3.13. Терминология (Тантры)

Статья 3.13. Терминология (Тантры) как раздел Российской Тантрологии.

Тантрическая Традиция нашла свое выражение не только в традиционных понятиях и терминах национальных языков, но и в специфической тантрической терминологии и особом языке. Исследования тантрической терминологии и «тантрического» языка и весь круг вопросов, связанных с этими исследованиями, достойны самостоятельного раздела в Российской Тантрологии, который может быть назван как «Терминология (Тантры)».

Читать далее

Статья 3.13.1. Этимология тантрических терминов.

Как известно, Тантрическая Традиция рассматривает жизнь человека как ряд определенных уровней развития его сознания. В соответствии с этой иерархией в Тантрической Традиции применяется своеобразная «многозначность» языка, достигаемая использованием специальных тантрических и санскритских слов и терминов (как в устной так и письменной традициях), обладающих разной семантикой (смыслом, значением, от греч. semantikos — «обозначающий» [то, что есть в мире]) на разных уровнях восприятия и означивания. Это характерно не только для Тантрической Традиции, но так же и для Древнеиндийской Традиции и для многочисленных текстов индийской культуры, меняющих свое значение в зависимости от того социокультурного пространства, в котором они употребляются (см. Шапинская Е.Н. Культура Индии. М. 1995г.). Согласно Тантрической Традиции, «первый ключ» к тайнам Жизни есть Слово, через «понимание» которого можно получить доступ к тому Знанию и тому Опыту, которые передаются через Традицию.

Читать далее

Cтатья 3.13.2. Этимологический анализ термина «тантра». (ч.1).

Сегодня многие считают, что «тантра» является популярным словом с потерянным смыслом, поскольку этим словом что только не называют, и восточную экзотику, и мистические практики, и психологические тренинги, и сексуальную раскрепощенность… В одной из публикаций (см. Удивительная наука – этимология. Сайт www.revolution.allbest.ru.) было написано: «Как правило, слова не возникают случайно. Их обычно не придумывают наобум. Те смысловые связи, которые мы наблюдаем в современном языке, существовали и в седой старине. Но на протяжении столетий и тысячелетий эти связи нередко утрачивались…». Когда-то Анагарика Говинда написал (см. Анагарика Говинда. Основы тибетского мистицизма согласно эзотерическому учению великой мантры «Ом Мани Падме Хум». / Пер. Н.Н.Дудко, С.А.Сидорова. СПБ. Андреев и сыновья. 1993г. 472 стр.): «…слова — не мертвые вещи, мы не можем передать их друг другу, подобно монетам, запереть их в сейф или закопать в землю и взять оттуда снова неизмененными, даже через столетия, когда захотим. Нет, они скорее похожи на символы или иероглифы постоянно растущего и расширяющегося сознания из сферы опыта. Они — то, что мы делаем из них, и что вносим, вкладываем в них, сознательно или бессознательно…». Видимо поэтому, когда Лао Цзы задавали вопрос «Что есть Дао?», всем своим ученикам он давал разные ответы, поскольку к моменту общения с ним каждый из них проходил свой путь развития.

Читать далее

Статья 3.13.2. Этимологический анализ термина «тантра». (ч.2).

«Анализируя тот или иной языковой концепт, мы должны решить для себя одну общую проблему: как в принципе соотносятся между собой внутренняя форма слова, обозначающего концепт, т.е. этимология, и содержание обозначаемого понятия. Естественно, что с развитием языка происходит некая эрозия внутренней формы, постепенно связь ее со смыслом утрачивается, но это вовсе не всегда (если не сказать — никогда) стоит считать свидетельством того, что связь не существовала изначально.
Недаром вся Античность — от ранних наблюдений над языком первых поэтов (Гомер, Гесиод), философов (Гераклит), платоновского «Кратила», позднейших штудий Варрона, Августина вплоть до словарей Гесихия и Etimologicum magnum — сохраняла стойкий интерес к этимологии. Поиск «первослов», которым занимались столь разные философы, как Платон и стоики, позволял проникнуть в суть первоначального строения Бытия в том виде, в котором оно, по мнению древних, запечатлелось в слове. Тем самым философы Античности уже стремились решить задачу, поставленную впоследствии перед философией Нового времени М.Хайдеггером: «…хранить силу элементарных слов, в которой явлено нам подлинное Бытие и которую способно вытравить обыденное употребление»» (см. Гринцер Н.П. Греческая ἀλήθεια (истина): очевидность слова и тайна значения. // Логический анализ языка. Культурные концепты. М. 1991г. с.38-44. Сайт www.ec-dejavu.ru.).

