Статья 3.12.1. Что такое Теология и Богословие? (ч.1).

«Слово «теология» (русский вариант — «богословие») употребляется нами за неимением лучшего термина. Богословие в собственном смысле — достояние таких религий, как Христианство и Ислам (и, вероятно, Иудаизм)… <…>. Напротив, в индо-буддийском мире собственно богословия, или теологии, не существовало вовсе (это равным образом относится и к нетеистическим религиям). По существу, богословие и философия полностью совпадали; при этом нельзя сказать, что в Индии или Тибете существовали только богословие или только философия. Скорее, там имело место нечто весьма специфическое, отличное и от того, и от другого (в том смысле, в каком мы привыкли говорить о философии и теологии применительно к средиземноморским культурам). Удобнее всего, пожалуй, называть это явление религиозной философией, хотя в разных школах и направлениях элементы философии и теологии сосуществовали в разных пропорциях. (Мы полностью разделяем теорию структурного полиморфизма религиозно-философских учений Востока, разработанную В.И.Рудым и Е.П.Островской)… <…>. В целом же под теологией мы будем понимать любую форму теоретической рефлексии на религиозную доктрину (догматику). Под религиозной доктриной, в свою очередь, мы будем понимать набор базовых идеологем, мировоззренческих определений и сотериологических воззрений, образующих фундамент того или иного религиозного учения. <…>. Религиозная доктрина является более или менее непосредственной рационализацией того глубинного опыта, который лежит в основе религии, своего рода выводом из этого опыта. Но о проблеме «религиозный опыт – доктрина» мы будем специально говорить в другом месте. Теология же представляет собой рефлексию на доктрину, попытку ее систематического и рационального осмысления. <…>.
Особым случаем является так называемая мистическая теология, в значительной степени базировавшаяся на трансперсональных переживаниях… Ислам также хорошо знает мистическое богословие, которым, собственно, и было умозрение суфиев, отличное как от собственно богословия (калам), так и от рациональной философии восточных перипатетиков. После краткого периода подозрительности ортодоксия в полной мере признала ценность суфийского опыта и умозрения.
В Иудейской Традиции роль мистического богословия в значительной степени играла теоретическая Каббала, также отличавшаяся от талмудической экзегезы и от рациональной теологии, возникшей в Средние века по образцу исламской школы философов. Каббала рассматривалась как высшее эзотерическое и сокровенное знание и тайная премудрость.
Но все предлагаемые нами выводы будут неполными, если мы не обратимся к рассмотрению проблемы трансперсонального религиозного опыта и культуры» (см. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и тpанспеpсональные состояния. СПб. ПВ. 1998г. 384 стр.).

* * *

1. ТЕОЛОГИЯ / БОГОСЛОВИЕ НА ВОСТОКЕ.

«Теология — учение о Боге и толкование текстов откровения. Боги политеизма признаются во всех даршанах, но они подвержены закону кармы, находятся в пределах сансары и суть просто более могучие и счастливые сравнительно с людьми существа. Верховное божество отрицается в атеистических системах философии — мимансе (отвергающей реальность даже ведийских богов) и Санкхъе. В Йога-даршане Патанджали признается господь (Ишвара) как особый индивидуальный дух, не подверженный закону кармы, предвечный и всеведущий. Он служит образцом для йога. Вверение ему всех своих дел есть одно из средств достижения самадхи (неясно почему, и, возможно, это просто констатация фактов духовного опыта теистов, без выражения своего отношения к нему). В Нъяе и Вайшешике Бог есть личное совершенное существо, праведное, всеведущее и сосредоточенное. Он действует во благо создаваемых им существ, периодически творит и разрушает миры для них. Выдвигаются доказательства бытия Бога. В Веданте предложены многочисленные варианты теологии. Адвайта понимает Бога как безличное единое; господь — творец мира ею признается условно реальным. В теистических школах Веданты Бог мыслится как демиург, вечный дух, управитель мира, творящий мир из материи; души же вечны, как и он. Аналога библейскому творению из ничего нет. В Вишнуизме (в Шиваизме меньше распространено) есть учение о «нисхождении» Бога в мир ради блага существ (аватара), к которому Бог прибегает в опасные для мира эпохи. Есть представление и об имманентном, и о трансцендентно-имманентном Боге. Бог как верховное существо всегда строго отличается от старых политеистических божеств; для обозначения их употребляются разные санскритские слова. (А.Парибок)». 

(Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь.
М.Ф.Альбедиль, А.М.Дубянский. М. Республика.1996г.)

