Статья 2.10. Тантра как Древнее Индийское Учение. (ч.16).

«Различают понятия «мировоззрение», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная взаимосвязь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. <…>. С помощью мировоззрения человек строит картину мира определенной эпохи или свою собственную. Мировоззрение — это комплексное воззрение о том, как вести себя в этом мире и по отношению к Пространству, и по отношению ко Времени» (см. Понятие мировоззрения. Сайт www.Studbooks.net.).
«Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоззрение. В мировоззрении осмысливается весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей, выстраиваются «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение или осуждение те или иные способы жизни, поведения» (см. Философия. Ч.1. Библиотека для студента. Сайт www.studd.ru.).
«Только в конце ХХ в. всерьёз заговорили о возможности выработки метода мировосприятия принципиально нового уровня. Доказательной базой таких рассуждений стали практические достижения учёных, работавших на стыке наук. Физики неожиданно стали превращаться в философов, философы в религиоведов, эзотерики в «духовных учителей»… Подобные превращения оказались аргументированными и явились следствием проникновения в глубинную суть своих базовых «дисциплин». Неожиданно явно обнаружилось их сущностное единство. Закономерно встал вопрос об универсальном характере человеческого знания и о возможной выработке единого фундамента мировосприятия и миропонимания — новой парадигмы человеческого знания. <…>. В результате Знание становится Целостным, Природа Знания — Сущностной, Содержание Знания — Универсальным, <…>. Характер Знания — Персонифицированным, Целью Знания —  Трансформация, Процесс получения Знания превращается в Путь. <…>. Овладение сущностным Знанием позволит человеку сделать то, что до сих пор считалось невозможным в земной жизни — сделать свою жизнь на Земле счастливой и благополучной, создать Благо на Земле» (см. Донцов Я.И. Мироведение. Концепция и методология формирования мировоззренческой парадигмы нового тысячелетия. Сайт www.fund-intent.com).

* * *

6. ЧТО ЕСТЬ КАРТА РЕАЛЬНОСТИ?

В предисловии к настоящей статье говорилось о событии, которое произошло летом 1996г., когда состоялась встреча трех великих мужей, Станислава Грофа, Питера Рассела и Эрвина Ласло — общепризнанных величайшего психолога, блистательного теоретика и гения системного мышления, чтобы обменяться мнениями по самым разным «животрепещущим» темам: наука, религия, искусство, духовность, трансформация, кризис, цели и ценности, понимание себя и других, мировоззрение и пр. Суть встречи заключалась в дискуссии о взаимосвязанности внешнего и внутреннего. Это, в свою очередь, породило вопросы о природе ума и мира и о том, что мы начинаем узнавать о них. Собеседники задались вопросом, каким образом можно на деле с эффективностью использовать то, что уже начало возникать и стало называться НОВОЙ КАРТОЙ РЕАЛЬНОСТИ.
Как известно, «Карта Реальности» — это своеобразная «парадигма» — модель, образец, пример, тип, схема, норма, стандарт мира, устоявшееся, «общепринятое» представление о мире, понимание мира, восприятие мира, мироощущение, как со стороны отдельного человека, так и общества в целом. Такая карта крайне необходима для нормальной жизни и деятельности отдельного человека и всего общества. Человек и общество в целом представляют, понимают, воспринимают и ощущают окружающий мир основываясь на Знании и Опыте. Чем больше и богаче Знание и Опыт, тем точнее и интереснее Карта Реальности. Чем точнее и системнее Карта Реальности, тем успешнее, полноценнее жизнедеятельность личности или сообщества личностей, людей, общества, потому что точней и адаптивней, гармоничнее и целостнее становится программа человеческой жизнедеятельности.

«Карта Реальности — модель мира, уникальная репрезентация мира, построенная в мозге каждого человека путем абстрагирования от опыта. Включает неврологические и лингвистические карты, внутренние репрезентации. (смотри: Модель Мира)».

(В.Ценёв. Словарь нейролингвистического программирования (НЛП). 2003г.)
(Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. / Под ред. igisheva. 2008г.)
(И.Мостицкий. Универсальный дополнительный практический толковый словарь. 2005-2012гг.)

«Часть 1. Терапия. §1. Образ реальности (картина или карта мира). Существует физическая реальность («территория»), на которую у каждого человека создается «карта». Карта — это не территория. В карте есть обобщения, упущения и искажения. Сколько людей, столько и карт. Как и отпечатков пальцев, но, в отличии от последних, человек может внести исправления и изменения в карту — в ту ее часть, которая, не соответствуя территории, мешает человеку гладко проходить по жизни. Но человек очень неохотно изменяет что-либо в карте, т.к. считает, что его карта и есть территория.
Реальность непрерывно воздействует на наши органы чувств, которые фильтруют получаемую информацию и тем самым искажают реальность. Фильтры имеются также и в нашем сознании. Таким образом, в «центр анализа» поступают не объективные сведения о Мире, а закодированная информация о нем (модель мира). Следующий фильтр — язык (мышление и мировоззрение). Язык — это описание реальности, т.е. ее модель, а не сама реальность (карта — это не территория). Но человек имеет тенденцию принимать свои представления за реальный мир. Язык имеет внутреннюю структуру, дает ощущение, что мир понятен. Переход на другой язык (другое описание) — может сильно менять прежнюю карту мира, однако при этом возникает сильное сопротивление, поскольку изначально карта реальности обладает высокой устойчивостью. Карта реальности крайне устойчива, самое прочное в ней — представления и убеждения. Поэтому прямое воздействие на них малоэффективно. Нужно действовать на образ. Следующей по прочности является определенность. Далее мы познакомимся с тем, как осyществляется внyтpенняя и внешняя коммyникация».

(Эльманович В.И.Нейролингвистическое программирование
(методическое пособие для начинающих). СПб. 1994г.)

«Наша личность формируется под влиянием индивидуального опыта, воспитания, окружающей среды, говоря психологическим языком — индивидуальной карты реальности. И зачастую из-за различий в этих картах мы очень слабо понимаем друг друга даже говоря на одном языке, — из-за разницы понимания мира. «Карта не есть территория» (Альфред Коржибски). <…>. Итак, начнем сначала. Наши представления о мире формируются с раннего детства, сначала мы начинаем различать зрительно форму, запахи, вкусы, начинаем ассоциировать это все с различными предметами, потом внезапно в этих предметах начинаем узнавать, что вот это вот существо с глазами от которого вкусно пахнет молоком оказывается мама, что выпадать из кроватки, оказывается, больно и т.д., потом мы учимся говорить и т.д. <…>.
Существуют как горизонтальные карты реальности, описывающие общество с позиции «человек и другие», так и вертикальные карты реальности, описывающие реальность с позиции «я и высшие силы» (например, в религии описывается карта реальности с позиции «человек и Бог»).
И если совместить все вышеописанные принципы в одну карту и попытаться максимально устранить конфликт горизонтали с вертикалью, то очень четко наш мир описывает принцип Школы [Учения].
Школа [Учение] — карта реальности, включающая в себя как горизонтальные карты (принцип группы) — взаимодействие с обществом, так и вертикальные карты [принцип иерархии] — взаимодействие с Учителем. И любое явление, любая проблема в такой карте реальности могут рассматриваться как Урок. <…>.
На самом деле у каждого в жизни формируется индивидуальная карта реальности. И основная мысль статьи состоит в том, что для того, чтобы последовали какие-либо глобальные изменения себя, придется менять образ мысли, то есть уточнять свою собственную карту реальности для более успешного прогнозирования и реализации в жизни».

(Карты реальности, или как мы воспринимаем этот мир. Сайт www.flirt-style.ru/forum.)

 

6.1. ЧТО ТАКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ?

«Моральный устой – это теоретическое представление, концепция, правило, определяющее мысли и поведение человека в какой-либо области его жизни».

(Вопросы и ответы. Сайт www.znanija.com.)

«Глава 12. Теория познания. §9. Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание. <…>. Ощущения и восприятия являются началом сознательного отражения. Память закрепляет и сохраняет полученную информацию. В представлении сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление. Человек может творчески комбинировать и относительно свободно создавать новые образы. Представление — это промежуточное звено между восприятием и теоретическим мышлением».

(Спиркин А.Г. Философия. Сайт www.gumer.info.)

