны моменты, из которых складываются вечные последовательности; в каждое мгновение мы имеем дело с единичным моментом, и нет ничего субстанционального, нитью проходящего через все эти последовательности.
Поток сознания как Тантра. Наиболее впечатляющий пример вечной последовательности — это поток сознания, вечный континуум моментов личного сознания, или ума. Под умом в Буддизме понимается просто индивидуальное субъективное восприятие явлений, а не материальный или нематериальный объект, воспринимающий явления или же являющийся орудием, которое мы используем для восприятия. Далее, поток сознания не есть поток накапливающихся восприятий, как если бы у одного человека было больше восприятий, чем у другого. Поток сознания попросту представляет собой непрерывную последовательность моментов умственной деятельности — простое восприятие явлений. К воспринимаемым явлениям относятся зрительные образы, звуки, чувства, мысли, сон и даже смерть. Говоря «простое восприятие», мы подразумеваем, что индивид необязательно намеренно воспринимает явления, они необязательно затрагивают его эмоционально, и более того, само восприятие необязательно осознается индивидом.
Далее, восприятие чего-либо всегда индивидуально и субъективно. Два человека могут зрительно воспринимать один и тот же кинофильм, но их восприятие не будет одинаковым — одному он может понравиться, а другому нет. То, как они воспринимают один и тот же фильм, зависит от многих взаимозависимых факторов, таких как их настроение, состояние здоровья, соседи в зале и даже те места, на которых они сидят.
Индивидуальные существа — это существа, обладающие потоками сознания. В каждый момент своего существования они что-либо воспринимают. Их действия продиктованы определенным намерением — даже если это намерение не выражено понятийно как некий план, — и они испытывают те или иные субъективные переживания как немедленный или же отдаленный во времени результат своих действий. Поэтому потоки сознания индивидуальных существ — их восприятие явлений — изменяются каждый момент, как и они сами, а их умственные протяженности переходят из одной жизни в другую, не имея ни начала, ни конца. Буддизм принимает как данность не только то, что умственные протяженности длятся вечно, но и тот факт, что у них нет абсолютного начала, — они не созданы неким Творцом, не возникли из материи/энергии и не появились из ничего.
Индивидуальные существа, а значит, их умственные протяженности взаимодействуют друг с другом, но остаются при этом обособленными даже при достижении ими состояния будды. Хотя Будда Шакьямуни и Будда Майтрейя равносовершенны в своем достижении просветления, они не являются одной и той же личностью. У каждого из них свои уникальные связи с различными живыми существами; именно этим объясняется тот факт, что определенные личности могут встретить какого-то одного конкретного будду, а не другого, и получить пользу именно от него.
Для того чтобы сохранить свою индивидуальность, кинофильмы не нуждаются в каких-либо внутренне присущих и жестко закрепленных за ними характеристиках, как, например, название фильма, которое присутствовало бы в каждом кадре как его часть и сообщало бы этому фильму его отличительные особенности исключительно своей силой. Индивидуальность того или иного фильма существует уже благодаря взаимосвязанным изменяющимся факторам, таким, как, например, воспринимаемая органами чувств смена кадров. Точно так же протяженность вечных потоков ума не включает никаких внутренне присущих и жестко закрепленных за ними характеристик, таких как «душа», «самость» или «личность», которые оставались бы незатронутыми и неизменными, как на протяжении одной жизни, так и от одной жизни к другой, и которые своей собственной силой сообщали бы им индивидуальные особенности. Индивидуальность умственных потоков существует лишь благодаря взаимосвязанным изменяющимся факторам — таким, как череда восприятий различных объектов, данная нам в переживании в соответствии с принципами причинно-следственного закона действия и его результатов (санскр. karma). Даже на более общем уровне умственные потоки лишены внутренне присущих и закрепленных за ними характеристик — таких как «человек», «комар», «мужчина», «женщина». В зависимости от своих действий, индивидуальные существа появляются в каждой жизни в разных формах — иногда с большими страданиями и проблемами, иногда с меньшими.
