3.5. Мантрология (Тантры)

Статья 3.5. Мантрология (Тантры) как раздел Российской Тантрологии.

В Индии издавна существует целая наука о мантрах и использовании мантр. В XX в. эту «тайную науку» стали осваивать и духовные искатели Запада, но до сих пор здесь остается еще очень много тайн, которые ждут своих исследований и открытий. Обозначить, исследовать, приоткрыть и понять тайны мантр, тайны воздействия мантр, как и тайны самой Науки Мантр, этой Тайной Науки — все это может стать обширным полем и увлекательной сферой деятельности такого специального раздела Российской Тантрологии как Мантрология (Тантры).
Что такое Тантрическая Мантра-Видья, в чем заключается ее феномен, каково ее значение для Древней Индии, для Индийской культуры и культур стран Юго-Восточной Азии, какое значение она приобретает сегодня и, в том числе, для Западной культуры, и может ли Тантрическая Мантра-Видья иметь значение для будущих поколений и будущего развития человечества, какие тайны хранит в себе Тантрическая Мантра-Видья, какие тайные знания она в себе заключает и какими тайнами она может поделиться с нами уже сегодня? Возможно, это будут неизвестные доселе знания, которые смогут перевернуть все наши устоявшиеся представления, на основе которых возможно будет создать новейшую философию жизни…

Читать далее

Статья 3.5.1. Тантра и Мантра. Мантраяна. Мантра-Шастра. Мантра-Видья.

«Наряду с мандалами и янтрами мантры составляют наиболее важный аспект Тантры. В них — суть практической Тантры. <…>. На самом деле использование мантр — это наука, причем удивительная наука… Наука мантр возрождается и в будущем окажет на мир огромное влияние. Так должно случиться, поскольку именно сила мантр способна раскрывать тайны природы и вселенной. Мантры будут использоваться как научный инструмент, точно так же как в наши дни свет, лазеры и электронные микроскопы используются для проникновения в более глубокие области природы» (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г. 688 стр.).
«Когда я впервые приступил к изучению этой Шастры, … <…>. Я не был разочарован. Мантра-Шастра — весьма далекая от того, чтобы называться «не имеющим смысла предрассудком» или «тарабарщиной» — заслуживает пристального изучения, и когда оно предпринято, то для умов, свободных от предрассудков и склонных к метафизичности и тонкому видению, открываются основы [ее] ценности. В Тантрах Мантра-Шастры, или Агамах, содержится последовательно излагаемое глубокое учение. Настало время, благоприятное для раскрытия секретов этой адхьятмика-науки» (см. Артур Авалон. Гирлянда знаков (Варнамала). Опыт изучения тантрических мантр. М. Ситников консалтинг. 2006г. 304 стр.).

Читать далее

Статья 3.5.2. Что такое Мантра?

«Видимая форма представляет собой выражение, а мантра — средство выражения. Мантра — это непосредственная связь с запредельным. Известный нам мир материализуется и формируется посредством мантр, посредством звука на всех уровнях разной степени тонкости, как правило, лежащих далеко за пределами обычного восприятия звука» (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Тантры и Крийи. т.2. Продвинутый курс. Издательство К.Кравчука. 2005г. 688 стр.).
«Влияние звуков и речи на психическое состояние человека бесспорно. Основное назначение речи состоит в передаче информации. <…>. Зависимость силы воздействия человеческой речи от ее структуры — увлекательная и еще мало разработанная область знаний» (см. Кандыба В.М. Загадочные сверхвозможности человека. Сайт litmir.net.)
«Сила мантр и тонкие звуковые частоты в течение веков были известны во многих древних цивилизациях, и использовались для пробуждения внутреннего сознания, а также для оказания влияния на внешние силы природы. … законы звуковых вибраций — знание, утраченное современной цивилизацией» (см. Свами Ниранджанананда Сарасвати. Прана. Пранаяма. Прана-Видья. / Пер с англ. А.Киселева. М. Северный ковш. 2004г. 404 стр.).
«Тантры открывают для людей тайное знание о Божественных звуковых энергиях, которые способны привести практикующего в состояние сознания, выходящее за рамки обычного спектра человеческих мыслей и эмоций» (см. Димешвар Рам Аватхута. Тантра: Постижение высшей реальности. СПб. 1991г., 1992г. 112 стр.).
«В своем истинном, глубоком значении мантра — это … секретная сила, это резонансный ключ, это ценнейший инструмент. Правильно использованная мантра открывает нам врата и дает нам доступ к точно определенным энергиям, которые потом действуют согласно своему назначению, создавая точные и ясно определенные, объективные результаты. Она как ключ, которым мы можем воспользоваться, чтобы открыть сейф, если мы знаем, как это сделать, или же мы можем использовать этот ключ во многих других направлениях…» (см. Тантра. Наука полноценной жизни. Сайт nathayoga.lv.).

