Cтатья 3.13.2. Этимологический анализ термина «тантра». (ч.1).

продолжение

4.2. «ТАНТРА» КАК «ИНСТРУМЕНТ» (МАНТРА, ЯНТРА, ТАНТРА).

«Слово «тантра» означает технику, метод, путь».

(Что такое Вигьяна Бхайрава Тантра: философия или наука? Сайт www.samtulana.ru.)

«Тантра — это и цель, и средство, и инструмент познания».

(Что такое Тантра-Йога. Эзотерический форум. Сайт www.tonkiimir.ru.)

«Процесс осознания Мантры с помощью Янтры называется Тантра».

(Прем Прайоджан Прабху. «Брахма-Самхита»:
Мантра, Янтра, Тантра. Сайт www.forum.krishna.ru.)

«Тантра является инструментом и техникой на пути духовного роста».

(Тетерников Л.И. Тантра. Школа Льва Тетерникова. www.teternikov.ru.)

«Тантра — это инструмент, которым, как её не обзови, пользуется каждый воин…».

(Тантра Любви. Сайт www.dreamtown.ucoz.ru.)

«Тантра использует звуковые вибрации — мантры, а также вибрации формы — в качестве янтр».

(Ананда-Марга. Тантра-Йога. Сайт www.anandamarga.ru.)

«Нет ничего такого во Вселенной, чего нельзя было бы достичь при помощи Тантры, Мантры и Янтры!».

(Тантра, Мантра, Янтра. Сайт www.divinewayonline.com.)

«Индийская Традиция знает три входа в духовный мир: Мантра, Янтра и Тантра — владение голосом, владение формой и владение телом».

(Мантра, Янтра и Тантра. Форум. Сайт www.ramta-ezoterika.ru.)

«Янтра — диаграмма, выполняющая функцию вместилища силы мантры. Тантра — это ритуал наделения янтры силой, создаваемой с помощью мантры».

(Роберт Свобода. Агхора II. Кундалини. Пер. с англ.
А.Журавлева, И.Левушкина. М. Саттва. 2000г., 2003г.)

«Тантра — техники и инструмент для расширения сознания, практический метод, позволяющий человеку встать на следующую ступеньку в эволюционном развитии».

(Энергия Любви: Тантра. Сайт www.solium.ru.)

«Янтра — священные символы духовных энергий. Мантра — священные формулы звуков Высшего Сознания. Тантра — священные позы тела и формы его материальных сил».

(Священные атрибуты и символы Востока. Сайт cosmoenergy.ru.)

«Тантра» означает «средства и методы использования во благо мантр», т.е. — это совокупность средств, методов и ритуалов и т.д., а не конкретно сексуальные практики».

(Жизнь. Семья. Форум на Сатья-Саи.ru. Сайт www.sairam.ru.)

«Для кого-то Тантра — «инструмент» ума и средство для трансформации повседневного сознания, а для кого-то — метод зарабатывания денег на интересе населения к сексу и эзотерике».

(Тантра. Тренинг тантрических техник. Сайт www.rutantra.ru.)

«Восточные учения отмечают, что Мантра, Янтра и Тантра вместе образуют ключ, который отпирает таинства, делая нас способными общаться с божественностью внутри нас».

(Космическая мантра ОМ. Сайт www.universalinternetlibrary.ru.)

«Тантра — корень «тан» означает распространять, корень «тра» — спасать. Тантра также означает «инструмент» для достижения цели, «истина», «книга», «трактат». Есть и другие толкования этого слова».

(Словарь аюрведических терминов. Сайт www.vedamed.ru.)

«Тантра — инструмент расширения поля сознания и вывода его на уровень сверхсознания. На практике Тантра это комплекс методов позволяющих расширить способности человека и выйти за пределы своих возможностей».

(Тантра  — философия жизни. Сайт www.athaom.narod.ru.)

«Тантра — прекрасный инструмент для тех, кто хочет уйти от повседневности, убивающей наши души, кто хочет увидеть открыть в своем партнере яркую и безграничную вселенную, такую же, какая есть и внутри вас».

(Тантра в вашей жизни. Сайт massage4me.ru.)

«Средство, избавляющее его от этой напасти, считается своего рода «тантрой». Грубо говоря, если человека мучают головные боли, то процесс приема лекарства от боли будет своего рода «тантрой», потому что это действие освобождает его от боли».

(Три категории Тантры. Сайт www.atmaville.org.)

««Тан» означает «расширять, расцветать», «тра» — инструмент, то есть Тантра — инструмент расширения поля сознания, а на практике комплекс методов, позволяющих человеку путем развития способностей выйти за пределы своих возможностей».

(Тантра: границы возможного. Сайт www.medite.ru.)

«Тантра — экстраординарный метод достижения Пробуждения за одну жизнь, базирующийся воззрением на Сутре и Абхидхарме. Это та же самая Махаяна, только добавляются некие особые способы практики. Воззрение — то же, цели — те же».

(Сутра и Тантра. Буддийский интернет-форум. Сайт www.dharma.org.ru.)

«Тантра — это метод объединения противоположностей: именно поэтому говорится о ткачестве. Это способ объединения материи и духа, мужчины и женщины, земного и небесного, любви и ненависти, Инь и Ян и всех противоположностей в Единство».

(Как сегодня трактуется понятие «тантра». Сайт sanmarga.livejournal.com.)

«Тантра — это не религия, не секта, не догма, не какая-либо философия; Тантра — это метод достижения цели, это всё (любой инструмент, метод или средство), что ведет к освобождению, расширению границ восприятия, к познанию своей истинной природы».

(Что такое Тантра? Форум. Сайт www.atmaville.org.)

«Слово «тантра» состоит из корня «тан» и суффикса «тра». На Санскрите корень «тан» означает «растягивать», «расширять», «делать прозрачным», а суффикс «тра» означает «средство», «метод», «инструмент». То есть, слово «тантра» означает  метод  расширения или прояснения».

(Тантра-Рэйки — путь любви, гармонии и осознанности. Сайт www.tantrareiki.ru.)

«Тантра — техника, простой путь. Мантра — секретное слово для понимания секретов звуков. Янтра — схема, таблицы для понимания, рисунок, виграха, дом, храм, тело. Вест мир воспринимается как  янтра. Тантра = мантра (звук) + янтра (сокрытое, храм, тело) + тантра (техника, использование)».

(Некоторые ключи к индийской философии и Тантре. Сайт milana-art.ru.)

«Аюрведа — это инструмент для распознавания дисбаланса Праны. Йога и Тантра прекрасные терапевтические средства, чтобы сбалансировать ее. Практика Йоги и Тантры необходимы для здорового и стабильного устойчивого тела. Аюрведа обеспечивает необходимыми инструментами для достижения цели Тантры и Йоги».

(Аюрведа, Йога и Тантра — путешествие от физического
плана к плану осознанности. Сайт www.yogajournal.ru.)

«Тантра — это совокупность текстов, содержащих некое Знание — накопленное всеми, кто занимался. Тантра — это мудрость, философия, доктрина, мировоззрение — что-то понятийное. Тантра-Йога — это методы, позволяющие эти сложные Знания постигать и применять. В целом Тантра — это доктрина и методы расширения сознания».