«Представление — 1. Вообще — любой способ, в котором человеку подается материал для изучения или понимания. 2. В экспериментальной работе — действие помещения стимула перед субъектом. 3. Сам стимул. 4. В психоанализе — способ, которым выражается инстинктивное влечение. 5. В этологии — последовательность поведенческих актов, осуществляемых самкой животного, демонстрирующих готовность к коитусу. 6. В социальных взаимодействиях — способ, которым человек выражает себя; например, см. презентации, ритуалы». (Оксфордский толковый словарь по психологии).
Представление — наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие». (Глоссарий психологических терминов).
Представление — наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе припоминания или же продуктивного воображения, на основе имевших место ощущений и восприятия. В познавательной деятельности представление занимает положение, промежуточное между восприятием и абстрактно-логическим мышлением. В связи с тем, что представления воскрешают прошлый опыт в памяти или воображении, различают представления памяти и представления воображения. Представления различают также по их модальности — зрительные, слуховые, кинестетические и т.д. Представление является суммированными образами многих восприятий отдельных объектов. При некоторых психических расстройствах представления могут быть либо более, либо менее яркими, чувственными». (Толковый словарь психиатрических терминов).
Представление — 1. вообще — любой способ, в котором индивиду подается материал для изучения или ознакомления; 2. в эксперименте — помещение стимула перед испытуемым; 3. в психоанализе — то, что дает возможность психике представить себе нечто, в данный момент не присутствующее или способ, которым выражается инстинктивное влечение. Психическое представление — это относительно постоянный образ того, что прежде было воспринято или процесс, при помощи которого такие образы создаются (приобретаются). Символическое представление — процесс, посредством которого психический образ одного объекта начинает выступать вместо (психического образа) другого, и первый становится символом последнего; 4. в этологии — последовательность действий, которыми самка демонстрирует готовность к спариванию; 5. в социальном взаимодействии — способ, которым человек выражает себя (самопрезентация); 6. в психологии — воспоминание ранее возникавшего в сознании наглядного образа или образ фантазии, мысленный образ некоего объекта, какой-либо ситуации, включая репродукцию чувственного образа самого индивида; 7. театральная постановка; 8. в психопатологии — а) любое психическое расстройство, в котором выражаются нарушения на глубинных уровнях психической деятельности; б) любое психическое расстройство, в котором выражаются нарушения психофизиологических структур головного мозга». (Большая энциклопедия по психиатрии)».

(Национальная Психологическая Энциклопедия. Сайт www.vocabulary.ru.)

«В чем состоят трудности процесса включения новых теоретических представлений в культуру. Включение новых теоретических представлений в культуру — процесс очень важный, который связан с обеспечением преемственности в развитии научной мысли и всего интеллектуального потенциала человечества. Проблема включения новых теоретических представлений в культуру затрагивает две плоскости: во-первых, материальное воплощение и внедрение научных открытий непосредственно в сферу производственного процесса и, во-вторых, ее включение в образовательные технологии, в практику воспитания, обучения и образования.
Наука — это форма общественного сознания, направленная на адекватное отражение мира в понятиях и поиск закономерностей. Однако быть включенной в общий потенциал культуры и доступной сознанию людей она может лишь при условии адаптации специально-научного языка и научного аппарата к интерсубъективным способам трансляции и понимания.
На процесс включения новых теоретических представлений в культуру влияет микроконтекст и макроконтекст науки. Первый означает зависимость науки от характеристик научного сообщества, работающего в условиях той или иной эпохи, социокультурной среды, от множества факторов, среди которых институциональные, собственно интеллектуальные, философские, религиозные и даже эстетические. Второй ориентирован на более глобальные зависимости — экономический рост или упадок, политические условия стабильности или дестабилизации, идеологические и духовные условия, отношения науки и власти и пр.
В принципе процесс включения новых теоретических представлений в культуру означает объединение науки и культуры и зависит как от уровня культуры, так и от сложности тех новых теоретических представлений, которые должны быть внедрены. Анализ понятия «культура» (от лат. cultura — культивировать, возделывать) показывает, что уже в Античности трансформируется его значение с акцентом на воспитанность и просвещение. Основной задачей культуры становится воспитание и возделывание самого человека.
В понятие «культура» включаются основные признаки отличия образованных и воспитанных людей от «некультурных и диких варваров». Исторически идея взаимосвязи культуры и науки прослеживается в греческом понятии «техне», которое указывает на мастерство и умение как технологию изготовления, с одной стороны, и высокий статус мастера, с другой. Ориентация на «техне» подчеркивает ремесленнический аспект жизнедеятельности, ее принципиальную технологичность, быструю внедряемость новых изобретений в жизнь.
Тенденция сближения научных ориентиров и культуры заключается также и в первоначальном этимологическом значении термина, когда культура представала как агрокультура и толковалась как целесообразное воздействие на природу, ее обрабатывание. Она прочитывается как совокупность попыток управления природными процессами на основе адекватных им свойств. Когда речь идет о целесообразном воздействии на человека, т.е. о воспитании, обучении и образовании, его основу также составляют процессы, состоящие из совокупности прививаемых норм, способов и приемов воздействия с целью получения желаемого результата. Таким образом, культивирование содержит в себе программу видоизменения объекта или субъекта, предполагает и включает в себя операции и этапы возделывания, совершенствования системы, т.е. опирается на открытые наукой теоретические представления.
Со стороны интеллектуальной составляющей культура всегда понималась как сфера прогрессивного развития способностей человеческого ума, открытого для инноваций и прогрессивного развития, эталоны которого всегда воспринимались как значимые ценности человеческого существования. Еще мудрые греки считали, что необходимо быть внимательным к любому новшеству, любому усовершенствованию, которые могли обеспечить большой успех в жизни. Основанием сближения культуры и науки является их общая направленность на созидание. Известно, что пафос подлинной культуры в созидании ценностей, и в мире человеческих отношений, и в мире искусства, и в мире хозяйствования и экономики — в этом суть культуры.
Проблема включения теоретических новаций и представлений в культуру, помимо общего просвещенческого и когнитивного аспекта, имеет еще и достаточно весомую этическую компоненту, которая оценивает все возможные преимущества и последствия, рождаемые из стремления широко следовать новациям науки, научным открытиям, широко применять и пропагандировать их, внедрять в жизнь. Гносеологические характеристики мудрости, когда полнота теоретической осведомленности переходит в практическую, обнаруживает себя на уровне утилитарных наставлений, руководства в решении повседневно-жизненных вопросов, имеют огромное значение и оказывают влияние на процесс включения теоретических новаций в культуру.
То новое, что открывает наука, не должно быть потеряно, после экспертных заключений, отслеживающих близкие и дальносрочные последствия данного научного открытия, оно должно быть включено в реальное и повседневное бытие культуры. Процесс включения новых теоретических представлений в культуру обеспечивает такую оценку культуры той или иной страны как передовая, отстающая или догоняющая. Таким образом, общая культура, всесторонняя образованность и теоретическое понимание являются весьма престижными характеристиками современника».

(Кохановский В.П. Философия науки в вопросах и ответах.
Учебное пособие для аспирантов. Ростов на Дону.
Феникс. 2006г. Сайт www.science.logistics-gr.com.)

 

6.2. ЧТО ТАКОЕ ВОЗЗРЕНИЕ?

«Воззрение (книжн.) – точка зрения, образ мыслей, убеждение»».

(Ушаков Д.Н. Толковый словарь Ушакова. 1935-1940гг.)

«Воззрение (книжн.) — образ мыслей, точка зрения. Материалистические воззрения».

(Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь Ожегова. 1949-1992гг.)

«Воззрение (обычно мн.: воззрения), книжн. — образ мыслей, точка зрения; взгляд. Материалистические воззрения. Изложить свои воззрения на какой-либо вопрос. Менять свои воззрения».

(Энциклопедический словарь. 2009г.)

