Статья 3.12.2. Что такое Сакральность Мира? (ч.1).

продолжение

2. ЭТИМОЛОГИЯ И ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА «САКРАЛЬНЫЙ».

Сегодня в сети Интернет и в эзотерической литературе можно встретить множество словосочетаний со словом «сакральный», например:
— сакральный код
— сакральный язык
— сакральные слова
— сакральная наука
— сакральная магия
— сакральные числа
— сакральный базис
— сакральный ритм
— сакральная тайна
— сакральный смысл
— сакральный центр
— сакральные места
— сакральные знания
— сакральная энергия
— сакральный аспект
— сакральный уровень
— сакральная мандала
— сакральная история
— сакральное название
— сакральные тексты
— сакральные мантры
— сакральные символы
— сакральное значение
— сакральная практика
— сакральная традиция
— сакральная география
— сакральное искусство
— сакральное измерение
— сакральные предметы
— сакральная геометрия
— сакральная аксиология
— сакральная социология
— сакральный символизм
— сакральная философия
— сакральная космология
— сакральная литература
— сакральная информация
— сакральная математика
— сакральная архитектура
— и др.

Согласно «Словарю русских синонимов» (см. сайт www.jeck.ru), частота употребления слова «сакральный» составляет 37 раз на ≈ 300 млн. слов, а синонимами к слову «сакральный» являются следующие слова:
— святой
— заветный
— обрядовый
— священный
— ритаульный
— сакраментальный

Обратим внимание на значения и синонимы слова «священный».

«Священный. В религии: обладающий святостью, божественный; соответствующий религиозному идеалу. 2. Относящийся к религиозному культу. 3. Чрезвычайно почётный и исключительный по важности, святой. 4. Исполненный благоговения».

(Толковый словарь Ожегова. / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. 1949-1992гг.)

«Священный — 1). а) религ. Обладающий святостью, признаваемый божественным; священный. б) отт. Связанный с религиозным культом и выполнением церковных обрядов; духовный. 2). Почтительный, благоговейный. 3) = святой. 4) Неприкосновенный».

(Энциклопедический словарь. 2009г.)
(Словарь многих выражений. 2014г. Сайт www.dic.academic.ru.)

«Священный — 1. Обладающий святостью; освященный. отт. Связанный с религиозным культом. 2. Ведущийся в интересах религии. 3. перен. Особенно дорогой, глубоко чтимый, заветный. отт. Такой, на который нельзя посягнуть; неприкосновенный; отт. Нерушимый, незыблемый. 4. перен. Возвышенный, благородный. отт. Высокий, почетный. отт. Предпринятый, ведущийся с освободительной целью, за справедливое дело. 5. перен. Почтительный, благоговейный».

(Толковый словарь Ефремовой. / Т.Ф.Ефремова. 2000г.)

«Традиционное общество было основано на принципе, согласно которому все в мире является сакральным. В буквальном переводе «сакральное» означает «священное», но в русском языке слово «священное» относится в основном к церкви и религии, в связи с этим в научном языке используется термин «сакральное».
Сакральное по определению шире, чем религиозное. Сакральное измерение может обнаруживаться даже у тех вещей, которые находятся вне компетенции религии, догматики, к примеру, особое переживание природы, политических и социальных событий, неквалифицируемых конкретно внутренних состояний — все это может иметь отношение к интуиции сакрального».

(Определение сакрального. Сайт www.referatwork.ru.)

«Священный — 1. Священным называют того или то, кто или что признаются кем-либо божественным, обладающим святостью, благодатью. 2. Священным называют то, что связано с религиозным культом и выполнением церковных обрядов, = духовный. 3. Священным Писанием называют Библию. 4. Священной историей – текст Библии, а также историографическую дисциплину в духовных школах, семинариях и т.п. 5. Священными называют чьи-либо чувства, если они сопровождаются почтительностью, благоговением. 6. Священным называют то, что воспринимается кем-либо как нерушимое, требующее обязательного исполнения, совершения. = святой. 7. Священным называют то, что является чьей-либо незыблемой принадлежностью, оберегается от присвоения кем-либо и т.п. = неприкосновенный».

(Толковый словарь русского языка Дмитриева. / Д.В.Дмитриев. 2003г.)

Синонимами к слову «священный» являются следующие слова: благородный, божественный, возвышенный, высокий, заветный, заповедный, иератический, неприкосновенный, сакральный, святочтимый, святой, сокровенный, торжественный. А теперь обратимся к слову «сакральный».

«Сакральный — относящийся к религиозному культу, священный, ритуальный. Синонимы — священный, ритуальный; частично: сакраментальный, эзотерический, тайный, святой, особый, исключительный, таинственный, неприкосновенный, магический, почитаемый, загадочный, первопричинный, исходный, изначальный, неизведанный, скрытый, глубинный, первородный, первоосновной, основополагающий, неприступный, незыблемый, непостижимый».

(Викисловарь. Сайт www.wiktionary.org.)

«Сакральный (от лат. sacrum — священный) — это язык богослужения, язык ритуалов. Сакральная геометрия — это учение о геометрических формах и их образных взаимоотношениях с человеческой эволюцией, учение о плавных, текучих эволюционных изменениях разума, эмоций, духа и сознания, отраженных в последовательном переходе от одной формы Сакральной Геометрии или состояния сознания в другую. Этот термин охватывает всю пифагорейскую и неоплатоновскую геометрии, обращаясь также к геометрии вогнутых пространств и фракталов».

(Значение слов «сакральное», «сакральный»,
«сакральность» в эзотерике. Сайт www.otvet.mail.ru.)

«Сакральный (лат. сакрум — священный) — 1). В первобытном мышлении сакральными выступают предметы, явления или люди, которые «не подчиняются» хаосу, то есть случайностям, грозящим непредвиденной опасностью, но существуют в сфере причинно-следственных отношений. Сакральные предметы и люди «упорядочены» в результате выполнения ритуала и вследствие особых «священных» свойств способны передавать причинно-следственные отношения своему окружению. Аналогичную природу имеют магические действия и «предохранительные» навязчивые действия, выполняемые при некоторых психических расстройствах. Антоним сакральному — профанный. 2). Подчинённый религиозному влиянию».

(Словарь по педагогической антропологии. 2006г. Сайт www.psyoffice.ru.)

«Сакральное — священное, святое — вымышленные, наделяемые сверхъестественными качествами существа — персонажи религиозных мифов. Религиозные ценности — вера, истины вероисповедания, таинства, церковь. Кроме того, совокупность вещей, лиц, действий, текстов, языковых формул, зданий и пр., входящая в систему религиозного культа. Противопоставляется мирскому. (Исторический словарь).
Сакральное — нечто, внушающее чувство благоговейного страха или почтения верующим, придерживающимся одного набора религиозных положений. (Социологический словарь).
Сакральное (от лат. sacrum — священное) — см. священное. (Философский словарь)».

(Все словари онлайн. Сайт www.vslovare.ru.)

«Иногда, говоря «сакральный», люди имеют в виду «сокровенный», и написать норовят созвучно — «сокральный». Не меньше затруднений вызывает «сакраментальный», который может сделаться и «сокраментальным» и «сокроментальным» (видимо, с проверочным словом «сокровище»). В русском языке «сакральный» и «сакраментальный» — практически синонимы. И то, и другое происходят от лат. глагола «sacrare» — посвящать, освящать. Слово «сакраментальный» образовано от позднелат. sacramentum — клятва верности. Слово «sacrament» означает таинство — любой из семи торжественных обрядов в Христианстве: крещение, бракосочетание, исповедь, соборование, причащение, миропомазание или священство. «Сакраментальный», соответственно, обозначает нечто, относящееся к религиозному культу; что-то обрядовое, ритуальное. Это значение целиком совпадает со смыслом слова «сакральный», за одним исключением: последнее, кроме того, используется в анатомии. «Сакральный» произошло от позднелат. словосочетания «os sacrum» — крестец, дословно «святая кость» (пер. греч. hieron osteon), и посему в анатомии указывает на понятия, относящиеся к крестцовой кости. Подведём итог: музыку или знания можно назвать как сакральными, так и сакраментальными, — это не изменит общего смысла, а вот сакральный отдел позвоночника может быть только сакральным».

(Ежи Лисовский. Новые слова: сакральный и сакраментальный.
2006г. Сайт www.newslab.ru.)
(Е.Конюхова. Происхождение слова «сакраментальный».
2011г. Сайт www.otvet.mail.ru.)