Читать далее

Статья 3.5.3. Классификация Мантры.

Какие существуют виды, типы и формы тантрических мантр? Где и каким образом они могут быть использованы сегодня, если одно из многих назначений Тантры заключается в том, чтобы человек смог «расширить» собственное сознание, достичь состояния осознания и правильно понять себя и мир, свое предназначение и предназначение мира, в котором он живет? Возможно, одна из многих задач Российской Тантрологии и миссия раздела Российской Тантрологии — Мантрология (Тантры) может заключаться в том, чтобы через исследования Тантры, исследования обширного и уникального тантрического наследия приоткрыть завесу над тайнами Науки Мантры, или Мантра-Шастры, или Мантра-Видьи, или Мантраяны, как именовалась с древности Традиция Тантры.

Читать далее

Статья 3.5.4. Особенности Мантры.

«Дхарани и мантры приобретают значение лишь тогда, когда их произносят в соответствии с определенными правилами и воспринимают как несущие «откровение» и «пробуждение» (см. М.Элиаде. Йога: свобода и бессмертие. К. София. 2000г. К. PSYLIB. 2004г. Сайт psylib.org.ua.).
«Чем древнее культура страны, в которой у народа сложился собственный фольклор, тем больше в запасе у людей мантр, особенно это касается Индии и стран Европы. Но практически у любого народа в лексиконе достаточное количество мантр.<…>. Мы говорили о естественных, неосознанно используемых мантрах. Но есть еще и научные мантры. Множество мантр скрыто в древнем Санскрите, а также в предшествовавшем ему языке. Правила применения различных мантр зашифрованы в этих языках, но совершенно отсутствуют в арсенале современной филологии» (см. О.Световид, В.Световид. О мантрах. Сайт waylux.ru.).
Выявить, обозначить, определить и оценить характерные, уникальные и прочие особенности, свойства и функции тантрических мантр и правила их использования — все это может стать одной из многих задач Российской Тантрологии и важнейшей миссией одного из разделов Российской Тантрологии — Мантрология (Тантры).

Читать далее

Статья 3.5.5. Особенности тантрической Мантра-Видьи. (ч.1).

«Мир никогда не оставался без Мудрости и Учителей. Но уровни и способы их воплощения обязательно отличались, обуславливаемые способностями и восприимчивостью людей. И, кроме того, в зависимости от уровня духовного развития верующих, символы также могут обретать различные значения. Эти уровни и многообразие представлений привели к поверхностному мнению, что различие вер исключает наличие какой-либо единой для всех Истины. При более глубоком исследовании этой темы становится ясно, что, хотя и существует единая сущностная Мудрость, ее открытие всегда будет осуществляться на фоне тех или иных культурно-обусловленных символов, и поэтому всё будет соответствовать определенным национальным особенностям и характерам. Эти символы, конечно же, не будут пониматься теми, кто не ознакомился с соответствующими верованиями и отличается темпераментом от создавших их людей» (см. Артур Авалон. Принципы тантрической космогонии. Гирлянда букв: Речь, созидающая вселенную. / Пер. с англ. Д.В.Устьянцева. Ред. А.Орлова. (Серия: Тайны тантрического мистицизма. М. Шечен. Амрита-Русь. 325 стр. Глава 23.).
«Мантра — это Сила; Сила в форме Звука. Корень «ман» означает «думать». Творческая сила мысли теперь получает все большее признание на Западе. Чтение мыслей, передача мыслей, гипнотическое внушение, магическая проекция и защита становятся все более и более известными. Это учение очень древнее в Индии, за ним стоит определенная практика, описанная в Тантрах. Некоторые формы этой практики до сих пор держатся в тайне. Поэтому на Западе все еще не известна особая форма Науки о Мысли — Мантра-Видья. <…>. Вообще нет более сложной темы, чем Мантра-Видья, вне зависимости от того, рассматривать ли её в целом или в связи с каким-то отдельным конкретным вопросом» (см. Артур Авалон. Змеиная сила. Т.1. / Пер. А.Ригина. М. Грамма. 1994г. Глава 4. Мантра.).
«Мы не можем здесь распространяться об очень сложной теории Звука (Шабда) и об его различных модальностях (пара или непроявленное, пашьянти или мадхьяма, обе принадлежащие к тонкому порядку и, наконец, вайкрийя, то есть артикулированное слово), теории, на которой покоится вся Наука Мантры — Мантра-Видья» (см. Рене Генон. Кундалини-Йога. / Пер. Т.Б.Любимовой. // Ориентиры. Сборник. М. ИФ РАН. 2001г. 188 стр.; Рене Генон. Размышления об Индуизме. / Пер. с фр. Т.Б.Любимовой. М. Олита. 2003г.).

