3.3. Концептология (Тантры)

Статья 3.3. Концептология (Тантры) как раздел Российской Тантрологии.

Концептология (Тантры) или условное разделение Тантра-Шастры (Системы Тантры, Тантрического Учения) на отдельные концепты и концепции и их самостоятельное исследование, как и исследование Тантра-Шастры с точки зрения этих концептов и концепций, позволит Российской Тантрологии не только «очертить и изучить» концептосферу Тантры (если под концептосферой понимать «упорядоченную совокупность концептов и концепций», из которых, как из мозаичного полотна, сложено «миропонимание» Тантры), но и «выявить» то «Особое Знание» и «Особый Опыт», которые хранит в себе Традиция Тантры как Истинная Тайная Традиция, что позволит не только понять сам феномен Тантры, но и, возможно, «обеспечить» будущее развитие всего человечества, поскольку истинность и тайность этой Традиции, ее Особого Знания и Особого Опыта, гарантируют то, что духовные усилия, предпринимаемые человеком, при правильном соблюдении всех «требований», установленных самой Традицией, обязательно увенчаются успехом.

Читать далее

Статья 3.3.1. Тантрическая Концепция Кундалини и Кундалини-Йога. (ч.1).

«Кундалини — ключ к разгадке тайн психологических, психических, оккультных и духовных явлений. Его важность для людей огромна, поскольку он предполагает разгадку самой тайны жизни и демонстрирует возможности человеческой личности. <…>. Возможно, что именно сейчас человек находится на пороге нового эволюционного скачка. Если это так, то каковы предполагаемые изменения? Все эти вопросы, так или иначе, перекликаются с концепцией Кундалини. Трудности восприятия наблюдаются на концептуальном уровне…» (см В.Москвичева (преподаватель Кундалини-Йоги). Что такое Кундалини-Йога. Сайт www.iyoga.ru.).
«Сложилась странная ситуация, когда, с одной стороны, научно-техническое развитие общества приближает человечество поистине к демиургическому могуществу, дающему возможность воздействовать на процессы материосферных и вакуумосферных пространств Вселенной, с другой стороны, концептуальные позиции по основным направлениям нашего мировосприятия мало отличаются от взглядов не только XIX в., но даже XVIII в. Если это не свидетельство о мировоззренческом кризисе в фундаментальных науках, то, что же это такое? <…>. Исследователи до сих пор не могут определиться в истинности тех представлений, на основании которых были получены даже самые выдающиеся результаты. А это ставит под сомнение многие основополагающие позиции современной науки, делает совершенно недопустимой догматизацию любых законов и теорий, поскольку в изменяющемся мире изменяется все — в том числе теории, законы, истины. Лучше это понять поздно, чем никогда» (см. Аркадий Петров. Ключ к сверхсознанию. М. Культура.1999г.).

Читать далее

Статья 3.3.1. Тантрическая Концепция Кундалини и Кундалини-Йога. (ч.2).

«Знание о Кундалини, пожалуй, одно из самых древнейших и скрытых. Некоторые рукописи упоминают о Материнской Изначальной Энергии, отраженной во всех живых существах в своей спиралевидной форме» (см. moZg. Кундалини — энергия, живущая в копчике. 16.08.2008г. Форум сайта «Путь любви. Путь с сердцем». www.waylove.ru.)
«Наука о Кундалини всегда была одним из самых эзотерических аспектов индуистской философии» (см. V.Zhitanska. 2012г. и Кундалини Земли. 01.11.2010г. Cайт www.zhitanska.com.).
«Общим для всех культур и традиций является то, что знания о Кундалини всегда и везде были под большим секретом. Раньше они передавались непосредственно от мастера к ученику» (см. (см Тетерников Л.И. Тантра. Искусство любить. Старклайт. 2000г., 2003г., 2009г. 232 стр.).
«Учёные в Индии тысячелетиями работали над совершенствованием практических методов духовного развития… Каждый из этих методов пробуждает эволюционную силу, присущую каждому человеку, однако эта сила проявляется как Кундалини лишь в одной-единственной системе: Тантрической Традиции. Каждый, кто желает понять Кундалини именно как Кундалини, должен обратиться к Тантре… <…>.
Тантра — не тот предмет, который можно изучить в школе, равно как и тантрические тексты — не самоучители, поскольку Тантра не есть книжное знание. Это живая мудрость, которую следует получать непосредственно от опытного практика» (см. Р.Свобода. Агхора II. Кундалини. / Пер. с англ. А.Журавлева, И.Левушкина. М. Саттва. 2000г., 2003г. 336 стр.).

