3. Разделы Тантрологии

Статья 3.1.8. Тантрология: Tantric Studies (тантрические исследования). (ч.1).

«Первым осмелился опубликовать серию работ по тантрийским текстам и философии Артур Авалон (Джон Вудрофф), который писал в предисловии к «Шри-чакра-самбхара-Тантре»: «Невежды… дают столько пищи для ложных суждений, что они (суждения) с готовностью подхватываются и именно они большей частью служат материалом для религиозной полемики. Тем не менее, я повторяю, что мы должны привлечь наш разум и чувство справедливости к тому, чтобы постараться понять всякую религию в ее высшем и чистейшем проявлении»» (см. Дандарон Б.Д. Махамудра как объединяющий принцип Буддийского Тантризма. Улан-Уде. 1971г. Сайт www.abhidharma.ru.).
«Мы должны отказаться от высокомерного отношения к «дикарям», утверждает Элиаде. Они ни в чем не хуже и не глупее, не ниже и не менее человечны, нежели так называемые «культурные белые народы Запада». Они абсолютно полноценны, их вселенная логична и прекрасна и во многих отношениях она богаче, полноценнее и ярче, чем плоские клише европейцев…» (см. Дугин А.Г. Мирча Элиаде — вечное возвращение. Finis Mundi. № 5. 1997г. Сайт www.arcto.ru.).
.«Собственно, именно Вудрофф и инициировал появление Тантрологии как отдельной, специфической области исследований… Фактически именно он ввёл феномен Тантры в научный оборот… Вудрофф был признан величайшим европейским учёным, писавшим на темы Тантризма… Парадоксальное положение Тантры во многом сохраняется. Несмотря на то, что слово «тантра» у всех на слуху, что многие её «знают», по существу, Тантра продолжает оставаться слабоизученным явлением. Тот же Фойерштайн отмечает, что, в отличие от буддийской Тантры (Ваджраяна), — исследователи которой, кстати, вовсе не спешат влиться в ряды тантрологов, — индуистская Тантра все ещё относительно плохо исследована… В 1980-1990-х гг. исследования Тантризма уже вполне вписываются в круг академических тем западной науки, доклады по Тантризму регулярно читаются на различных конгрессах индологов» (см. Пахомов С.В. Становление Тантрологии. Ж. «Религиоведение». 2004. №3. С. 48–57. Сайт www.wiki.shayvam.org).
«С 60-х годов, в результате накопления обширного фактического материала и научных наработок, формируется отдельная относительно самостоятельная научная дисциплина, предметом которой становится Тантризм. На Западе эта дисциплина получила название Tantric Studies, т.е. «тантрические исследования» (см. Семён Жаринов. Тантрология: Наука о Тантризме в России. 06.2012г. Философский портал «Арктогея». Сайт www. arcto.ru.).

Читать далее

Статья 3.1.8. Тантрология: Tantric Studies (тантрические исследования). (ч.2).

«Я тантрист. Я рассматриваю мир как рожденный Анандой и живущий Анандой, идущий от Ананды к Ананде. Ананда и Шакти — вот два действительно основополагающих принципа существования» (см. Шри Ауробиндо. Йогическая садхана. К. 1991г.). «Тантра — духовный путь, в основе которого лежит Сознание-Сила (почитаемая как Божественная Мать) как Высшая Реальность» (см. Шри Ауробиндо. Мать. / Пер. О.Сафронова. 29.05.2012г.). 
«Истина всегда является одной и той же независимо от того, какой она предстает перед естественными науками и ведическими или тантрическими мудрецами» (см. Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры: энергетические центры трансформации. София. 2001г. 261 стр.).
«Мужество, согласно Ошо, — это величайшее качество в жизни, ибо без мужества нет свободы, а без свободы нет Истины» (см. А.Якунина. Духовные учителя Человечества XIX-XX вв. М. Пилигрим-пресс. 2007г.).
«По мнению Андре Паду, «Шакти — это основополагающий элемент тантрического представления о божестве и о мире» (Padoux A. Recherchez sur la symbolique et l’?nergie de la parole dans certains textes tantriques. Paris. 1963. P.47.). Понятие «шакти» фигурирует на всех уровнях и во всех аспектах Тантризма. Оно имеет мифологическое измерение, философско-теологическое, лингвистическое, психопрактическое и др.» (см. Пахомов С.В. Проблема определения и классификации тантрических школ. 06.07.2004г.).

