3.4. Культурология (Тантры)

Статья 3.4. Культурология (Тантры) как раздел Российской Тантрологии.

Тантра может и должна быть рассмотрена не только как определенная культура определенной исторической эпохи в своей структурной целостности, но и сам Феномен Тантры в своей структурной целостности может и должен быть рассмотрен, исследован, изучен и с точки зрения самой Культуры, более того, Феномен Тантры может и должен быть исследован так же и с точки зрения Цивилизации. Более того, Феномен Тантры может и должен быть исследован с точки зрения современной исторической эпохи, как с точки зрения Востока, так и с точки зрения Запада. Феномен Тантры может и должен быть исследован как социально-исторический опыт (человечества), который воплотился в специфических целях, нормах, обрядах и практиках, который интерпретируется в «культурных текстах» мифологии, философии, религии, искусства, науки, права (являющихся формами познания и особыми формами культуры, составляющими ядро культуры), и который передаётся из поколения в поколение в виде совокупности духовных ценностей, идеалов, ориентиров, верований, обычаев и традиций, представляющих собой саму культуру. Эти исследования и весь круг вопросов, связанных с этими исследованиями, достойны самостоятельного раздела в Российской Тантрологии, который может быть назван как «Культурология (Тантры)».

Читать далее

Статья 3.4.1. Культура и Цивилизация: перспективы единой формулы.

«Человеческий словарь освящен несколькими богатыми по содержанию словами, одним из которых является слово «культура». Этимологическое определение Культуры, которая включает в себя привычки, искусство, социальные институты определенной группы людей, их язык, представления, верования, ритуалы, церемонии, орудия труда, технические приемы и другие элементы, указывает в своей основе на человека. Именно его необходимо тщательно изучать. Долгие споры о том, чтобы дать Культуре абсолютно рациональное определение, лишают ее всякого смысла. Рационализм упрощает; он исключает любой другой вид знания. Вкратце под Культурой подразумевается изменчивая традиция определенной группы людей, более того, собственно изменение мы пытаемся определить как Культуру. Она имеет дело с тем, что находится «внутри» людей, каким образом данное «содержимое» прорастает в душе и как этот рост соотносится с «внешней стороной» жизни человека. <…>. Считается, что Культура является здоровой, если она глубоко укоренена в прошлом и открыта для постоянного обновления, различных вычленений и оценок, которые являются субъективными проявлениями, а не объективными трансформациями. <…>. Культура не должна вступать в компромиссы с душой, являющейся сущностью человека. Это и есть замечательная Культурная Традиция; существует следующее выражение: «У Культуры нет Традиции, она сама по себе есть Традиция»» (см. Культура и Цивилизация: перспективы единой формулы. Ж. «Веданта-Кешари». 2002г. Сайт vedanta.ru.).
«Кровное родство терминов «культура» и «культ» (лат.: colere — возделывать, почитать, cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) вполне очевидно. Законным членом этой же семьи является и термин «оккультизм» (лат. occultus — тайный, сокровенный)… Духовный, сокровенный, тайный аспект семьи понятий «культура» развертывается и таким образом: мистика, магия, мистерия. Иной гражданско-социальный аспект Культуры содержится в рожденном эпохой Античности понятии «цивилизация» (лат. civilis — гражданский, государственный)» (см. М.Ктони. Эзотерика основ Культуры. М. Гуманитарий. АГИ. 1995г. 336 стр.).
«Постепенно формируется представление о культуре как духовном содержании цивилизации, как духе цивилизации, высвечивается несовпадение культуры и цивилизации. Сегодня общепризнано, что мир культуры — это фундаментальное основание исторического развития, база цивилизации. По сути, культурное измерение составляет качество цивилизации, фундамент всей человеческой истории» (см. Культурология. Учебник для студентов технических вузов. / Под ред. Н.Г.Багдасарян. 4-е изд. М. Высшая школа. 2002г.).

Читать далее

Статья 3.4.2. Реальное и Виртуальное: перспективы единой формулы. (ч.1).

