Статья 2.10. Тантра как Древнее Индийское Учение. (ч.14).

Если мы говорим о Тантре как Древнем Индийском Учении, нам необходимо, в первую очередь, определиться с тем, что мы можем подразумевать под «Учением», и что нам следует подразумевать под «Учением»? Как правильно и адекватно понимать этот феномен — «Учение»? Что может представлять собой «Учение», и что делает «Учение» — «Учением», и чем оно отличается (и отличается ли) от теории, доктрины, концепции, парадигмы, или от философии, религии, или от традиции и культуры? Можем ли мы утверждать, что такие понятия как «знание», «опыт», «мудрость», «истина», «порядок», «гармония» и др. могут выступать важнейшими признаками Учения и критериями истинности — универсальности, уникальности, полноты и подлинности — какого-либо Учения? Обратим внимание на отличительную особенность понятия «УЧЕНИЕ» — это не только совокупность, система Знания и Опыта, но это также и акт, процесс приобретения, получения Знания и Опыта, процесс достижения и акт реализации Мудрости, Истины, Порядка и Гармонии. Считается, что слово «учение» происходит от праславянского «*učiti», от которого, в том числе, произошли такие слова как «учить», «обучать», «научать», «наука», «навык», «привыкать» и др. Как известно «учение» определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) социокультурного (общественно-исторического) опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Учение — это такая форма деятельности, в ходе которой человек изменяет свои психические свойства и поведение не только под влиянием внешних условий, но и в зависимости от результатов своих собственных переживаний и действий. В процессе учения происходят различные изменения познавательных и мотивационных структур, на основе которых поведение человека принимает целевой характер и становится осознанным и организованным.

* * *

(продолжение)

4. ЧТО ЕСТЬ УЧЕНИЕ?

4.1. ЧТО ТАКОЕ УЧЕНИЕ?

В 1-й, 2-й, 3-й и 4-й частях Статьи 2.3. «Тантра как предмет Российской Тантрологии» были собраны и представлены некоторые «определения» и «толкования» Тантры. Выпишем те «определения» и «толкования», которые характеризуют Тантру как Учение (см. Статью 2.3. Тантра как предмет Российской Тантрологии. (ч.4), п.3. Определения и толкования Тантры, также см. Статью 2.10. Тантра как Древнее Индийское Учение. (ч.1), п.1. Предисловие или эпиграф к статье):
— высшее из учений
— социальное учение
— учения и практики
— учение посвященных
— универсальная система
— спасительная мудрость
— древнеиндийское учение
— древнее философское учение
— одно из древнейших вероучений
— религиозно-философское Учение
— великое учение об освобождении
— Учение Шамбалы Эпохи Водолея
— одно из древнейших учений на земле
— учение Тантр (священных текстов)
— учение о связи макрокосма и человека
— практика, обучение через прямой опыт
— наиболее глубокое и продвинутое из учений
— самое древнее учение в истории человечества
— целая система мировоззрения и опыта жизни
— совокупность многих культур, культов, учений
— древневосточная мистико-философская концепция
— древнейшее учение великой алхимии трансформации
— учение, где духовность и сексуальность неразделимы
— система философско-религиозных взглядов и практик
— необъятно-разнообразный комплекс теорий и практик
— эзотерические учения и высокоэффективные практики
— доктрина, практики, инструмент расширения сознания
— система взглядов на мир, на человека и его место в мире
— духовное учение, декларирующее единство духа и материи
— наиболее подходящее учение для текущей эпохи (Кали-юги)
— традиция, система взглядов на мир, на человека, на любовь
— традиция, система взглядов на мир, на человека, на любовь
— система, предназначенная научить, как жить полной жизнью
— самобытная и самодостаточная для цели реализации система
— целостный подход к изучению Универсума с позиции Индивидуума
— символическая мудрость, переданная непосредственно через учителя
— мистико-философская, психологическая и космологическая концепция
— мистическая и магическая доктрина, вдохновляющая любое созидание
— учение, потакающее всем низменным проявлениям человеческой природы
— учение малоизученное и таинственное как для Запада, так и для Востока
— всеобъемлющая мистическая дисциплина, имеющая научную и религиозную основы
— разнородные учения и практики, применяемые в Индуизме, Буддизме, Бон, новых религиях
— древнейшее учение великой алхимии трансформации сексуальной энергии в чувство любви
— учение о двуединой природе мира, о нераздельном союзе блаженства мужского и женского начал
— одно из древнейших учений на земле, возникшее много тысячелетий назад на территории Индии
— одно из древнейших вероучений, зародившееся задолго до Христианства, в эпоху матриархата
— учение, разработанное с целью освоения скрытых внутренних ресурсов и максимального их использования
— практическое учение, шаг за шагом исследующее состояние человека и ведущее его к самопознанию
— учение, создающее мост между материей и разумом, телом и духом, индивидуальным и универсальным
— тайное учение, передающееся лишь от носителя «истинной традиции» «вне слов, от сердца к сердцу»
— собрание многих систем, охватывающих широкий спектр различных аспектов человеческой жизни
— систематический и научный вывод человека из состояния невежества к состоянию духовного прозрения
— духовное учение, не зависящее от верований или мнений и неизменно поддающееся практической проверке
— учения, не имеющие временных границ, но имеющие великое значение и для прошедших веков, и для современного мира
— интегральная целостная система — мироощущение, философия, образ жизни, этические подходы и постулаты, эстетика
— разнородные учения и практики, применяемые в Индуизме, Буддизме, Бон, новых религиях и культах Нью-Эйдж, в психотерапии
— система, обучающая в полной мере познавать и использовать мир, равно как и настраиваться в лад с высшим сознанием
— комплексная система, которая органическим образом соединяет и сочетает все различные аспекты человеческого существа
— совокупность многих культур, культов, учений, объединенных общей идеей почитания Силы, Энергии (Шакти) или Матери Природы
— конспект (резюме) многих других систем, который включает и охватывает широкий выбор различных аспектов человеческой жизни
— целостное учение, которое связывает воедино все науки, использует основы каждой из них для создания действенных практических формул
— учение о двуединой природе мира, в котором представлены мужское и женское начала, о нераздельном союзе блаженства и пустоты как мужского, так и женского начал
— учение, где сексуальность и духовность связаны неразрывно, где взаимоотношения Женщины и Мужчины священны, а сексуальная энергия является транспортным средством к Богу
— система, затрагивающая все аспекты человеческой жизни, с раннего утра до поздней ночи, с рождения до смерти, делающая жизнь человека более гармоничной и счастливой в любом действии и любой ситуации, для всех типов людей от домохозяек до монахов.