Читать далее

Статья 3.1.8. Тантрология: Tantric Studies (тантрические исследования). (ч.3).

«Мы хотим, чтобы вы подходили к Тантре непредубежденно. Не нужно слепо принимать ее идеи. Просто усваивайте их. Вы должны сами путем личного опыта и постижения доказать себе, действительно ли они верны. Следует помнить, что Тантра — это в большей степени наука, чем что-либо другое. Она не просит вас просто верить во что бы то ни было. Это система типа «проверь и узнай». Только имея опыт можно поверить в то, что слышишь. Суть Тантры — в личном опыте посредством практики» (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Йоги и Крийи. Т.2. Продвинутый курс. София. 2005г.).
«Тантра — это наука о личности… Тантра представляет собой ментальную науку, метапсихологию, метод для исследования ума и расширения границ человеческого восприятия» (см. Роберт Свобода. Агхора I. По левую руку Бога. Саттва. 1998г.).
«За этим очарованием Тантры находятся очень глубокие учения, включая некоторые из самых живых течений и разработанных практик в традиции Йоги… Хотя Тантра имеет многое, что может предложить каждому, мы должны научиться распознавать между тем, что является настоящей, и тем, что является поверхностной Тантрой, в противном случае любой может пасть жертвой искаженных представлений, множество которых мы можем наблюдать сегодня» (см. Фроули Дэвид. Тантра и неверные представления о ней: очищение сущности от заблуждений. Life Pozitive Magazine. Delhi. Jan. 2005 / Пер. А.Игнатьева. Сайт www.wiki.shayvam.org.).
«Система Тантра является составной частью Индуизма… Система Шакти является одной из наиболее важных восточных систем… Тантра-Шастра заслуживает самого тщательного и глубокого изучения. Фундаментальные идеи этой системы находятся в соответствии с разумом. Учения Тантр весьма правильны. Шакти-Тантра является Садхана-Шастрой Адвайта-Веданты. Это действительно глубокая и могущественная система… Тантра — это спасающая мудрость… спасительное знание, судно, которое благополучно доставляет душу в порт свободы» (см. Шри Свами Шивананда. Тантра-Йога. Нада-Йога. Крийя-Йога. Сборник. / Пер., прим., ред. А.П.Очаповский. Уфа. 2001г., 2007г.).
«Шестьдесят четвертая мандала. Тантра-Йога. Система Тантры — интегральная часть Индуизма, одна из наиболее важных восточных систем… Писания Тантры требуют внимательного и глубокого изучения. Фундаментальные идеи этой системы находятся в согласии со здравым смыслом. Учение Тантр очень верное. Это действительно глубокая и могущественная система… В некоторых своих аспектах Тантра — это тайная доктрина. Это Гупта-Видъя (тайное знание). Вы не сможете постичь ее изучением книг. Вам нужно получить знание и практику от тантрических ачарьев и гуру, владеющих ее ключами» (см. Свами Шивананда. Золотая книга Йоги. Йога-Самхита (Энциклопедия богопознания, самореализации и мудрости). Йога-Бхаван, Энига+. 2001г., Северная столица. 2004г.).
«…Посвящение укрепило мое уважение к Традиции, решимость обрести адекватное понимание и по достоинству оценить глубину учений Тантры как древней и утонченной религиозной Традиции, которой на протяжении многих веков следовали и которую высоко ценили множество искренних и замечательных людей» (см. Миранда Шо. Страстное просветление. Женщины в тантрическом Буддизме. Добрая книга. 2001г.).

Читать далее

Статья 3.1.8. Тантрология: Tantric Studies (тантрические исследования). (ч.4).

