3.2. Антропология (Тантры)

Статья 3.2. Антропология (Тантры) как раздел Российской Тантрологии.

«3. Говорить о единой природе человека, искать и вопрошать о некоей единой сущности человека — занятие тупиковое. За признанием идеи мира миров идет признание миров человеческих. Природ человека много, больше, чем одна. И нет одной идеи человека. Есть разные идеи и проекты человека.
7. Разные идеи и проекты человека не заданы, не даются в качестве готовых. Человеческое не дано как природа, а делается как проект. Проекты человеческие лепятся, конструируются, созидаются. Они — рукотворны, создаются посредством культурных практик.
Антропология не имеет своей территории, своего особого предмета наподобие предметов в науках, но имеет свою оптику, свой принцип, свой угол зрения, свою ориентацию. Она может быть экзистенциальной, феноменологической, христианской, марксистской… Сам проект человека строится в них в контексте более широких философских каркасов и контуров», — так было написано в «Антропологическом Манифесте», размещенном в 2012г. на сайте antropolog.ru, автором которого стал С.А.Смирнов (р. 1955г.) — доктор философских наук, антрополог, философ, методолог, проектный аналитик, руководитель группы международных проектов Новосибирской Государственной Академии Экономики и Управления, автор около 100 публикаций по проблемам антропологии, философии и методологии образования…
Комплекс исследований, связанный с Тантрической антропологией, в рамках которой можно обнаружить не только уникальный «проект человека» (выстроенный на основе уникальных концепций), но и уникальный «проект развития человека» (выстроенный на основе уникальных практик), приоткрывающие тайны природы и сущности человека, достоин самостоятельного раздела в Российской Тантрологии, который может быть назван как «Антропология (Тантры)».

Читать далее

Статья 3.2.1. Природа и сущность человека. (ч.1).

«Одной из самых насущных проблем научного знания выступала и выступает необходимость исследования природы и сущности человека… Человек — это творение природы, которое наименее известно самому себе в своей эмпирической данности и наиболее трудно уловимое в своей сущности. Несравненно более сложными являются и вопросы о природе, сущности, происхождении человека, о его предназначении, смысле жизни… Мыслители различных эпох давали разные ответы на все эти вопросы, но единой точки зрения не выработано…» (см. Башкова Н.В. Нравственная многомерность человеческого сознания: о природе и значении добродетелей и пороков. Российский междисциплинарный проект комплексных исследований «Мистериум Магнум»). «Истинно, человек есть высшее проявление Космоса. Истинно, он избран нареченным строителем и собирателем всех сокровищ Вселенной. Истинно, название «человек» означает утверждение творчества…» (см. Рерих Е.И. У порога нового мира. М. Международный центр Рерихов. 2000г.).
«Стремление к целостности своего бытия, выступающее как фундаментальная характеристика человеческой сущности и ее высшая духовная потребность, приводит к раскрытию возвышенных смыслов, обретению свободы и выстраиванию человеком совершенных программ самоопределения. В этом стремлении выражается его потребность в самореализации, обнаруживается наличие в нем некого уникального, качественно отличающего его от всех других живых существ, надбиологического компонента. Самореализация есть попытка выйти в превосходящую (и притягивающую) человека сферу Реальности, где постигаются ценности, обретается полнота жизни и самодостаточность целостного существования» (см. Тельнова Н.А. Феномен целостности человека: метафизический статус и методология исследования. Волгоград. Офсет. 2000г. 296 стр., Тельнова Н.А. Целостность человека как философско-антропологическая проблема. Волгоград. ВолГУ. 2001г. 264 стр., Тельнова Н.А. Целостность человека в онтолого-антропологическом измерении. Саратов. 2002г. 208 стр., Тельнова Н.А. Целостность как системное качество человеческого бытия. // Философия без границ (Сборник статей). В 2 ч. Ч. 2. Философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова. / Под ред. В.В.Куртова, И.В. Макаровой. М. Издатель А.В.Воробьев. С. 37-46).

Читать далее

Cтатья 3.2.1. Природа и сущность человека. (ч.2).