«Слово воззрение в современном языке значит «убеждение, взгляд, образ мыслей, точка зрения» (ср. мировоззрение). Оно свойственно главным образом публицистическому и научно-философскому стилям книжной речи. Это отвлеченное значение сформировалось в 30-40-е годы XIX в. в философском лексиконе «любомудров». Раньше слово «воззрение» как производное от книжно-славянского глагола «воззреть» выражало лишь (по глаголу воззреть) значение действия. Так, в «Словаре Академии Российской» 1792г. под словом «воззрение» читаем: «обращение, устремление очей, глядение, смотрение, взгляд. Например: удостой воззрения твоего усердный труд». Ср. у Державина: «Единым отвечай воззрением (взглядом)». В «Словаре Академии Российской» 1806г. к этому значению прибавлено другое, переносное: «Внимание, уважение к чему. Воззрение на заслуги, на подвиги, на усердие». Ср. заявление министра С.С.Уварова: ««Живописец» Полевого не имеет никакого права на высочайшее воззрение». В слове «воззрение» в истории русского языка совпали два разных слова — възьрѣние (ср. възоръ) ивъз(ъ)зьрѣние (ср. у Срезневского — узозрити). В «Материалах» И.И.Срезневского не помещено ни одно из отглагольных имен существительных: ни възьрѣние, ни въззьрѣние, но указан глагол възьрѣти — возрѣти. Глаголы възрѣти и въззрѣти так же, как и производные от них имена существительные, легко могли слиться не только фонетически, но и семантически (ср. взор и взгляд).
В «Катехизисе» Кариона Истомина (конец XVII в.): «Нечистота или блуд, из нея же исходят скверныя помышления, воззрения неподобная, сквернословие». У Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву»: «…изрекшия Странницы лицо казалося веселым и вещественным сияющее блеском. Воззрение на нее вливало в душу мою радость».
В «Невском Альманахе на 1825г.» помещена статья Дм.Княжевича: «Взгляд, взор, воззрение (Отрывок из Собрания синоним)». Здесь слово воззрение рассматривается как синоним слова взгляд, взор. Устанавливаются семантические различия между этими словами: «Взгляд происходит от глагола взглядывать, т.е. обращать глаза свои на окружающие предметы без мыслей, без намерения, без цели; взор от глагола взирать, то есть устремлять глаза свои именно на какой-нибудь предмет, который мы видеть желаем. Воззрение от воззреть, то есть возвышать глаза, взор свой к чему-либо.
По сему взгляд не предполагает никакого намерения, желания или мысли видеть вещь, на которую он падает: его бросают на что ни попало. Напротив, взор предполагает намерение видеть ту вещь, на которую он обращается: его устремляют именно на какой-нибудь предмет.
Воззрение — довольно странно — имеет совершенно противное значение, нежели бы какое оно должно иметь, судя по корню. Оно не столько и не так часто значит возвышение взора от низшего к высшему как обращение оного от высшего к низшему.
Далее взгляд пробегает предметы поверхностно, взор обнимает их и проникает в них; воззрение удостаивает их взгляда или взора.
От сего взгляд бывает случайный, беглый, быстрый, величественный, дикой, пасмурный, веселый и т.п.; взор проницательный, недоверчивый, ревнивый, завистливый, язвительный и т.п.; воззрение милостивое, благосклонное (напр. воззрение начальника). Таким образом, в XVIII в. слово «воззрение» как слово высокого стиля стало обозначать не только «взгляд, устремление очей», но и (применительно к героям или вообще к особам высоким и социально значительным) — «благосклонное внимание». Это последнее значение, распространенное в официальном стиле, было малоупотребительно в общелитературной речи. Слово воззрение стало вступать в семантическое соотношение с французским vue, немецким аnsicht.
Слово «воззрение» в значении «взгляд, устремление» или «обращение глаз» широко применяется в лирическом и прозаическом стиле первой трети XIX в. Однако уже в русском литературном языке 20-30-х годов наметились новые оттенки значения в слове «воззрение» и новые формы его употребления. Оно приобретает отвлеченно-переносное значение: «проникновение мыслью, интеллектуальное познание». <…>.
Переносный смысл слова «воззрение» все шире начинает распространяться в философском языке 20-30-годов. В слове «воззрение» выкристаллизовывается значение «внутреннее содержание», «чувственное восприятие».
Философское значение слова «воззрение» вытесняет первоначальное значение действия по глаголу «воззреть» и становится основным значением этого слова в литературно-книжном языке с 40-х годов XIX в. В связи с изменением смысловой структуры слова «воззрение» (ср. франц. intuition и нем. аnsicht) оно начинает чаще употребляться в формах мн. числа. В 40-50-е годы слово «воззрение» и преимущественно формы мн. числа «воззрения» в значении «убеждение, образ мыслей» были типичной принадлежностью интеллигентского словаря. <…>.
Но в том же направлении развивались значения слова «воззрение» и под влиянием установившегося в русском литературном языке первой четверти XIX в. выражения «точка воззрения или зрения» (калькированный перевод французского point de vue, au point de vue. Слово «взгляд» также до 20-30-х годов XIX в. понималось лишь как обозначение действия по глаголу «взглянуть» — «взглядывать». Оно было синонимом книжных слов «взор», «воззрение». Но в 30-40-х годах XIX в. в слове «взгляд», особенно в формах мн. числа, сложилось то же значение «убеждение, образ мыслей», что и в слове «воззрение»».

(Виноградов В.В. История слов. 2010г. Сайт www.dic.academic.ru.)

Согласно словарям синонимов, синонимами к слову «воззрение» являются слова:
— взгляд
— учение
— мнение
— позиция
— принцип
— понятие
— суждение
— понимание
— убеждение
— угол зрения
— точка зрения
— образ мыслей
— соображение
— мировоззрение
— представление

 

6.3. ЧТО ТАКОЕ ИДЕЯ?

«Идея (греч. idea — вид, образ) — это: 1) высшая ступень в развитии понятия, присущая только человеческому мозгу; 2) форма постижения в мысли явлений объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. Так как познание есть отражение действительности, то идея — это специфическая форма этого отражения. Понятие «идея» было выдвинуто ещё в Античности. Демокрит: «идеи — это неделимые умопостигаемые формы, атомы». Платон: «идеи — это идеальная сущность, лишённая телесности и являющаяся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений». Идеи составляют особый идеальный мир. В Средние века идеи понимались как прообраз вещей, принадлежащий божественному духу; Бог творил вещи согласно своим идеям, идеальным формам. В новое время, в XVII-XVIII вв., на первый план выдвигается теоретико-познавательный аспект идеи — разрабатывается учение об идее как способе человеческого познания, ставится вопрос о происхождении идей, их познавательной ценности и отношении к объективному миру. Эмпиризм связывал идеи с ощущениями и восприятиями людей, а рационализм — со спонтанной деятельностью мышления.
Большое место учение об идеи занимало в немецком классическом идеализме: И.Кант называл идеями понятия разума, которым нет соответствующего предмета в нашей чувственности; по Фихте, идеи — это имманентные цели, согласно которым «Я» творит мир; для Г.Гегеля идея является объективной истиной, совпадением субъекта и объекта, венчающим весь процесс развития.
В марксистской концепции исходным является материалистический тезис о познании как отражении действительности, об идее как специфической форме этого отражения. Ф.Энгельс: «Все идеи извлечены из опыта, они — отражения действительности, верные или искаженные». Однако идея не сводится к фиксации результатов опыта, но является отражением вещи, свойства или отношения не просто в их наличном бытии, а в необходимости и возможности, в тенденции развития. В.И.Ленин: «Идея как высшая форма теоретического освоения действительности». В идее происходит, наиболее полное совпадение содержания мысли с объективной реальностью, это — объективное и конкретное, всестороннее знание действительности, которое готово для своего практического воплощения. Отражение объективной реальности и постановка практической цели перед человеком, находящиеся в органическом единстве, определяют специфику идеи и её место в движении человеческого сознания.
Таким образом, идея является активным, посредствующим звеном в развитии действительности, в процессе практической деятельности человека, создающей новые, ранее не существовавшие формы реальности.
В науке идеи выполняют различную роль. Они не только подытоживают опыт предшествующего развития знания в той или иной области, но служат основой, синтезирующей знание в некую целостную систему, выполняют роль активных эвристических принципов объяснения явлений, поисков новых путей решения проблем».

(Гуманитарная Энциклопедия. Сайт gtmarket.ru.)

 

6.4. ЧТО ТАКОЕ ТЕОРИЯ?

«Теория — 1. Учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления. 2. Совокупность обобщённых положений, образующих науку или раздел какой-нибудь науки, а также совокупность правил в области какого-нибудь мастерства. 3. Сложившееся у кого-нибудь мнение, суждение, взгляд на что-нибудь».

(С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. Сайт www.classes.ru.)

«Термин «теория» в науке означает не то же самое, что в нашей повседневной речи. Предположение на научном языке именуется «гипотезой», а научная теория это — «учение, система идей или принципов. Теория является совокупностью обобщённых положений, образующих науку или её раздел. Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы». Говоря проще, теория в научном смысле — это система знаний, не гипотеза, не предположение, не идея».

(Несостоятельные возражения на теорию эволюции.
2013г. Сайт www.grimnir74.livejournal.com.)