Читать далее

Статья 3.5.5. Особенности тантрической Мантра-Видьи. (ч.2).

«В теорию и философию Тантры тонким образом вплетается Наука Мантры, Янтры и Мандалы. Тантра представляет собой как философию, так и практическую науку, и ее возвышенные теории становятся действенными благодаря использованию Мантры, Янтры и Мандалы. <…>. Уникальная особенность Тантры состоит в том, что она не провозглашает громких абстрактных философий без того, чтобы придать им жизненность через систематическое и тщательное объяснение их практического и ежедневного применения. Этого Тантра достигла благодаря высоко развитой Науке о Мантре, Янтре и Мандале. Для полного понимания механизма действия этих трех основных инструментов Тантры, которые используются в любой тантрической садхане, включая таттва-шуддхи, необходимо понять каждый из них» (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Тантрические практики преображения. (Таттва-Шуддхи садхана). Пер. с англ. Харьков. Алока. 2001г. 168 стр.).
«Тантра предлагает двигаться от букв к звукам, раскрывать звуки посредством букв. Раскрывать звуки, а затем, посредством звуков, раскрывать также чувства. Сначала приходят звуки, затем эти звуки наполняются чувствами. Затем приходят слова, затем мысли, затем системы, религии, философии. <…>. Благодаря подобным техникам Индия смогла обнаружить многое. <…>. Благодаря этому была разработана Мантра» (Ошо. Вигьяна-Бхайрава-Тантра. М. Нирвана. 2005г.).
«Мантра представляет собой сжатое и символическое воплощение концепции звука. Больше того, «Шива-Сутра» утверждает, что все оковы рождены звуком. Почему? Потому что звук создает буквы, буквы создают слова, слова создают идеи и концепции. Следовательно, поскольку и повторение мантры, и сама мантра — абстракции, рожденные концепцией звука, то как может одна абстракция (мантра) освободить другую абстракцию («я»), повторяющую мантру?» (см. Стэфан Волински. Тебя нет. За пределами трех покровов сознания. Сайт www.e-reading.me.).
«Тантра учит тому, что есть объединяющая непрерывность между нашими физическими телами, деятельностью разума и эмоций и всеми формами внутреннего сознавания. Все они суть проявления единого истока; таким образом, все мы суть микрокосмические пульсации целого, выражения телесной формы — в иллюзорном измерении пространства и времени — Вселенского Сознания (Парама Шива)» (см. К.Томпкинс. Спанда: Йога вибрации. Переживая пульсацию Божественного Сознания. Сайт www.integraltranslations.wordpress.com.).

Читать далее

Статья 3.5.6. Мантра-Йога. Джапа-Йога. Нада-Йога.

«Мантра-Йога очень плохо известна как у нас, так и на Западе, более того, она практически не понимается даже на Востоке, хотя на Востоке есть одно большое преимущество — они, не понимая, умеют ей пользоваться, а мы мало того, что не умеем ею пользоваться, но и не понимаем. <…>. Настоящая, глубинная теория Мантра-Йоги настолько серьезная и грандиозная, что считается одной из самых трудных в Йоге» (см. В.Запорожцев (ректор, преподаватель Международного Открытого Йога Университета. Школа Йоги Традиции Анандасвами). Мантра-Йога. Сайт www.openyoga.ru).
«В своем практическом применении Мантра-Йога настолько проста, что у западного человека очень часто вызывает недоумение: неужели такая простая практика может приводить к грандиозным изменениям внутри и снаружи. И для западного нигилистического разума по этой причине любая мантра кажется суеверием, или чем-то несерьезным, или наследием каких-то диких цивилизаций, диких людей. <…>. С позиции разума объяснить Науку Мантра-Йоги чрезвычайно тяжело. Разум просто отказывается верить и понимать. И человек разумный отказывается от тех знаний, которые он бы мог унаследовать еще с древности через Мантра-Йогу. Современному человеку это кажется какой-то чушью» (см. Артур Авалон. «Гирлянда букв. Введение». Комментарии В.Запорожцева. Сайт www.openyoga.ru.).
«Все мудрецы и йоги древности единодушны в оценке могущества Мантра-Йоги. Огромное число людей обрели сверхъестественные силы и достигли запредельных духовных высот благодаря таинственным мантрам Мантра-Йоги. Мудрецы и йоги древности передали это некогда закрытое от непосвященных знание всем тем, кто интересуется наукой самопознания, всем тем, кто действует ради блага всех живых существ» (см. Мантра-Йога. Обучающий фильм. Международный открытый Йога Университет. Сайт www.openyoga.ru).
Путь Мантра-Йоги и медитации нео-Индуизма с позиции духовного опыта Православной Церкви есть прямая дорога к общению с бесами, их же цель — прежде всего, духовное убийство (Ин. 8:44). Чтобы избежать подобной опасности, следует прислушаться к словам святых отцов и не пытаться черпать духовность из ядовитых источников, помня о том, что «истинное Боговидение и неложное познание вещей составляет совершенное православное догматическое учение». Поэтому самый простой способ отделять семена от плевел — следовать православному вероучению, отвергая все противное ему» (см. В.Питанов. Мантра-Йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости. Сайт www.apologet.orthodox.ru.).

