Cтатья 3.13.2. Этимологический анализ термина «тантра». (ч.1).

продолжение

«Тантра (санскр. ткацкий станок, нить, челнок, продолжение, происхождение, представление церемоний, система, теория, доктрина, научное открытие) — мистическая и магическая доктрина, вдохновляющая любое созидание. Термин «тантра» состоит из двух слов: корень «тан» означает распространять, расширять, развивать; корень «тра» — спасение, расширение, освобождение. Основной целью Тантры является трансформация индивидуального, ограниченного сознания в Божественное сознание, практическое осуществление единения человеческого существа с Абсолютом, как на духовных уровнях Атман-Параматма, так и физическом Пинда-Брахманда. Тантрами также называют священные тексты, имеющие отношение к тантрической практике. Иногда их определяют как синонимы текстов Агам, Нигам, Самхит». 

(Словарь Йога. Cайт «Натха-Сампрадайя». Сайт www.yoganathis.ru.)

«Тармин «тантра». Тантра (санскр. закон, ритуал) — само понятие «тантра» означает буквально «сцепление», в переносном смысле — «сокровенное знание». Словом «тантра» проповедники из Европы называли различные учения и практики Индуизма, Буддизма, Бон, новых религий и культов Нью-Эйдж. Тантра в Индуизме — сборники древних текстов поклонников женской ипостаси Тримурти-Шакти, супруги Шивы. Термин «тантра» достаточно сложный и многозначный. В переводе с Санскрита он обозначает «ткань», «соединение», «обобщение», «согласие» и так далее. Однако наличествует и расшифровка этого слова с несколько другим оттенком — «расширение». Иначе — расширение сознания, принятие мира целиком, во всей его целостности, не разбиение на черное и белое. Тантра — это не Йога, не религия и не философия. Это — слияние всех трех этих элементов, но в то же время — нечто большее». 

(А.Шеляков. Тантра. Сайт shelyakov.ru.)

«Тантра — это то, что содержит информацию, знания, философию и различные техники. Это конспект, трактат или изложение различного рода духовных и оккультных знаний.
На Санскрите «тантра» буквально означает — ткацкий станок. В символическом смысле — это учение, которое сопрягает материальное с идеальным, телесное с духовным, рациональное с иррациональным, мужское с женским, Инь с Ян. Это сопряжение происходит как взаимопереплетение нитей «основы» и «утка» в производстве ткани. «Тантра» также означает экспериментальный, практический метод, позволяющий расширить способности человека, выйти за рамки своих возможностей.
Существует несколько толкований слова «тантра», но наиболее верным его значение является — «непрерывность», в том смысле, что хотя все проявления психической (энергетической) природы сознания человека в соответствии с воззрением Сутры пусты, тем не менее, они непрерывно проявляются». 

(Тантра  и интегральный подход в психологии. Сайт www.SunHome.ru.)

«Понимание различия между Сутрой и Тантрой. В учении Сутры часто используется термин «дхарма». Коренной смысл этого слова — наше собственное истинное состояние, которое также называется «дхармакайя». Такое же значение придается и слову «тантра», которое тоже обозначает наше истинное состояние. Подлинный смысл слова «тантра» — «непрерывность», то, что длится без перерыва, и именно такой считается наша истинная природа. Но, что же именно длится? И каким образом? И почему оно зовется Тантрой? В действительности мысли и пустое пространство всегда непрерывно чередуются, осознаем мы это или нет. Пустота — это основа, а мысли — ее проявления. Эти проявления существуют, потому что имеется  непрерывность  энергии. Эта непрерывность и есть наша настоящая природа, и именно ее мы называем Тантрой: Тантра — это наше истинное состояние. Когда вы произносите слово «тантра» или говорите о ней, то имеете в виду свою собственную энергию». 

(Намкай Норбу Ринпоче. Зеркало великого совершенства (сборник статей
и выступлений). / Пер. Ф.Маликовой. Сайт www.darklight-tantra.narod.ru.)

«Само выражение «тантра» указывает на священные тексты, которые были переданы в форме диалога между Шивой и Парвати на благо людей, живущих в четвертом цикле человеческих эр — Кали-юге.  Пока затруднительно с точностью определить значение термина «тантра», но все-таки есть мнение отождествлять три типа специфических писаний с тремя различными сектами:
— Самхиты — общее альтернативное название вишнуитских Агам. Содержат тайную доктрину Вайшнава-Традиции.
— Агамы Шивы и Тантры Шакти. Хотя стоит заметить, что это различие проходит под единым названием — Тантры.
Этимологическое значение слова «тантра» — «основа ткани», в фигуральном смысле «серия, поток, без паузы, без остановок». Но в религиозном отношении «тантра» означает предписанный ритуал. Еще это выражение относилось к системе секретных доктрин и трактатов, скрупулезно исследовавших ритуал». 

(Коваль С.Н., Холин Ю.Е. Секреты Тантра-Йоги.
Ростов-на-Дону. Феникс. 2004г. 416 стр.)

«Тантра — это санскритское слово, ассоциирующееся с древней индийской философией, иногда называемой «доктриной божественного секса». Тантра в переводе с санскрита — «ткацкий станок», «основа», «порядок, правило»; происходит от слова тан — «ткать», «вытягивать», «исполнять». От слова «тантра» произошли два английских слова: tender («нежный, любовный») и tendon («сухожилие»). Первое из них напоминает нам о том, что основа любви — сексуальные отношения — зависят от того, насколько мы нежны, мягки, ласковы и заботливы по отношению к партнеру. Прикосновение, не основанное на чувстве, будет механическим, оно не даст вам глубины ощущений. Слова нежность, нежный эмоционально окрашены: они подразумевают внимание к партнеру и обязательства в отношении вашего с ним союза. Сухожилие, продолжение мышцы, подразумевает такие понятия, как «растяжение», «продление». Практическая ценность Тантры состоит в максимально возможном продлении фазы возбуждения и, следовательно, обеспечении наиболее глубоких и сильных сексуальных ощущений». 

(Ю.Улыбина. Тантра-Йога для совместной жизни.
Любовь и ваше здоровье. Сайт www.e-reading.club.)

«Тантрический Буддизм (Ваджраяна). <…>. Здесь надо сразу же сказать, что само слово «тантра» никак не характеризует специфику этого нового типа Буддизма. «Тантра» — просто название типа текстов, в которых может и не быть ничего собственно «тантрического». Мы уже касались этого вопроса, говоря об индуистском Тантризме, но считаем нужным повторить еще раз. Как слово «сутра», обозначавшее канонические тексты Хинаяны и Махаяны, имеет значение «основа ткани», так и слово «тантра» означает всего лишь нить, на которую нечто (бусы, четки) нанизываются; то есть, как и в случае с сутрами, речь идет о неких базовых текстах, служащих основой, стержнем. Поэтому хотя сами последователи Тантризма и говорят о «пути сутр» (Хинаяна и Махаяна) и «пути мантр», тем не менее они предпочитают называть свое учение Ваджраяной, противопоставляя его не Махаяне (частью которой Ваджраяна является), а классическому махаянскому пути постепенного совершенствования (Парамитаяна, Колесница Парамит или совершенств, переводящих на Тот Берег». 

(Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника
и трансперсональные состояния. СПб. Азбука-классика, ПВ. 2005г.)

«Происхождение слова «тантра» связано с профессиональной деятельностью ремесленников-ткачей. «Тантра» — это приспособление для «вытягивания» или «растягивания» нитей (корень «тан»), что в отвлеченном смысле указывает на процесс распространения или растягивания. Это слово может означать также и просто «объяснение» (tattriti dhatoriha dharanarthat). В последнем случае это будет либо книга, либо определенная глава из книги, которая содержит объяснения и аргументацию по определенному предмету (как, например, «Шаштхи-Тантра»), либо  истории , иллюстрирующие смысл (как «Панча-Тантра»).
Поначалу подобные книги выполняли роль повседневных практических руководств, но с течением времени многие из них превратились в таинственные религиозно-магические трактаты. Несомненно, что, прежде всего, слово «тантра» означает действие (разворачивания) или процесс (распространения): т.е. техники, методы, практики и трюки. И само слово, таким образом, характеризует мастерство или компетентность в использовании и комбинировании этих разного рода искусных средств». 

(О Тантре. Сайт «Йога для начинающих». www.jofo.yoga.me.)

«Корень «тан» означает — объяснять, излагать, толковать, расширять, распускаться, расцветать, распространять, «тра» означает инструмент. Отсюда Тантра — инструмент, расширяющий поле сознания для достижения сверхсознания, для постижения фундаментальных основ бытия. «Тантра» также означает экспериментальный, практический метод, позволяющий расширить способности человека. В более широком толковании «Тантра» означает книги или любую литературу, ведущую к расширению сознания, в соответствии с ее доктриной. Другими словами, это не что иное, как просто «книга», практическая книга. Тантра — это то, что содержит информацию, знания, философию и различные техники. Это конспект, трактат или изложение различного рода духовных и оккультных знаний. Одно из значений слова «Тантра» на санскрите буквально означает ткацкий станок. В символическом смысле — это учение, которое сопрягает материальное с идеальным, телесное с духовным, рациональное с иррациональным, мужское с женским, Инь с Ян. Это сопряжение происходит как взаимопереплетение нитей «основы» и «утка» в производстве ткани. На выходе из станка получается единая и прочная ткань». 

(Тетерников Л.И. Тантра. Искусство любить. М. Самохин. 2000г. 222 стр.)