«Вопрос: Как понимать слово «сакральный»? Что это такое? Это мистическое слово? Сакральный может быть магическим? Это какая-то большая тайна?
Ответ. Слово «сакральный» связано с лат. словами «sacralis» — священный, «sacrum» — крестец, «os sacrum» — священная кость. Вроде бы странное сочетание — священный и кость. Но на самом деле странного нет, так как святость — это связь с Богом (таких людей, которые заслужили это от Бога своей жизнью, называют святыми). И как святой дух связывает людей с Богом, так и основные кости — крестец, позвонки — связывают ткани человека в единый корпус физического тела. То есть можно сказать, что сакральный во всех случаях имеет значение «основная связь», и это может быть: кость; святой дух; обряд с предметами, используемыми в нём (крещение, венчание, …); специальное учение для человека, связывающее его с… (религия, специальная практика, в том числе и магическая). Так как это связывающая основа, то сакральное охраняется: обычно труднодоступно и/или доверяется только избранным. Сакральное охраняется от понимания другими людьми. Его невозможно доказать рациональным способом. Сакральное должно вначале быть принято на веру. Да, «сакральный» — это часто мистический и даже сверхъестественный. Другое понимание слова «сакральный» — это священный. «Sacrum» так и переводится с лат. как «священный». Его хранят в тайне, чтобы не осквернить».

(Что означает слово «сакральный». Сайт www.bolshoyvopros.ru.)

«Этимология слова. Происходит слово «сакральный» от латинского sacralis, что означает «священный». Основа sac, по-видимому, восходит к праиндоевропейскому saq, вероятное значение которого — «ограждать, защищать». Таким образом, первоначальная семантика слова «сакральный» — это «отделенный, защищенный». Религиозное сознание со временем углубило понимание термина, внеся в него оттенок целенаправленности такого отделения. То есть священный — это не просто отделенный (от мира, в противоположность профанному), а отделенный с особой целью, как предназначенный к особому высшему служению или употреблению в связи с культовыми практиками. Аналогичное значение имеет и еврейское «кадош» — святой, освященный, священный. Если речь идет о Боге, слово «сакральный» — это определение инаковости Всевышнего, его трансцендентности по отношению к миру. Соответственно, как связанный с этой трансцендентностью, любой посвященный Богу предмет наделяется качеством священности, то есть сакральности.
Области распространения сакрального:
Сакральное искусство. В западноевропейском мире священное искусство называлось ars sacra. Среди различных его видов можно выделить следующие:
— Сакральная живопись. Под этим подразумеваются произведения искусства религиозного характера и/или предназначения, например, иконы, статуи, мозаики, барельефы и т.п.
— Сакральная геометрия. Под это определение подпадает весь пласт символических изображений, как, например, христианский крест, иудейская звезда «маген Давид», китайский символ инь-ян, египетский анкх и т.д.
— Сакральная архитектура. В данном случае имеются в виду постройки и здания храмовых, монастырских комплексов и вообще любые сооружения религиозного и мистериального характера. Среди них могут быть самые незатейливые образцы вроде навеса над святым колодцем или же весьма внушительные монументы типа египетских пирамид.
— Сакральная музыка. Как правило, под таковой подразумевается культовая музыка, исполняющаяся при богослужениях и отправлении религиозных обрядов — литургические песнопения, бхаджаны, аккомпанемент музыкальных инструментов и пр.
Кроме искусства, качеством освященности наделяются такие понятия и вещи, как пространство, время, знание, тексты и физические действия.
Сакральное пространство. Под пространством в данном случае могут подразумеваться две вещи — конкретное здание и сакральное место, не обязательно связанное с постройками. Примером последнего могут служить священные рощи, которые были очень популярны в прежние времена языческого владычества. Сакральным значением и сегодня обладают многие горы, холмы, поляны, водоемы и другие природные объекты. Часто такого рода места обозначают специальными знаками — флажками, лентами, изображениями и другими элементами религиозного декора. Их значение обусловлено каким-либо чудесным событием, например, явлением святого. Либо, как это особо распространено в шаманизме и буддизме, почитание места связано с поклонением обитающим там незримым существам — духам и др. Другой пример сакрального пространства — храм. Здесь определяющим фактором священности чаще всего становится уже не святость места как такового, а обрядовый характер самого сооружения. В зависимости от религии, функции храма могут слегка различаться. Например, где-то это всецело дом божества, который не предназначается для народного посещения с целью поклонения. Воздаяние почестей производится в таком случае снаружи, перед храмом. Так дело обстояло, например, в древнегреческой религии. На другом полюсе стоят исламские мечети и протестантские дома молитвы, которые представляют собой специализированные залы для религиозных собраний и предназначены больше для человека, чем для Бога. В противоположность первому типу, где святость присуща храмовому пространству самому по себе, здесь именно факт культового употребления преобразует любое помещение, даже самое заурядное, в сакральное место.
Несколько слов стоит также сказать о понятии священного времени. Здесь все еще сложнее. С одной стороны, его течение часто синхронно обычному повседневному времени. С другой, оно не подвластно действию физических законов, а определяется мистериальной жизнью религиозной организации. Яркий пример — католическая месса, содержание которой — таинство евхаристии — раз за разом переносит верующих в ночь тайной вечери Христа и апостолов. Сакральное значение имеет также время, отмеченное особой святостью и потусторонним влиянием. Это некоторые отрезки циклов дня, недели, месяца, года и т.д. В культуре они чаще всего принимают форму празднеств или, наоборот, дней скорби. Примерами того и другого могут служить Страстная седмица, Пасха, Святки, дни солнцестояния, периоды равноденствия, полнолуния и пр.
Чрезвычайно популярным во все времена был поиск тайного знания — некоторых секретных сведений, которые сулили своим обладателям самые головокружительные блага — власть над всем миром, эликсир бессмертия, нечеловеческую силу и тому подобные вещи. Хотя все подобные тайны относятся к сокровенному знанию, не всегда они являются, строго говоря, сакральными. Скорее уж просто секретными и таинственными. Сакральные знания — это информация о потустороннем мире, обиталище богов и существ высшего порядка. В качестве наипростейшего примера можно привести теологию. Причем речь идет не только о конфессиональном богословии. Подразумевается скорее сама наука, изучающая на некотором предполагаемом потустороннем откровении божеств, мир и место в нем человека.
Сакральные тексты. Сакральные знания фиксируется в первую очередь в священных текстах — Библии, Коране, Ведах и др. В узком смысле слова, только такие писания и являются священными, то есть претендующими на роль проводников знания свыше. Они как бы содержат в буквальном смысле сакральные слова, не только смысл которых, но и сама форма имеет значение. С другой стороны, собственная семантика определения сакральности позволяет включить в круг таких текстов и другой тип литературы — труды выдающихся учителей духовности, как, например, Талмуд, «Тайная Доктрина» Е.П.Блаватской или книги Алисы Бейли, довольно популярные в современных эзотерических кругах. Авторитет таких произведений литературы может быть разным — от абсолютной непогрешимости до сомнительных комментариев и авторских измышлений. Тем не менее, по характеру изложенной в них информации, это — сакральные тексты.
Священным может быть не только какой-то конкретный предмет или понятие, но и движение. Например, что такое сакральное действие? Под этим понятием обобщается широкий комплекс жестов, танцев и других физических движений, имеющих ритуальный, сакраментальный характер. Во-первых, это богослужебные мероприятия — возношение гостии, возжигание благовоний, благословения и пр. Во-вторых, это действия, направленные на изменение состояния сознания и перенос внутреннего фокуса в сферу потустороннего. Примерами могут служить уже упоминавшиеся танцы, асаны в Йоге или даже простое ритмичное раскачивание тела.
В-третьих, самые простые из священных действий призваны выразить определенное, чаще всего молитвенное, расположение человека — сложенные на груди или вскинутые к небу руки, крестное знамение, поклон и так далее.
Сакральный смысл физических действий заключается в том, чтобы вслед за духом, временем и пространством отделить от профанной повседневности и вознести в область священного как само тело, так и материю вообще. Для этого, в частности, освящается вода, жилье и другие предметы.
Заключение. Как видно из всего вышесказанного, понятие священности присутствует везде, где есть человек или же понятие о потустороннем мире. Но часто под эту категорию подпадают и те вещи, которые относятся к области идеальных, важнейших представлений самого человека. Действительно, что такое сакральное, как не любовь, семья, честь, преданность и тому подобные принципы социальных отношений, а если более глубоко — характеристики внутреннего содержания личности? Отсюда следует, что священность того или иного объекта определяется степенью его отличия от профанного, то есть руководимого инстинктивным и эмоциональным началами, мира. При этом отделение это может возникать и выражаться как во внешнем мире, так и во внутреннем».

(Что такое сакральное: значение и толкование слова. Сакральные знания.
Сакральное место. 2015г. Сайты www.maria-lipina.ru, www.nlo-mir.ru.)

