Статья 3.12.4. Что такое Ишвара-Пранидхана? (ч.3).

продолжение

ВЫСШАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

««Шива-Сутра» — трактат о Йоге, но эта Йога основана на определенном Учении, весьма существенно отличающемся от знаменитой Йоги Патанджали. Без ясного понимания этого Учения понять Йогу Шивы невозможно. Ниже философская основа этой Йоги рассматривается в следующих аспектах: 1) Высшая Реальность; 2) проявления или мировые процессы; 3) связанность; 4) освобождение.
1. Высшая Реальность. Высшая Реальность — это «Чит» или Парасамвит. Это неотносительное состояние сознания. Это неизменный принцип всех изменений. В нем нет различия между субъектом и объектом, между «Я» и «Это». Это Высше «Я», наблюдающее Себя, согласно «Пратьябхиджня-Шастре», это «пракаша-вимарша-майя». «Пракаша» есть Вечный Свет, без которого ничто не может появиться. Это Шива. «Вимарша» есть Шакти, «свабхава» Шивы. Это своего рода зеркало, в котором Шива осознает свое величие, силу и красоту. Вимарша — это Картритва-Шакти («Сила Делания», деятельная сила) Шивы. Одна лишь Пракаша не может быть сущностью Реальности. Даже алмаз есть пракаша, но алмаз не осознает себя как пракашу.
Вимарша — это аспект Пракаши, через который он опознает себя. Это знание себя есть деятельность. Вимарша и осуществляет эту деятельность. Как говорит Кшемараджа в своей «Параправешике», Вимарша есть «акритримахам ити виспхуранам». Это неотносительное, мгновенное осознание Себя. Кшемараджа верно говорит: «Если бы Высшая Реальность была только пракашей, а не одновременно и вимаршей, она была бы абсолютно бессильной и инертной». Именно это осознание Высшей Реалтности своего «Я» есть причина проявления, сохранения и «сворачивания» Вселенной. «Чит» осознает себя как «Чидрупини-Шакти». Это осознание себя в качестве «Чидрупини-Шакти» и есть Вимарша. Поэтому Вимарша называется также «парашакти», «сватантрья», «айшварья», «картритва», «спхуратта», «сара», «хридайя» и «спанда».
Сама Вимарша, сама Ичха (Воля) Божественного есть духовная энергия неизмеримой силы, которая может проявиться в любой форме — от самой тонкой до самой грубой. Сватантрья или ничем не ограниченная Самостоятельность есть характеристика Шивы по определению. Она выражает себя через Иччху (Волю), которая немедленно преображается в Джняну (Знание) или Крийю (Действие). Высшая Реальность — не только Вселенское Сознание, но также и Верховная духовная Энергия или Сила (Шакти). Это все включающее в себя Вселенское Сознание именуют также Ануттара или Абсолют.
Согласно Абхинавагупте, «если Высшая Реальность не проявляла бы себя в бесконечном многообразии, но была бы вечно замкнута в своей единственности, Она не была бы ни Высшей Силой, ни Сознанием, но чем-то вроде сосуда». («Тантралока» 3.100). Высшая Реальность, или Парама-Шива, есть «пракаша-вимарша-майя». В этом состоянии «Я» или «Это» находятся в нераздельном единстве. «Я» есть «пракаша», «Это», или Его осознание Себя, есть «вимарша». Эта Вимарша есть «сватантрья», ничем неограниченная Сила или Шакти. Вимарша не лишена содержания, так как содержит в себе все, что только может быть.
«Подобно тому, как огромное дерево баньян лишь в своей потенции скрыто внутри семени, так и вся Вселенная со всеми подвижными и неподвижными существами существует как потенция в сердце Высшего». («Паратримшика» 34). Шакти Высшего именуется «Чити», «Парашакти», либо «Паравак». Роль «Парашакти» в проявлении слова и его объекта огромна.
Парама-Шива обладает беспредельными силами, но главными среди них являются следующие:
1. Чит — сила Самораскрытия, неизменный принцип всех изменений. В этом аспекте Высшее известно как Шива. В этом аспекте Он есть чистое Сознание.
2. Ананда — Абсолютное Блаженство, называемое также «сватантрья». В этом аспекте Высшее известно как  Шакти. Чит и Ананда есть сама «сварупа» или сущностная форма Парама Шивы. Остальные аспекты  можно рассматривать как Его Шакти.
3. Иччха — Воля. В этом аспекте Он известен как Садашива или Садакхья.
4. Крийя — Действие, способность принимать любые формы и проявления. В этом аспекте Он известен как Садвидья или Шудха-Видья.
5. Джняна — Знание. В этом аспекте Он известен как Ишвара.
Космос есть просто раскрытие (унмеша) или проникновение (прасара) Высшего Шивы в качестве Шакти».  

(Свами Садашивачарья. Философская основа
«Шива-Сутры». (обзорная лекция). Сайт  www.litresp.ru.)

