Статья 3.10.3. Что такое Пробуждение и Просветление? (ч.3).

«Высшая Истина недалеко. Она около вас, даже ближе чем вы сами, но все равно вы продолжаете упускать ее, и вы упускали ее на протяжении миллионов жизней. Это стало привычкой. До тех пор, пока эта привычка не будет сломана, эта близость остается далекой. До тех пор, пока вы не трансцендируете эту привычку, Бог, Истина, или как мы ее назовем, остается просто мифом, теорией, доктриной, верованием, но не опытом. До тех пор, пока Божественное не станет вашим опытом, вера бесполезна. <…>. Она делает вас знающим без Истинного Знания, дает вам ощущение знания без опыта Высшего Знания. <…>. Мы продолжаем спрашивать о Боге, существует ли Бог или нет, мы спорим много по этому поводу. Некоторые верят, а некоторые не верят, некоторые говорят, что это просто миф, некоторые говорят, что это истина, но они все зависят от писаний, ни у кого нет мгновенного опыта. Когда я говорю мгновенный опыт, то имею в виду опыт, который вырос в вас, или до которого вы сами доросли. Он настолько близок вам, что вы не можете понять, где заканчиваетесь вы, а где начинается ваш опыт.
Все, что есть — божественно. Бог означает все существование, целостность, океан, который окружает вас, океан жизни. Первое, что нужно помнить, когда мы входим в этот сокровенный поиск, в этот сокровенный опыт, который люди зовут Богом, Буддой, Нирваной, или который Иисус называл Царством Бога, имена могут отличаться, но все это означает одно и то же, так вот, первое, что нужно помнить: это не далеко, но там, где вы есть. Прямо сейчас вы сидите в нем, дышите в нем, через него. <…>.
Если все это помнить, то весь поиск становится качественно другим. Тогда вы не ищете нечто внешнее, нечто внутреннее, не ищете то, что произойдет в будущем. Это может произойти прямо сейчас, уже происходит. Тогда все становится просто» (см. Ошо. Семь шагов к Самадхи. М.Нирвана. 2000г. 368 стр.).

* * *

4. ЧТО ТАКОЕ САМАДХИ?

Как известно, «синонимом» к слову «спасение/освобождение» в Христианской Традиции наиболее «соответствует» санскритский термин «мокша» — общепринятый и широко употребляемый, один из основных терминов древнеиндийской сотериологии, который означает полное и окончательное освобождение от невежества и двойственности посредством прямого осознавания тождества Атмана, истинного Себя, с Брахманом. Согласно Древнеиндийской Традиции и, в частности, Тантре, освобождение (спасение) — это возвращение к изначальной самарасье (тождественности, слиянию), это осознание единства. «Освобождение (мокша или мукти) означает обретение своего естественного (сахаджа) состояния, независимого от каких-либо условий. «Освобождение означает прекращение иллюзорной зависимости, возникающее вследствие достижения собственного (реального и изначального) состояния». («Таттва-Сутра», 19)» (см. Ольшевский А.П. Концептуальные обоснования достижения освобождения в индийских садхана-шастрах. // Путь Востока: традиции освобождения. Тезисы II молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. СПб. 1999г. с. 5. Сайт www.shantira.narod.ru.).
Также известно, что для обозначения данного состояния в Древнеиндийской Традиции существует достаточно много терминов, например, кайвалья, мукти, нирвана, самадхи, самарасья, турийя и др. Смотрим «Словарь Йоги» Эрнеста Вуда (К. София. 1996г.): «Кайвалья. <…>. См. Мокша, Нирвана, Освобождение; Мокша. <…>. См. Нирвана, Кайвалья; Нирвана. <…>. См. Кайвалья, Мокша, Освобождение; Освобождение. <…>. См. Мокша; Самадхи. <…>. См. Кайвалья; Мокша; Освобождение; Осознание. <…>. См. Освобождение; Кайвалья; Мокша; Нирвана».
Считается, что конечной целью любой Йоги, как и любой духовной практики, является самадхи — «слияние», окончательное «единение» («внутри» и «вовне») в высшей степени ясной осознанности, поскольку считается, что освобождение есть прямое, непосредственное, недвойственное переживание света Высшей Реальности, которое достижимо только в самадхи. «Будь безразличен к именам и формам, сосредотачивайся на Бытии-Сознании-Блаженстве и постоянно практикуй самадхи внутри сердца и вовне его» (см. Шри Шанкарачарья. «Дрик Дришья Вивека». / Пер. Шри Рамана Махарши. Сайт www.yogalib.ru.).
Существует известный афоризм — «Йога есть самадхи», который приписывается Вьясе, автору «Вьяса-Бхашья», комментария к «Йога-Сутре» Патанджали. «Йога есть самадхи, соединение и отождествление с Пурушей, Брахманом. Самадхи реализуется в результате абсолютной концентрации», — утверждает Рамамурти Мишра (см. Рамамурти Мишра. Психология Йоги. Новый перевод и толкование «Йога-Сутры» Патанджали. / Пер. Д.Бурбы, М.Осиновского, под ред. В.Винницкого. К. София, М. ИД Гелиос. 2002г.). «Следующий афоризм определяет самадхи, полное сосредоточение, которое есть цель Йоги. 17: Сосредоточение, называемое правильным знанием, есть то, за которым следует рассуждение, распознавание, блаженство, бескачественное «я»» (см. Свами Вивекананда. Раджа-Йога и афоризмы йога Патанджали. Сосница. 1906г. Сайт www.psylib.org.ua.).
На самом деле самадхи не является конечной и высшей целью Йоги. «Йога-Сутра» Патанджади разделена на четыре главы: 1. Самадхи-пада (о созерцании). 2. Садхана-пада (о практике). 3. Вибхути-пада (о свойствах и способностях). 4. Кайвалья-пада (об освобождении и свободе). В последней главе Патанджали объясняет различие между самадхи и кайвальей. Как известно, существует множество видов самадхи, поэтому самадхи, или определенный вид самадхи, могут быть рассмотрены как определенная ступень, определенный уровень развития сознания человека.
Считается, что самадхи, как таковое, как и кайвалья, нирвана, самарасья, турийя, и др., находится вне слов и определений. Возможно, понимать это следует в том смысле, что имеются в виду различные «пограничные» состояния, которые отличаются друг от друга в зависимости от конкретных целей и конкретных способов и техник, с помощью которых они достигаются. В современной психологии понятию «самадхи» приблизительно соответствует термин «измененные состояния сознания» (altered states of consciousness, ASC). В Древнеиндийской Традиции высшие состояния сознания, аналогичные самадхи, определяются разными терминами, например:
— лайя
— шунья
— унмани
— турийя
— парама
— ашунья
— сатори
— салокья
— сарупья
— саршти
— самилья
— адвайта
— таттва
— апаварга
— саюджья
— аманаска
— амаратва
— маномани
— нираламба
— сиддханта
— парампада
— брахмабхава
— парамананда
— нираньджана
— дживанмукта
— брахмистхити
— сарватмабхава
— бхайрававастха
— сахаджа авастха
— и др.
Самый известный синоним санскритскому термину «самадхи» — «освобождение». Самадхи часто сравнивают с христианским спасением и буддийской нирваной, хотя в буддийских текстах описано множество состояний и качеств самадхи. Как известно, и термин «самадхи», и термин «нирвана» подразумевают «высшее состояние», «совершенное слияние», «осознанное единство», «запредельное блаженство», «растворение в единстве и блаженстве», «состояние абсолютного сознания и абсолютного существования» и др. Также следует обратить внимание на тот факт, что понимание этого термина в Буддизме схоже с пониманием термина «ананда» («блаженство») в Тантризме. Более того, представляется интересной сама этимология термина «самадхи». Возможно, в таких терминах как самадхи, самарасья, самайя, которые могут выступать как синонимы, кроется общая разгадка этих терминов. (см. Статью 1.5. Что может стать девизом Российской Тантрологии? п.7.10. Самайя как высшее состояние (самарасья; самадхи), п.10. Этимология термина «самайя»).