«Предварительные замечания. Естественно, данный [см. ниже] список не претендует ни на полноту, ни на строгую логическую упорядоченность. Сам предмет исследований бесконечно широк и многогранен; все связано со всем. В силу этого в данном списке неизбежны перекрестные ссылки и повторы. В процессе работы список будет корректироваться и дополняться. Хотя в данном списке разделы расположены в порядке: от общего к частному, на данном этапе для меня более характерно движение в обратном порядке: от частного к общему. <…>. Есть план создать вариант данного списка в виде «мирового древа», но пока он находится лишь в стадии первичного продумывания. Возможны также концентрическая, матричная и иные формы представления материала, однако на данном этапе мне кажется предпочтительнее и удобнее использовать обычный список. Кроме того, ведется работа по разработке системы индексирования, сокращений и условных обозначений. По всем указанным разделам и темам возможны различные формы работы. В первую очередь я планирую выкладывать собственные тексты, касающиеся различных аспектов рассматриваемой тематики. В дальнейшем планируется постепенное расширение этой деятельности как по содержанию, так и по форме, включая различные индивидуальные и коллективные формы работы, а также постепенный охват всего спектра исследований.
1. Сакральная традиция, религиозные и духовно-эзотерические учения.
1.1. Сакральная традиция: единство сакральных традиций, изначальная традиция;
Сакральные центры (Гиперборея, Атлантида, Агарти, Шамбала…) и учения о циклах;
Проблема «Запада и Востока» («Севера и Юга»);
1.2. Религия и религиозные учения;
Характеристика и анализ религии в целом;
Классификации религий: космологические религии и религии откровения, мировые и национальные религии;
Духовные ценности: Учение о высших человеческих ценностях в религиозных учениях;
Религия и наука, сакральная и светская наука, перспективы синтеза;
Традиционные религии, духовные учения и гуманитарные науки: психология, социология, антропология…
Характеристики отдельных религий;
«Парадоксальные» духовные традиции в религиях: Даосизм, Дзен, Тантра, Суфизм, Исихазм…
1.3. Духовно-эзотерические учения;
Характеристика и анализ отдельных духовно-эзотерических учений;
Классификация духовных учений: анализ понятий мистика, магия, оккультизм, эзотерика…
Эзотерические школы и группы, секты, тайные общества: понятие, функции и характерные особенности;
Анализ конкретных духовно-эзотерических учений;
Магия и оккультизм, магические культы, шаманизм…
Мистические учения, религиозная, и эзотерическая мистика;
2. Сакральная наука.
2.1. Сакральная математика: основные принципы сакральной науки. Сакральная наука как система;
Символика чисел;
Символизм и смысл математических операций и формул;
Пропорции и отношения, иррациональность;
Сакральная геометрия: символизм геометрических форм и построений, графический символизм;
Измерения пространства, 4-ое измерение;
2.2. Сакральная архитектура: символизм архитектурных форм и сооружений;
Религиозные формы сакральной архитектуры: православный храм, готический собор, мечеть…
Восточные системы сакральной архитектуры: Васту и Фэн-Шуй;
Сакральная география;
2.3. Сакральная лингвистика;
Письменная и звуковая форма слова;
Формы письма: буквенное, слоговое, иероглифическое письмо;
Графические формы сакральной лингвистики: буква и число, геометрические формы, знаки Зодиака, планет…
Звуковые формы сакральной лингвистики: мантры, молитвы…
Сакральные языки и сакральные лингво-числовые системы (Каббала, Нирукта, Руны…);
Пралингвистика: праязык, праиндоевропейский язык, праславянский язык…
Интерлингвистика: проекты всеобщего языка;
2.4. Другие сакральные науки и прикладные системы знания;
3. Сакральное искусство.
3.1. Искусство и духовность: сакральное и светское искусство;
Учения о красоте и творчестве в различных традициях и учениях;
Традиционное искусство, роль канона в искусстве;
Индивидуальное и коллективное творчество: анонимность и авторство;
Искусство отдельных стран, религий и традиций;
Различные стили и направления в искусстве и их отношение к сакральному искусству;
3.2. Визуальные (пространственные) искусства: живопись, графика, скульптура;
Графический символизм: символика формы, геометрические символы, янтры и мандалы, орнамент;
Символика цвета: теории цвета, психология и физиология цвета, цветотерапия;
Визуально-предметные искусства: декоративно-прикладное искусство и ремесла;
3.3. Аудиальные (временные) искусства: символизм звука, музыки и слова;
Слово и речь в сакральном искусстве: мантра, молитва, духовная поэзия, священные тексты;
Звук как вибрация: диапазоны и характер вибраций, их физиологическое и психологическое воздействие;
Музыкальный звук: мистицизм звука, инструментальная музыка, пение;
3.4. Визуально-аудиальные, двигательные искусства: танец и театр;
Символизм танца, движения и жеста (асаны, мудры);
Танец как ритуал, ритуальный танец;
Танец и сакральная геометрия;
Танец как язык;
Танец и боевые искусства;
Танцетерапия (телесная терапия, символодрама, и т.д.);
4. Символ и символизм.
4.1. Понятие и теории символа: символизм как язык, символ и знак, классификации символов;
Символ и метафора, символ и аллегория, символы и ассоциации…
Модель и картина мира как основа символизма. Символ и основные категории бытия;
Символ и пространство, время, материя, энергия, информация, сознание;
Символические коды: телесный, космический (природно-астрологический), социальный…
Символизм как система координат: дуады, триады, тетрады…
Законы и механизмы символизма: универсальные и физические, психологические, социальные…
Символ и реальность, символизм и реализм (сакральность и реальность);
4.2. Функции символа. Символ и основные категории потребностей: утилитарно-прагматические (потребности тела) — эмоционально-эстетические (потребности души) — ценностно-смысловые (потребности духа);
Символ и духовность: символ и смысл, понимание и объяснение (вопросы интерпретации);
Символ и основные человеческие ценности: истина, красота, добро, познание, творчество, любовь…
Символ как инструмент познания: знание и информация;
4.3. Типы и формы символа: символика геометрических форм, цвета, звука, движения…
Предметный символизм: символика архитектурных форм, одежды, украшений…
Символические системы (строгие): геральдика, астрологический, алхимический, символизм…
Символические системы (нестрогие): мифология, фольклорные формы, сновидения…
Символизм в религиях и духовно-эзотерических учениях;
Символизм в искусстве и творчестве, символизм как стиль;
Символизм и современный мир: символ и социум, символ и повседневность;
5. Ритуал
5.1. Система ритуала: ритуал и символ, ритуал как символическая система;
Понятие ритуала: ритуал как единства мысли, слова и действия (сознания-речи-поведения);
Ритуал и модель мира. Ритуал и основные категории бытия: пространство, время, материя, энергия, информация, сознание;
Сакральность и ритуал. Божественное, человеческое и животное в ритуале;
Ритуал и реальность, ритуал и человеческие потребности;
Принципы, правила, функции и роли в ритуале. Ритуал, этикет и канон;
Ритуал и символические коды: стихии, планеты, зодиак, графические формы, числа, буквы… в ритуале;
5.2. Формы и разновидности ритуала. Классификации ритуалов: жреческие ритуалы и фольклорные обряды. Ритуалы годового и жизненного цикла, праздники, литургия;
Ритуалы в религиях и духовных учениях;
Инициатические ритуалы: инициация и посвящение, мистерия и таинство;
Индивидуальные и коллективные формы ритуала: магические и целительные ритуалы;
Основные ритуальные формы: очистительные ритуалы, сакральная трапеза, ритуальные функции слова, пения и танца…
Жертвоприношение, его формы и функции;
Ритуал и современность: светские ритуалы, остаточные и заместительные формы ритуала;
5.3. Анализ ритуалов отдельных культур, традиций, вероучений».

(Программа исследований по сакральной культурологи в рамках
«Лаборатории символических форм». 2010г. Сайт www.rmvoz.ru.)