(Тантра — Искусство Парения. Практический курс занятий. Сайт www.skoptsov.ru.)

«Тантра связана с понятием мантры и янтры. Считается, что Тантра символизирует союз Шивы и Шакти, что близко к понятию Йоги («йудж» — связь, соединение, «ямала»). В данном случае Янтра — символ Шакти, Мантра — символ Шивы, а Тантра — результат (сиддхи), обретенный посредством тантрической садханы через Янтру и Мантру».

(Словарь Йога. Сайт «Натха-Сампрадайя». www.yoganathis.com.)

«Корень ТАН означает — объяснять, излагать, толковать, рас­ширять, распускаться, расцветать, распространять, ТРА означает инструмент. Отсюда ТАНТРА — инструмент, расширяющий поле сознания для достижения сверхсознания, для постижения фунда­ментальных основ бытия. «Тантра» также означает эксперимен­тальный, практический метод, позволяющий расширить способ­ности человека». 

(Тетерников Л.И. Тантра — Культ Женщины. www.teternikov.ru.)

«Тантра — санскритское слово, которое часто переводится как «процесс ткачества, совершаемый  вместе» священным мужским и женским аспектами Божественного («переплетение священного мужского и женского аспектов» Бога). Он также переводится как «освобождение» или «трансформация», поскольку тантрики стремятся к божественной самореализации, как к своей истинной цели». 

(Глоссарий терминов и слов Тантры, составленный
Шамбхаланатхом и Локанатхом. Сайт www.lokanathswami.com.)

«Посвящается любителям оккультных наук. Мантра, Тантра и Янтра. Каждая из них представляет собой отдельное ответвление оккультных наук и занимает свое особое, важное и значительное место в их ряду. Янтра — это инструмент, приспособление, талисман или мистическая диаграмма, но определенно не магия или джаду-туна, как многие думают. Тантра и Янтра — самые подходящие и эффективные методы в период Кали-юги». 

(Чоудхри Л.Р. Практика Янтры. Сайт www.forum.shayvam.org.)

«Этимология слова «тантра». Анализируя буквально, известно, что слово «тантра» произошло из двух основ. «Тан» означает учение, распространение, изложение и процветание. А «тра» — это инструмент. Но смысл этого понятия намного более широк и многогранен. Тантрическое учение — это древние практики, дошедшие до наших времен. Это система специальных техник, направленных на расширение границ сознания и самосовершенствование». 

(А.Шеляков. Тантра: эволюция. 30.11.2010г. Сайт www.shelyakov.ru.)

«Слово «тантра» составлено из двух слов: таноти и траяти. Слово таноти означает «расширять, распространять», в то время как слово траяти означает «освобождать» или «свободный». Поэтому «тантра» (тан + тра) означает «расширять опыт и осознание всего сущего, распространять границы понимания за пределы материального и, таким образом, обретать духовное знание и освобождение». Тантра — это метод, который направляет и ведет вас к материальному и духовному самоосуществлению. Космическое осознание может приходить через соучастие в мире. Не обязательно отказываться от жизни и становиться аскетом». 

(Тантра. Эзотерический форум. Сайт wwwForumEzoterika.ru.)

«Тантра  — доктрина, практики,  инструмент  расширения сознания. Корень ТАН означает — объяснять, излагать, толковать, расширять, распускаться, расцветать, распространять. ТРА означает инструмент. Отсюда Тантра — инструмент, расширяющий поле сознания, для достижения сверхсознания, для постижения фундаментальных основ бытия. Тантра также означает экспериментальный, практический метод, позволяющий расширить способности человека, выйти за рамки своих возможностей. Как много и так сложно… Почему бы не сказать просто: Тантра — метод трансформации «субъект в объект», а затем «объект в субъект» — вот и всё».  

(Тантра. Восточные религии. Гуманитарный
молодежный форум. Сайт www.prediger.ru.)

«Термины «мантра», «янтра» и «тантра» объединяет один суфикс — «тра», который придает образованному слову следующие оттенки — как «инструмент», «средство», «метод», «защита», «спасение», «очищение», «освобождение» (посредством), «основа ткани», «покровительствование» и т.д. Таким образом, термины «мантра», «янтра» и «тантра» могут быть переведены как средства, методы (и т.д.) развития и расширения сознания через ман-тру — (ум, разум, мышление, мысль, воля, желание, сила в форме звука и т.д.), ян-тру (удерживание, поддержание, концентрация, сохранение (образа, внимания, энергии…), определенный символ, структура, система и т.д.) и тан-тру (феноменальный мир, пространство сознания и тела, тело, нади, нить, непрерывность и т.д.)». 

(Янтра, тантра и мантра. Интернет-форум. Сайт www.forum-krishna.ru.)

«Цель Тантры — не открытие чего-то неведомого, а осуществление уже известного. Слово «тантра» образовано от санскритского корня тан — расширять. Таким образом, «тантра» — это научно-экспериментальный метод расширения человеческого сознания и человеческих способностей.
Тантру нельзя называть ни религией, ни мистическим учением в строгом смысле слова. Это практический метод, который может практиковать каждый. Еще слово «тантра» переводится как «ткацкий станок». Нить — сознание. Тантра — ткацкий станок, плетущий нить сознания. Еще такой перевод указывает на практичность Тантры, на то, что это в первую очередь практика, а не философская теория. Мужчина и женщина — неисчерпаемые источники энергии. С помощью тантрической практики, они усиливают поток сексуальной энергии и трансформируют ее, переживая высокие духовные состояния единства с миром, со Вселенной». 

(Что такое Тантра. Учение Тантры. Сайт om-aum.ru.)

«Магия основана на Раджа-Йоге, поскольку маг стремится реализовать свое желание за счет управления тонким огнем ума. Магия в Тантре — это способность добиваться поставленного желания за счет своей психической силы, а также применять свои сиддхи. Йогин старается не применять магию, поскольку она создает карму. Религия и Йога применяют магические методы, однако, это делается  по другим мотивам, нежели это делается непосредственно в магии. Магия построена, как и Раджа-Йога, на силе концентрации, способности собирать в одно место много энергии. Религия построена на созерцании, а Йога —  на медитации. Магия  пользуется энергией 5 элементов, в ее основе лежит сила огня.  Религия пользуется энергией любви, в ее основе лежит сила воздуха, который соединяет воедино 5 органов чувств. Йога пользуется энергией ума, в основе которого лежит сила эфира. Тантрическая магия базируется на способности управлять 5 элементами, психической силой любви и энергией ума. Для этого применяются 3 инструмента: Мантра, Янтра и Тантра или  Сила Звука, Сила Света и Сила Тепла». 

(Тантрическая магия.19.12.2012г. Сайт www.iskateli.info.)