«Религия и Теология. Слово «теология» (русский вариант — «богословие») употребляется нами за неимением лучшего термина. Богословие в собственном смысле — достояние таких религий, как Христианство и Ислам (и, вероятно, Иудаизм), поскольку, во-первых, это теистические религии, в которых любая рефлексия на доктрину должна была с неизбежностью принять форму рассуждений о природе Бога, а во-вторых, эта форма теоретической рефлексии достаточно четко (хотя и не всегда) отделялась от философии, даже от религиозной. В христианской Европе это стало совершенно очевидным с эпохи Нового времени, особенно после того, как И.Кант развенчал претензии теологии (впрочем, как и метафизической философии) на статус науки. В Исламе изначально существовало различие между богословскими школами (калам) и философией (фалсафа), причем отношения между ними отнюдь не всегда были безоблачными.
Напротив, в индо-буддийском мире собственно богословия, или теологии, не существовало вовсе (это равным образом относится и к нетеистическим религиям). По существу, богословие и философия полностью совпадали; при этом нельзя сказать, что в Индии или Тибете существовали только богословие или только философия. Скорее, там имело место нечто весьма специфическое, отличное и от того, и от другого (в том смысле, в каком мы привыкли говорить о философии и теологии применительно к средиземноморским культурам). Удобнее всего, пожалуй, называть это явление религиозной философией, хотя в разных школах и направлениях элементы философии и теологии сосуществовали в разных пропорциях. (Мы полностью разделяем теорию структурного полиморфизма религиозно-философских учений Востока, разработанную В.И.Рудым и Е.П.Островской. Из последних работ см. их разделы в книге «Буддийский взгляд на мир» (СПб., 1994), особенно с. 5-7).
Так, в рамках Брахманизма удельный вес теологии был весьма незначительным в Ньяе или Санкхье и очень ощутимым в Веданте (особенно в «персоналистских» ее вариантах), а в поздних вишнуистских и шиваистских сиддхантах он, безусловно, возрастает. Буддийская мысль была еще менее «теологизирована», нежели индуистская (хотя сам термин «теология» применительно к нетеистическому и даже антитеистическому Буддизму выглядит очень топорно), и роль философского дискурса здесь была выше. Пожалуй, «теологические» моменты в большей степени характерны для поздних текстов, связанных с культами бодхисаттв, будд иных миров и с доктринальными концепциями типа теории татхагатагарбхи (лона, утробы или зародыша будды). В Брахманской Традиции религиозно-философская (она же теологическая) школа обозначалась словом «даршана» (точка зрения), а в буддийской — словом «вада» (учение, теория).
Для Китая и всего Дальневосточного региона ситуация выглядит еще сложнее и, вероятно, совершенно не может быть описана в терминах философии и теологии. Поэтому под теологией применительно к этому региону мы будем понимать религиозную мысль вообще, хотя ничего похожего на богословие в европейском смысле там просто не существовало. Все, что мы могли бы отнести к философии или теологии, попадало в Китае в две группы текстов по традиционной рубрикации: группу цзин (классики), если речь шла о комментаторской традиции базовых (канонических) текстов Конфуцианства, и группу цзы (мудрецы), если речь шла о сочинениях авторов других направлений мысли.
Весь этот экскурс понадобился нам для того, чтобы предупредить читателя об условности употребления нами слов «теология» и «богословие», что совершенно необходимо сделать во избежание возможных недоразумений и недопонимания.
В целом же под теологией мы будем понимать любую форму теоретической рефлексии на религиозную доктрину (догматику). Под религиозной доктриной, в свою очередь, мы будем понимать набор базовых идеологем, мировоззренческих определений и сотериологических воззрений, образующих фундамент того или иного религиозного учения. В христианстве религиозная доктрина, например, будет совпадать в узком смысле с Символом веры, а в широком — со всей совокупностью догматов, в том числе и не вошедших в Символ (как, например, халкидонский догмат о двух природах Христа или догмат о его двух волях, принятый VI Вселенским собором). Религиозная доктрина является более или менее непосредственной рационализацией того глубинного опыта, который лежит в основе религии, своего рода выводом из этого опыта. Но о проблеме «религиозный опыт – доктрина» мы будем специально говорить в другом месте. Теология же представляет собой рефлексию на доктрину, попытку ее систематического и рационального осмысления. Поэтому в отличие от философа теолог резко ограничен рамками доктрины своей конфессии, выходя за которые он превращается в еретика. Остальное зависит от ширины этих рамок.
В религиях чистого опыта доктрина обычно была весьма непосредственно связана с базовым трансперсональным (психотехническим) опытом и естественно вытекала из него. Например, все базовые доктрины Буддизма («четыре благородные истины», доктрина несуществования индивидуального «я» и т.д.), согласно традиции, были пережиты Буддой в его просветлении (пробуждении) и сформулированы им в Бенаресской проповеди. В брахманско-индуистской доктрине содержание трансперсонального опыта опосредуется содержанием текстов откровения (Ведами), хотя и играет весьма существенную роль, не говоря уже о том, что сами ведические утверждения (прежде всего доктрина единства атмана и Брахмана, Я и Абсолюта в Упанишадах) имеют отчетливые трансперсональные истоки.
Иная ситуация наблюдается в христианстве, догматика которого (к тому же весьма жесткая) складывается через несколько столетий после времени Иисуса (первые элементы догматического творчества относятся к III в., но его пик — IV в. и особенно V в.). Никакой непосредственной связи с религиозным опытом Иисуса, соответственно, она иметь не могла, да и евангелия не содержали какой-либо оформленной доктринальной системы. Наличие же епископальной церкви как мощного социального института обусловливало ригидность и строгость догматической системы, чего не могло быть ни в Буддизме, ни в Индуизме с их плюрализмом направлений и отсутствием сколько-нибудь выраженной централизованной церковной организации. В Исламе ситуация была сходной с христианской, хотя существовали и важные отличия. <…>.
В религиях чистого опыта связь базового религиозного опыта и теологии достаточно непосредственна и очевидна, ибо религиозно-философские школы Буддизма, Индуизма, Джайнизма и др. не только были формами теоретической рефлексии на доктрину, прямо базировавшуюся на трансперсональном опыте, но и сами питались из того же источника, ибо по преимуществу психологическая тематика этих школ побуждала их рассматривать психотехнику в качестве поставщика сырого материала для осмысления и теоретизирования. И здесь богословие в значительной степени выступало как психология или метапсихология, а вопрос онтологии психического, с одной стороны, и психологических параметров истинносущего, с другой, был одним из важнейших и фундаментальнейших.
В догматических религиях теологическая мысль рефлектировала уже по поводу доктринальных положений, весьма далеких и по времени своего формирования (а в случае с Христианством и по социокультурной и культурно-исторической среде), и по своему содержанию от базового религиозного опыта основателя, который сам становился объектом догматической интерпретации. В случае с Христианством особую роль также играли чрезвычайно сложные, культурные процессы интерпретации обращенного к иудеям учения в контексте топики и проблематики эллинистической культуры и греко-римской мысли. Все это делало связь теологии и базового опыта весьма зыбкой и эфемерной.
Особым случаем является так называемая мистическая теология, в значительной степени базировавшаяся на трансперсональных переживаниях того или иного подвижника. Наиболее ярким примером этого рода теологии в Западно-Христианской Традиции является богословие Мейстера Экхарта (XIII-XIV вв.) и его учеников и последователей. Но поскольку здесь определяющим для богословствования был личный религиозный опыт, а не догматические установления церкви, последняя весьма подозрительно относилась к нему, а в случае с Мейстером Экхартом и прямо (после некоторого колебания) объявила его учение еретическим. Восточно-Христианская Традиция в большей степени апеллировала к личному религиозному опыту аскетов и анахоретов (ср. особую роль в ней апофатического богословия), но интерпретировала его с четких догматических позиций (особенно интересен пример исихастского догмата XIV в.).
Ислам также хорошо знает мистическое богословие, которым, собственно, и было умозрение суфиев, отличное как от собственно богословия (калам), так и от рациональной философии восточных перипатетиков типа Ибн-Рушда (Аверроэса). После краткого периода подозрительности ортодоксия в полной мере признала ценность суфийского опыта и умозрения, что произошло во многом благодаря трудам великого теолога XI в. Ал-Газали.
В Иудейской Традиции роль мистического богословия в значительной степени играла теоретическая Каббала, также отличавшаяся от талмудической экзегезы и от рациональной теологии, возникшей в средние века по образцу исламской школы философов (в Иудаизме этот тип мысли представлен Маймонидом). Каббала рассматривалась как высшее эзотерическое и сокровенное знание и тайная премудрость.
Но все предлагаемые нами выводы будут неполными, если мы не обратимся к рассмотрению проблемы трансперсонального религиозного опыта и культуры». 

(Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника
и тpанспеpсональные состояния. СПб. ПВ. 1998г. 384 стр.)

 

2. ЧТО ТАКОЕ ТЕОЛОГИЯ?

«Теология — исследоваиие, предмет которого — существование Бога и его природа. Теология — это рациональное обоснование догм и обрядов религии; она опирается на тексты («Писание») и руководствуется верой. Отличают позитивную теологию, рассматривающую единство с божеством как расцвет и реализацию человеческих возможностей, и негативную теологию, провозглашающую постепенное исчезновение человека, считая при этом слияние с божеством недостижимым пределом, которого можно достигнуть лишь через смерть». 

(В.Зорин. Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь. 2002г.)

«Теология, или богословие — систематизация вероучения данной религии. Христианская теология., базирующаяся на Библии, постановлениях первых вселенских соборов и учениях «отцов церкви» (на «священном писании» и «священном предании»), делится на основное богословие (фундаментальная теология, апологетика), догматическое богословие, нравственное богословие, учение о церкви и т.д. С теологией смыкается религиозная философия, пытающаяся доказать совместимость теологии с наукой. Теология неоднократно подвергалась критике со стороны нерелигиозных мыслителей всех времен». 

(Философский словарь. / Под ред. И.Т.Фролова. 4-е изд. М. Политиздат, 1981г.)

«Теология — «Наука» о Боге? Даже кавычки не спасают эту формулировку от внутреннего противоречия. Теология – не столько наука, сколько учение. Это рациональный дискурс (logos), формулируемый людьми, но направленный на Бога. Чаще всего, во всяком случае, в религиях, основанных на откровении, теология основывается на том, что Бог сам сообщил о себе. Если бы он выражался при этом более ясно, теология утратила бы всякую полезность за полной ненадобностью. Одной из разновидностей теологии является апофатическая, или отрицательная, теология, построенная не на утверждении, а на отрицании. Она не объясняет, что такое Бог (ибо это означало бы сведение Бога к человеческим категориям), зато говорит, чем Бог не является. Такая теология –хорошее средство против антропоморфизма. Еще одним таким средством, и более простым, и более эффективным, является атеизм». 

(Философский словарь. М. Палимпсест. Изд «Этерна».. Андре Конт-Спонвиль. 2012г.)

«Теология (греч. θεολογία от θεός — бог, λόγος — слово, речь, рассказ (устный и писаный); история, историческое сочинение; положение, определение, учение; разум, разумное основание, причина, рассуждение, мнение, предположение, понятие, смысл), богословие (русская «калька» с греч.) — основанное на сакральных, принимаемых в качестве Откровения текстах и выраженное в дискурсивной форме учение о Боге, о его сущности и действиях, совокупность рассуждений и доказательств истинности вероучения, обоснование верности содержания и способов культовых действий, норм и правил жизни. Большинство исследователей полагают, что теология в строгом смысле слова является достоянием теистических религий — Иудаизма, Христианства, Ислама. Термин «теология» появился до возникновения Христианства, впервые встречается у Платона, который употреблял его в отношении не собственного философского учения о Боге, а в отношении философски интерпретированных мифов, а также народной молвы, сказаний о богах». 

(Понятия и категории. Вспомогательный проект портала ХРОНОС. Сайт www.ponjatija.ru.)

«Теология, богословие — учение о Боге. В узком смысле, в отличие от религиозной философии, — система догм христианского вероучения. Различают: историческую (история церкви, догм, теологии, «библиоведение»); систематическую (догматика, апологетика, нравственная теология) и практическую (гомилетика, катехетика, литургика) теологию. По существу, теология находится в оппозиции метафизике, поскольку она также высказывается и о последних вещах, и о сущности мира и человека. Но в Средние века, когда метафизика находилась под влиянием теологии и даже рассматривалась как ее «служанка», отношение переменилось: метафизика стала размышлять о последних вещах по сравнению с теологией более тонким и стоящим ближе к истине способом, ибо она свободна от персонализма, с необходимостью извращающего истину, ибо она более абстрактна и свободна от образов и аллегорий, искажающих истину, ибо она более чиста, и стремится только к истине, а не к препятствующему поискам истины господству над душой (пусть даже во имя спасения души)». 

(Философский энциклопедический словарь. 2010г. Сайт www.dic.academic.ru.)

«Теология (theology, греч. учение о боге) — изучение представлений о Боге и его отношении к миру; включает изучение священных текстов, философию, сравнительное религиоведение и историю церкви. Каждая религия имеет собственную теологическую систему. Наивысшего расцвета теология достигла в монотеистических религиях — Иудаизме, Исламе, и особенно в Христианстве. В Иудаизме и Исламе кодификация религиозных законов (Талмуд и шариат) считалась особой дисциплиной и нередко подчиняла себе теологию. Обе эти религии подчеркивают неделимое единство Бога и его непознаваемость для человека; поэтому иудейские и мусульманские богословы не уделяли такого внимания проблеме природы Бога, как христианские. Напротив, в Христианстве взаимодействие исконно иудейских представлений с идеями греко-римского мира, постоянное стремление определить отношение Иисуса Христа к Богу-отцу и Св. Духу (Троица), соотношение божественной и человеческой природы Иисуса, значение его рождения, крестной смерти и воскресения создали древнюю традицию теологического рассуждения». 

(Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энциклопедия.
/ Под ред. Р.Хоггарта. 2002г. Сайт www.voluntary.ru.) 

«Теология, богословие — совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, построенная в формах идеалистического мировоззрения на основе идей или текстов, принимаемых как божественное откровение. Одна из предпосылок теологии — концепция личного Бога. (Религиозный словарь).
Теология — совокупность церковных учений о Боге и догмах религии; богословие. (Малый академический словарь).
Теология, богословие — 1. наука о Боге и о божественном откровении. 2. собрание сочинений по богословию. (Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. 1910г.)
Теология, богословие — совокупность религиозных доктрин о сущности Бога; систематизированное изложение вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека. (Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. 2006г.)
Теология — система обоснования религиозного учения; комплекс доказательств истинности догматики, религиозной морали, правил и норм поведения верующих и духовенства. (Социологический словарь)». 

(Что такое теология. Сайт www.worklib.ru.)

«Теология — вероучительная дисциплина или «наука о вере», создаваемая церковной общиной для всестороннего осмысления и систематического изложения содержания своей веры. Основывается на духовном опыте, догматике, литургической жизни и практике Церкви, в предположении, что сами теологи имеют опыт богообщения и понимания веры и способны отвлекаться от личных вкусов и пристрастий. Священное Писание, согласно церковному пониманию, — душа всей теологии. В ХХ в. от теологии ждут не только интеллектуально развитого изложения веры, но и решения многочисленных теоретических и практических проблем жизни и действия согласно вере. В современной ситуации кризиса религиозных традиций теологию нередко оценивают как языковую игру, которая имеет для других смысл лишь если говорящий ведет духовную жизнь, убедительную помимо слов, в которых он ее выражает: «Теология, настаивая на употреблении особых слов и фраз и запрещая другие, ничего не проясняет» (К.Барт). «Она как бы жестикулирует словами, ибо, стараясь что-то сказать, не знает, как это выразить. Смысл словам придает определенная практика» (Л.Витгенштейн). Это не значит, что религиозная община должна отказаться от теологии, но теологическое осмысление общиной своей духовной жизни предполагает ее подлинность и практическую действенность».

(Василенко Л. Краткий религиозно-философский словарь. 2000г.)

«Исторически первой формой религиоведческого знания и являлась теология (от греческого teos — Бог и logos — учение) — учение о Боге в католической и протестантской традиции и богословие как учение о прославлении Бога в Православной Традиции, поскольку Православие отвергает всякую возможность познания Бога и считает возможным только его прославление. Теология или богословие появляются из стремления разъяснить основные положения той или иной религии, перевести содержащиеся в священных книгах, постановлениях соборов образы и догматические формулы на язык понятий, сделать их доступными массе верующих. Богословско-теологический подход к религии — это подход к религии как бы «изнутри», с позиций самой религии. Основой такого подхода служит религиозная вера. Понять религию, считают теологи, может только религиозный человек. Нерелигиозному человеку она просто недоступна. Для богословско-теологического подхода к пониманию сущности религии характерно ее истолкование как особого, сверхприродного явления, результата сверхъестественной связи человека с Богом. Таким образом, религия с позиции теологии получает надприродный, надчеловеческий, надобщественный статус. Характерной для богословско-теологического религиоведения является концепция религии, представленная в книге известного православного богослова и священнослужителя Александра Меня (см. «История религии» М. 1994г.), изданная от его имени по материалам публикаций и рукописей его ближайшими друзьями и единомышленниками». 

(Радугин А.А. Введение в религиоведение. Курс лекций. М. 2000г. Сайт www.krotov.info.)

«Теология — богословие. (Михельсон А.Д. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. 1865г.).
Теология — богословие. (Павленков Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. 1907г.).
Теология — богословие. (Попов М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. 1907г.).
Теология — 1) богословие; наука о Боге и о божественном откровении. 2) собрание сочинений по богословию. (Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. 1910г.).
Теология – систематизированное изложение вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека. Теология включает апологетику, гомилетику, догматику и экзегетику. (Толковый словарь иностранных слов Л.П.Крысина. М. Русский язык. 1998г.).
Теология — совокупность религиозных доктрин о сущности Бога; систематизированное изложение вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека. (Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. 2006г.)
Теология – учение о догматах какой-нидудь религии. (Большой словарь иностранных слов. Изд. «ИДДК». 2007г.).
Теология – систематизированное изложение вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека; включает догматику, экзегетику, апологетику, гомилетику и т.д. (Новый словарь иностранных слов. EdwART. 2009г.)». 

(Сайт www.dic.academic.ru.)

«Теология, богословие — система обоснования религиозных учений о Боге, совокупность выработанных той либо иной религией доказательств истинности догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, богоустановленности вероучения и Церкви. Включает в себя также ряд дисциплин, связанных с богослужебной практикой. Становление теологии связано, прежде всего, с развитием Христианства, поскольку в Иудаизме никогда не ставилась задача по выработке собственной систематической богословской теории, сопоставимой с христианской. Иудаизм настаивает на необходимости непосредственного восприятия Писания, что, собственно, и позволяет этой религии обходиться без специальной теологической системы.
Разработанные в свое время раввинами-«мудрецами» правила поведения и обоснование необходимости их выполнения («Закон обетования и исполнения») во многом заменяют собой теологию как учение о Боге в целом; поучения раввинов строятся не на некой доктрине, в которой исследуются атрибуты Бога и доказывается его бытие, а, скорее, на призыве человека к деятельности, в которой якобы может проявиться деяние Бога. Особенностью мусульманской теологии является то, что в целом она выступает своеобразным коррелятом светских дисциплин. Определенная часть гуманитарных дисциплин, прежде всего, право во всех его разновидностях, де-факто интегрированы в мусульманскую теологию, в связи с чем некоторые исламоведы утверждают, что теология Ислама в значительной степени является мусульманским правом. Отдельные естественные и точные науки, в основном астрономия и математика, также входят в сферу теологической рефлексии (например, при определении времени молитвы или проведении расчетов в области наследственного мусульманского права). В последнее время, однако, мусульманские богословы, прежде всего проживающие в секуляризированных странах, стремятся идти по проторенному христианскими богословами пути, т.е. разрабатывать теологию как таковую.
Все системы христианской теологии исходят из признания личного Бога-творца и управителя мира, богодухновенности догматов и моральных предписаний. Из-за отсутствия конфессионального единства христианская теология никогда не была чем-то целостным. В Христианстве сформировались православная, католическая и протестантская разновидности теологии, которые отличаются друг от друга определенными догматическими и иными особенностями. <…>. (Ф.Г.Овсиенко)». 