«Этимологически самадхи означает «Высшее Сознание»: сам («полное») + а («абсолютно») + дхи («сознание»)».

(Рамамурти Мишра. Психология Йоги. Новый перевод и
толкование «Йога-Сутры» Патанджали. К. София. 2002г.)

«Этимология слова «самадхи» восходит к «связыванию или сведению воедино», что позволяет переводить его словами «сосредоточение» или «концентрация»».

(Е.А.Тоpчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного и
психотехника и трансперсональные состояния. СПб. ПВ. 1998г.)

«Слово «самадхи» образовано из трех частей: «сам» («равный, уравновешенный, завершенный»); а («вечный») и дхи («буддхи», «различение», или «прямое знание»)».

(Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры:
энергетические центры трансформации. К. София. 2001г.)

««Самадхи» в буквальном смысле — это складывание вместе и прилаживание друг к другу разрозненных, прежде независимых или дисгармонирующих, частей».

(А.Сафронов. «Йога-Сутра» Патанджали: комментарий
современного практика. Сайт www.yoga-sutra.org.)

«Этимология слова самадхи: «сам» (собранный, вместе), «а» (по направлению), «дха» (держать). Сосредоточение означает установление и удержание ума на одном объекте».

(Буддизм. Понятия и термины. Сосредоточение. Сайт www.theravada.ru.)

«Слово «самадхи» тесно связано со словом «самахитам», которое означает «состояние, в котором отвечаются все вопросы», или «состояние, в котором человек утверждается в своей истинной природе»».

(Свами Сухотра. Шесть систем Ведической философии. Сайт www.fanread.ru.)

«Симфония. 4-549. §549. <…>. Самадхи (происходит от слов «сам-адха» — самообладание) — наивысшее состояние в Йоге, во время которого индивидуальное сознание сливается с космическим».

(Энциклопедия Агни-Йоги. Сайт www.agniyoga.roerich.info.)

«Само слово «самадхи» показывает его значение. «Сама» значит равновесие, «дхи» — разум. Самадхи есть состояние равновесия разума, когда личность переходит границы двойственного мира и испытывает счастье общения с Божественным».

(Шри Сатья Саи Баба.)

«Слово «самадхи» состоит из двух частей. «Сама» означает «ровный, сходный, прямой, выпрямленный, беспристрастный, справедливый, добрый, добродетельный», «адхи» — «сверху, над», т.е. вместе это — неразрушимый провидец».

(Б.К.С.Айенгар. Прояснение Йоги. Йога-Дипика. Профит Стайл. 2006г.)

«Термин «самадхи» получен от двух санскритских корней: «сам» с его английским эквивалентом «syn» означает «вместе с» и «адхи» (первичная сущность) с его ивритским эквивалентом «адон» или «адонай», означающим «владыка». Оба вместе сам+адхи означают состояние, в котором разум полностью поглощен во Владыке, Боге».

(Сант Даршан Сингх. Венец жизни. Исследование по Йоге. Сайт www.all-yoga.ru.)

«Самадхи — высшее духовное состояние сознания в Йоге. Как писала Е.П.Блаватская, «Этот термин происходит от слов «сам-адха», «самообладание». Тот, кто обладает этой силой, способен осуществлять абсолютный контроль над всеми своими способностями, физическими и ментальными; это высшее состояние йоги» (Е.П.Блаватская. «Теософский словарь»)».

(Ковалева Н.Е. Письма Махатм. Золотой фонд эзотерики. М. Эксмо. 2011г.)

«Термин «самадхи» состоит из предлогов «сам» (схожего с греч. «син») и «а» (означающего движение внутрь), с последующим глагольным корнем «дха» («размещать, устанавливать») в его измененной форме «дхи». Буквальное значение термина «самадхи» поэтому следующее: «размещение, установление вместе». Самадхи говорит о нахождении (стазис) внутри (эн) Я, трансцендентной Сущности личности».

(Георг Ферштайн. Энциклопедия Йоги. К. София. 2002г.)

* * *

«Самадхи — состояние полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений в сосредоточенности».

(«Бхагавад-Гита». Толковый словарь терминов;
Словарь-Энциклопедия по Буддизму и Тибету;
Энциклопедический словарь. Сайт www.how-to-all.com.)

«Самадхи — состояние сверхсознания, наступающее в результате углубленной медитации, когда индивидуальный адепт (садхака) сливается с объектом медитации — Параматмой или Вселенским Духом».

(Айенгар Б.К.С. Прояснение Йоги. Йога Дипика. Медси ХМ. 1993 г.)

«Самадхи — состояние экстатического и полного транса. Этот термин происходит от слов «сам-адха» — «само-обладание». Тот, кто обладает этой силой, способен осуществлять абсолютный контроль над всеми своими способностями, физическими и ментальными; это высшее состояние Йоги».

(Теософский словарь. / Пер. с англ. А.П.Хейдок. (Репринт 1988г.)

«Самадхи — «вовлечение» в объект (в данном случае — Высшую Реальность, изначальное состояние ума, Божество) и полное погружение в него, состояние единства с ним. На русский можно перевести как «самостность», «свершение», «завершение»».

(А.Воробьев и И.Журавлев. Что такое Йога? 2001г. Сайт www.india.ru.)

«Самадхи — экстатическое состояние, при котором индивидуум пробуждается к какому-то более или менее трансцендентному уровню. Может повлечь за собой, а может и не повлечь состояние транса. Есть несколько степеней Самадхи. Это средство перекрестного соотнесения между разными уровнями сознания, ни в одном из которых сознание не проявляется в одной и той же форме. Значение термина «самадхи» не отличается резко от значения «дхьяны», за исключением того, что Дхьяна есть Врата к Праджне — Трансцендентной Мудрости, тогда как есть меньшие виды Самадхи, которые открывают Врата уровням сознания в принципе ниже Трансцендентной Мудрости».

(Франклин Меррелл-Вольф. Путь в иные измерения. (Личная
запись преображения сознания). Сайт www.ModernLib.ru.)