«Какова природа Высшей Реальности? Чтобы ответить на этот вопрос, Санкхья предполагает существование двух независимых реальностей — Пуруши и Пракрити. Таким образом, образуется дуалистическая система. Веданта принимает единую Высшую Реальность — Брахмана и затем поддерживает эту гипотезу введением другого принципа — Майи, которая является одновременно ни реальной, ни нереальной, что противоречит логике. Следовательно, Веданта еще пребывает под влиянием определенного вида дуализма. Кашмирский Шиваизм конструирует чистый монизм, который предполагает единую Реальность, имеющую два аспекта — Пракаша (буквально «свет», принцип самообнаружения), и Вимарша (буквально «опыт», самосознание, которое творит космический процесс). Оба реальны, потому что результат не может быть отличен от причины. Таким образом, Кашмирский Шиваизм соединяет дуализм Санкхьи с монизмом Веданты. Однако известно, что логика никогда не может создать безупречный монизм. Следовательно, окончательное доказательство этих двух аспектов может быть получено только через прямое переживание самадхи,
Высшая Реальность есть ядро всех вещей и всех существ. Она имеет много имен. Она именуется Чайтанья (сознание), Парасамвит (высший опыт), Парамешвара (высший Бог), Ануттара (выше которого нет ничего) и Парамашива (высший Шива). Здесь мы будем называть ее Парамашива. Хотя Парамашива пребывает по ту сторону описания, философы все-таки стремятся описать его. Он пребывает по ту сторону всех проявлений. Парамашива представлен как мужской принцип, хотя Высшая Реальность не является ни мужской, ни женской. Он находится по ту сторону ограничений формы. Он один, и он же — во всех вещах и существах. Он находится по ту сторону ограничений времени и пространства. Он вечен, бесконечен, всепроникающ. Он всезнающ, всемогущ. Он находится по ту сторону изменения, всегда остается трансцендентным и неубывающим, подобно тому как свеча, зажженная от другой свечи, не уменьшает свет первой свечи. Парамашива имеет два аспекта — Пракаша и Вимарша. Это две неразделимых стороны одной единой Реальности, подобно двум сторонам монеты, и они всегда находятся в состоянии совершенного сосуществования друг с другом.
Из множества сил Парамашивы только пять являются фундаментальными: чит-шакти, ананда-шакти, иччха-шакти, джняна-шакти и крия-шакти.
— чит-шакти была описана ранее как Пракаша, сила самообнаружения, через которую Высшее светит собой. Этот аспект известен как Шива.
— ананда-шакти — это сила абсолютного блаженства, которая абсолютно независима. Этот аспект известен как Шакти.
— иччха-шакти — это сила ощущения высочайшей способности, сила принимать божественное решение относительно того, что делать или что творить. Это сила воли Парамашивы. Этот аспект известен как Садашива, или Садакхья.
— джняна-шакти, или сила знания — сила поддержания всех объектов в сознательном отношении с собой, а также друг с другом. Этот аспект известен как Ишвара.
— крия-шакти — это сила действия, способность Парамашивы принимать любую и всякую форму. Этот аспект известен как шуддхавидья, или садвидья. Вселенная есть не что иное как проявление или экспансия Высшей Шакти. Огромное многообразие вселенной, и субъективное, и объективное, заключено в силе Высшего, так же как потенциальное многообразие дерева заключено в семени.
Высшая Реальность становится все более и более связанной через умножение себя, по мере того как нисходит до уровня физического творения. Кашмирский Шиваизм постулирует 36 категорий, дабы объяснить процесс космической эволюции, что обеспечивает наиболее полный, по сравнению с любой другой философской системой, анализ мироздания. 24 таттвы, или категории, от пракрити (материя) до Притхиви (земля) те же, что принимаются в системе санкхья, оставшиеся 12 таттв показывают, как пуруша (дух) происходит из высших таттв. Каждая таттва вытекает логически из предшествующей.
Парамашива принимает форму Шивы и Шакти, Пракаши и Вимарши во время процесса проявления. Шакти вызывает проявление мира, который включает тридцать четыре категории от Садашивы до Земли. Шива и Шакти таттвы всегда проявлены, в то время как другие таттвы подчинены процессу эволюции и инволюции. Шакти — это универсальный принцип, который вызывает проявление этих процессов. Адхьятма-Видья или Наука Самости почитается как Королевское Знание или как королевская наука или тайна. Мудрецы постигают неразрушаемую Самость, которая одна трансцендентна изменчивости мира. Цель Кашмирского Шиваизма — помочь человеку достичь этой Самости. Нет ничего отделенного или отрезанного от Нее. Самость — это высший Переживающий, который принимает формы познающего, знания, процесса познания». 

(Свами Муктананда. Введение в философию Кашмирского
Шиваизма. / Пер. А.В.Арапова. Сайт www.shaktism.narod.ru.)