«Основной идеей Тантры является то, что каждый человек — это отражение всего Существования в целом… Тантра воспринимает каждого человека как божественную сущность…» (Махасаатва Ма Ананда Сарита. Что такое Тантра. Школа Пробуждения).
«Тантра — это практический путь реализации, отличающийся глубокими эзотерическими знаниями о теле человека, о природе, о космосе, об устройстве Вселенной и о силах и законах, действующих в ней… Являясь практической системой интенсивного духовного развития, Тантра ставит своей целью полную реализацию человеком его Божественной природы…» (см. Тантра (Индуизм). Сайт «Открытая Реальность»).
«Я не считаю Тантру философией или теологией, но ближе к поэзии, к музыке, к живописи, к танцу, к пению. Это не отречение от жизни, это наслаждение жизнью всем своим сердцем. И как только вы глубоко вовлекаетесь в творческий стиль жизни, запредельное раскрывает свои двери… Все это существование есть таинство; только для слепых людей все ясно. Если у вас есть глаза, тогда все вокруг является таинственным и нет этому объяснения. Чем глубже вы идете в него, тем более таинственным оно становится… Пока человек не будет относиться к Существованию как к таинству, ему не удастся прожить свою жизнь в экстазе…» (см. Ошо. Таинство и поэзия запредельного. 2003г.).
«Тантра — это древнейшее знание из всех существующих на земле. И важнейшее! Знаете, так странно теперь наблюдать, каким невероятным количеством информации напичкан современный человек, при том, что все эти знания не только не приносят ему счастья, но, напротив, делают все более и более несчастным! Тогда как древнейшие знания, которые действительно могут сделать его счастливым, находятся в полном забвении!» (см. А.Махараджа. Тантра. интернет-сайт «Махараджа Хаус»).

Читать далее

Статья 3.2.2. Индивидуальность и личность человека. (ч.1).

«Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств», «человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему», «индивидуальные свойства личности — это не одно и то же, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие его как личность», — так писал С.Л.Рубинштейн в своем капитальном труде «Основы общей психологии» (1-e изд. 1940г.), который считается классическим трудом, одним из наиболее значительных достижений российской психологической науки, в котором вопросу индивидуальности уделяется всего несколько строк, а вопросам личности — целых две главы из двадцати.
«В словарях слова «индивидуальность» и «личность» — синонимы. В сущности же они противоположны. Слова «личность» и «индивидуальность» — это не синонимы. Individuus (лат.) — нераздвоенный, нерасщепленный, равномерный; persona (лат.) — маска, личина; житейская роль, положение. Личность (персона) — это фальшь, притворство, претензия, фасад; индивидуальность — ваша истина, ваша истинная суть. Индивидуальность — ваша сущность. Вы приходите с ней, вы рождаетесь с ней. Личность заимствована. Она придана вам обществом. Она подобна одежде, тонкой одежде. Когда исчезает ваша личность, отпадает ваша персона — появляется ваша индивидуальность, ваше индивидуальное». (см. Ошо. Личность и индивидуальность. Журнал «Эзотера» 09.2007г.; Ошо. Дар Атиши для путешествующих внутрь 2008г.; Ошо. О личности. Книга эго. / Пер. Н.Гончаровой. 2010г.).
«Нет человечества как такового, есть только индивидуальные личности. Каждое человеческое существо должно реализовать свою индивидуальность и ответственность за это» (см. Ошо. Психология эзотерического. Корни и крылья. / Пер. А.Солдатова. 2004г.).

Читать далее

Статья 3.2.2. Индивидуальность и личность человека. (ч.2).

