3.10. Сотериология (Тантры)

Статья 3.10. Сотериология (Тантры) как раздел Российской Тантрологии.

Термин «сотериология» букв. переводится как «Учение о Спасении», если мы говорим о Западной Религиозной Традиции и Западной Сотериологии, в Восточной Религиозной Традиции и Восточной Сотериологии принято говорить об «освобождении», поэтому, если мы говорим о Сотериологии Тантры, это может быть «Учение об Освобождении» в рамках Тантрической Традиции, или Учения Тантры. Что представляет собой Сотериология Тантры — сотериологическую концепцию, доктрину, учение, традицию, или сотериологическую модель, или сотериологическое знание, воплощенное в сотериологическом опыте, или сотериологический опыт, воплощенный в сотериологическом знании? Можем ли мы говорить об определенной сотериологической системе, совокупности сотериологических принципов или воззрений на цели, задачи, методы и средства Освобождения Человека в рамках Учения Тантры? Насколько оправданно ограничивать Сотериологию Тантры рамками Религии, Психологии, Философии или Метафизики? В праве ли мы представлять Сотериологию Тантры как «Сакральную Доктрину», основанную на Особом Знании тайн Бога, тайн Космоса, тайн Мира, тайн Человека и пр., и Особом Опыте «искания лика Божьего», «переживания Божьего присутствия» и пр., которые предназначены помочь человеку достичь Освобождения — состояния подобия Божия не по Природе, а по Благодати, т.е. энергии Истины…? Сотериология Тантры должна стать предметом серьезных тантрологических исследований в рамках Российской Тантрологии. Сотериология (Тантры), как раздел Российской Тантрологии, может представлять собой «дисциплину», цель которой может заключаться в том, чтобы, основываясь на тантрологических исследованиях прежде всего Тантрического Писания, стройно и последовательно изложить Учение Тантры об Освобождении (Человека) в рамках общекультурного контекста на понятном и современном языке в связи с конкретными жизненными вопросами и потребностями — не только расширить научное знание о духовных основах величайших цивилизаций древности, но и осознать возможности «построения» подобной цивилизации в будущем. 

Читать далее

Статья 3.10.1. Что такое Сотериология?

«Поскольку ни одна религия не оставляет человека без надежды на спасение, то сотериология выступает основанием не только так называемых монотеистических, но и политеистических религий. Что касается Индии, то сотериология служит также отправным пунктом индийской философии, в центре которой всегда находился человек. В ранние эпохи не существовало различия между теологией и философией, поэтому практически невозможно провести черту, за которой религиозное учение о спасении становится философской проблемой о смысле бытия. Как мировоззренческая концепция эта идея была сформулирована уже в древней Индии и обозначалась как утрата человеком исходного единства с природой и прародителем-богом.
Спустя три тысячелетия проблема остаётся актуальной: современные мыслители говорят о необходимости восстановления связи человека с космосом, о переориентации людей с мирских ценностей на ценности трансцендентные. <…> Проведённое нами исследование индийской духовной культуры в её историческом аспекте позволяет утверждать, что в Индии как самой религиозной стране мира наряду с поиском вечности, достигающим апогея в постижении первоначального единства человека и Вселенной, всегда существовала теистическая вера в спасителя, любящего и милосердного Бога, способного избавить от греха и смерти. <…>. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью осмыслить генезис двух видов индийской сотериологии, взаимодействие которых послужило основой формирования величайшей духовной культуры. Истоки «освобождения» восходят к верованиям протоиндийцев с их концепцией единства женского и мужского начал, тогда как корни «спасения» следует искать в религии индоевропейцев с их основной идеей о борьбе добра и зла. Это значимо не только для обогащения наших знаний об истории и духовном наследии Индии, но способно пролить свет на культурное прошлое других азиатских стран. <…>.
На данный момент отсутствует осмысление сотериологии как основополагающей функции главных культурных феноменов Древности и Средневековья — религии и философии. До сих пор не была поставлена проблема соотношения двух вариантов сотериологии с протоиндийским и арийским началами в индийской культуре. <…>. Понимание индийской сотериологии как двухполюсного явления, истоки которого восходят к индоевропейской и протоиндийской культурам, расширяет научное знание о духовных основах этих величайших цивилизаций древности, а также позволяет по-новому взглянуть на генезис индийской культуры и её многосторонние связи с другими азиатскими культурами» (см. Куслий О.Н. Спасение и освобождение: сотериология в культуре Индии Древности и Средневековья. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. 2006г. Кемерово. Сайт www.cheloveknauka.com.).

