3.11. Текстология (Тантры)

Статья 3.11.7. Интерпретация и понимание тантрических текстов. (ч.2).

«Все тантрические тексты высокознаковы, семиотичны и вовсе не рассчитаны на дословное понимание (не забудем, что речь идет о тайном и опасном для профанов учении). Многое в их интерпретации зависит от уровня, на котором текст истолковывается» (см. Торчинов Е.А. Введение в Буддизм. Курс лекций. СПб. Амфора. 2005г.).
«Следовательно, тантрический текст допустимо прочитывать несколькими способами: литургическим, йогическим, тантрическим и т.д. Комментарии особо подчеркивают последние два… Точнее говоря, существует тонкая проблема различения «конкретного» и «символического», поскольку тантрическая садхана имеет своей целью как раз универсализацию любого «конкретного» опыта, трансформацию физиологии в литургию…» (см. Мирча Элиаде. Йога: бессмертие и свобода. СПб. Лань. 1999г.).
«Мы пришли к тому результату, что к прочтению тантрического текста можно подходить со многими ключами: литургическим, йогическим, тантрическим и т.д. Комментарии обращают особое внимание на два последних… Говоря более точно, определение различия между «конкретным» и «символическим» является очень тонкой задачей, притом что цель тантрической садханы как раз и состоит в трансценденции всякого «конкретного» опыта и превращении физиологии в литургию» (Мирча Элиаде. Йога: свобода и бессмертие. / Пер. с фр. В.Траск, с англ. С.Никшич. и Д.Палец. К. София. 2000г.).
«Тантрические тексты представляют собой благодатное поле для изобретательных ученых. Как следует понимать, буквально или метафорически, невероятные, порой обескураживающие ритуалы, являющиеся особой принадлежностью Тантры? К сожалению, ответ чаще зависит от крепости нервов исследователя, чем от его здравого смысла. А для читателя Тантра раскрывается в соответствии с глубиной его мышления и предстает как нечто омерзительное, как духовное откровение или как недоступный пониманию вздор» (см. Тьями. Тантра в свете исторических исследований. Драгоценный камень в лотосе. Школа Йоги «Крылья совершенства». 2006г.).
Возможно ли сегодня выработать принципы, методологию корректного, адекватного, правильного, истинного понимания тантрических текстов вне самой Тантрической Традициии, как и понимания самой Тантрической Традиции и того Знания, которое она сохранила и донесла до нас как Истинная Традиция? Того Знания, которое может стать для нас Духовным Откровением в наше непростое время.

Читать далее

Статья 3.11.8. Тантры как эзотерические тексты.

«Санскр. tantra — хитросплетение — в значении: словесный арабеск, эзотерический текст…» (см. Новейший философский словарь. Сост. А.А.Грицанов. Минск. Изд. В.М.Скакун. 1998г.). «Упанишады считались эзотерическими ведическими сочинениями, как впоследствии и Тантры» (см. Пахомов С.В. Индуистская тантрическая философия. Монография. Диссертация. СПбГУ. 2001г.). «Тантры — это тексты эзотерические (гухья)…» (см. Пахомов С.В. Индуистская тантрическая литература. Ж «Восток». 2005г. № 2. март-апрель. с. 16-27). «Сами тантрические произведения — Тантры — интерпретируют себя как тайные (гухья) тексты…» (см. Пахомов С.В. Индийский эзотеризм. Путь Востока. Универсализм и партикуляризм в культуре. Материалы VIII Молодежной научной конференции. Выпуск 34. СПб. 2005. С.155-161). «Тантры — один из самых значительных классов средневековой индуистской литературы, включающий в широком смысле эзотерические (точнее, претендующие на эзотеризм) тексты…» (см. Универсальная, научно-популярная энциклопедия «Кругосвет». 2005г.).
Что «делает» текст эзотерическим? — принадлежность эзотерической школе, учению, традиции, культуре? или выражение принципов эзотерической философии, эзотерического мировоззрения? или наличие эзотерической терминологии, эзотерического языка? или наличие эзотерических символов, знаков, тайн? или наличие эзотерической информации, эзотерического знания? или описание эзотерических техник, методов, практик? или наличие общего эзотерического плана, эзотерического мира? И т.д. Существуют ли какие-либо определенные признаки или характерные особенности эзотерических текстов, каковы хотя бы основные критерии принадлежности текста к категории эзотерических текстов. Текст считается эзотерическим, если построен (составлен) по эзотерическим принципам и обладает всеми признаками «эзотеричности»? или наоборот — поскольку текст эзотерический, поэтому он должен быть построен (составлен) определенным образом?, или потому что текст написан посвященным (например, в эзотерическую традицию или эзотерическое знание), и для посвященных, тогда он считается эзотерическим, а значит, если текст написан не посвященным, и даже если он будет «составлен» по «эзотерическим правилам», написан эзотерическим языком и «напичкан» эзотерическими символами, знаками, тайнами и пр., будет ли такой текст считаться эзотерическим?

Читать далее