3.1. Антология (Тантры)

Статья 3.1.7. Тантрология: частные исследования.

«С исчезновением системы атеистического воспитания, одной из целей которого провозглашалось воспитание научного мировоззрения, характерным для отечественного среднего и высшего образования является игнорирование научно несостоятельной информации. В таких условиях молчание школы по поводу ряда псевдонаучных идей и учений, популярных и широко представленных в информационной среде, воспринимается как отсутствие научных аргументов для их опровержения, подрывает доверие к слову учителя. Никем не опровергаемые, астрология, нумерология, библейская хронология, неэволюционное происхождение человека и множество других совершенно несостоятельных учений процветают и воспринимаются широкими массами как полноценные научные теории или, по крайней мере, как поля научных исследований. <…>.
В настоящее время философия все более отходит от наукоцентристской ориентации, признавая право на существование вненаучных способов познания, выходящих за рамки строго рационального взгляда на мир. Таким образом, философская мысль отражает широкую тенденцию роста мировоззренческой толерантности в обществе, как в масштабе нашей страны, так и всего мира. Проявлением указанной тенденции следует считать расцвет разного рода школ и учений, претендующих «либо на замещение нормативной науки в выполнении всех ее социальных функций, либо манифестироваться как именно та новая наука, которая должна возникнуть после преодоления ее отчуждения от архаичных стереотипов» (см. Ярмак Ю.Г. Формирование астрономических знаний у учащихся старших классов в условиях современной информационной среды. Диссертация. М. 2007г. 202 стр. Сайт www.dslib.net.).

Читать далее

Статья 3.1.8. Тантрология: Tantric Studies (тантрические исследования). (ч.1).

«Первым осмелился опубликовать серию работ по тантрийским текстам и философии Артур Авалон (Джон Вудрофф), который писал в предисловии к «Шри-чакра-самбхара-Тантре»: «Невежды… дают столько пищи для ложных суждений, что они (суждения) с готовностью подхватываются и именно они большей частью служат материалом для религиозной полемики. Тем не менее, я повторяю, что мы должны привлечь наш разум и чувство справедливости к тому, чтобы постараться понять всякую религию в ее высшем и чистейшем проявлении»» (см. Дандарон Б.Д. Махамудра как объединяющий принцип Буддийского Тантризма. Улан-Уде. 1971г. Сайт www.abhidharma.ru.).
«Мы должны отказаться от высокомерного отношения к «дикарям», утверждает Элиаде. Они ни в чем не хуже и не глупее, не ниже и не менее человечны, нежели так называемые «культурные белые народы Запада». Они абсолютно полноценны, их вселенная логична и прекрасна и во многих отношениях она богаче, полноценнее и ярче, чем плоские клише европейцев…» (см. Дугин А.Г. Мирча Элиаде — вечное возвращение. Finis Mundi. № 5. 1997г. Сайт www.arcto.ru.).
.«Собственно, именно Вудрофф и инициировал появление Тантрологии как отдельной, специфической области исследований… Фактически именно он ввёл феномен Тантры в научный оборот… Вудрофф был признан величайшим европейским учёным, писавшим на темы Тантризма… Парадоксальное положение Тантры во многом сохраняется. Несмотря на то, что слово «тантра» у всех на слуху, что многие её «знают», по существу, Тантра продолжает оставаться слабоизученным явлением. Тот же Фойерштайн отмечает, что, в отличие от буддийской Тантры (Ваджраяна), — исследователи которой, кстати, вовсе не спешат влиться в ряды тантрологов, — индуистская Тантра все ещё относительно плохо исследована… В 1980-1990-х гг. исследования Тантризма уже вполне вписываются в круг академических тем западной науки, доклады по Тантризму регулярно читаются на различных конгрессах индологов» (см. Пахомов С.В. Становление Тантрологии. Ж. «Религиоведение». 2004. №3. С. 48–57. Сайт www.wiki.shayvam.org).
«С 60-х годов, в результате накопления обширного фактического материала и научных наработок, формируется отдельная относительно самостоятельная научная дисциплина, предметом которой становится Тантризм. На Западе эта дисциплина получила название Tantric Studies, т.е. «тантрические исследования» (см. Семён Жаринов. Тантрология: Наука о Тантризме в России. 06.2012г. Философский портал «Арктогея». Сайт www. arcto.ru.).

Читать далее

Статья 3.1.8. Тантрология: Tantric Studies (тантрические исследования). (ч.2).