Читать далее

Статья 3.10.2. Что такое Спасение и Освобождение? (ч.1).

«Даже на религиозном уровне спасение не является конкретно христианской идеей. Многие — хотя, следует подчеркнуть, не все — мировые религии имеют свои концепции спасения. Они сильно отличаются друг от друга в своем понимании того, как достигается спасение, и формы, которую оно принимает» (см. Алистер МакГрат. Введение в христианское богословие. Одесса. Изд. Богомыслие. 1998г. Сайт www.reformed.org.ua.).
«Три вида знания — естественнонаучное, религиозное, сакральное соответствуют трём различным состояниям человека (телесному, душевному и духовному). <…>. Все три данных вида знания (ниже естественное, естественное и сверхъестественное) объединяет одно общее духовное знание. Таким образом, сложность рационального понимания психологии спасения состоит в том, что её смысл раскрывается уму как бы не сразу, а только по мере продвижения ума по соответствующим ступеням и этапам усвоения соответствующего знания — естественнонаучного, религиозного, сакрального. Данные ступени во всех духовных традициях именуются посвящениями. Именно по этой причине с уровня рационального знания (естественнонаучного), недоступно религиозное и нравственное знание (душевное) и тем более сакральное (духовное). Именно это обстоятельство, связанное с несовпадением различных уровней знания, мировоззрений и точек зрения (телесной, душевной и духовной) и создаёт поле когнитивного хаоса и противоречий и в том числе религиозного характера, когда … сталкиваются разные уровни душевно-духовного знания. Таким образом, главной причиной непонимания человеком «телесным» человека «душевного» и «духовного», а «душевным» человеком человека «духовного» является пребывание их сознания на разных уровнях когнитивного и душевно-духовного совершенства с точки зрения ценностных установок» (см. Яцкевич К.В. Методологические основы нравственно-ориентированной христианской психологии. 2014г. Сайт www.b17.ru.).

Читать далее

Статья 3.10.2. Что такое Спасение и Освобождение? (ч.2).

«Какова конечная цель Йоги? В четвёртой, последней главе «Йога-Сутры» Патанджали тщательно прорабатывает этот вопрос и обозначает его как Кайвалья. Большинство переводчиков и комментаторов переводили этот термин как «одиночество», особенно те, кто симпатизировал дуалистической философии Патанджали. <…>. В своей книге «Крийя «Йога-Сутры» Патанджали и Сиддхов» [на русском языке 2011г.], я показал влияние Тантры в целом и Сиддханты, в частности, на философию и теологию Патанджали. Основываясь на этой новой перспективе, стало более предпочтительным другое значение слова «кайвалья» — это «абсолютная свобода». <…>. Термин «сиддханта» означает окончательный итог совершенствования или достижение Абсолюта. <…>. Кайвалья обращена к конечным знаниям. Она также является признаком начала проявления неограниченных возможностей. Понимание кайвальи как начала «абсолютной свободы» является синонимом с состоянием Сиддхов, которое снизошло на все уровни существа (совершенная сдача). Это приводит к всеобщему развитию на всех уровнях, а не просто к вертикальному восхождению из этого мира, как это бывает в большинстве духовных традиций. Только такая, всё в себя включающая, трансформация заслуживает обозначения термином «совершенство» (сиддхи). Этот мир внутренне божественен. Это наша коллективная божественная «грань», где Господь через нас реализовывает свой величайший потенциал. Следовательно, последняя глава ещё только будет написана всеми нами, когда мы реализуем наш эволюционный потенциал. В сутре IV.2. Патанджали информирует нас не только о возможности, но и вероятности, что человек как вид будет эволюционировать во что-то новое с возможностями и во сне нам не снившимися: «Трансформация в другие виды (происходит благодаря) огромным возможностям, свойственным Природе». <…>. Они [сиддхи] показали нам путь к такой полной отдаче и трансформации. Только тогда наш наивысший потенциал как человеческих существ будет реализован. Только тогда Кайвалья, Абсолютная Свобода, будет реализована» (см. М.Говиндан Сатчитананда. Понимание «Йога-Сутры» Патанджали. 2003г. Сайт www.babajiskriyayoga.net.).