«Тантра, Мантра и Янтра — эти 3 слова знакомы практически всякому, кто, подобно автору этой статьи, засунул свой любопытный нос в полные загадочных ароматов сферы восточной мистики. И благодаря этому ныне Тантрой владеют почти все, кого ни спроси. Редкий из спрашиваемых признаёт себя в ней новичком. С  мантрами  дело обстоит ещё проще, их уже поют все кому не лень. И вот только с Янтрой возникает некая закавыка. Янтрами пользуются несравненно реже и затруднения возникают оттого, что определения оной, почерпнутые из литературы, по большому счёту достаточно расплывчаты. Хотя по большому счёту, мудрствовать тут особенно незачем.
Янтра, являясь графическим отображением божества, является своего рода, его взлётно-посадочной площадкой. На неё (Янтру) божество нисходит, если его об этом просят, и с неё же оно удаляется, когда ему заблагорассудится. Это и есть её основное назначение и применение. Как только человеку пристала необходимость пообщаться с божеством (воспеть его в мантрах, восславить в гимнах, попросить у него чего-либо) — готовьте посадочную площадку!».

(О понятии «янтра». 04.07.2008г.
Сайты www.all-yoga.ru; www.bear-loka.spb.ru.)

«Тантра не отвечает на вопрос «что есть истина?», она отвечает на вопрос «как можно постичь истину?». Являясь практической системой интенсивного духовного развития, Тантра ставит своей целью полную реализацию человеком его Божественной природы. Во многих практиках Тантры используются мантры. Мантрами называются звуки или слова, которые обладают силой влиять на состояние тела, энергии и сознания. С помощью мантр очищают внутреннее пространство для того, чтобы в него вошёл Бог. Мантры обладают комплексным воздействием, влияя сразу на три сферы существования человека: тело, энергию и сознание. Также в практике Тантры используются янтры, которые тесно связаны с мантрами. Янтра — это рисунок в виде диаграммы, который, подобно мантре, обладает силой влиять на состояние тела, энергии и сознания. Мантра является звуковым воплощением энергии, а янтра — её зрительным воплощением. Подобно тому, как звуки музыки могут быть записаны нотами, так же и мантра может быть изображена соответствующей янтрой. Сложные янтры называют мандалами. В Тантре все предметы и явления рассматривают как своеобразные янтры; даже вся Вселенная — это бесконечная космическая янтра. Самой же лучшей янтрой считается тело человека». 

(А.Лапин. Тантра. Сайт www.touching.ru.)

«Тантра — это практический путь реализации, отличающийся глубокими эзотерическими знаниями о теле человека, о природе, о космосе, об устройстве Вселенной и о силах и законах, действующих в ней. Тантра есть то знание, которое расширяет границы разума, тела и сознания. Именно поэтому в Тантре так полно и тщательно разработаны и эффективно применяются такие аспекты духовной практики, как Кундалини-Йога (работа с телом),  Мантра-Йога  (повторение священных слогов), Янтра-Йога (концентрация на форме) и др.
Мантры — это священные слоги, содержащие в себе прямую информацию о божестве в звуке или звуковые формулы поклонения им. Мантры делают ум однонаправленным, очищают его от ненужных мыслей.  Мантры  также могут исцелять, влиять на работу внутренних органов, очищать энергетические каналы, активизировать чакры, преобразовывать внутреннюю энергию, вызывать нужные эмоции, успокаивать или концентрировать ум, очищать сознание и погружать его в состояние медитации.
Как Мантра является звуковым воплощением энергии, так Янтра — это ее зрительное изображение. Буквальный перевод этого слова — «инструмент», при помощи которого сознание «вытачивается» и становится совершенным. В середине любой Янтры находится пара-бинду — точка, которая символизирует непроявленный Абсолют (изначальное единство Шива-Шакти)». 

(Тантра-Йога. Путь к себе. Сайт www.liveinternet.ru.)

«На Санскрите «тантра» буквально означает «ткацкий станок». В символическом смысле — это учение, которое сопрягает материальное с идеальным, телесное с духовным, рациональное с иррациональным, мужское с женским. Корень ТАН означает — объяснять, излагать, толковать, расширять, распускаться, расцветать, распространять. ТРА означает  инструмент . Отсюда  Тантра  — инструмент, расширяющий поле сознания, для достижения сверхсознания, для постижения фундаментальных основ бытия. «Тантра» также означает экспериментальный, практический метод, позволяющий расширить способности человека, выйти за рамки своих возможностей. В более широком толковании «тантра» означает книги или любую литературу, ведущую к расширению сознания, в соответствии с ее доктриной. Тантра — это то, что содержит информацию, знания, философию и различные техники. С одной стороны,  Тантра  это традиция, система взглядов на мир, на человека, на любовь. С другой, Тантра — это инструмент и техники для достижения понимания этой доктрины. Тантра — это наиболее древняя дошедшая до нас система самосовершенствования, где энергия желания не подавляется, а сознательно используется для оздоровления, долголетия и духовного развития. Тантра — это доктрина, техники и  инструмент расширения сознания. Сексуальное единение женщины и мужчины в Тантре служит для постижения универсального единства и преодоления дуальности, двойственности, разделенности». 

(Тетерников Л.И. Тантра и парадигма духовного развития. www.teternikov.ru.)

«Техника возрождения. Мантра. Янтра. Тантра. С помощью мантры человек очищает и пробуждает свою периферическую нервную систему и приводит свой физический проводник в «когерентное», согласованное состояние. Некоторым надо произнести мантру тысячи раз, некоторым достаточно одного раза. Главное, что надо понимать — чтение мантры даёт вполне узнаваемые плоды. Кундалини пробуждается, и мы можем почувствовать физиологические признаки этого.
Янтра — это символический образ, который мы предлагаем своему уму, и которым мы его заполняем. Этот образ в условном виде содержит наивысшие, божественные качества, которые может проявить наше сознание. Существуют много разных янтр, или мандал, но суть их  одна и та же. Есть, например, Шри-Чакра, Саи-Чакра. Такую же роль выполняют и иконы. Янтра — это информационное семя божественного, которое мы помещаем в себя и позволяем ему прорасти. Это своего рода транспарант, который сформирует в полости нашего ума вспышку единого сознания.
Этот управляемый взрыв может произойти, если мы сумеем интегрировать и поджечь в этом процессе все наши прошлые достижения и умения, используя запасённые в них энергию и информацию. Это осуществляется с помощью Тантры.
Мантра, Янтра, Тантра — три стадии одного и того же процесса взлёта человека к Истине Бытия, Мудрости и Блаженства». 

(Манифест Эволюции. Метанаука для йогов, ученых и программистов.
М. Лаборатория Сарасвати. 2003г. Сайт www.scriptures.ru.)