Если мы говорим о Тантре как Древнем Индийском Учении, нам необходимо, в первую очередь, определиться с тем, что мы можем подразумевать под «Учением», и что нам следует подразумевать под «Учением»? Как правильно и адекватно понимать этот феномен — «Учение»? Что может представлять собой «Учение», что делает «Учение» — «Учением», и чем оно отличается (и отличается ли) от теории, доктрины, концепции, парадигмы, или от религии, философии, или от традиции и культуры? Учение может быть определенной теорией, доктриной, концепцией, парадигмой, религией, философией, традицией, культурой, но можем ли мы утверждать обратное? Поскольку существуют самые разные учения, к какой категории учений нам следует относить Учение Тантры? В чем схожесть Учения Тантры с другими учениями и в чем заключается его специфика и особенность, уникальность и неповторимость? В чем заключается непреходящее значение Учения Тантры для Древности и Современности, для Древнеиндийской Культуры, Современной Культуры и Современной Цивилизации?

Как известно, множество сложных слов, оканчивающихся на «-логия», часто переводится как «учение» или «наука» (о чем-то), поскольку это связано со значением греческого слова «logos», которое в толковых словарях русского языка объясняется главным образом как «слово», «понятие», «учение», «наука». Конечная часть сложных существительных «-логия» придает им следующие значения: ведение, знание, область знаний, наука, раздел науки, научная дисциплина, учение, система взглядов, совокупность воззрений, и др. Такие термины часто используются для обозначения науки или ее раздела, научного направления, учебной дисциплины, например:
— аксиология (axia — ценность) — учение о ценностях, учение о природе ценностей;
— биология (bios — жизнь) — учение о жизни, наука о живой природе;
— гносеология (gnosis — знание, познание) — учение о знании;
— идеология (idea — идея, вид, образ) — наука об идеях;
— космология (kosmos — мир, вселенная) — учение о вселенной
— онтология (ontos — сущее) — учение о бытии;
— психология (psyche — душа) — «учение (наука) о душе»;
— экология (oikos — дом, жилище) — учение о доме, о взаимоотношениях в окружающей среде;
— эпистемология (episteme — знание, умение, наука) — учение о научном познании;
— этимология (etumon — истина) — учение об истине, об истинном значении слов.
Греческое слово «λόγος» (logos) имеет множество значений: высказывание, закон, изречение, историческое сочинение, история, мера, мнение, мысль, наука, обещание, определение, основание, повод, положение, понятие, предположение, причина, разговор, разум, разумное основание, рассказ (устный и писаный), рассуждение, речь, связь, слово, смысл, суждение, учение, формулировка, язык и др. Термин «логос» первоначально обозначал пропорциональность частей, взаимное отношение между ними, и подразумевал всеобщий закон, основу мира, его порядок и гармонию, являлся одним из основных понятий греческой философии.

«Учение — 3. Совокупность теоретических положений в какой-либо области знаний, система взглядов на что-либо».

(Большой толковый словарь русского языка.
/ Сост. С.А.Кузнецов. 1-е изд. СПб. Норинт. 1998г.)

«Учение — 2. Совокупность теоретических положений о какой-нибудь области явлений действительности. Философские учения».

(Толковый словарь Ожегова. / Сост. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. 1949-1992г.)

«Учение — совокупность принципов, идей и понятий — закреплено в Священной Книге (Библия или Коран)».

(Религия как феномен культуры. Сайт www.e-biblio.ru.)

«Учение — овладение новыми психическими орудиями и действиями за счет чего расширяется спектр взаимодействия индивида с окружающим миром».

(Психологический словарь. 2000г.)

«Учение — 1. Совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности. 2. Система воззрений какого-либо ученого, мыслителя».

(Энциклопедия социологии. 2009г.)

«Учение — 3) Совокупность теоретических положений какой-либо области знаний. 4) Совокупность, система взглядов какого-либо ученого, мыслителя. 5) Совокупность догматов какого-либо религиозного культа; вероучение».

(Толковый словарь русского языка. / Под ред. Т.Ф.Ефремовой. М. 2000г.)

«Учение — 3. Наука о чем-нибудь, теория, совокупность теоретических, научно разработанных положений о какой-нибудь области явлений. 4. Совокупность, система основных положений, воззрений, утверждений кого-нибудь (ученого, мыслителя)».

(Толковый словарь русского языка. / Под ред. Д.Н.Ушакова. М. ОГИЗ. 1935-1940гг.)

«Учение — 1) одна из сторон процесса обучения — деятельность ученика в овладении знаниями и навыками. 2) Совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности. 3) Система воззрений какого-либо ученого или мыслителя».

(Большой Энциклопедический Cловарь. М. 1998г., 1999г., 2000г.)

«Учение. 1) деятельность человека, заключающаяся в усвоении знаний и овладении умениями и навыками, одна из сторон процесса обучения. 2) Совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности; система воззрений учёного, мыслителя».

(Большая Советская Энциклопедия. В 30 т. М. СЭ. 1969-1978гг.)