Использование термина «тантра» по отношению к природе будды. Хотя потоки сознания, а значит, и индивидуальные существа не обладают некой присущей им душой, которая своей собственной силой сообщала бы им их характерные отличительные особенности, они все же обладают определенными особенностями, являющимися неотделимой частью их природы. Эта неотделимая часть также может быть названа тантрой — безначальной и бесконечной последовательностью моментов. Присущие потоку сознания вечные аспекты, которые преобразуются в просветленные аспекты мудрости будды или которые позволяют каждому потоку сознания стать потоком сознания будды, образуют факторы природы будды данного потока сознания.
Так, непрерывные последовательности моментов физических видимостей, коммуникации и работы ума (тела, речи и ума), достоинств и активностей всегда сопровождают последовательность моментов каждого умственного потока, хотя конкретные формы, которые принимают эти пять аспектов, каждый момент различны. Физическое тело может быть невидимым для человеческого глаза; общение может быть непреднамеренным, человек может осуществлять его, сам того не желая, своими жестами; работа ума может быть минимальной — как во сне или в бессознательном состоянии. Достоинства — такие как понимание, забота и способности — могут проявляться крайне слабо или находиться в дремлющем состоянии; активности могут совершаться совершенно неосознанно. Тем не менее, индивидуальное субъективное восприятие объекта ежемоментно порождает непрерывные физические видимости, обмен той или иной информацией (коммуникацию), работу ума, некоторую степень проявления достоинств и определенную активность.
То, что непрерывная последовательность моментов этих пяти внутренне присущих аспектов сопровождает поток сознания каждого существа в каждой его жизни, свидетельствует о том, что последовательность моментов этих пяти аспектов продолжает сопровождать поток сознания каждого существа и по достижении им состояния будды. Говоря иначе, моменты, составляющие эти пять аспектов, длятся в непрерывной последовательности даже после достижения просветления, но теперь они проявляются как пять просветляющих характеристик будды. Мы вправе называть их просветляющими потому, что они являются наиболее действенными средствами для ведения других к полному просветлению.
Безначальные последовательности, имеющие конец. Будучи тантрами, вечные потоки аспектов природы будды, присущие каждому индивиду, в каждый момент времени сплетаются вместе, образуя взаимосвязанное целое, подобно некой сети. Иначе говоря, вечные протяженности образуют нити полотна, в которое вплетены последовательности моментов других характеристик потоков сознания. Это множество переплетающихся характеристик также безначально, но не все из них будут длиться вечно. Некоторые могут иметь конец и, таким образом, не являются неотъемлемыми аспектами природы потока сознания. Наиболее значительные из них — это безначальные потоки заблуждения относительно образа существования предметов и явлений, привычные склонности, сформированные этим заблуждением, и подневольный круговорот проблем и ограничений, вызываемый этими склонностями. Здесь, для того чтобы упростить изложение, мы употребляем термин «заблуждение», а не «отсутствие осознавания» (неведение), не вкладывая в этот термин никакого подтекста из смыслового поля дезорганизации, потерянности или слабоумия.
Безначальная последовательность моментов различных уровней заблуждения и порождаемых им привычных склонностей может закончиться, потому что их могут заменить и на всегда удалить их прямые противоположности — последовательность моментов понимания и связанные с ним отпечатки склонности. Пока поток сознания сопровождается потоком моментов заблуждения и обусловленных им привычных склонностей, аспекты природы будды не смогут проявиться в полной мере. Пока потоки сознания находятся в таком состоянии, индивиды, образуемые ими, являются ограниченными существами («чувствующими существами»). Аспекты природы будды полностью проявляются только при полном устранении всех ограничивающих факторов, или «преходящих загрязнений», а именно, при полном устранении всех уровней заблуждения и обусловленных им привычных склонностей. Когда поток всех ограничивающих факторов прерывается навсегда, индивиды не являются более ограниченными существами. Их нескончаемый индивидуальный поток сознания продолжается, но теперь эти существа преобразованы в будд.