(Энциклопедия эпистемологии и философии науки. Сайт www.slovarionline.ru.)

«Теология, богословие (греч. theologia, от theos — бог и logos — слово, учение) – совокупность религиозных доктрин о сущности и действиях Бога в формах умозрения, основанная на сакральных, принимаемых в качестве Откровения текстах. Теология рождается из стремления разъяснить основные положения той или иной религии. Термин «теология» появился в Древней Греции и первоначально использовался для обозначения мифологических повествований и поэм о богах. Творцов этих поэм — Гомера, Гесиода, Орфея — называли теологами. Аристотель называл этим термином философское учение о Боге как «неподвижном Перводвигателе». Однако большинство современных исследователей считают, что теология, в строгом смысле слова, является достоянием теистических религий — Иудаизма, Христианства, Ислама.
Отцы церкви вначале считали теологией лишь священное Писание. Лишь позже к теологии стали относить рационалистическое учение о христианских истинах. В ХII-ХIII вв. этот термин закрепляется применительно к концептуализированному богословию. Теология не представляет собой единого учения; в каждой из теистических религий содержание и строение теологии варьируются в зависимости от принадлежности к тому или иному религиозному направлению, конфессии, вероисповеданию. С точки зрения некоторых мыслителей Русской православной церкви, отличие православного богословия (просто «богословия») от богословия неправославного («теология») таково: «Источниками богословия православного являются Священное Писание (Библия) и Священное Предание (традиция понимания Священного Текста), а также ее определенное мировоззрение и мистический опыт.
Библия и Предание не противопоставляются друг другу, напротив, Предание является тем контекстом, той духовной средой, в которой создается Библия; Священное Писание в известной степени само является Преданием…» (о. Сергий Ленин). Теология в классической католической версии есть знание «только того, что содержится в Писании, и того, что может быть из этого выведено» (Иоанн Дуне Скот). По его мысли, «всемогуществу Бога возможно все то, что не заключает в себе очевидного противоречия». 
Таким образом, теология в католической версии выступает как преимущественно рациональное богопознавание. Протестантсткая теология содержит в себе как рационалистические, так и интуитивно-мистические направления. По мере развития теологии со сменой стилей мышления менялся и характер богословствования: наряду с традиционализмом появляется модернизм, неудовлетворенность последним находит выражение в фундаментализме и т.д. 
В XX в. появился ряд новых направлений католической и протестантской теологий — «диалектическая теология», «теология процесса», экзистенциальная, секулярная, радикальная теология, теология труда, политики, феминистская, «черная» теология и т.п.». 

(Справочник-словарь «Религия». www.r.artap.ru.)

«Теология — это наука о Боге, о философском познании его сущности, о природе религиозных истин. Современная концепция дисциплины имеет истоки в древнегреческой философии, но своё основное содержание и принципы она получила с появлением Христианства. Продуманная этимологически (от греческих слов — «Theou» и «logos»), объективно она означает учение, субъективно — совокупные знания исключительно в контексте «богооправдания». Если говорить о языческой мифологии или еретических идеях, содержащих, по мнению Церкви, серьезные ошибки, то в этом случае она рассматривается как ложная. По словам влиятельнейшего философа и политика эпохи раннего Средневековья Аврелия Августина, теология — это «рассуждения и обсуждения относительно Бога». Она прочно связана с христианскими доктринами.
Какова её цель? Дело в том, что существует очень много ученых, позиционирующих себя в качестве теологов, но некоторые из них занимаются лишь накоплением определенных фактов. Только немногие работают над исследованиями и в состоянии высказать собственное мнение. Слишком часто случается так, что многие люди только доказывают друг другу что-то, забывая о том, что теология — это, прежде всего, научная дисциплина, и она должна соответственно функционировать, опираться на исследования и понимание новых идей. Богословы используют различные формы её анализа: философский, исторический, духовный и другие. Это должно помочь объяснить и сравнить, защитить или продвинуть любые из бесчисленных религиозных тем, обсуждаемых неодинаково различными движениями. Например, известное движение «теология освобождения» интерпретирует учение Иисуса Христа в связи с необходимостью освобождения бедных людей от тяжелых экономических, политических, социальных условий. Надо сказать, что сегодня в академических кругах дисциплины проходят дебаты и относительно того, является ли она специфической для Христианства или может распространяться на другие культовые традиции. Хотя, как известно, научные запросы характерны, например, для Буддизма. Они также посвящены исследованию понимания мира, только, соответственно, в контексте этого учения. Но поскольку в нем отсутствует концепция теизма, его предпочитают обозначать как философию.
Существует пять видов научного познания. Естественное, библейское, догматическое, практическое и «собственное» богословие. Первое ограничивается фактом существования Бога. Самый известный труд, имеющий непосредственное отношение к этому убеждению, — «Сумма теологии» Фомы Аквинского, в котором он доказывает существование Бога аргументами, известными как «пять путей». Второе ограничивается библейским откровением, его единственным источником, независимо от каких-либо философских систем, является Великая Книга. Третье относится к тем истинам, в которые абсолютно уверовали. Четвертый вид связан с тем, каковы функции этих убеждений, какую роль они играют в жизни реальных людей. Пятый вид — это понимание и познание Бога человеком. Так или иначе, но возникает вопрос: «Действительно ли теология — это наука в подлинном смысле этого слова, учитывая её существенную зависимость от Церкви?». Не являются ли все доказательства, должные продемонстрировать истинность и непогрешимость догмы, всего лишь диалектической игрой? Сегодня эта дисциплина во всем мире испытывает определенный регресс. Во многих странах теологические факультеты, все еще существующие в государственных университетах, рассматриваются как бесполезный балласт, слышатся требования перевести их в епископские семинарии, чтобы они не могли больше «травмировать» интеллектуальную свободу людей». 

