3.10. Сотериология (Тантры)

Статья 3.10.4. Осознанность как сотериологическая концепция Тантры. (ч.3).

«Пробуждение — это путь к жизни, говорит Будда. Станьте более пробужденными, и вы станете более живыми. А жизнь есть Бог — никакого другого Бога нет. Поэтому Будда говорит о жизни и осознанности. Жизнь составляет цель, осознанность — методологию, технику, чтобы ее достичь. <…>. Осознанность делает человека пробужденным. Когда человек осознает собственную осознанность, это делает человека буддой, пробужденным. И только в таком пробуждении человек узнает, что такое блаженство. Блаженство — это цель, осознанность — путь к нему.
Осознанность означает, что все, что бы не происходило в это мгновение, происходит с полным сознанием; ты в этом присутствуешь. <…> Если ты присутствуешь, в твоем существе немедленно начинается трансформация, потому что, когда ты присутствуешь, осознанный, многие вещи просто невозможны. Все, что называется грехом, просто невозможно, если ты осознаешь. Поэтому, фактически, есть лишь один грех — и это неосознанность. <…>.
Когда Шанкара, Веданта и индуисты называют этот мир иллюзорным, за этим стоит именно это. Потому что, когда осознанность становится совершенной., этот мир — мир, который ты создал из своего ума, — просто исчезает; перед тобой открывается другой мир. Майя исчезает, иллюзия исчезает — иллюзия сохранялась из-за твоего сна, из-за твоей бессознательности. <…>.
Когда люди спрашивали Будду: «Что нам делать, чтобы не приходить в гнев, что нам делать, чтобы не быть жадными, что нам делать, чтобы не быть настолько одержимыми сексом и едой?», его ответ был всегда одним и тем же: «Осознавайте. Привнесите в свою жизнь осознанность»» (см. Ошо. Осознанность. Ключ к жизни в равновесии. М. Весь. 2004г., 2006г. 192 стр.).
«Учись познанию, учить осознанности, учись пониманию. Это цель твоего обучения, иначе ты не проникнешь в самую сокровенную суть. <…>. В Тантре есть четыре шага осознанности. Пустота — это первый шаг — пустота в семени. При второй осознанности вы концентрируетесь как на объекте, так и на субъекте. При третьей осознанности вы отбрасываете всю концентрацию, вы просто бдительны. Что такое «осознанность номер три»? Когда вы забыли об объекте и о субъекте, и существует просто чистая осознанность. Вы не сконцентрированы ни на чем — просто парящая чистая осознанность, ни внимательные ни к чему, просто внимательные, несфокусированные, расконцентрированные. Вы вышли за пределы, вы преобразились. Это четвертая стадия, которая является началом существования, целью Тантры.
Тантра разделяет истину на два пути: первый называется гипотетической истиной, виявхарика; второй называется высшей истиной, пармартхика. Гипотетическая истина называется таковой только названия ради, она называется истиной, потому что она выглядит как истина. Это так только на практике; имеется определенный взгляд на истину. Фотография истинна, потому что она похожа. Она неистинна, потому что это фотография. Вот что Тантра называет ваявхарика-истиной. Осознайте это и держите в своем уме, Тантра настаивает снова и снова на том, что это не должно быть целью; это только начало. Но когда вы прибыли к самому источнику жизни и существования — это настоящее цветение, это Сахасрара-Чакра, тысячелепестковый лотос расцвел. Ваша жизнь нашла освобождение в аромате, радости и блаженстве. И пока этого не случиться, не будет удовлетворения и наполненности. Вот что есть Бог. Это Высшее Благо, Summum Bonum. Нет ничего выше этого. Это Нирвана. <…>. Только тогда, когда вы осознанны, вы — человек. Когда вы становитесь полностью осознанным, вы полностью становитесь человеком» (см. Ошо. Видение Тантры: Беседы по Царской Песне Сарахи. Челябинск. Книга. 1996г.).

Читать далее

Статья 3.10.4. Осознанность как сотериологическая концепция Тантры. (ч.4).

«В нашей совершенной самотрансценденции мы выходим и поднимаемся над невежеством или полупросветленностью нашего ментального сознательного бытия к величайшему «я» Мудрости и силе Истины над ним, чтобы пребывать там в незатемненном свете Божественного Знания. <…>. Виджняна, или Гносис, есть не только Истина, но и Сила Истины, это само действие беспредельной и божественной природы; это Божественное Знание в единстве с Божественной Волей в силе и восторге спонтанного, и светлого, и неизбежного самоосуществления. Таким образом, посредством Гносиса [Виджняны] мы изменяем свою человеческую природу в божественную. <…>. Это своего рода видение Истины, слышание Истины, память Истины, непосредственное распознавание Истины. <…> Ибо Виджняна [Гносис] является непосредственным и Божественным Знанием, в противоположность косвенному и человеческому знанию.
Ментальный рассудок с трудом продвигается от невежества к Истине, но Гносис содержит в себе непосредственный контакт, мгновенное видение, легкое и постоянное владение Истиной, не нуждается в поиске или каком-либо действии. <…>. Он показывает Истину в свете явлений. Гносис начинает с Истины и показывает явления в свете Истины; он сам — тело Истины и ее дух. <…>. Истина Гносиса свободна от сомнений, самоочевидна, самосуществующа, неопровержима и абсолютна.
Интеллект помогает себе сравнением, сопоставлением и аналогией, — переходит от опыта к косвенным знаниям логическими путями дедукции, индукции, предположениями всех видов, — полагается на память, выходит за свои пределы при помощи воображения, страхуется суждениями: все это процесс нащупывания и поиска. Гносис [Виджняна] не ищет, он владеет. Если он должен осветить, то и тогда он не ищет; он открывает, он просветляет. В сознании, трансформированном из интеллекта в Гносис, воображение заменилось бы вдохновением Истины, умственное суждение уступило бы место самопросветленному распознаванию. <…>. Наша ненадежная память отпала бы, а вместо нее наступило бы светлое владение знанием, божественная память, которая не является хранилищем познаний, а хранит все вещи всегда содержащимися в сознании, память одновременно прошлого, настоящего и будущего. <…>.
Если бы мы хотели описать Гносис [Виджняну] таким, как он есть в своем собственном осознании, а не так неполно, как он представляется нам в отличие от нашего собственного рассудка и интеллекта, то было бы едва ли возможно говорить о нем кроме как в образах и символах. <…>.
Божественное сияние неуклонного знания, божественная сила непоколебимой воли и божественное спокойствие неизменного блаженства есть природа или пракрити души в сверхразуме, в Виджняне. Вещество Гносиса, или супраментальный уровень, сделано из совершенных абсолютностей того, что есть здесь несовершенного и относительного, и его движения состоят из примиренных переплетений и счастливых сплавов всего, что здесь является противоположностями. Ибо за видимостью этих противоположностей находятся их истины, а истины вечного не конфликтуют между собой; противоположности нашего ума и нашей жизни, преобразованные в сверхразуме в свой истинный дух, соединяются вместе и выступают как оттенки и цвета вечной Реальности и непреходящей Ананды. Сверхразум, или Гносис [Виджняна], — это верховная Истина, верховная Мысль, верховное Слово, верховный Свет, верховная Воля-Идея; это внутреннее и внешнее продолжение Бесконечного, которое за пределами Пространства, освобожденное от оков Время Вечного, который вне времени, небесная гармония всех абсолютов Абсолютного» (см. Шри Ауробиндо. Синтез Йоги. Часть 2. Йога интегрального знания. Глава XXII. Виджняна или Гносис. Сайт www.orlov-yoga.com.).

Читать далее