Читать далее

Статья 3.10.3. Что такое Пробуждение и Просветление? (ч.1).

«Мы называем Будду пpобудившимся. Что такое пpобудившийся? Это пpобуждение пpедставляет собой на самом деле пpекpащение внутpенних сновидений. Внутpи нет сновидений. Ваши движения там есть, а сновидений нет. Это так, как будто на небе нет звезд; оно становится чистым пpостpанством. Когда нет сновидений, вы становитесь чистым пpостpанством. Эта чистота, эта невинность, это сознание без сновидений и есть то, что известно как Пpосветление — Пpобуждение. Столетиями одухотвоpенные лица во всем миpе, на Востоке и на Западе, утвеpждали, что человек спит. Иисус говоpил это, Будда говоpил это, Упанишады говоpили об этом: человек спит. Поэтому, когда вы спите ночью, вы спите в несколько большей степени; днем вы спите в меньшей степени. Hо одухотвоpенные утвеpждают, что человек спит. Это следует понять. Что это означает? Уже в нашем веке Гуpджиев утвеpждал, что человек спит» (см. Сновидение, пробуждение. (Ошо. Вигьяна Бхайрава Taнтpa. Книга Тайн. Том 1. Глава 6.). Сайт www.soznan.a7in.com.).
«Просветление, или Пробуждение, — это самое естественное качество жизни человека. В нём нет ничего экзотического или мистического. Это вы сами, ваше подлинное Я, ваша сущностная природа. И эта природа очень проста, естественна и грациозна. Вы по своей природе являетесь ничем иным как абсолютным, безграничным, бесконечным, чистым существованием, Бытием. Это не отделено от вас и не является чем-то новым, привнесённым или приобретённым. Это просто бытие тем, кем вы являетесь изначально. С реализацией пробуждения реализуется цель человеческой жизни. Наступает абсолютное удовлетворение и завершается поиск себя, смысла жизни, Бога. Начинается жизнь такой, какой она есть — естественной, полной, безграничной, абсолютной, свободной. Жизнь находит своё осуществление и конечную цель в реализации этой реальности человеческой природы. <…>. Не имеет значения, что вы ищете в жизни, к чему направлены ваши устремления, в чём вы ожидаете своё счастье — всё это находит своё осуществление только с Пробуждением, Просветлением, с полным Освобождением» (см. Что такое Пробуждение или Просветление? Сайт www.mahabon.blogspot.ru.).

Читать далее

Статья 3.10.3. Что такое Пробуждение и Просветление? (ч.2).

