4. История Тантрологии

Статья 4.0. Востоковедение, Индология и Тантрология в России. (ч.1).

«Возможно, в настоящий период индийская культура демонстрирует даже больше влияния Тантризма, чем Ведизма…» (см. Пахомов С.В. Тантра и Веда. // Письменные памятники Востока. №1 (6). Весна-лето 2007г. СПб. Наука, Главная редакция восточных литератур. 2007г. С. 151-165).
«История Индии свидетельствует, что Тантризм занял чрезвычайно важное место в ее религиозной, философской, культурной жизни. Без Тантризма, который, начиная с V-VI вв., по словам М.Элиаде, принял вид «паниндийской моды» и который пронизал почти все религиозные системы страны, невозможно представить и адекватно понять индийскую культуру и литературу, обычаи и воззрения населяющих Индию народов. Тантризм — живая традиция, имеющая важное значение для жителей Востока» (см. Пахомов С.В. Индуистская тантрическая философия. Диссертация. Монография. СПбГУ. 2001г.).
«Объявлять Тантризм лишенным всякого значения из-за его примитивности было бы не меньшей ошибкой. Во всяком случае, это помешало бы правильному пониманию культурной истории нашей страны. Ибо нельзя отрицать того обстоятельства, что Тантризм при всей своей примитивности оказал весьма значительное влияние на развитие индийской культуры. Его воздействие на умы древних индийцев было гораздо более глубоким, чем обычно думают… Вся культура Индии проникнута влиянием этого учения» (см. Чаттопадхьяя Д.Л. Локаята Даршана. История индийского материализма. / Пер. с англ. М. Издательство иностранной литературы. 1961г.).
«Буддийская Тантра, венец культурных достижений Индии периода Пала (Pala) (VIII-XII вв.), была влиятельным и обширным движением. Она получила распространение по всей Азии, где сохранилась во многих странах и доныне… В период Пала, золотой век буддийского искусства, буддийское художественное творчество и философия достигли зенита. Тантрические произведения искусства и литературы получили небывалый размах… В этот период буддийская литература достигла расцвета, что сделало Индию международной интеллектуальной меккой. Буддийские авторы и общины создали вечные образцы классической философии и этики, выдающиеся драматические и поэтические сочинения и тысячи произведений зарождающегося тантрического направления» (cм. Миранда Шо. Страстное просветление. Женщины в тантрическом Буддизме. Добрая книга. 2001г.).
«Тем не менее, Тантризм все еще продолжает оставаться, пожалуй, самой малоизученной религией» (см. Горохов С.А. Тантризм и тантристы. Место Тантризма в системе Индуизма. // Азия и Африка сегодня. №2-3, 1997г.). «Тантризм — одно из наименее исследованных явлений индийской культуры… Лишь малая часть из того, что известно, прочитана и изучена» (см. Ефименко В. А. Шактизм и Тантра. // Древо Индуизма. М. 1999г. С. 64-95). «Несмотря на то, что слово «тантра» у всех на слуху, что многие её «знают», по существу, Тантра продолжает оставаться слабоизученным явлением, …индуистская Тантра все ещё относительно плохо исследована. <…> Ситуация же с тантрологическими исследованиями в нашей стране (собственно, как и на всем постсоветском пространстве) просто удручающая. Казалось бы, в постперестроечное время, с крушением прежних идеологических стандартов, можно было ожидать всплеска интереса к этому любопытному феномену индийской духовности. Однако и после 1985г. положение в этой сфере изменилось мало, и Тантризм, за исключением нескольких статей в отечественных академических журналах или сборниках, а также представленный в ряде словарей, либо бегло упомянутый в разных книгах по Индуизму, остаётся предметом, почти не привлекающим к себе научного интереса» (см. Пахомов С.В. Становление Тантрологии. Ж. «Религиоведение». 2004. №3. С. 48–57).
«§4. Отечественная Индология в 50-90-х гг. …К настоящему времени в отечественной науке есть серьезные публикации практически по всем аспектам индийской истории и культуры…» (см. Историография истории Древнего Востока: Иран, Средняя Азия, Индия, Китай. / Под ред. проф. В.И.Кузищина. СПб. Алетейя. 2002г.).

Читать далее

Статья 4.0. Востоковедение, Индология и Тантрология в России. (ч.2).