«Аннотация. Интерес к Сакральному в науке возник сравнительно недавно. Начиная с 1980-х гг. появились первые понятийные определения Сакрального. Все они отличаются высокой полемичностью. Сакральное на содержательном уровне нередко подменяется сакраментальным, метафизическим или религиозным. В статье определяются понятийные границы Сакрального, его отличие от сакраментального и противопоставление профанному применительно к художественной литературе как одному из видов искусства.
Статья. С конца 1980-х — начала 1990-х гг. появились многочисленные работы отечественных (С.С. Аверинцева, М.Л. Гаспаров, Ю.М. Лотман, Ю.П.Миролюбов, Ю.Б.Борев) и зарубежных (Э.Дюркгейм, Р.Отто, М.Элиаде, Ж.Батай, К.Пеньо) исследователей, прямо или косвенно касающиеся широкого спектра проблем Сакрального. Учеными формулировались различные определения Сакрального и обозначались особенности его проявления в культуре. Сакральное в современной науке имеет несколько толкований. Введенное в конце ХХ в. понятие «Сакральное» только начинает устанавливаться в научном языке, приобретая необходимые понятийные границы и направления. В настоящее время на смысловом уровне Сакральное является, прежде всего, одним из центральных понятий философии религии. При этом Сакральное фигурирует и в других научных дисциплинах. Ни один научный термин нельзя рассматривать без изучения его лингвистической и семантической природы. В этой связи необходимо рассмотреть Сакральное как слово и его этимологические истоки. Слово «сакральный» имеет латинское происхождение. Сакральным (от лат. sacer (sacri) — «посвящённый, магический») чаще всего называется священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу; обрядовый. При этом существуют и различные словоформы Сакрального, а именно: «сакраментальный» и «сакристия». Сакраментальным (от лат. sacramentalis) называют все то, что соответствует Сакральному (в первом значении) и то, что освящено Традицией, является традиционным. Под сакристией (от лат. sacrum — «святыня») понимают ризницу, особое помещение в католическом храме, где хранятся принадлежности культа.
Определения слов латинского языка «сакральное», «сакраментальное» и «сакристия» с общим корнем -sac- подтверждают принадлежность всех этих явлений к духовной сфере. Корень -sac-  используется и в других производных от слова «сакральное». Знакомясь с лингвистическими и семантическими особенностями слова «сакральный», целесообразно обратиться и к иным изданиям, дающим представление не только об исторически сложившемся, но и об изначальном определении Сакрального, которое выражено в латинском языке в словоформе-прилагательном «sacer». Обрядовое издревле воспринималось как качество, присущее не только религиозному культу (а в большой степени — язычеству), но и бытовым традициям. И так как обрядовое, согласно одному из определений, присуще Сакральному, неудивительно, что упоминание о клятве, неприкосновенности, принесении жертвы и о проклятии содержится в значении Сакрального в латинском языке («sacer») и всех его производных. В статистике русского языка слово «сакральное» чаще всего заменяется однокоренной лексемой — сакраментальное. Это отражается и в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова (1985г.), в котором «сакраментальный» определяется словами «священный», «заветный», с одной стороны, и имеющий «как бы магический смысл», звучащий «как заклинание» — с другой. Слово «священный» у С.И.Ожегова характеризует сакраментальное в контексте монотеистических и политеистических религий. Слова «магический» и «заклинания», используемые С.И.Ожеговым для характеристики сакраментального в первую очередь отражают обрядовые, политеистические (относящиеся к языческим) традиции.
В словарях иностранных слов 1990-2000гг. содержатся схожие между собой определения Сакрального и Сакраментального как «священного», «религиозного», «культового». Обращает на себя внимание и «Толковый словарь иноязычных слов» под редакцией Л.П.Крысина (2009г.), в котором, кроме прочего, Сакральное определяется еще и словом «святой». В «Современном словаре иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология» (2005г.) Сакральное характеризуется в зависимости от особенностей времени, в котором употребляется это слово. По мнению составителей словаря (Л.М.Баша, А.В.Бобровой и др.), в начале ХХ в. под Сакральным было принято подразумевать только принадлежность к религиозному культу, обрядовость, ритуальность. Для примера по одному из значений приводятся песни и танцы папуасов Новой Гвинеи как носящие «сакральный характер». Кроме того, в Сакральном усматривается нечто «уподобленное религиозному культу, вызывающее священное, трепетное отношение». В качестве примера Сакрального во втором значении приводится фрагмент из американской газеты: «В этой невероятной истории … сам феномен сакральной для американцев сверхценности — демократии — явлен в своей противоречивой и убойной силе». Важно отметить, что в словаре указывается переносное значение слова, которое в отличие от Сакрального (в первом значении), абсолютно лишено какой-либо принадлежности к религиозному культу. Однако Сакральное в более современном толковании продолжает содержать в себе черты священности, возможно — обрядовости и ритуальности. Отказ от изначально религиозного наполнения Сакрального обусловил возникновение новых качеств, несколько близких к сфере религиозного и употребляемых традиционно в контексте Сакрального (священность, трепетность, культовость, сверхценность). Ключевым качеством, характеризующим Сакральное во втором значении, является его «уподобленность религиозному». Указанное определение сакрального довольно точно характеризует слово не только в его традиционном значении, но и показывает историю его видоизменения, отражает отношение к нему со стороны общества.
Светское наполнение Сакрального и его употребления в смыслах, далеких от религиозного познания, во многом определило мировоззрение нескольких поколений ХХ в. и отразилось на развитии всего научного и культурного прогресса. В этом же «Современном словаре иностранных слов» (2005г.) определение сакраментального представлено как синонимичное Сакральному, только имеющее более узкую смысловую направленность. В словарной статье также обращается внимание на разные назначения сакраментального в тот или иной исторический период. Определения сакраментального иллюстрируются примерами из художественной литературы, а также — из обиходной речи: «Сакраментальный… (вторая пол. XIX в.). 1. Священный, заветный, обрядовый. «В земле, в почве есть нечто сакраментальное» (Ф.М.Достоевский). «[Бродяги] братски делили микроскопическое количество каши, которая, казалось, имела для них скорее некоторое символическое, так сказать сакраментальное значение, чем значение питательного материала» (В.Короленко). 2. Ставший традиционным, освященный традицией. Сакраментальная фраза. Сакраментальная формула, произносимая в суде: «Клянусь говорить правду. Только правду. Ничего, кроме правды»».
Таким образом, Сакральное — данность свыше, явление, существующее независимо от человека, некая особая форма бытования, присущая божественному, а сакраментальное (ошибочно называемое Сакральным) — это производное от человека, сотворенное им, личностное наделение божественными качествами того или иного явления. Сакральное всегда статично и неизменно в своем значении, оно — часть Божественного бытия, а сакраментальное отличается смысловой подвижностью, будучи частью человеческого сознания. Это и есть основные и принципиальные отличия Сакрального от сакраментального. Следует заметить, что в таком значении анализируемые слова могут восприниматься как антонимы. При этом сакраментальное выступает еще и как одна из ступеней в постижении мира, в стремлении к достижению идеала. Сакраментальное является только восприятием Сакрального и это неизбежно. Сакральной, например, является икона сама по себе, т.к. она есть носитель христианского знания в чистом виде, отражает содержание личности святых, воспроизводит разные библейские события. Знаменитые картины на религиозные темы (например, «Явление Христа народу» («Явление Мессии») (1837-1857) А.Иванова, «Христос в пустыне» (1872) И.Крамского) написаны на сакральную тематику, но имеют сакраментальную сущность, т.к. в них, кроме использованной евангельской темы (вызывающей традиционно у верующего человека трепетное отношение), в неискаженном виде присутствует и авторская оценка, интерпретация художниками новозаветного повествования. В художественной литературе таким примером может стать повесть А. Куприна «Суламифь» (1908), в которой описывается не без авторского вымысла один из периодов жизни израильского царя Соломона (автора библейских притч и праотца Иисуса Христа). Также сакраментальным по смыслу является стихотворение С.Есенина «Шел Господь…», в котором, словно в христианском апокрифе, рассказывается о том, как «господь» (в стихотворении — со строчной буквы) шел «пытать людей в любови» и неожиданно для себя встретился с ней. Нищий старик принял Иисуса Христа за бродягу и протянул черствый хлеб со словами: «На, пожуй… маленько крепче будешь». Говоря о Сакральном (о христианской любви и добродетели), поэт воспроизводит не притчу или песнь (имеющие прямую принадлежность к Сакральному), а создает вымышленную историю, приближенную по стилю к религиозному апокрифу. Тем самым стихотворение С.Есенина обладает чертами сакраментального воздействия на читателя.
Сакраментальное также может быть приближено по своей идее не только к Сакральному, но и к светскому (секулярному). Для секулярного свойственная перестановка, самостоятельное и новое переосмысление религиозных ценностей (так, например, слова «духовный» (в значении образованный, интеллектуальный), «икона» (в значении образец, эталон, пример для подражания, как-то: «человек-икона стиля»), «ипостась» (в значении качество, роль), «страсти» (в значении сильные чувства, страхи), «святой» (в значении хороший, добрый, заботливый — о человеке). Эти примеры из современного языка иллюстрируют, как слова с изначальным духовным содержанием или подтекстом предстают в неожиданном, будничном, а иногда и в кощунственном наполнении. В художественной литературе примером сакраментального, приближенного к светскому, могут стать строки А. Блока из поэмы «Двенадцать» (1912): «…Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем, мировой пожар в крови! Господи, благослови!..».  Во всей поэме представлен новый взгляд на христианские ценности в целом. Сакральные слова «Господи благослови!..» вписываются в сакраментально-секулярный или даже мнимосакральный контекст. Взятие благословения (в той формулировке, в которой это дано у А.Блока), безусловно, является обращением к Сакральному, а просьба о благословении на убийства во имя революции есть сакрализация вымышленной идеологии, секуляризация божественного в индивидуальном (авторском) толковании. <…>.
К секуляризации сакрального посредством сакраментального относится и десакрализация — условное возведение в религиозный культ того, что изначально не является таковым: не только отдельные слова или устойчивые символы, но и идеология. <…>. Однако существует еще одна понятийная часть Сакрального. Это профанация — осквернение святыни, искажение, извращение того, что заслуживает уважения верующего человека. Наиболее близким синонимом профанного в русском языке является слово «богохульство» (хула на Бога). Профанное очень часто отождествляют со светским. Отличительной чертой профанного является прямое и намеренное глумление над тем, что принято считать святым (предметы религиозного культа, чувства и др.). Не случайно дословный перевод слова «профан» (от лат. profanus) означает непосвящённый, непросвещённый, тёмный. Причинами профанации религиозных ценностей может стать не только порочное мировоззрение, но и глубокое заблуждение. <…>.
Изучение происхождения слова «сакральный» дает возможность установить близкие ему синонимичные значения и позволяет определить круг слов, входящих в единое смысловое поле. К числу таких синонимичных Сакральному слов относятся «священное», «таинственное», «божественное», «соборное» и «духовное». Сакральному и его синонимичному ряду противостоит секулярное (светское) и профанное, результатом которых является  десакрализация. Сакраментальное является своеобразном проводником между Сакральным и Профанным, диалог которых осуществляется, прежде всего, через творчество. При этом человеку свойственно культивировать как Сакральное, так и мнимосакральное. Таким образом, использование понятия «Сакральное» в научной и бытовой речи характеризуется разнообразными значениями, нередко с противоположным смыслом (возникающим по причине речевой небрежности или новых установленных словарями значений). Одно из значений Сакрального имеет переносное значение: Сакральным называют не только то, что принадлежит религиозному культу, но и то, что уподобляется ему. Также важно понимать, что смысловой устойчивостью среди всей понятийной парадигмы Сакрального (сакраментальный-секулярный-профанный) обладает только само корнеобразующее понятие (сакральный). Сакраментальное можно уравнять по смыслу с Сакральным (в переносном значении), с секулярным (светским) и даже с профанным. Причиной этой семантической пограничности понятий, производных от Сакрального, является наличие в них элемента человеческого культа, который может претерпевать разные изменения (от кротости и аскетизма до духовной распущенности).
Еще одной причиной смыслового переплетения производных от Сакрального является существование разных мировоззрений, позволяющих понимать сакраментальное, секулярное или профанное в зависимости от своих убеждений (т.е. вкладывать в слова неверный смысл и подменять одно слово значением другого). Наиболее компетентным, обоснованным употреблением слова «сакральное» в гуманитарных науках может быть использование его исключительно в значении принадлежности к религиозной сфере сознания. Художественные произведения и другие произведения искусства, посвященные Сакральному, являются сакраментальными по форме и смыслу (с соответствующими смысловыми оттенками — разными уровнями Сакрального и сакраментального)». 