«Если вопрос «Что же такое Просветление?» был извечным, то ответ на него можно назвать извечной мудростью. Это и есть цель духовного путешествия, радикальное понимание, которое приходит в самое сердце человеческого опыта, озаряя собою каждую его грань, устраняя всякое сомнение относительно смысла существования и природы реальности. Речь идет не столько о фактическом знании, сколько о мудрости, не о многоучености, а об уверенности. Данная книга именно об этом. В ней собрано кое-что самое лучшее из обширной литературы, посвященной Просветлению, так что вы можете получить ясное представление о мудрости прошлых веков» (см. Что такое Просветление? Исследование цели духовного пути. / Под ред. Дж.Уайта. М. Изд-во Трансперсонального Института. 1996г., АСТ 2004г., 326 стр.).
«В этой книге Раджниш говорит о Боге, как о некоторой потенции, заложенной в самом человеке, как о некотором состоянии, которое он должен реализовать, о состоянии познания ИСТИНЫ как видения МИРА в его целостности и взаимосвязи, о состоянии любви как пребывании в гармонии с МИРОМ, о состоянии знания источника жизни, из которого вышел МИР, и самого бытия этим источником — источником «чистой жизненности», через который мы связаны со всем бытием и являемся им.
Ошо: Это очень древняя проблема: является ли Просветление внезапным или постепенным? <…>. Просветление является внезапным, оно и не может быть другим. Это прыжок! <…>. Просветленность и невежество абсолютно разделены, ото­рваны друг от друга. Необходим прыжок — прыжок, в котором прошлое исчезает полностью. Старое ушло, его больше нет; появилось новое, которого никогда еще не было» (см. Ошо. Вигьяна-Бхайрава-Тантра. Книга Тайн. 1993г, Нирвана. 2005г., 2008г.).

Читать далее

Статья 3.10.3. Что такое Пробуждение и Просветление? (ч.3).

«Высшая Истина недалеко. Она около вас, даже ближе чем вы сами, но все равно вы продолжаете упускать ее, и вы упускали ее на протяжении миллионов жизней. Это стало привычкой. До тех пор, пока эта привычка не будет сломана, эта близость остается далекой. До тех пор, пока вы не трансцендируете эту привычку, Бог, Истина, или как мы ее назовем, остается просто мифом, теорией, доктриной, верованием, но не опытом. До тех пор, пока Божественное не станет вашим опытом, вера бесполезна. <…>. Она делает вас знающим без Истинного Знания, дает вам ощущение знания без опыта Высшего Знания. <…>. Мы продолжаем спрашивать о Боге, существует ли Бог или нет, мы спорим много по этому поводу. Некоторые верят, а некоторые не верят, некоторые говорят, что это просто миф, некоторые говорят, что это истина, но они все зависят от писаний, ни у кого нет мгновенного опыта. Когда я говорю мгновенный опыт, то имею в виду опыт, который вырос в вас, или до которого вы сами доросли. Он настолько близок вам, что вы не можете понять, где заканчиваетесь вы, а где начинается ваш опыт.
Все, что есть — божественно. Бог означает все существование, целостность, океан, который окружает вас, океан жизни. Первое, что нужно помнить, когда мы входим в этот сокровенный поиск, в этот сокровенный опыт, который люди зовут Богом, Буддой, Нирваной, или который Иисус называл Царством Бога, имена могут отличаться, но все это означает одно и то же, так вот, первое, что нужно помнить: это не далеко, но там, где вы есть. Прямо сейчас вы сидите в нем, дышите в нем, через него. <…>.
Если все это помнить, то весь поиск становится качественно другим. Тогда вы не ищете нечто внешнее, нечто внутреннее, не ищете то, что произойдет в будущем. Это может произойти прямо сейчас, уже происходит. Тогда все становится просто» (см. Ошо. Семь шагов к Самадхи. М.Нирвана. 2000г. 368 стр.).

Читать далее

Статья 3.10.3. Что такое Пробуждение и Просветление? (ч.4).