«Тантpизм пpедставляет собой «pасшиpение» или «последнее объяснение» тpадиционных учений, котоpые, будучи пеpвоначально даны в Ведах, впоследствии pазвивались в Бpахманах, Упанишадах и Пуpанах. Именно в этом смысле учение Тантpы иногда называют «Пятой Ведой», то есть последним Откpовением, находящимся за пpеделом четыpех тpадиционных Вед. <…> Наиболее высокая задача всего Тантризма заключается в достижении высшего состояния, понимаемого как совокупление Шивы с Шакти, это — импульс, напpавленный на то, чтобы воссоединить «бытие» (Шиву) и «могущество» (Шакти)» (см. Ю.Эвола. Йога могущества. / Пер. с ит. А.Карагодина. // Конец света. Эсхатология и традиция. М. 1997г. 1998г., ж. «Милый Ангел». №2 2000г. Сайт www.arcto.ru.).
«Джозеф Китагава отмечает, что для Элиаде «Индия была более чем местом для научного исследования. Он чувствовал, что где-то в Индии была скрыта тайна, и дешифровка ее должна открыть тайну его собственного существования» (Kitagawa J.M. Op. cit. P. 85). Как отмечает С.В.Пахомов: «Можно предположить, что опыт, приобретенный Элиаде во время прохождения им йогических «университетов», оказался решающим для формирования его взглядов на религиозные («сакральные») феномены» (Пахомов С.В. Элиаде и Йога. // Элиаде Мирча. Йога: бессмертие и свобода. СПб. 2004г. С. 6)» (см. Мирча Элиаде. Научный богословский портал «Богослов». Сайт www.bogoslov.ru.). 
«По словам Элиаде, «в те годы почти мистического восхищения Древним Востоком… мое усердие питала надежда, что в один прекрасный день я доберусь до скрытого источника всех этих традиций и разрешу все «тайны»; тайны религии, тайны истории, тайну человеческой участи». Такая установка, в конечном счете, привела к написанию фундаментальной работы по «Йоге и к реализации проекта сравнительной истории религии в «Трактате по истории религии» (см. Коростиченко Е.И.Памяти Мирчи Элиаде. Рецензия на: Элиаде М. Мемуары / [пер. с рум. А.Старостиной]. М. Критерион. 2008г. // Религиоведческие исследования. 2011г. №1-2 (5-6). М. 2011г. с. 172-182. Сайт www.religious.life.).
«Предисловие (С.В.Пахомов). Приведенный автором многообразный материал подводит его к мысли (которую он, правда, напрямую так и не высказывает, однако она, наверняка, созревает в уме многих читателей), что разнообразные практики индийцев, которые могут быть охарактеризованы как йогические, происходят, должно быть, из очень глубокой древности, возникли в среде, не имеющей ничего общего с древнеиндийской брахманистской средой (сравните с точкой зрения традиционалистов, высказанной в книге Б.В.Мартынова), а были частично заимствованы брахманами. Последние вследствие присущего им стремления к классифицированию и систематизации создали «Йога-Сутру» и другие тексты, сформировавшие отдельную брахманистскую систему. Собственно, средневековый индийский мистицизм же, в котором буддийский и индуистский Тантризм, Алхимия и Хатха-Йога практически не отделимы друг от друга, является порождением и продолжением древнейшей аборигенной культуры, получившим санскритоязычную оболочку» (см. Мирча Элиаде. Йога: бессмертие и свобода. / Пер. С.В.Пахомова. СПб. Лань. 1999г.).

Читать далее

Статья 3.2. Антропология (Тантры) как раздел Российской Тантрологии.

«3. Говорить о единой природе человека, искать и вопрошать о некоей единой сущности человека — занятие тупиковое. За признанием идеи мира миров идет признание миров человеческих. Природ человека много, больше, чем одна. И нет одной идеи человека. Есть разные идеи и проекты человека.
7. Разные идеи и проекты человека не заданы, не даются в качестве готовых. Человеческое не дано как природа, а делается как проект. Проекты человеческие лепятся, конструируются, созидаются. Они — рукотворны, создаются посредством культурных практик.
Антропология не имеет своей территории, своего особого предмета наподобие предметов в науках, но имеет свою оптику, свой принцип, свой угол зрения, свою ориентацию. Она может быть экзистенциальной, феноменологической, христианской, марксистской… Сам проект человека строится в них в контексте более широких философских каркасов и контуров», — так было написано в «Антропологическом Манифесте», размещенном в 2012г. на сайте antropolog.ru, автором которого стал С.А.Смирнов (р. 1955г.) — доктор философских наук, антрополог, философ, методолог, проектный аналитик, руководитель группы международных проектов Новосибирской Государственной Академии Экономики и Управления, автор около 100 публикаций по проблемам антропологии, философии и методологии образования…
Комплекс исследований, связанный с Тантрической антропологией, в рамках которой можно обнаружить не только уникальный «проект человека» (выстроенный на основе уникальных концепций), но и уникальный «проект развития человека» (выстроенный на основе уникальных практик), приоткрывающие тайны природы и сущности человека, достоин самостоятельного раздела в Российской Тантрологии, который может быть назван как «Антропология (Тантры)».