«Самадхи (целостность, объединение, осуществление, завершение, собранность) — в индуистской и буддийской медитативных практиках созерцание, при котором исчезает сама идея собственной индивидуальности (но не сознание) и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого. Самадхи есть то состояние просветления, достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним миром (субъектом и объектом), слиянии индивидуального сознания как микрокосма с космическим Абсолютом как макрокосмом. Самадхи — последняя ступень восьмеричного пути (Благородный Восьмистадийный Путь), подводящая человека вплотную к нирване. Весьма близко самадхи состояние сатори в Дзэн, но пути его обретения в практике Дзэн разнообразнее».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Поразительные вещи говорил в свое время Беме о трансмутации человека в Существо Мира Огненного: «Все божественное Могущество Отца выражает Слово вне всяких качеств; таков Сын Божий». Беме этим хочет сказать: Отец произносит Слово, это Слово звучит в человеке, и по Воле Слова Отца человек трансмутируется в Существо Мира Огненного. Это значит, что человек обретает второе рождение по Воле Отца, который есть теперь Отец Нового Существа Мира Огненного. Этот процесс в Йоге называется Самадхи. Состояние Самадхи не имеет качеств, то есть человек в этом состоянии не обретает никаких качеств, он лишь видит Огонь, Свет и пребывает в Огненных Объятиях своей Сущности, испытывая при этом неописуемое блаженство; его захватывает величайшее чувство Любви. Это состояние у всех мистиков и оккультистов мира называется Тайным Браком».

(А.Наумкин. Синергетика. Введение в Калагию. Сайт www.e-reading.by.)

«Самадхи (санскр. от глагола «dha» — ставить, класть и приставки «sam» — вместе, букв. — положенное вместе) — в практике медитации Буддизма и Индуизма высшее состояние (транс), знаменующее полную унификацию сознания и объекта. В Буддизме — общее обозначение всех медитативных и йогических практик, направленных на прекращение «волнения» дхарм, элементов, составляющих индивида, и подготовку адепта к познанию истинной природы вещей. Это познание (праджня) по мере устранения дихотомии субъекта и объекта и искоренения эгоистической привязанности к внешним вещам в свою очередь способствует реализации самадхи. В системе Йоги Патанджали самадхи составляет высшую цель йогической практики, тождественную достижению состояния кайвалья (изоляции). Различаются сапмраджнята-самадхи, «самадхи с познанием», в котором сознание, подобно прозрачному кристаллу, отражает весь объект в его целостности, и асампраджнята-самадхи, или «самадхи без познания», этап, когда сознание становится абсолютно чистым и безобъектным». (В.Г.Лысенко)».

(Новая философская энциклопедия. В 4 т. ИФ РАН. М. Мысль. 2010г.)

«Самадхи (санскр., букв. сложение вместе, соединение) — понятие индийской философии, означающее состояние высшей собранности и гармонии, специфическое сосредоточение (фиксацию) мысли на каком-либо объекте, которое достигается путем созерцания (см. дхъяна). В практике Йоги — последнее и высшее из восьми средств для очищения и просветления ума, когда ум так глубоко поглощен объектом созерцания, что «забывает» о самом себе, и мышление сливается со своим объектом. <…>.
В Буддизме самадхи — последнее звено восьмеричного пути к освобождению, состоит из четырех стадий, ведущих к нирване: 1) сознание занято каком-либо предметом, эта сосредоточенность приводит к освобождению от чувственных желаний, отрешенности и наслаждению чистым мышлением; 2) устранение сомнений, радость и внутренний покой как результат этого сосредоточенного размышления; 3) отрешение и от этой радости, совершенная невозмутимость и освобождение от ощущения телесности; 4) избавление и от этого сознания невозмутимости и освобождения, полное безразличие, ведущее к совершенной мудрости — нирване» (Советский философский словарь)».

(Самадхи. Национальная философская энциклопедия. Сайт www.terme.ru.)

«Термин «самадхи» получен от двух санскритских корней: «сам» с его английским эквивалентом «syn» означает «вместе с» и «адхи» (первичная сущность) с его ивритским эквивалентом «адон» или «адонай» означает «Владыка». Оба вместе сам+адхи означают состояние, в котором разум полностью поглощен во Владыке, в Боге. Это состояние, в котором все ограничивающие формы отпадают, и индивидуум с его полностью растворенной индивидуальностью на опыте получает великую истину — «Аям Атма Брахма» — «Я есть Ты» (санскр.).
Состояние Самадхи — не камнеподобное инертное состояние или состояние ухода внутрь, как у черепахи, ушедшей в свой панцирь. Каждый из нас наделен богатой внутренней жизнью, полной несказанных духовных жемчужин, которые мы, как правило, не осознаем в повседневной сегодняшней жизни чувств, которую мы обычно ведем. Мы можем обратиться внутрь и расширить наше видение так, чтобы охватить в его пределах не только космическую жизнь, но также сверхкосмическую, простирающуюся в горизонты за пределами человеческого понимания. Это есть состояние бытия, непосредственное восприятие, целостный опыт души, немедленное и прямое знание духовной анубхавы (внутренней реализации), как это обычно называется».

(Сант Даршан Сингх. Венец жизни. Исследование по Йоге. Сайт www.all-yoga.ru.)

«Самадхи (санскр. целостность, объединение; осуществление, завершение; собранность) — в индуистской и буддийской медитативных практиках состояние, при котором исчезает сама идея собственной индивидуальности (но не сознание) и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого. Самадхи есть то состояние просветления, достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним мирами (субъектом и объектом), слиянии индивидуального сознания как микрокосма с космическим Абсолютом как макрокосмом.
Самадхи — последняя ступень восьмеричного пути (Благородный Восьмистадийный Путь), подводящая человека вплотную к Нирване.
Самадхи: вершина божественного сознания. Самадхи — духовное состояние сознания. Существуют различные виды самадхи. Среди низших самадхи савикальпа-самадхи есть наивысшая форма. За савикальпа-самадхи идет нирвикальпа-самадхи, но между ними огромная пропасть: это две совершенно разные формы самадхи. К тому же, существует состояние и за пределами нирвикальпа-самадхи, называемое сахаджа-самадхи.
Что такое самадхи. 1. Самадхи — это сверхсознательное состояние. Это слияние с Богом или Верховным Брахманом. 2. Состояние самадхи неописуемо. Нет ни средств выражения, ни языка, чтобы о нем рассказать. 3. Вы должны пережить это состояние на личном опыте в ходе непосредственного интуитивного познания. Можно ли объяснить вкус леденца? 4. Состояние самадхи — это абсолютное блаженство, радость и покой. Это все, что можно о нем сказать. Каждый должен пережить его сам».

(Просветление. Сайт www.mahabon.blogspot.ru.)

«5. Йога: самодисциплина для самореализации. Самадхи — погружение в духовное. Слово «самадхи» тесно связано со словом «самахитам», которое означает «состояние, в котором отвечаются все вопросы», или «состояние, в котором человек утверждается в своей истинной природе». Из любопытства, касающегося основных вопросов, которые ум хочет решить, ум перескакивает с одной мысли на другую и теряет покой. Но в тот момент, когда ум удовлетворяет свое любопытство, у него более нет причин блуждать туда-сюда, и таким образом он естественно устанавливается в своей истинной природе. Таким образом, ум находится в состоянии за пределами концепции языка, в котором он привык размышлять или производить модификации. Самадхи — это состояние за пределами мышления и ощущения, в котором индивидуальная душа связана с Верховной Душой. В самадхи человек отбрасывает все ограничения и причинности и наслаждается вечным блаженством и счастьем. Это не состояние растворения индивидуальности. Йоги понимает под самадхи мистическое удовлетворение (выполнение) индивидуальности.
Патанджали говорит, что индивидуум имеет то же существование, что и Бог, но из-за ограничений, возникающих под влиянием беспокойств и кармы, он отделяет себя от сознания Бога и становится жертвой материального мира. Есть всего лишь один Бог. Именно невежество создает двойственность из одной единственной реальности под именем Бог. Когда невежество разрушается светом знания, вся двойственность разрушается и достигается полное единство. Когда человек преодолевает невежество, двойственность разрушается, и он сливается с совершенным единственным Существом. Это совершенное единое Существо всегда остается совершенным и единым».