Читать далее

Статья 3.5.7. Тайны Гаятри-Мантры.

«Зачем лезть нам туда, куда не пускают? Зачем играть с огн?м Ведической Гаятри, если веришь в силу мантры? А если не веришь, зачем затевать эту возню? Мне лично гораздо более по душе тантрическая форма [Гаятри]. Она изумительна! Здесь речь создает изумительные тонкости смысловых переливов, блистающих на гранях грамматических построений. Эта средняя форма глагола (медиум) и форма обращения на себя (атмасампада) создает целый ряд тонов, утрачивающихся при переводе. Удивительное впечатление создает сочетание средней и активной формы. (Из письма Б.Л.Смирнова Владимиру Николаевичу [Гориновичу] от 30.7.61г. — прим. ред.)» (см. Симфонический санскритско-русский толковый словарь Махабхараты Б.Л.Смирнова. Ашхабад. 1962г.).
«Жизнь и работа академика АН ТССР Бориса Леонидовича Смирнова, невропатолога, нейрохирурга и переводчика древнеиндийского эпоса Махабхарата, глубоко поучительны и могут служить примером для многих. По своему воспитанию и установкам, по образу жизни и стилю работы он принадлежал к лучшему поколению старых русских врачей» (см. Горинович В.Н. Письма Смирнова Бориса Леонидовича. Сайт www.oldpages.blogspot.ru).

Читать далее

Статья 3.5.8. Тайны мантры «ОМ».

Можно ли утверждать, что мистическая мантра «ОМ» является лишь частью мистической концепции «АУМ», являясь ее преддверием, поскольку мантра «ОМ» способна вывести человеческое сознание за пределы всех ограничений и раскрыть перед человеком его истинную природу, открывая ему доступ в мистический круг «АУМ»?
«Бог нуждается в человеке, а человек нуждается в Боге. Это закон священного круга АУМ» — это утверждение принадлежит Эль Мории Хану (см. Эль Мория. Чела и Путь. Ключи к духовному совершенствованию в эпоху Водолея. Продиктовано Элизабет Клэр Профет. Пер. с англ. Е.Волкова. Сайт расширенного сознания www.soznanie.info.), по-видимому, самому знаменитому и мало известному тибетскому махатме (родившемуся раджпутским князем в индийском сословии воинов и правителей), жизнь которого примечательна неустанной работой по объединению древних духовных истин Востока с традициями Запада. Эта задача была во многом исполнена им через основание Теософского Общества в 1875г. и дальнейшие наставления, передаваемые через это Общество. Эти наставления поступали и в виде личных писем, адресованных ученикам. Сегодня они хранятся в Британском Музее в Лондоне. Эти слова Эль Мории стали эпиграфом к статье Людмилы Венгерской «От ОМ к АУМ» (см. Л.Венгерская. От ОМ к АУМ. 13.11.2012г. Сайт www.vrata11.ru.), в которой сказано: «ОМ — двойственность, а АУМ — тройственность, к которой мы приходим, уходя от двойственности. Дальше нас ждёт следующий шаг: через триальность к Единству. ОМ и АУМ считаются одним и тем же, но это не совсем так, и говорят нам об этом числа… <…>. В священном звуке АУМ скрыто понятие окружности, пространства, т.е. АУМ объемлет всё. <…>. Переход от ОМ к АУМ в числовом выражении [- это] переход на более высокую вибрацию, а соответственно, подъём на ступеньку ближе к Духу». Согласно автору этой статьи, переход от ОМ к АУМ — это «Великое начало начал», «Звёздные Врата», «Тройной портал», «Врата жизни и смерти», «Врата освобождения», «Дверь Вознесения», «Русский ключ», «Особая миссия»…

Читать далее