«Книга Первая. Темная Волна на Востоке. II. Пробуждение Змеи. Инициация левой руки. Проклятие Тантр. Как и все тантрические концепции, в том числе Вама-Марга, санскритское слово «тантра» само по себе является мантрой и допускает ряд истолкований. Самое правильное определение Тантры — «инструмент, обеспечивающий развитие» или, иными словами, «освобождение через развитие». Слово «тантра» часто переводят такими значениями как «паутина», «ткань» или «сплетенное воедино», что наводит на мысль о взаимопереплетенности тантрических методик, которые можно метафорически представить в образе гигантской паучьей сети из переплетенных нитей. Уместно вспомнить и о переплетении сексуальных энергий мужского и женского начал.
Пытающиеся однозначно классифицировать все полотно тантрической паутины в понятиях, пригодных для аккуратно подстриженных и прилизанных концепций западной рациональности, попадают пальцем в небо; Тантра отрицает саму мысль о четких параметрах. Многие прекраснодушные ученые любят утверждать: «Вот это Тантра». Другие столь же упрямо возражают: «Нет, вот это Тантра». И, тем не менее, самая суть предмета обсуждения ускользает, ее надо постигать интуитивно и страстно, как живое существо, а не хладнокровно изучать как объект извне». 

(Николас и Зина Шрек. Демоны плоти. Полный путеводитель по
сексуальной магии Пути левой руки. Сайты www.litmir.me, www.rumagic.com.)

«На Санскрите «тантра» буквально означает — ткацкий станок. В символическом смысле — это учение, которое сопрягает материальное с идеальным, телесное с духовным, рациональное с иррациональным, мужское с женским, Инь с Ян. Это сопряжение происходит как взаимопереплетение нитей «основы» и «утка» в производстве ткани. Корень ТАН означает — объяснять, излагать, толковать, расширять, распускаться, расцветать, распространять. ТРА означает инструмент. Отсюда Тантра — инструмент, расширяющий поле сознания, для достижения сверхсознания, для постижения фундаментальных основ бытия. «Тантра» также означает экспериментальный, практический метод, позволяющий расширить способности человека, выйти за рамки своих возможностей. В более широком толковании Тантра означает книги или любую литературу, ведущую к расширению сознания, в соответствии с ее доктриной. Другими словами, это не что иное, как просто «книга», практическая книга. Тантра — это то, что содержит информацию, знания, философию и различные техники. Это конспект, трактат или изложение различного рода духовных и оккультных знаний». 

(Тетерников Л.И. Тантра: Культ женщины. Сайт teternikov.ru.)

«Введение. Происхождение слова «тантра» истолковывается по-разному. Прежде всего, оно обозначает систему мысли, набор практик или собрание книг. Первоначально слово «тантра» несет в себе смысл плетения ткани: можно предположить, что оно происходит из профессиональной терминологии. Тантра является плетением, в котором нити «растягиваются» или «вытягиваются», а также обозначает тот образец, который получается в результате плетения.
Также оно обозначает обычное «пояснение» (tattriti dhatoriha dharamarthat). В этом случае под «тантрой» подразумевается книга или глава трактата, в которых различные аргументы и пояснения к ним сведены в одну тему (например, Shashthitantra) или сборник рассказов (Pancatantra). С течением времени это слово стало обозначать любого рода литературу или религиозно-мистические трактаты.
Самым важным представляется следующий факт: слово «тантра» подразумевает под собой процесс расширения или действия в виде растягивания ткани — особые техники, методы и практические приемы. Поэтому оно стало употребляться в качестве общего обозначения мастерства любого рода или определенной компетентности в овладении различными приемами и методами». 

(Рамачандра Рао. Тантра. Мантра. Янтра. Тантрические традиции
Тибета. / Пер. с англ. А.Иванникова. Беловодье. 2002г. 304 стр.)

«В этой главе мы собираемся исследовать высокоразвитую магическую  и  мистическую традицию Востока, известную как Тантра. Хотя  слова  «мантра», «мандала»  и  «мудра» вполне соответствуют нашим понятиям «заклинание», «пентакль» и «жест», изучение восточных аналогов будет для нас полезнее, чем использование западных терминов. Благодаря санскритскому происхождению, эти слова многое расскажут нам о своём значении; кроме того, мы сможем взглянуть на различные предметы оккультизма с несколько иной, новой для нас точки зрения. Сосредоточившись на восточных системах и время от времени возвращаясь к их западным версиям (а не наоборот, как обычно делается в книгах по оккультизму), привлекая сведения из полудюжины различных наук и искусств, мы обнаружим, что предполагаемые большие различия между восточным и западным оккультизмом на самом деле не так уж велики. Само происхождение слова «тантра» многое говорит нам об этой преимущественно теургической схеме оккультизма. Это слово происходит от санскритского корня «тан», означавшего «плести», «продолжать», «распространять» и «выдерживать». Полное слово «тантра» часто переводится как «в основе», «в центре плетения вселенской Сети». Так, благодаря названию системы, мы можем догадаться, что в её основу заложены принципы ассоциации и упорядочения». 

(Мантра, мандала, мудра. Сайт www.astrologia.x-tk.ru.)

«Что же такое Тантра? Это слово в переводе может означать как различные понятия, так и процессы. У индийских мыслителей есть великолепная традиция предварять свои труды определением содержания употребляемых ими слов. Она распространяется и на понятие «тантра». Каждый автор привносил в разнообразие ее значений новые уточнения.
Слово «тантра» имеет широкое смысловое значение. В частности, некоторые исследователи утверждают, что оно происходит от санскритского слова, означающего «гобелен» или «ткань», символизируя что-то, что вплетено в нашу жизнь. В зависимости от контекста «тантра» может означать: «нить», «челнок», «ткачество», «систему», «соглашение», «закон», «теорию», «договор», «происхождение», «продолжение», «объяснение», «наставление», «вид творчества» (всего шестьдесят четыре значения), но в этих специальных терминах, употребляемых в литературе, вообще мало общего с Тантризмом.
Одни утверждают, что слог «тан» означает «распространять», «тра» — «спасать». Другие показывают еще одну теорию происхождения: от двух санскритских слов: «таноти», что означает «расширение поля сознания» и «трайати» — «освобождение», «прикосновение к его высшему уровню». Таким образом, можно сказать, что Тантра расширяет и освобождает сознание». 

(Шри Вашикаран Шиванандана. Тантра. Предельная реальность. Сайт www.bookz.ru.)

«В начале второй половины I тыс. н.э. в Буддизме Махаяны постепенно зарождается и формируется новое направление, или Яна («Колесница»), получившая название Ваджраяны, или тантрического Буддизма; это направление может считаться заключительным этапом развития Буддизма на своей родине — в Индии. Здесь надо сразу же сказать, что само слово «тантра» никак не характеризует специфику этого нового типа Буддизма. «Тантра» (как и «сутра») — просто тип текстов, в которых может и не быть ничего «тантрического». Если слово «сутра» означает «нить», на которую нечто нанизывается, то слово «тантра», образованное от корня «тан» (тянуть, растягивать) и суффикса «тра», означает основу ткани; т.е., как и в случае с сутрами, речь идет о неких базовых текстах, служащих основой, стержнем. Поэтому, хотя сами последователи Тантризма и говорят о «пути сутр» (Хинаяна и Махаяна) и «пути мантр» (Мантраяна), тем не менее, они предпочитают называть свое учение Ваджраяной, противопоставляя ее не Махаяне (Тантры всегда подчеркивают, что Ваджраяна суть «путь», яна, внутри Махаяны), а классическому махаянскому пути постепенного совершенствованию, так называемой Парамитаяне, т.е. Пути Парамит, или совершенств, переводящих на Тот Берег. Т.е. Ваджраяна противопоставляется именно Парамитаяне, а не Махаяне, которая включает в себя и Парамитаяну (достижение состояния Будды за три неисчислимых кальпы) и Ваджраяну (достижение состояния Будды за одну жизнь, «в этом теле»). 

(Ваджраяна (Тантрический Буддизм). Фрагменты из книги проф. Торчинова Е.А.
Введение в буддологию — курс лекций. (лекция 7). Сайт www.abhidharma.ru.)

«Глава V. Тантра. Загадочные культы и земледельческие обряды. 8. Древность и значение тантр. Что означает слово «тантра»? Когда возник Тантризм? И каково действительное значение различий, существующих между отдельными сектами тантристов?
Некоторые индийские ученые в наши дни весьма пространно обсуждали различные значения слова «тантра». К несчастью, однако, они упускали из виду наиболее простое и понятное значение этого слова из-за предрассудков, распространяемых относительно Тантризма, который, по их мнению, представляет собою мистическое учение, дополняемое тщательно разработанным курсом духовных упражнений. Разгадка того, что означает данное слово, не может быть найдена, если мы будем следовать этому пути. Слово «тантра» происходит от корня «тан», к которому прибавлен суффикс «тран». «Тан» означает «расширяться, распространяться». Но о каком расширении или распространении идет здесь речь? Прежде всего, о расширении семьи, об увеличении числа детей. Иными словами, имеется в виду процесс человеческого воспроизводства. Моньер-Вильямс показал, что в «Хариванше» и «Бхагавата-Пуране» «тан» означало «размножаться». Подтверждением нашей точки зрения служит также и то, что производные от рассматриваемого корня — «сантана» и «танайя» — означают «дети». Кроме того, как отметил Моньер-Вильямс, образованное от него же слово «танту» в «Катьяяна-шраута-сутре», «Апастамба-дхарма-сутре» и «Тайттирия-Упанишаде» употребляется в смысле «человек, постоянно увеличивающий свое семейство», а в «Айтарея-Брахмане» — в смысле «линия потомков». Наконец, выражение «танту картри» означает «доставляющий семье потомство». Нередко и само слово «тантра» означает «продление рода». В «Махабхарате», например, выражение «куласья тантра» применяется для обозначения «главного действия по поддержанию семьи, или порождению потомства. Нет необходимости удлинять список подобных примеров. Основным значением корня «тан», как мы уже показали, является «размножаться». Поэтому и производное от него слово «тантра» означает «размножение». Именно здесь в действительности и находится центр тяжести тантрического учения». 

(Чаттопадхьяя Д.Л. Локаята Даршана. История
индийского материализма. / Пер. с англ.
М. Издательство иностранной литературы. 1961г.)