Читать далее

Статья 3.3.1. Тантрическая Концепция Кундалини и Кундалини-Йога. (ч.3).

«Кундалини — ключ к духовному перерождению. Кундалини — тайный источник всех эзотерических и оккультных доктрин, ключ к нераскрытым тайнам мироздания. Здесь черпают силы философия, искусство и наука; здесь первоисточник всех религий — прошлых, настоящих и будущих» (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Мула-бандха. Ключ к мастерству. / Пер. Я.Терского. М. Янус. 2000г. 144 стр.)
«Предисловие. (Гин Кьеффер. 10 июля 1996г.). …Очевидно, каждый, кто знаком с концепцией Кундалини, согласится, что Кундалини раньше или позже станет объектом интенсивных научных исследований… В своем предисловии к книге Гопи Кришны «Путь к самопознанию» профессор Спигелберг писал: «В свете обстоятельных свидетельств становится ясно, что сферу всех переживаний, связанных с Кундалини, невозможно отнести ни к чисто биологической, ни к чисто психологической концепции… Весь словарь Кундалини-Йоги не имеет отношения ни к тем фактам, которые на Западе считаются психологическими феноменами, ни к чему-либо из сферы внутренних ощущений тела, столь детально описанных в йогических текстах…». Идея о том, что просветление имеет под собой биологическую основу, получает все большее признание по мере того, как ученые открывают новые возможности мозга и сознания» (см Гопи Кришна. Кундалини: Эволюционная энергия в человеке. С психологическими комментариями Джеймса Хиллмана. / Пер. с англ. А.Ригина. К. Ника-Центр, М. Старклайт. 2004г. 216 стр.).
«В заключение скажу, что освоение Кундалини обществом в будущем станет в один ряд с великими завоеваниями культуры и науки. Причиной пробуждения, появления синдрома Кундалини у современного человечества, заострившего на себя внимание многих исследователей прошлого и настоящего, является глубокий духовный мировоззренческий кризис современного XXI века. И устранить его можно только через достижение глубинной интеграции человеческого Я» (см. М.Садов. Феномен Кундалини. Сайт www.xstyles.ru.).

Читать далее

Статья 3.3.1. Тантрическая Концепция Кундалини и Кундалини-Йога. (ч.4).

«Сегодня, когда информация превратилась в коммерческий продукт, кажется, что все мыслимые тайны стали доступны любому, располагающему средствами на покупку книги или кассеты. Тем не менее, из того, что тайные учения сегодня можно легко купить, отнюдь не следует, что их можно столь же легко постичь. Хотя слова можно покупать и продавать, живую мудрость, находящуюся в сфере опыта, а не слов, по-прежнему приходится зарабатывать тяжким трудом.
Среди тех древних таинств, что ныне предлагаются на продажу, есть и учение Кундалини — корень, из которого произрастают все духовные практики. Однако большинство авторов, которые пытались познакомить мир с этим живым учением, источником всех познаний, лишь порождают мёртвые слова. Как заметил Генрих Циммер: «О самых лучших вещах рассказать невозможно; вторые же по значению вещи понимаются неверно» (см. Р.Свобода. Агхора II. Кундалини. / Пер. с англ. А.Журавлева, И.Левушкина. М. Саттва. 2000г., 2003г. 336 стр.).