«Я тантрист. Я рассматриваю мир как рожденный Анандой и живущий Анандой, идущий от Ананды к Ананде. Ананда и Шакти — вот два действительно основополагающих принципа существования» (см. Шри Ауробиндо. Йогическая садхана. К. 1991г.). «Тантра — духовный путь, в основе которого лежит Сознание-Сила (почитаемая как Божественная Мать) как Высшая Реальность» (см. Шри Ауробиндо. Мать. / Пер. О.Сафронова. 29.05.2012г.). 
«Истина всегда является одной и той же независимо от того, какой она предстает перед естественными науками и ведическими или тантрическими мудрецами» (см. Хариш Джохари. Инструменты для Тантры. Чакры: энергетические центры трансформации. София. 2001г. 261 стр.).
«Мужество, согласно Ошо, — это величайшее качество в жизни, ибо без мужества нет свободы, а без свободы нет Истины» (см. А.Якунина. Духовные учителя Человечества XIX-XX вв. М. Пилигрим-пресс. 2007г.).
«По мнению Андре Паду, «Шакти — это основополагающий элемент тантрического представления о божестве и о мире» (Padoux A. Recherchez sur la symbolique et l’?nergie de la parole dans certains textes tantriques. Paris. 1963. P.47.). Понятие «шакти» фигурирует на всех уровнях и во всех аспектах Тантризма. Оно имеет мифологическое измерение, философско-теологическое, лингвистическое, психопрактическое и др.» (см. Пахомов С.В. Проблема определения и классификации тантрических школ. 06.07.2004г.).

Читать далее

Статья 3.1.8. Тантрология: Tantric Studies (тантрические исследования). (ч.3).

«Мы хотим, чтобы вы подходили к Тантре непредубежденно. Не нужно слепо принимать ее идеи. Просто усваивайте их. Вы должны сами путем личного опыта и постижения доказать себе, действительно ли они верны. Следует помнить, что Тантра — это в большей степени наука, чем что-либо другое. Она не просит вас просто верить во что бы то ни было. Это система типа «проверь и узнай». Только имея опыт можно поверить в то, что слышишь. Суть Тантры — в личном опыте посредством практики» (см. Свами Сатьянанда Сарасвати. Древние тантрические техники Йоги и Крийи. Т.2. Продвинутый курс. София. 2005г.).
«Тантра — это наука о личности… Тантра представляет собой ментальную науку, метапсихологию, метод для исследования ума и расширения границ человеческого восприятия» (см. Роберт Свобода. Агхора I. По левую руку Бога. Саттва. 1998г.).
«За этим очарованием Тантры находятся очень глубокие учения, включая некоторые из самых живых течений и разработанных практик в традиции Йоги… Хотя Тантра имеет многое, что может предложить каждому, мы должны научиться распознавать между тем, что является настоящей, и тем, что является поверхностной Тантрой, в противном случае любой может пасть жертвой искаженных представлений, множество которых мы можем наблюдать сегодня» (см. Фроули Дэвид. Тантра и неверные представления о ней: очищение сущности от заблуждений. Life Pozitive Magazine. Delhi. Jan. 2005 / Пер. А.Игнатьева. Сайт www.wiki.shayvam.org.).
«Система Тантра является составной частью Индуизма… Система Шакти является одной из наиболее важных восточных систем… Тантра-Шастра заслуживает самого тщательного и глубокого изучения. Фундаментальные идеи этой системы находятся в соответствии с разумом. Учения Тантр весьма правильны. Шакти-Тантра является Садхана-Шастрой Адвайта-Веданты. Это действительно глубокая и могущественная система… Тантра — это спасающая мудрость… спасительное знание, судно, которое благополучно доставляет душу в порт свободы» (см. Шри Свами Шивананда. Тантра-Йога. Нада-Йога. Крийя-Йога. Сборник. / Пер., прим., ред. А.П.Очаповский. Уфа. 2001г., 2007г.).
«Шестьдесят четвертая мандала. Тантра-Йога. Система Тантры — интегральная часть Индуизма, одна из наиболее важных восточных систем… Писания Тантры требуют внимательного и глубокого изучения. Фундаментальные идеи этой системы находятся в согласии со здравым смыслом. Учение Тантр очень верное. Это действительно глубокая и могущественная система… В некоторых своих аспектах Тантра — это тайная доктрина. Это Гупта-Видъя (тайное знание). Вы не сможете постичь ее изучением книг. Вам нужно получить знание и практику от тантрических ачарьев и гуру, владеющих ее ключами» (см. Свами Шивананда. Золотая книга Йоги. Йога-Самхита (Энциклопедия богопознания, самореализации и мудрости). Йога-Бхаван, Энига+. 2001г., Северная столица. 2004г.).
«…Посвящение укрепило мое уважение к Традиции, решимость обрести адекватное понимание и по достоинству оценить глубину учений Тантры как древней и утонченной религиозной Традиции, которой на протяжении многих веков следовали и которую высоко ценили множество искренних и замечательных людей» (см. Миранда Шо. Страстное просветление. Женщины в тантрическом Буддизме. Добрая книга. 2001г.).