(Федорова И.В. Сакральное и его понятийно-терминологический статус.
«Гуманитарный вектор». Выпуск №2 (26) 2011г. Сайт www.zabvektor.com.)

 

3. «САКРАЛЬНОЕ» КАК ФЕНОМЕН.

«Сакральное (от sacrum — священный предмет, священный обряд, таинство, мистерия) — священное, заветное; о словах, речи: имеющее магический смысл, звучащее как заклинание».

(Сакральные путешествия. Сайт www.professionali.ru.)

«Сакральное — по Э.Дюркгейму, все религиозные убеждения так или иначе классифицируют явления, относя их либо к области сакрального (священного), либо к области профанного (светского). К области сакрального относятся те явления, которые рассматриваются и переживаются как экстраординарные, трансцендентные и выделяющиеся из повседневного хода событий. В современных обществах имеет место «сворачивание» сакральной реальности, вызванное рационализацией культуры».

(Социологический словарь. / Ред. Н.Аберкромби, С.Хилл, Б.С.Тернер. М. Экономика. 2004г.)

«Сакральное — чувство религиозного. Как правило, понятие сакрального связывается с тем, что превосходит собой человека, вызывая у него не только уважение и восхищение, но и особенное рвение, которое Отто в сочинении «Сакральное» (1917г.) определяет как «чувство творческого состояния», или чувство «нуминозного», подразумевающего божественное величие. Сакральное включает в себя элемент «страха» перед абсолютным могуществом, причем это не страх перед опасностью, не тоска от неопределенности будущего; а также — элемент «тайны» непознаваемого; оно чем-то напоминает чувство «громадного», в то время как его объект обладает вполне определенной «чарующей» силой. В целом, страх, тайна и очарование будут тремя составляющими чувства сакрального. Любое религиозное чувство (греха, искупления и т.д.) разрастается вокруг этого центра. Сакральное противоположно профанному в той мере, в какой оно обладает «могуществом», которого профанное лишено».

(Зорин В.И. Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь. Алматы. 2002г.)

«Сакральное (от лат. sacrum — священное, посвященное богам) — в широком смысле всё, имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений. Сакральное включает не только сферу религиозного, но и широкий спектр представлений, относящихся к магии, эзотерике, мистике и холистическим учениям. Сакральное противоположно профанному, то есть, мирскому, повседневному. Термин получил широкое распространение в гуманитарных науках, в частности, благодаря работам М.Элиаде.
Святое, священное, сакральное — сравнение понятий. Святость — это атрибут Божества и Божественного. Святое — это обладающее Божественными качествами или уникальными благодатными свойствами, близкое или посвященное Богу, отмеченное Божественным присутствием. В православном Христианстве святость — это онтологическая характеристика, подразумевающая внутреннее преображение, восстановление первозданной нетленности, для людей — восстановление Образа Божия, обожение.
Священное обычно означает конкретные предметы и действия, посвящённые Богу или богам, и используемые в религиозных ритуалах, священнодействиях. Значения понятий священное и святое частично перекрываются, однако священное выражает в большей степени религиозное предназначение предмета, чем его внутренние свойства, подчеркивает его отделенность от мирского, необходимость особого к нему отношения.
В отличие от двух предыдущих понятий, Сакральное появилось не в религиозном, а в научном лексиконе и используется при описании всех религий, включая язычество, первоначальные верования и мифологию. Сакральное — это калька с английского sacral, появившаяся в русском языке относительно недавно. Сакральное — это все, что создает, восстанавливает или подчеркивает связь человека с потусторонним».

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Сакральное — чувство религиозного. Как правило, понятие сакрального связывается с тем, что превосходит собой человека, вызывая у него не только уважение и восхищение, но и особенное рвение, которое Отто в сочинении «Сакральное» (1917г.) определяет как «чувство творческого состояния», или чувство «нуминозного» (от лат. numen, подразумевающего божественное величие). Для определения чувства сакрального Отто использует метод негативной теологии, восходящий к Богу, исключая, прежде всего, то, что, не являясь сакральным, его напоминает.
«Посмотрим, что же в насыщенной религиозной эмоции, не всегда совпадающей с верой в спасение, доверием или любовью, будет самым интимным и самым глубоким, что, если абстрагироваться от этих растущих чувств, в некоторые моменты наполняет нашу душу, трогает ее, создавая впечатление потрясающей силы. Затем попытаемся подойти кнему через симпатию, присоединившись к чувствам тех окружающих нас людей, что испытывают ее и живут ею. Затем попробуем поискать в сфере благочестия и сопровождающих его сильных эмоций, в торжественной тональности обрядов и культов, во всем том, что живет и дышит вокруг религиозных памятников, зданий, храмов и церквей. Все это можно выразить одним-единственным выражением: это чувство misterium tremendum — тайны, приводящей в трепет. Вызванное ею чувство может распространяться в душе, как тихая волна, и тогда это безмятежный покой отрешенности. Оно может также внезапно возникнуть в душе, приняв форму шока или конвульсий. Может вызвать странное возбуждение, вплоть до опьянения, исступления, экстаза. У него бывают дикие и демонические формы. У него бывают низшие ступени, животные и варварские проявления, и в то же время оно обладает способностью к развитию, когда оно утончается, очищается, становится возвышенным. Оно может превратиться в тихое и смиренное дрожание твари, чувствующей себя недостойной… в присутствии того, что, погруженное в несказанную тайну, превосходит всякую тварь».
Итак, сакральное включает в себя элемент «страха» перед абсолютным могуществом, причем это не страх перед опасностью, не тоска от неопределенности будущего; а также — элемент «тайны» непознаваемого; оно чем-то напоминает чувство «громадного», в то время как его объект обладает вполне определенной «чарующей» силой. В целом, страх, тайна и очарование будут тремя составляющими чувства сакрального. Любое религиозное чувство (греха, искупления и т.д.) разрастается вокруг этого центра. Сакральное противоположно профанному в той мере, в какой оно обладает «могуществом», которого профанное лишено».

(Дидье Жюлиа. Философский словарь. М. Международные отношения. 2000г.)