«Личность развивается как родовой индивид и как индивидуальность, совершенствуясь и совершенствуя других…» (см. Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития. М. 1997г.). «Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно в какай то мере рассматривать и как процесс социализации (влияния общества) с одной стороны и как процесс самосовершенствования человека изнутри, с другой» (см. Ступени восхождения человека: индивид, индивидуальность, личность. Psinovo.ru — сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям). «Развитие индивидуальности личности (формирование социально активной личности через управление развитием индивидуальности) и самореализация личности (развитие индивидуальности) способствуют разрешению актуальных проблем социализации подрастающего поколения» (см. Шабанова Е.В. Формирование социально активной личности подростка). «В каждом человеке необходимо формировать индивидуальность, а не только и не столько личность и личностные качества. Для этого необходимо развести эти понятия: личность и индивидуальность… Сформированность личностных качеств зависит от степени развития индивидуальных… Чтобы воспитывать личность, необходимо развивать индивидуальные качества…» (см. (Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности. Учебное пособие. Калиниград. 2000г.).
«Говорить о европейских концепциях личности и ее развития с точки зрения Тантры — значит заниматься бесконечным и кропотливым разъяснением ошибок, неточностей, тонких нюансов и различий. Гораздо легче дать некоторую упрощенную модель-схему, «отметив» на ней для примера те участки, которые, хотя бы приближенно, описываются той или иной теорией или школой… И если мы не на словах, а на деле стремимся к полноценному и полномасштабному развитию человека, нам не стоит тратить время на изобретение велосипедов, а следует глубоко и серьезно изучить методы Йоги и Тантры и научиться применять их на практике. Без этих методов самый лучший педагог находится в положении лекаря, вынужденного врачевать по телефону…. Ни Тантра, ни Йога, как и настоящая наука, не вещают истину в конечной инстанции. Они просто описывают доступную им картину мира, одним из элементов которой является Человек» (см. Глибицкий М.М. Тантра и проблема развития личности. Харьков. 1993г.).

Читать далее

Статья 3.2.3. Человек как манифестация Атмана.

«Знание Атмана выше всякого иного знания. Знание Атмана — Высшее Знание!» — так издавна говорят в Индии. «Если ты мудр, оставь в стороне всякую внешность (привязанность к поверхностному и постороннему) и примени свою ученость (и знание) к тому, чтобы узнать свою истинную Само-Сущность (Атман) и из рабства этого мира достичь Свободы (подлинного Освобождения). Следование внешним предписаниям хорошо для того, чтобы держать в чистоте свои мысли, но они не приводят ни к Истине, ни к Реальности. Истина и Реальность достигаются только Мудростью, а не тысячью внешних ритуалов» — так писал Шанкара (788-820) в своей работе «Вивека-Чудамани» (М. Майя. 1992г.).

Читать далее

Статья 3.2.4. Тождество Микрокосма и Макрокосма.

«В «Шри-Кала-Чакра-Тантре», раннем тексте тантрического Буддизма, который сейчас находится в библиотеке Кембриджского Университета, Будда ясно говорит: «Макрокосм содержится в Микрокосме»… Считалось, что истина обитает в физическом теле, а само тело является лучшим проводником к осознанию истины» (см. Филипп Боневитс. Реальная Магия. 2007г. / Пер. с англ. К.Савельева).
«Царство Божие внутри вас есть» (Лк. 17:21). «…Царствие — внутри вас и вне вас» (Евангелие от Фомы, 2). «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя (т.е. открыто, с непосредственной радостью), тот не войдет в него» (Лк. 18:17)» (см. Внутренний голос — награда или проклятье. 2008г.).
«Антропологический путь — единственный путь познания вселенной, и путь этот предполагает исключительное человеческое самосознание. Лишь в самосознании и самочувствии человека открываются божественные тайны. Философы, в сущности, всегда принимали это, то сознательно, то бессознательно» (см. Бердяев Н.А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека). Имка-Пресс. 1985г.).
«…такой вид жертвоприношения обычно называют «ментальным жертвоприношением». Мы предпочитаем называть его «ритуальной интериоризацией», потому что, кроме умственной молитвы, оно подразумевает полное отождествление физиологических функций с Космосом. Подобное отождествление физиологических органов и функций с космическими районами и ритмами свойственно всему населению Индии. Упоминание об этом можно заметить в Ведах, но только в Тантризме (вследствие большого влияния йогических техник) это отождествление приобрело завершенность «системы»» (см. М.Элиаде. Йога. Свобода и бессмертие. София. 2004г).

Читать далее

Статья 3.2.5. Многомерность человека.