(Теология — это наука или нет? Сайт www.fb.ru.)

«Теология, богословие — совокупность религиозных доктрин о сущности и действии Бога, достроенная в формах идеалистического умозрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение. Одна из предпосылок теологии — концепция личного Бога, сообщающего непреложное знание о себе через своё «слово», почему теология в строгом смысле возможна только в рамках теизма или хотя бы в русле теистических тенденций. Вторая предпосылка теологии — наличие достаточно развитых форм идеалистической философии.
Основные философские истоки традиции теологии Христианства, Иудаизма и Ислама — учения Платона, Аристотеля и неоплатонизма. Хотя теология не может обойтись без философского понятийного аппарата (ср. неоплатонический термин «единосущный» в христианском «символе веры»), она по сути своей отлична от философии, в том числе и от религиозной философии. В пределах теологии как таковой философское мышление подчинено гетерономным основаниям; разуму отводится служебная герменевтическая (истолковательная) роль, он только принимает и разъясняет «слово божие».
Теология авторитарна, в этом смысле она отлична от всякой автономной мысли, в том числе философии. В патристике складываются как бы два уровня: нижний – философская  спекуляция об Абсолюте как о сущности, первопричине и цели всех вещей (то, что называл теологией ещё Аристотель — синоним «первой философии», или метафизики); верхний уровень — не постигаемые разумом «истины откровения». В эпоху схоластики эти два вида теологии получили обозначение «естественной теологии» и «богооткровенной теологии». Такая структура теологии наиболее характерна для традиционных доктрин. Перенос акцента на мистико-аскетический «опыт», запечатленный в предании, определяет облик православной теологии: единое предание не позволяет ни «естественной теологии», ни библеистике вычлениться из своего состава. Протестантская теология иногда тяготела к отказу от понятия «естественной теолоии».
В XX в. такие тенденции стимулировались влиянием экзистенциализма, а также стремлением вывести теологию из плоскости, в которой возможно столкновение с результатами естественно-научных исследований и с философскими обобщениями этих результатов. Именно по вопросу о понятии «естественной теологии» резко разошлись ведущие представители диалектической теологии — К.Барт и Э.Бруннер.
Догматическое содержание теологии понимается как вечное, абсолютное, не подлежащее какому бы то ни было историческому изменению. В наиболее консервативных вариантах теологии, особенно в католической схоластике и неосхоластике, ранг вневременной истины дан не только «слову божию», но и основным тезисам «естественной теологии»: рядом с «вечным откровением» встаёт «вечная философия» (philosophia perennis). На переходе от Средневековья к Новому времени оппозиционные мыслители подвергались преследованиям не только и не столько за несогласие с Библией, сколько за несогласие со схоластически истолкованным Аристотелем. Однако перед лицом смены социальных формаций и культурных эпох теология вновь и вновь сталкивается с проблемой: как ей обращаться к меняющемуся миру, чтобы на языке неизменных догматических формул выразить новое содержание. Консерватизм грозит полной изоляцией от общественного развития на современном этапе, превращением в духовное «гетто», модернизм, связанный с «обмирщением» религии, — разрушением её основных устоев. Подобные тенденции есть также в истории теологии всех вероисповеданий. Современный кризис теологии существенно глубже, чем какой-либо из предшествовавших кризисов; под вопрос поставлены не только тезисы теологии, оспаривавшиеся вольнодумством и атеизмом былых эпох, но и казавшиеся вечными предпосылки в общественном сознании и общественной психологии. <…>. (С.С.Аверинцев)». 

(Большая советская энциклопедия. М. СЭ. 1969-1978гг.)
(Философский энциклопедический словарь. / Гл. ред.
Л.Ф.Ильичёв, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В. Г.Панов.М. СЭ. 1983г.)

«Теология — это исследование, а не наука о боге и божественных предметах; теологи есть среди всех священнослужителей древности — это философы, которые, предоставляя взорам и умам толпы весь внешний, обрядовый облик религии, сами мыслили о божестве и происхождении культовых празднеств в гораздо более возвышенном духе; секреты свои они хранили про себя и для посвященных. На тайных празднествах Элевсинских мистерий представлялся хаос и образование мира, причем жрец пел такой гимн: «Откиньте предрассудки, кои могут вас отвратить от дороги бессмертной жизни, куда вы стремитесь; возвысьте ваши мысли до природы божественного; вообразите себе, что вы шествуете пред повелителем вселенной, единственным бытием, существующим само по себе». Таким образом, на празднестве аутопсии признавался лишь один Бог.
В египетских культах все было исполнено мистицизма; народ же, удовлетворяясь внешней импозантной вуалью, считал себя недостойным проникать за ее пределы, скрывавшие то, что внушало ему тем более высокую почтительность.
Обычай мистерий, естественно введенный по всей Земле, не давал интеллектуальной пищи для диспутов. Языческие теологи совсем не стремились к публичному утверждению своих мнений, ибо достоинством их мнений была как раз их таинственность; и все религии были мирными.
Если бы христианские теологи поступали таким же образом, они приобрели бы себе большее уважение. Народ не создан для познания того, является ли рожденное слово единосущным со своим родителем, существуют ли одна ипостась и две сути, единая суть и две ипостаси или же, наконец, одна ипостась и единая суть; он не создан для понимания того, сошло ли это слово в ад per effectum и в преддверие рая per essentiam, вкушают ли его тело только вместе с акциденциями хлеба или с его субстанцией; бывает ли благодать достаточной, сопровождающей и принудительной в сложном смысле или раздельном.
Девять десятых человечества, зарабатывающие себе на жизнь трудами рук своих, плохо разбираются в этих вопросах; теологи, не лучше в них разбирающиеся (ибо они терзают эти вопросы вот уже столько лет без всякой согласованности между собой и будут спорить и впредь), несомненно, поступили бы правильнее, если бы отделили себя от профанов вуалью.
Поменьше теологии и побольше морали сделало бы их высокочтимыми среди народов и у царей; однако, устраивая свои публичные диспуты, они сотворили себя хозяевами тех самых народов, которыми хотели руководить. Ведь что произошло? Произошло то, что злополучные эти споры посеяли рознь между христианами, в которую по необходимости вмешались вдобавок корысть и политика. Каждое государство (даже, в эпохи невежества) имеет свои частные интересы, а потому ни одна церковь не мыслит едино с другой, многие же из них диаметрально друг другу противоположны. Какой-нибудь доктор теологии из Стокгольма не может мыслить так, как другой доктор из Женевы; англичанин в Оксфорде должен отличаться от того и другого; тому, кто получает свой докторский колпак в Париже, не дозволено поддерживать неотъемлемые мнения римского доктора. Между религиозными орденами, соперничающими друг с другом, произошел раскол. Монах-францисканец обязан верить в беспорочное зачатие; доминиканец должен его отвергать, и в глазах францисканца он — еретик. Кончилось тем, что дух геометрии, распространившийся столь явно в Европе, сильно обесценил всю теологию. Истинные философы не могли себе отказать в том, чтобы выразить самое глубокое презрение к химерическим диспутам, в которых никогда не определялись посылки и которые построены на словесах столь же непостижимых, как и их суть. Среди самих докторов теологии встречается много настоящих ученых, сожалеющих о своей профессии; они напоминают авгуров, о которых Цицерон говорит, что они не могут продолжение».  