«Теория — слово греческое, означающее наблюдение, исследование, в результате которого и образуется система обособленных знаний в какой-либо области. Теории состоят из понятий и категорий. Понятие — это логическое обобщение исследуемых конкретных фактов, объектов, предметов, например, понятие «плод», «дерево», «лес», «человек». Наиболее важные понятия именуются категориями (право, закон, законность и многие другие). Теории вырабатываются на различных уровнях познания истины. Обычно на начальной стадии формирования теории ее именуют концепцией (общим замыслом), на более обстоятельном уровне — доктриной, при ее возрастании — конструкцией, учением, объединяющим уже несколько теорий, а наиболее важные научные направления, являющиеся результатом усилий многих исследователей, — школами. Иногда же термины «концепция», «доктрина», «учение» употребляются как однозначные понятия – теории».

(Дробязко С.Г. Общая теория права. Учебное пособие. Мн. 2003г.)

«Теория — это совокупность высказываний, замкнутых относительно логического следования (слово «теория» происходит от греч. Theoria — рассмотрение, исследование). Такое предельно общее и наиболее абстрактное определение теории дает логика. С логической точки зрения теория — это любое высказывание, рассматриваемое вместе с его логическими следствиями. Например, из высказывания «Сегодня вторник» следуют такие: «Завтра будет среда», «Вчера был понедельник», «Сегодня — третий день недели» и тому подобные, поэтому данное высказывание вместе с перечисленными следствиями можно назвать теорией. Столь широкое определение термина «теория» может показаться несколько необычным, однако оно вполне соответствует обыденному употреблению этого слова. Неясное и расплывчатое употребление слова «теория» в повседневном языке и выражает логическое определение данного термина. Чтобы сделать его более точным, нужно указать, по меньшей мере, какой именно логической системой мы пользуемся при выводе следствий».

(Философия. Энциклопедический словарь. / Под ред. А.А.Ивина. М. Гардарики. 2004г.)

«Теория (греч. theoria — наблюдение, исследование, рассматривание) в широком смысле — комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений, процессов; в более узком и специальном смысле — высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности — объекта данной теории.
По своему строению теория представляет внутренне дифференцированную, но целостную систему знания, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий — исходного базиса теории — по определённым логико-методологическим принципам и правилам.
Как форма научного знания теория выступает, с одной стороны, как наиболее сложная и развитая форма научного знаниях. Другие его формы научного знания такие, как законы науки, классификации, типологии, первичные объяснительные схемы — генетически могут предшествовать собственно теории, составляя базу её формирования. С другой стороны, они нередко сосуществуют с теорией, взаимодействуя с нею в системе науки, и даже входят в теорию в качестве её элементов (теоретические законы, типологии, основанные на теории).
Научное знание вообще теоретично с самого начала, т.е. всегда связано с размышлением о содержании понятий и о той исследовательской деятельности, которая к нему приводит. При этом, однако, формы и глубина теоретического мышления могут сильно варьировать, что находит историческое выражение в развитии структуры теоретического знания, в формировании различных способов его внутренней организации. Если теоретическое мышление вообще (теория в широком смысле слова) необходимо сопутствует всякой науке, то теория в собственном, более строгом смысле появляется на достаточно высоких этапах развития науки.
Переход от эмпирической стадии науки: эмпирика (от греч. empiria — опыт), которая ограничивается классификацией и обобщением опытных данных, к теоретической стадии, когда появляются и развиваются теории в собственном смысле, осуществляется через ряд промежуточных форм теоретизации, в рамках которых формируются первичные теоретические конструкции. Будучи источником возникновения теории, сами эти конструкции, однако, ещё не образуют теории: её возникновение связано с возможностью построения многоуровневых конструкций, которые развиваются, конкретизируются и внутренне дифференцируются в процессе деятельности теоретического мышления.
В этом смысле зрелая теория представляет собой не просто сумму связанных между собой знаний, но и содержит определённый механизм построения знания, развёртывания теоретического содержания, воплощает некоторую программу исследования; всё это и создаёт целостность теории как единой системы знания. Подобная возможность развития аппарата научных абстракций в рамках и на основе теории делает последнюю мощнейшим средством решения фундаментальных задач познания действительности».

(Гуманитарная Энциклопедия. Сайт www.gtmarket.ru.)

«Теория (греч. — рассмотрение, исследование) представляет собой совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности. Следовательно, теория — это интеллектуальное отражение реальности. В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом. Теория — учение, система идей или принципов. Она является совокупностью обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Теория выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.
Теория — это система знаний высокой степени обобщенности, ориентированных на объяснение тех или иных сторон действительности. Структуру теории формируют принципы, аксиомы, законы, суждения, концептуальные положения, понятия, категории и факты. Теория слагается из относительно жесткого ядра и его защитного пояса. В ядро входят основные принципы. Защитный пояс содержит вспомогательные гипотезы, конкретизирующие ее ядро. Теория является наиболее развитой формой обобщенного научного знания.
Научная теория — это логически организованное множество высказываний (умозаключений) о каком-то классе идеальных объектов, их свойствах и отношениях. Это философское определение теории. <…>.
Теория — некоторый концептуальный класс таких элементарных высказываний, которые истинны и непротиворечивы.
Таким образом, для формирования новой теории необходимо:
а) отсеивать случайное;
б) выбрать определенную концепцию (точку зрения на изучаемые объекты);
в) выбрать язык описания объекта и рассматриваемых в связи с ним процессов (дать однозначные определения и обозначения в терминах или символах избранного языка);
г) создать гипотетические модели, соответствующие выбранной концепции;
д) проверить истинность этих моделей, т.е. привести определенные доказательства того, что эти модели адекватно отражают познаваемый объект;
е) сформулировать утверждения теории в терминах избранного языка;
ж) проверить их на повторяемость и независимость, отобрать те из них, которые могут быть основой для вывода других.
Теоретическое знание является результатом деятельности разума, сущность которой может быть определена как свободное когнитивное творчество.
Любые теории обладают целым рядом функций. Обозначим наиболее значимые функции теории:
— теория обеспечивает те конструкты, которые её (теорию) используют, концептуальными структурами;
— в теории происходит разработка терминологии;
— теория позволяет понимать, объяснять или прогнозировать различные проявления объекта теории.
При теоретических рассуждениях (в том числе при разъяснении или усвоении теории) недопустимо истолковывать термины, пользуясь бытовыми значениями слова или значениями иноязычных корней, от которых оно образовано. Значение термина в науке не всегда идентично значению того же слова в повседневной жизни, оно обозначает только то конкретное понятие, которое оговаривается в определении. Одним и тем же термином в разных теориях могут обозначаться разные понятия, а, следовательно, разные стороны разных сущностей».

(Что такое теория? Студопедия. Сайт www.studopedia.ru.)

