Статья 3.13.2. Этимологический анализ термина «тантра». (ч.2).

«Анализируя тот или иной языковой концепт, мы должны решить для себя одну общую проблему: как в принципе соотносятся между собой внутренняя форма слова, обозначающего концепт, т.е. этимология, и содержание обозначаемого понятия. Естественно, что с развитием языка происходит некая эрозия внутренней формы, постепенно связь ее со смыслом утрачивается, но это вовсе не всегда (если не сказать — никогда) стоит считать свидетельством того, что связь не существовала изначально.
Недаром вся Античность — от ранних наблюдений над языком первых поэтов (Гомер, Гесиод), философов (Гераклит), платоновского «Кратила», позднейших штудий Варрона, Августина вплоть до словарей Гесихия и Etimologicum magnum — сохраняла стойкий интерес к этимологии. Поиск «первослов», которым занимались столь разные философы, как Платон и стоики, позволял проникнуть в суть первоначального строения Бытия в том виде, в котором оно, по мнению древних, запечатлелось в слове. Тем самым философы Античности уже стремились решить задачу, поставленную впоследствии перед философией Нового времени М.Хайдеггером: «…хранить силу элементарных слов, в которой явлено нам подлинное Бытие и которую способно вытравить обыденное употребление»» (см. Гринцер Н.П. Греческая ἀλήθεια (истина): очевидность слова и тайна значения. // Логический анализ языка. Культурные концепты. М. 1991г. с.38-44. Сайт www.ec-dejavu.ru.).

* * *

(продолжение)

Как было определено в статье 3.13.1. «Этимология тантрических терминов», используя этимологический подход и применяя этимологический анализ, слова и термины можно рассматривать с 5-ти точек зрения, а именно:
1. Происхождение слова/термина:
2. Первичное значение слова/термина:
3. Историческое развитие слова/термина:
4. Близкие «родственники» слова/термина:
5. Новые значения и толкования слова/термина

В первой части статьи 3.13.2. «Этимологический анализ термина «тантра»» термин «тантра» был рассмотрен с точки зрения происхождения, первичного значения и исторического развития, также рассмотрены слова, имеющие сходные элементы, несанскритские синонимы термина «тантра» и близкие «родственники, а именно — 4.1. «тантра» как «прабандха» и 4.2. «тантра» как «инструмент» (мантра, янтра, тантра).

 

4.3. «ТАНТРА» КАК «ТЕКСТ» (СУТРА, ШАСТРА, ТАНТРА).

СУТРА

«Сутра (букв. «нить») — афористическое изречение».

(Древнеиндийская философия. Начальный перевод. М. Мысль 1963г., 1972г.)

«Сутра — букв. «нить, на которую нанизаны жемчужины»».

(Буддийский словарь. Сайты www.dazan.spb.ru; Kalachakra.ru.)

«Сутры — так называются афористические, краткие изложения ведической литературы».

(Энциклопедия современной эзотерики. Сайт www.ariom.ru.)

«Сутра — буквально «нить, на которую нанизаны жемчужины»; произведение, состоящее из отдельных афоризмов; краткое наставление».

(М.Поддуев. Краткий словарь Йоги. Сайт www.podduev.narod.ru.)

«Сутра (санскр. букв. нить, веревка) — краткие афористические правила и сборники их в древнеиндийской дидактической литературе».

(Советская историческая энциклопедия. М. Советская
энциклопедия. / Под ред. Е.М.Жукова. 1973-1982гг.)

«Сутра — нить, пряжа, веревка, линия, шнур, проволока. Фигурально — священное писание, проникнутое единой мыслью, верой, учением или молитвой».

(Толковый словарь восточных терминов. Сайт www.waylove.ru.)

«Сутра (букв. нить) — максимально лаконичная фраза и целый текст, составленный из подобных фраз. Сутры складывались в рамках школьной традиции, рассчитанной на устный характер обучения».

(Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. / Под общ. ред.
М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. М. Республика. 1996г.)

«Сутра (санскр. правило или изречение, букв. нить) — древнеиндийские трактаты по философии, морали, политике, праву, грамматике и прочему, составленные в назидательной форме, сборники изречений».

(Большая советская энциклопедия. М. Советская энциклопедия. 1969-1978гг.)

Сутра — букв. «нить», религиозный или мистический текст в сжатом виде, в котором зачастую опущены смысловые сказуемые и подлежащие, абсолютно не понятный без соответствующего комментария».

(Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации.
2-е изд., испр. Светочь. 2001г. 630 стр.)

«Сутра (санскр. букв. нить) — в древнеиндийской литературе лаконичное отрывочное высказывание, позднее — своды таких высказываний. В сутре излагались различные отрасли знания, почти все религиозно-философские учения Древней Индии».

(Энциклопедический словарь. Сайт www.slovarix.ru.)