(Вольтер. Философские сочинения. / Сер. Памятники
философской мысли. М. Наука. 1988г. Сайт www.scibook.net.)

«Теология, богословие — учение о боге, построенное в логических формах идеалистической спекуляции на основе текстов, принимаемых как свидетельство бога о самом себе, или откровение. Теология предполагает концепцию личного абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе через собственное «слово», а потому возможна только в рамках теизма. В наиболее строгом смысле слова о теологии можно говорить применительно к вероучениям трех чисто теистических религий — Иудаизма, Христианства и Ислама; что касается таких религий, как Индуизм и Буддизм, то теология как форма мышления возможна внутри них, лишь поскольку они содержат элементы теизма. Мистические учения нетеистических религиозных систем (Конфуцианство, Даосизм, Дзэн-Буддизм и т.п.) не могут быть причислены к феномену теологии.
История термина. Термин «теология» впервые вошел в оборот в античной Греции, где он прилагался к систематизированному изложению мифов и особенно генеалогий языческих богов (по типу «Теогонии» Гесиода). Подобное изложение чаще всего осуществлялось в поэтической форме. Такая «теология» не только не имела характера обязательного вероучения, но могла быть и вообще иррелигиозной: Цицерон называет «теологами» вольнодумных последователей Эвгемера, учивших, что боги суть всего лишь обожествленные люди. Более определенная связь с религиозной верой имеет место там, где слово «теология» прилагается к мистическому преданию тайных религиозных кружков-тиасов. <…>. Нередко «теологами» называли жрецов, в обязанность которых входило рассказывать посетителям храма местные мифы. Однако во всех случаях термин «теология» относился к сфере мифологии, а не философской спекуляции. <…>.
Структура теологии. Идея теологии в принципе двуполярна, ибо предполагает как сверхрациональное откровение, так и рационалистический анализ этого откровения. Это выражено уже в термине «теология», первый элемент которого, по словам современного теолога Тиллиха, «есть theos, бог, нечто о себе сообщающий, стихия откровения; второй элемент есть logos, разумное слово о том, что сообщает бог в своем сообщении». При этом для всех трех строго теистических религий — Иудаизма, Христианства и Ислама – «Бог» есть специально Бог Библии, а «логос» — система мыслительных приемов греческой философии (и в еврейской, и в арабской, и в византийской, и в латинской теологии в эпохи ее расцвета имела место конкуренция платонизма и аристотелизма, пропущенных через неоплатоническое переосмысление). Поэтому полярное соотношение внелогического «бога» и логического «слова» о нем в структуре «богословия» воспроизводит двуполярность иудео-эллинской культурной традиции Средиземноморья. Несмотря на полемический вопрос, заданный Тертуллианом и постоянно повторявшийся его единомышленниками «что общего между Афинами и Иерусалимом?», теология снова и снова пыталась примирить библейский «Иерусалим» и платоновско-аристотелевские «Афины». Поэтому она чаще всего имеет как бы двухъярусную конструкцию: нижний ярус – философская спекуляция об Абсолюте как сущности, первопричине и цели всех вещей (т.е. именно то, что назвал «теологией» Аристотель), верхний ярус — не могущие быть усмотренными разумом «истины откровения», непосредственно сообщенные в «слове божьем». Гуго Сен-Викторский различал «мирскую теологию» (theologia mundane), т.е. высшую из умозрительных философских дисциплин, и «божественную теологию» (theologia divina), преподанную Богом в воплощении логоса и в церковных таинствах. Позднее эти два вида теологии получили устойчивое обозначение «естественной теологии» (theologia naturalis) и «богооткровенной теологии» (theologia revelata); в Христианстве отношение между этими двумя видами теологии было осмыслено в контексте антиномии «природы» и «благодати».
Но грань между «естественной» теологией и теологией откровения — не единственное следствие изначальной двуполярности идеи теологии. <…>. (С.Аверинцев. Москва)». 

(Философская Энциклопедия. В 5 т.
/ Под ред. Ф.В.Константинова. М. СЭ. 1960-1970гг.)
(С.Аверинцев. Что такое теология.
София-Логос. Словарь. Сайт www.slovarix.ru.)