«Учение — некоторая система взглядов, воззрений какого-либо ученого или мыслителя, индивидуальное отношение к которой — вопрос логического согласия или веры; доктрина, принцип или совокупность принципов, или теоретических положений в некотором разделе знания о какой-либо области явлений действительности; одна из сторон системы процесса обучения — деятельность ученика в овладении знаниями и навыками».

(Философский словарь. Сайт www.vslovare.ru.)

«Учение — 1. Только ед. действие по глаг. Учить в 1, 4 и 5 знач. Учение уроков. 2. Только ед. действие по глаг. учиться, процесс обучения. Ротное учение на плацу. Отдать в учение. Учение не только свет, … — оно также свобода. (Тургенев). 3. Наука о чем-нибудь, теория, совокупность теоретических, научно разработанных положений о какой-нибудь области явлений. Ленин первый в истории Марксизма разработал Учение о партии, как руководящей организации пролетариата, как основного оружия в руках пролетариата, без которого невозможно победить в борьбе за пролетарскую диктатуру. Учение об обществе. Учение о свете. 4. Совокупность, система основных положений, воззрений, утверждений кого-нибудь (ученого, мыслителя). «Наше учение не догма, а руководство для действия» — так говорили всегда Маркс и Энгельс, Ленин. Учение академика Павлова об условных рефлексах».

(Толковый словарь Д.Н.Ушакова. 1935-1940гг.)

«Учение — 1. Процесс действия по значению глагола учить. Учение, или преподавание — передача знаний и умений. 2. Процесс действия по значению глагола: учиться. Учение, или обучение — процесс получения знаний и умений. 3. Совокупность теоретических положений какой-либо области знаний, см. тж. доктрина. 4. Совокупность, система взглядов какого-либо учёного, мыслителя. 5. Совокупность догматов какого-либо религиозного культа; вероучение.
Вероучение — совокупность вероучительных определений (догматических) Христианства; главный критерий, по которому проводится дифференциация между вероисповеданиями.
Термин «вероучение» в русском языке применяется исключительно к Христианству. Во избежание возникновения неоднозначности, применительно к Исламу, иногда используется альтернативное слово «вероубеждение».
В ранней христианской церкви точного аналога термину «вероучение» не существовало: первоисточником основополагающих положений (истин) веры рассматривалось, как пишет о нём Василий Великий, «переданное тайно Апостольское предание». «Апостольское предание» в связи с этим воспринималось как «предание Истины», под которым понималась не только сумма информации, исходящей от апостолов, но и, в более широком смысле, «полнота благодатной жизни во Христе», харизматическое «помазание Истины» В самих посланиях апостолов о важности преданий как вероучительных источников говорится: «братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес.2.15, «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1Кор. 11.2).
Феномен ереси — «сознательного отказа принимать богооткровенную Истину и следование ошибочному учению» — повлёк за собой необходимость в чётких словесных вероучительных формулировках. С появлением категории «Символ веры», позволившей отделять Истину от ереси, пишет А.А.Зайцев, «предание Истины» получило внешние очертания, становясь «правилом веры» или «законом веры».
Формула символа веры — сумма основополагающих догматов вероучения; её знание и произнесение стало обязательным условием церковного общения, служа средством самоидентификации для членов католической Церкви. Вместе с уточняющими его определениями последующих Вселенских Соборов Символ веры представляет собой общеобязательное «правило веры».
Вместе с тем, подчёркивает С.Булгаков, догматические положения, сформулированные в символе веры, не исчерпывают «всё вероучение, которое жизненно содержится Церковью». В связи с этим различаются: вероучение, которое церковь изначально содержит во всей полноте, и вероучение, сформулированное ею в силу исторической необходимости. Последнее, пишет А.А.Зайцев, «есть лишь «конспект» целостной и неделимой христианской Истины, хранимой в церковном опыте». Борясь с теми или иными ересями, церковь не вырабатывала каких-то новых положений вероучения, а лишь свидетельствовала о том, «что было от начала» (1 Ин 1:1). Теологическое толкование этого соотношения терминов таково: Христос даровал Церкви всю полноту Истины (ср.: Ин 15. 15). Содержание христианской веры было дано апостолам без остатка (ср.: Ин 14. 26; Иуд 3) как «совершенное знание». В свою очередь, апостолы «как богач в сокровищницу, вполне положили в Церковь все, что относится к Истине, и вверили ее епископам».
В этом свете в православном богословии предметом истории церковной богословской мысли выступает «развитие истолкования вероучительных истин, неизменных в своём существе» (а не постепенная разработка доктринальной системы); то есть, речь идёт лишь «о терминологическом росте, но не о расширении или углублении самого содержания веры в смысле католической догматического развития теории». Со своей стороны, в Католицизме стала традиционной тенденция догматически определять и чётко формулировать каждое положение вероучения.
Критерии истинности вероучения. Определение формальных критериев истинности вероучения представляет собой сложную задачу. Если истина может быть только пережита, но не доказана, то определить, какое богословское суждение соответствует христианскому вероучению, а какое его искажает, при формальном подходе весьма затруднительно. Даже общеобязательный авторитет догматических решений Вселенских Соборов не может в данном случае служить аргументом, ибо зиждется не на формальных доказательствах, а на вере и свидетельстве самой Церкви. Как хранительница «предания истины» Церковь сама свидетельствует об истинности («вселенскости») или ложности того или иного Собора епископов, объявляя его либо «органом Святого Духа», то есть Вселенским Собором, либо «еретическим сборищем». Для православных христиан авторитет Вселенского Собора формально основан на авторитете самой же Церкви. Доверившись Церкви, её член обязан подчинить свой разум голосу Соборов, засвидетельствованных ею как Вселенские, даже если он не имеет на то собственного опытного свидетельства».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