«Тантра, Мантра и Янтра. Именно в  Тантре  мы находим наиболее разработанное толкование силы Мантры, при котором каждому слогу санскритского алфавита дается характеристика. Это биджа-мантры Тантры, мантры Шакти, которые являются самыми могущественными изо всех мантр. Тантра таким же образом дает самое лучшее объяснение использованию янтр или геометрических диаграмм для медитации. Например, поклонение Шри-Чакре и Шри-Янтре, вероятно, наиболее важное и разработанное из всех учений Йоги, это самое важное тантрическое учение. Вся Вселенная и тонкое тело присутствуют в Шри-Чакре. Поклонение ей объединяет индивидуум со всем бытием.
Тантра — это хороший инструмент для того, чтобы помочь людям всех традиций вернуть назад поклонение Богине и восстановить соответствующие формы ее почитания. Когда Христианство получило развитие, оно отвергло и осудило общераспространенное языческое поклонение Богине, что долгое время существовало на Западе. Западная Тантра добавила многие другие формы Богини, существовавшие в языческих традициях, начиная от кельтов и до греков, римлян, египтян и вавилонян. Все же в этих традициях формы поклонения, и внутренние, и внешние, были большей частью утрачены. Индуистская Тантра помогла восстановить эти  методы поклонения через ее понимание ритуала, медитации и иконографии. Тантра содержит важную традицию священного искусства с глубоким пониманием символизма и точных правил описания». 

(Дэвид Фроули. Тантра и неверные представления о ней:
очищение сущности от заблуждений. (Life Pozitive Magazine. Delhi.
Jan. 2005). Пер. А.Игнатьева. Сайт www.wiki.shayvam.org.)

«Аннотация. Книга представляет собой сборник двух лучших работ современного исследователя буддийской Тантры Рамачандры Рао: «Тантра. Мантра. Янтра» и «Тантрические традиции Тибета». Автор развенчивает привычные для массового читателя апелляции к тантрическому Буддизму как к набору практик, ориентированных на интимную сферу человека. Прослеживая историю становления и развития Тантризма, он убедительно доказывает, что в своих истоках буддийская Тантра — это сложнейший психоэнергетический комплекс внутренней трансформации самых глубинных пластов человеческого сознания и психики, направленный на духовное совершенствование человеческой личности.
Введение. В техническом смысле под словом «тантра» подразумевается процесс соотношения необычных моделей или «паттернов» (янтр) с необычными словесными формулами (мантрами). В основе данных необычных моделей и формул находится убеждение, что человеческое тело является местом их функционирования. Янтры являются внешним геометрическим выражением сил, действующих внутри тела человека; мантры представляют собой конкретизацию вибраций, звучащих внутри человека. Таким образом, Тантра напрямую обращается к общему полю, в котором действуют различные силы и вибрации, т.е. собственно к человеческому телу, не столько к физическому, сколько к тонкому, невидимому, обладающему сложной структурой и, несмотря на свою кажущуюся неразличимость, в высшей степени эффективному». 

(Рамачандра Рао. Тантра. Мантра. Янтра. Тантрические
традиции Тибета. / Пер. с англ. А.Иванникова. Беловодье. 2002г.)

«Перейдем к рассмотрению тантрических методов работы с сознанием. В ходе развития Йоги было создано несколько методик, предназначенных для контроля различных каналов восприятия. Мантра-Йога развивает контроль звукового канала. Янтра-Йога — контроль зрительного канала. Тантра-Йога — контроль канала «тонкого тела».
Можно без сомнений утверждать, что формирование личности и основная «загрузка хард-драйва» сознания человека осуществляется в основном через зрительный и слуховой каналы. И совершенно логично то, что для влияния на изменение сознания в нужном направлении следует прежде всего контролировать инсталляции в сознание через зрительный и слуховой каналы.
Согласно восточным учениям, существуют внешние, внутренние, тайные и совершенные уровни практики. На внешнем уровне произносятся мантры и созерцаются внешние объекты (янтры). На внутреннем уровне мантры произносятся в уме беззвучно и янтры визуализируются с закрытыми глазами. На тайном уровне — уровне «тонкого тела» переживается результат произнесения мантр или визуализации янтр без их внутреннего произнесения или визуализации. И на совершенном уровне все три уровня практики выполняются одновременно.
Теперь можно проанализировать, что происходит с современными  людьми  в повседневной жизни. Современный магический мир действует сразу на всех трех уровнях — на внешнем, внутреннем  и тайном уровнях». 

(Хатха, мантра, янтра, тантра, карма и йога. 2007г. Сайт www.tantra.yoga27.org.)

«В  Тантре янтры не используются без мантр, хотя мантры могут использоваться без янтр. Имя янтры связано с мантрой, без которой ятра не действует. Даже если вы практикуете созерцание янтры без мантры, на внутреннем плане все равно возникнет некая звуковая энергия. Если человек на внешнем плане практикует мантру, то на внутреннем плане у него обязательно формируется определенная янтра.
Янтра как магический инструмент. Во многих тантрических текстах написано, что если вы будете созерцать определенную янтру длительное время, то вы обретете определенные сиддхи. На самом деле янтра дает вам различные блага, но для этого человек должен совершать определенные действия. В Тантре используется такое понятие, как «мантра-сиддхи» (сверхспособности, высшие качества). В отношении янтр такого понятия нет, здесь действует другой механизм, который называется «риддхи» (возможности, потенции). Мантры дают вам сиддхи, умение что-то сделать, тогда как янтры дают риддхи, возможность применить ваше умение. Иными словами, функция сиддхи или риддхи появляется тогда, когда вы очень долго, целенаправленно и регулярно ведете практику мантр и янтр.
Мантра — это речь и имена Бога, мурти это физические образы Бога, а янтра — это аура физического образа Бога. Для каждого мурти есть своя янтра, для каждой янтры есть своя мантра. Следует соединить янтру, мантру и тантру с мурти, то есть достигнуть слияние звука, образа и переживания с физическим телом Божества». 

(Тантрические янтры — развитие ясновидения,
Ясного Света. 09.12.2011г. Сайт www.liveinternet.ru.)

«Рассмотрение данных понятий по отдельности (в разных темах) приводит к тому, что они полностью не изъясняются (не понимаются в должной степени). А ведь только Единение этих Трех в Одном делает Медитацию совершенной. Мантра — напряжение, вибрация и ритм движения мысли. Янтра — напряжение, вибрация и ритм движения огней мысли. Тантра — напряжение, вибрация и ритм движения чувств мысли. Всё то, что с нами происходит — все без исключения и есть: Мантра, Янтра и Тантра.  Мантра, Янтра и Тантра — это всего-лишь способы эзотеричекого влияния на Мир.
Чтение начинается со слов, каждое слово при прочтении вводит Мысль в определенные напряжение, вибрацию и ритм, они действуют как напоминание сознанию к воспоминанию предмета размышления, обозначенного словами из памяти, что и есть Мантра. Далее к воспоминанию подключается воображение, которое создает представление Образа, возникающего из памяти напоминанием (Мантрой). Этот возникший Образ и есть Янтра — напряжение, вибрация и ритм движения огней Мысли. Кроме этого, к представлению Образа подключается ощущения, которые возникают в чувствах возникшим в представлении Образом, эти ощущения (чувства) и есть  Тантра — напряжение, вибрация и ритм движение чувств Мысли.
Совершенствование этих Трех до полного осознания (видения), их движение в себе, приводит к тому, что Человек обретает способности к совершению идеальной Медитации, что есть идеальное Мышление — взаимодействие Мантры, Янтры и Тантры». 

(Мантра, Янтра, Тантра. Интернет-форум «Безмолвие». Сайт www.bezmolvie.ru.)