Толкование Тантры в традициях Ньингма и Кагью. Все четыре традиции тибетского Буддизма — Ньингма, Кагью, Сакья и Гелуг — понимают под Тантрой вечные последовательности моментов взаимосвязанных аспектов природы будды. Объяснения, характерные для каждой традиции, лишь проливают свет на более глубокие аспекты этой темы и взаимно дополняют друг друга. Давайте вначале рассмотрим общие понятия, характерные для Ньингма и Кагью, поскольку в этих традициях рассмотрение Тантры строится, исходя из понятия «природы будды». Их представления основаны на «Наивысшем вечном потоке» (санскр. Уттаратантра) Майтрейи.
Майтрейя учил, что, хотя последовательность моментов аспектов природы будды длится вечно, они могут быть не очищены, частично очищены или полностью очищены. Различие состоит в том, сопровождается ли поток сознания последовательностью моментов всех уровней заблуждения и обусловленных ими склонностей без перерыва, сопровождается ли только некоторыми из них в некоторые моменты или же никогда не сопровождается никакими из этих факторов. Эти три способа существования вечных потоков аспектов природы будды именуются соответственно Тантрой основы, Тантрой пути и Тантрой плода.
Поток постоянно присутствующих аспектов природы будды, представляющий собой Тантру основы, — это рабочий материал для достижения пробуждения. Если смотреть с данной точки зрения, то эти аспекты не очищены, или «нечисты», в том смысле, что поток моментов всех уровней заблуждения и обусловленных им склонностей постоянно переплетается с потоком аспектов природы будды, в той или иной степени ограничивая проявление этих аспектов.
На пути к пробуждению практикующие работают над устранением ограничений через постадийное пресечение потоков различных уровней заблуждения и связанных с ним склонностей, переплетающихся с потоками существования их тела, речи, ума, достоинств и активностей. Следовательно, в ходе процесса очищения поток аспектов природы будды, рассматриваемый как Тантра пути, частично очищен, а частично нет. Иногда поток аспектов природы будды сопровождается периодами полного понимания, а временами следуют периоды, когда понимание возникает лишь на мгновение. Бывает, что поток моментов заблуждения на какое-то время пресекается. Потом потоки некоторых уровней заблуждения восстанавливаются, но со временем наступает такой момент, когда ни один из них, прекратившись, более никогда не возобновляется. Подобным образом склонности, обусловленные заблуждением, время от времени пресекаются и не продуцируют моменты заблуждения, и в конечном итоге поток этих склонностей исчезает навсегда.
На конечном уровне состояния будды поток аспектов природы будды, рассматриваемый теперь как Тантра плода, полностью очищен в том смысле, что он полностью свободен, и притом навсегда, от сопровождающих течение этого потока периодов проявления какого бы то ни было уровня заблуждений или обусловленных им склонностей. Таким образом, аспекты природы будды вечно действуют в полную силу, проявляясь как взаимосвязанные просветленные аспекты будды, а именно как пробужденные физические, коммуникативные и умственные способности, достоинства и активность.
Итак, согласно традициям Ньингма и Кагью основным смыслом Тантры является переплетение потоков аспектов природы будды, рассматриваемых в перспективе основы, пути и плода для выработки метода достижения пробуждения. В более узком смысле тантра учит методам работы с аспектами природы будды, проявляющимися как тантра пути для очищения потока аспектов природы будды, проявляющихся как Тантра основы, — чтобы они, в конечном счете, проявились как вечные потоки Тантры плода. В практике Тантры это преобразование осуществляется благодаря связыванию потоков неочищенных аспектов природы будды с потоками их очищенного состояния, символизируемыми просветленными аспектами медитативных образов будд.