«Понятие Тантра имеет множество значений. Каждый индийский мыслитель привносил в разнообразие её значений новые уточнения. В зависимости от контекста «Тантра» означает нить, ткань, челнок, продолжение, происхождение, представление церемоний, систему, теорию, доктрину, научное открытие, вид творчества. Наконец, Тантра — это мистическая и магическая доктрина, вдохновляющая любое созидание.
Есть мнение, что «тан» происходит от «Тантра» и имеет значение выставлять, объяснять. В этих специальных значениях термин «Тантра» часто употребляется в литературе, не имея при этом никакого отношения к «тантризму».
Тантра означает также «ткач, ткачество». Согласно Тантре, Вселенная воспринимается как бесконечное полотно (ткань), где всё имеет своё место и всё происходит под её кровом.
Санскритское слово «Тантра» возникло не ранее XI в. Происхождение этого слова можно объяснить также присоединением к корню «тан» (со значением растягивать, распространять) суффикса -тра (означает принадлежность к какому-либо инструменту), то есть в буквальном смысле — расширение поля сознания, прикосновение к высшему сознанию, основе бытия. Цель Тантры — пробуждение «вместилища» непознанных возможностей и их использование.
В эзотерическом понимании Тантра — это то, что расширяет джняну. Этот санскритский термин означает «знание» или «мудрость». Тантра «расширяет» горизонты Реальности за счёт выявления глубинных слоёв мудрости. Таким образом, она представляет собой неразрывное целое, трансцендентальное и имманентное, Реальность и бытность, Бытиё и проявление, Сверхсознание и сознание, Бесконечность и конечность, Дух и материю, Вечное и мирское, а выражаясь в санскритских терминах, нирвану и сансару или брахман и джагат. В данном контексте слова «сансара» и «джагат» обозначают изменчивый мир, воспринимаемый человеком чувственно.
Тантра как духовное учение оформилась в Индии примерно пятнадцать столетий тому назад и принадлежит духовным школам, декларирующим единство духа и материи. Само слово «Тантра» также означает табличку, на которой записаны священные тексты. В более широком смысле термин применяется к священным текстам и письменным руководствам. Вообще, говорят о 64 Тантрах. Есть свидетельства о гораздо большем числе священных табличек, но большинство из них не сохранилось до наших дней». 

(Что такое Тантра? 2010г. Сайт www.tantra.my1.ru.)

«Для начала я хочу предложить вам несколько разных точек зрения, они разные и в чём-то противоречивые, но каждая из них интересна и своеобразна, а поэтому и полезна. Если вы зададитесь идеей узнать, что такое Тантра из книг — прочтите книгу Андре Ван Лизбет «Тантра. Культ женственности» (Ростов-на-Дону. Феникс. 1998г. 256 стр). В ней вы сможете найти несколько академических определений: «В зависимости от контекста «тантар» означает нить, челнок, продолжение, происхождение, представление церемоний, систему, теорию, доктрину, научное открытие, вид творчества. Наконец, Тантра — это мистическая и магическая доктрина, вдохновляющая любое созидание. По мнению С.Н.Досгупты, «тан» имеет значение выставлять, объяснять. Тантра — означает так же соглашение, договор. В этих специальных значениях термин «тантра» часто употребляется в литературе, не имея при этом никакого отношения к Тантризму. Тантра — это так же «ткач, ткачество». И, казалось бы, такое определение никак не соприкасается с термином «доктрина». Но согласно Тантре, Вселенная воспринимается как бесконечное полотно (ткань), где всё имеет место и всё происходит под её кровом. Происхождение слова «тантра» можно так же объяснить присоединением к корню «тан» (со значением растягивать, распространять) суффикса «тра» (означает принадлежность к какому-либо инструменту), т.е. в буквальном смысле — расширение поля сознания, прикосновение к высшему сознанию, основе бытия».
Здесь я позволю себе привести выдержки из книги Хариша Джохари «Инструменты для Тантры. Чакры: энергетические центры трансформации» (София. 2001г. 261 стр.): «Тантра есть то знание, которое расширяет границы разума, тела и сознания».
Следующая цитата взята из предисловия к книге Джона Мамфорда «Тантрический экстаз» (М. Фаир-Пресс. 2001г. 240 стр.), написанного издателем Карлом Ллевеллином: «Тантра — это духовная наука, которая, выражаясь словами Парамахамса Сатьянанда Сарасвати, использует «методы проникновения в глубины подсознания…, очищая личность от глубоко укоренившихся комплексов, корректируя поведение и возрождая человека психологически и физиологически». Тантра — это наука, составляющие дисциплины которой подразумевают использование многих техник, включая мантру, янтру, мандалу, йоганидру, асаны, пранаяму и т.д. Дословно термин «тантра» означает «расширение», «освобождение». Под «освобождением» подразумевается полная реализация заложенного в человеке потенциала. Развитие следует рассматривать как обязательства, которые на нас накладывает сама жизнь. Именно развитие является необходимым условием здоровой и успешной жизни»». 

(Петр Остриков. Что такое Тантра? Разные
точки зрения, цитаты. 2002г. Сайт www.tantrist.ru.)

«1. В некоторых учениях Ваджраяны само существование изначальной природы ума, которое не может быть прервано, называется Тантрой. Так как практика двух упомянутых стадий является методом проявления этого состояния, то и сам путь называется Тантрой.
2. Слово «тантра» относится к понятию «сотканного» и его производных (нить, пряжа, ткань), намекающему на переплетенность всех вещей и событий, взаимозависимость всего, что существует, непрерывность взаимодействия причин и следствий как в обычной жизни, так и в духовном традиционном развитии, которое подобно нити, пролагающей свой путь через ткань истории и индивидуальные жизни».
3. Слово «тантра» имеет несколько значений: «тайное знание», «магия», «практика» «спасение посредством желания». Конечно, это не перевод слова, а перевод понятия учения Тантры, а само слово означает «ткань», «основа», «переплетение». Священные тексты по Тантре дают такую трактовку термина: учение называется Тантрой потому, что раскрывает знание об истинной сути всего (Мира) и тем самым спасает».
Слово «тантра» подразумевает под собой процесс расширения или действия в виде растягивания ткани — особые техники, методы и практические приемы. Поэтому оно и стало применяться для общего обозначения мастерства любого рода или определенной компетентности в овладении различными приемами и методами.
Слово «тантра» обозначает обычное «пояснение» (tattriti dhatoriha dharamarthat). В этом случае под «тантрой» подразумевается книга или глава трактата, в которых различные аргументы и пояснения к ним сведены в одну тему (например, Shashthitantra) или сборник рассказов (Pancatantra). С течением времени это слово стало обозначать любого рода литературу или религиозно-мистические трактаты.
4. В переводе с Санскрита «тантра» — это нитесплетение, ткацкий станок и все такое. Источник – «Вигьяна-Бхайрава-Тантра» (Ошо). А вот как слово «тантра» переводит Л.И.Тетерников: «На Санскрите «тантра» буквально означает» ткацкий станок». В символическом смысле — это учение, которое сопрягает материальное с идеальным, телесное с духовным, рациональное с иррациональным, мужское с женским, Инь с Ян. Это сопряжение происходит как взаимопереплетение нитей «основы» и «утка» в производстве ткани. Корень «тан» означает объяснять, излагать, толковать, расширять, распускаться, расцветать, распространять. «Тра» означает инструмент. Отсюда Тантра — инструмент, расширяющий поле сознания, для достижения сверхсознания, для постижения фундаментальных основ бытия. «Тантра» также означает экспериментальный, практический метод, позволяющий расширить способности человека, выйти за рамки своих возможностей». Весьма оригинальные переводы, однако… Пожалуйста — ознакомьтесь с этим словом по словарю». 

(интернет-форумы.)

«Вступительная статья издателя. Тантра — дословно «ткачество», «нить», «сеть», «ритуал», «доктрина». Санскритское слово «тантра» можно перевести как «ткать», «тянуть», «растягивать». В результате такого «растяжения» сознания ослабляется процесс логического осмысления происходящего и наступает временная утрата ощущения собственного я или «низшего эго».
Пять тысяч лет назад долину Инда населяли темнокожие люди, известные как дравиды. В книге «Кама-кальпа» П.Томас утверждает, что есть свидетельства, указывающие на то, что ранне-индийское общество изначально было матриархальным, и главенство мужчины утвердилось позднее, под влиянием ведической культуры. Судя по всему, так и было, так как родной религией дравидов вплоть до арийского вторжения в 1000г. до Р.Х. была Тантра.
Тантра представляется наиболее приемлемой религией для «черного» или «железного века» —  Кали-юги, так как в эту эру женщина утверждается как высшее воплощение божества.
Что же такое «тантра»? Тантра — это духовная наука, которая, использует методы проникновения в глубины подсознания, очищая личность от глубоко укоренившихся комплексов, корректируя поведение и возрождая человека психологически и физиологически. Тантра также включает в себя Кундалини-Йогу, целью которой является «пробуждение в человеке сверхсознания для обретения видения своей божественной природы». Тантра — это наука, составляющие дисциплины которой подразумевают использование многих техник, включая мантру, янтру, мандалу, йоганидру, асаны, пранаяму и т.д. Иными словами техники подразумевают: произнесение специальных звуков и слов; использование различных графических символов; создание мысленных образов, в том числе священных изображений; медитацию, самогипноз; особые позы и движения; управление дыханием и другие приемы, используемые в религиозных и магических ритуалах. Именно использование этих техник приводит к обретению способности непосредственного общения с божественным и познанию божества. Тантра — это наука о сознании человека. Тантра предлагает систему, ускоряющую трансформацию сознания с возможностью постижения новых уровней и конечного просветления.
Дословно термин «тан-тра» означает «расширение» и «освобождение». Под «освобождением» подразумевается полная реализация заложенного в человеке потенциала. Развитие следует рассматривать как обязательства, которые на нас накладывает сама жизнь. Именно развитие является необходимым условием счастливой, здоровой и успешной жизни. Способность к личному росту является ключом к жизни, наполненной смыслом. (Карл Ллевеллин Веске, издатель)». 