Читать далее

Статья 3.2.1. Природа и сущность человека. (ч.1).

«Одной из самых насущных проблем научного знания выступала и выступает необходимость исследования природы и сущности человека… Человек — это творение природы, которое наименее известно самому себе в своей эмпирической данности и наиболее трудно уловимое в своей сущности. Несравненно более сложными являются и вопросы о природе, сущности, происхождении человека, о его предназначении, смысле жизни… Мыслители различных эпох давали разные ответы на все эти вопросы, но единой точки зрения не выработано…» (см. Башкова Н.В. Нравственная многомерность человеческого сознания: о природе и значении добродетелей и пороков. Российский междисциплинарный проект комплексных исследований «Мистериум Магнум»). «Истинно, человек есть высшее проявление Космоса. Истинно, он избран нареченным строителем и собирателем всех сокровищ Вселенной. Истинно, название «человек» означает утверждение творчества…» (см. Рерих Е.И. У порога нового мира. М. Международный центр Рерихов. 2000г.).
«Стремление к целостности своего бытия, выступающее как фундаментальная характеристика человеческой сущности и ее высшая духовная потребность, приводит к раскрытию возвышенных смыслов, обретению свободы и выстраиванию человеком совершенных программ самоопределения. В этом стремлении выражается его потребность в самореализации, обнаруживается наличие в нем некого уникального, качественно отличающего его от всех других живых существ, надбиологического компонента. Самореализация есть попытка выйти в превосходящую (и притягивающую) человека сферу Реальности, где постигаются ценности, обретается полнота жизни и самодостаточность целостного существования» (см. Тельнова Н.А. Феномен целостности человека: метафизический статус и методология исследования. Волгоград. Офсет. 2000г. 296 стр., Тельнова Н.А. Целостность человека как философско-антропологическая проблема. Волгоград. ВолГУ. 2001г. 264 стр., Тельнова Н.А. Целостность человека в онтолого-антропологическом измерении. Саратов. 2002г. 208 стр., Тельнова Н.А. Целостность как системное качество человеческого бытия. // Философия без границ (Сборник статей). В 2 ч. Ч. 2. Философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. / Под ред. В.В.Куртова, И.В. Макаровой. М. Издатель А.В.Воробьев. С. 37-46).

Читать далее

Cтатья 3.2.1. Природа и сущность человека. (ч.2).

«Основной идеей Тантры является то, что каждый человек — это отражение всего Существования в целом… Тантра воспринимает каждого человека как божественную сущность…» (Махасаатва Ма Ананда Сарита. Что такое Тантра. Школа Пробуждения).
«Тантра — это практический путь реализации, отличающийся глубокими эзотерическими знаниями о теле человека, о природе, о космосе, об устройстве Вселенной и о силах и законах, действующих в ней… Являясь практической системой интенсивного духовного развития, Тантра ставит своей целью полную реализацию человеком его Божественной природы…» (см. Тантра (Индуизм). Сайт «Открытая Реальность»).
«Я не считаю Тантру философией или теологией, но ближе к поэзии, к музыке, к живописи, к танцу, к пению. Это не отречение от жизни, это наслаждение жизнью всем своим сердцем. И как только вы глубоко вовлекаетесь в творческий стиль жизни, запредельное раскрывает свои двери… Все это существование есть таинство; только для слепых людей все ясно. Если у вас есть глаза, тогда все вокруг является таинственным и нет этому объяснения. Чем глубже вы идете в него, тем более таинственным оно становится… Пока человек не будет относиться к Существованию как к таинству, ему не удастся прожить свою жизнь в экстазе…» (см. Ошо. Таинство и поэзия запредельного. 2003г.).
«Тантра — это древнейшее знание из всех существующих на земле. И важнейшее! Знаете, так странно теперь наблюдать, каким невероятным количеством информации напичкан современный человек, при том, что все эти знания не только не приносят ему счастья, но, напротив, делают все более и более несчастным! Тогда как древнейшие знания, которые действительно могут сделать его счастливым, находятся в полном забвении!» (см. А.Махараджа. Тантра. интернет-сайт «Махараджа Хаус»).

Читать далее

Статья 3.2.2. Индивидуальность и личность человека. (ч.1).

«Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств», «человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему», «индивидуальные свойства личности — это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность», — так писал С.Л.Рубинштейн в своем капитальном труде «Основы общей психологии» (1-e изд. 1940г.), который считается классическим трудом, одним из наиболее значительных достижений российской психологической науки, в котором вопросу индивидуальности уделяется всего несколько строк, а вопросам личности — целых две главы из двадцати.
«В словарях слова «индивидуальность» и «личность» — синонимы. В сущности же они противоположны. Слова «личность» и «индивидуальность» — это не синонимы. Individuus (лат.) — нераздвоенный, нерасщепленный, равномерный; persona (лат.) — маска, личина; житейская роль, положение. Личность (персона) — это фальшь, притворство, претензия, фасад; индивидуальность — ваша истина, ваша истинная суть. Индивидуальность — ваша сущность. Вы приходите с ней, вы рождаетесь с ней. Личность заимствована. Она придана вам обществом. Она подобна одежде, тонкой одежде. Когда исчезает ваша личность, отпадает ваша персона — появляется ваша индивидуальность, ваше индивидуальное». (см. Ошо. Личность и индивидуальность. Журнал «Эзотера» 09.2007г.; Ошо. Дар Атиши для путешествующих внутрь 2008г.; Ошо. О личности. Книга эго. / Пер. Н.Гончаровой. 2010г.).
«Нет человечества как такового, есть только индивидуальные личности. Каждое человеческое существо должно реализовать свою индивидуальность и ответственность за это» (см. Ошо. Психология эзотерического. Корни и крылья. / Пер. А.Солдатова. 2004г.).

Читать далее

Статья 3.2.2. Индивидуальность и личность человека. (ч.2).

«Личность развивается как родовой индивид и как индивидуальность, совершенствуясь и совершенствуя других…» (см. Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития. М. 1997г.). «Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно в какай то мере рассматривать и как процесс социализации (влияния общества) с одной стороны и как процесс самосовершенствования человека изнутри, с другой» (см. Ступени восхождения человека: индивид, индивидуальность, личность. Psinovo.ru — сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям). «Развитие индивидуальности личности (формирование социально активной личности через управление развитием индивидуальности) и самореализация личности (развитие индивидуальности) способствуют разрешению актуальных проблем социализации подрастающего поколения» (см. Шабанова Е.В. Формирование социально активной личности подростка). «В каждом человеке необходимо формировать индивидуальность, а не только и не столько личность и личностные качества. Для этого необходимо развести эти понятия: личность и индивидуальность… Сформированность личностных качеств зависит от степени развития индивидуальных… Чтобы воспитывать личность, необходимо развивать индивидуальные качества…» (см. (Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Учебное пособие. Калиниград. 2000г.).
«Говорить о европейских концепциях личности и ее развития с точки зрения Тантры — значит заниматься бесконечным и кропотливым разъяснением ошибок, неточностей, тонких нюансов и различий. Гораздо легче дать некоторую упрощенную модель-схему, «отметив» на ней для примера те участки, которые, хотя бы приближенно, описываются той или иной теорией или школой… И если мы не на словах, а на деле стремимся к полноценному и полномасштабному развитию человека, нам не стоит тратить время на изобретение велосипедов, а следует глубоко и серьезно изучить методы Йоги и Тантры и научиться применять их на практике. Без этих методов самый лучший педагог находится в положении лекаря, вынужденного врачевать по телефону…. Ни Тантра, ни Йога, как и настоящая наука, не вещают истину в конечной инстанции. Они просто описывают доступную им картину мира, одним из элементов которой является Человек» (см. Глибицкий М.М. Тантра и проблема развития личности. Харьков. 1993г.).

Читать далее

Статья 3.2.3. Человек как манифестация Атмана.

«Знание Атмана выше всякого иного знания. Знание Атмана — Высшее Знание!» — так издавна говорят в Индии. «Если ты мудр, оставь в стороне всякую внешность (привязанность к поверхностному и постороннему) и примени свою ученость (и знание) к тому, чтобы узнать свою истинную Само-Сущность (Атман) и из рабства этого мира достичь Свободы (подлинного Освобождения). Следование внешним предписаниям хорошо для того, чтобы держать в чистоте свои мысли, но они не приводят ни к Истине, ни к Реальности. Истина и Реальность достигаются только Мудростью, а не тысячью внешних ритуалов» — так писал Шанкара (788-820) в своей работе «Вивека-Чудамани» (М. Майя. 1992г.).

Читать далее