«Просветленные пророки различно говорят о Едином Существующем (РигВеда), «Он есть душа; прочие боги — это члены Его тела» («Тайттирийя-Упанишада»). «Бог, облаченный в тело, есть личность; Вне этой одежды он — Верховный Бог» (Калпа-Сутра). Мистики древней Индии как факт духовного опыта постигли великую Реальность, стоящую за всем видимым, абсолютное Сознание, присущее явлениям, Единое Верховное Божество, находящееся над разнородным творением.
Каждый из Богов имеет особую, отдельную функцию, исполняемую им во вселенной, имеет отдельное поле деятельности и осуществляет руководство над отдельной областью космического царства.
Подход Тантры также является всесторонним. Она учит, что в пределах этого творения, помимо того мира, в котором живем мы, существуют иные миры и вселенные, которые, последовательно смыкаясь, простираются вдоль восходящего ряда Сознаний и планов. Есть один Верховный Бог, управляющий всем. Он осуществляет это управление посредством градации своих энергий, личностей и эманаций, вибхути, посредством иерархии богов и богинь, исполняющих порученные им функции и получающих свою власть от Верховного Бога. Они расположены на различных планах вдоль восходящего ряда Сознаний. Они индивидуальны и могут различаться по своим особым формам, украшениям, оружию и свите. Многочисленные Девата помогают человеку в его духовном росте, помогают ему подняться, решить задачу достижения вершины — Верховного Бога. Риши Вед призывали богов, расположенных на различных планах, используя Вак, живое слово Истины, несущее сознание, пришедшее из глубины, или, иначе говоря, с вершины их бытия; и боги неизменно отвечали на их зов. Согласно словам Риши, все боги пребывают в Небесном Эфире, парамам вйома, который является постоянным местом нахождения всех Рик.
Когда Риши создает обращение посредством Рик, то благодаря энергии сознания, содержащейся в Рик, он приходит в соприкосновение с Небесным Эфиром, а в Эфире — с определенным богом, излучающим вибрации, резонирующие с определенной частотой звукового символа. Сам по себе Вак — это проводник, через который бог отвечает на молитву Риши. Приняв эту ведическую теорию Вак, Тантра развила ее в целях практического использования всего того, что в Тантре известно как Мантра-Шастра, что провозглашается как великая Садхана-Шастра, практическая наука. Подтверждая существование Трансцендентального Абсолютного Брахмана, Тантра в то же время утвердительно говорит и о существовании вселенной, как проявлении Божественного. Тантристы не возражают против определения мира как Майи, если при этом присутствует ясное понимание, что Майя — это сама Божественная Мать.
«Единый жил, бездыханный. Сам Собой, и ничего не было помимо него. Вначале Тьма была покрыта Тьмой, все это был океан подсознательного. Когда вселенская сущность была скрыта разделением, тогда величием своей энергии этот Единый был рожден. Поначалу его побуждало внутреннее желание, которое было предвечным семенем ума» (Ригведа Х.129). «Когда Верховная Шакти, по своей  собственной воле принимает форму вселенной и созерцает свою собственную вибрацию, тогда возникает Чакра» («Йогини-Хридайя-Тантра» 1.9-10). «Безбрежное глубокое скопление Сознания — Блаженства включает в себя девять начал» (1.24).
У Вселенной нет другой причины. Целью является союз создателя и того, что было создано, сознательный, добровольный и свободный союз внутри Проявленного. Природа — это исполняющая Сила, именно она исполняет работу. Она принимает это творение, которое, очевидно, является полностью несознающим, но которое содержит в себе Высшее Сознание и абсолютную Реальность, и она работает так, чтобы все это могло расти, стало сознающим себя и осознало бы себя полностью.
Согласно Тантрам, особенно школе Шакта, существует единая Реальность, неизменный, невыразимый Трансцендентальный Абсолют. Это — Высшее Сияние, Пракаша. Это — Высшее, кажущееся бессознательным, но содержащее в себе семя сознания. Когда им движет его собственное побуждение проявить что-то из себя, то имеет место движение, рефлексия на себя, Идея. Как сказал провидец-поэт: «Движение без имени. Идея без мысли, Упорное, неудовлетворенное, без цели, Что-то, что желало быть, но не знало как, Что побуждало Бессознательное очнуться от Неведения». Этой рефлексии тантристы дают имя — Вимарша. Вимарша — это размышление, обдумывание, раздумье. Абсолют размышляет о себе, оценивает себя. Как образно объясняет «Камакала-Виласа», вимарша — это зеркало, в котором Пракаша рассматривает себя. Как возникает это первоначальное движение? Это происходит вследствие побуждения, желания — камы. Это очень древнее слово, используемое в знаменитых гимнах сотворения РигВеды — дерзновенном осознании пророка Праджапати Парамештхи. Это желание является желанием, осуществляющим свою волю. Ум еще не возник, поэтому Веда называет это «первичным семенем ума» — манасо ретах пратхамам. Шри Ауробиндо описывает это как безмысленную Идею, а Тантра говорит об этом как о божественной рефлексии, вимарша. Кроме того, приход желания сопровождается разделением. Движение означает, что Бесконечность должна принять границу, занять определенную область. Туччхйа — разделение на части — это слово, используемое в Веде. Тантра использует имя Кала — элемент, часть. Отсюда имя камакала, обозначающее первоначальное желание. Если мы можем назвать Пракашу изначальным Шивой, то рефлексия, скрытая в нем, Вимарша, может быть названа изначальной Шакти. Цвет Пракаши, света — чисто белый, в то время как Вимарша, выражающая деятельность и предшествующая раджа-гуне (Цвет Гун — Саттвы, Раджас и Тамас — соответственно белый, красный и черный) считается имеющей красный цвет. Как мы знаем, первый момент перехода от темноты к свету — момент рассвета — окрашен в красные тона. И Шакти в форме Вимарши, вимарша рупини, считается красной; она воистину является элементом желания, Камакала. Испытывающее желание верховное существо становится Камешварой, а импульс его желания становится Камешвари. Теперь рефлексия, этот импульс желания, создает движение, пульсацию, спанда, которая вибрирует как нада. Первоначально Нада концентрирует себя в точку. Этой точкой является бинду, семя звука. Оно содержит в себе в высококонцентрированном, могущественном состоянии двоих в одной форме Шивы-Шакти, Камешвары и Камешвари. Оно известно как пара бинду, Высшее