(Свами Сухотра. Шесть систем Ведической философии. Сайт www.fanread.ru.)

«В древнем трактате «Куларнава-Тантра» сказано: «Самадхи есть вид созерцания, в котором нет ни «здесь» ни «там»; это озарение, спокойное как океан, это сама Пустота», а также, «Йог, пребывающий в Самадхи, не воспринимает запахов и вкусов, прикосновений, форм, звуков, он не отличает себя от других…, не подвержен воздействию времени, не затрагивается любым действием и ничему не подвластен». «Как соль, растворенная в воде, становится единой с ней, также и Самадхи есть то, когда Атман (имеется в виду Параматма, т.е. Высший Разум) и разум становятся едиными. Когда Прана становится истощенной (безжизненной), а ум — поглощенным, когда они становятся равными, то есть Самадхи. Это равенство собственного и высшего «Я», когда все Самкальпы (скрытые впечатления) перестают существовать, — есть Самадхи», — сказано в другом древнем трактате. Эти положения близки к следующему отрывку из «Даттатрейя-Самхиты»: «Самадхи есть единое бытие индивидуального (дживатма) с наивысшим «Я» (Параматма)… Отсюда возникает просветление (Пратибха), собственные (абсолютные) слух, осязание, зрение, вкус и обоняние». <…>.
В «Йога-Сутре» Патанджали можно найти много отрывков, в которых описывается или раскрывается смысл Самадхи. Так, например, читаем [10:3:2-3]: «Непрерывное течение познавания этого предмета есть Дхьяна. Когда оно, отвергая все образы, отражает только их смысл, это Самадхи». Согласно Патанджали, существуют 2 типа Самадхи: сампраджнята-самадхи (когда человек в процессе сосредоточения на предмете постигает его смысл, при этом сознание отражает его образ) и асампраджнята-самадхи (когда мыслительная субстанция совсем освобождается от каких-либо мыслей о предметах внешнего мира, не связывается ни с каким объектом, а целиком погружена в свое «Я»)».

(Каптен Ю.Л. Основы медитации. Вводный практический курс. 1991г. Сайт www.fanread.ru.)

«Самадхи — состояние полного равновесия, единения субъекта, объекта и самого процесса сосредоточения; глубокая медитация, когда личность временно или полностью растворяется. Приносит знание сущности объекта сосредоточения и состояние радости, Ананды. «Сам» — равный, уравновешенный, завершенный. «А» — вечный; «дхи» — буддхи, — различение, прямое знание. Самадхи — восьмая ступень восьмеричного пути Йоги Патанджали. В «Маха-Упанишаде» сказано: «Такое состояние сознания, когда нет ни объектов, ни влечений, ни отвращений, но есть только высшее счастье и высшая сила, представляет собой самадхи». «Шандилья-Упанишада»: «Самадхи есть то состояние, в котором осознание «я» и Высшее Сознание становятся одним. Оно лишено двойственности и исполнено блаженства; в нем остается только Высшее Сознание». Стадия савикальпа-самадхи — когда остался лишь легкий след познающего, познаваемого и знания. Стадия нирвикальпа-самадхи — даже этот след стирается; это и есть та цель, где царит Высший Мир.
Тексты и свидетельства утверждают, что в самадхи долго пребывать нельзя. «…Человек не в состоянии продлить этой полноты — молний истины нельзя растянуть в долгое и ровное солнце, которое само по себе было бы подвешено на небосклоне… и гарантированно, достаточно длительное время… показывало бы нам истину» (М.Мамардашвили).
Утром каждый из нас просыпается самим собой только потому, что в бессознательном есть механизм, «включающий» структуру сознания, он срабатывает также после обморока и глубокого торможения в Йоге. Контакт с Единым всегда был доступен крайне ограниченному числу людей. Состояние просветления — это освобождение от ментальных ограничений: «Желания самоактуализованного человека не вступают в конфликт с разумом»».

(Бойко В.С. Йога: искусство коммуникации. 2-е изд., испр. СПб. Светоч. 2001г.)

«Хочется внести некоторые разъяснения к вопросам о медитации и самадхи, которые являются, как принято считать, конечной целью и венцом Йоги, и являются наиболее часто употребляемыми терминами, имеющими отношение к Духовной Йоге, или Раджа-Йоге.
Начнем с того, что слово «медитация», или «meditacio» по происхождению латинское и обозначает не что иное, как размышление. Поэтому оно не является чисто индийским, и, строго говоря, в йоге такого термина нет вообще. <…>. Что касается понятия самадхи, то существует две неправильные тенденции понимания этого термина. Первая — это детское представление о самадхи как об очень необычном состоянии сознания, которое сопровождается сильнейшими внутренними экстазами, переживаниями, видениями Бога и т.д. и внешними эффектами, такими как яркий свет вокруг головы, вырывающиеся клубы дыма из ушей, ноздрей, заднепроходного отверстия у впавшего в самадхи. Вторая — другая крайность, где наоборот человек считает, что он сам уже давно познал самадхи, что в нем нет ничего особенного, и что это любые приятные внутренние ощущения.
В действительности же, и это будет грамотно с точки зрения Йоги, лучше говорить о так называемой «саньяме» (самьяме, самаяме), которая переводится с санскрита как «погружение во что-то», и этот процесс погружения несколько условно делится на три стадии: начальную, среднюю и завершающую, которые соответствуют дхаране, дхьяне и самадхи. <…>.
Мозг человека имеет два полушария — левое и правое, причем полушария латерализованы, то есть они не дублируют друг друга однозначно, в отличие от иных внутренних органов, функционально идентичных и дублирующих друг друга, таких как почки, легкие. Наличие двух полушарий воплощает собой на физическом плане две способности человеческого сознания познавать окружающий мир. Один способ — ему соответствует левое полушарие — связан со способностью человека делить все сущее на «я» и «не-я», на себя и окружающий мир, на субъект и окружающие его объекты. <…>. Другая способность человеческого сознания — ей соответствует правое полушарие — заключается в изначальной неразрывной слитности человеческого «я» и окружающего мира, или, если быть более точным, изначальном пребывании сознания йога во всем мироздании, как неразрывной его части. <…>. Отсюда существует две техники саньямы, которые ведут к двум видам самадхи — так называемым савитарка-самадхи (с размышлением), и нирвитарка-самадхи (без размышления). Причем вторая ничуть не превосходит первую, точно так же как правое полушарие головного мозга ничуть не «лучше» левого. <…>. Человеку, не имеющему глубокого опыта в Йоге, очень сложно понять природу такого состояния, как самадхи. Для некоторого приближения к его пониманию мы решили ввести термин «самадхиподобные состояния», поскольку описание таких, близких к самадхи, переживаний иногда можно встретить в художественной литературе».

(Самадхи. Школа классической Йоги «Развитие Человека». Сайт www.samadhy.ru.)