«Необходимыми элементами для проявления любых видов сиддхи являются Мантра, Янтра и Тантра. В путешествии к достижению сиддхи Мантра является той энергией, которая движет вашей повозкой (Янтрой ) согласно путевой карте (Тантре). Если провести аналогию с промышленностью, то конечный продукт (сиддхи) появляется тогда, когда сырьё (Мантра) вводится в фрезерный станок (Янтра) и обрабатывается согласно определённому замыслу (Тантра).
Мантра — это определённый набор звуков. При их произнесении Янтра наполняется энергией их вибраций. Звук является одной из разновидностей энергии, которой можно манипулировать посредством Тантры.
Янтра — это тот тигель, в котором происходит приготовление травы, минерала, животного или человеческого существа с помощью энергии Мантры. Янтра накапливает в себе энергию, пока её не накопится столько, что, как в лазере, она начинает самостоятельно излучаться. Это излучение принимает форму того божества, которое связано с повторяемой биджей. Когда применяются другие мантры (но не биджи), энергия будет продолжать накапливаться до тех пор, пока не будет использована или излита иным образом. Здесь Янтра действует подобно электрическому конденсатору. В качестве янтр могут использоваться различные образы, но утверждают, что лучшая Янтра — это человеческое тело.
Существуют три разновидности Тантры: внешняя, внутренняя и смешанная; такое деление связано с уровнем способностей подвижника». 

(Роберт Свобода. Агхора I. По левую руку Бога.
София. Саттва. 1998г., 2004г. 352 стр.)

«На протяжении тысячелетий человечество стремилось к развитию праведного типа сознания и всячески пресекало появление демонических и животных наклонностей. Древние тексты, записанные на Санскрите, объясняют, что три качества природы: благость, страсть и невежество формируют во Вселенной три типа цивилизаций: Мантра, Янтра и Тантра, чья деятельность основана на различных типах мировосприятия.
Деятельность, совершаемая под воздействием энергии невежества, формирует животный тип психики и приводит к развитию черной магии и эксплуатации других живых существ. Цивилизацию, основанную на этих принципах, относят к категории Тантры.
Страсть формирует необузданные желания и демонический тип личности, что приводит к развитию технического прогресса. «Янтра» в переводе с Санскрита означает «механизм». В Махабхарате рассказывается о мире Данавов — одной из технократических цивилизаций. Уже пять тысяч лет назад в качестве прислуги использовались янтра-пуруши — «механические люди».
Тантрические цивилизации стремятся к порабощению других живых существ; технократические — к эксплуатации материальных ресурсов, а представители высших цивилизаций способствуют духовному развитию всех обитателей материального мира.
Описываемые в различных культурах битвы сил Добра и зла являются борьбой высших и низших цивилизаций за распространение различных типов сознания во вселенной. Теологи отмечают, что все войны в истории человечества — это войны за души людей, ставящие своей целью распространение того или иного мировоззрения».  

(О.Глемейда. Мантра, Янтра и Тантра. Три типа
цивилизации. 2011г. Сайт www.liveinternet.ru.)

«Ученик обращается к трем рычагам совершенствования — это Мантра, Янтра и Тантра.
Ман-тра (ман — Дух, тра – защита) — Защита Духа. Этот рычаг увеличивает потенциал духовного Огня, он является оружием Духа, создает напряжение, вибрацию и ритм, как необходимые на Пути Совершенствования.
Ян-тра (ян — Свет Формы, то есть Тинктура, вид огненной энергии, определяющей цветовую гамму излучения. Тинктура переносит свойства излучений; тра – защита) — Защита свойств. Этот рычаг позволяет победить Форму, цветовое излучение которой является «удостоверением» внутреннего ее содержания, то есть информационно-энергетическим полем объекта. Янтра является оружием Сущности.
Тан-тра (тан (тану) — тело; тра — защита) — Защита тела. Природа распорядилась так, что окружающая среда настоятельно требует от Сущего развития чувств. Чтобы понять значение чувств, нам бы пришлось опуститься в глубины космического времени к тому моменту, когда во Вселенной не было еще Материи, а была только Протоматерия, первоначальное состояние Плазмы, в которой существовали лишь внимание и восприятие. Они обращались друг к другу, устремляясь друг через друга, перерабатывая в себе Огонь и первоначальный жар. трансмутируя их в Мысль первого ощущения и впечатления, которые как масло, возникшее в результате пахтания, легли в Основу Материи — Ткани Природы. Таким образом, Тантры являются Основой Материи. Тантрами является то, что возникает в чувствах, то есть Огни ощущения, впечатления, представления, воображения и осознания. Без них невозможно углубление и расширение Сознания». 

(А.Наумкин. Синергетика. Сайт www.ezobox.ru.)

«Йога широко использует в своей практике возможности Янтры, Мантры и Тантры, взаимосвязь которых позволяет корректировать психофизическую природу человека и перепрограммировать структуру ума в позитивном направлении. Эта взаимосвязь выражается в том, что янтры обнаруживаются при помощи символов и различных начертаний, а мантры и тантры реализуются при помощи янтр. В настоящее время интерес к этой духовной практике Индии возрос во всем мире и продолжает возрастать. Известно, что человек выражает себя при помощи речи, письма и символов. Поэтому каждой янтре соответствует особое божество и определенная мантра. Пять основных элементов природы — земля, вода, воздух, огонь и эфир — неразрывно связаны с янтрами, которые сопровождаются особыми мантрами, позволяющими направлять природные силы на пользу человеку. При этом учитывается также Янтра.
Наука Тантры неразрывно связана с Янтрой и Мантрой. Известно, что цель Тантризма состоит в том, чтобы поднять дремлющую в кобчике позвоночника «змеиную силу» Кундалини как можно выше по Сушумне, до самой верхней чакры, чтобы затем остаться там навсегда. Эта фаза рассматривается в тантрической садхане как самая высшая.
Мантра — звуковой пакет вибраций, активизарующий, задающий пульсацию, создаваемой вами мыслеформы.  Вы повторяете или распеваете, или слушаете, например,  мантру  ОМ. В нашем случае, это будет повторение или называние свойств и качеств, на которые вы медитируете.
Тантра — это радуга, разноцветье всех ваших ощущений тела, чувств и эмоций, которые вы испытываете и вливаете в мыслеформу. Записанные на янтру, они вновь возникают, когда вы созерцаете нее в следующий раз.
Янтра — это форма, вместилище, чистая матрица мыслеформы. Янтра является схематичным изображением формы того или иного природного аспекта или энергии.
Янтра + Мантра + Тантра = Пульсирующая Мыслеформа, проекция которой в тот или иной слой пространства и есть Мандала или Зеркало». 

(Янтра, Мантра, Тантра. Проект «Человек и Свет». 2012г. www.liveinternet.ru.)