Читать далее

Статья 3.3.1. Тантрическая Концепция Кундалини и Кундалини-Йога. (ч.5).

«С концепцией Кундалини связано много путаницы, вызванной неточными определениями. Даже в таком тексте, как «Хатха-Йога-Прадипика», содержатся противоречивые описания» (см. Два взгляда на концепцию пробуждения Кундалини. 21.05.2009г. Форум круга единомышленников «СоГласие». Сайт www.soGlasie.info.)
«Концепция Кунадалини запутана многими неточными определениями, и даже такой текст как «Хатха-Йога-Прадипика» содержит противоречивые описания ее… На самом деле это вопрос трудный, поскольку в разных Тантрах встречаются самые противоречивые описания и Кундалини, и способов и смыслов так называемого ее «подъема», об этом говорит и Дасгупта и другие серьезные исследователи…» (см. А есть ли примеры подъема Кундалини. 2001г. Форум В.Бойко «Этика Йоги». Сайт www.realyoga.ru.).
«Во всем спектре Йоги нет ничего, что являлось бы объектом большего непонимания, желания, проклятий, злословия, поклонения или неправильного представления, чем Кундалини, первобытная энергия, вдыхающая жизнь в каждого из нас, то, что Гопи Кришна называет «вместилищем гения»… Слово «кундалини» вызывает любопытство, страх и подозрение. В большей степени непонимание вызвано тем, что бульварная литература выискивает наиболее зловещие, диковинные аспекты этой силы, незаслуженно обделяя вниманием ее благие основы» (см. Кристофер С.Килхэм. Око Возрождения. Пять тибетских жемчужин. К. София. 1998г. 94 стр.).

Читать далее

Статья 3.3.1. Тантрическая Концепция Кундалини и Кундалини-Йога. (ч.6).

«Следует упомянуть о существовании двух принципиально различных точек зрения на природу Кундалини — ведической и тантрической. Ведическая Традиция рассматривает Кундалини как силу воображения, а Тантрическая Традиция — как силу восприятия. Объем настоящего текста заставляет нас ограничиться лишь констатацией факта такого различия, обусловленного различным подходом обеих Традиций к решению основного вопроса философии и пониманию теории причинности. Добавим лишь, что Тантрическая Традиция связывает обычное восприятие с функцией «спящей» Кундалини; «пробуждение» Кундалини трансмутирует воображение в восприятие, — в том числе в восприятие воображения. <…>. Йогические тексты, повествующие о подъеме Кундалини, подобны картам, составленным путешественниками, побывавшими в неизвестной нам стране. В основу карты кладется то, что человек действительно повстречал на своем пути. Тем не менее, следует различать собственно страну (субъективную реальность), путь, которым прошли по ней путешественники («экспериментальную ситуацию»), и принятую систему условных обозначений, то есть саму карту (текст). Текст выступает теоретической моделью эмпирической реальности личного опыта, но отнюдь не опытом как таковым, и тем более не абсолютно истинным и единственно возможным описанием опыта такого рода. <…>. Даже в своем повседневном опыте мы видим не столько то, что есть, сколько то, что мы знаем. Тем более, мы оказываемся связаны знанием, пытаясь передать свои повседневные восприятия («то, что мы видим») в понятийной форме. В случае неповседневных, необычных восприятий зависимость эта резко возрастает. Что касается опыта восприятий, сопровождающих целенаправленно спланированную работу по подъему Кундалини, то опыт этот не только описывается, но и обретается исходя из определенных теоретических установок. <…>. В любой науке нередки случаи, когда экспериментальные открытия совершаются ученными, не способными их правильно проинтерпретировать теоретически, мы не хотим сказать, что тантрические тексты «неправильно» излагают тантрический опыт; напротив, в пределах «определенного класса экспериментальных ситуаций» они делают это безупречно, оставляя ясные ориентиры для тех, кто хотел бы проследовать по тому же маршруту. <…>… известно, однако, что нет ничего более практичного, чем хорошая теория» (см. Вл.Данченко. Принципиальные вопросы общей теории чакр и тантрическая концепция тела. Вектор. 2007г. 224 стр.).