Бинду, содержащее в себе все то, что должно быть создано. Когда оно желает проявлять, оно опускается ниже, формируя апарабинду, или Шабда-брахман. Эта Бинду, которая, кроме того, является Шивой и Шакти в одном (Для наглядности Бинду сравнивают с зерном, которое под своей сферической оболочкой содержит две семядоли), разрастается, уччхуна. Точка-сфера обретает радиус. Происходит поляризация Шивы и Шакти; происходит развертывание и возникновение еще двух Бинду, разделение Шивы и Шакти, начало творения. Все творение наполнено двойственным равновесием статичного Шивы и динамичной Шакти. Таким образом, ради проявления, из одного пара бинду появляются три Бинду. Далее мы увидим, что не все внутри творения является вполне, до конца сотворенным, полностью проявленным. Множество вещей находится в скрытом состоянии, некоторые развиты частично, а некоторые лишь начинают развиваться. В пределах проявленного одновременно находятся три состояния: скрытое, но могущественное состояние, содержащее в себе и Шиву, и Шакти; чисто статическое состояние Шивы; и чисто динамическое состояние Шакти. Таким образом, три Бинду формируют первичный треугольник, проявленное, которое есть продукт трех гун, триады, трипути, или же трех полей, трипура. Отметим, что без первоначальной рефлексии, вимарши, эта деятельность не началась бы вовсе. Из вимарши произошел нада, из нада — пара бинду, а из него — три Бинду, формирующие первичный треугольник. В силу того, что деятельность является состоянием, присущим Шакти, на различных ступенях ее нисхождения к проявлению ее называют формой Вимарши, Нада, Парабинду и Трикона (треугольник). Мы увидим, что первичный треугольник есть не что иное, как производное Вимарши. Следует отметить также и то, что вниз от Пракаши каждое равновесное состояние содержит в себе и Шиву и Шакти, неразделимых, в различных степенях концентрации. Первоначальный импульс проявления возрастает в крещендо на уровне нада, подобно раскатам грома нарастает на уровне шабда, и продолжает отдаваться эхом до тех пор, пока его ослабевшие модуляции не будут подхвачены физической речью человека. Как говорит Веда, три уровня Мира скрыты, а четвертый уровень доступен человеку в возможности членораздельной речи (P.B.I.1.164.45).
Звуки алфавита — это тот фундамент, на котором выросло здание речи и языка. Тантристы называют звуки алфавита «матрика», малыми матерями, малыми производными Великой Матери и утверждают, что «ухватывая их за хвост», можно, посредством изменения сознания достигнуть главы всех звуков, предвечного нада. Если мы взглянем на Санскритский алфавит, то мы обнаружим, что три Бинду первичного треугольника представлены соответствующими буквами. Предпоследним и последним из гласных звуков являются Ам и Ах. Точка, которая ставится, над буквой А соответствует апара-бинду, Шабда-Брахману, и многозначительно именуется «анусвара», (анустритйа сварати), носовой звук, соответствующий Нада. Когда апара бинду входит в творение, там появляются два Бинду, символизируемые двумя точками, также имеющими многозначительное имя — висарга (сарга — от сридж — оставлять, покидать: следовательно, сарга, творение, оставление Богом самого себя). Известно, что при произнесении анусвары, человек смыкает губы и сдерживает дыхание, в то время как произнесение висарги сопровождается раскрытием губ и усиленным выдохом. (Тамильский язык, который по справедливости может претендовать на чрезвычайную древность, вместо этих двух букв санскритского алфавита, Ам и Ах, имеет только одну букву, обозначающую оба звука. Она состоит из трех точек, расположенных в форме треугольника. И еще более примечательным является наименование, данное этой букве — Айдам — это точный тамильский перевод слова «вимарша»). Вот почему при создании формул, включающих в себя семена — звуки, тантристы используют и анусвару и висаргу; особенно анусвару, так как она содержит в себе потенциальную энергию проявления. Мы уже сказали, что Бинду становится треугольником. Этот процесс продолжается. Треугольник трансформируется в восьмиконечную фигуру, затем в десятиконечную фигуру, затем еще в одну десятиконечную фигуру, а затем в четырнадцатиконечную фигуру и так далее. Результатом этого является появление Шри-Чакры. Таким образом, сутью осуществляемых первичным треугольником самопреобразований, через системы линий, треугольников, окружностей и квадратов к форме великой Шри-Чакры, является ни что иное, как проявление Высшего Сознания на его различных уровнях. Вот почему Тантры говорят, что Шри-Чакра является безграничным скоплением глубокого Сознания — Блаженства, чидананда-гханам махат. Шри-Чакра вступает в бытие, когда Верховная Шакти по своей собственной воле принимает форму вселенной и смотрит на свои собственные пульсации. Если углубиться в суть этого появления, то Шри-Чакра является лишь формой Камакалы, изначального Божественного Желания. («Йогини-Хридайя»). Таким образом, мы видим, что Шри-Чакра является планом проявления, начертанным божественным конструктором на Безграничном, планом Трансцендентного, символом, образом возвышенных истин.
Мистики древней Индии как факт духовного опыта постигли великую Реальность, стоящую за всем видимым, Абсолютное Сознание, присущее явлениям, Единое Верховное Божество, находящееся над разнородным творением. И в то же время они осознали, что Энергии и Личности Единого Бога отличны, отделены от Него в своем назначении и в своих действиях, и что Множество не менее реально, чем Единое. Например, мудрецы Вед утверждали, что Единое, Бог-Творец, давая рождение различным богам и богиням, проявляет тем самым вселенную как Множество, находящееся вне Его собственного бытия. Точно так же, как каждое звено цепи занимает свое место, как каждый орган имеет свое место в теле, так и каждый из космических Богов, имеющий свою долю в жертвоприношении, занимает свое священное место в общей системе. Каждой части Божества, предложенной как жертва космическому творению, дано право получать свою долю во внутреннем жертвоприношении, совершаемом человеком, и для полного достижения целей великой работы необходимо удовлетворение всего тела творящего Пуруши. Каждый из Богов имеет особую, отдельную функцию, исполняемую им во вселенной, имеет отдельное поле деятельности и осуществляет руководство над отдельной областью космического царства».   