Читать далее

Статья 3.13.3. Термин «тантра» и символика ткачества.

В «Амара-Коше» (др. назв. «Намалинганушасана»), авторитетном толковом словаре синонимов Санскрита, который содержит 10 тысяч объясняемых слов (первый и самый важный санскритский тезариус, первая часть из трех издана в 1798г. в Риме, все три части — в 1808г.), синонимом для слова «тантра» называет, прежде всего, слово «сиддханта» — букв. аксиома, теория, учение, доктрина, писание. Вторым синонимом, который дается слову «тантра» в «Амара-Коше», является слово «сутравайе» в смысле «прясть нить» или «ткать», а также «ткацкий станок»: «(3.3.731) tantraṃ pradhāne siddhānte sūtravāye paricchade». Amarakosha evam namalinganushasanam. Khanda 1. Сайт www.sanskritdocuments.org.).
«Ткачество — один из древнейших видов ремесла, породивший множество метафор и мифов, связанных с устройством мироздания и судьбой человека. Мудрецы ведийской эпохи говорили, что «всё, что над небом, что под землей, что между небом и землей,… что зовётся прошедшим, настоящим и будущим, …выткано вдоль и поперёк на пространстве», которое, в свою очередь, «выткано на Непреходящем». <…>. Само слово «ткань» (тантра) стало означать и философскую систему» (см. Выставка традиционного художественного ремесла Индии. 30.09.2009г. Сайт www.orientmuseum.ru.).
«Эти образы и размышления — продукт глубокого опыта. Каждый раз, как человек осознает свою истинную, экзистенциальную ситуацию, т.е. свой особый образ существования в Космосе, и принимает этот способ существования, он выражает эти решающие ощущения образами и мифами, которые потом займут привилегированное положение в духовной традиции человечества. Тщательный анализ приведет к вторичному открытию тех экзистенциальных ситуаций, которые возбудили индийский символизм нити и ткани» (см. Кандыба В.М. Загадочные сверхвозможности человека. К. 2000г. Сайт www.RoyalLib.com.).
«Эти образы и построения являются результатами глубоко пережитого опыта. Каждый раз, когда человек осознает свою собственную экзистенциальную ситуацию, то есть лишь ему присущий способ существования в Космосе, и старается этому способу существования подвести итог, он прибегает для выражения главных итогов этого опыта к образам и мирам, которые в дальнейшем займут особое место в духовной традиции человечества. Внимательный анализ позволит вновь открыть те экзистенциальные ситуации, которые обусловили индийскую символику нити и ткачества» (см. М.Элиаде. Мефистофель и андрогин. / Пер. с фр. Е.В.Баевской, О.В.Давтян. СПб. Алетейя. 1998г.).

Читать далее

Статья 3.13.4. Тайна термина «сватантра»

Множество значений и толкований структурных элементов, составляющих слово «сватантра» (а именно «сва», «тан» и «тра»), вероятно, может говорить о том, что истинное значение слова «сватантра» сегодня нам уже или еще пока недоступно, поскольку оно, возможно, утрачено или еще не выявлено. Однако, есть все основания рассматривать его не только как слово, но и как термин, и более того, возможно, что этот термин принадлежит непосредственно самой Тантрической Традиции, поскольку несет с собой исходную мотивацию как непременный атрибут «терминологической культуры» Тантрической Традиции и не допускает переосмысления или забвения внутренней формы.

Читать далее

Статья 3.13.5. Этимологический анализ термина «свадхарма». (ч.1)

«Лучше исполнять свои собственные обязанности [свабхава], хотя бы и ничтожные, чем обязанности другого, хоть и высокие. Исполняя обязанности, вытекающие из его собственной природы [свабхава], человек не совершает тем самым греха» — так утверждает «Бхагавад-Гита» (в переводе В.В.Антонова), один из самых уважаемых духовных и философских текстов не только традиции Индуизма, но и религиозно-философской традиции всего мира, в котором, как считается, представлена основная суть индийской философии, который может служить практическим руководством как в духовной, так и в материальной сферах жизни. «Дхарма может быть определена как «внутренняя природа вещей во всякой стадии эволюции и закон последующей стадии ее развития» — природа в точке, которой она достигла в раскрытии, и затем — закон, который приведет ее к следующим стадиям развития. Природа сама отмечает точку, которой она достигла, и тогда следует то, что должно быть сделано для дальнейшего развития. Соедините эти две идеи вместе и вы поймете, почему совершенства следует достигать при выполнении своей собственной дхармы [свадхарма]» (А.Безант).