Читать далее

Статья 3.3.1. Тантрическая Концепция Кундалини и Кундалини-Йога. (ч.7).

«Остаётся сказать несколько слов еще об одной загадке Йоги, интерпретировать которую на основе наших сегодняшних знаний представляется весьма затруднительным. Мы имеем в виду таинственную «силу Кундалини» или «змея Кундалини», который, по уверению йогов, дремлет в трехгранном лотосе — в области копчика. Если змея этого разбудить, — он начёт подниматься вверх и человек «превращается в бога»…
Итак, что же это за змий? Разумеется, ни о каком физиологическом образовании, которое двигалось бы снизу вверх по правому или левому каналам спинного мозга, не может быть и речи. Следовательно, это какой-то энергетический комплекс импульсов, возбуждаемых импульсами, посылаемыми к «трехгранному лотосу» головным мозгом. Однако, ближайшее ознакомление с этим лотосом приводит в полнейшее недоумение: как известно, спинной мозг заканчивается на уровне нижних рёбер, поясницы; ниже идут целостные позвонки с обычной костной иннервацией. Следовательно, ни о каком избытке аккумулирующих энергий фосфорсодержащих веществ не может быть и речи. Откуда же в таком случае берется это энергетическое образование? Можно было бы целиком и полностью отбросить этого змия, как игру болезненного воображения, не имеющую под собой никакой материальной базы. Однако, слишком частые упоминания и ссылки на Кундалини со стороны многих авторов, огромное значение, которое ему придаётся, заставляет вновь и вновь обращаться к поискам истины…» (см. Телепатия. Рукопись учебника Е.В.Золотова. М. 1967г. Сайт www.belsu.narod.ru.).
«Полный анализ всех, подчас досадно непоследовательных, трактовок Кундалини, какие только существуют, уведет нас слишком далеко от поставленной нами задачи… <…>. Более того, ни одна книга не способна привести к достаточному пониманию Кундалини. Постичь это явление возможно лишь своим физическим телом. Это лучше, чем пытаться понять, что это такое, читая соответствующий текст и воспринимая его строго рациональным левым полушарием мозга. Как всегда, когда речь заходит о сверхрациональных явлениях, тот, кто претендует на это, сам испытал, как разворачивается огненная змея, и возвращается с противоречивыми «отчетами» о том, каким способом это было проделано, и какие были результаты» (см. Николас и Зина Шрек. Полный путеводитель по сексуальной магии Пути левой руки. Книга Первая. Темная Волна на Востоке. Сайт www.fanread.ru.).

Читать далее

Статья 3.3.1. Тантрическая Концепция Кундалини и Кундалини-Йога. (ч.8).