(С.Шанкаранарайан. Шри-Чакра  (очерки по
индусскому мистицизму). Сайт www.yoga-shambhu.ru.)

«Глава 3. Природа универсального проявления — игра Универсального Сознания. Что есть природа проявления Высшей Реальности? Санкхья, Веданта и Кашмирский Шиваизм признают существования проявленного мира. Но, как это объяснено кратко в Главе 1, каждая из них дает различную интерпретацию взаимоотношения между Высшей Реальностью, или Чистым Сознанием, и проявленным миром материи. Кашмирский Шиваизм утверждает, что следствие не может быть отлично от своей причины. Мир материи — это только игра сознания, другая его форма, подобно тому, как паутина, сплетенная пауком, является частью его собственной субстанции в другой форме. В этой системе процесс проявления сознания именуется абхаса (сияющее). Это основано на вере в то, что Высшая Реальность никогда не изменяется, но всегда остается трансцендентной и неуменьшающейся.
Какова природа Высшей Реальности? Чтобы ответить на этот вопрос, Санкхья предполагает существование двух независимых реальностей — Пуруши и Пракрити. Таким образом, образуется дуалистическая система. Веданта принимает единую Высшую Реальность — Брахмана и затем поддерживает эту гипотезу введением другого принципа — Майи, которая является одновременно ни реальной, ни нереальной, что противоречит логике. Следовательно, Веданта еще пребывает под влиянием определенного вида дуализма.
Кашмирский Шиваизм конструирует чистый монизм, который предполагает единую Реальность, имеющую два аспекта — Пракаша (буквально «свет», принцип самообнаружения), и Вимарша (буквально «опыт», самосознание, которое творит космический процесс). Оба реальны, потому что результат не может быть отличен от причины. Таким образом, кашмирский Шиваизм соединяет дуализм Санкхьи с монизмом Веданты.
Окончательное доказательство этих двух аспектов может быть получено только через прямое переживание самадхи.
Высшая Реальность есть ядро всех вещей и всех существ. Она имеет много имен. Она именуется Чайтанья (сознание), Парасамвит (высший опыт), Парамешвара (высший Бог), Ануттара (выше которого нет ничего) и Парамашива (высший Шива). Здесь мы будем называть ее Парамашива. Хотя Парамашива пребывает по ту сторону описания, философы все-таки стремятся описать его. Он пребывает по ту сторону всех проявлений. Парамашива представлен как мужской принцип, хотя Высшая Реальность не является ни мужской, ни женской. Он находится по ту сторону ограничений формы. Он один, и он же — во всех вещах и существах. Он находится по ту сторону ограничений времени и пространства. Он вечен, бесконечен, всепроникающ. Он всезнающ, всемогущ. Он находится по ту сторону изменения, всегда остается трансцендентным и неубывающим, подобно тому, как свеча, зажженная от другой свечи, не уменьшает свет первой свечи.
Парамашива имеет два аспекта. Это две неразделимых стороны одной единой Реальности, подобно двум сторонам монеты, и они всегда находятся в состоянии совершенного сосуществования друг с другом. Парашакти — высшая сила. Высшая Реальность — это не только универсальное сознание, но и универсальная психическая энергия или сила. По этой причине она описывается как и трансцендентная, и имманентная. Из множества сил Парамашивы только пять являются фундаментальными: чит-шакти, ананда-шакти, иччха-шакти, джняна-шакти и крия-шакти.
Чит-шакти была описана ранее как Пракаша, сила самообнаружения, через которую Высшее светит собой. Этот аспект известен как Шива.
Ананда-шакти — это сила абсолютного блаженства, которая абсолютно независима. Этот аспект известен как Шакти.
Иччха-шакти — это сила ощущения высочайшей способности, сила принимать божественное решение относительно того, что делать или что творить. Это сила голи Парамашивы. Этот аспект известен как Садашива, или Садакхья.
Джняна-шакти, или сила знания — сила поддержания всех объектов в сознательном отношении с собой, а также друг с другом. Этот аспект известен как Ишвара.
Крия-шакти — это сила действия, способность Парамашивы принимать любую и всякую форму. Этот аспект известен как шуддхавидья, или садвидья. Вселенная есть не что иное, как проявление или экспансия Высшей Шакти. Огромное многообразие вселенной, и субъективное, и объективное, заключено в силе Высшего, так же как потенциальное многообразие дерева заключено в семени.
Пракаша, или трансцендентный аспект Парамашивы, или чистого сознания, существует как логическая необходимость, поскольку должен существовать предел, за которым анализ не может быть продолжен (Анутара), дабы избежать логической ошибки регресса до бесконечности. Так как что-то не может произойти из ничего, эта Высшая Реальность должна содержать вещи во всей полноте. Следовательно, чтобы быть способной к ощущению и переживанию, она должна быть Универсальным Сознанием. Этот аспект Универсального Сознания технически называется в Кашмирском Шиваизме Чит. Чтобы быть способной к радости, она должна быть универсальным блаженством. Оно называется ананда. Чтобы быть способной к желанию, она должна быть универсальным желанием. Оно называется иччха. Чтобы быть способной к знанию, она должна быть универсальной сознательностью, которая называется джняна. Чтобы быть способной к действию, она должна быть универсальным действием, которое называется крией. Технический термин, используемый для описания вечной сущности, в которой все вещи пребывают, — чайтанья, который означает неизменный аспект Чистого Сознания, универсальную сознательность или дух. Она технически определяется как Сат-Чит-Ананда, то есть бытие-сознание-блаженство. Это не значит, что бытие есть сознание блаженства, но что бытие есть сознание и блаженство как таковое. Это представляет совершенные условия высшего идеала, когда природа пребывает в себе, когда нет желания, которое должно быть удовлетворено, когда нет ощущения необходимости куда-то двигаться. Это трансцендентное условие универсальной потенциальности.
Какова причина первого движения, или импульса творения? Санкхья говорит, что оно происходит от соединения Пуруши и Пракрити, но не дает объяснения этому соединению. Веданта утверждает, что только сознательный деятель может привести Универсальное Сознание в движение, и, таким образом, она постулирует существование Брахмана, или Высшего Господа. Обе системы показывают, где возникает начальный импульс, но не объясняют, как. Кашмирский Шиваизм отвечает на этот вопрос, утверждая, что в сознании вечно чередуются две фазы — покой и действие, т.е. Пракаша и Вимарша.