«Западная психология и философия пришли к выводу, что существует нечто большее, чем сознание, ограниченное сферой, но для сознания за пределами сферы у нас не нашлось никакого иного термина, чем пустое «бессознательное». <…>. Восток гораздо дальше проник в это царство. Для него это уже не пустое бессознательное, а область бескрайних перспектив и бесконечных возможностей, все новых планов, все новых уровней, глубин, которые можно исследовать, измерить и, в определенной степени, сделать доступными. <…>. Цель или смысл Реализации состоит в том, чтобы выйти за пределы сознания, ограниченного сферой, пробудив в себе, в той или иной степени, сверхсознание. Таково наиболее простое объяснение Освобождения, Просветления, Реализации. Не трудно понять, что не может быть одной единственной Реализации, одного единственного уровня Просветления. Как мы увидим, есть множество Реализаций, множество уровней, множество возможностей в бескрайних пространствах Запредельного, поражающих воображение. <…>. Отличие Реализации в том, что здесь достижение, соединение и отождествление со Сверхсознательным является добровольным, преднамеренным, и когда осуществлено, происходит переход индивидуального самосознания из относительной сферы за ее пределы. Тогда оно более чем гениально. Тогда оно становится тем, что можно назвать Божественным, а личность выступает только как посредник в сфере относительного. Это несколько проясняет то, что мы понимаем под Реализацией, что может и должно быть достигнуто каждым, в ком есть устремленность и искренность» (см. Франклин Меррелл-Вольф. Смысл Реализации. 1951г. Сайт www.ariom.ru.).
«Человек рождается как возможность, а не как реальность. Он может стать чем-нибудь; он может достичь реализации своих потенциальных возможностей, а может и не достичь. Возможности могут быть использованы или не использованы. А природа не принуждает вас к Реализации. Вы свободны. <…>. Самореализация означает, что человек стал тем, чем он должен был стать. Он был рожден как семя, а теперь он расцвел. Он пришел к полному росту, к внутреннему росту, к внутреннему завершению. С того момента, когда вы почувствуете, что все ваши потенциальные возможности стали реальностью, вы будете находиться на вершине своей жизни, любви, самого существования. <…>. Когда я говорю о вашей самореализации, я не имею в виду, что вы должны стать великим поэтом или великим музыкантом. Я имею в виду, что вы должны стать тотальным, полным человеком. <…>.
Тантра не имеет отношения к какому-то частичному росту, она имеет отношение к вам как к тотальному существу. Так что основными являются три цели: вы должны быть центрированы, укоренены и уравновешены; то есть всегда должны быть в середине — и, конечно, без каких-либо усилий. Если для этого нужны усилия, то вы неуравновешены. И вы должны быть в покое — в покое во вселенной, дома в существовании, в экзистенции, и из этого будет следовать многое другое. Это основные потребности, потому что если эти потребности не удовлетворены, то вы являетесь человеком только по названию. Вы являетесь человеком как потенциальная возможность, а не как реальность. Вы можете им быть, вы имеете соответствующий потенциал, но потенциальность должна стать реальностью». (см. Ошо. Вигьяна-Бхайрава-Тантра. Книга Тайн. Нирвана. 2005г. Сайт www.litmir.co.).

Читать далее

Статья 3.10.4. Осознанность как сотериологическая концепция Тантры. (ч.1).

«Мы вполне могли бы сказать, что идея Христа о Небесном Спасении является внутренним состоянием Божественного Совершенства. <…>. Закон Христа — живой, вселенский и экспериментальный, и приводится в действие пробуждением духовного опыта в искателе не интеллектуальным изучением или следованием тем, кто сами не имели верного опыта. Это прямо пересекается с восточными учениями; эта Самореализация, чистое духовное Пробуждение, достигается праведным, и сама даёт ещё большую праведность. Более того, Самореализация является процессом подлинной внутренней духовной трансформации, которая должна быть изведана, чтобы стать понятной, поскольку это лежит вне области библейского описания или теологического определения. Так как это достигается по милости одной лишь Божественной Матери, то вполне определённо, что невозможно организовать или институализировать этот опыт в человеческих терминах. <…>.
Духовность Христа радикально отличалась от нашего современного понимания. Его Учение было динамичным и фокусировалось на опыте внутреннего очищения и трансформации, возвышении осознания искателя до состояния (не концепции или догмы) Самореализации. <…>. Центральным в его Учении было соображение, что женский аспект Бога, Богиня-Мать, является средством, благодаря которому происходит Самореализация и духовная эволюция в осознании Бога. Христос почитал Божественную Мать как Святой Дух» (см. Знание Реальности. / Пер. с англ. К.Григорьева. Новокузнецк. 1999г. Сайт www.sol.com.au.).
«Приближаются дни Тантры. Рано или поздно Тантра, впервые за историю человечества, проникнет в широкие массы, ибо время пришло… Тантра должна стать частью достояния человечества. Ее должны изучать во всех школах, колледжах, университетах, в каждом храме, каждой церкви, — Тантра должна присутствовать повсеместно! Человека необходимо учить тому, как использовать сексуальную энергию для движения к сверхсознанию. В прошлом подобный подход был весьма затруднителен, поэтому Тантра оставалась тайной наукой, доступной немногим.
Все мои усилия направлены на снятие мистического флера, которым окутали Тантру оккультисты прошлого. Тантра — это чистая наука! Постепенно увеличивается вероятность того, что к концу столетия Тантра распространится по всему миру. Впервые человечество готово воспринять ее мудрость. До сих пор лишь немногие адепты были готовы к восприятию Тантры. И Тантра придет с Запада. Она не придет с Востока, ибо Восток все еще живет в прошлом — по крайней мере в прошлом тысячелетии. <…>.
Осознанность — вот путь. Только одно извечно сохраняет свою ценность, и это одно есть осознанность. Не потакать и не отрекаться, но быть осознанным. Делайте, что делаете, но с полным осознанием происходящего. Если вас охватывает страсть, входите в нее в полной осознанности, и тогда страсть станет молитвой, полностью меняя свое качество. На Востоке мы называем такое качество Тантрой. Если вхождение в страсть осознанно, меняется само качество страсти. Это уже очень глубокое переживание жизни». (см. Ошо. Тантра: энергия и экстаз. Гелиос. 2001г. 112 стр.).