(Джон Мамфорд. Экстатический путь Тантры.
/ Пер. Ю.Бондарева. 2000г. Сайт www.ariom.ru.)

«Само понятие «тантра» означает буквально «сцепление», в переносном смысле — «сокровенное знание». Тантра — это метод, или путь, достижения Просветления, помогающий практикующему обрести состояние будды в течение одной жизни, хотя и с великими усилиями. При этом стремление к достижению Просветления является скорее альтруистическим, поскольку, согласно учению Махаяны вообще, и Ваджраяны в частности, чем ближе сущность к Просветлению, тем более она стремится помогать другим, идущим этим путем.
Понятие «тантра» имеет множество значений. Каждый индийский мыслитель привносил в разнообразие её значений новые уточнения. В зависимости от контекста «тантра» означает нить, ткань, челнок, продолжение, происхождение, представление церемоний, систему, теорию, доктрину, научное открытие, вид творчества. Наконец, Тантра — это мистическая и магическая доктрина, вдохновляющая любое созидание.
Есть мнение, что «тан» происходит от «тантра» и имеет значение выставлять, объяснять. В этих специальных значениях термин «тантра» часто употребляется в литературе, не имея при этом никакого отношения к «тантризму».
Тантра означает также «ткач, ткачество». Согласно Тантре, Вселенная воспринимается как бесконечное полотно (ткань), где всё имеет своё место и всё происходит под её кровом.
Санскритское слово «тантра» возникло не ранее XI в. Происхождение этого слова можно объяснить также присоединением к корню «тан» (со значением растягивать, распространять) суффикса -тра (означает принадлежность к какому-либо инструменту), то есть в буквальном смысле — расширение поля сознания, прикосновение к высшему сознанию, основе бытия. Цель Тантры — пробуждение «вместилища» непознанных возможностей и их использование.
В эзотерическом понимании Тантра — это то, что расширяет джняну. Этот санскритский термин означает «знание» или «мудрость». Тантра «расширяет» горизонты Реальности за счёт выявления глубинных слоёв мудрости. Таким образом, она представляет собой неразрывное целое, трансцендентальное и имманентное, Реальность и бытность, Бытиё и проявление, Сверхсознание и сознание, Бесконечность и конечность, Дух и материю, Вечное и мирское, а выражаясь в санскритских терминах, нирвану и сансару или брахман и джагат. В данном контексте слова «сансара» и «джагат» обозначают изменчивый мир, воспринимаемый человеком чувственно.
Само слово «Тантра» также означает табличку, на которой записаны священные тексты. В более широком смысле термин применяется к священным текстам и письменным руководствам. Вообще, говорят о 64 Тантрах. Есть свидетельства о гораздо большем числе священных табличек, но большинство из них не сохранилось до наших дней». 

(Духовные практики. Тантра. Трансперсональная психология. Сайт www.naturalworld.)

«Тантра, как и Йога, настолько обширна, что понять или охва­тить всю систему довольно трудно. Говорить от имени Тантры или Йоги никто не может. Мы можем высказывать только свою точку зрения, говорить о своем понимании и восприятии. Даже одни и те же факты могут истолковываться по-разному и служить доказательством несовпадающих по идее доктрин. Когда говорят о многозначности Йоги, в Индии приводят следующее сравнение. Несколько слепцов дотронулись до слона руками. Один взялся за бивни, другой за ухо, третий за хвост и т. д. Если у кого-то уже был опыт контакта со слоном, то он может сделать правильный вывод, с чем имеет дело. Не зная целого, прикоснувшись только к части, можно ошибиться. Даже знание санскрита и чтение пер­воисточников современным человеком не может дать гарантии точного знания. Почему? Мы уже говорили о влиянии культуры, общественного уклада и господства той или иной религиозной идеологии. Есть и еще две проблемы.
Во-первых, любой письменный текст не является собственно знанием, а есть только способ провоцирования знаний. Такова диалектика непрерывного и дискретного в языке и мышлении. Непрерывное в данном случае — это знание, которое никогда не может быть точно, адекватно выражено в дискретных символах — словах. Знания могут быть выражены словами только с какой-то степенью вероятности, то есть приблизительно.
Во-вторых, многие тексты Тантры представлены в таком же виде, как сутры Патанджали или как беседы Шивы и его супруги Парвати. Существует не только несколько вариантов перевода с Санскрита, но и множество комментариев. Какие знания получает читатель, зависит как от читателя, так и от писателя. Толкование Шри Раджнишем ответов Шивы на вопросы своей жены Парвати занимает пять томов по пятьсот страниц каждый. Мне они очень нравятся. А между тем некоторые серьезные тантрики обвиняют Раджниша в однобокости восприятия и толкования Тантры.
Для более глубокого и правильного понимания нужно знать предмет, традиции, чувствовать культуру, время и людей, писав­ших на Санскрите. Люди, писавшие на Санскрите, думали не так, как мы с вами сейчас. Они и мир воспринимали не так, как мы. Даже сейчас, в наши дни, люди, говорящие на разных языках, одни и те же вещи и события часто воспринимают по-разному. Часто нужна особая мудрость, чтобы понять даже близкого тебе человека. Тем более, что Санскрит — это особый язык. Адекватный перевод с Санскрита на любой современный язык невозможен. Например, слово «Йога» означает — метод, система, напряжение, единение, ярмо, усилие, упражнения. Подобрать эквивалент термину «Йога» на любом современном языке невозможно. Значение будет меняться в зависимости от контекста и человека, практикую­щего Йогу. Маловероятно, что древние мудрецы специально писа­ли так, чтобы их понимали лишь современники, а те, кто будет жить через одну-другую тысячу лет, были сбиты с толку. Может быть, поэтому теперь слово «майтхуна» для одних оз­начает половой акт, а для других — глубинное, целенаправленное энергетическое взаимодействие и слияние двух божественных сущностей, выносящее обоих в экстаз божественного единения. Свами Сатьянанда Сарасвати говорит по этому поводу: «В «Йога-Сутре» Патанджали вы не встретите слова «кундалини», потому что не все святые риши или учителя называли Кундалини именно этим словом, особенно если принять во внимание, что слово «кундалини» является термином Тантры, которая во времена Патанджали, жившего 2600 лет назад, была изрядно дискредитиро­вана в Индии. Священнослужители в те времена эксплуатировали доверчивых людей и присваивали себе их дары. Поэтому Тантра и тантрическая терминология были запрещены, но, чтобы сохранить живое учение, был пущен в обиход другой язык, иные термины».
Патанджали жил в эпоху за­силья Брахманизма, религиозной идеологии и сурового патриар­хата с разделением людей на касты. В обществе доминировали брахманы, которые устанавливали, что морально, а что амораль­но, что прилично, а что неприлично. Мы должны быть благодар­ны Патанджали за его труд, но нельзя слепо и буквально воспри­нимать все то, что написано в его сутрах. А читая комментарии, тоже нужно разобраться во взглядах самого комментатора». 

(Тетерников Л.И. Тантра-Йога с партнером. Киев. София. 1996г. 320 стр.)

«Термин «тантра» со времени своего первого появления на Западе и вплоть до настоящего времени нередко понимался неверно. Этот термин вошел в английский язык в 1799г., когда тантрические работы были обнаружены миссионерами в Индии. Эти работы не были буддистскими трудами. В то время на Западе фактически едва ли было известно о существовании такого явления, как Буддизм. Термин «тантра» был известен тогда лишь как заголовок этих работ, содержание которых совершенно отличалось от того, что люди ожидали увидеть в книгах по философии и религии. Миссионеров совершенно шокировало то, что другие люди имеют религиозные и философские идеи, так отличающиеся от их собственных. Для них слово «тантра» значило не более чем эти пространные трактаты; однако поскольку в этих трактатах предмет рассмотрения был столь необычен с их точки зрения, термин стал приобретать совершенно особое значение, значение, которое не подтверждалось надлежащим изучением этих текстов. К сожалению, в этом случае, как и во многих подобных, раз уж неправильная концепция была создана, потребовались почти сверхчеловеческие усилия для того, чтобы вырвать с корнем все ложные идеи и лишние дополнительные значения, которые выросли вокруг этого, и возвратить верные. Я намерен попытаться рассказать вам, что значит термин «тантра» в настоящее время в специальном смысле.
Прежде всего, следует различать Тантру Индусской Традиции и Тантру Буддийской Традиции. Обе — коренные традиции Индии, причем, долгое время они использовали один и тот же язык — Санскрит. Но каждая традиция ставила условия особого использования этих терминов. То, что одна традиция понимала под определенным термином, не обязательно было тем же самым, что подразумевала под этим другая. При появлении исследователей Буддизма на Западе, что произошло сравнительно недавно, первые исследователи полагали, что поскольку буддисты использовали те же самые санскритские термины, что и индуисты, они должны обозначать ими те же самые вещи. Это было первое из многих неправильно сделанных ими умозаключений. <…>.
Основной идеей Тантры является (подобно любому другому учению Буддизма) достижение просветления. Но в Тантре подход к просветлению несколько отличен. Вместо того, чтобы ставить целью достижение просветленного состояния, тантрический подход состоит в том, чтобы видеть непрерывность просветленного ума во всех ситуациях, так же, как его постоянную прерывистость. Переживание на тантрическом уровне отвечает наиболее полному состоянию бытия, которое может быть достигнуто. С другой стороны, тантра не есть абстрактная теория достижения, а скорее действительная работа при верном отношении к ситуации. <…>.
В Тибете это рассматривают как понятие, означающее: «то, что есть» или «что есть просто так». Это последний аспект тантрического учения. И тем не менее основное качество непрерывности сохраняется и за ним.
Тибетские названия сутр и тантры сами по себе дают возможность провести четкую грань различия между двумя видами учения. По тибетски «сутра» — это означает слияние, соединение, пересечение. Это пункт, где вещи могут встретиться, совпасть, совместно завершиться. Проще, это место, где учения могут сойтись с проблемами повседневной жизни. <…>. Тантра, как мы знаем, означает «непрерывность» — это нечто большее, чем просто слияние. С тантрической точки зрения, пересечение с сутрами не столь уж важно. Совпадение — просто искра переживания, прозрения, неожиданный проблеск чего-то, что сходиться, поскольку два аспекта всего переживания неожиданно оказываются в хаотическом отношении с точки зрения обычной эго ориентированной установки. Сходятся, если взять к примеру эмоции: любовь и ненависть. Твердость ненависти, зависящей от эго установки, сталкивается с мягкостью любви. Неожиданно любовь и ненависть оказываются вместе и вдруг — любовь не существует и ненависть не существует. Это основание ситуации взрывается, аспекты ситуации сходятся, и имеет место поток. В момент схождения происходит взрыв, который на самом деле есть открытие истины.
Тантра не придает особого значения этому моменту обнаружения истины, так как истина, вызванная замешательством, не столь уж интересна. Принцип Тантры скорее состоит в непрерывности, которая проходит как через истину, так и через замешательство. В Тибете Тантру определяют как нечто, подобное нити, пронизывающей бусы. Она проходит через начало, середину и конец. Речь идет о непрерывности как основе Тантры, о непрерывности как пути Тантры, о непрерывности как плоде Тантры. Так что Тантра имеет отправной точкой начало, продолжается на пути и заканчивается у цели, результата. Но это не точно, что она завершается в этой точке». 