«Путь осознанности. Другой важной составляющей Тантры, помимо работы с чакрами, известной как Кундалини-Йога (или Лайя-Йога), является учение о янтрах и мантрах. Это учение воплощается в практиках, которые удовлетворяют желания и устанавливают связь между индивидуальным и универсальным. Янтра-Йога и Мантра-Йога способны настроить человека на те упорядочивающие силы, которые сотворили природу во всем многообразии ее форм, включая человеческую душу и мыслительную способность. С помощью психофизических методов Тантра обеспечивает человека возможностью исследовать собственную внутреннюю природу и внутреннюю красоту благодаря возникновению наблюдающего сознания, которое разрушает самозабвение, раскрывает человеку тончайшие колебания разума и наделяет его способностью останавливать такие колебания и выработать привычку к сосредоточенности на одном предмете. Умение управлять этими упорядочивающими силами природы делает йогов настоящими чудотворцами. Без помощи упорядочивающих сил никакие чудеса невозможны. Как и все остальное, сиддхи, или особые способности, подчиняются законам природы. Тантра  представляет собой исследование динамичной природы человеческого существа — наших скрытых потенциальных возможностей. Она является итогом вечной устремленности человека к развитию методологии достижения совершенства.
Правое и левое полушария мозга. Сознание человека является продуктом его мозга, а человеческий мозг представляет собой высшее достижение сознания в феноменальном мире. Мозг состоит из низшей и высшей частей. Высший мозг также делится на две части: правое и левое полушария. Именно в этой паре противоположностей кроется причина всей двойственной разделенности в человеке. Правое полушарие отвечает, главным образом, за способность распознавать, интуицию, чувствительность и творческие озарения. Это женская сторона. Левое полушарие управляет рациональным, аналитическим, критическим мышлением и является мужской стороной. Эти две противонаправленные силы не приходят в согласие за исключением тех случаев, когда мышление совмещается с моторной реакцией. Изучение функций двух полушарий поможет понять янтры и мантры как важные инструменты Тантры». 

(Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры:
энергетические центры трансформации. София. 2001г. 261 стр.)

««Тантра» — в отвлеченном смысле указывает на процесс распространения или растягивания. Это слово может означать также и просто «объяснение» учения, но не в устной форме, а в виде непосредственного, практического знакомства с предметом. Это некое действие. На Востоке обычно для этой цели употребляют пример с куском сахара — если человек его никогда не пробовал, можно долго ему объяснять что это такое, но он все равно не поймет. Способ Тантры — это взять и положить этот кусок сахара в рот человеку, для того, чтобы тот самостоятельно ощутил его вкус. ]Именно так и поступают учителя Тантры — они непосредственно вводят ученика в состояние, когда ученик непосредственно на собственном опыте переживает, то или иное состояние. Несомненно, что, прежде всего, слово «тантра» означает действие (разворачивания) или процесс (распространения), преемственность: т.е. техники, методы, практики. И само слово, таким образом, характеризует мастерство или компетентность в использовании и комбинировании этих разного рода искусных средств. Мы имеем интересное определение Тантры, принадлежащее выдающемуся авторитету, имя которого Катьяяна: «Тантра — это гармония действий». Это означает то же, что и организованность поведенческих актов, их проявление в единстве, и точно в том же смысле, что подразумевает Йога.
Аюрведа использует слово «тантра» в значении «тело», а слово «янтра» в значении «устройство» этого тела. Тело в Аюрведе представляется как композиция органов, вместилище сил: дхату, доша и мала, претерпевающее процесс становления. Даже в наиболее распространенном варианте слово «янтра» означает геометрический чертеж, единство линий и букв — «семенных слогов», целостную картину. Подобным образом и магическая формула — мантра — представляет собой организованную систему звуковых вибраций, состоящую из отдельных слов и букв, обладающих сверхъестественной силой. В техническом смысле «тантра» является процессом объединения магической диаграммы (янтры) и магической формулы (мантры). Ясно, что подобная практика  должна  основываться на неколебимой уверенности, что человеческое тело является субстратом, на основе которого диаграмма и формула могут работать во взаимодействии. Таким образом, янтра является графическим изображением силовых полей и линий, организующих тело человека, в то время как мантра представляет звуковой аспект этих сил — их вибрации. Тантра является набором методов (искусных средств) для работы с этими силами». 

(П.Данилычев. Символы Тантры. Гексаграмма — звезда
Давида? Журнал «Знать». 2004г. Сайт www.a-u-m.ru.)

«Важность этой  Тантры  трудно переоценить. Во-первых, и это очень важно, в ней в полной мере раскрыто таинство её применения (прайога). В этой Тантре напрямую даётся практика (садхана) работы с ней, что является доминирующим значением любой Тантры  вообще. Во-вторых, сто стихов «Саундарья-Лахари», ставшие в этой Тантре ста мантрами, вместе с соответствующими им янтрами и садхана-прайога-видхи («практическим методом осуществления», способом реализации Шакти данной Тантры) обретают новое значение и, по сути, становятся независимыми ста тантрами, каждая из которых, как и полагается, несёт определённые сиддхи (совершенства). И в-третьих, сам Шанкара заявляет об этой Тантре (стих 31) следующее: «Вначале Шива был удовлетворён, предоставив миру шестьдесят четыре Свои Тантры, излагающие методы духовного совершенствования; каждая из которых наделяет определённого рода сиддхами и способствует осуществлению тех или иных мирских желаний. Но впоследствии благодаря особой настойчивости Деви Он открыл миру Эту Её собственную Тантру [Сватантру], независимую от всех остальных и способную даровать человеку реализацию сразу всех четырех его устремлений». Другими словами — это единственная Тантра Богини Матери, следуя которой, человек может обрести и каму, и артху, и дхарму и мокшу.
Главенствующим Божеством «Ади-Шанкарачарья-Тантры» является Богиня Маха-Трипура-Сундари (Великая и Прекрасная-в-трёх-мирах) или Шри-Видья. Секрет Её Панчадаша-Мантры и построение Шри-Янтры раскрываются в строках гимна этой Тантры. Соединённые вместе, Мантра, Янтра и Тантра, образуют углы мистического треугольника Шри-Видьи, заставляя проливать свет Истинного Знания на каждого, кто прикоснётся к нему.
Как известно, в Мантре заключена мощная сила, Шакти этой Мантры. Непрерывное её повторение (джапа) в течение определённого времени с надлежащей бхавой высвобождает дремлющую в ней энергию и способствует глубокой духовной и физической трансформации адепта. Одновременная визуализация соответствующей Янтры, в которой эта Шакти отображена графически, многократно усиливает эффект садханы и пробуждает в адепте его скрытые возможности. И Янтра, и Мантра являются неотъемлемыми составляющими большинства медитационных техник. Поскольку медитация на абстрактной форме почти невозможна, духовный неофит нуждается в  инструментах, которые помогли бы ему помочь в восприятии Божественного. Графическая символика Янтры вместе с постоянным повторением Мантры позволяют сознанию максимально быстро сконцентрироваться на объекте медитации (преданности), а пуджа (надлежащее поклонение) помогает визуализировать этот объект». 

(Шри Шанкарачарья. Ади-Шанкарачарья-Тантра.
/ Введ. и пер. Б.Динанатха. Сайт www.shantira.narod.ru.)