«Сакральное (от лат. sacrum — священное) — все то, что относится к культу, поклонению особо ценным идеалам. Сакраментальное — освященное, святое, заветное. Сакральное противоположно светскому, профанному, мирскому. То, что признано святыней, подлежит безусловному и трепетному почитанию и охраняется с особой тщательностью всеми возможными средствами. Сакральное является тождеством веры, надежды и любви, его «органом» служит человеческое сердце. Сохранение священного отношения к предмету культа в первую очередь обеспечивается совестью верующего, который ценит святыню больше собственной жизни. Поэтому при угрозе осквернения святыни истинный верующий встает на ее защиту без особых раздумий и внешнего принуждения; подчас он может ради этого жертвовать своей жизнью. Сакральное в теологии означает подчиненное Богу.
Символом сакрализации выступает освящение, т.е. такая церемония, в результате которой обыденная мирская процедура обретает трансцендентный смысл. Посвящение — возведение лица посредством установленного таинства или церковного обряда в ту или иную степень духовного служения. Священник — лицо, состоящее при храме и совершающее все таинства, кроме священства. Святотатство — имущественное посягательство, направленное на священные и освященные предметы и принадлежности храма, а• также оскорбление религиозного чувства верующих; в более широком смысле оно означает покушение на святыню.
Помимо теологического понимания Сакрального как производного от Бога существует расширительное его философское истолкование. Например, Э.Дюркгейм применил это понятие для обозначения естественноисторической основы подлинно человеческого бытия, его социальной сущности и противопоставил его понятию индивидуалистического (эгоистического) существования. Некоторые религиоведы рассматривают процедуру сакрализации как существенный отличительный признак всякой религии — пантеистической, теистической и атеистической: религия начинается там, где складывается система сакрализации особо ценных идеалов. Церковь и государство вырабатывают сложную и тонкую систему защиты и трансляции священного отношения людей к базовым идеалам сложившейся культуры. Трансляция осуществляется согласованными между собой методами и средствами всех форм общественной жизни. Среди них — жесткие нормы права и мягкие приемы искусства. Сакрализации, прежде всего, подвергаются нормы и правила отношения к ближнему и дальнему, семье, народу, государству и абсолюту.
Система сакрализации состоит из а) суммы священных для данного общества идей (идеология); б) психологических приемов и средств убеждения людей в безусловной истинности этих идей в) специфических знаковых форм воплощения святынь, сакраментальных и враждебных символов; г) особой организации (например, церкви); д) специальных практических действий, обрядов и церемоний (культ). На создание такой системы требуется много времени, она впитывает в себя прошлые и вновь возникшие традиции. Благодаря сакральным традициям и актуально существующей системе сакрализации общество добивается воспроизводства определенной религии во всех своих горизонталях (социальные группы, классы) и вертикалях (поколения). Когда избранный объект сакрализован, в его реальность верят сильнее, нежели в эмпирически данные вещи. Высшая степень Сакрального отношения — святость, т.е. праведность, благочестие, богоугодность, проницание деятельной любовью к Абсолюту и освобождение себя от импульсов себялюбия. Всякая религиозность сопряжена с Сакральным, но не каждый верующий на практике способен стать святым. Святых немного, их пример служит ориентиром для обычных людей. (Д.В.Пивоваров)».

(Современный философский словарь. / В.Е.Кемеров. М. Панпринт. 1998г.)

«Сакральное (от лат. посвященное богам, священное, запретное, проклятое), святое, священное — важнейшая мировоззренческая категория, выделяющая области бытия и состояния сущего, воспринимаемые сознанием как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные. Во многих языках такой смысл заложен изначально в семантическом строе слова, принятом для наименования Сакральное: лат. sacer, древнеевр. gadosh связаны со значением отделенности, сокрытости, неприкосновенности. Для слав. svet-, восходящего к индо-европ. k’wen- устанавливаются значения «увеличиваться», «набухать», в более конкретном культурном контексте – «исполненное благодатной иночеловеческой силой». В картине мира Сакральное выполняет роль структурообразующего начала: в соответствии с представлениями о Сакральном выстраиваются другие фрагменты картины мира и складывается их иерархия. В аксиологии Сакральное задает вертикаль ценностных ориентаций.
Исторически во всех без исключения культурах комплекс идей и чувств, предметом которых выступает Сакральное, нашел свое наиболее полное выражение в религиозной духовности. Убеждение в существовании Сакрального и влечение быть сопричастным ему составляет суть религии. В религии Сакральное представлено в своем онтологическом аспекте как чудесное, сверхъестественное; немецкий теолог Р.Отто в классической работе «Святое» (1917г.) указывал, что для религиозного сознания Сакральное есть «совершенно Иное». В религиозной культуре Сакральное не просто иная Реальность, но так же Реальность абсолютная, вечная и по отношению к тленному миру первичная, иначе говоря, Сакральное мыслится субстанцией бытия. Этой субстанции предпосланы такие атрибуты, обычно взятые в превосходной степени, как разумность, нематериальность, духовность, могущество; в развитых религиях к ним прибавляется самодостаточность. Будучи для религиозной онтологии «альфой» бытия, истоком и основой существования, Сакральное одновременно оказывается и его «омегой» — на Сакральное замыкается эсхатологическая перспектива тварного мира. Поэтому в контексте религиозной культуры Сакральное исполнено сотериологическим смыслом: стяжание святости является непременным условием и целью спасения. Уже в древних культурах к восприятию Сакрального как ценности онтологической и сотериологической присовокупляется восприятие Сакрального как совершенной красоты и правды. При этом, однако, красота и правда не являются в древних культурах обязательными признаками Сакрального: Сакральное может оставаться вне позитивных этических и эстетических характеристик. Обособленность Сакрального от превратностей профанного, земного бытия и наделения его качеством истинности ставит Сакральное в положение незыблемого идеала, возвышенного и верного образца для подражания. В религиозной духовности представления о Сакральном конкретизируются посредством священных образов и священного слова, Логоса. При этом, однако, религиозной ментальности свойственно глубокое убеждение, основанное на данных религиозного опыта и подкрепленное идеей трансцендентности Сакрального, в невыразимости подлинной сути Сакрального и опыта соприкосновения с ним путем прямого переложения знания на язык «посюсторонней» Реальности. Поэтому при описании Сакрального в религиозных культурах принято пользоваться аллегориями и символами — вербальными, музыкальными, графическими и др. Стремление передать сложную гамму впечатлений от общения с Сакральным подвигало одаренных в религиозном и художественном отношении людей к совершенствованию форм выражения мыслей и чувств, к усложнению метафорических приемов изложения, что в значительной мере обогащало язык и содержание культуры. (А.П.Забияко)».

(Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998г.)
(Большой толковый словарь по культурологи. / Под ред. Б.И.Кононенко. 2003г.)

«Святое, священное, сакральное — категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. Представления о Сакральном включают важнейшие характеристики сущего: онтологически Сакральное – отличное от обыденного бытия и относящееся к высшему уровню Реальности; гносеологически – заключающее Истинное Знание, в сути своей непостижимое; феноменологически — дивное, поразительное; аксиологически — абсолютное, императивное, глубоко чтимое. Представления о Сакральном с наибольшей полнотой выражены в религиозном мировоззрении. Сакральное — универсальная категория религиозного сознания, характеризующая фундаментальный уровень религии. Сакральное — предикат тех сущностей, которые являются объектом поклонения. Убеждение в существовании Сакрального и влечение быть ему сопричастным составляет суть религии. В развитом религиозном сознании Сакральное — сотериологическая ценность высокого достоинства, поскольку стяжание святости выступает непременным условием и целью спасения. В философии религии XX в. учение о Сакральном как конституирующем элементе религии получает развернутое обоснование с различных религиоведческих позиций. Э.Дюркгейм в работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система Австралии» (1912г.) подверг критическому пересмотру мысль о том, что религию следует определять из понятия божества или понятия сверхъестественного. Понятие божества, по Дюркгейму, не универсально и не объясняет всего многообразия религиозной жизни; понятие сверхъестественного возникает поздно — за пределами классической Античности. Напротив, полагал французский социолог, всем без исключения религиям уже на ранней стадии присуще разделение мира на две области – мирскую (профанную) и священную, — которые поставлены религиозным сознанием в положение антагонистов. Основанием такой оппозиции является, согласно Дюркгейму, важнейший признак Сакрального – его неприкосновенность, отделенность, запретность. Запретность, табуированность Сакрального есть коллективное установление. Это положение позволило Дюркгейму утверждать, что Сакральное в сущности своей социально: общественные группы придают своим высшим социальным и моральным побуждениям облик священных образов, символов и норм поведения, добиваясь тем самым от индивида категорического подчинения коллективным требованиям. <…>. Дальнейшее развитие категория Сакрального получила в работах М.Элиаде. В центре его внимания стоит иерофания — обнаружение Сакрального в профанной, мирской сфере. В понятиях иерофании Элиаде интерпретирует религиозную символику, мифологию, ритуалы, картину мира религиозного человека. Идеи и обоснованность выводов Элиаде вызвали серьезную критику. Принципиально важно, что центральный тезис Элиаде об универсальности антагонизма «сакрального» и «профанного», сближающий его позицию с позицией Дюркгейма, не находит своего подтверждения в реальной истории религий. Психологизация категории святости, укоренение ее оснований в иррациональных пластах духовной жизни — характерная черта феноменологии религии. Однако феноменологический подход, особенно подход теологической феноменологии, подразумевает, что в акте религиозного опыта или в событии иерофании дает знать о себе некая трансцендентная Реальность, которая выступает объективно сущей субстанцией Сакрального. <…>. Данные религиозного языка, вероучения, культовая практика разных религий свидетельствуют, что категория Сакрального, будучи универсальной категорией религиозного сознания, обладает в каждом из своих конкретно-исторических проявлений специфическим содержанием. Сравнительное изучение показывает, что исторические типы категории Сакрального не могут быть описаны посредством подведения под какой-либо один сущностный признак или универсальную комбинацию признаков. Содержательно категория Сакрального столь же многообразна и подвижна, сколь своеобразны и динамичны этнорелигиозные традиции. (А.П.Забияко)».