(Гюнтер Г., Турнгпа Ч. Рассвет Тантры. (Тантра. Рассвет без заката.) М. 1980г.)
(Гюнтер Г.В., Трунгпа Ч. Заря Тантры. (Пер. с англ. О.Донат). СПб. Реверс.1993г.)
(Тантра: Рассвет без заката. Харьков. 1993г. Сайт www.spiritual.ru.)

 

НЕСАНСКРИТСКИЕ СИНОНИМЫ ТЕРМИНА «ТАНТРА».

«8. Буддийская традиция Тибета. Школа, основанная Марпой, получила название Кагью-па (Школа Преемственности), восходящее к тибетскому корню гью/джуд, означающему «нить», «струну», а метафорически — традицию, линию передачи учения (этим словом, кстати, переводилось и санскритское «тантра»)».

(Торчинов Е.А. Введение в Буддизм. Курс лекций. СПб. Амфора. 2005г. 432 стр.)

 

3. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРМИНА «ТАНТРА».

(согласно этимологическому анализу — выявление исторического развития термина; определение в каком языке и на каком историческом этапе его развития возник термин; восстановление древнейших доступных этапов истории термина; выяснение пути и причины изменения первичной семантики и исторического морфемного состава термина)

«Санскритское слово «тантра» возникло не ранее XI в.»

(Тантра. Сайт www.mi.ucoz.ru.)

«Слово «тантра», производное от глагола «тан» (со значением «расширяться, тянуть»), было известно уже в эпоху Вед. Первоначально оно обозначало «ткань, нить, ткацкий станок». Позднее этим словом называли жанр литературы, ученый трактат. Когда с середины I тыс. н.э. в Индуизм вошли шактистские культы, тантрами стали называть священные эзотерические книги Шактизма. Кроме того, под этим словом понимают и излагавшееся в них учение». 

(Пахомов С.В. Индуизм: Йога, Тантризм, Кришнаизм.
Карманный словарь. СПб. Амфора. 2002г. 172 стр.)

«Тантрическая Традиция. Наиболее раннее упоминание слова «тантра» мы находим в Ригведе (в X, самой поздней мандале, ок. X в. до н.э.), хотя оно встречается там только один раз. Оно было употреблено в контексте «вульгарный» в смысле нечистой речи, на которой говорило местное население, а не ученые священнослужители, выжимающие Сому. Слово «тантра» употребляется вместе со словом «работа». Саяна в своем комментарии на Веды («Ведартха-пракаша», ок. 1350г.) объясняет, что под «тантрой» здесь понимается сельскохозяйственное приспособление (плуг или ткацкий станок), которое «вытягивается», «тщательно разрабатывается» («vistarayanti») или просто «находится в работе» («kurvanti»). Ахтарваведа (ок. X в. до н.э.) использует это слово в более специальном контексте, понимая под ним «ткацкий станок»; а Панини (V-IV вв. до н.э.) использует слово «tantraka» для обозначения куска ткани, который только что извлечен из ткацкого станка. Возможно, таковым был изначальный смысл данного слова. Однако вскоре оно вылезло из своей тесной раковины и с течением времени стало обозначать систему, состоящую из нескольких частей, например, в «Апастамбе» (ок. V-IV вв. до н.э.). Эта линия развития чрезвычайно интересна, потому что она приобретает ритуальный смысл. Комментатор «Апастамбы» объясняет, что «тантра» представляет собой ритуал с многочисленными деталями. Любопытно расширенное значение этого слова, разработанное в этом контексте Сабарой («Доха-Сокровище Наставления Махамудры», X в.): «когда то, что совершается, одновременно служит нескольким целям, подобно тому как лампа, зажженная среди священнослужителей». Тем не менее, практический ритуальный смысл здесь более предполагаем, чем очевиден. Возможно, подразумевалось, что в случае невозможности прохождения через всю последовательность ритуалов, для получения желаемого результата будет достаточно исполнения определенной детали. Или же это относилось к некоторой детали, которую использовали в разнообразной последовательности в тождественном образе действий, но с разной пользой.
По всей видимости, как практическая дисциплина Тантра является более поздней интерпретацией. Например, философская система Санкхья (старейшая философская школа, ок. VII до н.э.) именовала себя Тантрой; Шанкара (788-820гг. н.э.) признавал ее за таковую; «Панчаратра» была известна как «Саттвата-Тантра» (Саттвата — одно из направлений Вайшнавской Традиции). Каутилья (около III в. до н.э.) использовал это слово в смысле фундаментальных канонов, применяемых для объяснения и изложения системы мысли. Эта интерпретация обрела под собой почву, и слово «тантра» стало конкретно обозначать хорошо организованный корпус мысли, обладающий собственной логикой и рациональной основой. На него даже смотрели как на эквивалент «авторитетности» и «традиции». Несмотря на это, слово «тантра» находило довольно умеренное применение в отношении к ортодоксальным системам философии. Отличие между Ведической Традицией и Тантрической Традицией, данное Калукабхаттой (около XII в. н.э.), являлось преобладающей точкой зрения в Средние Века. Во многих работах термин «Нигама» (букв. «исходящие», где приставка ни- означает «нитарам» или «вечно», а -гама, означает «излагать» (образовано из казуативной формы глагола «идти») — т.е. Писания, вечно излагающие Высочайшую Истину о Брахмане) относится к Ведам, а «Агама» (букв. «традиционные», «авторитетные») — к Тантрам. Ритуальный смысл в Тантре полностью не исчез даже тогда, когда она стала обозначать «дисциплину», что подтверждается в различных ссылках в Пуранах и «Бхагавад-Гите», которые говорят о трех видах поклонения — ведическом, тантрическом и смешанном». 

(Рамачандра Рао. Тантра. Мантра. Янтра. Тантрические традиции
Тибета. / Пер. с англ. А.Иванникова. Беловодье. 2002г. 304 стр.)