Читать далее

Статья 3.1.8. Тантрология: Tantric Studies (тантрические исследования). (ч.4).

«Тантpизм пpедставляет собой «pасшиpение» или «последнее объяснение» тpадиционных учений, котоpые, будучи пеpвоначально даны в Ведах, впоследствии pазвивались в Бpахманах, Упанишадах и Пуpанах. Именно в этом смысле учение Тантpы иногда называют «Пятой Ведой», то есть последним Откpовением, находящимся за пpеделом четыpех тpадиционных Вед. <…> Наиболее высокая задача всего Тантризма заключается в достижении высшего состояния, понимаемого как совокупление Шивы с Шакти, это — импульс, напpавленный на то, чтобы воссоединить «бытие» (Шиву) и «могущество» (Шакти)» (см. Ю.Эвола. Йога могущества. / Пер. с ит. А.Карагодина. // Конец света. Эсхатология и традиция. М. 1997г. 1998г., ж. «Милый Ангел». №2 2000г. Сайт www.arcto.ru.).
«Джозеф Китагава отмечает, что для Элиаде «Индия была более чем местом для научного исследования. Он чувствовал, что где-то в Индии была скрыта тайна, и дешифровка ее должна открыть тайну его собственного существования» (Kitagawa J.M. Op. cit. P. 85). Как отмечает С.В.Пахомов: «Можно предположить, что опыт, приобретенный Элиаде во время прохождения им йогических «университетов», оказался решающим для формирования его взглядов на религиозные («сакральные») феномены» (Пахомов С.В. Элиаде и Йога. // Элиаде Мирча. Йога: бессмертие и свобода. СПб. 2004г. С. 6)» (см. Мирча Элиаде. Научный богословский портал «Богослов». Сайт www.bogoslov.ru.). 
«По словам Элиаде, «в те годы почти мистического восхищения Древним Востоком… мое усердие питала надежда, что в один прекрасный день я доберусь до скрытого источника всех этих традиций и разрешу все «тайны»; тайны религии, тайны истории, тайну человеческой участи». Такая установка, в конечном счете, привела к написанию фундаментальной работы по «Йоге и к реализации проекта сравнительной истории религии в «Трактате по истории религии» (см. Коростиченко Е.И.Памяти Мирчи Элиаде. Рецензия на: Элиаде М. Мемуары / [пер. с рум. А.Старостиной]. М. Критерион. 2008г. // Религиоведческие исследования. 2011г. №1-2 (5-6). М. 2011г. с. 172-182. Сайт www.religious.life.).
«Предисловие (С.В.Пахомов). Приведенный автором многообразный материал подводит его к мысли (которую он, правда, напрямую так и не высказывает, однако она, наверняка, созревает в уме многих читателей), что разнообразные практики индийцев, которые могут быть охарактеризованы как йогические, происходят, должно быть, из очень глубокой древности, возникли в среде, не имеющей ничего общего с древнеиндийской брахманистской средой (сравните с точкой зрения традиционалистов, высказанной в книге Б.В.Мартынова), а были частично заимствованы брахманами. Последние вследствие присущего им стремления к классифицированию и систематизации создали «Йога-Сутру» и другие тексты, сформировавшие отдельную брахманистскую систему. Собственно, средневековый индийский мистицизм же, в котором буддийский и индуистский Тантризм, Алхимия и Хатха-Йога практически не отделимы друг от друга, является порождением и продолжением древнейшей аборигенной культуры, получившим санскритоязычную оболочку» (см. Мирча Элиаде. Йога: бессмертие и свобода. / Пер. С.В.Пахомова. СПб. Лань. 1999г.).

Читать далее