«На Санскрите «сутра» означает просто «нить»: книга может быть образована совокупностью сутр, подобно тому, как ткань образуется переплетением нитей; «тантра» также означает «нить» и «ткань», а в более узком смысле — «челнок» или «уток» ткани».

(Рене Генон. Символика Креста. / Пер. Т.М.Фадеевой, Ю.Н.Стефанова.
М. Прогресс-Традиция. 2008г. Сайты www.rumagic.com; www.ModernLib.ru.)

«Сутра — нить, пряжа, веревка, линия, шнур, проволока. Фигурально — библейская тема или священное писание, проникнутое единой мыслью, верой, учением или молитвой. Также — философский термин, обозначающий идентичные произведения».

(Сутры. Словарь восточных терминов. Сайт www.sbiblio.com.)

«Сутра (санскр. букв. нить, отсюда — путеводная нить, линия поведения, правило, данное в виде изречения, руководство, план) — в древнеиндийской философской литературе афористическое высказывание, содержащее утверждение философского характера».

(Религиозный словарь. Сайт www.enc-dic.com.)

«Сутры (санскр. «правило») — древнеиндийские священные краткие руководства к обычному праву, обрядам и жертвоприношениям. Сутрами позднее именовались различные трактаты и руководства (например, по медицине или искусству любви), а также священные книги Буддизма».

(Шапошников А. Пифагор. Золотой канон.
Фигуры эзотерики. М. Эксмо. 2003г. 443 стр.)

«Сутра (санскр. нить) в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание, позднее — своды таких высказываний. В Сутрах излагались различные отрасли знания, почти все религиозно-философские учения Древней Индии. Язык Сутр характеризуется образностью и афористичностью».

(Советский энциклопедический словарь. М. 1985г.)

«Сутры представляют собой определенные начала систематического философского мышления. Слово «сутра» этимологически значит «нить», и в этом смысле она представляет собой ряд кратких заметок для памяти. Сутра как произведение состоит из собрания кратких сутр, или своеобразных афоризмов, входящих в соответствующие главы и отделы этого произведения».

(Чаттерджи С., Дата Д. Древняя индийская философия. 1954г. 253 стр.)

«Сутра («нить») — в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание, позднее — своды таких высказываний. В сутрах излагались различные отрасли знания, почти все религиозно-философские учения Древней Индии. В Буддизме в сутрах, построенных в основном в форме диалогов или бесед, излагались основы учения. Язык сутры характеризуется образностью и афористичностью, в сутрах часто используются притчи».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Сутры. Наряду с религиозно-философскими текстами в период Брахманизма появляется целая литература практического свойства, относящаяся к категории «смрити»». Это всякого рода наставления, касающиеся правил совершения публичных ритуалов (шраута-сутры) и домашних обрядов (грихья-сутры), а также тексты, трактующие вопросы этики и права (дхарма-сутры). В центре этих текстов — понятие дхармы («закон», «порядок»)».

(Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Сайт www.megabook.ru.)

«Сутры (санскр. нить, шнурок, правило, руководство) — священные и юридические книги древних индусов. Древние сутры относятся к позднейшим векам ведийской эпохи (от 600 до 400 или 300гг. до Р.Х.). Впоследствии название сутры прилагалось вообще к трактатам или руководствам разнообразного содержания, вроде индийской ars amandi («Кама-Сутра»), медицинских сочинений и т.д. Имя сутры носят также и буддийские священные книги, составляющие второй большой отдел священного канона «Трипитака»».

(Энциклопедический словарь. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. СПб. 1890-1907гг.)

«Сутры — особый, весьма распространенный примерно с V в. до н.э. и доныне жанр индийской философии. Санскритское «сутра» (одного корня с русскими «суть», «сучъть») означает «нить», на которую нанизываются бусины ожерелья или четок. Таким же образом на определенную тему нанизаны сутры, представляющие собой краткие изречения или формулы, часто связанные между собой не грамматически, не логически, а мнемотехнически. Каждое такое изречение — это, в сущности, название, или, вернее, свернутое до краткого тезиса наставление, устно даваемое учителем и требующее подробных толкований».

(Мартынов Б.В. Упанишады Йоги и Тантры. Алетейя. 1999г. 256 стр.)

«Помимо ведийских текстов категории «шрути» существует еще один обширный класс литературы, собственно к Ведам не принадлежащий, но называемый все же «веданга», или «части Вед». Это сутры, в которых излагаются вопросы ритуала, фонетики, грамматики, этимологии, метрики и астрономии, т.е. вспомогательные дисциплины, важные с точки зрения правильного толкования и отправления ведийской религии. Наиболее примечательная особенность литературы «веданга» та, что большинство составляющих ее трактатов написано в форме сутр. Первоначальное значение слова «сутра» — «нить», затем «краткое правило». Подобно тому, как ткань состоит из множества нитей, трактаты веданги состоят из множества кратких предписаний в афористической форме, предельно лаконичных, видимо, для того, чтобы их легче было запомнить. Термин «сутра» в равной степени относится и к каждому отдельному предписанию, и ко всему трактату в целом; он стал своего рода жанровым определением, и этому жанру суждено было быть одним из самых популярных в Индии. В стиле сутр вплоть до Нового времени создавались многочисленные труды и трактаты по самым различным областям науки и философии, религии и искусства».