«Маха-Кундалини — высочайшая, божественная, светоносная, верховная, величайшая, чудесная, сущая энергия! Об этом утверждается весьма убедительно и проникновенно-эмоционально, а главное такое утверждение основано на опыте познавших индийских мудрецов и сиддхов (великих йогов, обладающих чудесными силами). И всё же впечатляться Кундалини ещё рано, потому что мы имеем дело с квазирелигиозными истинами. А при исследовании подобных текстов создаётся впечатление, что именно Маха-Кундалини и является созидательной Силой и что именно Она — источник и причина Творения. Не поддавайтесь обаянию эпицентрических треков, потому что это вовсе не так! В подобных, зачастую, возвышенных и восторженных откровениях умалчивается о главном. В них присутствует утончённое «смещение» и совсем не в тех местах проставлены запятые, но мы обязательно расставим нужные акценты…» (см. Смирнов Т.Л. (Терентий Эзотерик). Кундалини — Великая и Ужасная! 17.11.13г. Сайты www.world.lib.ru, www.koob.ru/strannik/.).
«Попав в полную зависимость от столь ярко выраженного демонического воздействия Кундалини, многие российские продвинутые йоги и учителя сами стали «Змеями», энергетически — «змеевидными люцифагами». Ни один духовный искатель не способен это увидеть и осознать! В действительности всё достаточно просто, а закон безусловен: длительный контакт с определённой энергий определённого типа означает, в конце концов, уподобление этой энергии, растворение в этой энергии и становление ею самой. Адепт Кундалини становится её воплощением — носителем энергии антиЛюбви, эго-энергии нашей планеты, и всё, на что Кундалини способна, — это подмена. И вот она — подмена! Жуткая энергоподмена космической Любви…» (см. Смирнов Т.Л. (Странник). Шива и Кундалини. Все тайны индийской Йоги (психология индийской Йоги в России). М. 2009г.).
«Кундалини до сих пор остаётся тайной, потому что, как замечает Юнг, её нельзя понять, её можно лишь ощутить. Процесс духовной эволюции не может быть объективизирован, отчуждён от субъекта, который развивается, поскольку Кундалини одновременно функционирует и как описывающее сознание, и как объект описания, и как его описание. Поскольку человеческий язык предназначен для субъектов и объектов, то описания Кундалини, как правило, склоняются либо к объективному комментированию опыта, что делает его безжизненным, либо к описанию грубого субъективного опыта как такового, который обычно искажён психическими дисбалансами субъекта, его стрессами и фантазиями» (см. Р.Свобода. Агхора II. Кундалини. / Пер. с англ. А.Журавлева, И.Левушкина. М. Саттва. 2000г., 2003г. 336 стр.).

Читать далее

Статья 3.3.1. Тантрическая Концепция Кундалини и Кундалини-Йога. (ч.9).

«Современные искажения идеи Кундалини, придуманные в контексте движения Нью-Эйдж, нередко низводят эту практику до тривиальных способов увеличения нормальных энергетических уровней или их активизации. Вполне безвредное времяпрепровождение для заскучавших домохозяек. Все это хорошо и замечательно. Но подобные упрощения западной культуры, как и многочисленные новейшие вариации техник Пути левой руки, не несут в себе ни грамма смысла. Пробуждение Кундалини с помощью сексуальных ритуалов или чего иного, на самом своем глубоком уровне представляет собой инициатический опыт, способный перевернуть привычный мир» (см. Николас и Зина Шрек. Полный путеводитель по сексуальной магии Пути левой руки. Книга Первая. Темная Волна на Востоке. Сайт www.fanread.ru.).
«До того, как Йоги Бхаджан приехал на Запад в 1969г., Кундалини-Йога была тайным учением, которое преподавалось лишь небольшому количеству избранных учеников. Значимость открытого преподавания этой технологии невозможно переоценить. Впервые в истории стала возможной демократизация духовности. Каждый может проснуться и оставаться пробужденным. Мы можем взять комплекс Йоги и медитацию прямо из Интернета! Всего лишь несколько часов занятий в день активизируют систему желез, укрепят нервную систему, сбалансируют эмоции и успокоят ум. Вы почувствуете себя легко и свободно. Регулярно занимаясь Кундалини-Йогой, вы: почувствуете себя счастливее и бодрее, улучшите свою физическую форму, повысите сознание, расширите осознанность. И не только это! Вы усилите своё энергетическое тело. Вы почувствуете, что можете контролировать свою жизнь, делать то, что вам хочется, стать тем, кем вам хочется, жить так, как вам хочется, и наблюдать все происходящие с вами изменения» (см. Кундалини-Йога. Сайт www.bhajan.narod.ru.).

Читать далее