«Если понимание Индии до первых веков н.э. просто немыслимо без знания литературы Вед и эпосов, то постижение индийской культуры и религии последующего периода, вплоть до наших дней, безусловно, невозможно без изучения индуистской Тантры» (см. Жаринов С.А. Парадоксальный гимн женственности. Метафизика женственности в «Пятой Веде». 29.05.2009г. Философский портал «Арктогея». Сайт www.arcto.ru.).
«Изучением Тантры не следует пренебрегать, подобное игнорирование тантрического элемента в индуистской (и шире, в индийской) культуре чревато серьезным непониманием последней. Тантра оказала огромное влияние на весь спектр духовной деятельности индийских народов, стала важным её компонентом; если не исследовать должным образом это явление, то мало что можно будет понять и в самом Индуизме, а значит, и в Индии» (см. Пахомов С.В. Становление Тантрологии. // «Религиоведение» № 3. 2004г. С.48-57).
«Рано или поздно весь мир признает Тантру в качестве науки… Подход Запада и Востока настолько различен, что оба они являются лишь двумя половинками единого целого… Приближаются дни Тантры. Рано или поздно Тантра впервые за историю человечества проникнет в широкие массы… Тантра должна стать частью достояния человечества. Ее должны изучать во всех школах, колледжах, университетах, в каждом храме, каждой церкви, — Тантра должна присутствовать повсеместно… Впервые человечество готово воспринять ее мудрость» (см. Ошо Тантра: энергия и экстаз. К. София. М. Гелиос. 2001г.).

Читать далее

Статья 4.1. «Академическая» предыстория Российской Тантрологии до 2000г.

В данной статье представлены лишь некоторые факты и информация, которые можно условно отнести к так называемому «академическому» аспекту предыстории Российской Тантрологии, если под словом «академический» понимать «имеющий сугубо теоретическую направленность»; «соответствующий строгим классическим образцам»; соблюдающий установившиеся традиции»; «чисто теоретический, отвлеченный, не имеющий практического применения»…

Читать далее

Статья 4.2. «Неакадемическая» предыстория Российской Тантрологии до 2000г. (ч.1).

В статье представлены лишь некоторые факты и информация, которые можно условно отнести к так называемому «неакадемическому» аспекту предыстории Российской Тантрологии, если под словом «неакадемический» понимать «не имеющий сугубо теоретическую направленность»; «не соответствующий строгим классическим образцам»; «не соблюдающий установившиеся традиции»; «не чисто теоретический, отвлеченный, но имеющий практическое применение»; «широкодоступный и популярный»…

Читать далее

Статья 4.2. «Неакадемическая» предыстория Российской Тантрологии до 2000г. (ч.2).

В данной статье представлены лишь некоторые факты и информация, которые можно условно отнести к так называемому «неакадемическому» аспекту предыстории Российской Тантрологии, если под словом «неакадемический» понимать «не имеющий сугубо теоретическую направленность»; «не соответствующий строгим классическим образцам»; «не соблюдающий установившиеся традиции»; «не чисто теоретический, отвлеченный, но имеющий практическое применение»; «широкодоступный и популярный»…

Читать далее

Статья 4.3. «Эзотерическая» предыстория Российской Тантрологии до 2000г. (ч.1).

В данной статье представлены лишь некоторые факты и информация, которые можно условно отнести к так называемому «эзотерическому» аспекту предыстории Российской Тантрологии, если под словом «эзотерический» понимать «внутренний, скрытый, невидимый, понятный не всем»; «имеющий отношение к «тайному», «сокровенному» знанию»…

Читать далее

Статья 4.3. «Эзотерическая» предыстория Российской Тантрологии до 2000г. (ч.2).

В данной статье представлены лишь некоторые факты и информация, которые можно условно отнести к так называемому «эзотерическому» аспекту предыстории Российской Тантрологии, если под словом «эзотерический» понимать «внутренний, скрытый, невидимый, понятный не всем»; «имеющий отношение к «тайному», «сокровенному» знанию»…

Читать далее

Статья 4.4. «Мистическая» предыстория Российской Тантрологии до 2000г.

В данной статье представлены лишь некоторые факты и информация, которые можно условно отнести к так называемому «мистическому» аспекту предыстории Российской Тантрологии, если под словом «мистический» понимать «тайный, скрытый»; «проникнутый мистикой, исполненный мистики»; «необъяснимый, непонятный с точки зрения реального опыта»…

Читать далее

Статья 4.5. «Академическая» поступь Российской Тантрологии с 2000г. по 2012г.

В данной статье рассмотрены некоторые факты и информация, которые можно условно отнести к так называемому «академическому» аспекту истории Российской Тантрологии за период с 2000г. по 2012г., если под словом «академический» понимать «имеющий сугубо теоретическую направленность»; «соответствующий строгим классическим образцам»; соблюдающий установившиеся традиции»; «чисто теоретический, отвлеченный, не имеющий практического применения» и т.д.

Читать далее

Статья 4.6. «Неакадемический» размах Российской Тантрологии с 2000г. по 2012г.

В данной статье рассмотрены некоторые факты и информация, которые можно условно отнести к так называемому «неакадемическому» аспекту истории Российской Тантрологии за период с 2000г. по 2012г., если под словом «неакадемический» понимать «не имеющий сугубо теоретическую направленность»; «не соответствующий строгим классическим образцам»; «не соблюдающий установившиеся традиции»; «не чисто теоретический, отвлеченный, но имеющий практическое применение»; «широкодоступный и популярный»…

Читать далее