(Гринцер П.А. Ведийская литература. // История всемирной литературы.
В 8 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М.Горького. М. Наука. 1983-1994гг.)

«Искусство распознавания пульса (Нади-Виджняна). Ведическая Традиция представляет собой глубокие знания и духовную мудрость, открытые через сердца древних провидцев, риши. Эти знания не являются продуктом человеческого ума, они были открыты уму через медитацию. Древняя мудрость Вед пришла из пещер и гор Индии, где у риши были ашрамы и последователи Риши передавали свои знания тем же путем, которым их получали — в состоянии глубокой медитации. Эти первые учения были Устной Традицией, и так как книг еще не существовало, знания сохранялись в самих учениках, становясь их частью.
Учение Аюрведы дошло до нас в виде сутр, или коротких фраз, и заключенная в них мудрость может стать достоянием пытливого ума Большое количество информации, содержащейся в Аюрведе, основано на сутрах, написанных в поэтической форме более 5000 лет назад. Санскритское слово «сутра» буквально переводится как «сшивать нитками» Слова сутры переводят на уровень сознательного подсознательный скрытый смысл. Однако, чтобы познать скрытое, необходимо руководство учителя.
Короткая фраза сутры подобна нитке, вдеваемой в игольное ушко. Ушко очень мало, но нить ведет к великой сокрытой мудрости, ожидающей своего толкования. Аюрведа, что значит в переводе «наука о жизни», — это упа-Веда, дополнение к Ведам. Знания, содержащиеся в Аюрведе, имеют отношение к источнику, многообразию и цели существования. Они охватывают различные аспекты — метафизические и физические, здоровье и болезнь, счастье и горе, боль и удовольствие. Аюрведа определяет жизнь как выражение космического сознания, проявленного во всем творении. Говоря простым языком, смысл жизни заключается в том, чтобы познать или осознать Божественную Реальность и проявить эту божественность в каждом дне своей жизни».

(Диагностика по пульсу. Сайты www.tibet-med.narod.ru; www.evaveda.com.)

«К ведийской литературе примыкает богатая литература сутр (букв. «нить», а также лаконичное предписание, сжатое правило), сочинения, которые толкуют вопросы религии, философии, науки, этики, повседневной жизни. Она относится к священному преданию (смрити). Сутры называют иногда «ведангой» (букв. «часть вед»), но, по традиции, они не входят в собственно ведийский «канон», а интерпретируют ряд вопросов, существенных для уяснения ведийских текстов. В ведангу включаются ритуал, этимология, грамматика, фонетика, метрика и астрономия. Мы не всегда располагаем подробными текстами по этим дисциплинам; иногда приходится довольствоваться лишь краткими сведениями, почерпнутыми из более поздних сочинений.
К веданге относятся и весьма многочисленные трактаты, касающиеся ведийского ритуала, — кальпасутры; они, как правило, подразделяются на шраутасутры, грихьясутры и примыкающие к последним дхармасутры. Шраутасутры содержат предписания относительно обряда возлияния священного напитка сомы и жертвоприношений. Эти наиболее древние тексты обычно датируют 800 (700)-400гг. до н.э. Исследователь истории и культуры находит в этих памятниках данные о культе и религии. Еще более репрезентативны свидетельства грихьясутр — сборников наставлений по домашним обрядам. Здесь описаны церемонии, связанные с жизнью домохозяина. Наиболее древние грихьясутры относятся к тому же периоду, что и шраутасутры, однако некоторые из них несомненно более поздние.
Дхармасутры по содержанию шире, чем грихьясутры, — включают предписаний, затрагивающие домашние обряды и правила семейной жизни, регулируют социальную жизнь человека, касаются положения различных групп населения, их взаимоотношений с государством и т.д. Ученые относят эти собрания ко второй половине I тысячелетия до н.э., чаще всего к VI-III вв. до н.э., но и в последнем случае принятые даты весьма условны».

(Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г. Ф. Индия в древности. М. Наука. 1985г. 758 стр.)

 

ШАСТРА

«Шастра — священное писание».

(Форум Харри-Катха. Сайт www.hari-katha.org.)

«Шастра — это «наука», а также «трактат»».

(Васту-Шастра. Ведическая архитектура. Сайт www.vyasa.ru.)

«Индийская шастра — особый жанр текстов».

(Методы передачи смысла при переводе буддийских текстов. Сайт www.texttotext.ru.)

«Шастры — писание; священная книга; кодекс законов».

(Словарь индуистских терминов (по работам Рамакришны).Сайт www.Yoga-Shambhu.ru.)