Толкование Тантры с точки зрения традиции Сакья. Объяснение смысла Тантры традицией Сакья базируется на Тантре Хеваджры — тексте высшего класса Тантр. Это толкование проливает свет на связь между медитативными образами будд и обычными существами, которая позволяет объединить их соответствующие характеристики в ходе тантрической практики.
Тема, рассматриваемая исключительно в высших классах Тантры, — это поток ясного света (ум ясного света), тончайший уровень потока нашего сознания. Во всех потоках сознания присутствует восприятие явлений на уровне ясного света, который, будучи совершенной природой будды, наделяет их глубочайшей, вечной непрерывностью. Более грубые уровни восприятия явлений, как, например, те, на которых происходит чувственное восприятие и рассудочное мышление, в действительности не переходят, без перерыва, из одной жизни в другую. Более того, они навсегда прекращаются с достижением просветления. Непрерывно течет лишь поток сознания на уровне ясного света, даже после достижения нами состояния будды. Если уподобить живых существ радиоприемникам, то можно сказать, что более грубые уровни их потоков сознания подобны звучащим по радио программам различных радиостанций, в то время как потоки сознания уровня ясного света подобны простой «включенности» радиоприемника. Однако здесь нет полной аналогии. Радиоприемник можно выключить, а поток сознания никогда не прекращает своего течения.
Безотносительно к уровню, на котором оно происходит, простое индивидуальное субъективное восприятие явлений подразумевает возникновение видимостей объектов (ясность) и умственное взаимодействие с ними (осознавание). Другими словами, индивид воспринимает не сами внешние объекты, но их видимости, или умственные образы, возникающие как часть акта восприятия. В данном случае под видимостями понимается не только визуальный облик явлений, но также связанные с ними звуки, запахи, вкусы и тактильные ощущения, точно также как и мысли о них. Западная наука описывает тот же процесс с точки зрения физики. Воспринимая те или иные явления, индивид на самом деле познает не внешние объекты, но лишь комплексы электрохимических импульсов, которые представляют объект в нервной системе и головном мозге. Хотя все уровни восприятия явлений подразумевают возникновение соответствующих видимостей, поток ясного света есть действительный источник, порождающий все видимости.
«Находиться в умственном взаимодействии с видимостями» означает видеть, слышать, обонять, ощущать вкус, осязать или думать о них или же испытывать какие-то эмоции по отношению к ним. Умственное взаимодействие может быть подсознательным или даже бессознательным. Далее, порождение видимостей и умственное взаимодействие с ними — это два разных способа описания одного и того же явления. Возникновение мысли и ее «обдумывание» — на самом деле одно и то же умственное событие. Дело не обстоит так, что сначала возникает мысль, а потом кто-то ее «думает»: два умственных события происходят одновременно, поскольку это всего лишь два разных описания одного и того же явления.
Объясняя смысл Тантры, традиция Сакья заостряет внимание на одном из аспектов природы будды, а именно на вечной последовательности моментов внутренне присущей потоку сознания ясного света способности порождать видимости из самого себя. Эти видимости порождаются спонтанно, непроизвольно и неосознанно. Человек может произвольно посмотреть на какой-либо объект, но, когда он видит его, видимость объекта не является конструкцией, преднамеренно созданной потоком сознания ясного света. Более того, видимости, порождаемые потоком ясного света, могут относиться как к физической основе потока — телу воспринимающего субъекта, — так и к любому другому воспринимаемому объекту.
Смысл здесь в том, что порождение видимостей — единый процесс, осуществляющийся на двух нераздельных уровнях: грубом и тонком. «Нераздельно» (dbyer-med) означает, что если достоверно присутствует один уровень, то с необходимостью наличествует и другой. В этом контексте грубые видимости — суть видимости обычных существ и их окружения; тонкие видимости — суть медитативные образы будд и их окружение.