Согласно Словарю русских синонимов (см. Сайт www.Jeck.ru.), частота употребления слова «учение» составляет 3733 раза на 300 млн. слов.
Согласно Cловарю русских синонимов Н.Абрамова (М. 1999г.), синонимами к слову «учение» выступают следующие слова: воззрение, выучка, дисциплина, догмат, доктрина, дрессировка, занятия, концепция, мораль, наставление, натаскивание, наука, нравоучение, образование, обучение, памятка, подготовка, построение, предмет (учебный), пример, преподавание, система, теория, урок, учеба, ученье.
Согласно Большому русскому словарю-справочнику синонимов (близких по смыслу слов) (автор В.Н.Тришин, 2013г., Сайт www.trishin.net.), и Словарю русских синонимов (см. сайт www.classes.ru.), синонимами к слову «учение» выступают следующие слова: автортодокетизм, алетиология, аркан, аскетика, бабувизм, богопроповедчество, веданта, воззрение, выучка, гедонизм, гилозоизм, деизм, демонология, дзогчен, дисциплина, догмат, доктрина, дрессировка, дуализм, дхарма, йога, занятия, каббала, концепция, креационизм, локаята, мазхаб, наставление, натаскивание, наука, образование, обучение, парадигма, перипатетизм, плюрализм, подготовка, подтягивание, построение, преподавание, система, теория, топика, учеба, ученье, феноменализм, фикционализм, янсенизм.

Выпишем синонимы, наиболее соответствующие заявленной теме:
— наука
— теория
— догмат
— система
— обучение
— воззрение
— доктрина
— концепция
— парадигма
— дисциплина
— построение
— нравоучение
— наставление
— натаскивание

Чтобы выявить общие закономерности, или структурные особенности «УЧЕНИЯ», можно обратить внимание на «определения», которые даются для различных учений, например:
— учение Вл. Соловьева — самостоятельная, целостная, всесторонняя философская система, охватывающая все области философского знания при единстве подхода, логической последовательности и взаимосвязи основных идей, в основе которой лежит теория, позволяющая решать все философские вопросы с единой позиции, с единой точки зрения.
— учение Гурджиева — «эзотерическое Христианство»; путь к пробуждению истинной человеческой богоподобной сущности; учение о психологии человека; система глубокого постижения через изменение системы ценностей и ориентиров человека для обновления духовной жизни, основанная на опыте многих эзотерических школ.
— учение Дарвина — теория, в основе которой лежит представление…; теория, построенная на воззрениях…; система воззрений…; учение, основанное на идеях…; учение, обосновывающее возможность…; целостное учение о развитии…; исходным положением является утверждение…; в учении использован опыт предшественников.
— учение Дона Хуана — мистическая доктрина; теория метафизического знания; система, основанная на магическом знании; система, в основе которой лежит Раджа-Йога; определенный тип познавательной системы (системы познания) с разработанной системой передачи знаний; в учении использован опыт предшественников.
— учение Маркса — социально-философское учение; научно обоснованная теория; учение об экономической теории; целостная система научных взглядов; одновременно наука, мировоззрение, теория и идеология; наука о познании и преобразовании…; серьезное и глубокое направление в науке; система взглядов, основанная на опыте предшественников.
— учение Мичурина — направление в науке; новая наука в сфере познания природы; наука об управлении развитием…; научная теория, основанная на опыте предшественников.
— учение Омраама Айванхова — система развития и совершенствования человека; форма Йоги; наука жизни; творческий синтез Христианства и восточных религий; синкретическое вероучение оккультно-религиозного характера; метод, основанный на древних принципах посвященческой науки; духовное учение, основанное на опыте предшественников.
— учение Ошо — мозайка из многих учений; эклектичная философская система; смесь Тантризма с откровениями Ошо; философия, методика, практика духовного становления человека; радикально новый взгляд на человеческие возможности; учение без какой-либо системы, охватывающее как мудрость Востока, так и Запада.
— учение Платона — система воззрений мудреца; система философских взглядов; первая попытка систематизации идей; совокупность учений, теорий и философии; наука, которая позволяет истинно познавать сущее; система воззрений объективного идеализма; синтезом, существовавших до Платона идей, которые он развил до качественно нового уровня.
— учение Рона Хаббарда — система принципов управления; эффективная система управления; наука, посвящённая знанию того, как знать ответы; философское учение об успехе; система верований и практик; духовное учение, основанное на теории и практике управления духом; религиозное учение, претендующее на статус науки.

или, например, «определения» для Веданты, Даосизма, Дзогчен, Йоги, Теософии:
— учение Веданты — учение о Единстве; совокупность учений, теорий и философии; философско-религиозное, метафизическое, идеалистическое учение; система монизма, воспринявшая основные идеи Упанишад и в скрытой форме самую суть буддийского учения; самый смелый и самый верный синтез во всей истории философии;
— учение Даосизма — мистическое учение; совокупность духовных практик; совокупность религиозных верований, культов и религиозно-философских концепций; система религиозных взглядов; религиозно-философская система; синтез типологически близких религиозных и религиозно-философских направлений; особая система философствования; целостная мировоззренческая система; древнейшая нерелигиозная система методов самосовершенствования;
— учение Дзогчен — передача знания; учение о великом совершенстве; невероятно мудрое и практическое учение; конечная цель всех существующих учений; учение об изначальном состоянии бытия; путь самоосвобождения; метод вхождения в Знание и обнаружения истинного состояния; это не философия, не религиозная доктрина, не культурная традиция;
— учение Йоги — эзотерическая традиция; наука о жизни; наука о воздействии сознания на…; учение и метод управления; теория и методология управления; комплексное учение с соответствующими методиками; система развития (сознания и личности); целостная система самопознания и самовоспитания, вобравшая в себя многовековую мудрость;
— учение Теософии — эзотерическая доктрина; древняя Мудрость-Религия; эволюционное учение о фундаментальном единстве всего сущего; синкретическое учение, объединившее в своих рамках истины различных религиозных доктрин; учение, которое опирается на мистический опыт и стремится изложить этот опыт в виде связанной системы; синтез научного и религиозного знания в одно непротиворечивое целое.