«Шастра — священное писание; слова авторитета; научный трактат».

(М.Поддуев. Краткий словарь Йоги. Сайт www.podduev.narod.ru.)

«Шастра — существует два значения слова «шастра» — «писание» и «орудие», «инструмент» (tra)».

(Йога-Кундалини-Упанишада. Примечания. Сайт www.Yoga-Shambhu.ru.)

«Шастры — «поучение», «священные писания», авторитетные книги по различным областям знания».

(Мартынов Б.В. Упанишады Йоги и Тантры. Алетейя. 1999г. 256 стр.)

«Шрути-шастра — «писание, которое должно быть услышано», смрити-шастра — «писание, которое нужно запомнить»».

(Свами Сухотра. Шесть систем ведической философии. Сайт www.fanread.ru.)

«Абхинавагупта под словом «шастры» подразумевает, прежде всего, Тантры и Агамы, признаваемые традицией».

(Священный канон писаний Индуизма. Cайт www.sivayoga.narod.ru.)

«Шастра (букв. «меч», «закон») — наиболее авторитетная часть священной древнеиндийской литературы. Позднее из шастр возникла литература по различным отраслям знания».

(Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации. 2-е изд., испр. Светочь. 2001г. 630 стр.)

«В более широком смысле шастра — знание (санскр. «призыв», «гимн», также «меч», «нож», оружие». В древнеиндийской литературе — священные книги с признанным божественным авторитетом или сборники законов».

(Поиск слов. Сайт www.loopy.ru.)

«282. Шастра — сс. философский трактат, научная дисциплина, философский комментарий. В отличие от сутр, шастры рассчитаны на подготовленного читателя, способного воспринимать сложные учения в неадаптированном виде. Буддийские шастры содержат подробное изложение основ учения».

(Популярный словарь по Буддизму и близким к нему
учениям. / Голуб Л.Ю., Другова О.Ю. Хроникер. 2003г.)

«Приложение. Словарь Шабдакоша. Шастра — особый класс текстов, в которых даются основы любых изящных искусств или сакральных наук, таких, как архитектура, танец, живопись, ювелирное, гончарное, ткацкое искусство, искусство плетения корзин, изготовления гирлянд, металлообработки, актерское, кулинарное искусство и верховая езда».

(Садгуру Шивайя Субрамуниясвами. Танец с Шивой. Современный
катехизис Индуизма. СПб. 1993г., София. 1997г., 2001г. 800 стр.)

«Шастра (санскр. призыв, гимн, также меч, нож, оружие) — вид пояснительного текста, использующийся в индийских религиях. <…> от корня «учить; повелевать» с инструментальным суффиксом, т.е. как бы «законодательство [в сфере знаний]». Шастра — отрасли специальных теоретических знаний, соответствующие им учебные дисциплины и тексты, их трактующие».

(Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. / Под общ. ред.
М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. М. Республика. 1996г.)

«Часть 1. Когда были созданы знаменитые эпосы Махабхарата и Рамаяна. 11. Дополнительные параллели между русский языком и Санскритом, извлекаемые из Махабхааты. Шастра = меч. Употребляется также в смысле закон, законодательство, священный кодекс. Вероятно, это — русское слово Острый. Меч действительно — острый. А также «острым» является карающий закон и т.п.».

(Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Казаки-арии: из Руси в Индию. Сайт www.chronologia.org.)

«Астра — оружие, шастра — меч, а также закон. Оба слова родственны русскому «острый». А слово острый, как мы уже разбирали — однокоренное со словом «осетр». Возможно потому, что без осетра невозможно было сделать композитный лук (сверхоружие того времени), отсюда слово «астра». А «шастра» — скорее потому, что у осетра морда острая, как ни у какой другой рыбы. Отсюда и название — «осетр»».

(А.Лучник. Этногенез и цивилизация. Ж. «Organizmica».
2009г. № 2 (18). Сайт www.organizmica.org.)

«Глоссарий. Шастрами именуются тексты дидактического характера по всем отраслям знания, от перечней религиозных обязанностей, до руководств по лечению слонов. Как правило, шастры, даже самые объемные, излагают учение или науку в обобщенной форме. Ключи к практическому применению той или иной дисциплины даются путем устной передачи непосредственно от обучающего наставника, причем круг шастр, признанных авторитетными, индивидуален у каждой школы. Характерными особенностями шастр обладают Агамы и Тантры, основные писания практически всех без исключения направлений и школ современного Индуизма. В них излагаются методы почитания конкретных божеств, вопросы метафизики, йоги, этики, ритуала и многое другое. Соответственно, каждая из указанных школ имеет свой перечень авторитетных Тантр и Агам, на которые они опираются. Абхинавагупта под словом «шастры» подразумевает, прежде всего, Тантры и Агамы, признаваемые его Традицией».