«Глава VIII. Варуна и Майя. Возникновение идеалистического мировоззрения. (Перевод В.Костюченко). 12. Майя и возникновение идеализма. Один из гимнов десятой книги Ригведы посвящен довольно странному божеству. Вот как комментирует его Саяна: «В этом гимне поэт (риши) возносит хвалу знанию верховного брахмана, благоприятствующему достижению сокровеннейших человеческих идеалов. Поэтому оно является божеством. Согласно «Брихат-дэвате», «Брихаспати воспел в этой сукте знание, проникающее повсеместно посредством Йоги, подобно исполненному блеска высочайшему Брахману». Согласно «Сарванукрамани», «Брихаспати вознес хвалу знанию Брихаспати». Учитывая вышесказанное, можно считать вполне оправданным мнение современных ученых, считающих, что божеством, воспетым в данном гимне, является Джняна.
Действительно, вся сукта посвящена восхвалению чистого знания. Разумеется, обожествление абстрактного понятия само собою говорит уже о создании данных стихов в сравнительно позднее время. Как и следовало ожидать, автор «Нигханту», перечисляя представителей ведического пантеона, не включает в него этого бога. С точки зрения нашего исследования наибольший интерес представляет следующий отрывок рассматриваемого нами гимна: «Тебя (джняну) описывают уверенно пребывающей в местах, полных пищи (ваджинешу), пользующейся преимуществами дружбы (сакхья) и огражденной от враждебных действий, в то время как другие беспрерывно скитаются с майей, лишенной коров, внимая бесцветным и бесплодным словам (апхалам-апушпам)».
Здесь мы имеем явное противопоставление Джняны Майе, причем первая превозносится, а вторая осуждается в качестве бесплодной. В этом же отношении весьма характерен и комментарий Саяны по поводу слова «апхалам-апушпам»: «Как бесплодная, но жирная корова движется, создавая иллюзию: «Быть может, она даст хоть немного молока», как бесплодное дерево, время от времени покрывающееся листьями, стоит, создавая обманчивую надежду на то, что оно зацветет и принесет плоды; так и человек (с бесплодной майей) скитается, повторяя свои слова».
От подобного понимания майи всего лишь один шаг до того туманного и невыразимого принципа космической иллюзии, в который она превратилась в учении Адвайта-Веданты. Джняна же, воспеваемая в рассматриваемом гимне, является «тайным знанием», для обозначения которого впоследствии употреблялось слово «упанишада». Это выясняется при рассмотрении следующего отрывка: «Когда дружественно настроенные друг к другу брахманы собираются совместно, с быстро движущимися умами, для искренней беседы, они прогоняют от алтаря невежд и провозглашают знание Вед».
Весьма характерна ссылка на касту брахманов, охраняющую тайное знание. Ничего подобного еще не было во время создания более ранних частей Ригведы. Еще более интересно упоминание о «невеждах», прогнанных от алтаря. Кто были эти последние? Как и следовало ожидать, исходя из защищаемых нами положений, под ними подразумевались широкие массы населения, занятые физическим трудом. Об этом свидетельствует следующее место гимна: «Эти невежественные люди, не следующие по пути брахманов, богов и жертвователей сомы, создав греховные слова и будучи сирих, распространяют Тантру, не обладая знанием».
Слово «сирих» больше ни разу не встречается во всей «Ригведе», и его значение не совсем ясно. По мнению Моньер-Вильямса и Макдонелла, оно означает ткача (или ткачиху) Вильсон же переводит его как «землепашец». По-видимому, он исходит из комментария Саяны, объяснявшего «сирих» как «сиринах», то есть «обладающие плугом (сира)». Примем ли мы в качестве законного первое или второе значение данного слова, во всяком случае, несомненно одно, а именно: в качестве невежд, прогнанных от алтаря, имелись в виду люди, занятые физическим трудом. Это делает особенно важным значение данного стиха, который свидетельствует не только о возвышении умственного труда, или «чистого» знания, но также о деградации физического. Именно соответствующие изменения в общественной жизни, как мы вскоре сможем убедиться, явились материальными предпосылками появления идеалистического мировоззрения, характерного для Упанишад.
Прежде чем перейти к рассмотрению указанного вопроса, обратим внимание еще на одну интересную деталь вышеприведенного отрывка. В нем употребляется выражение «tanvate tantram». Это первый и последний случай употребления слова «тантра» во всей Ригведе. Саяна объясняет «tanvate tantram» как «krisi-laksanam vistarayatni kurvanti», то есть «(они) распространяют, или выполняют, земледельческие работы». В то же время гимн, по-видимому, связывает выполнение последних с некими антиведическими (или, по крайней мере, неведическими) мантрами, говоря, что земледельцы приступают к своему делу, «создав греховные слова». Саяна прибавляет к слову «вачам» эпитет «лаукикам», означающий либо «мирской», либо «народный». И поскольку это слово явно носит в Ригведе магический характер, «лаукикам вачам» должно означать «мирские заклинания», связанные с земледелием. В связи с этим встает законный вопрос, не имеем ли мы здесь еще одно свидетельство о первоначальной связи Тантризма с земледельческими обрядами. Конечно, нельзя с полной уверенностью ответить на него утвердительно. Однако в пользу такого ответа говорит многое. Прежде всего, до сих пор никто еще не дал другого толкования встречающегося в рассматриваемом нами месте Ригведы слова «тантра». Несомненно, также, что ведические поэты могли уже быть знакомы с его «техническим» значением, учитывая глубокую древность учения Тантр. Наконец, толкование Саяной выражения «tanvate tantram» было бы совершенно беспочвенным, если бы он не опирался на полученное им из тех или иных ортодоксальных произведений знание о связи Тантризма с земледелием. Когда Куллука Бхатта упоминает о двух видах Шрути — ведическом и тантрическом, — он явно черпает свои сведения из весьма древних источников. Ибо он ссылается на Чариту, которого цитировали еще во времена Апастамбы и Васиштхи. Быть может, данный стих, являясь первым свидетельством такого расщепления Священной Традиции, выражает презрение к Тантризму вследствие его связи с физическим (земледельческим) трудом». 

(Чаттопадхьяя Д.Л. Локаята Даршана.
История индийского материализма. / пер. с англ.
М. Издательство иностранной литературы. 1961г. 736 стр.)

 

4. БЛИЗКИЕ «РОДСТВЕННИКИ» ТЕРМИНА «ТАНТРА».

(согласно эимологическому анализу — определение ближайших «родственников» термина; отождествление структурных элементов термина с исторически известными структурными элементами; генетическое отождествление термина или его основы с другими словами, терминами или их основой как исходным производящим)

«Дело в том, что слово «тантра» редко употреблялось для обозначения духовной практики определенного направления. Это более позднее понимание Тантры, принятое также исследователями Тантр, чтобы сказать о широком направлении духовных учений и практик, имеющих общие черты. Интересно последить значение самого слова «Тантра» и как оно развивалось со временем.
«Амара-Коша», авторитерный толковый словарь синонимов Санскрита (содержит 10 тысяч объясняемых слов. Первая часть из трех была издана в 1798г. в Риме), называет синонимами для слова «тантра», прежде всего, «сиддханта» — доктрина, теория, писание, учение, аксиома. Это весьма широкое понятие, не имеющее непосредственного отношения к какой-то конкретной доктрине или набору доктрин. Поздние комментаторы понимают «сиддханта» в смысле шрути (услышанная истина, шакхантаре), альтернативного ведического направления. Второе значение, данное в «Амара-Коше» — «сутравайе», в смысле прясть нить или ткать, а также ткацкий станок.
В Ведах слово «тантра» встречается в значении ткацкого станка. (Ригведа X.71.9, Атхарваведа 10.7.42). В том же значении слово используется в «Тайттирийя-Брахмане» (11.5.5.3). В «Аштадхьяйе», текcте по грамматике Санскрита, есть слово «тантрака», как производное от слова «тантра» в значении ткани, снятой с ткацкого станка. Таким образом, слово «тантра» может означать ткань. Танту значит «нить». Шанкарачарья употребляет слово «тантра» в значении, предложенном «Амара-Кошей», без указаний на Тантру как самостоятельную доктрину, то есть в значении слова «доктрина», «система мысли». Он говорит о направлении Санкхья как Санкхья-Тантра, доктрина Санкьи. Бхаскара использует слово в этом же значении, говоря о Мимансе. Ни Санкхья, ни Миманса не являются тантрическими системами, хотя и повлияли на развитие Тантр.
На этом основании делается вывод, что слово «Тантра» для обозначения определенных учений и духовных направлений появилось достаточно поздно. Но когда именно — установить сложно. Существуют тексты, содержащие в своем названии слово «тантра». Появление этих текстов относятся не раньше, чем к VI в. н.э. А расцветом считается XI в. Таким образом, мы можем считать, что слово «тантра» означает доктрину, теорию в самом общем смысле. Тантра используется как синоним для слов «видхи» — предписание, путь; «нияма» — правило, запрещение, указание; «шастра» — священное писание, «агама» — откровение, то, что пришло свыше, «нигама» — пояснение Вед, «шрутисакха» — сопровождающий Веды, «тикартавьята» — набор обязанностей, «прабандха» — сочинение, «шастравишеша» — особое священное писание, и «сиддханта» — доктрина».

(Тантра. 30.12.2010г. Сайт www.olo-hum-olo.livejournal.com.)

 

4.1. «ТАНТРА» КАК «ПРАБАНДХА».

«Прабандха — поэтический цикл свободной формы; тип построения музыкального текста».

(Индийская музыка. Форум Города N. www.forumn.ru.)

«Самые ранние классические музыкальные формы «чандас» сильно отличаются от средневековых музыкальных традиций «Прабандха»».

(Стили танца. Катхак. Музыкальное сопровождение. Сайт www.nrityas.ru.)

«Буддистская Тантра выросла из санскритского учения — «прабандха» о целостности, неразрывности, непрерывного следования по определенному пути».

(Рутель. Знакомство с Тантрой — от традиции к современности. Сайт www.a-u-m.ru.)

«Рамараджабхушана (настоящее имя Бхаттумурти; предположительно 1540-1590) — индийский поэт. Принадлежал к школе Прабандха. Автор трактата о поэтике «Приношение владыке Нарасе» и двух поэм на сюжеты из Махабхараты: «Сказание о царевиче Васу» и «Повествование о Харишчандре и Нале». Воспевал возвышенную любовь, верность и самопожертвовние». 

(Энциклопедический словарь псевдонимов. С.Колосова. 2009г. Сайт kartaslov.ru.)

«Есть и другой тип таких повестей — «прабандха». Они посвящены жизни выдающихся монахов и мирян. Эта литература содержит много интересных свидетельств о жизни представителей разных слоев общества. Такие повести создавались и шветамбарами и дигамбарами. Джайнская проза обычно перемежается стихотворными вставками (это древний общеиндийский принцип композиции прозаических произведений)». 

(Литература и искусство джайнов. Сайт www.literature-edu.ru.)

«Слово «тантра» является синонимом санскритского слова «прабандха» («преемственность») и имеет в виду непрерывность бытия. Основная идея Тантры, как и других учений Буддизма, заключается в достижении состояния совершенства и просветления (или обретения природы будды), но присущее Тантре качество непрерывности продолжается даже за пределами достигнутого состояния просветленности. В этом ее отличие от других учений». 

(О Тантре. Интернет-сайт «Йога для начинающих». Сайт www.yoga.jofo.me.)

«Прабандха (санскр. повествование) — один из жанров средневековой литературы телугу, лиро-эпическая поэма. Прабандха возникла в середине XIV в., получила широкое распространение в XVI в. Сюжеты Прабандхи заимствованы, как правило, из древнеиндийского Эпоса и Пуран. Религиозно-дидактическое начало отходит в Прабандхе на второй план, основное внимание уделяется внутреннему миру героя. Эмоционально-приподнятый стиль Прабандхи насыщен вычурными сравнениями, метафорами и другими тропами. (Н.В.Гуров)». 

(Краткая Литературная Энциклопедия. Сайт www.feb-web.ru.)