«Зададимся вопросом: в чем смысл Виртуальности, почему она существует, для чего она предназначена? Существующее мнение относительно Виртуальности как поля возможностей требует уточнения. Виртуальность не просто предоставляет реальным объектам множество возможностей, она осуществляет переход к одной из них. Виртуальность действенна, ее поле сродни полю всемирного тяготения, движение в котором ни в коей степени не определяется желанием или выбором движущегося объекта. Виртуальность объективна, она не ставит нас перед выбором, она сама выбирает то, что соответствует законам природы или общественным законам. Виртуальность осуществляет переход к одной из возможностей, но сами возможности определяются Реальностью. Виртуальность никуда не приведет, если Реальность не подготовила нового устойчивого состояния. Виртуальность — лишь дорога к новой Реальности. И это вселяет надежду, что развитие в большей мере определяется уже известными нам законами. Однако любое состояние рано или поздно становится неустойчивым, и любая система снова попадает на переходные виртуальные пути. Виртуальность — спутница всего нового, она сопровождает любой момент рождения. Виртуальность — всеприродный движитель, переводящий реальный объект в новое состояние. <…>.
Настало время сделать некоторые выводы. Мир виртуального имеет многоуровневую, иерархическую структуру. В качестве уровней этой иерархии можно условно выделить естественную Виртуальность; «техническую» Виртуальность, т.е. создаваемую компьютерами и «масс-медиа»; «культурную» Виртуальность; «мистическую» Виртуальность. Это деление весьма грубо и условно, и является лишь «первым приближением», поскольку все эти уровни «расщепляются» на множество более тонких подуровней «тонкой структуры», каждый из которых нуждается в особом изучении. <…>.
Виртуальность является универсальным естественнонаучным феноменом, лежащим как в основе процессов формирования материи и движения, так и в основе представлений о них. Виртуальность представляется многоуровневым естественнонаучным, техническим и культурным феноменом, имеющим сложные онтологические основания. Исследование Виртуальности как онтологически сложного феномена невозможно без изучения его «технической», «рукотворной», составляющей, тем более, что именно к ней привлечено в последние годы особое внимание исследователей… <…>.
Культура, в конечном счёте, может выступать как виртуальный феномен. Существует мнение, что эффекты виртуализации Реальности свойственны естественному процессу познания Реальности любым человеком благодаря связи познания с реальными условиями существования человека в мире. Более того, различные эффекты Виртуальной Реальности потому и получили такое широкое распространение, что позволяют удовлетворить невостребованные потенциальные возможности правого полушария головного мозга человека…» (см. Афанасьева В.В. Тотальность Виртуального. Саратов. Научная книга. 2005г.).

Читать далее

Статья 3.4.2. Реальное и Виртуальное: перспективы единой формулы. (ч.2).

«В русле постмодернизма сущность виртуальной реальности характеризуется как совокупность неупорядоченных симулякров, однако виртуальная реальность является опосредованным проявлением возможностей человеческого сознания и одновременно выступает частью объективной реальности, то есть она существует реально для рефлексирующего разума человека… <…>.
Специфика виртуальной реальности определяется тем, что этот феномен является сконструированным реально-иллюзорным миром, который создается в человеческом сознании различными способами. Компьютер — не единственное средство, чтобы ввести человека в виртуальную реальность; для этого могут использоваться и иные способы, в том числе психологические приемы.
Если рассматривать систему коллективных представлений об окружающем мире как конструирование социальной реальности, то мы имеем дело с виртуальной реальностью, в данном случае с миром, который люди создают для себя. И только на этапе компьютерных технологий и формирования информационного общества начался новый этап функционирования и, соответственно, осмысления виртуальной реальности» (см. Бондаренко Т.А. (д.ф.н., проф.). Личность в виртуальной реальности. Курс лекций. Рабочая программа. ДГТУ. Ростов-на-Дону. Сайт moodle.dstu.edu.ru.).
«Своей популярностью виртуальная реальность во многом обязана тому, что она эффективно воздействует на человеческие органы чувств. Поскольку виртуальная реальность создается людьми, то источником всего существующего в ней, в конечном счете, является сознание человека. Следовательно, виртуальная реальность формируется из физической реальности, проходящей через призму сознания, подсознания и фантазии [Негодаев И.А., 1999]… <…>.
Виртуализация реальности признается естественным и необходимым механизмом нормального познания, направленным на приобретение знаний, понимание и объяснение, а также предсказание явлений окружающего мира. В основном этот процесс осуществляется в правом полушарии головного мозга, а свое логическое оформление и обоснование, аналитическую последовательность и непротиворечивость получает в левом полушарии. Научное исследование и использование современных технологий multimedia может явиться мощным инструментом для раскрытия эвристических и творческих возможностей головного мозга, так как эти технологии позволяют развивать интуитивные способы познания реальности, потенциально заложенные в мозге, но подавляемые логической доминантой современной культуры [Баксанский О.Е.]» (см. В.Ф.Иванов. Интернет и виртуальная реальность. 14.05.2013г. Сайт connect-universum.com.).