(Абхинавагупта. Гитартхасанграха. Тайный смысл Бхагавад-Гиты.
(Комментарий Абхинавагупты на «Бхагавад Гиту»).
/ Пер. с санскр. О.Ерченкова. М. Ганга. 2009г. 384 стр.)

«Санскритское слово «тантра» имеет множество значений: основа, правило, порядок, система, зависимость, писание, трактат, ритуал, метод и др. В Индийской религиозной Традиции (Бхарата-Дхарма; современное название — Хинду-Дхарма или Индуизм), а также в Буддизме слово «тантра» используется в различных значениях и не является названием какого-либо единого учения, традиции или метода. Однако как обобщающий термин, а также из-за отсутствия более подходящего слова название «тантра» часто используется для обозначения системы практики или писаний в некоторых религиозных традициях, которые вследствие многих общих признаков определяются как тантрические (тантрика).
Согласно традиционной (тантрической) этимологии тантра означает шастру (священное писание) особой садханы, значение которой объясняет следующая анаграмма из «Камика-Агамы» (Пурва-камика 1.29): tanoti vipulan arthan tattva-mantra-samanvitan tranam ca kurute yasmat tantram ityabhidhiyate — «Оттого, что она распространяет (таноти) обширные знания вместе с их таттвой (элемент, сущность) и мантрой, а также оттого, что она приносит освобождение (транам), она называется тантрой».
В более конкретном значении (согласно комментарию Ачарьи Харихарананды к «Маханирвана-Тантре») «тантра есть особое писание, сказанное Шивой Амбике (Матери Вселенной, Парвати) и записанное (их сыном) Ганешей». (11.9) Поэтому Тантра известна как Шива-Шасана (указание Шивы).
Количество тантрических писаний необычайно велико. Существует множество видов Тантр: агама, нигама, тантра, ямала, дамара и др., а также различные тантрические самхиты, сукты, сутры и другие шастры. Все это известно как Тантра-Шастра. Содержание Тантр объясняют, обобщают и дополняют различные тантрические компендиумы, комментарии, поэтические произведения и другие сочинения известных тантрических учителей. Принадлежность какой-либо шастры к классу Тантр устанавливается традицией».

(Ольшевский А.П. Тантра-Шастра. Ж. «Садхана» № 1 1998г. Сайт www.nevadelta.ru.) 

 

ТАНТРА

«Тантрические учения изложены в сочинениях, называемые тантрами».

(Д.Таевский. История Религии. Сайт www.religion.babr.ru.)

«Тантры (правило, свод) — класс произведений религиозного и магического содержания».

(Кочергина В.А. Учебник Санскрита. Учебник для высших
учебных заведений. М. Филология. 1994г. 336 стр.)

«Индуизм. Тантры — «стяжки», книги — священные писания (порой напоминающие энциклопедии)».

(Эзотеризм. Энциклопедия. Мн. Интерпрессервис. Книжный Дом. 2002г.)

«Священные тексты, излагающие различные мистические знания, называются Тантрами (санскр. «ткань»)».

(Горохов С.А. Тантризм и тантристы. Место Тантризма в системе
Индуизма. // Ж. «Азия и Африка сегодня». №2-3 1997г.)

«Тантрическое Учение опирается на собственные тексты — Тантры. «Тантра» — букв. непрерывность, связь, нить».

(Тантра. Индийский Путь. Школа Самосовершенствования
«Три Драгоценности». Сайт www.tridao.ru.)

«Ритуал у индусов фиксируется в многочисленных текстах, обозначаемых  как Тантра (букв. «ткань», т.е. некое связное изложение)».

(Хельмут фон Глазенапп. Буддийские таинства. Тайные учения и ритуалы
«Алмазной колесницы» (главы из книги). Пер. с нем., пред. и прим.  Н.Н.Трубниковой.
(«Вопросы философии» 1994г. № 7-8. С.208-236). Сайт www.trubnikovann.narod.ru.)

 

«Тантры (прядка, ткань) — один из типов текстов (наряду с Ведами, Смрити и Пуранами), на которых основывается Индуистская Традиция».

(Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь. / Под общ. ред.
М.Ф.Альбедиль и А.М.Дубянского. М. Республика. 1996г.)

«Тантра («ткань») — положения Тантризма, изложенные в виде текстов. В Тантризме считаются учебником, содержащим основные правила Тантрической Доктрины».

(Религиозный словарь. Сайт www.dic.academic.ru.)

«Тантра означает «книга», «трактат». Тантры — это непосредственные руководства к действию и они содержат в себе множество практических методов для реализации».

(Димешвар Рам Авадхута. Тантра:
Постижение высшей реальности. СПб. ОВК. 1992г.)

«Традиционно Тантры относят к категории шастр. Тексты Тантризма часто называют Тантра-Шастры, Садхана-Шастры, то есть священные тексты, ориентированные на практику».

(А.Лапин. История Тантры. Сайт meditation-portal.ru.)