«Термин «ОМ», который был использован сначала в тесной связи с термином «тантра», был санскритским «прабандха». Слово «прабандха» означает непрерывность. Это есть непрерывность бытия, которое делится на два основания: мы должны начать что-то и затем идти определенным путем (и, возможно, достигнуть цели). Это путь, которым представлена Тантра. Она относится к непосредственной человеческой ситуации, которая порождается вопросом: как мы намерены быть. Тантра рассматривает этот вопрос в терминах взаимоотношений, выявляющих тот факт, что человек всегда связан чем-либо или с кем-либо. Тантра подходит к вопросам бытия различными путями. Таким образом, существует более чем одно понятие Тантры». 

(Гюнтер Г.В., Трунгпа Ч. Заря Тантры.
/ Пер. с англ. О.Донат. СПб. Реверс.1993г. 105 стр.)

«Дивья-прабандха» — сборник поэтических произведений вайшнавских тамильских святых альваров, составленный в его настоящей форме Натхамуни в IX в. Среди тамильского индуистского населения Южной Индии «Дивья-прабандха» настолько широко известна и пользуется таким уважением, что её называют «Вайшнава-Ведой» или «Дравида-Ведой» и приравнивают по значению к санскритским Ведам. В «Дивья-прабандхе» воспевается слава Вишну в различных его формах и ипостасях. Альвары воспели эти гимны в разных святых местах паломничества, известных как дивья-дешам. «Дивья-прабандха» насчитывает более 4000 гимнов, из которых выделяются 1100, сочинённые Наммальваром и называемые «Тируваймоли» («слова священного рта»). Это важный литургический сборник, в гимнах которого автор отождествляет себя с пастушкой-гопи, страдающей от разлуки с Кришной и желающей встретится с ним». 

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«4. Буддизм и Тантра. Уровни развития. Тантра есть то, что лежит в основе. Т — означает творческий принцип, АНТ — основной смысл, РА — активность, движение, а вместе получается — порождение основного смысла движения. Энергии материи, вырабатываемые ею постоянно, становятся ее вечной Тантрой, основой. «Постоянство способа отношения к действительности и есть главное в Тантре. На самом деле это удивительно простая мысль. В целом, однако, мы обнаруживаем, что редко можно найти что-либо более трудное, чем этот род простоты» (Г.Гюнтер, Ч.Трунгпа. Заря тантры. СПб. 1993г. с.12). Термин «тантра» близок к санскритскому «прабандха». «Это целостность бытия с двумя основаниями. Мы должны откуда-нибудь начать, а затем следовать определенному пути (и, возможно, достичь цели). Это путь Тантры. Он ставит перед нами вопрос о том, какими мы собираемся быть. Кроме того, Тантра отвечает на вопрос о нашем существовании с точки зрения взаимоотношения с себе подобным миром, так как человек всегда имеет дело с кем-нибудь или чем-нибудь» (там же, с. 8)». 

(Буддизм — неисчерпаемый источник мудрости. Сайт www.pandia.ru.)

«Шри-Шарабхешвара, будучи универсальной формой Шивы, не новое Божество или аватар. Шарабхеша существует во всех югах. В каждой юге, Шри-Шарабхешвара берет на себя роль, которая наилучшим образом подходит для той или иной юги, учитывая характеристики юги и состояние духовности в этом периоде времени.
Крита-юга (Сатья) является периодом дхармы (праведности). В Крита-югу, Шри-Шарабхешвара берет на себя роль ануграха-мурти (Блаженной формы Господа), Который благословляет всех и каждого с особой благодатью.
Когда же праведность колеблется и приходит момент Трета-юги, Шарабха берет на себя роль дханда-мурти, Тот, Кто исправляет ошибки и освобождает от этих ошибок.
В Двапара-югу Шри-Шарабхешвара является как угра-мурти, Разрушитель грехов и зла.
В Кали-югу (нынешний век) он является как прабандха-мурти, Который защищает добродетельных людей и тех, кто занимается в бескорыстным служением (бхакти). Он победитель врагов. Он добродетельный и благочестивый защитник. Он уничтожает зло в злых и превращает их в добродетельных людей». 

(Различные роли Шарабхи в различных югах. Сайт www.liveinternet.ru.)

«Выражаясь образным языком индийских музыкантов, это ее сердце, но чтобы это сердце забилось, ему нужно сообщить ритм и вложить в соответствующую форму. В этом смысле триаду рага-тала-прабандха называют «матрицей» индийской классической музыки, являющейся основой для изучения и развития живой музыкальной системы выразительных средств. Порожденные внутри одной музыкальной культуры, они, по сути, составляют фундамент целостной музыкальной системы, базирующейся на взаимообусловленных параметрах. Употребление этих терминов в единой связке (рага-тала-прабандха) подразумевает триединство основополагающих начал и является в принципе выражением сущности целостной системы рагсангит, где ладо-интонационно-расовую основу представляет рага, метро-ритмическую — тала и формообразующую — прабандха. Последний термин иногда заменяют на аналогичные по смыслу бандит-ипирачана, поскольку в отличие от них термин «прабандха» фигурировал как в широком, так и в узком смысле слова, т.е. применялся для обозначения конкретной музыкальной формы, сложившейся в результате преобразовательных процессов приблизительно во второй половине I тыс. Благодаря же дальнейшей трансформации данной формы, из основ которой родился уже и вокальный жанр дхрупад, сам термин «прабандха» со временем приобрел изначально присущее ему значение композиционной структуры в широком смысле». 

(Историко-теоретический очерк музыки Хиндустани
(рагсангит). 08.07.2008г. Сайт www.forumn.ru.)

«В Древней Индии существовали различные вокальные жанры: рик (хвалебная песня), гатха (эпическая), паника (песня «лёгкого» содержания) и саптарупа (буквально «семь форм»), которые были прародителями современных классических и «полуклассических» стилей. Термин «дхрува» («стабильный») был собирательным, т.е. обозначал любую вокальную композицию. В Древней Индии структурная форма композиций определялась исключительно метрическими особенностями. Дхрува-песни были составлены из множества разделов, каждый из которых устанавливался в различном метре.
Следующий этап в эволюции форм связан с понятием «прабандха» (букв. «соединённый вместе»). Шарнгадева определил прабандху в один из типов гана («песни»), который он рассматривал как форму музыки деши (от санскр. «земля»: региональная, мирская музыка), т.е. составленной в соответствии с правилами раг и служащей для восхищения людей. Что касается ган, то автор разделил их на «нибаддха (сочинённые, «закрытые») и анибаддха («открытые»). Отличительная особенность сочинённой песни (нибаддха) заключается в наличии дхату (структурных составляющих) и ангов (неотъемлемых частей). Основное строение нибаддхи: 1) 5 частей (дхату): удграх (первый раздел), мелапак, или эла-прабандха (соединяющий), дхрува (стабильный раздел), абхог (заключительный) и антара; 2) 6 элементов (ангов): свара (тон), бируда (качество), пада (стихи), тена (благоприятные выражения), пата (инструментальное звучание) и тала (метр).
Далее сложная система прабандхи подразделялась на три вида: суд (букв. «вокальная композиция»: 2 типа — шуддха-суд-прабандха и салагасуд-прабандха), али (24 типа) и випракирна (36). Салагасуд-прабандха представляет особый интерес на пути дальнейшего развития композиционных построений Северной Индии, т.к. её структурные особенности гораздо ближе современным музыкальным формам, по сравнению с другими типами прабандхи.
Прототипом современных композиционных структур Северной Индии являлась дхрува-прабандха, разновидность салагасуд-прабандхи. Она содержала удграх, антара и абхог.
В средневековый период получил распространение орнаментированный стиль рупакалапти, ведущий своё начало от композиций рупака, который по сравнению с классической прабандхой, рассматривался как романтический, или манодхарма-сангит (музыка творческого воображения). Классическая (хайал) и «полуклассическая» музыка (тхумри) Хиндустани являются прямыми потомками рупакалапти. Отобразим схематически этапы трансформации композиционных форм, связанных с уп-шастрия: прабандха — нибаддха — суд — эла-прабандха — гана-эла — надавати — рупак — рупакалапти.
Основная структурная организация в традиции Хиндустани – дхрува-пада, или дхрупад (букв. «фиксированный поэтический текст»), которая развивалась приблизительно с XIV в. из дхрува-прабандхи. Следует уточнить, что термин «дхрупад» относится и к определённой форме или типу вокальной композиции, и к вокальному жанру. Считается, что структура дхрупада возникла из традиций религиозной музыки, связанной с вишнуитским движением Бхакти, и имеет определённо североиндийское происхождение. Дхрупад состоял из четырёх мелодических раздела: стхайи (букв. «постоянный», «неизменный»), антара («промежуточный»), санчари («побуждать», «приводить в движение») и абхог («завершение»). В форме дхрупада рефрен, называемый ранее дхрува (поскольку повторялся трижды), обозначен термином мукхра («утончённое лицо»)». 

(Карташова Т.В. Уп-шастрия как интегральный феномен
музыкальной культуры Северной и Южной Индии.
Диссертация. М. 2010г. Сайт www.cheloveknauka.com.)