(Энциклопедия эпистемологии и философии науки.
/ Под ред. И.Т.Касавина. М. Канон+. 2009г.)

«Глава 5. Политика как выражение сакрального (Политейя в традиционном обществе). Определение сакрального. Традиционное общество было основано на принципе, согласно которому все в мире является сакральным. В буквальном переводе «сакральное» означает «священное», но в русском языке слово «священное» относится в основном к церкви и религии, поэтому в научном языке используется термин «сакральное». Сакральное по определению шире, чем религиозное. Сакральное измерение может обнаруживаться даже у тех вещей, которые находятся вне компетенции религии, догматики: например, особое переживание природы, политических и социальных событий, неквалифицируемых конкретно внутренних состояний — все это может иметь отношение к интуиции сакрального.
Сакральность характеризуется специфическим видением мира, в котором любой объект, любая вещь распознается как образ, символ, как сгусток духовной энергии, «силы». Это измерение Реальности вызывает в душе человека очень своеобразное резкое чувство, особый трепет, который сопряжен с широким комплексом сложных ощущений — от захватывающего восторга до леденящего душу ужаса. Когда человек сталкивается с грандиозными, глобальными вещами (а в традиционных цивилизациях он сталкивается с ними постоянно), он именно переживает сакральное.
Переживание сакрального — фундаментальное состояние, открывающееся человеку подчас среди самых обычных вещей. Чтобы испытать чувство сакрального, следует представить такие вещи, как смерть или чудовищное преступление, или, наоборот, грандиозную победу в сражении, невероятную неожиданную всепоглощающую радость. Сакральное — это то, в отношении чего человек испытывает предельное напряжение чувств, причем без какой-либо конкретной их ориентации. Сакральное несет в себе одновременно и ужас, и счастье, и ощущение невероятной глубины или высоты. Сакральное есть то, что противостоит обыденному опыту, что растворяет его, делает бледным и пресным, плоскостным до невыносимости
Мирча Элиаде в своей книге «Сакральное и профаническое» дает развернутое определение сакральному: «Человек узнает о сакральном потому, что оно проявляется, обнаруживается как нечто совершенно отличное от профанического. Для объяснения того, как проявляется сакральное, мы предлагаем термин «иерофания», который удобен, прежде всего, тем, что не содержит дополнительного значения, выражает лишь то, что заключено в нем этимологически, т.е. нечто сакральное, предстающее перед нами, являющееся нам. Пожалуй, история религий, от самых примитивных до наиболее изощренных, есть не что иное, как описание иерофаний, проявлений сакральных реальностей. Между элементарной иерофанией, например, проявлением сакрального в каком-либо объекте, камне или дереве, и иерофанией высшего порядка, какой является для христианина воплощение Бога в Исусе Христе, есть очевидная связь преемственности. И в том и другом случае речь идет о таинственном акте, проявлении чего-то «потустороннего», какой-то реальности, не принадлежащей нашему миру, в предметах, составляющих неотъемлемую часть нашего «естественного» мира, т.е. в «профаническом»».
Современный представитель западной цивилизации испытывает определенное замешательство перед некоторыми формами проявления сакрального: ему трудно допустить, что кто-то обнаруживает проявления священного в камнях или деревьях. Однако (…) речь не идет об обожествлении камня или дерева самих по себе. Священным камням или священным деревьям поклоняются именно потому, что они представляют собой иерофании, т.е. «показывают» уже нечто совсем иное, чем просто камень или дерево, а именно — сакральное, ganz andere.
Мы никогда не сможем полностью понять парадокс, заключенный во всякой иерофании, даже самой элементарной. Проявляя сакральное, какой-либо объект превращается в нечто иное, не переставая при этом, быть самим собой, т.е. продолжая оставаться объектом окружающего космического пространства. Сакральный камень остается камнем; внешне (точнее, с профанической точки зрения) он ничем не отличается от других камней. Зато для тех, для кого в этом камне проявляется сакральное, напротив, его непосредственная, данная в ощущениях реальность преобразуется в реальность сверхъестественную. Иными словами, для людей, обладающих религиозным опытом, вся Природа способна проявляться как космическое сакральное пространство. Космос, во всей его полноте, предстает как иерофания.
Человек первобытных обществ обычно старался жить, насколько это было возможно, среди сакрального, в окружении сакрализированных предметов. Эта тенденция вполне объяснима. Для «примитивных» людей первобытных и древних обществ сакральное — это могущество, т.е., в конечном итоге, самая что ни на есть реальность. Сакральное насыщено бытием. Сакральное могущество означает одновременно реальность, незыблемость и эффективность. Оппозиция «сакральное — профаническое» часто представляется как противоположность реального и ирреального, или псевдореального. Сразу оговоримся: тщетно пытаться найти в древних языках философскую терминологию: реальное, ирреальное и т.п., но явления, стоящие за ними, есть. Таким образом, вполне естественно, что религиозный человек всей душой стремится существовать, глубоко погрузиться, участвовать в реальности, вобрать в себя могущество.
Следует подчеркнуть, что профаническое восприятие действительности мира во всей его полноте, целиком лишенный сакральных свойств. Космос — это совсем недавнее открытие человеческого разума. (…) Утрата сакральности характеризует весь опыт нерелигиозного человека в современных обществах, и вследствие этого современный человек ощущает все более серьезные затруднения в понимании масштабов бытия, ценностей религиозного человека первобытных обществ».

(А.Дугин. Философия Политики. Сайт www.arcto.ru.)

«Аннотация. В статье рассматриваются условия возможности применения к русскоязычной философии признака сакральности. Если русская философия есть философия сакральности, то она имеет своим предметом трансцендентальное в качестве антиномического символического понятия божественной-человеческой мудрости.
Статья. Не знаю, как быть с духовной философией, но вот с сакральной необходимо разобраться, ибо слишком уж не по-философски звучит это словосочетание. Оно не только режет слух из-за своей претенциозности, приличествующей культовой риторике, которой не воспрещено употребление таких «высоких слов», как «сакральное», но и просто неуместно в метафизическом размышлении, в котором такие слова, как «сакральное», «духовное» и прочее, являются рабочими понятиями, употребление которых не должно вызывать в размышляющем сбивающих с толку эмоциональных восклицаний. Там, где есть понятия, там понятно, что есть и есть что, без художественных восторгов и молитвенных упований, чай не поэзия и не душеполезная беллетристика. Или нам, что перед метафизическими штудиями необходимо просить благословление у сакрального/духовного лица на сие занятие, а тем более настраивать себя на размышление чтением высокочтимых поэтов или слушанием классической музыки? Надеюсь, кто занимается мышлением, не делает последнее специально, как это принято в психиатрических заведениях для успокоения психики буйнопомешанных.
Поэтому так же, как в случае с духовной философией, в случае с сакральной философией необходимо философию поставить на место, ей свойственное, то есть не превозносить ее, что неминуемо обернется либо культом разума, гностическим спасением через разум, что ей самой не нужно, а нужно только теософии, либо, наоборот, «подведет ее под монастырь» и сделает «служанкой богословия», ибо всем известно, кто госпожа в делах сакральных, а зачем ей это надо, ведь она это уже проходила. Или здесь сказывается «хитрость разума» философа, который использует нефилософские средства за неимением философских для достижения философских целей?
Чтобы не искушать лукавого, думаю, лучше с этим повременить и поставить философию впереди и духа, и сакрального и понимать последние как предметы философского умозрения, а не качества самой философии. Тогда получится философия духа и философия сакрального. Такими философиями до сих пор занимаются «умные философы» в «цивилизованных странах».
Здесь какая есть опасность для свободного размышления? Кстати, иным оно не бывает. Опасность такая, что, занимаясь духовной, а тем более, сакральной философией, ты занимаешься уже не столько сам, сколько то, что за тобой стоит, а именно духовное и сакральное, тобой занимается. А у тебя есть на это право, право представлять духовную, сакральную, сверхъестественную инстанцию? Если есть, то покажи документ, удостоверяющий таковое. Но это ладно, опустим. Точнее, допустим, что есть. Если возьмем, например, католическую или православную философию. Правда, с последней может выйти конфуз, так как нет официально признанной церковной философии как религиозной доктрины: есть православное богословие, но нет православной философии. Единственно, что есть, так это, например, философия религиозного, в данном случае, православного, мыслителя, допустим С.Н.Булгакова. Но его философия есть частное мнение богослова, не обязательное для мышления православных.
Что касается католической философии, то опять же в ее случае идет речь об учении тех философов, которые стали святыми католической церкви, и от лица которых, или через их признанных учеников она говорит по вопросам, находящимся в ведении философии, а не богословия, тем более сверхъестественного.
Да, самое главное было упущено, а именно то, что беря на себя, не свойственное человеку право размышлять от лица духовной и сакральной инстанции, человек лишает самого себя своего собственного размышления. Что дано философу? Ничего, кроме размышления. Вот именно им он и может заниматься сам, например, думать о духовном или сакральном. Но от того, что он думает о духовном или сакральном, его мысли не становятся духовными или сакральными. Почему? Потому что они и так духовны и сакральны. Философия по своей сущности есть духовное занятие, даже если она занимается не идеальным, а материальным, а тот, кто ей занимается материалист. Поэтому, зачем говорить, например, о «духовной русской философии», если любая философия духовна, а не только русская. Да, вообще, зачем говорить о «духовной философии», ведь то что она духовная, это само собой подразумевается, иначе она не философия. Лучше говорить, просто «философия», так будет понятнее. То, что русская философия «духовная» — это не ее отличительный, особенный признак, как бы этого не хотелось всем известным с университетской скамьи любителям славян.
Кстати, то же самое касается и «сакрального». Что это действительно так, попробуем подробнее разобраться, ввиду малоупотребительности слова «сакральное» в русском языке. Для начала обратимся к справке за разъяснением для ясности не к архаическому энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, а прямо к интернетовской Викапедии: «Сакральное (от англ. sacral и лат. sacrum — священное, посвященное богам) — в широком смысле все имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений. Сакральные объекты имеют не только материальное измерение, но и духовное. Связаны с высшим миром. Сакральное искусство воплощает идеи и образы Божественного. В западноевропейской традиции Ars Sacra (сакральные искусства) — все художественные предметы, имеющие отношение к богослужению, преимущественно церковная утварь. Сакральное время не подчиняется установленным физическим законам, предполагает особое исчисление, определяет порядок ритуалов».

