3.4. Культурология (Тантры)

Статья 3.4.4. Восток и Запад: феномен Шамбалы. (ч.1).

«Шамбала… Таинственное, загадочное слово… Мифологическая страна или параллельный мир? Подобно Атлантиде, Шамбала породила множество противоречивых мнений и споров среди читателей и даже ученых. С XV-XVI вв. ее пытались найти буддийские ламы и паломники, иезуитские миссионеры и китайские философы. Легендарную Шамбалу искали среди гималайских гор, в Афганистане и в пустыне Гоби. В начале ХХ в. ее поисками занимались научные экспедиции из разных стран, а также знаменитая центрально-азиатская экспедиция Н.К.Рериха. Для поиска Шамбалы в Тибет направлялись секретные экспедиции и нацистской Германией и российского НКВД. Вопрос Шамбалы нашел отражение в трудах ведущих востоковедов мира и религиозных лидеров Тибета. <…>. С тех пор в мире опубликовано огромное количество книг и статей по этой тематике, но ясности о загадочной Шамбале это не добавило. Шамбала, как и миф об Атлантиде, стала классическим примером одной из загадок Востока» (см. Шамбала. Правда и вымысел. Сайты shkolaposv.ru, nepoznannoe.rolevaya.ru.).
«К настоящему времени мы имеем дело с тремя мифами о Шамбале: 1. индуистским — узко-локальным в индийской культуре; 2. буддийским — наиболее развитым и влиятельным; 3. западным: теософским и нью-эйджевским — созданным на основе буддийского и индуистского мифов. Шамбала в плане существующего в культурах мифа может быть отнесена, по классификации социально-философских наук, к самым прославленным в мире утопиям, или, как называет это Дж.Андерсен, можно сказать, тема Шамбалы обладает «способностью активизировать архетипические темы в человеческом сознании, в особенности, могущественный меме (комплекс социо-культурной трансляции) типа утопии или апокалипсиса. <…>. Для системы практики Калачакры Шамбала имеет значение как исходное место (лоно, матрица), откуда Тантра, если придерживаться версии Буддийской Традиции, после того, как она была туда передана самим первоучителем Буддой Шакьямуни, в результате сбережения и заботливого развития была распространена обратно в мире людей» (см. Шамбала: утопия, миф, буддийская реалия, матрица Калачакры? Сайт kalachakra.ru.).

Читать далее

Статья 3.4.4. Восток и Запад: феномен Шамбалы. (ч.2).

«Культура человечества развивается путём последовательно сменяющих друг друга пророчеств и откровений в жизни и в духовной сфере. <…>. Мы можем воспринимать Духовный Мир и действовать так, чтобы своей творческой силой способствовать его установлению на Земле. До тех пор, пока мы не научимся осознанно использовать эту силу во благо Духовной Эволюции, человеческая Культура не сможет развиваться дальше <…>.
Шамбала представляет особый образ бытия. Именно так о ней и подобает говорить. <…>. Каждое поколение обитателей Шамбалы имеет определённую миссию. Она всем известна, и все её обсуждают. То же самое можно сказать и о культурах человечества за пределами Шамбалы» (см. Джеймс Редфилд. Тайна Шамбалы. Сайт koob.ru.).
Если говорить о возможной «формуле» Шамбалы, своего рода «послании» Шамбалы всему человечеству, то, очевидно, следует указать на «лотосовую» формулу «Ом Мани Падме Хум», «формулу» для достижения понимания Мира и Человека, понимания предназначения этого Мира и предназначении Человека в этом Мире. Раскрыть сакральный, глубинный смысл и непреходящее значение этой «формулы» для развития общей Духовной Культуры и создания настоящей истинной Цивилизации человечества, возможно, в этом и состоит благородная миссия Российской Тантрологии, которой надлежит должным образом обратиться не только к феномену Тантры, но и к феномену Шамбалы.

Читать далее