Читать далее

Статья 3.4.2. Реальное и Виртуальное: перспективы единой формулы. (ч.3).

«Следует сразу сказать, что народная культура, будучи весьма прочно укорененной в прошлом, сейчас выглядит достаточно размытой, проницаемой для самых разных направлений современной весьма многослойной культуры, широко ассимилирующей их элементы и традиции и потому не имеющей однозначного, общепринятого понимания» (см. Народная культура в современных условиях. / Отв. ред. Михайлова Н.Г. Учебное пособие. М. 2000г.).
«Народная традиционная культура во все времена являлась безошибочным показателем состояния общественного сознания и выразителем народного самосознания. Недооценка народной традиционной культуры неизбежно приводит к ослаблению духовно-мировоззренческих и социально-экономических основ развития общества и государства. Исторический опыт подтверждает, что гармоничное сосуществование профессиональной и народной культуры является залогом духовно-нравственного развития общества, а обращение подростков и молодежи к народной традиционной культуре часто становится началом духовного становления личности» (см. Проект резолюции общественных слушаний в Общественной Палате РФ Комиссии по сохранению историко-культурного наследия. М. 02.11.2012г. сайт ruskline.ru.).
«Массовая культура — своеобразный феномен социальной дифференциации современной культуры. Хотя функциональные и формальные аналоги явлений массовой культуры встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций, подлинная массовая культура зарождается только в Новое Время в ходе процессов индустриализации и урбанизации, трансформации сословных обществ в национальные, становления всеобщей грамотности населения, деградации многих форм традиционной обыденной культуры доиндустриального типа, развития технических средств тиражирования и трансляции информации и т.п.» (см. Культурология. XX век. Энциклопедия. / Под ред. С.Я.Левит. СПб. 1998г., Большой толковый словарь по культурологии. / Под ред. Б.И.Кононенко. 2003г.).
«Очевидно, что если она [массовая культура] продолжит свое существование в настоящем виде, то общий культурный потенциал цивилизации не только не возрастет, но может понести и существенный ущерб. Псевдо-ценности массовой культуры все же слишком обременительны и даже разрушительны для личности и общества. Поэтому необходима идейная трансформация мас-культуры через ее наполнение более возвышенными идеями, социально значимыми сюжетами и эстетически совершенными образами. Мы полагаем, что решающую роль в такой позитивной трансформации мас-культуры может и должна сыграть мировая духовная культура во всем многообразии своих видов и форм» (см. Аблеев С.Р., Кузьминская С.И. Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы. Сайт aipe.roerich.com.).

Читать далее

Статья 3.4.2. Реальное и Виртуальное: перспективы единой формулы. (ч.4).