«Теория — в широком смысле это комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком и специальном смысле -высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности — объекта данной теории.
По своему строению теория представляет внутренне дифференцированную (предусматривающий разделение, различение), но целостную систему знания, которую характеризуют логическая зависимость одних элементов от других, выводимость содержания теории из некоторой совокупности утверждений и понятий — называемого исходный базис теории. В процессе применения теории — сформированное в ней знание опосредуется различными промежуточными звеньями, конкретизирующими факторами, что предполагает живое, творческое мышление, руководствующееся теорией как программой, но мобилизирующее также все возможные способы ориентации в конкретной ситуации. Действенное применение теории требует опоры на непосредственное восприятие исследуемого объекта, использования практического опыта, включения эмоциональных и эстетических моментов сознания, активизации способностей творческого воображения. Сама теория как форма особого освоения мира функционирует в тесном взаимодействии с другим, нетеоретическими формами сознания. Крупные научные теории всегда так или иначе связаны с определенными философско-мировоззренческими установками, их разработка стимулируется этими установками и в свою очередь способствует упрочению их авторитета и влияния в системе культуры. Важным опосредствующим звеном между философско-мировоззренческими установками и собственно научными теориями являются научные картины мира.
Теория выступает как наиболее сложная и развитая форма научного знания; другие его формы — законы науки, классификации, типологии, первичные объяснительные схемы и т.д. — генетически могут предшествовать собственно теории, составляя базу ее формирования; в то же время они нередко сосуществуют с теорией, взаимодействуя с ней в системе науки, и даже входят в теорию в качестве ее элементов (теоретические законы, типологии, основанные на теории).
Указанный смысл термина «теория» как формы организации научного знания — сложился достаточно поздно вфилософии и методологии науки. Первоначальное же значение слова теория — это экстатическое (высшая форма воодушевления), мистическое созерцание (вера в сверхъестественное), что достаточно прозрачно свидетельствует о генетических связях формировавшегося в античной культуре концептуально-теоретического знания с дотеоретическими архаическими формами сознания (настолько древними, что почти забыты).
Уже пифагорейцы выдвинули идею об очищении души через чистое познание посредством созерцания. Это чистое созерцательное познание, ставшее идеалом для античной философии, вначале было весьма далеко от рационалистического стиля интеллектуальной «интуиции» Нового времени. Это страстная, эмоционально напряженная работа души, проникнутая религиозно-экстатическим пафосом, являлась для мыслителей типа Пифагора не знанием ради знания, а прежде всего способом духовного совершенствования. Возрастание в процессе эволюции античной философии собственно познавательных мотивов, развитие культуры понятийного анализа и дискурса не приводило в античной культуре к логизации и рационализации теоретического сознания в стиле, характерном для Нового времени и последующего развития научного мышления. Античная «теория» все время сохраняет свой исходный смысл мысленноинтуитивного «всматривания» в космос, восприятия идеальных сущностей «духовными очами». По мнению А.Ф.Лосева, у Платона «… термин «теория» представляет собой такое состояние сознания, которое имеет своим предметом организованную, оформленную действительность и которое аналитически-синтетически конструирует эту действительность на основе непосредственного видения или созерцания. Другими словами, в этом термине мы находим типичное для Платона и для всей Античности взаимное слияние непосредственно данной и сознательно-сконструированной предметности…» (Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М. 1969г. с. 462). Вместе с тем, в реальной практике формирующейся в Античности теоретической науки, в частности «Началах» Евклида, была разработана та форма организации и систематизации научного знания, которая стала на много веков образцом, «парадигмой» (дедуктивно-аксиоматического построения теории в современном значении этого термина).
Научное знание в принципе теоретично с самого начала, т.к. всегда связано с размышлением о содержании используемых в науке понятий и о той исследовательской деятельности, которая приводит к формированию этих понятий. При этом, однако, формы и глубина теоретического мышления могут сильно варьировать, что находит свое историческое выражение в развитии структуры теоретического знания, в формировании различных способов его внутренней организации. Если теоретическое мышление вообще, размышление над смыслом используемых понятий необходимо сопутствует всякой науке, то теория в собственном, более строгом смысле, соответствующем ее пониманию в современной методологии науки, появляется на достаточно высоких этапах развития науки.
Переход от эмпирической стадии науки, которая ограничивается классификацией и обобщением опытных данных, к ее теоретической стадии, когда появляются и развиваются теории в собственном смысле, осуществляется через ряд промежуточных форм теоретизации, в рамках которых формируются первичные теоретически различные конструкции (напр., типологии, объяснительные схемы). Будучи источником возникновения теории, сами эти конструкции, однако, еще не образуют теорию: ее возникновение связано с возможностью построения многоуровневых конструкций, которые развиваются, конкретизируются, внутренне дифференцируются в процессе деятельности теоретического мышления, отправляющегося от некоторой совокупности исходных принципов. В этом смысле зрелая теория представляет не просто сумму связанных между собой знаний, но и содержит определенный механизм построения знания, внутреннего развертывания теоретического содержания, воплощает некоторую программу исследования; все это и создает целостность теории как единой системы знания. Именно подобная возможность развития аппарата научных абстракций в рамках и на основе теории делает последнюю мощным средством решения фундаментальных задач познания действительности.
В современной методологии науки принято выделять следующие основные компоненты теории: 1) исходный эмпирический базис, который включает множество зафиксированных в данной области знания фактов, достигнутых в ходе наблюдений и экспериментов и требующих теоретического объяснения; 2) исходную теоретическую основу — множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов теории, в совокупности описывающих идеализированный объект теории; 3) логику теории — множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства; 4) совокупность выведенных в теории утверждений с их доказательствами, составляющую основной массив теоретического знания. Четкая фиксация правил логического вывода и доказательства осуществляется при этом далеко не во всех теориях, а только в теориях, соответствующих идеалу их дедуктивного построения. Этот идеал реализуется в лучшем случае только в некоторых разделах математики и в математической логике. Абсолютизация этого идеала, свойственная т.н. стандартной концепции науки, отстаивавшейся сторонниками логического позитивизма, не соответствует реальной практике науки. Зато с методологической точки зрения центральную роль в формировании теории играет лежащий в ее основе идеализированный объект — теоретическая модель существенных связей реальности, представленных с помощью определенных гипотетических допущений и идеализации. Построение идеализированного объекта теории — необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Например, идеализированным объектом теории в классической механике является система материальных точек, в молекулярно-кинетической теории — множество замкнутых в определенном объеме хаотически соударяющихся молекул, представляемых в виде абсолютно упругих материальных точек, и т.д.».

(Энциклопедия эпистемологии и философии науки.
И.Т.Касавин. М. Канон+, РООИ Реабилитация. 2009г.)

 

6.5. ЧТО ТАКОЕ КОНЦЕПЦИЯ?

«Концепция — 1) Система связанных между собою и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления. 2) Общий замысел, основная мысль чего-либо».

(Толковый словарь русского языка. / Под ред. Т.Ф.Ефремовой. М. 2000г.)

«Концепция. (от лат. conceptio) — ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления; внезапное рождение идеи, основной мысли, художественного или другого мотива».

(Философский энциклопедический словарь. 2010г.)

«Концепция (лат. conception — понимание, система) — это: 1) система взаимосвязанных и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления, процессы; 2) способ понимания, трактовки каких-либо явлений, событий; 3) основополагающая идея какой-либо теории; 4) общий замысел, главная мысль научного труда».

(Концепция. Сайт www.infopedia.su.)

«Концепция. (от лат. conceptio — понимание, система) — определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения. Термин «концепция» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности».

(Большая Советская Энциклопедия. М. СЭ. 1969-1978гг.)

«Концепция — совокупность понятий и связей между ними, определяющая основные направления развития и свойства какого-либо явления. (Социология. Словарь).
Концепция (от лат. conceptio — понимание, система, единый замысел, ведущая мысль) — система взглядов, способ понимания каких-либо явлений, процессов; основополагающая идея какой-либо теории. (Большой словарь по социологии).
Концепция — результат обобщающей схематизации материала прямых описаний ситуации и хода деятельности. Концепция может трансформироваться в теорию при подчинении схематизации функции теоретического обобщения в рамках системы научной деятельности. (Методологический словарь для управления).
Концепция (от лат. conceptio — понимание, система) — 1. определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений; 2. изложение основной точки зрения или идеи для описания и объяснения явлений; 3. ведущий замысел, принцип организации различных видов деятельности. (Российская социологическая энциклопедия)».

(Национальная Социологическая Энциклопедия. Сайт www.voluntary.ru.)