«Эта Традиция основана на многочисленных и разнородных специальных текстах-Тантрах (букв. «пряжа», «ткань»), которые появились, по всей вероятности, позже ведийского канона, но далеко не все сохранились».

(Альбедиль М.Ф. Неодолимая сила любви.
// Альбедиль М.Ф. Индуизм: Творящие ритмы.
2 изд. СПб. «Петербургское Востоковедение» 2004. С. 152-161.)

«Тантра — Нить для нанизывания чего-либо. Основа. Сущность. Текст. Трактат. Заклинание. Произведение тантрической литературы. Тантры — базовые тексты Ваджраяны, которые наряду с Сутрами считаются словом Будды».

(Популярный словарь по Буддизму и близким к нему
учениям. / Голуб Л.Ю., Другова О.Ю. Хроникер. 2003г.)

«Тантры — общее название обширного ряда произведений религиозного, философского, йогического и магического содержания. Различают индуистские и буддистские Тантры. Термин «тантра» можно проинтерпретировать и как «тайный (оберегаемый) текст».

(Чаттопадхьяя Д.Л. Локаята Даршана. История
индийского материализма. / Пер. с англ.
М. Издательство иностранной литературы. 1961г.)

«Тантры (санскр. ткацкий станок, основа, правило, учение, учебник) — особый класс религиозных книг у индийских сектантов, находящийся в известной связи с Пуранами и представляющий, подобно последним, сравнительно поздний фазис развития индийской религии».

(Энциклопедия Викизнание. Сайт www.wikiznanie.ru.)
(Энциклопедический словарь. Ф.А.Брокгауз-И.А.Ефрон. СПб. 1890-1907)

«Тантры — священные тексты шактистских сект в Индуизме.  У древних направлений Тантризма имелись свои сокровенные тексты: в шиваистских сектах — агамы, в вишнуистских — пураны. Часто термин «тантры» употребляют как обобщающее название всех этих текстов».

(Атеистический словарь. / Под общ. ред. М.П.Новикова. М. Политиздат. 1986г.)

«Тантры (санскр. «учение», «магический обряд»), один из самых значительных классов средневековой индуистской литературы, включающий в широком смысле эзотерические (точнее, претендующие на эзотеризм) тексты вишнуитов, шиваитов и шактистов, в узком — только последних».

(Универсальная, научно-популярная энциклопедия «Кругосвет». Сайт www.krugosvet.ru.)

«Тантра (санскp. букв. «ткань») — учебник, содеpжащий основные пpавила доктpины. В узком смысле слова — сочинение, где излагаются некотоpые эзотеpические доктpины Индуизма и Буддизма, имеющие в основном пpактическую напpавленность или же связанные с сексуальной жизнью».

(Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и
верований. СПб. 1997г. Сайт www.e-libra.ru.)

«Тантры (как и Сутры) — это всего лишь разновидности религиозных канонов, причем значение этих терминов удивительно близко. Сутра означает нить, на которую что-то можно нанизать, а тантра — растянутую нить, составляющую основу ткани; в обоих случаях подчеркивается основополагающий характер текстов».

(А в Тантре секса нет, но есть покой и воля…
Статья для ж. «Penthouse» (Россия). Сайт www.teneta.rinet.ru.)

«Тантры — «стяжки» — книги, пальмовые или берестяные страницы которых стягивались продетыми в боковые и срединные отверстия нитями (танту). В узком значении «тантра» — это не всякая книга, а священное писание, «тайноведение», шиваитская, вишнуитская, шактистская и буддийская религиозно-философская литература, окончательно сложившаяся в I тыс. н.э.». 

(Кшемендра. Основы истинного добронравия.
Избранные этические и сатирические поэмы.
/ Введ.,  пер. с санскр. и комм. М.И.Михайлова. Орша. 1999г.)

«В широком толковании «тантра» означает книги или любую литературу, ведущую к расширению сознания, в соответс­твии с ее доктриной. Другими словами, это не что иное, как просто «книга», практическая книга. Тантра — это то, что содер­жит информацию, знания, философию и различные техники. Это конспект, трактат или изложение различного рода духовных и ок­культных знаний». 

(Тетерников Л.И. Тантра. Сайт www.teternikov.ru.)

«Тантра (как и сутра) — просто тип текстов, в которых может и не быть ничего «тантрического». Если слово «сутра» означает «нить», на которую нечто нанизывается, то слово «тантра», образованное от корня «тан» (тянуть, растягивать) и суффикса «тра», означает основу ткани; то есть, как и в случае с сутрами, речь идет о неких базовых текстах, служащих основой, стержнем». 

(Торчинов Е.А. Введение в буддологию. (Курс лекций). СПб. 2000г.)

«Существуют писания под названием Тантры. Слово «тантра» означает расширение, экспансия. Это расширение сознания через отношения. Тантр существует великое множество, ими изначально обозначали древнеиндийские священные писания. У каждой Тантры своя Тантрическая Традиция, порой непохожая на другие, объединяет же их единая цель — совершенствование человека, приближение его к Божественному, развитие духа». 