Таким образом, на основании выше приведенной информации, можно говорить о том, что УЧЕНИЕ — это:
— наука
— теория
— догмат
— система
— обучение
— воззрение
— доктрина
— концепция
— парадигма
— вероучение
— дисциплина
— построение
— нравоучение
— наставление
— натаскивание
— наука о жизни
— наука о чем-либо
— система развития
— система воззрений
— мистическая доктрина
— совокупность принципов
— путь самоосвобождения
— эзотерическая доктрина
— эзотерическая традиция
— комплекс знаний о развитии
— целостная система взглядов
— научно обоснованная теория
— система верований и практик
— система взглядов на что-либо
— система, основанная на знании
— система философских взглядов
— попытка систематизации идей
— система глубокого постижения
— совокупность, система взглядов
— теория метафизического знания
— система, в основе которой лежит…
— теория, построенная на воззрениях
— эклектичная философская система
— синтез научного и религиозного знания
— совокупность принципов, идей и понятий
— учение, основанное на теории и практике
— совокупность учений, теорий и философии
— новый взгляд на человеческие возможности
— теория, в основе которой лежит представление
— совокупность знаний, предназначенных только для…
— система воззрений какого-либо ученого, мыслителя
— целостная система самопознания и самовоспитания
— одновременно наука, мировоззрение, теория и идеология
— совокупность догматов какого-либо религиозного культа
— система взглядов, основанная на опыте предшественников
— система определенных, логически связанных друг с другом воззрений
— совокупность, система теоретических положений в какой-либо области знаний
— синкретическое учение, объединившее в своих рамках истины различных доктрин
— совокупность теоретических, научно разработанных положений о какой-нибудь области явлений
— учение, которое опирается на опыт и стремится изложить этот опыт в виде связанной системы
— самостоятельная, целостная, всесторонняя философская система, в основе которой лежит теория
— совокупность, система основных положений, воззрений, утверждений кого-нибудь (ученого, мыслителя)
— и др.

 

4.2. УЧЕНИЕ КАК СОВОКУПНОСТЬ И СИСТЕМА.

Таким образом, мы можем говорить о том, что Учение — это определенная теория, доктрина, концепция, парадигма, или определенная философия, религия, или определенная традиция, культура, а в общей сложности — это определенная совокупность, определенная система, определенный комплекс, определенный синтез. Вот лишь некоторые определения:

ТЕОРИЯ:
— развернутое учение
— совокупность постулатов
— форма синтетического знания
— учение, система идей или принципов
— комплекс взглядов, представлений, идей
— упорядоченная совокупность научных воззрений
— система основных идей в той или иной отрасли знания
— некая система представлений в данной области знания
— совокупность правил в области какого-нибудь мастерства
— система представлений, идей или принципов, в обобщённой форме
— комплекс идей, замкнутых относительно рационального следования
— совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел
— совокупность логически связанных между собой абстрактных понятий
— совокупность формализованных рациональных взглядов и представлений
— совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития…
— совокупность высказываний, замкнутых относительно логического следования
— совокупность гипотез или суждений, связанных логическими, иными аргументами
— совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или ее раздел
— система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений
— совокупность представлений, положений, целостная, органически развивающаяся система
— совокупность взаимосвязанных утверждений, которая описывает некоторую предметную область
— комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение каких-либо явлений
— комплекс понятий, определений и предположений (гипотез), дающих систематизированный вид
— совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания
— совокупность взглядов, умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений
— система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления
— комплекс взглядов, представлений, идей, связанных с попытками объяснения или интерпретации определенной предметной области
— система идей, взглядов, положений, утверждений, логических принципов, выдвинутых гипотез, сложившихся научных концепций и принятых постулатов, с помощью которых обобщается опыт, достигаются достоверные знания и др.

ДОКТРИНА:
— связная концепция
— система воззрений
— авторитетное учение
— совокупность принципов
— система взглядов на цель
— совокупность постулатов
— совокупность знаний и идей
— система взглядов, представлений
— совокупность теоретических представлений
— совокупность положений, которые стали нормой
— учение, научная или философская теория, система
— система господствующих в обществе представлений
— система воззрений какого-либо ученого или мыслителя
— совокупность знаний, теорий, идей, понятий, суждений
— руководящий теоретический или политический принцип
— обобщенное выражение основных принципов, норм и правил
— совокупность признанных научных или официальных взглядов
— совокупность установившихся норм жизни, правил поведения
— совокупность принципов, положений, идей, составляющих основу
— система теоретических положений о какой-либо области явлений
— научная, философская, политическая, религиозная или юридическая теория
— органическая совокупность теоретических учений и практических мероприятий
— философская, политическая, либо правовая теория, религиозная концепция, учение
— систематизированное учение (обычно философское, политическое или идеологическое)
— система взглядов, соответствующих условиям жизнедеятельности человека и общества
— целостная совокупность принципов, используемых в качестве основы программы действия
— совокупность официально принятых взглядов на какую-либо проблему и характер средств ее решения
— совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления деятельности и др.