В последнее время ученые все больше говорят о «многомерности» человека и мира, в котором мы живем. Возможно, факт существования множества систем религиозного, философского, научного, и особенно антропологического знания, говорит именно об этом феномене. «Многомерность» человека стала метафорой даже в научных системах Антропологии. Многие специалисты считают, что будущая эволюция человека будет развиваться именно в сторону раскрытия «многомерности» человека.
В Учении Тантры присутствует множество оригинальных, уникальных, парадоксальных, глубоких концепций, в основу которых положен принцип многомерности мира и человека. Более того, в Учении Тантры мир и человек представлены как в «вертикальной» так и в «горизонтальной» многомерности, которая представлена совокупностью «основных» феноменов (фундаментальных аспектов) человеческого бытия и мира, выражающих собой и обеспечивающих целостность и единство человека и мира.
Говоря о многомерности человека и мира, мы можем говорить о многомерности жизни, бытия человека, многомерности познания человеком себя и мира, многомерности традиций, культуры и т.д. Также можем говорить о многомерности тела человека, его энергетики, сознания, психики и т.д. Но можем ли мы говорить о многомерности природы и тем более многомерности сущности человека и мира.

Читать далее

Статья 3.2.6. «Вертикальная» многомерность человека.

«Человек не начало и не конец бытия — вот что ему очевидно; не альфа и не омега, не первоисточник и не прообраз — он лишь отображение. Вот почему он не завершает иерархию и не обосновывает ее; он не есть «само священное начало», хотя и стоит к нему всего ближе в космической иерархии. Уже это одно, эта нераздельная связь и близость ставит проблему «богоподобия». Ее нельзя рассматривать вне иерархической структуры человека, вне космической иерархии… Иерархическая структура человека есть узел всех проблем его бытия и его назначения» (см. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. Нью-Йорк. Изд-во им. Чехова. 1955г.; Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. Что такое я сам? М. Грааль. 2002г.).
Поскольку иерархия является важнейшим организационным принципом любой сложной системы, то под «вертикальной» многомерностью можно подразумевать иерархический, многоуровневый принцип структурной организации, или, другими словами, иерархичность.
Поскольку сегодня уже признается семь Уровней в Мироздании и семь уровней в человеке, то семеричность, которой все в мире подчинено, с которой связан процесс проявления мира и человека, которая выражает принцип совершенства, полноты и завершенности, может быть не только примером иерархичности или «вертикальной» многомерности, но и «образом» и «моделью» божественного устройства и гармонии Мира и Человека.
В Тантрической Традиции идея «иерархичности» и идея «семеричности», как примеры «вертикальной» многомерности, хорошо представлены, например, в таких тантрических концепциях, как Чакра-Видья (хорошо известная и популярная тантрическая концепция чакр человека), Таттва-Видья (менее известная тантрическая концепция принципов человека) и Пинда-Видья (практически неизвестная тантрическая концепция тел человека), исследование которых, бесспорно, может дать «ключ» ко многим тайнам Мироздания и Человека.

Читать далее

Статья 3.2.7. «Горизонтальная» многомерность человека.

«Абрис онтологии предполагает характеристику сущего в разных качествах (в разных системах отношений): как бытия, как сущности, как субстанции, как природы, как мира, как действительности и т.д. Многоплановость этой системы категорий связана с многоплановостью отношений внутри бытия» (см. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб. Питер. 2003г.).
Поскольку «планы Бытия» являются важнейшим организационным признаком любой сложной совокупности, организации, системы, явления, то под «горизонтальной» многомерностью можно подразумевать многоаспектный, многоплановый принцип структурной организации, или, другими словами, многоплановость.
Поскольку сегодня уже признается пять состояний, стихий, элементов, принципов в Мироздании и пять чувств, состояний сознания, аспектов личности, планов бытия в человеке, и поскольку число 5 традиционно выступает символом человека, а пентаграмма — как образ человека и живой реальности, то пятеричность, которой все в мире подчинено, с которой связан процесс проявления мира и человека, которая присутствует во всем и выражает общемировую и индивидуальную квинтэссенцию бытия, может быть не только примером многоплановости или «горизонтальной» многомерности, но и «образом» и «моделью» божественного устройства и гармонии Мира и Человека.
В Тантрической Традиции идея «многоплановости» и идея «пятеричности», как примеры «горизонтальной» многомерности, хорошо представлены, например, в таких тантрических концепциях, как Панча-Маха-Бхута-Видья (хорошо известная и популярная тантрическая концепция пяти элементов), Панча-Майя-Коша-Видья (менее известная тантрическая концепция пяти покровов Майи) и Панча-Шарира-Видья (практически неизвестная тантрическая концепция пяти тел), исследование которых, бесспорно, может дать «ключ» ко многим тайнам Мироздания и Человека.

Читать далее