Обычных существ и медитативные образы будд можно уподобить различным квантовым уровням потока ясного света. Элементарные частицы имеют несколько квантовых уровней энергии, на каждом из которых могут происходить их колебания. В любой конкретный момент уровень, на котором происходят колебания частицы, может быть определен с той или иной степенью вероятности: никто не может с уверенностью сказать, что колебания частицы происходят только на каком-то одном уровне, а не на другом. Действительно, согласно квантовой механике, колебания частицы могут происходить на нескольких уровнях одновременно. Подобным же образом, поскольку уровень, на котором проявляется в каждый конкретный момент поток ясного света, может быть установлен лишь с той или иной долей вероятности, нельзя сказать, что в определенный момент индивидуум обладает только какой-то одной видимостью, а не другой.
Вечный поток умственной деятельности, порождающий эту изначально связанную пару видимостей, может быть неочищенным, частично очищенным или полностью очищенным — в зависимости от сопровождающего этот поток потока моментов заблуждения и связанных с ним склонностей. Процесс очищения этого аспекта природы будды посредством практики, связанной с медитативными образами будд, в результате которого превращается в вечный поток видимостей, полностью свободный от каких бы то ни было периодов присутствия заблуждения и связанных с ним склонностей, и есть основополагающее содержание Тантры согласно учению школы Сакья.
Толкование Тантры в традиции Гелуг. Раскрывая смысл Тантры как вечные непрерывности, традиция Гелуг следует поздней Тантре Гухьясамаджи. Основной аспект природы будды, на котором здесь делается акцент, — это пустотность (пустота) потока сознания — отсутствие его существования невозможными способами. Умственные потоки не существуют как изначально загрязненные и наделенные внутренне присущими им изъянами. Они не существовали в таком качестве никогда в прошлом и никогда не будут существовать подобным образом в будущем. Поток сознания не сопровождается никакими вечными потоками изначально присущих ему характеристик, которые сами по себе сообщали бы ему такой невозможный способ существования. Поскольку полное отсутствие таких потоков имеет место всегда, практикующие, полностью осознав это, могут пресечь потоки заблуждения и связанных с ним склонностей так, что они перестанут сопровождать течение их потока сознания, а аспекты их природы будды смогут полностью проявиться в качестве пробужденных характеристик просветленного существа. Поскольку поток ума, будучи вечным, есть всегда, всегда присутствует и его пустотность как фактор, делающий возможными очищение и преображение.
Метод очищения относится к различным стадиям практики с медитативными образами будд. В противоположность обычным людям эти образы будд не рождаются из утробы, не стареют и не умирают. Поскольку они всегда присутствуют в одной и той же форме, медитация на них может образовать вечный поток. Результатом очистительного процесса и является вечный поток состояния будды.
Говоря вкратце, посредством вечного потока медитативной практики единения с медитативными образами будд практикующие Тантру обретают вечный поток состояния будды, основанный на всегда присутствующем факте пустотности их умственного потока. Поскольку практика Тантры подразумевает самопорождение в образе будд, что сходно с плодом практики, то есть пробуждением, Тантра называется Колесницей плода.
Заключение. Основная тема Тантры — вечные потоки, связанные с потоком сознания. Эти потоки включают такие аспекты природы будды, как основополагающие достоинства, восприятие явлений на уровне ума ясного света, порождение им самопроявлений и его пустотность. В эти непрерывные потоки также включены медитативные образы будд и состояние пробужденности. Четыре традиции тибетского Буддизма разъясняют, как последовательности моментов этих вечных потоков разным образом переплетаются, выступая в роли потоков основы, пути и плода. Все они согласны в том, что Тантра использует путь практики с медитативными образами будд для очищения основы, которое ведет к достижению состояния просветления, являющегося плодом практики. Согласны они и в том, что разнообразные физические атрибуты медитативных образов будд играют роль многоуровневых символов и представляют собой канву, в которую вплетаются различные положения практик уровня сутры. Итак, термин «тантра» относится к этой «сложнопереплетенной» тематике, а также к тем текстам, в которых она излагается».

(А.Берзин. Объяснение смысла Тантры. 2002г. Сайт www.e-reading.club.)

* * *