КОНЦЕПЦИЯ:
— основная мысль
— система взглядов
— единая система взглядов
— система руководящих идей
— набор идей, общих понятий
— основная идея любой теории
— совокупность представлений
— система взглядов на что-нибудь
— система взглядов, направленных на…
— совокупность теоретических знаний
— совокупность обобщенных положений
— совокупность основных идей, принципов
— система взглядов на то или иное явление
— совокупность конструктивных принципов
— совокупность идей и их системного освещения
— общий замысел, общее описание замысла чего-либо
— система взглядов на понимание сущности чего-либо
— совокупность наиболее существенных элементов теории
— система, с помощью которой получают ключ к познанию
— способ понимания, толкования некоторых явлений, событий
— система взглядов на процесс и явления в природе и обществе
— система теоретических взглядов, объединенных научной идеей
— совокупность, система взглядов на те или иные явления, процессы
— система доказательств определенного положения или положений
— система понимания, представлений, трактовки объекта внимания
— совокупность принципов, служащих основанием какого-либо учения
— система ассоциаций и понятий, которая формируется в процессе развития
— определенный способ понимания какого-либо предмета, явления или процесса
— руководящая идея для понимания сущности определенных процессов и явлений
— совокупность, учение, программа действий, ведущий замысел, представление о…
— система взглядов, выражающая определённый способ видения («точку зрения»)
— совокупность наиболее существенных элементов теории или теорий, точка зрения
— понимание, трактовка каких-либо явлений, система, руководящая идея для их освещения
— вытекающая из мировоззренческих позиций и усвоенных принципов специфическая система
— система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное явление
— основная точка зрения, ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности
— комплекс ключевых положений или установок мышления, позволяющих сохранять направленность исследования
— определенный способ понимания, толкования, интерпретации положений, идей, явлений, процессов, главный взгляд на них
— упорядоченный (системный) набор взглядов, ориентиров, принципов и положений применительно к предмету (объекту) рассмотрения и др.

ПАРАДИГМА:
— система теорий
— система целей и ценностей
— система выбранных взглядов
— совокупность научных достижений
— система концепций, методологий и методов
— система базовых (основных) ценностей и идей
— образующая модель постановки и решения проблем
— совокупность теоретических и методологических положений
— совокупность, система фундаментальных научных установок
— модель постановки проблем и их решения, методов исследования
— совокупность достижений-концепций, ценностей, методов и т.д.
— оригинальный способ организации концептуально оформленных идей
— модель образчика и образца, новая система взглядов и методов решений
— общепринятая фундаментальная теория в определенной области знания
— совокупность познавательных принципов и приемов отображения реальности
— совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом
— совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов
— система взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных результатов
— совокупность или система фундаментальных установок и стереотипов мышления
— набор (комплекс) наиболее общих принципов понимания и интерпретации (объяснения) явлений
— модель «законной» общественно-политической системы, форм, целей и средств ее существования
— совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование
— совокупность явных и неявных (и часто неосознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования
— теория (модель, тип постановки проблемы), принятая в качестве образца решения исследовательских задач
— система идей, взглядов и понятий, различных моделей решения множества проблем, а также методов исследования
— совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих характерный тип исследования
— господствующий способ научного мышления, выраженный в некоторой законченности и относительной согласованности взглядов
— комплекс, определяющий содержание и направленность общественного сознания и общественно-политической деятельности
— совокупность научных взглядов и понятий, идей, которые используются для научных исследований, выдвижения гипотез и решения задач
— совокупность теоретических представлений, определений и терминов, методологических и технических предписаний и ценностных установок
— комплекс научных данных или аксиом, принимаемых за правду, на основе которых разворачивается научная, философская или религиозная теория
— совокупность теоретических представлений и методологических нормативов, определяющих деятельность в рамках конкретной предметной области
— совокупность устойчивых и общезначимых норм, теорий, методов, схем научной деятельности, предполагающая единство в толковании теории, в организации эмпирических исследований и интерпретации научных исследований
— совокупность теоретических и методологических положений, принятых научным сообществом и используемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследования, интерпретации, оценки и систематизации научных данных и др.

ФИЛОСОФИЯ:
— система идей о мире
— весь комплекс знаний
— научная система знаний
— мировоззренческая система
— теоретическую основа мировоззрения
— совокупность взглядов на мир в общем
— сложный комплекс разнообразных воззрений
— теоретически разработанное мировоззрение
— совокупность добытых человечеством знаний
— теоретически сформулированное мировоззрение
— синкретическая совокупность знаний о всеобщем
— предельно обобщённое, теоретическое видение мира
— совокупность воззрений многих учителей и мыслителей
— совокупность воззрений на смысложизненные проблемы
— совокупность философских учений и философских систем
— совокупность традиций, исторически сменяющих друг друга
— обобщённая система взглядов на мир и место в нём человека
— совокупность ценностей и принятых способов деятельности
— научно-теоретическая система, выражающая мировоззрение
— система понимания и объяснения мира и места человека в нем
— система взглядов на мир в целом и на отношение человека к нему
— совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством
— наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления
— совокупность наиболее общих методов освоения действительности
— система определенных, логически связанных друг с другом воззрений
— совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека
— система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру
— система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения
— учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру
— система общих теоретических взглядов на мир в целом и место в нем человека
— система знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия
— система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем
— совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности
— система мировоззренческих представлений о мире в целом и отношение человека к этому миру
— совокупность и система знаний, взглядов, принципов, оценок, определяющих самое общее видение
— совокупность дополняющих друг друга концепций, выполняющих свои специфические функции
— совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи, ее квинтэссенция
— система всеобщих понятий и категорий, теоретически отражающих существенные стороны взаимодействия мира и человека
— система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснения различных форм отношения человека к миру
— совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее понимание мира, места в нем человека, смысла жизни человека и др.