Читать далее

Статья 3.13.5. Этимологический анализ термина «свадхарма». (ч.2)

«В комментариях Шанкары к «Бхагавад-Гите» утверждается, что никто не должен оставлять «свою дхарму», но это относится к тем, кто еще не достиг познания Брахмана, — тот же, кто достиг его, может оставить все действия (как уже не актуальные), в том числе и «свою дхарму»…
Понятие дхармы в нео-Индуизме подвергается трансформации и модернизации, которые наглядно представлены в новых интерпретациях «Бхагавад-Гиты»…
В своем Эссе о «Гите» (1921) Ауробиндо Гхош интерпретирует принципы свадхармы как «отношение внешней жизни человека к его внутреннему бытию, развитие его действия из его души и внутренний закон природы» (традиционное истолкование свадхармы в качестве обязанностей, соответствующих варновому долгу, не привлекательно для современного человека). Дхарма соответствует уже индивидуальным дарованиям и средствам самовыражения индивида (а не групповой морали, как в Индуизме)…» — так написано в универсальной научно-популярной энциклопедии «Кругосвет» в рубрике «Дхарма» и в публикации студии «Гнозис» от 03.05.2008г. под названием «Дхарма».

Читать далее

Статья 3.13.6. Тайна термина «свабхава».

«Сущность (essentia) предшествует существованию (existentia)» — таков основной тезис европейской схоластики, представляющей собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. «Существование (existentia) предшествует сущности (еssentia)» — таков основной тезис экзистенциализма (философии существования, направления в философии XX в.), акцентирующего своё внимание на уникальности бытия человека и провозглашающего его иррациональным.
«Вся эта схоластика с essentia и existentia так бы и осталась проблемой одних схоластов (у которых она имела и свой специфический теологический окрас), если бы не вопросы о «выборе себя» и о «подлинности» нашего существования, приблизившие ее к живой жизни и составившие пафос экзистенциализма. Экзистенциалистам показалось, что «существование предшествует сущности». Все это остроумно и даже похоже на правду, но только не правда, и прямая противоположность мудрости…» (см. А.Круглов (Абелев). Что чему предшествует в человеке: essentia или existentia, сущность или существование? // Словарь. Психология и характерология понятий. М. Гнозис. 2000г.).
Если санскритский термин «bhava» переводится как истина, сущность, суть, смысл, сущее, существующее, бытие, реальность и т.д., а санскритский термин «bhaava» (в отличие от первого термина, имеет удлиненное звучание первого гласного звука «а») переводится как рождение, происхождение, становление, пребывание, существование, состояние явленности, состояние бытия, жизнь и т.д., то что же тогда могут означать термины «свабхава» и «свабхаава»? Какой из них относится к «сущности» и какой к «существованию», и какой из них может относиться к человеку, и о каком термине идет речь, когда в переводе используется слово «свабхава»?

Читать далее

Статья 3.13.7. Тайна термина «сваха».

«Сваха — это священное обращение к божествам. Слово «сваха» имеет огромное значение. Некоторые люди оспаривают его ведическое происхождение. Говорят, что оно не имеет прямого отношения к Ведам…<…>. Если мы внимательно изучим слово «сваха», станет ясно, что оно появилось из сочетания «сва-вак-аха» — «свою речь сказал»… Есть еще одна комбинация, включающая в себя слово «сваха» — «сва-атманам-аха» («высказал самого себя»). Мы воспринимаем это сочетание как относящееся к знанию об Атмане, а также раскрывающее полный смысл слова «Шакти»… <…>. Таким образом, слово «сваха» может рассматриваться с различных сторон, и ему могут быть даны различные значения. Мы понимаем, что оно относится к Шакти…» — так говорил Шри Сатья Саи Баба в своих лекциях (см. Летние Ливни в Бриндаване. Курс лекций Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы по индийской культуре и духовности. 1974г.).
Б.Л.Смирнов (1891-1967), общепризнанный безупречный переводчик с Санскрита Махабхараты, считал, что «сваха» — это слово, «собственное значение которого утрачено» (см. Симфонический санскритско-русский толковый словарь Махабхараты, составленный Б.Л.Смирновым. Ашхабад. 1962г.).

Читать далее