«Концепция (от лат. conceptio — понимание, единый замысел, ведущая мысль) — «система взглядов, выражающая определенный способ видения («точку зрения»), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике». «Концепция имеет, как правило, ярко выраженное личностное начало, означена фигурой основателя. Концепция вводит в теоретические дискурсы дисциплин их исходные принципы и предпосылки («абсолютные предпосылки», согласно Коллингвуду), определяющие базисные понятия-концепты и схемы рассуждений, формируя «фундаментальные вопросы» («идеи»), в соотнесении с которыми получают свое значение и обоснование выстраиваемые внутри этих дискурсов специальные утверждения.
Коллингвуд считал, что изменение концептуальных оснований — наиболее радикальное из всех, которые может испытывать человек, так как оно ведет к отказу от обоснованных ранее убеждений и стандартов мышления и действия, к смене исходных концептов-понятий, обеспечивающих целостное восприятие мира.
В теологии понятие «концепция» заменяется близким ему термином «доктрина» (лат. docere — учить, doctrina — учение), но несущим подчеркнуто христианские коннотации и подчеркивающим элемент разъяснения сути вероучения. В классических дисциплинарных дискурсах была сильна тенденция к отождествлению понятия «концепция» с понятием «теория». В неклассической науке понятие «концепция» стали, как правило, редуцировать к фундаментальной теоретической (концептуальной) схеме (включающей в себя исходные принципы, универсальные для данной теории законы, основные смыслообразующие категории и понятия), или к идеализированной (концептуальной) схеме (модели, объекту) описываемой области (вводящей, как правило, структурно-организационный срез предметного поля, на которое проецируются интерпретации всех утверждений теории).
Под влиянием постструктуралистских и постмодернистских дискурсов (особенно концепта «ризомы») в последнее время сложилась традиция употребления вместо термина «теория» термина «паттерн», близкого по содержательным и смысловым характеристикам к понятию концепция (англ. pattern от лат. patronus — модель, образец для подражания, шаблон, стиль, узор, выкройка) и трактуемого как коннатативного к концептам «прозрение», «базовая интуиция», «умозрительное видение», что в любом случае подчеркивает два аспекта: 1) «моментальность» «схватывания»; 2) его «целостность».
Концепт [лат. conceptus — понятие, представление] — «содержание понятия в отвлечении от языковой формы его выражения. Концепт актуализирует отраженную в понятии онтологическую его составляющую. Концепт функционирует внутри сформированной концептуальной схемы в режиме понимания — объяснения. Каждый концепт занимает свое четко обозначенное и обоснованное место на том или ином уровне концептуальной схемы. Концепты одного уровня могут и должны конкретизироваться на других уровнях, меняя тем самым те элементы схемы, с которыми они начинают соотноситься. Концепты в рамках одной концептуальной схемы не обязательно должны непосредственно соотноситься между собой (но обязательно в рамках целостности, в которую они входят), и далеко не все концепты непосредственно соотносятся с соответствующей данной схеме предметной областью (в этом случае значительно стирается их различие с конструктами)».
Многие (в т.ч. современные) исследователи не заметили введения нового термина для обозначения смысла высказывания, потому в большинстве философских словарей и энциклопедий концепт отождествляется с понятием. Между тем концепт и понятие необходимо четко различать друг от друга. Понятие есть «1) в философии — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия — выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса 2) В логике — мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам».
Концепт формируется речью (введением этого термина прежде единое Слово жестко разделилось на язык и речь). Речь осуществляется не в сфере грамматики (грамматика включена в нее как часть), а в пространстве души с ее ритмами, энергией, жестикуляцией, интонацией, бесконечными уточнениями, составляющими смысл комментаторства. Концепт предельно субъектен. Изменяя душу индивида, обдумывающего вещь, он при своем формировании предполагает другого субъекта (слушателя, читателя), актуализируя смыслы в ответах на его вопросы, что и рождает диспут. Обращенность к слушателю всегда предполагала одновременную обращенность к трансцендентному источнику речи — Богу.
Память и воображение — неотторжимые свойства концепта, направленного, с одной стороны, на понимание здесь и теперь; с другой стороны — концепт синтезирует в себе три способности души и как акт памяти ориентирован в прошлое, как акт воображения — в будущее, как акт суждения — в настоящее. У Фомы Аквинского концепт есть внутреннее постижение вещи в уме, выраженное через знак, через единство идеального и материально-феноменального. Иоанн Дунс Скот определяет концепт как мыслимое сущее, которому присуща «этовость», понятая как внутренний принцип вещи.
В Новое время, характеризующееся научным способом познания, концепт полностью был замещен понятием как наиболее адекватным постижением истинности вещи, представленной как объект и не требующей обсуждения. Однако необходимость в нем постоянно давала о себе знать. На разнообразные формы «схватывания» обратил внимание Кант, затем Шеллинг, определяя их через фигуры творчества. В качестве термина концепт присутствует в постмодернистской философии. Ж.Делёз и Ф.Гваттари обратили внимание на то, что философы «недостаточно занимались природой концепта как философской реальности». Они сделали попытку выделить три этапа развития концепта: посткантианская энциклопедия концепта, связывающая его со-творение с чистой субъективностью; педагогика концепта, анализирующая условия творчества как факторы единичных моментов, и профессионально-коммерческая подготовка. Делёз и Гваттари, правда, не столько разъясняют различие между понятием и концептом (распространяя его на всякую философию — «от Платона до Бергсона»), сколько подчеркивают недостаточность понятия и вскрывают моменты, где понятие перерастает само себя».

(Понятия «парадигма», «концепция», «концепт», «дискурс» и их значение
для характеристики теоретических подходов и текстов. Сайт www.StudFiles.ru)