«Богословие, или теология — систематическое изложение и истолкование какого-либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой учения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах Богопочитания. Богословие следует отличать от религиоведения и философии религии.
История. Слово «богословие» (теология) в различные времена имело различные значения. В значении учения о Боге слово «теология» утвердилось с первой половины XIII в. после появления книги Абеляра «Христианская теология» (Theologia christiana) и открытия в Парижском университете теологического факультета.
Древняя Греция. В греческой мысли под словом θεολογία понималось «учение о богах». Слово произошло от др.-греч. θεολόγοι («теологи»); так греки называли древнегреческих поэтов, которые записали предания о богах. У Аристотеля теология — часть философии (наряду с математикой и физикой), «учение о божественном». Теологическим учением Аристотеля обосновывали необходимость астрологии. В дальнейшем в Средние века интерес к запретной христианам астрологии проявился в том, что даже в «Изборнике Святослава» содержались астрологические сведения. Стоики интерпретировали философскую теологию как изучение божественного откровения об устройстве мира. Так, Марк теренций Варрон различал теологию мифическую (которой занимаются поэты), физическую (для философов) и гражданскую (которой ведает народ). <…>.
Термины «богословие» и «теология» в русском языке. В русском языке первая буква «т» в слове «теология» подчёркивает заимствование через латынь, а не непосредственно из преимущественно используемого в Православии древнегреческого. Термин «калька» подчёркивает, что в русском языке «теология», в отличие от «богословия», часто не рассматривается как перевод древнегреческого θεολογία. В традиции российского Православия явно прослеживается устойчивая тенденция использовать в свой адрес только слово «богословие», но никак не «теология» … «ни один православный священник в России никогда не употребит по отношению к своей Церкви слово «теология» — поскольку оно ассоциируется с латинством». Но русское богословие усердно отслеживало движение западной теологии, пользуясь с большою осторожностью и часто с великим умением её богатыми результатами для своих задач и целей. Основоположник русской религиозной философии И.В.Киреевский называет теологию (инославное богословие, в том числе, греко-католических церквей) «учёным (в негативном смысле) богословием».
Христианское богословие (теология). Отрасли (дисциплины) богословия:
Фундаментальное (теоретическое) или систематическое богословие:
триадология – учение о Святой Троице
ангелология – учение об ангелах
антропология – учение о человеке
хамартология – учение о грехе
понерология – учение о зде
христология – учение о природах и лице Иисуса Хритса
сотериология – учение о спасении
экклезиология – учение о Церкви
иконология – учение об иконе
сакраментология – учение о таинствах
эсхатология – учение о последних судьбах мира
догматическое богословие (догматика) – системная интерпретация догматов вероучения
апологетическое богословие (апологетика) — обоснование вероучения с помощью рациональных средств
сравнительное богословие — компаративный анализ базового вероучения с основоположениями других религий». 

(Википедия. Свободная Энциклопедия.)

«Теология (богословие) — спекулятивное учение о Боге, основывающееся на Откровении, т.е. божественном Слове, запечатленном в сакральных текстах теистических религий (в Иудаизме — Торой, в Христианстве — Библией, в Исламе — Кораном). Термин «теология» появился в античной Греции и первоначально обозначал мифы о богах, эпические сказания, пророчества, трагедии. Исторически теология формировалась как способ рационального осмысления и защиты («апологии») понимания «слова Божьего», присущего данному вероисповеданию, в борьбе с «ложными» религиями (прежде всего язычеством) или внутренними «ересями», сектами, толками.
Иными словами, теолог осознавал и стремился представить собственную веру как высшую универсальную истину, обосновать соответствующие ей культ, нормы и правила жизни, а поэтому нуждался в использовании развитого философского категориального аппарата (платонизма, аристотелизма, неоплатонизма и др.). Однако конфессиональная теология, защищающая данную конкретную религию, неизбежно вступала в трения с философией, развивающейся на автономной основе, и к XIII-XIV вв. их исторические пути расходятся. 
«Классическая» теология пытается решить, в сущности, неразрешимую задачу: ответить на знаменитый вопрос Тертуллиана: «Что общего между Афинами и Иерусалимом?», или, говоря точнее, логически обосновать его собственный вердикт: «Философы только стремятся к истине… христиане же владеют ею». Речь, таким образом, идет о том, чтобы сочетать, с одной стороны, непререкаемую, сверхрациональную «истину откровения» и, с другой — рационально осмысленную, открытую для изменений истину философии. Иными словами: либо у христианина есть непосредственное знание о Боге, которое невозможно адекватно выразить на языке слов и образов, либо же, напротив, понимание Бога доступно человеческому разуму. Эта антитеза «богооткровенной теологии и естественной теологии» проходит через всю историю теизма и принимает различные формы: катафической теологии и апофатической теологии, мистицизма и рационализма, фундаментализма и модернизма, спекулятивной теологии и практической теологии и т.д.
Если же учесть, что для верующего теология — не просто абстрактные рассуждения о Боге, но прежде всего «искание лика Божьего», путь к достижению личностного контакта с ним (напомним о четко обозначенном Б.Паскалем различии между «Богом Авраама, Исаака и Иакова» и «Богом философов»), то нетрудно представить себе, какое бесчисленное множество религиозных объединений и, соответственно, богословских концепций возникло за тысячелетия существования теизма. При этом важно иметь в виду следующее. Различные представления о соотношении элементов этих двух полюсов (богооткровенной и человеческой истины) каждый раз не только определялись внутренней логикой развития теологической мысли, но в предельно обобщенной, символической форме выражали глубокие противоречия социально-политической и духовной жизни данного времени и общества. Отсюда и те существенные расхождения между католическими, православными и протестантскими богословами (не говоря уже о бесчисленных «ересях» и сектах) относительно священных книг, образа Творца, путей спасения, соотношения божественного предопределения и «свободы воли» человека, отношения к данным науки и духовному опыту «старцев» и «святых», к догматизму традиционной ортодоксии, в конце концов, к самой правомерности существования теологии как рационалистической дисциплины. При этом в истории постоянно повторялись дискуссии по ключевым проблемам теологии. <…>.
В настоящее время наблюдается удивительное многообразие религиозных объединений, церквей и теологических доктрин, многие из которых возникли в XX в. (например, протестантские: теология процесса, теология надежды, теология «смерти Бога», секулярная теология, даже «теология смерти теологии» и др.). Схожие тенденции наблюдаются и в Католицизме (т.н. аджорнаменто, «теология революции», «теология освобождения»), и, хотя и в наименьшей мере, в Православии — наиболее консервативной разновидности Христианства. Одновременно возрастает интерес к внеконфессиональной теологии, свободной от церковных ограничений и, особенно в исламском мире, все агрессивнее проявляет себя фундаментализм». 

(Философия. Энциклопедический словарь.
/ Под ред. А.А.Ивина. М. Гардарики. 2004г.)

* * *