«Несомненно, что, прежде всего, слово «тантра» означает действие (разворачивания) или процесс (распространения), преемственность: т.е. техники, методы, практики. И само слово, таким образом, характеризует мастерство или компетентность в использовании и комбинировании этих разного рода искусных средств. Мы имеем интересное определение Тантры, принадлежащее выдающемуся авторитету, имя которого Катьяяна (Katyayana): «Тантра — это гармония действий». Это означает то же, что и организованность поведенческих актов, их проявление в единстве, и точно в том же смысле, что подразумевает Йога. Аюрведа использует слово «тантра» в значении «тело», а другое слово — «янтра» — в значении «устройство» этого тела. Тело в Аюрведе представляется как композиция органов (анга), вместилище сил: дхату, доша и мала, претерпевающее процесс становления. Даже в наиболее распространенном варианте слово «янтра» означает геометрический чертеж, единство линий и букв — «семенных слогов», целостную картину.
Подобным образом и магическая формула «мантра» представляет собой организованную систему звуковых вибраций, состоящую из отдельных слов и букв, обладающих сверхъестественной силой. В техническом смысле «тантра» является процессом объединения магической диаграммы (янтры) и магической формулы (мантры). Ясно, что подобная практика должна основываться на неколебимой уверенности, что человеческое тело является субстратом, на основе которого диаграмма и формула могут работать во взаимодействии.
Таким образом, янтра является графическим изображением силовых полей и линий, организующих тело человека, в то время как мантра представляет звуковой аспект этих сил — их вибрации. Тантра является набором методов (искусных средств) для работы с этими силами, и, согласно тантрическим представлениям, человеческое тело не просто масса, скопление материи, но имеет также и тонкоматериальную копию (двойника), более сложную, хотя и невидимую, более «энергетичную», хотя в обычном состоянии никак не проявляющуюся. Идея о том, что внутри нашего физического тела находится тело тонкоматериальное, которое невозможно ни увидеть, ни потрогать, то есть, которое недоступно нашим органам чувств, — стара как мир, и в том или ином варианте присутствует в культуре всех народов. В Тантрической Традиции эта идея развита до концептуальных представлений о внутренней энергетической динамике человеческого тела, своего рода внутренней психоэнергетике человека.
Посредством такой реорганизации внутренних сил человек становится способным не только преодолеть естественные ограничения, но и повысить собственную эффективность. Специальные действия, позволяющие провести подобного рода организацию и реинтеграцию, это не что иное, как глубоко символичные «ритуалы», смысл которых скрыт от посторонних. Организация таких действий находится в соответствии с организацией самих внутренних силовых полей, и потому называется Тантрой; а установление связи с внутренними силами и контроль над ними является Йогой. Два термина — Тантра и Йога — происходят из одного источника и работают в одном и том же смысловом контексте». 

(Звезда Давида и Тантра. Сайты www.waylove.ru; www.indostan.ru.)

«Традиционное представления о медитации. Говоря о медитации, очень действенном инструменте самопознания и способе проникновения сознания в области бессознательного, следует отметить что, слово «медитация» позаимствовано из Санскрита. «Медитация» в переводе с Санскрита, означает «размышление». Это понятие имеет гораздо большее значение на Востоке, в сравнении с нашим пониманием этого слова. Медитация включает в себя не только размышление в нашем обычном понимании, но и способ духовного продвижения и самопознания, она включает в себя ряд различных психотехник и основана на целом ряде философских учений и взглядов. Медитация не просто размышление, а размышление конкретизированное, обращённое на конкретный объект. Если ваши цели не духовное развитие, а, к примеру, развитие психических способностей или профессиональных навыков, то, соответственно, именно эти категории являются объектами вашей медитации. Как вы можете заметить, всё просто, логично и психологически точно. Есть правда один нюанс, в обыденной жизни мы медитируем неосознанно, медитация же требует концентрации и сознательного действия. Традиционно медитация подразделяется на четыре группы по свойствам объектов для медитации, а именно, Янтра, Мантра, Мудра и Тантра. Рассмотрим эти объекты подробней.
Янтра. Янтра-медитация — это медитация на визуальные объекты, будь то картины, скульптуры, объекты природы или просто визуальные образы. Когда вы наслаждаетесь великолепным видом природы или наслаждаетесь произведениями искусства или когда вы просто смотрите в окно или на своё отражение в зеркале вы практикуете Янтру. Этот навык и этот опыт может изменить всю вашу жизнь, наполнить её, наполнить ваш мир деталями и обогатить вас духовно, он употребим практически в любой отрасли современной жизни.
Мантра. Мантра-медитация — это медитация на аудио объекты (традиционно речевая формула или молитва, в данном случае я рассматриваю этот вопрос шире). Концентрация на звуках — это очень действенный вид медитации. В качестве Мантры можно использовать музыку. Действие музыки здесь элементарно — музыка лишена привычных для ума форм и слов, и ум уступает место бессознательному, таким образом сознание просто и эффективно освобождается от диктатуры ума.
Мудра. Мудра-медитация — в этом способе медитации концентрация ума происходит на позе тела или позиции пальцев рук. Идея Мудры проста и не затейлива, что соблазняет ум больше, чем тело. Таким образом, управляя телом — управляем и умом. На этой идее основаны Хатка-Йога, Цигун, практически все боевые искусства Востока.
Тантра. Тантра-медитация, Тантра парада чувств — медитация в которой концентрация ума направлена на чувственные переживания, некоторые ошибочно называют Тантру отдельной Йогой, болие того сводят всю идею к широко известной «Кама-Сутре», которая является частью тантрической идеи. Основная идея — это концентрация на чувствах, как на телесных, так и эмоциональных. Чувства — наиболее доступная система восприятия, неподдающаяся «рациональному» уму. К Тантре можно отнести практику перебирания чёток, в джапе преданные перебирают чётки из 108 маленьких бусинок и одной большой бусинки, символизирующей Кришну. Тантру очень часто называют медитацией прикосновений, вы можете медитировать на ощущения, которые вы испытываете от прикосновения воды в душе, или при купании в естественном водоёме, практиковать Тантру можно вообще где угодно, важным является выделить из всех своих чувств одно и дать ему отзвучать в вас до конца.
Вот собственно мы и ознакомились с различными способами медитации, следует добавить, что в практике медитации очень редко используют только один из методов медитации, чаще всего их комплексуют, и сочетают». 

(О медитации. Сайт www.anastazis.com.)