«Обычно для передачи тех видов практики, которые мы называем одним словом «созерцание», буддисты использовали несколько терминов. Это дхьяна, самадхи, шаматха, випашьяна, самапатти, анусмрити, йога и бхавана. О значении некоторых из них (шаматха, випашьяна, йога) мы уже говорили выше. Таким образом, у нас остается пять терминов, важнейшими (и наиболее общими) из которых являются дхьяна, самадхи и бхавана. О дхьяне подробнее всего говорит ланкийский монах и ученый в области языка пали Махатхера Паравахера Ваджираняна. Он склонен понимать слово «дхьяна» в широком этимологическом смысле (джхана от глагола джхаяти — «тщательно размышлять об объекте»). Но, как указывает А.Спонберг, слово «дхьяна» используется в текстах и в гораздо более узком значении. Это, как мы уже говорили, различные уровни самопогружения или сосредоточения, обусловливающие разные типы развертывания сознания, коррелирующие с различными мирами буддийской космологии. Позднее слово «дхьяна» приобретает и более широкий смысл, начиная (подобно слову «йога») обозначать психотехническую практику как таковую. В этом смысле понятие «дхьяна» включает в себя и шаматху (успокоение, прекращение), и випашьяну (проникновение в природу существования или аналитическое созерцание ее).
О самадхи говорится уже применительно к Благородному Восьмеричному Пути (его последняя ступень). В этом смысле термин «самадхи» оказывается по значению шире термина «дхьяна» в его специфическом смысле. Этимология слова «самадхи» восходит к «связыванию или сведению воедино», что позволяет переводить его словами «сосредоточение» или «концентрация» (особенно в отношении конкретных методов и практик); при этом слово «самадхи» чаще используется для обозначения результата психотехнической процедуры, а не ее процесса. В качестве примера можно привести однонаправленное сосредоточение сознания, выступающее именно в качестве результата практики. Кроме того, самадхи может обозначать и процесс шаматхи при его противопоставлении випашьяне.
Однако наиболее широким является семантическое поле термина «бхавана» (отглагольное существительное от корня «бху» — «быть»; «становиться»; «совершенствовать»; «развивать»; «увеличивать»; «производить»; «практиковать»). В Буддизме слово «бхавана» используется применительно ко всем видам психотехники. Вместе с тем в Буддизме признается тесная связь между дхьяной и бхаваной. Если дхьяна — созерцательное упражнение, то бхавана — сотериологически продуктивная практика. В целом же термин «бхавана» лишен какой-либо жесткой спецификативности: любая форма практики может быть названа бхаваной, если она способствует обретению пробуждения и освобождения в буддийском смысле. Поэтому, строго говоря, слово «бхавана» маркирует не тип практики, а свойство ее продуктивности в плане реализации религиозной прагматики буддийского учения.
Таким образом, представляется достаточно обоснованным переводить слово «дхьяна» как «созерцание», слово «самадхи» как «сосредоточение» и слово «бхавана» как «практика»».

(Тоpчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного и
психотехника и трансперсональные состояния. СПб. ПВ. 1998г.)

«Слово «самадхи» широко употребляется в духовной литературе Востока для обозначения продвинутой стадии медитации, в которой имеется сознательное переживание Атмана или интенсивная ненарушаемая погруженность в объект медитации. Описано множество степеней и подразделений самадхи, причем каждая из различных духовных школ и религий стремится дать свою собственную классификацию и терминологию.
Классификация, обычно используемая Шри Раманой, предлагает следующее трехуровневое деление различных видов самадхи: 1. Сахаджа-нирвикальпа-самадхи. 2. Кевала-нирвикальпа-самадхи. Данная стадия ниже само-реализации. В этом состоянии само-сознавание временное, но без усилий, а эго окончательно не уничтожается. Сознание тела отсутствует, и, хотя имеется временное сознавание Атмана, человек не способен воспринимать чувственную информацию или действовать в мире. Когда сознание тела возвращается, эго появляется вновь. 3. Савикальпа-самадхи. В этом состоянии само-сознавание поддерживается постоянным усилием. Продолжительность самадхи полностью зависит от усилия, приложенного для его поддержания. Когда внимание к Атману нарушается, само-сознавание тускнеет.
Следующие краткие определения, сформулированные Шри Раманой, наверное, достаточны, чтобы провести непосвященного через терминологические джунгли самадхи:
1. Удержание Реальности есть самадхи.
2. Удержание Реальности с усилием есть савикальпа-самадхи.
3. Погружение в Реальность и утрата сознавания мира есть нирвикальпа-самадхи.
4. Погружение в неведение и утрата сознавания мира есть глубокий сон.
5. Пребывание в первичном, чистом, естественном состоянии без усилий есть сахаджа-нирвикальпа-самадхи. <…>.
Вопрос: Что такое самадхи?
Ответ М.: Состояние, в котором непрерывное переживание Бытия-Сознания достигается спокойным умом, только и есть самадхи. Этот неподвижный ум, достигший безграничного высочайшего Я, один есть реальность Бога. Общение с Атманом во тьме, то есть погружение его в неведение, называется нидрой (глубоким сном), а погружение в сознательном или бодрственном состоянии — это самадхи. Самадхи суть постоянное пребывание в Атмане при бодрствовании. Нидра, или глубокий сон, также присущи Атману, но в бессознательном состоянии. В сахаджа-самадхи упомянутое общение постоянно. <…>.
Вопрос: Является ли самадхи тем же, что и турийя (четвертое состояние)?
Ответ М.: Самадхи, турийя и нирвикальпа — все эти термины имеют в виду одно и то же — сознавание Атмана. Турийя буквально означает четвертое состояние, высочайшее сознание как отдельное от остальных трех — бодрствования, сновидений и сна без сновидений. <…>. «Только самадхи и может открыть Истину. Мысли набрасывают покрывало на Реальность, и поэтому Она не осознается как таковая в состояниях иных, нежели самадхи». (Шри Рамана Махарши. Будь тем, кто ты есть)».

(Рамана Махарши. Самадхи. Сайт «Мир Адвайты». www.advaitaworld.com.)