«Исследование международного права как самостоятельной системы целесообразно начинать с научного анализа категориального аппарата, составляющего основу любой науки. Изучение правовых категорий имеет не только теоретическое значение, но и практическую ценность. А поскольку право в целом и его отдельные отрасли в частности развиваются по объективным законам бытия, оно обусловлено деятельностью человека и служит его интересам.
Анализ научных категорий предполагает определенный уровень абстракции. При этом не следует забывать, что отдельно взятые понятия, рассматриваемые с позиции философии, истории, социологии, общей теории права и других наук, не всегда отражают сущностную характеристику предмета исследования, равно как и рассматриваемые в синтезе, они вызывают множество дискуссий относительно истины определенного явления. Но поскольку достоверность знания обусловлена конкретной и системно-понятийной формой, научные категории «право», «правовая система», «система права» «отрасль права», «концепция», «доктрина», «научная школа» и др. целесообразно рассматривать с позиции системного подхода.
Научная категория «концепция» как базовый способ организации дисциплинарного знания представляет собой одну из разновидностей систем и обладает всеми присущими ей признаками. Она формируется из взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов (общие принципы, универсальные, для определённой теории, философские законы, категориальный аппарат, применяемый к исследуемому объекту, и структура сферы международных отношений, к которой применяются все утверждения предложенной теории).
В науке концепция, основанная на общих принципах, может проявлять себя и как самостоятельная форма организации знания. Анализ её содержания, применительно к системе международного права позволяет исследователю выявить сходства и различия с близкими по смыслу и значению понятиями «теория» и «доктрина».
Так что же принято понимать под категорией «концепция»? Одно из значений, представленных в латинско-русском словаре, «conceptio, onis, f» — это соединение, сумма, совокупность, система. Авторы энциклопедического словаря Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон полагали, что «концепция» и «понятие» — слова-синонимы. При этом категория «понятие» рассматривается как «логический термин, обозначающий известную ступень в развитии интеллектуальной деятельности человека. Память воспроизводит представление объекта в том виде, в каком объект был воспринят сознанием; рефлективная деятельность ума, разлагая объект на сумму его качеств и подмечая общие объектам качества, создаёт некоторое общее представление, которое обозначается словом».
Можно предположить, что основанием для таких рассуждений послужила научная категория «концепт» (от лат. conceptus — понятие) — «содержание понятия, его смысловая наполненность в отвлечении от конкретно-языковой формы его выражения».
Каждый концепт, выступая основным и самостоятельным элементом в определённой области знаний, занимает обоснованное положение в иерархии понятий (общее, частное, единичное, особенное), взаимодействует с ними и функционирует в режиме «понимания-объяснения». Его характерными особенностями являются персонификация (авторство), обобщённость и динамизм.
В научном знании концепты, взаимодействуя между собой, образуют структуры, которые объединяются в целостную самостоятельную систему — концепцию, исследование которой предполагает обращение к общей теории систем.
Характеризуя совокупность научных знаний как самостоятельную систему, Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон в начале ХХ в. отмечали, что «система» — это «соединение однородного знания в одно целое. Основанием для такого соединения служит одно какое-либо начало или принцип. Возможность системы дана в отношениях подчинения и разделении понятий, необходимых ей — в единстве мышления, которое не успокаивается, пока не подведёт разнообразные сведения в различные группы научного знания, а последнего не объединит в цельной единой философской системе».
Категория «система» представлена в литературе множеством определений. Только В.Н.Садовский приводит их около 40, в которых система определяется через понятия «элемент», «целое», «управление» и т.д. При этом следует учитывать, что «дефиниций может быть много, ибо много сторон в предметах».
В самом широком смысле система представляет собой комплекс взаимодействующих тем или иным образом компонентов. В узком смысле система — это целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах.
Как правило, системы (в данном случае — социальные) выступают в виде сложных образований с характерными для любой из них признаками, среди которых принято выделять:
— целостность;
— наличие двух и более типов связей (пространственных, функциональных, генетических и др.);
— структуру (организацию), наличие уровней и иерархии уровней;
— управление и организацию;
— цель и целесообразный характер;
— функционирование и развитие.
Применительно к теоретическим знаниям «система» и «концепция» — близкие по значению научные категории.
Так, например, составители Большого немецкого энциклопедического словаря определяют концепцию — «konzeption» — как совокупность, учение, программу действий, ведущий замысел, представление о чём-либо.
В то же время в российских отраслевых словарях «концепция» (от лат. conceptio — понимание, система) — это «определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения, на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения. Термин «концепция» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научном, художественном, техническом, политическом и других видах деятельности».
В современном понимании «концепция» — это система взглядов, выражающая определённый способ видения («точку зрения»), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и преследующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующиеся в определённый замысел на практике. Концепция выступает основополагающим способом оформления, организации, развития научного знания и составляет часть культуры. А поскольку многообразие окружающей нас действительности связано с многообразием культуры как одной из форм познания и деятельности индивида, постольку многочисленно как содержание концепций, так и их объектов.
Возникновение концепций связано не только с именами их создателей, но и с системой ценностей, определяемой социумом в конкретный исторический период. Поэтому, выработка новых знаний относительно какого-либо объекта представляет важность как для индивида, так для группы людей и человечества в целом. Создавая концепции, авторы (или группа авторов — единственные, кому известен их исходный замысел) стремятся постичь сущность исследуемого объекта. Он рассматривается с позиции возникновения или исчезновения, кратковременности или продолжительности существования, а полученные результаты (независимо от результата — положительного или отрицательного), как правило, выражают в форме утверждений. Объектом, который становится предметом реконструкции в концепции, может быть процесс (в рамках настоящего исследования — социальный) любого масштаба. Достоинство концепций состоит в том, что они совершенствуют методологию, развивают научные категории, формируют фундаментальные идеи, определяют тенденции развития исследуемых явлений и создают возможность целостного восприятия окружающей действительности. Многочисленность концепций свидетельствует об их взаимодействии, которое проявляется в новых интеграционных качествах, отсутствующих в отдельно взятых элементах (частях) системы.
Дисциплинарные концепции, функционирующие самостоятельно или во взаимосвязи, совершенствуют формы познания и открывают панораму гиперпространства, но при этом они могут ограничивать эти формы посредством догматических подходов к определенным объектам. Догмы выступают связывающими, интеграционными подсистемами концепций. Систематизированные и глубоко проработанные, они преследуют конечное достижение цели. В подобных случаях термин «концепция» заменяют близким ему по значению термином «доктрина» — (лат. doctrina — учение, наука) — «совокупность признанных научных или официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления чего-либо».
Догматизм любой доктрины проявляется в её идеологической и политической направленности. Именно с этих позиций составители Дипломатического словаря характеризуют внешнеполитическую доктрину государства.
Авторы словаря «Война и мир в терминах и понятиях», обращая внимание на догматические механизмы концепций, проводят различие между научными категориями «концепция» и «доктрина» исходя из продолжительности их действия. Первая из них, как совокупность теоретических и практических установок, принимается на определённый период времени, вторая предусматривает достаточно длительный срок. В этой связи следует учитывать, что подход научного коллектива обусловлен объектом концепции — отношениями, связанными с вооружёнными конфликтами международного и немеждународного характера (военная доктрина).
В современной науке международного права наблюдается тенденция к отождествлению понятий «концепция» и «теория». В этих случаях авторы намеренно подчёркивают такие признаки, рассматриваемых ими теорий, как их «неполнота», «нестрогость» и т.д. Содержательная часть концепции при таких подходах редуцируется в соответствие с фундаментальной логической схемой: общие принципы, универсальные для определённой теории, → философские законы → категориальный аппарат (базисные концепты), применяемый к исследуемому объекту, → структура сферы, международных отношений, к которой применяются все утверждения предложенной теории. <…>.
В науке концепция, основанная на общих принципах, может проявлять себя и как самостоятельная форма организации знания. Это теоретическое положение можно проиллюстрировать на примере противоречивого характера суверенитета как одного из основных признаков государства и научной дискуссии о взаимодействии международного и внутригосударственного права. <…>.
Вышеизложенный анализ содержания научных понятий «концепция» и «доктрина» в международном праве позволяет исследователю выявить как сходства, так и их различия. Сходства этих понятий состоят в том, что они:
а) представляют собой однородные по содержанию системы научно обоснованных взглядов на явления окружающей действительности;
б) выступают основополагающим способом оформления, организации, развития научного знания и составляют часть культуры;
в) выражают своё множество, содержание которого зависит от объекта;
г) возникают на основе системы ценностей, определяемой социумом в конкретный исторический период;
д) носят авторский характер;
е) совершенствуют методологию, развивают научные категории, формируют фундаментальные идеи, определяют тенденции развития исследуемых явлений и создают возможность целостного восприятия окружающей действительности.
Различия понятий проявляются:
а) в содержании. Концепция носит общий характер, доктрина — конкретный, догматический, предусматривающий достижение поставленной цели. и, как правило, имеет идеологическую и политическую направленность;
б) в продолжительности действия. Формируемые в концепции понятия и представления обусловлены конкретным историческим периодом. Доктрина, выступая одной из подсистем концепции, находящаяся во взаимодействии с другими элементами целостной системы, иногда порождает изменение одной или нескольких частей, а нередко и всей системы в целом. Именно эти качества позволяют, в определённых случаях, осуществлять замену двух понятий. А органичные связи между элементами способствуют тому, что при взаимодействии с внешней средой система выступает как единое целое, проявляя при этом самое важное для неё свойство — способ, которым она себя сохраняет».

(Особенности и соотношение категорий «концепция» и «доктрина»
в науке международного права. Ж. Евразийский юридический
журнал. №3 (10) 2009г. Сайт www.eurasialegal.info.)