Читать далее

Статья 3.10.4. Осознанность как сотериологическая концепция Тантры. (ч.2).

«Слово «самопознание» является неправильным, но оно имеет дополнительное значение, оно говорит о чем-то, что является истиной. Вы можете познать себя в совершенно другом смысле, вы можете познать себя не так, как вы познаете все остальное. Есть техника, в которой говорится: Предположи, что ты созерцаешь нечто за пределами представления… Это невозможно, но именно поэтому это стоит делать, ибо в самом усилии что-то случится с вами. Эта осознанность является другим типом познания. Эта осознанность дает вам другое измерение существования. Познание бывает двух типов: познание объектов и познание субъективности. Познание известного, познаваемого, и позна­ние познающего. И человек может познавать миллионы и миллионы вещей, он может познакомиться со всем миром, но, если он не осознает познающего, он остается невежественным. Он может быть знающим, но он не будет мудрым. Он может собрать много информации, много знаний, но одного, того, что делает его знающим, будет недоставать — он не будет осознавать самого себя» (см. Ошо. Вигьяна-Бхайрава-Тантра.  Нирвана. 2005г.).
     «Tантра — это преображение. <…>. … это величайший баланс, который только возможен. <…>. Это величайшая гармония. <…>. Тантра говорит: Остерегайтесь потворства и остерегайтесь отречения. Опасайтесь того и другого: то и другое это ловушки. И в любом случае вы будете пойманы вашим умом. Где же выход? Тантра говорит: Осознание — это путь. Потворство механично, подавление механично, и то и другое механистические вещи. Единственный способ уйти от механистических вещей это стать осознанным. Тантра — это встреча с реальностью жизни. <…>. Осознанность привносит новое качество в вашу  жизнь. С осознанностью все начинает меняться, серьезно меняться. И не то, чтобы вы меняли их, нет, ни в коем случае. Осознающий человек ничего не меняет, лишь неосознающий человек постоянно пытается все изменить. Но ему никогда не удается ничего изменить, а осознающий человек просто видит, что происходят огромные перемены. Именно  осознанность приносит перемены, но не ваше усилие. Почему это происходит через осознанность? — потому что осознанность меняет вас. А когда вы другой, весь мир становится другим. Это не вопрос создания другого мира, это лишь вопрос создания другого в вас. Вы есть мир, поэтому если вы изменитесь, мир изменится. <…>. Вы создаете ваш мир. Мир — это ваша проекция. Тантра говорит: Осознанность — это ключ, главный ключ, который открывает все двери жизни». (Ошо. Видение Тантры. М. Нирвана. 1996г.).

Читать далее