«Самадхи (санскр. соединение вместе, слияние; «контакт без среды и посредников»; «растворение, отождествление») — 1. Особое (измененное) состояние сознания: Всебытие, Всезнание, соответствующее последней, восьмой ступени Классической Восьмиступенчатой Йоги. <…>. Состояние сознания, достигаемое в состоянии самадхи в «Йога-Сутре» определяется также словом «кайвалья», т.е. освобождение. <…>.
««Сама» значит равновесие, «дхи» — интеллект. Самадхи есть состояние равновесия ума, когда личность переходит границы двойственного мира и испытывает счастье общения с Божественным».
«Фактическое значение, придаваемое слову, идет от самого слова. Так, слово «самадхи» само должно показать свое истинное значение. «Сама» означает равенство, а «дхи» значит буддхи или ум. Когда вы развили уравновешенность ума, вы в состоянии самадхи». <…>.
Самадхи (этимологически примерно «сонакладывание, соналагание») — психическое сосредоточение; важнейший термин любых направлений Йоги. Оттенки значения многообразны, но выделяются прежде всего два основных понимания самадхи: 1) как функции, качества сосредоточенности, присущей сознанию в какой-то мере всегда, и 2) как состояния сознания, характеризующегося особой интенсивностью этого же качества. Это состояние специально культивируется Йогой. <…>.
Согласно «Йога-Сутре», самадхи есть остановка всей психической активности, но это лишь предельный случай толкования термина.
Созерцание. <…>. О самадхи говорится уже применительно к Благородному Восьмеричному Пути (его последняя ступень). В этом смысле термин «самадхи» оказывается по значению шире термна «дхьяна» в его специфическом смысле. Этимология слова «самадхи» восходит к «связыванию или сведению воедино», что позволяет переводить его словами «сосредоточение» или «концентрация» (особенно в отношении конкретных методов и практик); при этом слово «самадхи» чаще используется для обозначения результата психотехнической процедуры, а не ее процесса. В качестве примера можно привести однонаправленное сосредоточение сознания, выступающее именно в качестве результата практики. Кроме того, самадхи может обозначать и процесс шаматхи при его противопоставлении випашьяне. <…>.
Однако наиболее широким является семантическое поле термина бхавана (отглагольное существительное от корня «бху» — «быть»; «становиться»; «совершенствовать»; «развивать»; «увеличивать»; «производить»; «практиковать»). В Буддизме слово «бхавана» используется применительно ко всем видам психотехники. Вместе с тем в Буддизме признается тесная связь между дхьяной и бхаваной. Если дхьяна — созерцательное упражнение, то бхавана — сотериологически продуктивная практика. В целом же термин «бхавана» лишен какой-либо жесткой спецификативности: любая форма практики может быть названа бхаваной, если она способствует обретению пробуждения и освобождения в буддийском смысле. Поэтому, строго говоря, слово «бхавана» маркирует не тип практики, а свойство ее продуктивности в плане реализации религиозной прагматики буддийского учения.
Таким образом, представляется достаточно обоснованным переводить слово «дхьяна» как «созерцание», слово «самадхи» как «сосредоточение» и слово «бхавана» как «практика»».

(Октагон — экзотерический словарь смыслов Школы Русской Йоги. Сайт www.ashram.ru.)

«Сутра 17 первой части (Самадхи-Пада) «Йога-Сутры» Патанджали гласит: «vitarka vichara ananda asmitarupa anugamat samprajnatah». Обычно это переводят приблизительно как «за такими формами, как витарка, вичара, ананда, асмита следует сампраджнята (самадхи)». Е.П.Островская и В.И.Рудой идут путем, фактически, реконструкции смыслов и прямого, не всегда корректного, перевода специфических терминов: «[Оно (самадхи)] — сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности, рефлексии, блаженства и самости». Начиная с сутры 42 перечисляются виды, или уровни самадхи, отождествляемого с самапатти (samapatti) — savitarka, nirvitarka, savichara и nirvichara — эти уровни относятся к сабиджа или сампраджнята самадхи. Известный комментатор XVI в. Виджнянабхикшу в своей «Йогасаре» включает сюда и два следующих пункта из сутры 17 — ananda и asmita. Таким образом, к разделу сампраджнята (сабиджа) у нас относятся следующие возможные виды самадхи — savitarka, nirvitarka, savichara, nirvichara, sananda, nirananda, sasmita и nirasmita.
Что касается понимания смысла всего вышеописанного многими переводчиками и комментаторами (в том числе и авторитетными индийскими) игнорируется источник всех перечисленных терминов. Традиционно Йога-Даршана Патанджали (в некоторых источниках её создание приписывается Хираньягарбхе) ассоциируется с Санкхьей Капилы. Тем не менее, по крайней мере, в отношении данных терминов, источник их принципиально иной — это ранний Буддизм (Тхеравада). Замалчивание этого источника индийскими комментаторами вполне логично и предсказуемо — ссылка на него сразу переводила бы всю Йогу в разряд «настика» — «не-ведических ересей». Тем не менее, только обращение к буддийским источникам позволяет нам понимать изначальный смысл написанного.
Само слово «самадхи» появляется впервые в палийских агамах «никайя» («Сутта-Питака»), где означает «сосредоточение», второй из «трёх методов» (наравне с «шила» — «поведение» и «праджня» — «интуитивная мудрость»). Самапатти (samApatti) — Буддийская Традиция тоже соотносит его с самадхи (пхала-самапатти, или «самапатти плода»), а также с завершающими (арупа, «вне формы») четырьмя стадиями дхьяны (ниродха-самапатти). Непреходящее самапатти считается одним из «несмешанных качеств Будды»: «…у Татхагаты нет непребывания ума в самапатти. Ходит ли Татхагата, … постоянно пребывает в неомраченной дхьяне, высшем глубоком самадхи самапатти» (Чандракирти. «Мадхьямика-Карика». VII в.).
Согласно Henepola Gunaratana. The Jhanas In Therevada Buddhist Meditation, «…эта пара обозначает два взаимосвязанных, но различных аспекта мыслительного процесса, и чтобы раскрыть отличие между ними (а также их общность), мы переводим первую как прикладное (прилагаемое, направленное) мышление, а вторую как долговременное (непрерывное, аналитическое) мышление».
Дословно vitarka в данном контексте будет означать суждение, понятие предмета или явления, а vichara — исследование (анализ), т.е. процесс познания. Таким образом, эти уровни самадхи (самапатти) будут означать, соответственно, состояния «с оценочными суждениями», «с анализом» и без таковых.
Ananda — состояние «блаженства», которое ассоциируется в ранних сутрах с первыми двумя дхьянами (состояниями priti и sukha — радости и удовольствия) и соответствующими самадхи.
Asmita — сугубо буддийский термин (индуистские источники обычно используют понятие «ахамкара»), употребляемый применительно к ложному отождествлению себя с телом, именем, формой и т.п., а также к «ложным воззрениям», в частности — к идее существования субстанциональной души (дживы, атмы), что противоречит буддийской теории дхарм.
Sananda означает состояние с переживанием «блаженства», sasmita — состояние с переживанием «самости», а nirananda и nirasmita — состояния вне этих переживаний.
И напоследок — наличие в выражении «vitarka vichara ananda asmitarupa anugamat samprajnatah» корня rupa позволяет задуматься о том, насколько корректно, обычно, «прочитывается» данная фраза, так как это вполне может быть продолжением перечисления состояний, т.е., к уже упомянутым добавляется rupa и arupa — а именно так классифицируют буддийские дхьяны — rupa-dhyana и arupa-dhyana».

(Сомананда Сарасвати (Борис Бидичев). Буддийское самадхи
«Йога-Сутры». 17.08.2013г. Сайт www.somanandanatha.livejournal.com.)