Фаза Пракаши — это период потенциальности, технически именуемая пралайя, или поглощение. Это пассивная фаза сознания. Здесь все формы проявленной вселенной растворены, и их сущность поглощена Универсальным Сознанием. Во время периода потенциальности, пралайи, все проявленное дремлет, подобно тому как свойства мангового дерева дремлют в манговом семени. После периода латентности универсальные семена начинают прорастать, и сознание становится активным. Активная фаза сознания именуется сришти, или творение вселенной. Эта фаза проявления также называется абхаса (корень «бхас» означает «проявление», или «свечение», следовательно, это слово значит «сияющее»).
Каждая фаза действия производит семена потенциальности, которые прорастают во время периода покоя и вызывают следующую фазу действия, подобно тому как цветение мангового дерева производит семя, из которого вырастает новое дерево.
Этот периодический ритм сознания называется Спандой и не имеет ни начала, ни конца. Его движение управляется законом кармы, который основан на том принципе, что каждое действие вызывает реакцию. Он широко известен как закон причины и следствия. Другими словами, первое движение сознания — это реакция, порожденная предыдущим действием. Вся природа регулируется этим универсальным законом.
Философия Кашмирского Шиваизма может быть лучше понята посредством тщательного изучения этого принципа Спанды. Спанда — это энергия, которая наполняет вселенную во время процесса ее эволюции и инволюции. Спанда — это сознание, импульс, вибрация, бесконечная сила, из которой возникает все, что существует. Это источник универсальной энергии, которая проявляет себя в страхе, радости и гневе, и которая пульсирует в слове и мысли. Когда человек захвачен экстазом, радостью или гневом, он переживает Спанду. Спанда — это Высшая Универсальная Сила, которая образует все проявления. Причина неотлична от следствия, хотя следствие выглядит отличным. Спанда — это первое движение воли, начальный толчок духа.
В «Кена-Упанишаде» ученик спрашивает своего учителя: «Кто направляет ум к его объекту? Кто является причиной действия праны, или жизненной силы? Кто заставляет человека говорить? Как Бог творит действие глаз и ушей?». Учитель отвечает, что Высшая Сознательная Сила, или Спанда, является источником всех действий, просвещения и проявления, но остается невовлеченной во все это. Следовательно, посредством этой Универсальной Сознательной Силы глаза видят, уши слышат, ум думает, интеллект схватывает, метаболизм происходит и планеты движутся.
Сила Спанды — это динамический аспект трансцендентной Реальности. Эта Реальность есть источник всех сил проявления и действия. Через интроспекцию ученик может пережить внутреннюю движущую силу Спанды.
Абхинавагупта, великий учитель Кашмирского Шиваизма, утверждает, что Спанда — это необъективированное желание, которое ведет сознание к ощущению неполноты. Это первая стадия сознания перед его кристаллизацией в мыслительный процесс. Сомананда, другой великий учитель Кашмирского Шиваизма, говорит, что в момент, когда сознание впервые начинает производить множественность, имеет место начальное движение воли. Интеллект вибрирует в изумлении, и целое, или Шива, развертывается. Хотя Спанда выражается различными путями, в соответствии с частным движением, в котором она проявляется, Рамакантха, автор комментария на Спандакарику, употребляет его в специальном значении внутреннего ритма эстетического духовного переживания. Это может быть описано как вспышка мысли, или внутреннее восприятие, такое, как удовольствие или боль. Он также употребляет этот термин в смысле необъективированного желания.
Все действия могут быть представлены как выражение человеческой воли. Непосредственно перед началом действия человек ощущает некоторое движение в себе. Мирское действие, следовательно, едино по причине единства воли и цели. Спанда — это первый момент воли, начальное движение духа или первое волнение Чистого Сознания в процессе пяти действий: проявление, существование, растворение, сокрытие и дарование милости.
Спанда не может быть понята посредством интеллектуальной интерпретации метафизических идей. Она может быть постигнута только через внутреннее наблюдение. Человек может наблюдать внутри себя различные изменения, которые имеют место в процессе удовлетворения намерения или желания.
Спанда — это сила сознания, которая вдыхает жизнь в физические чувства, которые иначе оставались бы инертными. Эта сила может быть понята человеком, который наблюдает свою собственную природу. Спанда оживляет чувства и является источником процессов творения, существования и растворения. Каждый природный феномен возникает благодаря этой самой силе. Человек может наблюдать свой процесс мышления так же, как различные моменты в процессе исполнения желания и, таким образом, наблюдать Спанду в действии. Когда человек думает об одном аспекте какой-либо идеи, другой аспект этой идеи немедленно возникает в его уме. В этом процессе промежуточная точка между двумя мыслями называется унмеша.
Современные ученые говорят об этом в своей собственной терминологии. Они называют это измененным состоянием сознания, или состоянием высшего сознания. Они утверждают, что все во вселенной действует как маятник, который движется от одной точки покоя до другой. Другими словами, вся материя вибрирует. Эта точка покоя весьма динамична, т.к. в ней имеет место изменение направления движения. В этой точке оно действительно прекращается на долю микросекунды и затем вновь возникает. Это значит, что мы имеем систему, в которой вся наша реальность существует на основе «включения» и «выключения». Во время периода «выключения» мы расширяемся и ощущаем всю вселенную, затем мы сокращаемся и продолжаем находиться в нашей обычной реальности так, как будто бы ничего не произошло.
Ищущий должен познакомиться с этой точкой поворота, которая является основой всех его мыслей и образов. Он может ощутить сознательную силу, которая вызывает мгновенный переход от одного образа к другому. Различные образы преходящи, но их источник, который проникает их все, не изменяется.
В состоянии Чистого Сознания Спанда, или принцип энергии, существует как принцип активности. Наслаждение и боль, воспринимающий и воспринимаемое, все вещи проистекают из Высшего Принципа Спанды. Единственная реальность, которая существует — это собственная Сущность человека, которая существует в форме энергии Спанды.
Спанда может быть наблюдаема в эмоциональных изменениях, которые имеют место в проявлении высших уровней сознания, таких, как «рупа», «раса», «нада» и «бинду». «Рупа» означает форму, которая способна порождать приятную реакцию. «Раса» — это эстетический аспект сознания, который проявляется спонтанно в поэтическом выражении. «Нада» — это недифференцированный источник тонкой внутренней речи, которая включает все слова и их значения. «Бинду» — это форма света, которая всецело субъективна и которая является материальной причиной чистого творения. Спанда может быть наблюдаема в проявлении всех этих форм». 