«Интересы виртуалистики далеко не ограничиваются изучением лишь компьютерной Виртуальной Реальности. Более широкое рассмотрение позволяет осмыслять как виртуальные многие ранее известные феномены, связанные с культурой, искусствами, религией, мифологией и, конечно же, наукой. Не преувеличивая, можно утверждать, что виртуальность стара как мир, а представления о виртуальных объектах изначально свойственны человеческому сознанию. <…>.
К третьему уровню, уровню «культурных» виртуальностей условно можно отнести виртуальные миры, создаваемые моралью, философией, религией, литературой, искусством, «виртуальную историю» и т.п. Виртуальности третьего уровня оказывают влияние на как развитие отдельных человеческих личностей, их поступки, так и на развитие общества. Идеальные образы, созданные моралью и литературой, без сомнения, определяют иногда судьбы целых поколений.
Четвертый уровень виртуального — это мистическое, эзотерическое, экстрасенсорное. К нему относятся различные явления, связанные с духовными практиками, психоделические феномены, особые состояния человеческого духа и психики, сны, трансы, экзальтации и, может быть, еще какое-то непознанное Нечто, во многих философских и теологических системах называемое Духом» (см. Афанасьева В.В. (д.ф.н., проф.). Тотальность виртуального. Саратов. Научная книга. 2005г.).
«К третьему типу Виртуальной Реальности относятся разнообразные идеи, концепции, теории, мифы и т.д., которые образуют так называемый саггестивный тип (от англ. suggest — предлагать). По своему содержанию — это мир иллюзий и идей, мир заблуждений и веры. В таком ключе, например, Л.А.Микешина (специалист по теории познания и методологии науки; д.ф.н., проф.) рассматривает любую познавательную концепцию как вариант виртуальной реальности. Философский концепт, всякая теория познания также являются примерами Виртуальной Реальности.
Четвертый тип Виртуальной Реальности — это тип смешанный, в рамках которого происходит такое переплетение реального и виртуального, которое происходит не только в рамках сознания при восприятии виртуального, но и в реальном поведении людей, так как происходит «расширение сознания», при котором человек находится как бы сразу в двух реальностях. <…>. Специфика Виртуальной Реальности определяется тем, что этот феномен является сконструированным реально-иллюзорным миром, который создается в человеческом сознании различными способами. Компьютер — не единственное средство, чтобы ввести человека в виртуальную реальность; для этого могут использоваться и иные способы, в том числе психологические приемы» (см. Бондаренко Т.А. (д.ф.н., проф.). Личность в виртуальной реальности. Курс лекций. Рабочая программа. ДГТУ. Ростов-на-Дону. Сайт moodle.dstu.edu.ru.).

Читать далее

Статья 3.4.3. Восток и Запад: перспективы единой формулы. (ч.1).

«Восток и Запад предстают как два типа мышления, два типа культуры. В науке это зачастую определяется через функциональную асимметрию мозга. При этом восточная культура представляется как правополушарная, иррациональная, направленная на познание себя, а западная — как левополушарная культура, рациональная, направленная на познание и освоение окружающего мира, природы. Парадигмальные принципы западных и восточных культур своеобразно реализуются в религии, письменности, искусстве. <…>. Самое же главное заключается в том, что численное преобладание правополушарников или левополушарников в человеческих сообществах является этническим признаком, точнее, одним из таковых» (см. Суслова Т.И. Культурология. Учебно-методическое пособие. Томск. ТМЦДО. 2007г.).
«Восток и Запад — две во многом противоположные культурные традиции, два типа духовности, две системы мировоззрения, две системы миропонимания, что находит свое выражение в образе жизни народов, их психологии, нравственных принципах и ценностных ориентациях. Это «две системы координат», два мира, каждый из которых шел своей дорогой развития в своем ритме. <…>. Можно сказать, что при всем своем различии Восток и Запад как бы дополняют друг друга, с одной стороны, помогая осознать себя в общем цивилизационном процессе, с другой — придавая мировому культурному процессу дополнительную глубину, объемность, многокрасочность» (см. Горохов В.В., Кознова И.Е. Культурология: план-конспект лекционного курса. М. МИЭП. 1998г.).
«Один великий поэт сказал: «Восток — это Восток, а Запад — это Запад, и разделенному никогда не встретиться». А человек этот, лорд Киплинг, весьма и весьма интересовался Востоком. Годами он жил в Индии, состоя на государственной службе. Но увидеть такую разницу… Что все восточное самосознание направлено внутрь, а западное — вовне, и, следовательно, им невозможно встретиться?… Цель всей моей работы — доказать, что лорд Киплинг ошибся. Я бы сказал, что ни Восток не является Востоком, ни Запад — Западом, а разделенное уже встретилось…» (см. Ошо. Мастер — это зеркало: тантрический экстаз единения. Бомбей. 1986г.).