«Не устаю поражаться тому, насколько глубоко, буквально на архетипическом уровне переплетаются между собой разные аспекты древнеиндийской мысли — Йога, философия, грамматика, медицина. Приведу последний удививший меня факт. Как я уже писал в одной из предыдущих статей (см. А.Сафронов. Основы санскритской грамматики. 06.12.2012г. Сайт www.yoga-sutra.org.), почти все (кроме заимствованных) слова в санскрите образованы от так называемых глагольных корней, полный перечень которых и их классификация приведены в составленном более двух тысяч лет назад справочнике «Дхатупатха». Особенность этой книги состоит в том, что каждому из корней дается краткое определение (одно, реже два и совсем редко — три слова). В сущности, это не современный толковый словарь, скорее — подсказка-напоминалка для знающих людей. Или некий эталон. Я озадачился тем, как же автор определяет корень, от которого произошло слово «йога». В наше время даже неосведомленные в грамматике люди знают, что это корень «ЙУДЖ». Посмотрев в «Дхатупатху», обнаруживаем, что таких корней там два (это, в сущности, не проблема, т.к. корни относятся к разным грамматическим группам, но значение имеют примерно одинаковое). Так вот, первый из корней определен автором как «САМАДХАУ» («ау» в конце — окончание падежа)!!! То есть «ЙУДЖ» — это самадхи. Причем самадхи не в смысле мистического состояния, а в смысле «собирания вместе» (про этимологию слова «самадхи» см. статью А.Сафронов. Самадхи, точка сборки и гештальт психология. 23.06.2013г. Сайт www.yoga-sutra.org.).
Во второй раз корень определяется как САМЙЯМАНЕ (т.е. самьяма), слово, тоже хорошо известное в Йоге. Но, разумеется, здесь самьяма имеет то же значение — «собирание вместе». Но как же красиво!!! Йога — это самадхи и самьяма. Во всех смыслах!!!! P.S. кстати ближайший родственник этого слова «самадханам», отличающийся только суффиксом, означает в санскрите «решение», например, проблемы или уравнения». (А.Сафронов. Эстетико-лингвистическая заметка о Йоге и самадхи. 25.03.2015г. Сайт www.yoga-sutra.org.).
«Интересное мнение высказано на страничке «ВКонтакте», посвященной «Йога-Сутре», которую я упоминал в одном из зимних постов, создателем этого паблика, именующим себя Игорь Александрович. Цитирую: «Интересное разъяснение термина «samādhi»: Кстати, термин «самадхи» из Йоги удачнее всего довольно точно переводить кастанедовским выражением «точка сборки», так как самадхи — это и есть «сборка» (этот термин в таком значении встречается в текстах об изготовлении колесниц). Этимологически это выглядит так: приставка «sam» — значит «со-», «вместе-», приставка «ā» (т.е. долгое а, или aa) — значит «к-», «при-» (т.е. передает идею прилаживания, соответствия), корень же «dhā-» (с суффиксом -i) означает «класть», «ставить» (русский родственный корень находится в глаголе ДЕ-ТЬ, девать). Таким образом, «самадхи» в буквальном смысле — это складывание вместе и прилаживание друг к другу разрозненных, прежде независимых или дисгармонирующих частей. Игорь Александрович».
Как легко заметить, приведенное разъяснение термина «самадхи» прекрасно согласуется с предлагаемым мной объяснением самадхи, как познавательного акта. (см. А.Сафронов. Сутры 3.1.-3.3. Дхарана, дхьяна, самадхи. Предварительные размышления. Сайт www Сайт www.yoga-sutra.org.). Действительно, даже в русском языке существуют обороты типа «решение проблемы СЛОЖИЛОСЬ» или «части головоломки СОБРАЛИСЬ у меня в голове». Причем они отражают именно опыт мгновенного осмысления проблемы после долгих подготовительных размышлений (дхараны и дхьяны). А вот является ли термин «самадхи» эквивалентным кастанедовской «точке сборки» — очевидным не является, несмотря на похожесть слов. Попробуем разобраться в теме. <…>.
Вернемся к самадхи. В рамках развернутой мной методологии становится понятным, что смысловые поля категорий «самадхи» и «сборка» мира по КК пересекаются, но не тождественны. Кастанеда вслед за гештальтистами рассматривал «собирание» как функцию распределения внимания, тогда как самадхи Патанджали связано с пониманием сути вещи (и вся 3 глава этому подтверждение). Фактически самадхи — это творческий прорыв, связанный с приобретением концептуально нового знания, иногда — нового языка описания. Миры КК носят все же визионерский характер, тогда как постижение сути — процесс работы с абстрактными категориями и закономерностями. И хотя в русском языке мы говорим «увидеть закономерность», всякому понятно, что в действительности это лишь метафора, а закономерность мы понимаем. Впрочем, еще во времена гештальт психологии были попытки развернуть тему гештальта с психологии внимания на психологию познания, но достаточных успехов в этой сфере было мало». (А.Сафронов. Самадхи, точка сборки и гештальт психология. Сайт www.yoga-sutra.org.)».

(А.Сафронов. «Йога-Сутра» Патанджали: комментарий
современного практика. Сайт www.yoga-sutra.org.)

«8. Сфера абсолютного Бытия, состояние трансцендентального сознания — самадхи. «Состояние, когда сознание пребывает в сосредоточении и озаряется божественным светом, когда оно лишено какого-либо стремления, — такое состояние сверхсознания называют самадхи». («Аннапурна-Упанишада» 1:48).
«Посредством контроля над чувствами, покорения желаний, сосредоточения и воздержания йог достигнет самадхи. В самадхи вся любовь направляется к высшему существу; человек полностью увлекается и поглощается Им, испытывая в Нем совершенное блаженство. В самадхи йогу открывается знание, заключенное в слове-форме (пранаве)». («Шрисимхатапанья-Упанишада» 2:6.4).
«Непрерывный поток сознания в форме Брахмана, высшей сущности, в которой растворяется самость, именуется сампраджнята-самадхи. Это достигается долговременной практикой дхьяны». («Муктика-Упанишада» 2:53).
«Действующий на уровне чувств разум является основной причиной любого земного знания. Когда разум исчезает, исчезает и земное знание. По этой причине следует удерживать сознание в глубоком сосредоточении на высшей сущности». («Адхьятма-Упанишада» 26).
«Самадхи есть такое состояние, в котором сознание пребывает только в природе объекта сосредоточения и остается неподвижным, как пламя лампы в безветрие; в этом состоянии постепенно исчезают ощущения проведения сосредоточения и личности (то есть чувство «Я сосредоточен»)». («Адхьятма-Упанишада» 35).
«То состояние, когда разум не ощущает беспокойства, самости, удовольствия, страдания, когда сознание совершенно неподвижно, словно скала, и погружено в глубокое сосредоточение, является самадхи. Самадхи есть состояние полной безмятежности». («Аннапурна-Упанишада» 1:49-50).
«Такое состояние сознания, когда нет ни объектов, ни влечений, ни отвращений, но есть только высшее счастье и высшая сила, представляет собой самадхи». («Маха-Упанишада» 4:62).
«Когда сознание достигает такого состояния, в котором становится единообразным (лишенным двойственности), наступает самадхи». («Амританада-Упанишада» 16).
«Самадхи — это сознание в глубокой сосредоточенности и осознанность, слившиеся с высшим сознанием». («Даршана-Упанишада» 10:1).
«Самадхи — это растворение личного сознания в высшем сознании». («Гандхарва-Тантра» глава 5, стр. 26).
«Подобно тому, как брошенный в воду кристалл соли растворяется в воде и становится единым с ней, так и в состоянии под названием самадхи личное сознание сливается с высшим сознанием». («Саубхагъялакшми-Упаншиада» глава 5, с. 26).
«Самадхи есть то состояние, в котором осознание «я» и высшее сознание становятся одним. Оно лишено двойственности и исполнено блаженства; в нем остается только высшее сознание». («Шандилья-Упанишада» 1:11.1).
«Когда сосредоточенное сознание исчезает, наступает самадхи». («Мандала-Брахмана-Упанишада» 1:1.10).
«Когда единообразное сосредоточенное сознание растворяется посредством усиленного сосредоточения, остается только сущность высшего сознания». («Аннапурна-Упанишада» 1:23).
«Когда глубочайшее сосредоточение на высшем Брахмане также исчезает само по себе, возникает нирвикалъпа-самадхи, в котором исчезают все скрытые впечатления чувств». («Аннапурна-Упанишада» 4:62).
Слово самадхи образовано из трех частей: «сам» (равный, уравновешенный, завершенный); а (вечный) и дхи (буддхи, различение, или прямое знание). Когда человек достигает состояния полного равновесия, наступает самадхи. С точки зрения индивидуального сознания самадхи представляет собой самопостижение — освобождение от осознания времени, пространства и себя как личности.
Когда ум достигает этого состояния, которое называется самадхи — совершенной сосредоточенности или сверхсознания, — он выходит в сферы, недоступные рассудку, и познает то, что ни инстинктам, ни рассудку просто не дано знать. Воздействием на тонкие силы, на различные проявления праны можно при умелом подходе поднять ум на более высокий уровень, привести его к состоянию сверхсознания, где он действует уже по-иному.
Весь процесс перехода ума в слой более тонких колебаний в Йоге называется одним словом — самадхи. Это слово означает всё уровни высоких колебаний, сверхсознательное состояние ума».

(Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры:
энергетические центры трансформации. София. 2001г.)

«Самадхи-пада. Первая глава, Самадхи-пада, дает определение Йоге и движениям сознания, читта вритти. Она адресована тем, кто уже высоко развит, позволяя им удерживать возвышенное состояние образованного, зрелого разума и мудрости. Человеческие души, которые переживают самадхи рано при жизни, встречаются, однако, редко, ибо самадхи — последняя ступень восьмиступенчатого пути Йоги. Самадхи — это возможность увидеть душу лицом к лицу, абсолютное, неделимое состояние существования, в котором стираются все различия между телом, умом и душой. Такие мудрецы, как Ханумам, Шука, Друва, Пралада, Шанкарачарья, Джнянешвар, Кабир, Свами Рамдас из Махараштры, Рамакришна Парамахамса и Рамана Махарши, получили развитие напрямую в кайвалью, без переживания промежуточных состояний жизни или различных ступеней Йоги. Все действия этих великих провидцев исходили из их душ, и всю свою жизнь они пребывали в состоянии неомраченного блаженства и чистоты.
Слово «самадхи» состоит из двух частей. «Сама» означает «ровный, сходный, прямой, выпрямленный, беспристрастный, справедливый, добрый, добродетельный», «адхи» — «сверху, над», т.е. вместе это — неразрушимый провидец. Самадхи есть пересечение с источником сознания — провидцем — и последующее растворение его сущности, беспристрастное и равномерное, в каждой частичке разума, ума, чувств и тела.
Можно предположить, что Патанджали, начиная с экзегезиса самадхи, стремился привлечь те редкие души, которые уже встали на порог Само-Реализации, и провести их к переживанию состояния самой недвойственности. Для нас, непосвященного большинства, соблазнительная перспектива самадхи, раскрытая в труде Патанджали так скоро, служит светильником, который ведет к дисциплине Йоги и будет очищать нас до того мига, пока не проявится наша собственная душа.
Патанджали описывает неустойчивость, колебания и видоизменения мысли, которые нарушают покой сознания, и приводит различные дисциплины, посредством которых они могут быть остановлены. Отсюда происходит Йога, названная садханой (практикой) ума. Такая садхана возможна только в том случае, когда накопленные плоды, происходящие из благих поступков прошлых жизней (самскар), праведны по своей сути. Самскары — это запас наших прошлых восприятий, инстинктов и сублимированных или скрытых впечатлений. Если они являются благими, то служат стимулом для поддержания высокого уровня чувствительности, необходимого для следования по духовному пути.
Сознание пропитано тремя свойствами (гунами) освещенности (саттва), колебания (раджас) и инерции (тамас). Гуны окрашивают и наши поступки: в белый (саттва), красный (раджас) и черный (тамас). Через йогическую дисциплину, и действия, и разум выходят за пределы этих свойств, и видящий приближается к переживанию своей собственной души кристально чистым, свободным от относительных атрибутов природы и поступков. Это состояние чистоты и есть самадхи. Йога, таким образом, — и средства и цель одновременно. Йога — самадхи, а самадхи — Йога.
Самадхи делится на два основных типа. Сабиджа, или сампраджнята-самадхи, достигается осознанным усилием, когда для сосредоточения, в качестве «семени», используется предмет или мысль. Нирбиджа-самадхи лишена семени или поддержки.
Патанджали объясняет, что до переживания самадхи деятельность сознания зависит от пяти факторов: правильного восприятия, неправильного восприятия (когда чувства вводят в заблуждение), неправильного представления или двусмысленности (когда человека подводит ум), сна и памяти. Душа чиста, но из-за загрязнения и неверной регулировки сознания она попадает в спицы колеса радости и горя, становясь частью страдания, — как паук, пойманный в ловушку собственной паутиной. Эти радость и горе могут быть болезненными и безболезненными, познаваемыми и непознаваемыми.
Свобода, то есть непосредственное переживание самадхи, может быть достигнута только через дисциплинированное поведение и отказ от чувственных удовольствий и потребностей. Это осуществимо при абсолютной верности «двум столпам» Йоги: абхъясе и вайрагъе.
Абхъяса (практика) — это искусство обучения, которое необходимо постигать, культивируя дисциплинированное действие. Она требует длительного, усердного, спокойного и упорного усилия. Вайрагъя (отрешение или отказ) — искусство избегнуть то, что необходимо избегнуть. И абхъяса, и вайрагъя требуют положительного и добродетельного подхода.
Практика — производительная сила преобразования или прогресса в Йоге, но сама по себе она порождает лишь неукрощенную энергию, которая, словно под действием центробежных сил, выбрасывается наружу, в мир материи. Отрешение смиряет этот энергетический выброс, защищая практикующего от привязанности к чувственным объектам и перенаправляя энергии центростремительно, к сердцу существа.
Патанджали учит садхаку выращивать дружественность и сострадание, радоваться счастью других и оставаться равнодушным к пороку и добродетели, чтобы смочь удержать в себе равновесие и покой. Он советует садхаке следовать этическим дисциплинам ямы и ниямы (десяти предписаниям, подобным Десяти Заповедям), которые управляют поведением и практикой, составляя основу духовного развития. Затем Патанджали приводит различные методы, с помощью которых сознание отрешается от своих интеллектуальных и эмоциональных побуждений и принимает образ души — образ вселенский, лишенный личной и материальной тождественности. Теперь садхака исполнен ясности, провидения и истины. Душа, до сих пор непроявленная, открывается ищущему. Ищущий становится видящим — он входит в нирбиджа-самадхи, состояние, где нет семени или поддержки».

(О Йога-сутрах Патанджали. (Из вступительной части книги Шри Б.К.С.Айенгара
«Прояснение «Йога-Сутры» Патанджали»). Сайт www.LayaYoga.ru.)

* * *