(С.Ю.Бояринов. Возможна ли сакральная философия?
2013г. Сайт www. www2.bigpi.biysk.ru.)

«Сакральное, священное, святое (лат. sacer) — мировоззренческая категория, обозначающая свойство, обладание которым ставит объект в положение исключительной значимости, непреходящей ценности и на этом основании требует благоговейного к нему отношения. Представления о сакральном включают важнейшие характеристики сущего: онтологически оно отлично от обыденного бытия и относится к высшему уровню Реальности; гносеологически — заключает Истинное Знание, в сути своей непостижимое; феноменологически сакральное — дивное, поразительное; аксиологически — абсолютное, императивное, глубоко чтимое.
Представления о сакральном с наибольшей полнотой выражены в религиозном мировоззрении, где сакральное — предикат тех сущностей, которые являются объектом поклонения. Убеждение в существовании сакрального и влечение быть ему сопричастным составляют суть религии. В развитом религиозном сознании сакральное — сотериологическая ценность высокого достоинства: стяжание святости выступает непременным условием и целью спасения.
В философии религии XX в. учение о святом как конституирующем элементе религии получает развернутое обоснование с различных религиоведческих позиций. Э.Дюркгейм в работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912г.) подверг критическому пересмотру мысль о том, что религию следует определять из понятия божества или понятия сверхъестественного. Понятие божества, по Дюркгейму, не универсально и не объясняет всего многообразия религиозной жизни; понятие сверхъестественного возникает поздно — за пределами классической Античности. Напротив, всем религиям уже на ранней стадии присуще разделение мира на две области — мирскую (профанную) и священную, которые поставлены религиозным сознанием в положение антагонистов. Основанием такой оппозиции является, согласно Дюркгейму, важнейший признак сакрального — его неприкосновенность, отделенность, запретность. Запретность, табуированность святого есть коллективное установление. Это положение позволило Дюркгейму утверждать, что сакральное в сущности своей социально: общественные группы придают своим высшим социальным и моральным побуждениям облик священных образов, символов, добиваясь тем самым от индивида категорического подчинения коллективным требованиям. Подход Дюркгейма был поддержан М.Моссом, который, редуцируя святое к социальным ценностям, настаивал на том, что сакральные явления — в сущности те социальные явления, которые в силу их важности для группы объявлены неприкосновенными. В социологической концепции Т.Лукмана святое приобретает статус «страты значений», к которой повседневная жизнь отнесена как к конечной инстанции.
С социологической трактовкой святого резко расходится позиция Р.Ommo. Если Дюркгейм надеялся преодолеть в объяснении категории святого крайности априоризма и эмпиризма, то Отто, последователь И.Канта, построил свою книгу «Святое» (1917г.) на идее априорности этой категории. Согласно Отто, она формируется в процессе синтеза рациональных и иррациональных моментов познания при первичности иррациональных начал. Обратившись к исследованию религиозного опыта, Отто обнаружил в «основании души» априорный источник категории святого и религиозности вообще — особую «настроенность духа» и интуицию святого. «Настроенность духа», из развития которой вырастает категория святого, немецкий философ назвал «нуминозной» (от лат. numen — знак божественного могущества), выделив важнейшие психлогические составляющие нуминозного: «чувство тварности»; чувство misterium tremendum (чувство внушающей трепет тайны — «Совершенно Иного», повергающего в одном модусе восприятия в трепет, в другом — в ужас своей жуткой и величественной стороной, приводящей человека в экстатическое состояние); чувство fascinans (от лат. fascino — зачаровывать, завораживать) — возникающее в момент соприкосновения с тайной позитивное переживание притяжения, очарования, восхищения. Комплекс нуминозных чувств при возникновении сразу обладает статусом абсолютной ценности. Эту нуминозную ценность Отто обозначает понятием sanctum (лат. священное), в ее предельном иррациональном аспекте — augustum (лат. возвышенное, священное). Априоризм позволил Отто обосновать отказ от редукции категории святого (и религии в целом) к каким бы то ни было социальным, рациональным или этическим началам. По Отто, рационализация и этизапия категории святого — плод позднейших приращений к нуминозному ядру, ануминозная ценность — первоисток всех иных объективных ценностей. Поскольку, согласно Отто, подлинная сущность святого в понятиях неуловима, оно запечатлевало свое содержание в «идеограммах» — «чистых символах», выражающих нуминозную настроенность духа.
Исследование Отто внесло крупный вклад в становление феноменологического подхода к изучению категории святого и в развитие феноменологии религии в целом. Голландский феноменолог религии Г. Ван дер Леув в работе «Введение в феноменологию религии» (1925г.) в сравнительном ключе рассмотрел категорию святого в исторической перспективе — от начальной, архаической ступени до категории христианского сознания. Г. Ван дер Леув, как прежде до него Н.Зёдерблом, акцентировал в категории святости значения силы и власти. Г. Ван дер Леув сблизил категорию святого с заимствованным из этнологии термином «мана». Открыв посредством такого сближения широкий доступ к исторически конкретным архаическим реалиям, голландский философ религии задал теологическое («Бог»), антропологическое («святой человек»), пространственно-временное («священное время», «священное место»), ритуальное («священное слово», «табу») и др. измерения категории святого.
Отто придавал первостепенное значение описанию нуминозного содержания религиозного опыта, стремясь в итоге очертить контуры той трансцендентной Реальности, которая проявляет себя в опыте святого. Метафизика святого была конечной целью теологической феноменологии Отто. М.Элиаде, последователь немецкого философа, не унаследовал интереса к метафизической проблематике. В центре внимания Элиаде («Священное и мирское» 1965г.) стоит иерофания — обнаружение священного в профанной, мирской, сфере. В понятиях иерофании Элиаде интерпретирует религиозную символику, мифологию, ритуалы, картину мира религиозного человека. Идеи и обоснованность выводов Элиаде вызвали серьезную критику. Принципиально важно, что центральный тезис Элиаде — об универсальности антагонизма «сакрального» и «профанного», сближающий его позицию с позицией Дюркгейма, не находит своего подтверждения.
Психологизация категории сакрального, укоренение ее оснований в иррациональных пластах духовной жизни — характерная черта феноменологии религии. Однако феноменологический подход, в особенности подход теологической феноменологии, подразумевает, что в акте религиозного опыта или в событии ерофании дает знать о себе некая трансцендентная Реальность, которая выступает объективно сущей субстанцией святого. В учении 3.Фрейда и в психоаналитическом религиоведении (Г.Рохайм и др.) категория святого не имеет иных оснований, кроме психологических.
Данные религиозного языка, вероучения, культовая практика разных религий свидетельствуют, что категория сакрального, будучи универсальной категорией религиозного сознания, обладает в каждом из своих конкретно-исторических проявлений специфическим содержанием. Сравнительное изучение показывает, что исторические типы категории сакрального не могут быть описаны посредством подведения под какой-либо один сущностный признак или универсальную комбинацию признаков. Содержательно категория сакрального столь же многообразна и подвижна, сколь своеобразны и динамичны этнорелигиозные традиции. (А.П.Забияко).

(Новая философская энциклопедия. В 4 т.
/ Под ред. В.С.Стёпина. М. Мысль. 2001г.)

* * *