РЕЛИГИЯ:
— система убеждений
— система верований и обрядов
— сложный комплекс верований
— комплекс религиозных воззрений
— система управления сакральным
— система действий и переживаний
— совокупность взглядов и воззрений
— культурно-универсальная система
— совокупность взаимодействующих систем
— целый комплекс верований и действий человека
— целый комплекс, включающий в себя много компонентов
— совокупность священных текстов и определенных обрядов
— совокупность представлений людей о сверхъестественном
— комплекс взглядов на мироздание с привязкой к менталитету
— совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности
— определенные представления и соответствующий им образ жизни
— система высших абсолютных ценностей и преданное отношение к ним
— определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное
— догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции
— совокупность верований и обрядов, имеющих объектом Бога или многих богов
— совокупность способов и приемов обеспечения и осуществления бытия человека
— совокупность религиозных представлений и религиозных обрядов, ритуалов и пр.
— сложный комплекс разнородных элементов, главным среди которых является совокупность верований
— совокупность всех богослужебно-обрядовых правил и предписаний, таинств и действий
— система мировоззрений и действий (связей), которые не ограничены материальным миром и временем
— совокупность предписаний, указывающих, что, как и когда надо делать, чтобы быть угодным Богу
— совокупность символических форм, соотносящих человека с конечными условиями существования
— комплекс представлений, верований, доктрин, ритуалов и иных форм практического воплощения веры
— определенный комплекс понятий и поступков, направленных на освещение и почитание некой Высшей Силы
— совокупность религиозных представлений, чувств, настроений, привычек, традиций, присущих верующим
— целый комплекс, включающий в себя многие компоненты, к которым относятся религиозные представления
— комплекс убеждений, связанных с верованием в божество(а), определёнными этическими ограничениями и предписаниями
— совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь)
— целостная система верований и обрядов, относящихся к священным вещам, которая объединяет в одну моральную общину
— совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность
— комплекс, в котором каждый ее элемент не тождественен комплексу в целом и может в различных условиях иметь относительную самостоятельность
— совокупность взглядов на мир, которые чаще всего основываются на вере в Бога, сотворившего мир и человека, давшего человеку в Откровении знание
— сложный, постепенно развивающийся комплекс религиозных и мифологических представлений и соответствующих им ритуалов и культовых обрядов
— сложный комплекс элементов, находящихся в единстве, тесной взаимосвязи и взаимодействии: религиозный опыт, вероучение, культ, организация и др.

ТРАДИЦИЯ:
— совокупность решений проблем
— совокупность правил поведения
— система образцов, норм, правил и т.п.
— совокупность положений и установлений
— комплекс всех основных смысловых единиц
— сеть (система) связей настоящего с прошлым
— совокупность конкретных учений и ценностей
— совокупность способов описания и осмысления
— целостное собрание жизнеспособствующих знаний
— комплекс укоренённых способов облегчения понимания
— совокупность объектов и идей, имеющих особое значение
— совокупность представлений, обрядов, привычек и навыков
— наиболее обобщенные и стабильные правила поведения в рамках…
— настроения и верования, передающиеся из поколения в поколение
— совокупность эзотерических, культурных и социологических знаний
— совокупность образцов, эталонов, которым необходимо подражать
— совокупность устойчивых, воспроизводящихся результатов развития
— совокупность стержневых для нравственного развития личности качеств
— совокупность фактов наследия, которые представляют для субъекта ценность
— совокупность общественных практик ритуального или символического характера
— совокупность представлений и моделей поведения, характерных для данной культуры
— совокупность исторических событий, личных вкладов в них, духовных форм, связанных с ними
— совокупность всего учения во всей его глубине и широте, передаваемая из поколения в поколение
— совокупность устных «культурных текстов», аккумулирующих в себе образцы социального поведения
— совокупность человеческих ценностей, привычек, обрядов, образа жизни, передающихся из поколения в поколение
— совокупность элементов культурного и социального наследия, которые передавались от одного поколения к другому
— любые человеческие практики, убеждения, институты или артефакты, которые передаются от одного поколения к другому
— совокупность ценностей, идей, норм, обычаев, содержащихся в исторической памяти, культурном идентитете отдельного человека
— устойчивая совокупность навыков, методологических предпочтений, исследовательских паттернов, фундаментальных теоретических убеждений
— культурные нормы и ценности, которые люди принимают в силу их прошлой полезности, привычки и которые могут быть переданы другим поколениям и др.

КУЛЬТУРА:
— система традиций
— многоуровневая система
— система общественных норм
— комплекс практик и верований
— совокупность знаковых систем
— комплекс культурных ценностей
— комплекс убеждений и ожиданий
— комплекс базовых предположений
— система идеальных образцов, ценностей
— система принципов, обычаев и ценностей
— совокупность интеллектуальных традиций
— внутренне организованная система явлений
— система средств человеческой деятельности
— система ценностей, жизненных представлений
— совокупность традиций, обычаев, социальных норм
— комплекс, включающий знания, верования, искусство
— комплекс систем ценностей, норм, знаний и символов
— совокупность способов и приемов человеческой деятельности
— система ценностей, представлений о жизни и образцов поведения
— способ, метод, система ценностного освоения действительности
— совокупность традиций, обычаев, норм, ценностей, символов, языка
— совокупность традиций, передаваемых норм деятельности и поведения
— сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира
— социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений
— система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм
— система вещественно-энергетических средств бытия человека и общества
— комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи
— совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством
— совокупность убеждений, взглядов, моделей поведения, правил, способов общения
— совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение
— совокупность механизмов, компенсирующих биологическую недостаточность человека
— система культурных элементов, комплексов и институтов, организованных определенным образом
— комплекс характерных материальных, духовных, интеллектуальных и эмоциональных черт общества
— метод ценностного освоения действительности через систему оценок, норм, образцов поведения
— совокупность традиций, норм и обычаев, перенесенных на предметный мир из духовной жизни общества
— совокупность материальных и духовных ценностей, выражающих своеобразие образа жизни и традиций
— система отношений и одновременно процесс производства и воспроизводства составляющих его элементов
— комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, нравы, обычаи, а также иные способности и навыки
— система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения) и др.

СОВОКУПНОСТЬ:
— полный набор
— общий итог чего-либо
— неразрывное соединение
— полное множество чего-либо
— сочетание, цельность чего-либо
— соединение, совмещение чего-нибудь
— общая сумма, общее количество чего-либо
— объединение, выступающее как одно целое
— множество с повторяющимися элементами
— отдельные объекты, связанные чем-либо между собой
— результат работы вместе некоторых вещей, элементов
— сочетание, соединение, представляющее общую сумму чего-либо
— множество единиц (объектов, явлений), объединенных единой закономерностью
— множество элементов, обладающих некоторыми общими свойствами, существенными для их характеристики и др.