(Варговер. Тантра-Йога. С использованием материалов
Рэя Тэннэхилла. 2004г. Сайт www.kamasukha.in.)

«§112. Сердечное общение с Иерархией избавляет от тантр… Тантры — индуистские тексты, рассматриваемые Традицией наряду с Ведами, Упанишадами и Пуранами. В основе тантрических текстов лежит собственно тантра (система, пряжа, прялка, традиция) — духовно-мистическое учение Востока, построенное на почитании женской божественной энергии и предполагающее совместное восхождение мужчины и женщины к духовному совершенству». 

(Ключников С.Ю. Симфония Агни-Йоги. (Индекс
словарь-путеводитель). Книга 2. М. Беловодье. 1997г.)

«Санскритское слово «Тантра» переводят как «активность» или «действие», имея в виду активность или действие сознания. Словом «тантра» также называют священные тантрийские тексты. Многие практики Тантры являются сложными упражнениями, направленными на полное изменение всего человека, включая его тело, энергию и сознание (поэтому тексты Тантры называются садхана-шастра, т.е. священные тексты, ориентированные на практику)». 

(А.Лапин. Тантрические взгляды на устройство Вселенной,
человека и природу любви. Сайт www.touching.ru.)

«Тантры. Группа трактатов по Йоге. Система Тантры содержит множество формул поклонения божествам, которые, однако, представляют собой лишь символы, и использования их сил; таким образом, это некие ритуалы, механически обладающие магической силой, что подразумевается самим словом «тантра», которое дословно означает «ткацкий станок» или длинные нити в нем, то есть описание жесткого курса, устоявшейся процедуры, или механизма».  

(Словарь Йоги. Сайт www.YogaTrain.ru.)

«Тантры — общее название обширного ряда произведений религиозного, философского, йогического и магического содержания. Слово «тантра» буквально означает «обеспечение расширения, размножения, продолжения рода». Некоторые исследователи считают, что первоначально это слово было названием ритуальной практики земледельческой магии и выражало ее цель (увеличение урожая). Термин «тантра» можно проинтерпретировать и как «тайный (оберегаемый) текст» (тан+тра)». 

(Вл.Данченко. Принципиальные вопросы общей теории чакр
и тантрическая концепция тела. Вектор. 2007г. 224 стр.)

«1.2.8. Агамы и Тантры. Слово «тантра» означает «веревка», «плетение» и «строение ткани», т.е. Тантры как бы сплетают, собирают Знание воедино. Тантры разъясняют традиционную доктрину. Как Агамы, они представляют собой практическое руководство по поклонению, призывающее нас вместо пустых размышлений испытать все на собственном опыте. Они предназначены для практического применения. Разница между значениями слов «агама» и «тантра» небольшая. Оба они более или менее обозначают один и тот же вид деятельности, но слово «тантра» в данном случае просто заменяет слово «агама». То, что общепринято считается Тантризмом, фактически, является просто религиозной доктриной, содержащейся в определенных Тантрах». 

(Разделы Ведической литературы. (Из книги Према Раса Даса
и Сандипани Муни Даса «Книга самскар. Очистительные
обряды для успешной жизни»). Сайт www.forum.krishna.ru.)

«Тантра — путь к интеграции сознания через преображение. Тантра — доктрина, практики, инструмент расширения сознания. Тантра — это наиболее древняя, дошедшая до нас система самосовершенствования, где энергия желания не подавляется, а сознательно используется для оздоровления, долголетия и духовного развития.
Термин «тантра» со временем стал часто употребляться для обозначения текста, содержащего тантрическое учение. В более широком толковании Тантра означает книги или любую литературу, ведущую к расширению сознания, в соответствии с ее доктриной. Другими словами, это не что иное, как просто «книга», практическая книга. Тантра — это то, что содержит информацию, знания, философию и различные техники. Это конспект, трактат или изложение различного рода духовных и оккультных знаний». 

(Тантра  и интегральный подход в психологии. Сайты www.terton.ru; www.SunHome.ru.)

«Само выражение «тантра» указывает на священные тексты, которые были переданы в форме диалога между Шивой и Парвати на благо людей, живущих в четвертом цикле человеческих эр — Кали-юге. Пока затруднительно с точностью определить значение термина «тантра», но все-таки есть мнение отождествлять три типа специфических писаний с тремя различными сектами:
Самхиты —  общее альтернативное название вишнуитских Агам, которые содержат тайную доктрину Вайшнава («имеющий отношение к Вишну»).
Агамы — общее альтернативное название шиваитских текстов, которые содержат тайную доктрину Шайва («имеющий отношение к Шиве»).
Тантры — общее альтернативное название шактистских текстов, которые содержат тайную доктрину Шакта («имеющий отношение к Шакти»)». 