Читать далее

Статья 3.4.3. Восток и Запад: перспективы единой формулы. (ч.2).

«Когда приступают к изучению истории культур, религиозных и философских учений, то первое и, можно сказать, основополагающее различие, о котором приходится говорить, — это различие, противоположность между Востоком и Западом — едва ли не самая древняя из великих противоположностей. Следовательно, это и самое старое побуждение к синтезу, поиску единства. Вот что писал, к примеру, Шеллинг в первой лекции своей «Философии откровения»: «…Сначала при помощи перенесенного в Европу Христианства, затем благодаря почти неограниченно возросшим в современную эпоху мировым связям Восток и Запад не просто соприкоснулись, а словно были вынуждены проникнуть друг в друга в одном и том же сознании, которое уже на одном этом основании должно было бы расшириться до мирового»» (см. Семенов Н.С. Философские традиции Востока: Учебное пособие. Мн. Европейский гуманитарный университет. 2004г. 304 стр.).
«Одна из позиций, вполне распространенных, исходит из утверждения о том, что общество и сегодня, и в будущем будет представлять совокупность ряда самостоятельно развивающихся культур и цивилизаций, лишенных общей траектории. В этом понимании цивилизация есть специфическая история народов, имеющая культурно-замкнутый индивидуальный характер… Взаимодействие культур Востока и Запада будет порождать новые жизненные смыслы, формировать культурный фундамент нового цикла цивилизационного развития» (см. Культурология. Учебник для студентов технических вузов. / Под ред. Н.Г.Багдасарян. 4-е изд. М. Высшая школа. 2002г.)
«Только тогда, когда Запад поймет Восток, а Восток — Запад, развернется Культура, заслуживающая названия Цивилизация» (см. Эванс Вентц В.И. Тибетская Йога и тайные доктрины. В 2-х т. Киев. 1993г., Гранд-Фаир. 2003г. 480 стр.).

Читать далее

Статья 3.4.3. Восток и Запад: перспективы единой формулы. (3).

«По мнению теософов, все религии являются искажением данных «учителями человечества» истин, и цель Теософии — возродить то «Истинное Знание», которое было открыто человечеству «великими учителями» (см. Питанов В.Ю. Теософия: факты против мифов. М. 2002г.).
«Спрашивающий:[Теософия -] Религия ли это?
Теософ: Нет. Теософия — это Божественное Знание или Наука. Теософия является эквивалентом Брахма-Видья [санскр.], Божественного Знания.
Спрашивающий: Каково действительное значение этого термина?
Теософ: «Божественная Мудрость», та, которой обладают боги. <…>.
Спрашивающий: Как Вы докажете, что это в действительности возможно и что все мировые религии действительно опираются на одну и ту же истину?
Теософ: Путем их сравнительного изучения и анализа. «Религия Мудрости» была единственной в древности; и тождество изначальной религиозной философии доказано идентичными доктринами, передаваемыми посвященным во время мистерий, широко распространенных повсюду. «Все старые культы указывают на существование предшествующей им, единственной Теософии. Ключ, который открывает что-либо, должен открывать все, в противном случае, это неверный ключ». (А.Уайлдер. «Эклектическая Философия»). <…>. Как и другие древние системы, Теософия разделяется на Экзотерическую и Эзотерическую. «Религия Мудрости» всегда была единственной, и, будучи последним словом возможного человеческого знания, тщательно оберегалась» (см. Е.П.Блаватская. Ключ к Теософии. Ясное изложение в форме вопросов и ответов этики, науки и философии, для изучения которых было основано Теософическое Общество. Сайт theosophy.ru.).
«Агни-Йога есть синтез новых духовных истин с истинами древнего происхождения. Она синтезирует в себе такие пары противоположностей, как наука и религия, мудрость Востока и знания Запада, традиционные религии и нетрадиционные учения… Важно отметить, что многосторонний духовный синтез, присутствующий в Агни-Йоге, не есть синтез вторичный и выстроенный в рационалистическом западном плане. Это первичный изначальный синтез, мировое откровение и провозвестие, данное с того уровня высочайших духовных измерений, где все перечисленные выше противоположности растворены в нерасторжимом божественном единстве. Каждое новое провозвестие по своей сути не отменяет предыдущее, но вбирает в себя его духовное ядро. В Агни-Йоге, которую иногда называют Третьим Заветом, звучат голоса многих учений и религий мира. Буддизм, Веданта, египетский эзотеризм, Зороастризм, античные мистерии, Христианство органически присутствуют в ее духовной ткани, с одной стороны, представленные в плане своих первооснов, еще не запятнанных многочисленными позднейшими интерпретациями, а с другой стороны, обращенные в будущее» (см. Ключников С.Ю. Введение в Агни-Йогу. М. РИПИ. 1992г. 40 стр.).
«Учения Теософии и Агни-Йоги представлены огромной по объему литературой, в которой в лаконичной и концентрированной форме было изложено грандиозное научное и духовное наследие, в наше время условно названное эзотерическим. Это наследие, фактически, представляет собой совершенно неизвестный современной науке пласт древнейшей культуры человечества, истоки которой восходят к исчезнувшим в результате природных катаклизмов высокоразвитым цивилизациям Земли, существовавшим за целые эпохи до возникновения нынешней цивилизации» (см. Агни-Йога. В 5-ти томах. Предисловие, комментарии, словарь. М. Рипол-классик. 2004г.).