«Понятие «концепция». В литературе существуют различные определения понятия «концепция». Концепция (от лат. conceptio) — «система взаимосвязанных и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления, процессы; способ понимания, трактовки явлений, событий; основополагающая идея какой-либо теории; общий замысел, главная мысль». «Концепция — система взглядов на что-нибудь; основная мысль», совокупность идей и принципов научно-исследовательской деятельности в конкретной области науки. Концепция — производное слова «концепт». «Концепт» — термин, отражающий представления «о тех смыслах, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают содержание результатов познания мира в виде неких «квантов» знания». В философском словаре концепт определяется как «формулировка, умственный образ, общая мысль, понятие». Концепты (отдельные смыслы) сводят разнообразие наблюдаемых (или воображаемых) явлений к чему-то единому, подводя их под одну рубрику, под определенные выработанные обществом категории и классы и являются строительными элементами концептуальной системы.
Концептуальная система — или структура — «тот ментальный уровень или та ментальная (психическая) организация, где сосредоточена совокупность всех концептов, данных уму человека, их упорядоченное объединение»; это система знаний о мире, отражающая познавательный опыт человека, составляющей которой являются отдельные смыслы или концепты (кванты знания). Концептуализация — понятийная классификация, — процесс познавательной деятельности человека, «заключающийся в осмыслении поступающей к нему информации и приводящий к образованию концептов, концептуальных структур и всей концептуальной системы в мозгу (психике) человека».
Соотношение понятий «теория» и «концепция». Теория (от греч. theoria — рассмотрение, исследование) — в специальном смысле — «высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории»; в общем смысле – «комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления». По словарю Ожегова теория — «учение, система научных принципов, идей, обобщающих закономерности природы, общества, мышления.
А.М.Новиков делит существующие теории на два типа. Теории первого типа — математизированные научные теории, использующие математические модели и доказательства — сильная версия науки. Теории второго типа — описательные теории, имеющие качественный характер, в которых не формулируются явным образом логические правила и не приводятся строгие доказательства ввиду невозможности количественного описания явления (процесса), что определяет их ограниченность и их название — слабая версия науки. К таким теориям относятся педагогические теории. <…>.
В русле слабой версии науки теория — это комплекс взглядов, представлений, идей, система принципов, направленных на объяснение какого-либо явления. «В этом смысле «теория» часто заменяется словом «концепция».
Типы концепций. Т.А.Дмитриева классифицирует концепции по различию рамок употребления или по степени общности (по уровню):
— Концепции первого рода — концепции высокой степени общности или научные парадигмы, представляющие собой систему теорий и применяемые в рамках эпистемологии. Концепции этого уровня выступают в разные культурно-исторические периоды формообразующими принципами жизненного мира и деятельности человека.
— Концепции второго рода — прототеории — прототеоретический дискурс, потенциально содержащий в себе теорию.
— Концепции третьего рода, понимаемые как источник зарождения практики, содержат обобщенное видение того, к чему необходимо стремиться (как должно быть), задавая горизонт размышлений о практике и представляя базовую идею. Концепции этого уровня наиболее значимы в контексте современного образования, так как к ним относятся педагогические концепции. В этом контексте корректнее говорить о концептуализации в системе проектных работ. «Концептуализация направлена на изменение типа деятельности (практики), содержит план действия, тип действия и эволюции деятельности. Она востребована в ситуации, когда необходимо выйти за пределы зоны ближайшего развития. Концептуальная работа сопровождает разработку и реализацию проекта в двух аспектах: стратегическом (обобщенное видение того, как должно быть) и понятийно-категориальном (набор понятий и категорий, работающих в данном проекте. В ходе концептуализации важны культурноисторические предпосылки, философские основания, концепции I и II уровня». <…>.
Глава 1. Концепция как форма развития современного образования. 1.1. Концепция. Общее понимание. (И.И.Чурилов). Попытаемся осмыслить, что такое концепция, в чем особенности её построения и как с ней работать. Вопрос о концепции — важнейший вопрос методологии познания. Метод (с греч. methodos) — это путь познания, а методология — это система знаний, в которой исследуется путь познания: основания познания, его цели и средства, как существующего явления и функции человеческого сознания и мышления…
Концепция (лат. понимание, система) — определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, системный замысел, руководящая идея. Употребление этого слова стало частым в общественной практике. Все говорят о «концепциях» по всякому поводу. Подобно тому, как модным стало слово культура. Только и слышно: «культура мышления», «культура языка», «культура общения», «культура политическая, экономическая, правовая». Это, в известной степени, знак того, что культуры нет или ее везде катастрофически не хватает. Если слово «концепция» стало модным, то, следовательно, это тоже некий знак, который говорит о том, что мы все переходим на новый уровень организации и осмысления своей деятельности. Ведь согласитесь, даже еще не разбираясь в деталях, можно говорить, что концепция — это некий обдуманный, осмысленный способ деятельности на основе общей идеи. Ведь если я должен построить концепцию, значит, мне необходимо определить замысел, ключевую идею, предусмотреть для нее способы и починить ей деятельности. Не просто взять их у кого-то, а осмыслить, соотнести с собой как личностью, надо вжиться в эту концепцию. Если бы мы сегодня имели системные концепции в своей деятельности во всех сферах, то, наверное, избавились от такого метода действия, который сегодня в наибольшей степени распространен — метода проб и ошибок.
Итак, первичный анализ концепции указывает на ее сложность. Но разве, скажете вы, когда преподается наука и в ней излагается ее теория, это не означает одновременно некую концептуальную ее упорядоченность, наличие концепции изложения? Да, конечно, всякая наука и ее теория имеет концептуальное содержание — концепт (от лат. conceptus) — содержание понятия. Вместе с тем, в каждой теории есть ключевая идея и определенный способ понимания предмета, то есть ее концепция. Задача учителя заключается в том, чтобы осмыслить вместе с учеником и концепции всех теорий, и их концептуальное содержание. Кроме того, учитель должен выстроить педагогическую концепцию своей дисциплины как средство воспитания. …Итак, переход к концепции или хотя бы осознания потребности в том, чтобы построить концепцию предмета или образовательной политики, это запрос времени, потребность времени, это сигнал того, что мы уже не удовлетворены старым способом действия, знания, в котором у нас доминирует только внешнее сознание с заученными способами функционирования, обучения. Переход к концепции требует деятельности внутреннего рефлексивного уровня сознания…
1.2. Концепция и теория. (И.И.Чурилов). Обратимся к развитию и интерпретации понятия «концепция». До конца XVIII и даже до 20-х годов XIX в. понятие «концепция» вообще не употреблялась. Вместо него использовалось понятие «теория», теоретическая идея. Эти два понятия считались синонимами. Потом появились различия. В настоящее время понятие «концепция» имеет несколько вариантов смысловых значений, возникших на основе теоретического и практического освоения мира.
Концепция — это логическая последовательность, связанность понятий теории или уровень понятийной проработанности содержания теории. Если иерархия основных понятий или концептов теории выстроена достаточно точно, то можно говорить о её концептуальной зрелости. Здесь понятия «концепция» и «теория» практически тождественны, потому что теория — это тоже логически последовательная связь понятий. Начиная со второй половины XIX в., понятием «концепция» стали обозначать различные этапы формирования теории или теоретического мышления, вкладывая в него разное содержание.
Концепция — это основной замысел исследования (на базе осознания проблемы), ведущий к построению гипотезы и теории. Данная сторона развития теории и сейчас сохраняется в понятии концепции. Иными словами, чтобы построить какую-то концепцию, необходимо, прежде всего, понять её ведущий замысел на основе проблемы. А проблема — это знание об определённом незнании. Если мы говорим: «Я задумал то-то» — замысла еще нет. Замысел осознаётся тогда, когда я осознаю проблему. А проблема связана с потребностью, т.е. с нуждой в её решении. Проблема — выражение моей потребности; она столкновение противоречия знания и незнания. Вопрос — это еще не проблема. Вопрос бывает и риторическим, в котором уже заранее заключен ответ. Осознанный проблемно замысел называют в этом смысле концепцией, хотя здесь только начало ее становления.
Концепция — это определённый подход, основание выбора направления(ий) исследовательской или мной деятельности, реализации замысла. Здесь уже начинается методология осуществления концепции, потому что подход, способ действия — это уже и осознание метода действия. Данное понимание концепции сохраняется и сейчас, когда мы говорим о выборе основных направлений деятельности, основных направлений реализации своего замысла. Эти направления мы должны четко фиксировать при разработке концепции предмета, концепции развития школы, системы образования и т.д.
Существует также понятие «ядро концепции», оно сохранялось в познавательном процессе до сих пор и означает ключевую, основную или руководящую идею концепции. Это фундамент всего, основополагающая идея, позволяющая раскрыть весь замысел, реализовать, раскрутить его целиком, осознанно, до конца. Первоначально эта ключевая, руководящая идея строится в гипотетической форме и формулируется как гипотеза исследования. Далее её требуется обосновать, и в соответствии с ней выбрать конструктивные способы деятельности. <…>.
Итак, ключевая идея в концепции — это всегда идея, имеющая конкретно-всеобщий характер, на которую «нанизываются» все остальные идеи и через которую связываются все другие понятия. Это имеет отношение не только к науке. В образовательном процессе будет всё то же самое.
Следующая сторона становления теории и одновременно это необходимый момент концепции — продуманный, последовательный набор решаемых задач в соответствии с целями реализации замысла, а также выбор средств и способов доказательства идеи, гипотезы. Ничто не мешает применить это и к практической деятельности, потому что может быть теоретическая концепция, а может быть концепция практической деятельности или перехода от теории к практике. Концепция строится на основе дерева целей. Это значит, что есть некая основная цель, которая вытекает из ключевой идеи, а на пути к ней строятся промежуточные цели и задачи, которые необходимо решить, чтобы реализовать эту основную идею. Соответственно, для каждой цели подбираются свои средства и методы ее реализации.
Следующий уровень развития и употребления понятия «концепция» — концепция осмысления или интерпретации идеи (проблемы), т.е. здесь имеется в виду не только определение понятий, интерпретации отдельных положений, идей внутри теории (или в практической деятельности), но и определение реальных условий, рамок осуществимости, применяемости идей и концепции в целом, способов понимания, утверждения концепции…
На этапе развитого теоретического исследования мира (проникновения в физический микромир, в биологический микромир) с начала XX в. и вплоть до 50-х годов обнаружилась потребность применения понятия концепции в новом смысловом значении. Стали четче различать понятия «концепция» и «теория». Концепция — это не теория сама по себе, хотя она имеет всегда теоретическое основание, а только способ интерпретации и понимания основных идей теории…
Во второй половине XX в., на этапе соединения науки и техники, т.е. с развитием научно-технического прогресса (раньше наука и техника развивались относительно независимо друг от друга), на этапе превращения науки в непосредственную производительную силу возникла потребность обозначить понятием «концепция» — любую планомерно организованную деятельность (теоретическую или практическую), направленную на управление преобразованием какой-либо сложной системы. В настоящее время во многих сферах деятельности концепцией стали называть целостное, упорядоченное, осмысленное знание о любом сложном предмете или системе, о тенденциях и направлениях его (её) развития, основных способах, этапах его (её) теоретического и практического освоения. Следовательно, по смыслу теперь понятие «концепции» шире понятия «теории». В объём этого понятия (концепции) включается и целостное знание об этапах, этапных средствах управляемого преобразования предмета или системы для достижения ряда поставленных целей. Поэтому понятие «концепции» легко сопрягается с понятием «реформы» какой-либо системы, стратегией и тактикой ее реализации. Итак, концепция в целом — системная форма теоретического и практического освоения сложного предмета в процессе программно-целевого управления его преобразованием».

(Пурышева Н.С., Гурина Р.В. Структура образовательной концепции
в педагогических исследованиях. Ж. «Образование и наука».
2006. № 4 (40). Сайт www.CyberLtninka.ru.)

* * *