СИНОНИМЫ:
— сумма
— группа
— состав
— система
— комплекс
— собрание
— общность
— множество
— объединение
— совместность
— комплексность

СИСТЕМА:
— совокупность элементов
— комплекс взаимодействующих компонентов
— нечто целое, представляющее собой единство
— определённый порядок в расположении и связи действий, явлений
— план, порядок расположенья частей целого, предначертанное устройство
— группа взаимодействующих объектов, выполняющих общую функциональную задачу
— порядок, обусловленный правильным расположением чего-либо в определенной связи
— множество связанных между собой элементов, которое рассматривается как целое
— порядок, обусловленный правильным, закономерным расположением частей в определенной связи
— совокупность элементов или отношений, закономерно связанных друг с другом в единое целое
— совокупность элементов, находящихся в определённых отношениях друг с другом и со средой
— совокупность связанных друг с другом элементов, образующих определенную целостность, единство
— совокупность интегрированных и регулярно взаимодействующих или взаимозависимых элементов
— множество элементов с отношениями и связями между ними, образующее определенную целостность
— четко упорядоченная совокупность нескольких элементов, которые представляют собой единое целое
— совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как целое
— соединение принципиальных и основополагающих знаний в некоторую органическую целостность, доктрину
— комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей
— собрание принципов, верно или ложно связанных вместе так, что образуют нечто целое: известное учение, известную школу
— полный, целостный набор элементов, взаимосвязанных между собой так, чтобы могла реализовываться функция системы
— упорядоченное соединение элементов, каждый из которых необходим для поддержания целого и в то же время зависит от него
— конечное множество функциональных элементов и отношений между ними, выделенное из среды в соответствии с определенной целью
— совокупность элементов, находящихся в тесных отношениях и связях между собой, которая образует определенную целостность, единство
— объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места и др.

СИНОНИМЫ:
— учение
— теория
— ассамблея
— концепция
— комбинация
— конструкция
— классификация
— закономерность

«Существует, по меньшей мере, несколько десятков различных определений понятия «система», используемых в зависимости от контекста, области знаний и целей исследования. Основной фактор, влияющий на различие в определениях, состоит в том, что в понятии «система» есть двойственность: с одной стороны, оно используется для обозначения объективно существующих феноменов, а с другой стороны — как метод изучения и представления феноменов, то есть как субъективная модель реальности».

(Википедия. Свободная энциклопедия.)

«Глава 3. Феномен культуры. 3.2. Культура как система. Понятие системы можно определить через ряд ее признаков. Система представляет комплекс взаимосвязанных элементов, но не сводится к сумме их свойств. В то же время свойства целого не могут быть определены без учета основных свойств элементов, ее составляющих, и наоборот. Любая система может быть подсистемой или элементом системы более высокого порядка. В каждой системе есть системообразующий элемент, придающий системе устойчивость и упорядоченность. В каждой системе наличествует несколько типов связей между элементами. Специфика системы не исчерпывается особенностями составляющих ее элементов, а связана, прежде всего, с характером их взаимодействия. Устойчивые связи между элементами определяют упорядоченность системы и выражаются через понятие «структура».

(Теоретические основы культурологии. Сайт www.nnre.ru.)

ПРИЗНАКИ СИСТЕМЫ:
— целостность составляющих частей
— подчиненность составляющих частей
— структурированность составляющих частей
— органическая взаимосвязь и взаимосвязанность составляющих частей
— расчлененность на отдельные, относительно самостоятельные элементы
— система в целом обладает свойствами, которыми не обладает ни один из составляющих её элементов и др.

Из приведенной информации выпишем те составные части, или самостоятельные «элементы», которые составляют, образуют совокупность или систему, которую можно обозначить как Учение:
— идеи
— мысли
— нормы
— знания
— модели
— теории
— выводы
— приемы
— взгляды
— правила
— методы
— способы
— понятия
— решения
— замыслы
— догматы
— гипотезы
— принципы
— воззрения
— ценности
— верования
— суждения
— доктрины
— установки
— концепции
— категории
— ориентиры
— положения
— трактовки
— объяснения
— положения
— толкования
— постулаты
— построения
— нравоучения
— определения
— наставления
— достижения
— предпосылки
— исследования
— точки зрения
— утверждения
— высказывания
— мировоззрения
— представления
— умозаключения
— предположения

Бесспорно, что такое многообразие составляющих частей или «элементов», в той или иной степени представленное и объединенное в совокупность, или систему, определенную целостность, скрепленную опытом и мудростью в стремлении обнаружить и познать Истину, мы можем обнаружить в тех или иных учениях, но лишь частично, не в полном объеме. В таком случае что же делает Учение значительным, авторитетным, истинным, великим, например, те Учения, которые уже были рассмотрены ранее (см. ч.9-ч.13 настоящей статьи), а именно:
— п.3.3. Учение Агни-Йоги (Учение Живой Этики, Учение Махатм, Учение Рерихов);
— п.3.4. Учение Будды;
— п.3.5. Учение Кришны, Учение Гиты;
— п.3.6. Учение Упанишад;
— п.3.7. Учение Христа;
— п.3.8. Учение Шамбалы (Учение Калачакры).
Каким должен быть основной набор составляющих частей, или самостоятельных «элементов», чтобы говорить об Учении? Какова должна быть их комбинация, конструкция, чтобы эта стройная совокупность, система могла называться Учением? Что превращает теорию, концепцию, доктрину, парадигму, философию, религию, традицию, культуру, любую совокупность представлений, воззрений, положений, принципов и пр. в Учение? Что объединяет их как Учение? Каковы существенные признаки Учения? Каковы признаки Учения, и существуют ли таковые так же, как (возможно) существуют определенные, или отличительные, или существенные признаки таких «систем взглядов», как религия, наука, теория, концепция, доктрина, парадигма, идеология, мировоззрение и др.?

* * *