(Свами Муктананда. Философия Древних Вед,
Тантра и Шиваизм. Сайт www.shantira.narod.ru.)

«Метафизика является достаточно хорошо разработанной областью индуистской тантрической философии. Категории и понятия метафизики имеют ключевое значение для тантрической мысли. Именно они затрагивают тот идеальный уровень, достижение которого представляет собой высшую цель для последователей Тантры. И, несомненно, самые важные метафизические идеи связаны с проблематикой Высшей Реальности.
С точки зрения тантрических мыслителей, в основе вселенной находится одушевляющий ее абсолютный принцип, Высшая Реальность (далее — ВР). Единого санскритского термина, которым обозначается ВР, не существует, в тантрических текстах употребляются самые разные понятия, метафоры и эпитеты. Безусловно, подобный плюрализм связан с невозможностью адекватным образом охватить все многообразие аспектов, относящихся к ВР, что, в свою очередь, порождает множество подходов рассмотрения этой проблематики. Впрочем, чаще остальных при обозначении ВР употребляется слово «Брахман» («Парабрахман»), которое вбирает в себя практически все коннотации, связанные с ВР.
Многообразие определений и описаний ВР удобно разбивать на три типа — апофатический, катафатический и апофатико-катафатический. Обращение к тому или иному типу обусловлено разными установками авторов тантрических произведений. Скажем, если ставится цель показать полное несходство ВР и «относительной реальности» (ОР), прибегают к апофатике, т.е. к наделению ВР отрицательными характеристиками. Если же автор стремится подчеркнуть то, в чем именно заключено превосходство ВР над эмпирическим миром, тогда он использует «положительные» характеристики. Наконец, демонстрируя глобальность и всеобъемлемость ВР, уместность по отношению к ней любых характеристик, он обращается к третьему типу описания. Апофатически понятая ВР есть реальность запредельная, трансцендентная; катафатически истолкованная ВР есть предел реальности, выше которого ничего нет; собственно, само понятие «высшей реальности» целиком и полностью укладывается в катафатический контекст. Апофатико-катафатическая реальность есть полнота универсума. Существенно, что в одном и том же тантрическом тексте, подчас даже в одном предложении, могут встретиться все три подхода к описанию ВР. Несмотря на то, что обычно эти подходы к описанию ВР тесно переплетены, уместно рассмотреть их по отдельности.
Апофатика. Апофатический способ предполагает частое использование санскритских префиксов отрицания, прежде всего «а» («ан») и «нир» («них», «ниш»). ВР предстает как непревзойденная (ниратишая), недвойственная (адвая), неделимая (абхеда), немыслимая (ачинтья, аманаска), невыразимая в слове (авакья, ашабда), не имеющая частей (нишкала), качеств (ниргуна), формы (арупа, ниракара), имени (анама), активности (нишкрия). Она неподвижна (ачала) и независима (нирапекша), не рождается и не умирает. Очевидно, что называть все это «характеристиками» можно только с большой долей условности, как дань традиции и научной пытливости: они характеризуют не саму ВР как таковую, но лишь факт ее отдаленности от ОР — делимой, двойственной, имеющей части и т.д. Это не свойства в обычном их понимании, т.е. как некие признаки вещей эмпирической действительности. Скорее, это «не-свойства», или даже «анти-свойства», которые «свойственны» ВР в той мере, в какой она удалена от всех обычных наименований и оценок. В этом смысле можно говорить о ВР как своего рода «ничто», в котором нет ничего из того, что есть в эмпирическом мире. В «Виджняна-Бхайрава-Тантре» (44 и cл., 58) используется термин шунья (пустота), показывающий невозможность адекватно характеризовать ВР. Впрочем, как полагают последователи Тантризма, хотя и нельзя рационально понять и точно определить ВР, ее можно «реализовать», т.е. выйти на такой уровень сознания, на котором достигается тождество относительного и абсолютного начал.
Катафатика. Множество слов используется в тантрических текстах для позитивного определения ВР — например, высшее постоянство, вечность (нитьятва), единство (экатва), свободная воля, не встречающая никаких преград (сватантра), бытие-сознание-блаженство (сат-чит-ананда), высшая истина (сатья). Для ВР характерны всезнание (сарваджнята), вседелание (сарвакартритва), всепроникновение (сарвавьяпти). Так понятая ВР часто персонифицируется в образе какого-либо божества, который становится тем самым объектом религиозного почитания и йогического созерцания.
Апофатика-катафатика. ВР содержит в себе «всё» (сарва), это высшая полнота (пурната), вне которой ничего нет. Она одновременно ниш- и са-кала (т.е. «без частей» и «с частями»); нир- и са-гуна (без качеств и с качествами); трансцендентна (вишвоттирна) и имманентна (вишвомая). Она имеет природу «двуликого Януса», т.е. содержит и принцип Шивы, и принцип Шакти, о которых будет идти речь ниже. К этому же способу описания можно отнести такие случаи, когда ВР рассматривается не столько как содержащая в себе пары оппозиций, сколько как полностью их превосходящая. Так, в трактате «Сиддха-сиддханта-паддхати», созданном в рамках шиваитской школы Натха, об этом говорится следующим образом: «Одни стремятся к недвойственности, другие стремятся к двойственности, но высшая реальность (парататтва) не имеет отношения к противоположности двойственного и недвойственного».
Три вышеназванных типа описания-определения ВР суть самые общие методические приемы вычленения и систематизации ее характерных черт, положительных либо отрицательных. Однако можно исследовать данную тему и под иным углом зрения, так, чтобы ВР предстала не как «матрица» тех или иных определений, но как некое содержательное единство, освещенное в соответствующем контексте. Иначе говоря, ВР может быть рассмотрена через какое-либо ключевое понятие, или совокупность понятий, что позволяет не просто перечислять характерные элементы ВР, но тем или иным образом структурировать их. Методологически этот способ рассмотрения вписывается, по всей вероятности, в рамки катафатики.
Прежде всего, ВР может быть истолкована как высшее сознание и как сфера божественного. Условно говоря, допустимо выделять «когнитивный» и «теистический» контексты рассмотрения ВР. В тантрических текстах оба этих контекста, разумеется, очень тесно переплетены.
Высшая Реальность как высшее сознание. ВР есть абсолютное, высшее сознание (самвит, чайтанья, чит, чити и т.п.), выходящее за пределы оппозиции «сознающий субъект — сознаваемый объект», поскольку такое сознание включает в себя и объект как собственную часть. ВР есть высшее «я» (ахамта), содержащее в себе потенциальное «то» (идамта), из которого развертывается на соответствующем этапе весь универсум. Это чистейшая и самосветящаяся сущность; она есть своего рода «зеркало», в котором отражаются все объекты мира — после того, как станут «манифестациями» сознания (т.е. возникнут из него). Кашмирский философ XI в. Кшемараджа пишет в трактате «Пратьябхиджня-хридая»: «Не встречающее препятствий сознание есть источник совершенства вселенной». Высшее сознание превышает любые временные и пространственные ограничения; напротив, оно само есть источник времени и пространства. Это тотальная недуальность, которая охватывает форму и бесформенное, бытие и небытие, добро и зло; это полнота, за пределами которой ничего нет; это нируттарасахаджа, спонтанность без однообразия, единое и единственное сознание.  Сознание — не пассивный созерцатель (сакшин) происходящего, оно в высшей степени активно и способно творить вселенную, а также поглощать ее в конце космического цикла.
Гопинатх Кавирадж, индийский ученый и мыслитель XX в., опираясь на тантрические философские тексты, устанавливает три вида отношений между высшим сознанием и относительным миром: 1) самвит один, и мир отсутствует в нем (стадия чит); 2) мир «сияет» в самвите, однако не проецируется вовне (ананда); 3) все остается тем же, но при этом мир еще и проецируется вовне (иччха). При этом самвит в каждом конкретном случае остается одним и тем же, не омраченный ничем. Поэтому он называется еще нирвикальпа, т.е. «свободный от викальп» — различающих мыслеобразов, которые присутствуют только в состояниях обыденного сознания, разделяющего единую сферу опыта на субъективное и объективное. Метафорически самвит описывается как «солнце сознания».