(Коваль С.Н., Холин Ю.Е. Секреты Тантра-Йоги. Ростов-на-Дону. Феникс. 2004г. 416 стр.)

«Что означает термин «тантра». Основное значение этого термина — «книга» и ничего больше. Какое-то число книг или тем могут называться тантрами. Более специфическая тантра означает практику, информацию и описание техник, благодаря которым можно познакомиться и с ее философией. Первоначально тантра означала компендиум (краткое пособие) различных духовных и оккультных знаний средневековой Индии. Сам термин «тантра» впервые стали употреблять около 2000 лет назад, а в ученых трактатах он появился примерно 1500 лет назад. Кроме индуистских Тантр существуют также джайнские и буддийские. Тантрические учения служат не только тем, кто решил освободиться от тягот жизни, но и тем, кто преследует какие-то земные цели в жизни. Кроме того, есть не только духовные Тантры, но и те, которые посвящены другим насущным потребностям человека. Тем не менее, тантрические тексты имеют общие характеристики». 

(Давид Фроули. Возрожденная Тантра  (Тантра, искусство,
наука и будущее). 05.10.2011г. Сайт www.liveinternet.ru.)

«Глава 2. Наука психотехники: индуистская Йога. Типы и формы индуистской психотехники. 4. Тантрические виды Йоги (Кундалини-Йога, Лайя-Йога). Само слово «тантра» не предполагает никаких идеологических характеристик. Оно построено совершенно аналогично слову «сутра», которое означает основу ткани (и идеально соответствует китайскому «цзин», используемому для обозначения канонических текстов; китайские буддисты по понятным причинам берут его же для перевода слова «сутра»), и образовано соединением корня «тан» (тянуть, растягивать) и суффикса «-тра». Буквально «тантра» — нить, на которую нечто нанизано. Другими словами, это тоже базовый, фундаментальный текст, служащий основой, стержнем некоторой традиции. Тантрами могут называться и тексты, ни к религии, ни к психотехнике отношения не имеющие (например, знаменитый сборник литературных притч «Панчатантра»). Но, как правило, в Индии тантрами все же назывались тексты определенного содержания, что и позволило европейским востоковедам прошлого века ввести в Индологию и Религиоведение термин «тантризм», имея в виду как его индуистскую, так и сильно отличающуюся от нее буддийскую форму». 

(Тоpчинов Е.А. Религии миpа: Опыт запpедельного:
Психотехника и тpанспеpсональные состояния.
СПб. Петеpбypгское Востоковедение. 1998г. 384 стр.)

«Санскритское слово «тантра» имеет множество значений: основа, правило, порядок, система, зависимость, писание, трактат, ритуал, метод и др. В индийской религиозной традиции (бхарата-дхарма; современное название — хинду-дхарма или Индуизм), а также в Буддизме слово «тантра» используется в различных значениях и не является названием какого-либо единого учения, традиции или метода. Однако, как обобщающий термин, а также из-за отсутствия более подходящего слова название «тантра» часто используется для обозначения системы практики или писаний в некоторых религиозных традициях, которые вследствие многих общих признаков определяются как тантрические (тантрика). Согласно традиционной (тантрической) этимологии слово «тантра» означает шастру (священное писание) особой садханы, значение которой объясняет следующая анаграмма из «Камика-Агамы» (Пурва-камика 1.29): tanoti vipulan arthan tattva-mantra-samanvitan tranam ca kurute yasmat tantram ityabhidhiyate — «Оттого, что она распространяет (таноти) обширные знания вместе с их таттвой (элемент, сущность) и мантрой, а также оттого, что она приносит освобождение (транам), она называется тантрой».
В более конкретном значении (согласно комментарию Ачарьи Харихарананды к «Маханирвана-Тантре») «тантра есть особое писание, сказанное Шивой Амбике (Матери Вселенной, Парвати) и записанное (их сыном) Ганешей» (11.9). Поэтому Тантра известна как шива-шасана (указание Шивы).
В «Гухьясамаджа-Тантре» (патала 18) значение слова «тантра» объясняется как соединение двух начал (Праджня и Упая). Праджня означает запредельную мудрость, имеющую женскую (пассивную) природу. Упая («метод») является активным (мужским) принципом, обладающим силой устремленности (упайо бхава-лакшанам) и искусных средств. «Соединение (Праджни и Упаи) называется тантрой (прабандхам тантрам акхьятам)».
В Тибете слово «тантра» обычно обозначает «тантрическое писание» (rgyud) или переводится тем же словом, что и «мантра» (snags).
В Китае Тантра появилась как учение Мидзун (Тайное слово или мантра). Однако в Китае она не получила такого распространения, как в Японии, где она стала известной под названием Сингон (означает то же, что и мидзун)». 

(Ольшевский А.П. Тантра-Шастра. Ж. «Садхана» 1998г. № 1. Сайт www.nevadelta.ru.)

* * *