«Музыкальное искусство было всегда глубоко почитаемо в Индии и получило название Упа-Веда (Высшая Веда), оно воспринималось как надопасана (нада-упасана — устремление к божественному началу через звук).
Существование многовековых музыкальных традиций уже в древности создало необходимость оформления стройной обобщающей теории. Первые попытки систематизировать элементы музыки относятся к ведийским песнопениям, когда называются семь тонов (свара), обозначены их функции и названия (по порядковому номеру), говорится об основах музыкального движения. Наиболее полную теоретическую обработку музыкальная система получила в древнейшем трактате о драматическом искусстве — «Натья-шастре» (II в. до н.э. — III в. н.э.). Там описаны такие средства музыкальной выразительности, как шрути (микротон), свара (тон), грама (звукоряд), мургхана (лад), джати (определенная мелодическая модель). Тала — временной компонент музыки, своего рода свод знаний о метроритмических комбинациях циклов ударов, не имеющий аналогов в музыкальных системах других мировых культур.
Музыка с тремя её аспектами — слон, тала — стрекало для этого слона. Тала — организованное по заданным правилам время, замкнутый ритмический цикл, повторяющийся на всем протяжении исполнения произведения. Временные единицы организуются в определенные секции, которые, складываясь далее, образуют тала. Временных единиц называется великое множество; самая малая, не воспринимаемая органами чувств, — кшана: «время, за которое возможно пронзить копьем 100 листьев лотоса, сложенных вместе.
Секции, образующие тала, имеют каждая свое название, обозначение по начальным буквам этих названий, а также отдельный символ, представляя таким образом особую письменность ритма.
Прабандха — стройная связная структура с тональными, ритмическими и словесными элементами, которые органически сочетаются в определенной манере.
Общими составляющими для южной и северной музыкальных традиций являются ладовая и мелодическая основа, 12-тоновый диапазон с определенными интервалами; использование тоники, протяжного басового звука, который также является постоянной исходной точкой. Первооснова музыки, её первоэлемент — звук (нада). Он осмысливается как начало начал, исток мира, указывается его проявление через всякое действие: «Звук порождает фонему, от фонемы (возникает) слово, от слова — речь, от речи — всяческая деятельность; эта Вселенная подчинена звуку». Авторитетные тексты утверждают, что звук существует двух видов: ахата  и анахата. Вариантом перевода могут быть термины соответственно: «с вибрацией» и «без вибрации», или «проявленный» и «не проявленный». Под ахата подразумевается материальный звук, как физическое явление. Анахата — идея звука, мысль о нем. Или, смеем предположить, — попросту безмолвие, космическая тишина. Но стоит возникнуть некой деятельности, влекущей вибрацию, порождается звук. Сказано: «звук природы пространства — анахата». Говорится, что проявляют звук в теле потоки огня и праны, они же являются его составляющими и соотносятся с двумя слогами слова «нада»: нa — это ветер-прана, дa — огонь. Преобразование звука в физическое явление происходит сложным путем: «Атманом движимый дух посылает импульс огню, пребывающему в теле. Огонь побуждает к движению прану (дыхание), сосредоточенную в узле Брахмы. Прана, движимая огнем, постепенно поднимается вверх и проявляет «тончайший» звук в пупе, в сердце тот звук — «тонкий», а в горле — «толстый». В голове он — «худой», а во рту — «искусственный».
Следующее важное понятие — шрути. Часто переводят это слово как «четверть тона» или «микротон». Шрути не равноценны акустически, считается, что это наименьшие звуковые интервалы, улавливаемые человеческим слухом (от sru — «слышать»). Их насчитывают 22 разновидности. На 22 шрути октава разделена для практических целей, но теоретически количество звуковых высот в октаве безгранично. Шрути определенным образом также соотносятся с микрокосмом человеческого тела, 22-мя энергетическими потоками, проходящими в нем. Таким образом, тело представляет собой своеобразный музыкальный инструмент, струны-потоки которого откликаются на малейшую вибрацию на любой высоте, соответствующей тому или иному шрути». 

(Еремеев В.Е. Индийская гамма. Музыкальное
искусство Индии. Сайт www.lib.vkarp.com.)

«Слово «тантра» является синонимом санскритского слова «прабандха»» («преемственность») и имеет в виду непрерывность бытия. Прабандха — поэтический цикл свободной формы, сборник, произведения, статья, эссе, повествование, тема, «стройная связная структура с тональными, ритмическими и словесными элементами, которые органически сочетаются в определенной манере», формообразующая (композиционная) сторона учения, композиционная структура, непрерывность.
Основная идея Тантры, как и других учений Буддизма, заключается в достижении состояния совершенства и просветления (или обретения природы будды), но присущее Тантре качество непрерывности продолжается даже за пределами достигнутого состояния просветленности. В этом ее отличие от других учений.
Первые индуистские секты, возникшие в основном в Северной Индии, очень почитали Рудру — олицетворение злых сил. Затем с его именем стали добавлять эпитет Шива («благоприятствующий», «милостивый»). В такой форме он воспринимался людьми как таинственный, непостижимый. Благодаря этому объединяющая идея Вселенной в Упанишадах приводит именно к нему. Шива является образцом совершенного йогина, указывающего путь к спасению.
Уже первые памятники бенгальской литературы, сохранившиеся по счастливой случайности в Непале и датируемые началом нашего тысячелетия, свидетельствуют о том, что в Бенгалии большая роль отводилась неортодоксальным, эзотерическим культам, которые с общеиндийской точки зрения носили особый, периферийный характер.
Известно, что Тантризм связан со средневековыми рукописями. Учение Тантр дало толчок к появлению раннесредневековых песен и поэтических строф, позже составивших содержание старейшего произведения бенгальской письменности, сборника «Чарья-пада». В нем элементы Буддизма и Индуизма переплетаются до полного неразличения, причем обе религии выступают здесь в формах, которые вряд ли удовлетворили бы ортодоксальных приверженцев и той, другой традиций. Произошло, как правильно отмечал видный историк тантрической литературы Дасгупта, слияние йогической практики с религиозными теориями индуистского и доиндуистского происхождения: «Рядом с обычными, известными теологическими течениями в Индии с древних времен существовало весьма важное подводное религиозное течение, доступное лишь посвященным. Эта тайная практика, связанная с теологическими идеями шиваитов и шактистов, привела к возникновению шиваитского и шактистского Тантризма».
Полярность мужского и женского начал, признанная в Тантризме, представляет собой важную черту в его символизме. Не исключая эротического аспекта такого союза, адепты тибетского Тантризма связывают эту особенность, прежде всего, с высшей духовной реальностью в процессе просветления. Тантризм сделал шаг вперед на пути эффективного продвижения личности к духовному совершенству. Он процветал в Индии в то время, когда тибетцы находились в поисках своей религии: буддийский Тантризм, его техники и практика разделялись шиваитским Тантризмом и в целом самой Йогой. Существовала и другая философская доктрина, общая для индуистской и буддийской Тантр и имеющая отношение к определенному типу модели Вселенной. Ее суть в том, что реальность одна, но она осознаётся как процесс концептуальной и интуитивной поляризации двух противоположных полюсов.
Эти два полюса представляют собой активность и пассивность, и Вселенная «работает» благодаря их взаимодействию. Вселенная прекращает «работать», когда противоположные полюса сливаются (поглощаются), и ее состояние Абсолюта реализуется в единстве, неизменности и покое.
Такого рода декларации относятся к фундаментальному тождеству двух противостоящих полюсов, когда проходящий суровое обучение тантрист испытывает состояние облегчения и успокоения во время процесса слияния, и достигает этих способностей благодаря своей успешной садхане или духовному тренингу. Одного этого достаточно, чтобы говорить о реальном существовании общего между индуистскими и буддийскими тантрическими учениями, поскольку речь идет о мужском и женском началах как составных частях процесса просветления.
Правильное понимание Тантры затруднено по причине двух предвзятых, но широко распространенных установок. Одни энтузиасты стремятся утвердить имидж Тантры, как глубоко эзотерического и таинственного учения, а это неизменно отпугивает ряд исследователей умеренно-интеллектуального склада. Энтузиасты другого рода усердствуют в поисках глубоких противоречий и непристойных элементов в культах, которые настаивают на своем тантрическом происхождении, что также способно вызвать неприязнь у людей определенного склада. Очень немногие исследователи осознают неправомочность как первого, так и второго воззрения. Действительно, авторы многих тантрических текстов оперируют весьма отвлеченными категориями, используя при этом специальные системы символов, иногда очень сложные. Правдой является и то, что ряд тантрических ритуалов при их описании и на практике могут показаться весьма причудливыми и даже отвратительными. Но подобные отклонения и извращения, по большому счету, чужды духу и букве подлинной тантрической идеологии.
Тантра, в своих истоках, — религия народная, и потому элемент абстрактного в ней минимален. Она посвящена простому человеку и решению проблем его повседневной жизни. Несомненно, в тантрической культуре главный акцент ставится на индивидуальное, в противовес ориентации на социальное — характерной черте традиции ведической. Тантра не является чем-то недоступно эзотерическим или отталкивающе вульгарным. Это скорее просто средство для достижения гармонии и уравновешенности в этом мире, полном разнообразных, зачастую противоборствующих сил.
Само слово «тантра» объясняется по-разному, неоднозначен и ответ на вопрос о происхождении термина. Термином «тантра» обозначают и систему философских взглядов, и набор определенного рода духовных практик и просто письменные источники. Термин «тантра», также как и термин «йога», имеет очень широкий спектр значений, в который одновременно укладываются вещи широко и малоизвестные, легко и трудно воспринимаемые.
Происхождение слова «тантра» связано с профессиональной деятельностью ремесленников-ткачей. «Тантра» — это приспособление для «вытягивания» или «растягивания» нитей (корень «тан»), что в отвлеченном смысле указывает на процесс распространения или растягивания. Это слово может означать также и просто «объяснение» (tattriti dhatoriha dharanarthat). В последнем случае это будет либо книга, либо определенная глава из книги, которая содержит объяснения и аргументацию по определенному предмету (как, например, «Шашти-Тантра»), либо истории, иллюстрирующие смысл (как «Панча-Тантра»).
Поначалу подобные книги выполняли роль повседневных практических руководств, но с течением времени многие из них превратились в таинственные религиозно-магические трактаты. Несомненно, что, прежде всего, слово «тантра» означает действие (разворачивания) или процесс (распространения): т.е. техники, методы, практики и трюки. И само слово, таким образом, характеризует мастерство или компетентность в использовании и комбинировании этих разного рода искусных средств». 

(О Тантре. Сайт www.yayog.ru.)

* * *