Читать далее

Статья 3.4.3. Восток и Запад: перспективы единой формулы. (ч.4).

«Опыт всемирной истории и культуры показал, что формула «Запад есть Запад, Восток есть Восток» представляется столь же неверной и односторонней, как и формула «Восток есть Запад, Запад есть Восток». XX в. подсказывает новую формулу: «Нет Востока без Запада, и нет Запада без Востока» — одно помогает другому осознать себя в сложном противоречивом мире накануне нового столетия» (см. Философия медицины: учебник. / Под ред. Ю.Л.Шевченко. М. 2004г. 480 стр.).
«Исключительная ценность России в мире и ее возможность интенсивного качественного развития — в осознании своей ведущей роли как творческого посредника между культурами Запада и Востока. Потому что ни доминанта материальных ценностей, ни доминанта духовных ценностей, необходимых для устойчивого развития, сами по себе в отдельности не могут быть опорой развития» (см. Алиев Х.М. Россия между двух культур: Востока и Запада. Сайт bookitut.ru.).
«Культурно-исторически сущность России, ее духовное самоопределение, ее «идентичность», безусловно, определяются формулой «ни Восток, ни Запад» или «ни Европа, ни Азия, но Евразия» (по выражению русских евразийцев). Россия духовно есть нечто Третье, нечто самостоятельное и особое, что не имеет выражения ни в терминах Востока, ни в терминах Запада. <…>. Стратегической формулой России однозначно должна быть формула «и Восток и Запад»» (см. Дугин А.Г. Основы геополитики. М. Арктогея. 1997г.).
«Назначение России, русских — это совершенно особая тема. Я думаю, что это назначение весьма серьезное и глубокое, потому что это связано с историческим положением нашей страны между Востоком и Западом. Ценности Востока и Запада всегда противостояли друг другу, и их возможное пересечение и синтез определяют во многом историческую миссию России» (Мень 2004: 143-144). Подчеркнем, что в отличие от многих современных либеральных авторов, … А.Мень видел всю сложность проблемы. … Стоит также запомнить слова А.Меня о «серьезном и глубоком» назначении России и русских, о том, что в России возможны «пересечение и синтез» полярно противоположных, противостоящих друг другу ценностей Востока и Запада. … <…> … так как ни одно государство, кроме России, пока не способно взять на себя функции восприятия и синтеза различных ценностей, недопущения прямого столкновения Запада и Востока, столкновения различных культур, цивилизаций и ценностей.» (см. Пантин В.И. Историческая роль России между Западом и Востоком. Журнал «История и современность. Выпуск №2 (16) 2012г. Сайт socionauki.ru.).

Читать далее