Несмотря на то, что идея абсолютного единства ВР — постоянный рефрен тантрических сочинений, не менее часто в них говорится и о том, что такое единство есть органичное соединение двух аспектов. Тем самым оказывается, что ВР представляет собой динамичную структуру из двух элементов; она «биполярна». «Представление о биполярной структуре высшего начала — одно из ключевых в тантрической спекуляции», полагает голландский ученый Т.Гудриаан (Gupta S., Hoens D. J., Goudriaan T. Hindu Tantrism. Leiden-Koln, 1979. Р. 54).
Эта двоичность просматривается в различных способах описания ВР, в том числе и в контексте абсолютного сознания. Два аспекта высшего сознания — пракаша и вимарша. В сущности, то, что говорилось выше применительно к проблематике единого сознания, относится именно к аспекту пракаши. Пракаша — это бесконечно льющийся трансцендентный свет сознания. Это единство бессодержательных, непроявленных форм, коллективное целое (сампиндана) всех категорий сущего. В этом «древнем» свете (пуранапракаша) все вещи каждый момент выглядят новыми и свежими. Пракаша — вечное «теперь» (вартамана). Он всегда открыт, всегда пребывает неизменным, и мир объектов никоим образом не способен как-то воздействовать на него, изменить его.
Пракашей в широком смысле слова является любая вещь, которая излучает свет (например, солнце, светильник и даже драгоценный камень). В этом отношении пракаша сознания, будучи началом довольно инертным, мало чем от них отличается. Пракаша бессилен без другого аспекта — вимарши, благодаря которой сознание в полной мере становится личным божеством, деятельной и живой сущностью мира. Кашмирский мыслитель Утпаладева пишет в своих «Ишвара-пратьябхиджня-кариках» (I.5.11): «Вимаршу знают как сущность сознательной манифестации; в противном случае свет сознания, при воздействии на него со стороны объекта, был бы бессознательным, словно хрусталь и другие [прозрачные неодушевленные объекты]». Вимарша тесно связана с пракашей, «погружена» в него. Вимарша — такой аспект абсолютного сознания, в котором оно знает само себя и проявляет себя вовне; это аспект творческого самосознания. Вимаршу можно понять также как концентрированную силу сознания, способность света отражаться в самом себе как в зеркале; это полнота (пурната), всезнание абсолютного и даже его эстетический восторг (чаматкара).
Н.В.Исаева характеризует вимаршу как «спектр внутренних потенций сознания, своего рода динамическое самоосознание, которое проявляется как желание знать, внутреннее побуждение переступить через свои границы, внутренняя динамическая саморефлексия» (Исаева Н.В. Слово, творящее мир. От ранней Веданты к кашмирскому Шиваизму. М., 1996. С. 78). Самосознание делает высшее сознание активным: созерцая свою собственную природу, сознание приобретает форму всех уровней сущего, от тончайшего до самого грубого. Если пракаша есть чистая континуальность и в нем нет никаких частей, то вимарша одновременно и не имеет частей, и имеет их; благодаря этому ее парадоксальному статусу становится возможным появление мира множественности. Приводившееся выше изречение Кшемараджи о Сознании как источнике вселенной относится именно к вимарше, о чем он сам говорит в автокомментарии: «Божественное Сознание, не встречающее преград, имеет форму высшей вимарши, неотделимой от Господа Шивы <…> Когда эта [вимарша] «открывает глаза», появляется вселенная, а когда «закрывает» — исчезает». Принятие категории вимарши отличает тантрическую философию от философии Адвайта-Веданты, в которой абсолют рассматривается вне деятельностного контекста.
В такой школе кашмирского Шиваизма, как Спанда, абсолютное сознание рассматривается через призму понятия «вибрации», «тонкого движения» (спхуратта, спанда), практически совпадающего с понятием вимарши. По словам кашмирского мыслителя Утпадалевы («Ишвара-пратьябхиджня-карики», I.5.14), «это сознание есть вибрация, высшая реальность (махасатта), лежащая за пределами времени и пространства». Спанда — это спонтанная творческая «пульсация» абсолютного начала, вечный космический ритм, отдельными «тактами» которого оказываются появление и исчезновение вселенной (либо какие-то ее части). Этот ритм может быть понят как колебание между «страстью» (рага) абсолюта к творению и «бесстрастием» (вирага) eго к сотворенному миру. С другой стороны, спанда — это внутренняя вибрация сознания в смысле его чистой восприимчивости, которая, в свою очередь, образует его познавательную (джнятритва) и деятельную (картритва) стороны. Кшемараджа понимает спанду как абсолютную божественную спонтанность (сватантрья) бога, имеющую природу парашакти. Бог по своей сущности неподвижен, поэтому все динамические процессы отдаются во власть его сознательной энергии. Хотя спанда не есть нечто внешнее, она показывает себя словно бы во внешнем многообразии, пишет Кшемараджа в «Спанда-нирнайе», своем комментарии к «Спанда-карике» (шл. 1).
Подобно тому как пульсирующее в живом организме сердце представляет его естественный центр, так и вибрирующая вимарша-спанда оказывается «сердцем» (хридайя) ВР. В том же пассаже из «Ишвара-пратьябхиджня-карики» (I.5.14) сказано далее: «Составляя внутреннюю сущность [абсолютного начала], она называется сердцем великого Господа».
В совокупности обоих своих аспектов высшее сознание есть пракаша-вимарша-майя, т.е. имеющее форму пракаши и вимарши, органично дополняющих друг друга. Кроме того, в текстах Тантризма высшее сознание представлено и как высшая речь (паравак): в этом случае о нем говорится как о недифференцированном единстве протоментальных и протовербальных аспектов, дифференциация которых совпадает с процессом космогенеза.
Теистический контекст. Этот контекст обусловлен уже самим прагматичным характером Тантрической традиции, которая старается конкретизировать и символизировать абстрактные философемы. Г.Циммер замечает, что «в Тантре теистический момент фактически затмевает абстрактный идеал бесформенного Брахмана (ниргуна-брахман) в пользу Брахмана-с-качествами (сагуна-брахман), Господа, личного Бога» (Zimmer H. Philosophies of India. London, 1953. P. 568).  Хотя и не все исследователи соглашаются с тем, что тантрические божества поддаются теизации, (так, Н.Н.Бхаттачарья (Bhattacharyya N.N. History of the Religion. Manohar, 1982) полагает, что Тантра, в силу своих гетерогенных истоков, не могла в полной мере установить теизм (P. 24). Автор связывает теизм с поклонением трансцендентному Богу-творцу, полагая, что идея так понятого Бога отрицается тантристами, которые рассматривают собственное тело как мир со всеми его сакральными объектами, духами и божествами) все-таки эта тенденция имела место. Иначе, наверное, для тантристов не было необходимости разрабатывать большое количество ритуальных практик, обращенных к конкретным формам и «манифестациям» многочисленных личных божеств.
Применительно к теистическому контексту необходимо учитывать конфессиональную специфику конкретной тантрической традиции или школы. Так, если это одна из школ Шиваизма, то ВР может называться, например, Парамешана, Парамешвара, Парамашива и т.п., т.е. как абсолютный Шива. Школы шактов, обычно тесно связанные с Шиваизмом, могут либо принимать эту точку зрения, либо на первый план выводить образ Парашакти, или высшей Шакти. Вишнуитские тантристы, соответственно, говорят о высшем Вишну (Нараяна), и т.д.
Далеко не все аспекты (образы, контексты и т.д.) Высшей Реальности, исследованные тантрическими мыслителями, оказалось возможным осветить в данной статье. Однако мы надеемся, что уже из представленного материала становится очевидным, насколько значима проблематика ВР в метафизике индуистского Тантризма. Фактически, она является основой для любых размышлений философского характера, встречающихся в тантрических текстах. ВР может описываться апофатически, катафатически или смешанным образом, в зависимости от установок тантрических авторов. Кроме того, она может быть рассмотрена в том или ином контексте, например, когнитивном или теистическом. Однако всегда следует помнить об условности любых подходов к высшему началу и о полной невозможности подлинного ухватывания его сути, находясь на уровне логической аргументации, рационального рассуждения. Из всего написанного авторами тантрических текстов о ВР можно сделать вывод, что статус ее совершенно парадоксален — это, впрочем, не означает, что ВР не может быть «реализована» в соответствии с техниками, принятыми в конкретной тантрической школе. В противном случае все эти описания и рассуждения не имели бы никакого смысла». 

(Пахомов. С.В. Представление о высшей реальности в философии
индуистского Тантризма. (Ж. «Вопросы философии». 2006. №5. с.149-159)

* * *

N 36. 01.09.15г.

продолжение см. в Статье 3.12.4. Что такое Ишвара-Пранидхана? (ч.4).