«Урок 13. Тема 6. Тантра. Тантра  представляет собой практическую систему. Ее называют садхана-шастра, что означает «писание, ориентированное на практику». Ее цель — давать всякому и каждому отдельному человеку духовное просветление любыми доступными и подходящими средствами. Она состоит из огромного числа практик, рассчитанных на все возможные типы людей, в сочетании с высочайшими понятиями, на протяжении веков постигавшимися тантрическими мудрецами в состояниях глубокой медитации. Именно за это сочетание мы так высоко ценим Тантру. Мы хотим, чтобы вы подходили к Тантре непредубежденно. Не нужно слепо принимать ее идеи. Просто усваивайте их. Вы должны сами путем личного опыта и постижения доказать себе, действительно ли они верны. Следует помнить, что Тантра — это в большей степени наука, чем что-либо другое. Она не просит вас просто верить во что бы то ни было. Это система типа «проверь и узнай». Только имея опыт можно поверить в то, что слышишь. Суть Тантры — в личном опыте посредством практики.
Тантра — это наука видения, ощущения и познания бесконечного в конечном и через него. Она ведет к переживанию бесконечного через посредство ограниченного мира формы. А как только человек увидел бесконечное в одном объекте, ему остается один короткий шаг до того, чтобы видеть бесконечное во всем. Тантра учит познанию и переживанию макрокосма с помощью микрокосма. Она учит познанию неограниченного  средствами  ограниченного; познанию высшего сознания (параматман) через познание индивидуального сознания (дживатман). Тантра  позволяет человеку познать свою божественную природу, а затем божественную природу всего сущего. Это метод использования материального для настройки на нематериальное; метод использования проявленного для познания непроявленного. Это метод погружения в бесконечное, втягивания в бесконечное через водоворот материальных объектов и энергий. Мир используется как ступенька к запредельному, к тому, что неописуемо. Объективная вселенная используется как трамплин для прыжка в вечное.  Тантра направлена на расширение опыта повседневной жизни, на ее проживание и переживание во всей полноте в качестве  средства  достижения высшего осознания. Она охватывает все аспекты жизни, будь то в материальном мире или в запредельном. Тантра — это система, призванная научить нас жить полной жизнью. Это средство, позволяющее успешно мириться с жизнью и ее кажущимися сложностями и, в конечном итоге, достигать просветления.
Тантра является средством узнать вашу божественную природу, а затем божественную природу всего. Это метод использования материального, чтобы настроиться под нематериальное, используя проявленное, чтобы узнать непроявленное.
Тантра — это система, продолжающая Традицию, которую практиковали по всему миру с незапамятных времен. В действительности, это не что-то придуманное; это выражение глубочайших постижений  человека. Неотъемлемую часть Тантры составляет использование звука в форме мантр в качестве метода вызывания высших сил. Мантры можно считать магическими формулами. Кроме того, используются магические круги (мандалы и янтры). И магические формулы, и магические круги входят во многие универсальные системы — как старые, так и новые и, в особенности, эзотерические системы. Практическую Тантру часто резюмируют в виде трех основных аспектов: Тантры (в данном случае означающей правила, принципы и систему), мантры (проводника сознания) и мандалы или янтры (формы сознания). Это очень сжатое определение, которое, вероятно, на первый взгляд говорит не слишком много. Но эти три аспекта включают в себя все существующее в материальной Вселенной. Разумеется, это будет максимально широкий смысл слов, но можно сказать, что все вокруг нас, включая всякое и каждое человеческое существо, состоит из [Тантры,] Мантры и Янтры. Мантры и мандалы или янтры почти неизменно используются совместно, образуя мощные сочетания. Мандала, янтра или божество представляет собой форму сознания, в то время как мантра служит проводником сознания. В них — суть практической Тантры». 

(Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры и Крийи.
т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г. 688 стр.)

«Многозначность Тантры. Слово «тантра» происходит от санскритского корня «тан», который переводится как — расширять, распространять, растягивать, сплетать, проявлять, показывать. Подобно Вселенной, которую мы населяем, Тантра постоянно расширяется, распространяется и проявляет себя в качестве «космической вибрации», состоящей из разных энергий. Мы являемся частью этой вибрации, так же как жизнь и все виды энергии и материи. Сюда также входят наши мысли, поступки и все физические предметы. Путём познания и стимулирования внутренней чувственной природы, мы открываем в себе новые грани, которые до этого момента дремали или подавлялись. При помощи Тантры высвобождается эволюционная и высоко мотивированная энергия. Мы можем научиться использовать эту энергию для получения наслаждения, для достижения наших земных целей и для помощи в нашей духовной эволюции. Тантра учит нас познавать свою таинственную природу, и когда мы этого достигаем, мы расширяем свои границы. Таким образом, мы вступаем в новые зоны сознания, становимся более компетентными, удовлетворёнными и совершенными.
Тантра считается кратчайшим путём к самореализации и духовному просвещению. Тантра предлагает и духовный, и мирской успех в высшей степени. Она включает в себя не только сокровенные йогические знания, но и много важных практик исцеления тела и духа.
Как работает мантра. Мантры — звуки, порождающие энергетические вибрации. Произнесение любого слова порождает реальную физическую вибрацию. Вибрации бывают как созидательного, так и разрушительного свойства. Cоответственно слово может обладать отрицательной, положительной или нейтральной энергетикой. Это — один из уровней энергетической основы слов. Другой уровень — это намерение. Если фактическая физическая вибрация соединяется с внутренним настроем человека, то вибрация приобретает дополнительный энергетический компонент, который влияет на результат произнесения слова или мантры. Звук — несущая волна, и наше определённое намерение накладывается на форму этой волны, тем самым усиливая эффект от произношения. Слово, как известно, основано на энергии. Особенно сильно энергия звука проявлена в санскритской мантре.
Мантра в своей основе — это используемый сознанием инструмент, который, в конечном счете, освобождает его от сбоев и капризов. При первом же произнесении Мантры в организме человека начинают действовать вибрации. Поначалу они теряются на фоне наших мыслей, стрессов, неспособности сосредоточиться. Но по прошествии некоторого времени (у каждого человека это индивидуально), вибрация мантры усиливается и «перекрывает» другие колебания. В конечном счете, мантра способна привести человека в такое состояние, где организм вибрирует полностью в унисон с энергией и духовным наполнением, содержащимся в мантре.
На этом этапе происходят значительные изменения в состоянии организма и состоянии сознания, главным итогом которых является то, что человек становится более гармоничным и достигает желаемого. Но путь от молитвы к свободе полон чудес. Сознание раскрывается, углубляется и расширяется и, в конечном счете, погружается в сущность космического существования. А знание, как мы знаем, является силой. Что касается мантры, то её сила материальна и действенна.
Что такое янтра. Янтра — это символическое изображение Божества, она представляет собой определенную геометрическую фигуру, изображение которой исполнено глубочайшим смыслом и обладает мощной мистической силой. Каждая линия, окружность, треугольник или точка такой янтры имеет свое глубокое значение и изображается для достижения определенных целей. Эти взаимосвязанные образы геометрических фигур, кругов, треугольников, различных растений формируют фрактальные диаграммы изысканности, красоты и изящества. Бытует мнение, что янтра является исключительно инструментом духовного развития. Безусловно, что она способствует духовной эволюции, но, кроме того, янтра способна оживлять основные жизненные аспекты, к которым стремится каждый человек. Янтра способствует созданию такой атмосферы, чтобы Ваши желания исполнялись». 

(Ник Дуглас. Инструменты изменения — мантра, тантра, янтра. Сайт www.jyotish.ru.)

* * *

N 36. 08.03.13г.

продолжение см. в Статье 3.13.2. Этимологический анализ термина «тантра». (ч.2).